Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Денежно-кредитная политика ЦБ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Денежно-кредитная политика ЦБ
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    01.01.2017 23:45:38
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

    1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики


    Денежно-кредитное регулирование является одним из инструментов государственной макроэкономической политики.Оно осуществляется путем разработки и реализации денежно-кредитной политики центрального банка.

    Денежно-кредитная политика - это комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных социально-экономических целей, мероприятий по регулированию денежного рынка, осуществляет государство через центральный банк страны.В таком определении сущность денежно-кредитной политики связывается с определенными общественными целями, с определенным монетарным механизмом их достижения (регулирование денежного рынка), с конкретной институциональной структурой, ответственной за ее проведение.Каждый из этих атрибутов конкретизируется в законодательных и нормативных актах государства.

    Увязывание денежно-кредитной политики с регулированием денежного рынка означает признание влияния ее не только на предложение денег, как это часто допускается в литературе, но и на спрос на деньги.И хотя механизм регулятивного воздействия на денежный спрос недостаточно развит и исследован, это не может быть основанием для исключения его из сферы влияния денежно-кредитной политики.Особенно это важно для стран с переходной экономикой, где спрос на деньги является слабо развитым и требует регулятивной поддержки.

    В литературе применяются и другие подходы к определению сущности денежно-кредитной политики.Представители одного из них трактуют монетарную политику слишком узко - как правительственную политику влияния на количество денег в обороте (27, с. 3-24).

    Представители другого подхода определяют ее слишком расширено - как один из секторов экономической политики высших органов государственной власти.В первом случае механизм монетарной политики ограничивается только влиянием на количество денег и явно обедняются его результативные возможности, во втором - не определен специфического характера монетарной политики, ее отличий от других секторов экономической политики, ее особого механизма воздействия на экономические процессы.

    Экономическое содержание денежно-кредитной политики заключается в том, что:

    1. Монетарная политика - одна из составляющих экономической политики государства;
    2. Монетарная политика обеспечивается присущими ей монетарными механизмами.

    Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, регулирующее эту сферу через свои органы - центральный банк и соответствующие правительственные структуры - министерство финансов, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным оборотом, Институты по страхованию депозитов, а также другие учреждения.Определяющая роль в осуществлении всего комплекса мероприятий государства в сфере денежного обращения и кредитных отношений принадлежит ее центральном банку.

    Государство создает общие условия для реализации денежно-кредитной политики, формирует нормативно-законодательную базу, определяет общую ориентацию функционирования финансово-кредитных учреждений и законодательные основы осуществления денежной эмиссии и выпуска ценных бумаг.

    Объектами, на которые направляются регулятивные меры денежно-кредитной политики, могут выступать:

    1. предложение денег;
    2. процентная ставка;
    3. валютный курс;
    4. скорость денежного обращения;
    5. уровень инфляции и тому подобное.

    Выбор объектов денежно-кредитного регулирования зависит от экономической ситуации в стране и означает, что центральный банк может, в зависимости от ситуации, осуществлять ориентацию на один из перечисленных выше объектов или даже несколько одновременно.

    В России главной уполномоченным государством учреждением, которое отвечает за разработку и реализацию монетарной политики отвечает Центральный банк Российской Федерации.

    Согласно статье75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право наосуществление денежной эмиссии (часть1) ивкачестве основной функции защита иобеспечение устойчивости рубля (часть 2) (18).

    Статус, цели деятельности, функции иполномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10июля 2002 года №86-ФЗ «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» идругими федеральными законами.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

    Развитая банковская система является необходимым условием нормального функционирования экономики, то есть функционирование субъектов хозяйственной деятельности и государственного бюджета. Только через совершенную банковскую систему можно осуществить реструктуризацию экономики в целом. Кроме того, надежный и развит банковский сектор играет чрезвычайно важную роль в стабилизации экономики страны. Без привлечения средств населения в банковский сектор невозможна финансовая санация предприятий, потребует фондов для функционирования и реструктуризации. Это обусловливает значимость банковской системы в формировании эффективных денежно-кредитных отношений.

    1.2. Инструменты денежно-кредитной политики

    Современная экономическая мысль независимо от его конкретного теоретического направления признает ответственность государства за состояние развития экономики страны, а, следовательно, и ее право влиять на экономическую жизнь общества.Сегодня все признают, что для реализации своего влияния на экономику государство должно разрабатывать соответствующую денежно-кредитную политику.

    Государственное регулирование денежной сферы в рыночной экономике означает совокупность мероприятий, которые проводит государство в денежном обращении с целью обеспечения постоянства национальной валюты, сдерживания инфляционного процесса и гибкого обеспечения денежной массой потребностей сферы обращения.

    Главным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Национального банка является имеющаяся наличная и безналичная масса в экономике.

    Главным субъектом денежно-кредитной политики Национальный банк (Центральный банк в случае с Россией).Кроме него, в выработке денежно-кредитной политики участвуют другие органы государственного регулирования экономики - министерства финансов, экономики, непосредственно правительство, Государственная Дума.

    Органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели, которые являются ориентирами для формирования целей денежно-кредитной политики (объем ВВП, размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень занятости и др.).

    Государственная Дума кроме того регулярно заслушивает доклады главы центрального банка Российской Федерации и получает информацию банка о состоянии денежно-кредитного рынка в России.

    В условиях рыночной экономики всем субъектам денежной сферы предоставляется относительная самостоятельность в осуществлении операций по кредитованию и расчетно-кассового обслуживания.

    Характерной особенностью промежуточных целей является то, что они устанавливаются на длительные временные интервалы, в течение которых могут быть реализованы.Так, оживление рынка в связи с ростом массы денег или снижением процентных ставок в краткосрочном периоде может привести к росту спроса и цен. И только при условии, что эти меры активизируют инвестиции, рост производства, будет обеспечено увеличение предложения, которое остановит рост цен и стабилизирует их.Однако для этого нужен длительный промежуток времени.

    Характерными признаками тактических целей является краткосрочность, реализация их оперативными мероприятиями исключительно центрального банка, многоаспектность, единство и определенная противоречивость.Эти особенности существенно затрудняют выбор и механизмы реализации тактических целей.Так, если изменение массы денег влияет на изменение совокупного спроса и касается всей макроэкономики, то изменения процентной ставки и валютного курса могут влиять не только на совокупный спрос, но и на интересы определенных групп экономических субъектов, и вызывать структурные изменения в экономике.Поэтому успех решения многих регулятивных задач зависит от правильного сочетания указанных тактических целей: изменениями процентной ставки или валютного курса можно локализовать инфляционный эффект от роста массы денег в обращении.

    Для достижения поставленных целей экономическая политика предусматривает широкий спектр мероприятий, которые будут влиять на экономическую жизнь общества.

    Первые три группы мер предусматривают решение относительно узких, локальных задач.Так, структурная политика предусматривает предоставление субсидий или других стимулов активизации развития относительно отсталых регионов (региональная политика) или определенных отраслей, секторов производства (секторальная политика);политика конкуренции.- Меры антимонопольного характера, свободного ценообразования, доступа на рынки всем предпринимателям, установления особых правил взаимоотношений там, где свободная конкуренция затруднена: в энергетике, сельском хозяйстве и т.д.;социальная политика - меры, направленные на обеспечение социального равенства и обеспеченности всех членов общества путем частичного перераспределения доходов.

    Особое место в экономической политике занимают мероприятия, относящиеся к конъюнктурной политики, реализуемой через регулятивное воздействие государства на рыночную конъюнктуру, соотношение совокупного спроса и совокупного предложения на рынках.Поскольку совокупный платежеспособный спрос образуется и реализуется в денежной форме в процессе формирования, распределения и использования национального дохода, конъюнктурная политика обеспечивается прежде всего государственным регулированием денежного обращения (16, с.52).

    По способу и характеру воздействия на поведение экономических субъектов все мероприятия конъюнктурной политики можно разделить на три группы:

    1. Фискальной политики;
    2. Денежно-кредитной (монетарной) политики;
    3. Прямого воздействия.

    Фискально-бюджетная политика- это совокупность методов государства в сфере налогообложения и государственных расходов.

    В зависимости от хозяйственной конъюнктуры рынка можно выделить следующие типы денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и методов регулирования.

    Денежно-кредитное регулирование является одним из инструментов государственной макроэкономической политики.Оно осуществляется путем разработки и реализации денежно-кредитной политики центрального банка.

    Государственное регулирование экономикой с помощью денежно-кредитных инструментов является воздействием на количество и цену (процентную ставку) ссудного капитала, для того чтобы в соответствии с целями государственной экономической политики, влиять на спрос и механизмы использования кредитов в экономике.

    Практически все инструменты монетарной политики оказывают косвенное и общее воздействие на экономику.Разрыв во времени между использованием того или иного инструмента денежно-кредитной политики и его эффектом является достаточно длительным, причем количественный результат применения этих инструментов трудно поддается предварительной оценке.

    Регулирования экономики с помощью денежно-кредитных методов предполагает создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает решения, отвечающие интересам государства.Это осуществляется через рынок ценных бумаг, изменение денежной массы, банковских резервов и процентных ставок.

    Рестрикционная денежно-кредитная политиканаправлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее про ведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

    Экспансионистская денежно-кредитная политикасопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.





    2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ


    2.1. Практика использования методов и применения инструментов денежно-кредитной политики в России

    Процесс разработки денежной кредитной политикой Банка России организован следующим образом:

    • Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;
    • Национальный банковский совет дает по проекту заключение;
    • Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банковского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;

    до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

    Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (26).

    Методы контроля и регулирования денежной массы включают в себя:

    • установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
    • определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
    • операции на открытом рынке;
    • рефинансирование банков и кредиты правительству;
    • валютные интервенции;
    • операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
    • установление целевых ориентиров роста денежной массы;
    • количественные кредитные ограничения;
    • эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

    Не смотря на этот перечень Банк России реализует денежно-кредитную политику в основном через управление процентными ставками. При этом, стремясь ограничить свое вмешательство в рыночные механизмы ценообразования, центральный банк непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочный сегмент однодневные ставки денежного рынка. Прочие процентные ставки в экономике, включая ставки по банковским кредитам и депозитам, доходности облигаций и другие ставки финансового рынка, определяются рыночными механизмами, однако на их динамику оказывает сильное влияние изменение уровня ставок денежного рынка. Таким образом обеспечивается перенос решений в области денежно-кредитной политики на экономику.

    Процесс реализации денежно-кредитной политики состоит из двух этапов. Первый определение на основе макроэкономического прогноза уровня ставок денежного рынка, согласующегося с достижением цели по инфляции. Банк России устанавливает ключевую ставку в качестве ориентира для ставок денежного рынка. Второй выстраивание системы инструментов и проведение операций таким образом, чтобы обеспечить сближение однодневных ставок денежного рынка с ключевой ставкой Банка России. Основой действующей системы инструментов Банка России является коридор процентных ставок, который ограничивает диапазон колебаний рыночной ставки вокруг ключевой ставки. Границы коридора заданы процентными ставками по операциям постоянного действия по предоставлению или изъятию ликвидности на срок 1 день. Ключевая ставка, задающая центр коридора, это процентная ставка по операциям Банка России на срок 1 неделя, проводимым на аукционной основе. С 5 мая 2017 года это значение составляет 12,5 %.

    Предоставляя или изымая ликвидность на аукционах по ставке, близкой к ключевой, Банк России стремится обеспечивать нахождение ставок денежного рынка вблизи центра процентного коридора. Объемы операций на аукционной основе определяются в зависимости от прогнозируемого спроса на ликвидность и ее предложения.

    Индикатором направленности денежно-кредитной политики Банка России является уровень ключевой ставки. Банк России не смягчает и не ужесточает политику, изменяя объемы проводимых операций. Применение тех или иных инструментов денежно- кредитной политики обусловлено ситуацией с ликвидностью банковского сектора (9, с.4).

    Значение этого инструмента состоит в следующем:

    • регулируя уровень процентных ставок по своим операциям, ЦБ РФ влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;
    • официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклоняться от рыночной в ту или иную сторону.

    В отечественной практике официальная ставка ЦБ РФ как метод денежно-кредитного регулирования начала использоваться с 1988 г. одновременное началом децентрализации банковской системы. Но поскольку отсутствовал механизм коммерческого кредитования и, следовательно, обращение коммерческих векселей, не был развит рынок ценных бумаг, базовой стала процентная ставка по прямым кредитам коммерческим банкам.

    Ставка рефинансирования это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Реформирование банковской системы, развитие межбанковского кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок.

    Развитие рынка ценных бумаги вексельного обращения позволили расширить понятие официальной процентной ставки в российской практике денежно-кредитного регулирования. В частности, в новом законодательстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансированием коммерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет, и переучет векселей. К инструментам денежно-кредитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по краткосрочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Центральным банком РФ разработан порядок представления переучетных и ломбардных кредитов (5, с.333-334).

    Переучетный кредит -это предоставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий-поставщиков по установленной ставке переучетного кредита. Кредит предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключенного с коммерческим банком.

    Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя у коммерческих банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.

    С 1996 г. Банк России предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты в целях регулирования их ликвидности.

    Рефинансирование коммерческих банков -это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты. Виды кредитов, используемых для рефинансирования коммерческих банков, представлены в табл. 2.1.

    Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России. Несмотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной.

    Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

    Виды кредита для рефинансирования коммерческих банков

    Таблица 2.1.

    Кредит Банка РоссииОснование предоставления кредитаСрок кредитаВнутридневной кредит «овердэй» Кредит овернайтПоложение Банка России «0 порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг»В течение операционного дня1 рабочий деньЛомбардный кредитПоложение Банка России «0 порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг»От 1 до 30 днейПереучетный кредитПоложение Банка России «0 проведении Банком России переучетных операций»От 10 до 90 днейКредит Банка РоссииОснование предоставления кредитаСрок кредитаКредит банку-санатору, осуществляющему мероприятия по санации проблемной кредитной организацииПоложение Банка России «0 порядке предоставления Центральным банком РФ кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации.До 1 годаКредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчикамиУсловия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками, утвержденные решением Совета директоров Банка РоссииДо 6 мес.Кредит на поддержание ликвидностиУсловия предоставления и погашения кредита Банка России на поддержание ликвидности, утвержденные решением Совета директоров Банка РоссииОт 1,2 мес. до 1 годаКредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банкаУсловия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка, утвержденные решением Совета директоров Банка РоссииДо 1 годаСтабилизационный кредитУсловия предоставления и погашения стабилизационного кредита Банка России, одобренные решением Совета директоров Банка России

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Денежно-кредитная политика ЦБ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.