Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Затраты (снижение)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Затраты (снижение)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    10.07.2018 16:10:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    1. Теоретические основы анализа затрат на производство и реализацию продукции предприятия5

    1.1. Экономическая сущность затрат5

    1.2. Методы анализа и планирования затрат9

    2. Анализ затрат предприятия ООО «новатекс»15

    2.1. Краткая экономическая характеристика15

    2.2. Оценка затрат на предприятии18

    3. Пути оптимизации затрат на производство и реализацию продукции предприятия26

    3.1. Мероприятия по совершенствованию затрат26

    3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий27

    Заключение31

    Список использованной литературы33

    приложение35


    Введение

    Затраты играют большую роль в деятельности предприятий. «Затраты для разных целей» - исходный принцип, положенный в организацию управленческого учета. Уровень затрат является критерием использования эффективных или неэффективных форм и методов хозяйствования и обусловлен сложившимися производственными отношениями. Предприятия в процессе хозяйственной деятельности осуществляют довольно сложный комплекс затрат.

    В условиях рыночной экономики предприятия сталкиваются с необходимостью самостоятельного регулирования политики в отношении цен, товаров, распределения продукции, организации рекламных мероприятий, персонала и так далее. Процесс разработки ценовой политики относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления, основанных на изучении конъюнктуры рынка (уровней и динамики цен на продукцию, формы ценовой и неценовой конкуренции, применяемые на данном рынке) и анализе финансовых показателей деятельности предприятия.

    Эффективная ценовая политика на предприятиях должна соответствовать тенденциям рынка и обеспечивать достижение наилучших результатов работы с учетом имеющихся ресурсов. Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности актуальная тема, представленная во 2 части проекта, который состоит из теоретической и расчетной части.

    Целью данного курсового проекта является разработка путей снижения затрат на производство и реализацию продукции.

    В связи с этим поставлены следующие задачи:

    раскрыть теоретические основы анализа затрат на производство и реализацию продукции предприятия;

    провести анализ затрат предприятия;

    - разработать пути оптимизации затрат на производство и реализацию продукции предприятия.

    Объектом исследования в работе является ООО «Новатекс».

    Предметом исследования является проект снижения затрат.

    Период исследования: 2013-2015гг.

    Курсовой проект состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы и приложений.

    При написании курсового проекта использовались федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ, положения и другие нормативные документы, учебники и учебные пособия таких авторов, как Шеремет А.Д., Савицкая Г.В., Ефимов О.В., Керимов В.Э., Лихачева О.Н., Н.В., Воронова Е.Ю. Атласкирова М.Н., Фирсова И.А., Панферова О.О. и др., монографии и статьи, послужившие теоретической и методологической базой исследования издержек производства и ценообразования в Российской Федерации.

    В качестве источника информации использованы данные годовой бухгалтерской отчетности, организационно-правовая и распорядительная документация предприятия.

    1. Теоретические основы анализа затрат на производство и реализацию продукции предприятия

    1.1. Экономическая сущность затрат

    Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.

    Затраты играют большую роль в деятельности организации. От величины затрат зависит финансовый результат от продажи готовой продукции, выполнения работ, услуг. Ведь финансовый результат определяют как разницу между выручкой от продажи продукции без вычетов, предусмотренных законодательством и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции, оказывают непосредственное влияние на себестоимость. Перечень затрат строго регламентирован.

    В экономической литературе и на практике наряду с термином «затраты» повсеместно используются и такие, как «расходы» и «издержки». Причем многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Между тем фактически эти понятия имеют разное экономическое содержание. Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях:

    - затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции за определенный период.

    - объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.

    - определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и ее реализации в целом по предприятию или по производственным подразделениям предприятия.

    Задачами исследования анализа затрат на производство являются:

    - оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,

    - оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,

    - определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых,

    - оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий,

    - выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.

    Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции. Лишь в момент продажи предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы.

    Понятие «расходы» часто принимают идентичным понятию «выплаты». Однако разница между этими терминами есть. Выплаты представляют собой фактический расход наличных денежных средств (например, покупка за наличные), а расходы - это как оплата наличными деньгами, так и покупка в кредит. Следовательно, понятие «расходы» шире понятия «выплаты».

    Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на: расходы по обычным видам деятельности; операционные расходы; внереализационные расходы; чрезвычайные расходы.

    Издержки - это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия. Не случайно на практике не приняты выражения «материальные издержки», «издержки труда» - ни материальные ресурсы, ни труд не относятся к финансам. Издержки в буквальном смысле этого слова представляют собой совокупность перемещений финансовых средств и относятся или к активам, если способны принести доход в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет и уменьшится нераспределенная прибыль предприятия за отчетный период. Издержки упущенных возможностей выступают как потери дохода при выборе одного из способов осуществления хозяйственной деятельности.

    Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии.

    Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.

    Основной задачейпланированиязатратявляется определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.Планирование один из элементов управления, включающий в себя выбор цели предприятия и средств для ее достижения.

    Планированиенаводит мост между существующим положением и тем, которого мы хотим достичь. Основная задачапланирования - сведение к минимуму риска предпринимательства. Краткосрочные планы составляются на месяц, квартал, год, долгосрочные (перспективные) определяют направления развития предприятия в течение 3-5 лет и более.

    Избирая тот или иной курс действий, особенно предусматривающий вовлечение ресурсов в производство на длительный период, руководство предприятия должно составить четкое представление о том, какихзатратпотребует этот курс, какого технического и кадрового потенциала, какие последствия повлекут за собой возможные изменения внешней среды.

    Каждому рассматриваемому варианту действий соответствуют определенныезатраты, уровень которых необходимо рассчитать на стадиипланирования.Планирование затратзаключается в выявлении состава затрати их количественной оценке. Оно осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли, а также для контроля за рациональным использованием ресурсов.

    Припланированиирешаются следующие задачи:

    - расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;

    - определение общего объемазатратна производство;

    - исчисление себестоимости по видам продукции.

    Плановый объемзатратрассчитывают исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

    1.2. Методы анализа и планирования затрат

    Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация.

    По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на: снабженческо-заготовительные; производственные; коммерческо-сбытовые; организационно-управленческие.

    Установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда с отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

    Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия.

    Статья затрат - совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование.

    Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой затрат.

    Согласно п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» «для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно». При этом существует типовая номенклатура статей:

    1. Сырье и материалы;

    2. Возвратные отходы (вычитаются);

    3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий;

    4. Топливо и энергия на технологические цели;

    5. Заработная плата производственных рабочих;

    6. Отчисления на социальные нужды;

    7. Расходы на подготовку и освоение производства;

    8. Потери от брака;

    9. Общепроизводственные расходы;

    10. Прочие производственные расходы;

    11. Общехозяйственные расходы;

    12. Коммерческие расходы.

    Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).

    Прямые затраты - это затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на основе первичных документов (накладных, нарядов и т.д.).

    На практике сложно отнести определенный вид или статью затрат однозначно к прямым или косвенным.

    В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на «затраты на продукт» и «затраты (расходы) периода». «Затраты на продукт» непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. Они имеют место при наличии производства и в большей части отсутствуют при свертывании производства. «Затраты (расходы) периода» являются функцией отчетного периода, они связаны скорее с длительностью отчетного периода, чем с выпуском и продажей продукции. Таким образом, затраты (расходы) периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного периода.

    Рассмотрим нормативное регулирование использования данной классификации. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п.4) «... расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

    1. расходы по обычным видам деятельности;
    2. прочие расходы.

    Таким образом, именно управленческие и коммерческие расходы в соответствии с российским законодательством в области бухгалтерского учета могут признаваться расходами периода и, как следствие, списываться на финансовые результаты в периоде их возникновения. Выбор того или иного порядка признания управленческих и коммерческих затрат представляет собой право предприятия, и выбранный вариант должен закрепляться в таком внутреннем документе предприятия, как его учетная политика.

    Таким образом, деятельность фирмы связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано фирмой. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукцией (работ, услуг), называется себестоимостью.

    К методу анализа затрат можно отнести системный комплексный подход к изучению объекта исследования, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами имеющейся информации об объекте. Для осуществления анализа искусственно выделяют отдельные процессы и рассматривают влияние на них разных факторов с тем, чтобы в конце исследования раскрыть их взаимосвязь и влияние на конечные результаты деятельности.

    Финансовый анализ проводится с помощью разного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.

    Предикативные модели - это модели прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного характера.

    Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными с учетом плановых заданий (бюджета). Эти модели используются во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов и к анализу отклонений фактических данных от их нормативов.

    Анализ структуры и динамики какого-либо показателя, характеризующего деятельность предприятия рассматривается по определенному алгоритму, например, абсолютное отклонение затрат исчисляется по формуле:

    ±З = З1 З0 (1)

    где З1 затраты (расходы) отчетного периода;

    З0 затраты (расходы) базисного периода;

    ΣЗ затраты (расходы), произведенные в отчетном периоде всего.

    Изменениекаждого вида затрат относительно его общей величины расходов определяется по формуле:

    ΔЗ = З1 / УЗ * 100 (2)

    Изменениекаждого вида затрат относительно его базисного показателя определяется по формуле:

    ΔЗ = З1 / З0* 100 (3)

    Анализ влияния на прибыль такого фактора как себестоимость продукции, определяется по формуле:

    ΔПп(с) = В1 * (УС1 - УС0) / 100(4)

    где ΔПп - степень влияния фактора на прибыль от продаж;

    В1 и В0 - отчетная и базисная выручка;

    УС1 и УС0 - уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

    Эффективность финансового анализа непосредственно зависит от полноты и качества используемой информации.

    При разработке информационного обеспечения финансового анализа следует учитывать различные цели его проведения. К тому же требования пользователя результатами анализа в значительной степени определяют методы и приемы финансового анализа, а также объем информации, необходимой для исследования.

    Анализ себестоимости продукции, работ, услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы, дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции (услуг).

    В зависимости от цели планирования затрат на производство используют калькуляционный метод и метод сметного планирования.

    Калькуляционный метод планирования себестоимости это метод планирования себестоимости единицы продукции по статьям калькуляции.

    Составление плановой калькуляции необходимо, чтобы определиться с себестоимостью единицы изделия и принять решение о плановой цене продукции или целесообразности реализации продукции по предложенной цене.

    В плановую производственную себестоимость продукции включают только производительные затраты, то есть затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

    Непроизводительные затратыявляются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, не предусмотренные технологией потери от брака, оплата сверхурочных и т.п.).

    Плановые суммы прямых статей калькуляции, как правило, определяют нормативным методом. Для этого на предприятии разрабатывается необходимая нормативная база. Величина прямой статьи затрат при использовании данного метода рассчитывается по формуле

    Спр = Н × Х, (5)

    где Спр плановое значение прямой статьи затрат;

    Н установленная норма расхода ресурса на единицу продукции;

    Х затраты на единицу ресурса.

    При планировании косвенных статей калькуляции сначала составляют смету косвенных расходов на период, а затем включают их в плановую себестоимость конкретного изделия пропорционально принятому базису.

    Далее проведем анализ и планирование затрат и результатов деятельности предприятия ООО «Новатекс».

    2. Анализ затрат предприятия ООО «новатекс»

    2.1. Краткая экономическая характеристика

    Общество с ограниченной ответственностью «Новатекс» (в дальнейшем Общество) учреждено 1997г.

    В своей деятельности Общество руководствуется действующим законодательством, в частности ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», договором об учреждении общества и Уставом Общества.

    Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество. ООО «Новатекс» имеет самостоятельный баланс, расчётные и другие счета в ЗУБ СБ РФ, печать.

    Место нахождения общества: г. Екатеринбург, Арамильский тракт, 21км.

    ООО «Новатекс» - компания-производитель качественной одежды для рыбалки, охоты и отдыха на природе.

    Компания ООО «Новатекс» сегодня:

    1. это передовые технологии производства
    2. это десятки представителей по всей территории России и ближнего зарубежья
    3. интернет-магазин для розничных покупателей
    4. крупный экипировочный центр в Екатеринбурге

    Для того чтобы оценить финансово-хозяйственную деятельность ООО «Новатекс» проведен анализ данных баланса по форме №1, которая представлена в Приложении 2, и форме № 2 Приложение 3.




    Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели за 2013-2015 гг.

    Показатели2013г2014г2015гИзмененияабсолютные (+,-)относительные (%)2014 г к 2013 г.2015 г к 2014 г2014 г к

    2013г.2015 г к

    2014 гВыручка от продажи тыс.руб.21126254873215043616663120,6126,1Себестоимость продукции, работ, услуг, тыс. руб.16976198772508829015211117,1126,2Среднесписочная численность работников, чел.11512212573106,1102,5 Годовой фонд оплаты труда, тыс.руб.778691281201013422882117,2131,6Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.144001506015580660520104,6103,5Фондоотдача (руб./руб.)146716922063225371115,4121,9 Фондоёмкость (руб./руб.)681,6590,8484,6- 91,1- 106,286,782,0 Балансовая прибыль,тыс.руб.41935610706214171452133,8125,9 Прибыль от реализации продукции работ, тыс.руб.39155458685815431400139,4125,7Общая рентабельность, % 24,428,228,13,8-0,1хх Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, %24,027,327,13,3-0,1хх

    Проводя краткий анализ технико-экономических показателей ООО «Новатекс» за 2013-2015 годы можно отметить повышение эффективности его деятельности и ростом балансовой прибыли, ради которой и осуществляет деятельность любая коммерческая организация. Темпы ее роста: в 2014 году по сравнению с 2013 годом балансовая прибыль выросла на 1417 тыс.руб., или на 33,8%, то в 2015 году по сравнению с 2014 годом рост составил 1452 тыс.руб., или 25,9%. Эти изменения произошли из-за подобного изменения в темпах роста прибыли от реализации продукции основном источнике доходов ООО «Новатекс». В 2014 году по сравнению с 2013 годом прибыль от реализации продукции выросла на 1543 тыс.руб., или на 39,4%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом рост на 1400 тыс.руб., или на 25,7%.

    Основной причиной роста обоих видов прибыли является увеличение темпов роста объема выпускаемой продукции и оказанных работ и услуг. Такой вывод можно сделать на основе следующего небольшого исследования. В 2014 году по сравнению с 2013 годом выручка от реализации выросла всего на 20,6%, выручка в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла на 26,1%.

    При анализе себестоимости стоит отметить и рост себестоимости в 2014 году к 2013 году на 17,1%, ниже роста выручки за этот же период, а в 2015 году рост себестоимости на уровне роста выручки 26,2%.

    Численность работающих на протяжении трех лет возрастает с 115 человек в 2013 году до 122 человек в 2014 году и до 125 в 2015 году. Такую же закономерность показывает и годовой фонд оплаты труда в 2014 году на 17,2%, в 2015 году на 31,6% и приводит к росту затрат Общества, но это нельзя рассматривать, как однозначно негативный фактор. Так как если растет объем продаж, то естественно, растет потребность в работниках, которым надо платить заработную плату.

    Еще один вид производственных факторов, который анализируется в таблице - это основные средства. При этом фондоотдача увеличилась, с 15,4% в 2014 году до 21,9% в 2015 году. В относительном выражении прирост основных средств в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 4,6%, а в 2015 году 3,5%. А вот Фондоёмкость на протяжении всего анализируемого периода снижается с 86,7% до 82,0%.

    В целом по итогам краткого анализа технико-экономических показателей за три последних года можно сделать вывод о росте эффективности деятельности ООО «Новатекс». Эффективность работы подтверждается ростом рентабельности, как общей, так и от реализованной продукции с 24% - 2013 г. до 27-28% - 2014-2015гг., это характеризует стабильность работы предприятия.

    2.2. Оценка затрат на предприятии

    При планировании, учете затрат на производство и калькулирования полной себестоимости продукции и работ в ООО «Новатекс» применяется следующая номенклатура статей:

    1. Прочие основные материалы.

    2. Транспортные расходы.

    3. Возвратные отходы.

    4. Топливо и энергия.

    5. Расходы на оплату труда производственных рабочих.

    6. Отчисления на социальное страхование.

    7. Потери от брака продукции.

    8. Прочие производственные расходы.

    9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

    10. Общепроизводственные расходы (цеховые).

    11. Общехозяйственные расходы.

    Проведем вертикальный анализ структуры затрат ООО «Новатекс» в части постоянной и переменной составляющих за 3 года.

    Таблица 2.2 - Структура и состав постоянных и переменных затрат в 2013-2015гг.

    Показатели2013г% в структуре2014г% в структуре2015г% в структуреАмортизация ОС16409,517258,617967,1Расходы на сырье и материалы12507,29804,99903,9Управленческие расходы1200,71270,61600,6Оплата труда778645,1912845,41211047,5Отчисления на соцстрахование и соцнужды202411,7231011,5296511,7Коммунальные платежи по АУП6783,916148,021858,6Итого по пост. затратам1349878,11588479,02020679,4Прочие расходы1801,0450,2630,2Коммунальные платежи цехов359820,8412020,5504219,8Коммерческие затраты140,1250,1440,2Проценты к уплате00,0400,2900,4Итого по перем.затратам379221,9423021,0523920,6Итого затрат17290100,020114100,025445100,0

    Проведенный анализ показал, что постоянные затраты занимают в общей структуре значительную долю 78,1 - 79,4%%. В том числе основную долю в постоянных затратах занимает оплата труда и отчисления на соцстрахование и социальные нужды в 2013 г 56.8%, в 2014г 56,9% и в 2015г 59,2 %.

    Это объясняется увеличением численности работников предприятия и ростом заработной платы. В то же время по затратам на сырье и материалы произошло снижение с 7,2% до 3,9%, это произошло за счет изменения технологии, применения в производстве более экономичных по стоимости материалов. Постоянная часть коммунальных платежей, относящаяся к содержанию АУП и вспомогательных цехов (гаража и ремонтного цеха), увеличилась за счет роста цен на коммунальные платежи с 3,9% до 8,6%.

    В переменных затратах процентное соотношение в структуре практически остается на одном уровне. И хотя по коммунальным платежам также наблюдаем рост, но дополнительные затраты на рекламу и оплату процентов по кредитам в 2015г. повлияли на процентную долю их в структуре переменных затрат.

    Так же рассмотрим горизонтальный анализ по тем же показателям, но в разрезе общей структуры затрат, чтобы проанализировать динамику изменения состава затрат (таблица 2.3).

    Таблица 2.3 - Динамика изменения состава затрат в 2013-2015гг.

    ПоказателиГодыАбсол. Откл.Относит. откл.2013201420152014 к 20132015 к 20142014 к 20132015 к 2014Амортизация ОС1640172517968571105,2104,1Расходы на сырье и материалы1250980990-2701078,4101,0Управленческие расходы120127160733105,8126,0Оплата труда778691281211013422982117,2132,7Отчисления на соцобеспечение и соцнужды202423102965286655114,1128,4Коммунальные платежи 42765734722714581493134,1126,0Прочие расходы1804563-1351825,0140,0Коммерческие затраты1425441119178,6176,0Проценты к уплате0409040500,0225,0Итого затрат17290201142544528245331116,3126,5

    В результате проведенного анализа отметим рост затрат на 16,3% в 2014г в сравнении с 2013г, на 26,5% в 2015г в сравнении с 2014г, соответственно на 2824 тыс.руб. и 5331 тыс.руб. Наибольший рост приходится на оплату труда и отчисления на соцобеспечение на соцнужды. Но в то же время в 2014 и 2015гг значительно увеличились на 78,6% и 76,0% коммерческие затраты, в основном вложения в рекламу и маркетинговые исследования, возросли затраты на оплату процентов, т.к. в 2013г предприятие получило кредиты в декабре месяце и соответственно уплата прошла в 2014г, в 2015г из-за дополнительного увеличения кредитов рост данных затрат произошел на 125%.

    Следует отметить снижение расходов на сырье и материалов, и прочих расходов. Прочие затраты в 2014г снизились на 135 тыс.руб. из-за значительного сокращения договоров, не связанных с основным видом деятельности, в 2015г данное положение изменилось за счет оказания консультационных услуг, как дополнительного вида деятельности.

    При анализе структуры себестоимости продукции по элементам затрат за 2013-2015 г.г. в 2015 году было выявлено, что наибольший удельный вес в себестоимости занимают такие статьи, как «оплата труда» и «коммунальные затраты». Так как эти статьи более сложно изменить, особенно коммунальные затраты, т.к. рост этого элемента, в основном, происходит за счет роста цен. Но в этом случае необходимо совершенствовать технологический процесс производства бурового оборудования, таких как, турбобуры, производить модернизацию оборудования. По статье «оплата труда» изменение можно достичь за счет роста производительности труда.

    Расчет и анализ рентабельности затрат и продаж представлен в таблице 2.4.

    Таблица 2.4 - Расчет и анализ рентабельности затрат и продаж

    Показателипериодабсол.откл.2013г.2014г.2015г.2014г к 2013г2015г к 2014г1. Выручка от продажи, тыс. руб.211262548732150+4361+66632. Себестоимость продукции, тыс. руб.169761987725088+2901+52113. Коммерческие расходы,

    тыс. руб.142544+11+194.Управленческие расходы, тыс.руб.120127160+7+335. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. (2+3+4) 171102002925292+2919+52636. Прибыль от продажи тыс.руб. 401654586358+1442+9007. Рентабельность затрат (6/5*100%)23,427,225,2+3,8-2,08. Рентабельность продаж по прибыли от продажи (6/1*100%) 19,021,419,82,4-1,6

    Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о росте уровня рентабельности затрат и рентабельности продаж и в 2014 и 2015 годах.

    Это обусловлено наибольшими темпами прироста прибыли от продажи продукции в 35.9% (1442/4016*100%) и 16,5% (900/5458*100%) соответственно по сравнению с темпами роста затрат 17,1% (2919/17110*100%) и 26,3% (5263/20029*100%).

    Рентабельность затрат выросла в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 3,8% и составила 27,2%, т.е. получено 27,20 копеек с одного рубля затрат. В отчетном 2015 году по сравнению с предыдущим на 2,0% и составила 25,2%, т.е. предприятие получило 25,20 копеек прибыли с одного рубля затрат.

    Рентабельность продаж, соответственно выросла на 2,4% и составила в 2014 году 21,4%, т.е. предприятие получило 21,40 копеек прибыли с одного рубля продаж. В 2015 году наоборот снижение на 1,6%, что объясняется темпами роста затрат. Изменение уровня рентабельности продаж произошло в результате воздействия следующих факторов:

    - Изменение цен на реализованную продукцию привело к росту рентабельности продаж предприятия на 13,8% и 16,3%:

    в 2014 году ∆k(N) = ((25487 17110) /25487) ((21126 17110) /21126) =13,8%

    в 2015 году ∆k(N) = ((32150 20029) /32150) ((25487 20029) /25487) =16,3%

    - Изменение себестоимости реализованной продукции привело к снижению рентабельности продаж предприятия на 11,4% и 16,3%:

    в 2014 году ∆k(S) == ((25487- 20029) /25487) - ((25487 17110) /25487) =-11,4%

    в 2015 году ∆k(S) = ((32150-25292) /32150) - ((32150 20029) /32150=-16,4%

    - Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности

    продаж:

    в 2014г - ∆k(N)+ ∆k(S)= 13,8+(-)11,4=(-)2,4%.

    в 2015г - ∆k(N)+ ∆k(S)= 16,3+(-)16,4=(-)0,1%.

    Результаты факторного анализа показывают, что изменение себестоимости реализованной продукции оказало влияние на уровень рентабельности продаж, чем изменение цен реализации. Основными путями повышения рентабельности затрат являются снижение затрат на единицу или на один рубль продукции, улучшение использования производственных ресурсов (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости), рост объема производства.

    В ООО «Новатекс» учет затрат на производство и реализацию товаров (работ и услуг) осуществляется на основе первичной учетной документации, оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами. Первичная документация составляется с обязательным кодированием, обеспечивающим учет по видам работ (в необходимых случаях в разрезе статей и элементов затрат.

    Выполним анализ соотношение переменных и постоянных затрат на производство в следующей таблице 2.5.

    Таблица 2.5 - Анализ соотношения переменных и постоянных затрат

    Показатели На 31.12.2013 годНа 31.12.2014 годНа 31.12.2015 годИзменение 2014/2013Изменение 2015/20141.Выручка от реализации, тыс. руб. 211262548732150+4361+66632.Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб.169761987725088+2901+52112.1.Переменные затраты, всего37924230523943810092.2. Постоянные затраты, всего134981588420206238643223.Порог рентабельности, тыс. руб.1646119137,324054,82676,34917,54.Запас финансовой прочности, тыс. руб.46656349,78095,21684,71745,55.Операционный рычаг4,523,793,81-0,730,02

    Порог рентабельности = Постоянные расходы / Кваловой маржи

    ПР 2013 = 13498 / 0,82 = 16491

    ПР 2014 = 15884 / 0,83 = 19137,3

    ПР 2015 = 20206 / 0,84 = 24054,8

    Кваловой маржи= Валовая маржа / Выручка от реализации

    Квм 2013 = 17334 / 21126 = 0,82

    Квм 2014 = 21257 / 25487 = 0,83

    Квм 2015 = 26911 / 32150 = 0,84

    Валовая маржа = Выручка от реализации Переменные затраты

    Вм 2013 = 21126 3792 = 17334 тыс. руб.

    Вм 2014 = 25487 4230 = 21257 тыс. руб.

    Вм 2015 = 32150 5239 = 26911 тыс. руб.

    Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - Порог рентабельности

    ЗФП 2013 = 21126 16491 = 4665

    ЗФП 2014 = 25487 19137,3 = 6349,7

    ЗФП 2015 = 32150 24054,8 = 8095,2

    Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:

    ,

    где:

    L сила воздействия операционного рычага;

    М маржинальный доход;

    П валовая прибыль;

    В выручка от реализации;

    Зпер переменные затраты на весь выпуск;

    Зпост постоянные затраты на весь выпуск.

    L 2013 = (21126 3792) / (21126 3792 - 13498) = 4, 52

    L 2014 = (25487 - 4230) / (25487 4230 - 15884) = 3, 79

    L 2015 = (32150 - 5239) / (32150 5239 - 20206) = 3, 81

    Как видно из данных таблицы 5, запас финансовой прочности у предприятия за 2015 год увеличился на 1745,5 тыс. руб. Сила операционного рычага имела тенденцию к снижению на 0,73 в 2014 год, а в 2015 году выросла на 0,02. Порог рентабельности также вырос в 2015 году на 4917,5 тыс. руб.














    3. Пути оптимизации затрат на ПРОИЗВОДСТВО И реализацию продукции предприятия

    3.1 Мероприятия по совершенствованию затрат

    Анализ затрат показал: существование наиболее затратных статей и наиболее затратных элементов в каждой группе затрат. На основании данных можно сделать вывод, что первое место в структуре затрат занимают затраты на оплату труда (47,5%), второе - отчисления на социальные нужды (11,7%), третье прочие затраты (9,2), четвертое амортизация (7,1%) и пятое материальные затраты (3,9%)

    Исходя из чего, рассмотрим методы оптимизации затрат на предприятии ООО «Новатекс», которые в самом общем виде представлены в таблице 3.1.

    Таблица 3.1 - Методы оптимизации затрат на предприятии ООО «Новатекс»

    Статьи затратМетоды сниженияМатериальные затратыВыбор поставщиков с более низкой ценойЗатраты на оплату трудаОптимизация работниковОтчисления на социальные нуждыНа прямую зависят от затрат на оплату трудаПрочие затратыСокращение транспортных расходов.

    Из таблицы следует, что почти каждая статья затрат имеет свои методы снижения. Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство занимают материальные затраты, поэтому и методов снижения по данной статье больше.

    Как ранее показал анализ себестоимости, наибольший удельный вес в структуре затрат на производство занимают материальные затраты, большая половина которых это материалы.

    1) Выбор поставщиков с более низкой ценой положительно влияет на себестоимость продукции. Это происходит за счет поступления материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

    2) Оптимизация работников происходит за счет автоматизации и механизации производственных процессов, что дает возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве. Это приводит к сокращению численности работников, следовательно, снижаются затраты на оплату труда.

    3) Отчисления на социальные нужды на прямую зависят от затрат на оплату труда. Следовательно, если снизятся затраты на оплату труда, то и уменьшатся отчисления на социальные нужды.

    4) Сокращение транспортных расходов происходит за счет простоев транспорта, сходы с линии, длина пути маршрутов. Это позволит снизить прочие расходы предприятия.

    5) Оптимизация канцелярских расходов снижается за счет покупки более дешевых канцелярских принадлежностей.

    3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий

    Рассмотрим экономическую эффективность от рассмотренных выше методов оптимизации затрат.

    На основании изложенных выше мероприятий рассчитаем экономическую эффективность методов оптимизации.




    Таблица 3.2 - Экономическая эффективность предложенных к реализации мероприятий по оптимизации материальных затрат

    Методы оптимизации Базовый период (2015г.)Прогнозируемый периодИзмененияПоставщики с низкой ценой 312249-63Оптимизация величины запасов 258198-60Итого570447-123

    Проанализировав методы оптимизации материальных затрат можно сказать, что если найти поставщиков с более низкой ценой, чем сейчас, то затраты снизятся на 63 тыс. руб. и в прогнозируемом периоде составят 249 тыс. руб. по сравнению с базисным 312 тыс. руб. Если провести оптимизацию величины запасов, то затраты снизятся на 60 тыс. руб., следовательно, сумма материальных затрат уменьшится на 123 тыс. руб. и в прогнозируемом периоде составит 447 тыс. руб. по сравнению с базисным периодом 570 тыс. руб.

    Далее проведем анализ по оптимизации затрат на оплату труда, результаты отразим в таблице 3.3.

    Таблица 3.3 - Экономическая эффективность предложенных к реализации мероприятий по оптимизации затрат на оплату труда

    Метод оптимизацииБазовый период (2015г.)Прогнозируемый периодИзмененияОптимизация работников 1211010520-1590ИТОГО 1211010520-1590

    Из таблицы видно, что, если провести оптимизацию работников предприятия, то в прогнозируемом периоде затраты составят 10520 тыс. руб. по сравнению с базисным 12110 тыс. руб., т.е. затраты на оплату труда снизятся на 1590 тыс. руб.

    На основании оптимизации затрат по заработной плате изменятся затраты на социальные нужды (таблица 3.4).

    Таблица 3.4 - Экономическая эффективность предложенных к реализации мероприятий по оптимизации затрат на социальные нужды

    Метод оптимизацииБазовый период (2015г.)Прогнозируемый периодИзмененияОтчисления на социальные нужды на прямую зависят от затрат на оплату труда29652546-419ИТОГО29652546-419

    На основании данных можно сделать вывод, что отчисления на социальные нужды на прямую зависят от затрат на оплату труда работников предприятия, т.е., если затраты на оплату труда снизились на 1590 тыс. руб., то и отчисления на социальные нужды уменьшились на 419 тыс. руб.

    Проанализировав данные оптимизации затрат, рассмотрим, как изменится прибыль на предприятии. Данные о формировании прибыли в ООО «Новатекс» в прогнозируемом периоде представлены в таблице 3.5.

    Таблица 3.5 - Анализ формирования прибыли в ООО «Новатекс» в прогнозируемом периоде, тыс. рублей

    Показатели2015 г.Прогноз Изменение прогноза к 2015 г., %Выручка (нетто) от выполненных работ (за минусом НДС) 3215032150-Себестоимость выполненных работ 2508822922-2166Валовая прибыль706292282166Коммерческие расходы4444-Управленческие расходы16001600-Прибыль от продаж541875842166Проценты к уплате 9090-Прочие доходы17971797-Прочие расходы 6363-Прибыль (убыток) до налогообложения 706292282166Налог на прибыль и другие платежи с прибыли14121542130Чистая прибыль 561276862074

    Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что если соблюдать методы оптимизации затрат, можно прийти к тому, что прибыль от продаж увеличится на 2166 тыс. руб. Себестоимость уменьшится на 2166 тыс. руб., отсюда чистая прибыль повысится на 2074 тыс. руб.

    Таким образом, подводя итоги, следует сказать, что почти каждая статья затрат имеет свои методы снижения. Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство занимают материальные затраты.






















    Заключение

    В курсовом проекте представлены актуальные темы пути снижения затрат на производство и реализацию продукции предприятия ООО «Новатекс».

    В целом по итогам краткого анализа технико-экономических показателей за 2013-2015 года можно сделать вывод о росте эффективности деятельности ООО «Новатекс». Эффективность работы подтверждается ростом рентабельности, как общей, так и от реализованной продукции с 24% - 2013г. до 27-28% - 2014-2015гг., это характеризует стабильность работы предприятия. Расчетные данные коэффициентов финансовой устойчивости, подтверждают вывод о недостаточности собственных оборотных активов. Исследуемое предприятие имеет значительную зависимость от заемных средств банковских кредитов.

    Анализ затрат на предприятии ООО «Новатекс» наглядно показывает, что стратегия управления затратами эффективна при наличии определенных рыночных условий, так к их числу относятся такие, как существование ценовой конкуренции, что система цен - это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие.

    Резервы увеличения производства продукции, работ и услуг выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы ООО «Новатекс». При увеличении объема производства продукции предприятия возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий и оборудования. Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д. Таким образом, применение вышеперечисленных мероприятий позволит существенно снизить затраты и улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    С целью совершенствования управления текущими затратами были разработаны следующие мероприятия:

    1. снизить материальные затраты;
    2. снизить затраты на оплаты труда, тем самым уменьшатся затраты на отчисления.

    Если соблюдать методы оптимизации затрат, можно прийти к тому, что прибыль от продаж увеличится на 2166 тыс. руб. Себестоимость уменьшится на 2166 тыс. руб., отсюда чистая прибыль повысится на 2074 тыс. руб.

    Таким образом, подводя итоги, следует сказать, что почти каждая статья затрат имеет свои методы снижения. Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство занимают материальные затраты.












    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 18.07.2011г №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (с изменениями и дополнениями)
    2. Налоговый Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями)
    3. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Утверждены приказом Минфина РФ от 30.12.1996г. №112 (с изм. и доп.)
    4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н) (с изменениями и дополнениями)
    5. Атласкирова М.Н. Ценовая политика предприятия в условиях рынка. // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 11. С. 82-83.
    6. Вахрушина М.А., Управленческий анализ поведения затрат. М.: Инфра-М, 2011 -. 235с.
    7. Воронова Е.Ю., Методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ. // Аудиторские ведомости, № 12. 2012. с. 54-61.
    8. Гвозденко А. Н. Маркетинговый подход к ценообразованию. // Практический маркетинг. № 5 (111). 2013. С. 2-10.
    9. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - 2-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -615с.
    10. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Академия, 2013. - 388с.
    11. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М: Экоперспектива, 2012. - 576с.
    12. ЕфимовО.В. Финансовый анализ. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2013. 352с.
    13. Керимов В.Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. Научное издание. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2012. - 411с.
    14. Липсиц П. B. Коммерческое ценообразование: учеб. -М.: Изд-во БЕК, 2012. -368 с.
    15. Лихачева, О. Н. Финансовое планирование на предприятии: учеб пособие -М.: ЗАО «ТК Велби», 2012. -264 с.
    16. Орешникова Н.В. Концептуальный подход к ценовой политике промышленного предприятия. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 10. С. 239-246.
    17. Панферова О.О. Природа трансфертного ценообразования и сфера распространения. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №5. С. 180-186.
    18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. /5-е изд. доп. и перераб. - М: ООО «Новое знание», 2012. - 687с.
    19. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2013. -425с.
    20. Экономика предприятия. / Под ред. проф. О.Н. Волкова. - М.: ИНФРА - М, 2012. -452 с.
    21. Фирсова И.А. Ценообразование как элемент маркетинговой стратегии деловых услуг. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. №2. С. 81-86.










    приложение


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Затраты (снижение) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.