Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Затраты-2

  • Вид работы:
    Другое по теме: Затраты-2
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    28.11.2017 20:35:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    1. Теоретические основы учета затрат и их классификация5

    1.1. Определение сущности учета затрат, их классификации5

    1.2. Управленческий анализ затрат на производство и реализацию
    продукции14
    2. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости в
    АО «Липецкие автобусные линии»17
    2.1. Синтетический и аналитический учет затрат на автомобильные
    перевозки17
    2.2. Калькулирование себестоимости автомобильных перевозок, анализ отклонений25

    2.3. Совершенствование учетно-аналитической системы автотранспортной организации28

    Заключение36

    Библиографический список38

    Приложение 40


    Введение


    Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов. Актуальность темы курсовой работы состоит в важности правильного отражения расходов предприятия на производство продукции (работ, услуг) и формирования себестоимости. Здесь возникает необходимость создания эффективного бухгалтерского и управленческого учета данного сегмента на предприятии.

    В основе организации учета затрат на производство лежат следующие принципы:

    документирование затрат и полное их отражение на счетах учета производства;

    группировка затрат по объемам учета и местам их возникновения;

    согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования себестоимости продукции, показателей учета фактических затрат - с нормативными, плановыми и т д.;

    целесообразность расширения круга затрат, относящихся на объекты учета по прямому назначению;

    локализация затрат, вызываемых изготовлением определенной продукции;

    осуществление оперативного контроля за издержками производства и формированием себестоимости продукции.

    Затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за исключением стоимости оборотных отходов; расходы на оплату труда; отчисления на социальные мероприятия, амортизацию основных фондов; другие затраты.

    Целью курсовой работы является рассмотрение классификации затрат, их содержания и анализа для целей бухгалтерского управленческого учета.

    Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

    рассмотреть теоретические основы учета затрат на предприятии;

    раскрыть классификацию затрат;

    исследовать систему учета затрат на конкретном предприятии;

    раскрыть методику калькулирования себестоимости конкретного предприятия;

    разработать пути совершенствования управленческого учета затрат на предприятии.

    Предметом курсовой работы является организации бухгалтерского управленческого учета затрат и их классификация, объектом - АО «Липецкие автобусные линии».

    Методологической основой написания курсовой работы послужили нормативные акты, регулирующие организацию учета затрат на производство и продажу, работы российских авторов таких как Андросов A.M., Вещунова Н.Л., Касьянова Г.Ю., Кондраков Н.П., Николаева О., Шеремет А.Д., и др., а также бухгалтерская отчетность и регистры АО «Липецкие автобусные линии» за 2016 год.

    Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами иследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


    1. Теоретические основы учета затрат и их классификация


    1.1. Определение сущности учета затрат, их классификации


    Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организаций Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчислений национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения по производству новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

    Управление себестоимостью продукции предприятий - планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявлению резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимости продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

    Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции включают в себя:

    - учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

    - контроль за выполнением плана по этим показателям;

    - учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других pecурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживаю производства и управлению;

    - калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;

    - выявлению результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделен» предприятия по снижению себестоимости продукции; выявление резервов снижения себестоимости продукции.

    В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации организации и ее подразделений.

    В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.

    Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции.

    Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции - четкое определение состава производственных затрат.

    Расходы по обычным видам деятельности группируют по месту их

    возникновения, видам продукции (работ, услуг) и видам расходов.

    По месту возникновения расходы группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям организации. Такая группировка затрат необходима для организации внутризаводского хозрасчета и определения производственной себестоимости продукции.

    По видам продукции (работ, услуг) расходы группируют для исчисления их себестоимости.

    По видам расходов затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции.

    Расходы организации на производство и продажу продукции складываются из следующих элементов:

    - материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) отражают стоимость:

    покупных сырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке в данной организации;

    работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами и хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;

    природного сырья отчисления на воспроизводство минерально-производственной базы, рекультивацию земель, оплата работ по рекультивации земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за пользование водными объектами;

    топлива всех видов, приобретаемого со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации;

    покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;

    потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

    - затраты на оплату труда отражают затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности.;

    - отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, фондов медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются);

    - амортизация отражают сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленную исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством;

    - прочие затраты отражают налоги, сборы, платежи (в том числе по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сборы) загрязняющих веществ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), амортизацию по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

    Эта группировка является единой и обязательной для всех отраслей народного хозяйства. Группировка расходов по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов расходов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражают только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают только применительно к персоналу основной деятельности.

    Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции расходы организации группируют и учитывают по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка расходов по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

    1. «Сырье и материалы»;
    2. «Возвратные отходы» (вычитаются);
    3. «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций»;

    4) «Топливо и энергия на технологические цели»;

    1. «Заработная плата производственных рабочих»;
    2. «Отчисления на социальные нужды»;
    3. «Расходы на подготовку и освоение производства»;
    4. «Общепроизводственные расходы»;
    5. «Общехозяйственные расходы»;
    6. «Потери от брака»;
    7. «Прочие производственные расходы»;
    8. «Коммерческие расходы».

    Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей полную себестоимость реализованной продукции.

    Министерства (ведомства) могут вносить изменения в приведенную типовую номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.

    Для систематизации группировок затрат приведем таблицу 1.


    Таблица 1 - Классификация расходов на производство и реализацию

    Вид классификацииГруппировка расходовПо месту возникновения- по производствам;

    - по цехам;

    - участкам;

    - другим структурным подразделениям.По видам продукцииПо видам затрат- материальные затраты;

    - затраты на оплату труда;

    - отчисления на социальные нужды;

    - амортизационные отчисления;

    - прочие затраты.По статьям калькуляции- сырье и материалы;

    - возвратные отходы (вычитаются);

    - покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

    - топливо и энергия на технологические цели;

    - заработная плата производственных рабочих;

    - отчисления на социальные нужды;

    - расходы на подготовку и освоение производства;

    - общепроизводственные расходы;

    - общехозяйственные расходы;

    - потери от брака;

    - прочие производственные расходы;

    - коммерческие расходы.

    Помимо указанных группировок затраты на производство классифицируют по ряду других признаков (таблица 2).


    Таблица 2 - Классификация затрат по производство и реализацию продукции

    Вид классификацииПодразделения затратПо экономической роли в процессе производстваПрямые и накладныеПо составу (однородности)Одноэлементные и комплексныеПо способу включения в себестоимость продукцииПрямые и косвенныеПо отношению к объему производствПеременные, условно-переменные и условно-постоянныеПо периодичности возникновенияТекущие и единовременныеПо участию в процессе производстваПроизводственные и коммерческиеПо эффективностиПроизводительные и непроизводительные

    Прямые называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

    Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

    Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента, заработная плата, амортизация и др.

    Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.

    Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие.

    Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (условно): общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы и некоторые другие. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции. Например в угольной промышленности, где вырабатывается лишь один вид продукции, все затраты являются прямыми.

    К переменным относят расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции, сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.

    Условно-переменные расходы зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональная (общепроизводственные расходы).

    Размер условно-постоянных расходов почти не зависит от изменения объема производства продукции; к ним относятся общехозяйственные расходы и некоторые другие.

    В зависимости от периодичности расходы делятся на текущие и единовременные. К текущим расходам относятся расходы, имеющие частую периодичность, например расход сырья и материалов, к единовременным (однократным) - расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др.

    К производственным относят все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость.

    Внепроизводственные (коммерческие) расходы связаны с реализацией продукции покупателям. Производственные и внепроизводственные расходы образуют полную себестоимость товарной продукции.

    Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

    Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства. Производительные расходы планируются, поэтому они называются планируемыми. Непроизводительные расходы, как правило, не планируются, поэтому их считают непланируемыми.

    Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов производства и объектов калькуляции.

    В крупных и средних предприятиях для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», собирательно-распорядительные счета: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Потери от брака», 97 «Расходы будущих периодов», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», 40 «Выпуск продукции». По дебету указанных счетов учитывают расходы, а по кредиту их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распорядительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списывают на счета основного и вспомогательного производств.

    С кредита 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.

    В малых организациях для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов» или только счет 20.


    1.2. Управленческий анализ затрат на производство и реализацию продукции


    Одной из важнейших функций реализации гибкого регулирования и прогнозирования хозяйственных процессов является управленческий анализ, главная цель которого заключается в постоянном информационном обеспечении контроля за рациональностью функционирования всей хозяйственной системы по выполнению обязательств производства и реализации продукции, выявлению и мобилизации текущих внутрипроизводственных резервов для повышения затрат на производство продукции, роста его доходности.

    Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производство, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

    Важнейшим слагаемым управленческого учета и анализа является управленческий контроль, предполагающий, в частности, контроль исполнения бюджетов по каждому центру ответственности. Формирование информации об отклонениях фактических показателей от плановых позволяет реализовать на практике принцип управления отклонениями.

    Управление по отклонениям позволяет:

    - выявлять факторы роста прибыли или причины возникновения убытков по каждому подразделению;

    - установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения.

    Выявленные в результате анализа отклонения фактических показателей от запланированных подразделяются в системе управленческого учета на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые - отклонения, на которые руководитель центра ответственности может влиять своими управленческими решениями. Неконтролируемые отклонения менеджеру данного уровня управления не подвластны. Качество работы менеджеров оценивается по их способности управлять контролируемыми показателями.

    В системе управленческого учета осуществляется контроль как финансовых, так и нефинансовых показателей деятельности центров ответственности.

    В течение отчетного периода бухгалтерия получает данные о фактически произведенных затратах и доходах, полученных центром ответственности. На основе этих данных составляются отчеты об исполнении бюджета продаж и бюджета расходов. Кроме того, должен проводится анализ отклонений плановой себестоимости единицы книжной продукции от фактической. С этой целью следует составлять отчет о фактических затратах.

    Для анализа отклонений в себестоимости единицы продукции и выявления факторов, повлиявших на увеличение (или уменьшение) планируемой себестоимости, рассматриваются:

    1) отклонения за счет прямых затрат:

    - стоимости материалов (контролируемые);

    стоимости услуг (частично контролируемые);

    заработной платы (контролируемые).

    2) отклонения за счет косвенных затрат:

    - общепроизводственных затрат (контролируемые);

    - коммерческих расходов (контролируемые);

    - общехозяйственных расходов (неконтролируемые);

    - увеличения периода работы над книгой (контролируемые).

    Подобный анализ необходим как по каждому изделию, продукции, так и по всей их совокупности для получения общей картины отклонений.

    В системе управленческого контроля анализу подвергаются как статические, так и гибкие бюджеты. В статическом бюджете затраты планируются, а в гибком бюджете они рассчитываются. Составление гибких бюджетов предоставляет руководству достоверную информацию о конечных результатах деятельности центра ответственности, позволяет управляющим принимать грамотные управленческие решения. Гибкий бюджет составляется, в отличие от статического бюджета, не для конкретного уровня деловой активности центров ответственности, а для определенного его диапазона. Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объемов реализации. Для каждого возможного уровня деловой активности гибким бюджетом определяется соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменений объемов реализации и представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

    В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу выручки, то есть рассчитывается размер удельных переменных затрат. Переменные затраты устанавливаются в процентном соотношении от уровня деловой активности.

    Сравнивая показатели, фактически достигнутые предприятием, с данными гибкого бюджета можно оценить влияние уменьшения доли переменных затрат на увеличение прибыли.

    Экономическая оценка работы предприятия может базироваться, главным образом, на анализе показателя прибыли основного финансового критерия оценки деятельности, используемого в системе управленческого контроля. Однако в системе управленческого контроля нельзя ограничиваться анализом лишь финансовых показателей. Необходимо также оценить эффективность работы издательства по нефинансовым критериям, для чего проанализировать качество издаваемой книжной продукции, динамику спроса, приглашений на участие на различных выставках. Лишь после этого можно дать окончательную оценку работы издательства, а результаты управленческого контроля признать достоверными и объективными.

    2. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости
    в АО «Липецкие автобусные линии»

    2.1. Синтетический и аналитический учет затрат на автомобильные перевозки


    АО «Липецкие автобусные линии» обеспечивает перевозки пассажиров по пригородным, междугородным, а также межобластным маршрутам с предоставлением льготного проезда льготным категориям граждан.

    Предприятие осуществляет перевозку пассажиров по Липецкой области.

    Акционерное общество «Липецкие автобусные линии» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ, Законом Липецкой области «О приватизации государственного имущества Липецкой области» от 26.03.2004г. №97-ОЗ, Распоряжением администрации Липецкой области «Об условиях приватизации Областного государственного унитарного предприятия «Липецкие автобусные линии» от 29 декабря 2009 года №600-р и другими правовыми актами.

    Общество является правопреемником областного государственного унитарного предприятия «Липецкие автобусные линии» (ОГУП «ЛАЛ»).

    Общество является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании действующего законодательства Российской Федерации и Устава.

    Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Общество вправе иметь иные печати, а также штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

    Полное фирменное наименование общества на русском языке - акционерное общество «Липецкие автобусные линии».

    Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке - АО «ЛАЛ».

    Место нахождения общества: 398032, г. Липецк, Универсальный проезд, 10а.

    Общество создается в целях осуществления предпринимательской деятельности, расширения рынка товаров и услуг и извлечение прибыли.

    Основные виды деятельности:

    пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки;

    внутриобластные междугородние автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки;

    межобластные междугородние автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки;

    техническое обслуживание, ремонт автомобильного транспорта;

    оказание услуг населению и юридическим лицам;

    прочая вспомогательная транспортная деятельность;

    эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п.;

    иная деятельность, не запрещенная законодательством.

    Кроме того, предприятие выполняет заказы от организаций и частных лиц на перевозку людей по городу, области и России.

    На своей ремонтной базе осуществляется техническое обслуживание автобусов, ремонт узлов и агрегатов (двигателей, КПП), электрооборудования и т.д. На территории предприятия функционирует механическая мойка автомобилей.

    В целях экономической целесообразности и повышения эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий в 2008 к ОГУП «Липецкие автобусные линии» путем реорганизации был присоединен Автовокзал «Липецк» и Автостанция «Сокол», а в 2010 предприятие было акционировано.

    Бухгалтерский учет общества ведется по журнально-ордерной форме с одновременной автоматизацией отдельных участков учета.

    Состав и формы внутренней отчетности, периодичность, сроки составления и представления, перечень пользователей внутренней отчетности устанавливаются главным бухгалтером.

    Бухгалтерская отчетность составляется в следующие сроки:

    1. ежемесячная бухгалтерская отчетность составляется в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, нарастающим итогом с начала отчетного года;
    2. ежеквартальная отчетность составляется и представляется в срок до 28 - го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, нарастающим итогом с начала отчетного года в порядке, предусмотренном законодательством.

    Расходы на автомобильные перевозки АО «Липецкие автобусные линии» складываются из следующих элементов:

    - материальные затраты;

    - затраты на оплату труда;

    - отчисления на социальные нужды;

    - амортизация;

    - прочие затраты (на аренду, на содержание зданий, на рекламу, на представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы).

    Из данных элементов складывается себестоимость автомобильных перевозок.

    Расходы по основной деятельности АО «Липецкие автобусные линии» скапливаются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «расходы будущих периодов», 44 «Расходы на продажу». По дебету данных счетов показываются фактические расходы по основной деятельности организации за отчетный период, по кредиту списание фактических расходов по основной деятельности за отчетный период. Сальдо по счету 20 отражает сумму расходов по основной деятельности, относящуюся к остатку незавершенного производства на начало и конец периода.

    Материальные затраты отражают стоимость:

    - топлива всех видов, приобретаемого со стороны и расходуемого на транспортные перевозки, технологические цели, выработку всех видов энергии;

    - смазочных материалов, используемых в транспортных перевозках;

    - покупного сырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий:

    - покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды.

    Расход материалов в АО «Липецкие автобусные линии» оформляют лимитно-заборными картам, требованиями, накладными.

    В таблице 3 приведем пример отражение материальных затрат в АО «Липецкие автобусные линии».


    Таблица 3 - Корреспонденция счетов по отражению материальных расходов в АО «Липецкие автобусные линии» в декабре 2016г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1. Отпущены со склада ГСМ, конструкции и детали:2010466200на пригородные перевозки20.110163170на внутриобластные перевозки20.210116550на межобластные перевозки20.3101864802. Отпущены со склада различные материалы на:

    эксплуатацию машин и механизмов

    охрану труда и технику безопасности



    25


    26



    10


    10



    16100


    50003. Отпущены материалы на общехозяйственные цели261021640

    В понятие расходов на оплату труда работников автотранспортных предприятий входят:

    1) суммы окладов, тарифных ставок, сдельных расценок и другие формы оплаты труда;

    2) размеры премий и других стимулирующих трудовой процесс выплат;

    3) компенсации за неиспользованный отпуск;

    4) оплата за учебный отпуск;

    5) декретных отпусков;

    6) оплата выполнения государственных обязанностей.

    В АО «Липецкие автобусные линии» применяется как сдельная оплата труда, т.е. рабочие-сдельщики получают зарплату согласно количеству выполненных работ, так и повременная оплата труда, т.е. работники-повременщики получают зарплату согласно отработанному времени, его учет ведут в табеле учета рабочего времени. Работникам начисляют премии за выполнение различных показателей. Из начисленной зарплаты производят удержания. Каждый работник имеет право на стандартные вычеты при исчислении НДФЛ. Сведения о зарплате можно получить из расчетно-платежной ведомости.

    На предприятии начисляют взносы во внебюджетные фонды РФ.

    Приведем в таблице 4 операции, которые отражают увеличение издержек обращения за счет расходов на оплату труда.


    Таблица 4 - Корреспонденция счетов по отражению расходов на оплату труда в АО «Липецкие автобусные линии» в декабре 2016г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.12341. Начислена и распределена заработная плата рабочих по направления расхода:

    осуществление автотранспортных перевозок:

    пригородного направления

    внутриобластного направления


    20


    20.1

    20.2


    70


    70

    7070


    143900


    50365

    35975межобластного направления

    управление и обслуживание автотранспортных средств, машин и механизмов

    заработная плата работников административно-управленческого персонала

    Итого20.3

    25



    26


    70

    70



    70


    57560

    13000



    22800


    179700

    Продолжение таблицы 4

    12342. Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение от начисленной заработной платы (распределены по зарплате):

    1. на счет 20
    2. на счет 25
    3. на счет 26

    Итого:




    20

    25

    26




    69

    69

    69





    37414

    3380

    5928

    467223. Начислен резерв на оплату отпусков рабочим (6,7% от зарплаты):

    1. на счет 20
    2. на счет 25
    3. на счет 26

    Итого:


    20/

    25

    26


    96

    96

    96



    9641

    871

    1528

    12040

    В АО «Липецкие автобусные линии» на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» отражают амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам. Амортизация процесс постепенного изнашивания основных средств и перенесения по установленным нормам их стоимости на произведенную продукцию (работы, услуги). Начисление по установленным нормам амортизации основных средств амортизационные отчисления.

    В учетной политике предприятия сказано, что объект считается основным средством, если его стоимость превышает 40000 руб., а срок полезного использования более 12 месяцев. Амортизация на рассматриваемом предприятии начисляется линейным способом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п.19 ПБУ 6/01).

    На предприятии имеются следующие объекты основных средств: здание, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, автобусы, грузовые и легковые машины, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и прочие основных средства. Амортизация рассчитывается ежемесячно. На предприятии ведут аналитический учет сумм начисленной амортизации по каждому объекту.

    Корреспонденция счетов по увеличению расходов по основному виду деятельности за счет начислению амортизации основных средств и нематериальных активов приведена в таблице 5.


    Таблица 5 - Корреспонденция счетов по начислению амортизации в АО «Липецкие автобусные линии» в декабре 2016г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.Начислены амортизационные отчисления по основным средствам:

    общехозяйственного назначения

    средства и механизмы, используемые в перевозках

    Итого


    26

    25


    02

    02


    18826

    42834


    61660

    В затраты автомобильного хозяйства включаются также расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря. Это:

    -плата за текущую аренду зданий, строений и помещений, сооружений, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающаяся арендодателю;

    -расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги:


    Таблица 6 Корреспонденция счетов по коммунальным расходам в АО «Липецкие автобусные линии» в декабре 2016г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1. Отражены расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию2660120002. Отражен НДС по расходам на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию196021603. Оплачены расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию6051141604. Списан НДС по расходам на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию68192160

    -расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков территории (дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора;

    -расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;

    -расходы на проведение противопожарных мероприятий, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, столовых и т.п.) и другие аналогичные расходы.

    К прочим расходам могут относится расходы на ремонт основных средств. По статье «Расходы на ремонт основных средств» учитываются затраты на проведение всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального) основных производственных средств, в том числе расходы по капитальному ремонту арендованных основных средств, если это предусмотрено договором аренды. К работам по обслуживанию и ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.


    Таблица 7 - Отражение расходов по ремонту основных средств в АО «Липецкие автобусные линии» в декабре 2016г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.Отпуск материалов на ремонт основных средств общехозяйственного назначения26104063

    По окончании отчетного месяца общепроизводственные и общехозяйственные расходы списываются на счет 20 «Основное производство».


    Таблица 8 Списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов в АО «Липецкие автобусные линии» в декабре 2016г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1. Списаны общепроизводственные расходы202530765762. Списаны общехозяйственные расходы20263179802

    По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по балансовому счету 20, полностью или частично списывается в дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

    2.2. Калькулирование себестоимости автомобильных перевозок, анализ отклонений

    Для исчисления себестоимости расходы в АО «Липецкие автобусные линии» группируют и учитывают по статьям калькуляции. Себестоимость автомобильных перевозок формируется из следующих статей:

    заработная плата водителей, руководителей, специалистов и служащих;

    налоги и отчисления от средств на оплату труда;

    топливо;

    смазочные и другие эксплуатационные материалы;

    ремонт автомобильных шин;

    ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;

    амортизация основных средств;

    общехозяйственные (накладные) расходы;


    Таблица 9 - Формирование себестоимости перевозок в 2016 г.

    Статьи затратСумма, тыс. руб.Материальные затраты205770Заработная плата водителей, руководителей, специалистов и служащих120033Отчисления на социальные нужды31209Общепроизводственные расходы28670Общехозяйственные расходы43006Итого себестоимость428688

    Таким образом, себестоимость перевозок в АО «Липецкие автобусные линии» составила 428688 тыс. руб.

    Для анализа отклонений в себестоимости единицы продукции и выявления факторов, повлиявших на увеличение (или уменьшение) планируемой себестоимости, рассмотрим:

    1) отклонения за счет прямых затрат:

    стоимости материалов (контролируемые);

    стоимости различных услуг (частично контролируемые);

    заработной платы (контролируемые).

    2) отклонения за счет косвенных затрат:

    различных затрат (контролируемые);

    коммерческих расходов (контролируемые);

    общепроизводственных расходов (неконтролируемые);

    увеличения периода работы над куклой(контролируемые).

    Подобный анализ необходим как по видам перевозок, так и по всей их совокупности для получения общей картины отклонений. Результаты такого

    анализа представлены в табл. 10.


    Таблица 10 - Анализ отклонений фактической себестоимости от плановой в 2016г.

    тыс.руб.

    ПоказателиПланФактОтклонениеМатериальные затраты205000205770770Заработная плата водителей, руководителей, специалистов и служащих12000012003333Отчисления на социальные нужды31200312099Общепроизводственные расходы286002867070Общехозяйственные расходы42000430061006Итого себестоимость4268004286881888

    Как видно из таблицы, фактическая себестоимость продукции оказалась больше плановой на 1888 тыс. руб. Это произошло в основном за счет роста общехозяйственных расходов.

    Составим отчет расходов АО «Липецкие автобусные линии», в основе составления которого лежит принцип контролируемости: отчет должен содержать данные о возникших отклонениях фактических показателей от плановых и давать объективную оценку степени контролируемости этих отклонений непосредственно руководителем подразделения.

    Таблица 11 - Отчет о расходах АО «Липецкие автобусные линии» в 2016г.

    Себестоимость, тыс. руб.Городские перевозкиОбластные перевозкиИтогоПлан206125220675426800Факт207115221573428688Отклонение+990+898+1888Процент выполнения100,5100,5100,5БлагоприятныеНеблагоприятные отклонения+++Причины отклоненийУвеличение арендной платы за счет роста курса доллараКонтролируемыеНеконтролируемые+++

    Из таблицы 11 видно, что фактическая себестоимость перевозок оказалась выше плановой на 1888 тыс. руб. Изменение произошло в основном за счет неконтролируемых отклонений. Стоимость арендной платы оказалась выше запланированной в связи с изменением курса доллара (благоприятное отклонение). Организация может спланировать рост или падение курса доллара, но точно определить изменение курса достаточно тяжело. Отклонения, связанные с изменением курса, относятся к неконтролируемым.

    Результаты анализа позволяют заключить, что работа предприятием была проведена в соответствии с намеченном планом.

    Однако в системе управленческого контроля нельзя ограничиваться анализом лишь финансовых показателей. Необходимо также оценить эффективность работы автотранспортного предприятия по нефинансовым критериям, для чего проанализировать качество услуг, динамику спроса. Лишь после этого можно дать окончательную оценку работы предприятия, а результаты управленческого контроля признать достоверными и объективными.

    Таким образом, расходы по основной деятельности АО «Липецкие автобусные линии» скапливаются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 97

    «Расходы будущих периодов», 44 «Расходы на продажу».

    Фактическая себестоимость перевозок оказалась выше плановой на 1888 тыс. руб. Изменение произошло в основном за счет неконтролируемых отклонений. Стоимость арендной платы оказалась выше запланированной в связи с изменением курса доллара (благоприятное отклонение). Организация может спланировать рост или падение курса доллара, но точно определить изменение курса достаточно тяжело. Отклонения, связанные с изменением курса, относятся к неконтролируемым.

    Результаты анализа позволяют заключить, что работа предприятием была проведена в соответствии с намеченном планом.



    2.3. Совершенствование учетно-аналитической системы автотранспортной организации


    Важным направлением совершенствования учета затрат в АО «Липецкие автобусные линии» является создание интегрированной системы бухгалтерского учета. Главная цель функционирования предлагаемой нами системы учета и контроля расходов сводится к следующему: предоставление необходимой информации о расходах для формирования финансовой и налоговой отчетности и обеспечения лиц, принимающих решения, своевременной, достоверной и полезной информацией. В связи с тем, что предлагаемая система является комплексной, затрагивающей как бухгалтерский, так налоговый и управленческий учет, она должна вписываться в рамки действующего законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения. Учитывая длительные традиции централизованного регулирования российской экономики, вся учетная система в России в настоящее время продолжает ориентироваться на законодательные основы. Организация системы управленческого учета расходов должна регламентироваться внутренними документами организациями, составляющими четвертый уровень нормативного

    регулирования бухгалтерского учета.

    Система учета и контроля расходов представляется нам как совокупность организационных, методологических и технических аспектов (рис. 1), которые, на наш взгляд, должны раскрываться в учетной политике организации.

    Система учета и контроля расходовЦель: предоставление необходимой информации и расходах для бухгалтерского, налогового и управленческого учетаОрганизационные аспектыМетодические аспектыТехнические аспектыФорма учета расходовМетоды оценки МПЗРазработка рабочего плана счетов для учета расходовТехнология обработки учетной информации о расходахМетоды начисления амортизация по внеоборотным активамОрганизация взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом расходовСтепень автоматизации учета расходовУстановление стоимостного лимита для списания объектов основных средств при их отпуске в производствоОрганизация взаимосвязи между финансовым и налоговым учетом расходовСтруктурные подразделения, ответственные за учет расходовВиды создаваемых резервов и порядок их формированияВнутренние и внешние пользователи информации о расходахПорядок оценки незавершенного производстваПостановка круга задач, подлежащих решению в рамках системы учета и контроля расходовСпособ списания расходов на продажуВыделение прямых и косвенных расходовПолнота учета расходовОперативность учета расходовМетоды распределения расходов по видам продукции, операционным сегментам

    Рисунок.1. Организационные, методологические и технические аспекты системы учета и контроля затрат

    Необходимость ведения учетной политики для целей бухгалтерского (финансового) учета предусмотрена ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Налоговый Кодекс (глава 21 «Налог на добавленную стоимость» и глава 25 «Налог на прибыль организаций») обязывает налогоплательщиков формировать учетную политику для целей налогообложения.

    Организационные аспекты системы учета и контроля расходов включают определение формы учета расходов, описание технологии обработки учетной информации, решение вопросов автоматизации учета расходов, выявление круга структурных подразделений (должностных лиц), ответственных за формирование информации о расходах, определение внутренних и внешних пользователей информации о расходах, постановка круга задач, подлежащих решению и др. Методологическими аспектами системы учета и контроля расходов являются элементы учетной политики, оказывающие влияние на величину расходов отчетного периода.

    Вышеперечисленные элементы имеют различные варианты и подлежат отражению в разделах учетной политики, касающихся бухгалтерского, налогового и управленческого учета расходов. Комбинация различных вариантов в рамках методологического аспекта позволит построить оптимальную для данного предприятия систему учета и контроля расходов исходя из поставленных целей.

    Технические аспекты системы учета и контроля расходов предполагают разработку технологии регистрации информации о расходах на счетах бухгалтерского учета и структуры рабочего Плана счетов. В рамках технического аспекта подлежат решению следующие вопросы:

    1. разработка рабочего плана счетов для учета расходов;
    2. организация взаимосвязи между бухгалтерским и управленческим учетом расходов (между учетом расходов по экономическим элементам и калькуляционным статьям);
    3. организация взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом расходов.

    Безусловно, большую долю всех расходов организации составляют расходы по обычным видам деятельности, а потому надлежащая организация учета именно расходов по обычным видам деятельности является ключом для повышения эффективности контроля за их уровнем. Для систематизации и накапливания информации о расходах по обычным видам деятельности Планом счетов предусмотрены счета раздела III «Затраты на производство». Счета данного раздела предназначены для применения в организациях всех отраслей промышленности и видов деятельности за исключением организаций торговли, которые все расходы, связанные с процессом обращения товаров, отражают на счете 44 «Расходы на продажу». Информация о прочих расходах формируется соответственно в разделе УШ «Финансовые результаты» на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» (операционные и внереализационные расходы) и 99 «Прибыли и убытки» (чрезвычайные расходы).

    В разделе III «Затраты на производство» инструкции по применению нового Плана счетов сказано, что формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется либо на счетах 20-29, либо на счетах 20-39. В последнем случае счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); счета 30-39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов. Состав и методика использования счетов 20-39 при втором варианте учета расходов устанавливается организацией самостоятельно, исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления.

    В Инструкции по применению нового Плана счетов имеется указание на то, что Министерство финансов должно выпустить соответствующие рекомендации по использованию счетов 20-39. В отсутствие Методических рекомендаций представляется очень актуальным и своевременным разработка теоретических и практических положений по организации учета расходов в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете с применением счетов 20-39.

    На втором этапе следует организовать взаимосвязь между бухгалтерским и управленческим учетом расходов, что, с нашей точки зрения, достигается путем взаимоувязки счетов по учету расходов в разрезе экономических элементов и калькуляционных статей. Информация о расходах по экономическим элементам необходима для составления бухгалтерской финансовой отчетности (Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках), налоговой отчетности (декларация по налогу на прибыль) и управленческой отчетности (возможность контроля расходов в соответствии с экономическим содержанием), в то время как классификация расходов в постатейном разрезе относится исключительно к сфере управленческого учета и служит основой для принятия управленческих решений. Таким образом, при формировании системы учета и контроля расходов необходимо, чтобы информация в поэлементном разрезе была открыта и доступна как для внешних, так и для внутренних пользователей, а информация по калькуляционным статьям была закрытой и представляла коммерческую тайну хозяйствующего субъекта.

    На наш взгляд наиболее оптимальна интегрированная система учета. При разработке интегрированной системы учета и контроля расходов в АО «Липецкие автобусные линии» мы будем исходить из следующих допущений. Во-первых, количество и состав счетов для учета экономических элементов должны соответствовать требованиям ПБУ 10/99 и включать пять счетов. Такими счетами, по нашему мнению, должны стать свободные шифры Плана счетов: 31 «Материальные расходы АТП», 32 «Расходы на оплату труда», 33 «Отчисления на социальные нужды», 34 «Амортизация», 35 «Прочие расходы». Во-вторых, на счетах 31-35 должна аккумулироваться информация о расходах по обычным видам деятельности. В-третьих, дальнейшая детализация расходов на счетах 31-35, отвечающая целям управления, не допускается.

    Основные положения предлагаемой системы учета и контроля могут быть сформулированы следующим образом:

    1. Счета бухгалтерского и управленческого учета представляют обособленные круги, которые самостоятельно балансируют. В конце отчетного периода составляется оборотно-сальдовая ведомость счетов бухгалтерского учета и оборотно-сальдовая ведомость счетов управленческого учета.
    2. Счета бухгалтерского учета являются открытыми для внешних пользователей; на их основе составляется финансовая отчетность.
    3. Счета управленческого учета недоступны для внешних пользователей и используются внутренними пользователями для составления управленческих отчетов и решения оперативных и стратегических задач хозяйствующего субъекта.
    4. Счета бухгалтерского учета и управленческого учета имеют различные номера (коды), которые не повторяются.
    5. На счете бухгалтерского учета 36 «Расходы по обычным видам деятельности» в конце отчетного периода формируются сумма расходов по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе.
    6. На счете управленческого учета 27 «Затраты отчетного периода» аккумулируется сумма произведенных затрат по статьям калькуляции, центрам ответственности, операционным сегментам и др.
    7. Себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) калькулируется только в управленческом учете на счете 20 «Основное производство».
    8. В конце отчетного периода из системы управленческого учета в систему бухгалтерского учета передаются данные об остатках незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных, которые отражаются на счете 38 «Запасы».
    9. Прямая корреспонденция между счетами бухгалтерского и управленческого учета отсутствует.

    И, наконец, третий этап, выделенный нами при разработке методологии учета расходов, предполагает организацию взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом. Следует отметить, что отечественные авторы занимаются вопросами построения учетной системы, ориентированной на взаимосвязь между бухгалтерским и управленческим учетом. Предлагаемая интегрированная система учета и контроля расходов должна предоставлять информацию не только для бухгалтерского и управленческого, но и для налогового учета. В связи с этим в данном исследовании проблема была сформулирована шире, и ставилась задача разработать такую учетную систему, которая бы обеспечивала данными все три учетные подсистемы. При выработке допущений к системе учета и контроля расходов нами была отвергнута необходимость дальнейшей детализации расходов на счетах 30-35 для целей управления.

    На наш взгляд, для счетов 30-39 необходимо вводить счета второго и третьего порядка, а также объекты аналитического учета, но главным критерием такой детализации должна стать ориентированность не на цели управленческого, а на цели налогового учета. На наш взгляд, на счетах первого порядка 30-39 должна обобщаться информация для целей бухгалтерского учета, а на счетах второго и третьего порядка к счетам 30-39 следует группировать информацию для налогового учета. Причем дальнейшая детализация расходов должна соответствовать требованиям налогового законодательства. Так, например, для целей налогового учета счета по учету таких элементов, как материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизация должны включать субсчета, позволяющие определить сумму прямых расходов. Это необходимо для определения суммы расходов отчетного периода для целей налогообложения, т.к. прямые расходы распределяются между, остатками незавершенного производства, готовой продукцией на складе, отгруженной, но нереализованной продукцией и реализованной продукцией.

    Систему аналитического учета на субсчетах к счетам 30-39 следует организовать таким образом, чтобы получать информацию о постоянных и временных налоговых разницах, предусмотренных ПБУ 18/02. Система счетов второго и третьего порядка должна быть достаточно гибкой, чтобы в случае изменения налогового законодательства можно было уточнять перечень субсчетов и объектов аналитического учета. Любая детализация, которая не используется для целей налогообложения, не может быть оправдана, т.к. может способствовать раскрытию информации о расходах, составляющей коммерческую тайну. Таким образом, на счетах 30-39, на наш взгляд, должна накапливаться информация о расходах в поэлементном разрезе, необходимая для составления бухгалтерской финансовой отчетности, а организованная система счетов второго, третьего порядка и объектов аналитического учета к счетам 30-39 позволяет использовать их в качестве регистров налогового учета.

    Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что предлагаемые учетные модели позволят: во-первых, получать системную информацию о расходах для финансового, налогового учета и управленческого учета, во-вторых, будут способствовать увеличению конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов посредством сохранения коммерческой тайны об уровне расходов в управленческом учете, в-третьих, позволят повысить качественный уровень управления организацией.

    Обязательным условием построения системы учета расходов является контроль за расходами со стороны руководства хозяйствующего субъекта, т.е. внутренний (внутрихозяйственный) контроль расходов. Максимальную эффективность внутреннего контроля должен обеспечивать его комплексный характер, что связано с необходимостью построения в организации системы комплексного контроля расходов.



    Заключение


    Информация о затратах предприятия при производстве продукции (работ, услуг) необходима для обоснования управленческих решений и их контроля. Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельной организации, влияющие на колебание объемов производства и реализации, с одной стороны, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на колебании себестоимости, а значит, и на их прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность организаций в информации о затратах на производство и реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу продукции (работ, услуг) при любом объеме производства.

    АО «Липецкие автобусные линии» обеспечивает перевозки пассажиров по пригородным, междугородным, а также межобластным маршрутам с предоставлением льготного проезда льготным категориям граждан.

    Расходы по основной деятельности АО «Липецкие автобусные линии» скапливаются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «расходы будущих периодов», 44 «Расходы на продажу». По дебету данных счетов показываются фактические расходы по основной деятельности организации за отчетный период, по кредиту списание фактических расходов по основной деятельности за отчетный период. Сальдо по счету 20 отражает сумму расходов по основной деятельности, относящуюся к остатку незавершенного производства на начало и конец периода.

    Для исчисления себестоимости расходы в АО «Липецкие автобусные линии» группируют и учитывают по статьям калькуляции.

    В 2016 году фактическая себестоимость перевозок оказалась выше плановой на 1888 тыс. руб. Изменение произошло в основном за счет неконтролируемых отклонений. Стоимость арендной платы оказалась выше запланированной в связи с изменением курса доллара (благоприятное отклонение). Организация может спланировать рост или падение курса доллара, но точно определить изменение курса достаточно тяжело. Отклонения, связанные с изменением курса, относятся к неконтролируемым.

    Результаты анализа позволяют заключить, что работа предприятием была проведена в соответствии с намеченном планом.

    Для совершенствования бухгалтерского учета в АО «Липецкие автобусные линии» необходимо организовать интегрированную систему учета. При разработке интегрированной системы учета и контроля расходов в АО «Липецкие автобусные линии» мы будем исходить из следующих допущений. Во-первых, количество и состав счетов для учета экономических элементов должны соответствовать требованиям ПБУ 10/99 и включать пять счетов. Такими счетами, по нашему мнению, должны стать свободные шифры Плана счетов: 31 «Материальные расходы», 32 «Расходы на оплату труда», 33 «Отчисления на социальные нужды», 34 «Амортизация», 35 «Прочие расходы». Во-вторых, на счетах 31-35 должна аккумулироваться информация о расходах по обычным видам деятельности. В-третьих, дальнейшая детализация расходов на счетах 31-35, отвечающая целям управления, не допускается.

    Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что предлагаемые учетные модели позволят, во-первых, получать системную информацию о расходах для бухгалтерского, налогового учета и управленческого учета; во-вторых, будут способствовать увеличению конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов посредством сохранения коммерческой тайны об уровне расходов в управленческом учете; в-третьих, позволят повысить качественный уровень управления организацией.

    Обязательным условием построения системы учета расходов является контроль за расходами со стороны руководства хозяйствующего субъекта, т.е. внутренний (внутрихозяйственный) контроль расходов. Максимальную эффективность внутреннего контроля должен обеспечивать его комплексный характер, что связано с необходимостью построения в организации системы комплексного контроля расходов.

    Библиографический список


    1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ // СПС «Гарант»
    2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н., с последующими изменениями и дополнениями// СПС «Гарант»
    3. Алданиязов, К.Н. Управленческий учет - теоретические аспекты и практическая реализация. // К.Н. Алданиязов. // Управленческий учет. 2017. - №1. С. 5-10.
    4. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. / М.А. Вахрушина. - М.: Омега: Высш. шк., 2011. 642 с.
    5. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета. / М.А. Вахрушина. // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 1223
    6. Вахрушина, М.А. Управленческий учет: от теории к современной практике. / М.А. Вахрушина. - М., 2015. 402 с.
    7. Головизнина, А.Т. Бухгалтерский управленческий учет. / А.Т. Головизнина, О.И. Архипова. М.: Проспект, 2015. 466с.
    8. Григоренко, И.А. Теоретические основы учетно-аналитической системы затрат на предприятиях по оказанию транспортных услуг. / И.А. Григоренко. // Управленческий учет 2012. - №12. С. 53-59.
    9. Гудович, Г.К. Моделирование в системе управленческого учета / Г.К. Гудович, И.С. Монакова Липецк: ЛЭГИ, 2004. 88с.
    10. Гудович, Г.К. Организация учета и контроля расходов хозяйствующих субъектов / Г.К.Гудович, Е.А. Кореняко. Липецк: ЛЭГИ, 2005. 152 с.
    11. Гудович, Г.К. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие / Г.К.Гудович. Липецк: Издательство ЛГТУ, 2011. 104 с.
    12. Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. / В.Б.Ивашкевич. - М.: Юристь, 2013. 354 с.
    13. Каверина, О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. / О.Д. Каверина. М.: Финансы и статистика, 2011. 368 с.
    14. Котенева, Е.Н. Управление затратами предприятия. / Е.Н. Котенева, Г.К. Краснослободцева, С.О. Фильчакова. М.: Дашков и К, 2012. 246 с.
    15. Никонова, И.А. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений. / И.А. Никонова. // Управленческий учет. 2011. - №3. С. 36-39.
    16. Попова, Л.В. Основные концепции управленческого анализа затрат на промышленном предприятии. / Л.В. Попова, Т.А. Головина. Управленческий учет. 2015. - №1. С.41-47.
    17. Сабзалиев, С.М. Теоретико-методологические подходы к управлению производственными затратами в системе управленческого учета. / С.М. Сабзалиев, С.А. Аббасова. // Управленческий учет. 2017. - №3. С. 21-25.
    18. Управленческий учет : учеб.-практ. пособие / Е.В. Акчурина и др. М.: Проспект, 2014. 480 с.
    19. Управленческий учет: учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2014. 416 с.
    20. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) : учеб.-практ. пособие / Ю.А.Бабаев.и др.;
      под ред. Ю.А.Бабаева. М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. 189 с.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Затраты-2 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.