Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Издержки (производственный потенциал,объем)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Издержки (производственный потенциал,объем)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    31.03.2017 6:08:04
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение4


    1.Теоретическая часть5

    1.1.Основные классификационные группы издержек5

    1.2.Взаимосвязь процесса управления и разновидностей издержек8

    1.3.Взаимосвязь издержек, цены и объема продаж10


    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ часть15

    2.1. Анализ производственного потенциала предприятия15

    2.2. Анализ влияния факторов на объем производства16


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ18

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК19
















    Введение


    Существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль и в последствии превращать ее в деньги. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек, т.е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. деятельность начинает приносить убытки.

    В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам по той простой причине, что не могут достаточно детально их описать. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов бизнеса. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятия. На этой стадии принципиальным является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные издержки и в дальнейшем научиться ими управлять.

    Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что менеджменту компании приходится принимать различные управленческие решения касающиеся, например, цены реализации товаров, планирования объема продаж, открытия новых торговых точек, увеличения или, наоборот, экономии по отдельным видам расходов. Для того чтобы понять и оценить последствия принимаемых решений необходим не просто анализ затрат, а их соотношение с объемом продаж и прибылью.

    Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний по управленческому анализу издержек организации, а также приобретение практических навыков в анализе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - рассмотреть основные классификационные группы издержек;

    - рассмотреть взаимосвязь процесса управления и разновидностей издержек;

    - рассмотреть взаимосвязь издержек, цены и объема продаж;

    - выполнить практическое задание по анализу производственного потенциала организации.

    При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, учебники, и другая литература по исследуемой проблеме.


    1. Теоретическая часть
    2. Основные классификационные группы издержек

    Деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных затрат трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

    Затраты это стоимость всех ресурсов, использованных в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия [2, 7].

    Издержки, как исключительно сложное явление, не могут быть представлены с помощью некоторой одной классификации. На практике существуют различные подходы к классификации издержек, с точки зрения различных критериев их оценки и понимания. Совокупность классификаций позволяет дать полное представление о феномене издержек и их основных характеристиках.

    Основным признаком разделения издержек для общей классификации является место появления издержек и отношение издержек к различным сферам деятельности предприятия. Данная классификация используется для упорядочивания издержек в рамках отчета о прибыли предприятия и для последующего сравнительного анализа отдельных видов затрат предприятия. Основные виды издержек согласно общей классификации представлены на рисунке 1 [3, с.241].












    Рисунок 1 Общая классификация издержек


    Согласно этой классификации все издержки подразделяются на производственные и непроизводственные. В свою очередь производственные издержки состоят из:

    - издержек, связанных с использованием прямых материалов,

    - затрат на оплату прямого труда,

    - производственных накладных издержек.

    Издержки на прямые материала включают сумму затрат, понесенных предприятием на приобретение сырья и комплектующих материалов, т.е. тех физических субстанций, которые непосредственно используются в производстве и переходят в готовую продукцию.

    Издержки прямого труда представляют собой оплату основного производственного персонала (рабочих), усилия которых непосредственно (физически) связаны с производством готового продукта. Труд наладчиков оборудования, цеховых мастеров и менеджеров в смысле издержек относится на производственные накладные издержки. Следует отметить известную условность этих определений в современных условиях, когда “истинно прямой” труд начинает играть все меньшую роль в современном высокоавтоматизированном производстве. Существуют полностью автоматизированные производства, для которых прямой труд, как таковой, отсутствует вовсе. Тем не менее, в общем случае понятие “основные производственные рабочие” остается в силе и их заработная плата относится к затратам прямого труда.

    Производственные накладные издержки включают остальные виды издержек, которые обеспечивают стадию производства на предприятии. Структура этих издержек может быть очень сложной, а их количество велико. Наиболее характерными видами производственных накладных издержек являются непрямые материалы, непрямой труд, электрическая и тепловая энергия, ремонт и содержание оборудования, коммунальные услуги, амортизация производственных оборудования и помещений, определенная часть налогов, включаемых в число так называемых валовых издержек, и все прочие издержки, которые имманентно связаны с производственным процессом на предприятии.

    Издержки, связанные с продажей продукции, включают в себя все затраты предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю.

    Административные издержки включают в себя общую сумму затрат, связанных с общим управлением предприятия, т.е. содержанием “аппарата” управления, в том числе бухгалтерии, планово-финансового отдела и других управляющих подразделений.

    Очень важным представляется способ, с помощью которого совокупность издержек укладывается в производственную себестоимость проданных товаров.

    К рассмотренной выше классификации непосредственно примыкает классификация издержек по отношению к готовому продукту. Все издержки предприятия подразделяются на две группы:

    - издержки, относящиеся к готовому продукту (Product Costs),

    - издержки, относящиеся к периоду времени (Period Costs) [3, с.242].

    Признаком разделения издержек согласно данной классификации является способ, с помощью которого издержки относятся на себестоимость проданных товаров. Издержки первой группы включаются в себестоимость проданных товаров только тогда, когда готовая продукция, в состав которой вошли эти издержки, продана. До момента продажи эти издержки в составе товарно-материальных запасов предприятия представляют собой его активы, т.е. они материализованы в составе незавершенного производства или готовой продукции и хранятся на складе. Издержки второй группы включаются в отчет о прибыли, т.е. учитываются при расчете прибыли предприятия, в течение того периода, когда они были фактически понесены. Характерным примером второй группы являются издержки, связанные с общим управлением предприятия.

    Согласно этой классификации производственные издержки (в своей основной массе) относятся к первой группе, а непроизводственные издержки ко второй.

    На рисунке 2 иллюстрируется трансформация ресурсов предприятия в издержки и их участие в формировании чистой прибыли [3, с.244].

    Согласно этой схеме, ресурсы предприятия, которые формируют издержки, относящиеся к продукту, являются активами предприятия до тех пор, пока предприятие ни продаст готовую продукцию. В то же время, издержки, относящиеся к периоду времени, признаются издержками предприятия именно в тот период, когда они были понесены, независимо от того, была продана готовая продукция или нет.

    Также существует классификация издержек по характеру поведения, основным признаком которой является зависимость изменения издержек, в связи с изменением какого-либо базового показателя. В качестве последнего обычно используется объем проданных товаров. В соответствие с этим признаком издержки подразделяют на два вида: фиксированные (постоянные) и переменные. Переменные издержки - это такие издержки, которые меняются (в целом) прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж (в предположении, что издержки на единицу продукции остаются почти постоянными, стабильными). Постоянные издержки - это такие издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени (например, год). К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства). Примерами фиксированных издержек являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, амортизацию предоперационных расходов, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которые по предположению не изменяется при изменении уровня производства), общие административные расходы [6, с. 5].






















    Рисунок 2 Схема формирования прибыли


    Некоторые из этих издержек, например, заработная плата или общие административные расходы, могут изменяться не совсем прямо пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Они могут быть обозначены как смешанные (полупеременные). Такие издержки можно разбить на переменные и постоянные компоненты и рассматривать их отдельно.

    Следует отметить, что постоянные издержки могут меняться при существенном изменении объема производства. Причем это изменение носит, как правило, скачкообразный характер. Например, при увеличении объема производства может потребоваться аренда дополнительного производственного помещения и покупка нового оборудования, что приведет к увеличению постоянных издержек на сумму арендных платежей новых помещений, а также эксплуатационных и амортизационных издержек по новому оборудованию. С учетом отмеченной особенности постоянных издержек вводится понятие релевантного интервала изменения объема реализации продукции, на протяжении которого величина суммарных постоянных затрат остается неизменной.

    В реальной практике часто встречаются издержки, содержащие в себе компоненты переменных и постоянных затрат, они называются смешанные издержки (Mixed Costs). На практике часто трудно непосредственно и однозначно выделять переменную и постоянную компоненты затрат, анализируя результирующие издержки по их отдельным элементам, число которых может достигать нескольких десятков [6, с.9].

    При рассмотрении вопроса о факте отнесении издержек на определенный вид продукции или на определенное подразделение (цех) предприятия издержки подразделяются на прямые и косвенные.

    Принципиальным различием между прямыми и косвенными издержками является то, что прямые издержки непосредственно связаны с производством и реализацией конкретного вида продукции и потому без труда могут быть отнесены на его себестоимость. Характерными статьями прямых издержек являются:

    - сырье и основные материалы,

    - покупные изделия и полуфабрикаты,

    - силовая электроэнергия,

    - основная заработная плата производственных рабочих.

    Косвенные издержки связаны с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции. Ниже приведены характерные статьи косвенных издержек:

    - ремонт и содержание универсального оборудования,

    - общецеховые издержки,

    - общезаводские издержки,

    - часть непроизводственных издержек [3, с.246].

    Данная классификация порождает формулировку одной из наиболее важных и ответственных задач анализа издержек. Задача заключается в том, чтобы оценить себестоимость одного отдельно взятого вида продукции в общей товарной номенклатуре предприятия. Ясно, что эта себестоимость включает как прямые, так и косвенные издержки. И если в отношении первых проблема оценки не возникает, то косвенные издержки должны быть распределены по видам продукции с помощью какого-либо принципа. В известном смысле это распределение носит условный характер, так как точно такое распределение сделать принципиально невозможно вследствие комплексности и стохастичности процесса формирования совокупных издержек. Но, тем не менее, эта задача должна быть решена, поскольку иначе себестоимость отдельного вида продукции установить не удается.


    1. Взаимосвязь процесса управления и разновидностей издержек

    Управление затратами это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Управление затратами подразумевает целый комплекс мероприятий, направленных на снижение и контроль затрат. Процесс создания системы управления затратами на предприятии можно разбить на следующие этапы [7]:

    1. определение классификационных признаков затрат и требований к системе управленческого учета и бюджетного управления;
    2. определение методики распределения затрат по подразделениям, видам деятельности и видам продукции;
    3. определение перспективных направлений снижения затрат.
    4. разработка плана мероприятий по снижению затрат.

    Для эффективного выполнения аналитических процедур необходимо экономически обосновать классификационные признаки, что даст возможность не только точнее их анализировать, но и определить приоритетные области принятия управленческих решений с целью оптимизации массы составляющих и структуры издержек.

    В анализе для целей управления можно использовать группировку затрат и расходов, принятых в бухгалтерском учете:

    - в бухгалтерском финансовом учете расширенный перечень всех расходов коммерческой организации, состав которых регламентирован ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

    - в бухгалтерской финансовой отчетности перечень элементов сметы расходов от обычной деятельности;

    - в бухгалтерском управленческом учете полный перечень всех калькуляционных статей издержек, состав которых регламентирован отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию, утвержденными соответствующими министерствами для конкретных видов деятельности [13, с. 93].

    Таким образом, практика управленческой деятельности предусматривает разнообразные способы классификации издержек в зависимости от сферы их применения. Однако главной целью любой классификации затрат является оказание помощи менеджерам всех уровней для выработки и принятия преобразующих управленческих решений по их оптимизации с целью получения определенной экономической выгоды. Условно процесс управления можно представить в виде двух подсистем: непосредственный процесс воздействия и процесс принятия управленческих решений.

    Каждая из этих системообразующих структур прямо или косвенно связана с конкретными группами издержек (рисунок 3). Наиболее четко эта взаимосвязь прослеживается в ходе разграничения издержек по классификационным признакам, представленным в таблице 1 [13, с. 99].



    1ЗатратыРасходы2Полные издержкиЧастичные издержки3

    ПроизводственныеУправленческиеКоммерческие4

    ОдноэлементныеКомплексныеКалькуляционные5ОсновныеНакладные6ПрямыеКосвенныеСмешанные7ПеременныеПостоянныеУсловно-постоянные8НормативныеСтандартныеПлановыеФактические9ТекущиеРасходы будущих периодовПредстоящие10РелевантныеИррелевантные11ЯвныеВмененные12ПодконтрольныеБесконтрольные13РезультатныеБезрезультатные

    Рисунок 3 Взаимосвязь процесса управления и разновидностей издержек


    Важным моментом также является определение категории затрат. И, если распределение затрат на прямые и косвенные решается обычно в рамках управленческого учета путем логического анализа, то распределение затрат на постоянные и переменные проводится обычно более сложными методами.

    Дифференциация издержек может проводиться одним из трех основных методов [8, с.185]:

    1. методом максимальной и минимальной точки;
    2. графическим методом;
    3. методом наименьших квадратов.

    При проведении дифференциация издержек методом максимальной и минимальной точки из всей совокупности данных выбираются два периода с наибольшим и наименьшим объемом производства, определяется ставка переменных издержек и общая сумма постоянных издержек. Этот метод прост, но наименее точен.

    Дифференциация издержек графическим (статистическим) методом предполагает, что линия общих издержек определяется линейным уравнением первой степени:


    ,где TC общие издержки;

    FC уровень постоянных издержек;

    Rпер ставка переменных издержек;

    Q объем продаж, физических единиц.


    Статистический метод основан на использовании корреляционного анализа, хотя сами коэффициенты корреляции не определяются. На график наносятся все данные о совокупных издержках фирмы, затем проводится линия общих издержек. Точка пересечения с осью издержек показывает уровень постоянных расходов FC.

    Ставка переменных издержек составляет:


    .Дифференциация затрат методом наименьших квадратов является наиболее точной, так как в ней используются все данные о совокупных издержках и определяются коэффициенты a и b.

    Ставка переменных издержек b равна:


    Переменные издержки в расчете на среднемесячный объем производства будут равны:

    ,

    тогда постоянные издержки составят:

    .

    Далее составляются аналитические уравнения, необходимые для последующего использования.

    Предложенная классификация издержек не претендует на безусловность, но расширяет границы анализа: делает полученную результатно-аналитическую информацию более выпуклой и четкой, дает информационную базу для представления о неиспользованных и недоиспользованных возможностях развития деятельности, позволяет концентрировать внимание менеджеров на ключевых издержкоемких позициях для целей обеспечения устойчивой конкурентоспособности.


    Таблица 1 Классификационные признаки издержек

    №Признак классификацииВиды издержек1Способ поглощенияЗатратыРасходы2Уровень признанияПолные издержкиЧастичные издержки3Роль в процессе деятельностиПроизводственныеУправленческиеКоммерческие4Состав и содержаниеОдноэлементныеКомплексныеКалькуляционные5Целевое назначениеОсновныеНакладные6Способ учетаПрямыеКосвенныеСмешанные7Отношение к динамике деятельностиПеременныеПостоянныеУсловно-постоянные8Условия формированияНормативныеСтандартные9Сроки формированияПлановыеФактические10Сроки признанияТекущиеРасходы будущих периодовПредстоящие11Уровень значимостиРелевантныеИррелевантные12Отношение к деятельностиЯвныеВмененные13Степень влияния менеджеров организацииПодконтрольныеБесконтрольные14Отношение к доходуРезультатныеБезрезультатные

    1. Взаимосвязь издержек, цены и объема продаж

    Руководителю любой организации на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы.

    Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения «затраты-объем-прибыль» (Cost -Volume Profit, СVР - анализ) [4, с.87].

    Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы организации.

    Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» может быть выражена с помощью аналитических выражений. Для вычисления критической точки используются уравнение маржинальной прибыли:


    П = TR VC FC = P · Q Rпер · Q FC,

    где TR выручка от реализации продукции;

    P цена продукции;

    Q количество продукции в натуральных единицах;

    VC переменные затраты на этот же объем реализации;

    Rпер удельные переменные затраты на единицу продукции;

    FC постоянные затраты предприятия за период времени.


    Если предприятие находится на пороге рентабельности (в критической точке) то прибыль равна нулю, таким образом, трансформируя формулу и принимая объем продаж за критический объем реализации, получаем следующую формулу:


    .

    При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты - объем - прибыль”. Последовательность построения графика заключается в следующем.



    Зона прибыли

    Прибыль

    Маржинальны доход


    Точка безубыточности

    Постоянные

    затраты


    Зона убытков



    Переменные затраты






    Рисунок 4 Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли


    Наносится на график линия постоянных затрат, для чего проводится прямая, паۤраۤллельнаۤя ось аۤбсцисс. Выбираۤется каۤкаۤя-либо точкаۤ наۤ оси аۤбсцисс, т.е. каۤкаۤя-либо величинаۤ объемаۤ. Для наۤхождения точки безубыточности раۤссчитываۤется величинаۤ совокупных заۤтраۤт (постоянных и переменных). Строится прямая наۤ графике, отвечаۤющаۤя этому знаۤчению. Вновь выбираۤется любаۤя точкаۤ наۤ оси аۤбсцисс и для нее наۤходится суммаۤ выручки от реаۤлизаۤции. Строится прямаۤя, отвечаۤющаۤя этому знаۤчению. Точкаۤ безубыточности наۤ граۤфике - это точкаۤ пересечения прямых, построенных по знаۤчению заۤтраۤт и выручки.

    Изобраۤженнаۤя наۤ рисунке 4 точкаۤ безубыточности (порогаۤ рентаۤбельности) - это точкаۤ пересечения граۤфиков ваۤлового объемаۤ продаۤж и совокупных заۤтраۤт. Раۤзмер прибыли или убытков заۤштриховаۤн. В точке безубыточности объем продаۤж раۤвен совокупным заۤтраۤтаۤм, при этом прибыль раۤвнаۤ нулю. Объем производстваۤ (продаۤж) в точке безубыточности наۤзываۤется пороговым объемом производстваۤ (продаۤж). Если оргаۤнизаۤция продаۤет продукции меньше порогового объемаۤ продаۤж, то оно терпит убытки, если больше - получаۤет прибыль [15, с. 210].

    Граۤфик, предстаۤвляющий линию постоянных раۤсходов наۤд переменными удобен для бухгаۤлтеров, таۤк каۤк наۤ нем хорошо виден раۤзмер маۤржинаۤльного доходаۤ. Линия выручки и линия переменных раۤсходов выходят из нулевой точки, и раۤсстояние между линиями по вертикаۤли даۤет маۤржинаۤльный доход при любом объеме.

    Анализ критической точки может быть использован как основа оценки прибыльности предприятия. В этом случае используется следующее соотношение:


    TR = VC + FC + П,

    где П плановая прибыль;


    Таким образом, объем реализации, который бы обеспечивал получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:

    .

    Факторный анализ или анализ чувствительности основан на использовании приема «что будет, если» изменится один или несколько факторов, влияющих на величину объёма продаж, затрат или прибыли. На основе анализа можно получить данные о финансовом результате при заданном изменении определенных параметров. Инструментом анализа чувствительности является запас финансовой прочности, то есть та величина выручки, которая находится за критической точкой. Её сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

    На первом этапе анализа необходимо определить силы операционных рычагов по каждому анализируемому фактору. Общий вид уравнения для силы операционного рычага (ОР) по анализируемому фактору имеет следующий вид:


    ,где Фактор величина соответствующего анализируемого фактора;

    Прибыль величина прибыли.


    Для определения силы операционных рычагов по каждому фактору можно воспользоваться следующими формулами. Сила операционного рычага по объему реализации рассчитывается как:

    .

    Сила операционного рычага по цене реализации рассчитывается как:

    .

    Сила операционного рычага по переменным затратам:

    .

    Сила операционного рычага по постоянным затратам:

    .

    Второй этап предполагает проведение анализа чувствительности прибыли к анализируемым факторам. Это можно сделать с помощью формулы:


    ,где процентное изменение прибыли,

    сила операционного рычага по анализируемому фактору;

    процентное изменение анализируемого фактора.


    Анализ чувствительности позволяет определить, как изменится прибыль в процентном отношении при изменении в процентном отношении анализируемого фактора.

    На третьем этапе определяют компенсирующий объем реализации при изменении анализируемых факторов, т.е. необходимо ответить на вопрос «на какой процент нам нужно изменить один из факторов, чтобы прибыль изменилась на заданный процент».

    Компенсирующее изменение объема реализации рассчитывается как


    , где компенсирующее процентное изменение объема реализации.

    На основании полученных данных строятся кривые безразличия, где каждому изменению одного из факторов, откладываемому по оси X, будет соответствовать определённое значение компенсирующего изменении объёма реализации. Полученные таким образом кривые будут играть роль кривых безразличия: любая точка на этих кривых будет соответствовать таким возможным значениям факторов, которые не приводят к изменению прибыли, достигнутой в исходном состоянии предприятия.

    Таким образом, анализ CVP позволяет оценить барьерные значении показателя объема реализации, получить картину влияния факторов затрат на изменение прибыли и создать механизм управления финансовыми показателями. Далее, на основании проведенного анализа можно рекомендовать механизмы нормирования затрат, технологию разработки бюджетов и т.п.


    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ часть

    2.1. Анализ производственного потенциала предприятия


    Анализ производственного потенциала производится с целью выявления динамики и тенденции развития производства предприятия и оценки эффективности использования его производственных ресурсов. На основе данного анализа дается оценка состояния основных показателей хозяйственной деятельности, характеризуется интенсивность использования производственного потенциала. Выявляются негативные тенденции и проблема, а также резервы и перспективы деятельности предприятия.

    К экстенсивным относятся такие факторы экономического развития, как увеличение числа работников, основных средств, потребляемых материальных ресурсов.

    К интенсивным относятся факторы, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов:

    - рост производительности труда;

    - снижение материалоемкости товара;

    - снижение фондоемкости.

    Анализ производственного потенциала предприятия проведем в таблице 2.

    Таблица 2 - Анализ производственного потенциала предприятия

    № п/пПоказателиПланФактОтклонениеСумма%АБ123 (2-1)4 (2:1)*1001Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг, тыс.руб.240560262568,422008,4109,152Производственная себестоимость (без коммерческих и общехозяйственных расходов) реализованной продукции, тыс.руб.193674,8204499,610824,8105,593Материальные затраты на производство продукции, тыс.руб.90600982727672108,474Материалоотдача (стр.1:стр.3), руб.2,6552,6720,017100,635Среднесписочная численность работников всего, чел.24126120108,306 в т.ч. численность работников основного производства23225018107,767Удельный вес работников основного производства в среднесписочной численности работающих (стр.6: стр.5)*100, %96,2795,79-0,4899,508Производительность труда одного работающего, (стр.1:стр.5), тыс.руб.998,171006,017,83100,789в т.ч. средняя выработка одного работника основного производства [стр.1:стр.6], тыс.руб.1036,901050,2713,38101,2910Трудоемкость производственной программы всего, тыс.часов497,52527,2829,76105,9811Расходы на оплату труда всего, тыс.руб.56250612004950108,8012Расходы на оплату труда ОПР , тыс.руб.45562,5507965233,5111,4913Стоимость часа ОПР, руб. (стр.12/стр.10)91,5896,344,76105,1914Средняя стоимость основных фондов, тыс.руб.63840728469006114,1115Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, тыс.руб.1312014497,61377,6110,5016Фондоотдача (стр.1/стр.14), руб.3,7683,604-0,16495,65Окончание таблицы 2АБ123417Фондовооруженность (стр.14/стр.6), тыс.руб.275,17291,3816,21105,8918Валовая прибыль, тыс.руб.46885,258068,811183,6123,8519Коммерческие и управленческие (общехозяйственные расходы) расходы, тыс.руб.23704,126141,22437,1110,2820Прибыль от продаж,(стр.18-стр.19) тыс.руб.23181,131927,68746,5137,7321Рентабельность продаж, (стр.20:стр.1) %9,6412,162,52126,1922Рентабельность основной деятельности, ((стр.18)/:стр.2) %24,2128,404,19117,30

    Данные таблицы 2 свидетельствуют о перевыполнении плана по выручке от реализации товаров, работ, услуг на 9,15%, при этом план по себестоимости перевыполнен на 5,59%. Такая динамика оценивается положительно, темп роста выручки опережает рост себестоимости, следовательно увеличивается валовая прибыль на 11183,6 тыс.руб. или на 23,85%. Результаты основной деятельности можно оценить положительно, рентабельность увеличилась на 4,19%.

    На рост объемов продаж оказали влияние как экстенсивные, так и интенсивные факторы. К экстенсивным факторам относятся материальные затраты, которые фактически оказались выше запланированных на 7672 тыс.руб. или на 8,47%; среднесписочная численность работников выросла на 20 чел., 18 из которых были приняты на основное производство; средняя стоимость основных средств выросла на 9006 тыс.руб. или на 14,11%. С ростом основных средств увеличились и расходы на их обслуживание на 1377,6 тыс.руб. или на 10,5%.

    Интенсивными факторами являются материалоотдача, которая увеличилась на 0,17 руб.; производительность труда увеличилась на 0,78% при этом выработка на одного работника основного производства увеличилась на 1,29%. Материальные и трудовые ресурсы использовались более эффективно, благодаря чему объем продаж увеличился.

    Следует отметить и негативный фактор. Показатель фондоотдачи имеет тенденцию к снижению на 0,164 руб., что свидетельствует о неэффективном использовании основных средств в производстве, из-за чего возможны потери в объемах продаж.

    Расходы на оплату труда работникам предприятия увеличились по сравнению с планом на 8,8%, работникам основного производства на 11,49%, что опережает рост численности персонала и свидетельствует об увеличении заработной платы, стоимость одного часа работы сотрудниками основного производства увеличилась на 4,76 руб.

    Коммерческие и управленческие расходы фирмы увеличиваются быстрее объемов продаж. План по данным статьям затрат перевыполнен на 10,28%.

    В целом показатели деятельности организации можно оценить положительно, основной вид деятельности приносит прибыль.


    2.2. Анализ влияния факторов на объем производства


    На изменение объема продукции влияют факторы, характеризующие использование трудовых и материальных ресурсов, основных производственных фондов.

    Расчет влияния данных факторов на объем выпущенной и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. После этого определяют резервы увеличения производства и реализации продукции.

    Расчет влияния факторов, связанных с эффективностью использования материальных ресурсов проведем в таблице 3.




    Таблица 3- Расчет влияния факторов, связанных с эффективностью использования материальных ресурсов, на динамику выручки (методом абсолютных разниц)

    №ПоказателиВлияние на динамику выручкиМетодика расчетаВеличина, тыс.руб.1Материальные затраты, МЗ, тыс.руб.ΔМЗ*М0=7672*2,6520330,82Материалоотдача, М, руб.ΔМ*МЗ1=0,017*982721670,623Изменение товарной продукции, ТП, тыс.руб.ТП(МЗ)+ΔТП(М)= 20330,8+1670,6222001,42

    Данные таблицы 3 свидетельствуют об экстенсивном использовании материальных затрат, так как за счет именно этого фактора обеспечен наибольший прирост выручки 20330,8 тыс.руб. За счет более эффективного использования материальных затрат объем выручки увеличился на 1670,62 тыс.руб.

    Далее в таблице 4 рассчитаем влияние факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов на динамику выручки.

    Таблица 4 - Расчет влияния факторов, связанных с эффективностью использования трудовых ресурсов, на динамику выручки (методом абсолютных разниц)

    №ПоказателиВлияние на динамику выручкиМетодика расчетаВеличина, тыс.руб.1Среднесписочная численность, Ч чел.ΔЧ*В0=20*998,1719963,42Производительность труда, ВΔВ*Ч1=7,83*2612043,633Изменение товарной продукции, ТП, тыс.руб.ТП(Ч)+ΔТП(В)= 19963,4+2043,6322007,03

    Данные таблицы 4 также свидетельствуют об экстенсивном использовании трудовых ресурсов. За счет роста численности сотрудников на 20 чел. объем продаж вырос на 19963,4 тыс.руб. За счет интенсивного использования трудовых ресурсов, то есть за счет роста производительности труда на 7,83 тыс.руб. объем выручки вырос на 2043,63 тыс.руб.

    Также проведем расчет влияния факторов, связанных с эффективностью использования основных фондов (таблица 5).

    Таблица 5 - Расчет влияния факторов, связанных с эффективностью использования основных фондов, на динамику выручки (методом дифференциально-интегральных исчислений)

    №ПоказателиВлияние на динамику выручкиМетодика расчетаВеличина, тыс.руб.1Средняя стоимость основных фондов ОФ, тыс.руб.1/2ΔОФ*(Ф01)= 1/2*9006*(3,7681+3,6044)33198,42Фондоотдача Ф, руб.1/2ΔФ*(ОФ0+ОФ1)= ½*-0,1637*(63840+72846)-111883Изменение товарной продукции, ТП, тыс.руб.ТП(ОФ)+ΔТП(Ф)=

    33198,4-1118822010,4

    Данные таблицы 5 свидетельствуют, что за счет роста суммы основных средств (экстенсивного фактора) объем выручки увеличился на 33198,4 тыс.руб. Но неэффективное использование основных фондов (интенсивный фактор) выраженное в снижении фондоотдачи привело к снижению объемов продаж на 11188 тыс.руб.

    Таким образом, можно сделать вывод, что на рост объемов продаж в большей степени оказывают влияние экстенсивные факторы использования основных и материальных средств и предметов труда.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Для осуществления своей деятельности фирма несет определенные затраты, связанные с приобретением необходимых производственных факторов и реализацией произведенной продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы. Наиболее экономически эффективным методом производства и реализации какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек фирмы. На практике существуют различные подходы к классификации издержек, с точки зрения различных критериев их оценки и понимания.

    Издержки бывают производственными и не производственными, издержки, относящиеся к готовому продукту и к периоду времени, переменные и постоянные, прямые и косвенные.

    Практика управленческой деятельности предусматривает разнообразные способы классификации издержек в зависимости от сферы их применения. Однако главной целью любой классификации затрат является оказание помощи менеджерам всех уровней для выработки и принятия преобразующих управленческих решений по их оптимизации с целью получения определенной экономической выгоды.

    Руководителю любой организации на практике приходится принимать множество решений, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, что в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности с помощью анализа соотношения «затраты-объем-прибыль».

    Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

    Показатели безубыточности используются в управленческой практике как в стратегическом, так и в оперативном управлении. В стратегическом планировании точка безубыточности является одним из критериев, на который ориентируются инвесторы при выборе проекта. Считается, что чем раньше наступает безубыточность проекта, тем выше его ликвидность (тем раньше инвестор окупает вложенные затраты). В оперативном управлении с помощью показателя безубыточности определяется выручка от продаж, необходимая для компенсации постоянных затрат в целом по предприятию, по отдельным видам продукции. На основе показателя безубыточности принимаются решения о включении продукции в ассортиментную линейку, о ценообразовании.

    Во второй части курсовой работы был проведен анализ производственного потенциала предприятия, по результатам которого был выявлен рост объемов продаж благодаря эффективному использованию большинства ресурсов. На рост объемов продаж в значительной степени оказали влияние экстенсивные факторы: рост численности персонала, увеличение суммы основных средств, а также увеличение использования материальных ресурсов.

















    БИБЛИОГРАۤФИЧЕСКИЙ СПИСОК


    1. Грищенко О.В. Упраۤвленческий учет: Конспект лекций. Таۤгаۤнрог: ТТИ ЮФУ, 2013.

    2. Друри К. Введение в упраۤвленческий и производственный учет: Учеб. пособие для вузов / Пер. с аۤнгл. В.Н. Егороваۤ. 6-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАۤНАۤ, 2012. 1423 с.

    3. Иваۤшкевич В.Б. Бухгаۤлтерский упраۤвленческий учет: Учеб. 2-е изд., перераۤб. и доп. М.: Маۤгистр, 2013. 574 с.

    4. Кирееваۤ Н.В. Основные наۤпраۤвления совершенствоваۤния методологии раۤсчетаۤ покаۤзаۤтелей безубыточности в многопродуктовом производстве // Каۤзаۤнскаۤя наۤукаۤ. 2013. N 9. С. 87 - 89.

    5. Кирееваۤ Н.В. Проблемы применения современных методов каۤлькулироваۤния себестоимости продукции при обосноваۤнии упраۤвленческих решений // Вестник Ураۤльского федераۤльного университетаۤ. Сер. экономикаۤ и упраۤвление. 2013. N 6. С. 75 - 78.

    6. Кирееваۤ Н.В., Баۤев И.Аۤ. Раۤзделение заۤтраۤт наۤ постоянные и переменные в модели CVP: теоретические и методологические проблемы // Вестник Ураۤльского федераۤльного университетаۤ. Сер. экономикаۤ и упраۤвление. 2013. N 5. С. 4 - 15.

    7. Кукукинаۤ И.Г. Упраۤвленческий учет: Учеб. пособие. М.: Финаۤнсы и стаۤтистикаۤ, 2012. 400 с.

    8. Саۤвицкаۤя Г. В. Аۤнаۤлиз хозяйственной деятельности предприятия: Учебник М.: ИНФРАۤ-М, 2012. 336 с.

    9. Саۤвицкаۤя Г.В. Аۤнаۤлиз хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд., перераۤб. и доп. М.: Инфраۤ-М, 2012.

    10. Саۤвицкаۤя Г.В. Методикаۤ комплексного аۤнаۤлизаۤ хозяйственной деятельности. 4-е изд., перераۤб. и доп. М.: Инфраۤ-М, 2012.

    11. Ткаۤч В.И., Ткаۤч М.В. Упраۤвленческий учет: междунаۤродный опыт. М.: Финаۤнсы и стаۤтистикаۤ, 2012.

    12. Финаۤнсовый менеджмент: теория и праۤктикаۤ: Учеб. / Под ред. Е.С. Стояновой. 6-е изд. М.: Перспективаۤ, 2013. 656 с.

    13. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллингаۤ от Аۤ до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукаۤшевичаۤ и Е.Н. Тихоненковой. М.: Финаۤнсы и стаۤтистикаۤ, 2012. 288 с.

    14. Хорнгрен Ч. Упраۤвленческий учет. 10-е изд. / Пер. с аۤнгл. СПб: Питер, 2012. 1008 с.

    15. Шеремет Аۤ.Д. Комплексный экономический аۤнаۤлиз хозяйственной деятельности. М.: Инфраۤ-М, 2012.







Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Издержки (производственный потенциал,объем) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.