Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инвестдеятельность РФ и региона

  • Вид работы:
    Другое по теме: Инвестдеятельность РФ и региона
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    02.01.2017 3:19:56
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:

    содержание


    Введение3

    1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности региона5

    1.1. Инвестиционная деятельность: понятие, субъекты, объекты и роль в экономике5

    1.2. Основные направления и роль государственного регулирования инвестиционной деятельности12

    2. Анализ инвестиционной деятельности Российской Федерации19

    2.1. Анализ показателей, характеризующих тенденции развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации19

    2.2. Привлекательность инвестиций России на мировом рынке25

    3. Разработка и обоснование рекомендаций по повышению инвестиционной деятельности РФ34

    3.1. Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации на современном этапе34

    3.2. Цели, задачи и основные направления развития государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации на современном этапе39

    Заключение47

    список использованных источников50


    Введение


    Актуальность темы. Для любой страны или коммерческой организации инвестиционная деятельность является одним из ключевых вопросов жизнедеятельности.Статистика инвестицийпозволяет отслеживать эффективность использования средств, проводить анализ влияния на экономику и принимать правильные управленческие решения.

    Инвестиции играют первостепенную роль в обеспечении экономического роста страны и эффективной деятельности субъектов хозяйствования. Этим определяется необходимость углубленного изучения вопросов инвестирования в экономику.

    Как известно, инвестиции являют собой отдельную экономическую категорию, ориентированную на расширение производства. Стоит отметить, что они в значительной степени способны воздействовать на макроэкономические показатели любой страны, особенно с формами рыночного хозяйствования. Важным аспектом при становлении экономики любого государства можно без сомнений считать инвестиционную деятельность, которая имеет в разных странах свои особенности, но и определенное количество общих, достаточно важных закономерностей.

    Инвестиционная политика государства напрямую зависит от протекания соответствующего процесса, т.е. это участие субъектов хозяйствования экономической сферы деятельности в увеличении валового внутреннего продукта в стране. Результатом осуществления инвестиционной деятельности хозяйствующими субъектами является выполнение ряда мероприятий по использованию различных видов вложения средств: финансовых и реальных, краткосрочных и долгосрочных, частных, иностранных и государственных.

    Цель работы заключается в оценке инвестиционной деятельности России в мировой экономике в современных условиях.

    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть теоретические аспекты инвестиционной деятельности страны;

    2. провести анализ особенностей инвестиционной деятельности Российской Федерации;

    3. разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию инвестиционной деятельности Российской Федерации.

    Объектом исследования выступает инвестиционная политика России. Предмет исследования перспективы российской инвестиционной активности.

    При выполнении данной курсовой работы были использованы труды авторов многих учебных пособий по инвестициям, а именно Балдин К.В., Есипов В.Е., Игошин Н.В., Крутик А.Б. и др. Также были использованы обширная нормативная база и интернет-источники. Необходимое условие курсовой работы - применение периодической литературы.

    При написании работы использовались следующие методы: метод анализа и синтеза, метод сравнительного анализа, метод количественного и качественного анализа.

    Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями.













    1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности региона

    1.1. Инвестиционная деятельность: понятие, субъекты, объекты и роль в экономике

    Согласно учениям известного писателя и миллионера Роберта Кийосаки, наиболее успешные люди занимают ячейку общества под названием «Инвесторы». Самое интересное, что таких счастливчиков немного, но именно в этом «квадранте денежного потока» сосредоточена большая часть финансов всего мира [3, с.77].

    Дабы открыть для себя мир инвестиций, важно разбираться в существующих видах. К тому же переместить себя в желаемую ячейку может каждый, кто вооружился желанием и стремлением изменить свою жизнь к лучшему.

    Термином "инвестиции" называют среднесрочные и долгосрочные вложения в бизнес, производство или сельское хозяйство. Основная цель инвестиций это развитие предприятия и получение прибыли от его работы. Многие считают, что вложения могут быть только денежные, но это не так. Под данный термин подходят любые ценности: материальные, нематериальные и финансовые. К примеру, транспорт, акции, вклады, паи, оборудование, передача имущественных прав, безоплатная аренда и прочее [6, с.58].

    Инвестициями называется долгосрочное вложение каких-либо ресурсов, денежных средств или любого имущества для приумножения капитала и извлечения прибыли. Любое инвестирование можно оценить с финансовой позиции. Виды инвестиций:

    1. Депозиты, вложения в ценные бумаги,акции,облигации.
    2. Вливание денег впроизводство, с целью его развития.
    3. Финансирование научных исследований, выкуп лицензий и патентов.
    4. Инвестиции в человеческий капитал. Статистикасчитает их очень важными.
    5. Спекуляция. Например, попытки быстрого обогащения на разницекурсов валют.

    Конечно, чаще всего под инвестициями мы понимаем вложение денег в проект, приносящий нам потом реальный доход. Новиды инвестицийзначительно разнообразней. Разберем какие же виды инвестирования могут быть.









    Рисунок 1. Сферы инвестирования


    Инвестиции могут быть краткосрочными (до года) и долговременными, например, в уставной капитал какой-нибудь фирмы. Краткосрочно вкладываются деньги в векселя, депозиты, всевозможные сертификаты и ценные бумаги с высокой ликвидностью. По форме собственностистатистика инвестицийвыделяет:

    1. Частные. Деньги выделяют физические или юридические лица.
    2. Государственные. Сюда относятся средства, вложенные государственными предприятиями, фондами или госбанком.
    3. Иностранные. К ним относятся любые вклады из заграничных источников.
    4. Смешанные. Сюда относятся средства государственного и частного капитала.

    Доходность инвестиций может быть высокой, средней, низкой или ее может не быть вовсе. Последний вариант подразумевает экологический, социальный или любой другой не подразумевающий финансовой прибыли эффект. Неизменный атрибут любых инвестиций рискованность. Она напрямую связана с доходностью. Чем выше предполагаемый доход от инвестирования, тем больше рискует инвестор.

    Количество инвестиций и их объем находится в прямой зависимости от инвестиционного климата. Под терминомстатистика инвестиций подразумевает то, насколько благоприятные или неблагоприятные условия сложились в данный момент. При оценке инвестиционного климата учитывают действующие законы, криминальную обстановку, социальные условия, доходына душунаселения, экологию.

    Вложение материальных и нематериальных ценностей в предприятия и проекты носит название инвестиционной деятельности. Ею занимаются специально обученные люди, которые называются инвестиционные менеджеры. Они рассматривают целесообразность внесения капиталов в ту или иную компанию исходя из собственных интересов. Интересы могут быть совершенно различные получение прибыли, сохранение денег и активов, захват рынков, устранение конкурентов и пр. Бизнесмены также могут вести подобную деятельность, вкладывая в развитие свободные средства и активы.

    Вложения своих финансов в какое-либо дело, отрасль, экономически выгодную жизненную сферу невозможно без ожидания на получение выгоды для самого себя, пусть и не в ближайшем, но в каком-никаком будущем [17, с.86].

    Средства, вложенные в экономику другой страны, называются иностранными инвестициями.Положительные стороны такого инвестирования:

    1. привлечение денег и новейших технологий для реконструкции производственных предприятий;
    2. ускорение ростаВВП;
    3. усиление конкурентоспособности российских товаров на международном рынке;
    4. открытие новыхрынковблагодаря расширению выпускаемого ассортимента;
    5. повышение производительности труда и оптимизация логистики.

    Нашиинвестициипреобразуются в активы, в некую прибыль, которая пополняет кошелек заветными купюрами. Важно отметить, что сущность любого вида инвестиций заключается именно в том, что денежные средства инвестора трансформируются в доход, который может быть в виде ценных бумаг, денежных средств или даже в качестве новых навыков. Иными словами, человек вкладывает свои деньги, время сейчас для того, чтобы получить определенную выгоду для себя [9, с.56].

    Вложенные деньги работают на вас, приумножая первоначальный взнос вот, как иначе можно кратко сформулировать суть инвестиционного процесса.

    Словарь трактует значение этого термина так:инвестиции это(нем. Ivestition от лат ivestio одеваю) долгосрочное вложение денег (капитала) в определенное дело, предприятие, в различные отрасли экономики, а также в сам этот капитал.

    Инвестиции играют очень важную роль в усилении экономической деятельности любой страны. Это очень полезно для нормализации экономических процессов в целом. В условиях рыночной экономики большинство хозяйствующих субъектов сами принимают решения об осуществленииинвестиционной деятельности [14, с.57].

    Роль государства в инвестиционной деятельностина сегодняшний день очень высока и её сложно переоценить. С возрастанием важности самих инвестиций возрастает и роль участия государства в инвестиционном процессе страны.

    Инвестиционная деятельность государства - это вложение средств государственного бюджета и бюджетов низших уровней в конкурентоспособные отрасли и компании, имеющие национальное значение, в инвестиционные проекты, занимающиеся созданием продуктов и услуг потребителем которых выступает само государство.

    Инвестиционная деятельность государстваимеет очень весомую, если не сказать определяющую, роль в процессе осуществление ирегулирование инвестиционной деятельноститой или иной страны.

    Государство может выступать и какинвесторомопределенных инвестиционных проектов и быть участников, способствующим осуществлению частных, и не только, инвестиционных идей в стране.

    Инвестиционная деятельность государствапроявляется в прямом влиянии через принятие конкретных законов, также и через другие инструменты, такие как банковская сфера, страховые организации, инвестиционные и внебюджетные фонды и т.п.

    В качестве инвестора,инвестиционная деятельность государства реализуется в финансирование государственныхинвестиционных проектов, способствующих развитию определенных отраслей государственного хозяйства. Такие проекты осуществляются только на госпредприятиях. Стоит отметить, что заказчиком, инвестором и конечным потребителем таких начинаний является само государство.

    У каждой страны существуют отрасли экономики, которые играют определяющую роль и вносят максимальный вклад в формирование внутреннего валового продукта. Именно в таких отрасляхинвестиционная деятельность государствапроявляется наиболее ярко и заметно. Поддержание конкурентоспособности отрасли, её развития и увеличения тем самым доходов бюджета одна из приоритетных задач правительства любой страны. Государственная инвестиционная деятельность способна проявляется в производстве товаров и услуг, где оно является одновременно заказчиком и потребителем.

    Государство благодаря осуществлению инвестиций способно влиять как напрямую на целые отрасли экономики, так и косвенно. Оно не должно быть единственным инициатороминвестиционных процессови единственным поставщикоминвестиционных ресурсов. Ему необходимо выступать соучастником и оказывать софинансирование инвестиционных проектов, которые отвечают стратегии развития страны.

    Главенствующаяформа инвестиционной деятельности государства заключена в её капиталовложениях в экономику страны. Реализуется данная форма следующими способами:

    1. анализ и оценка экономики, на основе которых разрабатываются, принимаются к исполнению, и финансируется те инвестиционные проекты, которые соответствуют стратегии развития страны. Данные проекты осуществляются как самой страной, так и в сотрудничестве с иностранными государствами и финансируются за счет средств Федерального и местного бюджетов
    2. составление перечня объектов инфраструктуры, необходимых строек и объектов, требующих модернизации. Данный перечень должен быть согласован правительством страны и иметь федеральное финансирование
    3. предоставление государственных гарантий тем инвестиционным проектам, которые были одобрены и выбраны на конкурсной основе. Процедура и порядок предоставления данных гарантий утверждается правительством страны
    4. предоставление средств федерального бюджета и бюджетов местных уровней на возвратной основе, определенной законодательством страны, инвестиционным проектам, прошедшим конкурсный отбор
    5. контроль и регулирование предлагаемых инвестиционных проектов на соответствие законодательству страны
    6. защита интересов иправ инвесторовна территории страны
    7. защита компаний, осуществляющих деятельность на территории страны, от закупок морально устаревших видов оборудования и других активов, а также технологий и материалов
    8. законодательная деятельность в области осуществления инвестиций. Разработка правил и норм, а также контроль за их соблюдением.

    Основнымиисточниками инвестиционной деятельности государства выступают:

    1. средства государственного бюджета (налоговые и иные поступления, приватизация государственного имущества, иная продажа государственного имущества)
    2. региональные, муниципальные и другие бюджеты
    3. средства пенсионных и иных фондов, существующих в стране.

    Задачи, которые решает государственная инвестиционная деятельность:

    1. внедрение новых технологий, развитие инновационных отраслей экономики
    2. поддержание конкурентоспособности ключевых отраслей экономики
    3. создание рабочих мест
    4. повышение благосостояния и уровня жизни людей
    5. обеспечение ведения надлежащей социальной политики
    6. поддержание приемлемой экологической обстановки
    7. обеспечение инвестиционной привлекательности и положительного инвестиционного климата страны.

    Государство занимается финансированием лишь тех отраслей которые имеют общенациональный характер и в соответствие с законом могут производится только на национальных предприятиях. По мере развития рыночных отношениях роль государство как инвестора сведутся к выделению средств только на те отрасли где правительство будет заказчиком и потребителем в одном лице.




    1.2. Основные направления и роль государственного регулирования инвестиционной деятельности

    В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:

    1. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.) [1];
    2. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.) [2].

    Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.

    Россия, как и другие страны, пытается активно привлекать иностранные инвестиции, поэтому государственное регулирование иностранных инвестиций является приоритетным направлением и находится в зоне постоянного внимания Правительства (см.ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование).

    На данный момент в России создана правовая база, включающая более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов предпринимательства в области [23, с.405]:

    1. налогообложения;
    2. использования иностранных инвестиций;
    3. конкурсным процедурам в области централизованного размещения инвестиционных ресурсов и др.

    Роль государства в социально-экономическом развитии обычно возрастает в периоды кризисов и снижается в периоды расцвета.

    Именно государство обеспечивает соблюдение законности и стимулирует экономическое развитие, которое не возможно без таких действий со стороны государства, как:

    1. взвешенная экономическая и структурная политика;
    2. государственная поддержка предприятий различных форм собственности;
    3. инвестиционная политика;
    4. создание благоприятных инвестиционных условий для страны, региона, отдельного предприятия.

    Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными и региональными органами управления.

    Результативность их деятельности обусловлена тремя факторами [21, с.28]:

    1. политической стабильностью;
    2. высоким уровнем профессионализма сотрудников, занимающихся осуществлением инвестиционной политики;
    3. качеством институтов содействия инвестиционному процессу.

    Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности велика, а успех регулирования во многом зависит от его нацеленности на решение социальных целей и задач.

    Государственное регулирование инвестиционного процесса представляет собой сложный механизм, состоящий из:

    1. целей;
    2. субъектов;
    3. объектов;
    4. средств регулирования.

    В экономической литературе часто применяются понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность это государственное регулирование всех процессов, прямо или косвенно связанных с инвестированием, которое ведет или к притоку или к оттоку инвестиций.

    Государственное регулированиеинвестиционного климатазаключается в развитии инвестиционного потенциала и регулировании инвестиционных рисков.

    Роль государства в регулировании инвестиционного процесса заключается в следующем [19, с.133]:

    1. государство выступает в качестве главного, фундаментального системообразующего фактора, так как разрабатывает и следит за использованием нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, определяет общую стратегию развития инвестиционного рынка и правила поведения участников;
    2. государство само является субъектом инвестиционной деятельности, так как финансирует многие проекты и получает прибыль от инвестиций.








    Рисунок 2 - Формы инвестиционного регулирования [16, с.12]


    Каждый из блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим поподробнее каждый блок.

    1) Создание благоприятных экономических условий [4, с.75]

    Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?

    Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:

    1. предоставление налоговых льгот инвесторам;
    2. гибкая амортизационная политика;
    3. создание условийдля использования свободных средств населения и организаций;
    4. возможность использования залоговых схем при кредитовании;
    5. стимулирование развития лизинговых схем;
    6. создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;
    7. возможность переоценки основных средств на темп инфляции;
    8. возможность льготного использования природных ресурсови земли при определенных условиях;
    9. эффективная система антимонопольного регулирования;
    10. создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.

    2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности [13, с.102]

    В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:

    1. разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;
    2. государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;
    3. предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;
    4. выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;
    5. заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;
    6. возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;

    3) Иные методы регулирования [20, с.113]

    Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:

    1. организация экспертизы инвестиционных проектов;
    2. защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.

    Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности

    осуществляется при помощи двух видов методов:

    1. прямого воздействия;
    2. косвенного воздействия.

    Методы прямого воздействия реализуются посредством использования следующих инструментов регулирования [14, с.6]:

    1. правового;
    2. административного;
    3. экономического.

    Например, государственное регулирование инвестиционного проекта заключается в разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведения экспертизы качества, определение источников финансирования. Все эти действия проводятся в рамках метода прямого воздействия.

    Методы косвенного регулирования делятся на:

    1. активно-структурные;
    2. инструменты бюджетно-налоговой политики;
    3. инструменты денежно-кредитной политики.

    С другой стороны, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться при помощи административных и экономических методов.

    В регулировании инвестиционной деятельности, государство выполняет следующие функции:

    1. установочную;
    2. мобилизующую;
    3. стимулирующую;
    4. контролирующую;

    В международной практике существуют три базовых источникафинансированиякапитальных затрат: собственные средства предприятий, государственный бюджет и рынок ссудного капитала.

    Собственные валовые средства организацийформируются за счет амортизации основных средств и прибыли. Крупные предприятия способны привлекать на нужды расширенного воспроизводства временно высвободившиеся денежные средства таких фондов как: пенсионные, социальные.

    Государственный бюджетв свою очередь формируется за счёт налоговых поступлений (НДФЛ, НДС, налог на прибыль организаций), неналоговых (продажа государственного имущества, сдача его в аренду), безвозмездные поступления (от коммерческих организаций, некоммерческих организаций и поступления от бюджетов других уровней).

    Рынок ссудного капиталаформируется за счет кредитных запасов банков, инвестиционных и пенсионных фондов, капитала лизинговых, страховых компаний и иных источников. Привлечение средств с фондовых рынков предприятия происходит путем выпуска таких ценных бумаг как акции, облигации и другие долговые обязательства. Дополнительным источником основных средств, получаемых в кредит, является лизинг.

    Вместе с внутренними источниками капитала существуют и международные или внешние источники инвестиций: частный капитал транснациональных корпораций, фондов, банков, государственные и иностранные кредиты, финансовые ресурсы зарубежных экономических предприятий, мировой банк, Европейский банк развития, Азиатский и Африканский банк развития и др.

    Для того чтобы решить проблемы экономического роста, внедрить новые технологии, обеспечить производства конкурентоспособной продукцией необходима комплексная государственная инвестиционная политика, которая будет направлена на создание благоприятной инвестиционной обстановки на территории России, в регионах и отраслях промышленного производства, существенно увеличить приток новых инвестиционных средств в экономику и позволить обеспечить реализацию уже имеющихся в стране способов роста экономики. Победа партии "Единая Россия", и уверенное избрание на второй срок В.В. Путина, предоставили аванс в реализации правильной инвестиционной политики в экономике России.

    Инвестиционная деятельность государства всегда занимает особое значение в формировании стабильности экономики страны.

    Таким образом, именно государство создает оптимальные условия для осуществления инвестиционного процесса. Создаваемая нормативно-правовая база, налоговая система, система поддержки предпринимателей, судебная система, отношение к незыблемости частной собственности, все это влияет на объем инвестиций, поступающий в экономику.











    2. Анализ инвестиционной деятельности Российской Федерации

    2.1. Анализ показателей, характеризующих тенденции развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации

    Втекущей ситуации экономические иинвестиционные перспективы России можно отобразить ввиде весов. Где наодной чаше факторы, обеспечивающие прямую дорогу к«рецессии» санкционное противостояние сЗападом, социализация экономики, следствием чего будет рост затрат наВПК исоциальную сферу. Адля этого нужно дополнительное бюджетное финансовое обеспечение, т.е. ужесточение налогового администрирования [8, с.116].

    Надругой чаше факторы «развития» это обратные положительные процессы отсанкций деофшоризация, импортозамещение, исоциализации экономики рост бюджетных расходов, стабилизация процессов регулирования экономики (стабильность правил игры), удержание уровня инфляции, что, всвою очередь, должно привести кснижению ключевой ставкиЦБ идоступности ипотечного кредитования.

    Цифры, характеризующие развитие ситуации синвестициями вРоссии (рис. 3).

    Рост ВВП России всего 1,5%, итоговая годовая динамика биржевых индексов (РТС) практически неизменилась, процентная ставка подолгосрочным кредитам значительно снизилась, ноостаётся навысоком уровне, аэто один изфакторов, сдерживающий инвестиционную активность.

    Особенно следует отметить динамику индекса прямых иностранных инвестиций вэкономику России. Посравнению с16г.в17 г.онсоставил +43,8%.


    Рисунок 3 - Сравнительная динамика основных показателей (индексы изменений дек. 2017г. к дек. 2016г.) [25]


    Если говорить осостоянии рынка инвестиций вРоссии всопоставимых ценах, инвестиции восновной капитал российских предприятий в2017г., впервые с2013г. имели, хоть инезначительную, ноположительную динамику.

    Рисунок 4 - Динамика инвестиций в основной капитал России [25]

    Поданным официальной статистики, примерно61% осуществляемых инвестиций вроссийскую экономику связаны собъектами недвижимости. Инвестиции вобъекты интеллектуальной собственности (патенты, разработки ит.д.) менее 1%. Для сравнения вСША этот показатель неопускается ниже 7%. Инвестиционно ёмкими отраслями вроссийской экономике остаются добыча полезных ископаемых инедвижимость.



    Рисунок 5 - Инвестиционно емкие отрасли России [25]


    Порегиону Санкт-Петербург иЛенинградская область, можно констатировать, что рынок, несмотря навсе негативные факторы показывает рост. Загод объём инвестиций увеличился почти на40% исоставил 480520млрдруб. Вдолларах это примерно 8,88,2млрд$.

    В большинстве регионов в 2017 году инвестиции заметно выросли. Быстрее всего - в Республике Крым (рост в 2,3 раза), Севастополе и Ненецком АО (на 65 процентов), Якутии и Амурской области (на 35-37 процентов). Причем в добывающей промышленности они выросли на девять процентов, а в обрабатывающей сократились на один процент. Слабо росли инвестиции в сельское хозяйство (на один процент), продолжался спад инвестиций в строительстве (на четыре процента) и торговле (на 10 процентов). Такие выводы можно сделать, исходя из опубликованного на днях мониторинга Росстата.

    В прошлом году инвестиции в России подросли на 4,4 процента к предыдущему году. Если анализировать динамику инвестиций за последние четыре года, то самые высокие темпы роста показали Ненецкий АО (в 2,1 раза) и Якутия (59 процентов), в которых осваиваются новые нефтегазовые месторождения. А также Амурская область (46 процентов), где строится космодром и газоперерабатывающий завод. Из крупных регионов не имели кризисного спада или уже вышли из него Ямало-Ненецкий АО (рост на 22 процента), Москва (16 процентов), Ленинградская и Воронежская области (8-10 процентов), Ханты-Мансийский АО и Сахалин.



    Рисунок 6 - Инвестиции из федерального бюджета России по округам, % [28]


    Самый большой приток вложений за последние годы в крупнейшие или новые нефтегазовые регионы, а также столицу страны. Значительный инвестиционный спад сохраняется в большинстве индустриальных регионов Поволжья, Урала и Сибири. А самый серьезный отток финансовых ресурсов в слаборазвитых и депрессивных регионах.

    Между тем, уверена, что куда важнее территориальное распределение инвестиций, чем их динамика. Из всех федеральных округов больше всего инвестиций в прошлом году получил Центральный (26,1 процента) - во многом за счет Москвы. Второе место у Уральского (18 процентов) - за счет нефтегазовых автономных округов Тюменской области, далее идут Поволжский (15,1 процента), Северо-Западный (11,7 процента), Сибирский (9,5 процента), Южный (8,8 процента), Дальневосточный (7,6 процента). Меньше всего получает Северо-Кавказский округ (3,2 процента).

    Доля Дальнего Востока в инвестициях выросла с 6,1 процента в 2013-2015 годах до 7,6 процента в прошлом году, но все еще заметно ниже пика 2011 года (9,4 процента), когда средства выделялись на подготовку саммита АТЭС и строительство нефтепровода на восток. Инвестиционный "поворот на восток" идет крайне медленно.

    Распределение финансовых потоков по регионам показывает, насколько важны два конкурентных преимущества - огромный рынок столичной агломерации и большие нефтегазовые ресурсы. На Тюменскую область с автономными округами в последние годы приходилось 14-15 процентов от всех инвестиций в России, а доля Москвы за последние два года выросла с 11,6 до 12,4 процента. С добавкой области на Московскую агломерацию приходится каждый шестой рубль инвестиций (17 процентов). Десять регионов-лидеров в прошлом году получили больше инвестиций, чем остальные 73 субъекта РФ, что говорит о региональном неравенстве. Деньги в России идут в основном туда, где "неубиваемые" конкурентные преимущества позволяют получить отдачу.

    В структуре инвестиций более половины составляют собственные средства предприятий и организаций. Доля инвестиций из бюджетов относительно невелика (16,3 процента) и делится примерно пополам между федеральным бюджетом и казной регионов и муниципалитетов. Бюджетные инвестиции - важный инструмент региональной политики. Как он использовался в 2017 году?



    Рисунок 7 - Распределение инвестиций из федерального бюджета по федеральным округам, % [28]


    В 2017 году главным приоритетом стал Крым и соседние с ним регионы Юга. Доля инвестиций в ЮФО выросла с 18 процентов всех бюджетных вливаний в 2016 году до 29 процентов в прошлом году. Крым с Севастополем получили 13 процентов, Краснодарский край и Ростовская область суммарно - еще 15 процентов. В основном это инвестиции в инфраструктурные проекты (Крымский мост, федеральная трасса "Таврида" и др.). Доля Дальневосточного федерального округа в инвестициях из федерального бюджета снизилась с 10 процентов в 2014 г. до 4 процентов в прошлом году.

    Инвестиции из бюджетов регионов и муниципалитетов сопоставимы по объему с вложениями из федерального бюджета, но территориальные диспропорции выражены сильнее: на долю Москвы приходится 35 процентов всех инвестиций. Другим регионам и не снились такие инвестиционные расходы. Бюджет столицы - очень крупный инвестор: в структуре всех инвестиций в Москву в прошлом году его доля составила 23 процента, а федерального бюджета - только четыре процента. Инвестиции столичного бюджета создают мультипликативный эффект, стимулируя приток вложений со стороны бизнеса.

    2.2. Привлекательность инвестиций России на мировом рынке

    Американский инвестиционный банк BofA Merrill Lynch зафиксировал снижение инвестиций в Россию на 900 млн. долларов в 2017 году. Показатели перекрыли результаты 2016 года (870 млн.). Уход инвесторов в сторону таких стран как Индия или Бразилия произошел в результате ужесточения санкций со стороны США и Евросоюза. Но ситуацияв Китаеоказалось еще хуже. Оттуда вывели 6,6 млрд. долларов из-за спада экономики.

    Однако приток прямых иностранных инвестиций в размере 23 млрд. долларов не только перекрыл потери от спекулятивных поступлений, но и стал самым большим за 4 года. Еще один рекорд зафиксироваластатистика инвестицийв активности частных инвесторов. В 2017 году они открыли свыше 230 тыс. счетов, что в 1,5 раза больше, чем в 2016. При первичном размещении облигаций федерального займа частные инвесторы выкупили 4%, а при вторичном 9 %.

    Статистика инвестиций в России (2017год) демонстрирует увеличение объема финансирования на 15% в добывающую промышленность. Сюда не входят показатели газо- инефтедобычи, которые показали спад на 6 %. Рост от 23% до 37% показали такие сектора транспортировка и хранение, работа с финансами, спорт и массовые мероприятия. Торговля, гостиничный и ресторанныйбизнес, образование и наука привлекли всего на 78 % больше средств.


    Рисунок 8. Объем инвестиций в основной капитал в России за счет всех источников финансирования в 1999-2018гг., млрд. руб.


    Статистика прямых инвестиций в Россииобъясняет рекордные показатели вложений в «Турецкий поток»42 млрд. руб. В «Силу Сибири 1» вложено 158 млрд. В «Ухта-Торжок» инвестиции составили62 млрд. Сюда же входят показатели введенных в строй трубопроводов «Заполярье-Пурпе» и «Куюмба-Тайшет». Позицию по спорту и массовым мероприятиям «вытащило» строительство объектов к чемпионату мира по футболу в разных городах страны.

    Однако статистика инвестиций Россиипоказывает рост далеко не во всех секторах экономики. В обрабатывающей промышленностиинвестиционный портфель«похудел» на 6,7%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды не досчиталось 15%.Сельское хозяйствонедополучило 7% и строительство 4% по сравнению с прошлым годом.Статистика государственных инвестиций по регионамвыделяет пятерых лидеров с показателями роста от 69% до 390%. Сюда вошли:

    1. Республика Крым.
    2. Севастополь.
    3. Вологодская обл.
    4. Тверская обл.
    5. Калининградская обл.

    Аутсайдеры с показателями от 39% до 62%:

    1. Хакасия.
    2. Северная Осетия.
    3. Ингушетия.
    4. Республика Коми.
    5. Новгородская обл.

    Статистика инвестиций в казинои курорт города Сочи сообщает о вложении 4 млрд. руб. в проект. Компания «Домейн» планирует их окупить за три года. Москва занимает лидирующее положение по вкладу в инвестиционный совокупный прирост. Постоянно быть на 1 месте ей помогает формальный подход к учету инвестиций, которые проходят через головные офисы корпораций по добыче сырья с Московской регистрацией.

    Износ основных производственных фондов в России трудно точно оценить. Например, в нефтеперерабатывающей или нефтехимической промышленности он достигает 80%. Наука почти никак не проявляет себя в сырьевой экономике. Инфраструктура в основных местах залегания полезных ископаемых отсутствует, тем самым затрудняя или исключая их добычу.

    Для освоения континентального арктического шельфа с запасами углеводородов требуютсяиностранные инвестиции. Статистикауказывает на необходимость срочного развития горного и нефтегазового машиностроения. Основными причинами, мешающими зарубежным бизнесменам делатьинвестиции в основной капитал по статистике являются:

    1. коррупционная составляющая;
    2. использование финансов не по назначению;
    3. высокие экономические риски;
    4. политическаянестабильность;
    5. антироссийские санкции;
    6. инфляция;
    7. бюрократия.

    В таблице представлена статистикапрямых инвестицийпо годам:

    Таблица 1 - Прямые иностранные инвестиции в экономику РФ, млрд. долл. США

    200820092010201120122013201420152016Банки 98876678516450817786915843945891608Иные секторы 64896299063800450003428016006117637626431369Итого 74783365834316855084505886921922031685332976

    Анализ статистики инвестицийвыявил самый большой отток денег после кризиса 2008 года и во второй половине 2014. Из-за событий на Украинев США приняли закон о санкциях. Их экономическое и политическое влияние на западный бизнес явилось причиной падения инвестиционной привлекательности РФ.

    Россия пережила кризис. Несомненные успехи в Сирии и стабильно растущие цены на нефть привели к тому, чтопроблемы статистики инвестиций закончились. По данным ЦБ РФ нерезиденты инвестировали в небанковский сектор за 2016 год 25,8 млрд. долларов, тем самым увеличив показатели 2014 года в 4,4 раза.Росстатотметил рост экономики за первые три месяца 2017 года на 0,1 %.

    Статистика инвестиций в РФза 2017 год вывели страну в тройку лидеров по притоку денег среди 22 государств. Прямые иностранные инвестиции достигли 25 млрд. долларов. Компании, которые не испугались санкций и продолжили свою инвестиционную деятельность в нашей стране, сейчас «Пожинают плоды» своих решений.

    Инвестиции Китаяпо статистикевыросли вдвое. Большинство сделок оказались завязаны на покупке акций сырьевых компаний. Только у «Верхнечонскнефтегаза», дочки «Роснефти», китайцы выкупили 20% ценных бумаг на 1,08 млрд. долларов.

    Но не одни сырьевые отрасли привлекалиинвестиции Китая в Россию. Статистиказафиксировала и другие направления. К примеру, Silk Road Fund за 1,15 млрд. долларов купил 10%акций«Сибура».Современные размеры инвестиций в экономику РФ по статистикенедостаточны. Но согласно рейтингу Doing Business-2017 Россия со 124 места поднялась до 40 в 2017 году.

    Россия богатейшая страна мира, как по территории, так и по природно-ресурсным запасам. На сегодняшний день наша страна имеет достаточный производственный, технический и научный потенциал. Но, несмотря на эти положительные факторы, у России есть существенные проблемы с инвестиционной привлекательностью для иностранных инвесторов.

    За несколько лет Россия действительно достигла заметного прогресса в этом рейтинге, поднявшись к 2017 году на 40 место (рис. 9).

    Рисунок 9- Место России в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» 2007- 2017 гг. [26]


    Как видно из приведенных данных, позиции иностранного капитала в российской экономике после начала экономических санкций против нашей страны не только не ослабли, но даже укрепились. В то же время, динамика ключевых количественных показателей, характеризующих состояние инвестиционного климата в России, впечатляет гораздо меньше.

    Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение цен на нефть, рост инфляции, ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики. Инвесторы, которые работали на рынке РФ, терпят традиционную бюрократическую волокиту и неустойчивое регулирование.

    На сегодняшний день Россия не входит в состав стран по инвестиционной привлекательности. Более того, после кризиса 2014 года зарубежные инвесторы высказывают большее недоверие по отношению к РФ. В последние годы развитие экономики России происходит достаточно быстрыми темпами, однако не в полной мере реализованный потенциал, приводит к медленному росту иностранных инвестиций [15, с.9].

    При рассмотрении данной проблемы возникает вопрос, а как же оценить привлекательность для инвесторов? Для решения этого вопроса различные периодические издания экономического профиля, государственные аналитические и статистические организации проводят исследования, и в конце каждого отчетного периода предоставляют результаты анализа в закрытом или открытом доступе (в зависимости от организации, проводящей анализ).

    Так, журнал «Euromoney» составляет рейтинг стран мира по инвестиционной привлекательности, используя следующие показатели: эффективность экономики, уровень политического риска, состояние задолженности, способность обслуживания долга, кредитоспособность, доступность банковского кредитования, доступность краткосрочного финансирования, доступность долгосрочного ссудного капитала, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Важно заметить, что подходы к составлению данного рейтинга могут меняться, в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка.

    Специалисты компании Bloomberg составили рейтинг наиболее привлекательных для инвестиций развивающихся стран в 2018 году (табл. 2).

    Таблица 2 - Наиболее привлекательные для инвестиций развивающиеся страны 2018 г. [26]

    местостранаместострана1Мексика11Чили2Турция12Тайвань3Чехия13ЮАР4Польша14Бразилия5Малайзия15Россия6Корея16Таиланд7Венгрия17Филиппины8Колумбия18Индонезия9Перу19Китай

    Где Россия заняла всего лишь 15 место, в основном из-за относительно низких показателей по сальдо текущих счетов, оценки активов и суверенного кредитного рейтинга.

    В свою очередь методика Всемирного экономического форума заключается в оценке конкурентоспособности стран в таких секторах, как [16, с.15]:

    1. экономика, движимая факторами производства;
    2. экономика, движимая эффективностью;
    3. экономика, движимая инновациями.

    Исследуя итоги оценки конкурентоспособности, Российская Федерация показывает положительные тенденции. Она улучшила свои позиции, по сравнению с 2016 годом на 2 позиции, поднявшись с 45 на 43 место. А если провести аналогию с 2014-2015 годами, то она и вовсе подняла свою позицию к 2017 году на 10 пунктов (53-е место).

    Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время реализуются несколько международных проектов, позволяющих оценить тот или иной аспект инвестиционной привлекательности страны.

    Ежегодно международная консалтинговая компания A.T. Kearney публикует рейтинг самых привлекательных для инвестиций стран мира. Эксперты A.T. Kearney составляют рейтинг на основе экономических и политических факторов. Кроме того, учитываются функционирующие в государствах системы регулирования.

    Россия по оценкам A.T. Kearney не вошла в 25 самых привлекательных стран мира для инвесторов. Более того, последний раз Россия входила в этот список в 2013 году и занимала 11 место. На ее резкий спад в рейтинге оказал влияние кризис 2014 года, нестабильная ситуация с Украиной и вследствие санкции введенные против РФ, а также высокий уровень коррупции и нецелевого использования выделяемых средств и сложность ведения бизнеса. В свою очередь 1 место в списке занимает США, а замыкает его Южная Африка.

    Для того чтобы определить какие шаги нужно предпринять России для увеличения своей инвестиционной привлекательности необходимо выделить сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности РФ (табл. 3).

    Таблица 3 - Сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности России [20, с.133]

    Сильные стороныСлабые стороны

    1. Макроэкономическая среда
    2. Размер рынка
    3. Выгодное экономико-географическое положение
    4. Наличие природных ресурсов
    5. Наличие квалифицированных специалистов
    6. Финансовая система
    7. Уровень коррупции в стране
    8. Защита инвесторов
    9. Налогообложение
    10. Сложность ведения бизнеса
    11. Инфраструктура
    12. Экология
    13. Недостаточно развитое инновационное производство
    14. Из приведенных данных следует, что политическим и экономическим силам нашего государства важно обратить пристальное внимание на слабые стороны в сфере инвестиций, и постепенно сужать их круг. Это возможно при правильной разработке политики по решению вышеизложенных проблем, государственной поддержке инвестиций. Одним из таких решений может стать, к примеру, приоритетное направление инвестиций в отрасли, где больше всего ощущается недостаток собственных средств для модернизации производственных мощностей предприятий, нуждающихся во внешних источниках инвестиций.
    Итак, стоит отметить, что наложенные на Россию санкции, давление со стороны иностранных партнеров, несомненно, сыграли большую роль в колоссальном снижении инвестиционной привлекательности страны. Но, по мнению экспертов, Россия миновала пик кризиса и теперь идет по пути стабилизации экономического состояния. То есть, при постепенной реализации поставленных задач, Россия в скором времени сможет не только увеличивать объем иностранных инвестиций, но уменьшить отток капитала за рубеж, тем самым нарастить темпы роста экономики.





















    3. Разработка и обоснование рекомендаций по повышению инвестиционной деятельности РФ

    3.1. Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации на современном этапе

    За последние полтора десятилетия отмечены динамичным и достаточно интенсивным развитием российской экономики. Данную тенденцию не смогли переломить даже экономические санкции, введенные рядом стран западного мира. Да, они замедлили развитие, но не смогли обратить его вспять. Непременным условием роста экономики страны является повышение уровня внешних и внутренних инвестиций. Таким образом, мы можем смело говорить о том, что с начала 2000 годов экономический рынок России довольно динамично развивается [23, с.405].

    Несмотря на озвученный выше тренд, на сегодняшний день в Российской Федерации существует проблема необходимости фактического увеличения уровня вложений в реальный сектор экономики. И это при том, что экономический блок Правительства РФ в своей деятельности делает основной акцент именно на реальные, а не на финансовые инвестиции.

    Такое положение вещей нетрудно понять. Ведь именно уровень реального инвестирования является основой, обеспечивающей экономическое развитие промышленных предприятий. Результатом этого процесса становится выпуск инновационной современной продукции, повышение ее конкурентоспособности и возможность проникновения отечественных товаров на новые для себя рынки.

    Кроме того, если сравнивать реальные и финансовые вложения, то первые обладают гораздо более высоким уровнем рентабельности. Это автоматически позволяет инвесторам получать большую прибыль. Лучше мотива к активным действиям для предпринимателей просто не существует.

    В то же самое время реальный сектор экономики требует привлечения колоссального объёма инвестиций. К сожалению, собственных денежных средств, которые есть в наличии у отечественных инвесторов зачастую недостает. Это создает потребность в привлечении заемного капитала. Фактически это находит свое выражение в банковских кредитах и займах, а также инвестиций в ценные бумаги (преимущественно акции) компаний. То есть в данном случае мы уже говорим про финансовые инвестиции. Другими словами, подобные вложения также содействуют началу экономического подъема в любом государстве.

    Изменения, которые на сегодняшний день происходят в России, определяются бурным становлением инновационного пространства. Подобные инновационные процессы развития государства имеют два основных составляющих элемента [9, с.65]:

    • реализация проектов, связанных с инновациями;
    • развитие инновационного потенциала.

    При этом можно бесконечно долго рассуждать про позитивные черты рыночной экономики и невидимую руку рынка, но при этом данные экономические институты не способны осуществлять автоматическое регулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности.

    Представители частного бизнеса не заинтересованы во вложении собственного капитала в те инвестиционные проекты, которые не способны приносить серьезной прибыли. В то же время для страны в общем и для каждого гражданина в отдельности эти отрасли являются жизненно необходимыми.

    С помощью одной только рыночной экономики невозможно решить и другие существующие проблемы. В этой ситуации роль государства, как основного экономического регулятора многократно возрастает.

    Говоря о главных проблемах инвестиционного рынка в России можно выделить следующие аспекты:

    • большие объемы неплатежей;
    • низкие реальные доходы граждан;
    • пробелы и коллизии в российском инвестиционном законодательстве.

    Таким образом, мы приходим к выводу о серьезном значении финансовых инвестиций для развития экономики нашего государства. Во-первых, подобные вложения это самостоятельная форма инвестиций. Во-вторых, их необходимо рассматривать в качестве связующего звена на пути трансформации капитала в реальные инвестиции.

    Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны, улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

    Для успешного экономического развития стране нужен приток инвестиций. Перед руководством Российской Федерации стоит вопрос привлечения иностранных инвесторов. Правительству нужно создать благоприятные инвестиционные условия, направить дополнительные усилия на развитие особых экономических зон, оказать помощь регионам в реализации инфраструктурных проектов.

    Обеспечение стабильного политико-экономического положения, снижение темпов инфляции, реальная борьба скоррупциейи бюрократией вот что снижает риски и делает привлекательным инвестирование.Статистика инвестицийотмечает большие различия в экономическом развитии регионов. Иностранные компании тщательно изучают экспертные заключения, сделанныеза рубежом. Но из-за плохого знания местных реалий прогнозы зачастую не соответствуют действительности.

    На основе аналитических исследований в России создаются бюро для разработки рейтинговых систем. Примером может служить агентство «Эксперт РА», создавшее «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов». Но этого явно недостаточно. Потенциальным инвесторам требуется облегченный доступ к информации, чтобы делать долгосрочные прогнозы.

    Еще одним шагом на пути привлечения инвестиций должна стать неприкосновенность зарубежных капиталов. Соблюдение международных норм привозникновении каких-либо вопросов обязано стоять во главе угла. Применительно к нуждающимся в инвестициях регионам или отдельным территориям необходимо выработать систему льгот и привилегий.

    Нельзя недооценивать важность заключения двусторонних договоров между отдельными предприятиями с включением мер по защите предполагаемых инвесторов.

    Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

    Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

    Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

    Для повышения инвестиционной привлекательности России, необходимо сконцентрировать внимание на решении следующих задач [8, с.116]:

    1. Снижение зависимости экономики от нефтегазовой отрасли.
    2. Определение факторов, ограничивающих рост и развитие компаний на уровне регионов, принятие меры по устранению таких барьеров.
    3. Развитие инвестиционной культуры посредствам организации конференций, встреч и семинаров, что даст возможность зарубежным компаниям, потенциальным инвесторам, получать полную информацию об инвестиционных возможностях России.
    4. Обеспечение более пропорционального развития западной и восточной частей Российской Федерации, разработка и реализация государственных программ по развитию регионов, с учетом региональных особенностей, для более активного привлечения капитала.
    5. Усиление борьбы с коррупцией.
    6. Повышение эффективности законодательства и прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности.

    Для того, чтобы современная инвестиционная политика РФ развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Для этого нужно осуществить следующее [15, с.15]:

    1. Роль государства, как гаранта тех прав, которые имеютсубъекты инвестиционной деятельности, должна усиливаться. Это прибавит уверенности участникам в том, что они не потеряют вложенный имикапитализ-за кризисной ситуации в стране.
    2. Необходимо создать одинаковые конкурентные условия для всех инвесторов, которые не будут зависеть от форм собственности.
    3. Раз и навсегда устранить с законодательства страны все противоречия.
    4. Упростить процедуру согласования документов, которую необходимо проводить во время разработки инвестиционных программ. Это будет способствовать более быстрому внедрению инвестиционных проектов.
    5. Создать информативно-аналитические центры, главным заданием которых будет осуществление рейтинговой оценки потенциальных инвесторов.
    6. Организовать более современную инфраструктуру инвестиционного рынка. Тогда будут сберегаться средства, вложенные в инвестиционный процесс, во время межотраслевых переливов капитала.

    3.2. Цели, задачи и основные направления развития государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации на современном этапе

    Инвестиционная политика России на современном этапе требует прямого частного инвестирования, причем это должны быть не простокапитальные вложения, а умные инвестиции. Их суть заключается в том, что проводится вложение не финансовых средств, а происходит передача непосредственно технологий, создание новых высокотехнологичных рабочих мест, которые будут хорошо оплачиваться.

    Также наличие иностранных инвестиций очень важное для экономики России. Это вызвано тем, что почти полностью отсутствует государственное финансирование, нет необходимых средств у предприятий, происходит экономический кризис, и объёмы производства значительно уменьшаются. Также очень важную роль в этом процессе играет износ всего того оборудования, что установленное на предприятиях.

    Для того, чтобы современная инвестиционная политика РФ развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Для этого нужно осуществить следующее [10, с.60]:

    1. Роль государства, как гаранта тех прав, которые имеютсубъекты инвестиционной деятельности, должна усиливаться. Это прибавит уверенности участникам в том, что они не потеряют вложенный имикапитализ-за кризисной ситуации в стране.
    2. Необходимо создать одинаковые конкурентные условия для всех инвесторов, которые не будут зависеть от форм собственности.
    3. Раз и навсегда устранить с законодательства страны все противоречия.
    4. Упростить процедуру согласования документов, которую необходимо проводить во время разработки инвестиционных программ. Это будет способствовать более быстрому внедрению инвестиционных проектов.
    5. Создать информативно-аналитические центры, главным заданием которых будет осуществление рейтинговой оценки потенциальных инвесторов.
    6. Организовать более современную инфраструктуру инвестиционного рынка. Тогда будут сберегаться средства, вложенные в инвестиционный процесс, во время межотраслевых переливов капитала.

    Главные направления инвестиционной политики РФ [16, с.13]:

    1) Реализация проектов должна происходить в прямой зависимости от существующих приоритетов. Среди них первые места занимают: социальная сфера и существующаяинфраструктура.

    2) Разработка оптимального плана государственных затрат, которые предусмотрены для целевых программ, должна происходить с учетом экономического состояния страны. Первыми должны финансироваться ключевые отрасли.

    3) Права инвесторов, отчисляющих средства из собственной прибыли, должны расширяться.

    4)Государственные инвестициидолжны иметь значительную важность. Схема работы правительства в этом направлении 1 руб. инвестиций государства на 4 частных рубля.

    5) Сократить срок возврата средств, тем самым поднять доходность этих вложений. То есть, для проведения инвестиционной политики нужно выбирать быстро окупаемые объекты.

    Основана современная инвестиционная политика страны на законопроектах, которые предусматривают внесение большого количества изменений в концессионные соглашения. Также эти законопроекты в некоторой мере защищают конкурентов и государственную приватизацию. Среди ключевых положений проекта основное место принадлежит расширенью списка для оплаты, который предусмотрен концессией, добавлению ряда новых условий в договор концессии, появлению возможности подписания его в связи с просьбой инвестора и др. В целом он был одобрен.

    Современная инвестиционная политика РФ своей приоритетной целью ставит развитие долгосрочного отечественного инвестирования. Потому что главным условием большинства иностранных инвесторов, которые готовы вступить в долгосрочный проект, есть участие в нем капитала государства. Именно поэтому возникла необходимость в дополнительных инструментах, с помощью которых можно проводить аккумулирование инвестиционных ресурсов, которые находятся в стране. Для того, чтобы создать благоприятныйинвестиционный климатв России, а также оживить её инвестиционную деятельность, необходимо наличие активного воздействия государства на эти процессы [22, с.23].

    Россия уникальная страна. Она богата колоссальными природными ресурсами и могучим человеческим потенциалом. Если сравнивать текущий уровень развития отечественного рынка инвестиций с 90 годами прошлого века, то можно констатировать, что наше государство уже сделало огромный шаг вперед. Тем не менее Российская Федерация обладает огромным нереализованным потенциалом для развития всех сфер экономики, в том числе и инвестиционного рынка. Огромную роль в этом процессе должно сыграть государство.

    Прямые инвестиции нуждаются в государственной поддержке. Мы можем выделить следующие ее аспекты:

    Государственная поддержка прямых инвестиций заключается [19, с.135]:

    1. законодательные гарантии обеспечения деятельности инвесторов;
    2. наличие одного органа исполнительной власти, который уполномочен быть представителем РФ перед российскими и иностранными инвесторами;
    3. создание и развитие системы преференций;
    4. предоставление надежных гарантий, связанных с покрытием инвестиционных рисков.

    Государственная поддержка инвесторов должна иметь своей целью сформировать благоприятный инвестиционный климат в стране. Безусловно, это наилучшим образом скажется на производстве товаров, работ и услуг в основных отраслях экономики.

    Вместе с достижением озвученной выше цели будут решаться и другие сопутствующие вопросы. К ним относятся [8, с.85]:

    1. модернизация существующей производственной базы, чему будут способствовать новые технологии, ноу-хау, появление современного оборудования;
    2. реализация программы поддержки российских производителей;
    3. становление отраслей экономики, работающих на импортозамещение;
    4. бережное и эффективное использование природных ресурсов;
    5. повышение производительности труда;
    6. повышение уровня занятости населения;
    7. повышение покупательной способности граждан;
    8. интенсификация производства.

    Невозможно переоценить значение рынка прямых инвестиций для развития экономики России. Они способны обеспечить не только ее стабилизацию, но также оживление и подъем.

    Минэкономразвития представило свой новый прогноз по инвестициям: в этом году они вырастут в два раза сильнее, чем ожидалось раньше [26].

    В 20182020 годах ожидается ускорение роста инвестиций до 4,7, 5,6 и 5,7% соответственно. В прошлой версии прогноза рост инвестиций в этот период держался вокруг отметки в 2%.

    Рост инвестиций «главное отличие» новой версии прогноза от прошлой. Именно он будет способствовать росту ВВП. Но пока инвестиционная активность лишь продолжает восстанавливаться, уровней 2013 года она не достигла. Инвестиции в основной капитал падали в 20142016 годах, рекордное снижение было в 2015-м на 10,1%, по данным Росстата.

    Инвестиционная аномалия случилась во втором квартале: рост вложений составил 6,3% по сравнению с темже периодом прошлого года и стал неожиданностью для рынка. Впрочем, после этого динамика инвестиционной активности стала «неоднородной», отмечал Центробанк. Неожиданный рост, по оценке регулятора, был связан с «временными специфическими факторами», такими как размещение больших объемов заказов на отечественных предприятиях и вложения в крупные инфраструктурные проекты (мост через Керченский пролив и газопровод «Сила Сибири»). Однако, инвестиции не будут расти темиже темпами, что и во втором квартале.

    Еще лучше ситуация с инвестициями обстоит в целевом прогнозе, согласно которому они должны ускориться до 8,6% к 2020 году. Но это хуже, чем в прошлой версии, когда цель по росту была 9,8%. Траектория роста инвестиций будет более плавной, он переносится на более ранний период, пояснил министр.

    Не стоит воспринимать показатели второго квартала как начало устойчивой траектории роста инвестиций, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Вес крупных проектов в инвестиционном и экономическом росте очень большой, отмечает она, вопрос в качестве этого роста. Динамику инвестиций в целом по России сложно прогнозировать, основываясь на динамике нескольких госпроектов, отмечает она, а прогноз должен отражать именно «общую реальность».

    Пересмотрело Минэкономразвития и ожидания по экономике в целом, хотя и не так значительно. Если раньше ВВП в этом году должен был вырасти на 2%, а в следующие три года на 1,5% (по базовом сценарию), то теперь прогноз пересмотрен до роста на 2,1% в этом году и на 2,12,3% в 20182020 годах. По целевому сценарию, включающему меры по ускорению темпов роста экономики, рост должен ускориться до 3,1% к 2020 году (столькоже было и в прошлой версии прогноза) [27].

    Устойчивый рост экономики, который начался в середине прошлого года, продолжается, заявил Орешкин. Хотя июльские значения и выглядят слабее (по итогам первого полугодия ВВП, по данным Росстата, вырос на 2,5%, а в июле, по оценке Минэкономразвития, на 1,5%), это связано со временными факторами, отметил министр. Во-первых, это ослабление динамики сельского хозяйства, связанное со «смещением урожая» из-за холодной погоды весной и летом. Второй фактор крепкий курс рубля, который привел к слабости внешнего спроса.

    «Мы ожидаем довольно крепкой осени от экономической динамики», заявил Орешкин. Этому поспособствуют восстановление ипотечного, розничного и инвестиционного корпоративного кредитования, а также рост реальных зарплат и техже инвестиций, пояснил он.

    «В целом в экономике я не вижу массового всплеска инвестиций и экономического роста», говорит Орлова, чей прогноз по ВВП на этот год составляет 1,4%. Рост есть, но он точечный, хотя и сильный в этих местах, отмечает она.

    Ускорению темпов роста экономики, по прогнозу Минэкономразвития, должны помочь достижение таргета по инфляции в 4%, новое бюджетное правило (схема по направлению в бюджет денег от нефти дороже $40), закупка валюты Минфином, регулирование неналоговых платежей, реформа контрольно-надзорной реформы, цифровизация экономики, отраслевые меры и так далее, говорится в материалах министерства. Но ожидания рынка заметно более пессимистичны, чем у Минэкономразвития. Консенсус-прогноз 20 экспертов по росту ВВП, который приводила Высшая школа экономики, составляет 1,4% в этом году. Ежегодный рост, по оценкам аналитиков, не достигнет даже 2% вплоть до 2023 года.

    Новый прогноз Минэкономразвития исходит изроста экономики РФ в2017 году на2,1% (прежняя оценка 2%). При этом прогнозы министерства поросту ВВП в2018-2020 годах существенно улучшены. Так, ВВП в2018 году вырастет также на2,1%, в2019 год на2,2%, в2020 году ускорится до2,3%. Прежний прогноз предполагал рост экономики страны на1,5% ежегодно.

    В целом главное отличие текущего прогноза отпрогноза вапреле это пересмотренная динамика инвестиций, инвестиционной активности навесь трехлетний период. Вближайшие три года рост инвестиционной активности будет держаться вдиапазоне от4% до5%, тем самым способствовать более высоким темпам экономического роста.

    Рост инвестиций, согласно уточненному прогнозу, составит в2017 году 4,1%, в2018 4,7%, в2019 году 5,6%, ав 2020 году ускорится до5,7%. Ранее министерство прогнозировало рост инвестиций в2017 году на2%, в2018 году на2,2%, в2019 году на2%, ав 2020 году на2,1%.

    Базовый макропрогноз на2018-2020 годы исходит изсохранения нынешней налоговой системы РФ, ав целевом варианте прогноза возможны изменения поналогам.

    Минэкономразвития РФ также незакладывает втекущий прогноз на2018-2020 годы возможность расширения санкций США нагосдолг РФ, ноучитывает сохранение санкций Запада наближайшие три года.

    Минфин поддержал прогноз, сказал Орешкин журналистам. Осенью Минфин должен подготовить бюджет на 20182020 годы, который будет опираться на макропрогноз Минэкономразвития (в июне РБК писал о предварительных бюджетных проектировках на этот период). Рост цен на нефть в прогнозе приведет к увеличению доходов бюджета, уверен директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин, курс рубля здесь вторичный фактор. Впрочем, рост доходов не должен расшатать бюджетную дисциплину и переломить тенденцию по сокращению государственных трат, полагает эксперт. Такой соблазн былбы при профиците, но бюджет остается дефицитным, поясняет он. По словам Орешкина, в этом году дефицит составит примерно 2% ВВП или ниже, к 2020 году он может сократиться до 0,8%.

    Пока что реализованных мер недостаточно для достижения целевого сценария по росту ВВП к 2020 году. Многие меры, которые должны помочь российскому ВВП обогнать по росту среднемировые показатели, уже внесены в правительство.



















    Заключение


    В данной работе речь шла о таких понятиях, как инвестиции, инвестиционная политика и ее факторы. Подробно рассмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности в России, пути его улучшения.

    Ключевым фактором поддержания высоких темпов экономического роста любой страны, по признанию экспертов, является активная инвестиционная политика.

    Проблема обновления и роста основного капитала в России остается по существу нерешенной, хотя потребности страны в модернизации физических активов огромны. Доступ крупного бизнеса к дешевому кредиту резко сузился из-за санкций, а общие возможности финансирования недостаточны из-за слабости банковского сектора и неразвитости рынка облигаций, играющего важную роль в более развитых странах. Малый и средний бизнес страдает от неустойчивости прав собственности и высоких ставок кредита. Высокодоходные регионы ограничены в принятии решений по своему развитию. Объем иностранных прямых инвестиций так и не стал значительным из-за институциональных ограничений.

    Внешний нефтяной шок 20142016 годов и спад в экономике только усугубили общую ситуацию с инвестициями в России. Значительные вложения прошлых лет в электроэнергетику и связь привели в этих отраслях к насыщению мощностями и даже их избытку. В других отраслях (за исключением добывающих) проблема, обычно интегрально именуемая «неблагоприятным инвестиционным климатом», носит затяжной характер и осложняет возможности выхода российской экономики из текущей стагнации по инвестиционному пути.

    В России существует достаточно много проблем, связанных с ведением инвестиционной деятельности на территории нашей страны. Происходит это по причине того, что Россия, не так давно, и не так активно, начала переход к полноценной рыночной экономики. В связи с небольшим периодом развития рыночных отношений в нашей стране, сфера инвестиций развита также не достаточно хорошо.

    Российская экономика и её инвестиционная привлекательность на 2018 год показывает положительные тенденции развития. Тяжелая мировая политическая ситуация (санкции, давление с запада и т.д.) с одной стороны снижает темпы роста экономики, а с другой стороны подводит к поиску новых источников финансирования, новых производственных и торговых партнеров, в частности идет поворот России от запада к восточным странам. Всё это позволяет расширять круг потенциальных инвесторов. Не смотря на это, инвестиционная привлекательность РФ, всё же находится на достаточно низком уровне по сравнению с другими мировыми державами. Именно поэтом Россия должна улучшать условия инвестиционной привлекательности изнутри, и предпринять следующие шаги:

    1. Сокращение административных барьеров путём увеличения эффективности национального законодательства и снижения высокого уровня бюрократии, а также за счет прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности.
    2. Развитие НИОКР в сфере инноваций между зарубежными и российскими компаниями.
    3. Обеспечение сбалансированного развития регионов России для повышения их инвестиционной привлекательности.
    4. Совершенствование бизнес - образования за счет проведения инновационных программ совместно с зарубежными университетами и расширения списка специальностей.
    5. Упрощение и прозрачность экономики для привлечения новых инвесторов
    6. Финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для поддержки стартапов.
    7. Важно снижать сырьевую ориентацию и диверсифицировать экономику, направить инвестиции в обрабатывающий сектор и инновационные отрасли.
    8. Комплексная реализация мероприятий для эффективного маркетингового продвижения роли инвестиций в развитии экономики страны.

    России важно определить факторы, сдерживающие рост компаний не только на региональном уровне, но и на мировом, и принять меры по устранению таких препятствий. Развитие инвестиционной культуры на основе организации встреч и конференций помогло бы зарубежным компаниям получать информацию о возможностях России, а увеличение инвестиций приводит к развитию экономики к улучшению жизни населения и положительно влияют на положение страны в мире.

    Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.











    список использованных источников

    1. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
    2. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).
    3. Анискин, Ю. Инвестиционная активность и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2015. N 4. С. 77-82.
    4. Балдин К.В. Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации - М.: Дашков и К 2014.
    5. Березинская О. Динамика инвестиций в основной капитал // Экономическое развитие России.- 2016. -№ 4.- С. 18-21.
    6. Бланшар, О. Макроэкономика [Текст] : учебник / О. Бланшар ; [пер. с англ.] ; науч. ред. пер. Л. Л. Любимов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - 2-е изд. - М. : Изд. дом Высшей шко- лы экономики, 2015. - 671 с.
    7. Булдакова А.В. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. №1
    8. Власенко Р. Д., Строганова А. В. Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской экономики // Молодой ученый. 2015. № 21.1. С. 116121.
    9. Вознесенская, Н.Н. К вопросу о правовом регулировании иностранных инвестиций в России. // Государство и право. 2014. С. 81-88.
    10. Дасковский В. Объем, направления и структура инвестиций / В.Дасковский, В.Киселев // Экономист. - 2016. - №5. - С.56-68.
    11. Дубенецкий, Я.Н. Экономический рост и инвестиции: новые возможности и проблемы // Пробл. прогнозирования. 2015. N 5. С.3-8.
    12. Есипов В.Е. Коммерческая оценка инвестиций: учебное пособие / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, Т.Г. Касьяненко, С.К. Мирзажанов; под ред. В.Е. Есипова. - М.: КНОРУС, 2016.
    13. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 608 c.
    14. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование; Юнити-Дана - М.,2017. - 448 c.
    15. Изряднова О. Инвестиции в основной капитал в 1-ом полугодии 2017 г. // Экономическое развитие России. -2017. №9. С. 6-12
    16. Инвестиции в основной капитал и источники их финансирования. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики // Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. - 2016. -№ 17.- 20 С.
    17. Караваев В. Региональная инвестиционная политика// Инвестиции в Россию. 2017. − № 2. − С. 1215.
    18. Крутик А. Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства; Лань - М.,2017. - 544 c.
    19. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. Учебное пособие: моногр.; ИНФРА-М - М.,2017. - 248 c.
    20. Мурзина О. М. Экономическая сущность инвестиционной деятельности и ее государственного регулирования на региональном уровне // Молодой ученый. 2017. №10. Т.1. С. 133-137.
    21. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.
    22. Рысухина Д. В., Коровин В. Е. Современные проблемы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики // Молодой ученый. 2016. №8.8. С. 28-30.
    23. Таганов Б. Для роста инвестиций в России нет предпосылок // Экономическое развитие России. - 2016 г . -Том 23. . -№ 7. Июль-август. - С. 26
    24. Филатова С. Э. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом // Молодой ученый. 2016. №14. С. 405-407.
    25. Динамика инвестиций в основной капитал [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">Конфликты в ТЭК как индикатор инвестиционного климата. Экспертный доклад Центра социального проектирования. Выпуск 1, июнь 2017.- [Электронный ресурс].- режим доступа: #"justify">Министерство иностранных дел [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">Территориальное распределение инвестиций [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/12/kakie-regiony-poluchili-bolshe-vsego-investicij-v-2017-godu.html






Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инвестдеятельность РФ и региона ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.