Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инновационная модернизация экономики

  • Вид работы:
    Другое по теме: Инновационная модернизация экономики
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    25.06.2018 14:53:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение3

    1. Технологическое импортозамещения в современных условиях санкций5

    2. Инвестиционные ресурсы для инновационно-преобразуемой экономики России18

    3. Стратегический механизм инновационной модернизации национальной экономики России27

    Заключение40

    Литература42



    Введение

    Актуальность исследования. Модернизация экономики в технологическом и инновационном аспекте является одной из приоритетных задач, стоящих перед современным государством для обеспечения конкурентных позиций в мировой экономике. Данная проблема достаточно актуальна и для России, на что обратил внимание Президент РФ в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию 1 марта 2018 года.

    Российская экономика, отличающаяся сырьевой направленностью экспорта, низким уровнем технологичной продукции в структуре внешней торговли, особенно сильно нуждается в повышении инновационной составляющей производства. Особую роль в экономике современной России играет нефтегазовый сектор (НГС), так как он обеспечивает поставку конкурентоспособных энергоресурсов на рынки и позволяет формировать фонды денежных средств для реализации государственных программ.

    Дополнительным стимулом инновационного развития экономики Российской Федерации стало введение санкций против страны в 2014 году, после чего последовали контрсанкции с российской стороны, выраженные в запрете экспорта ряда товарных позиций. Соответственно, определенную привилегию на национальном рынке товаропроизводителей получили отечественные предприятия. Дополнительной мерой стимулирования выступили программы инновационного развития экономики России, направленные на финансирование инновационных отраслей. Теме не менее доля инновационной продукции до сих порт отличается крайне низкими показателями в российском экспорте, что говорит об актуальности данной проблемы в настоящее время и необходимости ее дальнейшего анализа и исследования.

    Объект исследования экономика России.

    Предмет исследования инновационная модернизация экономики России.

    Цель исследования - проанализировать современные особенности инновационной модернизации экономики России.

    Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

    - охарактеризовать технологическое импортозамещение в условиях санкций, введенных против России,

    - исследовать инвестиционные ресурсы для инновационно-преобразуемой экономики России,

    - выявить отличительные черты стратегического механизма инновационной модернизации национальной экономики России.

    Методы исследования. При написании работы были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, описательный, аналитический, синтетический методы исследования.


    1. Технологическое импортозамещения в современных условиях санкций

    Актуальность данной работы подтверждается тем, что экономические санкции западных стран, направленные против российской экономики, заставили правительство РФ в экстренном порядке принимать меры по переводу ключевых звеньев АПК на отечественного производителя. В экономической литературе появилось новое слово «импортозамещение».

    Импортозамещение совокупность мероприятий, в результате которых подавляющее большинство импортных товаров будет заменено на российские товары. Главной целью импортозамещения в РФ является сокращение и (или) полное замещение импортных товаров российскими аналогами. В 2014 году доля импортных товаров в российской экономике имела значительный вес. Данные о доле импортных товаров в сферах российской экономики представлены на рисунке 1.

    Рис. 1. Доля импортных товаров в сферах экономики РФ в 2014 году, %

    В Ежегодном Послании Федеральному собранию 01.05.2018 г. В.В. Путин отметил, что: «Ещё вначале 2000-х годов мы серьёзно зависели отпоставок импортного продовольствия. Ситуация кардинальным образом изменилась. Сейчас нам предстоит сделать следующий шаг. Уже через четыре года мы планируем поставлять намировые рынки больший объём продовольствия, чем ввозить встрану. При этом нужно нарастить экспорт мясной продукции, товаров высокого передела, атакже повысить самообеспеченность страны говядиной, молоком, овощами».

    В этом же послании Президент России отметил, что «активное внедрение цифровых технологий иплатформ позволит последовательно идти кповышению прозрачности иобелению экономики».

    Таким образом, можно сделать вывод, о том, что российская экономика нуждается в экстренных мерах по замещению импортных товаров практически во всех сферах экономики. Министерством экономического развития РФ и Правительством РФ был разработан список отраслей, особо нуждающихся в приходе отечественного производителя, к которым были отнесены следующие отрасли российской экономики:

    1. Туризм;

    2. Газовая промышленность;

    3. Сельское хозяйство;

    4. Строительство;

    5. Радиоэлектроника;

    6. Ленэкспо;

    7. Тяжелая промышленность.

    В 2014 году после того, как на российскую экономику были наложены санкционные запреты, экспертами Министерства экономического развития РФ были названия категории товаров (продуктов питания), которые без особых усилий можно заменить на отечественные в масштабах страны.

    По данным официальной статистики в 2015 г., (первый год реакции экономики на санкции) по сравнению с 2014 годом ВВП снизился на 3,7%. Наибольшее снижение наблюдалось в обрабатывающей промышленности - 5,4%. По итогам 2016г. снижение произведенного ВВП замедлилось до 0,2%. Положительное влияние на динамику ВВП оказало ускорение роста производства сельскохозяйственной продукции (4,2%), наиболее подверженной импортозамещению в краткосрочном периоде, рост производства по некоторым видам промышленной продукции, а также замедление спада в строительстве.

    В 2016 году производство инвестиционных товаров, от наличия которых зависит возможность восстановления реального сектора экономики, продолжило сокращаться, хотя и несколько медленнее по сравнению с 2015 годом (-10,3 % и -13,5 % г/г соответственно).2 Производство труб сократилось на 11,4 % г/г, изделий из бетона, гипса и цемента на 12,9 % , машин и оборудования специального назначения на 12,3 %.

    На положительную динамику производства инвестиционных товаров оказало влияние роста производства железнодорожного подвижного состава (21,0 %), производство грузовых автомобилей (18,6 %). Это связано с действием программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 57-р. С 1 января 2016 г. в рамках данной программы, введен запрет на курсирование на путях общего пользования грузовых вагонов с продленным сроком службы. Это позволит в 2016 г. списать порядка 100 тыс. старых вагонов, обеспечив дополнительный спрос на новый подвижной состав.

    По многим направлениям импортозамещения, с учётом ограниченности внутренних инвестиций и неопределённости иностранных вложений, тесно связанных с колебаниями внешнеэкономической и политической конъюнктуры, следует обеспечить государственную поддержку. Однако, чтобы бюджетные средства доходили по назначению, следует не допускать разворовывания этих средств, а значит усилить (ужесточить) контроль и ответственность, в том числе уголовную.

    А.Н. Фоломьев указывает, что в современных условиях основой российского импортозамещения должна стать высокотехнологичная сфере. Автор рассматривает сегмент высокотехнологической сферы как приоритетный в развитии программы импортозамещения и указывает на необходимость инновационного развития данного направления с дополнительным инвестированием в отрасль.

    Еще в одной статье А.Н. Фоломьев и Н.В. Гапоненко указывают на необходимость повышения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции в сфере нанотехнологий.

    Российские экономисты планируют, что к 2020 г. население страны может полностью перейти на отечественные продукты питания. В Российской Федерации, на наш взгляд, имеется огромный потенциал для развития аграрного сектора. Страна процентов на 90 способна прокормить себя без посторонней помощи и оказывать поддержку продовольствием соседям. В этом секторе перемены начались до принятия мер по импортозамещению, т.е., санкции возможно и ускорили процесс, но не стали его отправной точкой.

    Несмотря на то, что импортозамещение и реиндустриализация являются национальными приоритетами и имеют взаимосвязь, важно не отождествлять эти понятия. Политика импортозамещения нацелена на замещение импорта товарами, произведенными внутри страны, путем создания внутренних индустриально- технологических цепочек. Целью реиндустриализации является восстановление промышленного потенциала на новой технологической основе: происходит качественное преобразование, трансформация ресурсной базы экономики на основе технологий нового уклада. Вопрос о точном перечне технологий остаётся открытым, вероятно, он будет основываться на NBIC-конвергенции взаимопроникновении четырех фундаментальных отраслей знаний (нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии и когнитивные технологии).

    С развитием технологической базы и увеличением конкурентоспособности национальной продукции увеличивается доля импорта «неовеществленных» технологий, в том числе через прямые иностранные инвестиции. Все это становится исходной базой для создания собственных разработок. Япония, Южная Корея и Сингапур преодолели технико-технологическое отставание от развитых стран в значительной степени благодаря покупке лицензий и ноу-хау, а роль иностранных инвестиций в развитии технологических компетенций Китая преувеличить трудно.

    В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

    - развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

    - создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

    - формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

    Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

    Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.
    С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:
    - обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

    - поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

    - оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

    - организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

    - использование финансового лизинга под региональные гарантии;

    - создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

    Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

    Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

    - способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

    - активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

    - обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

    - определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

    Инновационность экономики наиболее развитых стран выражается прежде всего в том, что частный сектор финансирует и проводит основную долю НИОКР. В соответствии с экономической теорией крупные компании инвестируют в науку по следующим трем причинам:

    1) экономия на масштабах и трансакционных издержках (организация собственных крупных исследовательских лабораторий, а не только заказные НИОКР);

    2) возможность присвоения (благодаря системе охраны прав интеллектуальной собственности) большей части прибыли, возникающей от результатов НИОКР (то есть получение высокого дохода на инвестиции в науку);

    3) использование монополии на знания или так называемой технологической ренты в конкуренции с другими компаниями для поддержки лидирующих позиций на рынках (в условиях действия строго антимонопольного законодательства, ограничивающего другие виды монополии).

    Современные условия нарастающего конкурентного давления со стороны зарубежных стран определяют ориентированность российской экономики на реализацию стратегии импортозамещения с формированием завершенных производственно-технологических цепочек по созданию продукции с высокой добавленной стоимостью. Импортозамещение признается отечественными и зарубежными учеными актуальной, но достаточно сложной задачей в силу своей неоднозначности. С одной стороны, как подчеркивается в «Докладе о торговле и развитии» ЮНКТАД, экспортно-сырьевая модель развития создает угрозу экономической безопасности и технологическому суверенитету страны, если она не будет осуществлять импортозамещающую индустриализацию.

    Поэтому импортозамещение представляет собой объективную необходимость активизации модернизационных преобразований в отечественной экономике в целях производства продукции, способной постепенно вытеснить импортные аналоги. С другой стороны, «современная экономика такова, что ни одна страна в мире не может эффективно развиваться, опираясь только на собственные ресурсы, полностью отказавшись от импорта».

    Полное импортозамещение, по справедливому замечанию В.В. Карлусова, может обусловить скатывание к политике догоняющего развития, консервирующей воспроизводство устаревающих импортных технологий.

    В таблице 1 проведем исследование основных целей, методов, ожидаемых результатов и методов их оценки импортозамещения товаров в Российской Федерации. Процесс импортозамещения в РФ можно значительно ускорить, если государство будет оказывать финансовую поддержку различным отраслям экономики, осуществляющим производство товаров по импортозамещению.

    Таблица 1 - Исследование основных целей, результатов и методов оценки импортозамещения в РФ

    Цели импортозамещенияОжидаемые

    результатыМетоды достижения результатовМетоды измерения достигнутых результатовСоздание сбалансированного промышленного производства с отличными конкурентными качествами.

    1. Формирование и достижение качественной системы, направленной на поддержку спроса.
    2. Создание новых квалифицированных рабочих мест.1. Стимулирование конкурентных свойств, проведение исследований в промышленной отрасли с опорой на сектор инвестиций.1. Показатели индекса производства в промышленной отрасли к предыдущему году.Разработка и применение передовых технологий в промышленности
    3. Окончательная модернизация технологической базы.
    4. Улучшение эффективности на производствах для достижения хороших конкурентных качеств на мировом рынке.
    5. Фокусирование государства на вопросе стимулирования возрастания спроса в потребительской отрасли;
    6. Сохранение текущих позиций в отрасли метрологических измерений, создание системы технического регулирования.
    7. Расходы на применение технологических инноваций в общем количестве отгруженной продукции.
    8. Расходы на проведение исследований и разработок из внебюджетных и бюджетных средств.Создание индустрии, целью которой является обоснование на новых рынках инновационных товаров
    9. Развитие инфраструктуры, которая позволила бы продуктивно работать различным инновационным производствам;
    10. Увеличение количества запатентованных технологий, разработанных с применением мировых стандартов и успешно внедренных в практическую деятельность.
    11. Создание условий для вывода на рынок инновационных товаров им- портозамещения в России, устранение регуляторных барьеров.
    12. Создание инновационной инфраструктуры для развития новых сфер торговли.
    13. Процент компаний в сфере промышленности, которые работают с организационными, маркетинговыми и технологическими инновациями, в общем количестве исследованных компаний.
    14. Вывоз высокотехнологичной продукции российского производства.
    15. Государственная финансовая поддержка импортозамещения, по мнению Г.В. Смирнова, должна осуществляться несколькими способами: - государственное субсидирование, софинансирование предприятий, осуществляющих производство товаров по импортозамещению; - предоставление государственных грантов, холдингам участвующим в государственных закупках;
    увеличение объемов кредитования на льготных условиях.

    Главным требованием для получения государственной финансовой поддержки на выгодных условиях является размещение производства в одном из регионов Российской Федерации. Правительством РФ предприняты другие меры, призванные поддерживать проекты в рамках импортозамещения.

    Государство предлагает:

    - крупные целевые займы из федерального бюджета;

    финансирование предприятий на предпроизводственном этапе;

    специальные меры для стимулирования импортозамещения путем государственных/муниципальных закупок.

    С помощью перечисленных шагов государство ограничивает закупки сырья и готовых изделий у иностранных производителей. Эмбарго действуют и в отношении закупок некоторых групп товаров пер- вой необходимости. К таковым относятся медикаменты, одежда, оборудование, выпускаемое машиностроительными компаниями, технические средства и комплектующие для оборонных предприятий.

    Также из-за санкций развитие инновационного компонента стало необходимым условием развития нефтегазовой отрасли (НГС) Объективной реальностью настоящего времени стало качественное усложнение горно-геологических условий освоения ресурсов нефти и газа во всех странах-продуцентах, что формирует более высокие издержки и риски участников процесса. Ключевое значение НГС России для национальной экономики обусловливает необходимость поиска решений по минимизации финансовых потерь компаний, позволяющих обеспечить выход предприятий на траекторию инновационного развития. Но реалии, к сожалению, таковы, что в настоящее время российские компании НГС предпочитают приобретать новую технологию и оборудование у иностранных конкурентов, а их инновационная деятельность направлена, в основном, на адаптацию инноваций, созданных другими организациями.

    По нашему мнению, необходимым условием инновационного развития предприятий НГС России в современном мировом пространстве является выбор адекватной модели их поведения, отражающей совокупность меняющихся факторов внешней и внутренней среды функционирования хозяйствующего субъекта, и позволяющей успешно адаптироваться к этим изменениям.

    Основные направления НИОКР российских нефтяных компаний связаны с особенностями разработки новых месторождений, сокращением удельных затрат на добычу, в то время как направление НИОКР большинства зарубежных корпораций отражает стратегию их постепенной трансформации: от нефтегазовой компании к энергетической компании. При этом принципиально то, что для таких трансформирующихся компаний не является важным, из чего именно вырабатывается энергия, которую они поставляют на рынок. Исследования и разработки крупнейших зарубежных энергетических компаний связаны зачастую с новыми источниками энергии, с созданием предпосылок адекватного ответа на вызовы и риски перехода от углеводородной экономики к экономике, основанной на альтернативных возобновляемых источниках энергии.

    Направления и эффекты инновационного развития компаний НГС России схематично представлены на рис. 1. В настоящее время для России является весьма актуальным решение проблемы поиска стимулов и ориентиров для общественно-эффективного освоения нефтегазовых ресурсов, создания условий, мотивирующих компании вести рациональную (с позиций государства) разработку недр. Eспешное достижение поставленной цели возможно за счет реализации инновационных проектов в отрасли, при этом необходимым условием инновационного развития предприятий НГС ТЭК России в современном мировомпространстве является выбор адекватной модели поведения, отражающей совокупность меняющихся факторов внешней и внутренней среды функционирования хозяйствующего субъекта.

    Рис. 1. Направления и эффекты инновационного развития компаний НГС Российской Федерации

    Надо отметить, что введение санкций стало не угрожающим российской экономике фактором, а скорее стимулом к развитию импортозамещения в России. Российское правительство отреагировало на действия Запада, введя запрет на ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза и США.

    Экономические эффекты могут выражаться в улучшении показателей модернизационного потенциала хозяйствующего субъекта или экономической системы более высокого уровня при замене импортных ресурсов или технологий на отечественные. Социальные эффекты импортозамещения будут выражаться в получении социальных результатов, связанных с повышением качества и условий жизни населения, в изменении качественных характеристик трудового потенциала предприятия или региона. К числу экологических эффектов можно отнести изменение показателей уровня загрязнения окружающей среды.




    2. Инвестиционные ресурсы для инновационно-преобразуемой экономики России

    В процессе глобализации границы между различными видами финансовых институтов продолжают стираться, они становятся системой мобилизации финансовых ресурсов и их перераспределения в мировом масштабе, оказывая все большее влияние на сферу производства и торговли. Продолжение интеграции и конвергенции финансовых секторов экономик стран способствует появлению принципиально новых инновационных товаров, информационных технологий, IT-решений, приводит к возрастанию конкуренции субъектов рынка за доступ к капиталу. Таким образом, финансовая глобализация открывает новые возможности для развития национальных экономик, поскольку одновременно с финансовыми потоками, вращающимися между государствами, происходит перемещение новых технологий, модернизируя экономику и финансы в странах мира. Превращение российского финансового рынка в активного участника мировой финансовой системы возможно только при высокой степени его интеграции в мировой рынок, следовании тенденциям прогресса последнего. Рассмотрим развитие рынка венчурных инвестиций России как части мирового хозяйства.

    К настоящему времени в РФ сформировалась тенденция технологического отставания страны (усугубившаяся кризисом 2014 г.) и ограниченности вовлечения в мировую технологическую революцию. Наблюдаются проблема отсутствия налаженной системы финансирования инновационной деятельности предприятий и недостаточность развития венчурной индустрии. Привлечение в высокотехнологическую сферу экономики нашего государства внебюджетных вложений (венчурных) будет способствовать решению вопросов технологического отставания от развитых стран Запада, переходу российской экономики от сырьевой направленности к инновационной, реализации инновационного потенциала отдельных регионов.

    А.Г. Аганбегян пишет, что «На сегодня одна из существенных проблем состояние основных фондов. Чтобы внедрять инновации, необходима соответствующая техническая база».

    Ниша для венчурных инвестиций на международном рынке капитала существует потому, что рынок капитала имеет достаточно сложную структуру. Коммерческие банки ограничены в вопросах финансирования начинающих предприятий, они не смогут увеличить процентные ставки до уровня, который скомпенсировал бы риски молодых предприятий. Более того, заемный капитал очень плохой способ для финансирования растущих молодых компаний, так как существуют риски неплатежеспособности, соответственно, банки могут предоставить кредит в объеме, обеспеченном залогом. Однако созданные венчурные фонды в России не смогли добиться высоких значений иностранных инвестиций.

    На данный момент времени отечественная экономика находится в состоянии дисбаланса. Иностранный капитал, который привлекается в национальную экономику, приносит положительный эффект. Но в тоже время, использование зарубежных инвестиций ставит страну в некую зависимость, вызывает рост внешнего долга, что является негативным моментом.

    Вообще в современной России роль иностранных инвестиций также невелика, и распределение инвестиций по источникам представлено в табл. 1.

    В течение анализируемого периода объем инвестиций в основной капитал увеличился на 419 млрд.руб. или на 4,2%. С учетом инфляции их величина даже снизилась. При этом прирост в текущих ценах произошел лишь за счет собственных средств организаций (амортизации и чистой прибыли).

    Таблица 1

    Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования

    источник2015 г.2016 г.2017 г.Общее изменениеМлрд.

    руб.Доля.

    %Млрд.

    руб.Доля.

    %Млрд.

    руб.Доля.

    %Абс.. млрд, руб.Отн.,

    %1. Собственные средства455045.2474245.7526050.271015.62. Привлеченные средства551654.8563754.3522549.8-291-5.32.1. Кредиты банков100410.0109910.68508.1-154-15.32.1.1. Кредиты иностранных банков1081.12652.61831.77670.32.2. Заемные средства других организаций6266.26606.46996.77211.62.3. Инвестиции из-

    за рубежа760.8890.91231.24760.92.4. Бюджетные средства191619.0176117.0192118.350.32.5. Средства внебюджетных фондов280.3240.2270.3-1-1.82.6. Средства населения и организации на долевое участие2952.93683.53353.24013.52.7. Прочие (средства вышестоящих организаций, выпуск акций и облигаций)157115.6163715.8127012.1-301-19.1Итого10066100.010380100.010485100.04194.2

    Объем привлеченных средств снизился вследствие снижения банковского кредитования и прочих источников. Вот так высокие процентные ставки по кредитам убивают инвестиционный процесс. Непосредственно на прямые иностранные инвестиции в 2017 г. пришлось 2,9% от общей суммы инвестиций. Конечно, эту долю можно поправить на величину займов наших банков у иностранных коллег, но в любом случае доля иностранных инвестиций невелика.

    Венчурные фонды (или VC-фонды, от англ. venture capital fund) являются главным институтом, способствующим увеличению числа новых фондов. Несмотря на их возрастающее количество (в 2017 г. прослеживался приток новых игроков появилось 17 новых венчурных фондов, 4 из которых фонды с участием государственного капитала), объем их совокупного капитала за период с 2012 по 2016 г. уменьшался, но за 9 месяцев 2017 г. отмечен прирост капитала в сравнении с показателями 2016 г. Эту динамику можно проследить на рисунке 1.

    Рисунок 1 Динамика прироста числа действующих венчурных фондов и объема капитала венчурных фондов в 20122017 гг.

    С 2014 по 2016 г. в России с учетом обесценивания рубля темпы прироста совокупного капитала венчурных фондов существенно снижались. Инвесторы придерживались более осторожной инвестиционной стратегии, что послужило причиной дальнейшего уменьшения среднего размера инвестиций. За 9 месяцев 2017 г. темп роста совокупного объема капитала венчурных фондов был равен +18 %, в 2016 г. отток составил 5,5 %, в 2015 г. 11,7 %. Например, в 2013 г. это значение равнялось +24,6 %. В 2013 г. был достигнут максимум совокупного капитала в объеме 4 635 млн долл.

    В 2017 г. наблюдался прирост венчурных инвестиций в российские высокорискованные проекты от венчурных фондов и «бизнес-ангелов». Достаточно большой объем вложений (948 млн долл. за три квартала 2017 г.) объясняется значительной ролью государства как крупнейшего игрока на рынке. На его долю приходится 29 % от всего количества действующих фондов. Более того, фонды с участием капитала государства остаются доминирующим источником поступления инвестиций для компаний, не занимающихся IT-деятельностью (89 % фондов сфокусированы на вложениях в реальный сектор экономики или имеют смешанные отраслевые предпочтения). Для частных фондов наибольший интерес представляют компании сектора информационно-коммуникационных технологий. На его долю пришлось около 78 % от общего объема венчурных инвестиций. Среди лидеров по привлечению ресурсов выделяется Центральный федеральный округ, имеющий 74 % по объему и 65 % по числу. Также прослеживается увеличивающаяся инвестиционная активность Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.

    Активность VC- и PE-фондов (от англ. private equity fund фонд прямых инвестиций) по выходам, т. е. по количеству компаний, из которых были осуществлены выходы, в течение 2016 г. почти достигла аналогичного значения 2015 г. 46 выходов против 50. При этом около 91 % числа выходов «обеспечили» VC-фонды (в 2015 г. доля достигала 68 %), из которых 71 % это VC-фонды с участием государственного капитала (44 % в 2015 г.).

    В условиях существующего экономического кризиса в России венчурные фонды являются достаточно важным институтом, способствующим доведению денег до молодых инновационно активных компаний, в результате увеличивается интерес к инновациям на примере начавшегося сотрудничества с Российской венчурной компанией (далее РВК). Необходимо осуществлять мероприятия, направленные на увеличение частных вложений в венчурный сектор экономики (например, обращаться к опыту стран, которые используют льготу на налог на прибыль от вложения средств в малые инновационные предприятия).

    Успешное развитие российской индустрии венчурного инвестирования невозможно без оказания финансовой поддержки инновационным компаниям на этапе их создания. Мировой опыт доказывает, что наиболее интересны для «бизнес-ангелов» предприятия именно на этапах становления. «Бизнес-ангелы» в настоящее время приобретают все большее значение в данном сегменте экономики. В 2015 г. количество их вложений возросло на 34,1 %, не считая синдицированных сделок, рост продолжился в 2016 и 2017 гг.

    Благодаря скоординированной работе «бизнес-ангелов» и предпринимателей-инноваторов венчурные фонды могут выбрать наиболее перспективные и выгодные стартапы предприятий для своих портфелей. Круг российских «бизнес-ангелов», регулярно вкладывающих деньги, достаточно мал, он ограничивается, по разным оценкам, от 150 до 200 человек. Развитие подобного инвестирования будет способствовать появлению на рынке большего количества стартапов, а также обеспечивать тщательный отбор инвестиционных компаний со стороны фондов. Данные действия гарантируют привлечение на рынок венчурного инвестирования нового капитала.

    Для эффективного и успешного развития высокотехнологичной области экономики государство должно иметь единую политику по отношению ко всем структурам, которые действуют в инновационной среде: бизнес-инкубаторам, особым экономическим зонам, технологическим паркам, РВК, «Роснанотех» и др. Важно скоординировать усилия в этой сфере. Необходимы нововведения, реализуемые с помощью РВК. Актуальным остается создание в Российской Федерации венчурных инвестиционных фондов новой организационно-правовой формы инвестиционных товариществ. Благодаря им можно повторить наиболее распространенную во всем мире форму юридической организации венчурных фондов ограниченного товарищества. Учреждение данных фондов будет способствовать привлечению отечественных и иностранных инвесторов к регистрации новых фондов именно в России.

    Для коммерциализации нанотехнологий и привлечения иностранных инвестиций в инновационную отрасль в России создано ОАО «РОСНАНО». Именно на эту госкорпорацию возложена миссия по построению в России конкурентоспособной нанотехнологической индустрии, основанной как на идеях отечественных ученых, так и на трансфере передовых зарубежных технологий.

    Ключевыми направлениями госкорпорации являются:

    1. Инфраструктурная поддержка компаний наноидустрии.

    2. Поиск прорывных технологий и реализация проектов на ранних стадиях.

    3. Развитие кадрового потенциала наноиндустрии на основе реализации образовательных программ.

    4. Разработка и внедрение системы стандартов качества и безопасности продукции наноиндустрии.

    ОАО «РОСНАНО» концентрируется на следующих отраслях экономики, являющихся наиболее перспективными для использования нанотехнологий: здравоохранение, металлургия и металлообработка, энергетика, машиностроение, приборостроение, химия и нефтехимия, электроника, оптоэлектроника, телекоммуникации, строительные материалы, промышленные материалы, биотехнологии.

    Среди действующих проектов ОАО «РОСНАНО», специализирующегося на нанотехнологиях, стоит отметить следующие:

    - ООО «Акрилан» (водные полимерные дисперсии),

    - ООО «ТБМ» (базальтовые строительные материалы),

    - ЗАО «Монокристалл» (сапфировые пластины),

    - ЗАО «НЕВЗ КЕРАМИКС» (наноструктурированная керамика),

    - ООО «Гален» (композитные строительные материалы),

    - ООО «Русалокс» (платы с высокой теплопроводностью на основе технологии получения нанопористого слоя оксида алюминия),

    - ЗАО «РМ Нанотех» (полимерные мембраны),

    - ЗАО «Метаклей» (наносиликаты).

    Необходимо проводить и другие мероприятия, направленные на усиление инвестиционной активности как в РФ в целом, так и на рынке венчурного инвестирования в частности. Подобные меры прежде всего связаны с проработкой защиты собственности, дифференцированного налогообложения при осуществлении инновационной деятельности, снижения единого социального налога для IT-компаний, судебной системы, совершенствования законодательства, упрощения требований к регистрации венчурных инвестиций, перехода на уведомительную систему регистрации. Россия сможет реализовать свой инновационный потенциал, уменьшить технологическое отставание, совершить переход к инновационной экономике только в случае объединения усилий профессионального бизнес-сообщества и государства в области построения национальной системы венчурного инвестирования.

    Для достижения перехода экономики РФ от сырьевой направленности к инновационной важно грамотно использовать финансовые инструменты и рычаги для привлечения в высокотехнологическую область экономики внебюджетных инвестиций. Венчурное инвестирование одно из самых главных способов реализации высокорискованных инновационных проектов. РФ обладает более чем 10-летним опытом в данной сфере, но венчурная деятельность не приобрела достаточного уровня зрелости. Еще рано говорить о том, что российский капитал лежит в основе национального сектора венчурных вложений. Поддержка рынка венчурных инвестиций в России является одним из важных и актуальных направлений государственной инновационной политики и необходимым фактором активизации инновационного процесса компаний (малых, средних, крупных) и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

    Развитие инновационных технологий в России, как и в другом мире, сдерживается как объективными, так и необъективными факторами. Среди множества факторов, ограничивающих их развитие, стоит отметить проблему финансирования. В современных условиях рыночной экономики интенсивно финансируются лишь проекты прикладного характера, которые способны принести положительный денежный поток в будущем. Причем этот горизонт планирования составляет максимум 10-15 лет. Это существенно сдерживает развитие науки, так как многие фундаментальные исследования и разработки могут себя окупить лишь через 50 или 100 лет. Иностранные инвесторы неактивно участвуют в разработках ОАО «РОСНАНО».

    Таким образом, в Российской Федерации не созданы эффективные условия для привлечения иностранных инвестиций в инновационный бизнес. При этом в последние два года ситуация с иностранными инвестициями значительно ухудшилась.




    3. Стратегический механизм инновационной модернизации национальной экономики России

    Основу инновационного развития России составляет Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой установлены цели и задачи данного процесса и этапы их реализации.

    Основной целью Стратегии является перевод экономики России к 2020 году на инновационный путь развития, что предполагает решение ряда задач, ключевыми из которых являются следующие: увеличить долю России на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг, а также увеличение доли инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства.

    Помимо этого, Стратегия призвана помочь повышению инновационной активности бизнеса и ускорению появления новых инновационных компаний, обеспечению открытости национальной экономики, развитию кадрового потенциала в сфере образования и науки, а также способствовать интеграции России в мировой процесс создания и использования нововведений.

    В целях эффективной реализации Стратегии и перехода на инновационные пути развития в Российской Федерации происходит реорганизация системы стратегического управления в области инновационного развития.

    При этом предполагается четкая иерархия документации в сфере стратегического планирования, определяющей государственную политику в области инноваций и науки. Стратегия также непосредственно связана с реализацией Энергетической стратегии РФ и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Необходимо подчеркнуть, что положительным последствием этого является совершенствование системы инновационного развития Российской Федерации.

    Проведем анализ особенностей стратегического планирования инновационного развития, сложившегося в настоящее время в Российской Федерации.

    Во-первых, проблематика инновационного развития Российской Федерации отражена в «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.», которая к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности относит слабую инновационную активность, «отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов». В состав показателей состояния экономической безопасности данный документ включает показатели, характеризующие инновационное развитие России: процент товаров, работ, услуг инновационного типа в общем объеме товаров, работ, услуг, отгруженных; процент наукоемкой и высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП); долю организаций, которые осуществляют инновации, в том числе технологические; процент товаров, работ, услуг инновационного типа в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства.

    Во-вторых, проблематика инновационного развития России отражена в наиболее концентрированном виде в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.». При этом содержание ныне действующей стратегии инновационного развития России представляет, по нашему мнению, интерес с точки зрения ее сравнения с предшествующей стратегией для выявления прогрессивных изменений.

    Сравнение «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» (далее -Стратегия-2015) и «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.» (далее - Стратегия-2020) позволило прийти к следующим выводам.

    1. Прослеживается разграничение сфер науки и инноваций: Стратегия-2015 охватывала сразу две сферы: и науки и инноваций, тогда как Стратегия-2020 ориентирована уже исключительно на инновационную сферу и должна быть дополнена согласно Федеральному закону № 172 «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации».

    2. Выявляется схожесть периодов реализации: Стратегия-2015 рассчитана на период с 2006 г. по 2015 г. общей продолжительностью 10 лет с разбиением на три этапа, а Стратегия-2020 - с 2011 г. по 2020 г. подобной общей продолжительностью с разделением на два этапа.

    3. Наблюдается тождественность проблем: Стратегия-2015 в качестве системной проблемы полагает общую низкую степень восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора, а Стратегия-2020 конкретизирует указанную проблему и, в свою очередь, ключевой проблемой определяет низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективную структуру - «избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок», при этом отмечает, что «ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций», а «уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере».

    4. Обнаруживается последовательное развитие целевых ориентиров: Стратегия-2015 в качестве цели определяет формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающей «технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности». В свою очередь, Стратегия-2020 выдвигает уже более амбициозную цель - «перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития».

    5. Прослеживается общее увеличение количества целевых индикаторов: Стратегия-2015 содержит 8 целевых индикаторов, тогда как Стратегия-2020 содержит 45 индикаторов, сгруппированных по 8 тематическим разделам, в том числе 11 основных показателей, которые конкретизируют цель.

    6. Наблюдается содержательная преемственность большинства целевых индикаторов:

    1) во-первых, Стратегия-2015 ориентирована на устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 % в 2015 г., а Стратегия-2020 - на повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 % ВВП к 2020 г.;

    2) во-вторых, Стратегия-2015 направлена на повышение удельного веса предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе до 20 % к 2016 г., а Стратегия-2020 - на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 % к 2020 году;

    3) в-третьих, Стратегия-2015 нацелена на повышение патентной активности, в частности увеличение коэффициента изобретательской активности (5,5 к 2016 г.), а Стратегия-2020 - на увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5-3 тыс. патентов к 2020 г.;

    4) в-четвертых, Стратегия-2015 направлена на рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2016 г. - до 18 %), а Стратегия-2020 - на увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 % к 2020 г.;

    5) в-пятых, Стратегия-2015 ориентирована на рост удельного веса инновационной продукции в экспорте промышленной продукции (к 2016 г. - до 15 %), а Стратегия-2020 - на увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 % к 2020 г.;

    6) в-шестых, Стратегия-2015 сосредоточена на укреплении имиджа российской науки в целом, а Страте-гия-2020 конкретизирует данный целевой индикатор:

    - увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно

    мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до 4 единиц;

    - увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 % в к 2020 г.;

    - увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 4 ссылок к 2020 г.

    7. Обнаруживаются схожие и более конкретизированные задачи:

    1) во-первых, «формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок» (Стратегия-2020) вместо «создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства» (Стратегия-2015);

    2) во-вторых, «обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений» (Стратегия-2020) вместо «создание эффективной национальной инновационной системы» (Стратегия-2015);

    3) в-третьих, широкое внедрение современных инновационных технологий в экономику («повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний») и в деятельность органов государственного управления (Стратегия-2020) вместо модернизации «экономики на основе технологических инноваций» (Стратегия-2015).

    Кроме того, проблематика инновационного развития Российской Федерации отражена и в других документах стратегической направленности, в том числе в ныне действующих. Приведем некоторые примеры.

    1. Стратегии развития отдельных отраслей.

    1.1 «Транспортная стратегия Российской Федерации», предусматривающая в качестве стратегической цели «удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах», в качестве стратегических приоритетов - «использование инновационных технологий строительства и содержания транспортной инфраструктуры» и «инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям», в качестве возможных сценариев развития транспортной системы - базовый и инновационный, в качестве одного из основных направлений государственной политики в области транспорта - инновационное развитие транспортной системы.

    1.2. «Энергетическая стратегия России до 2030 г.», определяющая в качестве главной цели «создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, <...>, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны» и предполагающая в качестве результата «снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных секторов».

    1.3. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.», полагающая, что для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене, развития студенческого спорта, совершенствования спорта высших достижений необходимо «внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья».

    1.4. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.», устанавливающая в качестве принципа развития культуры ее инновационный характер и предусматривающая меры поощрения за внедрение инновационных технологий в сфере туризма.

    2. Стратегии развития отдельных подотраслей.

    2.1. «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.», полагающая переход к модели инновационного развития и определяющая в качестве приоритетов среднесрочного периода - «формирование инновационного ядра промышленности» и долгосрочного периода - «переработка новых видов сырья, полученных с использованием инновационных биотехнологий».

    2.2. «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г.», предполагающая становление отрасли как фундамента инновационного развития строительной индустрии и поддержку внедрения современных инновационных технологий.

    2.3. «Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 г.», предполагающая выполнение задачи «стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава» в рамках реализации ряда инвестиционных и инновационных проектов.

    2.4. «Стратегия развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 г.», предусматривающая переход янтарной отрасли от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному.

    2.5. «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 г.», базирующаяся на переходе индустрии детских товаров на «инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ» и выполнении задач развития инновационного и экспортного потенциала российских предприятий индустрии детских товаров.

    3. Стратегии развития отдельных субъектов хозяйствования.

    3.1. В частности, «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.», целью которой является развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития, а в качестве задачи - обеспечение непрерывного финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий на всех стадиях инновационного цикла - формирование эффективного инновационного лифта.

    4. Стратегии развития отдельных федеральных округов.

    4.1 «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа», определяющая в качестве важнейших проблем «недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса» и устанавливающая в качестве важной задачи «становление округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития».

    4.2 «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.», полагающая одними из основных вызовов и угроз «низкий уровень инноваций в большинстве регионов округа» и определяющая стратегической целью максимально возможное повышение уровня и качества жизни.

    4.3. «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.», фиксирующая среди факторов, препятствующих устойчивому экономическому росту, «крайне низкую степень инновационной активности и незначительное присутствие в округе высокотехнологичных видов деятельности» и «отсутствие на территории округа лидирующих инновационно-образовательных кластеров», а также ориентированная на «существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития».

    4.4. «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г.», предполагающая, что федеральный округ превращается в одну из главных баз модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации, в том числе посредством достижения наиболее важных стратегических целей.

    Таким образом, стратегическое планирование инновационного развития, де-юре не получило пока закрепления в рамках комплексного подхода к стратегическому планированию, обозначенного в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и де-факто реализуется в настоящее время посредством «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.», а также «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2020 г.», стратегий развития отдельных отраслей, подотраслей, субъектов хозяйствования, макрорегионов и регионов России.

    Переход России к инновационной экономике требует и соответствующих институциональных преобразований, главным из которых является создание национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей условия для устойчивого развития экономики на основе использования интеллектуального потенциала, генерирования, распространения и реализации новых научных знаний.

    Государство определяет данное направление как приоритетное и обеспечивает всестороннюю поддержку компаниям, разрабатывающим и внедряющим инновационные проекты, особенно в сфере информационных технологий, так как информационное развитие России сегодня также является первостепенной задачей государства.

    Итоги первого этапа реализации Стратегии инновационного развития РФ показали, что происходит активное формирование группы предприятий, которые постоянно увеличивают выпуск инновационной продукции, также успешно формируется российская инновационная система, привлекающая частные инвестиции.

    С момента принятия Стратегии инновационного развития Российской Федерации, страна существенно поднялась в Глобальном инновационном индексе и оказалась на втором месте в Европе и пятом месте в мире по размеру венчурных инвестиций.

    Доля инновационной составляющей в структуре российской экономики при этом увеличивается намного более медленно, чем позволяет инновационный потенциал РФ.

    Причина этого в том, что есть определенные негативные изменения в экономике России, налицо также низкая скорость структурных сдвигов инновационной сфере, под которыми понимается изменение внутреннего строения производственных систем различного уровня, сопровождаемых трансформацией существующих взаимосвязей и приводящее к появлению качественно новых системных качеств.

    Именно низкая скорость инновационных структурных сдвигов приводит к отставанию РФ в сфере инноваций от стран-лидеров.

    К числу основных проблем инновационной сферы можно отнести невысокую инновационную активность частного сектора и производительность труда, недостаточно эффективные механизмы коммерциализации инноваций, колоссальное снижение работников сферы НИОКР, проблемы в сфере образования, а также невысокий уровень информированности населения о современных научно-технических достижениях России.

    В связи с этим, очевидно, что для поддержки инновационной деятельности в России, следует предпринять ряд мер. Возможными направлениями поддержки развития инновационной деятельности в РФ в данном случае могут стать более широкие возможности малого бизнеса в области закупок инновационной продукции. В частности, с этой целью в 2015 году был принят закон о создании Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, которая должна обеспечивать увеличение доли закупок инновационной и высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме товаров, работ, услуг, закупаемых государственными корпорациями и коммерческими организациями с государственным участием.

    Еще одним шагом является расширение объемов долгового финансирования инновационных проектов с целью привлечения инвестиций. В первую очередь, достичь этого можно посредством субсидирования процентных ставок и привлечения Фонда развития промышленности и Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства к финансированию инновационных проектов.

    Также необходима работа по созданию корпоративных венчурных фондов, которые смогут дать импульс развитию высокотехнологичных производств. Наиболее привлекательными сферами для венчурного инвестирования в России по-прежнему остаются сфера информационных технологий и розничной торговли.

    Большое значение играет развитие механизмов коммерциализации технологий и повышения их эффективности. В частности, необходима максимальная поддержка так называемых «стартапов» в научных центрах и ведущих университетах страны, обеспечение внедрения механизма правовой защиты результатов коммерческих разработок, реализация мер по повышению эффективности управления правом на результат интеллектуальной деятельности.

    Также нельзя не упомянуть и про обеспечение прямого финансирования инновационных проектов: стимулирование создания новых и поддержки существующих объединений частных венчурных инвесторов, которые обеспечивают экспертную и финансовую поддержку компаний на ранних стадиях развития (так называемых «бизнес-ангелов»).

    Параллельно со всем вышесказанным, стоит совершенствовать систему предоставления налоговых вычетов по доходам, полученным от инвестиционной деятельности; развитие взаимодействия частных венчурных инвесторов и фондов венчурных инвестиций с субъектами малого и среднего предпринимательства; развивать механизм биржевого финансирования инновационных проектов малого и среднего бизнеса; использовать краудфандинг (механизм коллективного финансирования стартапов), наряду с адаптацией в контексте специфики российской экономики и особенностей региональных факторов развития.

    На сегодняшний день Россия относится к числу стран, являющихся мировыми лидерами по объему государственных расходов на инновационные технологии. Тем не менее, переход от разработок и исследований к производству и потребительскому рынку длительное время не являлся приоритетным в российской экономической политике, что вызвало определенные сложности в той сфере и более длительный путь реализации.

    Одной из проблем России в сфере инновационной деятельности является тот факт, что результаты прикладных научных исследований не воплощаются в качественной и востребованной на рынке продукции, несмотря на то, что именно рынок может дать ключевой источник финансирования. Освоение же потребительского рынка бизнесом поможет государству освободиться от части затрат и перенаправит ресурсы на создание технологического базиса для развития инновационных технологий.

    Российской экономике необходима инновационная модернизация, основанная, в первую очередь, на развитой инфраструктуре, на коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Имеенно за счет этого можно обеспечить развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и выйти на международный рынок сбыта инновационной продукции.



    Заключение

    Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы о наличии острой необходимости в модернизации экономики России и развитии ее инновационных компонентов, что становится особенно актуальным в условиях введенных против России санкций.

    Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

    Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

    Российская Федерация обладает огромными перспективами реализации высокорискованных инновационных проектов. Главным образом венчурные инвесторы интересуются вложением капитала в создание и развитие новых технологий, малый бизнес. Малый бизнес пользуется бóльшим спросом у инвесторов, нежели крупный, по нескольким причинам: малые предприятия оперативно и гибко подстраиваются под изменения конъюнктуры рынка и адаптируются к его требованиям. Это происходит за счет того, что они располагают небольшими объемами производства, риск потерь при переходе к новым технологиям меньше, чем у крупных игроков. Также небольшие фирмы, как правило, занимаются научными исследованиями и разработками в тех сферах, которые являются рискованными и неперспективными для крупных компаний. Чтобы разработать и довести до потребителей инновационный продукт, малому предприятию требуется на треть меньше времени по сравнению с холдингами, имеющими сложную структуру управления. Именно эти секторы экономики являются объектами рисковых инвестиций.

    Важным аспектом улучшения индустрии венчурного инвестирования выступает привлечение новых источников капитала на венчурный рынок РФ. Кроме частных инвестиций, большим потенциалом обладают иностранные источники финансирования, которые в настоящий момент менее доступны вследствие макроэкономической обстановки. Чтобы заинтересовать зарубежных инвесторов и стимулировать их к вложению капитала в российские компании, необходимо повышать инвестиционную привлекательность инновационных предприятий, ориентированных прежде всего на глобальные рынки, получающих выручку в валюте, но несущих затраты в рублях. Такие компании могут свободно подстраиваться под целевые зарубежные рынки, принося нелинейно значительную прибыль с минимальными издержками.

    Для повышения эффективности рынка венчурных инвестиций России и привлечения в этот бизнес национальных капиталов постоянно возникает вопрос развития системы венчурного финансирования. Это в свою очередь приводит к задаче совершенствования нормативно-правового регулирования для улучшения инвестиционно-инновационного инструментария в целях увеличения оборотного капитала компаний и выпуска инновационной конкурентоспособной продукции на отечественный и мировой рынки.

    Литература

    1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.
    2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. // СПС Констультан Плюс
    3. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» // СПС «Консультант Плюс»
    4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р (ред. от 23.11.2016) «О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г.» // СПС «Консультант Плюс»
    5. Распоряжение Правительство Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р (ред. от 26.10.2016) «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.» СПС «Консультант Плюс»
    6. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 165-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 21.02.2011, N 8, ст. 1142.
    7. Распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2017 г. № 1966-р «Об утверждении Стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 г.» // СПС «Консультант Плюс»
    8. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 1757-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.» // СПС «Консультант Плюс»
    9. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г.» // СПС «Консультант Плюс»
    10. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1538-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.» // СПС «Консультант Плюс»
    11. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 962-р (ред. от 17.02.2014) «Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 г. и плана первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по ее реализации» // СПС «Консультант Плюс»
    12. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» // СПС «Консультант Плюс»
    13. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 00.05.2018. URL: http://www.kremlin.ru
    14. Смирнов К. В., Слатвицкая И. И. Импортозамещение в россии: анализ состояния и перспектив развития // Международная научно-практическая конференция «НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2018. С. 36 39.
    15. Аганбегян А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика // ЭКО. 2010. №1. С. 34 - 60.
    16. Андреева Н.В., Громова А.С., Макашева Н.П., Воробейчиков С.Э., Саммер А.Б. Экономическая безопасность российской экономики в условиях реали- зации политики импортозамещения. Экономика региона, 2015, № 4, сс. 69 83.
    17. Бутенко Ю.В., Телкова А.Н. Особенности инновационного развития торговли в условиях формирования информационной экономики // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Экономика и общество в условиях модернизации». - 2017. - С. 21-24.
    18. Гаврилова Ж.Л. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3569
    19. Гайдук В. И., Погребная Н. В., Тарасьева О. А. Иностранные инвестиции в инновационном бизнесе: проблемы привлечения и стратегические направления развития //Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2017. №. 1-2. С. 60-64.
    20. Инновационное наполнение инвестиционной политики: коллективная монография / А.Н. Фоломьев [и др.]; отв. ред. В.И. Кушлин. М.: Проспект, 2016. 240 с.
    21. Кочнов Д.А. Инновационная трансформация высокотехнологичного комплекса экономики России в современных условиях. Дис. канд. эконом. наук. М., 2018. 192 с.
    22. Куклина Е.А. Инновационное развитие предприятий нефтегазового комплекса на основе реализации модели максимизации добавленной стоимости // Управленческое консультирование. 2018. № 4. С. 39 52.
    23. Кулич М. В., Погребная Н. В. Политика импортозамещения в отечественной экономике: плюсы и минусы санкций. Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения». Издательство: Краснодарский центр научно-технической информации (Краснодар). 2016. С. 47-52.
    24. Министерство экономического развития России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main
    25. Новикова В.С. Обеспечение стратегических задач Российской Федерации // Вектор экономики. - 2016. - № 5 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2016/5/Worldeconomy/Novikova.pdf
    26. Новикова В.С. Экономическая безопасность предприятия в контексте теневой экономики // Дневник науки. - 2018. - № 3 (15). - С. 29 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2018/3/economy/Novikova.pdf
    27. Обзоры рынка прямых и венчурных инвестиции в России за 2016 и 9 месяцев 2017 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook
    28. Панягина А.Е. Развитие механизмов венчурного финансирования в России // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 7.
    29. Сергеев Е.Г. Новая индустриализация России как альтернатива её крушению. Монреаль: Accent Graphics communications , 2018. 180 c.
    30. Фоломьев А.Н. Высокотехнологичный комплекс в инновационной трансформации экономики России // Вестник БГУ. 2012. №3 (1).
    31. Фоломьев А. Н., Гапоненко Н. В. Конкурентоспособность и специализация секторальной инновационной системы России в области нанотехнологий //Инновации. 2014. №. 4 (186).
    32. Artie W.N., Macbeth D., Yip L.S.C. Exploring performance drivers for technology-based ventures from early stage to expan-sion: perspectives of venture capitalists // Venture Capital. 2017. Vol. 19, no. 4. P. 335359.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инновационная модернизация экономики ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.