Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инновационные модели и развитие

  • Вид работы:
    Другое по теме: Инновационные модели и развитие
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    17.08.2017 13:10:09
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

    федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

    «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»


    Кафедра Социальных и гуманитарных дисциплин




    Курсовая работа

    по дисциплине «Макроэкономика» на тему

    Инновационная модель экономического роста и российская экономика.


    Выполнил студент 1 курса очной формы

    обучения факультета коммерции

    Руководитель Оценка_____________________________________

    Дата_______________________________________

    Подпись____________________________________





    Пермь 2017

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ3

    1.МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИИ.5

    1.1Понятие моделей. Модели теории инновации.5

    1.2 Формирование теорий инноваций и типы инновационных моделей.6

    1.3. Управление инновациями.12

    2. Теоритические основы исследования инновационных моделей экономического роста.14

    2.1Региональная политика и ее место в системе национальных приоритетов.16

    2.2. Инновационное развитие в условиях финансового кризиса.17

    Заключение27

    Список использованной литературы:31



    ВВЕДЕНИЕ

    Экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни. Добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности. Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны, прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов. Предметом исследования являются типы, факторы и модели экономического роста. Цель данной курсовой работы выявить сущность экономического роста. Экономический рост является одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально - культурного, политического. Необходимо указать не только само понятие экономического роста, но и эффективность экономического роста, который предусматривает развитие общества, экономики за счет факторов интенсивного типа. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) Выявить сущность, типы и факторы экономического роста; 2) Изучить модели экономического роста; 3) Рассмотреть особенности экономического роста в XXI веке. Актуальность этой темы заключается в том, что экономический рост является ключевым фактором повышения уровня благосостояния. Именно он позволяет увеличивать потребление благ, сокращать рабочую неделю и т.д. И хотя год от года подобные улучшения происходят почти незаметно, небольшие различия в темпах ежегодного прироста приводят к заметной разности в скорости 4 роста. Экономисты утверждают, что когда экономика растет на 2,5 % в год, то реальный ВНП будет удваиваться каждые 28 лет: если же темпы роста повысятся до 3 % в год, то удвоение ВНП будет происходить раз в 24 года. В настоящее время превалирует второй подход к измерению экономического роста. Под экономическим ростом подразумевается такое развитие национальной экономики, при котором темпы увеличения реального национального дохода превышают темпы роста населения. Данная тема выбрана для изучения, так как экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Как известно, экономика развивается циклически, то есть за экономическим спадом всегда следует подъем. Поэтому важно понять суть и причины экономического роста, чтобы лучше разобраться в экономике своей страны и экономике как таковой.


    1.МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИИ

    1.1Понятие моделей. Модели теории инновации


    Инновации оказывают комплексное воздействие как на количественные, так и качественные параметры экономического роста. Влияние инноваций на темпы экономического роста проявляется как следствие повышения производительности труда и капитала.

    Высокое качество экономического роста предполагает преобладание в его структуре инновационного фактора, имеющего воплощение в виде новых товаров, услуг, технологий, форм организации, методов управления, изменения в качестве рабочей силы.

    С 1999 г. в России происходит рост ВВП. Базой этого роста является предшествовавший 50% спад производства. В целом к 2005 г. экономика России составила около 75% уровня 1990 г. Это количественные показатели экономического роста. Для долгосрочного развития важным является качественный анализ.

    Рост макроэкономических показателей может быть обеспечен при различной структуре экономики. Характерные черты российской экономической модели:

    ВВП образует итог деятельности всего национального хозяйства страны за год. Однако показатель ВВП недостаточно точно измеряет экономическую активность и благосостояние нации. Это связано с рядом причин. Во-первых, не вся деловая активность учитывается в официальном показателе ВВП. Прежде всего, это деятельность в рамках домашнего хозяйства. Во-вторых, деятельность в сфере теневой экономики, т.е. деловая активность, осуществляемая в обход установленного законодательства. В-третьих, показатель ВВП не учитывает благосостояние общества, связанное с досугом, или ценностью свободного времени.


    Таблица 2.1 Валовой внутренний продукт России в текущих ценах, млрд. руб.

    ВВП России по годам в постоянных ценах 1990: Таблица1990-2015Год$ млрд.1990570,401991541,901992463,301993423,001994369,301995354,101996341,301997346,101998327,601999348,402000383,402001402,902002422,002003452,802004485,302005516,202006558,302007606,002008637,802009587,902010614,402011640,602012662,602013671,302014675,302015649,64

    Рис. 2.1. Валовой внутренний продукт России в текущих ценах, млрд. руб.

    Объем ВВП России за 2013 год составлял 66755, 3 млрд. руб. Россия располагалась на 8 месте рейтинга.

    Будучи стоимостным показателем, ВВП зависит от уровня и структуры цен, в которых измерены входящие в него блага. В связи с этим различают номинальный и реальный валовой внутренний продукт.

    Номинальным ВВП называется валовой внутренний продукт, подсчитанный в реальных (текущих) ценах определенного периода:

    Yномин = Σ P t, i × Q t, i,

    где Yномин - номинальный ВВП, P t, i - цена, а Q t, i - количество i - го товара (или услуги), произведенного в стране в данный период. На величину номинального ВВП большое воздействие оказывают инфляционные процессы. Достаточно вырасти ценам, чтобы он повысился.





    1.2 Формирование теорий инноваций и типы инновационных моделей

    Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент»[10]

    Позднее, в 30-х годах, Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии: использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта.

    Значительный вклад в исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 5060 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия для массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале, писал он, наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях и открытиях, в глубоких изменениях техники производства и обмена» [9]. Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.

    В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологіях [4].

    В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблема нововведений освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса, развития науки и техники.

    В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для постиндустриального общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие производственные технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом должно стать создание новой формы организации экономики - инновационной экономики. «Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности» [7]. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным. Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.)




    1.3. Управление инновациями

    Инновационное действие представляет собой совокупность взаимосвязанных побуждающих и вызванных элементарных инноваций. Совокупность всех комплексных инновационных действий представляет инновационный процесс.

    Эффективное управление инновационным процессом основано на следующих принципах:

    - правило непрерывности

    - правило прогрессии (т.е. побуждающая инновация должна быть действительно прогрессивной инновацией)

    - правило горизонтальной цепочки (побуждающая инновация вызывает равновесные ей по сложности инновации остальных факторов)

    - правило вертикальной цепочки (любая инновация определенной степени сложности вызывает инновации низших степеней данного фактора)

    - правило благоприятного момента, определяющее, что комплексное инновационное действие должно быть осуществлено вовремя

    - правило краткого решающего момент, помогающее действительному достижению ожидаемого эффекта от инновации

    - правило радиуса действий побуждающей инновации (струтура только тогда сможет принять инновацию, когда она претерпела качественные и организационные изменения в связи с осуществлением инновации

    Управление комплексными инновационными действиями осуществляется по следующей схеме:

    определение объекта

    выделение системы

    описание системы в форме(модели), наилучшим и максимально точным образом ее характеризующим

    проект изменения объекта

    реализация изменения объекта

    Таким образом, инновации в основном реализуются на уровне отдельных предприятий, поэтому они так же, как и другие процессы, требуют своего управленческого подхода. Инновационное управление и соблюдение вышеприведенных правил способствуют повышению эффективность инновации.


    2. Теоритические основы исследования инновационных моделей экономического роста

    2.1Региональная политика и ее место в системе национальных приоритетов

    Проанализируем инновационную деятельность на территории Пермского края. Чтобы увидеть «пути развития» инноваций в Пермском крае, необходимо сравнить его с регионами-конкурентами.

    Ситуация следующая. По выпуску товаров и услуг по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки» в 2008 г. Пермский край занимает 17 место среди регионов Российской Федерации. Также Пермский край значительно уступает по выпуску товаров услуг вида экономической деятельности «Научные исследования и разработки своим основным конкурентам: Нижегородской области, Самарской области, Свердловской области, республике Башкортостан.

    Незначительные доходы имеет Пермский край и по деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий по величине данного показателя регион занимает 7 место, почти в 40 раз уступая лидеру г. Москве.

    Еще одним показателем, характеризующим инновационную деятельность в регионе, являются проводимые научные исследования и разработки. Оборот организаций по научным исследованиям и разработкам в Пермском крае является незначительным регион занимает 19 место, уступая как лидерам инновационного развития Москве и Санкт-Петербургу, так и регионам-конкурентам: Нижегородской и Свердловской областям.

    Таким образом, по развитию инновационной деятельности Пермский край отстает от регионов-конкурентов. Анализ структуры проведения научных исследований показал, что научные исследования в области естественных и технических наук значительно превышают аналогичные исследования в области общественных и гуманитарных наук, что свидетельствует о недостаточной развитости фундаментальных исследований по сравнению с прикладными.

    В целом в инновационной сфере региона не наблюдаются значительные позитивные изменения. Анализ показал, что не происходит явно выраженного роста ни в ресурсных составляющих инновационной деятельности, ни в результатах данной деятельности. Реализация инновационной политики, таким образом, должна быть направлена как на активизацию ресурсных возможностей инновационного потенциала, так и на развитие экспорта технологий региона, внедрение технологических инноваций в производство, удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции.

    В условиях глобализации мировой экономики и повышения «внутристрановой» конкуренции между регионами России экономическое благосостояние Пермского края и его место на политической карте все в большей степени предопределяется уровнем развития региональной науки, технологий и инноваций. Эффективное использование знаний и инновационная активность становятся решающими факторами в конкурентоспособности, темпах экономического роста и уровня благосостояния как отдельных регионов, так и России в целом. От того, насколько производители освоят инновационные стандарты рыночной деятельности, напрямую зависит успех модернизации экономики.

    Как было отсечено выше, экономика Пермского региона носит выраженный промышленный характер, значительную долю в которой занимают отрасли-«локомотивы», производящие экспортно-ориентированную продукцию. К таким отраслям относятся химическая и нефтехимическая промышленность, добыча нефти, металлургическая промышленность, лесопромышленный комплекс, машиностроение.

    Хотя в последние годы наблюдается тенденция сокращения доли секторов экономики, ориентированных на внешний мир (на другие страны и другие регионы), их доля остается определяющей для экономики Пермского края.

    Промышленность края является высококонцентрированной. Это приводит к тому, что стабильное развитие региона в значительной мере зависит от конъюнктуры целевых рынков крупнейших компаний. Дополнительные риски региональной экономики формируются за счет того, что лидирующие отрасли топливно-энергетического комплекса, химии и нефтехимии ограничены в долгосрочной перспективе своего развития наличием природных ресурсов, запасы которых имеют тенденцию к сокращению. Особенностью региона является также наличие крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса, что обуславливает зависимость от государственных заказов на соответствующую продукцию.

    Среди проблемных сфер промышленных предприятий края следует выделить: высокую степень износа основных производственных фондов (более 50%), низкие темпы их обновления; высокую энергоемкость производства (более 15% в структуре производственных затрат), дефицит квалифицированных рабочих кадров.

    Данные тенденции необходимо учитывать, говоря об инновационном развитии Пермского края. Во-первых, для Пермского края характерна высокая доля отраслей «традиционной» экономики, которые являются основными экспортерами не только в регионе, но и в стране в целом и, соответственно, экспорт региона характеризуется низкой степенью технологичности. Кроме этого, следствием «традиционности» структуры экономики является высокий удельный вес продукции с низкой долей добавочной стоимости и низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства. В связи с этим развитие инноваций в крае является условием перехода экономики к качественному экономическому росту и изменению структуры региональной экономики (путем увеличения доли предприятий с высокотехнологичным производством по сравнению с предприятиями, добывающими или перерабатывающими сырье).

    Во-вторых, основой инновационного развития региона является инновационная деятельность в промышленности, целью которой является выпуск конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке и характеризуется высокой добавленной стоимостью.

    В первую очередь речь пойдет о технологических инновациях. В Пермском крае в настоящее время сохраняются резкие диспропорции между отдельными видами инновационной деятельности.

    Анализ приведённой ниже таблицы позволяет сделать вывод о том, что доминируют затраты, связанные с внедрением нововведений, которые включают приобретение необходимых машин и оборудования (32,2% общих инновационных затрат). При этом не получают должного развития обучение и подготовка персонала (0,6%), маркетинговые исследования (0,1%).

    В последние годы наблюдается положительная динамика инновационной активности предприятий Пермского края как с точки зрения количества предприятий, так и объемов финансирования инноваций. В 2007 г. различные виды инновационной деятельности осуществляли 26% крупных и средних предприятий промышленности, что выше среднероссийского уровня, но в то же время значительно ниже аналогичного показателя стран Европейского Союза, который составляет 47 % .

    Анализ отраслевой структуры инновационно-активных предприятий края показывает, что основная их часть (более 92,7%) относится к обрабатывающим производствам.

    Из промышленных организаций наибольший удельный вес по использованию технологий имеют следующие виды деятельности:

    • производство машин и оборудования 13,1%,
    • производство пищевых продуктов 12,3%,
    • производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,6%,
    • химическое производство, металлургическое производство и производство электрооборудования 8,8%,
    • целлюлозно-бумажное производство 7,9%.

    В нижеследующей таблице представлены основные наукоемкие промышленные производства и предприятия Пермского края.

    Объем инновационной продукции предприятий промышленного производства, осуществляющих различные виды инновационной деятельности (технологические, маркетинговые, организационные) инновации в 2008 году, составил 63569 млн. рублей. В общем объеме инновационной продукции ведущее место занимают предприятия по производству кокса и нефтепродуктов (на долю их инновационной продукции в 2008 г. пришлось 82,9%).

    За последние три года изменилась структура объема инновационной продукции. Доля принципиально новой или вновь внедренной продукции в 2008 году сократилась по сравнению с предыдущим годом в 11 раз и составила всего лишь 8%.

    Однако инновационное развитие промышленности Пермского края характеризуется некоторыми особенностями. Исследование технологических инноваций позволяет сделать вывод, что суть последних в основном заключалась в приобретении машин и оборудования, в исследовании и производственном проектировании, связанное с выпуском новых видов продукции. В меньшей степени затраты на технологические инновации направлялись в маркетинговые исследования рынков сбыта новой продукции, в обучение и переподготовку персонала.

    Таким образом, можно выделить следующие проблемы, снижающие инновационную активность промышленных предприятий региона:

    • Зависимость от естественных монополий;
    • Высокий физический износ основных фондов;
    • Технологическая отсталость предприятий;
    • Недостаток оборотных средств и внешних инвестиций;
    • Нехватка квалифицированных кадров;
    • Проблема омоложения кадров;

    Неравные конкурентные условия субъектов промышленности, вызванные причинами федерального уровня.Проведенный выше анализ инновационного потенциала промышленного производства Пермского края позволяет сделать следующий вывод: несмотря на то, что в отдельных видах деятельности промышленных предприятий отмечаются некоторые положительные тенденции, в целом их инновационная активность и ее экономические результаты остаются в регионе достаточно низкими.



    2.2. Инновационное развитие в условиях финансового кризиса


    В настоящее время правительством Российской Федерации принимается ряд мер по улучшению инновационной привлекательности России её регионов. В частности, 8 декабря 2011 г. премьер-министром России Владимиром Путиным была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Данная стратегия ставит своей целью перевод к 2020году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

    • увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50процентов к 2020году (в2015году - 9,4процента);
    • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5-10процентов в 5-7 и более секторах экономики к 2020году;
    • увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров вобщем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2процентов к 2020году (в 2015году - 0,25процента);
    • увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17-20процентов к 2020году (в2015году - 12,7процента);
    • увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35процентов к 2020году
    • (в 2010году - 4,9процента);
    • повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3процентов валового внутреннего продукта к 2020году
    • (в 2010году - 1,3процента), из них больше половины - за счет частного сектора;
    • увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3процентов к 2020году (в 2010году - 2,08процента);
    • увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 4ссылок к 2020году
    • увеличение количества российских вузов, входящих в число 200ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings),
    • до 4единиц (в 2010году - 1 вуз);
    • увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к2020году (в 2009году - 63 патента);
    • увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, вструктуре средств, поступающих в ведущие российские университеты засчет всех источников финансирования, до 25 процентов.

    Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с2015года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего вобразование и фундаментальную науку), а также вподдержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

    В рамках данной стратегии федеральное правительство ставит следующие задачи:

    • развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
    • повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
    • максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
    • формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
    • обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
    • активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

    Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:

    • создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
    • повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
    • увеличение численности инновационных предпринимателей;
    • создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
    • пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
    • адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

    Инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии компаний в целях повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках, а также в технологической модернизации ключевых секторов экономики, определяющих роль и место России в мировой экономике, и в повышении производительности труда во всех секторах.

    Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

    Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечит расширенное воспроизводство знаний, а также повышение эффективности и результативности инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

    Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений позволит активизировать международное двустороннее и многостороннее научно-техническое сотрудничество.

    Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, будет в том числе обеспечивать формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров.

    Реализация данной стратегии основывается на следующих принципах:

    • выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью;
    • тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития,
    • так и в процессе их реализации;
    • создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования;
    • обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
    • прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;
    • ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;
    • стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);
    • координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.

    Как видно, в настоящее время принимаются меры по выправлению уровня инвестиционной активности, серьёзно упавшему в последние два десятилетия. Повышение качества образования, создание необходимых условий для инновационных предприятий, пропаганда научно-технической деятельности с высокой долей вероятности в течение определённого увеличат степень развития и внедрения в производственную и социальную сферу различного рода инноваций.



    Заключение


    В настоящее время государство заинтересовано в развитии инновационного потенциала регионов России и всей страны в целом. Правительство стремится сформировать необходимые экономические условия для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики.

    Управляет инновационной политикой Российской Федерации Научно-координационный Совет, созванный 27 октября 2006 г. Им была разработана федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Росси на 20072013 годы». На данный момент реализованы далеко не все идеи данной программы, но уже создана основа для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития, реализованы отдельные «прорывные» направления технологического развития, повышается привлекательность профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок, ВВП России вырос в 2011 году на 4,3 процента.

    Несмотря на принимаемы меры, Россия всё ещё серьёзно отстаёт в инновационном развитии от ведущих мировых держав. В частности, доля российских компаний, производящих принципиально новую технологическую продукцию и поставляющих её на национальные и мировые рынки, крайне мала. Также значительную часть российского экспорта составляет необработанное сырьё, что неприемлемо в современных экономических условиях. Ещё Савва Морозов говорил: «Наш промышленник слепой человек. Его ослепляет неисчислимое богатство страны сырьем и рабочими руками».

    Принимаемых в рамках инновационной политики России мер недостаточно. Появляющихся время от времени успешных решений всё ещё не хватает, действует много тормозящих факторов, таких, как: нехватка денежных средств, недостаток инновационных проектов, слабо развитая инфраструктура поддержки инновационных предпринимателей.

    Запланированные и строящиеся в России технопарки, наукограды и академгородки в данное время практически не влияют на процесс масштабного внедрения инноваций, хоть Правительство отвело им определяющую роль в становлении инновационной системы. Президент России Дмитрий Медведев, в частности, сказал: «… И речь не идет о том, чтобы перетащить всех в «Сколково». Речь о другом чтобы дать правильный посыл, как нужно работать, как нужно выстраивать научную деятельность, инновационную деятельность, как коммерциализировать те разработки научные, которые ведутся. Только в этом смысл «Сколково». К сожалению, пока не разработана конкретная правовая база, регулирующая процессы создания, работы и результатов деятельности объектов такого рода.

    В последние годы были проведены некоторые полезные реформы, но многое еще предстоит сделать. Преображение инновационной системы России не может произойти в одночасье. Многим инициативам понадобится время, чтобы принести плоды, а дисбалансы переходного периода необходимо, где это возможно, компенсировать переходными мерами. В то же время выполнение этих переходных мер не должно откладывать в долгий ящик долгосрочные решения.

    Говоря о Пермском крае, следует отметить характерную для него высокую долю отраслей "традиционной" экономики, которые являются основными экспортерами не только в регионе, но и в стране в целом и, соответственно, экспорт региона характеризуется низкой степенью технологичности. Кроме этого, следствием "традиционности" структуры экономики является высокий удельный вес продукции с низкой долей добавочной стоимости и низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства. В связи с этим развитие инноваций в крае является условием перехода экономики к качественному экономическому росту и изменению структуры региональной экономики, например, путем увеличения доли предприятий с высокотехнологичным производством по сравнению с предприятиями, добывающими или перерабатывающими сырьё.

    Также, основа инновационного развития края внедрение инновационных разработок и обновление фонда основных средств в промышленности, выпускающей конкурентоспособную продукцию, реализуемую внутри страны и на внешних рынках. Не менее важным фактором является подготовка квалифицированных работников данных предприятий, молодых учёных, инженеров и так далее.

    Таким образом, все принимаемые в России программы сближения с ведущими мировыми странами по технологическому и социальному уровню должны быть ориентированы на нововведения, и отражать стратегический подход к повсеместному развитию технологий. В таком случае фактор времени для модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности станет поистине определяющим.

    При этом модернизация производства одновременно должна выполнять функции смягчения последствий прошедшего кризиса, то есть обеспечивать занятость и получение доходов. Экономический кризис не только не должен превратиться в тормоз на пути научно-технических и институциональных нововведений, но напротив, развитие инноваций призвано стать тем поистине «золотым ключиком» к решению порожденных кризисом проблем и к выходу из него на «столбовую дорогу» экономики знаний. Закончить моё изложение можно словами основателя и руководителя компании FeedEx, Фреда Смита: «Вам непременно придется проводить инновации, если перед вами будет стоять проблема выживания».


    Список использованной литературы


    1. Состояние и перспективы инновационно-технологического взаимодействия Украины и России: потенциал Украины. Л.И. Федулова
    2. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга.
    3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Пермском крае/ #"justify">Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. // "Российская газета". 1 декабря 2010 г. № 271.
    4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. // "Российская газета". 6 ноября 2008 г. № 230.
    5. Положение об энергостратегии Пермского края от 28 мая 2008г.
    6. http://www.g8italia2009.it/static/G8_Allegato/G8_Declaration_08_07_09Jinal,0.pdf
    7. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: антол. М., 1999.
    8. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года http://www.admhmao.ru/innovac/osn_napr.htm
    9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу / http://www.nbuv.gov.ua/law/02ru-ntp.html
    10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
    11. Сравнительный анализ государственной инновационной политики в США и Японии / Никонова Яна Игоревна
    12. Козлов Н.В.: Инновации не только наука. Инновации это наука плюс образование, плюс бизнес / http://www.sciencerf.ru/client/doctrine.aspx?ob_no=3108&cat_ob_no=245
    13. Новая инновационная политика ЕС / Шелюбская Наталья Владимировна
    14. Шудегов В.Е. Выступление на Международной научной конференции на тему "Интеграция науки, образования, бизнеса и промышленности: инновационный и инвестиционный аспекты" 17.04.2006 г. / http://www.sciencerf.ru/client/doctrine.aspx?ob_no=2580&cat_ob_no=244
    15. Худокормова О. И. Понятие инноваций и инновационной деятельности
    16. Опыт формирования зон инновационного роста: достижения и ошибки/ http://www.raexpert.ru/researches/zap_obninsk_2011/
    17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инновационные модели и развитие ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.