Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инфляция (Россия,антиполитика)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Инфляция (Россия,антиполитика)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    23.10.2018 12:44:22
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    ВВЕДЕНИЕ3

    1. Теоретические основы инфляции6

    1.1 Понятие инфляции и ее показатели6

    1.2 Причины и виды инфляции8

    1.3 Социально-экономические последствия инфляции12

    2. Антиинфляционная политика государства14

    2.1 Понятие и сущность антиинфляционной политики государства14

    2.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики государства15

    2.3 Факторы, определяющие выбор антиинфляционной политики государства20

    3. Особенности антиинфляционной политики России на современном этапе22

    3.1 Инфляция в России: причины и проблемы22

    3.2 Направления и инструменты антиинфляционной политики в России28

    3.3 Результаты реализации антиинфляционной политики в России32

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ34

    ПРИЛОЖЕНИЯ38

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ44







    Введение


    Выбранную тему можно считать актуальной, так как инфляция представляет собой одну из наиболее опасных проблем современного развития экономики во многих странах мира. Особенно остро этот вопрос встал перед Россией в 2014 году. Многих граждан, чье благополучие снизилось за последние 2 года, интересует, от чего зависит причина их бед снижение покупательской способности. Ответ один - инфляция в России в 2016 году стала заложником в основном двух факторов:

    1.Экономические санкции в отношении России, включая кредитную блокаду, которая существенно влияет на банковскую систему, реальный сектор экономики.

    2.Стоимости нефти, снижение цены которой неизбежно приведет к падению покупательной возможности рубля, то есть его девальвации с последующей инфляцией.

    Дополнительным внешним фактором можно считать возвращение Ирана на энергетические рынки, он, чтобы получить покупателей готов продавать нефть по заниженным ценам, что обязательно приведет к еще большему снижению ее стоимости. Окажет давление на стоимость нефти и китайский фондовый кризис. Все это может привести к девальвации рубля, а значит к инфляции.

    На размер покупательной способности людей может оказать и важный внутренний фактор сбалансированность денежной политики ЦБ.

    Кроме того, инфляция негативно отражается на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, обесценивает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция обесценивает доходы населения, особенно той части, которая занята в бюджетной сфере, выступает самым мощным средством перераспределения национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым, усиливая тем самым социальную дифференциацию общества. Таким образом, инфляция подрывает социальную и политическую стабильность общества, способствуя развитию авторитарных, диктаторских тенденций [13]. Исходя из вышеизложенного, объектом данного исследования выступает инфляционные процессы, а предметом исследования государственная антиинфляционная политика.

    Основной целью данной исследовательской работы является определение роли государства в преодолении негативных последствий инфляционных процессов для общества в целом через исследование подходов, видов, инструментов, методов и направлений антиинфляционной политики государства.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

    1. Выяснить, что такое инфляция;

    2. Выявить причины инфляции (что приводит к такому финансовому бедствию как инфляция);

    3. Проанализировать характер современной инфляции в РФ;

    4. Рассмотреть, насколько инфляция опасна для экономики (последствия инфляции);

    5. Определить наиболее перспективные направления развития антиинфляционной политики для Российской Федерации;

    6. Рассмотреть влияние государства в антиинфляционной политике.

    Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе дается теоретическое понятие инфляции, ее типам, закономерностям развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения открытой и подавленной инфляций, инфляция спроса и инфляция издержек и др. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.

    Во второй главе рассказывается о сущности антиинфляционной политике, ее методах и видах, подходах к ее изучению и.т.д. Также рассматриваются факторы от которых зависит выбор антиинфляционной политики.

    В третьей главе анализируются причины инфляции в России, а также выдвигаются предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.

    Для написания работы были использованы различные источники литературы: учебные пособия, научно-методические журналы, монографии, а также статистические сборники и статьи из интернета. В приложении приведены таблицы, диаграммы, графики.

    В конце курсовой будут сделаны выводы о проделанной работе на заданную тему.











    Глава 1. Теоретические основы инфляции


    1.1 Понятие инфляции и ее показатели

    Современный термин "инфляция" был заимствован из медицины, который с латинского языка слово inflatio означает вздутие, разбухание, разводнение.

    Первоначально под инфляцией подразумевали любое расширение денежного обращения, каковы бы ни были его последствия. В дальнейшем инфляцию определяли как переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и, соответственно, рост цен. Во второй половине XX века в экономической науке появился многофакторный подход к инфляции. Инфляцию стали считать не просто денежным, но и общеэкономическим феноменом, поскольку динамика денежных параметров предопределяется глубинными процессами общественного воспроизводства и проводимой экономической политикой.

    Наиболее успешную попытку упорядочить и систематизировать знания об инфляции сделала в конце 70-х годов XX века профессор и доктор экономических наук Лидия Николаевна Красавина. По ее мнению, нарушение закона денежного обращения является сущностью инфляции; причинами инфляции служат диспропорции в процессе общественного воспроизводства и экономическая политика; формы проявления инфляции - избыток денежной массы в обращении по сравнению с потребностями оборота и обесценение денег.

    Можно сделать вывод из вышеизложенного, что инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может рассматриваться только как денежное явление. Это сложное социально-экономическое феномен, порождаемый диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

    Инфляция это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, который вызван избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность потребителей и предпринимателей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). В таком случае субъекты хозяйственных отношений стараются, по возможности, избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Отрицательные последствия неверной денежной политики государства, вызывают расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег [3]. Это ведет к значительным экономическим и социальным потрясениям. Обратный процесс дефляция - устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен [1].

    Существуют показатели инфляции для того чтобы дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики, а именно индексы цен Ласпейреса, Пааше и Фишера:

    Индекс Ласпейреса

    Индекс Пааше

    Где, где - цены блага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде; Qf - количество блага в базисном периоде

    С целью устранения недостатков, присущим индексам Пааше и Ласпейреса, рассчитывается их средняя геометрическая величина индекс Фишера

    Различные виды цен изменяются неравномерно в условиях инфляции: одни цены увеличиваются быстро, другие медленно, третьи остаются без изменения. Пример (см. приложение таблица 1.1) [14]


    1.2 Причины и виды инфляции

    В современной экономической сфере общества каждый закон действует не изолированно, а во взаимодействии с другими. Выделение некоторых законов, возможно только в теоретическом анализе, поэтому из отдельного закона можно вывести лишь абстрактное понятие. Явления же реальной действительности, тем более такое сложное, как инфляция, - результат взаимодействия многих законов.

    Значит, на динамику инфляционных процессов влияют как денежные, так и не денежные факторы.

    К денежным факторам следует отнести: темпы прироста денежной массы, величину спроса на деньги, динамику временных лагов, также темпы изменения реального производства.

    Вместе с тем инфляция не чисто денежное явление и даже не совсем экономическое. Исторический опыт показывает, что инфляция очень часто является результатом общественных потрясений, политических и социальных конфликтов, когда нарушается устойчивость всей экономической системы.

    Следует отметить, что экономика не живет какой-то своей собственной жизнью в режиме автоматизма, а создается и управляется людьми. Поэтому существует еще один важный фактор, который имеет определенное влияние на инфляционные процессы - психологический фактор. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция во многом зависит от общественной психологии, от стереотипов потребления, от настроений, складывающихся в обществе. Не случайно в экономической науке появился термин «инфляционные ожидания». Инфляционные ожидания представляют собой предполагаемые, прогнозируемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую кредитно-финансовую и ценовую политику, оценивают уровень доходов, расходов, предполагаемый объем прибыли.

    Основные виды инфляции

    В зависимости от причин возникновения стремительного роста цен и обесценивания денег, на основании анализа мирового опыта можно выделить следующие виды инфляции:

    административную инфляцию;

    инфляцию издержек;

    инфляцию спирали цен и зарплат;

    инфляцию спроса.

    Административная инфляция возникает из-за воли государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокий уровень монополизации товарных рынков и, соответственно, самая сильная ценовая диктатура монополистов.

    Монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции, фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя, как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

    Административная инфляция проявляется в повышении тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др. Поднимая цены в ключевых отраслях, административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.

    Инфляция издержек - такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат, т.е издержек. Инфляция издержек возникает при росте всех компонентов производственных издержек (затрат) - материальных ресурсов, заработной платы, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и.т.д. График инфляции издержек (см. приложение рис.2.1).

    Следует отметить, что инфляция издержек не является специфической закономерностью переходного периода от командной экономики к рыночной системе.

    Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обуславливается повышением уровня заработной платы (в том числе и работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что, соответственно, провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы.

    И наконец, инфляция спроса обусловлена выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен.

    Необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег, чтобы устранить инфляцию издержек. График инфляции спроса (см. приложение рис.3.1)

    Несомненно, что все описанные виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга [3].

    В современной российской экономической литературе отсутствует единая классификация видов инфляции. Классифицировать виды инфляции необходимо, используя различные признаки, (по отдельности или взятые в комбинации), выбор которых зависит от конкретных целей исследования [7].

    По формам проявления инфляцию выделяют: открытую и скрытую. Открытая инфляция - когда рост цен сопровождается снижением покупательной способности и обесцениванием денег по отношению к конечным товарам и ресурсам. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен действительно повышается. Но в условиях экономики с фиксированными ценами возникает недостаточность предложения по отношению к спросу, который сохраняет форму дефицита. Многие экономисты считают дефицит проявлением инфляции в скрытой форме. Именно в виде тотального дефицита, развивающегося на всех уровнях производства и потребления, проявляется инфляция в экономике с негибким, фиксированным ценообразованием, т. е. в централизованной экономике (например, в командно-административной системе), где решения об объемах распределения, производства, потребления и ценах принимаются из единого центра. Нарастающий дефицит сопровождается очередями, снижением качества товаров и услуг, развитием теневого сектора экономики, на которых товарные цены, выраженные в денежных единицах или в объеме услуг, предоставляемых в обмен на товары, растут в унисон с дефицитом.

    По темпам различают умеренную (или ползучую) инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию, которые в странах с развитой рыночной экономикой определяются по следующим критериям.

    Умеренной (или ползучей) называется инфляция с темпами 3-5 % (до 10%) в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.

    Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться.

    Гиперинфляция в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год. Обесценение денежных средств происходит настолько стремительно, что цены могут пересчитываться ежедневно и даже по несколько раз в день. Гиперинфляция разрушает банковскую систему и парализует не только производство, но и сам механизм рынка. Ожидание гиперинфляции создает панические настроения в бизнесе [14].


    1.3 Социально-экономические последствия инфляции

    Высокая инфляция порождает как экономические, так и острые социальные проблемы. Возрастает напряженность среди общества, подрывается политическая стабильность в обществе. Характерно, что многие революционные потрясения XIX-XX столетий произошли в моменты стремительного роста цен [3].

    Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке. В том числе, инфляция расстраивает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Это означает, что при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.

    Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции.

    Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму.

    Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой инфляции может остаться неизменным.

    Рассмотренные эффекты, создаваемые инфляцией, воздействуют и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, а это тем самым усиливает экономическую нестабильность [14].










    Глава 2. Антиинфляционная политика государства


    2.1 Понятие и сущность антиинфляционной политики государства

    Антиинфляционная политика - один из видов экономической политики. Под антиинфляционной политикой мы подразумеваем совокупность мероприятий (действий) внешних или внутренних институциональных субъектов, направленных на: прогнозирование инфляционных процессов, учет реальных показателей инфляции, ограничение их в процессе роста, а также противодействие их росту в тех случаях, когда они препятствует достижению важнейших макроэкономических целей.

    Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). Из этого следует, что полностью устранить инфляцию нереально. Поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой.

    Настоящий успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которому доверяет большинство населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заранее информирует граждан. Причем основой программы сильного правительства является не компенсация роста цен, что усиливает инфляцию, а меры, на практике противодействующие стихийному движению цен. В условиях гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа. Принимаемые антиинфляционные государством меры, естественно, зависят от характера и уровня инфляции.

    Чтобы понять действия антиинфляционной политики нашего государства необходимо исследовать подходы, виды, инструменты, методы и направления антиинфляционной политики на теоретическом уровне.

    В антиинфляционной политике выделяют два подхода. В рамках первого подхода (кейнсианского) предусматривается активная бюджетная политика маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате этого сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако , временно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже к кризису в экономике, к увеличению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

    Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Данный вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Экономисты неоклассического направления считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией [7].


    2.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики государства

    Виды антиинфляционной политики можно классифицировать по различным признакам: в зависимости от целевого назначения (антиинфляционную политику предложения, дезинфляционную политику, активную и адаптивную политику); по характеру и темпам проведения (шоковую терапию, политику «градуирования»); в зависимости от места проведения (внешнюю и внутреннюю); в зависимости от временного периода (долгосрочную и краткосрочную).

    В зависимости от целевого назначения выделяют антиинфляционную политику предложения, дезинфляционную политику, активную политику и адаптивную политику.

    Антиинфляционная политика предложения макроэкономическая политика, направленная на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения уровня инфляции. Основным инструментом такой политики является сокращение предельной ставки налогообложения в целях стимулирования роста объема выпуска продукции.

    Дезинфляционная политика совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Инструменты: блокирование или принудительное снижение цен, изъятие денег, сокращение финансовых средств, выпуск государственных займов.

    Активная политика заключается в сдерживании роста денежной массы в условиях высокого профицита счета текущих платежей.

    Адаптивная политика это приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Инструменты: увеличение ставки процента на величину уровня инфляции, индексация первоначальной суммы инвестиций.

    По характеру и темпам проведения бывают следующие виды антиинфляционной политики: «шоковая терапия», политика «градуирования».

    «Шоковая терапия» резкое сокращение темпа роста денежной массы. Инструменты: девальвация, деноминация, нуллификация. Хотелось бы поподробнее рассмотреть такой инструмент как девальвация- продиктованное экономической политикой снижение реального валютного курса (термин используется в научно-исследовательских работах Международного валютного фонда). Девальвационно-инфляционная политика проводилась в России с 1992 года, хотя она и доказала свою экономическую и социальную несостоятельность. В результате данной политики обесценение рубля имело катастрофические последствия для отечественной экономики и основной массы населения страны [2].

    Политика «градуирования» постепенное уменьшение темпа роста денежной массы. Данная политика предусматривает активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

    В зависимости от выбора приоритетов выделяют политику доходов, фискальную политику, денежно-кредитную политику, дефляционную политику.

    Политика доходов непосредственное или косвенное воздействие на располагаемые доходы населения. Инструменты: воздействие на рост цен и заработной платы, воздействие на величину располагаемого дохода с помощью налогов.

    Фискальная политика политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Основной инструмент расширение (ограничение) совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов.

    Денежно-кредитная политика совокупность мероприятий в области денежного обращения. Инструменты: увеличение учетной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, операции на валютном рынке.

    Дефляционная политика совокупность мер, проводимых государством с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Инструменты: повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, сокращение денежной эмиссии и кредитных вложений.

    В современной мировой практике существуют монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики. Их выбор зависит от характера и уровня инфляции, экономического состояния страны, источников и причин инфляции.

    Итак, к монетарным инструментам антиинфляционной политики можно отнести:

    Регулирование ставки рефинансирования;

    Операции на открытом рынке;

    Изменение нормы обязательных резервов;

    Процентные ставки по операциям Банка России.

    Регулирование ставки рефинансирования является одним из основных инструментов антиинфляционной политики РФ. Повышение или понижение ставки рефинансирования зависит от стоящих перед нами задач уменьшения или увеличения денежной массы в обращении. При повышении ставки рефинансирования кредитным организациям становится невыгодно брать займы у ЦБ, кредиты населению и предприятиям становятся дороже, и как следствие происходит мультипликативное уменьшение денежной массы в обращении. При уменьшении ставки рефинансирования происходит обратный процесс увеличение количества денег в обращении.

    Операции на открытом рынке широко используются в мировой практике. Они выступают в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Центрального банка России.

    Изменение нормы обязательных резервов выступает в качестве еще одного дополнительного инструмента антиинфляционной политики. В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Норма обязательных резервов это установленный процент обязательств, который всякий коммерческий банк обязан держать в резерве в ЦБ РФ. Увеличение или уменьшение нормы обязательных резервов влечет за собой соответственно уменьшение/увеличение денежной массы в обращении и понижение/повышение величины банковского мультипликатора. С 12 февраля 2013 года норма обязательных резервов в РФ равна 4,25%.

    Изменение процентных ставок (дисконтная политика) также оказывает влияние на величину денежной массы в обращении. Согласно статье 37 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Следовательно, ЦБ может влиять на изменение рыночных процентных ставок, покупая или продавая краткосрочные и долгосрочные государственные облигации.

    К немонетарным инструментам антиинфляционной политики относятся:

    Сокращение государственных расходов;

    Ограничение роста заработных плат;

    Налоговая политика

    [2].


    2.3 Факторы, определяющие выбор антиинфляционной политики государства

    Внутренние:

    Необоснованное повышение цен и заработной платы

    Кризис государственных финансов

    Неэффективный механизм масштабного вливания в экономику дополнительных средств

    Низкая степень развития финансового рынка и его инструментов

    Низкая степень развитости инфраструктуры рынка

    Низкая степень доверия к экономической системе со стороны инвесторов

    Внешние:

    Недостаточная интегрированность национальной экономики в мировую и степень ее открытости

    Структурные мировые кризисы

    Превращение мировой экономики в единую производственную зону и единый рынок со свободно перемещающимися капиталами

    Глобализация экономики

    Денежные:

    Необоснованная эмиссия денег

    Дефицит государственного бюджета

    Превышение денежного спроса над товарным предложением

    Импортируемая инфляция

    Неденежные:

    Структурные диспропорции в общественном воспроизводстве

    Снижение роста производительности труда и падение производства

    Нарушение диспропорций хозяйства

    Рост издержек и цен товаров, поддерживаемый подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню

    Государственно-монополистическое ценообразование

    Макроэкономические:

    Эмиссия денег

    Внешнеэкономические связи

    Государственные расходы

    Налогообложение субъектов экономики

    Инфляционные ожидания

    Микроэкономические:

    Потребительские расходы домашних хозяйств

    Ценовая политика коммерческих организаций

    Монополизация рынков и состояние конкурентной среды

    Технический уровень производства

    Валютные операции физических и юридических лиц

    Внешнеэкономические связи субъектов микроэкономики

    Кредиты коммерческих банков

    Инвестиционные расходы фирм

    [7].










    Глава 3. Особенности антиинфляционной политики России на современном этапе


    3.1 Инфляция в России: причины и проблемы

    Необходимым условием успешной модернизации России в XXI веке является стабильность денежного обращения. Затрагивая каждого члена общества, инфляция несет в себе множество конфликтов интересов, значительные социально-экономические издержки перераспределения и наносит вред нормальному экономическому обороту, затрудняя перелив сбережений в инвестиции, поэтому чрезвычайно важным является обоснованный выбор антиинфляционной политики. Главная проблема инфляции в нашей стране заключается в том, что относительно высокая инфляция снижает норму накоплений и это резко сужает инвестиционные ресурсы, необходимые для экономического роста.

    Несмотря на ряд успехов в области экономической политики в России в начале ХХI века, ежегодный темп инфляции продолжает оставаться довольно высоким (см. приложение рис.4.1).

    Среднегодовой темп роста цен в 20052015 гг. составил 9.4%, а минимальный годовой темп инфляции составил 6.1%, что тоже не является достаточно низким уровнем для обеспечения роста реальных инвестиций и создания условий для долгосрочного экономического планирования. Кроме того, стоит сказать, что чем выше темп инфляции, тем больше возможная амплитуда ее колебаний, что, кроме всего прочего, влияет и на завышение инфляционных ожиданий. Такой темп инфляции несет в себе все минусы и издержки, в особенности издержки перераспределения, усиливая социальное неравенство, нанося вред нормальному экономическому обороту. В первую очередь, высокие темпы инфляции вносят большой вклад в дороговизну кредитных ресурсов в России, что на фоне высокого уровня износа основных фондов, составившего в 2013 году 46% и падающей рентабельности активов (с 4.7% в 2012 до 1.3% в 2014 по данным Росстата), не позволяет запустить масштабные экономические преобразования.

    Какова же природа инфляции в отечественной экономике? Изучив различную литературу, можно отметить, что выделяют множество различных причин инфляции в России. На инфляцию в России оказывает влияние комплекс факторов, в том числе и таких, которые влияют на повышение ИПЦ через микроэкономические механизмы. Рассмотрим ключевые факторы инфляции в современной экономике России.

    Особенности инфляции в современной России

    1.Отсутствие формальной взаимосвязи между денежной массой и инфляцией.

    2.Эндогенность денег и неэффективность банковской системы

    Механизм: увеличение количества денег в обращении.

    1.Деформированность структуры экономики России и высокий уровень монополизации

    2.Тарифно-ценовое регулирование

    Механизм: повышение цен экономическими агентами и их группами на микроуровне.

    Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции.

    1. Связь инфляции с денежной массой в экономике

    В России присутствует низкая корреляция между М2 и инфляцией. Практические исследования подтверждают концепцию инфляционной инерции. Экономисты из французского исследовательского центра CEMI-EHESS пытались выяснить взаимосвязь между уровнем ликвидности и ИПЦ, а также оценить уравнение Фишера в динамической форме (т.е. связей, которые должны существовать в рамках монетаристской теории) в России в 20002007 гг. Для анализа использовались агрегаты М0 и М2, а также различные временные интервалы.

    В результате выяснили, что в 10 из 18 трестировавшихся связей наблюдается отрицательная корреляция между денежной массой и инфляцией, а в 4 случаях почти нулевая корреляция. Отметим, что на инфляцию все же оказывают влияние некоторые модифицированные монетарные факторы. Инфляция и денежная масса в 20102014 гг. (см. приложение рис.10.1)

    Отметим также, что предпосылка об отсутствии прямой взаимосвязи между общим уровнем цен и М2 также является составным звеном концепции эндогенности денег.

    Таким образом, можно сделать заключение, что теоретическая предпосылка об отсутствии связи между инфляцией и денежной массой в обращении в современной экономике России подтвердилась, поэтому применение методов абсорбирования свободной ликвидности для борьбы с инфляцией в России не может являться эффективной мерой реализации денежно-кредитной политики.

    2. Эндогенность денег в экономике и неэффективность банковской системы РФ

    Несмотря на отсутствие корреляции между темпами инфляции в РФ с денежной массой, существенный монетарный вклад в инфляцию может оказывать эндогенная эмиссия коммерческих банков, что подтвердилось в рамках анализа практических данных корреляция между инфляцией и ростом активов банковской системы и ростом ставок кредитования составила 52% и 45%, соответственно.

    В основе связи эндогенности и инфляции лежит возможность коммерческих банков влиять на условия на денежном рынке, прежде всего речь идет о влиянии на стоимость ресурсов в национальной экономике через установление ставок по кредитам и депозитам, определение условий предоставления кредитов, а также через разнообразные финансовые инновации, упомянутые выше.

    «Эндогенный» компонент инфляции во многом связан с неэффективностью банковской системы России, которая неспособна обеспечить финансирование инвестиций в реальные активы, используя для этого внутренние источники. С одной стороны, ежегодно наблюдается существенный рост активов банковской системы, который и приводит к высокому уровню эндогенизации денежной массы. С другой стороны, для России характерен высокий уровень концентрации активов банков. Так, доля топ-5 банков в совокупных активах в 2014 году составила 52% и продолжила увеличиваться в 2015 году. Кроме того, активы крупнейших банков сконцентрированы в довольно узком перечне наиболее рентабельных отраслей экономики, к числу которых относится нефтегазовый сектор, торговля, металлургия. Нехватка банковского кредитования в наименее рентабельных отраслях, заставляет компании прибегать к использованию собственных средств, что приводит к повышению нормы прибыли за счет роста цен.

    Неэффективность банковской системы РФ и нехватка денег из-за использования методов изъятия денежной массы для борьбы с инфляцией, кроме прочего, влекут за собой значительный приток дешевых внешних заимствований, на что ЦБ РФ реагирует масштабными валютными интервенциями с целью не допустить чрезмерного укрепления курса рубля . В результате таких действий Банка России существенно увеличивается рублевая масса в обращении, которая распространяется в экономике неравномерно, поскольку уровень концентрации в банковском секторе РФ довольно высок, и круг банков, делающих займы за рубежом, ограничен. Следствием вышеописанных процессов является инфляция, которая, возникнув в одном секторе, распространяется на всю экономику.

    Поясним некоторые аспекты описанного механизма. Недоступность кредитных ресурсов банковской системы для предприятий заставляет их прибегать к финансированию инвестиций за счет собственных средств. Так, по данным Росстата, за последние 5 лет от 41% до 46% инвестиций ежегодно были профинансированы за счет собственных средств компаний, а доля банковских кредитов на финансирование производства не превышала 11%. Структура инвестиций в основной капитал в России в 20102014 гг. (см. приложение рис.5.1) [9].

    3.Немонетарные факторы инфляции и деформированнность структуры экономики в современной России

    Уже много лет лучшие российские экономисты (академики Д.Львов, С.Глазьев, Н. Петраков, а также В.Катасонов, М.Делягин, М.Хазин, М.Мусин и другие) с цифрами в руках демонстрируют, что на 80-85% инфляция в России обусловлена ценовым произволом естественных монополий, коррупционными поборами, высокими административными барьерами, безудержным ростом цен на ГСМ, высокой степенью монополизированности торговли, устаревшими производственными и управленческими технологиями, аварийным состоянием базовой инфраструктуры (износ свыше 80-85%) и непозволительно дорогими кредитными ресурсами.

    Следует отметить и такие причины как избыточный совокупный спрос, курс рубля по отношению к доллару США, динамика цен на жилищно-коммунальные услуги и производителей сельскохозяйственной продукции, инфляционные ожидания, которые формируются в России частично адаптивно, частично впредсмотрящим образом [12].

    Инфляция в России в 2016 году

    Специалисты ЦБ прогнозируют инфляционный коэффициент до 9%, то есть отрицательная динамика в годовом исчислении (реальная ее величина) снизится на четверть по сравнению с прошлым.

    Министерство финансов еще более оптимистично, чем в ЦБ, прогнозируемая инфляция 6-7%. Будет неплохо, если прогноз сбудется, это означает замедление данного разрушительного процесса на половину.

    Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев и его подчиненные уверены, что инфляция в текущем году никак не превысит 8%. Свои расчеты в ведомстве подтверждают тем, что на сегодня рост показателей этого процесса приостанавливается. А опыт подсказывает, чем дальше, тем темп будет все замедляться, поэтому планируемая инфляция этого года будет в указанных пределах [4]. Из мониторинга министерства «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января 2016 года» следует, что в январе 2016 года инфляция составила 1,0%, усилившись весьма незначительно (в ноябре-декабре по 0,8%), несмотря на новую волну девальвации рубля и влияние сезонных факторов. За первую половину февраля цены, по данным Росстата, выросли на 0,4%, а еженедельный рост цен по 0,2% сохраняется на январском уровне. В годовом выражении инфляция снизилась до однозначных значений: до 9,8% в январе с 12,9% в декабре. На снижении инфляции помимо умеренной динамики сказалась высокая база начала прошлого года. Рост потребительских цен, прежде всего, стал сдерживаться упавшим потребительским спросом, оборот розничной торговли за 2015 год сократился на 10% (в январе 2016 г. на 7,3%, г/г). Из-за снизившейся платежеспособности населения и перехода на экономичную модель потребления в условиях спада экономики, влияние девальвации рубля на инфляцию заметно ослабело и на ценах сказывается ограниченно. В частности рост цен незначительно усилился на импортозависимых рынках непродовольственные товары и отдельные виды услуг (туристические) - при этом объемы их потребления продолжают снижаться [11].

    По мнению аналитиков Альфа-банка, официальная инфляция будет несколько выше, чем говорят представители власти, их анализ показывает, что следует ждать снижения покупательной способности людей до 10%. Причем свой начальный прогноз в 8%, они снизили после введения санкций против Турции. По мнению банкиров, это скажется и на ситуации в стране, точно также считают в Сбербанке.

    Высказали свой прогноз и сотрудники Института Гайдара, он существенно отличается от мнения официальных лиц. Так, по их мнению, низкие цены на нефть, отсутствие доступа к кредитам, а также продолжающийся отток денег из страны только усугубят социально-экономические проблемы, почему и не стоит ожидать годового инфляционного коэффициента ниже 14-15%. Эксперт озвучивший, такое мнение, добавил: оптимизм ЦБ станет реальностью только, если Россия избавится от внешних санкций и не заработает новые, а если это произойдет, тогда вполне можно ожидать еще больших уровней снижения покупательской способности людей, чем указанные 15% [4].


    3.2 Направления и инструменты антиинфляционной политики в России

    Глобальный кризис 20082009 гг. затронул российскую экономику, хотя его влияние и было не прямым, а опосредованным через структуру мирового хозяйства. Наибольшие потрясения он принес отечественному банковскому сектору, как наиболее интегрированной в мировые финансы отрасли национальной экономики. В посткризисном 2010 г. наметился восстановительный процесс, однако практика показала, что прежняя модель экономического роста, основанная на развитии за счет высоких нефтегазовых доходов, себя исчерпала и показатели прироста реального ВВП, начиная с 2011 г., устойчиво снижались, дойдя в 2014 г. до значений близких к статистической погрешности. Темпы прироста ВВП России в 20072014 гг., % (см. приложение рис.6.1).

    В посткризисный период 20102013 гг. политика Банка России была переориентирована с обеспечения стабильности курса рубля на переход к режиму плавающего валютного курса и таргетированию инфляции (Инфляционное таргетирование - комплекс монетарных мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования)). И хотя с теоретической точки зрения их не совсем правильно противопоставлять, так как обеспечение стабильности четко прописано в законе, а таргетирование это текущая политика, обусловленная экономическими условиями в определенный момент времени, но руководство ЦБ РФ прямо говорит об их противопоставлении. Как отмечается в аналитических материалах Банка России, «указанные изменения осуществлены в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции, для успешной реализации которого одним из необходимых условий является отказ от управления валютным курсом» .

    Отказ от регулирования валютного курса обусловлен, во-первых, планами дальнейшего позиционирования рубля как одной из резервных валют, а во-вторых, желанием отказаться от дорогостоящих валютных интервенций, сжигающих международные резервы на поддержание устойчивых соотношений национальной и иностранных валют. Инфляционное же таргетирование должно было обеспечить экономический рост за счет удешевления кредитов.

    В этот момент произошло сближение функций Банка России и экономических министерств РФ, так как фактически ЦБ стал совместно с экономическим блоком правительства отвечать за обеспечение роста национальной экономики. В академических кругах данное переориентирование ЦБ РФ стало причиной для многих дискуссий, так как классическое понимание роли центрального банка все же подразумевает для него несколько иные функции и задачи. Де-факто Банк России, действительно, в большей степени стал отвечать не за стабильность финансовой системы и национальной валюты, а за стимулирование экономического роста.

    ЦБ РФ были установлены временные ориентиры по переходу к плавающему валютному курсу к 2015 г. и предприняты соответствующие шаги по постепенному расширению валютного коридора с целью плавного приближения курса рубля к его естественным значениям, то есть обусловленным исключительно спросом и предложением со стороны участников рынка без государственного влияния. Тем не менее, Банку России не удалось осуществить плавную девальвацию, так как в феврале-марте 2014 г. рубль продемонстрировал резкое падение, причем, еще до введения санкций. То есть первый этап девальвации рубля не был обусловлен геополитическими и геоэкономическими факторами, а являлся следствием политики Банка России. А последующие политические шоки, введение санкций и ответных ограничительных мер, падение цены на нефть и регулярные атаки спекулянтов на фондовом и валютном рынках усугубили запущенный процесс и привели к еще большему обесценению рубля. Девальвация рубля с января по декабрь 2014 г. (см. приложение рис.7.1), превышающему ранее запланированные величины. Также следствием выше описанных событий стал рост темпов инфляции, которые превысили соответствующий целевой ориентир ЦБ более чем в полтора раза. Несмотря на сложившуюся ситуацию, 10 ноября 2014 г. ЦБ РФ все же завершил переход к плавающему курсу рубля, не отказываясь от осуществления интервенций по мере их необходимости.

    И 2014 г. стал началом нового финансового кризиса, который застал российскую экономику на переходном этапе от одной стратегии денежно-кредитной политики, ориентированной на поддержание стабильности курса национальной валюты, к другой, ориентированной на либерализацию валютного рынка и борьбу с инфляцией. При этом, дополнительным негативным фактором стал его локальный характер, а также внешнее давление в виде международных санкций. В итоге, новый кризис имеет принципиальное отличие от 20082009 гг., которое заключается в том, что в этот раз падение российской экономики не является частью глобальной тенденции мировых рынков, а значит и бороться с ним придется в одиночку, в условиях неблагоприятной внешней среды: как экономической, так и политической.

    В таких условиях, как никогда возрастает роль внутренних финансовых институтов, на которые и ложится основное бремя по реализации антикризисных мероприятий. При этом, российская экономика еще не оправилась от последствий предыдущего кризиса, демонстрируя и без того падающие темпы экономического роста, так что кризис, начавшийся в 2014 г., с определенной долей условности можно назвать второй фазой кризиса 20082009 гг., добавившей к старым проблемам еще негативные внешние воздействия в виде санкций и политической нестабильности. Таким образом, в отношении антикризисной политики должна была произойти не смена целевых ориентиров, а расширение их списка, однако как показывают приведенные ранее официальные заявления ЦБ РФ, руководство Банка России воспринимает сложившуюся ситуацию скорее именно как изменение стратегии, а не ее дополнение.

    Необходимость масштабных мер поддержки банковского сектора обуславливается тем, что до введения финансовых санкций российские коммерческие банки имели доступ к зарубежным заимствованиям в ЕС и США. Прекращение рефинансирования за рубежом ввиду введенных ограничений привело к переориентации на внутренний рынок заимствований. В этих условиях действия Банка России должны были быть направлены на удовлетворение возросшего спроса на ликвидность коммерческих банков. Вместо этого Банк России поднял ставку процента, отдавая предпочтение краткосрочным операциям в целях поддержания ликвидности. Это привело к усугублению влияния западных санкций, что влечет за собой сужение производства некоторых отраслей отечественной экономики, сокращение инвестиций и усиление рисков дефолта компаний-заемщиков. Таким образом, западные власти изолируют экономику России от внешних источников кредита, а российские власти, вместо замещения собственными источниками, повышают стоимость внутреннего кредита, замедляя экономический рост.

    Повышение ключевой ставки обусловлено подавлением уровня инфляции. Председателем Банка России Э. Набиуллиной была сформулирована идея: «Необходимым, но недостаточным условием долгосрочной предсказуемости, которая нужна для инвестиционных проектов, является устойчиво низкая инфляция. Длинные инвестиционные проекты, безусловно, для инвесторов привлекательны, когда низкая инфляция, когда есть доверие к политике Центрального банка по поддержанию инфляции. Это, безусловно, нужно и для граждан, еще раз, для бизнеса в инвестиционно-ориентированной модели экономического роста».

    Таким образом, повышая ставку процента, экономические власти преследуют цель подавить уровень инфляции в стране, что позволит сделать кредиты более доступными, и это приведет к росту инвестиционной активности и инвестиций в основной капитал. Повышая ставку процента, ЦБ РФ исходит из предпосылки, что в России инфляция носит монетарный характер (см. приложение табл.9.1).

    Однако вместе с этим среди представителей научного сообщества есть мнение, что инфляция в РФ все-таки носит немонетарный характер. В частности, С. Глазьев считает, что «для российской экономики характерна ситуация последовательного повышения тарифов на природный газ, электроэнергию и тепло, рост которых вдвое опережает инфляцию». С.Семенов на основе своих исследований делает вывод о том, что «в России велика немонетарная составляющая инфляции, поэтому необходимо дальнейшее ограничение монополизма и административного вмешательства в экономику, а главное, завершение (проведение) структурных реформ: пенсионной, транспортной, военной и других». По мнению же М.Ершова, стоит учитывать многоплановость инфляционных процессов. Монетарный фактор оказывает влияние на инфляцию, однако немонетарные факторы правительством недооценены: «необходимо комплексное исследование проблем инфляции, равно как и мер по борьбе с ней (с учетом растущего вклада немонетарных факторов следует избегать переноса избыточного акцента на монетарную ограничительную политику)» [10].


    3.3 Результаты реализации антиинфляционной политики в России

    Инфляция в РФ в январе 2016 года составила 1%, в годовом выражении - 15%, говорится в материалах Росстата.

    Для сравнения, в январе 2015 года рост потребительских цен составил 3,9%.

    Рост потребительских цен на продовольственные товары составил за январь 2016 года 1,2%, в годовом выражении - 20,7%. Рост цен на непродовольственные товары - на 0,7% (в годовом выражении - на 11,2%), рост цен на услуги в январе 2016 года составил 1% (в годовом выражении - на 11,2%) [6].

    В сложившейся ситуации, актуальным является вопрос достижения экономического роста. Политика Банка России в финансовом секторе, направленная на стабилизацию финансового сектора, не всегда находит положительный отклик в реальном секторе. Так, повышение ключевой ставки Банком России в целях подавления инфляции привело к удорожанию кредитования для реального сектора, а главное остается открытым вопрос, насколько эти негативные для инвестиционной активности меры реально смогли сдержать инфляцию. Ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации(см. приложение табл.8.1). Потери от стагнации при чуть менее низкой инфляции больше, чем от продолжающейся экономической активности, пусть и в условиях несколько более высоких темпов падения покупательной способности денег. Что же касается финансового сектора, то необходимо пересмотреть политику относительно монетизации, что приведет к росту денежной массы, без катастрофического роста уровня инфляции [10].



    Заключение

    Инфляция - сложное экономическое явление, которое имеет не только денежные, но и социально-психологические факторы. Данный феномен отрицательно влияет на все сферы общества. Антиинфляционная политика государства является одним из эффективных способов стабилизации инфляции, поэтому она имеет такое важное значение для экономики каждой страны.

    Существуют разные точки зрения относительно природы инфляционных процессов в России. Безусловно, на уровень инфляционных процессов оказывают воздействие как монетарные, так и немонетарные факторы, и причины ее существования заложены в целой системе факторов.

    В условиях новых вызовов необходимо пересматривать традиционную экономическую политику, так как она относится к прошлому и уже во многом не соответствует настоящему, а в будущем может оказаться просто провальной.

    Необходимость ослабления неблагоприятного влияния как монетарных, так и немонетарных инфляционных факторов на развитие отечественной экономики требует осознание проблемы и четкой формулировки задач государственной антиинфляционной политики, решения которых должно приостановить, сделать контролируемой, наконец, инфляцию. Выделим важнейшие.

    Первая. Ориентация на снижение, по крайней мере, среднесрочном периоде, степени экспортной открытости российской экономики до уровня развитых стран (снижение экспортной квоты с 30-40 % до 10-15%) при этом данный механизм антиинфляционной политики должен реализовываться не путем ограничения внешнеэкономических связей (хотя в «пиковые моменты» в краткосрочном периоде некоторые ограничения, например, оттока/притока капитала или экспорта некоторых остро дефицитных товаров допустимы), а в результате становления внутреннего рынка России, снижение доли сырьевого экспорта и развитие внутренней переработки сырья. Следует также повысить качество участия России в мирохозяйственных связях за счет совершенствования отраслевой структуры и структуры экспорта России.

    Вторая. Снижение темпов инфляции не должно противоречить курсу на ускорение экономического развития России и модернизацию экономики, как это не редко происходило в последние десятилетия в условиях «стерилизации» значительной части бюджетных доходов, основными условиями обуздания инфляция сегодня является преодоление экономической отсталости и повышение производительности труда, переход на «постиндустриальную» стадию развития при этом таргетирование инфляции (на уровне 5-7 %) должно быть гибким, допускающим регулирование валютного курса для противодействия «внешнеценовым шоком», и сочетаться с таргетированием роста ВВП страны (на уровне не менее 6%)

    Третья. Сбалансированность рыночного и государственного регулирования экономической деятельности Российской Федерации, являющейся необходимой предпосылкой успешной реализации двух первых из выделенных задач при этом надо отдавать себе отчет в том, что государственное регулирование России нуждается в радикальном совершенствовании. Приходится констатировать, что многие масштабные проекты государственной поддержки частного бизнеса в значительной степени скомпрометировали себя. Не секрет, что неудачные инвестиционной деятельности государственных институтов развития подпитывают идеи о снижении государственного вмешательства в экономику. Так, в 2014 году, принес немало разочарований в области использования бюджетных средств некоторыми такими структурами. Например, проверка Счетной палаты деятельности ОАО «Роснано» показало, что проекты, реализуемые для общего блага принесли казне убыток 2,5 миллиарда рублей, а проекты, реализуемые для сотрудников «Роснано», принесли им ощутимую выгоду средняя заработная плата сотрудников за 2007-2012 гг. выросла неведомым для российской экономики темпами увеличилась в 9 раз и составила 593 тысячи рублей.

    Несмотря на подобные примеры, сворачивание государственной поддержки экономического развития сегодня не допустимо. Подобная политика приведет к тому, что реализация программы по переводу экономики на инновационно ориентированный путь развития в лучшем случае растянется, на долгие годы, а в худшем вообще не сможет быть осуществлена в границах современной России.

    На мой взгляд, сегодня чрезвычайно остро стоит проблема совершенствования методов и трансформации институтов государственного вмешательства в экономику и здесь особое место занимает разработка и реализация эффективной государственной антиинфляционной и в том числе ценовой политики на условиях координации интересов государства (как представителю общества) и бизнеса.

    Решения выделенных задач, по моему мнению, невозможно без формирования механизмов, обеспечивающих установления отношений между государством и бизнесом, основанных на принципах взаимопонимания и неформального партнерства. Такие механизмы станут важнейшей предпосылкой поддержания необходимого уровня экономической и социальной стабильности российской экономики [8].

    Ситуация, когда с новым кризисом, вызванным новыми причинами и протекающим в новых условиях, начинают бороться старыми методами, относящимися к 2008-2009 гг., а отчасти и 1998 г., представляется неверной. Российская экономика в 2016 г. оказалась в новых условиях, предполагающих фокусирование на внутренних ресурсах роста ввиду наложенных внешних ограничений, поэтому экономическая политика и ее денежно-кредитная составляющая должны сосредоточиться на обслуживании потребностей реального сектора, а не продолжать следовать абстрактным теориям и обслуживать интересы финансового капитала. От того, насколько Россия будет готова своими новыми решениями ответить на новые вызовы, которые возникают на ее пути, будут, в конечном счете, зависеть ее возможности устойчивого развития в новой геополитической и геоэкономической реальности [10].

































    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Таблица 1.1

    Страны с переходной экономикой: среднегодовое изменение уровня потребительских цен (в %)








    Приложение 2

    Рис.2.1 .График инфляции издержек



    Приложение 3

    Рис.3.1.График инфляции спроса












    Приложение 4

    Рис.4.1. Динамика инфляции в России в 20052015 гг.

    Приложение 5

    Рис.5.1.Структура инвестиций в основной капитал в России в 20102014 гг.

    Приложение 6

    Рис.6.1. Темпы прироста ВВП России в 20072014 гг., %

    Приложение 7

    Рис.7.1. Девальвация рубля с января по декабрь 2014 г.







    Приложение 8

    Таблица 8.1

    Ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

    Приложение 9

    Таблица 9.1

    Монетарный характер инфляции

    Год20052007200820112012ИПЦ10,911,913,36,16,6Монетарные факторы6,96,49,34,94,2Немонетарные факторы4,05,54,01,22,4



    Приложение 10

    Рис.10.1. Инфляция и денежная масса в 20102014 гг.













    Список литературы

    1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика [Текст]: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. 6-е изд., стереотип. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с. («Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).
    2. Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность [Электрон. ресурс] : научно-популярный журнал NovaInfo. http://novainfo.ru/ , 2016. Режим доступа: World Wibe Web. URL: http://novainfo.ru/article/1696 . 10.04.16
    3. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования //Общество и экономика.- 2006 .- №4
    4. Инфляция в России в 2016 году [Электрон. ресурс] : Форекс, финансы и экономическое право. http://pfgfx.ru/, 2016. Режим доступа: World Wibe Web. URL: http://pfgfx.ru/vklady/inflyaciya-v-rossii-v-2016-godu.html . 12.04.16
    5. Инфляция в России: реальный уровень [Электрон. ресурс] : Интернет против телеэкрана: информационно-аналитическое издание. http://www.contrtv.ru/ , 2002-2004. Режим доступа: World Wibe Web. URL: http://www.contrtv.ru/common/4462/ . 29.03.16
    6. Инфляция в РФ в январе 2016 года составила 1% - Росстат[Электрон. ресурс] : Форекс, финансы и экономическое право. http://www.finanz.ru/ , 2016. Режим доступа: World Wibe Web. URL: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/inflyaciya-v-rf-v-yanvare-2016-goda-sostavila-1percent-rosstat-1001033026 . 11.04.16
    7. Инфляция и антиинфляционная политика государства : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 / Чалых Евгений Владимирович; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]
    8. Караваева И.В., Зедина Ю. Государственно-частное партнерство как инстумент обеспечения финансовой стабильности российского потребительского рынка //Федерализм.-2015.-№2.-с.17-28.
    9. Ключевые причины инфляции в современной России// Проблемы современной экономики.-2015.- N 4 (56).
    10. Место и роль антиинфляционной политики в период кризиса 20142015 гг. //Проблемы современной экономики,ю-2015.-N 3 (55).
    11. Мониторинг «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации за январь 2016 года» Минэкономразвития России[Электрон. ресурс] : Официальный сайт Министерства экономического развития. http://economy.gov.ru/minec/main+++/ , 2015. Режим доступа: World Wibe Web. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/monitoring2016month1/ . 30.03.16
    12. Перевышина, Е.А., Егоров, Д.А. (2015). Причины инфляции в России// Российское предпринимательство.- 2015.- № 16(23). С. 4261-4270.
    13. Специфика и перспективы борьбы с инфляцией в России// Проблемы современной экономики.-2009.- N 4 (32).
    14. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2000 г. - 752 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инфляция (Россия,антиполитика) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.