Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инфляция

  • Вид работы:
    Другое по теме: Инфляция
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    28.06.2018 17:19:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Министерство сельского хозяйства РФ

    Федеральное государственное образовательное

    Учреждение высшего образования

    «Пермская государственная сельскохозяйственная академия

    имени академика Д.Н.Прянишникова».



    Кафедра экономической теории






    Курсовая работа

    По дисциплине «Макроэкономика»

    На тему: «Инфляция и пути ее преодоления»






    Выполнила: студентка


    направления подготовки

    «Экономика»

    Руководитель к.э.н., доцент

    .





    Пермь 2017

    Содержание


    Введение…………………………………………………………………………………..3

    1. Теоретико-методологические основы исследования инфляции……………………5

    1.1. Инфляция и ее виды. Причины развития инфляции……………………………5

    1.2. Социально-экономические последствия инфляции…………………………….9

    1.3. Методы регулирования социально-экономических последствий инфляции...12

    2. Социально-экономические последствия инфляции в Пермском крае…………….16

    2.1. Инфляция в Пермском крае и ее последствия………………………………….16

    2.2. Антиинфляционные меры в 2015-2016гг………………………………………..21

    2.3. Использование мирового опыта для снижения инфляции в Пермском крае...26

    3. Перспективы антиинфляционной политики в 2019-2020 гг.....................................29

    Заключение……………………………………………………………………………….32

    Список используемых источников……………………………………………………..34




    Введение


    Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, имеющее многовековую историю, является хорошо известным феноменом экономической жизни, однако, она относится к тем элементам системы производственных отношений, которые до сих пор недостаточно изучены и объяснены. Поэтому инфляция всегда привлекает к себе внимание экономистов, особенно в современных макроэкономических условиях, когда инфляцией охвачено почти все мировое сообщество и проблемы, связанные с ней, очевидны для всех.

    Актуальность темы исследования обусловлена структурными экономическими реформами, происходящими в настоящее время в России и требующими, как мобилизации громадных финансовых ресурсов, так и их эффективного использования и оптимального размещения. В связи с этим для достижения неифляционного экономического роста и модернизации российской национальной экономики особый интерес представляет изучение особенностей и проблем антиинфляционной политики Российской Федерации с учетом имеющегося набора методов и инструментов. Исследование этой проблематики должно осуществляться в рамках единой экономической политики страны, направленной на поддержание макроэкономической устойчивости и достижения ценовой стабильности в России. Указанные проблемы имеют не только теоретическое, но и чрезвычайно важное экономическое значение. Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, имеющее многовековую историю, является хорошо известным феноменом экономической жизни, однако, она относится к тем элементам системы производственных отношений, которые до сих пор недостаточно изучены и объяснены. Поэтому инфляция всегда привлекает к себе внимание экономистов, особенно в современных макроэкономических условиях.

    Современная экономическая теория характеризуется значительным разнообразием взглядов различных течений экономической мысли на природу инфляции, ее взаимосвязь с другими факторами экономических отношений и варианты антиинфляционной политики. Таким образом, в разные периоды времени экономисты предлагали самые разнообразные методы борьбы с инфляцией, некоторые из которых нашли практическое применение в антиинфляционной политике центральных банков и вызвали положительный эффект.

    Целью исследования является анализ инфляции: ее причин, особенностей, перспектив.

    Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:

    1. определить: причины, особенности инфляция в России;
    2. исследовать социально-экономические последствия инфляции;
    3. оценить эффективность по сдерживанию инфляции в Пермском крае;
    4. исследовать мировой опыт и режимы антиинфляционной политики в экономически развитых и развивающихся странах;
    5. предложить современные рыночные инструменты антиинфляционной политики в Пермском крае.

    Объектом исследования является инфляция в Пермском крае.

    Предметом исследования инфляция в Пермском крае: причины, особенности, перспективы.

    Методологической основой исследования послужили общенаучные методы исследования финансового рынка: анализа и синтеза, сравнения и логического подхода к изучаемым объектам. В зависимости от характера решаемых задач использовались также математические и статистические методы.

    Информационной базой исследования послужили публикации периодической печати, аналитические и информационные материалы Центрального банка Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, а также законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы денежно-кредитного регулирования.


    1. Теоретико-методологические основы исследования инфляции

    1.1. Инфляция и ее виды. Причины развития инфляции

    Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами. В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек. Замедление роста цен называется дезинфляцией [8, с. 94].

    Особенностями роста цен 70-90-х годов являются непрерывность, всеобщность, неравномерность.

    В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции: [18, с. 5].

    В зависимости от «глубины» государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной или открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т. п. Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей.

    В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию. В национальном и региональном масштабах объектом анализа является динамика оптовых и розничных цен, дефлятор ВНП в какой-либо стране, на уровне объединения стран, на международном рынке (например, ЕС).

    В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции.

    В зависимости от темпов роста цен: до 10 % в год различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200 % в год отмечают галопирующую или «латинскую». Свыше 200 % гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф. Кэгану свыше 50 % в месяц).

    Данный критерий деления достаточно условен. Чтобы определить, какой тип инфляции наблюдается умеренная, галопирующая или гиперинфляция, необходимо выяснить, насколько существующие темпы роста цен изменяют параметры общественного воспроизводства. Обычно ползучая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства.

    Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики. Гиперинфляция наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху. В то же время из анализа развития мировой инфляции видно, что экономика страны может приспособиться к очень большим (до 1000 %) темпам роста цен. Примером могут служить некоторые страны Латинской Америки в 70-90-е годы и Россия 90-х годов.

    В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

    В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.

    В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную я мнимую инфляцию. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП) [3, с. 112].

    В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию!

    В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «издержек».

    Таким образом, инфляция это результат разбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе. Исходя из уравнения обмена количественной теории денег, совокупный спрос можно представить как произведение предложения денег и скорости их оборота; совокупное предложение произведение физического объема выпускаемой продукции и уровня цен. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса, и наоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван различными причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, покрытием бюджетного дефицита с помощью «печатного станка», режимом расширения кредита, инвестиционным бумом, структурными сдвигами в потребительском вкусе и др.

    Анализ развития инфляции, инспирированной спросом, схематически можно представить следующим образом. Предположим, что в экономике существует равновесие. Графически оно выражается в пересечении кривых совокупного спроса 1 и предложения 2 в точке А с реальным естественным уровнем объема производства при данном (базовом) уровне цен.









    Рисунок 1. Инфляция спроса

    Увеличение денежной массы (скорости оборота денег) сдвигает кривую совокупного спроса вверх I1 вдоль кривой совокупного предложения до достижения нового равновесного уровня в краткосрочном аспекте. Расширение объемов производства происходит в соответствии с мультипликационным эффектом первоначального расширения спроса. Вместе с тем растущий спрос подталкивает вверх общий уровень цен. Вызванный ростом спроса рост цен по истечении определенного промежутка времени будет осознан всеми экономическими субъектами. Цена труда: увеличится, возросшая стоимость всех остальных ресурсов также увеличит издержки производства. В результате кривая совокупного предложения переместится влево вверх 21 на величину роста цен. Кривая совокупного спроса опять переместится вверх на величину предыдущего прироста спроса. В последующих периодах будут происходить сдвиги кривых спроса и предложения так, что на долгосрочном временном промежутке весь рост спроса будет компенсироваться ростом цен, а объем производства вернется к своему естественному уровню [5, с. 35].

    Данный вид развития инфляционного процесса получил название инфляции, инспирированной спросом. Уровень инфляции спроса будет зависеть от формы кривой совокупного предложения и определяется следующими факторами:

    1. среднегодовыми темпами экономического роста экономики;
    2. положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости;
    3. динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса;
    4. способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.

    Инфляционный импульс в экономике может возникать из-за изменений совокупного предложения. В рамках модели это будет отражаться в сдвиге кривой совокупного предложения влево. Реальный объем производства понизится, а цены вырастут. Обычной реакцией на повышение цен является рост предложения денег. Конечный результат этого процесса в долгосрочном периоде будет таким же, как и в случае первоначального роста спроса в экономике.

    Протекание инфляционного процесса описанным выше способом получило название инфляции, инспирированной затратами, или инфляции издержек. При этом уровень цен может повышаться как в результате действительного роста издержек производства, так и за счет ожиданий увеличения текущих затрат.

    Рост спроса в экономике обычно приводит к повышению цен, зарплаты, занятости, реального объема производства. Этот процесс может выглядеть как инфляция издержек, даже если в действительности рост издержек вызван сильным давлением спроса. На практике оба вида инфляции протекают одновременно и взаимодействуют между собой.

    Итак, изменение темпов предложения денег в экономике приводит к следующим последствиям:

    - в долгосрочном аспекте количество произведенной продукции определяется затратами факторов производства и существующей технологией; в краткосрочном реальный объем производства может увеличиться, если экспансионистская денежно-кредитная политика будет носить неожиданный и непредсказуемый характер;

    - номинальный объем производства и темп инфляции определяются предложением денег. Статистический анализ подтверждает взаимосвязь (часто асинхронную) между деньгами и ценами.


    1.2. Социально-экономические последствия инфляции

    Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в следующем:

    Во-первых, она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом.

    Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Уплачивается он автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Инфляционный налог показывает снижение стоимости реальных денежных остатков.

    Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков.

    Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система индексации доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающих монопольное положение на рынке, могут увеличить свой реальный доход [8, с. 94].

    Владельцы реальных активов (недвижимости, антиквариата, произведений искусства, драгоценностей и т. п.) наиболее защищены от инфляции, поскольку рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.

    При неизменной процентной ставке в результате неожиданной инфляции всегда проигрывают кредиторы и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить потери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосрочном аспекте приведет к сокращению реального объема ВНП и ускорению инфляции.

    Во-вторых, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается доля капитального строительства в общем объеме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. В будущем это может привести к понижению благосостояния нации и занятости.

    В-третьих, уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества.

    В-четвертых, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей.

    В-пятых, возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. Увеличиваются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что в свою очередь ускоряет рост цен.

    В-шестых, снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денежной форме, повышается спрос на реальные активы. В результате цены на эти товары растут быстрее, чем изменяется общий уровень цен. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохозяйствам приходится осуществлять дополнительные затраты на покупку реальных активов.

    В-седьмых, изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный дефицит и государственный долг. Запускается механизм их воспроизводства.

    В-восьмых; в экономике, функционирующей в условиях неполной занятости, умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, заставляет его больше и лучше работать. В результате ползучая инфляция является одновременно «платой» за экономический рост и стимулом для него. Дефляция, напротив, приводит к снижению занятости и загрузки производственных мощностей.

    В-девятых, в условиях стагфляции высокий уровень инфляции сочетается с большой безработицей. Значительная инфляция не дает возможности увеличить занятость.

    В-десятых, происходит разнонаправленное движение относительных цен и объемов производства различных товаров.


    1.3. Методы регулирования социально-экономических последствий инфляции

    Отдельное предприятие, конкретный бизнес не могут бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.

    Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодолларовый стандарт.

    Основные методы антиинфляционного регулирования сформировались в развитых странах к 60-м гг. 20 в. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от существующих теоретических концепций, а также от характера уровня инфляции, состояния экономики и т. д.

    Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

    В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т. д.

    Антиинфляционное регулирование в сфере финансов направлено на сокращение дефицита бюджета и стимулирование уменьшения совокупного спроса. К прямым фискальным методам регулирования в сфере финансов относится снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышения налогов на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшения налоговых льгот, сокращения не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т. д. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объема инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения нормы ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен.

    Антиинфляционные мероприятия в денежно-кредитной сфере реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы. Обычно денежно-кредитная политика влияет на темпы инфляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика «дорогих денег»).

    Таблица 1-Меры государственного антиинфляционного регулирования

    В сфере

    экономики

    Структурная

    политика.

    Ограничение

    деятельности монополий.В сфере

    финансов

    Снижение

    Государствен

    ных

    расходов.

    Увеличение

    ставок

    налогообло-

    жения.

    Сокращение

    дефицита

    госбюджета

    и госдолга.В денежно-

    кредитной

    сфере

    Ограничение

    или прекращение

    эмиссии

    денег.

    Снижение

    скорости

    оборота

    денег.

    Общие и

    селективные

    методы

    денежно-

    кредитного

    регулирования.В сфере

    Ценообразования

    Регулирова-ние монопольного

    ценообразования.

    Установление

    Пределов роста цен.

    Контроль над

    ценами в государ-

    ственном

    секторе экономики.В рамках

    «политики

    доходов»

    Контроль за

    ростом цен

    для ограничения доходов.

    Установление

    нормативных

    пределов

    роста

    заработной

    платы.

    Политика

    зарплаты в

    госсекторе.

    «Заморажива-

    ние» заработ-

    ной платы и

    цен.В валют-

    ной

    сфере

    Ревальвация

    национальной

    валюты.

    Ограничение

    притока

    краткосрочного

    иностранного

    капитала. При проведении денежно-кредитной политики применяются следующие промежуточные цели:

    а) показатели денежной массы (в зависимости от страны - денежная база, М1, М2, МЗ и другие показатели);

    б) рыночные ставки процента;

    в) валютный курс.

    Основные меры антиинфляционного регулирования представлены в таблице 1.

    В целом можно сказать, что стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Это признают представители различных научных школ и течений. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики путем применения различных методов.

    Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции.

    Подводя итоги, можно сделать вывод по главе, что антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявления инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих. Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию в принципе невозможно. Современная экономика инфляционна по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.


    2. Социально-экономические последствия инфляции в Пермском крае


    2.1. Инфляция в Пермском крае и ее последствия

    Кризисный 2016 год стал для российской экономики знаковым: инфляция оказалась не только однозначной, но и самой высокой за последние десять лет - 20%.

    Таблица2- Социально-экономическое положение Пермского края в январе-декабре 2016 года

    ПоказателиЯнварь-декабрь

    (отчет)2016 год

    (оценка)*Инфляция (ИПЦ в среднем за период),%107,9114,7Индекс промышленного производства,% **98,196,7Объем производства продукции сельского хозяйства,%104,6105,4Реальная заработная плата,% 90,3***91,4Средняя номинальная начисленная заработная плата, тыс. руб.27004,4***28504,2* по пессимистическому варианту Сценарных условий для формирования вариантов развития и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края до 2020 год;

    ** агрегированный индекс производства по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

    ***Данные с опозданием на месяц.

    По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее - Пермьстат) в январе-декабре 2016 года социально-экономическое развитие Пермского края характеризовалось следующими тенденциями:

    В январе-декабре 2016 года объём денежных доходов населения сложился в размере 484378,7 млн. рублей (30613,9 рубля в среднем на душу в месяц) и увеличился на 21,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

    Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в январе-декабре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросли на 6,4%.

    Сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций за январь-апрель текущего года составил 117,0 млрд. рублей, что в 1,5 р. выше результатов аналогичного периода 2016 года (при этом прибыль предприятий и организаций за этот период выросла в 1,4 р.). Основное влияние на рост прибыли оказала химическая отрасль.

    1. Рост ввода в действие жилых домов.

    В январе-декабре 2016 года на территории Пермского края построено
    7700 квартир общей площадью 502,9 тыс. кв. метров, что составило 133,1% к соответствующему периоду предыдущего года.

    1. Рост в сельскохозяйственном производстве.
    Индекс физического объёма производства сельскохозяйственной продукции в январе-декабре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2016 года в хозяйствах всех категорий края составил 104,6%.

    Запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и обрабатывающих организациях на начало июля 2016 года составили 145,4% от объемов прошлого года (в целом ПФО 127,1%).

    1. Продовольственная дефляция. На продовольственные товары индекс цен в истекшем месяце в среднем по краю сложился на уровне 99,6%.

    Темп роста объема производства товаров и услуг в Пермском крае, измеряемый величиной индекса реального роста региональной экономики, составил в январе-декабре 2016 года 95,8% (за аналогичный период прошлого года 108,4%).

    За январь-декабрь 2016 года объем оборота организаций с основным видом экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» составил в действующих ценах 131100,6 млн. рублей (115,7% к соответствующему периоду прошлого года). Оборот организаций обрабатывающих производств 461541,9 млн. рублей (108,5% к соответствующему периоду прошлого года), организаций с основным видом деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 90597,2 млн. рублей (90,4% к соответствующему периоду прошлого года).

    Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды» по предприятиям и организациям производителям промышленных товаров (с учетом индивидуальных предпринимателей) в январе-декабре 2016 года по отношению к январю-июню 2016 года составил 98,1%.

    Снизился объем выпуска продукции на предприятиях обрабатывающих производств, и индекс промышленного производства составил 97,3%.

    Доминирующее влияние на динамику и структуру промышленности оказали отрицательные темпы роста основных обрабатывающих производств: производство машин и оборудования 73,2%, производство электрооборудования 83,5%, производство транспортных средств 94,8%, производство кокса и нефтепродуктов 92,1%, химическое производство 98,0%.

    Рост выпуска промышленного производства произошел в отраслях: обработка древесины 103,6%, целлюлозно-бумажное производство 100,6%.

    Возросли к уровню прошлого года объемы выпуска продукции на предприятиях и в организациях добывающих производств (ИПП 103,8%). Выросли объемы добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (ИПП 104,0%), снизились объемы добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (ИПП 92,3%).

    Индекс производства по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» к январю-июню 2016 года составил 91,3%. Спад объемов в сопоставимой оценке произошел в выработке электроэнергии - индекс 90,5%, в производстве, передаче и распределении пара и горячей воды (тепловой энергии) - индекс 91,0%.

    В январе-декабре 2016 года на территории Пермского края построено
    7700 квартир общей площадью 502,9 тыс. кв. метров, что составило 133,1% к соответствующему периоду предыдущего года.
    Из них в сельской местности введено 208,2 тыс. кв. метров (на 59,5% больше, чем в январе-декабре 2016 года).

    Населением за счёт собственных и привлечённых средств построены жилые дома общей площадью 229,2 тыс. кв. метров, на 1,2% меньше, чем в аналогичном периоде предшествующего года. На долю индивидуальных жилых домов пришлось 45,6% от общего объёма введённого жилья, в январе-декабре 2016 года их доля составляла 61,4%.

    В январе-декабре 2016 года оборот розничной торговли организаций и предприятий Пермского края составил 240846,1 млн. рублей, или 89,7%
    (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода прошлого года.
    В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе-декабре 2016 года составил 49,2%, непродовольственных товаров 50,8%.

    Оборот общественного питания организаций и предприятий Пермского края в январе-декабре 2016 года составил 11999,7 млн. рублей, или 82,4% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода 2016 года.

    Объём реализации платных услуг населению Пермского края в январе-декабре 2016 года по оперативным данным составил 57953,4 млн. рублей, что ниже уровня прошлого года на 5,9% (в сопоставимых ценах).

    Объём платных услуг на душу населения в отчётном периоде текущего года составил 21976,7 рубля.

    Наиболее высокими темпами в сопоставимой оценке с уровнем предыдущего года развивались услуги:

    - услуги гостиниц (в 1,2 р.);

    - бытовые (на 8,6%);

    - культуры (на 3,4%).

    В декабре 2016 года к декабрю предыдущего года индекс потребительских цен на товары и услуги составил 107,9%, в том числе на продовольственные товары 110,6%, непродовольственные товары 107,6%, услуги 104,3%.

    Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в декабре 2016 года снизилась по сравнению с маем 2016 года на 1,9% и составила в среднем по Пермскому краю 3643,7 рубля в расчёте на одного человека в месяц.

    В Пермском крае один из самых высоких показателей стоимости минимального набора продуктов питания среди регионов ПФО.

    На продовольственные товары индекс цен в истекшем месяце в среднем по краю сложился на уровне 99,6%, при этом изменение цен по конкретным видам товаров было различным.

    В истёкшем месяце на потребительском рынке продовольственных товаров Пермского края на 0,7% возросла стоимость масла подсолнечного, на 0,6% соль поваренная, на 5,1% снизилась стоимость плодовоовощной продукции.

    Цены на непродовольственные товары в декабре 2016 года по сравнению с предыдущим месяцем возросли на 0,1%.

    С начала 2016 года индекс цен на моторное топливо в среднем по краю составил 101,8%. Более всего за 6 месяцев т.г. увеличилась стоимость бензина 101,8%.

    Индекс цен на услуги в декабре составил 100,9%.

    Индекс цен производителей промышленных товаров (включая экспорт) в декабре 2016 года по отношению к маю составил 103,1%, в том числе на продукцию по добыче полезных ископаемых 111,5%, обрабатывающих производств 101,3%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды 97,9%.

    Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции в декабре 2016 года по отношению к предыдущему месяцу составил 97,8%, в том числе в растениеводстве 98,2%, в животноводстве 97,8%.

    Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки по Пермскому краю в декабре 2016 года по отношению к предыдущему месяцу составил 100,0%, за январь-декабрь 2016 года 115,8%. Рост в основном наблюдался по перевозкам автомобильным транспортом 127,2% за истекший период 2016 года.

    На 1 июля 2016 года на территории Пермского края действовало 4 кредитные организации (а также 32 филиала, головная организация которых находится в других регионах, на 1 января 2016 года 5 банков и 37 филиалов по данным ЦБ РФ).

    На 1 июня 2016 года общая сумма кредитов и займов корпоративному сектору экономики составила 88,0 млрд. руб., что ниже соответствующего периода прошлого года в 2,2 р., населению 31,5 млрд. руб. (снижение в 2,1 раза).


    2.2. Антиинфляционные меры в 2015-2016 гг.

    По мнению большинства участников рынка, правительство и Центральный банк имеют резервы для сдерживания роста цен в 2018 году. Банкиры по просьбе НБЖ назвали целый перечень антиинфляционных инструментов.

    Первый инструмент - сокращение дефицита бюджета. По мнению Дмитрия Полевого, аналитика отдела анализа рынка акций инвестиционного банка «КИТ Финанс», текущие планы властей по «неувеличению» госрасходов в ближайшие три года позитивны с точки зрения инфляционных перспектив [8].

    Второй инструмент - предоставление Центральным банком и Российским Банком Развития (РосБР) кредитным организациям «длинных» денег под небольшие проценты. По мнению первого заместителя председателя правления Инвестторгбанка Виталия Глевича, средства могут предоставляться банкам по ставкам даже ниже уровня сегодняшней инфляции.

    В качестве третьего антиинфляционного инструмента Глевич назвал возможность правительства «заморозить» на несколько лет тарифы государственных монополий. С тем, что сдерживание тарифов будет иметь для экономики положительный эффект, согласился и Михаил Задорнов. Однако президент - председатель правления ВТБ24 уточнил, что сделать это будет достаточно сложно: «В некоторых случаях роста тарифов не удастся избежать. Например, правительство Москвы будет вынуждено увеличивать тарифы, потому что слишком долго и неоправданно держало большой объем субсидий на городском бюджете».

    Четвертый инструмент, названный банкирами как средство борьбы с инфляцией, - это развертывание мер по предупреждению коррупции, высокий уровень которой препятствует развитию бизнеса.

    Пятый инструмент, который правительство уже внесло в перспективный план развития, - повышение развития внутреннего спроса и производство конкурентоспособных потребительских товаров.

    И наконец, шестой инструмент - контроль Центральным банком денежного предложения и стерилизация избытка ликвидности в экономике. Так, сокращение беззалоговых аукционов стало закономерным действием по регулированию количества денежной массы.

    Такой широкий набор антиинфляционных механизмов вселяет надежду на то, что хотя бы часть из них сработает и прогнозы-2016 сбудутся.

    Кризис встряхнул всю мировую экономику. В какую сторону поползла инфляция под воздействием негативных факторов, зависело во многом от антикризисных мер, предпринятых правительствами различных стран. Однако несмотря на то, что в России инфляция пошла в нужном направлении, итоговый результат далек от идеального. Так, Росстат, осуществляющий мониторинг уровня инфляции в 37 странах, констатировал, что из всех участников исследования только в Украине и Белоруссии уровень инфляции оказался выше, чем в России.

    Однако у низкой инфляции есть и оборотная сторона: стоимость денег повысилась, а значит, в сложной ситуации могут оказаться те участники рынка, которые получили ссуды в острую фазу кризиса под высокие процентные ставки. «В целом для экономики, - заключает председатель ВТБ24, - снижение уровня инфляции хорошо. Однако для некоторых заемщиков низкий уровень инфляции может оказать достаточно тяжелое давление на бизнес [16].

    Необходимо учесть, что, закладывая в процентную ставку инфляционные риски, банки исходили из показателя как минимум на 4% выше существующей (а многие банкиры ожидали инфляцию на уровне 20-30%). А потому «вчерашние» кредитные программы оказались нереальными сегодня.

    В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2015-2016 годах (таблица 2). Прогнозируемое снижение инфляции в 2016 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

    Таблица 2- Оценка основных социально-экономических показателей

    на период до 2016 г. [27]

    ПоказателиЕд. изм.20152016Цена Urals (мировые)долл./барр.78,079,0Инфляциядек. / дек.5-64,5-5,5ВВПмлрд. руб.55 22361 873% к пред. г.3,54,2Промышленное производство% к пред. г.3,14,2Инвестиции в основной капитал% к пред. г.6,38,1Оборот розничной торговли% к пред. г.4,86,3Объем платных услуг населению% к пред. г.4,04,8Реальная заработная плата% к пред. г.2,43,1Реальные располагаемые доходы населения% к пред. г.3,04,2Среднегод. раз-р труд. пенсии, ном. прирост% к пред. г.7,27,1Экспортмлрд. долл. США402,9416,8Импортмлрд.долл. США304,5338,7Уровень безработицы к экон. акт. населению%7,76,9 Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный (денежный) доход это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остаётся стабильным или растёт медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то финансовое состояние (семьи, фирмы) улучшается.

    Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причём выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берётся при одной покупательной способности денег, а возвращаются, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Так, от инфляции выигрывают люди, которые получили кредит на освоение дачных участков, и предприятия, у которых имеет место превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Выигрывает, и правительство, которое накопило большой государственный долг, так как инфляция даёт ему возможность оплатить долги рублями, имеющими меньшую покупательную способность.

    Итак, инфляция перераспределяет доход, и богатства за счет тех, кто даёт деньги, исходя из нормальной и долгосрочной финансовой договорённости (ставка процента за кредит), в пользу тех, кто откладывает платежи.

    Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.

    В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и предприятий результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная политика государства.

    Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. Целесообразными оказываются только те инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причём, чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценивание.

    Инфляция приводит также к обесцениванию амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережения. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведёт к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производство.

    Рассматривая социально-экономические последствия мер по экономии государственных средств, нельзя не отметить, что ожидаемый экономический эффект от их внедрения не превышает 1,7% расходной части федерального бюджета. В то же время механическое уменьшение количества учреждений бюджетной сферы, сопровождаемое высвобождением значительного числа государственных служащих, влечет за собой несопоставимо более высокие издержки, включая необходимость трудоустройства и социальной защиты сокращаемых работников госсектора, а также серьёзные проблемы с обеспечением должного качества государственного управления, образования и здравоохранения. Повышение служебной нагрузки на каждого из работников, остающихся на содержании федерального бюджета, не будет сопровождаться увеличением фондов оплаты их труда, в результате чего продолжится отток наиболее квалифицированных кадров, занятых в госсекторе, в сферу предпринимательства. В долгосрочном плане этот процесс неизбежно приведёт к дальнейшей деградации среднего и высшего образования, ухудшению качества массового медицинского обслуживания, разрушению сложившихся научных школ и коллективов, общему снижению культурно-интеллектуального потенциала общества [28].

    Кроме того, нехватка средств федерального бюджета направляемых на финансирование образования, здравоохранения и культуры, не может быть преодолена путём передачи части учреждений федерального значения в ведение региональных администраций. Субъекты Федерации не имеют свободных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности передаваемых им институтов, клиник и библиотек в силу того, что их собственные статьи расходов по соответствующим направлениям до предела перегружены обязательствами регионального уровня. Даже столь развитый в экономическом отношении регион, как Татарстан, по итогам I квартала 1998г. смог исполнить бюджетные назначения в сфере образования, здравоохранения и культуры лишь на 10-11%. Несмотря на то, что в других субъектах Федерации относительные показатели бюджетного финансирования могут быть выше, регионы (за исключением Москвы) не располагают дополнительными денежными средствами для содержания бывших федеральных объектов.

    Из анализа видно, что инфляция при не высоких темпах может быть стимулом развития производства, но она приводит к ещё большему нарушению экономических процессов. В результате темпы инфляции возрастают и обществу грозит гиперинфляция, которая несёт с собой разрушительные последствия, вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, идёт обвальное переключение на посредническую деятельность. Фирмам становится всё более и более выгодным накапливать сырьё и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, что ведёт к усилению инфляционного давления. Начинается массовое сворачивание производства.


    2.3. Использование мирового опыта для снижения инфляции в Пермском крае

    При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле - это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение [27].

    К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

    Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» - это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.

    Для Пермского края важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

    Предлагается для анализа и прогнозирования перейти к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цены выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц - декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».

    Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который может продолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса [27].

    Следует иметь в виду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе затруднено в силу:

    1. двойственности целей денежно-кредитной политики, неизбежной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;
    2. высоких цен на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;

    В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7-10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

    3. Перспективы антиинфляционной политики в 2019 2020 гг.


    Одним из наиболее эффективных элементов антиинфляционной политики может стать трансмиссионный механизм инвестирования избыточной денежной массы посредством долгосрочного рефинансирования Банком России кредитных организаций с последующим целевым кредитованием предприятий реального сектора национальной экономики.

    На первичном рынке осуществляется предоставление кредитными организациями целевых кредитов заемщикам - нефинансовым предприятиям за счет средств, предоставленных Банком России коммерческим банкам в рамках осуществления долгосрочного рефинансирования. На вторичном рынке предоставленных кредитов ключевую роль должно играть подконтрольное Банку России специализированное государственное агентство рефинансирования, основная цель которого заключается в рефинансировании деятельности коммерческих банков на первичном рынке. Функция рефинансирования данных кредитов может быть реализована следующими способами:

    - путем предоставления инвесторам гарантий по ценным бумагам, выпущенным специализированным государственным агентством рефинансирования кредитных организаций на основе объединения кредитов и их секьюритизации в ценные бумаги для продажи инвесторам, в т.ч. иностранным;

    - путем покупки «рефинансированных» кредитов для создания собственных портфелей кредитов.

    Специализированное государственное агентство рефинансирования будет выступать в качестве посредника между инвесторами, желающими вложить свои средства в сферу целевого кредитования, и кредиторами первичного рынка. Таким образом, агентство должно привлекать денежные средства с финансового рынка и предоставлять эти средства кредитным организациям для долгосрочного целевого кредитования. Эффективность указанной модели заключается в экономичности всех сделок, по которым денежные средства от заинтересованных инвесторов через специализированного агента вторичного рынка попадают к коммерческим банкам и непосредственно к заемщикам нефинансовым предприятиям на первичный рынок. В указанной модели Банк России может выступать гарантом по эмитируемым специализированным государственным агентством рефинансирования ценным бумагам. Таким образом, гарантия Центрального банка РФ поставит их по степени надежности в один ряд с государственными ценными бумагами и делает эти бумаги привлекательным инструментом финансового рынка. Это позволит привлечь как российских, так и иностранных инвесторов. Размещение ценных бумаг на финансовом рынке обеспечит формирование необходимой ресурсной базы агентства.

    Таким образом, главным механизмом перераспределения денег в национальной экономике должна стать банковская система. Решение основных проблем, стоящих перед российской экономикой, зависит от того, насколько эффективно она функционирует, каковы ее возможности участия в инвестициях и в развитии производства, насколько располагает банковский сектор необходимыми ресурсами для обеспечения экономического роста в стране.

    Инструментом увеличения капитализации банковской системы может являться долгосрочное рефинансирование Банком России кредитных организаций. Однако, на сегодняшний день современного образца института долгосрочного рефинансирования, пригодного для заимствования, нет.

    Таким образом, предложения по совершенствованию антиинфляционной политики Банка России сводятся к следующим позициям:

    1. разработка необходимого комплекса мер по вовлечению через банковскую систему имеющихся государственных ресурсов в инвестиции реальному сектору национальной экономики;
    2. создание специализированного государственного агентства рефинансирования, подконтрольного Банку России, которое за счет выкупа у коммерческих банков стандартных кредитов способствовало созданию доступного организационного рынка межбанковского кредитования и развитию секьюритизационной кредитной деятельности;
    3. увеличение капитализации кредитных организаций посредством предоставления им финансовых ресурсов в рамках долгосрочного рефинансирования Банком России с возможным ужесточением надзора за их деятельностью;
    4. упрощение процедуры рефинансирования и повышение оперативности решения вопроса о выдаче кредитным организациям ресурсов Банка России.
























    Заключение


    Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика. В результате выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

    1. Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами. В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек. Процесс замедления роста цен называется дезинфляцией.

    2. Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.

    Главное последствие инфляции этоперераспределение доходов.Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемыйинфляционный налог,не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.

    Под влиянием инфляции фактически меняютсяставки налогообложения.Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов,реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

    3. Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в перераспределении национального дохода; уменьшению политической стабильности общества; снижению конкурентоспособности национальных товаров; снижению реальной стоимости сбережений и т.д.

    4. Поскольку инфляционные процессы в современных макроэкономических системах, как правило, имеют много причин, для их преодоления нужно действовать в разных направлениях, но должен быть примат монетарной политики. Перечислим ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь:

    1. дедолларизация экономики;
    2. введение ипотеки, которая значительно повысит монетизацию экономики;
    3. обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы;
    4. укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;
    5. проведение взвешенной структурной политики государством.

    7. Инфляция представляет собой комплексную проблему, и чисто монетарными методами преодолеть ее невозможно. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго - и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований.









    Список используемых источников

    1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: Дело и сервис. 2016. 464с.
    2. Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории. СПб.: Питер, 2016. 698 с.
    3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 2016. 420с.
    4. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика/ Пер. с англ. СПб., 2016. 620с.
    5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. М., 2016. 420с.
    6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2016. 861 с.
    7. Куликов Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2016. 400 с.
    8. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2016. 832 с.
    9. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселовой. - Киров: АСА, 2016. 540с.
    10. Макроэкономика: Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2016. 540с.
    11. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. - СПб., 2016. 380с.
    12. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика, пер. с англ. М.: изд-во МГУ, 2016. 478с.
    13. Основы экономической теории / Под ред. С.И. Иванова. М.: Вита, 2016. 544 с.
    14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2016. 456 с.
    15. Сакс Дж., Лоррен Ф. Макроэкономика: глобальный подход, пер. с англ. М.: Дело, 2016. 450с.
    16. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 2016. - 687с.
    17. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. М.: КНОРУС, 2016. 464 с.
    18. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2016. 592 с.
    19. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2016. 453с.
    20. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА - М, 2016. 520с.
    21. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. - М., 2016. 456с.
    22. Экономика. Учебник / Под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2016. 321с.
    23. Мониторинг текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам 2016 года. Источник: МЭРиТ
    24. Мониторинг текущей ситуации в экономике Российской Федерации в 2016 году. Источник: МЭРиТ
    25. План мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2016 год. Источник: МЭРиТ
    26. www.economy.gov.ru Министерство Экономического развития и торговли РФ
    27. http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики









Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инфляция ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.