Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конкуренция и монополия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Конкуренция и монополия
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    15.11.2018 19:00:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ2

    1. Исторический подход в развитии понятий конкуренции и монополии и особенностей их взаимодействия3

    2. Теория квазиконкурентных рынков, теория игр и их взаимодействия с конкуренцией и монополией.14

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ25

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ27




    ВВЕДЕНИЕ



    Монополия это ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец товаров или услуг, и он полностью контролирует рыночную цену и доминирует при производстве продукта или услуги, не имеющих аналогов.

    Для того чтобы фирма продолжала занимать монопольное положение на рынке, должны существовать барьеры, препятствующие входу на рынок других фирм, способных конкурировать с монополистом.

    Конкуренция − по законодательству Российской Федерации − состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

    Исследование взаимодействия фирм на рынке в условиях конкуренции и монопольных отношений на текущем этапе является одним из актуальных в экономической теории, так как развитие рынка и высокая динамика его изменения, процессы глобализации экономики, интернационализации и пр., приводят к возникновению новых видов конкуренции и новых свойств конкуренции и монополии.

    Таким образом, требуется постоянное изучение и исследование динамики и качества этих изменений, чтобы своевременно предупредить возникающие кризисы и иные негативные проявления различных рыночных отклонений.


    1. Исторический подход в развитии понятий конкуренции и монополии и особенностей их взаимодействия



    Основоположником классической концепции конкуренции считается А. Смит, представивший тезис о том, что «свободный рынок это путь, ведущий к благосостоянию нации» . Безусловно, такая формулировка рынка это крайний вариант общего определения рынка, его общая идея, а естественным порядком развития рынка, по утверждению А. Смита, становится свободная конкуренция

    Конкуренция в понимании А. Смита трактуется в виде определенного состояния дел, где с одной стороны имеет место свобода хозяйственной деятельности предприятия вкладывать и изымать капитал с целью максимизации прибыли как условие формирования ядра экономического развития - цены свободной конкуренции.

    С другой стороны, А. Смит считает, что конкуренция возникает вследствие недостатка «действительного» спроса или предложения товара на рынке, и тогда состоится либо конкуренция продавцов за покупателей, либо покупателей за товар, что в обоих случаях ведет к отклонению рыночной цены от ее естественного уровня.

    Очень важный вывод, который А. Смит делает из приведенных рассуждений о конкуренции это то, что «... естественная цена как бы представляет собою центральную цену, к которой тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему» . Иными словами в экономической теории утверждается концепция однозначности и однонаправленности исхода конкуренции. При этом сама конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к определенной точке равновесия как «совокупности выгод и невыгод различных применений труда и капитала» .

    А. Смит указывает, что такое возвращение к точке равновесия это показатель зрелого рынка, когда «во-первых, данная отрасль торговли или промышленности должна быть хорошо всем известна и давно утвердиться в данной местности; во-вторых, она должна находиться в своем нормальном, или, так сказать, естественном состоянии; в-третьих, она должна быть единственным или главным занятием тех, кто посвящает себя ей» .

    Данные условия можно считать характеристиками совершенно конкурентного рынка.

    Первое условие - необходимость наличия совершенной информации у всех экономических агентов о параметрах рыночного процесса.

    Второе условие наличие ценополучателей.

    Третье условие - каждый производитель специализируется на выпуске однородного продукта, и продуктовая дифференциация отсутствует.

    Несмотря на то, что свободную конкуренцию Смит считает лучшим регулировщиком цен, он признает, что рынок без участия государства сам устанавливает определенный уровень конкуренции, и политика вмешательства государства может как либо ограничить либо усилить конкуренцию в ряде отраслей, так и затруднить свободу межотраслевого перемещения капитала и труда. Такое вмешательство приводит к «неравенству в общей сумме выгод и невыгод различного приложения труда и капитала» - отклонения от точки рыночного равновесия и сопровождается снижением уровня богатства народов.

    Логика рассуждений о том, что конкуренция это экономический идеал, то любые помехи ее развитию это негативные проявления и среди них Смит видит «злейшего врага» конкуренции монополии.

    «Монополия помимо того является великим врагом хорошего хозяйства: последнее может получить всеобщее распространение только в результате того свободного и всеобщего соперничества, которое вынуждает каждого прибегать к хорошему ведению хозяйства в интересах самозащиты» .

    Монополия препятствует развитию экономики и уменьшает благосостояние потребителей, назначая цену выше ее естественного уровня. «Монопольная цена во всех случаях является высшей ценой, какая только может быть получена. Естественная цена, или цена свободной конкуренции, напротив, представляет собой самую низкую цену, на какую можно согласиться, - конечно, поскольку речь идет не об отдельном случае, а о продолжительном времени. Первая во всех случаях является высшей ценой, какую только можно вытянуть у покупателей или какую, как предполагается, они согласны дать; вторая представляет собою низшую цену, какую продавцы соглашаются взять, не прекращая в то же время своего дела» .

    Таким образом, по Смиту, монопольная деятельность минимизирует эффективность свободного рынка, ограничивает его развитие в то время, как конкуренция это всегда свободная конкуренция.

    Идеи А. Смита нашли продолжение в работах А. Марщалла и Вальраса.

    Принимая в целом концепцию рынка свободной конкуренции как оптимальной экономической среды деятельности фирмы, Маршалл продолжил разрабатывать условия и последствия подобного механизма взаимодействия спроса и предложения и обосновал обязательность существования равновесия на рынке, единственность цены равновесия и преимущественную стабильность рыночного равновесия.

    Маршалл выдвинул еще одно утверждение, которое долгое время было господствующим в экономической теории рынков и послужило основой для разработки антимонопольного законодательства англо-саксонской традиции.

    А. Маршал еще более категорично, чем А. Смит считал монополию антиномией конкуренции, где одно вытесняет другое. Принимая свободную конкуренцию за оптимальное состояние экономики, А. Маршалл, считает, что монополия как ее антипод такая организация, которая уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде.

    Из этого следовал вывод, что взаимодействие конкуренции и монополии основано на необходимости удаления монополии с рынка.

    Маршалл положил начало технологической концепции конкуренции.

    «Расширение масштабов его производства быстро увеличивает его преимущества перед конкурентами и снижает цены, по которым он может позволить себе продавать свою продукцию. Этот процесс может продолжаться до тех пор, пока его энергия и предприимчивость, его изобретательность и организаторские способности сохраняются во всей своей силе и свежести...; и если предприятие способно удержаться на протяжении сотни лет, он и еще один или двое подобных ему поделят между собой целиком всю отрасль производства, в которой он действует.»

    Таким образом, начало ХХ века ознаменовано формированием в экономической теории моделей конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка, между которыми отсутствуют промежуточные состояния.

    Джоан Робинсон, развивая теорию конкуренции и монополии ввела понятие «совершенная» и «несовершенная» конкуренция».

    В отличие от предшественников Робинсон признает, что поведенческая активность предприятий многообразна, в ней существуют не только конкуренция и монополия, но и иные типы рыночной власти, а именно, конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация, что собственно и означает термин «несовершенная конкуренция».

    «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции; во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».

    К достоинствам модели рынка Робинсон можно отнести косвенное допускаемую множественность рыночного равновесия. На рынке монополии по разным причинам возможно наличие многочисленных точек равновесия, и это допускает возможность разных цен на рынках несовершенной конкуренции при том, что на рынке совершенной конкуренции в модели Робинсон сохраняется господство единых цен.

    Робинсон приводит обоснование зависимости между монопольной ценой, предельными издержками и ценовой эластичностью спроса и показывает, что монопольная цена не является ни произвольной, ни максимально возможной на рынке.

    Таким образом, в экономической теории формируется утверждение о наличии прямой зависимости между уровнем концентрации на рынке (числом продавцов), уровнем рыночной цены и величиной монопольной прибыли каждого продавца . Следовательно, возникает своеобразный «антимонопольный» критерий - число фирм на рынке. Также формируется механистическое представление взаимодействии монополии и конкуренции: чем меньше предприятий действует на рынке, тем сильнее их монопольная власть.

    В работах Д. Робинсон впервые находя применение параметры конкуренции, помимо ценовой параметра. Это величина транспортных расходов, уровень качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутация фирмы, роль рекламы .

    Робинсон, исследуя монополию, выделяет отрасли, где конкуренция принципиально в силу технологических особенностей невозможна, что на текущий момент в науке носит «естественной монополии». Робинсон относит к ним железнодорожный транспорт, электроэнергетику, газовую промышленность как отрасли с отсутствующими предпосылками для конкуренции. Такая классическая трактовка естественной монополии продолжает составлять основу государственной конкурентной политики развитых стран и сегодня.

    При анализе политики ценовой дискриминации Робинсон указывает на неоднозначность последствий монопольного рынка. Так, если на одном из рынков, где действует фирма-монополист, спрос оказывается «слабым», то при проведении политики единой цены, в отличие от политики ценовой дискриминации, ее уровень может оказаться выше резервной цены покупателей, так что подобный рынок без ценовой дискриминации вообще прекратит свое существование.

    Неоднозначность исхода упоминается и в связи с рынком монополии. Так, «если... монополист получает экономию, одновременно применяя дефицитный фактор производства, за который он не платит ренту полностью, то выпуск в условиях монополии может превысить выпуск в условиях конкуренции».

    Все рассмотренные теории исходят, несмотря на различия, из того, что идеал экономки совершенная конкуренция, что свойственно фундамент антимонопольной политике англо-саксонской традиции.

    Но в развитием процессов глобализации, с развитием тенденции развитых стран к концентрации, совершенная конкуренция остаются в прошлом.

    Возникают и развивается альтернативные варианты экономической действительности.

    Так в работах Э. Чемберлина, посвящённых анализу конкуренции и монополии , было положено начало исследованию конкуренции как динамического процесса, где совершенная конкуренция и совершенная монополия являются обычными ситуациями в процессе развития рынка.

    Возникает новый термин - «чистая»» конкуренция , которая в понимании Чемберлина представляет собой конкуренцию без элементов монополии, соответственно, с отсутствием у продавцов контроля над ценой.

    Как считает Чемберлин, «реально существующие цены не тяготеют ни к той, ни к другой крайности, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Чисто конкурентная цена не есть нормальная цена, и тенденции к ее установлению не существует...».

    «Понятие «монополистической конкуренции» это вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия альтернативные понятия, и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Мы, напротив, считаем, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию и монополию, и что повсюду, где это имеет место, будет ошибкой не учитывать одну из этих составных частей и рассматривать ситуацию как составленную целиком... из элементов другой».

    Чемберлин выделяет две формы взаимодействия фирм на монополистическом рынке.

    Когда рынок невелик, то каждый продавец чувствует себя в зависимости от действий других продавцов. Чемберлин обращает внимание на то, что «продавцу приходится брать в расчет не только то, что его конкурент делает теперь, но и то, что конкурент вынужден будет сделать в связи с той переменой, которую продавец замышляет сам». Таким образом, не происходит падения цены до конкурентного уровня, и каждый игрок на рынке , присущими ему способами выберет оптимальный для него объем и цену, которые максимизируют прибыль.

    Если же имеет место значительное количество продавцов на рынке, то влияние отдельного продавца на цену становится все менее значимым, и он перестает его учитывать, а в действие вступают другие силы в первую очередь дифференциация продукта.

    В этом случае единый рынок разделяется на ряд взаимосвязанных рынков, распределенных между продавцами, конкуренция приобретает поливариантный характер. И даже если складывается в результате единая рыночная цена, это «не служит свидетельством того, что конкуренция свободная от элементов монополии».

    Элементы монополии в данном типе конкуренции прослеживаются, согласно Чемберлину, в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, это скорее рост издержек производства, чем прибыли. И во-вторых, это наличие избыточных мощностей у фирм.

    Таким образом, общество выбирает между отсутствием негативных следствий монопольной власти и отсутствием какого-либо разнообразия товаров, с одной стороны, и наличием продуктового разнообразия, сопровождаемого определенными потерями экономической эффективности. Современное общество, как считает Чемберлин, выбрало второе.

    Следующий этап в развитии взаимоотношений монополи и конкуренции представлен в исследованиях Шумпетера, который организующую и дезорганизующую стороны конкуренции.

    Рассматриваемая Шумпетером в качестве динамического процесса, конкуренция ведет одновременно и к открытию новых возможностей, обеспечению сокращения издержек и повышению качества продукции и к риску банкротства, причем, как указывает Шумпетер, конкуренция ощущается «даже тогда, когда он (бизнесмен) является полным монополистом в своей отрасли...». Таким образом, монополия выступает лишь в качестве другой формы конкуренции и обладает положительными чертами, которые могут перевешивать возможные структурные ее следствия в виде ограничения выпуска и роста цен.

    К положительным моментам монополии Шумпетер относит следующие:

    - монопольная прибыль может служить «эффективным способом накопления средств для финансирования дополнительных инвестиций», и в распоряжении монополиста могут находиться способы производства, недоступные или труднодоступные для его конкурентов.

    - монополия может иметь на порядок более устойчивое финансовое положение и больше средств для финансирования технического прогресса, что идет на пользу всей экономики, а не только данной отрасли.

    Позиции теорий Чемберлина и Шумпетера стали базой развития европейской конкурентной политики Европы, в том числе, идеи монополии как другой формы конкуренции представлены политике рыночного регулирования ЕС.

    Несколько иначе развивается взгляд на конкуренцию в рамках австрийской школы экономической мысли в работах Ф. Хайека.

    Ф. Хайек считает, что конкуренцию следует рассматривать более широко, не только и не столько в качестве стратегии взаимодействия фирм на рынке, но в качестве движущей силы экономической жизни, особой структурной силы, опоры экономики и называет это конкурентным порядком

    Преимущества конкуренции как особой формы организации рынка проявляются в должной мере в динамике конкурентного процесса, когда конкуренция, действуя через инновации либо может способствовать снижению издержек и выходу на новые рынки, либо в ситуации излишне конкуренции ведет к дублированию усилий, росту издержек, что имеет своим исходом неэффективность инновационного процесса.

    Таким образом, с одной стороны, конкуренция трактуется либо как процесс, приводящий к совершенной координации, либо как процесс корректировки, возвращающий к равновесию, а с другой стороны, конкуренция может трактоваться как вызывающая несовершенную координацию и ведущая к возникновению длительных и накапливаемых неравновесных состояний.

    Представители австрийской школы считают, что неравновесие можно принимать как нормальное состояние рынка, но разными учёными выделены разные факторы поддержания неравновесного механизма. Так, Хайек особую функцию отводит несовершенству знания, невозможности обладания всей полнотой информации о существенных факторах рынка всеми участниками рыночных операций. Отсюда возникает и особая функция конкуренции определение того, как наилучшим образом использовать знание, не присутствующее у каждого агента в полном объеме.

    В итоге при безусловном признании ведущей роли неравновесия в конкурентном процессе, австрийская школа одновременно признает равновесие как некий центр притяжения всех сил.

    В неоклассической модели рынка концепция конкуренции получает новые характеристики.

    Джо Бейн и Эдвард Мейсон разработали теорию, рассматривавшую конкуренцию как часть структуры рынка. В основе их анализа конкуренции лежит парадигма «структура рынка-поведение компаний-результативность рынка».

    Структура рынка оказывает воздействие на поведение фирм-продавцов и фирм-покупателей, на наличие и степень их рыночной власти, которая выражается в способности фирм назначать цену выше предельных издержек производства. Поведение фирм, в свою очередь, определяет результативность рынка величину прибыли продавцов, степень удовлетворенности спроса продуктовым разнообразием и объемами продаж, степень динамизма рынка.

    Неоклассическая традиция лежит и в основе выделения конкуренции.

    Представители теории организации рынков выделяют три большие категории рынков:

    -рынок совершенной конкуренции с максимальной степенью конкурентных взаимодействий

    -рынок монополии с минимальной степенью конкуренции

    -рынок несовершенной конкуренции, где конкуренция присутствует, но ее действие искажается поведением тех или иных экономических фвкторов

    Конкурентное поведение предусматривает, что рынок полностью определяет параметры поведения фирмы, фирма целиком подчиняется рынку, фирма является параметрополучателем. Степень влияния фирмы на рынок минимальна.

    Взаимодействие фирм - параметрополучателей - дает самую высокую степень конкуренции, но в этом случае нет возможности говорить о взаимодействии фирм, поскольку они пассивны в ходе изменений окружающей экономической среды.

    Совершенно конкурентный рынок предусматривает достижение стабильного равновесия, что предполагает отсутствие очередей и неудовлетворенного спроса, с одной стороны, и отсутствие сверхнормативных запасов товаров, с другой.

    Таким образом, без конкурентной структуры невозможен конкурентный результат.

    С другой стороны, структурный подход выявляет зависимость между прибыльностью и уровнем концентрации в отрасли, и на основании этой зажимистое экономисты делают вывод, что величина отраслевой прибыли, взятая как процент от объема продаж, прямо пропорциональна уровню концентрации в отрасли (измеряемой индексом Херфиндаля-Хиршмана) и обратно пропорциональна ценовой эластичности спроса. Другими словами, высокий уровень концентрации в отрасли ведет к высокому уровню прибыльности фирм. А высокая прибыльность фирм в отрасли может расцениваться в качестве показателя высокого уровня концентрации.

    Именно эта теория является на современной этапе основой антимонопольной политики США и Европы.

    2. Теория квазиконкурентных рынков, теория игр и их взаимодействия с конкуренцией и монополией.


    Данная теория квазиконкурентных или соревновательных рынков возникла как альтернатива структуралистской школе в работах Баумоля, Панзара и Виллига и определила связь рыночной структуры и конкуренции с ее потенциальными возможностями рыночных входа - выхода.

    До появления данной теории монополия отождествлялась с высоким уровнем концентрации продавцов на рынке. Теория квазиконкурентных рынков определила, что имеет место осознание, что, с одной стороны, монопольная власть может сочетаться с достаточно низкой концентрацией продавцов на рынке , а с другой стороны, наличие небольшого числа крупных продавцов на рынке - формально высокий уровень концентрации - не обязательно означает большую степень монопольной власти данных фирм.

    Считается, что если рынке представлено небольшое число фирм, конкурирующих друг с другом, то на нем существует олигополия, когда три или четыре фирмы контролируют до 80% полного рыночного объема производителя . Большинство рынков в западной экономике в той или иной степени являются олигополистическими. Олигополия − наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.

    Олигополистические фирмы обладают высокой степенью контроля как над производством товара, так и над ценами на него. В результате цены на товар устанавливаются выше, чем в случае с конкурентным рынком, но все подобные компании имеют общую особенность: очень большие затраты на маркетинг, рекламу и создание торговых марок и брендов, так как необходимо удерживать свою долю рынка от конкурирующих производителей, не прибегая к снижению цен.

    Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным, как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции и держать ее на уровне, превышающем предельные издержки производства. Контроль над ценой обусловлен здесь рыночной долей отдельных продавцов, достаточно большой, чтобы влиять на предложение и, следовательно, на цену товара. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли осознает, что изменение цены или объема выпуска вызовет ответную реакцию ее конкурентов, и должна считаться с ней. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, что защищают монополию.

    На олигополистических рынках и крупные фирмы в силу особенности отраслевой структуры вынуждены действовать так, как если бы рынок был конкурентным, с большим числом продавцов и покупателей. Этой особенностью, приводящей рынки к конкурентному результату, является отсутствие (или несущественность) барьеров входа в отрасль и выхода из отрасли. То есть фирмы могут легко возместить любые инвестиции, связанные с входом на рынок, так что потенциальные конкуренты всегда могут воспользоваться своими временными преимуществами для получения прибыли, а потом необременительно уйти из отрасли.

    Наличие реальной угрозы входа потенциальных конкурентов оказывает воздействие на уже функционирующие в отрасли фирмы, ограничивая их, в противном случае, монопольную власть и стимулируя развитие событий по конкурентному сценарию.

    Если крупная фирма - агент квазиконкурентного рынка - попытается реализовать свои рыночные преимущества для влияния на рынок, увеличивая, например, цену товара, то произойдет следующее: чрезмерно высокая цена создаст условия для получения монопольной прибыли, монопольная прибыль привлечет новые фирмы в отрасль, которые в силу отсутствия барьеров входа легко создадут конкурентное производство, предложение товара в отрасли может достаточно быстро возрасти, что приведет к падению цены, прибыли и объемов продаж старой фирмы. Поэтому чтобы не терять рынок, старая фирма вынуждена придерживаться такой цены, которая не способна привлечь в отрасль новых конкурентов, - то есть уровня конкурентной (или приближающейся к таковой) цены. Таким образом, для крупной фирмы, действующей в условиях квазиконкурентного рынка, оказывается невозможным проводить эффективную монопольную политику.

    На рынке существуют отрасли, где олигополистические отношения определяют взаимодействие монополии и конкуренции.

    Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др. присутствуют в рамках олигополии. Безусловно, на таком рынке есть и более мелки производители, но они не решают ценовых вопросов (ценвая дискриминация).

    Выбор компаниями входа на данный рынок обуславливается разными причинами: деятельность в рамках франчайзинга, как например, в торговле нефтепродуктами (франчайзеры компании «ЛУКойл» - все бензозавправки).

    Это возможность крупных ресурсных компаний практики установления и контроля более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов − для граждан.

    Возможно, также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и проч.). Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяется практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.

    В современных условиях в развитии общественного производства целесообразно выделить роль естественной, административной и экономической монополии (Таблица 1)

    Таблица 1- Естественная, административная и экономическая монополия

    Вид монополии ПоказателиЕстественная монополияотражает ситуацию, когда спрос удовлетворяется одной или несколькими фирмами за счет особенностей технологий производства и обслуживания потребителейКоличество предприятий на рынкеКонкуренция нежелательна. Существует ограниченное количество национальных предприятий, и поэтому они занимают монопольное положение на рынке.Способы регулирования− прямое государственное регулирование, например, в РФ это Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования;

    − торги за франшизу как возможность использования и эффективность в различных условиях

    − ценовая дискриминация как организационный и экономический аспекты

    - в российском законодательстве важное внимание уделяется государственному регулированию посредством определения тарифовСложности и ограничениябольшие затраты и сложности контроля, и в итоге при очевидной простоте прямое государственное не дает возможности регулирования естественных монополий в интересах общества.Экономическая монополияСамая распространеннаяразвивается на основе закономерностей хозяйственного развития по двум направлениям:

    - успешное развитие предприятия, постоянное увеличение его масштабов путем концентрации капитала.

    - процессы централизации капиталов, то есть их добровольное объединение.Административная монополиявозникает вследствие действия государственных органов на предоставление отдельным фирмам исключительно права на выполнение определенного рода деятельности, а также это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам и ассоциациямКвазиконкурентный рынок обеспечивает эффективный выпуск в отрасли и отсутствие рыночной власти у какого-либо экономического агента, действующего на этом рынке.

    Дж. Кларк выдвинул следующие критерии оценки работающей конкуренции, представленные в таблице 2.


    Таблица 2 Критерии оценки конкуренции.

    ПоказательКритерииСтруктура рынкаОтсутствие ярко выраженного доминирования, и размер продавцов настолько большой, насколько это позволяет эффект масштабаДифференциация товара умеренная и чувствительная к ценамОтсутствие препятствий для мобильности продавцов как между данным рынком и другими отраслями, так и внутри рынкаПриемлемая доступность рыночной информацииНаличие некоторой неопределенности относительно реакции конкурентов на снижение ценыОтсутствие законодательных ограниченийРазвитие новых рынков и торговых контрактовПоведение продавцовНезависимая конкуренция, поиск прибылиОтсутствие искусственных прикрытий для неэффективных конкурентов, поставщиков или заказчиковОтсутствие недобросовестной конкуренции, исключительных прав и грабительской тактики ценообразования на рынкеОтсутствие излишней ценовой дискриминацииДостаточная быстрая реакция покупателей на различия в качестве и других характеристиках товараРезультативность отраслиЭффективное производство и распределениеОтсутствие излишних расходов на рекламу и другие методы стимулирования сбытаПрибыль достаточная для возмещения инвестиций и инновационной деятельностиЭффективный выпускЦены не обостряют проблемы цикла деловой активностиКачество товара соответствует предпочтениям потребителейСоответствующая степень улучшения товаров и технологийИтак, что несмотря на то, что отрасль представлена может быть немногочисленными компаниями, крупными по размеру, их взаимодействие может показывать отсутствие монопольных эффектов, то есть, не влиять на сокращение выпуска и рост цены, и такое положение говорит о монополизации отрасли, хотя формальные показатели, такие, как индекс концентрации или индекс Херфиндаля-Хиршмана, могут дать довольно высокий уровень концентрации.

    С теорией квазиконкурентных рынков тесным образом оказалась связанным разработка проблем барьеров входа на рынок и динамики рынка.

    Основоположник изучения барьеров Джо Бейн дает такое определение: «Входные барьеры это все, что позволяет находящимся в выгодной ситуации фирмам зарабатывать сверхприбыли без угрозы входа»

    Существует несколько основных барьеров для входа на рынок

    - Единоличное владение ключевым ресурсом, например, единоличный доступ к залежам природных ресурсов.

    - Патенты и авторские права, которые дают одному лицу исключительное право продавать некоторые товары и услуги

    - Естественные монополии, при которых на рынке остается только одна фирма, производящая товар.

    - Экономия на масштабах производства, когда самая большая фирма способна устанавливать цены ниже тех, которые устанавливает любая маленькая фирма.

    - Реклама, с помощью которой монополист может на столько раскрутить бренд, торговую марку, что покупатели будут продолжать приобретать его даже при появлении на рынке более дешевого и качественного продукта.

    Таким образом, высокие барьеры выхода на рынок позволяют поднять цены на товар и получать чрезмерные доходы, что делает монополию гибельной для рынка и требует вмешательства правительства и законодательства. При этом простой факт установления монополии не доказывает, что другой компании нанесен какой-либо экономический ущерб.

    При низких барьерах для выхода на рынок, отсутствие реальной конкуренции не является излишне негативной ситуацией

    Сегодня большинство экономистов полагает, что рыночное соревнование, то есть вопрос, существуют или нет достаточно низкие барьеры для выхода в рынок, более важно при оценке социальных издержек монополии.

    Конец ХХ века открыл новый подход к взаимодействию монополии и конкуренции через теорию игр, цель которой показать, каким образом фирмы через конкурентное взаимодействие приходят к координации своей деятельности.

    Инструменты теории игр позволяет исследовать большое число рыночных стратегий от соглашений до ценовой дискриминации, грабительского ценообразования или вертикальных ограничений, выявляя весь спектр конкурентных процессов.

    Конкурентное взаимодействие можно продемонстрировать следующим образом.

    Если на рынке действуют 2 фирмы, одна из которых только решает вопрос входа на отраслевой рынок, то возможны два варианта развития событий, если вторая фирма входит в отрасль. Отрасль может проявить два типа конкуренции более жесткая форма конкуренция по Бертрану ценовая конкуренция, в результате которой цены опускаются до уровня предельных издержек выпуска, и более мягкая форма конкуренция по Курно конкуренция объемов продаж, в результате которой складывается цена равновесия, превышающая предельные издержки, хотя и меньше монопольного уровня.

    Сценария развития показывают, что может быть ситуация, когда одна из фирм должна менять свое поведение для входа другой фирмы на рынок и когда ни у одной фирмы не стимулов менять свое текущее поведение ни в качественном, ни в количественном отношении.

    В первом случае на рынке останется одна фирма, во втором случае на рынке будет место для двух фирм. Таким образом, если конкуренция на рынке достаточно сильна, то рынок не оставляет места для второй фирмы, а если конкуренция демонстрирует невысокую степень жесткости, рынок в состоянии принять обе фирмы.

    Таким образом, теория игр в применении к анализу рынка показывает неоднозначность простой связи «структура-поведение» в олигопольных отраслях.

    В этот же период возникает ещё одна теория взаимодействия монополии и конкуренции. Это теория конкуренции на основе преимуществ ресурсов С. Ханта.

    Исследуя рынки с наличием небольшого числа участников крупных фирм, Хант задается вопросом, почему эти фирмы так редко на практике договариваются между собой, почему конкуренция и конкурентные взаимодействия, предсказываемые теорией игр, имеют место в действительности, хотя куда как выгоднее, на первый взгляд, сотрудничать, а не конкурировать при больших размерах фирм.

    Согласно Ханту, ответ лежит в сущности конкуренции, которая интерпретируется Хантом как эволюционный процесс, в принципе уводящий от равновесия. Конкуренция это процесс обнаружения нового знания. Этот динамический процесс сопровождается борьбой за преимущества, а фирмы в процессе конкуренции учатся наилучшим образом использовать имеющиеся редкие ресурсы. Как считает Хант, конкурентоспособность постоянно надо поддерживать через активный инновационный процесс.

    «Конкуренция это постоянная борьба между фирмами за сравнительные преимущества в отношении ресурсов, которые ведут к достижению преимущественного места на рынке в виде занятия неких рыночных сегментов, и, следовательно, к более высокому финансовому результату».

    Сравнение совершенной конкуренции и конкуренции за преимущества в ресурсах можно проследить по следующим параметрам. Если для совершенной конкуренции характерен однородный и статичный спрос, то конкуренция за преимущества в ресурсах требует неоднородного и динамичного спроса.

    Если в теории совершенной конкуренции рыночная динамика ведет к состоянию равновесия, то в теории конкуренции за преимущества в ресурсах смысл и цель этой динамики увести от состояния равновесия, создать особое неравновесное состояние, которое является основой роста экономики. Инновации рассматриваются как экзогенные в первой теории и как эндогенные во второй. Ресурсы труд, капитал, земля просты и мобильны и теории совершенной конкуренции; разнообразны (среди них есть финансовые, информационные и предпринимательские, организационные ресурсы), сложны и не отличаются совершенной мобильностью в теории конкуренции за преимущества в ресурсах.

    Основные явления, которые оказывают влияние на степень конкуренции или концентрации на рынках в эпоху глобализации это положительные внешние сетевые эффекты; фрагментация производства между разными странами; и влияние международной конкуренции на рыночную власть национальных монополий.

    Возникает потребность в новом определении рынка и роли антимонопольного законодательства в эпоху глобализации.

    Современные экономисты выступают за то, что соответствующий географический продуктовый рынок должен включать всех продавцов, к которым могут обращаться покупатели за товаром или услугой, в случае значимого и невременного повышения цены местными производителями.

    Кроме того, как показывают исследователи, необходимы международные институты контроля за слияниями и поглощениями, поскольку межфирменные отношения затрагивают теперь несколько стран, и действия фирм, ведущие к повышению концентрации на мировых рынках, оказываются вне юрисдикции какой-либо отдельной страны. Поэтому в эпоху глобализации цель антимонопольной политики отдельной страны заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию в мировых масштабах. А для этого требуются специальные международные институты регулирования.

    Другим направлением международной конкурентной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема возникает в связи с наличием у фирм стимулов к искажению информации в тех случаях, когда трудно проверить качество товара; фирмы выпускает экспериментальные товары; происходят одноразовые продажи изделия; или совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера. Во всех подобных ситуациях только одних национальных органов регулирования явно недостаточно для того, чтобы оказать влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования.

    В конкурентной политике эпохи глобализации прослеживаются взаимодействия между стремлениями к достижению разных видов экономической эффективности: эффективности распределения ресурсов между альтернативными вариантами их использования, производственной эффективностью как оптимизацией размера завода и фирмы и динамической эффективностью как эффективностью отрасли как развивающейся структуры, внедрение минимизирующих издержки инноваций, развитие стимулов к инвестированию.

    Кроме того, проявляется различие между регулированием и конкурентной политикой. Регулирование означает мониторинг поведения фирм при условии принятия правил игры на рынке, известных фирмам до начала активных действий. Конкурентная политика определяет более общие правила поведения фирм на основе проверок их деятельности.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В результате анализа экономической литературы , позиции экономистов на проблему взаимодействия конкуренции и монополии, нашедшую свое выражение в конкурентной политике развитых стран, можно сформулировать следующим образом.

    Данные представления прошли ряд этапов.

    Первый этап связан с формированием модели совершенной конкуренции, разработкой основных черт конкурентного рынка, где ведущим являлось представление о том, что совершенная конкуренция должна составлять цель конкурентной политики государства

    При этом монополия понимается только как негативный антипод свободной конкуренции, структура которая снижает эффективность рыночной экономики.

    Постепенное развитие теории конкуренции приводит к пониманию конкуренции как определенного процесса, динамического по своей природе. В этом процессе конкуренция и монополия тесно взаимосвязаны, и экономисты вводя определение монополистической конкуренции, где в каждый момент присутствуют черты и монополии и конкуренции.

    При этом сама монополия начинает включать и определенные положительные черты как фактор, стимулирующий накопление финансовых ресурсов, технический прогресс в отрасли и нейтрализующий негативную экономическую динамику.

    Уточнение механизма осуществления конкуренции приводит к появлению концепции работающей конкуренции и соревновательных рынков принципиально новому взгляду на структуру рынка. Конкурентный результат в виде экономической эффективности цен и объемов продаж может быть достигнут без и вне конкурентного процесса. В этот период продолжаются поиски количественных показателей конкуренции через эконометрические исследования отраслей и построение регрессионных моделей рынков. Но все еще продолжает господствовать идея о том, что конкуренции на рынках может быть только недостаточно, и конкурентная политика должна стремиться к увеличению степени конкурентности рынков.

    Современные представления о конкуренции характеризуются прежде всего сменой концепции «конкуренция» на более широкое понятие «взаимодействия фирм на рынке». Для эффективного взаимодействия фирм на рынке одинаково важными являются и конкурентный процесс (теория добросовестной конкуренции) и конкурентный результат (экономическая эффективность во всех ее формах).

    Начинает развиваться представление о том, что конкуренция может быть избыточной, ведущей не к эффективности, а к разрушению рынка и отрасли. В частности, избыточной конкуренции подвергаются отрасли естественной монополии, а также рекламоемкие и наукоемкие рынки.

    На основе новых представлений о конкуренции строится и современная конкурентная политика. Антимонопольное регулирование становится более гибким, повсеместно наблюдается отход от принципа «буквы закона», преобладает рассмотрение дел на основе «духа закона» с учетом всех моментов рынка. Кроме того, конкурентная политика приобретает международный характер, создаются и активизируются международные институты регулирования поведения фирм на мировых рынках.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Берк А. Кризис структурализма и теория квазиконкурентных рынков М.: Бином, 2012 с. 65
    2. Израэл М. Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство//[Электронный ресурс] URL:. www.libertarium.ru (дата обращения 10.05. 2017)
    3. Еременко В. Теоретические аспекты российского конкурентного права. // Государство и право. 2012 -№2 с. 28-35.Лымарь Е.Н. Методика идентификации и анализ тенденций монополистической конкуренции в глобальной экономике//Вестник Челябинского государственного университета , № 5 - 2010 с. 29-33
    4. Маршалл А. Принципы экономической науки М.: Экономика, 2011 с. 61
    5. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1989. 302 с
    6. Розанова Н.М. Экономические основы конкурентной политики// Экономический вестник Ростовского государственного университета - 2010 Том 1 № 4 С, 41-48
    7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов// Мировая теория капитала под ред. А. Суворова М., МЭРЦ. 2012 с. 45
    8. Смит А. О природе капитала, его накоплении и применении СПб., Питер, 20101 с. 51
    9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. И доп. М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС» - 2010 с. 56
    10. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкуренция за будущее. Создание рынка завтрашнего дня - М.: Олимп-бизнес, 2012 - 288 с.
    11. Хандамова Э. Ф., Хараджян Л. В.Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации) //Экономические науки, № 2, 2013 с. 19-24
    12. Хайек ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения- 1989 - № 12. - С. 5-17.
    13. Хайек Ф. Смысл конкуренции// Современная конкуренция, № 3, 2009 С, 12-17
    14. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции - М.: Центр, 1997 с. 71.
    15. Шумпетер Й. Теория экономического развития - М., 1982.
    16. Южанов И. Практика применения антимонопольного законодательства. // Российская юстиция 2012 №5 с. 12-14.
    17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. И доп. М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС» - 2012 с. 59

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конкуренция и монополия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.