Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Кредитная политика банка

  • Вид работы:
    Другое по теме: Кредитная политика банка
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    09.09.2016 3:59:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ7

    1.1. Сущность и цели кредитной политики коммерческого банка7

    1.2. Стратегия, тактика и инструменты кредитной политики коммерческого банка13

    1.3. Управление кредитным риском в коммерческом банке19

    Выводы по первой главе34

    ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ АО РОССЕЛЬХОЗБАНК37

    2.1. Краткая характеристика АО РоссельхозБанка37

    2.2.Анализ финансовых показателей и кредитного портфеля АО РоссельзозБанка37

    2.3. Анализ кредитной политики АО РоссельзозБанка37

    Выводы по второй главе37

    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ АО РОССЕЛЬЗОЗБАНК37

    3.1.Основные направления развития кредитной политики АО РоссельхозБанка37

    3.2. Практические рекомендации по совершенствованию кредитной политики АО РоссельхозБанка37

    Выводы по третьей главе37

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ37

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ38





    ВВЕДЕНИЕ


    Современные коммерческие банки представляют собой универсальные кредитные организации, которые предоставляют своим потенциальным потребителям разнообразные виды банковских продуктов, услуг и технологий. В условиях рыночной экономики, когда развитие банковского сектора происходит под влиянием жесткой конкуренции, коммерческие банки для обеспечения своего развития не только осуществляют традиционные банковские операции (открытие депозитов, предоставление кредитов, проведение расчетов), но и существенно расширяют линейку банковских услуг, как для корпоративных клиентов, так и для населения.

    В настоящее время кредитные организации являются одними из ведущих игроков рынка валюты и фондового рынка, предлагают клиентам различные виды новых банковских продуктов, которые постоянно расширяются в связи с развитием новых технологий. Но, несмотря на всю привлекательность отдельных видов банковских операций, банками всегда осуществляется их главная функция, а именно - операции по кредитованию.

    Для обоснованного, рационального и эффективного использования всех элементов кредитного механизма банками разрабатывается соответствующая кредитная политика. От нее во многом зависит успешная деятельность всего банка в целом и его дальнейшее развитие. Кредитная политика направлена на то, чтобы все сотрудники могли верно ориентироваться в различных ситуациях и принимать верное решение, действуя в интересах банка.

    Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что одной из главных задач, стоящих перед руководством банка правильная разработка кредитной политики.

    Однако, осуществляя действующую в банке кредитную политику, сотрудники могут столкнуться с ее несовершенством, например, в связи с изменениями ситуации на рынке, когда используемая кредитная политика становится не совсем актуальной. Поэтому руководство каждого коммерческого банка периодически должно совершенствовать свою кредитную политику, отражая действительность и основываться на реальном положении дел, таким образом, стремясь к максимальной ее актуальности и одобрения со стороны персонала.

    В современной экономической литературе кредитную политику изучают с точки зрения двух основных аспектов. В первом варианте ее рассматривают на макроэкономическом уровне как часть банковской политики, во втором - на микроэкономическом уровне как политику конкретного банка. Однако макроэкономический подход не позволяет достаточно точно и в полном объеме оценить состояние конкретного коммерческого банка. Поэтому на современном этапе развития особо важное место занимает оценка кредитной политики каждого коммерческого банка.

    В современной экономической литературе не сложилось комплексного, общепризнанного определения термина «кредитная политика коммерческого банка», которое бы отвечало всем требованиям современного состояния банковской деятельности, в том числе и кредитной деятельности.

    В разное время данным вопросом занимались многие ученые. Наиболее полное определение понятия кредитной политики представлено в работах следующих экономистов. О. И. Лаврушин считает, что кредитная политика - это «политика формирования и распределения средств кредитного потенциала». И. В. Пещанская определяет кредитную политику коммерческого банка как «комплекс мероприятий банка, цель которых - повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска». В. Платонов и М. Хиггинс утверждают,что кредитная политика «определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, принципы и порядок организации кредитного процесса».

    Кредитная политика создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, будучи необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования.

    Целью выпускной квалификационной работы является изучение формирования эффективной кредитной политики коммерческого банка на примере АО РоссельхозБанк.

    Объектом выпускной квалификационной работы является АО РоссельхозБанк.

    Предметом выпускной квалификационной работы является кредитная политика АО РоссельхозБанк.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть теоретические аспекты формирования кредитной политики коммерческих банков;

    - рассмотреть сущность и цели кредитной политики коммерческого банка;

    - рассмотреть стратегии, тактик и инструменты кредитной политики коммерческих банков;

    - рассмотреть управление кредитными рисками в коммерческих банках;

    - провести анализ кредитной политики банка на примере АО РоссельхозБанк;

    - изучить анализ финансовых показателей и кредитного портфеля коммерческого банка АО РоссельхозБанк;

    - провести анализ кредитной политики АО РоссельхозБанка;

    - по результатам проведенного исследования разработать практические рекомендации по совершенствованию кредитной политики АО РоссельхозБанк.

    Методологическая база исследования: общенаучные методы, анализ, синтез, описание, дедуктивный метод.

    Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

    В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты формирования кредитной политики коммерческих банков в современных условиях.

    Вторая глава выпускной квалификационной работы включает технико-экономическую характеристику рассматриваемой организации, анализ ее кредитной политики.

    В третьей главе выпускной квалификационной работы предложен ряд рекомендаций, способствующих повышению эффективности кредитной политики рассматриваемой организации.

    В заключении представлены основные выводы по теме исследования выпускной квалификационной работы.


















    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

    1.1. Сущность и цели кредитной политики коммерческого банка


    Кредитная политика - внутренний документ банка, сформированный с учетом сложившейся текущей экономической ситуации и определяющий основные подходы к кредитованию и требования, предъявляемые к заемщику. Кредитная политика выражает общую концепцию и устанавливает стратегические основы всей кредитной деятельности банка, определяет приоритеты на кредитном рынке и цели кредитования.

    При формулировании основ кредитной политики специалисты банка прописывают, каким сферам экономики будет уделяться особое внимание, характеристики идеального клиента, способы обеспечения ссуд и т. д. До рассмотрения кредита, кредитные работники, менеджеры и совет директоров банка должны разработать соответствующие принципы кредитной политики, которые охватывали бы все фазы кредитного процесса. Кредитная политика коммерческого банка необходима для того, чтобы определять стандарты, параметры и процедуры, которыми должны руководствоваться банковские работники при предоставлении кредитных услуг.

    Таким образом, кредитная политика коммерческого банка представляет собой совокупность всех факторов, действий и документов, определяющих развитие банка в кредитной сфере. Она определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и способы их реализации, а также порядок и принципы организации кредитного процесса. Кредитная политика создает фундамент для организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности и управления процессом кредитования. Она должна отражать цели кредитования, правила их реализации, стандарты и инструкции - методическое обеспечение ее реализации.

    В кредитной политике коммерческого банка должны быть отражены такие основные направления кредитного бизнеса, как:

    -объективные критерии и стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники;

    -основные рекомендации, разработанные для применения сотрудниками на практике;

    -принципы контроля за работой служб внешнего и внутреннего аудита;

    -параметры оценки качества управления кредитной деятельностью.

    Рассматривая подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущности понятия «кредитная политика банка», стоит отметить разнонаправленность подходов. Анализ существующих подходов к определению сущности исследуемого понятия позволяет выделить два концептуальных подхода: макроэкономический и микроэкономический.

    На макроэкономическом уровне формирование кредитной политики посредством деятельности Центрального банка предполагает наличие взаимосвязи между категориями банковская и кредитная политика. Не определив состав и структуру банковской политики, как общей категории, сложно в полной мере разобраться в значении более частного понятия кредитная политика. На практике банковская политика включает в себя совокупность следующих элементов: кредитная политика, депозитная политика, процентная политика, валютная политика, политика в области расчетно-кассового обслуживания клиентов, политика по проведению отдельных банковских операций (например, фондовых, консалтинговых, трастовых) К банковской политике относится управление рисками, рентабельностью, персоналом. На макроэкономическом уровне следует отметить важность кредитной политики в процессах формирования и распределения национального дохода и регулировании денежного оборота.

    На микроуровне (уровне банка) является важным обеспечение ликвидности, рентабельности и надежности банка, стабильности развития и адекватности его деятельности относительно потребностям клиентов.

    Сущностью кредитной политики можно назвать стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов и дальнейшего их инвестирования в сфере кредитования клиентов банка.

    В широком смысле можно рассматривать кредитную политику со стороны банка-кредитора и банка-заемщика по отношению к его клиентам, включая население. В узком смысле кредитной политикой является стратегия и тактика банка в вопросе организации процесса кредитования.

    Е. В. Иванова выделяет две группы функций кредитной политики: общие функции, характерные для различных элементов банковской политики, и специфические функции, которые отличают кредитную политику от других элементов.

    Общие функции: коммерческая, стимулирующая, контролирующая.

    Коммерческая функция функция, направленная на получение банком максимальной прибыли от проведения банковских операций, в том числе и кредитных.

    Стимулирующая функция заключается в аккумулировании посредством проведения кредитной политики временно свободных денежных средств в кредитные организации, и их дальнейшее рациональное размещение. Эта функция отражает объективные потребности государства, банков и клиентов. Клиент получает преимущества двумя способами: либо он размещает деньги в банк на депозит под определенный процент, ограничив при этом свое текущее потребление, и через некоторое время получает сумму с процентными выплатами; либо получает ссуду в банке при недостатке необходимых денежных средств для реализации оперативных целей (в данной ситуации обязанность заемщика платить банку проценты за пользование кредитом стимулирует его выплатить заем в максимально сжатые сроки и не допускать просрочки платежей).

    Банк использует стимулирующую функцию с целью привлечения денежных средств по более дешевой цене и предоставления этих денег клиентам по более дорогой. Полученную разницу банк получает в качестве прибыли. Государство может осуществлять управление денежной массой посредством банковской деятельности.

    Контрольная функция кредитной политики позволяет осуществлять контроль за привлечением и использованием кредитных ресурсов как самими банками, так и их клиентами с учетом конкретных приоритетов кредитной политики рассматриваемого банка.

    В качестве специфических функциях кредитного процесс можно выделить функцию оптимизации кредитного процесса, которая направлена на достижение цели банковской политики. Она позволяет выявить наиболее приоритетные направления кредитования для конкретного банка и разработать приемлемые условия предоставления ссуд клиентам.

    Основывается кредитная политика коммерческого банка на изучении уровня развития кредитных отношений банка с клиентом, достигнутого на определенном этапе, и нацелена она на совершенствование и развитие этих отношений.

    И. Е. Ноздрева и С. Ю. Сивакова считают, что основным моментом в подготовке кредитной политики коммерческого банка является определение её целей. Правильная и объективная постановка цели, обеспечение соответствия между различными уровнями целей, выбор наиболее эффективных инструментов для достижения поставленных банком целей является залогом успеха при разработке и реализации кредитной политики.


    Для реализации эффективной кредитной политики банка целесообразно в деятельность банковских учреждений внедрять организационную модель формирования кредитной политики (рис. 1.1.).

    Рис. 1.1.Организационная модель формирования и реализации кредитной политики банка

    При разработке приоритетов кредитной политики выделяют глобальные, конечные цели стратегии банка и оперативные цели, достижение которых позволит реализовать конечную цель кредитной политики.

    Глобальной целью коммерческого банка в области кредитной политики в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» является извлечение прибыли от банковской деятельности в процессе привлечения во вклады денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности, а также их последующего размещения в кредитование и другие, связанные с кредитованием виды банковской деятельности.

    Конечной целью кредитной политики коммерческого банка является в стратегическом плане создание условий для развития кредитных операций в широком смысле, повышения их совокупной доходности при приемлемом уровне рисков и соблюдении банком требований банковского законодательства.

    Оперативные цели носят более узкий и краткосрочный характер, подразумевающие плановые задания для подразделений и персонала, обязательных для выполнения.

    При выборе оперативных целей в рамках кредитной политики коммерческого банка необходимо учитывать интересы разных лиц, как руководства и собственников банка, так и заемщиков, кредиторов, вкладчиков, а также органов банковского надзора

    В этих условиях в качестве оперативных целей кредитной политики отдельного банка могут выступать следующие цели:

    -формирование оптимального кредитного портфеля или адекватной кредитной политике депозитной базы;

    -упрочнение позиций банка на кредитном рынке или его проникновение на новый сегмент, привлечение на кредитное обслуживание новых целевых групп клиентов;

    -минимизация кредитных рисков; повышение имиджа банка через расширение кредитных услуг, повышение их качества;

    -оптимизация клиентской базы по кредитным операциям и др.

    Кредитная политика формирует основные принципы работы банка на рынке кредитных услуг. На основе кредитной политики сотрудники банка строят свою работу с розничными клиентами, выбирают ту или иную модель система оценки клиентов, разрабатывают кредитные продукты.

    Кредитная политика банка формирует требования к заемщикам: возраст, минимальный стаж работы, уровень доходов и другие показатели. Кроме того, она определяет состав и структуру предлагаемых банковских продуктов, их особенности: обеспеченные или необеспеченные, целевые или нецелевые займы, сроки кредитования и т. д.


    1.2. Стратегия, тактика и инструменты кредитной политики коммерческого банка


    Необходимо отметить, что при разработке и реализации кредитной политики особое внимание уделяется ее составляющим: стратегии и тактике кредитной политики. Стратегия кредитной политики представляет собой приоритетные направления кредитной деятельности банка, которые подчинены основной стратегии банка и охватывают различные аспекты кредитной деятельности. Стратегические цели, как правило, устанавливаются на длительное время - сроком от 2 до 5 лет.

    А. П. Пытьева выделяет стратегические цели кредитной политики:

    -формирование сбалансированного кредитного портфеля в зависимости от вида выдаваемых кредитов, типа предоставленного обеспечения, длительности кредитования;

    -ориентация на стратегических партнеров;

    -диверсификация выдаваемых ссуд по отраслям экономики.

    Тактика кредитной политики охватывает краткосрочный период, как правило, от 6 месяцев до 1 года. Тактические цели кредитной политики тесно взаимосвязаны со стратегическими целями. Тактические цели служат конкретным средством воплощения в жизнь стратегических целей.

    Сочетание стратегических и тактических целей и задач позволяет реализовать одну из приоритетных целей функционирования банка - получение максимальной прибыли при поддержании соответствующего уровня ликвидности коммерческого банка.

    Достаточно часто встречается ситуация, свидетельствующая о формальном подходе к разработке кредитной политики в российских банках, в результате чего резко снижается или даже исчезает эффективность кредитной политики.

    Среди этих признаков можно выделить:

    -недостаточная приспособляемость коммерческого банка к изменениям экономической ситуации и игнорирование их в кредитной политике;

    -неполная документация, обеспечивающая кредитный процесс;

    -отсутствие действенного контроля выполнения кредитных договоров;

    -неадекватная реальности система оценки рисков заемщиков;

    -привлечение слишком дорогих депозитов для финансирования кредитных операций;

    - несбалансированность кредитных ресурсов и ссудного портфеля по срокам и суммам;

    -перекос в структуре кредитов в сторону крупных заемщиков или случайных клиентов, не связанных с банком по другим операциям;

    -высокий удельный вес проблемных кредитов, а также рост просроченной задолженности;

    -существенная доля ссуд, предоставленных заинтересованным лицам - инсайдерам банка (акционерам, руководству, служащим банка);

    -отсутствие качественного обеспечения или реальных планов погашения задолженности заемщиками;

    -превышение установленных полномочий кредитными работниками;

    -нарушение кредитной процедуры;

    -низкое юридическое сопровождение кредитных договоров и пр.

    На выявление этих признаков в деятельности банка необходимо обращать особое внимание, как в ходе работы внутреннего банковского контроля, так и при независимой аудиторской проверке.

    При определении цели кредитной политики происходит формирование стратегии ее достижения. Поэтому можно говорить о том, что стратегия кредитования представляет собой общий план кредитования на долгосрочную перспективу.

    В литературных источниках выделяются три уровня стратегического планирования кредитования коммерческого банка:

    -уровень банка в целом;

    -уровень отделов, департаментов;

    -функционально-операционный уровень, когда решения принимаются отдельными сотрудниками.

    По мнению А. П. Пытьевой данную классификацию целесообразно рассматривать с позиции временного признака. Исходя из этого, реализация кредитной политики банка осуществляется на трех уровнях:

    -долгосрочный период, определяющий общую стратегию кредитования, который соответствует уровню банка в целом;

    -среднесрочный период, где посредством реализации тактических мероприятий происходит формирование кредитного портфеля банка. Как правило, это является прерогативой отделов и департаментов;

    -краткосрочный период, в его рамках осуществляется оперативное управление кредитным портфелем банка на уровне конкретного сотрудника.

    Важнейшей составляющей кредитной политики коммерческого банка является постоянная оптимизация кредитного процесса. Основу оптимальности составляют принципы кредитной политики банка, образующие фундамент кредитного процесса коммерческого банка.

    В экономической литературе принципы кредитной политики коммерческого банка принято подразделять на общие и специфические.

    Под общими принципами кредитной политики понимаются принципы, которые положены в основу как государственной кредитной политики, проводимой центральным банком, так и кредитной политики, проводимой в отдельно взятом коммерческом банке.

    Чаще всего такие принципы проявляются в следующем:

    -научная обоснованность выступает ключевым принципом формирования кредитной политики. Только обоснованная политика, сформированная с учетом объективных и субъективных факторов, позволяет наиболее полно удовлетворить интересы субъектов кредитных отношений (государства, региона, банка и клиентов);

    -оптимальность кредитной политики заключается в сочетании ее эффективности с поставленными целями;

    -эффективность, т.е. результативность ее проведения;

    - неразрывная связь элементов кредитной политики.

    Разделяя подобную точку зрения, А. П. Пытьева вместе с тем считает необходимым внести дополнительные принципы, обеспечивающие:

    - системность, т.е. необходимость слаженной работы всех компонентов кредитной политики, их взаимообусловленность и взаимозависимость. Данный принцип позволяет определить наилучшую комбинацию целей, задач, элементов, формирующих кредитную политику;

    -способность кредитной политики быть гибкой, адаптироваться к изменяющимся во времени факторам внешней и внутренней среды. Это определяет понимание процесса кредитования как процесса, развивающегося в пространстве и во времени;

    -оперативность, определяющую кредитную политику банка, позволяющую своевременно сократить кредитные риски и уменьшить кредитные расходы, тем самым увеличивая уровень рентабельности кредитных операций.

    К специфическим принципам кредитной политики относятся, например, принцип безопасности проводимых операций по размещению ресурсов; принцип сбалансированности структуры активов и пассивов по срокам и объемам и пр.

    Таким образом, соблюдение указанных принципов является залогом проведения оптимальной кредитной политики. Они тесно взаимосвязаны между собой. Несоблюдение одного из принципов, как правило, приводит к нарушению остальных. Указанная взаимосвязь принципов предопределяет необходимость применения их в диалектическом единстве.

    Основная цель проведения кредитной политики банка - получение максимальной прибыли при минимальном уровне риска. Исходя из возможного соотношения этих составляющих, а также имеющихся ресурсов, кредитная организация определяет направления кредитования; технологию осуществления кредитных операций; контроль в процессе кредитования.

    Неотъемлемым критерием кредитной политики являются ее элементы: регламентирующие параметры и процедуры.

    К основным элементам кредитной политики можно отнести:

    - формирование общей цели и задач кредитной политики, установление предельных сумм лимитов кредитования с различной степенью риска;

    -определение условий для проведения кредитной экспансии банка;

    -формулирование правил кредитования, процедуры выдачи кредитов, контроля качества кредитного портфеля, а также процесса взыскания просроченной задолженности и т.д.

    При исследовании кредитной политики анализируются в первую очередь данные элементы (таблица 1.1.).

    Таблица 1.1.

    Элементы кредитной политики коммерческого банка

    Этапы кредитованияРегламентирующие параметры и процедуры1. Предварительная работа по предоставлению кредитаСостав будущих заемщиков; виды кредитов; стандарты оценки кредитоспособности заемщика; процентные ставки; количественные пределы кредитования; методы обеспечения возвратности кредита; контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита2. Оформление кредитаФормы документов;

    Технологическая процедура выдачи кредита; Контроль за правильностью оформления кредита3. Управление кредитомПорядок управления кредитным портфелем; Контроль за исполнением кредитных договоров; Условия продления и возобновления просроченных кредитов;

    Порядок покрытия убытков;

    Контроль за управлением кредитом

    А. П. Пытьева указывает на то, что одной из основных задач кредитной политики является обеспечение последовательности действий в процессе осуществления операций кредитования. Четко обоснованная кредитная политика вносит существенный вклад в деятельность банка, обеспечивая бесперебойную работу кредитующего подразделения.

    Трегубович Ю. А. пишет, что в пределах нормативных ограничений, установленных Банком России, банк самостоятельно определяет круг будущих заемщиков, виды кредитов, формирует ссудный портфель и устанавливает процентные ставки исходя из соображений выгодности.

    Повышение доходности кредитных операций и снижение риска по ним две противоположные цели. Как и во всех сферах финансовой деятельности, где наибольшие доходы инвесторам приносят операции с повышенным риском, повышенный процент за кредит является «платой за риск» в банковском деле. При формировании ссудного портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее доходными, но менее рискованными направлениями кредитования.


    1.3. Управление кредитным риском в коммерческом банке


    Успешное функционирование коммерческого банка по законам рынка предопределило необходимость постоянного поддержания его конкурентоспособности и привлекательности для клиентов.

    Важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является разнообразная процентная политика, поскольку получение дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к совершению клиентами вкладов и получению кредитов.

    Уровень депозитных и кредитных процентных ставок устанавливается каждым банком самостоятельно, ориентируясь на учетную ставку ЦБ РФ, состояние денежного рынка и исходя из собственной процентной политики.

    При определении оптимальных конкурентоспособных процентных ставок банкам необходимо учесть ряд факторов:

    - часть привлеченных средств банк обязан хранить в виде обязательных резервов, не приносящих реального дохода;

    - часть средств банк вынужден направлять на формирование резервов на кредитные риски, так же, как правило, не приносящие дохода;

    - по части кредитных договоров происходят задержки платежей, а некоторые кредиты не возвращаются.

    Таки образом, составная часть кредитного процесса - управление кредитным риском. Кредитный риск это риск неуплаты заемщиком суммы основного долга и процентов по этой сумме или неспособность контрагента кредитной сделки действовать в соответствии с принятыми на себя обязательствами. Риск неуплаты процентов по сумме основного долга связан с потерей доходов, при не возврате заемщиком основного долга. Размер кредитного риска равен сумме списываемой безнадежной ссуды (убытку) в расходы банка по данной кредитной сделке.

    Существует множество понятий риска, раскрывающих содержание данной категории с разных точек зрения:

    - риск связывают с неопределенностью: он либо отождествляется с ней, либо неопределенность рассматривается как основное свойство риска;

    -риск опасность потерь, возможность получения ущерба;

    -риск характеристика ситуации, поэтому говорится о ситуации риска;

    -риску присуща вероятность того или иного исхода конкретной ситуации (что является количественной оценкой риска);

    - исход ситуации риска может быть как положительным, так и отрицательным.

    В России реальный уровень кредитных рисков банков в абсолютном выражении имеет тенденцию роста, что обусловлено расширением кредитования нефинансовых предприятий и организаций с невысоким уровнем кредитоспособности, высокой концентрацией кредитных рисков в проблемных отраслях и на отдельных предприятиях.

    Кредитный риск является наиболее сложным видом банковских рисков, поскольку является основополагающим. Одним из наиболее важных элементов управления кредитными рисками коммерческого банка является кредитная политика. Кредитная политика создает основу процесса кредитования, формирует общие принципы и ограничения. Кредитная политика утверждается правлением банка и оформляется как Положение о кредитной политике, которым руководствуются все работники банка.

    Процесс кредитования делится на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка.

    Кредитный риск содержит риск, как отдельного заемщика, так и ссудного портфеля, определяемый совокупностью кредитных вложений. В связи с этим в процессе управления кредитным риском необходим учет особенностей каждого структурного элемента.

    Очень часто кредитный риск включает риск невыполнения кредитных обязательств перед кредитной организацией третьей стороной, как например:

    -уплата кредитной организацией бенефициару по банковским гарантиям, не взысканная с принципала;

    -требования кредитной организации по приобретённым по сделке правам (уступка требования) и прочие.

    На основании чего возникает задача правильного учета степени возможных потерь деятельности, проходящей одновременно по балансовым и внебалансовым счетам. К балансовым рискам банка относят риски кредитный, процентный, ликвидности, структуры капитала (несоблюдения норматива достаточности капитала, нерациональной организации его структуры).

    М.В. Каверина выделяет основные направления исследования проблемы управления и минимизации кредитных рисков:

    - выявление и оценка зон риска. Прогнозирование возможных рисков и возможных будущих потерь, измерение и минимизация рисков;

    - контроль за рисками;

    -наличие методологии управления кредитными рисками.

    Для обеспечения интересов и банка, и общества в целом в условиях постоянной потребности в кредитных ресурсах существует объективная необходимость выработки стратегии управления кредитным портфелем.

    Задачи управления риском кредитного портфеля решаются с применением следующих инструментов: нормативно-правовое, методическое, информационное обеспечение, автоматизированные системы управления, банки и базы данных.

    Использование этих рычагов имеет отражение в методах управления и регулирования риска кредитного портфеля банка: диверсификация, концентрация, лимитирование и резервирование.

    Основные методы управления кредитным риском:

    -оценка финансового состояния заемщиков, эмитентов ценных бумаг и банков-контрагентов, дальнейший мониторинг их финансового состояния;

    -лимитирование;

    -резервирование;

    -контроль за кредитами, выданными ранее;

    -диверсификация портфеля ссуд и инвестиций банка;

    -мониторинг состояния залогов;

    -разграничение полномочий сотрудников;

    -установление предельных значений обязательных нормативов в соответствии с действующим законодательством и внутренними положениями банка.

    Метод диверсификации заключается в разделении ссуд среди широкого круга заемщиков, отличающихся между собой как характеристиками (размер капитала, форма собственности), так и условиями деятельности (отрасль экономики, географический регион).

    Концентрация кредитного портфеля означает сосредоточение кредитных операций в отношении отдельного заемщика или группы связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников банка либо к отдельным отраслям экономики или группе взаимосвязанных отраслей, либо к географическим регионам и др.

    Благодаря лимитированию банкам удается избежать высоких затрат вследствие необдуманной концентрации кредитного риска, а также диверсифицировать кредитный портфель и обеспечить стабильную прибыль.

    Резервирование повышает надежность и стабильность банковской системы, служит защитой вкладчиков, акционеров, компенсирует невозврат заемных средств. Размер экономического капитала, который банк резервирует против потерь вследствие кредитного риска, обычно значительно превосходит резерв, создаваемый против других видов банковского риска.

    Важнейшим инструментом, влияющим на минимизацию рисков, является рационирование. Инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» определены предельные значения рисков на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков, максимального значения крупных кредитных рисков, максимального размера кредита и т.д. Контроль за лимитами кредитования позволяет не выйти за пределы установленного лимита потерь.

    Таким образом, минимизация рисков включает в себя комплекс мер, направленных на прогнозирование вероятности возникновения обстоятельств, приводящих к убытку, и на уменьшение размеров потенциальных потерь.

    Кредитные операции, становясь приоритетным направлением деятельности банка, представляются и одними из самых рисковых, поэтому оценка рисков по кредитным операциям является важнейшей частью анализа финансовой устойчивости банка.

    М. В. Каверина считает, что в целях оптимизации управления кредитными рисками необходимо: 

    - анализировать потребности и возможности заемщика (в т.ч., для избежания мошеннических действий со стороны заемщика, нивелирования эффекта скрытых потерь, для оценки реальной долговой нагрузки заемщика);

    -усовершенствовать систему управления рисками (пересмотреть подходы к управлению кредитными рисками на всех этапах, оценку степени кредитного риска определять конкретными количественными и качественными показателями, тем самым исключив влияние субъективного мнения риск-менеджера).

    В результате неверных оценок рисков или неверного противопоставления действенных мер у банков могут возникнуть неприятные последствия. Из чего следует, что умение правильно просчитать, выявить и минимизировать риски это залог успеха банка.

    По мнению С. В. Дубкова, система управления кредитным риском, надлежащим образом сформированная, должна включать в себя следующие составляющие. Во-первых, локальные нормативные правовые акты по управлению кредитным риском, определяющие стратегию управления, политику и процедуры выявления, измерения (оценки), мониторинга и контроля кредитного риска (включая риск контрагента). Во-вторых, подразделения банка (должностные лица), ответственные за управление кредитным риском. В-третьих, распределение ответственности и осуществление процесса управления кредитным риском.

    Политика и процедуры выявления, измерения (оценки), мониторинга и контроля кредитного риска, а также распределения должностных обязанностей и установления лимитов создают основу процесса управления кредитами. Поэтому они должны быть последовательными, распространяться на все виды деятельности банка и реализовываться не только на уровне отдельного актива (должника, группы взаимосвязанных должников), но и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом и регулярно пересматриваться.

    Банк, как правило, избегает осуществлять кредитование в случаях:

    -неблагонадежности заемщика;

    -высокого уровня рисков кредитных операций;

    -отсутствия источников возврата кредитных средств;

    -плохого финансового положения заемщика;

    -отсутствия перспективы дальнейшей работы с клиентом.

    Исключение допускается для высокодоходных операций, риск по которым минимизирован ликвидным обеспечением или наличием у заемщика стабильной кредитной истории.

    Оценка кредитного риска заключается в определении максимально возможного убытка, который может быть получен банком в течение определенного периода времени. К наиболее распространённым методам оценки банковских кредитных рисков можно отнести аналитический, нормативный, коэффициентный, статистический, комплексный методы.

    Аналитический метод оценки возможных потерь (уровня риска) банка реализуется на основе Положения Банка России от 26.03.2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» и предусматривает оценку уровня риска по каждой кредитной операции с учетом финансового состояния заемщика, обслуживания им кредитной задолженности и уровня ее обеспечения.

    С учетом действия факторов кредитного риска ссуды включаются в одну из пяти категорий качества:

    -отсутствие кредитного риска;

    -нестандартные;

    -сомнительные;

    -проблемные;

    -безнадёжные ссуды.

    Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) выносится по результатам комплексного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения и качества обслуживания долга по ссуде.

    Центральным банком РФ устанавливаются обязательные экономические нормативы допустимых банковских рисков. Порядок их установления, расчёта и предельно-допустимые значения регулируются Инструкцией ЦБ РФ от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков». К нормативам кредитных рисков относятся:

    -максимальный размер риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков);

    -максимальный размер крупных кредитных рисков;

    -максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам) и инсайдерам.

    Оценка кредитного риска при помощи статистических методов заключается в расчете и анализе показателей дисперсии, вариации, стандартного отклонения и др. по кредитному портфелю банка.

    Коэффициентный метод оценки кредитного портфельного предусматривает расчет относительных показателей кредитных рисков и их сравнение с установленными критериями оценки, лимитами, определение уровня совокупного кредитного риска банка.

    Комплексная оценка риска кредитного портфеля банка предусматривает расчет интегральных коэффициентов, обеспечивающих сопоставимость количественных и качественных показателей оценки кредитного риска банка.

    Таким образом, задачами оценки банковских кредитных рисков являются

    -выявление факторов риска;

    -выявление и измерение риска;

    -лимитирование риска;

    установление взаимосвязей между кредитным и иными банковскими рисками, оценка их взаимного влияния; минимизация риска;

    -мониторинг и контроль риска.

    Важнейшим инструментом системы управления кредитным риском банка являются лимиты, которые можно разделить на следующие группы:

    -лимиты в зависимости от степени ликвидности. Устанавливаются предельные показатели минимального объема высоколиквидных активов, при этом также устанавливаются ограничения на возможные расхождения активов и пассивов по срокам;

    -лимиты в зависимости от уровня процентной ставки;

    -лимиты в зависимости от видов вложений допустимые предельные объемы по основным видам активных операций. Для каждого вида лимитов устанавливается своя периодичность их пересмотра.

    Следующим элементом кредитной политики, который оптимизирует управление кредитными операциями банка, является создание оптимальной организационной структуры банка и четкое установление полномочий подразделений и отдельных работников.

    Под оптимальной организационной структурой А. П. Пытьева понимает совокупность взаимосвязанных структурных подразделений банка (включая высшее руководство), обеспечивающих успешную реализацию общей стратегии, целей, задач коммерческого банка. Такая структура должна включать в себя подразделения, решающие такие важные вопросы в области кредитных операций, как кредитное планирование, кредитный анализ, организация кредитного процесса, кредитный контроль, риск-менеджмент, маркетинг кредитных операций.

    В целях минимизации рисков, связанных с кредитованием, специалисты зарубежных банков уделяют большое внимание разработке стандартов кредитования клиентов, т.е. технологической составляющей кредитной политики банка. Для этого банки, имеющие в своем штате квалифицированных банковских работников, все чаще стали уделять повышенное внимание поиску новых оптимальных вариантов методики определения кредитоспособности заемщиков, а также правил кредитования. Организация кредитования должна быть направлена на обеспечение возврата выданных кредитов, целевой характер их использования и пр.

    Можно относить к технологической составляющей элементы кредитной политики, включающие:

    -наличие конкретного сотрудника банка, уполномоченного на проведение необходимых действий в отношении заемщиков;

    -наличие четко определенных реквизитов связи, через которые осуществляются переговоры с заемщиками;

    -наличие плана-графика контрольных действий специалистов банка;

    -наличие протокола, не позволяющего без уведомления уполномоченного сотрудника осуществлять какие-либо действия в отношении заемщика;

    -наличие согласованных условий контроля за целевым использованием кредита; наличие системы мониторинга финансового состояния заемщик.

    Вместе с тем необходимо отметить, что в современном коммерческом банке нельзя сужать сложное понятие, каковым является кредитная политика, до набора механических действий сотрудников, занимающихся кредитными операциями. Предлагаемый перечень процедур и инструкций является лишь элементом кредитной политики.

    Для того чтобы избежать технических ошибок при кредитовании заемщиков и с целью контроля за качеством кредитных операций банка, необходимо обеспечить работников банка информацией о стандартной технологии проведения кредитных операций банка.

    С этой целью в документах, содержащих кредитную политику банка, обязательно должен присутствовать перечень кредитных инструментов, т.е. форм кредитования с описанием их технологии (технологическая карта).

    Особое внимание должно уделяться кредитным продуктам со сложной структурой, предназначенным для финансирования инвестиционных проектов.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, т.е. в умении, как результат, свести к минимуму уровень кредитного риска.

    Выработка грамотной кредитной политики является важнейшим элементом банковского менеджмента. Кредитная политика должна быть сформирована правильно, четко проводиться сверху вниз и приниматься на всех уровнях банка одинаково. Это позволит руководству банка поддерживать утвержденные стандарты работы, избегать излишнего риска и правильно оценивать возможности дальнейшего развития банка.

    Работа банка должна быть основана на серьезных маркетинговых исследованиях, направленных на ограничение кредитования определенных секторов отраслей экономики, с ориентацией на стратегически привлекательные сегменты рынка. Такая работа должна носить постоянный характер, важно выделять перспективные направления и сектора и отсекать непривлекательные отрасли хозяйствования.

    Особое внимание необходимо уделять максимально открытым компаниям, активно работать с бюро кредитных историй, в том числе создавать собственную базу привилегированных категорий заемщиков, которые имеют определенный позитивный стаж сотрудничества с банком.

    Получение максимальной долгосрочной прибыли возможно только при условии формирования прочных кредитных отношений с привилегированными, хорошо зарекомендовавшими себя клиентами и отказа от работы с неблагонадежными и сомнительными клиентами.

    Слишком узкая специализация на каком-то сегменте может привести к искаженному восприятию действительности. Например, если кредитуется фирма, которая производит ограниченный набор продукции для ограниченного количества потребителей, то в случае изменения предпочтений этих потребителей не будет возможности восстановить нормальное функционирование фирмы.

    Другим важным направлением оптимизации кредитной политики является формирование системы лимитов на потенциальные потери и отказ от высокорискованных сделок. Банк может рисковать имеющимися ресурсами, но только в пределах объема резервирования средств. Важно отказываться от сделок с трудноопределимой степенью риска либо, когда риск выше приемлемого для конкретного банка, даже при условии получения возможного высокого дохода.

    Следующим важным инструментом оптимизации кредитной политики, служит использование эффективных моделей управления рисками, учитывающими весь спектр совершаемых операций, а также ресурсно-информационной базы мониторинга рисков, в том числе рисков нарушения норм информационной безопасности, валютного законодательства, несвоевременности доведения информации до высшего менеджмента банка, а в случае необходимости и до судебно-следственных органов. Подобные системы мониторинга рисков призваны обеспечить комплексную защиту от всех возможных рисков и носить предупредительный характер, постоянно корректируя основные направления банковской деятельности. Важно отметить, что управление банковскими рисками нужно проводить не только на индивидуальной, но и на комплексной основе. Кредитные организации, имеющие филиалы, должны при разработке систем мониторинга рисков учитывать особенности деятельности филиальной сети.

    Современным кредитным организациям можно порекомендовать следующие направления сокращения опасности возникновения рисков:

    - степень риска должна учитываться при формировании уровня ссудного процента в высокой степенью детализации по разновидностям кредита;

    -отправной точкой для введения ограничений на кредитование должен стать момент установления равновесного значения процентной ставки и возможных рисковых потерь;

    -установление жестких правил оформления залога и администрирования

    Существенного снижения рисков можно достичь при соблюдении в банковской деятельности следующих условий:

    -валюта кредита должна погашаться заемщиком за счет денежных ресурсов, получаемых от осуществления основной хозяйственной деятельности заемщика;

    -качество обеспечения кредита должно быть на приемлемом для банка уровне;

    -решение о выдаче кредита должно опираться на детальный и качественный анализ кредитоспособности заемщика, основанный на научно обоснованных количественных и качественных параметрах;

    -необходима постоянная оценка факторов внешней и внутренней среды банка, способных повлиять на имидж, репутацию и ликвидность банка.

    Размер кредитной ставки зависит от большого количества факторов: стоимости фондирования, нормы резервирования, расходов по обслуживанию кредита, ее уровень не должен быть ниже минимальной рентабельности капитала по кредитам. Кредит должен соответствовать цели и быть направлен на реальные потребности заемщика, цель кредита должна быть ясной и четкой, бизнес-план также должен быть реальным. Необходимо проверять, соответствует ли сделка законодательству, соответствует ли она ценностям банка, стратегии развития и определенным правилам.

    В кредитной политике необходимо определять также существенные моменты в отношении крупных кредитов. Пересмотр/подтверждение рейтинга крупных заемщиков можно проводить один раз в два месяца.

    Обеспеченность кредитов - один из наиболее важных аспектов кредитной работы, поэтому необходимо при определении цены заложенного имущества опираться на следующие аспекты: использовать рыночную стоимость залога, причем такая оценка должна проводиться специалистом в этой области; при условии изменения рыночной ситуации проводить переоценку цены залога, с включением расходов стоимость залога.

    Проблема фондирования банков всегда является актуальной, необходимо искать новые источники привлечения ресурсов, в том числе на российском рынке межбанковского кредитования, использовать иностранный капитал.

    Увеличение ресурсной базы коммерческих банков становится возможным при всесторонней активизации работы с клиентами, использования различных комбинированных депозитных банковских продуктов, а также совместных с инвестиционными компаниями и страховыми фондами, в том числе и пенсионными, программ. Активное использование финансовых инструментов (векселей, облигаций, депозитных сертификатов) и других долговых обязательств, позволить расширить объем долгосрочных финансовых ресурсов.

    Реорганизация структуры контроля и мониторинга кредитования также будет способствовать повышению эффективности кредитной политики.

    Необходимо организовывать кредитный процесс как процесс, состоящий из трех этапов:

    -функциональная работа с клиентами на «передовой», сразу отсекающая неблагонадежных клиентов;

    -функциональная работа «тылового» офиса, основанная на деятельности аналитиков и специалистов по мониторингу рисков;

    -оформление кредита, при условии всесторонней юридической защиты.

    По мнению Ю. В. Дворниковой, О. А. Кузнецовой, И. А. Ишеевой, такое деление может оптимизировать кредитный процесс в коммерческих банках и улучшить взаимодействие задействованных в кредитовании подразделений.

    По каждой кредитной заявке клиентский менеджер должен представлять документальное заключение, отражающее его собственное мнение относительно данной кредитной сделки. Однако каждая заявка должна быть проанализирована аналитиком независимо от мнения клиентского подразделения.

    Сотрудники каждого подразделения банка должны выполнять определенные действия. Кредитный инспектор проводит всю необходимую работу по контролю условий кредитного соглашения. Причем зоны ответственности должны делиться между аналитическим отделом и учетно-кредитным управлением. Каждый коммерческий банк при формировании кредитной политики составляет определенный порядок ревизионных действий по осуществлению контроля за процессом управления риском во всех подразделениях банка.

    Сотрудники обязаны осознавать какова степень сопутствующего риска при проведении каждой конкретной банковской операции, он должен хорошо разбираться в том, кто является конкретным клиентом, каковы его интересы и насколько они соответствуют кредитной политике банка. Все это является основанием для выработки конкретных условий по каждой кредитной сделке.

    Все потенциальные риски необходимо тщательно изучить и отразить в документах, определяющих условия кредитования. Достигнуть максимальной эффективности в области управления рисками возможно лишь при понимании причин их возникновения, только тогда будет возможность их ликвидировать.

    Основная задача современных банков поиск направлений прогнозирования рисков до их появления. Этого можно достигнуть при внедрении системы двойного контроля кредитных операций сотрудниками различных подразделений банка.

    Функциональная оценка управленческих и контрольных мероприятий должна производиться специальным подразделением банка на основе современных научно-обоснованных методов.

    Банкам следует отказываться от кредитных сделок, не соответствующих кодексу этики, и сделок, которые по каким-либо иным причинам могут оказать негативное влияние на банк и (или) группу.

    Все усилия российских банков по созданию эффективной кредитной политики не принесут реальных результатов при отсутствии государственной поддержки, направленной на формирование и становление российской модели банковской системы.


    Выводы по первой главе


    Таким образом, в заключении первой главы можно сделать следующие выводы. Ведущую роль в управлении кредитными операциями банка занимает кредитная политика, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на создание условий для эффективного размещения имеющихся средств и ставят цель обеспечение стабильного роста прибыли банка. Организация кредитной деятельности банка должна быть определена четко разработанной кредитной политикой. Правильная организация процесса банковского кредитования, разработка эффективной и гибкой системы управления кредитными операциями выступают основой финансовой стабильности и рыночной устойчивости банков.

    Основная роль кредитной политики коммерческого банка в первую очередь заключается в совершенствовании банковской деятельности в области аккумулирования денежных средств и их инвестирования. Кредитная политика определяет приоритетные направления деятельности банка, повышая его эффективность и усовершенствуя его кредитную сферу деятельности. Она нацелена на совершенствование и развитие кредитных отношений между банком и его клиентами. Кредит при этом, являясь непосредственной основой разработки банком своей кредитной политики, отражает эффективность и оптимальность ее использования.

    Разрабатывая кредитную политику, банки имеют возможность организовывать, управлять и регулировать отношения с клиентами по вопросам возвратного движения денежных средств, учитывая уровень развития банковской системы всего государства в целом и конкретного банка в частности. Таким образом, это позволяет рассматривать кредитную политику, как на микро -, так и на макроэкономическом уровне.

    На макроэкономическом уровне кредитная политика занимает важное место в формировании, распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями рыночной экономики, в организации планирования и регулирования денежного оборота страны, в финансировании и кредитовании потребностей экономики и населения. На микроэкономическом уровне кредитная политика необходима для обеспечения надежности и стабильности конкретного банка, поддержания его ликвидности и рентабельности.

    Кредитная политика должна соответствовать текущей рыночной ситуации. Для этого необходимо ее постоянно анализировать и прорабатывать. Банки пересматривают свою кредитную политику не реже раза в год, обычно даже чаще. При этом пересмотр происходит как на верхних уровнях, так и на нижних. Так как именно кредитные работники, непосредственно работающие с клиентами на основе разработанной кредитной политики, видят все ее недостатки и способны внести рациональные предложения по ее практическому усовершенствованию.

    Также разработанная банком кредитная политика не должна противоречить действующему законодательству, требованиям Центрального банка и общему направлению экономического развития страны. Она должна следовать миссии и целям конкретного банка, его кредитной культуре, концепции по управлению рисками.

    В основном различия кредитных политик коммерческих банков зависят от таких факторов, как цель банка, занимаемый сегмент рынка, опытность и квалификация персонала, уровень конкурентоспособности, существующая экономическая и политическая ситуации в стране. Одним из путей совершенствования кредитной политики коммерческого банка является ориентация на клиента, при сохранении безопасного для банка уровня кредитного риска.











Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Кредитная политика банка ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.