Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Малое предпринимательство(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Малое предпринимательство(1)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    02.02.2018 13:56:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    содержание


    Введение3

    1. Теоретические основы развития малого предпринимательства5

    1.1 Характеристика малого предпринимательства как субъекта хозяйствования5

    1.2 Методы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства10

    1.3 Нормативно-правовая база поддержки и развития малого предпринимательства17

    2. Оценка развития малого предпринимательства в России23

    2.1. Итоги деятельности малых организаций23

    2.2. Государственная поддержка малого бизнеса28

    3. Перспективы развития малого предпринимательства в России31

    3.1. Направления дальнейшего развития малого бизнеса31

    3.2. Стратегические цели34

    Заключение39

    Список использованных источников41









    Введение

    С момента зарождения в мировой экономике примитивных задатков рыночных отношений, люди начали создавать специфические методы торговли и получения прибыли. Исторически сложилось, что предпринимательская деятельность, это наиболее денежная отрасль человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день. Она имеет не только массу преимуществ, но и специфический механизм регулирования со сторон государства. Таким образом, практически каждый человек желает обогатиться за счет организации своего бизнеса. Однако, существенное развитие экономики в целом, повлияло на эволюцию предпринимательства. Вследствие этого сегодня можно выделить несколько основных видов бизнеса, которые, в свою очередь, являются наиболее популярными среди граждан Российской Федерации.

    Актуальность темы исследования заключается в том, что экономика любой страны зависит не только от крупного, но и от малого бизнеса, который вносит весомый вклад в развитие любого государства.

    В настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели. В России, среди малых предприятий доминируют независимые предприятия, которые не имеют не горизонтальных, ни вертикальных связей с крупными предприятиями. Подобное нерациональное, с позиций мировой практики, соотношение между крупными, средними и малыми предприятиями, характерное для всех отраслей российской экономики, имеет свои исторические корни. В советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции.

    Цель курсовой работы - раскрыть особенности малого предпринимательства в системе социально-экономического развития России.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Раскрыть место и роль малого предпринимательства в экономике страны;

    2. Провести оценку современного состояния развития малого предпринимательства России;

    3. Выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития малого бизнеса в стране.

    Объектом исследования выступает малое предпринимательство России.

    Предметом исследования в курсовой работе является влияние малого предпринимательства на развитие России.

    В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: сбор и анализ информации из различных источников и ее последующий анализ; графический метод; балансовый метод; анализ, сравнение, обобщение.

    Теоретической базой исследования послужили труды З.Н. Босчаевой, Н.П. Кондракова, С.И. Макарова, А.П. Сергеева, В.М. Попова, Б.М. Широкова и других, а также были задействованы периодические издания, такие как «Налоговый вестник», «Финансы и кредит», «Российское предпринимательство» и т.д., а также нормативные документы и интернет-ресурсы.

    Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованной литературы, включающих 40 источников. Основной текст изложен на 44 страницах.




    1. Теоретические основы развития малого предпринимательства

    1.1 Характеристика малого предпринимательства как субъекта хозяйствования

    Прежде чем задаваться вопросом, что такое малый бизнес, необходимо разобраться в сути предпринимательской деятельности вообще. Понятие бизнеса или же предпринимательской деятельности гласит, что это, специфическая деятельность человека, группы лиц, которая направлена непосредственно на получение прибыли от предоставления услуг или же реализации товара. Чтобы добиться осуществления всех поставленных задач используются материальные и нематериальные блага, труд и иные активы самого предпринимателя или же привлеченные со стороны.

    Предпринимательская деятельность это практически всегда риск, потому что не существует гарантий надлежащего уровня продажи товара или же реализации услуг. Бизнес малый и средний это виды предпринимательской деятельности. Нужно отметить, что классификация, производится на основе нескольких фактов, например, суммы прибыли, количества задействованного персонала и т.п. Также большую роль играет величина предприятия. Потому что в процессе работы нужно понимать финансовые возможности своего дела.

    Малый и средний бизнес (МСБ) общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития.

    Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости.

    Согласно выработанной теории мелкое предпринимательство это деятельность мелкой компании, которая не входит ни в какие крупные объединения.

    Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

    1. хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
    2. кооперативы производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
    3. фермерские хозяйства;
    4. индивидуальные предприниматели.

    Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

    1. среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек;
    2. доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей. При этом сам доход: берется без НДС; определяется по действующему российскому налоговому законодательству; суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
    3. если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
    4. если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
    5. если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
    6. к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на патентной налоговой системе, а также компании с численностью до 15 человек.

    Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

    1. суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом не более 49%;
    2. хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям бюджетным или автономным научным учреждениям;
    3. если они имеют статус участника проекта «Сколково».

    Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.

    Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда.Подобные предприятиянередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

    В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны.

    В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

    Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

    В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

    1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
    2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
    3. Дизайн помещений (10%);
    4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
    5. Репетиторство (5%).

    Малый бизнес в России бесправен и нелегален?

    В РФ примерно треть населения это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

    Однако ещё 8-9 миллионов это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП 3,7 млн. человек и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

    Проблемы малого бизнеса в России

    1. Затруднённый доступ кподдержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
    2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
    3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
    4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

    Итак, малый бизнес это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

    Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.

    1.2 Методы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства

    Для российской экономики такое понятие, как государственное регулирование малого бизнеса, еще мало известно, мало изучено и совсем не проверено на практике. Сегодня Правительство РФ только занимается планированием и разработкой мер по оказанию всесторонней помощи российскому предпринимателю. Предполагается, что именно эти меры смогут дать малому бизнесу окрепнуть.

    На территории России сегодня осуществляется поддержка малого и среднего бизнесасо стороны государства. Как уже указывалось ранее, российское производство заинтересовано в развитии некоторых экономических сегментов. Предпринимательство в данном случае это наилучший способ заинтересовать население государства развивать те сферы, которые ему выгодны. Поэтому с его стороны реализуется помощь малому и среднему бизнесу путем различных методов. Одним из подобных является субсидирование малого предпринимательства, которое можно получить, например, в центах занятости населения. Существует также Фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Эта организация занимается целенаправленным развитием представленных в статье видов предпринимательства.

    Также существуют организации, которые обеспечивают кредитование малому бизнесу в России. В данном случае поддержка осуществляется путем поручительства перед банками. Во время реализации деятельности уже непосредственно созданных малых и средних организаций их руководители могут объединяться для защиты интересов своих предприятий. Примером подобного объединения можно назвать союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые могут создаваться как на региональном, так и национальном уровне. Существуют также союзы юридических лиц, например, объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса.

    Помощь в развитии, которую оказывают государственные институты, относится к категории централизованных механизмов поддержки. Она заключается в стимулировании предпринимательской деятельности людей в соответствии с конкретными целями. Они определяются с учетом интересов обеих заинтересованных сторон бизнеса и государства. При этом главным ориентиром выступает состояние, в котором находится экономика.

    Децентрализованные механизмы поддержки всевозможные формы саморегулирования среднего и малого бизнеса (СМБ), а также его адаптация к постоянно изменяющимся условиям рынка.

    К сожалению, в нашей стране неразвитость взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и непрозрачные условия ведения бизнеса являются ограничителями для децентрализованных механизмов, хотя они характеризуются более высокой эффективностью, нежели централизованные.

    В рамках государственного регулирования деятельности российского малого бизнеса различными ведомствами страны выполняются действия, позволяющие достичь следующих целей:

    1. постоянное развитие СМБ в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, способствующее формированию среднего класса общества;
    2. создание идеальных условий для осуществления предпринимательской деятельности;
    3. увеличения числа самозанятых граждан;
    4. разработка и последующее внедрение мероприятий, которые позволят нарастить долю участия СМБ в процессе формирования валового продукта (регионального и внутреннего), а также в доходах бюджета (федерального, местного).

    Очень важно, чтобы система регулирования, применяемая государством, соответствовала поставленным целям и имела необходимые показатели организационные, концептуально-программные, функциональные.

    Поддержка малого бизнеса государством в РФ регулируется Законом 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

    Общегосударственная система поддержки малых форм предпринимательства включает в себя различных участников, коммерческих и некоммерческих, чья деятельность направлена на оказание помощи в том или ином виде. К ним относятся банки, различные госучреждения, школы бизнеса и инвестиционные фонды. Все они играют определенную роль в поддержке начинающих предпринимателей: начиная от непосредственного финансирования и заканчивая консультированием, обучением и правовой помощью в рамках программы поддержки малого бизнеса.

    Следовательно, важнейшая часть поддержки малого бизнеса государством включает в себя безвозмездную финансовую помощь. Финансовые виды поддержки малого бизнеса это различные субсидии, гранты, кредитные льготы и компенсации, выделяемые государством.

    Поддержка малого бизнеса работает в рамках законодательных актов и нормативов РФ, а также на уровне федеральных и региональных программ.

    Господдержка предприятий осуществляется в формате целевого софинансирования, т.е. государство выделяет деньги не в полном объеме, а предполагает, что предприниматель также будет вкладывать собственные средства. Отчет об освоении выделенной суммы обязательное условие получения государственной помощи. Регламентированный перечень расходов, куда должна быть израсходована выделенная сумма помощи малому бизнесу от государства, включает:

    • оплату аренды (если ее стоимость не превышает 3600 рублей за 1 м2 в год);
    • закупка оборудования, техники;
    • оборудование рабочих мест;
    • закупка сырья и материалов (максимум пятая часть общей суммы полученных средств).

    Конкретизируем самые важные условия получения и, что немаловажно, расходования средств в рамках программ поддержки малого бизнеса. Вот основные виды денежной помощи субъектам МСБ и то, как они должны быть реализованы.

    1. Гранты молодым предпринимателям.

    Это финансирование из бюджета для покрытия расходов на освоение бизнес-плана, при котором получатель обязан внести собственную часть средств (30-50% от бюджета проекта).

    1. Помощь на развитие уже существующего бизнеса.

    Это денежные средства на покупку основных средств, которые могут составлять 50-90% общей стоимости приобретаемых активов. Сумма не превышает 10 млн. рублей в зависимости от региона открытия предприятия.

    1. Грант от службы занятости.

    Для индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в государственной службе занятости, предоставляется возможность начать свое дело. Для этого государство выдает субсидию в размере годового пособия по безработице (58,8 тыс. рублей). При этом субъект бизнеса обязуется взять на работу не менее двух человек, также состоящих на учете в центре занятости (но в этом случае он имеет право на выплату годового пособия на каждого нанятого работника).

    1. Компенсация расходов, которые предприниматель несет на выплаты по договору аренды с собственником помещения.

    Из госбюджета выделяются средства из расчета 2,75-5,5% годовых по договору аренды помещений. Для получения выплат необходимо предъявить документы об оплате.

    1. Возмещение 2/3 затрат на участие предприятия в выставках и ярмарках.

    Государство покрывает стоимость аренды оборудования, регистрационный взнос и другие расходы. Общая сумма выплаты не должна превышать 300 тысяч руб.

    Чтобы стать участником той или иной программы поддержки предпринимательства, субъект МБ должен быть официально внесен (как ИП, соучредитель ООО и т.п.) в ЕГРЮЛ. Это обязательное условие получения государственной субсидии на бизнес.

    Следует отметить, что финпомощь это основной, но не единственный вид государственной поддержки малых форм предпринимательства в нашей стране. К другим востребованным видам помощи относятся:

    • информационная проведение семинаров, тренингов, консультаций;
    • экономико-правовая бухгалтерское сопровождение, упрощение налогов, юридическая помощь, приоритеты в лицензировании и оформлении разрешительной документации;
    • сопровождение инновационных и научных работ;
    • организационная поддержка при участии в ярмарках, выставках.

    Получение всех видов помощи реализуется на конкурсной основе, базовыми критериями которой является бюджетная эффективность, количество созданных рабочих мест, социальная значимость и другие параметры, зависящие от региональных факторов.

    В области поддержки и развития малого предпринимательства имеются достоинства.

    Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

    1. в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
    2. в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
    3. в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
    4. в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

    У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

    Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

    1. делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
    2. позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
    3. помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
    4. снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

    Однако есть и свои недостатки, в частности:

    1. как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
    2. очень часто им даже отказывают в займах;
    3. они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
    4. они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

    В целом в России наблюдается положительная динамика в развитии системы поддержки малого и среднего бизнеса. Несмотря на сложные макроэкономические показатели, каждый предприниматель имеет все шансы получить всеобъемлющую поддержку от государства, если он действует в рамках правового поля. Но это не означает, что помощь от государства способна решитьвсе проблемы малого бизнеса.

    1.3 Нормативно-правовая база поддержки и развития малого предпринимательства

    Юридический институт малого предпринимательства базируется на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

    Одним из основополагающих законодательных актов в сфере предпринимательской деятельности является Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), в ст. 2 которого содержится понятие предпринимательской деятельности - самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

    В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всехИПи организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

    Закон был принят в начале двухтысячных годов и несколько раз подвергался крупным переделкам. Каждая кампания по внесению системных изменений в ФЗ-209 была шагом навстречу мелкому бизнесу и декларировалась как нормативная база для демократизации и повышения эффективности сотрудничества бизнеса и государства.

    Таблица 1 - Нормативно-законодательные акты по содействию малому бизнесу

    Федеральный законИзменения Примечания №78-ФЗПоявление бизнес-омбудсменовПредоставляют услуги по защите интересов ИП перед госструктурами (судами, надзорными органами)№292-ФЗСократились расходы на ведение бухгалтерского учетаСубъекты малого бизнеса получили возможность использовать упрощенную систему ведения бухучета№44-ФЗМалый бизнес получил доступ к госзаказуДо 15% увеличилась доля муниципальных и государственных закупок, повышена начальная стоимость контракта (предельная), стало использоваться «правило 2-ой руки»№39-ФЗПринципы, определяющие цены для целей налогообложения стали более совершенны Сумма НДС продавца может уменьшаться на размер поощрения или премии, выплаченной покупателю№94-ФЗПрименение патентной системы налогообложения Патент заменяет собой уплату нескольких налогов (используется ИП, если штат сотрудников составляет 15 и менее человек)№194-ФЗУсовершенствованы способы защиты товарных знаков Незаконное использование чужих товарных знаков карается штрафом, что способствует сокращению убытков пострадавшей компании и снижает недобросовестную конкуренцию.

    Изменения вносились и в базовый закон о малом бизнесе № 209-ФЗ. Наиболее свежие произошли в июле текущего года. Их можно разделить на две группы:

    - Касающиеся критериев, согласно которым юрлицо может быть отнесено к категории малого и среднего предпринимательства (МСП).

    - Регламентирующие работу Федеральной корпорации по развитию МСП.

    В первом случае говорим об увеличении периода, в течение которого организация имеет право сохранять статус субъекта МСП, а также порога участия в капитале СМБ иностранных компаний и российских субъектов хозяйствования, не являющихся представителями МСП.

    Во втором о создании института поддержки СМБ в лице соответствующей корпорации. В ее функции, в частности, входит координация деятельности инфраструктуры и разработка схем оказания финансовой помощи участникам рынка. То есть речь идет о создании достойных условий для всестороннего развития предпринимательства в Российской Федерации.

    Кроме того, с 01.01.2016 в соответствии с законом, принятым Госдумой, малый бизнес ИП и юридические лица в течение трех лет будет освобожден от плановых проверок. «Надзорные каникулы» не предусмотрены для сфер, связанных с безопасностью (радиационной, пожарной, экологической, промышленной) и государственной тайной.

    Помимо перечисленных выше кодифицированных актов, к развитию субъектов малого предпринимательства в той или иной степени имеют отношение следующие Федеральные законы:

    - от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

    - от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

    - от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    - от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Данный Закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации;

    - от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

    - от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

    - от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

    - от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

    - от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

    - от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";

    - от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

    - от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

    - от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

    - от 26 декабря 1995 г. 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.

    Существует множество подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Среди наиболее значимых с точки зрения рассматриваемой сферы регулирования здесь можно отметить такие акты, как: Указ Президента от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 "Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами" и ряд других документов.

    В ноябре 2008-го года по распоряжению Владимира Путина занимающего в тот момент пост Председателя Правительства РФ была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

    В документе указывается, что одним из главных элементов экономической политики страны выступает содействие развитию субъектов хозяйствования. Благодаря ему появляется возможность решить ряд долгосрочных социальных задач и поддерживать на рынке здоровую конкуренцию.

    Как следует из текста Концепции, улучшение бизнес-климата может быть достигнуто за счет:

    1. Преобразования отраслевой структуры компаний (малых и средних).
    2. Ряда мероприятий, которые позволят обеспечить увеличение количества предпринимателей в означенных временных рамках (до 2020-го года число субъектов предпринимательской деятельности должно увеличиться до 6 000 000 человек).

    С 1 августа 2016 вступило в силу Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нём указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Прежде, для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие "доход от предпринимательской деятельности". В расчёт берётся не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учёту. Разберёмся, какие организации и ИП в 2017 подходят под определение малого бизнеса.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ занимают ведущую ступень иерархии нормативного правового регулирования развития малого предпринимательства в России. Помимо вышеуказанных, существуют нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

    В заключение нужно отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства в России сегодня имеет приоритетный характер. Это довольно позитивный аспект, который в будущем позволит государству получать из предпринимательской деятельности максимум при этом, давая людям возможность зарабатывать деньги.













    2. Оценка развития малого предпринимательства в России

    2.1. Итоги деятельности малых организаций

    В 2017 г. в России зарегистрировано всего субъектов малого и среднего предпринимательства 6039,2 тыс. ед., в том числе юридических лиц 2817,51 тыс. ед. и индивидуальных предпринимателей 3221,7 тыс. ед.

    На рисунке 1 представлена динамика юридических лиц, зарегистрированных как субъекты МСБ России.




    Рисунок 1 - Динамика МСБ России за 20102017 гг., тыс. ед.


    В течении 20102014 гг. наблюдается увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, однако под влиянием кризиса 20142015 гг., введения санкций, колебания валют, многие именно малые предприятия прекратили свое существование, в 2014 г. количество малых предприятий, в том числе и микро-предприятий составляло 3971981 ед., то уже в 2015 г. количество данных субъектов сократилось до 2222372 ед.

    Количество средних предприятий в 2014 г. составляло 13691 ед., в 2015 г. несмотря на кризисные явления в экономике России произошел резкий скачок количества средних предприятий до 19278 ед., а в 2016 г. показатель сократился до 13346 ед.

    Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 июня 2018 г. в РФ зарегистрировано и действует 2936,9 тыс. экономических субъектов, на которых занято более 13,6 млн. человек, что составляет 25 % от общего числа занятых в экономике.

    Рассмотрим распределение субъектов МСБ по регионам России по состоянию на 10.06.2018 г. (таблица 2).

    Таблица 2 - Распределение субъектов МСБ по регионам России на 10.06.2018г.

    Регион Оценка, ед.Северо-Кавказский ФО204778Дальневосточный ФО266849Уральский ФО532025Сибирский ФО716078Северо-Западный ФО723037Южный ФО723815Приволжский ФО1106936Центральный ФО1945099


    Таким образом, наибольшее количество предприятий малого и среднего бизнеса зарегистрировано в Центральном федеральном округе 1945099 ед., а наименьшее в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральном округах 266849 и 204778 ед. соответственно.

    На рисунке 3 отражена динамика оборота малых и средних предприятий за 20102017 гг.


    Рисунок 2 - Динамика выручки от реализации товаров за 20102017 гг., млрд. руб.


    Таким образом, наблюдается положительная динамика увеличения выручки от реализации товаров малым и средних предпринимательством, однако в 2017 г. отмечается снижение показателя 7 % или 3187 млрд. руб.

    Рассмотрим структуру видов экономической деятельности МСБ на рисунке 3.



    Рисунок 3 - Виды деятельности МСБ, %

    Наибольший удельный вес в структуре видов экономической деятельности занимает оптовая и розничная торговля (38,7 %), затем следуют операции с недвижимым имуществом и арендой (20,3 %). Наименьшее значение соответствует транспорту и связи (6,8 %).

    Рассмотрим динамику доли МСБ в ВВП России за 20112017 гг. на рисунке 4.



    Рисунок 4 - Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России, %


    В 2017 г. наблюдается значительный прирост на 1,7 % доли МСБ в ВВП России, что является положительной динамикой, при этом согласно Стратегии развития малого бизнеса, его доля в ВВП к 2030 г. должна вырасти до 40 %.

    В таблице 3 отражена динамика численности работников сектора малого и среднего бизнеса.

    Таблица 3 - Численность работников сектора МСБ, чел.

    Показатели 01.01.201601.01.201701.01.2018Индивидуальные предприниматели 243387324014672325374Юридические лица 134885651372911513611136

    Таким образом, на 01.01.2017 г. наблюдается увеличение численности работников у юридических лиц с 13488565 человек до 13729115 человек, а на 01.01.2018 г. показатель сократился до 13611136 человек. В течении анализируемого периода наблюдается сокращение численности работников у индивидуальных предпринимателей, поскольку количество ИП сократилось.

    В целом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что основные показатели деятельности МСБ свидетельствуют о развитии малого предпринимательства, данный сектор несмотря на кризисы 20082009 гг. и 20142015 гг. прогрессивно растет позволяющий составить прогноз на среднесрочную перспективу по сохранению положительной динамики показателей. В современных условиях хозяйствования именно малый и средний бизнес является мотором позитивных изменений по обеспечению замещения импортной продукции, услуг, производства инновационных товаров, и в целом важным инструментом оптимизации структуры экономики.

    Несмотря на рост числа малых предприятий, качественных состав в различных отраслях экономики практически не изменился за предшествующее десятилетие. Структурный состав оборота малых предприятий России по видам экономической деятельности на конец 2016 года представлен в таблице 4.

    Таблица 4 - Структурный состав оборота малых предприятий, включая микропредприятия, по видам экономической деятельности

    Предприятия по видам экономической деятельности Состав, %Оптовая и розничная торговля, ремонт 37Гостиницы и рестораны 3Транспорт и связь 8Операции и недвижимым имуществом 22Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство2Обрабатывающие производства 9


    Наряду с отсутствием изменений качественного состава в различных отраслях экономики, малый бизнес имеет и другие недостатки, среди которых наиболее значимыми является низкий уровень первоначального капитала и нехватка финансирования. В свою очередь это формируется в проблему, связанную с высокими процентными ставками на услуги кредитования малого бизнеса по сравнению с крупным или средним бизнесом. Для решения указанных вопросов необходима государственная поддержка малого бизнеса.

    Опираясь на опыт экономически развитых стран, можно сделать вывод, что успешное развитие малого бизнеса может происходить только в условиях стабильной, всесторонней государственной поддержки, осуществляемой в разных формах.

    2.2. Государственная поддержка малого бизнеса

    В таблице 5, согласно данным Министерства экономического развития РФ, продемонстрировано финансирование федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России за 2012-2017 гг., а также количество субъектов РФ, участвующих в данной программе.

    Таблица 5 - Финансирование федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России за 2012-2017 гг.

    Показатели 2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 годОбъем средств федерального бюджета, направляемых на программу, млрд. руб.1,533,83,918,617,8Количество регионов - участников программы 556460678282

    В целом, с 2012 г. объем финансирования малого бизнеса увеличился в 5 раз, на 6 млрд руб. Пик финансирования приходится на 2014 г. и составляет 21,6 млрд руб. Как видим, количество субъектов, участвующих в программе, существенно не изменилось с 2012 г. по 2017 г., однако объем финансирования сократился в 2,88 раза, на 14,1 млрд руб., что обусловлено валютным кризисом 2014- 2015 гг. На фоне сокращения финансирования численность малых предприятий стабильно растет из года в год. В 2014 г. в среднем на одно предприятие малого бизнеса приходилось 10267 руб. субсидий в год, в то время как в 2016 г. всего 4439 руб. и это не учитывая тот факт, что данный финансовый показатель субсидий предоставляется не только малому, но и среднему бизнесу. Количество малых предприятий, включая микропредприятия, в 2014 г. составляет 2103780 единиц, а в 2016 г. 2770562 единиц. Конечно, не все зарегистрированные предприятия малого и среднего бизнеса участвуют в данной программе и получают субсидии, однако анализ показывает, что имеющаяся государственная поддержка пока что малоэффективна.

    Причины низкой эффективности поддержки малого предпринимательства и пути решения проблем.

    Как мы выяснили, результативность малого бизнеса в России остается довольно низкой по сравнению с зарубежными странами. Высокий уровень проводимой государственной поддержки в экономически развитых странах способствует созданию единой структуры хозяйствующих субъектов, в которую равноправно входят организации с разными доходами, объемами производства, уровнем кооперирования и специализации.

    Еще одной особенностью низкой результативности малого бизнеса является несовершенство российского налогового законодательства и, как следствие, неразвитая система разделения труда между крупными и малыми предприятиями. Сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что большая часть малых предприятий, работающих по УСН освобождена от уплаты НДС, и взаимодействие с крупными компаниями приведет к увеличению налоговых платежей по НДС для последних. Решение данной проблемы возможно путем замены НДС другим налогом, например, налогом с оборота. Снятие налогового барьера способствовало бы более тесному сотрудничеству малого и крупного бизнеса.

    Также можно выделить ещё такую особенность, сдерживающую динамичное развитие малого предпринимательства, как рисковый характер. Риски малого предпринимательства возникают в условиях неопределённости и зависят от многих факторов как внешних, так и внутренних: неустойчивость малого бизнеса, юридическая незащищённость малого предпринимательства, политическая и социальная обстановка в стране, нестабильность законодательства, высокие налоговые ставки, несовершенство нормативно-правовой базы и многие другие. Наряду с вышеперечисленным можно выделить отдельно общеэкономические факторы, такие как ухудшение условий кредитования, повышение стоимости импортной продукции, используемой в производстве на малых предприятиях, высокий риск неплатежей покупателей, низкий уровень рентабельности, высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса, жесткие условия аренды, проблемы в нахождении рынка сбыта продукции, отсутствие интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов и, как результат, криминализация малого бизнеса.

    Именно поэтому государство должно тщательно подходить к каждой проблеме и пытаться решить их с помощью введения соответствующих правовых норм, либо других инструментов. Очевидно, что все проблемы разом решить не получится, но учитывая рост числа малых предприятий, закрывать глаза на это нельзя.










    3. Перспективы развития малого предпринимательства в России

    3.1. Направления дальнейшего развития малого бизнеса

    Аналитики предсказывают дальнейшее падение рубля в связи со снижением цен на нефть. Так что говорить о выходе экономики из кризиса к концу этого года и в следующем не приходится. Определенные надежды возлагаются именно на мелкий и средний бизнес как на основную движущую силу российской экономики.

    Доля мелкого и среднего бизнеса в общем ВВП страны составляет не более 20 %. Этого совсем недостаточно для того, чтобы сектор мог благотворно повлиять на общее состояние российской экономики.

    Для сравнения: в европейских странах этот показатель выше в три-четыре раза. Поэтому прежде всего нужно заботиться о создании новых предприятий.

    Но в условиях кризиса открывать предприятия, требующие специального оборудования и квалифицированного персонала, достаточно сложно. Гораздо проще организовать совсем небольшие, так называемые микропредприятия, занятые торговлей и оказанием услуг. Они и окупаются быстрее, и спрос на их продукцию более предсказуем.

    Государство понимает, что данный сектор является важным. Именно поэтому правительство поддерживает в определенной мере эту сферу. Ведь без малого бизнеса произойдут непоправимые изменения, которые будут выражаться в ухудшении социального положения. Это непременно приведет к еще большему расслоению в обществе. Народ будет поделен на два сектора элиту и нищету. Появится дискриминация. Правительство перестанет контролировать процесс ценообразования.

    В связи с подобными угрозами правительством реализуется государственная программа, в рамках которой будет проведен ряд глобальных реформ. На законодательном уровне это будет выражено во влиянии на налогообложение малого бизнеса в России. Оно должно быть обоснованным и целесообразным.

    Планируется в течение ближайших двух лет увеличить количество объектов малого предпринимательства на два миллиона. Особо выгодные условия ожидают тех бизнесменов, которые планируют начать свое дело, связанное с выпуском товаров первой необходимости. Перспективным является и сфера предоставления услуг технического характера. Для этого упрощается кредитование малого и среднего бизнеса в России. Государством также предусматривается предоставление льгот и субсидий. Рассматривается возможность бизнес-обучения на бесплатной основе.

    Итак, государство планирует увеличение количества малых и средних предприятий и возлагает на этот сектор экономики определенные надежды. Но проводимая им политика не всегда последовательна. По данным статистики, в нашей стране большинство малых предприятий редко доживает до двух лет.

    Чтобы мелкие предприятия радовали казну регулярными отчислениями, в первую очередь должны решаться стратегические проблемы развития бизнеса: предпринимательству нужны дешевые кредиты и невысокие налоги. Именно это позволит нашему бизнесу увидеть новые перспективы.

    На сегодняшний день, как и последние несколько десятков лет наша страна живет по принципам рыночной экономики. Казалось, нет ничего проще, чем открыть в своей стране свой бизнес и развивать его. К сожалению, существует несколько нюансов, которые влияют негативно на перспективы развития малого бизнеса. Давайте с вами поговорим о всех положительных и негативных моментах.

    Негативным, для развития бизнеса малого масштаба, на первый план выступает отсутствие поддержки государства с финансовой стороны. Те есть, на сегодняшний день банки не горят желанием одарить клиентов средствами для развития бизнес малого масштаба. Даже если вы придете в банк за кредитом с гениальным и несравнимым бизнес-планом вам практически нет на что рассчитывать. Единственным шансом, когда банк сможет выделить определенную сумму под развитие бизнеса является франшиза. К сожалению и тут есть свои минусы, ведь банк, может, запросит щедрый залог с вашей стороны квартиру, машину, дачу и т. д.

    Еще одним фактором для перспективы развития малого бизнеса является конкуренция, которая на современном этапе очень большая. Так, например, предприятия нашей страны не всегда имеют возможность конкурировать с предприятиями и производством импортных товаров. Поэтому, для того чтобы изготовлять качественный и конкурентоспособный товар необходимо затратить достойное количество финансов. В противном случае, продукция с низким уровнем качества не будет иметь высокого спроса. Поэтому, прежде чем создавать свои бизнес важно рассматривать сферу торговли и сферу услуг. Более того, если оценивать, тот бизнес, который будет основываться на предоставлении каких-либо услуг, открыть будет гораздо дешевле.

    Мешает создатьсобственный бизнеси человеческий фактор, ведь определенная часть населения, живущая мыслями времен советской власти, предпочитают работать на государственных предприятиях, нарабатывая стаж и будущую пенсию. Такие понятия создают особый барьер, который мешает создавать собственную карьеру.

    Теме не менее, не смотря на все недостатки, на современном этапе существуют перспективы развития бизнеса, которые предусмотрены законами. Первый и важным аспектом для развития бизнеса является принятие закона о поддержке малого бизнеса различными кредитными программами, и льготами. Более того, очень важным есть то, что существует возможность получить грант. Грант подразумевает под собой безвозмездные средства, которые выдаются предприятию на его развитие. Грант выдается, только в том случае, если ваш бизнес-план безупречен и имеет реальные перспективы. Важно знать, что гранты это не кредиты, их не возвращают обратно. Потребовать обратно могут сумму только в том случае, если ваш процесс бизнес плана не состоялся или в отчетности по растрате средств выделенных на развитие малого бизнеса есть несогласования в больших масштабах.

    Согласно данным Министерства экономического развития, две из пятироссийских компаний малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике это работник малого или среднего предприятия. Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40% от всех малых и средних предприятий. 18% предприятий заняты в сфере услуг, 12% строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.

    Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса фундамента социальной стабильности и модернизации. Малое предпринимательство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новоерабочее местои сохранить уровень доходов.

    3.2. Стратегические цели

    В июне Правительством России была окончательно утверждена Стратегия развития малого бизнеса до 2030 года (распоряжение № 1083-р от 2.06.2016). Сам факт появления такого документа говорит, что отношение к МСП меняется. Цитата из него: «Первый принцип малый бизнес прежде всего». Вот так: не меньше, ни больше определяются приоритеты. Действительно, трудно игнорировать реальные цифры: располагая всего 5-6% основных производственных средств, субъекты МСП формируют 20% национального валового продукта. Этот показатель в два раза ниже мирового, и главная цель реформы увеличить его вдвое (рис. 5).

    Рисунок 5 - Целевые индикаторы роста оборотов МСП на 2016-2030 годы


    Все субъекты СМП поделены на 2 целевых сектора, для каждого предусмотрены разные меры поддержки:

    - массовый предприятия, ИП, занятые в сферах предоставления услуг, розничной торговли, сельском хозяйстве, производстве бытовых изделий;

    - высокотехнологичный организации, обеспечивающие внедрение инноваций, производящие экспортную продукцию, задействованные в обрабатывающих отраслях.

    Предполагается, что целевые показатели будут достигнуты через систему взаимосвязанных мероприятий, самые масштабные из них отражены в «Дорожной карте».

    Всего в документе отражено 8 направлений, по которым предусмотрены конкретные меры поддержки. Проведение реформы, координация всех действий возложены на Министерство экономического развития и «Корпорацию МСП».

    Стратегия развития предусматривает освобождение отдельных рыночных ниш для малого предпринимательства. Предполагается, что субсидии из федерального бюджета будут предоставляться в зависимости от достигнутых целевых индикаторов «дорожной карты» в каждом регионе.

    • Повышение конкурентоспособности МСП должно быть обеспечено введением «Единого стандарта развития конкуренции» для всех 85 субъектов Федерации. Например, на рынке розничной торговли их доля должна не меньше 20% от общего оборота, а ежегодный рост не меньше 5%.
    • Каждый год будут постепенно увеличивать квоту для малых и средний предприятий поучастию в госзакупках. Оборот рынка государственных заказов составляет в год около 12 трлн. рублей (почти 30% ВВП). На 2015 году квота составила 15%, с 2016 это уже 18%, и начиная с 2018 года не меньше 25% (рис. 6). Повышение доступности финансирования

    Рисунок 6 - Прогнозируемый рост отдельных показателей развития МСП до 2030 года.

    Один из «больных» вопросов для малых и средних предприятий недостаток средств на развитие бизнеса. Торговые организации испытывают дефицит оборотного капитала. С наступлением кризиса банки резко сократили «кредитные фабрики», ужесточили условия для заемщиков.

    • Повышение доступностилизинга оборудования для малых предприятий. С одной стороны собираются ввести налоговые льготы для лизинговых компаний, заключающих договоры с представителями малого и среднего бизнеса. С другой стороны, государство намерено внести специальный взнос в «Корпорацию МСП» с целью «докапитализации» региональных лизингодателей и расширения льготных программ поставщиков.

    Планируется ввести много поправок в законы, регулирующие налоговую политику и другие сферы хозяйствования. Их основная задача: увеличить количество малых предприятий, ИП, уменьшить число «теневиков». Если на начало 2016 года их было 39 на 1 тысячу населения, то к 2030 году должно стать 46 единиц.

    • Должны быть утверждены «Правила недескриминированного доступа ...» к инженерно-техническим сетям (вода, тепло, газ) и формы типовых договоров. Документ направлен на снятие административных барьеров при подключении малых и средних предприятий к ключевым ресурсам. Правда, в «дорожной карте», конкретные даты не указаны.
    • Налоговую нагрузку на малые и средние предприятия обещают не увеличивать как минимум 3 года, рассматривается предложение о продлении моратория. Будет расширен список ОКВЭД, подпадающих подпатентную систему налогообложения.Самозанятое население, получающее доходы нелегально, получит возможность подать добровольное уведомление с последующей регистрацией в качестве ИП и освобождением от уплаты налогов на 3 года. Такие граждане будут освобождены от ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
    • Предполагается снижение административной нагрузки за счет запрета проведения проверок у субъектов МСП в течение 3 лет. Будет утвержден перечень документов, которые контролирующие органы будут запрашивать сами, и не требовать от организации. Обещают ввести налоговые вычеты на приобретение оборудования для фиксации данных в различных информационных системах, «коих развелось» уже достаточно. А для тех, кто подает сведения обобороте спиртсодержащей продукции в ЕГАИС обещают отменить подачу декларации.

    Таким образом, стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года должна, как считает Правительство, резко увеличить долю самозанятого населения в экономике. Строятся большие планы по развитию системы обучения, информирования, в том числе создание специальныхМФЦ по оказанию услуг предпринимателям. Интересно, что большинство из отраженных в «дорожной карте» мероприятий, не предусматривают дополнительного финансирования. Бюджетные средства будут выделены только «Корпорации МСП» на развитие лизинга, гарантийных фондов, а также на поддержку инновационных проектов и территорий моноразвития.















    Заключение

    В процессе выполнения курсовой работы достигнута поставленная цель: раскрыты особенности развития малого предпринимательства в системе социально-экономического развития России.

    Информационной базой для выполнения данной работы послужили законодательные и нормативные документы, книги и учебные пособия, затрагивающие вопросы бухгалтерского учета.

    Многочисленные исследования наглядно показывают, что современное предпринимательство сталкивается с рядом препон, которые касаются и финансового обеспечения, и бюрократических проволочек.

    Проблемы малого бизнеса в России:

    1. Затруднённый доступ кподдержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
    2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
    3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
    4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

    Теме не менее, не смотря на все недостатки, на современном этапе существуют перспективы развития бизнеса, которые предусмотрены законами. Первый и важным аспектом для развития бизнеса является принятие закона о поддержке малого бизнеса различными кредитными программами, субсидиями и льготами. Более того, очень важным есть то, что существует возможность получить грант. Грант подразумевает под собой безвозмездные средства, которые выдаются предприятию на его развитие. Грант выдается, только в том случае, если ваш бизнес-план безупречен и имеет реальные перспективы. Важно знать, что гранты это не кредиты, их не возвращают обратно. Потребовать обратно могут сумму только в том случае, если ваш процесс бизнес плана не состоялся или в отчетности по растрате средств выделенных на развитие малого бизнеса есть несогласования в больших масштабах.

    К сожалению, в условияхэкономического кризиса первым страдает МСП, как менеезащищенный от внешних экономических воздействий. Несмотря на многочисленные попытки правительства поддержать малое предпринимательствопредоставляяналоговые каникулы, субсидии,кредиты, гранты, предпринимаяпрочие мерыемутяжело встатьна новый уровень развития в современных условиях.Поэтомутолько эффективное использование всех инструментов государственного регулированияпоможет МСП занятьсвое местов экономике России и статьрешением ее современных проблем.



















    Список использованных источников

    1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">Гражданский Кодекс Российской Федерации (ред. от 20.07.2017) // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (ред. от 26.07.2017) // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. и др. Экономическая теория: Учебник для вузов. Спб: Издательство: Питер, 2015 528с.
    2. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. - М.: АНО "ИПЭВ",2017. - 336 c.
    3. Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса // Инвестиции в России. 2016. - №1. с. 19-22.
    4. Босчаева, З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н. Босчаева. - М.: Экономика, 2016. - 254 c.
    5. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса// Вопросы экономики, 2018, № 12.
    6. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса // Информ. и бизнес. 2016. - №2. с. 35-39.
    7. Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. - 2017. - N 2. - с.7-9
    8. Волкова - Гончарова Т.А. Современная оценка экономического иналогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект. - М.: Логос, 2015. - 231с.
    9. Джейми, С. Уолтерс Качественная эволюция малого бизнеса. 4 ключа к успеху без необходимости расширения компании / Джейми С. Уолтерс. - М.: Баланс Бизнес Букс,2017. - 296 c.
    10. Динамика развития малого предпринимательства России // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад
    11. Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. - 2015. - № 3
    12. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 446 c.
    13. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2018. - 440 c.
    14. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. 2017. №2
    15. Крюков С. П. Поддержка малого бизнеса увеличивается // Деньги и кредит. - 2017. - №6. - С.6.
    16. Кузнецова, И. А. Большой справочник для малого бизнеса / И.А. Кузнецова, Е.А. Петрухина, И.Ю. Руденко. - М.: Дашков и Ко,2016. - 368 c.
    17. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: моногр. / Е.Е. Кузьмина, Л.П. Кузьмина. - М.: Юрайт,2017. - 480 c.
    18. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый и крупный бизнес // Финансовая газета. - 2017. - N 6. - с.4
    19. Макаров, С.И. Основы предпринимательства / С.И. Макаров, М.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2018. - 224 c.
    20. Матвеев В. В. Влияние малых предприятий промышленности на уровень экономического развития / В. В. Матвеев, А. В. Овчинникова // Экон. анализ : теория и практика. - 2017. - № 21 (372). - С. 2-10
    21. Морозов В. А. Малые формы с большим будущим: место малого бизнеса в развитии экономики страны // Рос. предпринимательство 2015. №7 с. 27-32.
    22. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 464 c.
    23. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Норма, 2016.
    24. Самарина, В. П. Основы предпринимательства. Учебное пособие / В.П. Самарина. - М.: КноРус, 2015. - 222 c.
    25. Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства// Экономист, 2017, № 10.
    26. Сергеев, А.П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалавров) / А.П. Сергеев. - М.: КноРус, 2016. - 440 c.
    27. Синетова Р. Г. Развитие малого бизнеса как основа обеспечения сбалансированного социального развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук : журн. науч. публикаций. - М., 2018. - С. 184-186
    28. Пидоря И. А., Петрова Я. В. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. №8.8. С. 25-27.
    29. Попов, В.М. Практика малого бизнеса: Практическое пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. - Москва:СИНТЕГ,2015. - 424 c.
    30. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: МаркетДС, 2017. 112 с.
    31. Томпсонс, Артур Экономика фирмы / Артур Томпсонс , Джон Формби. - М.: Бином,2016. - 544 c.
    32. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 c.
    33. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 224 c.
    34. Шиганов В.В. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства // Финансы и кредит. 2015. №32 с.46-51.
    35. Широков, Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства / Б.М. Широков. - М.: Финансы и статистика,2017. - 496c.
    36. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. - М.: Юрайт-Издат, 2018. - 557 с.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Малое предпринимательство(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.