Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Материально-производственные запасы-2

  • Вид работы:
    Другое по теме: Материально-производственные запасы-2
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    24.09.2018 8:29:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    Глава 1 . Общие положения5

    1.1. Понятие, виды, оценка и задачи учета МПЗ5

    1.2. Документальное оформление МПЗ8

    1.3. Управление запасами14

    Глава 2. Особенности учета и управления запасами в ООО «Монолит»19

    2.1. Организационно - правовая характеристика ООО «Монолит»19

    2.2. Основные процедуры бухгалтерского учет азапасов22

    Глава 3. Мероприятия по совершенствованию учета и управления запасами в ООО «Монолит»33

    3.1. Основные направления улучшения учета запасов в организации33

    3.2. Оценка эффективности политики управления запасами37

    Заключение41

    Список использованной литературы43

    Приложения45


    Введение


    Материально-прои3водственные 3апасы представляют большую часть оборотных активов органи3ации. Они являются наименее ликвидными, что подвергает их многим опасностям. При больших вложениях в 3апасы органи3ация увеличивает риск понести убытки и3-3а их морального и3носа, и3-3а дополнительных 3атрат, свя3анных с содержанием складов и охраной, увеличивают сумму налогов. При чре3мерно малых 3апасах может во3никнуть опасность для стабильности прои3водства. Поэтому необходимо найти «3олотую середину» между чре3мерно большими и чре3мерно малыми 3апасами. В свя3и с этим выбранная тема является актуальной.

    В бухгалтерском учете в качестве материально-прои3водственных 3апасов принимаются активы:

    а) исполь3уемые при прои3водстве продукции (выполнении работ, ока3ании услуг), предна3наченной для продажи;

    б) предна3наченные для продажи;

    в) исполь3уемые для управленческих нужд органи3ации.

    Основными 3адачами учета материально-прои3водственных 3апасов на органи3ациих являются:

    - контроль 3а сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских 3апасов нормативам, 3а выполнением планов снабжения материалами;

    - выявление фактических 3атрат, свя3анных с 3аготовкой материалов;

    - контроль 3а соблюдением норм прои3водственного потребления;

    - правильное распределение стоимости и3расходованных в прои3водстве материалов по объектам калькуляции;

    - рациональная оценка прои3водственных 3апасов.

    Основная часть материально-прои3водственных 3апасов исполь3уется в качестве предметов труда и прои3водственном процессе. Они целиком потребляются в каждом прои3водственном цикле и полностью переносят стоимость на стоимость прои3водимой продукции.

    Объектом исследования является хозяйственная деятельность ООО «Монолит».

    Предметом исследования курсовой работы является организация бухгалтерского учета и управления материально-производственных запасов.

    Целью курсовой работы является рассмотрение организации учета материально-производственных запасов.

    Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

    раскрыть теоретические основы и законодательно-нормативное регулирование учета материально-производственных запасов;

    исследовать организацию синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов;

    рассмотреть организацию управления производственных запасов на предприятии;

    разработать мероприятия по совершенствованию учета и управления материально-производственных запасов.

    Информационной базой написания курсовой работы послужили нормативно-законодательные акты, регулирующие бухгалтерский учет производственных запасов в организации, а также работы отечественных авторов по исследуемой проблематике.

    В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: монографический, статистический, финансового анализа и др.

    Глава 1 . Общие положения


    1.1. Понятие, виды, оценка и задачи учета МПЗ


    Материально-производственные запасы являются основным (после денежных средств) оборотным активом большинства предприятий, относящихся к торговой и производственной сфере. «Поскольку материально-производственные запасы являются основной материальной составляющей производственного цикла, их учет исключительно важен для всех уровней учета и его пользователей. В большинстве отраслей материальные запасы также являются основной составляющей прямых материальных затрат, которые отдельно учитывают как себестоимость продукции или себестоимость продаж».

    «В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

    а) используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);

    б) предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

    в) используемые для управленческих нужд организации

    (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.)».

    Международныи стандарт финансовои отчетности МСФО 2 определяет запасы как активы:

    - предназначенные для продажи в ходе нормальнои деятельности;

    - в процессе производства для такои продажи;

    - в форме сырья или материалов, предназначенных для

    использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

    Запасы классифицируются согласно стандарту следующим образом:

    1. Товары, земля и другое имущество, закупленные и хранящиеся для перепродажи.

    2. Готовая продукция, выпущенная компаниеи.

    3. Незавершенная продукция, выпущенная компаниеи и включающая

    сырье и материалы, предназначенные для дальнеишего использования в производственном процессе.

    Стандарт не применяется к незавершенным работам, возникающим в процессе выполнения строительных контрактов, к финансовым инструментам, а также домашнему скоту, продукции сельского и лесного хозяиства, минеральных руд.

    Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда и производственном процессе организации. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят стоимость на стоимость производимои продукции.

    Основными задачами учета материально-производственных запасов являются:

    - контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами;

    - выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;

    - контроль за соблюдением норм производственного потребления;

    - правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции;

    - рациональная оценка производственных запасов.

    Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы.

    Рассмотри существующую классификацию материалов. В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

    «Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырье есть продукция сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности, а материалы это продукция обрабатывающей промышленности».

    Вспомогательные материалы используют для воздеиствия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских своиств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.

    Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условныи характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов

    продукции.

    Покупные полуфабрикаты это материалы и сырье, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовои продукциеи. В изготовлении продукции они составляют их материальную основу, т.е.

    выполняют такую же роль, как и основные материалы.

    Возвратными отходами производства считаются остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские своиства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

    Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы,

    запасные части.

    Кроме того, материалы классифицируют по техническим своиствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

    Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационнои деятельности.

    «К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

    1. «Сырье и материалы»;
    2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
    3. «Топливо»;
    4. «Тара и тарные материалы»;
    5. «Запасные части»;
    6. «Прочие материалы»;
    7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
    8. «Строительные материалы»;
    9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.»

    Таким образом, материально-производственные запасы являются основным оборотным активом организации. На организациих материально-производственные запасы учитывают на синтетическом счете 10 «Материалы».



    1.2. Документальное оформление МПЗ


    Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов в организации являются основои организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительныи, текущии и последующии контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

    Первичные документы по движению материалов в организации должны тщательно оформляться, обязательно содержание подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов должен быть возложен на главного бухгалтера и руководителеи соответствующих подразделении.

    Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств собственного производства.

    Для выполнения производственнои программы организации определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку материалов предприятие заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.

    Вместе с отгрузкои продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другои через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожнои накладнои и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

    Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке (рис.1).










    Рисунок 1. Оформление поступления материально-производственных запасов

    В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такои проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этои целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационныи номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

    Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организации экспедитору для получения и доставки материалов.

    Экспедитор принимает прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортнои организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческии акт, которыи служит основанием для предъявления претензии к транспортнои организации или поставщику.

    Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень

    материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

    Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

    При отсутствии расхождении между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

    В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, которыи служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованнои организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

    Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первыи из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второи - для оприходования материалов получателем; третии - для расчетов с автотранспортнои организациеи и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностеи; четвертыи является основанием для учета транспортнои работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладнои. При наличии таких расхождений приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

    Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организации и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарныи счет или акт (справка), составляемыи подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяиственнои операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

    Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

    Расход материалов, отпускаемых в производство и па другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами Их выписывает плановыи отдел или отдел снабжения в двух экземплярах па один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактическии отпуск. В них указывают: вид операции, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурныи номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, которыи исчисляют в соответствии с производственнои программои на месяц и деиствующими нормами расхода.

    Порядок документального оформления отпуска материалом зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска (рис.2)












    Рисунок 2. Оформление отпуска материально-производственных запасов

    Один экземпляр лимитно-заборнои карты вручают цеху-получателю, другои складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящеися на складе.

    Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитныи отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпискои отдельного требования-накладнои на замену (дополнительныи отпуск материалов). При замене в лимитно-заборнои карте заменяемого материала делают запись о замене и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

    Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность

    исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

    Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются подразделением-получателем в двух экземплярах: первыи, с распискои кладовщика, остается в цехе, второи, с распискои получателя - у кладовщика.

    Для учета движения материалов внутри организации применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распискои получателя, а второи с распискои лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностеи.

    Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам, расположенным за пределами организации, оформляют накладными на отпуск материалов па сторону, товарными накладными, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

    При перевозке материалов автотранспортом вместо накладнои применяют товарно-транспортную накладную.

    Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этои целью представители подразделении-получателеи расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующеи группировки записеи по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетнои работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

    В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первыи сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второи остается на складе.



    1.3. Управление запасами


    Управление производственными запасами, которые выступают в вещественной и стоимостной формах, является компетенцией экономических служб (производства, сбыта, маркетинга), а также финансовых. Внимание финансового менеджера сосредоточено на оптимизации производственных запасов не только в связи с потребностью их финансирования, покрытия существенных расходов на их содержание, но и с особым воздействием на финансовую деятельность предприятия.

    Недостаток необходимых запасов может нарушить ритмичность производства, поставок товаров, отрицательно сказаться на денежных поступлениях, соответственно и на прибыли. Однако с излишним скоплением запасов увеличивается риск дополнительных потерь в связи с замораживанием денежных средств, израсходованных на их приобретение, ростом затрат на их хранение, списание естественной убыли, вызванной старением и потерей этих ценностей. В случаях, когда запасы формируются за счет заемных средств, при их неоправданном росте увеличиваются не только суммы уплаченных процентов, но и появляется угроза потери способности погашения долга, иногда и общей платежеспособности предприятия. В этой связи проблема управления запасами как важной частью оборотного капитала становится одной из важнейших задач финансового менеджмента.

    Поэтому основными факторами управления производственными запасами являются:

    1. Оптимизация затрат на приобретение и хранение сырья и материалов и обеспечения высокого качества.

    2. Оптимизация величины незавершенного производства.

    3. Оптимизация величины готовой продукции на складах с целью снижения затрат предприятия на хранение.

    4. Оптимизация скорости оборота оборотных средств и повышение рентабельности предприятия.

    На рисунке 3 представим основные факторы, влияющие на эффективность управления производственными запасами.

    Главной целью управления запасами с точки зрения финансовых результатов деятельности является стремление к оптимизации производственных запасов, соответственно и снижению затрат на их приобретение, а также хранение. Эти вопросы необходимо решать с учетом обеспечения обязательного состояния и структуры этих ценностей, отвечающих потребностям непрерывного и рационального функционирования предприятия.

    Основные факторы, влияющие на эффективность управления производственными запасамиТочный расчет потребности в производственных запасахНормирование производственных запасовПланирование производственных запасовРасчет оптимальной партии закупокСнижение затрат на закупку, транспортировку, хранение материальных запасов на складе, уменьшение потерьМинимизация расхода материалов в производстве, сокращение производственного циклаМинимизация расходов на хранение готовой продукции, ее транспортировку и реализациюОптимизация расчетов организации с покупателямиОптимизация структуры источников хозяйственных средств предприятия с целью повышения эффективности использования собственных средствРисунок 3. Основные факторы, влияющие на эффективность управления запасами


    Оценка эффективности использования запасов осуществляется посредством анализа следующих показателей:

    1. удельного веса стоимости запасов в общем объеме оборотных средств в динамике Уд =

      ;

    2. сравнения темпов роста объема запасов и реализации в динамике

      , ;

    3. количества оборотов в году и их продолжительности в днях в динамике и в сравнении с планом КО =

      ;

    4. общего показателя, отражающего влияние изменения объёма запасов и уровень их затрат на финансовые результаты предприятия ( + ;-).
    5. Показатели оценки эффективности управления запасамиСоответствие фактических запасов с плановым нормативомКоэффициент оборачиваемости производственных запасовРасчет оптимальной партии закупокДлительность операционного финансового циклаПрибыль по отношению к величине производственных запасовРисунок 4. Показатели оценки эффективности управления запасами

    Таким образом, управление запасами важный и ответственный участок работы. От оптимальности запасов зависят все конечные результаты деятельности предприятия. Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть капитала, реинвестируя его в другие активы.

    Управление запасами заключается в решении двух основных задач:

    1. определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
    2. создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

    Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

    При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

    Контроль за состоянием запасов это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.

    Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости.

    В целом можно выделить следующие системы контроля за состоянием запасов: с фиксированной периодичностью заказа; с фиксированным размером заказа. Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.

    Повышение эффективности использования систем управления запасами в логистической системе организации приводит к необходимости разработки оригинальных вариантов рассмотренных выше систем контроля уровня запасов. Для этого предприятиям необходима определенная методика проектирования логистической системы управления запасами.


    ГЛАВА 2. Особенности учета и управления запасами В ООО «МОНОЛИТ»


    2.1. Организационно - правовая характеристика ООО «Монолит»


    ООО «Монолит» создано в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». В своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Гражданским кодексом РФ и Уставом организации.

    Общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

    Общество является юридическим лицом по российскому законодательству: имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде.

    Фирменное наименование общества:

    полное наименование на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Монолит».

    сокращенное наименование на русском языке: ООО «Монолит».

    Место нахождения общества: Россия, 39801, г.Липецк, ул.Советская, д.28.

    Видами деятельности общества являются:

    строительные, строительно-монтажные, отелочные, пуско-наладочные работы, ремонт зданий и сооружений;

    закупка у населения черного и цветного металла, его хранение и переработка;

    оптовая и розничная торговля;

    внешнеэкономическая деятельность;

    посреднические, коммерческие и обменные операции, маркетинг;

    сдача в аренду движимого и недвижимого имущества населению и юридическим лицам;

    прочая деятельность, не запрещенная законодательством

    Структуру управления ООО «Монолит» можно охарактеризовать как линейно-функциональную. В ООО «Монолит» представлено деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.

    ООО «Монолит» ведет бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ. Бухгалтерскую службу ООО «Монолит» возглавляет главный бухгалтер.

    В функции главного бухгалтера входит исполнение, контроль соблюдения требований нормативно-правовых актов РФ и разработка предложений по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии.

    Структуру бухгалтерии и штатное расписание утверждает руководитель организации в соответствии с объемами работ и нормативами численности специалистов и служащих.

    Главный бухгалтер



    Рисунок 5. Структура бухгалтерии ООО «Монолит»


    Структура бухгалтерского аппарата ООО «Монолит» построена по вертикали.

    В своей деятельности бухгалтерия руководствуется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которые устанавливают единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ. Бухгалтерский учет ООО «Монолит» ведется автоматизированным способом с использованием персональных компьютером. Записи в накопительные регистры (журналы-ордера, программные отчеты) производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяйственной деятельности организацией, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

    Состав и формы внутренней отчетности, периодичность, сроки составления и представления, перечень пользователей внутренней отчетности устанавливаются главным бухгалтером.

    Бухгалтерская отчетность составляется в следующие сроки:

    1. ежемесячная отчетность составляется в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, нарастающим итогом с начала отчетного года;
    2. ежеквартальная отчетность составляется и представляется в срок до 28 - го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, нарастающим итогом с начала отчетного года в порядке, предусмотренном законодательством.

    В целях эффективного функционирования Общества, обеспечения сохранности активов, выявления и предотвращения ошибок и искажении информации, а также своевременнои подготовки достовернои финансовои (бухгалтерскои) информации в Обществе деиствует система внутреннего контроля.

    В таблице 1 рассмотрим основные показатели деятельности организации.

    Таблица 1

    Основные экономические показатели работы ООО «Монолит»
    в 2014 2016 г.г.
    Показатели2014г.2015г.2016г.Изменение

    2015 от 2014Изменение

    2016 от 2015+,-%+,-%123456781. Объем реализации, тыс. руб.10296901998249879903776,1-7701-8,52. Себестоимость реализации, тыс. руб.9773884658131378692805,2-7152-8,1

    Продолжение таблицы 1

    123456783. Прибыль от реа-лизации, тыс. руб.523173411851211231,5-549-31,74. Чистая прибыль, тыс. руб.3881256710868223,7-546-43,55. Среднесписочная численность, тыс. руб.51525212,000,06. Производитель-ность труда, тыс. руб.201,91734,61586,51532,7759,1-148,1-8,57. Стоимость основных фондов, тыс. руб.15805005060-1080-68,44560912,08. Фондоотдача, руб.6,5180,416,3173,92675,4-164,1-91,09. Рентабельность продаж, %5,11,91,4-3,2-62,7-0,5-26,310. Рентабельность деятельности, %3,81,40,9-2,4-63,2-0,5-35,7

    По данным таблицы 1 видно, что за 2015 год в ООО «Монолит» размер основных фондов сократился на 1080 тыс. руб., выручка от реализации увеличилась на 79903 тыс. руб., прибыль от реализации - на 1211 тыс. руб., а чистая прибыль на 868 тыс. руб. Рентабельность деятельности снизилась на 2,4%, рентабельность продаж на 3,2%.

    За 2016 год в ООО «Монолит» размер основных фондов вырос на 4560 тыс. руб., выручка от реализации уменьшилась на 7701 тыс. руб., прибыль от реализации на 549 тыс. руб., а чистая прибыль на 546 тыс. руб. Рентабельность деятельности снизилась на 0,5%, рентабельность продаж на 0,5%.

    Рассмотрим далее организацию бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ООО «Монолит».



    2.2. Основные процедуры бухгалтерского учет азапасов


    Учет материально-производственных запасов в ООО «Монолит» организован в соответствии нормативно-законодательными актами.

    Синтетический учет материалов ведут в ООО «Монолит» в соответствии

    с учетной политикой на синтетическом счете 10 «Материалы». На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

    К счету 10 «Материалы» в ООО «Монолит» открыты следующие субсчета:

    10.1 «Сырье и материалы»;

    10.3 «Топливо»;

    10.4 «Тара и тарные материалы»;

    10.5 «Запасные части»;

    10.6 «Прочие материалы»;

    10.8 «Строительные материалы»;

    10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

    10.10 «Специальная оснастка и спецодежда на складе»;

    10.11 «Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации».

    При поступлении материалов в ООО «Монолит» дебетуют материальныи счет 10 «Материалы» и кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и заимам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и заимам», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие счета.

    Таблица 2

    Корреспонденция счетов по поступлению материалов в ООО «Монолит» в августе 2016 г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1234Оприходованы инструменты, закупленные у ИП Добрынин А.И.

    в т.ч. НДС

    10.9

    19.3

    60

    60

    684,00

    104,34Поступили на склад электрические лампы от ИП Трояновой Е.Н., закупленные подотчетным лицом

    в т.ч. НДС

    10.5

    19.3

    71

    71

    2000,00

    305,00

    Продолжение таблицы 2

    1234Оплачены материалы, закупленные у ИП Добрынин А.И.6051684,00Списан НДС по материалам, закупленным у ИП Добрынин А.И.6819104,34Оплачены материалы, закупленные у ИП Троянова Е.Н.60512000,00Списан НДС по материалам, закупленным у ИП Троянова Е.Н.6819305,00

    В таблице 3 представлена корреспонденция счетов по поступлению ГСМ.

    Таблица 3

    Корреспонденция счетов по поступлению ГСМ в ООО «Монолит» в ноябре 2016 г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.Оприходованы ГСМ, закупленные у ООО «РН-Карт-Липецк»

    в т.ч. НДС

    10.3

    19.4

    60

    60

    129187,93

    19706,64Оплачены ГСМ, закупленные у ООО «РН-Карт-Липецк»6051129187,93Списан НДС по ГСМ, закупленным у ООО «РН-Карт-Липецк»681919706,64

    В ООО «Монолит» транспортные расходы распределяются пропорционально стоимости приобретенных материальных ценностеи.

    Поясним это на примере, в ноябре 2016 года ООО «Монолит» по счету-фактуре №1459 от 12.11.2015г. приобрело у ООО «Промпоставка» цемент по следующим маркам:

    - М 300 в количестве 35,6 кг на сумму 19936 руб., включая НДС;

    - М 400 в количестве 53,7 кг на сумму 16831 руб., включая НДС.

    По договору расходы по доставке материалов несет ООО «Монолит». Стоимость услуг по счету-фактуре №1459 от 12.11.2016 г. составили 836 руб., включая НДС. В учете ООО «Монолит» делаются следующие проводки.


    Таблица 4

    Корреспонденция счетов по приобретению материальных запасов
    в ООО «Монолит» в ноябре 2016г.
    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.Оплачен поставщику аванс за цемент и доставку605137603Отражена стоимость цемента М 30010.86016895,76Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям19.3603040,24Отражена стоимость цемента М 40010.86014264,27Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям19.3602566,73Отражена стоимость транспортных расходов10.860708,51Отражен НДС по транспортным расходам19.460127,49Списан НДС по цементу и транспортным расходам68195734,46

    После отражения в учете операций по оприходованию ТМЦ необходимо определить, какая часть транспортных расходов включается в фактическую себестоимость цемента М 300, а какая - в фактическую

    себестоимость цемента М 400.

    Для этого в ООО «Монолит» бухгалтером делается следующий расчет.

    1. Рассчитывается удельный вес стоимости полученного цемента М 300 в общей стоимости поступивших материалов:

    16895,76 / (16895,76 + 14264,27) 100% = 54,2%

    2. Рассчитывается величина транспортных расходов, подлежащая включению в фактическую себестоимость цемента М 300:

    708,51 54,2% = 384,01 руб.

    3. Рассчитывается величина транспортных расходов, подлежащая включению в фактическую себестоимость цемента М 400:

    708,51 384,01 = 324,50 руб.

    Следовательно, фактическая себестоимость оприходованных материалов составила:

    Цемент М 300 = 16895,76 + 384,01 = 17279,77 руб.

    Цемент М 400 = 14264,27 + 324,50 = 14588,77 руб.

    В таблице 5 представлена корреспонденция счетов по получению материалов от разборки основных средств.

    Таблица 5

    Корреспонденция счетов по получению материалов от разборки основных средств в ООО «Монолит»

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.Оприходованы на склад материалы, полученные от разборки основных средств10.5912500,00

    Таким обрзом, поступление материалов в ООО «Монолит» отражают по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами расчетов и доходов.

    В ООО «Монолит» используется метод списания запасов по себестоимости каждой единицы. В себестоимость единицы включаются все расходы, связанные с приобретением этих запасов. Этот способ применяется, когда есть возможность точно определить суммы расходов по приобретению, которые относятся к разным материалам.

    Например, На начало месяца в организации «Монолит» числились остатки краски в количестве 120 кг на сумму 3600 руб. по фактической себестоимости.

    В течение месяца приобретены две партии краски:

    первая партия 150 кг, стоимость партии 3200 руб., транспортные расходы составили 1000 руб.;

    вторая партия 200 кг, стоимость партии 5600 руб., транспортные расходы составили 1000 руб.

    Учет материалов ведется с включением транспортно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость. Для простоты расчетов все суммы приведены без НДС.

    Фактическая себестоимость краски составляет:

    остаток на начало месяца: 3600 / 120 = 30 руб.;

    первая партия: (3200 + 1000) / 150 = 28 руб. за 1 кг;

    вторая партия: (5600 + 1000) / 200 = 33 руб. за 1 кг.

    В течение месяца израсходовано:

    100 кг краски из остатка на начало месяца;

    90 кг краски из первой партии;

    120 кг краски из второй партии.

    Стоимость израсходованной краски составляет:

    100 × 30 + 90 × 28 + 120 × 33 = 9480 руб.

    Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца.

    Таблица 6

    Корреспонденция счетов по отпуску материалов ООО «Монолит» в производство в сентябре 2016 г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.Отпущены инструменты в производство2010.842709,51

    В таблице 7 представлена корреспонденция счетов по отпуску топлива в декабре 2016г.

    Таблица 7

    Корреспонденция счетов по отпуску материалов ООО «Монолит» в производство в декабре 2016 г.

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.Отпущено топливо в производство2010.36526,12

    Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

    В таблице 8 представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 «Материалы» по субсчетам за 2016 год.

    По данным таблицы 8 можно сделать вывод, что за 2015 год в ООО «Монолит» поступило материалов на сумму 34219855,57 руб., а отпущено 26550121,54 руб.


    Таблица 8

    Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 «Материалы» за 2016 г.

    СубсчетСальдо на начало периодаОбороты за периодСальдо на конец

    периодаДебетКредитДебетКредитДебетКредит10.13858075,9928308782,8619382357,3112784501,5410.3570,231454554,881453845,6611279,4510.501403512,431403512,43010.633980,67604849,21638829,88010.91313289,352146574,753443369,4416494,6610.100190515,64127141,0263374,6210.11320,0101065,80101065,80320,00ИТОГО5206236,2434219855,5726550121,5412875970,27

    Таким образом, в ООО «Монолит» учет материально-производственных запасов организован в соответствии с законодательством. Расхождений между учетными данными, учетными регистрами и отчетностью нет.



    2.3. Модель управления запасами и ее элементы


    Производственные запасы являются важным звеном деятельности предприятия, поэтому необходимо произвести расчет эффективности управления производственными запасами в ООО «Монолит».

    Таблица 9

    Состав текущих запасов ООО «Монолит» в 2014-2016г.г.

    Показатели2014г.2015г.2016г.Изменение

    2015 от 2014Изменение

    2016 от 2015+,-%+,-%Материалы29738581278535611199,08927231,4Топливо01111-101000,0Прочие материалы033033--33-100,0Инвентарь и хозяйственные принадлежности01313161313--1297-98,8Специальная осноастка и специальная одежда01641-636300,0Итого запасов29752061287649091652,97670147,3По данным таблицы 9 видно, что за 2015 год запасы ООО «Монолит» выросли на 4909 тыс. руб. или на 1652,9%, а за 2016 год на 7670 тыс. руб. или на 147,3%.

    При анализе капитала в запасах необходимо произвести расчет периода оборачиваемости капитала в запасах.

    Таблица 10

    Период оборачиваемости капитала в запасов ООО «Монолит»

    в 2014-2016г.г.

    Показатели2014г.2015г.2016г.Изменение

    2015 от 2014Изменение

    2016 от 2015+,-%+,-%Средние остатки производственных запасов, тыс. руб.29752061287649091652,97670147,3Сумма израсходованных запасов, тыс. руб.2801852026550182406514,3803043,4Коэффициент оборачиваемости, коэф.0,943,562,062,61277,3-1,50-42,0Период оборачиваемости запасов, дни387,2102,6177,0-284,6-73,574,472,5

    Данные таблицы 10 показывают ускорение оборачиваемости капитала в запасах в 2015 году еще на 2855 дней, что говорит об увеличении деловой активности ООО «Монолит», однако, в 2016 году видна другая тенденция: период оборачиваемости замедлился на 74 дня..

    Управление запасами включает решение следующих главных задач:

    1. расчет минимально достаточных средств для авансирования оборотных активов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия. Эта задача решается нормированием производственных запасов;
    2. выработка учетной политики предприятия для оптимизации налогообложения путем выбора методов амортизации МБП, списания товарно-материальных ценностей, определения выручки от реализации и т. д.;
    3. ускорение оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборота капитала.

    Рассмотрим эффективность управления производственными запасами на основании затрат по закупке и хранению запасов.

    Для оптимизации текущих запасов в зарубежных странах используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного заказа (модель EOQ). Расчетный механизм этой модели основан на минимизации совокупных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти затраты делятся на две группы:

    -сумма затрат по завозу товаров, включая расходы по транспортировке и приемке товаров;

    -сумма затрат по хранению товаров на складе предприятия (содержание складских помещений и оборудования, зарплата персонала, финансовые расходы по обслуживанию капитала, вложенного в запасы, и др.).

    Модель EOQ позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами затрат таким образом, чтобы общая сумма затрат была минимальной. Математическая модель EOQ выражается следующей формулой 1:

    EOQ = , (1)

    где EOQ оптимальный средний размер партии поставки;

    VПП годовой объем производственной потребности в данном сырье и материале;

    Црз средняя стоимость размещения одного заказа;

    Схр стоимость хранения единицы товара в анализируемом периоде.

    Отсюда оптимальный средний размер запаса определяется так

    , (2)

    Расчет среднего размера партии поставки и среднего запаса сырья и материалов в ООО «Монолит» представлен в таблице 11.

    Таблица 11

    Расчет среднего размера партии поставки и среднего запаса сырья и материалов в ООО «Монолит»

    Показатель2015г.2016г.Объем средней партии поставкиОбъем среднего запасаОбъем средней партии поставкиОбъем среднего запасаМатериалы9954971042521Топливо880440949474Инвентарь и хозяйственные принадлежности748374814407Специальная осноастка и специальная одежда322161420210

    При таких объемах средней партии поставки и среднего запаса сырья и материалов в ООО «Монолит» по обслуживанию запаса будут минимальными.

    Произведем сравнение фактических и расчетных показателей.

    Таблица 12

    Анализ расчетного и фактического объема поставки сырья и материалов в ООО «Монолит»

    Показатель2015г.2016г.расчетфактрасчетфактМатериалы995102510421121Топливо88010039491026Инвентарь и хозяйственные принадлежности748954814948Специальная осноастка и специальная одежда322435420518

    По данным таблицы 12 видно, что в анализируемом периоде объем средней поставки сырья и материалов в ООО «Монолит» был выше оптимального, что говорит об увеличении затрат на транспортировку и хранение указанных ценностей.

    Так, в 2015 году объем поставок материалов превысил расчетный на 30 ед., топлива на 123 л, инвентаря на 206 ед., спецодежды на 113 шт.

    В 2016 году объем поставок материалов превысил расчетный на 79 ед., топлива на 77 л., инвентаря на 134 ед., спецодежды на 98 шт.

    Таблица 13

    Анализ расчетного и фактического среднего объема сырья и материалов в ООО «Монолит»

    Показатель2015г.2016г.расчетфактрасчетфактМатериалы497542521573Топливо440498474535Инвентарь и хозяйственные принадлежности374425407478Специальная осноастка и специальная одежда161212210268

    По данным таблицы 13 видно, что вза анализируемый период объем среднего запаса сырья и материалов был выше оптимального, что говорит об увеличении затрат на хранение указанных ценностей.

    Так, в 2015 году объем среднего запаса материалов превысил расчетный на 45 ед., топлива на 58 л., инвентаря на 51 ед.

    В 2016 году объем среднего запаса материалов превысил расчетный на 52 ед., топлива на 61 л, инвентаря на 71 ед., спецодежды на 58 ед..

    Таким образом, закупка и хранение материалов в ООО «Монолит» в 2014-2016 годах производилась не эффективно.




    Глава 3. Мероприятия по совершенствованию учета и управления запасами в ООО «Монолит»


    3.1. Основные направления улучшения учета запасов в организации


    Таким образом, учет материально-производственных запасов в ООО «Монолит» организован в соответствии с нормативными актами. Однако не всегда качественно отражаются операции по учету материально-производственных запасов, не производится своевременно сверка расчетов с поставщиками, не всегда качественно осущствляется внутренний контроль учета материально-производственных запасов, также на предприятии используется устаревшая автоматизированная программа бухгалтерского учета.

    Поэтому для улучшения и повышения эффективности учета и контроля материально-производственных запасов следует:

    своевременно и качественно отражать все хозяиственные операции по поступлению, выбытию материально-производственных запасов;

    своевременно производить истребование недостающих документов при расчетах с поставщиками и подрядчиками через использование актов сверок расчетов;

    проведение своевременных расчетов с поставщиками по

    приобретенным товарно-материальным ценностям, направленных на погашение чрезмернои кредиторскои задолженности;

    контролировать состояние расчетов по отсроченнои (просроченнои) задолженности через проведение инвентаризации расчетов;

    следить за соотношением дебиторскои и кредиторскои задолженностью. «Значительное преобладание дебиторскои задолженности создает угрозу финансовои устоичивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств, превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности организации;

    необходимо усилить внутренний контроль за поступаюими первичными

    документами по поступлению, выбытию, потерям материально-производственных запасов;

    осуществлять предварительныи контроль, которыи начинается в процессе подписания главным бухгалтеров документов;

    осуществлять оперативныи последующии контроль, которыи должен осуществляться работниками бухгалтерии постоянно при совершении финансово-хозяиственных операции;

    проводить своевременныи учет неправильно оформленных документов по поступлению, выбытию, потерям материально-производственных запасов;

    ввести график документооборота по поступлению, выбытию, потерям материально-производственных запасов.

    Для совершенствования учета материально-производственных запасов необходимо порекомендовать совершенствовать в ООО «Монолит» автоматизированные программы ведения бухгалтерского учета.

    «1С:Бухгалтерия» универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, а также для

    подготовки форм обязательнои (регламентированнои) отчетности.

    В основе программы лежит гибкая технологическая платформа системы «1С:Предприятие 8.2», возможности которои позволяют создавать и модифицировать самые разнообразные бизнес-приложения.

    В комплект поставки программного продукта входит конфигурация «Бухгалтерия организации». Это готовое решение для ведения учета в хозрасчетных организациях по любым видам деятельности: производство,

    оптовая и розничная торговля, оказание услуг и т.д.

    Бухгалтерскии и налоговыи учет реализованы в соответствии с деиствующим законодательством Россиискои Федерации. В состав конфигурации включен план счетов бухгалтерского учета, настроенныи в соответствии с Приказом Минфина РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяиственнои деятельности организации и инструкции по его применению» от 31 октября 2000г. №94н.

    В программе «1С:Бухгалтерия 8.2» организовано учет материально-производственных запасов в соответствии нормативно-законодательными актами РФ.

    Состав счетов, организация аналитического и количественного учета на счетах позволяет учесть требования законодательства. Пользователь может также самостоятельно управлять методикои учета в рамках настроики учетнои политики, создать новые субсчета и разрезы аналитического учета. Для этого не требуется специальных знании и навыков конфигурирования.

    Пример поступления материально-производственных запасов и отражение их в бухгалтерском учете с помощью «1С:Бухгалтерия 8.2» представлен на рисунке 6.

    На практике бухгалтер может столкнуться с необходимостью изменения состава или комплектации материально-производственных запасов.

    Рисунок 6. Поступление материально-производственных запасов и отражение их в бухгалтерском учете с помощью «1С:Бухгалтерия 8.2»


    Для автоматизации этого процесса в программе «1С:Бухгалтерия 8.2» создан специальный документ Комплектация номенклатуры, который позволяет отразить изменение состава (комплектации) материально-производственных запасов в бухгалтерском и налоговом учете организации без ввода операций вручную.

    Рисунок 7. Изменения состава или комплектации материально-производственных запасов с помощью «1С:Бухгалтерия 8.0»


    Пример списания материально-производственных запасов и отражение их в бухгалтерском учете с помощью «1С:Бухгалтерия 8.2» представлен на рисунке 8.

    Рисунок 8. Списание материально-производственных запасов с помощью «1С:Бухгалтерия 8.0»

    В «1С:Бухгалтерии 8.2» регистрируются данные инвентаризации, которые автоматически сверяются с данными учета. На основании инвентаризации отражается выявление излишков и списание недостач.

    В конфигурацию «Бухгалтерия организации» включен набор стандартных отчетов, предназначенных для анализа данных по остаткам и оборотам счетов и проводкам в самых различных разрезах. В их числе оборотно-сальдовая ведомость, шахматная ведомость, оборотно-сальдовая ведомость по счету, обороты счета, карточка счета, анализ счета, анализ субконто. Помимо этого в программе можно создать графические отчеты.

    Таким образом, применение автоматизированных программ при ведении учета материально-производственных запасов будет способствовать не только оптимизации организации и ведения учета и оценки материального- производственных запасов на предприятии, но и всего бухгалтерского учета в целом.



    3.2. Оценка эффективности политики управления запасами


    Управление МПЗ ООО «Монолит»должно быть подчинено главной цели: повышению эффективности использования всех его элементов и на этой основе обеспечению непрерывности и высокой результативности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. В этой связи все решения и управленческие действия на данном участке должны быть направлены на:

    1. оптимизацию величины каждого элемента оборотного капитала;
    2. ускорение оборота капитала на основе рационального использования всех элементов;
    3. обеспечение должной финансовой ликвидности предприятия как основы его платежеспособности;
    4. снижение уровня затрат, связанных с содержанием и использованием всех видов текущих активов.

    Особенности каждого элемента оборотных средств предполагают учет его специфики формирования и расходования.

    К основным направлениям совершенствования управления запасов ООО «Монолит» кроме планирования их размеров, уровня затрат на их содержание можно отнести осуществление эффективных управленческих действий по:

    - организации постоянного контроля за состоянием запасов отдельных ценностей, их расходованием, пополнением в соответствии с изменяющимися условиями хозяйствования;

    - выбору и применению наиболее прогрессивных способов формирования запасов сырья, материалов, готовой продукции;

    - оценки эффективности принятых решений в области формирования и использования запасов материальных ценностей с учетом конечных экономических результатов (объема реализации и прибыли).

    Для совершенствования процесса управления запасами в ООО «Монолит» должны разрабатываться организационные и технико-экономические мероприятия по ускорению прохождения каждого этапа движения оборотных производственных фондов и фондов обращения от оплаты поставщикам до получения денежных средств от потребителей. Эффект ускорения выражается в уменьшении потребности в производственных запасах.

    Основными путями сокращения длительности цикла на этапе закупок производственных запасов в ООО «Монолит»:

    1. оплата предметов труда по факту поставки, т. е. ликвидация транспортного запаса;
    2. механизация и автоматизация выполнения складских операций;
    3. компьютеризация складского учета.

    На этапе обращения основной задачей является уменьшение времени превращения готовой продукции в денежные средства на счетах фирмы. Пути решения этой задачи:

    1. уменьшение запасов готовой продукции вследствие улучшения планирования сбыта;
    2. отпуск продукции на условиях предоплаты;
    3. уменьшение дебиторской задолженности;
    4. ускорение расчетов путем применения компьютерных программ «банкклиент» и т. п.

    Главным направлением совершенствования способов управления средствами в расчетах (дебиторской задолженностью) ООО «Монолит» являются оптимизация их величины, ускорение цикла их конверсии, сокращение до минимума просроченной задолженности дебиторов. Реализация данной цели достигается на основе применения эффективной кредитной политики по отношению к своим партнерам, рациональных форм безналичных расчетов и способов инкассации задолженности.

    Средства в расчетах являются специфической формой кредитования покупателей, заказчиков (особенно при использовании коммерческого кредита), сдерживают на определенный период движение денежных средств предприятия. Высокий удельный вес средств в расчетах в оборотных активах субъекта, особенно просроченных, является отрицательным явлением, поскольку отвлекает денежные средства из хозяйственного оборота, затрудняет выполнение собственных финансовых обязательств, увеличивает затраты на их взыскание.

    Эффективная кредитная политика предприятия по отношению к своим покупателям базируется на обеспечении обоснованных правил предоставления отсрочки платежей, оценке риска исходя из кредитоспособности клиентов, предоставления льгот за досрочное погашение задолженности. В каждом случае она предполагает сравнение дополнительных доходов от увеличения объема реализации товаров и соответствующих расходов, связанных с временным отвлечением денежных средств, их инкассацией, иногда и прямыми потерями вследствие непогашения задолженности.

    Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок.

    Первостепенное значение в достижении оптимальной величины средств в расчетах в ООО «Монолит» должна играть рациональная организация контроля и инкассирования причитающихся предприятию сумм. Ее суть заключается в выборе наиболее прогрессивных форм безналичных расчетов (чеки, векселя, факторинг), постоянном контроле за своевременным выполнением финансовых обязательств, применении финансовых санкций к злостным неплательщикам, быстрой реакции, выборе правильных управленческих действий, обеспечивающих нормальное состояние средств в расчетах.

    Управление денежными ресурсами в ООО «Монолит» преследует цель: добиться наиболее эффективного их использования, обеспечивающего непрерывное функционирование субъекта, и увеличения прибыли. Это можно достигнуть посредством, во-первых, синхронизации денежных поступлений и расходов в каждый период времени. Для реализации данного задания необходимо планировать движение денежных средств, правильно маневрировать ими, ускорять инкассацию платежей покупателей и по возможности удлинять сроки погашения собственных финансовых обязательств.

    Во-вторых, это достигается за счет оптимизации остатков денег на текущих счетах в банках, эффективного использования временно свободных ресурсов, инвестируя их в надежные, рентабельные проекты, ценные бумаги, депозиты.

    К основным инструментам управления оборотным капиталом следует отнести производственное и финансовое планирование. С помощью планирования сводится к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для ООО «Монолит». Кроме того, устраняются излишние трансакционные издержки фирмы по торговым контрактам.

    Составления производственных и финансовых планов необходимо во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности. Во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, социальными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций.

    Заключение


    Материально-производственные запасы - часть имущества организации, которая обладает одним из следующих признаков - используется (потребляется) при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи; предназначенная для продажи; используется (потребляется) для управленческих нужд организации.

    В состав материально-производственных запасов включаются: материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, готовая продукция и товары. Одним из видов материально-производственных запасов являются сырье и материалы.

    Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов в ООО «Монолит» являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

    Синтетический учет материалов ведут в ООО «Монолит» на синтетическом счете 10 «Материалы»

    К счету 10 «Материалы» в ООО «Монолит» открыты субсчета в соответствии с учетной политикой организации.

    На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

    При поступлении материалов в ООО «Монолит» дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют: счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие счета.

    Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с

    кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца.

    За 2015 год в ООО «Монолит» поступило материалов на сумму 34219855,57 руб., а отпущено 26550121,54 руб.

    Таким образом, в ООО «Монолит» учет материально-производственных запасов организован в соответствии с законодательством. Расхождений между учетными данными, учетными регистрами и отчетностью нет.

    Инвентаризация является важнейшим приемом фактического контроля за наличием и сохранностью производственных запасов в ООО «Монолит». В ходе последней инвентаризации в ООО «Монолит» расхождений в данных инвентаризации и данных бухгалтерского учета обнаружено не было.

    Для совершенствования учета и оценки производственных запасов необходимо порекомендовать совершенствовать в ООО «Монолит» автоматизированные программы ведения бухгалтерского учета.

    Программы семейства «1С:Предприятие» зарекомендовали себя как гибкий и мощный инструмент для ведения учета. Они постоянно совершенствуются, наращивают функциональные возможности. Развитые средства настройки позволяют адаптировать программы в соответствии с требованиями конкретного организации.

    Управление МПЗ ООО «Монолит»должно быть подчинено главной цели: повышению эффективности использования всех его элементов и на этой основе обеспечению непрерывности и высокой результативности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. В этой связи все решения и управленческие действия на данном участке должны быть направлены на:

    оптимизацию величины каждого элемента оборотного капитала;

    ускорение оборота капитала на основе рационального использования всех элементов;

    обеспечение должной финансовой ликвидности предприятия как основы его платежеспособности;

    снижение уровня затрат, связанных с содержанием и использованием всех видов текущих активов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. О бухгалтерском учете в Российской Федерации: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 нояб. 2011 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 нояб. 2011 г .; ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 06 дек. 2011 г. № 402-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 50, ст. 7344.
    2. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утв. Приказом Минфина Рос. Федерации от 29 июля 1998г. № 34н; в ред. Приказа Минфина Рос. Федерации от 24 дек. 2010 г. № 186н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 13.
    3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации: в ред. Приказа Минфина Рос. Федерации от 08 ноября 2010г. № 144н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 16.
    4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету Учет материально-производственных запасов: утв. Приказом Минфина Рос. Федерации от 9 июня 2001 г. № 44н, в ред. приказа Минфина России от 25 октября 2010г. №132н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 15.
    5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.2005 г. №49 // Официальный интернет-портал правовой информации #"center">Приложения






Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Материально-производственные запасы-2 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.