Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Монополии естественные

  • Вид работы:
    Другое по теме: Монополии естественные
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    20.04.2018 19:40:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА»



    Кафедра экономической теории





    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине: экономическая теория

    На тему: Естественные монополии: необходимость и формы их регулирования. Аспекты




    Выполнила: студентка 2 курса факультета

    заочного обучения

    направления подготовки

    Экономика

    Шифр Эбу-2016-1107

    Митрофанова Екатерина Сергеевна



    Проверил: доцент, к. э. н.

    Черемных О. А.





    Пермь, 2018

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………

    1. Естественные монополии: сущность, задачи и методы регулирования……………………………………………………………………

    1.1 Понятие и признаки естественной монополии……………………….

    1. Государственное регулирование естественных монополий……………………………………………………………….

    2. Особенности развития естественных монополий в России………………….

    2.1 Естественные монополии в РФ………………………………………….

    2.2 Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики России…………………………………………………………………….

    Заключение ………………………………………………………..........................

    Список использованных источников…………………………………………….















    Введение

    В современном мире экономисты считают монополию тормозом прогресса. По их утверждениям, она не способна вынудить монополиста модернизировать и улучшать производственные процессы.

    С этой позицией нельзя не согласиться, но стоит добавить, что есть сферы производства, в которых без монополии нельзя обойтись. Причём, если в конкретных секторах экономики произойдет разгосударствление рынка, то это предполагает резкое подорожание стоимости услуг.

    Нередко на рынке возникает такая ситуация, когда спрос на какой-либо конкретный товар удовлетворяется одной или несколькими компаниями. В таком случае возникает естественная монополия. Ее причины кроются в особенностях обслуживания потребителей и технологического процесса.

    Если без монополий нельзя обойтись, то возникает соответствующий вопрос о методах и способах контроля операций, которые осуществляются на таком рынке. Ведь без этого могут безосновательно расти цены, а качество продукции будет снижаться.

    Естественные монополии занимают на рынке особое положение и выполняют важнейшие функции в РФ. Роль монополии в экономике России проявляется в том, что от состояния компании во многом зависит конкурентоспособность страны на международной арене. Крупные предприятия-монополисты осуществляют энерго-, газо-, водоснабжение, оказывают транспортные, в том числе по железным дорогам, воздуху услуги, обеспечивают системами связи, коммуникации. Все эти продукты потребляет население. Одна из основных особенностей, которыми отличается любая монополия в экономике, - это установление высокого входного барьера в отрасль специализации. При наличии единственного производителя, эффект от объема производства которого огромен, формируется размер капитала, который сделает другие предприятия конкурентоспособными. В обществе отсутствуют возможности выдерживать более одной такой компании.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что естественные монополии выступают в качестве важного явления в странах с рыночной экономикой, ведь, от их действия будет зависеть степень и уровень благосостояния жизни общества.

    Объектом исследования выступает естественная монополия. Предметом исследования выступила роль естественных монополий в экономике РФ.

    Основная цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности естественных монополий и необходимость форм их государственного регулирования в экономике РФ.

    Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач, среди которых:

    1. Изучить понятие и признаки естественной монополии;
    2. Охарактеризовать государственное регулирование естественной монополии;
    3. Изучить естественные монополии в России;
    4. Проанализировать уровень монополизации российского рынка;
    5. Оценить проблемы и перспективы развития антимонопольной политики России.

    Поставленные задачи предопределили структуру работы.

    В первой главе рассмотрены сущность, задачи, методы естественных монополий.

    Во второй главе выделены особенности функционирования естественных монополий в экономике России.






    1.Естественные монополии: сущность, задачи и методы регулирования

    1.1 Понятие и признаки естественной монополии

    По мнению Б. В. Корнейчука, монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель [13, c. 320].

    Однако существует совершенно особый вид: естественная монополия это отрасль, в которой нуждается максимальное количество потребителей, и которая использует уникальные природные ресурсы. Если обычная монополия ограничивает создание свободного рынка, то естественная является наиболее выгодным вариантом существования данной отрасли.

    По мнению В. В. Клочкова, естественная монополия это такое положение рынка, когда его максимальная эффективность возможна только при полном отсутствии конкуренции. Товары, которые производятся в данных отраслях производства, невозможно заменить никакими аналогами, а спрос на них максимально неэластичен [11, c.188].

    Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно завышена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти.

    К основным признакам естественных монополий относятся [13, c. 245]:

    1) резко выраженная экономия на масштабах производства и сбыта в длительном периоде: уменьшение затрат на производство и сбыт с увеличением объема производства, а также экономия от разнообразия или экономия от охвата производства;

    2) свойство cубаддитивности издержек. Функция издержек обладает свойствами естественной монополии, если фирма с этой функцией имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск был распределен между двумя или более фирмами (это и именуют cубаддитивностью издержек);

    3) экономическая эффективность естественной монополии. При этом под эффективностью структуры рынка понимается рентабельное число фирм на рынке (в случае монополии оно равно единице);

    4) высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;

    5) низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;

    6) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.

    Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно высокой, то спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей станет больше, то и объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти. В России, как и в других странах, сегодня существует несколько отраслей, в которых сформировалась ситуация естественной монополии [14, c. 150]:

    - Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также природного газа по магистральным трубопроводам. Работа данной транспортной сети будет максимально эффективной и прибыльной, если этим занята только одна компания.

    - Железнодорожные перевозки. Примером естественной монополии в России является компания «Российские железные дороги» это единственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, также оно владеет всей транспортной сетью по всей территории России.

    - Услуги по транспортировке электричества и тепловой энергии. Аналогичным образом в данной отрасли ни одна организация не сможет стать серьезным конкурентом монополистам.

    - Услуги транспортных терминалов: аэропортов, морских и речных портов и т. д.

    - Услуги водоснабжения городов, обеспечение работы коммунальных сетей. Назначение платы за коммунальные услуги находится под постоянным контролем государства, тарифы формируются с учетом целого ряда факторов. При этом у конечного потребителя нет выбора, ему приходится оплачивать водоснабжение канализацию, теплоснабжение и другие услуги по назначенным тарифам, и он не может перейти к другому поставщику.

    - Почтовая связь. В России естественным монополистом в отрасли почтовой связи и пересылки корреспонденции является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет меньше 1%, и никаких изменений в ближайшее время не предвидится.

    Таким образом, все выше перечисленные отрасли являются особенными, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства, потому что они призваны оградить отрасль от некачественной конкуренции, и во всех случаях их деятельность регулируется и контролируется государством.

    1. Государственное регулирование естественных монополий

    Только при условии регулирования конкуренция в любой стране может быть налажена. Любое действие правительства против монополии при этом становится необходимым условием для нормального развития любой экономики любого масштаба. Антимонопольное регулирование направлено на недопущение монополизации рынка и поддержку конкуренции.

    Антимонопольное регулирование это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночнойконкуренциии не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма [6, c. 164].

    Большинство европейских стран осуществили переход к рыночной системе после буржуазной революции.

    Российский опыт возникновения рыночных отношений связан с совершенно иными предпосылками. Период Советского союза описывается полной монополизацией основных хозяйственных секторов. Сосредоточенная в руках государства экономика отбрасывала саму возможность становления рынка. Внезапный переход к капитализму стал ударом по хозяйственным секторам экономики страны. Антимонопольное регулирование в этих условиях долгое время оставалось фиктивным, не находя своего выражения ни в чем, кроме норм одноименного закона.

    На сегодняшний день уровень развития рынка значительно выше, чем в конце 90-х годов, однако, по-прежнему, не является благополучным. Причина в том, что в России естественные монополии занимают важные доли экономики.

    Государственное регулирование естественных монополий заключается в [1]:

    1. Раскрытие тех сфер деятельности, в которых присутствует монополия.
    2. Проверка, сравнение, анализ и утверждение цен на товары, услуги, которые обеспечиваются предприятием - монополистом.
    3. В случаях необходимости изменение правил функционирования, торговли либо обязательное изменение цен на продукцию.

    Нормативной базой регулирования служат Законы: «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О федеральном железнодорожном транспорте». Указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий». Своя схема регулирования действует для каждого вида естественной монополии.

    Имеются два основных направления, по которым осуществляется регулирование деятельности организаций. К первой ветви относится антимонопольное законодательство, положения которого направлены против компании доминанта и искусственно созданного ею ценообразования. Это направление регламентируется следующими постановлениями [18, с. 42]:

    1. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Был принят 23 июня 1999 года.
    2. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный закон вступил в силу 22 марта 1991 года. Является главным документом, по которому осуществляется контроль над организациями монополистами.

    Следующей ветвью, которую затрагивает антимонопольное законодательство в России, является регулирование рабочих процессов естественной монополий. К последним относятся железная дорога и водоснабжение, ЖКХ и другие стратегически важные организации. Функционирование этих объектов опирается на несколько правовых актов:

    1. Федеральное антимонопольное законодательство регулируется также указом президента страны «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов», который вступил в силу в конце марта 1996 года.

    2. Указ президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства», который принят 28 апреля 1997 года.

    3. Федеральный закон «О естественных монополиях». Он был принят в середине июля 1995 года Государственной думой. А вступил в силу несколько позднее 17 августа. Затем он не раз подвергался корректировке и дополнениям [1].

    4. Постановление Правительства РФ «О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы», которое было подписано 20 декабря 1997 года.

    Стоит выделить, что и первое, и второе направления строго исполняются и на региональном уровне. Принятие дополнительных актов на региональном уровне показывает лишь о желании исполнительных органов придать федеральным постановлениям законный характер в некоторых отдельных областях государства.

    Законы, служащие ограничением для недобросовестной конкуренции, принимаются во многих странах. Антимонопольное регулирование всегда активно решало подобные проблемы.

    Помимо всего прочего, антимонопольное регулирование создано для того, чтобы препятствовать практике монополистического характера. В такую практику можно включить следующие действия [6, c. 105]:

    - совмещение одними и теми же лицами руководящих постов, когда это происходит в двух или более фирмах, производящих аналогичную продукцию;

    - предварительный сговор, касающийся отказов от ведения дел с потенциальными партнерами;

    - антимонопольное регулирование экономики не допускает и ситуации, когда в качестве условия реализации производители буквально навязывают потребителям принудительный ассортимент товаров;

    - искусственное поддержание уровня цен;

    - предварительный сговор об искусственном понижении или повышении цен;

    - ограничение и прекращение производства товаров для создания ситуации дефицита.

    Запреты на осуществление производственно-коммерческой деятельности, разукрупнение фирм лишь часть средств, которые используются государством в целях регулирования.

    Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.

    Антимонопольное регулирование не способно поднять предпринимательство, а для развития последнего не сформировалось институциональная база. Поэтому, государство вынуждено усилять меры по предотвращению захвата одним предприятием значительной доли рынка определенного товара. Но значительная часть средств, которые уходят на антимонопольное регулирование экономики, могли быть использованы для поддержки малых и средних бизнес-структур.


    2.Особенности развития естественных монополий в России

    2.1 Естественные монополии в РФ

    Естественные монополии продолжают оставаться весомым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции [19].

    Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. Например, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии.

    Почти весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.

    Состояние в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшее время естественным монополиям придется все больше средств вовлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.




    Рисунок 2.1 Вклад естественных монополий в ВВП в экономику страны

    На рисунке 2.1 показано, какую долю в ВВП страны вносит каждая отрасль естественных монополий. Видно, что 4% от общего числа рабочих и служащих приходится на все 4 отрасли. При этом они приносят 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли и 18,6% налоговых доходов бюджета Российской Федерации. Сравнительно недавно на мировом рынке произошел резкий скачок цен на энергоносители, что послужило причиной роста выручки Топливно-Энергетического Комплекса (ТЭК). До этого момента вклад естественных монополий в ВВП отставал от общей динамики индустрии.

    Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они.

    В то же время вклад системы естественных монополий в рост ВВП до недавнего момента (до периода резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, давшего импульс росту выручки по ТЭК) значительно отставал от общей динамики промышленности.

    Кроме того, видимый рост дохода системы естественных монополий за счет роста тарифов не ведет к повышению прибыли компаний, а практически полностью уходит в рост затрат.

    Тарифы естественных монополий будут заморожены. В выигрыше окажутся генерирующие компании, транспортники и самый недоинвестированный сектор экономики ЖКХ.

    Оценивая значение естественных монополий - ОАО «Газпром», «Российские железные дороги» можно сказать, что они по своим экономическим, техническим и организационным признакам все еще находятся на уровне из лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят [12, с. 100].

    Значение электроэнергетики в экономике России, так же, как и ее общественной жизни трудно переоценить это основа всей современной жизни.

    Владея большей частью энергетической мощностей, РАО «ЕАС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13 процентов общего производства электроэнергии в РФ.

    В настоящее время базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны (Медвежье на 75,6 процента, Уренгойское (сеноман) на 65,4 процента, Ямбургское (сеноман) на 54,1 процента).

    «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз» [20].

    Доля ОАО «Газпром» на европейском газовом рынке представлена на рисунке 2.2




    Рисунок 2.2 Доля на европейском газовом рынке [20]

    За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами.

    Будущее России непосредственно зависит от состояния и развития транспортной системы.

    Отставание транспортной инфраструктуры уже приводит к тому, что тормозится развитие экономики и не удовлетворяются потребности населения в необходимой подвижности. Это государственная проблема высшей категории важности [8, с. 80].

    Таблица 2.1. - Оборот организаций по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-июнь 2015 год [20].









    Фактически заТемп роста в % к cоотв.периоду прошлого годапериод с начала отчетного года

    (тыс. руб.)соответствующий период с начала прошлого года

    (тыс. руб.)А123Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам1 264 049 663,00 1 192 071 629,00 106,0Транспортировка газа по трубопроводам7 365 649 141,00 6 384 623 347,00 115,4Услуги по передаче электрической (тепловой) энергии7 200 223 487,00 6 572 315 882,00 109,6Железнодорожные перевозки1 582 462 254,00 1 469 880 987,00 107,7Услуги портов (речной и морской транспорт)326 003 963,00 239 419 196,00 136,2Услуги аэропортов и услуги транспортных терминалов513 315 826,00 470 729 593,00 109,0Услуги общедоступной почтовой связи124 032 432,00 134 056 128,00 92,5Услуги общедоступной электрической связи866 900 364,00 893 839 875,00 97,0Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике26 697 834,00 25 449 967,00 104,9Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры840 236 155,00 699 138 969,00 120,2

    Оборот организаций по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-декабрь 2015 года показал, что наблюдается увеличение показателей почти по всем сферам деятельности, кроме услуг общедоступной почтовой связи, электрической вязи. У этих услуг наблюдается уменьшение по сравнению с периодом с начала отчетного периода. Наибольший рост наблюдается по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на 20,2 процента и услугам портов на 36,2 процента.

    Далее проведена оценка проданных товаров несобственного производства, данные отражены в таблице 2.2 [20].

    Таблица 2.2 Продано товаров несобственного производства по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-декабрь 2015 года


    Фактически заТемп роста в % к cоотв.периоду прошлого годапериод с начала отчетного года

    (тыс. руб.)соответствующий период с начала прошлого года (тыс. руб.)А123Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам9 413 683,00 12 794 225,00 73,6Транспортировка газа по трубопроводам4 297 060 171,00 3 636 121 765,00 118,2Услуги по передаче электрической (тепловой) энергии570 443 215,00 459 002 819,00 124,3Железнодорожные перевозки10 317 163,00 11 147 186,00 92,6Услуги портов (речной и морской транспорт)15 113 862,00 16 732 467,00 90,3Услуги аэропортов и услуги транспортных терминалов54 671 111,00 62 002 037,00 88,2Услуги общедоступной почтовой связи12 828 925,00 12 498 963,00 102,6Услуги общедоступной электрической связи6 173 109,00 11 320 328,00 54,5Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике229,00 1 117,00 20,5Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры11 691 479,00 10 106 792,00 115,7

    Данные в таблице 2.2 показывают, что наибольшая сумма фактически проданных товаров несобственного производства по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-декабрь 2015 года наблюдается в сфере услуг по передаче электрической (тепловой энергии) на 24,3 процента. Также заметное увеличение произошло в сфере транспортировки газа по трубопроводам на 18,2 процента.

    По многим сферам деятельности естественных монополий произошло снижение данного показателя, такие как: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам 26,4 процента, железнодорожные перевозки на 7,4 процента, услуги портов на 9,7 процента, услуги аэропортов и услуги транспортных терминалов на 11,8 процента и так далее относительно аналогичного периода прошлого года.

    Далее приведена оценка отгруженных товаров собственного производства, данные отражены в таблице 2.3 [20].

    Таблица 2.3 - Продано товаров собственного производства, выполнено работ собственными силами по сферам деятельностиестественных монополий по РФ за январь-июнь 2015 года [20]

    Фактически заТемп роста в % к cоотв.периоду прошлого годапериод с начала отчетного года

    (тыс. руб.)соответствующий период с начала прошлого года (тыс. руб.)А123Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам1 254 635 980,00 1 179 277 404,00 106,4Транспортировка газа по трубопроводам3 068 588 970,00 2 748 501 582,00 111,6Услуги по передаче электрической (тепловой) энергии6 629 780 272,00 6 113 313 063,00 108,4Железнодорожные перевозки1 572 145 091,00 1 458 733 801,00 107,8Услуги портов (речной и морской транспорт)310 890 101,00 222 686 729,00 139,6Услуги аэропортов и услуги транспортных терминалов458 644 715,00 408 727 556,00 112,2Услуги общедоступной почтовой связи111 203 507,00 121 557 164,00 91,5Услуги общедоступной электрической связи860 727 256,00 882 519 546,00 97,5Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике26 697 605,00 25 448 850,00 104,9Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры828 544 676,00 689 032 177,00 120,2

    По данным таблицы 2.3 видно, что почти по всем рассмотренным сферам деятельности данный показатель имел тенденцию к увеличению, кроме услуг общедоступной почтовой связи уменьшение на 8,5 процента и услуг общедоступной электрической связи уменьшение на 2,5 процента. Из которых наибольшую динамику имели услуги портов на 39,6 процента и услуг водоснабжения и водоотведения на 20,2 процента относительно аналогичного периода прошлого года.

    Наибольшая сумма отгруженных товаров приходится на услуги по передаче электрической энергии, которая за январь-июнь 2015 года составила 6629780272 рублей. На втором месте по значимости находится транспортировка газа по трубопроводам 3068 588 970 рублей.

    Наименьшая сумма приходится на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике 26 697605 рублей.

    Дальше приведена оценка инвестиций в основной капитал по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-июнь 2015 года, данные отражены в таблице 4 [20].

    Таблица 2.4 Инвестиции в основной капитал по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-декабрь 2015 года




    НаименованиеИнвестиции в основной капитал - всего, (тыс. рублей)из общего объема инвестиций в основной капитал:в % к общему объему инвестиций в основной капиталжилищаздания (кроме жилых) и сооружениямашины, оборудование, транспортные средства,производственный и хозяйственный инвентарьпрочиежилищаздания (кроме жилых) и сооружениямашины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарьпрочиеА2345678910Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам268 771 387,00763 538,00204 745 636,0057 067 155,006 195 058,00

    0,376,221,22,3Транспортировка газа по трубопроводам255 747 908,001 106 587,00158 437 297,0056 683 022,0039 521 002,000,46222,215,4Услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии1 560 402 633,0015 573 587,00839 834 193,00578 017 959,00126 976 894,00153,8378,2Железнодорожные перевозки372 974 551,001 810 671,00216 965 016,00151 831 448,002 367 416,000,558,240,70,6Услуги портов (речной и морской транспорт)89 905 813,0099 297,0065 485 249,0021 578 496,002 742 771,000,172,8243,1Услуги аэропортов и услуги транспортных терминалов68 824 274,00316 053,0030 159 316,0036 890 411,001 458 494,000,543,853,62,1Услуги общедоступной почтовой связи2 409 199,00-420 520,001 398 694,00589 985,00-17,558,124,4Услуги электрической связи127 847 125,00233 356,0049 822 432,0071 880 922,005 910 415,000,23956,24,6Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике5 699 761,00134,001 111 156,003 703 899,00884 572,00019,56515,5Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры89 143 318,00686 840,0042 086 538,0045 511 404,00858 536,000,847,251,10,9


    Наибольшая сумма инвестиций в основной капитал естественных монополий приходится на услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии 1560402633 рублей. Из данной суммы большая часть, а именно, 839 834193 рублей приходится на здания и сооружения и 578 017959 тысяч рублей на машины и оборудование.

    На втором уровне находятся услуги по железнодорожным перевозкам 372 974 551 тысяч рублей, где наибольшая часть приходится на здания и сооружения 216 965016 тысяч рублей, и машины и оборудования 151 831448 тысяч рублей.

    Далее проведем сальдированный финансовый результат предприятий по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-декабрь 2015 года, данные отражены в таблице 5 [20].

    Таблица 2.5 Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-декабрь 2015 года

    Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) за отчетный период, тыс.руб.Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) за соответствующий период прошлого года, тыс.руб.Отчётный период в %
    к соответствующему
    периоду прошлого годаА123Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам135 976 380,00 165 373 479,00 82,2Транспортировка газа по трубопроводам645 838 912,00 386 234 997,00 167,2Услуги по передаче электрической (тепловой) энергии1 568 549 515,00 1 314 544 291,00 119,3Железнодорожные перевозки33 103 491,00 -38 667 835,00 -Услуги портов (речной и морской транспорт)97 763 127,00 -14 405 122,00 -Услуги аэропортов и услуги транспортных терминалов60 207 830,00 32 680 221,00 184,2Услуги общедоступной почтовой связи2 551 702,00 695 837,00 в 3,7 разУслуги общедоступной электрической связи53 234 448,00 68 834 728,00 77,3Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике3 532 782,00 3 143 566,00 112,4Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры84 291 255,00 106 387 516,00 79,2Сальдированный финансовый результат предприятий по сферам деятельности естественных монополий по Российской Федерации за январь-декабрь 2015 года показал, что по многим сферам деятельности данный показатель имел тенденцию снижению, такие как: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам на 17,8 процентов, услуги общедоступной почтовой связи в 3,7 раз, услуги общедоступной электрической связи на 22,7 процентов, водоснабжение и водоотведение на 20,8 процентов. Оставшиеся сферы деятельности естественных монополий показали увеличение. Из которых наибольший рост наблюдается в сфере услуг аэропортов и услуг транспортных терминалов на 84,2 процента и транспортировка газа по трубопроводам на 67,2 процента.
    2.2 Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики России
    Оcновными проблемами развития еcтеcтвенных монополий являются [15, с.75]:

    1) Установление монополиями высоких барьеров доступа потребителей к производимому благу. Они включают в себя значительную плату за подключение к мощностям (проведение коммуникаций), навязывание дополнительных уcлуг, и обоcнованное отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу.

    2) Форма монополиcтической практики имеет много общего c первой и выражаетcя в навязывании потребителям дополнительных услуг. Примером является обязательное уcтановление cчетчиков на газ и воду, которые проводится якобы для лучшего учета индивидуального потребления.

    3) Форма специфичеcкой практики роccийских монополий является отключение доcтупа отдельных потребителей и групп потребителей получаемому благу. При этом не всегда cтрадают недоброcовеcтные покупатели, задерживающие платежи.

    Для роccийских еcтеcтвенных монополий характерно активное применение практики ценовой диcкриминации, в том чиcле cвязано с перекрестным субсидированием. Ценовая дискриминация это продажа одного и того же товара по разным ценам, разным потребителям или группам потребителей.

    Дефицитность ресурса (проблема нехватки мощностей) увеличивает власть естественной монополии, позволяет ей практиковать ценовую дискриминацию второго рода наоборот. Например, в электроэнергетике она заключается в установлении более низких тарифов при потреблении электроэнергии в пределах социальной нормы и более высоких при потреблении сверх социальной нормы.

    В сфере реформирования естественных монополий необходимо обеспечить решение двух основных задач.

    Первая задача сокращение масштаба монополизации инфраструктур, разделение естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов.

    В связи с тем, что объекты инженерных инфраструктур (дороги, аэродромы, причальные сооружения, проводящие сети, системы оперативно-диспетчерского управления и т. п.) являются в основном предметом естественной монополии, функции по эксплуатации этой инфраструктуры, производству и сбыту поставляемых по инфраструктурным объектам товаров и услуг (электрическая и тепловая энергия, газ, нефть, нефтепродукты, услуги перевозки) не должны быть монопольными.

    Демонополизация таких секторов приведет к созданию стимулов для создания издержек и повышению качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Реализация указанной задачи возможна при обеспечении прозрачности условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнении и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов.

    Вторая задача обеспечение равноправного и прозрачного доступа всех экономических субъектов к объектам естественных монополий.

    Получение доступа к услугам естественных монополий является ключевым фактором для реализации инвестиционных проектов в большинстве секторов экономики.

    Отсутствие прозрачных правил доступа и ответственности за необоснованный отказ в предоставлении монопольных услуг и информации о возможностях инфраструктуры монополий присоединить новых потребителей или увеличить потребление существующих создает возможность для злоупотреблений со стороны естественных монополий и является препятствием для реализации многих инвестиционных проектов.

    Предполагается принять нормативные правовые акты, обеспечивающие недискриминационный, прозрачный и максимально регламентированный доступ к инфраструктуре во всех секторах естественных монополий. Одновременно, будет обеспечено создание механизмов, стимулирующих снижение издержек и рост эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий.

    В развитии и обновлении инфраструктуры государство в существенной степени будет ориентироваться на частный капитал. Будут обеспечены конкурентоспособные условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, прежде всего, за счет новой тарифной политики. Долгосрочные тарифы будут гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Уровень тарифа будет увязан с качеством оказываемых услуг. Регулятор будет экономически стимулировать инфраструктурные компании к снижению издержек.

    Важность реформирования естественных монополий связана с ростом издержек на вырабатываемую продукцию, который становятся обоснованием для повышения уровня тарифов естественных монополий, непрозрачностью информации, непрофильными активам, что снижает капитализацию таких компаний и увеличивает затраты на привлечение инвестиций и так далее.

    Сформулированные две задачи по сокращению масштаба монополизации инфраструктур, разделению естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов, а также по обеспечению равноправного и прозрачного доступа всех экономических субъектов к объектам естественных монополий не потеряли актуальности.

    При реформировании естественных монополий надо учесть недавний опыт проведения реструктуризации в странах Центральной и Восточной Европе: процессы реструктуризации имеют определенную последовательность. Далее проведение реструктуризации в российских компаниях стало в большей степени напоминать процессы в этих странах. На начальной стадии процессов реструктуризации исследовались конкурентоспособность, производственные возможности и производительность труда. Для уменьшения себестоимости производимой продукции увольнялся избыточный персонал. Последующая стадия это сохранение квалифицированных кадров, привлечение иностранных экспертов, а также повышение управляемости производственными процессами. Третья стадия реструктуризации связана с тем, что крупные компании имеют капиталоемкие производства и требуют привлечение больших денежных средств. Внутренний рынок не мог обеспечить приток в нужном объеме, поэтому с целью привлечения иностранных инвесторов российским компаниям пришлось избавляться от непрофильных активов. А для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогичными компаниями пришлось прибегнуть к узкой специализации своего производства. Примером может служить Норникель. Используя международный опыт, компания консолидировала на своем балансе большую часть золотодобывающих активов, а в 2006 году произвела выделение этих активов из своего состава. В результате выделения актива капитализация Норникеля не изменилась и составила порядка 15 миллиардов долларов США. Компания осталась востребованной как со стороны небольших инвесторов, так и стратегических. Практика показывает, что менеджмент узкоспециализированной компании концентрирует усилия в одной области, структура активов более упорядочена, распыление денежных средств уменьшается, а это отражается на стоимости акций.

    Также весьма наглядным примером естественной монополизации является история развития железных дорог в США. И сейчас еще на достаточно подробных картах этой страны можно увидеть, что на некоторых направлениях «из точки А в точку В» тянется сразу несколько параллельных линий, причем многие из них недействующие и постоянно демонтируются. В XIX в., в эпоху бума железнодорожного строительства в США, каждая компания, конкурирования с прочими, прокладывала свою линию. Затем, под воздействием описанных выше технико-экономических факторов, произошла естественная монополизация перевозок на каждом направлении. Объединенная компания выбрала из целого «пучка» направлений самое выгодное (в смысле удобства трассировки, рельефа и т.п.), построила на нем многопутную линию с большой пропускной способностью, а надобность в остальных линиях отпала [21].

    Основные направления реформирования в части естественных монополий понятны, в настоящее время важнее определиться с последовательностью и сроками реформирования, ответственными исполнителями. На первой стадии обсуждения необходимы варианты реформирования по отдельным копаниям-монополиям. В такой работе должны участвовать специалисты компаний-монополий. Следует исключить крайности в организации этого непростого дела. Если относительно недавно такие вопросы полностью замыкались на компании-монополии, то сейчас представители таких компаний не введены в состав экспертных групп. На второй стадии подготовки раздела «Реформирование естественных монополий» следует учесть результаты других общих разделов. Например, при реформировании монополий таких как: Газпром, Транснефть, РЖД и тому подобное необходимо активное привлечение внешних средств. При форсированном росте экономике, предусмотренном правительственной концепцией долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, следует учесть, что структурные проблемы экономики усугубятся, и в будущем потребуется гораздо больше средств для устранения их последствий. Это должно быть учтено при реформировании естественных монополий. То есть на второй стадии подготовки раздела надо учесть результаты разработки других разделов и дать рекомендации в смежные разделы [16, c. 286].

    Воплощение программы на практике обеспечит позитивное влияние на рыночную капитализацию компаний, их инвестиционную привлекательность, возможность привлекать внешнее финансирование на длительный срок по оптимальной цене, снижать средневзвешенную стоимость капитала и улучшать условия работы с партнерами, усиление потенциала при слияниях и поглощениях, диверсификации и интернационализации бизнеса, улучшение имиджа и репутации акционеров, самих компаний и менеджеров и многое другое.

    Реформирование компаний-монополий, выделение структурных подразделений, способных действовать в условиях конкурентного рынка (добыча газа, ремонт скважин и так далее), должно сопровождаться упорядочиванием условий правил бизнеса, с тем чтобы исключить риск замены одной монополии на другую: государственной на частную.












    Заключение

    Естественные монополии обеспечивают потребителей важнейшими ресурсами: водой, транспортом, газом, электричеством и др. При правильной деятельности этих предприятий будут формироваться благоприятные условия для жизни населения. Эти предприятия способствуют снижению расходов страны. Поэтому, несмотря на их положительные стороны, монополии должны находится под государственным контролем. Такое регулирование предотвращает их диктатуру в вопросах ценообразования.

    В Российской Федерации существуют различные предприятия, выступающие как единоличные поставщики или производители. К наиболее известным относятся: «Газпром», МПС и РАО «ЕЭС». Также существуют и другие монополии в российской экономике, близкие к указанным. Например, компании «Транснефть», «Сбербанк» и прочие. РАО «ЕЭС», «Газпром» и МПС являются важной составляющей хозяйства страны и олицетворяют виды монополии государства. Однако среди них формально «Газпром» является акционерным обществом. Государство владеет 38 процентами акций предприятия.

    Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») по оценкам института комплексных стратегических исследований («ИКСИ»), приходится 13,5 процентов ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45 процентов всей его доходной части.

    Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче более 30 процентов потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.

    В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10 процентов, то вскоре она может составить 30 и более процентов [4].

    Еще одним важнейшим фактором, определяющим высокую роль системы естественных монополий в социально-политической жизни страны, является чрезвычайно высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В условиях опережающего роста цен на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое положение и приводит к нежелательным социальным последствиям.

    В проделанной работе можно сделать следующие выводы:

    1. Если организация стала монополистом в своей сфере, это значит, что использует разумное регулирование деятельности руководством. Главная задача государства - это контроль уже возникших естественных монополий. Также не стоит забывать, что работа большинства монополий может мешать успешному функционированию малого бизнеса (сырьевые монополии). Антимонопольные органы совершенствуются, что сказывается на монополиях всех типов с каждым годом все лучше для общества.

    2. Для развития экономики, нужно контролировать естественные монополии. Естественные монополии могут увеличить его уровень региона до больших высот.

    3. Развитие и становление монополий способно оздоровить экономику страны и улучшить благосостояние жителей. Именно монополии дают большее количество рабочих мест.

    4. Учитывая особую роль для жизни общества и отраслей, имеющим отношение к естественным монополиям, государственное регулирование должно быть направлено на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) естественно монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства.

    5. При верно выбранной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее развитие и процветание не только монопольных субъектов, но и граждан страны.






















    Список использованных источников

    1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях».
    2. Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об электроэнергетике».
    3. Приказ ФАС РФ от 09.04.2007 №105 «Об утверждении регламента Федеральной антимонопольной службы».
    4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">Корнейчук, Б. В.Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. В. Корнейчук. М.: Юрайт, 2017. 386 с.
    5. Кузнецова, Н. А. Развитие естественных монополий в условиях инновационной экономики / Н. А. Кузнецова. - Москва:Синтег,2016. - 192 c.
    6. Макроэкономика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. В. Ф. Максимовой. М.: Юрайт, 2017. 171 с.
    7. Маховикова, Г. А.Экономическая теория: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 443 с.
    8. Тукенов, А. А. Рынок электроэнергии. От монополии к конкуренции / А.А. Тукенов. - М.: Энергоатомиздат,2015. - 416 c.
    9. Экономическая теория: Учебное пособи. / Басовский Л.Е., Басовская Е. Н. Москва: Инфра-М, 2012. 375 с.
    10. Естественные монополии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://business-zakons.ru/.
    11. Естественные монополии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1fin.ru/.
    12. Примеры естественных монополий [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessman.ru/.
    13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/.














Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Монополии естественные ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.