Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Неоклассический подход к теории экономического роста

  • Вид работы:
    Другое по теме: Неоклассический подход к теории экономического роста
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    19.04.2018 10:13:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    Теоретические аспекты неоклассического подхода к теории экономического роста5

    Применение неоклассического подхода на практике9

    Заключение17

    Список использованной литературы19




    Введение

    Экономический рост - это долгосрочная тенденция в развитии народного хозяйства, выражающая увеличение реального объема производства, которые возможны в условиях полной деятельности.

    Проблема экономического роста во всём мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития. Судьба любой страны зависит в настоящее время от механизма экономического роста, позволяющего наиболее эффективно использовать достижения научно технического прогресса. Мировая экономическая наука достаточно давно начала изучение тенденций экономического роста. Особую актуальность эта тема имеет для сегодняшнего этапа экономических реформ. Любые меры по реформированию экономики должны вписаться в общее тенденции экономического роста индустриально развитых стран на рубеже ХХ ХХI века. Экономический рост стал постоянным явлением, что несмотря на некоторые снижения объёмов выпуска и даже глубокий спад производства долгосрочный тренд развития в экономике большей части стран мира носит устойчиво восходящий характер.

    Неоклассическая экономическая теория впервые была сформирована как самостоятельное течение науки в конце 1890-х годов в связи с развитием научного сообщества ученых-экономистов и становлением экономического образования после победы маржиналистской революции над прочими оппозиционными направлениями. Данная теория экономического роста основана на модели рационального (максимизирующего) в равновесном мире человека, стремящегося максимизировать свой доход и минимизировать затраты на производство. Она формировалась на базе двух источников: теории факторов производства и концепции производственной функции, учитывающей взаимодействие таких факторов как труд и капитал.

    Проблема экономического роста во всем мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития, так как от механизма экономического роста зависят уровень и качество технического прогресса. Эта тема особо актуальна в XXI веке в связи с необходимостью учета мировых тенденций экономического роста для благоприятного развития экономик отдельных государств в долгосрочном периоде.

    В настоящее время особое значение имеет НТП, который воздействует на величину и структуру ВНП. Его следует отнести к капиталу. Безусловно, в число важнейших факторов экономического роста следует считать совокупный спрос общества, ибо именно он выступает “основным локомотивом” экономического роста, как в количественном, так и в структурном и качественном аспектах.

    Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста, которая предусматривает: увеличение среднедушевых доходов населения, увеличения свободного времени, улучшение распределения НД среди различных слоев населения, улучшения качества и роста выпускаемых товаров и др.


    Теоретические аспекты неоклассического подхода к теории экономического роста

    Вслед за Роем Харродом и Евсеем Домаром , показавшими возможность существования экспоненциального роста на основе накопления капитала и изменений производительности, на долгие годы главенство в экономических теориях долгосрочного роста получила неоклассическая теория, сформировавшаяся в 1950-е гг., благодаря, прежде всего, Роберту Солоу и Тревору Свану. Основное внимание в ней уделялось вопросам накопления капитала и связи двух основных факторов производства труда и капитала, их взаимоотношениям с экзогенными изменениями производительности техническим прогрессом, и соответственно возможному развитию общих тенденций роста основных реальных переменных экономики на этой основе и достижения устойчивого сбалансированного роста.

    В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

    Одним из определяющих положений неоклассической школы является принцип экономического равновесия. Равновесие в экономике - это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

    Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл, один из наиболее известных ученых «старой» школы неоклассицизма, ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора - слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

    Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

    Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

    В истории неоклассической экономической теории четко выделяются три периода:

    - «старая» неоклассика (1890-1930-е);

    - «оппозиционная» неоклассика (1930-1960-е);

    - современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).

    Современные же неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

    Американский экономист, социолог и историк Уолт Ростоу в 1960 г. сформулировал теорию стадий экономического роста в своем труде «Стадии экономического роста». В нем описывается пять основных стадий роста, отдаленно схожих своей типологией с пятью формациями марксизма. Данные стадии включают в себя этапы:

    1) «традиционное общество»;

    2) стадия подготовки условий для «сдвига»;

    3) стадия «сдвига» и перехода к индустриальному развитию;

    4) «индустриальное общество»;

    5) стадия «массового потребления».

    Традиционное общество, по Ростоу, характеризуется примитивной ручной техникой, незначительными размерами производства на душу населения, высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве, иерархической социальной структурой и наличием политической власти в руках землевладельцев. К этой стадии он относит всю историю человечества до конца XVII в.

    Вторая стадия (переходное общество) характеризуется проникновением научных открытий в производство, расширением национальных и мировых рынков, накоплением капиталов, появлением нового типа предприимчивых людей, созданием единой национальной власти и т.п. Однако эти новшества занимают небольшое место в обществе.

    Третья стадия - подъем. Эта стадия характеризуется тем, что резко повышается технологический уровень промышленности и сельского хозяйства, образуется капитал общехозяйственного назначения (транспорт, связь, дороги и т.д.), увеличивается число фабрик, растут города и новый промышленный класс.

    В конце ХIX в. Западная Европа, по Ростоу, переживает четвертую стадию экономического роста - движение к зрелости. Для него типично следующее: хозяйство страны становится частью мирового хозяйства. 10-20% национального дохода инвестируется, отчего рост продукции обгоняет рост населения. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургической промышленности, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую промышленность.

    Пятая стадия - век высокого массового потребления. Здесь Ростоу показывает экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за максимальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса. Революция в потреблении - вот что, по Ростоу, отличает данную стадию в развитии общества от предшествующих. Возникает новый средний класс: специалисты, техники, квалифицированные рабочие, мелкие и средние предприниматели и др. Ростоу считает, что на данной стадии капитализм теряет свою агрессивность, а капиталистические государства сосредоточивают свое внимание на удовлетворении потребностей собственного населения и отказываются от внешней экспансии.

    В 1971 г. вышла новая книга Ростоу, являвшегося на тот момент свидетелем становления пятой стадии своей концепции - «Политика и стадии роста», где он утверждает, что так называемый «век высокого массового потребления» не принес удовлетворения массовому потребителю, поскольку ознаменовался ростом цен, безработицей, низкими темпами экономического роста, ухудшением окружающей среды, обострением проблем крупных городов, ростом преступности. Ростоу ставит вопрос о переходе американского общества к новой, шестой стадии - поиску путей качественного улучшения жизненных условий человека (поиски качества).

    Модель Ростоу была критически воспринята современниками, так как она не показывает скрытые движущие силы изменений, и вся концепция стадий роста является лишь классификационной системой, основанной на опыте развитых стран. Данная критика лишь подтвердилась, когда стадия массового потребления не оправдала ожиданий своего создателя, который вскоре выдвинул идею появления новой, шестой по счету стадии развития общества. Таким образом, теория Ростоу является несовершенной ввиду своей неопределенной конечности и ограниченности (модель развития ориентирована на страны с большим населением и развитой экономикой).

    Применение неоклассического подхода на практике

    В современной экономической теории пока нет единой концепции предприятия, пригодной в равной степени как для понимания факторов и детерминантов его деятельности, так и длявыработки рекомендаций по улучшению состояния. Отдельные вопросы создания, деятельности и взаимодействия, преобразования предприятий обсуждаются в таких дисциплинах, как организация промышленного производства, менеджмент, маркетинг, стратегическое планирование. Немало важных проблем предприятия изучается на стыках экономики и права, экономики и социологии, экономики и психологии.

    В экономической науке существует множество концепций и моделей предприятия. Каждая из них рассматривает предприятие с определенной точки зрения, в зависимости от периода и места их формирования, а также от общей системы взглядов в данной области знания.

    В теории экономики существует несколько подходов в объяснении природы и причин возникновения предприятия. Исторически первой сложившейся моделью предприятия является неоклассическая, в рамках которой предприятие определяется в качестве способа рационального распределения и объединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы. Предприятию своевременно и должным образом необходимо реагировать на изменение рыночной ситуации. Следует при этом всегда стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами, увеличивая первые и уменьшая последние.

    Сущность неоклассического подхода можно понять из следующего определения, данного А. Маршаллом «…занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества (на уровне фирмы, отрасли); изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния».

    Еще А. Смит сделал решающий шаг к пониманию экономики как самостоятельной и самодовлеющей сферыобщества, которая действует по своим законам и обладает своими организующими элементами, главными из которых являются рынки. Экономика в теории и практике быстро шла к состоянию полной автономности от остальных сфер общества. И на этом пути очень быстро натолкнулась на жестокий кризис перепроизводства, который постиг английскую промышленность и мировую торговлю в 20-х годах 19 века.

    Один из постулатов неоклассической теории гласит, что вся необходимая информация о состоянии рынка содержится в ценах, обладание информацией о равновесных ценах и позволяет участникам обмена совершать сделки в соответствии со своими интересами.На самом же деле субъект экономической деятельности не может обладать полной информацией и всегда существуют издержки на идентификацию продавцов и покупателей, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическую протяженность рынка, цены и так далее.

    А. Н. Олейник в своей работе отмечает еще одно требование неоклассической модели, которым является минимальная взаимозависимость участников сделок: ситуация, когда решения о выборе одного индивида не зависят от решений других индивидов и не влияют на них. Минимальная взаимозависимость в принятии решений достигается только в рамках определенной структуры рынка, то есть при совершении сделок на совершенно конкурентном рынке. В неоклассике альтернативы сравниваются только с идеальным положением вещей. Данный постулат верен лишь в условиях полной занятости имеющихся ресурсов и теряет свою аналитическую ценность по мере того, как рынок удаляется от ситуации полной занятости ресурсов.

    Цель неоклассической теории - получить представление о размещении ресурсов посредством механизма цен, но не в результате управления. Предприятие не играет ключевой роли в этой теории. Неоклассическая теория в принципе не ставит вопрос о том, почему возникает предприятие.

    В модели совершенной конкуренции, центральной для данной теории, трансформация определяется известными технологиями и ценами; менеджмент не играет важной роли. Менеджмент в данной модели решает всего одну задачу выбрать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции. При неоклассическом подходепредприятие как участник сделок должно быть целерациональным, то есть свободным в выборе, как целей, так и средств их достижения. Также поведение его должно быть утилитарным, иными словами, его действия должны быть подчинены задаче максимизации полезности.

    Согласно неоклассической теории,фирма это организация, которая приобретает факторы или услуги факторов производства (коими могут быть рабочие, экскаватор, капитал, интеллектуальная собственность) и организует их трансформацию в некоторые торгуемые товары и услуги, т.е. в те товары и услуги, которые фирма не потребляет сама, а реализует другим экономическим агентам.

    Теория фирмы для экономистов в течение длительного времени оставалась нерешенной проблемой. Неоклассическая экономическая теория рассматривала фирму с точки зренияфункционирования ценовой системы(попросту пыталась объяснить, как работает ценовой механизм), которая координирует деятельность экономических агентов, принимающих решения независимо друг от друга.Фирма представляется неоклассиками в как «черный ящик», в который поступают экономические ресурсы и из которого выходит готовая продукция(теория выделяет 2 черных ящика фирму и домашнее хозяйство). Что происходит внутри не известно и не интересно для стандартной экономической теории, поэтому модель и назвали именно «черным ящиком».

    Трансформация экономических ресурсов в готовую продукцию производится в соответствии с характером производственной функции.То есть внутренние факторы, связанные в первую очередь с управлением и реализацией проблемы «принципал-агент», не существуют в подобной модели.

    В то же время, крупные компании - это огромные хозяйства с тысячами участников, что требует уделять больше внимания внерыночным способам организации трансакций. Поэтому теория фирмы должна исследовать и ответить на вопросы почему фирма возникает, что определяет ее границы, какова внутренняя организация фирмы и т.д.

    У неоклассической теории есть некоторыепреимущества,что позволило ей в течение длительного периода времени оставаться доминирующей в экономической науке.

    Она поддается математической формализации

    Полезна для анализа влияния на объем выпускаемой фирмой продукции различных факторов, что может быть использовано в управлении фирмой,

    Может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции.

    Недостатки:

    Она не учитывает влияние организационной структуры и особенностей функционирования внутрифирменного механизма на уровень развития фирмы и благосостояния собственника.

    В то же время она не может ответить на вопросы об организационной структуре фирмы, как функционирует внутрифирменный механизм, как происходит принятие решений и т.д. То есть по сути данная теория представляет фирму лишь в технологических терминах как набор выполняемых производственных планов. При этом совершенствование организационной структуры или прочие организационные инновации также могут способствовать существенному развитию фирмы и ее расширению наравне с факторами технологического совершенствования. И здесь спорный вопрос что является первичным совершенствование управления или обновление технологий.

    Игнорирует проблемы, касающиеся внутрифирменного стимулирования. Представляется, что фирма работает как единый механизм, производственная единица, где отношения строятся на полном сотрудничестве и все протекает гладко. То есть не учитывается проблема «принципал-агент» и индивидуальные предпочтения каждого сотрудника. Кроме того, по мере роста фирмы возрастает количество внутрифирменных трансакций, и предпринимателю становится труднее следить за их эффективностью и наиболее оптимальным способом использовать имеющиеся факторы производства.

    Нет объяснения о происхождении фирмы. То есть если вникнуть в суть теории неоклассиков, то можно обнаружить, что у фирмы нет оснований для создания.

    Невозможно четко определить границы фирмы. Она не может объяснить, что происходит при слиянии фирм, например. (это несколько абстрактное понятие, известное практически только в теории. Оно не связано в понятием прибыли и другими показателями производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия)

    Фирма в неоклассической теории абстракция, поскольку все фирмы рассматривается как совершенно универсальный механизм и стерты все различия между реальными фирмами. Здесь все фирмы для упрощения анализа используют стандартную технологию, факторы производства и имеют единую цель получение прибыли. Поведение фирмы не зависит от ее институциональной формы (например, от структуры прав собственности). Различия между фирмами объясняются лишь двумя факторами способности управляющих (предпринимательские способности) и экономический эффект, определяемый масштабами производства.


    Неоклассическое представление о предприятии является и по настоящее время базовым, принятым в большинстве стран мира. Между тем практика и реальная экономическая действительность потребовали пересмотра постулатов неклассической экономической модели предприятия, за рамками которой остались проблемы внутренней организации, процесса принятия решений.За последнее время базовая неоклассическая модель претерпела целый ряд модификаций, направленных на включение в анализ явлений неценовой конкуренции, воздействия географического положения предприятия на цены продукции и ресурсов, а сезонных колебаний производства на занятость, учета проблем оптимизации и управления запасами. Все эти модификации были естественными реакциями на регулярно встречавшиеся исследователям несоответствия между выводами неоклассической теории и практикой деятельности предприятия.

    Таким образом, в заключение, можно руководствоваться формулировкой следующих утверждений, без которых не обходится ни одной неоклассической модели.

    «Жесткое» ядро неоклассики:

    -равновесие существует всегда, оно единственно и совпадает с оптимумом по Парето;

    -выбор осуществляется рационально;

    -предпочтения стабильны и носят экзогенный характер, то есть на них не влияют внешние факторы.

    «Защитная оболочка» неоклассики:

    -частная собственность на ресурсы является абсолютной предпосылкой осуществления обмена;

    -издержки на получение информации отсутствуют, и предприятия обладают всем объемом информации о сделке;

    -пределы экономического обмена определяются на основе принципа убывающей полезности, учитывая первоначальное распределение ресурсов между участниками взаимодействия. Издержки при осуществлении сделки отсутствуют, и единственный вид издержек, который рассматривается в теории, - производственные издержки.

    Вышеуказанные постулаты, взятые вместе фактически, предопределяют рассмотрение предприятия на базе технологического подхода, когда оно становится некой материализованной формой существования производственной функции.

    Как правильно заметил академик Д. С. Львов, «классическая микроэкономика оперирует предприятиями как простейшими микроорганизмами, чье поведение определяется примитивной реакцией на внешние раздражители (в качестве которых рассматриваются преимущественно ценовые сигналы). Между тем каждое предприятие- это целый мир, заслуживающий детального и многоуровневого изучения не в меньшей степени, чем и мир макроэкономики. Поэтомуи поведение предприятия не носит исключительно реактивного характера, а сами реакции обусловлены не только, а может быть, и не столько внешними «раздражителями», сколько внутренним состоянием и эволюцией предприятия. Соответственно и рекомендации по формированию и осуществлению экономической политики, построенные на неоклассической базе, не должны приниматься без тщательной сверки всей цепочки аргументации с реалиями российской жизни».


    Заключение

    Рассмотрев несколько основных теорий неоклассического экономического роста, можно сделать следующие выводы:

    Экономический рост долгосрочная тенденция увеличения реального объема выпуска, соответствующего состоянию полной занятости. Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального ВВП, возрастании экономической мощи страны и росте благосостояния населения. Именно поэтому экономический рост центральная задача всех государств, решение которой входит в одну из четырех целей макроэкономической политики ("магический четырехугольник").

    Исходным моментом в анализе экономического роста является исследование его предпосылок. Среди предпосылок роста экономисты называют роль частной собственности, конкуренции и экономических стимулов, развитие науки и изобретений, наличие природных и людских ресурсов, использование колониальной эксплуатации и империалистической экспансии.

    Процесс экономического роста сопровождается количественными и качественными изменениями в экономике и обществе. Для стран, вставших на путь экономического роста, характерно прежде всего снижение доли сельскохозяйственного сектора в общем объеме выпуска национального продукта и занятости, а также значительное ускорение этого процесса по сравнению с прошлыми периодами. Обратной стороной снижения доли аграрного сектора в экономике является сначала рост доли промышленности, а затем увеличение доли сферы услуг.

    Изменения в структуре экономики влекут за собой серьезные изменениями в социальных институтах, поведении людей и идеологии. Речь идет об изменениях, получивших название модернизации, признаками которых являются:

    - рационализм в принятии хозяйственных решений;

    - экономическое планирование;

    - обеспечение более равного социального и правового статуса, доходов и уровня жизни для всех граждан;

    - институциональные реформы (в области земельных отношений, образования, здравоохранения, государственного управления);

    - утверждение идеалов трудолюбия, честности, эффективности, веры в собственные силы, готовности к переменам.

    Способность экономики к росту определяется рядом факторов, которые подразделяются на:

    - факторы предложения (рост количества и качества рабочей силы, капитала, природных ресурсов, улучшение технологии и организации производства, развитие предпринимательских способностей);

    - факторы спроса и распределения (снижение степени монополизации рынков, улучшение налогового климата, повышение эффективности финансовой и денежно-кредитной системы, рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспортных поставок, создание возможностей для перераспределения производственных ресурсов в экономике, формирование адекватной системы распределения доходов в обществе).

    По другой классификации факторы экономического роста подразделяются на следующие две категории:

    - физические факторы производства;

    - факторы роста производительности труда.

    Степень воздействия перечисленных факторов на экономику обусловливает тип экономического роста. Экономисты различают два типа роста: экстенсивный и интенсивный. Однако в чистом виде ни один из этих типов роста не встречается, поэтому речь может идти лишь о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте.


    Список использованной литературы

    1. Автономов В.С. История экономических учений / Автономов В.С., Макашева Н.А., Ананьин О.И. - М.: Инфра-М, 2013. - 784 с.
    2. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. 6-е изд., - М.: Дело и Сервис, 2014. 448 с.
    3. Базилевич В.Д. История экономических учений / В.Д. Базилевич, Н.И. Гражевська, Т.В. Гайдай, П.М. Леоненко, А.П. Нестеренко. - К.: Знание, 2014. - 1300 с.
    4. Галаева, Е.В. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Е.В. Галаева, А.А. Корсакова, Е.А. Марыганова. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2017. - 267 с.
    5. Гловели Г.Д. История экономических учений / Г.Д. Гловели. - М.: Юрайт, 2016. - 776 с.
    6. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник/ С.Н. Ивашковский.-М.: Дело, 2014. 472 с.
    7. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - 6-е изд., испр. и доп. М.: Высшее образование, 2016. 654 с.
    8. Шараев, Ю. В. Теория экономического роста: Учеб. пособие для вузов / Ю. В. Шараев; М.: Гос. ун-т Высшая школа экономики. Изд. дом ГУ ВШЭ, 2016. 254 с.
    9. Шпалтаков В. П. История экономики: Курс лекций. Часть 2 / В.П. Шпалтаков; Омский гос. университет путей сообщений. Омск, 2017. 79 с.
    10. Яллай, В.А. Макроэкономика.: Учеб. пособие/ В.А. Яллай. Псков: ПГПИ, 2015. 104 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Неоклассический подход к теории экономического роста ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.