Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Нетарифное регулирование

  • Вид работы:
    Другое по теме: Нетарифное регулирование
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    28.05.2018 10:57:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    Глава 1. Теоретические аспекты мер нетарифного регулирования 5

    1.1. Современное состояние процесса государственного регулирования внешней торговли5

    1.2. Характеристика мер нетарифного регулирования внешней торговли6

    2. Единая система нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза16

    2.1. Роль средств нетарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС16

    2.2. Особенности функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов ЕАЭС17

    3. Основные проблемы средств нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза22

    Заключение27

    Список использованной литературы28














    Введение


    Нетарифное регулирование метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений.

    В рамках функционирования ЕАЭС во взаимной торговле товарами государства члены не применяют меры нетарифного регулирования.

    В торговле с третьими странами ЕАЭС на основе принципов гласности и недискриминации применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:

    1. запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
    2. количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
    3. исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
    4. автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
    5. разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

    Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются ЕЭК. Порядок и случаи применения Союзом мер нетарифного регулирования определены в Приложении № 7 к Договору.

    Приложение №7 к Договору о ЕАЭС также предусматривает для государства члена возможность ввести в одностороннем порядке меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера в случае, если по итогам рассмотрения соответствующего предложения данного государства Комиссией (не более 30 дней с даты поступления предложения) не принято решение о введении временных мер на единой таможенной территории. При этом такие временные меры действуют не более 6 месяцев с даты их введения

    В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих интересы РФ, а также в случае невыполнения им принятых в соответствии с международным договором обязательств перед РФ Правительство, после проведения консультаций и процедур, установленных международным договором, в пределах, необходимых для эффективной защиты интересов государства, вправе в качестве ответной меры применить меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Важно отметить, что данные меры являются основным инструментом защиты внутреннего рынка и экономики страны от недобросовестных действий иностранных государств в сфере внешней торговли. Учитывая вышесказанное сложно переоценить актуальность темы данной курсовой работы в современных условиях.

    Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    1. Рассмотреть современное состояние процесса государственного регулирования внешней торговли;

    2. Дать характеристику мер нетарифного регулирования внешней торговли;

    3. Выявить роль средств нетарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС;

    4. Выявить особенности функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов ЕАЭС;

    5. Рассмотреть основные проблемы средств нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза

    В качестве объекта исследования выступают меры нетарифного регулирования внешней торговли, в качестве предмета особенности функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза.





    Глава 1. Теоретические аспекты мер нетарифного регулирования


    1.1. Современное состояние процесса государственного регулирования внешней торговли

    В Российской Федерации классическими инструментами реализации внешнеторговой политики (ВТП) являются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли, хозяйственный механизм в целом, федеральные, отраслевые и региональные программы.

    Во всех странах регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

    Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

    Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

    Вот уже сотни лет практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, осуществляя ее государственное регулирование. Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри страны и за ее пределами, называется экономической политикой государства. Очевидно, что экономическая политика, в том числе и международная торговая политика каждой страны, находится под влиянием ее экономического, социального, а также политического положения и не может не учитывать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих как внутри экономической системы, так и за ее пределами в сфере международных экономических отношений конкретной страны с мировым хозяйством.

    Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственное воздействие на цену (тарифы, акцизные сборы и т. д.), так и ограничения на количественные или стоимостные объемы поступающего в страну товара (квотирование, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.).

    Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.


    1.2. Характеристика мер нетарифного регулирования внешней торговли

    Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности это комплекс мер экономического, административного и технического характера, затрудняющих или ограничивающих свободную торговлю между государствами.

    Этот комплекс мер включает:

    1. квотирование;
    2. лицензирование;
    3. контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения.

    Квотирование и лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 28.07.2012) могут вводиться Правительством РФ на экспорт и импорт товаров в исключительных случаях в целях:

    1. обеспечения национальной безопасности страны;
    2. выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
    3. защиты внутреннего рынка страны.

    Квотирование представляет собой установление количественных ограничений на ввоз (вывоз) товара в стоимостном или натуральном его виде.

    Квотирование является широко используемым инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. При введении импортной или экспортной квоты устанавливается предельный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок по импорту или экспорту определенных видов товаров в установленных временных пределах во внешнеэкономических отношениях с определенными странами или иностранными фирмами. Квотирование применяется с целью уравновешивания платежных балансов, в качестве мер, обеспечивающих соблюдение национальных интересов, или ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Квотирование используется также государством для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке или исполнения обязательств, вытекающих из международных соглашений.

    Квота максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима.

    Квоты подразделяются:

    1) по направленности действия на:

    1. экспортные, которые вводятся либо в рамках международных соглашений (например ОПЕК), либо правительствами для предотвращения вывоза дефицитных товаров;
    2. импортные вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, достижения сбалансированного торгового баланса либо в ответ на дискриминационную политику других стран;

    2) по охвату на:

    1. глобальные устанавливаются на товар вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну экспортируется;
    2. индивидуальные квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар в рамках глобальной квоты, устанавливаемая на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, между которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, т.е. вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы время реализации сельскохозяйственной продукции нового урожая.

    В соответствии с российским законодательством квоты делятся на:

    1. общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) определяются Минэкономразвития России;
    2. естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функционирования определяется постановлением Правительства РФ «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.». Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепроводам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;
    3. исключительные, вводимые Правительством РФ в целях обеспечения национальной безопасности России, защиты внутреннего рынка, выполнения международных обязательств.

    Под квотирование при импорте и экспорте подпадают наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества.

    При импорте товаров под квотирование подпадают: спирт этиловый и водка, а также порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия.

    При экспорте товаров под квотирование подпадают в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации: карбид кремния и текстильные товары (нити и пряжа, ткани, одежда мужская, женская, детская верхняя и нижняя, одеяла, пледы, белье постельное, кухонное, прочие готовые текстильные изделия) в страны ЕС, а также товары, содержащие драгоценные металлы и камни, янтарь и изделия из него.

    В настоящее время в качестве одной из мер регулирования торговых отношений между странами применяется «добровольное» ограничение экспорта.

    «Добровольное» ограничение экспорта количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятого в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения.

    С точки зрения экономистов, рассматривающих мировую торговлю в статике, «добровольные» ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям, подтверждая тем самым, что динамические эффекты международной торговли отличаются от исследуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли.

    Право на вывоз или ввоз квотируемого товара должно быть подтверждено лицензией, т.е. официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

    Лицензирование проводится в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации». Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством РФ. Выдача лицензии осуществляется Минэкономразвития России через своих уполномоченных в регионах.

    Лицензии бывают разовыми и генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту сроком до 12 месяцев начиная с даты выдачи лицензии. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензий является соответствующее решение Правительства РФ.

    Товары и технологии двойного назначения это оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружения и военной техники, в том числе оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, ядерного) и ракетных средств его доставки.

    Экспорт товаров и технологий двойного назначения находится под контролем Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Контроль осуществляется в соответствии с Положением о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется утвержденным постановлением Правительства РФ №1172 от 07.10.96.

    Технические барьеры устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

    Технические барьеры носят, как правило, скрытый характер и включают в себя:

    1) стандарты, в том числе:

    1. основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности (применяются чаще всего);
    2. промышленные (только в США действует более 20000 промышленных стандартов. Примерно столько же в Западной Европе);
    3. фармацевтические;

    2) требования к маркировке и упаковке;

    3) требования к товаросопроводительным документам, например, при ввозе живого скота и мясных продуктов необходимо представить документы, что фермеры не применяли гормоны, ускоряющие рост животных;

    4) другие административные формальности.

    Применение технических барьеров в Российской Федерации законодательно регламентируется Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 03.12.2012). Настоящий Закон призван приблизить российские нормативы, предъявляемые к качеству продукции и процессам производства, к действующим международным стандартам, в частности стандартам ВТО. Этим Законом регулируются отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также в области установления и применения таких требований на добровольной основе.

    Положения данного Закона касаются деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих изготовителями и продавцами продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги либо являющихся органами по сертификации.

    В Законе выделены две основные категории регламентирующих актов в области технического регулирования:

    1) технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Они могут приниматься международными договорами РФ, федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Особенностью процесса разработки и принятия технических регламентов является то, что любое заинтересованное лицо (производитель продукции, продавец и др.) может выступить разработчиком проекта регламента, а любые заинтересованные лица (организации, граждане) участвовать в процессе разработки и принятия технических регламентов посредством публичного обсуждения опубликованного в печатном издании либо информационной системе общего пользования проекта регламента, представления письменных замечаний к нему, а также проведении экспертизы. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, животным и растениям, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ и (или) Правительство РФ вправе издать технический регламент без соблюдения общего порядка;

    2) стандарты, содержащие характеристики продукции, процессов производства, выполнения работ и оказания услуг, которые применяются в добровольном порядке. К ним относятся:

    1. национальные стандарты, разрабатываемые и утверждаемые национальным органом по стандартизации, уполномоченным Правительством РФ. Применение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями национального стандарта подтверждается специальным знаком соответствия;
    2. правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
    3. классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
    4. стандарты организаций, разрабатываемые и утверждаемые коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц в соответствии с международными стандартами и техническими регламентами.

    Соответствие работ и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров подтверждается посредством добровольной или обязательной сертификации.

    Указанные нормы Закона «О техническом регулировании» относятся к любой продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. Таким образом, импортируемая продукция, ввозимая на территорию ТС, должна отвечать требованиям безопасности, установленным стандартами, что подтверждается сертификатами, выданными по правилам системы сертификации.

    Вопросы укрепления экспортного потенциала РФ впервые получили отражение в Федеральной программе развития экспорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. №123. Стратегическая цель Программы совершенствование структуры российского экспорта на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

    Достижение поставленной цели предполагает активное участие государства в развитии российского экспорта посредством проведения мероприятий, направленных на:

    1. поддержку экспорта продукции высокой степени обработки путем разработки комплекса мер государственного содействия отечественным производителям этой продукции, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, предусматривающего использование механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных гарантий;
    2. совершенствование нормативной базы, организационного, информационного, технического, маркетингового, образовательного обеспечения экспортной деятельности.

    Реализация указанных направлений предполагает укрепление и дальнейшее развитие механизмов консультаций, взаимного согласования интересов и обсуждения перспектив с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и экспортеров.

    Наряду с классическими инструментами ВТП и созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта. Основными элементами системы поддержки являются такие, как:

    1. Поддержка торгово-политическими мерами.

    2. Стимулирование экспортного производства в виде налоговых льгот, субсидий, гарантирования частных вложений, льготных кредитов, предоставления грантов производителям, поддержка инфраструктуры экспорта, стимулирования прямых иностранных инвестиций, субсидирования научно-исследовательских работ, создания свободных экономических зон.

    3. Прямая поддержка экспорта, включающая экспортное кредитование; страхование торговли и инвестиций от экономических и политических рисков; налоговые и таможенные льготы (освобождение экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов, снижение налогов с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание не облагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин); участие в уставном капитале фирм, созданных за рубежом; информационно-консультационное содействие; содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за рубежом; специальные меры содействия.


    2. Единая система нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза

    2.1. Роль средств нетарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС

    Увеличение объемов международной торговли, расширение ассортимента товаров на мировом рынке, снижение таможенных пошлин обусловливают активное развитие и применение мер нетарифного регулирования, которые являются действенными инструментами защиты внутреннего рынка. Классификация мер нетарифного регулирования и особенности их применения разработаны рядом международных организаций (ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР). Начало положило Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО), согласно которому меры нетарифного регулирования были объединены в пять групп и отражали участие государства во внешнеторговых операциях, количественные и валютные ограничения; стандарты и требования, связанные с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара; таможенные формальности, процедуры и ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей.

    Согласно классификации ЮКТАД меры нетарифного регулирования представлены 16 отдельными типами и помимо традиционных дополнены мерами ценового контроля, дополнительными налогами и сборами; мерами, влияющими на конкуренцию; финансовыми мерами и субсидиями.

    В условиях интеграции в рамках Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) особая роль отводится формированию единой торговой политики посредством установления единого таможенного тарифа и определения единых мер нетарифного регулирования для ее стран-участниц. Применение методов нетарифного регулирования в отношении третьих стран направлено на обеспечение защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Армении и Кыргызстана от воздействия недобросовестной конкуренции и внешних угроз со стороны других государств.

    В соответствии со статьей 46 Договора о Евразийском экономическом союзе меры нетарифного регулирования представляют собой:

    1. запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
    2. количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
    3. исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
    4. автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
    5. разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

    Основным наднациональным регулирующим органом является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая наряду с вопросами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования осуществляет деятельность в таких сферах, как техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; взаимная торговля услугами и инвестиции; охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; трудовая миграция; иные сферы.


    2.2. Особенности функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов ЕАЭС

    Порядок применения мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»:

    1. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
    2. Положения о применении ограничений, регламентирующие порядок ввоза/вывоза отдельных категорий товаров.

    Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 октября 2015 г. № 131 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30») утверждены:

    1. перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза;
    2. Положения, регламентирующие разрешительный порядок ввоза/вывоза на/с таможенную территорию Евразийского экономического союза определенных категорий товаров.

    Указанными выше Положениями определены случаи представления таможенному органу лицензии на экспорт/импорт товаров, заключения (разрешительного документа) уполномоченного органа на ввоз/вывоз товаров, либо иных сведений при помещении указанных выше товаров под таможенные процедуры, а также определено, помещение под какие таможенные процедуры отдельных категорий товаров не допускается.

    Выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС или вывоз с таможенной территории ЕАЭС товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, осуществляет Министерство торговли РФ.

    Законодательными актами РФ также утверждены перечни республиканских органов государственного управления и иных организаций, согласующих выдачу лицензий, а также в случаях, указанных в названных выше Положениях, осуществляющих выдачу заключений (разрешительных документов) на ввоз/вывоз товаров на/с таможенную территорию Евразийского экономического союза.

    Могут выдаваться следующие виды лицензий:

    1. разовая - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве (срок действия - до 1 года; может быть ограничена сроком действия внешнеторгового контракта);
    2. генеральная - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения государства - члена ЕАЭС и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве (срок действия не может превышать 1 года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота);
    3. исключительная - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара (срок действия устанавливается решением ЕЭК в каждом конкретном случае).

    В соответствии с Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе) при установлении факта возросшего импорта на таможенную территорию Союза и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения; наличия демпингового или субсидируемого импорта на таможенную территорию Союза и обусловленного этим материального ущерба отрасли экономики государств-членов, или угрозы его причинения, или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов по результатам предварительного расследования вводятся специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры по отношению к третьим странам.

    Антидемпинговой мерой является мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению ЕЭК посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины.

    Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государства - члена ЕАЭС, применяемая по решению ЕЭК посредством введения компенсационной пошлины (в том числе предварительной компенсационной пошлины). Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины.

    Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта товара на единую таможенную территорию ЕАЭС, которая применяется по решению ЕЭК посредством введения импортной квоты, специальной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины.

    Проведенный анализ свидетельствует о том, что на единой таможенной территории ЕАЭС действуют единые меры нетарифного регулирования, которые не исключают возможности государств-участников в случае необходимости применять временные меры для защиты внутреннего рынка сроком до 6 месяцев.

    Проведенный анализ системы нетарифного регулирования свидетельствует о том, что условия интеграции предусматривают отсутствие мер ограничительно-запретительного характера на территории ТС/ЕАЭС. В свою очередь, РФ, как и любое другое государство, имеет право на использование мер нетарифного регулирования на период до 6 месяцев, что связано с поддержкой отечественных предприятий, их защитой от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, необходимостью охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды.




















    3. Основные проблемы средств нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза

    Применение нетарифных барьеров становится все более актуальным вопросом в повестке дня многих государств и интеграционных объединений. Для обеспечения более продуктивной работы по устранению подобных барьеров в рамках ЕАЭС государствам-членам стоит расширить соответствующие полномочия Союза и ЕЭК.

    Сегодня в многосторонней торговой системе все большую долю среди всех торговых ограничений занимают нетарифные барьеры. Одной из причин этого являются результаты переговоров по либерализации торговли, проведенных в рамках ВТО в ходе Уругвайского раунда. Связано это с тем, что в настоящее время нетарифные барьеры остаются одним из немногих способов защитить внутренний рынок, однако не все из них соответствуют правилам, установленным соглашениями ВТО.

    При этом объем и содержание понятия «нетарифные барьеры» остаются не определёнными, несмотря на широкое обсуждение проблематики таких торговых препятствий на всех международных консультативных площадках, занимающихся вопросами торговли. Так, ОЭСР относит к нетарифным барьерам все препятствия в торговле, которые не касаются тарифов. ЮНКТАД, в свою очередь, рассматривает нетарифные барьеры как меры в области торговой политики, не относящиеся к таможенным тарифам и влияющие на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены или на оба показателя одновременно.

    Также ЮНКТАД в 2010 г. разработал достаточно обширную классификацию мер нетарифного регулирования в целом, которая разделяет их на 16 отдельных типов. Наряду с хорошо известными мерами, такими как санитарные и фитосанитарные меры (СФС), технические барьеры в торговле (ТБТ), таможенные процедуры, квоты и лицензирование, в список нетарифных мер ЮНКТАД также вошли меры ценового контроля, дополнительные налоги и сборы, меры, влияющие на конкуренцию, финансовые меры, субсидии и другие.

    На сегодняшний день в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) полным ходом идет работа по устранению или смягчению широкого спектра нетарифных барьеров во взаимной и внешней торговле, которые в значительной степени соответствуют классификации ЮНКТАД, но не полностью совпадают с ней. В частности, в соответствии со статьей 46 Договора о Евразийском экономическом союзе комплекс мер нетарифного регулирования включает в себя:

    1. запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
    2. количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
    3. исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
    4. автоматическое лицензирование (мониторинг) экспорта и (или) импорта товаров;
    5. разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

    При этом стоит отметить, что данный комплекс мер направлен в первую очередь на регулирование иностранных товаров, произведенных за пределами единого рынка ЕАЭС.

    Другие положения Договора предусматривают работу по устранению нетарифных барьеров в отношении как внутренних, так и иностранных товаров в сфере СФС (раздел XI), ТБТ (раздел X), таможенных процедур (раздел VIII), в том числе предотгрузочных инспекций и других формальностей, а также по применению классического набора инструментов торговой политики (раздел IX), включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

    В то же время вопросы, касающиеся применения субсидий и мер, связанных с правом интеллектуальной собственности, а также ограничений на распространение товаров, послепродажное обслуживание и государственные закупки (для иностранных компаний, учрежденных за пределами ЕАЭС), продолжают регулироваться странами-участницами Союза на национальном уровне. Таким образом, эти и некоторые другие нетарифные меры, входящие в классификацию ЮНКТАД, сегодня не в полной мере относятся к компетенции ЕАЭС и/или не входят в полномочия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

    Данная ситуация негативно сказывается на эффективности работы интеграционного объединения и его органов (в частности ЕЭК) по устранению нетарифных барьеров. Еще больше этот процесс отягощается тем фактом, что регулирование торговли услугами (и соответственно работа по устранению барьеров в торговле услугами) практически полностью выходит за рамки полномочий ЕАЭС. Кроме того, ЕЭК ограничена в своих полномочиях не только по принципу конкретных типов мер, но и по товарам, на которые они распространяются.

    Следует отметить, что ЕЭК имеет достаточно положительный послужной список во внедрении новых мер регулирования торговли (включая тарифные и нетарифные меры), большинство из которых не являются ограничительными, что подтверждается данными ресурса Global Trade Alert.

    Так, количество разрешительных мер, принятых ЕЭК, насчитывает порядка 53, против 4 мер Беларуси, 2 мер Казахстана и 44 мер России. При этом в тот же период Беларусь ввела 90 запретительных мер (дискриминационных и вступивших в силу), Казахстан 15 мер и Россия 182 меры, против 50 мер, введённых ЕЭК.

    В целом на основе приведенных данных Global Trade Alert можно сделать вывод о том, что соотношение новых ограничительных мер к неограничительным мерам у национальных органов выше, чем у ЕЭК за весь период ее существования. Данный послужной список является очередным позитивным сигналом, который подчеркивает перспективность ЕЭК как площадки по дальнейшей либерализации внутреннего рынка и успешному снижению нетарифных барьеров в рамках ЕАЭС.

    В этой связи и, несмотря на ограниченные полномочия, в соответствии с Распоряжением №7 Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2015 г., ЕЭК продолжает работу по выявлению и устранению взаимных барьеров во внутренней торговле ЕАЭС. Для целей систематизации этой деятельности ЕЭК подготовила собственную классификацию категорий препятствий во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС, которая включает в себя барьеры, изъятия и ограничения. Стоит отметить, что по возможности такие препятствия также классифицируются и в соответствии с перечнем нетарифных мер ЮНКТАД.

    C целью оценки результатов уже проделанной работы в сфере устранения нетарифных барьеров в рамках ЕАЭС, Евразийский банк развития (ЕАБР) совместно с ЕЭК в этом году провел соответствующее исследование.

    В целом расчеты, приведенные в анализе ЕАБР, показали, что российские и казахстанские экспортеры в большей степени подвержены ограничительному влиянию нетарифных барьеров на торговлю с государствами-членами ЕАЭС, чем белорусские предприятия-экспортеры. В частности, серьезные ограничения были зафиксированы при поставках товаров текстильного и швейного производства, пищевых продуктов, обуви и изделий из кожи в Республику Беларусь. Также казахстанские промышленники сталкиваются с заметными трудностями при экспорте продукции машиностроительного комплекса в Республику Беларусь.

    Кроме того, вне зависимости от направления торговли в рамках ЕАЭС существенные затруднения возникают при экспорте товаров химической промышленности, а также резиновых и пластмассовых изделий. Данные ЕАБР позволяют сделать вывод о том, что в рамках Союза действует неравное регулирование.

    В качестве последних примеров работы ЕЭК в выравнивании регулирования можно привести устранение повышенной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в Российской Федерации применительно к сокам для детского питания, ввозимым в упаковках объемом более 0,35 литра, а также отмену института «специмпортёров» в отношении рыбы и рыбной продукции в Республике Беларусь.

    Важный вывод, который был сделан исследователями ЕАБР, заключается в том, что даже относительно небольшое уменьшение нетарифных барьеров (на 10% кумулятивно) оказывает заметное положительное влияние на благосостояние граждан и предприятий в ЕАЭС.

    Также доклад ЕАБР отмечает различный уровень выгоды, которую могут получить государства-члены ЕАЭС от снижения нетарифных барьеров.

    Кроме того, расчеты ЕАБР показывают, что снижение нетарифных барьеров на пространстве ЕАЭС окажет положительное влияние на белорусское и казахстанское машиностроение, белорусское химическое производство и металлургию, а также на российскую пищевую промышленность, сельское хозяйство и производство кожи и изделий из нее.

















    Заключение

    В Российской Федерации классическими инструментами реализации внешнеторговой политики (ВТП) являются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли, хозяйственный механизм в целом, федеральные, отраслевые и региональные программы.

    Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности это комплекс мер экономического, административного и технического характера, затрудняющих или ограничивающих свободную торговлю между государствами.

    Увеличение объемов международной торговли, расширение ассортимента товаров на мировом рынке, снижение таможенных пошлин обусловливают активное развитие и применение мер нетарифного регулирования, которые являются действенными инструментами защиты внутреннего рынка.

    Порядок применения мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

    Проведенный анализ свидетельствует о том, что на единой таможенной территории ЕАЭС действуют единые меры нетарифного регулирования, которые не исключают возможности государств-участников в случае необходимости применять временные меры для защиты внутреннего рынка сроком до 6 месяцев.

    Условия интеграции предусматривают отсутствие мер ограничительно-запретительного характера на территории ТС/ЕАЭС. В свою очередь, РФ, как и любое другое государство, имеет право на использование мер нетарифного регулирования на период до 6 месяцев, что связано с поддержкой отечественных предприятий, их защитой от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, необходимостью охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды.

    Список использованной литературы

    1. Лохманова Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2016. №10.1. С. 42-44.
    2. Маслов, Д.Г. Государственное регулирование внешней торговли в условиях Таможенного Союза (Россия, Белоруссия и Казахстан): учебное пособие /Д.Г.Маслов, В.Ю.Елисеева, А.Е.Дуплин // Интермедиа. 2013. 296 с.
    3. Мацаков В.А. Конституционно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. 35с.
    4. Министерство экономического развития Российской Федерации. Деятельность. Направления. Внешнеэкономическая деятельность. Анализ внешнеэкономической деятельности. - [Электронный ресурс]. - URL: #"justify">Новиков В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. М.: РИО РТА, 2014.
    5. Основы таможенного дела: учеб.пособие. Т.1 / под ред. Ю.Ф. Азарова. - М.: РИО РТА, 2015. - 576 с.
    6. Пансков, В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс: учебное пособие /В.Г. Пансков, В.В. Федоткин // Интермедиа. 2014. 300 с.
    7. Панченко В.И. Природа и функции таможенных пошлин // Проблемы совершенствования тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в России: материалы науч.-практ. семинаров. - Ростов н / Дону: РИО ростовский филиал РТА, 2002. - 180 с.
    8. Проблемы применения таможенного законодательства в условиях создания единого экономического пространства / Материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников. 2014. 227с.
    9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Развитие таможенного сотрудничества с международными организациями [Электронный ресурс] Официальный сайт ФТС России Режим доступа: #"justify">Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях таможенного союза // Право и экономика. № 2. 2011. С.21-22
    10. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. М.: ВГНА Минфина РФ, 2015. 191с.
    11. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных сборов // Право и экономика. № 10. 2014. С.11-12.
    12. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Таможенное право: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.
    13. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Шишкина О.В. Таможенный контроль в Российской Федерации: Монография / Под общ ред. С.В. Сенотрусовой. М.: Изд-во РГТЭУ, 2014. 221с.
    14. Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства / Материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников. 2014. 151с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Нетарифное регулирование ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.