Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Показатели розничной торговли

  • Вид работы:
    Другое по теме: Показатели розничной торговли
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    29.06.2016 12:14:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ3

    1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ5

    1.1 Характеристика организаций розничной торговли5

    1.2 Анализ оборота розничной торговли как основного показателя торговых организаций8

    2 Анализ показателей деятельности новозадонского по13

    2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого
    предприятия13
    2.2 Анализ оборота розничной торговли Новозадоснкого ПО как важнейшего показателя деятельности17

    2.3 Оценка факторов, влияющих на оборот розничной организации24

    3 Направления увеличения розничного товарооборота в НОВОЗАДОНСКОМ по31

    3.1 Пути и резервы роста оборота розничной торговли предприятия31

    3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий36

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ41

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ43

    Приложения…………………………………………………………………..45

    ВВЕДЕНИЕ


    Розничная торговля - это различные виды деятельности, связанные с продажей товаров и оказанием услуг конечным потребителям для личного, семейного, домашнего использования, т.е. не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Основным показателем розничных торговых организаций является товарооборот (оборот розничной торговли).

    Товарооборот это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия.

    От объема товарооборота зависят все остальные показатели его деятельности: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и другие экономические показатели.

    Объем оборота розничной торговли с полным основанием считается одним из важнейших экономических показателей, ведь в его динамике отражаются систематический рост экономического производства, непрерывный подъем материального благосостояния и культуры страны.

    Объем оборота розничной торговли является первостепенным объектом анализа во всех управленческих звеньях государственной торговли, что повышает значение и задачи экономического анализа в этой области. К таким задачам относятся:

    изучение выполнения плана оборота розничной торговли во времени; изучение его ритмичности;

    изучение оборота розничной торговли по составу;

    изучение важнейших факторов, влияющих на объем оборота розничной торговли;

    выявление внутренних резервов для расширения розничной торговли и увеличения объема товарооборота.

    Таким образом, видим, что тема настоящей работы не только актуальна в настоящее время, но и имеет практическую значимость в условиях рыночной экономики.

    Объектом исследования курсовой работы является Новозадонское потребительское общество.

    Предметом исследования экономический анализ показателей организаций розничной торговли.

    Целью исследования по теме является применение приёмов и способов экономического анализа показателей организаций розничной торговли.

    В соответствии с целью определены задачи исследования:

    - определить понятие и дать классификацию розничным торговым предприятиям;

    - изучить теоретические основы экономического анализа розничного товарооборота:

    - провести анализ оборота розничной торговли и его структуры на примере конкретного предприятия;

    - на основе данных анализа выявить резервы роста оборота розничной торговли;

    - разработать конкретные мероприятия по увеличению оборота розничной торговли и совершенствованию его структуры.

    В процессе исследования применялись следующие методы: анализ научной литературы, методы анализа хозяйственной деятельности: анализ динамики, состава, структуры, факторный анализ.

    Информационной основой написания курсовой работы послужили труды отечественных авторов по исследуемой теме, а также аналитические данные по объекту исследования.



    1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ


    1.1 Характеристика организаций розничной торговли


    Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, которая является основой материально-технической базы торговли и представляет собой совокупность торговых организаций [16, с. 14].

    Розничные торговые организации - это сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющая реализацию товаров и оказывающая в связи с этим услуги конечным покупателям (потребителям).

    Розничные торговые организации реализуют товары непосредственно населению, т.е. окончательно завершают товарное обращение от изготовителя продукции. Для реализации в розницу необходимы не только специальные торговые помещения, оборудованные и приспособленные для сервисного обслуживания населения, но необходимо сформировать торговый ассортимент и изменять его в соответствии с быстро меняющимся спросом и пожеланиями покупателей.

    Таким образом, предметом розничной торговли является не только целенаправленная продажа товаров, но и торговое обслуживание покупателей, и предоставление дополнительных торговых и послепродажных услуг.

    Розничные торговые организации классифицируются по видам, предлагаемому ассортименту товаров, размещению и концентрации магазинов и другим признакам. Для осуществления розничной торговли необходима определенная материальная база, основой которой выступают розничные предприятия.

    Задачами розничной торговой организации являются:

    изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательную способность;

    определение ассортиментной политики;

    формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;

    обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

    Функции организаций розничной торговли можно условно разделить на две группы [3, с. 21].

    Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациямипо отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:

    предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т.д.);

    обеспечение оптовикам сбыта их товара;

    осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;

    осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;

    принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;

    маркировка товара;

    транспортировка товара;

    финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).

    Вторая группа включает функции по отношению к покупателям - частным лицам и домохозяйствам:

    демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;

    разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;

    формирование товарного ассортимента;

    складирование, хранение, упаковку товара;

    доставку крупногабаритных товаров;

    кредитование (продажу в кредит);

    создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.

    Для ведения своей хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

    Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

    Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

    Киоск оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

    Палатка или ларек это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

    Розничные торговые предприятия классифицируются по следующим признакам: по виду реализуемого ассортимента, по формам торгового обслуживания, по уровню цен, по типам, по формам и видам интеграции, по концентрации и месторасположению.

    В зависимости от вида представленного ассортимента различают следующие магазины: универсальные, специализированные, магазины с комбинированным ассортиментом, магазины со смешанным ассортиментом товаров [8, с. 18].

    Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:

    универсальные магазины гипермаркет, универмаг, магазин-склад, универсам, супермаркет, гастроном, товаров повседневного спроса и т.п.;

    специализированные продовольственные магазины «Рыба», «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды» и т.п.;

    специализированные непродовольственные магазины «Мебель», «Хозяйственные товары», «Электротовары», «Одежда», «Обувь», «Ткани» и т.п.;

    магазины прочей товарной специализации «Природа», «Семена», «Зоомагазин», «Книги» и т.п.;

    неспециализированные продовольственные магазины «Продукты»" (минимаркет) и т.п.;

    неспециализированные непродовольственные магазины «Дом торговли», «Все для дома», «Товары для детей», «Товары для женщин», «Промтовары», «Комиссионный магазин» и т.п.

    Под неспециализированными магазинами здесь понимаются предприятия розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров.



    1.2 Анализ оборота розничной торговли как основного показателя торговых организаций


    Основным объемным показателем деятельности торговых предприятий является оборот розничной торговли, сущность которого выражает экономические отношения, связанные с обменом денежных средств населения на товары посредством купли-продажи.

    Оборот розничной торговли - это стоимость потребительских товаров, проданных населению за наличный и безналичный расчет через различные каналы реализации [11, с. 57].

    Анализ оборота розничной торговли - важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия. Цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема продаж позволили им получить необходимую величину прибыли.

    Торговые организации (предприятия) начинают анализ с оценки выполнения установленного ими самостоятельно плана (прогноза) за отчетный период (месяц, квартал, год) путем сравнения фактических (очень часто - ожидаемых) данных за отчетный период с объемом продажи товаров по плану. На практике накоплен опыт определения ожидаемого объема продаж. Отдельные предприятия устанавливают ожидаемый объем продаж путем суммирования фактического оборота розничной торговли за истекший период и плановой величины, установленной на оставшиеся месяцы текущего года. Однако другие предприятия объем продаж за оставшийся период до конца текущего года определяют с учетом его анализа за ряд лет, предшествующих текущему, особенностей развития торговли и с учетом других факторов, которые повлияют на величину объема продаж за месяцы до конца текущего года [11, с. 59].

    Для каждого предприятия важно установить причины отклонений фактического оборота розничной торговли от планового. Тем самым дается оценка обоснованности плана и выясняется, какие условия не были учтены при его разработке. Причинами отклонений фактического объема продаж от плана могут быть изменения ожидаемого поступления товаров по объему и срокам, недостаточная численность работников, формирование ассортимента товаров магазинов без учета спроса покупателей, ценовой фактор и многие другие.

    Предприятию следует по каждому из факторов проводить расчеты их влияния на изменения фактического объема продаж по сравнению с его плановой величиной. Так, перебои в торговле отдельными товарами влияют на уменьшение оборота розничной торговли. Размер этого уменьшения определяется путем умножения среднедневной продажи этих товаров на число дней, когда не было этих товаров в наличии. Закрытие магазинов по различным причинам также прямо влияет на уменьшение объема продаж (однодневный объем продаж умножают на число дней, в течение которых магазин по различным причинам не работал). Особую роль сегодня имеет установление конкурентных цен на товары. Для этого изучают их величину в других магазинах и оценивают ход продаж. В случаях изменения цен необходимо изучить колеблемость однодневных продаж этих товаров и оценить их влияние на объем продаж.

    В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема оборота розничной торговли проводят изучение его также по ассортиментной структуре. Анализ структуры оборота розничной торговли позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах [16, с. 14].

    Структура оборота розничной торговли это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме оборота розничной торговли.

    Оборот розничной торговли обеспечивается, прежде всего, товарными ресурсами. Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и продажи на экспорт. Применительно к предприятию розничной торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу оборота розничной торговли, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления. Далее рассмотрим методику анализа товарных ресурсов.

    По порядку исчисления товарные запасы подразделяются на абсолютные и относительные показатели [15, с. 163].

    Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или стоимостных единицах.

    Относительное выражение товарных запасов наиболее правильно характеризует их, поскольку увеличение или снижение их абсолютного количества не свидетельствует о затоваривании или недостаточности товарных запасов. Поэтому товарные запасы исчисляют и в днях оборота.

    Товарные запасы в днях оборота - это относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

    Фактический однодневный оборот розничной торговли рассчитывается путем деления оборота розничной торговли соответствующего периода (год, квартал, месяц) на количество дней в периоде (соответственно 360, 90, 30).

    Уровень товарных запасов на определенную дату не в полной мере отражает действительное состояние запасов, поэтому он должен дополняться расчетами товарооборачиваемости.

    Товарооборачиваемость показывает время, в течение которого реализуются товарные запасы. Можно сказать иначе: товарооборачиваемостью называется время, необходимое для полного обновления запаса или количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Одним из измерителей товарооборачиваемости является время обращения товаров в днях (длительность одного оборота).

    Время обращения товаров в днях определяется делением суммы среднего товарного запаса текущего хранения на среднедневной оборот розничной торговли.

    Время обращения товаров указывает на продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса.

    Товарооборачиваемость, выраженная числом оборотов (в разах) называется скоростью товарооборота (С). Скорость товарооборота определяют делением фактического объема оборота розничной торговли (Р) на средние товарные запасы в сумме или делением количества дней в периоде (Д) на товарооборачиваемость в днях [2, с. 141].

    Скорость товарооборота указывает, сколько раз произошло в течение данного отчетного периода возобновление товарного запаса или сколько оборотов совершили средние товарные запасы при данном товарообороте.

    Средние товарные запасы в сумме рассчитываются по формуле средней хронологической моментного ряда.

    Эффективность использования товарных запасов может быть измерена и с помощью показателя, характеризующего рентабельность, который определяется как отношение годовой суммы прибыли (П) к среднегодовым запасам товаров.

    Величина товарных запасов должна быть оптимальной для предприятия, т.е. с одной стороны, должна быть достаточной для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны не должна привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Общим условием рационального соотношения между оборотом розничной торговли и товарными запасами при их общем увеличении является более высокий темп роста оборота розничной торговли.

    Таким образом, организации розничной торговли занимают важное место в экономике страны по доведению товаров до населения. Основным показателем деятельности организаций розничной торговли является оборот розничной торговли. Его анализ имеет важное значение при осуществлении и дальнейшем развитии розничной торговой организации.




    2 Анализ показателей деятельности
    новозадоснкого по

    2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия


    Новозадоское потребительское общество, именуемое в дальнейшем Общество, создано в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в результате преобразования Хмелиницкого коммерческого торгово-заготовительного предприятия Задонского райпо. Вновь созданное Общество является правопреемником по всем правам и обязанностям этого предприятия и приобретает право собственности на имущество райпо, числящееся в оперативном управлении на балансе КТЗП.

    Граждане или юридические лица, внесшие вступительный и паевой взнос и принятые в Общество являются пайщиками.

    Новозадонское Потребительское общество является некоммерческой организацией, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

    Полное официальное наименование - Новозадонское потребительское общество; сокращенное наименование - Новозадонское ПО.

    Организационно-правовой формой Общества является потребительское общество.

    Общество создается на неопределенный срок.

    Общество для осуществления своей деятельности имеет структурные подразделения (магазины, кафе, аптечные пункты, склады и т.д.)

    Общество является учредителем Общества с ограниченной ответственностью «Дон».

    Юридический адрес Общества 399200 Липецкая область, г.Задонск,ул.Советская,27.

    Целью Общества является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов.

    Для выполнения указанной цели Общество осуществляет:

    -строительную, производственную, посредническую, маркетинговую, фармацевтическую, предпринимательскую, благотворительную и иную деятельность, не запрещенную законом; реализацию изделий из золота, драгоценных металлов, драгоценных камней;

    -всемерное содействие развитию социально-бытовой и иной инфраструктуры;

    -капитальное строительство и ремонтно-строительные работы; материально-техническое снабжение своей деятельности путем приобретения необходимых ресурсов и товаров;

    -закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического и вторичного сырья, в т.ч. черных и цветных металлов для последующей переработки и реализации в торговой сети, а также для поставки промышленности;

    - развивает кооперативную демократию, пропагандирует кооперативное движение, проводит работу по вовлечению населения в члены Общества;

    -оптовую, розничную торговлю, в т.ч. путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;

    -производство и реализацию продукции промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных , промышленных товаров;

    -заготовительную деятельность, в т.ч. сбор и реализацию сырья и дикорастущих лекарственных растений ( кроме занесенных в Красную книгу России);

    -оказание услуг питания, по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий, полуфабрикатов, по организации потребления и обслуживания;

    -деятельность по оказанию ритуальных, бытовых и иных услуг, в т.ч. через рынок;

    -возврат (восстановление) кооперативной собственности, незаконно отчужденной в пользу юридических или физических лиц.

    Общество является юридическим лицом, действует на основании своего Устава, имеет в собственности имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в т.ч. арбитражном.

    Оно имеет расчетный и иные счета в банках, самостоятельный баланс, печать, штамп, фирменные бланки и иные реквизиты.

    Новозадонское потребительское общество имеет следующее организационное строение (рисунок 1).

    Управление обществом осуществляется общим собранием уполномоченных, собранием пайщиков кооперативных участков, Советом и правлением Общества.

    Высшим органом управления обществом является общее собрание уполномоченных.

    Исполнительным органом Общества является Правление Общества.


    Рисунок 1. Организационная структура управления Новозадонского ПО

    Контроль за соблюдением Устава Общества, его финансовой и хозяйственной деятельности, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия общества.

    В таблице 1 представлены показатели финансово-экономического состояния Новозадоснкого ПО.

    Таблица 1.

    Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

    Показатели2014 год2015 годАбсолютное отклонениеТемп роста, %1. Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб.18696622252335557119,02. Среднесписочная численность работающих, чел.4034107101,73. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб.463,9542,778,8117,04. Фонд оплаты труда, тыс. руб.72162785056343108,85. Среднегодовой уровень оплаты труда работающего, тыс. руб.179,1191,512,4106,96. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.16902190222120112,57. Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб.15071017985329143119,38. Фондоотдача, руб./руб.11,111,70,6105,89. Фондоемкость, руб./руб.0,10,10,094,610. Фондовооруженность тыс. руб./чел.41,946,44,5110,611. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.0,80,80,0100,312. Прибыль от продаж, тыс. руб.25343142608124,013. Чистая прибыль, тыс. руб.4531030577227,414. Рентабельность: продукции, %1,71,70,1103,9производства, %2,75,42,7202,0продаж, %1,41,40,1104,2

    Новозадоснкое ПО является доходным предприятием. За 2015 год выручка от реализации выросла на 35557 тыс. руб. или на 19,0%, что привело к росту прибыли от продаж на 608 тыс. руб. или на 24,0%. Затраты на 1 руб. реализованной продукции меньше единицы, что можно оценить положительно: в 2014 и 2015годах данный показатель составил 0,8 руб.

    Предприятие эффективно использует основные фонды. Так за 2015 год

    фондоотдача выросла на 0,63 руб., фондовооруженность - на 4,5 тыс.руб./чел.

    Рентабельность продукции за анализируемый период увеличилась на 0,1%, рентабельность производства на 2,7%, рентабельность продаж на 0,1%.

    Финансовое состояние Новозадонского ПО можно оценить как устойчивое.



    2.2 Анализ оборота розничной торговли Новозадоснкого ПО как важнейшего показателя деятельности


    Анализ объёма и структуры оборота розничного торгового предприятия является важнейшим звеном процесса управления его развитием.

    Он позволяет определить степень удовлетворения спроса населения на потребительские товары, особенно первой необходимости, и выявить возможности достижения необходимого финансового результата.

    Розничная торговая сеть потребительского общества в большинстве своём представлена 105 предприятиями розничной торговли, 13 предприятиями общественного питания и имеет устойчивую тенденцию к развитию сети обслуживания.

    В 2015 году сеть торговых предприятий не увеличилась, если не учитывать 1 автомагазин, сданный обществу в аренду. Эти изменения способствовали росту объёмов оборота. Торговые предприятия входят в состав шести розничных торговых предприятий: Тюшевского, Хмелинецкого, Донского, Центрального, Каменского и Ольшанского. Мелкорозничная сеть объединяет киоски и ларьки.

    Потребительское общество в 2015 году не обеспечило выполнение прогноза общего объёма оборота на 8%. В суммовом выражении на 17422 тыс.руб. (таблица 2).

    Таблица 2.

    Информация об обороте розничной торговли по Новозадонскому ПО

    тыс.руб.

    ПоказателиФакт

    2014 г.2015 г.Темп роста, %планфакт% вып.Отклонение, +/-в действ.

    ценахв сопост.

    ценахВесь оборот

    (розница + общепит)17145721800020057892,0- 17422117,0108,1В том числе торговая сеть15597720000018345891,7-16542117,6108,0Продано на 1 человека58727488686991,7- 619,0117,0108,0

    Ни розница, ни общественное питание с намеченным планом заданием не справились. Не выполнение плана розницей составило 8,3% или 16542 тыс.руб.

    Розничная торговая сеть по сравнению с 2014 годом достигла роста оборота в действующих ценах на 18,0%, в сопоставимых - на 8%. Доля оборота мелкой розницы в 2015 году составила 10,7%.

    Через сеть предприятий общественного питания в 2015 году продано товаров на 17120 тыс.руб. Выработано и реализовано продукции собственного производства на 14012 тыс.руб.

    Выполнение прогноза валового объёма оборота предприятиями общественного питания составило 95%, реализации продукции собственного производства - 100%.

    Рост объёмов деятельности в этой отрасли по сравнению с 2014 годом в действующих ценах составил 11%, в сопоставимых 2%.

    В таблице 3 представлена динамика оборота предприятий общественного питания Новозадонского ПО в 2014-2015 годах.

    Положительным в развитии оборота в данной отрасли является рост доли продукции собственного производства по сравнению с планом на 2,5% и выполнение плана отпуска собственной продукции в розницу.

    Это способствует росту доходов предприятий общественного питания, а следовательно и прибыли.

    Таблица 3.

    Динамика оборота предприятий общественного питания

    Новозадонского ПО за 2014-2015 годы

    Показатели2014г.

    факт2015г.Темп роста, %планфакт% вып.отклонение, +/-в действ.

    ценахв сопост.

    ценахОборот общепита15479180001712095,0- 880111,0102,0В том числе

    собственная

    продукция127481400014012100,0+ 12,0110,0101,0Отпуск в розницу417446004601100,0+1,0110,0101,0Валовой оборот19653226002172196,0- 879111,0102,0Удельный вес собств.прод.(%)65,062,064,5-+ 2,5- 0,5-Уд.вес

    отпуска в розницу32,732,832,8--+ 0,1-Покупные товары69058600770990,0- 891112,0102,0

    Однако, не смотря на положительное развитие оборота в динамике, невыполнение плана чревато негативными последствиями для экономики предприятия.

    Через сеть предприятий общественного питания в 2015 году реализовано продукции на 17120 тыс.руб. План по валовому обороту за 2015 год выполнен не был на 5% или на 880 тыс.руб. за счёт недовыполнения плана по реализации покупных товаров. По выпуску продукции собственного производства выполнение плана составило 100%. Наибольшую долю в валовом обороте занимает выпуск продукции собственного производства 64,5%. По сравнению с планом доля собственной продукции выросла на 2,5%. Не смотря на то, что общественным питанием план выполнен не был, структура оборота улучшилась. Рост объёмов деятельности в действующих ценах составил 111%, в сопоставимых 102%.

    Для выяснения причины невыполнения плана розничной торговлей важную роль играет анализ выполнения плана реализации товаров отдельными торговыми предприятиями. Это даёт возможность установить лучшие и худшие из них и принять соответствующие меры (таблица 4).

    Таблица 4.

    Показатели выполнения плана розничного оборота

    Новозадонским ПО за 2015 год

    Предприятия2015 г.%

    вып.

    планаОтклонение

    от планапланфакттыс.руб.уд.вес

    %тыс.руб.уд.вес

    %тыс.руб.уд.вес

    %Тешевское

    РТП152007,60139667,6191,9-1234,0+0,01Хмелинецкое

    РТП2500012,502320512,6492,8-1795+0,14Донское РТП3178015,8930254.916,4995,2-1525,1+0,60Центральное

    РТП5026025,1346195,525,1891,9-4064,5+0,05Каменское

    РТП180209,0115713,98,5687,2-2306,1-0,45Ольшанское

    РТП2535012,6724771,213,5097,7-578,8+0,83РЗК РТП64203,216062,43,3094,4-357,6+0,09Автомагазины

    РТП81504,075426,62,9566,6-2723,4-1,12Магазин

    «Юбилейный»198209,9217862,59,7390,1-1957,5-0,19Итого оборот розничной сети20000091,7418345891,4691,7-16542-0,28Общепит180008,26171208,5495,1-880+0,28Всего по райпо21800010020057810092,0-17422-

    В общем объёме розничного оборота Новозадонского потребительского общества за 2015 год занимает розничная торговля, являющаяся основной отраслью 91,46%., меньшую оборот предприятий общественного питания 8,54 % . По сравнению с намеченным планом доля оборота розничной торговли снизилась (-0,28%), а общественного питания выросла. Ни розница, ни общепит с намеченным планом заданием не справились.

    Судя по фактически сложившемуся удельному весу, самыми крупными розничными торговыми предприятиями являются: Центральное РТП (25,18%), Ольшанское (13,50%), Донское (16,49%), Хмелинецкое (12,64%).

    Ни одним ни крупным, ни более мелким РТП план 2015 года выполнен не был. Это и является основной причиной не выполнения плана Новозадонским потребительским обществом в целом.

    Равномерность развития оборота розничной торговли Новозадонского потребительского общества по периодам можно изучить используя данные таблицы 5 которые свидетельствуют о том, что оборот розничной торговли Новозадонского ПО распределяется по кварталам неравномерно.

    Наиболее напряженные периоды года второй и третий кварталы. Наименее напряжённые первый и четвёртый кварталы.

    Таблица 5.

    Информация о доле каждого квартала в годовом обороте розничной торговли по Новозадонскому ПО

    Квартал2014 г. фактОтчетный 2015 г.Отклонение, (+, -)планфактот планаот 2014г. Первый квартал, тыс.руб.288563740035318,7- 2081,3+6462,7Удельный вес, %18,5018,7019,25+0,55+0,75Второй квартал, тыс.руб.375904970047189,4-2510,6+9599,4Удельный вес, %24,0924,8525,72+0,87+1,63Третий квартал, тыс.руб.499006360056042-7558+6142Удельный вес, %31,9931,8030,56-1,24-1,43Четвёртый квартал, тыс.руб.396314930044907,9-4392,1+5276,9Удельный вес, %25,4224,6524,47-0,18-0,95Всего за год, тыс.руб.155977200000183458- 16542+27481Удельный вес, %100100100--

    Следует отметить, что ни за один из кварталов года намеченный план реализации товаров предприятиями торговой сети выполнен не был, что делает цель деятельности труднореализуемой.

    По сравнению с прошлым годом по квартально объёмы продаж в действующих ценах увеличивались.

    Данные анализа оборота розничной торговли по Новозадонскому потребительскому обществу свидетельствуют о том, что намеченный план на 2015 год не был выполнен из-за неудовлетворительной работы на протяжении всего года.

    Ни за один месяц года план не выполнялся, что делает цель деятельности не достижимой. Среднее выполнение плана за год составляет 91,7%. За 1 квартал план недовыполнен на 2081,3 тыс. руб. или на 5,6%, за 2 квартал на 2510,6 тыс. руб. или на 5,1%, за 3 квартал на 7558 тыс. руб. или на 11,9%, за 4 квартал на 4392,1 тыс. руб. или на 8,9% . В итоге, годовая фактическая сумма оборота торговой сети ниже запланированной на 16542 тыс. руб. Аналогичная картина - в разрезе месяцев года. Может быть две причины создавшемуся положению: либо необоснованно завышенный план, либо неудовлетворительная работа в течение года.

    Реализуемые товары имеют разную издержкоёмкость, доходность, а, следовательно, и рентабельность продаж. Поэтому важным этапом в управлении предприятием является создание подходящей структуры оборота и ассортимента товаров. Оценить правильность действий в этом направлении помогает анализ структуры оборота и ассортимента реализуемых товаров (таблица 6).

    Таблица 6.

    Структура розничного оборота Новозадонского ПО за 2014-2015 годы

    (розница + общепит)

    Показатели2014г. факт2015г.% вып. планаОтклонения, (+, -)планфактот планаот 2014г.Оборот розничной торговли всего (в действ. ценах), в т.ч. 17145721800020057892,0-1742229121продовольственных товаров14785918400016633890,4-1766118479непродовольственных товаров 235973400034239100,723910641Оборот розничной торговли

    (в сопост. ценах) 15367220185218517491,7-1667831502продовольственных товаров13251117036315354690,1-1681721035непродовольственных товаров 211613148931628100,413910467Удельный вес продоволь-ственных товаров, %86,2384,4082,92--1,48-3,31Удельный вес непродоволь-ственных товаров, %13,7715,6017,08-+1,48+3,31

    Анализ структуры оборота Новозадонского потребительского общества

    по данным таблицы 6 свидетельствует о том, что основную долю занимает реализация продовольственных товаров 82,92%.

    В динамике и по сравнению с плановым заданием удельный вес продовольственных товаров падает, уступая место реализации непродовольственных товаров. В 2014 году удельный вес по непродовольственным товарам в общем объеме реализации составил 17,08 %.

    По сравнению с данными 2014 года он увеличился на 3,31%, а по сравнению с планом на 1,48%. Можно сказать, что структура оборота розничной торговли несколько улучшилась. В динамике относительно данных 2014 года растет продажа в абсолютном значении как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

    Положительную оценку можно дать развитию оборота торговли и его структуры в связи с тем, что растут объемы реализации не только в действующих, но, главное, в сопоставимых ценах. Так, например, реализация продовольственных товаров Новозадонского ПО возросла в сопоставимых ценах против данных прошлого года на 21035 тыс. руб., а по непродовольственным на 10467 тыс. руб. Это говорит о том, что спрос населения стал удовлетворяться полнее за счёт продажи большего количества товаров.

    План по реализации продовольственных товаров в действующих ценах не выполнен на 17661,1 тыс. руб. и составляет 90,4%. Это произошло за счет не выполнения плана по товарам повседневного спроса, которые должны быть постоянно в продаже. Количественно-суммовой учёт, который ведётся по магазинам, позволил установить, что не выполнен план по реализации отдельных товаров и изделий - 86,7% продуктов питания.

    Для увеличения объёма реализации и обеспечения выполнения планов по реализации товаров необходимо в первую очередь обратить внимание на те группы товаров, по которым не выполнен план и произошло снижение объёма продаж. Кроме того, необходимо изучить влияние и других важнейших факторов, которые могли оказать влияние на объём реализации товаров.

    2.3 Оценка факторов, влияющих на оборот розничной организации


    На изменение оборота розничной торговли в динамике и на выполнение его плана могут оказывать влияние множество различных факторов как внешних, так и внутренних. Внутренние факторы связаны, прежде всего, с обеспеченностью товарными ресурсами и правильностью их использования.

    В данном случае для изучения влияния этой группы факторов может быть использован балансовый метод.

    При помощи этого метода оценивается влияние товарных запасов на начало и конец периода, поступления товаров и прочего выбытия на изменение оборота розничной торговли (таблица 7).

    Таблица 7.

    Товарный баланс Новозадонского ПО за 2014-2015 годы

    (розница + общепит)

    Показатели2014 г.

    факт 2015 г.Отклонения 2015 г.Повлияли:планфактот планаот

    2014 г.на выполнение планана динамику оборотаТоварные запасы на начало года11101,31200013008+1008+1906,7+1008+1906,7Поступление товаров174132218000201615- 16385+27482,3-16385+27482,3Прочее выбытие товаров769-610+610-159- 610+159Товарные запасы на конец года130081200013435+1435+427- 1435-427Розничная реа-лизация товаров171457218000200578-17422+29121-17422+29121Прочее выбытие в % к их поступлению0,44-0,30+0,30-0,14-0,30+0,14

    На динамику оборота розничной торговли положительное влияние оказали существенно завышенные товарные запасы на начало года (+ 1906,7 тыс.руб.) (если товары пользуются спросом), рост поступления товаров (+27482,3 тыс.руб.) и снижение прочего выбытия на 159 тыс.руб. Отрицательное увеличение товарных запасов на конец года в сумме 427 тыс.руб.). В результате, факторов, оказавших положительное влияние гораздо больше факторов, оказавших отрицательное влияние, вследствие чего рост оборота по сравнению с прошлым 2014 годом составил 29121 тыс.руб.

    Данные анализа показывают, что в динамике в действующих ценах розничный оборот развивался не плохо, а вот план не был выполнен в связи с тем, что не был на должном уровне обеспечен товарной массой (-16385 тыс.руб.) и в составе имеющегося товара были такие, которые не пользовались спросом о чём свидетельствует имеющее место прочее выбытие.

    Состояние товарных запасов и товарооборачиваемость являются важнейшими факторами, оказывающими влияние на развитие оборота розничной торговли.

    Таблица 8.

    Динамика общего объема товарных запасов и товарооборачиваемости

    Новозадонского ПО за 2014 2015 годы

    Показатели2014 г.2015 г.Отклонение, +/-)планфактот плана2015г. от 2014г.Оборот розничной торговли (розница+ общеп.)171457218000200578-17422+29121Среднегодовые товарные запасы 120551200013222+1222+1167Товарооборачиваемость, в днях

    В том числе:

    - продовольственные товары

    - непродовольственные товары25,3


    18

    5519,8


    15

    3023,7


    18

    46+3,9


    +3

    +16-1,6


    -

    -9Товарооборачиваемость в разах14,218,215,2-3+1,0

    Для анализа таблицы 8 рассчитаем эти показатели:

    Од (2014г.) = 171457 : 360 = 476,3 тыс. руб.;

    Одф (2015г.) = 200578 : 360 = 557,2 тыс.руб.;

    Одп (2015г.) = 218000 : 360 = 605,6 тыс. руб.;

    Тз (2014г.) = (11101 + 13008) : 2 =12055 тыс.руб.

    Тз (2015г.) = (13008 + 13435) : 2 = 13222т.

    Од (2014г.) = 12055 : 476,3 = 25,3 дня;

    Од (2015. (факт)) = 13222 : 557,2 = 23,7 дня;

    Од (2015г. (план)) = 12000 : 605,6 = 19,8дня;

    Ор (2014г.) = 171457 : 12055 = 14,2 раза;

    Ор (2015г.(факт)) = 200578 : 13222 = 15,2 раза;

    Ор (2015г.(план)) = 218000 : 12000 = 18,2 раза.

    В Новозадонском потребительском обществе средняя оборачиваемость товаров в днях в 2015 году составила 23,7 дня. По сравнению с планом она замедлилась на 3,9 дня, а по сравнению с 2014 годом она ускорилась 1,6 дня.

    По сравнению с планом замедлилась оборачиваемость и по продовольственным товарам (+3 дня) и по непродовольственным товарам (+16 дней). В динамике оборачиваемость в днях по продовольственным товарам осталась без изменения, а по непродовольственным товарам ускорилась по сравнению с 2014 годом на 9 дней.

    В количество оборотов по сравнению с планом уменьшилось на 3, а по сравнению 2014 годом увеличилось на 3,9 и 1 оборот соответственно

    Анализ товарооборачиваемости в разрезе РТП позволяет выявить те торговые предприятия, которые, реализуя товары, хуже удовлетворяют потребности сельского населения.

    Показатели товарооборачиваемости свидетельствуют о том, что качество товаров, и соответствие их спросу покупателей желает быть лучше. В целом по потребительскому обществу товарооборачиваемость ускорилась не значительно по сравнению с прошлым годом за счёт ускорения оборачиваемости товаров в большом магазине «Юбилейный», в то время как по всем остальным РТП оборачиваемость замедлилась.

    Основными факторами, влияющими на объем деятельности предприятия, являются обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

    Расчёт влияния этих факторов осуществляется методом цепных подстановок (таблица 9).

    Оборот розничной торговли Новозадонского потребительского общества в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 27481 тыс.руб.

    На это изменение повлияло изменение численности работников прилавка и производительность их труда.


    Таблица 9.

    Анализ влияния численности работников торговли Новозадонского ПО и производительности их труда на оборот розничной торговли

    Показатели2014 г.2015 г.Отклонение

    (+, -)Подстановки12Численность работников прилавка169104- 65104104Производительность труда 9231764+8419231764Оборот розничной торговли155977183458+2748195922183458

    В результате уменьшения численности работников прилавка на 65 человек потеря оборота розничной торговли составила 60055 тыс. руб. (95922 155977). Производительность труда работников в 2015 году стала выше производительности труда 2014 года на 841 тыс. руб. В результате этого увеличение оборота розничной торговли всеми розничными торговыми предприятиями Новозадонского ПО составило 87536 тыс.руб. (183458 95922).

    Важным рыночным фактором изменения объёмов является рост цен на товары. Рассчитаем влияние фактора цен и количества реализованных товаров на это изменение (таблица 10).

    Таблица 10.

    Динамика оборота розничной торговли Новозадонского ПО

    РТП2014 г.

    действ.

    ценыФакт 2015 г.Темп роста, %Отклонение,

    +/-В т.ч. за счётдейств.

    ценысопост.

    ценыдейств.сопост.ценыкол-ва123456789Тешевское РТП14382,21396613231,697,192,0-416.2+734,4-1150,6Хмелинецкое РТП19890,62320522754,8116,7114,4+3314,4+450,22864,2Донское РТП2794430254.930766,3108,3110,1+2310,9-511,42822,3Центральное РТП41349,446195,544326,5111,7107,2+4846,118692977,1Каменское РТП16351,815713,915027,396,191,9-637,9686,6-1324,5Ольшанское РТП19680,724771,221452125,9109,0+5090,53319,21771,3РЗК РТП5093,36062,44359,9119,085,6+969,11702,5-733,4Автомагазины РТП2995,55426,64268,6181,2142,5+2431,111581273,1

    Продолжение таблицы 10

    123456789Магазин

    «Юбилейный»8289,517862,519065,8215,5230,0+9573-1203,310776,3Итого оборот розничной сети155977183458173134,4117,6111,0+2748110323,617157,4

    Оборот розничной торговли Новозадонского потребительского общества в отчётном 2015 году больше оборота 2014 года в действующих ценах на 27481 тыс.руб. или 17,6%. В сопоставимых ценах в отчётном 2015 году он составил 173134 тыс.руб. при росте 11,0%. Прирост обеспечен как за счёт роста цен (+10323,6 тыс.руб.), так и за счёт роста количества реализованных товаров (+17157,4 тыс.руб.). Такое изменение в динамике является положительным результатом, так как большая часть (62,4%) прироста оборота обеспечена за счёт увеличения количества проданных товаров.

    В свою очередь, изменяясь, оборот розничной торговли оказывает влияние на изменение прибыли, платёжеспособности и финансовой устойчивости, поэтому необходимо установить степень этого влияния. Для проведения анализа, устанавливающего влияние изменения оборота розничной торговли Новозадонского ПО на изменение основных показателей его деятельности используем данные таблицы 11.

    Таблица 11.

    Основные показатели торговой деятельности Новозадонского ПО за 2014-2015 годы

    Показатели2014 г.2015 г.тыс.руб.уровень, %тыс.руб.уровень, %Доходы розничной торговли3204020,543785420,63Издержки обращения3066419,653642619,86Прибыль13760,8914280,77Оборот розничной торговли155977-183458-

    1. Влияние изменения объема оборота на доходы:

    по сравнению с 2014 годом:

    = (183458 155977) × 20,54 / 100 = + 5644,6 тыс.руб.

    2. Влияние изменения торговой надбавки на доходы:

    по сравнению с 2014 г.:

    = (20,63 20,54) × 183458 / 100 = + 165,1тыс.руб.

    3. Изменение структуры оборота оказывает влияние на доходы от реализации товаров. Торговля более доходными товарами способствует увеличению уровня валового дохода и их суммы, увеличение доли непродовольственных товаров также может способствовать росту доходов.

    4.Оборот розничной торговли и его структура влияют на сумму и уровень условно-переменных издержек, а, следовательно, и на их общую сумму и уровень.

    Влияние изменения оборота розничной торговли на издержки обращения (ΔИО) Новозадонского ПО можно рассчитать по формуле:

    ΔИО (по сравнению с 2014г.) = (183458 155977)×19,65/100=+5400 тыс.руб.

    5. Влияние изменения оборота розничной торговли на сумму прибыли (ΔП) Новозадонского ПО можно определить либо как разницу результатов влияния на доходы и издержки:

    ΔП (по сравнению с 2014г.) =(183458 155977)×0,89%/100=+244,6 тыс.руб.

    6. Так как на финансовые результаты предприятия влияет не только объем оборота розничной торговли, но и его структура, то можно оценить влияние изменения структуры оборота на изменение уровня доходов, издержек обращения и рентабельности, на примере продовольственных товаров:

    ΔД С (по сравнению с 2014г.) = (82,92 86,23) х 20,54% :100% = - 68 0 тыс.руб.,

    ΔИО С (по сравнению с 2014г.) = (82,92 86,23) х 19,65% :100% = - 650 тыс.руб.

    ΔП С (по сравнению с 2014г.) = (82,92 86,23) х 0,89 % :100% = - 29 тыс.руб.

    Доходы торговой деятельности Новозадонского ПО от реализации товаров за 2015 год составили 37854 тыс.руб. В динамике наблюдается рост суммы доходов от торговой деятельности.

    Этому, в первую очередь, способствовало увеличение оборота розничной торговли. Под влиянием этого фактора увеличение суммы доходов по сравнению с 2014 годом составило 5644,6 тыс.руб. В 2015 году по сравнению с 2014 годом и объёмы продаж увеличивались и средняя доходность была, хотя и незначительно, но выше. Это привело к росту доходов в сумме 165,1 тыс.руб..

    Исследование показало, что основным путём прироста доходов должно быть не только наращивание объёмов, но и лавирование торговой надбавкой и ассортиментом. Это верный рыночный поход к ассортиментной политике.

    Следует отметить, что затраты в связи с увеличением объёма продаж тоже росли. Их рост по сравнению с 2014 годом 5400 тыс.руб.

    Судя по тому, что с ростом оборота по сравнению с 2014 годом уровень затрат тоже вырос, это даёт право сделать вывод об имеющих место нерациональных затратах, не связанных с увеличением объёма оборота. Увеличение объёма продаж способствовало росту прибыли по сравнению с 2014 годом на 244,6 тыс.руб.

    Изменения в структуре оборота не оказали положительного воздействия на изменение основных показателей деятельности и финансовый результат в целом. Напротив, они привели к ухудшению показателей, так как снизились доходы, расходы снизились, но не значительно, уменьшение прибыли из за влияния данного фактора составило 29 тыс.руб. по сравнению с 2014 годом.

    Таким образом, исследования показали, что оборот розничной торговли является одним из основных показателей деятельности предприятия.

    От его объёма и структуры зависит развитие всех основных показателей деятельности и формирование финансового результата предприятия в целом, поэтому каждое предприятие для осуществления успешной деятельности должно стремиться к его наращиванию и совершенствованию структуры.


    3 Направления увеличения розничного товарооборота
    в НОВОЗАДОНСКОМ по

    3.1 Пути и резервы роста оборота розничной торговли предприятия


    Результаты проведённого анализа оборота розничной торговли по Новозадонскому ПО лишний раз уточнили важность и роль данного показателя в деятельности предприятия и то, что не выполнение намеченных планов по общему объёму оборота и по группам товаров и снижение их в динамике отрицательно отражается на формировании основных показателей деятельности, и на возможности успешного его развития в текущей деятельности и на перспективу.

    Поэтому необходимо постоянно заботиться о росте товарооборота и совершенствовании его структуры, используя для этого различные пути, которые реализуются в процессе управления предприятием.

    Прежде всего, необходимо уяснить, что деятельность любого торгового предприятия, происходит на потребительском рынке. Поэтому, для увеличения объема оборота розничной торговли необходимо:

    1. Лучше изучать платёжеспособный спрос населения обслуживаемого района.

    2. Поскольку между спросом и рыночной ценой существует тесная взаимосвязь, то этот фактор необходимо учитывать для того, чтобы он не являлся причиной снижения объема оборота розничной торговли, а, следовательно, и конкурентоспособности предприятия. Поэтому, следующий путь, способствующий развитию оборота розничной торговли это процесс ценообразования.

    Руководство потребительского общества должно заботиться о том, чтобы его работники, занимающиеся процессом ценообразования владели искусством их установления.

    Так как слишком низкая цена делает невозможным получение прибыли, а слишком высокая цена на товар приводит к невозможности формирования спроса.

    3. Необходимо при установлении цен использовать разные методы, чтобы потом выбрать наиболее подходящий.

    Можно предложить использование следующих методов:

    а) метод установления цены товара на основе издержек обращения;

    б) расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

    в) определение цены с ориентацией на спрос;

    г) установление цены на основе уровня текущих цен;

    д) установление цены на основе закрытых торгов.

    Какой бы метод не был выбран, ценовая политика, осуществляемая Новозадонским ПО, должна быть направлена на достижение стратегических целей.

    4. Для приоритетной целевой установки оборота розничной торговли необходимо определить плановый объем реализации товаров по общему объему и группам товаров, а затем постоянно осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных плановых заданий, пользуясь данными оперативного и текущего анализа. Такой контроль не позволит расслабляться и, будет способствовать росту объема оборота розничной торговли.

    5. Для обеспечения развития оборота розничной торговли в динамике и для выполнения намеченных плановых показателей необходимо, чтобы потребительское общество располагало определенной суммой запасов в каждой торговой точке, которые позволили бы бесперебойно осуществлять торговлю, обеспечивать ритмичную работу, широкий выбор товаров и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.

    Данные показателей товарного баланса и отдельно товарных запасов свидетельствуют о том, что управление ими в Новозадонском ПО находится не совсем на должном уровне. Товарной массы не достаточно для выполнения намеченного плана, кроме того, имеется прочее выбытие, что вообще не допустимо, когда нет достатка в оборотных средствах.

    В составе товарных запасов имеются неходовые и залежалые товары, о чём свидетельствует замедленная оборачиваемость по отдельным из них. Одной из причин такого положения является имеющий место завоз товаров без учета спроса, по высоким ценам, неритмичный и не надлежащего качества.

    Если в предстоящем плановом периоде повысить уровень управления товарными запасами, довести их до нормального состояния и устранить факты прочего выбытия, то появятся возможности увеличения объёмов оборота.

    Чтобы избежать наличия фактов прочего выбытия необходимо попытаться в условиях неопределенности определить, что и в каких количествах предприятие способно продать, а для этого необходимо, прежде всего, определить, что нужно закупать и какие товары пользуются или будут пользоваться в будущем наибольшим спросом у потребителей, и обеспечивать необходимую прибыль.

    6. Для развития оборота розничной торговли большое значение имеет своевременное поступление товаров в полном объеме, необходимого ассортимента и качества, поэтому необходимо добиться этого.

    По Новозадонскому ПО поступление товаров неритмичное, это во многом объясняется наличием оборотных средств и платёжеспособностью исследуемого потребительского общества.

    Если бы товар завозился с большей вероятностью того, что он будет реализован, то это еще как-то позволило бы обеспечить объем продаж, но довольно значительная их часть оседает в товарных запасах на конец, оказавшись невостребованной. Поэтому запланированный объем оборота розничной торговли не мог быть выполнен.

    7. В связи с тем, что в Новозадонском ПО типы магазинов разные, то для обоснования прогнозов требуется дифференцированный подход к самой методике обоснования. Не верно установленный план отрицательно влияет на развитие оборота розничной торговли.

    Необходимо полнее учитывать материалы анализа оборота розничной торговли, критически оценивать сложившиеся темпы его развития, размеры оборота на одного работника, сопоставлять темпы роста по магазинам, оживлять «соревнования».

    8. Для увеличения объема продаж необходимо проводить рекламно информационную деятельность. В Новозадонском ПО она находится на крайне низком уровне. По своей сущности реклама несёт информацию о поступивших в продажу товарах, их потребительских свойствах с целью их реализации и создания спроса на них. С помощью нее могут распространяться сведения о предприятии, повышающие его имидж. Она является важнейшей целью целенаправленной работы по сбыту и должна точно и правдиво информировать покупателей о качестве товаров, ассортименте, правилах эксплуатации и потреблении. Она призвана оказывать покупателям помощь, информируя о полезных свойствах товаров. Важно, чтобы реклама несла честную информацию. Для стимулирования продажи товаров, а, следовательно, и увеличения оборота розничной торговли могут использоваться разнообразные средства рекламы: витринно-выставочная, в прессе, в форме рекламных объявлений, публикаций в газете, рекламные ролики и т.д.

    9. Необходимо выбирать наиболее эффективные методы продажи товаров. Это зависит, прежде всего, от ассортимента реализуемых товаров, т.к. на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. В розничной торговле могут применять следующие методы продажи товаров: самообслуживание, через прилавок обслуживания, с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам, по предварительным заказам. В торговле Новозадонского ПО преобладает первый метод, т.к. с учетом специфики деятельности для покупателей он наиболее удобный. Можно было бы в дополнение по крупногабаритным товарам шире использовать продажу по образцам и по предварительным заказам с последующей доставкой их покупателям сразу с баз или от производителя.

    Недостатком в организации торговли сложной бытовой, электротехникой и мебелью является узкий ассортимент и высокие цены в связи с чем жителям Задонского района приходится за этими товарами ездить в Липецк или Воронеж. Дополнительно внедренные методы продажи вышеназванных товаров позволили бы увеличить объем оборота розничной торговли.

    10. Увеличению оборота розничной торговли могут способствовать дополнительно оказываемые услуги, что значительно повысит качество торгового обслуживания.

    Для этого необходимо расширить круг следующих услуг:

    а) связанных с покупкой товаров (прием предварительных заказов на товар, отсутствующий в продаже, доставка товаров на дом, оказание консультативных услуг, упаковка и т.д.);

    б) связанных с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров (например, раскрой купленных тканей в магазине, установка на дому приобретенных холодильников, мебели и т.д.;

    в) связанных с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина (организация кафетерия, ремонт технически сложных товаров, устройство при магазинах детских комнат и т.д.).

    Дополнительные услуги в Новозадонском ПО развиты не достаточно.

    11. Применять различные скидки с цены, позволяющие увеличивать объем оборота розничной торговли, что в данном предприятии не делается.

    12.Развивать продажу дорогостоящих товаров населению в кредит. При этом с целью контроля за развитием оборота розничной торговли в кредит систематически проводить анализ продажи в натуральных измерителях.

    Это важно, т.к. развитие данных видов оборота оказывает определенное влияние на издержки обращения и финансовый результат.

    13. Необходимым условием успешной работы является обеспеченность предприятия высококвалифицированными кадрами и полная их укомплектованность. Поэтому Новозадонское ПО должно больше внимания уделять подбору расстановке кадров, стимулированию их труда.

    3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий


    Реализация предложенные мероприятия будет спсобствовать увеличению объему розничной торговли Новозадонского ПО, а, следовательно, и росту прибыли организации.

    Поскольку большинство показателей достаточно трудно спрогнозировать с большой точностью, сведём данный прогноз к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, доля выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Прогноз осуществляется на какой-то период в разрезе подпериодов: год в разрезе кварталов, год в разрезе месяцев, квартал в разрезе месяцев и т.п.

    Прогнозирование показателей Новозадонского ПО представлено в таблице 12.

    Таблица 12.

    Прогнозирование показателей Новозадонского ПО
    на первое полугодие 2016 года
    тыс. руб.

    ПоказательФактПрогнозОтклонениеТемп роста, %дек.янвфевмартапрмайиюнь123456789101. Прогнозирование объема розничной торговли и доходов по немуВыручка от реализации125,6136,3148,0160,8174,8189,9206,4+80,8164,3Затраты на сырье и материалы.81,689,097,1105,9115,6126,1137,6+56101,7Прочие расходы18,820,021,322,724,225,827,5+8,7146,3Валовая прибыль25,227,329,632,235,038,041,3+16,1163,9Налоги и прочие отчисления от прибыли8,89,510,411,312,313,314,5+5,7164,8Чистая прибыль16,417,819,220,922,724,726,8+10,4163,4Продолжение таблицы 12

    123456789102. Приобретение и оплата товаров и материалов.Приобретение товаров (в размете потребности следующего месяца)89,097,1105,9115,6126,1137,6+48,6154,6Оплата товаров (временной лаг 30 дней)89,097,0105,9115,6126,1137,6+48,6154,63. Расчет сальдо денежного потока3.1 Поступ-ление денежных средств20% реали-зации текущего месяца за наличные27,329,632,235,038,041,3+14151,270% реали-зации в кре-дит прошлого месяца70,376,382,990,097,9106,3+35151,230% реали-зации в кре-дит позапро-шлого месяца.27,830,132,735,538,641,9+14,1150,7Итого125,4136,0147,8160,5174,5189,5+64,1151,13.2 Отток денежных средствОплата товаров и материалов89,097,1105,9115,6126,1137,6+48,6154,6Прочие расходы20,021,322,724,225,827,5+7,5137,5Налоги и прочие платежи в бюджет9,510,411,312,313,314,5+5,0152,6Приобре-тение оборудования25,0+25,0Итого118,5128,8164,9152,1165,2179,661,1151,5Сальдо денежного потока6,97,2-17,18,49,39,9+3,0143,4Продолжение таблицы 12

    123456789104. Расчет излишка (дефицита) денежных средств на счетеОстаток денежных средств на начало месяца10,016,924,17,015,424,7+14,7247,0Остаток денежных средств на конец месяца16,924,17,015,424,734,6+17,7204,7Целевое сальдо денежных средств18,018,919,820,821,923,0+5,0127,8Излишек (недостаток) денежных средств.-1,15,2-12,8-5,4-2,8-11,6-12,7

    Методика расчетов показателей, используемых при прогнозировании показателей на I полугодие 2016 года представлена в таблице 13.

    Таблица 13.

    Методика расчетов показателей, используемых при прогнозировании денежного потока на первое полугодие 2016 года

    ПоказательФормула расчетаРезультаты расчета1231.Расчет затрат на производство продукции; при этом:

    - затраты на товары и материалы (Зсм)




    -величина прочих расходов (Зпр)рассчитываются исходя из фактической их величины в декабре месяце, а также кумулятивных темпов расширения производства и изменения цен на сырье

    рассчитывается исходя из фактических данных декабря, а также кумулятивных темпов расширения производства и инфляции81,6 * 1,015 * 1,015 * 1,075 * 1,075 = 97,1 тыс. руб.





    18,8 * 1,015 * 1,015 * 1,05 * 1,05 = 21,3 тыс. руб.2.Выручка от реализации (ВР)планируется исходя из общей суммы затрат, и условия (2), в соответствии с которым их доля должна составить 80%.(97,1 + 21,3) : 0,8 = 148 тыс. руб.3.Величина налогов и прочих отчислений от прибыли (НП)составляет 35% планируемой валовой прибыли(148 - 97,1 - 21,3) * 0,35 = 10,4 тыс. руб.

    Продолжение таблицы 13

    1234. Раздел 2 таблицы заполнен исходя из условия (3). Так, в феврале будет закуплено сырье в размере мартовской потребности, и в то же время произойдет оплата сырья, закупленного в январе, но потребленного и оплаченного в феврале5.Поступление денежных средстврассчитывается исходя из условия (1)20% реализации текущего месяца за наличные = 148 * 0,2 = 29,6 тыс. руб.

    70% реализации в кредит прошлого месяца = 136,3 * 0,8 * 0,7 = 76,3 тыс. руб.

    30% реализации в кредит позапрошлого месяца = 125,6 * 0,8 * 0,3 = 30,1 тыс. руб.6.Отток денежных средстврассчитывается исходя из обычной логики расчетов и условий (3) и (7).7.Сальдо денежного потока (Сдп)рассчитывается как разность между поступлением и оттоком денежных средств136-128,8 = 7,2 тыс. руб.8.Остаток денежных средств на конец месяца (Одк)рассчитывается суммированием остатка денежных средств на начало месяца и сальдо денежного потока за истекший месяц16,9 + 7,2 = 2411 тыс.руб.9.Целевое сальдо денежных средств (ЦСрассчитывается исходя из условия (5)18 * 1,05 = 18,9 тыс. руб.10.Излишек (недостаток) денежных средств (ИН)рассчитывается вычитанием величины целевого сальдо из остатка денежных средств на конец месяца24,1 - 18,9 = 5.2 тыс. руб.

    По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

    1. Состояние движения денежных средств на предприятии достаточно благополучное - лишь в марте наблюдается превышение оттока денежных средств над их поступлением, причина этого состоит в расходах по приобретению оборудования;

    2. Для того чтобы поддерживать требуемый целевой остаток денежных средств предприятие вынуждено будет прибегать либо к краткосрочным кредитам, либо к конвертации ликвидных ценных бумаг; величина требуемой краткосрочной ссуды составляет: в январе - 1,1 тыс. руб., в марте - 12,8 тыс. руб., в апреле - 5,4 тыс. руб.

    Для облегчения труда при ручной обработке информации, расчеты при прогнозировании достаточно легко могут быть формализованы и выполнены в среде электронных таблиц, например, с помощью пакета типа Microsoft Excel. Кроме того, не следует забывать, что любые расчеты прогнозного характера характеризуются отсутствием пресловутой «точности расчетов», равно как и наличием определенной условности в формализации модели. Подобные условности являются неизбежным спутником любых расчетов прогнозного характера. Важно помнить о том, что в такого рода расчетах нужна не точность, а выявление тенденций, при этом сами методики и получаемые в результате их применения результаты являются лишь некоторой «материальной» основой для принятия управленческих решений финансового характера.




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Розничная торговая сеть Новозадонского потребительского общества в большинстве своём представлена 105 предприятиями розничной торговли, 13 предприятиями общественного питания.

    Потребительское общество в 2015 году не обеспечило выполнение прогноза общего объёма оборота на 8%. В суммовом выражении на 17422 тыс.руб. Ни розница, ни общественное питание с намеченным планом заданием не справились. План по реализации продовольственных товаров в действующих ценах не выполнен на 17661,1 тыс. руб. и составляет 90,4%. По реализации непродовольственных товаров план в целом выполнен, однако, запланированных объёмов не достигла реализация бельевого и верхнего трикотажа, стеклянной посуды, и некоторых других групп товаров.

    Основной причиной невыполнения плана является недостаточное снабжение торговой сети товарами для обеспечения запланированных объёмов и имеющий место завоз товаров по ассортименту и качеству не соответствующий спросу населения. Подтверждением этому является замедлившаяся товарооборачиваемость.

    По сравнению с прошлым 2014 годом оборот розничной торговли увеличился на 18% в действующих ценах и на 8% в сопоставимых, то есть достигнут рост оборота не только за счёт роста цен, но и за счёт увеличения количества реализованных товаров.

    Основную долю в обороте занимает реализация продовольственных товаров 82,92%. Структура оборота розничной торговли в 2015 году несколько улучшилась по сравнению с 2014 годом.

    На динамику оборота розничной торговли положительное влияние оказали существенно завышенные товарные запасы на начало года (+ 1906,7 тыс.руб.) и снижение прочего выбытия на 159 тыс.руб.

    Отрицательное увеличение товарных запасов на конец года в сумме 427 тыс.руб.). В динамике оборачиваемость в днях по продовольственным товарам осталась без изменения, а по непродовольственным товарам ускорилась по сравнению с 2014 годом на 9 дней.

    Увеличение объёма продаж способствовало росту прибыли по сравнению с 2014 годом на 244,6 тыс.руб.

    Положительные изменения в структуре оборота не оказали существенного положительного воздействия на изменение основных показателей деятельности и финансовый результат в целом. Напротив, они привели к ухудшению показателей, так как снизились доходы и уменьшение прибыли в связи с этим составило 29 тыс.руб. по сравнению с 2014 годом.

    Таким образом, для увеличения объёмов оборота и достижения уровня запланированных качественных показателей деятельности, необходимо:

    - более глубоко изучить спрос населения на товары и услуги;

    - лучше изучать товарные рынки и осуществлять завоз качественных товаров, но имеющих более низкие цены, что позволит ускорить оборачиваемость товаров;

    - улучшить качественный состав кадров, особенно занимающихся коммерческой работой;

    - привести в норму товарные запасы, для чего необходимо активизировать работу по сбыту залежавшихся товаров и пополнить ассортимент недостающими товарами;

    - обращать внимание на ритмичность поставок товаров и торговли;

    - активизировать рекламно-информационную деятельность;

    - выбирать наиболее эффективные методы продажи товаров в каждом отдельно взятом случае;

    - смелее внедрять оказание дополнительных услуг покупателям;

    - применять различные скидки с цены товаров, особенно сезонные;

    - ужесточить контроль за деятельностью потребительского общества со стороны руководителя.

    Все вышеперечисленные предложения позволят добиться увеличения оборота розничной торговли Новозадонскому ПО и в перспективе улучшить показатели деятельности и финансовое положение.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. I, II. М.: Проспект, 2015. 566 с.
    2. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. / М.С. Абрютина М.: Дело и сервис, 2011. 356 с.
    3. Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания. / Т.И. Арзуманова, М.Ш.Мачабели. М.: Инфра-М, 2012. 378с.
    4. Артеменко В.Г. Финансовый анализ. / В.Г.Артеменко, Н.В. Беллендир - М.: Финансы и статистика, 2015. 255 с.
    5. Герчикова И.М. Финансовый менеджмент. / И.М. Герчикова М.: АО Консалтбанкир, 2011. 480 с.
    6. Гиляровская Л.Т. Финансово-инвестиционый анализ. / Л.Т.Гиляровская, Д.А.Ендовицкий - Воронеж: Издательство ВГУ, 2014. 336 с.
    7. Ефимова О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2013. 352 с.
    8. Карпенко Е.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питания. / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова. М.: Высшее образование, 2011. 346 с.
    9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. / В.В.Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2010. 432 с.
    10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. / В.В.Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 2011.- 450 с.
    11. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. / Л.И. Кравченко Минск, 2014. 415 с.
    12. Раицкий К. А. Экономика предприятия. / К.А.Раицкий М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2012. 690 с.
    13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Г.В. Савицкая - Минск, ИП «Экоперспектива», 2016. 744 с.
    14. Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. Ковалевой A.M. - М.: ИНФРА-М, 2011.-480 с.
    15. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е.С. М.: Перспектива, 2012. 656с.
    16. Фридман А.М. Экономика торговли и питания предприятия потребительского общества. / А.М. Фридман. М.: Высшее образование, 2014. 506 с.
    17. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин - М.: ИНФРА-М, 2012. - 376 с.
    18. Экономический анализ / Под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 615с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Показатели розничной торговли ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.