Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Приватизация

  • Вид работы:
    Другое по теме: Приватизация
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    13.04.2018 21:26:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОВПО

    “ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”


    КАФЕДРА Гражданского права, гражданского и арбитражного процесса


    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


    ПО ДИСЦЕПЛИНЕ

    Теория и практика организации научного исследования


    ТЕМА:

    «Приватизация в РФ и проблемы ее осуществления»









    Выполнила

    Студент: Послухаева К.Э.

    ЗМ-ЮРГП-16

    Принял: Забайкалов А.П.



    Липецк 2017

    Содержание

    Введение...................................................................................................................3

    Глава 1. Теория приватизации................................................................................5

    1. Сущность приватизации.................................................................................5
    2. Формы и способы приватизации...................................................................8
    3. Цели приватизации........................................................................................11

    Заключение.............................................................................................................14

    Список использованных источников и литературы...........................................16






















    Аннотация

    В статье рассматриваются этапы приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации, приводится характеристика современного этапа преобразования государственной собственности в крупные интегрированные бизнес-группы. Обосновывается противоречивость предлагаемых новых принципов приватизации действующему законодательству в вопросе принадлежности новых собственников приватизируемых активов российской юрисдикции.

    Abstract

    The article considers the stages of privatization of state and municipal property in the Russian Federation, the characteristic of the present stage of transformation of state property in the large integrated business groups. Substantiates the inconsistency of the proposed new principles of privatization of the current legislation on the issue of ownership of the new owners of privatized assets to the Russian jurisdiction.


    Ключевые слова

    Приватизация государственного и муниципального имущества, этапы приватизации, цели приватизации.

    Keywords

    Privatization of state and municipal property, the stages of privatization, objectives of privatization.









    Введение

    Процесс приватизации является важным и актуальным вопросом в современном обществе. Именно приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности - государственной, коллективной и частной.

    Приватизацию иногда сравнивают с тихой революцией, которая постепенно завоевывает мир. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

    До сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе. Именно поэтому тема так интересна в современном обществе.

    Практическая актуальность работы определяется тем, что, как показывает опыт последних лет, сейчас остро необходимо системное, целостное рассмотрение функционирования процесса приватизации.

    Наибольшее внимание процессу приватизации в своих работах уделяли как в отечественной, так и зарубежной экономической теории: Вопросы приватизации разрабатывали Л.И. Абалкин, В А. Виноградов, А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, Р.И. Капелюшников, Н.Д. Колесов, В.В. Куликов, Д.С. Львов, НЛ. Петраков, В.В. Радаев, И.П. Николаева, КА. Хубиев, В.Н. Черковец, И. Бебель, Г. Гегель, А. Оноре, Э. Саване, Е. Фурубот и др. Однако проблематика приватизации настолько широка, разнонаправленность внутренних тенденций данного процесса столь очевидна, а оценки так дискуссионны, что остается широкий простор для анализа и обобщений.
    Всё чаще можно услышать высказывания по поводу незаконности проведенной приватизации, её экономической и политической нецелесообразности. Именно поэтому, необходимо провести полный анализ проблемы и сущности поставленного вопроса, в результате которого, были выделены:
    объект исследования - это процесс приватизации;

    предмет исследования - механизм деятельности осуществления приватизации.

    Цель данной работы заключается в полном разборе теоретической сущности процесса приватизации, рассмотрении значимости приватизации на примере Российской Федерации.

    Достижение этой цели осуществляется через решение следующих общих и частных задач:

    1. Раскрыть сущность понятия «приватизация», рассмотреть его цели, формы и способы.

    Исследование выполнено на основе: методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, моделирования изучаемых процессов посредством сопоставления и сравнения, а также приемы статистического и экономико-математического анализа.

    Теоретическое и практическое значение выполненной работы заключается в развитии и углублении методологии исследования приватизации, что способствует согласованию различных научных подходов.

    Структура работы. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованных источников и литературы.








    Глава 1. Теория приватизации

    1.1 Сущность приватизации

    Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации, как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации выражает, переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются, как возврат государственного имущества её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

    1. переход прав имущества государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственного имущества на частную;
    2. полная продажа государственных предприятий частным лицам;
    3. продажа части активов;
    4. передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

    Несмотря на многообразие определений можно выделить две главные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых базируется на определенные доводы и аргументы.

    Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должно возникнуть желание к производительному труду, к экономии затрат и более целесообразному использованию ограниченных ресурсов. Практически исполнение связано с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

    Платная приватизация. В этом случае государственное имущество подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники свидетельствуют, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

    Один из серьезных вопросов относящийся к приватизации это сроки её проведения: или она должна быть удлиненной на несколько десятилетий, или быстрой. Бытует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Подлинное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

    1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
    2. требуется время, чтобы рынок начал хорошо работать и определил рыночную стоимость предприятий;
    3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо изменить, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

    Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в короткие сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но, ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому результату.

    Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных изменений, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

    Основными мерками выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, прибыльность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии определили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Для того чтобы добиться максимального результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

    Основной позицией приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!

    На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно выразить ряд позиций:

    1. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственное имущество необходимо, как дополнение к рыночному механизму;
    2. приватизации должны предшествовать изменения и разрушения неоправданных монополий;
    3. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
    4. обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
    5. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
    6. каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

    Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

    1.2 Формы и способы приватизации

    Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным владельцем, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав имущества из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

    Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для осуществления этих задач государство употребляет инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких глобальных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается, как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

    Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре ключевые формы:

    1. продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
    2. при использовании контрактной системы частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются населению;
    3. при использовании концессионной модели частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
    4. в случае использования чековой системы государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

    Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в большей степени можно охватить широкий круг возможных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет основного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

    Аукцион. Подразумевает продажу предприятий по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль вкладчиков (инвесторов).

    Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров с отдельными инвесторами. Главная роль это правильное определение реальной стоимости предприятия.

    Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

    Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов:

    1. предпродажный анализ и оценка предприятия.
    2. стратегический анализ и оценка предприятия;
    3. определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
    4. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
    5. анализ потенциальных покупателей;
    6. определение методов продажи;
    7. определение критериев проведения тендера, поиска покупателей, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
    8. образование комиссии по оценке поступающих предложений;

    Подготовка предприятия к продаже:

    1. реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
    2. разукрупнение;
    3. осуществление кадровых перестановок.

    Маркетинг:

    1. организация рекламы, выпуск информационных буклетов и т.д., которые должны пробудить интерес потенциальных покупателей;
    2. проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;
    3. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
    4. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

    Заключение договора:

    1. разработка текста стандартных договоров.

    1.3 Цели приватизации

    Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество толкований своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели.

    Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

    1. Экономическая (повышение результативности функционирования хозяйства).
    2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
    3. Социальная (обеспечение социального мира).
    4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

    Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.

    Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

    1. долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;
    2. государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;
    3. необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;
    4. прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;
    5. реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;
    6. с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;
    7. должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;
    8. должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

    В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

    Но все, же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

    Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.



    Заключение

    Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

    В процессе работы над темой реферата:

    1. Раскрыли, что существует две основные модели приватизации:
    2. Платная приватизация;
    3. Бесплатная приватизация.
    4. Выяснили, что основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
    5. экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства);
    6. фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);
    7. социальная (обеспечение социального мира);
    8. перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
    9. Поняли, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.
    10. Определили, что приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

    В ходе работы над темой приходим к следующим выводам: процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой.

    Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.






















    Список использованных источников и литературы:

    Источники

    1.1 Опубликованные

    Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с поправками от 5 февраля 2014 г.) // Российская газета. 1993. № 237.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 51-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
    3. "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" [Текст]: постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. № 363 (в редакции от 12 мая 1997 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 14,ст. 1632.

    2 Литература:

    2.1 Научная и учебная литература

    1. В. Авеков - Управление государственным имуществом // Экономист. 2006. № 10. с. 38-46.
    2. Бельтюкова А.А. Российское законодательство по вопросам приватизации: региональный уровень // Реформы и право. 2012. № 2. С. 21 - 31.
    3. Бесценный О., Этапы приватизации в России, Гимназия им. А.В. Кольцова 1997.- С.59
    4. Бокарева Л.Г. Современные проблемы приватизации федерального имущества // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 1. С. 24 - 41
    5. Гинзбург Ю.В. Эволюция институциональной структуры приватизации в России // Реформы и право. 2012. № 2. С. 36
    6. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. «Финансы: учебник»; под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В..- 2-е изд., перераб. И доб. М.: Финансы и статистика, 2012. 496 с.
    7. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). - М.: ИМЭМО РАН, 1990.-125 с.
    8. Каспин В.И., Острина И.А., Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. Москва, Финансы и статистика, 2005. 35 с.
    9. Макроэкономика: теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. 5-е издание, переработанное и дополненное. М.: КноРус, 2008. 688 с.





















Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Приватизация ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.