Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Распределение доходов и бедность

  • Вид работы:
    Другое по теме: Распределение доходов и бедность
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    24.11.2017 22:09:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    Российская академия народного хозяйства

    и государственной службы

    при Президенте Российской Федерации


    Астраханский филиал



    Направление подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

    Образовательная программа: Государственная и муниципальная служба




    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

    НА ТЕМУ:

    «Распределение доходов и проблема бедности: теория и особенности в России»

    Автор работы:

    студентка 1 курса

    заочной формы обучения

    Унаева К. М.

    _______________

    (подпись)


    Научный руководитель курсовой

    работы:

    доцент кафедры «Экономика и управление»

    канд. эконом. наук. доцент

    Муравьев С.Р.

    ________________

    (подпись)





    Астрахань 2018 г.

    Содержание

    С.

    Введение3


    Глава 1 Распределение доходов: измерение и причины6


    1.1 Проблема справедливого распределения доходов в России и пути ее решения6


    1.2 Социальная справедливость и бедность18


    Глава 2 Распределение доходов и проблема бедности в современной России27


    2.1 Распределение доходов в Российской Федерации27


    2.2 Проблема бедности: пути решения40


    Заключение51


    Библиографический список54


    Введение


    Актуальность избранной темы. Распределительные отношенияимеютогромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания как экономической науки, так и правительств стран.

    Бедность населения в современной экономической и политической ситуации, как отдельно региона, страны, так и мира в целом, занимает одну из лидирующих по популярности позиций для изучения.

    Быстрый экономический рост, который наблюдался в России в последнее десятилетие, к сожалению, не привел к радикальному снижению бедности и неравенства среди населения. В то время как уровень абсолютной бедности значительно снизился, более 15 млн. россиян (1 из 8 человек) до сих пор живут за чертой бедности.

    Низкий уровень доходов значительной части населения современной России обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствуют успешному развитию страны.

    Бедность, которая, как социально-экономическое явление, практически постоянно находится в поле зрения ученых большинства зарубежных стран, для Российской Федерации - категория сравнительно недавняя. Экономическая эффективность государственной социальной политики в распределении доходов имеет большое значение для устойчивого сокращения бедности, безработицы.

    Рост теневых доходов, нарастающая бедность становится прямой угрозой экономической безопасности как страны в целом, так и ее территориально-административных образований. Отсюда возникает необходимость в глубоко продуманных и всесторонне обоснованных социальных реформах, главным условием которых является системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики.

    Для решения задач, направленных на дальнейший рост материального благосостояния народа, необходима информация о том, какие слои населения имеют низкий уровень жизни, под влиянием каких факторов он сложился, какие мероприятия необходимы для роста жизненного уровня, и какие наиболее целесообразны на данном этапе экономического развития. Поэтому так актуален и важен анализ формирования и распределения доходов населения у различных групп населения.

    Цель работы - изучение распределение доходов населения, а также анализ проблемы бедности в нашей стране, путей её решения.

    Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

    - обобщить, систематизировать взгляды ведущих отечественных и зарубежных экономистов на проблему распределения доходов как неизбежный элемент рыночного механизма хозяйствования;

    - проанализировать теоретическую основу социальной справедливости и бедности;

    - показать распределении доходов в России;

    - обосновать проблемы и пути решения бедности населения;

    - сделать выводы по работе.

    Объектом исследования является система взаимоотношений, возникающих по поводу формирования, распределения и перераспределения доходов основных агентов экономики.

    Предметом исследования являются экономические основы распределения доходов населения, развитие социального неравенства и его преодоления.

    Теоретическая база курсовой работы пособия для ВУЗов по экономической теории, социальной политике, статьи по данной теме, изданные в последние два-три года.

    Информационной базой работы послужили справочно-статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, материалы периодической печати.

    Структура работы. Работ состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.

    Глава 1 Распределение доходов: измерение и причины

    1.1 Проблема справедливого распределения доходов в России и пути ее решения


    Рыночное распределение доходов без вмешательства государства означает, что доходы всех владельцев факторов производства формируется на основе законов спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов производства. Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможности, ни острой необходимости, он ни коим образом не даёт гарантированного уровня благосостояния. В реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путём их перераспределения.

    Функциональное распределение дохода характеризует распределение произведённого совокупного дохода общества между факторами производства, иначе говоря оно свидетельствует о том, какая доля национального дохода присваивается соответствующими факторами производства. В результате функционального распределения дохода формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.

    Кроме функционального выделяют ещё персональное распределение национального дохода, т.е. распределение дохода по его величине между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека.

    Рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора, таким образом в этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов.

    При формировании доходов сохраняются условия неравенства их распределения между семьями и группами населения. Это обусловлено тем, что население формирует свои доходы в основном за счёт трёх главных источников: заработная плата, доходы от собственности, доходы в виде социальных выплат.

    В распределенииможноразличать функциональное и персональное распределение.

    Функциональное распределение доходов это распределение доходов между факторами производства (труд, капитал, земля, предпринимательская деятельность). В результате такого распределения формируются первичные доходы: заработная плата, процент, рента и прибыль. Функциональное распределение дохода показывает доли дохода, приходящиеся на факторы производства, в условиях однозначной идентификации социального статуса (наемный работник или собственник капитала). В современных условиях происходит размывание социального статуса, т.к. наемные работники могут одновременно являться собственниками капитала. В результате функциональное распределение дохода не отражает доходы домохозяйств.

    Функциональное распределение дохода характеризует распределение произведенного совокупного дохода общества между факторами производства. Иначе говоря, функциональное распределение дохода свидетельствует о том. какая доля национального дохода присваивается соответствующим факторам производства. В результате функционального распределения дохода формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.

    Поскольку в современных условиях в системе факторов производства главное место занимают труд и капитал, то для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности. Вместе с тем из такого распределения доходов не следует, что владельцы собственности не имеют трудовых доходов, а те, кто живет на доходы от продажи своей рабочей силы, не получают процентов и дивидендов на вложенный капитал.

    Проблема взаимодействия труда и капитала явно или скрыто является центральной в любом из направлений экономической теории. Альтернативные направления в экономической теории различаются в трактовке конечного основания доходов. Основой различий в объяснении источника доходов служат альтернативные теории стоимости. В соответствии с теорией трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) единственным источником стоимости является живой труд в материальном производстве, создающий новую стоимость. Марксистская теория доходов основана на теории прибавочной стоимости. Последняя понимается как часть новой стоимости, созданная трудом наемных рабочих и безвозмездно присвоенная капиталистами. Трудовая теория стоимости, идеи которой сформулированы классиками политэкономии, развита Марксом и использована как основание теории эксплуатации и всех с этим связанных выводов. Марксистская теория прибавочной стоимости в качестве инструмента анализа использует соотношение между долями капитала и труда в новой стоимости, называя его нормой прибавочной стоимости. Характерно, что этот показатель используется для измерения степени эксплуатации труда капиталом и зависит от продолжительности рабочего дня и производительности труда.

    Современная экономическая теория также анализирует тенденции долей дохода капитала и труда. Господствующее в современной экономической теории объяснение источников и принципов формирования доходов основано на теории факторов и их предельной производительности. Теория предельной производительности акцентирована на анализе функциональных связей между различными частями дохода. Различные направления экономической теории по-разному объясняют источники доходов, но едины в том, что каждый производственный фактор связан с определенным доходом, что дает возможность интегрировать различные представления. Трактовка основных проблем теории доходов в современных условиях значительно отличается от представлений прошлого. Рост национального благосостояния и создание систем социального регулирования если и не снимают, то значительно сглаживают проблемы классового противостояния. Тем не менее, анализ соотношения долей труда и капитала в совокупных доходах признается общезначимым и широко используется в современном экономическом анализе.

    Функциональное распределение дохода отражает реальное его распределение среди граждан в условиях, когда возможна однозначная идентификация социального статуса как лица наемного труда, так и собственника вещественного капитала. В современных условиях налицо размывание социального статуса, выражающееся в том, что наемные работники одновременно являются собственниками капитала, владея различными видами ценных бумаг, недвижимостью, организуя частный бизнес. Если около 90 % населения учитывается национальной статистикой как лица наемного труда и вместе с тем доля собственников (с учетом членов семьи) доходит до 50 %, то налицо диверсификация социального статуса, которая если не снимает, то значительно сглаживает проблему классового противостояния.

    Функциональное распределение доходов, как видим, не отражает доходы семей и частных лиц, которые могут владеть разными производственными факторами. Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава. Персональное распределение доходов измеряет распределение доходов между семьями (условимся, что семья может состоять и из 1 человека).

    Персональное распределение доходовизмеряет распределение доходов между семьями и отличается значительной неравномерностью. Согласно «закону Парето» между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость. Другими словами персональное распределение доходов устойчиво неравномерно.

    В рыночном обществе отдельные лица и семьи могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников. В результате кроме функционального выделяют еще персональное распределение национального дохода, т.е. распределение дохода по его величине между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека.

    Обычно статистические ведомства стран разбивают все население на группы по величине получаемого дохода и затем высчитывают процентное соотношение каждой группы к общему числу домохозяйств. В приложении В приведен пример динамика основных показателей реальных эпизодов населения в сопоставимых ценах.

    Персональное распределение дохода в характеризуется значительной неравномерностью. Однако неравенство в доходах характерно для всех стран с той лишь разницей, что степень неравенства может быть различной в разных странах. Вместе с тем за десятилетие в большинстве стран наблюдалась общая тенденция увеличения неравенства доходов. Среди причин этого явления экономисты называют:

    1) снижение ставок подоходного налогообложения для высокооплачиваемых категорий граждан;

    2) значительное увеличение численности рабочей силы за счет низко-квалифицированных работников, родившихся в период "бэби-бума";

    3) усиление конкуренции с импортными товарами, которое привело к резкому сокращению спроса на менее квалифицированную, но лучше оплачиваемую рабочую силу в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), и как следствие - снижение средней заработной платы менее квалифицированных рабочих;

    4) рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу в таких секторах экономики, как консалтинг, биотехнологии, здравоохранение, программирование.

    Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства первичное распределение.

    Труд и капитал совместно участвуют в создании продукта, и каждый из этих факторов вносит свою долю в полученный доход.

    Однако в обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявить на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают доходов.

    Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существует безработные, которые трудоспособны, но не могут найти работу. Даже людям, предъявляющим фактор производства «труд», рынок не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо и к тем, кто занят производством общественных товаров; их содержание становится заботой государства, а не рынка.

    В перечисленных случаях государство вмешивается в распределение доходов, прибегая ковторичному распределению дохода(перераспределению), поскольку то, что справедливо с позиции рынка, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на достойную жизнь и необходимость перераспределения доходов.

    Степень неравенства доходов демонстрирует кривая Лоренца (рис. 1).

    Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой. Она указывает на то, что данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % - 40 %, а 60 % - 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Такое идеальное расположение доходов разрушает систему мотивации к труду у работников и предпринимателей, снижает эффективность производства. В реальной действительности доходы распределяются неравномерно, причём, как правило меньшей доле населения принадлежит большая часть доходов страны. Фактическое распределение доходов показывает кривая Лоренца ОАБСДЕ, при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, тем выше степень неравенства в распределении доходов.


    Рисунок 1 - Кривая Лоренца


    Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% - половину и т.д., то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами получили 15% и т.д.

    Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения в различные периоды времени, или в разных странах, или между различными группами.

    С помощью кривой Лоренца определяется так называемый коэффициент фондов, или жедецильныйкоэффициент. Коэффициент фондов (децильный) является составной частью группы коэффициентов дифференциации доходов населения и характеризует, во сколько раз средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами превышает средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми низкими доходами.

    Ещё одним показателем, используемым для характеристики распределения доходов, является коэффициент Джини.

    Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОАБСДЕ на площадь прямоугольника ОКЕ. Чем больше площадь фигуры ОАБСДЕ, тем больше величина коэффициента Джини, тем выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини колеблется от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих величин, поскольку «0» - это абсолютное равенство, а «1» - абсолютное неравенство.

    Какова же оптимальная степень неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет, поскольку есть аргументы «за» и «против» усиления равенства.

    Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя. Главный контраргумент заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объём распределяемого дохода.

    В настоящее время почти во всех развитых странах сложившееся в соотношение между доходами бедных и богатых слоев общества не превышает 1 : 10.

    Экономической науке известны три современные модели распределения доходов.

    Важное место в теории благосостояния занимают концепции распределения доходов населения. Существует несколько концепций распределения и, соответственно, несколько моделей распределения богатства. Распределение, рассматриваемое только с позиции рынка, с точки зрения экономической эффективности, относится к классической теории распределения в рыночной экономике и представляет собой рыночную модель справедливости. Равновесие, оцениваемое только с позиции критериев социального равенства и не связанное с экономической эффективностью, имеет отношение к уравнительной теории распределения и представляет собой уравнительную (эгалитарную) модель справедливости.

    Рыночная и уравнительная модели находятся на разных полюсах. Между ними существует несколько моделей распределения, которые тяготеют в большей или меньшей степени к тому или иному полюсу. Каждая модель обладает своими достоинствами и недостатками.

    При рыночной модели распределения понятие справедливости сводится к справедливости, свойственной совершенному рынку; под этим понимается равенство всех участников рынка перед законом, соблюдение всеми единых правил игры и создание справедливой рыночной конкуренции путем обеспечения равных стартовых возможностей. Соблюдение свободного рыночного равновесия рассматривается как условие эффективности распределения ресурсов, недопущения расточительности в их использовании. В соответствии с этой позицией справедливо все то, что эффективно и наоборот. Рыночная трактовка справедливости предусматривает принцип равных возможностей и исключает вторичное перераспределение доходов (с помощью прогрессивного налогообложения или трансфертов). Рыночная модель распределения рассматривает неравенство доходов как объективно сложившуюся реальность.

    Распределение доходов, если оно полностью подчиняется законам рынка, описанным в теории факторов производства и оптимумом Парето, приводит к усилению имущественного расслоения и социально-классовой поляризации общества, обостряются социальные конфликты, что ставит под угрозу существование рынка.

    Поэтому возникает необходимость компромиссного решения проблемы распределения богатства. В XX веке именно на такой путь развития встали высокоразвитые страны Запада. Он потребовал многообразия форм государственного вмешательства и широкого использования нерыночного распределения богатства.

    Были введены законы о минимальной зарплате, о социальном страховании работников, о социальном обеспечении нетрудоспособных и наиболее бедных слоев общества. Был очевидным отход от рыночной модели распределения к эгалитарной, уравнительной модели.

    В разных странах и на разных этапах их развития степень отхода была неодинаковой. В период войны и экономических кризисов тенденция к уравнительности была сильней, чем в период нормального экономического развития.

    В настоящее время общепризнанно, что не может быть как классической, так и уравнительной модели в чистом виде. Современные модели распределения являются моделями смешанного типа. Они сочетают в различных пропорциях требования рыночной модели к экономической эффективности с одной стороны и требование к социальной справедливости с другой.

    В нашей стране в период функционирования плановой экономики действовала смешанная модель распределения. В ней экономическая эффективность обеспечивалась на основе принципа по труду, а принцип социальных гарантий реализовывался с помощью общественных фондов потребления. Советская модель предусматривала постепенный переход в распределительных отношениях: от принципа по труду к принципу по потребностям.

    В процессе распределения формируются персональные доходы населения:

    1) номинальный доход - полученная в течение определенного периода сумма денег;

    2) располагаемый доход - номинальный доход за вычетом налогов;

    3) реальный доход - количество товаров, которые можно приобрести на располагаемый доход.

    Структура номинальных доходов:

    1) факторные доходы:

    2) заработная плата (25% ВВП);

    3) доходы от собственности, земли, предпринимательской деятельности (45,9%);

    4) доходы от личного подсобного хозяйства (1,7%);

    5) трансферты (7,8%) - пенсии, пособия по безработице, малоимущим, компенсации на детей;

    6) доходы через финансово-кредитную систему - по государственному и частному страхованию, банковские ссуды, рост стоимости акций, процент по вкладам, выигрыши по лотереям, компенсации.

    Современная политика распределения предусматривает сочетание равенства перед законом с перераспределением доходов через механизм прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей. Она включает программу по созданию равных стартовых возможностей, в том числе с помощью государственных программ развития человеческого капитала, поддержки малого и среднего бизнеса, антимонопольной политики, высоких налогов на наследство и имущество.

    Важное место в современной модели смешанных экономик занимает предоставление гарантий социальной защиты. Предусматривается установление прожиточного минимума (уровень бедности) как основы для определения минимального размера зарплаты, социальных пособий и выплат. Устанавливается общественный уровень социального обеспечения и социального обслуживания.


    1.2 Социальная справедливость и бедность


    Совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов справедливо оцениваются как показатели экономического благосостояния. Получаемые населением доходы составляют базу определенного уровня жизни.

    Определение уровня жизни основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.

    Состав жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с доходами населения на уровень жизни оказывают влияние условия жизнедеятельности, под воздействием которых складывается определенный образ и стиль жизни, оценивается ее качество.

    Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:

    1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;

    2) санитарно гигиенические условия жизни;

    3) потребление продовольственных товаров;

    4) жилищные условия;

    5) образование и культура;

    6) доходы и расходы населения;

    7) стоимость жизни и потребительские цены;

    8) транспортные средства;

    9) организация отдыха;

    10) социальное обеспечение;

    11) свобода человека;

    12) условия труда и занятость.

    Перечисленные показатели рассматриваются как основные.

    Наряду с ними для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В число информационных показателей входят национальный доход и валовой внутренний продукт на душу населения с учетом среднегодовых коэффициентов их роста и ряд других. О показателях ВВП на душу населения надо сказать особо, так как существуют попытки использовать его в качестве обобщающего. Эксперты считают, что использование этого показателя, тем более для целей международного сопоставления уровней жизни, возможно только по натуральной форме через сопоставление объемов жизненных благ, прямо или косвенно потребляемых населением. Трудности международных сопоставлений в основном связаны с учетом курсов национальных валют.

    В экономической теории представлены попытки оценить уровень жизни и ее качество через свободное время и внерыночные его затраты в сфере домохозяйств. Концепция чистого экономического благосостояния это оценка ВВП (ВНП), скорректированная с учетом свободного времени и труда в домохозяйствах, а так же расходов на охрану окружающей среды. При всей важности этих составляющих уровня жизни показатель чистого экономического благосостояния используется как расчетный и официальной статистикой не применяется.

    Любой обобщающий, синтетический показатель всегда проблема сложная. По мнению специалистов, единый показатель уровня жизни в настоящее время не является ни возможным, ни желательным на макроэкономическом уровне. На микроуровне проблема сводится к изменению тех составляющих уровня жизни, которые могут быть количественно определенными. Обеспеченность населения жизненными благами зависит от величины реальных доходов; степень удовлетворения потребностей оценивается на основе сопоставления расчетных и реальных потребительских бюджетов семей. Распределение населения по доходам основано на разграничении низко-, средне- и высокодоходных групп семей, каждая из которых имеет свой рациональный потребительский бюджет. На основе анализа величины и структуры расходов низкодоходных групп населения рассчитывают бюджет минимума материальной обеспеченности и границы бедности.

    Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Вместе с тем бедность не поддается точному определению. В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин, дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам. Минимальные потребительские бюджеты как основа для идентификации бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты физиологического минимума, как минимум поддержания здоровья, благопристойности, как бюджеты минимального достатка. Минимальный достаток это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

    Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

    Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономических факторов и более подвижен, чем черта бедности. Черта бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен.

    Правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ составляют Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997г. с последующими корректировками «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации». Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы (рисунок 1).


    Рисунок 1 - Структура величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в разрезе социально-демографических групп (IV квартал 2016 г.)


    Из рисунка видно, преобладающая часть потребительской корзины представлена расходами на продукты питания. Стоимость минимального набора продуктов питания производится на основе установленного списка продуктов питания и текущих цен на них. Доля расходов на непродовольственные товары и услуги практически равные. Стоимость набора непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются по 50% стоимости минимального набора продуктов питания. При этом транспортные услуги предусмотрены в потребительской корзине лишь трудоспособного населения и детей в возрасте 7 15 лет. Для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет транспортные услуги в минимальный набор не включены. В 2010 году перечень минимальных услуг был дополнен расходами на услуги культуры, составляющие 5% от общей величины расходов на весь набор услуг. В потребительской корзине трудоспособного населения предусмотрены расходы на обязательные платежи и сборы, что объясняется экономической активностью данной группы населения и логичным отсутствием данной статьи расходов у группы пенсионеров и детей.

    Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.

    Бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

    Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

    Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин.

    Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

    Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

    1) бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

    2) малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

    3) обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

    4) богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

    Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

    Фактическая информация о бедных слоях населения показывает, что бедность неравномерна среди различных групп населения, в различных регионах, странах. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается как достаточный уровень комфорта в другой.

    В анализе бедности большое значение имеет вопрос об ее устойчивости не только в обществе в целом, а для каждой семьи, для отдельного человека. Исследования показывают, что бедные семьи неоднородны по сроку пребывания в стесненных условиях жизни. Условно можно выделить хроническую (застойную) и текущую бедность. Критерий разграничения этих форм бедности связан со сроком бедности и вероятностью перехода в более доходные группы.

    Дифференциация причин бедности приводит к необходимости различать типы бедности для того, чтобы определить специфические меры по ее ликвидации или сокращению.

    Итак, «разумное» неравенство в доходах позволяет стимулировать предприимчивых и энергичных людей и на основе возросшего дохода оказывать поддержку социально незащищенным слоям общества.

    Причины неравенства в распределении доходов:

    1) различия в способностях и талантах людей;

    2) одной из главных причин неравенства доходов является неравенство в отношениях собственности на богатство, которая распределяется еще более неравномерно, чем доходы;

    3) все более значимым фактором дифференциации доходов становится уровень образования и профессиональной подготовки;

    4) профессиональная принадлежность человека;

    5) применяемые системы налогообложения. Прогрессивный подоходный налог сглаживает неравенство в доходах;

    6) степень монополизации экономики.

    Во всех странах борьба с бедностью считается важной целью государственной политики. Поскольку бедность может быть вызвана многими причинами, то борьба с ней предполагает прежде всего определение се источников и типов. Бедность может быть обусловлена безработицей, массовым переселением людей (Северный Кавказ в России, Карабах в Азербайджане. Косово в Югославии, Абхазия в Грузии и т.д.), многодетностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, дискриминацией по полу, цвету кожи, национальности, проживанием в экономически неблагоприятном районе, материальными трудностями родителей, которые не могут оказывать необходимую поддержку своим детям-студентам, и рядом других факторов и обстоятельств. Государственная политика призвана учитывать существующие категории бедности и содержать соответствующие меры по ее ликвидации или сокращению.




    Глава 2 Распределение доходов и проблема бедности в современной России

    2.1 Распределение доходов в Российской Федерации


    Доходы граждан могут быть получены из следующих источников:

    1) наемный труд;

    2) предпринимательство (малый, средний или большойбизнес);

    3) частная собственность (сдача имущества в аренду);

    4) домашнее хозяйство (личное пользование ипродажи);

    5) все виды социальных выплат;

    6) гонорары,выигрыши в лотерею, наследство;

    7) благотворительная помощь;

    8) бесплатные услуги.

    По статистике показатели доходов также зависят от одного или нескольких факторов:

    1) инфляция;

    2) выплатаналогов;

    3) динамика ценна рынке.

    По данным Росстата, структура расходов и доходов малоимущего населения выглядит следующим образом: 90,2 % располагаемых доходов приходится на денежные поступления и всего один процент на израсходованные сбережения, 8,8 процентов доходов эта категория граждан получает в натуральной форме. 52,1 процент полученных доходов тратится на продукты питания, 22,7 % на непродовольственные товары, 23,9 процентов услуги, 1,2% алкогольная продукция. Для сравнения, структура доходов и расходов среднестатистического российского домохозяйства выглядит так: 88,1 % располагаемых доходов приходится на денежные поступления, 8,4 % израсходованные сбережения, и относительно небольшую долю всего 3,6 процентов доходов домохозяйство получает в натуральной форме. 37,3 % процентов доходов тратится на непродовольственные товары, 35,3 процентов на продукты питания, 25,7 процентов на услуги, 1,6% алкогольная продукция.

    Для создания статистики уровня доходов и ее объективной оценки следует учитывать разницу между видами поступлений:

    1. номинальные деньги, заработанные субъектом за определенный отрезок времени без налоговых вычетов и учета инфляции. Размер номинальных выплат указывается в трудовом договоре и играет ключевую роль в составлении статистики доходовнаселения;
    2. располагаемые деньги, которые выплачиваются работнику после уплаты налогов. Так называемая «чистая» прибыль;
    3. реальные деньги, на которые можно приобрести общий объем услуг и товаров в определенный период с учетом индексации цен;
    4. реальные располагаемые деньги, которые остаются в распоряжении у субъекта за вычетом налогов и обязательных платежей, при учете индексации цен.

    Основные источники прибыли для большинствалюдей заработная плата ипенсия. При составлении статистики среднедушевого дохода населения важно принимать во внимание номинальный, реальный и реально располагаемый доход. Так как они определяют уровень материального достатка граждан.

    В обработке статистических данных о прибыли важным показателем является статистика доходов и расходов населения. Общее материальное положение каждого гражданина зависит от его покупательской способности, которая формируется на основании личного бюджета.

    Согласно статистике реальных доходов населения, на размер номинальных выплат не влияет индексация потребительских цен. Тогда как реальные выплаты являются отражением покупательской способности денег. Если стоимость товаров и услуг повышается быстрее номинальной прибыли, то реальные показатели уменьшаются.

    Статистика доходов и расходов показывает, что увеличение номинальных зарплат должно происходить с учетом инфляции. Иначе на уровне реальных выплат это отразится незначительно.

    Статистика структуры и уровня доходов населения позволяет определить средний показатель благосостояния. Принимаются во внимание такжезарплатыи пенсии. В таблице 1 представлена статистика доходов населения России по годам.


    Таблица 1

    Статистика доходов населения России по годам (в % соотношении.)

    ИсточникПоказатель2013201420152016Доходыноминальные11,77,110,61,0реальные располагаемые4,0-0,7-3,2-5,9Заработная платаноминальная11,99,15,17,8реальная4,81,2-9,00,7Пенсияноминальная9,78,811,23,4реальная2,80,9-3,8-3,4

    Динамика показателей реальной заработной платы населения зависит от соотношения темпов инфляции и скорости, с которой меняется величина номинального дохода. Это связано с показателем индекса цен, влияющего на статистику доходов населения России. Существует 4 варианта влияния:

    1) повышение номинальной прибыли происходит параллельно росту потребительских цен. При изменении инфляции, происходит автоматическая корректировка заработной платы;

    2) рост номинальной величины идет быстрее роста инфляции. Статистика доходов демонстрирует рост в абсолютном значении;

    3) низкие темпы инфляции приводят к отсутствию индексации номинальной доходности. Следовательно, реальная величина постепенно уменьшается;

    4) инфляционная спираль. Здесь не происходит индексации уровня реального вознаграждения, а просто устанавливается высокий уровень заработной платы. Рост денежной массы приводит к изменению потребительских цен. Итогом становится гиперинфляция.

    По данным Росстат средний заработок в 2017 году составляет около 31 тыс. руб. Однако статистика распределения доходов населения указывает на погрешность показателей. Она формируется из-за большой разницы уровня заработных плат по городам и регионам. По статистике доходы россиян живущих в северных районах страны также выше средних, а номинальная заработная плата самая высокая в Москве. Средний заработок по регионам в 2017 году представлен в таблице 2:

    Таблица 2

    Средний заработок по регионам в 2017 году

    РегионСредний заработокЯмало-Ненецкий а. о.80876Москва73846Магаданская область66821Магаданская обл+ао66344Сахалинская область65063Камчатский край57637Камчатский край +Югра56605Тюменская область55990Республика Саха55628Санкт-Петербург51024Мурманская область48328Хабаровский край42525Московская область42189Республика Коми41851Архангельская область39381Тюменская область без ао37303Архангельская область без ао37094Ленинградская область36140

    Продолжение таблицы 2

    РегионСредний заработокКрасноярский край35886Томская область34634Приморский край34439Иркутская область33813Республика Карелия33771Амурская область33136Свердловская область32854Республика Хакасия31841Еврейская а.о.31605Вологодская область31217Забайкальский край31083Калужская область30818Новосибирская область30071Пермский край29812Республика Татарстан29645Кемеровская область29590Челябинская область29324Калининградская область29255Тульская область28845Республика Тыва28632Нижегородская область28424Краснодарский край28174Ярославская область27900Республика Бурятия27571Самарская область27172Башкортостан26998Омская область26693Белгородская область26590Рязанская область26550Удмуртская Республика26457Астраханская область26040Севастополь26011Новгородская область25799Тверская область25752Ростовская область25750Волгоградская область25546Владимирская область25369Воронежская область25287Оренбургская область25229Липецкая область25139Курская область24823Смоленская область24591Республика Алтай24093Ульяновская область24069Республика Крым24017Пензенская область23874

    Продолжение таблицы 2

    РегионСредний заработокСтавропольский край23833Саратовская область23133Чеченская Республика22819Республика Марий Эл22764Брянская область22706Кировская область22702Курганская область22697Республика Адыгея22618Орловская область22336Костромская область22268Северная Осетия Алания22080Республика Мордовия22078Чувашская Республика21975Тамбовская область21441Псковская область21290Республика Ингушетия21078Республика Калмыкия20999Ивановская область20917Карачаево-Черкессия20844Кабардино-Балкария20163Алтайский край20091Республика Дагестан19633

    Реальные располагаемые доходы населения второй год подряд снижаются на фоне роста их основного компонента заработных плат Колебания совокупных денежных доходов в реальном выражении в целом повторяют динамику своего основного компонента заработной платы (по данным Росстата, на «оплату труда наемных работников», где не учитывается скрытая заработная плата, приходится около 40% денежных доходов населения в России). При этом в периоды кризиса доходы и заработная плата могут демонстрировать различные тенденции, что в первую очередь связано с государственной поддержкой наименее обеспеченных слоев населения сравнительно неглубокое падение общих доходов населения в 2015 году (рис. 2) во многом связано с индексацией социальных выплат.


    Рисунок 2 - Годовая динамика заработной платы, располагаемых денежных доходов и пенсии в реальном выражении (% к предыдущему году, г/г), 2011-2017 годы

    Медленное восстановление российской экономики после рецессии 20152016 годов привело к смене прежней тенденции: реальная начисленная заработная плата с II квартала 2016 г. вернулась к росту, в целом за календарный год увеличившись на 0,8%, в то время как реальные доходы даже ускорили темпы снижения до 5,8% к уровню предыдущего года. В 2017 году темп роста реальной заработной платы достиг 3,5%, что замедлило темп сокращения реальных располагаемых доходов до 1,7%. Реальный рост заработной платы в 20162017 годах происходил на фоне заметного сокращения доходов от собственности, стагнации доходов от предпринимательской деятельности и роста обязательных платежей. Также на фоне роста «белых зарплат», по-видимому, сокращались трудовые доходы у работников малых предприятий и в теневой экономике. Так, Минтруд России связывает разнонаправленную динамику реальных располагаемых денежных доходов и реальной заработной платы с сокращением занятости в теневом секторе экономики, на что также указывает увеличение налоговых сборов ФНС России. В 2017 году душевые доходы в реальном выражении остались ниже уровня 2010 года, а заработные платы и пенсии вернулись на соответствующие уровни 2012 года.

    В 2017 году минимальный размер оплаты труда в России впервые за 7 лет превысил 75% величины прожиточного минимума В 2017 году темп роста номинальных денежных доходов населения составил 2,4%, что оказалось заметно выше показателя 2016 года (+0,9%), но по-прежнему ниже уровня потребительской инфляции, а также ниже темпов прироста ключевых компонентов доходов заработной платы и пенсии (рис. 3).

    Рисунок 3 - Динамика номинальных объемов начисленной заработной платы, общих денежных доходов, прожиточного минимума, среднего размера пенсии и минимального размера оплаты труда, тыс. руб./мес., 2013-2017 годы

    В 2017 году среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в России достигла 39,1 тыс. руб., что на 7,3% больше уровня 2016 года. Пенсии за 2017 год выросли на 7,4%, с 12,4 до 13,3 тыс. руб., что во многом связано с единовременной денежной выплатой пенсионерам в размере 5 тыс. руб., произведенной в январе 2017 г. Без учета данной выплаты прирост можно оценить в 4,3%, что дает реальный рост всего на 0,5%.

    В среднем за 2017 год минимальный размер оплаты труда в России (МРОТ) составил 75,8% от величины прожиточного минимума, что стало максимумом с 2010 года. В ноябре 2017 г. был принят закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума. С 1 января 2018 г. минимальный ежемесячный оклад установлен в размере 85% величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 г., что составило 9489 руб. С 1 мая 2018 г. планируется повышение МРОТ до 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 г. В 2017 году заработные платы в наиболее высоко оплачиваемых секторах «Финансовая и страховая деятельность» и «Добыча полезных ископаемых» росли быстрее, чем в среднем по экономике Наибольшие уровни заработной платы сохраняются в секторах «Финансовая и страховая деятельность» и «Добыча полезных ископаемых», где показатели примерно вдвое превышают средний уровень по экономике. При этом в 2017 году темпы роста номинальных заработных плат в финансовых и страховых организациях (+9,4%) опередили общероссийский показатель на 2,1 п. п., уступив только «деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» (+10,8%, табл. 3).






    Таблица 3

    Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности

    2017 годтыс.

    руб.% к 2016

    году% к

    общероссийскому

    уровнюДеятельность финансовая и страховая 85,59,4218,5***Добыча полезных ископаемых74,47,9190,1Деятельность в области информации и связи57,77,6147,3Деятельность профессиональная, научная и техническая56,36,5143,8Обеспечение электрической энергией, газом и паром;

    кондиционирование воздуха44,56,8113,8Транспортировка и хранение44,57,9113,7Государственное управление и обеспечение военной

    безопасности; социальное обеспечение43,52,8111,1В среднем по экономике39,17,3100,0Обрабатывающее производство38,58,598,4Деятельность в области культуры, спорта, организации

    досуга и развлечений37,710,896,3Строительство34,58,688,0





    Продолжение таблицы 3

    тыс.

    руб.% к 2016

    году% к

    общероссийскому

    уровнюДеятельность в области здравоохранения и социальных

    услуг31,88,581,3Деятельность по операциям с недвижимым имуществом31,46,680,3Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных

    средств и мотоциклов31,47,080,1Образование30,37,177,3Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и

    утилизации отходов, деятельность по ликвидации

    загрязнений 29,06,774,1Деятельность административная и сопутствующие

    дополнительные услуги27,36,069,8Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и

    рыбоводство25,28,564,3Деятельность гостиниц и предприятий общественного

    питания 24,15,861,6

    Ниже уровня среднегодовой потребительской инфляции заработные платы в 2017 году выросли только в секторе «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» (+2,8%). Самый низкий уровень заработных плат в соответствии с ОКВЭД2 наблюдается в секторе «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» (в соответствии с делением ОКВЭД, применявшимся до 2017 года, самым низкооплачиваемым сектором в России было сельское хозяйство). При этом разброс величин заработной платы по отраслям в 2017 году несколько вырос: отрыв средней зарплаты работника, занятого в финансовой и страховой деятельности, от аналогичного показателя сектора «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» увеличился с 3,4 до 3,5 раза. В 2017 году продолжился рост доли социальных выплат в структуре денежных доходов населения, но в основном за счет январской выплаты По оперативным данным Росстата, в 2017 году доля социальных выплат в структуре денежных доходов населения выросла до нового исторического рекорда в 19,8%.


    Рисунок 4 - Структура денежных доходов населения, 2008-2017 годы

    Основной вклад в среднегодовой прирост данного показателя, составивший 0,7 п. п., внес I квартал (+2,4 п. п. в годовом выражении) за счет единовременной выплаты пенсионерам в январе 2017 г. (рис. 4).

    По уточненным данным Росстата, в 2016 году доля социальных выплат выросла на 0,8 п. п. с 18,3% до 19,1%, а доля оплаты труда (включая скрытую заработную плату) снизилась на 1 п. п. с 65,6% до 64,6%4. С II квартала 2017 г. доля оплаты труда стала восстанавливаться в годовом выражении.

    За 2017 год резко (до 5,5% против 6,5% за 2016 год) упала доля доходов от собственности (дивидендов, процентов от вкладов, выплат по ценным бумагам), росшая на протяжении 20132016 годов. Зато снижение доли доходов от предпринимательской деятельности (в основном от индивидуального предпринимательства), наблюдаемое с 2002-2003 годов, практически остановилось: показатель сократился всего на 0,1 п. п. за 2016 год и на 0,2 п. п. за 2017 год, до 7,6%. Таким образом, По оперативным данным Росстата, в 2017 году несмотря на снижение среднегодовой потребительской инфляции до 3,7% (после 7,1% в 2016 году, 15,5% в 2015 году и 7,8% в 2014 году) продолжилось падение реальных располагаемых доходов россиян, но его темпы замедлились до 1,7% после 5,8% в 2016 году, 3,2% в 2015 году и 0,7% в 2014 году. В целом за 4 года падение реальных располагаемых денежных доходов населения России составило 11% от уровня 2013 года.

    Рост заработной платы в реальном выражении в 2017 году ускорился до 3,5%, что замедлило темп сокращения реальных располагаемых денежных доходов, но не остановило его. Заработная плата в 20162017 годах росла на фоне заметного сокращения доходов от собственности, стагнации доходов от предпринимательской деятельности и роста обязательных платежей. Также, по-видимому, снижались трудовые доходы у работников малых предприятий и в теневой экономике. В 2017 году душевые доходы в реальном выражении остались ниже уровня 2010 года, а заработные платы и пенсии вернулись на соответствующие уровни 2012 года.

    Наибольшие уровни заработной платы в 2017 году остались в секторах «Финансовая и страховая деятельность» и «Добыча полезных ископаемых», где показатели примерно вдвое превышают средний уровень по экономике. При этом разброс величин заработной платы по секторам экономики в 2017 году несколько вырос.

    В 2017 году продолжился рост доли социальных выплат в структуре денежных доходов населения, но в основном за счет январской выплаты пенсионерам. За 2017 год резко упала (до 5,5% против 6,5% за 2016 год) доля доходов от собственности (дивидендов, процентов от вкладов, выплат по ценным бумагам), росшая в 20132016 годах. С другой стороны, практически остановилось снижение доли доходов от предпринимательской деятельности, наблюдаемое с 20022003 годов.



    2.2 Проблема бедности: пути решения


    В условиях макроэкономической нестабильности, характерной для современной России, проблема неравенства доходов приобретает особую актуальность и значимость. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается значительный разрыв в доходах населения. По данным Росстата (табл. 4) за последние несколько лет произошло снижение реальной заработной платы и пенсий, возросла численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.








    Таблица 4

    Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения России за 2012-2016 гг.

    Показатели20122013201420152016Среднемесячная начисленная заработная плата 1 работника, рублей2078023221,125928,227766,630224,5Реальная начисленная заработная плата 1 работника, в процентах к предыдущему году100,5104,6104,099,395,7Среднемесячный размер назначенных пенсий на конец года, рублей78208272,79153,610029,710888,7Реальный размер назначенной месячной пенсии на конец года, в процентах к предыдущему году104,2104,6103,3103,397,5Прожиточный минимум в среднем на душу населения, рублей в месяц63696510730680509701Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения12,710,710,811,213,3Децильный коэффициент фондов, в разах16,216,416,316,015,6Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов)0,4170,4200,4190,4160,412

    В сентябре 2016 года среднедушевые доходы населения составили 30 125 рублей, что в реальном выражении соответствует 97,2% от уровня доходов в сентябре предыдущего года и 91,3% от уровня сентября 2014 года. Сентябрь 2016 года стал двадцать третьим подряд месяцем сокращения реальных доходов граждан,и по сравнению с октябрем 2014 года последним периодом роста реальных доходов падение составило 14%.

    Сохраняется достаточно высокий уровень таких показателей как децильный коэффициент фондов и коэффициент Джинни. В сентябре, по сравнению с летними месяцами, уровень бедности, измеренный по субъективным оценкам населения, существенно не изменился. Доля респондентов, характеризующих материальное положение своей семьи как плохое или очень плохое (бедных по самооценке материального положения), составила 22%, доля населения, у которого денег недостаточно для приобретения одежды или продуктов питания (бедных по самооценке потребительских возможностей), 41%.

    Устойчивое снижение реальных доходов населения в сочетании с сокращением социальных расходов, а также усиление негативных тенденций на рынке труда, о наличии которых свидетельствуют данные официальной статистики, может негативно отражаться на социальном самочувствии населения и вызывать рост социальной напряженности.

    Социально-демографическими группами с повышенным риском бедности по субъективной оценке материального положения остаются пенсионеры, лица, проживающие в сельской местности и не имеющие высшего образования.

    Проблема бедности остается одной из острейших социально-экономических проблем всовременной России. Это подтверждают иданные опросов общественного мнения. Большинство россиян считают бедность главной жизненной проблемой, вызывающей постоянное беспокойство, тревогу инедовольство властью. Решение этой задачи чрезвычайно актуально сейчас для России, где 13% населения живет крайне бедно.

    Бедность вРоссии, как ив других странах СНГ предопределена трудностями переходного периода: общий экономический спад, неблагоприятные условия на рынке ит.д. Среди других проблем ухудшение качества услуг здравоохранения иобразования, демографические имиграционные, гендерные, региональные иэкологические проблемы.

    Основными причинами бедности остаются безработица инизкий уровень доходов населения. Внастоящее время ситуация на рынке труда остается напряженной ипока не способствует вдостаточной мере сокращению масштабов бедности.

    Согласно данным Госкомстата реальные доходы граждан за 2016г. составили 99,6%, по сравнению спрошлым годом это говорит отом, что мы имеем дело спятым периодом падения доходов, который, возможно окажется более затяжным истанет очередным испытанием для домашних хозяйств.

    Россия по данным Всемирного банка занимает 47 место по размеру валового национального дохода на душу населения. Россия огромная страна снаселением свыше 143 миллионов человек, из них порядка 19 миллионов получают доход ниже прожиточного минимума, что, по данным Росстата, составляет 13 процентов от всего населения. ВРоссии растет количество бедных людей, борьба сбедностью стала серьезной проблемой для правительства.

    В таблице 5 представлены данные очисленности населения сденежными доходами ниже величины прожиточного минимума идефицит денежного дохода.

    Таблица 5

    Численность населения сденежными доходами ниже величины прожиточного минимума идефицит денежного дохода

    Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:Дефицит денежного дохода:Величина прожиточного минимума1) рублей в месяц; до 1998 г. тыс. руб.млн. человекв процентах от общей численности населениямлрд. руб. (до 1998 г. - трлн. руб.)в процентах от общего объема денежных доходов населения199249,333,50,46,21,9199346,131,34,35,420,6199432,922,411,13,186,6199536,524,834,93,9264,1199632,522,142,83,2369,4199730,520,846,22,8411,2199834,323,461,53,5493,3199941,628,4141,34,9907,8200042,329,0199,25,01210200140,027,5238,64,51500200235,624,6250,53,71808200329,320,3235,32,62112200425,217,6225,72,12376200525,417,8288,72,13018200621,615,2277,11,63422200718,813,3272,11,33847200819,013,4326,71,34593200918,413,0354,81,25153201017,712,5375,01,25688201117,912,7424,11,26369201215,410,7370,50,96510201315,510,8417,90,97306201416,111,2478,61,08050201519,513,3700,81,39701201619,613,4711,91,39828

    Как видно из таблицы, численность населения сденежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 2000 года по 2013 год каждый раз снижалась если в 2000 году численность населения сденежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляло 42,3%, то этот же показатель в 2013 году составлял 15,2%. Ауже с 2013 года наблюдается отрицательная динамика: данный же показатель в 2014 составил 16,1%, что на 0,6% больше по сравнению 2013 годом (15,2%); в 2016 году он уже равен 19,6 %. Атакже дефицит денежного дохода имеет положительную динамику с 2000 года (5,0%) по 2013 год (0,9%). Ас 2013г. (0,9%) по 2016 (1,3) наблюдается отрицательная динамика. Все негативные явления были вызваны связи последними событиями на международной арене: спадением цен на углеродное сырье, что повлекло за собой девальвацию рубля, резкий рост уровня инфляции встране, бюджетный секвестр, два пакета санкций вответ на анексию Крыма. Хотя весной 2015г. ситуация нормализовалось, но на сегодняшний день цены на нефть упали до 40 рублей за баррель, следует ожидать, что отрицательная динамика продолжится.

    Среди уязвимых групп населения дети в возрасте до 16 лет (29,2%), молодежь в возрасте 16-30 лет (18,7%), пенсионеры (12,8%) (рис. 5). Причем характерной особенностью современного времени является появление «новых бедных» группы работающего населения, которые по своим образовательному уровню и квалификации никогда и нигде в мире не могут быть бедными. Эту группу представляет собой население трудоспособного возраста, работающее преимущественно в бюджетной сфере, сельском хозяйстве и др. Доля данной группы населения за анализируемый период многочисленная и составляет 39,3%.



















    Рисунок 5 - Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам, %


    Интересна информация о субъективной бедности, полученной по результатам опроса ОБДХ 2016 г. Таблица 6 представляет информацию об ответах респондентов ОБДХ, оценивающих собственное финансовое положение.


    Таблица 6

    Распределение малоимущих домашних хозяйств в зависимости от оценки своего финансового положения в 2016 г.(в процентах ко всем домашним хозяйствам)

    Все домохозяйства100из них, оценившие свое финансовое положение следующим образом:

    не хватает денег даже на еду



    3,1денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно33,7



    Продолжение таблицы 3

    Все домохозяйства100денег хватает на еду и одежду, но не можем позволить себе покупку товаров длительного пользования50,7денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но не можем позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи10,5средств достаточно, чтобы купить все, что считаем нужным0,9затруднились ответить1,1

    Итак, финансовое положение 36,8% респондентов таково, что их домашнему хозяйству в лучшем случае хватает доходов на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно. Еще 50,7% респондентов ответили, что они в состоянии приобрести еду и одежду, но не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования. Если принять, что оценка своего финансового положения как недостаточного для покупки товаров длительного пользования является признаком бедности, то в 2016 году бедными являлись более 86% населения России.

    Сегодня Россия пытается создать действительные механизмы для решения проблемы бедности. Это помощь осуществляется, как правило, вформе различного рода программ социальной поддержки.

    Первый исамый очевидный способ такой поддержки дать бедным дополнительные денежные средства или возможность получения части товаров бесплатно либо приобретения их по сниженным ценам. Эту задачу обычно решают спомощью социальных трансфертов.

    Социальный трансферт денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни иформируется за счет средств, изъятых спомощью налогов уболее обеспеченных граждан.

    Использование системы трансфертов самый простой способ, но далеко не лучший способ помощи бедным. Дело втом, что система социальных трансфертов имеет серьезные недостатки.

    Во-первых, она ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых граждан более интенсивной работе ради заработка, так как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого соотношения «заработок усилия».

    Во-вторых, система трансфертов идругие методы социальной поддержки подрывают стимулы кболее производительной деятельности унаиболее трудолюбивых, одаренных иактивных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все большую их часть на помощь беднейшим.

    Именно поэтому бороться сбедностью необходимо не только и, может быть не столько за счет соц. трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам вувеличении их заработанных, ане дарованных государством доходов.

    Наиболее результативными при этом являются следующие способы:

    1) создание равных «стартовых условий» для всех граждан;

    2) расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро.

    Эти способы помощи беднейшим гражданам требуют больших усилий со стороны государства, чтобы стать действительно результативными.

    Для сокращения масштабов бедности необходимо достижение устойчивого экономического роста ирасширения возможностей для продуктивной занятости населения, увеличения размеров заработной платы как минимум половине работников страны. Низкие размеры заработной платы, особенно всекторах здравоохранения, образования ив государственной службе отражают диспропорции вконечном использовании ВВП ибюджетных средств иделают соответствующие профессии непривлекательными для квалифицированного персонала. Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение реальной заработной платы вобразовании, здравоохранении, системе социальной защиты населения ина государственной службе. Государственная политика занятости может также предусмотреть стимулов для создания рабочих мест вобрабатывающих отраслях промышленности, всельском илесном хозяйстве, атакже вотраслях экономики, производящих товары иуслуги для населения. Все эти меры будут способствовать расширению возможностей для трудоустройства населения, включая наиболее уязвимые сточки зрения бедности слои населения.

    Экономический рост и потенциальное улучшение ситуации на рынке труда, повышение уровня доходов пенсионеров, несомненно, могут создать предпосылки для снижения общего уровня социального расслоения. В то же время дальнейшее развитие процессов приватизации и коммерциализации будет способствовать увеличению доходов от собственности, для которых характерна очень высокая дифференциация в условиях рыночной экономики. В этом случае особую важность приобретают активное проведение государством перераспределительных мер, адресная нацеленность социальных трансфертов, государственное регулирование рынка труда. Это крайне необходимо для того, чтобы дифференциация доходов в российском обществе стабилизировалась на уровне, характерном для большинства экономически развитых стран.

    Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

    Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, снижению инвестиционной активности, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата. Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

    Рассматривая проблему социального расслоения общества, следует указать, что основной предпосылкой успешного решения проблемы является дальнейший поступательный рост российской экономики, причем не столько за счет сырьевого сектора, сколько путем развития обрабатывающей промышленности, особенно конкурентоспособных наукоемких производств, сельского хозяйства и сферы услуг в отечественной экономике.

    Заключение


    Большие масштабы бедности и длительный характер разрушительно влияют не только на отдельные производства и отрасли, но и в целом на экономику, что обуславливает необходимость активного участи государства в решении проблемы сокращения дифференциации доходов населения.

    Снижение уровня доходов населения, увеличение масштабов бедности являются существенным тормозом экономического роста. Зависимость между уровнем бедности и имущественной дифференциации, с одной стороны, и возможностью экономического роста, с другой стороны, достаточно очевидна. Низкие доходы порождают сокращение совокупного спроса, что в свою очередь ведёт к падению объёмов национального производства.

    Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогооблажения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

    В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Российской Федерации целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:

    1) в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;

    2) в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.

    3) основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.

    Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимание предложения по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием. Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В сфере распределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.

    Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики России. При увеличении доходов богатых повышались цены на сырье и другие товары народного потребления.

    Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

    Главными целями при перераспределении доходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности, поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики и др.




    Библиографический список


    1. Видяпина В.И. Экономическая теория: Учебник для вузов / В.И.видяпина [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 560 с.
    2. Добрынин А.И. Экономическая теория : Учебник для вузов / А.И.Добрвнин [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2017. 544 с.
    3. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. И.П.Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 231 с.
    4. Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Июль 2017 / под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: НИУ ВШЭ. 2017. 39 с.
    5. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. И.П.Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 319 с.
    6. Симкина, Л.Г. Экономическая теория : Учебник для вузов / Л.Г.Симкина [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2016. 384 с.
    7. Средний класс в современном российском обществе: учебник / С.Д. Илин [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: РОССПЭН, 2014. 304 с.
    8. Сумцова, Н.В. Экономическая теория: Учебник для вузов / Н.В.Сумцова [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 655 с.
    9. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Ф.Шишкин [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИЦ ВЛАДОС, 2013. 656 с.
    10. Экономическая теория: задачи, логические схемы, методические материалы : учебник / В.И.Петровский [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2017. 448 с.
    11. Экономическая теория: учебник / Ф.П.Евсеенко [и др.]. Брянск: изд-во БГУ, 2013. 151 с.
    12. Барсукова, С. Неформальная экономика: понятие, структура, традиции изучения / С. Барсукова // Общество и экономика. - 2017. - № 11. С. 12-16.
    13. Биктимирова, З. Государственное управление и качество жизни населения / З. Биктимирова // Общество и экономика. - 2004. - № 3. С. 23-26.
    14. Бушуев, В.В. Качество жизни: Россия и мир / В.В. Бушуев, В.С. Голубев // Экономика и математические методы. - 2018. - № 1. С. 8-13.
    15. Горшков, М. Малообеспеченные в социальной структуре российского общества / М. Горшков // Общество и экономика. - 2017. - № 7. - С. 37-56.
    16. Жуковская, И. Ф. Доходы населения и проблема бедности в малом городе /И.Ф. Жуковская // Экономика образования. - 2018. - № 1. - С. 119-124.
    17. Князев, Ю. Современный взгляд на теорию рыночной экономики / Ю. Князев // Общество и экономика. 2016. - №5. - С. 17-53.
    18. Коокуева, В.В. Актуальные проблемы бедности граждан в России / В.В. Коокуева, Б.Ю. Эрдниева // Молодой ученый. - 2017. - № 11.- Ч. 2. - С. 359-361.
    19. Магомаев, М.М. Заработная плата и бедность работающего населения в современной России / М.М. Магомаев, Э.Р. Магомедова // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2017. - Вып. - 5. - С. 9- 15.
    20. Серик, Ю. Есть ли альтернатива нынешней модели экономики? / Ю.Серник // Человек и труд. - 2018. - №1. - С. 19-25
    21. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: #"justify">Астраханьстат: [сайт]. URL: http://www.oblstat.astranet.ru (дата обращения: 10.05.2018).



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Распределение доходов и бедность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.