Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Рентабельность предприятия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Рентабельность предприятия
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    16.11.2016 19:53:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    Глава 1. Теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия6

    1.1. Значение финансового анализа в управлении предприятием6

    1.2. Содержание понятия рентабельность и ее основные показатели9

    Глава 2. Анализ рентабельности ООО «Красноармейская жилищная компания15

    2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия15

    2.2. Анализ финансовых результатов ООО «Красноармейская жилищная компания»19

    2.3. Оценка эффективности функционирования предприятия с использованием показателей рентабельности21

    Глава 3. Рекомендации по повышению рентабельности предприятия ООО «Красноармейская жилищная компания»27

    Заключение30

    Список используемой литературы32

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4



    Введение


    Актуальность темы исследования. В рыночных условиях хозяйствования значительно повысилась ответственность организаций за результаты своей деятельности. В конкурентной борьбе, как известно, выживает тот, кто лучше ориентируется в запросах потребителей, способен быстро и качественно наладить производство нужной продукции, обеспечивая для себя приемлемый уровень прибыли, а для покупателя, необходимые потребительские свойства продукта.

    Эффективность деятельности предприятия характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах.

    Проблема эффективности в целом не нова, она существует в той или иной интерпретации с периода возникновения материального производства и отражает взаимосвязь производственных отношений определенного способа производства. В условиях формирования рыночных отношений, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от четкости и слаженности работы других субъектов, проблема эффективности становится определяющей.

    Важное значение в системе управления предприятием занимает умение наиболее объективно определять эффективность производства предприятия. Эффективность производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы за определенный промежуток времени.

    Особое значение при оценке эффективности функционирования предприятия приобретает расчет показателей рентабельности. В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

    Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

    Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете четырех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности и рентабельности продаж.

    На основании выше изложенного можно сформулировать цель данной работы провести расчет показателей рентабельности и разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.

    Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

    1. рассмотреть значение финансового анализа в управлении предприятием;
    2. охарактеризовать экономическую категорию «рентабельность» и основные показатели рентабельности;
    3. дать организационно-экономическую характеристику предприятию, выбранному в качестве объекта практического исследования;
    4. провести анализ прибыли и рентабельности предприятия;
    5. разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования предприятия.

    Объектом практического исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Красноармейская жилищная компания», основная деятельность которого оказание коммунальных услуг физическим и юридическим лицам.

    Предметом исследования эффективность функционирования предприятия, выбранного в качестве объекта исследования.


    Методической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: метода анализа и синтеза, группировки и сравнения, экономико-статистических методов.

    Информационной базой исследования послужили учебная и специальная литература по анализируемой проблеме, материалы специальных периодических изданий, Интернет ресурсы.

    Структура работы - введение, три главы, включающие в себя параграфы, заключение, список используемой литературы и приложения.


    Глава 1. Теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия


    1.1. Значение финансового анализа в управлении предприятием


    Главная цель производственного предприятия в современных условиях получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу менеджера.

    От эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

    Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

    Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Финансовый анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Основными функциями финансового анализа являются:

    1. объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;
    2. выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
    3. подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
    4. выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

    Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов, среди них можно выделить следующие:

    1. горизонтальный анализ;
    2. вертикальный анализ;
    3. трендовый анализ;
    4. метод финансовых коэффициентов;
    5. сравнительный анализ;
    6. факторный анализ.

    Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом.

    Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

    Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

    Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

    Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

    Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния.

    Финансовый анализ дает возможность оценить:

    1. имущественное состояние предприятия;
    2. степень предпринимательского риска;
    3. достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
    4. потребность в дополнительных источниках финансирования;
    5. способность к наращиванию капитала;
    6. рациональность привлечения заемных средств;
    7. обоснованность политики распределения и использования прибыли.

    Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

    Процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или, по крайней мере, не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на логике и опыте лица, принимающего эти решения.

    Финансовый анализ это элемент управления, инструмент оценки надежности потенциального партнера.

    Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток, как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.


    1.2. Содержание понятия рентабельность и ее основные показатели


    Анализ рентабельности является составной частью финансового анализа деятельности предприятия.

    Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

    Рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

    Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

    По мере развития экономической теории определение понятия «рентабельность» постоянно уточнялось от самого простого определения как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой рентабельности. В настоящее время ее характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция рентабельности по существующей методике на макро и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом обращения, а на государственном уровне с определением места рентабельности в доходе страны.

    Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

    Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «рентабельности», которую уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач.

    Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

    В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.

    Рентабельность, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

    1. ожидаемая рентабельность является основой принятия инвестиционных решений;
    2. полученная рентабельность выступает измерителем результатов деятельности предприятия;
    3. часть полученной рентабельности является источником самофинансирования предприятия;
    4. часть рентабельности поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

    В рамках данной работы целесообразным является рассмотреть основные показатели рентабельности, которые отражают эффективность функционирования предприятия.

    Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитываются как отношение полученной прибыли к различным видам активов или статьям затрат.

    Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения о вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее оценкой.

    Общая рентабельность. Этот показатель является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.

    Показатель показывает, какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя. Общая рентабельность определяется по формуле:

    Rобщ = Пдн / Вреал, (1.1)

    где Пдн - прибыль до налогообложения;

    Вреал - выручка от реализации.

    Рентабельность оборотных активов. Определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

    RобА = ЧП / ОА,(1.2)

    где ЧП - чистая прибыль;

    ОА - среднегодовая стоимость оборотных активов.

    Рентабельность производственных фондов. Определяется как отношение балансовой прибыли к среднему значению суммы стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.

    Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)).

    RПрФ = П / ПФ,(1.3)

    где П - прибыль до налогообложения;

    ПФ - среднегодовая стоимость производственных фондов.

    Рентабельность активов предприятия. Показывает способность активов компании порождать прибыль. Определяется как отношение чистой прибыли ко всем активам предприятия:

    RА = ЧП /ВБ,(1.4)

    где ЧП - чистая прибыль;

    ВБ - валюта баланса.

    Рентабельность производства. Коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции. Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции.

    Rпр = ВП /СС,(1.5)

    где ВП - валовая прибыль;

    СС - себестоимость продукции.

    Таким образом, рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, ее формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несет в себе каждая полученная денежная единица.

    Перейдем теперь непосредственно к оценке рентабельности деятельности предприятия, выбранного в качестве объекта исследования.

    Глава 2. Анализ рентабельности ООО «Красноармейская жилищная компания


    2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия


    Объектом практического исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Красноармейская жилищная компания», основная деятельность которого, оказание коммунальных услуг физическим и юридическим лицам.

    В своей деятельности Общество руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью», иными нормативными актами Российской Федерации и Уставом.

    Гражданский Кодекс РФ определяет:

    1. основные положения об обществе с ограниченной ответственностью;
    2. состав участников общества;
    3. устанавливает перечень учредительных документов;
    4. уставный капитал общества с ограниченной ответственностью;
    5. управление в обществе с ограниченной ответственностью;
    6. порядок реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью;
    7. переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу;
    8. выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

    Следующим нормативным документом является Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями).

    Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

    Помимо этого, свою деятельность ООО «Красноармейская жилищная компания» осуществляет в соответствии с Уставом, которым регламентированы следующие положения.

    Общество с ограниченной ответственностью «Красноармейская жилищная компания», создано по решению Участников в соответствии со ст.ст. 48-68, 87-94 Гражданского кодекса РФ, гл. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г. № 14-ФЗ.

    Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Красноармейская жилищная компания».

    Сокращенное фирменное наименование: ООО «Красноармейская жилищная компания».

    Адрес место нахождения Общества: Волгоградская область, г. Волгоград, проспект Канатчиков, д. 8.

    Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и другими реквизитами Общества, бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания. Срок деятельности Общества не ограничен.

    Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, в соответствии с целью и предметом деятельности.

    Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам Участников. Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции и арбитражном суде.

    Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства, иные материальные ценности и финансовые ресурсы.

    Имущество Общества формируется за счет:

    1. вкладов Участников в Уставный капитал и в имущество Общества;
    2. доходов от собственной хозяйственной деятельности;
    3. добровольных пожертвований граждан и юридических лиц;
    4. дивидендов и процентов по ценным бумагам, приобретенным Обществом;
    5. иного имущества, приобретенного (полученного) Обществом на законных основаниях.

    Участники могут передавать свое имущество в пользование Обществу, без изменения при этом размера Уставного капитала. Размер арендной платы за пользование имуществом, переданным участником Обществу только в пользование, определяется соглашением сторон.

    Высшим органом Общества является Общее собрание участников Общества. Общее собрание участников Общества может быть очередным или внеочередным.

    Все Участники Общества имеют право присутствовать на Общем собрании участников Общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

    Организационная структура предприятия наглядно иллюстрируется рисунком 2.1.

    Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет Генеральный директор Общества, назначаемый Общим собранием Участников Общества сроком на три года.


    Рис. 2.1. Организационная структура управления ООО «Красноармейская жилищная компания»

    Организационная структура управления ООО «Красноармейская жилищная компания» относится к линейно-функциональному типу. Особенностью данной структуры управления является наличие комбинаций линейных и функциональных связей. В организации данного типа каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право непосредственного решения вопросов, отнесенных исключительно к их компетенции. В связи с этим при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив.


    2.2. Анализ финансовых результатов ООО «Красноармейская жилищная компания»


    В рамках данной работы целесообразно проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия, которые также являются индикаторами эффективности функционирования предприятия и от величины которых зависит значение показателей рентабельности. О составе и динамике финансовых результатов ООО «Красноармейская жилищная компания» можно судить по данным таблицы 2.1.

    Таблица 2.1

    Состав и динамика финансовых результатов деятельности ООО «Красноармейская жилищная компания»

    Наименование показателейЗначение показателей, тыс. руб.Темп роста, %2014201520162015 / 20142016 / 20152016 / 2014Выручка от продажи продукции, работ и услуг14261513013714506091,25111,47101,71Себестоимость12541812011813350995,77111,15106,45Валовая прибыль17197100191155158,26115,2967,17Коммерческие расходы000000Управленческие расходы102108413780982,4092,8276,48Прибыль (убыток) от продаж69871606374222,99233,0053,56Прочие доходы18400000Прочие расходы1563108890369,6183,0057,77Прибыль (убыток) до налогообложения560851828399,24548,0750,62Налог на прибыль13461245689,21458,0642,20Чистая прибыль426239422719,24576,4053,28

    Предприятие достаточно стабильно развивается, так в целом за период выручка от реализации несколько выросла, причем если в 2015 году произошло снижение показателя, то в 2016 году наблюдается рост, и ее величина превысила уровень 2014 года на 1,71%.

    Необходимо отметить более высокий темп роста себестоимости, она выросла за период 2014-2016 гг. на 6,45%, что свидетельствует о снижении эффективности функционирования предприятия. И действительно, валовая прибыль в 2016 году составила всего лишь 67,17% от уровня 2014 года, что наглядно иллюстрируется рисунком 2.2.

    Рис. 1. Показатели финансовой деятельности ООО «Красноармейская жилищная компания»


    В динамике наблюдается также сокращение величины управленческих расходов, что связано с введением режима экономии в связи с финансовым кризисом. В 2016 году величина управленческих расходов составила 76,48% от уровня 2014 года.

    Прочие виды деятельности компанией практически не осуществляются. В 2014 году были получены прочие доходы в размере 184 тыс. руб. В 2015 и 2016 годах прочие доходы отсутствуют. Можно отметить снижение величины прочих расходов на 42,28%.

    На величину чистой прибыли предприятия повлиял также факт снижения ставки налога на прибыль с 24 до 20%.

    В результате рассмотренных изменений, чистая прибыль предприятия в динамике заметно снизилась. Причем если в 2015 году она снизилась с 4262 до 394 тыс. руб., то в 2016 году наблюдается ее рост до 2271 тыс. руб., однако уровень 2014 года достигнут не был.

    В рамках данной работы целесообразным является также рассчитать критический объем реализации, данные представим в таблице 2.2.

    Таблица 2.2

    Оценка безубыточного объема производства ООО «Красноармейская жилищная компания»

    Наименование показателей2014201520161. Выручка от продаж1426151301371450602. Себестоимость1254181201181335093. Коммерческие расходы0004. Управленческие расходы10210841378095. Итого условно-постоянных расходов10210841378096. Маржинальный доход (п.1 - п.2)1719710019115517. Доля маржинального дохода в выручке от продаж (п.6 / п.1)0,120,080,088. «Критическая» точка безубыточности (п.5 / п.7)84672109277980679. Запас финансовой прочности (п.1 - п.8)57943208604699310. % запаса финансовой прочности (п.9 / п.1 * 100)40,6316,0332,4011. Прибыль от продаж72086526267112. Операционный леверидж (п.6 / п.11)2,391,544,32

    Величина критического объема в динамике выросла, что целом является негативным моментом, так в 2014 году, чтобы выйти на безубыточный уровень, предприятию необходимо было получить выручку в размере 84672 тыс. руб., в 2015 году уже 109277 тыс. руб., а по итогам 2016 года 98067 тыс. руб.

    Это свидетельствует о снижении эффективности функционирования предприятия. И действительно, запас финансовой прочности сократился в динамике с 57943 до 46993 тыс. руб., однако своего минимального значение показатель достиг в 2015 году 20960 тыс. руб.

    В процентном соотношении запас финансовой прочности составил по годам: 40,63%, 16,03 и 32,4%, соответственно в 2014, 2015 и 2016 гг.


    2.3. Оценка эффективности функционирования предприятия с использованием показателей рентабельности


    Оценка рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлена в таблице 2.3.

    Наиболее эффективно предприятие функционировало в 2014 году, так рентабельность продукции (работ, услуг) составила 5,15%, в 2015 году показатель снизился до 1,25%, в 2016 году наблюдается некоторый рост, однако уровень 2014 года достигнут не был, значение показателя составило 2,65%.

    Таблица 2.3

    Динамика показателей рентабельности ООО «Красноармейская жилищная компания»

    Наименование показателей201420152016Исходные данные, тыс. руб.Выручка от продажи продукции, работ и услуг142615130137145060Полная себестоимость135628128531141318Прибыль (убыток) от продаж698716063742Прибыль (убыток) до налогообложения56085182839Чистая прибыль42623942271Стоимость основных фондов8910101179358Стоимость активов341943752737615Величин собственного капитала211821183118Расчетные данныеРентабельность продукции (работ, услуг), %5,151,252,65Общая рентабельность, %3,930,401,96Рентабельность продаж, %4,901,232,58Рентабельность активов, %12,461,056,04Рентабельность капитала собственного, %201,2318,6072,84Рентабельность производственных фондов, %62,945,1230,34Коэффициент окупаемости собственного капитала, лет0,505,381,37

    Аналогичная тенденция наблюдается и по показателю «общая рентабельность», в 2015 году произошло его снижение с 3,93 до 0,4%, а в 2016 году рост до 1,96%. Динамика показателей рентабельность продукции и общая рентабельность иллюстрируется рисунком 2.


    Для собственников предприятия интерес представляют показатели рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, так как они дают представление об эффективности вложения средств в компанию.

    Рентабельность активов в динамике сначала снизилась с 12,46 до 1,05%, однако в 2016 году наблюдается рост показателя до 6,04%. Аналогичная тенденция прослеживается и по показателю рентабельность собственного капитала, сначала снижение с 201,23 до 18,6%, а затем рост до 72,84%.

    Рентабельность производственных фондов за анализируемый период снизилась с 62,94 до 30,34%.

    В целом необходимо отметить низкий уровень эффективности функционирования предприятия. Для поступательного развития компании общий уровень рентабельности должен достигать минимум 15-20%.

    Следующим этапом анализа является факторный анализ рентабельности, т.е. выявление причин снижения (повышения) эффективности производства.

    В частности, проанализируем за счет каких составляющих произошли изменения рентабельности продаж.

    Рентабельность продаж (Rп) - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

    (2.1)

    Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

    1. Влияние изменения выручки от продажи на Rп:

    ,(2.2)

    где В1 и В0 - отчетная и базисная выручка;

    С1 и С0 - отчетная и базисная себестоимость;

    КР1 и КР0 - отчетные и базисные коммерческие расходы;

    УР1 и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

    ∆Rп(в)2015 = ((130137-135628)/130137-(142615-135628)/142615)*100% =

    (-)9,12%.

    ∆Rп(в)2016 = ((145060-128531)/145060-(145060-128531)/145060)*100% = 10,16%.

    В 2015 году за счет сокращения выручки от реализации уровень рентабельности снизился на 9,12%.

    В 2016 году за счет роста выручки от реализации рентабельность продаж выросла на 10,16%.

    2. Влияние изменения себестоимости продажи на RП:

    (2.3)

    ∆Rп(с)2015 = ((130137-130328)/130137-(130137-135628)/130137)*100% =

    4,07%

    ∆Rп(с)2016 = ((145060-141922)/145060-(145060-128531)/145060)*100% =

    (-)9,23%.

    В 2015 году за счет сокращения себестоимости продукции рентабельность продаж выросла на 4,07%

    В 2016 году за счет роста себестоимости продукции рентабельность продаж сократилась на 9,23%

    3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж RП:

    (2.4)

    Следует отметить, что учетной политикой предприятия не предусмотрен отдельный учет коммерческих расходов, они учитываются в составе себестоимости. Поэтому проведем оценку влияния на рентабельность продаж величины управленческих расходов.

    4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж Rп:

    (2.5)

    ∆Rп(ур)2015 = ((130137-128531)/130137-(130137-130328)/130137)*100% =

    1,38%

    ∆Rп(ур)2016 = ((145060-141318)/145060-(145060-141922)/145060)*100% =

    0,42%.

    В 2015 году за счет изменения величины управленческих расходов рентабельность продаж выросла на 1,38%

    В 2016 году за счет изменения величины управленческих расходов рентабельность продаж выросла на 0,42%.

    Совокупное влияние факторов составляет:

    ∆Rп2015 = -9,12+4,07+1,38= -3,67%.

    ∆Rп2016 = 10,16-9,23+0,42 = 1,35%.

    Рентабельность продаж в 2015 году по сравнению с рентабельность продаж 2014 году сократилась на 6,75%. Причиной снижения рентабельности является значительное сокращение выручки.

    Рентабельность продаж в 2016 году по сравнению с рентабельностью прошедшего периода выросла на 1,35%. Это произошло за счет роста выручки от реализации и сокращения величины управленческих расходов.

    Глава 3. Рекомендации по повышению рентабельности предприятия ООО «Красноармейская жилищная компания»


    Можно выделить два пути повышения рентабельности деятельности предприятия, это рост тарифов на коммунальные услуги и разработка мероприятий по снижению себестоимости коммунальных услуг.

    Естественным является тот факт, что первый путь является неприемлемым, особенно учитывая состояние платежеспособного спроса предприятий и населения на современном этапе развития рыночных отношений. Поэтому остается путь снижения себестоимости.

    С целью повышения эффективности функционирования предприятия предлагается разработать систему управления затратами.

    Этапы разработки системы управления затратами:

    Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами.

    Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:

    1. подразделения предприятия, связанные с осуществлением затрат, отражением их в учете, контролем;
    2. подчиненность этих подразделений;
    3. сфера их ответственности;
    4. взаимосвязь с другими подразделениями;
    5. функциональные обязанности для каждой должности;
    6. документооборот, сопровождающий хозяйственные операции.

    При этом финансовой службе нужно поручить разработать следующие элементы, необходимые для функционирования системы:

    1. центры затрат (подразделения, которые осуществляют расходы);
    2. ответственность (в том числе материальная);
    3. нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и пр., нормы выработки;
    4. образцы первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету рабочего времени и т. п.;
    5. регламент предоставления информации (порядок, сроки, получатели данных).

    Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.

    Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат.

    Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Обеспечить выполнение этой функции должны финансовая служба ООО «Красноармейская жилищная компания» и производственно-технический отдел.

    Этап 3. Планирование затрат.

    Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат в ООО «Красноармейская жилищная компания», является планово-экономический отдел.

    Этап 4. Оперативный контроль расходов.

    Оперативный контроль расходов это функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы. Для контроля над затратами необходимо организовать:

    1. фиксирование затрат на рабочих местах в центрах затрат;
    2. сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;
    3. своевременную передачу данных в подразделение, занимающееся сбором и обработкой информации о затратах (финансовую службу).

    Этап 5. Учет затрат.

    Данный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются планово-экономический отдел и бухгалтерия.

    Этап 6. Анализ затрат.

    Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансовая служба. Генеральному Директору необходимо требовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе агрегированных (обобщенных) статей расходов.

    Этап 7. Разработка управленческих решений.

    По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений, принимаемых Генеральным Директором компании.

    Заключение


    Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

    Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы: рентабельность предприятия, рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность капитала (активов) предприятия.

    Рентабельность предприятия - это показатель, который является важной характеристикой факторной среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

    Объектом практического исследования являлось Общество с ограниченной ответственностью «Красноармейская жилищная компания», основная деятельность которого оказание коммунальных услуг физическим и юридическим лицам.

    Предприятие достаточно стабильно развивается, так в целом за период выручка от реализации несколько выросла, причем если в 2015 году произошло снижение показателя, то в 2016 году наблюдается рост, и ее величина превысила уровень 2014 года на 1,71%.

    Необходимо отметить более высокий темп роста себестоимости, она выросла за период 2014-2016 гг. на 6,45%, что свидетельствует о снижении эффективности функционирования предприятия. И действительно, валовая прибыль в 2016 году составила всего лишь 67,17% от уровня 2014 года.

    Чистая прибыль предприятия в динамике заметно снизилась. Причем если в 2015 году она снизилась с 4262 до 394 тыс. руб., то в 2016 году наблюдается ее рост до 2271 тыс. руб., однако уровень 2014 года достигнут не был.

    Наиболее эффективно предприятие функционировало в 2014 году, так рентабельность продукции (работ, услуг) составила 5,15%, в 2015 году показатель снизился до 1,25%, в 2016 году наблюдается некоторый рост, значение показателя составило 2,65%.

    Аналогичная тенденция наблюдается и по показателю «общая рентабельность», в 2015 году произошло его снижение с 3,93 до 0,4%, а в 2016 году рост до 1,96%.

    Факторный анализ рентабельности продаж позволил выявить следующее.

    Рентабельность продаж в 2015 году по сравнению с рентабельность продаж 2014 году сократилась на 6,75%. Основной причиной снижения рентабельности является значительное сокращение выручки.

    Рентабельность продаж в 2016 году по сравнению с рентабельностью прошедшего периода выросла на 1,35%. Это произошло за счет роста выручки от реализации и сокращения величины управленческих расходов.

    Можно выделить два пути повышения рентабельности деятельности предприятия, это рост тарифов на коммунальные услуги и разработка мероприятий по снижению себестоимости коммунальных услуг.

    Естественным является тот факт, что первый путь является неприемлемым, особенно учитывая состояние платежеспособного спроса предприятий и населения на современном этапе развития рыночных отношений. Поэтому остается путь снижения себестоимости.

    С целью повышения эффективности функционирования предприятия предлагается разработать систему управления затратами.

    Список используемой литературы


    1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая):// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
    3. Афанасьева Л.П. Экономика предприятия (фирмы). Практикум. М.: Инфра-М. - 2016. 319с.
    4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика. - 2016. 536с.
    5. Бережной В.И. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций). М.: Финансы и статистика. - 2017. 336с.
    6. Берзон Н.И., Теплова Т.В., Горелый В.И. Финансовый менеджмент. М.: Академия. - 2014. 336с.
    7. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятий: Курс лекций. М.: Инфра-М. - 2015. 280с.
    8. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия. М.: Эксмо. - 2015. 656с.
    9. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Проспект. - 2015. 360с.
    10. Детмер Х., Шрагенхайм Э. Производство с невероятной скоростью: Улучшение финансовых результатов предприятия. М.: Альпина Паблишерз. - 2016. 330с.
    11. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 2015. 133с.
    12. Жилкина М.С. Управление финансами: Финансовый анализ предприятия. М.: Инфра-М. - 2014. 331с.
    13. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ в управлении финансами коммерческой организации. М.: Финансы и статистика. - 2015. 240с.
    14. Колчина Н.В., Португалова О.В., Макеева Е.Ю. Финансовый менеджмент. М.: Юнити. - 2015. 464с.
    15. Либерман И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: РИОР. - 2016. 220с.
    16. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Эксмо-Пресс. - 2016. 768с.
    17. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М. - 2016. 320с.
    18. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Академия. - 2015. 256с.
    19. Радченко Ю.В. Анализ финансовой отчетности. Ростов н/д.: Феникс. - 2016. 219с.
    20. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. М.: Бином. Лаборатория знаний. - 2015. 480с.
    21. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Перспектива. - 2016. 656с.
    22. Тычинский А.В. Экономика, организация и управление на предприятии. Ростов н/Д.: Феникс. - 2016. 475с.
    23. Чараева М.В. Финансовый менеджмент. Ростов н/Д.: Феникс. - 2016. 334с.

    Приложение 1

    Бухгалтерский баланс ООО «Красноармейская жилищная компания» за 2015 год, тыс. руб.

    АктивКод по-На началоНа конец отчет-казателяотчетного годаного периода1234I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫНематериальные активы110Основные средства120891010117Незавершенное строительство130Доходные вложения в материальные ценности135Долгосрочные финансовые вложения140Отложенные налоговые активы145Прочие внеоборотные активы150Итого по разделу I190891010117II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ249348Запасы210в том числе:118276сырье, материалы и другие аналогичные ценностиживотные на выращивании и откормезатраты в незавершенном производстве9846готовая продукция и товары для перепродажитовары отгруженныерасходы будущих периодов3326прочие запасы и затратыНалог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям220Дебиторская задолженность (платежи по которойожидаются более чем через 12 месяцев послеотчетной даты)230в том числе покупатели и заказчикиДебиторская задолженность (платежи по которой2399825617ожидаются в течение 12 месяцев после отчетнойдаты)240в том числе покупатели и заказчики2399825617Краткосрочные финансовые вложения250560560Денежные средства260477885Прочие оборотные активы270Итого по разделу II2902528427410БАЛАНС3003419437527


    ПассивКод по-На начало отчетного периодаНа конец отчет-казателяного периода1234III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ1010Уставный капитал410Собственные акции, выкупленные у акционеровДобавочный капитал420Резервный капитал430в том числе:резервы, образованные в соответствиис законодательствомрезервы, образованные в соответствиис учредительными документамиНераспределенная прибыль (непокрытый убыток)47021082108Итого по разделу III49021182118IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаймы и кредиты510Отложенные налоговые обязательства515Прочие долгосрочные обязательства520Итого по разделу IV59000V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА78107400Займы и кредиты610Кредиторская задолженность6202426628009в том числе:2000923942поставщики и подрядчикизадолженность перед персоналом организации3567задолженность перед государственными413980внебюджетными фондамизадолженность по налогам и сборам38093020прочие кредиторыЗадолженность перед участниками (учредителями)по выплате доходов630Доходы будущих периодов640Резервы предстоящих расходов650Прочие краткосрочные обязательства660Итого по разделу V6903207635409БАЛАНС7003419437527

    Приложение 2

    Бухгалтерский баланс ООО «Красноармейская жилищная компания» за 2016 год, тыс. руб.

    АктивКод по-На началоНа конец отчет-казателяотчетного годаного периода1234I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫНематериальные активы110Основные средства120101179358Незавершенное строительство130Доходные вложения в материальные ценности135Долгосрочные финансовые вложения140Отложенные налоговые активы145Прочие внеоборотные активы150Итого по разделу I190101179358II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ348273Запасы210в том числе:276189сырье, материалы и другие аналогичные ценностиживотные на выращивании и откормезатраты в незавершенном производстве4651готовая продукция и товары для перепродажитовары отгруженныерасходы будущих периодов2633прочие запасы и затратыНалог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям220Дебиторская задолженность (платежи по которойожидаются более чем через 12 месяцев послеотчетной даты)230в том числе покупатели и заказчикиДебиторская задолженность (платежи по которой2561727008ожидаются в течение 12 месяцев после отчетнойдаты)240в том числе покупатели и заказчики2561727008Краткосрочные финансовые вложения250560560Денежные средства260885416Прочие оборотные активы270Итого по разделу II2902741028257БАЛАНС3003752737615


    ПассивКод по-На начало отчетного периодаНа конец отчет-казателяного периода1234III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ1010Уставный капитал410Собственные акции, выкупленные у акционеровДобавочный капитал420Резервный капитал430в том числе:резервы, образованные в соответствиис законодательствомрезервы, образованные в соответствиис учредительными документамиНераспределенная прибыль (непокрытый убыток)47021083108Итого по разделу III49021183118IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаймы и кредиты510Отложенные налоговые обязательства515Прочие долгосрочные обязательства520Итого по разделу IV59000V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА74006100Займы и кредиты610Кредиторская задолженность6202800928397в том числе:2394224780поставщики и подрядчикизадолженность перед персоналом организации6753задолженность перед государственными980574внебюджетными фондамизадолженность по налогам и сборам30202990прочие кредиторыЗадолженность перед участниками (учредителями)по выплате доходов630Доходы будущих периодов640Резервы предстоящих расходов650Прочие краткосрочные обязательства660Итого по разделу V6903540934497БАЛАНС7003752737615

    Приложение 3

    Отчет о прибылях и убытках ООО «Красноармейская жилищная компания» за 2015 год, тыс. руб.

    ПоказательЗа отчетныйЗа аналогичныйнаименованиекодпериодпериод преды-дущего года1234Доходы и расходы по обычным видамдеятельностиВыручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)130137142615010Себестоимость проданных товаров, продукции,120118125418работ, услуг020Валовая прибыль0291001917197Коммерческие расходы03000Управленческие расходы040841310210Прибыль (убыток) от продаж05016066987Прочие доходы и расходыПроценты к получению06000Проценты к уплате07000Прочие доходы0900184Прочие расходы10010881563Прибыль (убыток) до налогообложения1405185608Отложенные налоговые активы14100Отложенные налоговые обязательства14200Текущий налог на прибыль1501241346Чистая прибыль (убыток) отчетного3944262периода190

    Приложение 4

    Отчет о прибылях и убытках ООО «Красноармейская жилищная компания» за 2016 год, тыс. руб.

    ПоказательЗа отчетныйЗа аналогичныйнаименованиекодпериодпериод преды-дущего года1234Доходы и расходы по обычным видамдеятельностиВыручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)145060130137010Себестоимость проданных товаров, продукции,133509120118работ, услуг020Валовая прибыль0291155110019Коммерческие расходы03000Управленческие расходы04078098413Прибыль (убыток) от продаж05037421606Прочие доходы и расходыПроценты к получению06000Проценты к уплате07000Прочие доходы09000Прочие расходы1009031088Прибыль (убыток) до налогообложения1402839518Отложенные налоговые активы14100Отложенные налоговые обязательства14200Текущий налог на прибыль150568124Чистая прибыль (убыток) отчетного2271394периода190

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Рентабельность предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.