Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Риски предпринимательские

  • Вид работы:
    Другое по теме: Риски предпринимательские
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    04.01.2017 3:23:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение2

    1. Теоретические основы управления рисками на предприятии3

    1.1 Сущность предпринимательского риска3

    1.2 Функции предпринимательского риска5

    1.3Методы управления предпринимательскими рисками на предприятии6

    2. Анализ управления предпринимательскими рисками на ООО «Ратимир»9

    2.1 Характеристика деятельности предприятия9

    2.2 SWOT- анализ предприятия10

    2.3 Анализ управления рисками на предприятии11

    3. Совершенствование системы управления рисками на ООО «Ратимир»12

    3.1 Программа управления рисками12

    3.2 Внедрение отдела по управлению рисками на предприятии14

    3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий17

    Заключение20

    Список использованных источников21















    Введение


    Существование рисков как неотъемлемой части предпринимательской деятельности привело к необходимости разработки конкретных методов и приемов их выявления при принятии и реализации управленческих решений.

    Предприятия работают в различных условиях конкурентной среды, имея разную внутреннюю среду, уровень производственного потенциала, кадровый состав и т.д. В связи с этим, у каждого предприятия возникают риски, непосредственно присущие только данной компании и связанные со спецификой производственной, технологической, коммерческой, финансовой и других видов деятельности. Важно своевременно их выявить и определить вероятность наступления, время наступления, а также возможный ущерб. Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.

    В российской экономике, где факторы экономической нестабильности и без того усложняют эффективное управление предприятиями, проблемам анализа и управления комплексом рисков, возникающих в процессе их экономической деятельности, уделяется явно недостаточное внимание.

    Для предприятий пищевой промышленности вопрос учета риска имеет первостепенное значение, так как они призваны выполнять одну из важных задач - обеспечение продовольственной безопасности. Кроме того, существует ряд отраслевых особенностей, которые необходимо учитывать при управлении производством: зависимость от развития сырьевой базы - сельскохозяйственного производства; высокая материалоемкость продукции; сезонность в производстве и потреблении продукции; специфика сбыта готовой продукции.

    По мнению Ба6ина В.А., известный ученый, автор многих учебников по рискам в предпринимательстве, актуальность исследования в сфере управления рисками на предприятии обусловлена необходимостью разработки комплексного, всестороннего подхода к риск - менеджменту, который координируется в рамках всей организации. Способность эффективно влиять на риски дает возможность успешно функционировать предприятию, иметь финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность и стабильную прибыльность.

    Таким образом, успешная деятельность предприятия - это деятельность предприятия правильно рассчитавшей свои возможности, выбравшей направление деятельности с оптимальным соотношением риска и доходности. В условиях политической и экономической нестабильности в современных условиях экономики России, степень риска значительно возрастает.

    Целькурсовой работы состоит в изучении процесса управления предпринимательскими рисками предприятия и выявлении путей их снижения.

    В соответствии с целью курсовой работы сформулированы следующие задачи:

    - рассмотреть теоретические аспекты предпринимательских рисков и управления ими;

    - провести анализ предпринимательских рисков на примере ООО «Ратимир»;

    - предложить меры по минимизации предпринимательских рисков предприятия.

    Объектом данной курсовой работы является предприятие ООО «Ратимир».

    Предметом курсовой работы является управление предпринимательскими рисками на предприятии.


    1. Теоретические основы управления рисками на предприятии


    1.1 Сущность предпринимательского риска


    Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто процентов).

    Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

    Нельзя сказать, что в отечественной экономике проблема риска нова. В выступлениях хозяйственных руководителей времени СССР звучали суждения о том, что от разрешения вопроса о риске будут зависеть темпы развития экономики страны. Однако уже к середине 30-х годов категория «риск» была объявлена буржуазным понятием. С идеологической точки зрения риск никак не сочетался с провозглашенным плановым характером развития экономики. Административно-командная система стремилась к уничтожению реальной предприимчивости вместе с неизбежным её условием риском.

    Отрицая очевидные предпосылки, объявлялись неприменимыми к социалистической системе исследования и известные разработки в области изучения и анализа риска. Этот процесс нашел отражение в экономической литературе того времени. В частности, в статье «Риск» «Энциклопедического словаря Гранат» отмечалось, что в силу планового характера социалистической системы хозяйственные риски имеют тенденцию к отмиранию. Таким образом, риск полностью относился к явлениям капиталистического хозяйства. Игнорирование проблем риска достигло такой крайней степени, что само понятие «риск» даже не включалось в энциклопедию «Политическая экономия», в Философскую энциклопедию, словарь «Научно-технический прогресс», отсутствует оно в последних изданиях Большой советской энциклопедии и «Советского энциклопедического словаря». Понятие «риск» объясняется только в толковых словарях русского языка.

    Понятие риска используется в целом ряде наук. Право рассматривает риск в связи с его правомерностью. Теория катастроф применяет данный термин для описания аварий и стихийных бедствий. Исследования по анализу риска можно найти в литературе по психологии, медицине, философии; в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.

    Определенный интерес представляет сравнительное рассмотрение классической и неоклассической теории предпринимательского риска и их экономического приложения. При исследовании предпринимательской прибыли такие представители классической теории, так Дж. Милль, И.У. Сениор различали в структуре предпринимательского дохода процент (как долю на вложенный капитал), заработную плату предпринимателя и плату за риск (как возмещение возможного риска, связанного с предпринимательской деятельностью).

    В классической теории предпринимательского риска последний отождествляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате выбранного решения. Риск здесь не что иное, как ущерб, который наносится осуществлением данного решения.

    Такое одностороннее толкование сущности риска вызвало резкое возражение у части зарубежных экономистов, что повлекло за собой выработку иного понимания содержания предпринимательского риска.

    В 30-е годы нашего столетия экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Основы этой теории состоят в следующем: предприниматель, работающий в условиях неопределенности и прибыль которого есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями:

    размерами ожидаемой прибыли;

    величиной её возможных колебаний.

    Поведение предпринимателя, согласно неоклассической теории риска, обусловлено концепцией предельной полезности. Это означает, что при наличии двух вариантов, например, капитальных вложений, дающих одинаковую ожидаемую прибыль, предприниматель выбирает вариант, в котором колебания ожидаемой прибыли меньше. Если принимается небольшое число решений одного типа, то нельзя рассчитывать, что отклонения от ожидаемой, прибыли взаимно уравняются, так как в этом случае закон больших чисел не действует. Именно поэтому предприниматель, принимая решение, должен учитывать колебания прибыли и выбирать вариант решения, который дает тот же результат, но характеризуется меньшими колебаниями.

    Согласно неоклассической теории, для предпринимателя верная прибыль того же ожидаемого размера, но связанная с возможными колебаниями менее интересна.

    Дальнейшее развитие неоклассической теории риска продолжили в своих работах венгерские экономисты Т. Бачкаи, Д.Мессен и др. Сущность риска они видят в возможности отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение.

    Проблема риска в нашей стране достаточно «созрела». Однако сейчас, как отмечает А. Альгин, перечень литературы о риске досадно беден, фундаментальных исследований, по существу, нет. Дело ограничивается немногочисленными журнальными и газетными статьями преимущественно очеркового характера. Проблема эта не получила должного обоснования и в практической работе руководителей.

    Анализ экономической литературы, посвященной проблеме риска, таких авторов, как: В. Абчук, А. Альгин, С. Жизнин, Ю. Осипов, Б. Райзберг, С. Валдайцев, показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения предпринимательского риска.

    В. Абчук и А. Альгин определяют риск как деятельность или действие по «снятию неопределенности». Л. Растригин и Б. Райзберг определяют риск как «ущерб, возможные потери», придерживаясь тем самым классической теории предпринимательского риска.

    Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие, как:

    1. случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;
    2. наличие альтернативных решений;
    3. известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;
    4. вероятность возникновения убытков;
    5. вероятность получения дополнительной прибыли.

    Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

    Хотя последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов.

    Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.


    1.2 Функции предпринимательского риска


    Дальнейшее рассмотрение сущности предпринимательского риска связано с выяснением функций, которые выполняет риск в предпринимательской деятельности. В экономической литературе выделяются следующие функции риска: инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая.

    Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Анализ зарубежной литературы показывает, что в международной хозяйственной практике накопился положительный опыт инновационного рискового хозяйствования. Большинства фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Рисковые решения, рисковей тип хозяйствования приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают и предприниматели, и потребители, и общество в целом.

    Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.

    Конструктивная форма регулятивной функции риска заключается и в том, что способность рисковать один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

    В связи с вышеизложенным возникает вопрос: что такое «разумный риск»? Наиболее удачным является определение К. Татеиси. В работе «Вечный дух предпринимательства» он пишет: «Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался «правила 70/30». Скажем, вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется «разумным риском»«. Однако К. Татеиси считает, что в некоторых случаях «правило 70/30» ограничивает свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать «правило 30/70».

    Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

    Чтобы решиться на риск, предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.

    Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные м наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, например, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например, принятии решения о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа. Рассматривая функции предпринимательского риска, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому основная задача предпринимателя не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.

    В определенной степени чувствительность к риску у предпринимательской фирмы, имеющей большой капитал или выпускающей многономенклатурную продукцию, будет ниже, чем у небольшой фирмы. Но, с другой стороны, небольшая коммерческая организация является более гибкой и мобильной при изменении рыночной ситуации.


    1. Методы управления предпринимательскими рисками на предприятии

    Существует огромное множество методов управления рисками. На современном этапе развития экономики можно увидеть, что иу отечественных, иу западных исследователей сложились конкретные предпочтения по поводу методов управления рисками. Данные методы обусловлены характером экономического развития государства, атак же группами изучаемых рисков. Несмотря на существующие разногласия впредпочтениях, развитие экономики нашей страны способствует внедрению западного опыта и, следовательно, сближению отечественного ииностранного подходов куправлению иисследованию рисков. К числу наиболее часто встречающихся методов разрешения рисков можно отнести следующие:

    1) отказ от риска;

    2) снижение частоты ущерба или предотвращения убытка;

    3) снижение размера убытков;

    4) разделение риска;

    5) аутсорсинг риска;

    6) принятие риска.

    7) удержание риска;

    8) передача риска [1].

    Рассмотрим их более подробно. Метод избегания или отказа от риск является наиболее простым ирадикальным направлением всистеме риск-менеджмента. Он подразумевает под собой уклонение от рискового мероприятия. Для инвестора применение данного метода может означать отказ от прибыли. Метод удержания риска оставление риска за инвестором, то есть он несет ответственность. При данном методе, инвестор может быть вполне уверен втом, что при вкладе венчурного капитала, он может покрыть его возможную потерю за счет собственных средств. Метод передачи риска подразумевает то, что ответственность инвестора за риск перекладывается на кого-то другого (страховую компанию ит.п.) Наиболее распространенными приемами снижения степени риска являются:

    1) диверсификация;

    2) приобретение дополнительной информации, позволяющей сделать более точный прогноз на будущее и, как следствие, снизить риск;

    3) лимитирование;

    4) самострахование;

    5) страхование;

    6) использование услуг охранной фирмы [2].

    Диверсификация это определенный маркетинговый ход предприятия, позволяющий извлечь максимальную прибыль или снизить финансовые риски, предотвратить банкротство. Она представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, связанными между собой, сцелью уменьшения степени риска ипотерь доходов.

    Лимитирование это процесс, предусматривающий установление лимита, то есть предельной суммы расхода, продажи, кредита. Лимитирование является одним из важнейших приемом снижения степени риска иприменяется предприятиями при продаже товаров вкредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала. Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку встраховой компании. Тем самым экономя на затратах капитала по страхованию. Выделяют основные форма самострахования:

    1)обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет соответствующей «премии за риск». Оно заключается втребовании от контрагентов дополнительного дохода по рисковым операциям сверх этого уровня, которые могут обеспечить безрисковые операции;

    2)обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет системы штрафных санкций. Оно предусматривает расчет ивключение вусловия контрактов необходимых уровней штрафов, пени, неустоек идругих форм финансовых санкций вслучае нарушения контрагентами своих обязательств.

    Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных иденежных страховых (резервных) фондов непосредственно вхозяйствующем субъекте, особенно втех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению симущественными ифинансовыми параметрами всего бизнеса. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Страхование используется тогда, когда инвестор отказывается от части дохода, сцелью избегания риска. Он готов заплатить за снижение степени риска до минимума. Развитие науки управления рисками в значительной степени рассматривается спозиции рисков финансовых институтов вусловиях относительно стабильной экономической конъюнктуры.

    Необходимость рассмотрения рисков производственных предприятий внестабильных политических, экономических исоциальных условиях требует корректировки существующих принципов управления рисками и дополнительного обоснования эффективности используемых методов анализа рисков [3].

    Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных ичетких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых влитературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, аотдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований вобласти методологии управления рисками позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

    -решение, связанное сриском, должно быть экономически грамотным ине должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

    -управление рисками должно осуществляться врамках корпоративной стратегии организации;

    -при управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;

    -при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, вкоторой предприятие осуществляет свою деятельность;

    -управление рисками должно носить системный характер;

    -управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений иоперативную корректуру набора используемых принципов иметодов управления рисками [4].

    Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов. Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:

    1)Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа ипрогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей ипотребностей предприятия врамках стратегии итекущих планов его развития.

    2) Этап анализа риска. На данном этапе используются методы качественного иколичественного анализа: методы сбора имеющейся иновой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы ит.п.

    3)На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежание риска, снижение риска, принятие риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения овыборе их оптимального набора.

    4)На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском. Можно суверенностью говорить, что на каждом этапе используются свои методы управления риском.

    Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений собратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но исами цели управления рисками.

    В современной экономике система управления предприятием должна включать всебя механизм управления рисками. Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков иконтроля за их выполнением. При этом важно определить место службы ворганизационной структуре предприятия, определить права и обязанности её персонала ипроинформировать работников предприятия о функциях службы ихарактере её деятельности.

    При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба.

    Вкачестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки ифинансовое состояние предприятия. Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, суказанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования илиц, ответственных за выполнение данной программы.

    Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия иучтена при финансово-производственном планировании. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод отом, что механизм управления рисками предприятия всовременных условиях хозяйствования должен иметь четкую иерархическую структуру снеобходимостью её корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков ис учётом изменяющихся факторов воздействия.


    2. Анализ управления предпринимательскими рисками на ООО «Ратимир»


    2.1 Характеристика деятельности предприятия


    ООО «Ратимир» - один из лидеровмясоперерабатывающейотрасли Дальнего Востока. Продукция компании по праву завоевала популярность среди потребителей всего Дальневосточного региона.

    Сегодня ассортимент компании насчитывает более 200 наименованийколбас, копченостей и полуфабрикатов, выпускаемых под тремя торговыми марками - «Ратимир», «Дымов» и «Мясной ряд». В первую очередь, это делается для того, чтобы каждый покупатель мог выбрать для себя тот продукт, который устраивает его по цене и качеству. В настоящее время компания «Ратимир» реализует продукцию через сеть представительств в таких городах как: Находка, Биробиджан, Хабаровск, Благовещенск, Белогорск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан, п.Кавалерово.

    Одним из главных достижений компании считается внедрение в работу предприятия мировой системы контроля качества ХАССП. Это позволяет предприятию выпускать продукцию, соответствующую требованиям безопасности, принятым в европейских странах, и конкурентоспособную на рынке.

    Также «Ратимир» - единственное мясоперерабатывающее предприятие Приморского края, занесенное в «зеленый» список организации «Гринпис России». Эти факты являются гарантией безопасности выпускаемой продукции.

    ООО «Ратимир» не перестаёт развиваться, ежегодно увеличивая объёмы производства на 6070 %. В ближайших планах компании ввод нового мощного завода, увеличение объёмов реализации, расширение ассортиментной группы и дистрибьюторской сети, а также открытие новых фирменных магазинов.

    Залогом успешной работы компании «Ратимир» являются:

    1. Качество и безопасность выпускаемой продукции, соответствие международным стандартам;
    2. Постоянная работа над ассортиментом;
    3. Работа только с проверенными временем и надёжными поставщиками сырья;
    4. Использование самого современного оборудования и новейших технологий;
    5. Грамотное построение системы сбыта продукции.

    Сегодня ассортимент компании «Ратимир» насчитывает более 200 наименований продукции. Это и колбасы (вареные, варено-копченые, полукопченые, ветчины), сосиски и сардельки, полуфабрикаты, мясные деликатесы, паштеты и продукты в желе. Даже самый требовательный гурман оценит по достоинству всё многообразие ассортимента.

    Ассортимент:

    1. Варёные колбасы
    2. Полукопчёные колбасы
    3. Варёно-копчёные колбасы
    4. Ветчины
    5. «Европейская коллекция»

    Зарегистрировано предприятие в соответствии с законодательством РФ.

    ООО «Ратимир» наладило связи с крупными производителями России, заключив прямые долгосрочные договоры, поэтому товары поступают в магазины от предприятий-изготовителей напрямую без посредников, что позволяет уверенно гарантировать высокое качество и разумные цены.

    В политике компании «Ратимир» управление качеством играет важнейшую роль. Каждому компоненту, каждой технологической операции, условиям транспортировки и хранения мы уделяем максимум внимания.

    Необходимо отметить, что компания работает только с проверенными и надёжными поставщиками и предъявляет высокие требования к сырью. Это является гарантией того, что для производства будут использоваться только безопасные ингредиенты, специи, оболочки и упаковка.

    Контроль качества начинается с отбора сырья, это так называемый входной контроль. В производстве мясопродуктов очень важно, чтобы мясо отвечало требованиям, которые предъявляются к нему - по органолептическим качествам, по сортности. На входном контроле поставляемое сырьё проходит экспертизу документации, а также тщательно проверяется сотрудниками производственной лаборатории ООО «Ратимир».

    И только после всех этапов проверки сырьё поступает на производство. В этой же лаборатории проходит проверку каждая партия уже готовой продукции, которая не выходит за пределы завода без вторичной экспертизы в лаборатории компании. Компания «Ратимир» при производстве продукции не использует генетически модифицированные ингредиенты.


    2.2 SWOT- анализ предприятия


    Одним из наиболее распространенных способов анализа внешней среды и внутреннего состояния предприятия является SWOT - анализ.

    SWOT - анализ предприятия является эффективным инструментом для исследования его положения на рынке, во внешней среде. SWOT - анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальны угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизация слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей.

    Вариантом комбинированного анализа внешней и внутренней среды предприятия является формирование расширенной SWOT матрицы. При этом методика SWOT-анализа позволит провести совместное изучение факторов внешней и внутренней среды изучаемого рынка. Исследование потенциальных угроз и возможностей данного рынка проводится с целью формирования стратегических альтернатив по их взаимному использованию является одной из первоочередных задач в оценке конкурентных позиций предприятия.

    Поскольку SWOT - анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.


    Таблица 1 - SWOT Анализ ООО «Ратимир»

    Сильные стороны компанииВозможности компании во внешней среде- более 15 лет на рынке

    - Высокое качество продукции

    - Высокая степень соблюдения договорных обязательств, как в отношении субподрядчиков, так и в отношении конечных потребителей

    - Наличие собственного производственного цеха

    - Новейшее высокотехнологическое оборудование

    - Наличие лаборатории для осуществления контроля

    - Четкая и отлаженная схема закупок сырья

    - Хорошие каналы сбыта- Контроль над затратами

    - Вывод новых торговых марок

    - Выход на рынки других Дальневосточных регионов

    - Разработка нового товара

    - Снижение цен на сырьеСлабые стороны компанииУгрозы компании с внешней среды- Высокие цены на продукцию

    - Низкая доля рынка в других регионах

    - Нехватка кадров

    - Отсутствие собственного свинокомплекса- Усиление конкуренции на рынке колбасной продукции

    - Рост конкуренции

    - Уменьшение известности бренда

    - Выход других региональных производителей на рынок Приморского края

    Предприятие работает достаточно успешно, и является конкурентоспособным и финансовым устойчивым.

    В таблице 1 представлен SWOT-анализ, из которого следует, что компания ООО «Ратимир» находится в хорошем положении, но главной проблемой её является: нехватка кадров. Подводя итоги можно сказать, что компания занимает лидирующие позиции, но отсутствие собственных сырьевых баз сказывается отрицательно на цене товара.

    Для улучшения деятельности ООО «Ратимир» необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с увеличением рынков сбыта продукции, создания эффективной рекламы, повышения квалификации рабочих, открыть собственные торговые точки, а также их увеличение, усиление работы с посредниками, освоение принципиально новых технологий в производстве и т.д.


    2.3 Анализ управления рисками на предприятии


    Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии ООО «Ратимир» следует выделить такие методы снижения степени риска как метод диссипации и самострахование. К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт, можно отнести: ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения; снижение качества продукции; повышение цен на сырье; реализация товаров мясокомбинатов - конкурентов.

    Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания потребительской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.

    ООО «Ратимир» занимается несколькими видами деятельности: закупкой и переработкой сельскохозяйственного сырья, для продажи и производства товаров народного потребления, мясных и колбасных изделий и т.д. В зависимости от качественных характеристик того или иного счетчика их цена может значительно меняться. Таким образом, предприятие ориентируется на потребителей с разными финансовыми возможностями. Местоположение потребителей также различается. Можно также отметить, что в ООО «Ратимир» используется диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадёжности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Помимо методов диссипации риска рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени риска как самострахование. Механизм этого направления минимизации финансовых рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолеть негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов. Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются:

    - формирование резервного (страхового) фонда предприятия. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде;

    - формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования могут служить фонд страхования ценового риска; фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадёжной дебиторской задолженности и т.п.;

    - формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов (сырье, материалы, готовая продукция, денежные средства) устанавливается в процессе их нормирования;

    - нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде.

    На предприятии создан резервный фонд. Создание подобных фондов особенно актуально в современных условиях рынка. Однако размер резервного фонда является недостаточным по сравнению с возможными потерями в результате возникновения просроченной дебиторской задолженности, неисполнения договора или возникновения непредвиденных расходов.

    Анализируя в ООО «Ратимир» систему управления рисками в целом, можно сказать, что некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так предприятие незащищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка недостаточно снижены, риски неисполнения договоров, возникновения дебиторской задолженности, возникновения непредвиденных потерь и т.п. Причинами такого положения является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию риска.


    3. Совершенствование системы управления рисками на ООО «Ратимир»


    3.1 Программа управления рисками


    После идентификации и оценки рисков предпринимательского проекта, лицо принимающее решение должно определиться по поводу отклонения проекта или его дальнейшей разработки.

    Задача снижения риска предпринимательского проекта ставится как задача определения необходимых корректировок в организации проекта, не затрагивающих по возможности общей цели проекта, но повышающих его устойчивость к воздействию различных кризисных ситуаций.

    При решении этой задачи исходят из следующих основных предпосылок: определенный уровень риска существует в каждой из областей деятельности, связанной с управлением проектом; снижение (уменьшение) риска в этих областях связано с определенными затратами.

    Вопрос о выборе оптимальной политики, направленной на снижение риска, решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой её применением [1].

    Однако, ввиду значительных информационных требований, этот принцип трудно реализуем на практике. Фактически применяются более простые критерии, например, критерий минимума затрат на мероприятия по снижению риска до приемлемого уровня.

    В конкретных случаях выбор средств снижения риска зависит от возможностей его предсказания. Так, известные, часто встречающиеся риски могут быть снижены с помощью специально разрабатываемых превентивных мер. Например, риск потери части активов предприятия вследствие хищений может быть снижен за счет установления сигнализации на складах, улучшения действующей системы учета и контроля за хранением и использованием материальных ценностей.

    Предвидимые, но плохо контролируемые риски могут быть снижены за счёт диверсификации производства и использования резервной системы поставки ресурсов.

    В основе этих подходов лежит стратегия защиты «физическими» средствами. При использовании этой стратегии риск снижается за счет реорганизации самого проекта, увеличения надёжности и адаптационных свойств отдельных его компонентов. К числу последних можно отнести политику снижения риска за счет введения системы страховых запасов ресурсов и резервов на покрытие непредвиденных расходов.

    Создание системы страховых запасов позволит снизить риск несвоевременной поставки ресурсов, а в отдельных случаях - и инфляционный риск.

    В ряде случаев рациональным способом снижения риска является его передача третьему лицу - страховой предприятия. Страховая компания за определенное вознаграждение берет на себя ответственность за возможные потери при наступлении оговоренной кризисной ситуации.

    Основными видами страхуемых рисков, передаваемых страховым компаниям, являются технические риски и некоторые виды финансового риска.


    Таблица 2 Схема для выбора средств снижения риска

    Возможные потери прибыли, ресурсовВероятность возникновения кризисной ситуации

    высокаясредняянизкая1. Сравнимы с суммой активов проектаотвергнуть проектотвергнуть проектанализ путей снижения риска2. Не превышает суммы расчетной выручкипревентивные мерыстрахование рискастрахование риска3.Не превышает суммы расчетной прибылипревентивные мерыприменение политики резервирования, самострахования

    На практике заключение соглашения со страховой компанией возможно только после редукции страхуемых рисков до приемлемого уровня.

    Каждый из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков. В качестве ориентира при выборе средств снижения риска используют специальные схемы, подобные нижеприведенной.

    Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта [9].

    Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.

    Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет из себя процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.

    Количественная оценка риска позволяет получить наиболее точные решения. Однако осуществление количественной оценки встречает и наибольшие трудности, связанные с тем, что для количественной оценки рисков нужна соответствующая исходная информация. В России рынок информационных услуг развит пока очень слабо и, зачастую, трудно получить фактические данные, которые надо собирать и обрабатывать.

    Из-за этих трудностей, связанными с недостатком информации, времени, а иногда и с невозможностью проведения данного расчета из-за отсутствия необходимых данных, относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния предприятия представляет сегодня особый интерес. Это один из самых доступных методов оценки риска как для предпринимателя-владельца фирмы, так и для его партнеров.


    3.2 Внедрение отдела по управлению рисками на предприятии


    Все больше компаний начинает понимать важность управления рисками (ОУР) - области менеджмента, благодаря которой бизнес не пробуксовывает, а получает дополнительный импульс.

    Разработка проекта организационной структуры отдела управления риском и карты организации труда основывается на проведенном анализе факторов риска. Анализ сложившейся ситуации показал как велико влияние фактора риска на работу рассматриваемого предприятия.

    Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Кроме этого, изучив работу предприятия в различных подразделениях, был замечен следующий основной недостаток: функциональные специалисты занимаются лишь локальными задачами своего подразделения, а достижение локальных целей не всегда приводит к целям организации.

    Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на этом предприятии эффективной системы управления риском. В условиях производственного предприятия управление риском основывается на концепции приемлемого риска, постулирующей возможность рационального воздействия на уровень риска и доведения его до приемлемого значения.

    Таким образом, проект организации системы управления риском на ООО «Ратимир», предусматривает выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения - отдел управления риском (ОУР).

    Рассмотрим организационную структуру предприятия и место ОУР в системе подчинений. см. рис.1.


    Рисунок 1 - Организационную структуру предприятия и место ОУР в системе подчинений


    Проект обязательно должен включать разработку организационной структуры ОУР, разработку управленческой процедуры.

    Этот отдел должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (ПЦМ). Разработка такой программы на уровне предприятия должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков.

    Функцию управления риском на предприятии наиболее целесообразно осуществлять с помощью специализированного подразделения или специальной подсистемы в системе управления предприятием, которая бы органично вписывалась в совокупность традиционно самостоятельных функциональных подсистем предприятия.

    Принимая во внимание рекомендации экономической литературы по управлению рисками, а также недостатки, выявленные непосредственно на предприятии, необходимо чтобы отдел управления риском состоял из следующих основных исполнительных групп - мониторинга предприятия и среды его функционирования, аналитиков риска, планирования мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками.

    Отдел управления риском является логичным дополнением к традиционно самостоятельным функциональным подсистемам предприятия и располагается на одном управленческом уровне с ними. Отдел координирует деятельность функциональных подразделений предприятия через ответственных исполнителей. Проектирование системы антирисковых мероприятий предполагает разбиение комплекса работ между различными подразделениями и регулирование их отделом управления риском.

    Разработка управленческой процедуры включает: определение цели, разработку схемы процедуры, описание операций, входящих в процедуру.

    Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с экономическим риском, должно решить для себя несколько проблем:

    - оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками;

    - принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т. е. несет ли всю ответственность по ним сама, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;

    - по тем рискам или той части рисков, которые она оставляет у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.

    Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее в тексте - ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии - предварительную и основную. На предварительной стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ, и приступить к непосредственной разработке программы. Иными словами, цель этой стадии - изучение всей необходимой для составления ПЦМ информации.

    Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Антирисковый менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для этого информацию. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике.

    Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ. Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии:

    - разработка предварительных процедур,

    - разработка комплекса превентивных мероприятий,

    - описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.

    Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

    - выявления возможных экономических рисков;

    - снижения финансовых потерь, связанных с экономическими рисками.

    Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ.

    Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом:

    - устранением существующего риска,

    - предотвращением возможного риска,

    -непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска),

    - компенсацией уже возникшего ущерба.

    При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.

    Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией предприятия.

    Так, если предприятие ориентируется на обеспечение своей финансовой устойчивости, соответствующие принципы, которыми должен руководствоваться разработчик программы,

    будут диктовать выбор методов управления рисками, обеспечивающих эту финансовую устойчивость.

    Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена способом, основанном на сопоставлении с финансовыми возможностями предприятия значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка. Этот коэффициент рассчитывается для максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков для двух вариантов - до внедрения программы управления рисками и после нее.

    Управлять данными рисками можно с помощью маркетинговых исследований. Так целесообразно провести исследование для определения точного количества оказания работ/услуг, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов.

    Результаты данных исследований могут быть использованы производственным и коммерческим отделами для определения приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия, прогноза выгод клиентов и с учётом действий конкурентов в производственной и маркетинговой политике.

    Кроме вышеперечисленных рекомендаций по снижению рисков ООО «Ратимир» могут быть использованы методы минимизации рисков, связанные с включением дополнительных пунктов в контракты с контрагентами, таких как:

    - обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск;

    - получение от контрагентов определенных гарантий;

    - сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами;

    - обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.

    На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами. На основании проведенного выше анализа источников возникновения рисков и способности управления ими на ООО «Ратимир» можно отметить, что введение антирискового отдела в организационную структуру предприятия является экономически обоснованным и эффективным в масштабе деятельности всего предприятия.


    3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий


    Определим экономическую эффективность по внедрению нового отдела по управлению рисками на предприятии. Рассчитаем затраты на внедрение отдела. Затраты по внедрению ОУР включают в себя:

    1. Выделения кабинета, оборудования и техники:

    - мебель;

    -офисная техника(ПК, принтер, сканер, телефон, информативные доски);

    2. Пуско-наладочные работы по вводу компьютерной системы в эксплуатацию;

    3. Инвестирование в квалификацию сотрудника ( 1 чел)

    4. Расходы, связанные с выплатой заработной платы сотруднику ОУР

    5. Прочие затраты.

    Рассмотрим капитальные затраты предприятия по внедрению ОУР см. таблице 2.

    Таблица 2. Капитальные затраты по внедрению ОУР

    Статья расходаСтоимость, руб.Выделения кабинета, оборудования и техники50000Пуско-наладочные работы по вводу компьютерной системы в эксплуатацию10000Инвестирование в квалификацию сотрудника ( 1 чел)30000Расходы, связанные с выплатой заработной платы сотруднику ОУР20000Прочие затраты.30000Итого150000

    При оценке эффективности внедрения первоначально необходимо произвести расчет чистого дохода (ЧД). ЧД характеризует накопленный эффект за расчетный период. Суммарный ЧД за весь расчетный период представляет собой сумму эффектов за каждый шаг расчета (временной период) и определяется на основе расчета финансовых потоков.

    Отдел будет оценивать риски и проводить различные превентивные меры, начиная от страхования, заканчивая выработкой предложений по диверсификации аспектов риска, к примеру при угрозе срыва или сбоя ритма поставок, необходимо увеличить число поставщиков, и т.д.

    Программы страхования ответственности за качество продукции и при эксплуатации ОПО, убытков от перерывов в производстве, экологического ущерба, основанные на грамотной оценке рисков залог устойчивого развития компании.

    Объекты страхования:

    1. здания,
    2. сооружения,
    3. внутренняя отделка помещений,
    4. оборудование и инвентарь,
    5. товары и материалы,

    Риски:

    1. пожар,
    2. взрыв,
    3. стихийные бедствия,
    4. противоправные действия третьих лиц,

    Покрытие полностью соответствует требованиям банков, лизинговых компаний иарендодателей кстраховой защите имущества. Возможно расширение страхового покрытия.

    Страхование защищает отутраты, гибели и/или повреждения имущества вследствие следующих опасностей:

    1. пожара, удара молнии, взрыва газа, употребляемого для бытовых надобностей;
    2. падения на застрахованное имущество летающих объектов или их частей и грузов;
    3. опасных природных явлений;
    4. взрыва паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, машин, аппаратов и других технических устройств;
    5. повреждения застрахованного имущества в результате аварий гидравлических систем;
    6. противоправных действий третьих лиц, а именно:
    7. кражи с незаконным проникновением;
    8. грабежа;
    9. разбоя;
    10. умышленного уничтожения или повреждения имущества;
    11. хулиганства;
    12. вандализма
    13. повреждения, уничтожения, утраты имущества при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
    14. боя оконных стекол, зеркал и витрин;
    15. поломок электротехнического оборудования;
    16. поломок машин и механизмов;
    17. наезда транспортного средства, навала судна на застрахованное имущество;
    18. захламления, загрязнения, заболачивания (подтопления) земельных участков;
    19. внезапного и непредвиденного падения на застрахованное имущество деревьев или их частей (за исключением сухостоя), опор линий электропередачи, средств наружной рекламы и других неподвижных предметов;
    20. звукового удара. Звуковой удар считается произошедшим только тогда, когда он произведен летательным аппаратом, проходящим через звуковой барьер.

    Дополнительно в договор страхования может быть включено покрытие:

    1. убытков от перерыва в хозяйственной деятельности;
    2. потери арендной платы;
    3. расходов на расчистку и восстановление территории и/или вынужденный слом строений после страхового случая.

    Затраты на страхование составят:

    0,05 % в год от страховой суммы

    0,05%*(3350000+9600000+28501000)=20725,5 рублей

    Главный экономический эффект от внедрения ОУР заключается в улучшении экономических и хозяйственных показателей работы предприятия, в первую очередь за счет снижения рисков на предприятии.

    Рассмотрим возможные риски на ООО «Ратимир» на таблице 3.


    Таблица 3. Возможные риски на ООО «Ратимир»

    Наименование рискаПотери, руб.1Внешнеэкономический:

    Поставка продукции (птицы) из других регионов с некачественным товаром

    1 кг=25р

    5 т=125 000р

    Перевозка вместе с таможней=1 550 000р

    Не было продаж=400 000 р2 075 0002Риск изменения рыночной обстановки:

    1 кг свинины=45р

    1 кг говядины=45р

    1 кг птицы=25р

    3,5 т=157 500р

    3,5 т=157 500р

    5 т=125 000р

    Перевозка=2 390 000р

    Итого: 2 829 000р

    С увеличением цен на сырьё обстановка стала следующей:

    1 кг свинины=50р

    1 кг говядины=50р

    1 кг птицы=30р

    3,5 т=175 000р

    3,5 т=175 000р

    5 т=150 000р

    Перевозка=2 600 000р

    Итого: 3 100 000р

    Затраты на сырьё увеличились на 710 000р, следовательно уменьшилась прибыль в следствии того, что цена на продукцию не поднялись710 0003Техногенные:

    Плата за выбросы от котельной и колбасного завода составляют: 600 000р

    Поломка (отказ) пельменной линии:

    1 кг мяса=110р

    3,5 т мяса =385 000р

    Затраты на сырьё составили: 154 010р

    Рабочая сила = 3000р

    На ремонт затраты: 50 000р1 192 0104Транспортные:

    Сырьё перевозимое на ж/д транспорте=350 000р

    Перевоз продукции=1 050 000р

    Продукт не попал на вовремя на рынок=1 400 000р

    Возмещённый ущерб ж/д (в 50% размере)=1 400 000р1 400 0005Снабженческий:

    Работникам был поставлен план, что за рабочий день они должны выполнить 15 т готовой продукции = 4 918 000р

    Но план был выполнен всего на 70% (т.е. 4,5т не довыполнено)

    Потери: 1 476 000р1 476 0006Отказ покупателя по вине производителя:

    1 т готовой продукции =3 550 900р

    Рабочая сила =19 000р

    Энергозатраты =10 000р3 579 9007Риск банкротства (учитывается стоимость данного предприятия)56 500 0008Риск этапа хранения готовой продукции (холодильная установка вышла из строя):

    7 т =15 000 000р

    Рабочая сила =15 000р

    Ремонт=40 000 р

    Некоторый продукт не попал на рынок в связи с порчей =3 295 000р3 350 0009Природно-климатический риск (землетрясение):

    Небольшие трещины зданиях=2 400 000р

    Разрушение и выход из строя оборудования=7 200 000р9 600 00010Экологический (выброс аммиака из холодильной установки)

    Затраты идут на:

    Локализацию аварии=19 000 400р

    Эвакуацию людей=2 000600 р

    Восстановление производственного процесса=7 500 000р28 501 000Итого502 383 010

    Таким образом, на мероприятия по внедрению отдела управления рисками будет первоначально затрачено 150000 руб. Их них постоянные затраты составят 27000 руб. в месяц, а затраты на страхование 20725,5 рублей.

    150000+27000*12+20725,5 = 494725,5 рублей

    А при его эффективной деятельности, данный отдел может сократить возможные риски предприятия на 502383010 руб.

    Но для расчета экономического эффекта не следует использовать предполагаемые потери, риск возникновения всех угроз и факторов описанных выше, достаточно не велик, учтем по этой причине ежегодные потери предприятия, списанные на подобные факторы по данным предприятия, это в среднем 2500000 рублей в год.

    Экономический эффект составит = 2500000 - 494725,5 = 2005275,5 рублей

    Экономическая эффективность составит = 2005275,5/494725,5 = 405,33 %

    Таким образом, экономический эффект очевиден и предприятию необходимо реализовать на практике рекомендации по управлению рисками.


    Заключение


    Риски появляются и воздействуют на предприятия, вне зависимости от уровня стабильности на рынке. Это влияние, в основном, носит отрицательный характер, а также может довести компанию до кризиса. Но не стоит рассматривать риски как только негативное явление. С одной стороны, риски представляют опасность для организации, а с другой стороны помогают рынку освободиться от немобильных компаний. Для результативного управления рисками следует осуществлять анализ, количественную и качественную оценку ущерба и возможности появления рисков. Сам процесс управления рисками является многоступенчатым и непростым и для успешного функционирования предприятиям необходимо организовывать эффективную систему управления рисками.

    Предпринимательский риск - это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

    Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.

    Система управления риском прежде всего предполагает их оценку, результаты которой позволяют в дальнейшем выбрать наиболее оптимальный способ снижения рисков. В предпринимательской деятельности наиболее часто используются следующие пути снижения рисков: приобретение дополнительных фирм, компаний с хорошо налаженной системой внедрения новых технологий; привлечение внешних конкурентов-экспертов с узкой специализацией; внедрение нововведений; максимальное использование прошлого опыта; диверсификация; лимитирование; страхование; страхование ответственности; сострахование и перестраховании; резервирование средств.

    В теоретической части работы были исследована природа и экономическое содержание риска, рассмотрены теоретические основы управления риском на предприятии, приведены общие методы снижения риска, разработан механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.

    На основе теоретических материалов был проведен анализ влияния рисков на функционирование предприятия на примере ООО «Ратимир». Рассмотрены аспекты управления риском на предприятии и выявлено отсутствие системы по управлению рисками.

    Результаты анализа показали, что для ООО «Ратимир» наиболее значимыми являются риск морального и физического устаревания техники и оборудования, отсутствие стабильности в рамках обеспечения выполнения договоров и контрактов, ценовые риски, риск сезонности в выполнении работ/услуг и другие.

    На исследуемом предприятии основными являются диверсификация поставщиков и покупателей, а также видов вложения средств, страхование имущества, и такой прием компенсации риска как мониторинг конкурентной, социально-экономической и нормативно-правовой среды.

    С учётом выводов, сделанных на основе анализа финансового состояния исследуемого предприятия, рисков и методов, используемых для их снижения, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления рисками, на основе создания отдела управления рисками. Данный отдел должен работать на основании программы целевых мероприятий по управлению рисками.

    Для ООО «Ратимир» рекомендованы для внедрения следующие методы снижения степени рисков:

    - использование страховых инструментов для защиты собственности и снижении риска неисполнения хозяйственных договоров, в частности

    заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить груз по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема сформированного и укомплектованного портом груза. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата груза и т. п.;

    - резервирование средств для покрытия непредвиденных расходов. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов рекомендуется производить на базе выявления непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату в виду вынужденного простоя бригад, дополнительные расходы на переоборудование в случае резкого изменения структуры грузопотока, субконтракты. Такая дифференциация позволит определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства;

    - лимитирование при управлении дебиторской задолженностью и в заемной политике. В систему нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков рекомендуется включать: предельный размер заемных средств; минимальный размер активов в высоколиквидной форме; максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

    Кроме того, для снижения риска неоптимального распределения ресурсов, экономического колебания и изменения в желаниях клиентов и действий конкурентов предлагается использовать маркетинговые исследования. В частности, целесообразно провести исследование для определения точных качественных характеристик по переработке груза, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов.

    Список использованных источников

    1. Закон РФ «О предприятиях ипредпринимательской деятельности».
    2. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю., Семенова Н. К. Проблемы понятия «лидерство» // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 745747.
    3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Нестабильный курс рубля: причины, плюсы и минусы // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 747750.
    4. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Риски в предпринимательской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 578-580.
    5. Антонов Г.Д, Иванова О.П, Тумин В. М. Управление рисками организации: Учебное пособие /. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 153 с.
    6. Бартон Л., Шенкир Г., Уокер Л. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься. - М.: Изд. дом Вильямс, 2003. - 208 с.
    7. БахрамовЮ.М., ГлуховВ.В.Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Лань», 2012.- 736 с.: ил.
    8. БланкИ.А.Основы финансового менеджмента. Т.1.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2011.- 592 с.
    9. БогатыреваО.В.Принципы стратегии финансового оздоровления кризисных предприятий// Экономический вестник ЮФО. Краснодар. 2010. №1- 0,3 п.л.
    10. БогатыреваО.В.Стратегическое управление финансовым оздоровлением кризисных предприятий// Нормативные акты для бухгалтера. Краснодар. 2012. №110,4 п.л.
    11. Воробьев С. Н. Управление рисками в предпринимательстве // Воробьев С. Н., К. В. Балдин; Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°». Москва, 2014.
    12. ВоробьевС.Н., БалдинК.В.Управление рисками в предпринимательстве: Учебник.- М.: ИТК «Дашков иК», 2013.
    13. ЕфимоваО.В.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия- М.: Дело иСервис, 2012.
    14. Кутафьева Л. В. Приемы и методы управления предпринимательскими рисками // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 322-324.
    15. Кутафьева Л. В. Сущность, содержание и понятие риска в предпринимательской деятельности // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 319-321.
    16. Ковалев С. В. Комплексный анализ рисков научно-предпринимательских структур на основе факторной многокритериальной OLAP-модели //EuropeanSocialScienceJournal. 2012. № 121 (28). С. 356371.
    17. Курилова М. В. О методах управления хозяйственным риском в аграрном предпринимательстве //Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 21. С. 6164.
    18. ЛукасевичИ.Я.Финансовый менеджмент: Учебник.- М.: Эксмо, 2014. 768 с.- (Высшее экономическое образование).
    19. ЛюбушинН.П.Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс.- М.: Экономистъ, 2014.- 480
    20. Месропян М. А. Методы управления рисками в предпринимательской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 849-851.
    21. Ржавина Ю. Б. Риски в предпринимательстве как объективная необходимость//В сборнике: Теория и практика экономических наук. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр «Аэтерна»; Ответственный редактор Сукиасян А. А.. 2014. С. 5557.
    22. Рапницкая Н. М. Об управлении рисками в малом предпринимательстве //В сборнике: Современные проблемы и тенденции инновационного развития европейского севера материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 194197.
    23. СелезневаН.Н.Финансовый анализ: Учеб. пособие /Н.Н.Селезнева.- М.: ЮНИТИ, 2012.- 908 с.
    24. СтупаковВ.С., ТокаренкоГ.С.Риск-менеджмент: Учебное пособие.- М.: Финансы истатистика, 2013.- 288 с.
    25. Шапкин, А. С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: [Текст] /А. С. Шапкин, В. А. Шапкин / Учебное пособие - М.: Дашков и К - 2013. 179 с.
    26. Юрлова Н. С., Скачок И. В. Управление рисками [Электронный ресурс] // КиберЛенинка (научная электронная библиотека). - 2014 / Вестник НГИЭИ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Риски предпринимательские ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.