Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Рынок нефтегазовый

  • Вид работы:
    Другое по теме: Рынок нефтегазовый
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    07.03.2018 13:53:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    1.Теоретические основы функционирования мирового рынка нефти и газа5

    1.1. Эволюция мирового нефтегазового рынка5

    1.2. Роль нефтяной отрасли в экономике России11

    2.Российско-европейское сотрудничество в нефтегазовой сфере15

    2.1. Анализ динамики показателей внешнеторговых связей России и европейских стран в нефтегазовой сфере15

    2.2. Направления развития сотрудничества РФ и Европы в нефтегазовой сфере20

    Заключение24

    Список использованной литературы26



    Введение

    Актуальность курсовой работы заключается в том, что нефть была, есть и в обозримом будущем останется одним из ведущих источников первичной энергии, потребление которой неуклонно расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики. Одновременно растет использование нефтепродуктов в качестве сырья для химической промышленности, что экономически более эффективно по сравнению с прямым энергетическим использованием углеводородов.

    Нефть как сырье является объективно исчерпаемым и невозобновляемым природным ресурсом. Существует значительная степень неопределенности относительно имеющихся геологических запасов нефти в мире, а также се количества, которое может быть реально извлечено из недр.

    Такого рода оценки существенно отличаются друг от друга в зависимости от мнении тех или иных экспертов и времени, когда эти исследования были осуществлены. Все оценки указывают на то, что мировые объемы потенциально извлекаемых запасов нефти вполне достаточны для удовлетворения растущего спроса по крайней мере на 3540 лет, и в обозримой перспективе серьезного дефицита нефти на мировом рынке вследствие абсолютного истощения ее запасов не предвидится. Разумеется, эти оценки не учитывают широкие возможности открытия новых крупных месторождений нефти, особенно в еще слабо изученных районах мира, и в первую очередь на морском шельфе. Не случайно то, что разведанные запасы нефти не только не сокращаются, но в последние годы имеют отчетливую тенденцию к росту.

    Значительный практический интерес для всех стран мира представляет развитие мировых рынков энергоресурсов, поэтому уже почти ни одной страны не осталось, которая не была бы вовлечена в мировую торговлю ими.

    Нефть важный энергетический ресурс, но в то же время ограниченный. Естественно, за его контролированием идет многолетняя борьба. Нефтяная отрасль оказывает значительное влияние на экономику и политику, как отдельных стран, так и на мировой рынок в целом. В настоящее время тенденцией развития нефтяного рынка для развивающихся стран является рост потребления сырья, в то время, как для развитых стран стремительное сбережение, используя альтернативой более экологичные ресурсы. Проблема развития мирового нефтяного рынка будет актуальной и в будущем.

    Цель работы определить роль России на мировом рынке нефти.

    В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи:

    1. Определить этапы развития в формировании мирового рынка нефти.

    2. Проанализировать основные параметры мирового рынка минерального сырья в 1994-2014 гг.

    3. Определить масштабы и динамику экспорта нефти российскими нефтяными компаниями.

    4. Обозначить роль антироссийских санкций в данном сегменте.

    5. Рассмотреть перспективы развития мирового рынка нефти.

    Объектом исследования является российский и мировой рынки нефти.

    Предметом исследования служит экспортный потенциал российской нефтяной промышленности.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


    1. Теоретические основы функционирования мирового рынка нефти и газа

    1.1. Эволюция мирового нефтегазового рынка

    Традиционно мы оперируем общим понятием "мировой рынок нефти", однако детальный анализ показывает, что рынок этот неоднороден и имеет свои региональные особенности. Так, регионы Северной Америки, Европы, СНГ и АТР являются основными потребителями нефти.

    Распределение добычи и потребления по рынкам сбыта При этом рынки АТР и Северной Америки, которые собственной добычей обеспечены соответственно на 41% и 56%, наиболее уязвимы и нестабильны. Характерно, что кризисные явления именно на этих рынках и были причиной резких колебаний цен на нефть в последнее десятилетие.

    По объему поставок главным поставщиком нефти на мировой рынок в региональном отношении остается во главе с Саудовской Аравией Ближний Восток, в организационном - ОПЕК, в который входит большинство нефтедобывающих стран ближневосточного региона.

    По организации поставок и методам ценообразования мировой рынок нефти делится на три сектора: внутренний рынок нефтедобывающих стран, экспорт и импорт нефти по трубопроводным системам и "нефть-на-море", т.е. экспорт и импорт танкерами.

    Суммарные поставки нефти стран-производителей на свои внутренние рынки составляют 1,6 млрд тонн в год. Внутренние цены на этих рынках значительно отличаются от цен мирового рынка и никак на них не влияют: они часто регулируются правительством страны (напрямую или при помощи налогов и таможенных пошлин) с целью обеспечить более полную загрузку собственных НПЗ и стимулировать развитие экономики своей страны.

    Таким образом, в целом мировой рынок нефти структурируется по принципу экспорта и импорта нефти. В этой связи в данном аспекте необходимо рассмотреть роль стран экспортеров нефти и стран импортеров нефти.

    В целом, что касается стран экспортеров нефти, диктующих условия экспорта, импорта и ценообразования на нефть, то они в основном представлены странами ОПЕК и несколькими другими странами производителями нефти. Данная ситуация характерна для современного состояния мирового рынка нефти. Рынок нефти до начала 80-х годов являлся одним из наиболее монополизированных в мировой торговле.

    Весь цикл операций на нем, от поисково-разведочных работ до сбыта нефтепродуктов различным покупателям, практически полностью контролировался вертикально интегрированными компаниями Международного нефтяного картеля (МНК), к поведению которых приспосабливались и аутсайдеры.

    Компании МНК, осуществлявшие нефтяные операции по всему миру, получали нефть, главным образом, по концессионным соглашениям, заключенным с принимающими (в основном - развивающимися) странами, а экспортировали ее по долгосрочным контрактам либо своим же отделениям (до 70% всего экспорта), либо самостоятельным нефтеперерабатывающим компаниям.

    Последние относились, как правило, к категории так называемых независимых компаний, то есть участвовали только в одной-двух последовательных стадиях нефтяной цепочки на территории отдельно взятой страны или региона.

    Крупные нефтяные компании представлены были нефтяными монополиями. В этой связи необходимо отметить, что и сегодня капиталистическое нефтяное хозяйство является сферой деятельности мощных транснациональных монополий. Решающую роль в отрасли играют немногим более 10 международных нефтяных трестов, которые значительно превосходят монополии большинства др. отраслей по финансовому могуществу, мощности производственной базы, месту, занимаемому ими в мировом производстве и торговле. Лидирующее положение крупнейших нефтяных монополий основано главным образом на эксплуатации природных и людских ресурсов за пределами своих стран. Преобладающая форма их внешнеэкономической экспансии - экспорт капитала. У ведущих нефтяных монополий США и Великобритании от 50 до 80% активов находятся за границей. До 75% добычи и переработки нефти монополии "Эксон корпорейшен" и "Мобил ойл" осуществляют вне США. У "Бритиш петролеум" за границей сосредоточено почти 100% добычи нефти и 80% её переработки (1972). Филиалы американских и английских нефтяных монополий входят в число ведущих нефтяных фирм таких стран, как Франция, Италия, ФРГ и т.п.

    В основе становления и почти полувекового господства нефтяных монополий США и Великобритании в мировом нефтяном хозяйстве лежит захват ими и раздел между собой важнейших нефтяных месторождений, расположенных в развивающихся странах.

    Государственное нефтегазовое объединение "ЭНИ" - один из наиболее активных аутсайдеров, самая крупная нефтяная и одна из ведущих промышленных монополий Италии. Превращение "ЭНИ" в ведущую международную нефтяную монополию началось со 2-й половины 50-х гг. и протекало в острой конкурентной борьбе с членами Международного нефтяного картеля. В борьбе за источники сырья "ЭНИ" впервые изменила традиционные концессионные соглашения, заключаемые членами Международного нефтяного картеля, предложив нефтедобывающим странам совместную деятельность в области разведки, добычи и переработки нефти и более выгодные условия распределения прибылей.

    В результате в 1958 году "ЭНИ" получила доступ к нефтяным месторождениям в Иране, а в последующие годы проникла в нефтяную промышленность Сенегала, Ливии, Туниса, Судана и др. Опираясь на помощь государства, "ЭНИ" значительно ограничила влияние английских и американских монополий в нефтяном хозяйстве Италии. Под её контролем находится свыше 25% рынка нефтепродуктов страны.

    На долю самой крупной нефтяной монополии "Эксон корпорейшен" в начале 1970-х гг. приходилось 16% добычи и 15% переработки нефти в капиталистическом мире (287 и 257 млн.тв 1972 г.). В странах - членах ОПЕК её удельный вес в добыче нефти составил 18,3%, в переработке - 19,7% (1969 г.). Резкие колебания цен на нефть послужили толчком для привнесения в международную торговлю нефтью механизмов управления рисками. Это привело к появлению на рынке нефти менеджеров финансового рынка. Они принесли с собой технику управления рисками, применявшуюся на финансовых рынках, - технику биржевых операций на рынках ценных бумаг. Чем больше инструментов такого управления оказывается в распоряжении нефтяных компаний и других участников нефтяного рынка, тем более сложной становится структура последнего. К настоящему времени произошла практически полная перестройка структуры мирового нефтяного рынка, обеспечившая существенное повышение его диверсифицированности и увеличение многообразия и гибкости его механизмов. Трансформация рынка шла в направлении расширения видов товарообменных сделок, добавления новых сегментов рынка к уже существующим: от долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью (рынок «спот»), далее - к форвардным и, наконец, - к фьючерсным сделкам. Словом, доминанта рынка смещалась от сделок в основном с реальной нефтью к сделкам преимущественно с «бумажной» нефтью. В итоге к концу 1980-х годов сформировалась мировая система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном тремя центрами (Нью-Йорк - NYMEX, Лондон - IPE, Сингапур - SIMEX) и работающая в 24-часовом режиме реального времени (когда закрывается биржа в Сингапуре - открывается в Лондоне, после закрытия которой открывается биржа в Нью-Йорке).

    "Пришло время для большинства государств-потребителей нефти во главе с США сформировать ОПИК, которая сможет применять политику санкций, чтобы вынудить ОПЕК пойти на переговоры по достижению стабильных и разумных цен на нефть-сырец", - считает президент "Гражданской энергетической корпорации" в Бостоне Джозеф Кеннеди.

    Мнение американских экспертов обнародовал в среду генеральный секретариат ОПЕК в Вене. "Перед лицом санкций промышленно развитых государств, которые могут войти в ОПИК, 11 членов ОПЕК глубоко задумаются, прежде чем примут решение о волюнтаристском снижении квот на сырую нефть, - считает Кеннеди. - Нефтепроизводящие страны, включая государства-члены ОПЕК, а также другие крупные производители в значительной степени зависят от США, Японии, стран Евросоюза и других нефтепотребителей в смысле получения от них необходимых им товаров, услуг и кредитов, в плане финансирования большинства их проектов, в том числе в нефтегазовом секторе экономики".

    Далее отметим, что на долгосрочное развитие мировой энергетики, мировых энергетических рынков, а также на состояние энергетической безопасности в глобальном и региональном плане большое воздействие оказывают процессы обостряющейся конкуренции и межгосударственного взаимодействия в энергетической сфере. Одной из основных задач такого взаимодействия является нахождение баланса интересов основных действующих лиц на мировом энергетическом поле, прежде всего в отношениях между нетто-импортерами и нетто-экспортерами энергетических ресурсов.

    Большой вклад в развитие глобального диалога потребителей и производителей энергетических ресурсов, а также в содействие устойчивому развитию мировой энергетики вносят регулярные Международные энергетические форумы (МЭФ), которые раньше назывались Международными энергетическими конференциями (МЭК). Состоявшийся 21-23 сентября 2002 г. в Осаке (Япония) 8-й Международный энергетический форум внес ощутимый вклад в поиски путей неконфронтационного взаимодействия между экспортерами и импортерами энергетических ресурсов, а также, по сути, заложил организационные основы для трансформации этих форумов во всемирную энергетическую организацию (хотя пока и неформальную), то есть своеобразную "энергетическую" ООН.

    Необходимость проведения глобального диалога потребителей и производителей энергетических ресурсов возникла в середине 1970-х гг. после резкого обострения финансового и социально-экономического положения развивающихся стран в связи с многократным повышением мировых цен на нефть из-за энергетического кризиса 1973-1974 гг. Как известно, в 1974 г. промышленно развитые страны-потребители объединились в рамках МЭА в целях организации единого фронта в отношении контактов с нефтедобывающими странами, входящими в ОПЕК. В то же время многие потребители и производители из групп развивающихся стран и стран с плановой экономикой, включая бывший СССР, оказались вне этих контактов. Франция, которая в 1974 г. отказалась войти в члены МЭА, предложила созвать представительную международную конференцию под эгидой ООН с участием экспортеров и импортеров, в том числе из развивающихся стран и государств "коммунистического блока". По замыслам Франции, в рамках этой конференции должны были быть рассмотрены вопросы взаимоувязки роста цен на нефть и финансово-экономического положения в мире в контексте расширенного диалога "север-юг" в рамках ООН.


    1.2. Роль нефтяной отрасли в экономике России

    Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.

    Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью и экономикой страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности.

    Его доля в перевозках составляет треть всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам. ТЭК включает в себя: угольную промышленность, нефтегазовую промышленность, а так же электроэнергетику. Однако основной и важнейшей отраслью является нефтегазовая, так как нефть и газ по-прежнему остаются важнейшими источниками дохода в валюте для всей страны.

    В настоящее время, нефтегазодобывающая промышленность включает систему предприятий и организаций, осуществляющих добычу сырья, геологические изыскания и разведку, а также обогащение (очистку) первичного сырья для дальнейшего использования в энергетике и других отраслях хозяйства, играет особую роль в экономике России и во многом определяет долгосрочную стратегию России, как в коммерческом, так и в геополитическом аспекте.

    Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран, Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов. Добыча нефти и природного газа составляет 7 % ВВП России (данные за 2017 год).


    Рисунок 1. Добыча нефти и природного газа в России (данные за 2017 год)
    И так мы видим, что доля добывающей и обрабатывающей промышленности составляет 23%. Однако, Россия не только нефть и газ добывает, но и всю таблицу Менделеева. Давайте тогда составим вот такой график, чтобы чуть более нагляднее было:

    Рисунок 2.Подыча полезных ископаемых в России (данные за 2017 год)

    Напомню, в абсолютных цифрах добыча нефти и природного газа составила 2813 млрд. рублей. Или, если высчитать простой арифметикой, 8% от валовой добавленной стоимости. А от ВВП: 6.8%.

    На нефть и природный газ приходится 44 % объёма экспорта товаров (по данным за август 2017 года). Доходы фед. бюджета на 50,2% состоят из доходов от экспорта нефтегазоносного сырья.

    В настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете отличается от доли в консолидированном бюджете (включает помимо федерального все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года -- чуть более 30 %.

    Согласно постановлению правительства РФ от 23 апреля 2016 г. № 352 об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, экспортная пошлина на нефть 2017 года с 1 мая составит 448,6 долларов за тонну, единая экспортная пошлина на темные и светлые нефтепродукты составит 296 долларов за тонну, пошлина на прямогонный и товарный бензины составит 403,7 долларов за тонну. Пошлина на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен, бутадиен и прочие сжиженные газы составит 196,6 долларов за тонну.

    Изменение мировых цен на нефть является одним из множества факторов, влияющих на рост российской экономики. Рост мировых цен на нефть имеет как положительное влияние на российскую экономику, так и отрицательное. Рост цен оказывает положительно влияние на состояние платёжного баланса, увеличивая стоимостный объём экспорта. Также рост цен, как правило, положительно влияет на динамику российского фондового рынка. При этом экономисты отмечают, что рост цен на нефть оказывает укрепляющее давление на курс рубля, вызывая увеличение объёма денежной массы и возникновение монетарной инфляции. Это в определённой мере сказывается на снижении конкурентоспособности отечественных производителей, потому что импорт по понятным причинам дешевеет.

    Экономисты отмечают, что сейчас рост российской экономики достаточно устойчив к возможному изменению нефтяных цен. Ведь сверхдоходы от нефти более чем наполовину уходят из экономики и накапливаются в государственных резервных фондах, то есть стерилизуются, и в целом влияние роста цен минимально, так как большая часть избыточных средств, поступающая от нефти, отправляется непосредственно в резервные фонды.

    Таким образом, нефтегазовая отрасль - это богатство России. Энерго-добывающая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть и газ достаточно стабилен, хотя и подвержен кризисам и снижениям цен, что в российских налоговых условиях даже может поставить экспортные операции на грань ликвидности. Поэтому в успешном развитии нашей нефтегазодобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира и в первую очередь мы сами.

    1. Российско-европейское сотрудничество в нефтегазовой сфере

    2.1. Анализ динамики показателей внешнеторговых связей России и европейских стран в нефтегазовой сфере

    Развитие экономики России, как крупнейшего экспортера нефтегазовых ресурсов, существенно зависит от мировой нефтегазовой конъюнктуры. Неустойчивость цен на мировых нефтегазовых рынках, а также экономическое и санкционное давление со стороны США и Европы приводит к ухудшению состояния национальной экономики, в том числе и в нефтегазовом секторе, усложнению международных нефтегазовых отношений.

    Для России главным потребителем нефтегазовых ресурсов является Европа, как в силу географических, так и исторических аспектов. Для экономики Европы, не обладающей нефтегазовыми ресурсами, достаточными для обеспечения экономического роста, Россия много лет является одним из основных и надежных поставщиков энергоносителей. Тем не менее, наблюдается увеличение напряженности и противоречий в нефтегазовых отношениях между Россией и Европой.

    В современных условиях геополитической и макроэкономической нестабильности нефтегазовые отношения между Россией и Европой приобрели особое значение и находятся в центре внимания политических сил, общественных движений, средств массовой информации. В текущий период низких мировых цен на углеводороды, ослабления национальной валюты и усиливающихся экономических санкций потребность в получении более обширного знания о развитии отношений между Россией и Европой в нефтегазовой сфере усиливается.

    В условиях разрушения промышленности и тяжелой социально-экономической обстановки экспорт углеводородных ресурсов приобрел для новой России еще большее значение, чем в советский период, поскольку с помощью полученных от него доходов правительство получало возможность нивелировать критическую ситуацию, сложившуюся в стране в первое десятилетие перестройки. Тем не менее, и в последующие десятилетия и в настоящее время нефтегазовый сектор определяет развитие российской экономики. Для подтверждения этого осуществим сопоставление динамики основных показателей экономики с показателями доходов государственного бюджета. В целях экономического анализа используем статистическую информацию, опубликованную на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики, Счетной палаты и министерства финансов.

    Тенденции развития экономики России выражаются в значениях валового внутреннего продукта (ВВП), инвестиций в основной капитал, среднегодовых цен на нефть, а также в динамике индексов физического объема ВВП и инвестиций в основной капитал в 20082017 годах.

    Мировой экономический кризис 20082009 годов привел к резкому снижению темпов экономического развития России и обвалу ВВП от 105, 2 до 92,2 %, а инвестиций в основной капитал от 109,5 до 86,5 %. Последующее восстановление экономики в 2012 году привело к росту ВВП до 104,5 %, а инвестиций до 106,3 %. Однако, в дальнейшем сохранить положительную динамику экономического развития России не удалось, темпы роста ВВП стали замедляться: 104,3 % в 2013 году, 103,4 % в 2014 году, 101,3 % в 2015 году, 100,6 % в 2016 году, 96,3 % в 2017 году.

    Темпы роста инвестиций в основной капитал также снижались: 106,8 % в 2014 году, 100,8 в 2015 году, 98,3 % в 2016 году, 91,2 % в 2017 году. Темпы прироста ВВП и инвестиций в основной капитал (рис. 1) более наглядно отражают особенности кризисных явлений в российской экономике: обвал экономических показателей в 2012 году и постепенное их ухудшение с 2014 года по 2017 год. Как известно, снижение показателей экономического роста продолжается и в текущем 2018 году. Основной причиной падения ВВП России, как экспортера нефтегазовых ресурсов, является снижение мировых цен на нефть, например, в 2015 году при цене 60,4 долларов за баррель индекс физического объема ВВП составил 92,2 %, также в 2016 году при цене нефти 51,2 долларов за баррель индекс физического объема ВВП составил 96,3 %.

    Рис. 1. Темпы прироста ВВП и инвестиций в основной капитал

    Тенденции к ухудшению основных показателей экономического развития прослеживаются в динамике доходов федерального бюджета. Доля доходов федерального бюджета относительно ВВП находится на постоянном уровне и составляет около 20 % ВВП, за исключением 17,9 % в 2016 и 17,0 % в 2017 году. При этом наблюдается существенное снижение темпов роста доходов в реальном выражении с 2014 года 106,1 %, переходящее в спад в 2015 (95,1 %) в 2016 (99,9 %) и в 2017 (84,4 %) годах.

    Для оценки сырьевой зависимости доходы федерального бюджета подразделяют на две составляющие: нефтегазовые и ненефтегазовые. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газа) и доходы от вывозных таможенных пошлин на нефть и газ. Удельный вес нефтегазовых бюджетных доходов составляет существенную величину, при этом наблюдается его постоянный рост с 46,1 % в 2015 до 51,3 % в 2016 году.

    В 2017 году произошло снижение поступлений нефтегазовых доходов в бюджет, что привело к падению удельного веса более чем на 8 %. Таким образом, в динамике объемов ВВП и бюджетных доходов прослеживаются общие циклические тенденции, отражающие увеличение зависимости бюджета от мировой экономической конъюнктуры на нефтегазовые ресурсы, что подтверждает объективную необходимость как в снижении зависимости государственного бюджета от объема нефтегазовых доходов, так и в разработке путей взаимодействия и развития нефтегазовых отношений между Россией и Европой.

    В настоящее время в России функционирует около трехсот нефтедобывающих компаний, ключевыми из которых являются ПАО«Роснефть» 37 % добычи, далее ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «Газпром нефть», которые добывают 34 % совокупного объема российской нефти. Газовых компаний в России около ста шестидесяти. Большая часть запасов газа добывается тремя компаниями: ПАО«Газпром» (73,1 %), ПАО «НОВАТЭК» (12,6 %) и ПАО «Роснефть» (5 %). Лидеры нефтегазовой отрасли, без сомнения, государственные корпорации мирового уровня ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпром».

    Что касается экспорта российских углеводородов на мировом рынке, то его объемы по сырой нефти в натуральном выражении находятся на постоянном уровне с 2016 года (в среднем 250 млн тонн в год), в стоимостном подвержены существенным спадам за счет обвалов мировых цен в периоды экономических кризисов (рис. 2).

    Рис. 2. Динамика экспорта сырой нефти за 20002015 годы

    Объемы экспорта природного газа в натуральном выражении постепенно снижаются с 2010 года при повторяемости спадов по суммам доходов, поскольку мировые цены на газ увязаны с ценами на нефть (рис. 3).

    Рис. 3. Динамика экспорта природного газа за 20002015 годы.

    Европа является основным потребителем российских углеводородов на мировом рынке. В настоящее время на долю европейского рынка приходится около 74 % экспорта углеводородов. Среди потребителей российской нефти первое место занимают Нидерланды (22 %), второе Германия (14 %), далее Польша (12 %) (рис. 4).

    Рис. 4. Европейские импортеры российской нефти.

    Среди потребителей российского газа на первом месте находится Германия (29,1 %), на втором Турция (17,4 %), далее Италия (15,7 %), затем Великобритания (7,1 %), Франция (6,2 %) (рис. 5).

    Рис. 5. Европейские импортеры российского газа.

    Поставки газа осуществляются по территории Европы, Беларуси и Украины. По Украине природный газ транспортируется по 22 трубопроводам, а уходит в Европу по 15.

    2.2. Направления развития сотрудничества РФ и Европы в нефтегазовой сфере

    Проблема России заключается в том, что основной транзит газа к европейскому потребителю проходит именно через украинскую газотранспортную сеть. Это обусловлено не только географией, но и особенностями украинской газотранспортной системы, которая включает газовые хранилища, благодаря которым возможны бесперебойные поставки газа в Европу. В условиях политических и экономических разногласий между Россией и Украиной стабильность поставок газа в Европу находится под постоянной угрозой, что серьезно беспокоит европейских потребителей. Необходимо указать, что основные страны-импортеры российских углеводородов поддерживают политику экономических санкций к России в энергетическом секторе и поэтому пытаются ограничить или заменить российские поставки нефти и газа.

    Назовем основных конкурентов России на европейском рынке поставок нефти: − Саудовская Аравия (Saudi Aramco).Предлагает компенсировать странам Восточной Европы российские поставки по заниженным ценам; − США (Chevron, Exxon Mobil, EnterpriseProducts).

    Вышли в 2016 году на европейский рынок со сланцевой нефтью и газом. Одна из задач вытеснение России с рынка Европы и продолжение политики изоляции и санкций; − Иран (NationalIranianOilCo) крупный поставщик нефти в Азию и Европу до санкций 2012 года. Возобновил в этом году поставки нефти в Грецию, Италию, Испанию. Готов занять часть ниши российских нефтегазовых компаний в Европе. Предлагает демпинговые цены. Назовем основных конкурентов России на европейском рынке поставок газа: − Норвегия (Statoil) постоянно увеличивает поставки природного газа в Европу путем контрактов по спотовым ценам; − Нидерланды (RoyalDutchShell, Gasunie) активный игрок европейского нефтегазового рынка; − Великобритания (RoyalDutchShell, Afren, BPCentrica, BritishGas) поставляет газ в Европу и Северную Америку.

    На мировом рынке нефти и газа Россия не определяет цены на энергоресурсы, а принимает их. Современное мировое и региональное ценообразование на нефтегазовые ресурсы, помимо факторов спроса и предложения на рынке, зависит также от множества других, связанных, в том числе, со стремлением ведущих мировых государств господствовать в энергетической отрасли, как основной в развитии любой современной экономики. Европейским странам выгодно импортировать энергоресурсы по сниженным ценам, что и происходит в настоящее время. Поэтому они будут стремиться к сохранению на мировом рынке низких цен на нефть и газ. Для этого Европа может и использует различные политические инструменты, в том числе и санкции.

    Европейские страны-потребители российских нефтегазовых ресурсов в рамках решений Энергетической Комиссии Европейского Союза пытаются централизованно принимать решения в нефтегазовых отношениях с Россией, навязывая ей свои условия. Поэтому России следует учитывать изменения в геополитической и экономической обстановке на европейском нефтегазовом рынке и находить приемлемые для сторон варианты.

    В настоящее время российская нефтегазовая отрасль является локомотивом национальной экономики, а корпорации ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпром» являются основными налогоплательщиками федерального бюджета. В соответствии с «Энергетической стратегией России» основные направленияееразвития заключаются в следующем:

    − импортозамещение нефтегазохимической продукции и развитие внутреннего рынка;

    − освоение экономически доступных ресурсов нефти и газа в новых районах (Восточная Сибирь и Дальний Восток) и на континентальном шельфе РФ;

    − модернизация и расширение мощностей Единой системы газоснабжения, в частности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

    − разработка и внедрение передовых отечественных технологий нефтегазохимии.

    Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, чтотекущий период функционирования мирового нефтегазового рынка связан с процессами его передела, обострения конкуренции и низким уровнем цен на нефть и газ, что экономически выгодно для потребителей энергоресурсов.

    Нефтегазовый сектор России функционирует в условиях внутреннего экономического кризиса, снижения рентабельности нефтегазовой отрасли, жесткой конкуренции за европейские рынки и экономических санкций. Наблюдается существенное сокращение прибыли государственных корпораций и, соответственно, доходов государственного бюджета от нефтегазового экспорта при сохранении его объемов.

    Цель современной энергетической политики Европы снижение энергетической зависимости от России, путем ее постепенного вытеснения с лидеров европейского нефтегазового рынка.

    В тоже время в интересы Европы не входит полное вытеснение России со своего нефтегазового рынка, поскольку это невыгодно для обеих сторон. Россия много лет является естественным поставщиком природных ресурсов в Европу и будет им оставаться в среднесрочной перспективе.

    России необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить европейские рынки, что предполагает ведение гибкой и осмотрительной экспортной политики. России также необходимо осваивать новые рынки экспорта нефти и газа в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Для уменьшения зависимости национальной экономики от экспорта углеводородов России необходимо осуществлять импортозамещение и интенсивно развивать внутренние рынки в нефтегазохимической сфере. В прогнозах экономического развития России предполагается, что экспорт углеводородов будет оставаться важнейшим фактором развития в период до 2030 года, однако степень его влияния на экономику будет постепенно сокращаться посредством реализации долгосрочной экономической политики, ориентированной на диверсификацию структуры экономики.


    Заключение

    Мнения специалистов и экспертов существенно расходятся относительно прогнозных параметров функционирования ТЭК и его нефтяного сектора.

    Действительно, на фоне последствий мирового финансово-экономического кризиса разрыв в оптимистических и пессимистических ожиданиях существенно нарастает по сравнению с докризисным периодом, что и формирует неоднозначность суждений. Особое внимание приковано к Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной правительством РФ в ноябре 2016 года.

    В ближайшие 20 лет ТЭК сохранит важнейшую роль в экономике страны. Однако опережающими темпами будут развиваться инновационные малоэнергоемкие отрасли экономики: при этом удельный вес ТЭР в экспорте к 2030 году сократится по сравнению с уровнем 2015 года не менее чем в 1,7 раза; доля ТЭК в ВВП снизится с 32% до 18%; доля капиталовложений в ТЭК в процентах к ВВП не менее чем в 1,4 раза; а в общем объеме капиталовложений более чем в 2 раза.

    Удельная энергоемкость ВВП за указанный период должна снизиться более чем в 2 раза, а удельная электроемкость не менее чем в 1,6 раза.

    Являясь крупнейшим заказчиком оборудования и услуг для смежных отраслей промышленности (машиностроение, металлургия, химия и др.) и экономики (строительство, транспорт), российский энергетический сектор вносит весомый вклад в инновационное развитие отечественной экономики. Технологии, используемые сегодня в ТЭК, представляют собой совокупность технически сложных и многогранных процессов.

    Усложнение горно-геологических условий добычи энергоресурсов, разработка месторождений в экстремальных природноклиматических условиях, уменьшение потерь на различных технологических стадиях производства, повышение качества продукции и энергоэффективности требуют соответствующего ускорения научно-технического прогресса и адекватного инновационного уровня развития смежных отраслей.

    Таким образом, ТЭК выступает в качестве одного из базовых генераторов инноваций и провоцирует опережающее развитие смежных отраслей и экономики в целом.

    Однако, делая громкие заявления о необходимости преодолевать сырьевую зависимость, руководители государства уделяют большое внимание поддержанию и развитию экспортного потенциала нефтяной отрасли. И это понятно. Экспорт нефти и нефтепродуктов приносит России до 49% (в 2017 году) валютной выручки. Нефтедоллары остаются основой доходной базы федерального бюджета. Да и нефтяные компании получают основные доходы именно от экспорта.

    Ориентированная на экспорт транспортная инфраструктура отрасли развивается опережающими темпами. Проблема дефицита экспортных нефтепроводов и терминалов благополучно решена. Серьезно ослаблена транзитная зависимость. Расширена география экспортных маршрутов. Большего и не нужно возможности экспорта ограничены. Тем не менее правительство продолжает инициировать строительство новых магистралей, рассчитывая в будущем принять обильные транзитные потоки (что маловероятно). В структуре отраслевого экспорта доминирует нефть. А из нефтепродуктов мазут. По сути, это тот же сырьевой экспорт только в другой обертке. России не получается пока уйти от сырьевой зависимости на практике.


    Список использованной литературы

    1. Аналитический журнал «Нефтегазовая Вертикаль» № 5.- 2016, М., «Деловая пресса».- С25-29
    2. Байков Н. М. О состоянии и перспективах развития нефтегазовой промышленности в России// Нефтяное хозяйство. 2017.- №1.-С 12-15
    3. Бинатов Ю.Г., Пельменева А.А., Ушвицкий Л.И. Формирование и развитие локального рынка нефти и нефтепродуктов. Ставрополь: СевКавГТУ, 2016.- 182 с.
    4. Бобылев Ю.Н., Четвериков Д.Н. Факторы развития рынка нефти. М.: ИЭПП, 2015. 349 с.
    5. Бердсолл Н. Усиление неравенства в новой глобальной экономике // Вопросы экономики. 2017. № 4. С.86.
    6. Бобылев Ю. Реформу надо продолжать. - Нефть России, № 1, 2015, с. 72-77.
    7. Валлерстайн И. Геополитические миро-системные изменения: 1945-2025 гг. // Вопросы экономики, 2009. № 4. С.77.
    8. Гаврилов В.П. Чёрное золото планеты. М.: Недра, 2015. 160 с.
    9. Гайдар Е.Т. Регулирование нефтяного рынка в ХХ веке. В кн.: Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2016. С.108-120.
    10. Гурвич Е. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса // Вопросы экономики, №10, 2017.-С 8-12
    11. Курилов В.И., Меламед И.И., Терентьева Е.А., Абрамов А.Л., Лукин А.Л. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2014.- 568 с.-275с.
    12. Коржубаев А.Г. Закономерности глобального энергообеспечения и нефтегазовая политика России // ЭКО. 2015. № 10. С. 140 150.
    13. Коржубаев А.Г. Нефтегазовый комплекс России в условиях трансформации международной системы энергообеспечения / Науч. ред. А.Э. Конторович. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2017.- 270 с.
    14. Коржубаев А.Г., Соколова И.А., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс России: перспективы сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2016. -116 с.
    15. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В., Ожерельева И.В. Стержень стратегического развития России // Бурение и нефть. 2016. № 3. С. 3 9.
    16. Кириллов В.И., Туманова Е.В. Финансово-рыночные аспекты поведения нефтяных цен // Мировой рынок нефти и газа. 2015. 34 с.
    17. Кривощекова Е. Окунева Е. Система регулирования нефтяного комплекса России // Вопросы экономики, №7, 2016. с.70.
    18. Ломакин В.К. Мировая экономика. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ. 2015, с.123.
    19. Масюк А. В. Тенденции развития мирового рынка нефти в условиях глобализации. М., 2017. 172 c.
    20. Мастепанов А.М. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. Москва, 2015.- 231 с.
    21. Миловидов К.Н., Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтегазообеспечение глобальной экономики : учеб. пособие / Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкин Мировые цены на нефть: перспективы роста // Нефть России. № 9, 2014.
    22. Мясникова Л. Смена парадигмы. Новый глобальный проект // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 6. С.4.а. М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2016.- 400 с.
    23. Отчет "О технико-экономических показателях нефтяной и газовой промышленности». М.: Государственный комитет РФ по статистике.Россия и страны мира.2008: Статистический сборник / Росстат. М.,2017.
    24. Орлов В.П. Об экспортной ценовой политике России на рынке нефти // Российское геологическое общество. 2015. 23 с.
    25. Россия на мировом рынке нефти // Экономика России: ХХI век, 2017. №7. 24 с.
    26. Панькова Н.А. Возможности использования нетарифного регулирования импорта в условиях вступления России в ВТО // Экономика XXI века. 2014.- № 3.-С12-17
    27. Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики // Записки Горного института. 2015.- № 1. С.3 9.
    28. Пухов С. Мировой рынок нефти тенденции и перспективы // Эксперт, 2018. № 8.
    29. Старостин В., Трофимов В., Пущаровский Д. Минерально-сырьевые ресурсы в мировой экономике XXI века. Электронный журнал «Золотой Лев» № 71-72 - издание русской консервативной мысли. - www.zlev.ru
    30. Слуцкий Л. Стратегия прорыва. Российские транснациональные корпорации «тигры» мировой экономики // Российская газета. 26.1.2017.
    31. Суслов Н.И. Макроэкономические проблемы ТЭК // ЭКО. «Экономика России: ХХI век» журнал №6-2015.-245с.
    32. Шишков Ю. Уровень бедности в современном мире: методологические споры // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 1. С.3-14;
    33. Якушев П. Каково нефтяное будущее мира? // Нефтяное обозрение, 2016. № 5.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Рынок нефтегазовый ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.