Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Рынок труда(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Рынок труда(1)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    05.11.2017 15:26:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Рынок труда и его особенности5

    1.1. Роль рынка труда5

    1.2. Структура и сущность рынка труда.8

    Глава 2. Анализ российского рынка труда и занятости населения14

    2.1 Характеристика российского рынка труда14

    2.2 Перспективы развития российского рынка труда с целью обеспечения занятости населения21

    Заключение28

    Список используемых источников и литературы30



    Введение

    Актуальность работы заключается в том, что изменения в области организации труда, которые происходят в современном обществе, затрагивают всех и каждого, поскольку вместе с этими изменениями, меняются потребности и приоритеты, следовательно, должны измениться и принципы организации труда. Научные знания об организации труда достаточно трудоёмкие, но очень занимательные. Сложность их заключается в том, что для того, чтобы овладеть ими, необходимо обладать одновременно и психологическими, и социологическими знаниями, знать экономику и менеджмент, а так же составить в голове картину всех возможных производственных процессов. Наука организации труда появилась одновременно с появлением на земле человека, ведь под понятием труд подразумевается целесообразная деятельность человека, а его организация - это избрание последовательности операций (действий) и их распределение между людьми.

    Строгая организация труда не возможна, если она не будет считаться со всеми тремя формами проявления человека - его дух, душа и тело, ведь человек удовлетворённый на 30% и эффективен на 30%, исходя из этого, если мы не будем учитывать хотя бы один из этих факторов, то мы очень сильно потеряем в результативности. Изучая мировой опыт в организации труда, не сложно заметить простую деталь - когда страна объявляет для себя вопрос организации труда, вопросом первостепенной важности, эта страна начинает лидировать среди других стран. Этот эффект очевиден, когда мы наблюдаем историю развития таких стран как Америка и Япония. Их рост начался параллельно с началом и развитием собственных моделей организации труда, а с приостановлением модернизации и развития этих моделей остановился и рост этих государств в целом. Каждое государство имеет неповторимое и отличное от любых других государств общество. Это связано с множеством различных факторов, основными из них являются установленные права и свободы граждан, идеология, заложенная и поддерживаемая средствами масс медиа. Проанализировав это, становится очевидно, что создание единой международной модели организации труда, при таком состоянии государств, невозможно, и даже внутригосударственная модель должна состоять из региональных моделей, совершенно отличных друг от друга. Единая модель организации и управления трудом будет возможна только тогда, когда идеология и мышление каждого гражданина будет совершенно одинаковым (неперспективная модель управления), либо если эта модель будет включать в себя прогнозирование и развитие разных идеологий в зависимости от выполняемых функций (перспективная модель управления).

    Целью курсовой работы является рассмотрение рынка труда и занятости населения.

    Задачи работы:

    1. Рассмотреть понятие и структуру рынка труда
    2. Изучить роль рынка труда в формировании движения занятости
    3. Выделить основные проблемы становления рынка труда в России

    Структура данной курсовой работы представлена в виде двух глав, включающих в себя параграфы, введения, заключения и списка используемоей литературы.




    Глава 1. Рынок труда и его особенности

    1.1. Роль рынка труда

    Человек, всегда стремился удовлетворить свои потребности - добыть себе пищу, построить жилье и сшить себе одежду защитить себя и своих близких от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Для этого он использовал то, что находиться «под рукой» - материалы природы, которые помогали ему создать более удобные условия для существования. Эти материалы он переделывал под себя. Труд это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов. В первую очередь человек составляет план и обозначает цель своих действий. Четко составленная цель и обозначенный план характеризует как раз труд человека, а не робота или, к примеру, лошади. Имея цель и используя материалы природы пшеницу или рожь, дерево или глину, лен, шерсть или кожу, человек создает новый продукт, он осознано выполняет последовательность действий, направленных на достижение цели, которые требуют активацию всех ресурсов организма. Физические затраты организма напрямую зависят от цели деятельности и средств труда, которыми пользуется человек. Таким образом, если описать процесс труда, то он включает три основные составляющие:

    1. сырьевой материал
    2. средства труда
    3. затраты живого труда

    Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда новая вещь, сделанная из материалов природы, которая отвечает всем требованиям человека: собранный урожай или выращенный скот, построенный дом или мост, сшитые платье и обувь. Труд возможность материального обогащения. Он является необходимым для существования человека. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. Изменяя окружающую природу, люди под воздействием меняющихся собственных потребностей изменяют и свою природу: обогащают знания, развивают способности и приобретают новые навыки.

    Характер труда выражает степень развитости производственных отношений, социально-экономический способ соединения работников со средствами труда. Содержание труда по отношению к характеру труда носит более частный характер. Характер труда представляет не организационно-техническую, а социальную форму труда и определяется господствующими в данном обществе производственными отношениями и поэтому отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве.

    К показателям характер труда относят форму собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, отношения распределения продуктов и степень соц. различий в процессе труда и др. Труд приобретает человеческую характеристику, становясь целесообразной деятельностью. В процессе взаимодействия с природой, вещественные компоненты которой человек преобразует по своему плану, он прежде всего осуществляет свою сознательную цель, которая определяет способ и характер его действия.

    Труд не стоит узко понимать только антропологически-натуралистически и приравнивать его к проявлением нервно-физиологических структур мозга или деятельности мышц. Подобная точка зрения встречается доситаточно часто, к примеру, в трудах экономиста Ф. Тейлора. Он считал труд как физическую единицу, пытался рассчитать законы нагрузки человеческого организма.

    Содержание труда (job content) трактуется узко утилитарно как совокупность выполняемых операций и предписанных задач. На этом строится вся практика профессионального отбора, в основе которой лежит метод "анализа работы" (job analysis), включающий описание круга обязанностей, функциональные характеристики рабочего места, условия труда, форму заработка и требования, предъявляемые к работнику. A.M. Кравченко.

    Иногда под организацией понимают строение, устройство чего-нибудь, его структуру, внутреннюю упорядоченность, взаимное расположение частей какого-либо целого явления и т.д. В этом смысле организация обозначает некоторую систему, нечто установленное, продуманное, обладающее определенными свойствами. Определение, раскрывающее понятие "организация труда" в указанном выше смысле, называют атрибутивным (от слова "атрибут" - существенный признак, неотъемлемое свойство чего-либо), так как такое определение должно характеризовать существенное свойство рассматриваемого явления. В таком случае, организация труда на предприятии - это система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и друг с другом, образующая определенный порядок осуществления трудового процесса.

    Организация труда на предприятии - это, с другой стороны, действия по установлению, упорядочению или изменению порядка осуществления трудового процесса и связанных с ним производственных взаимодействий работников со средствами производства и друг с другом.

    Роль организации труда - она является элементом трудового процесса и процесса производства.

    Процесс труда - явление сложное, много аспектное.

    Основными формами проявления труда являются:

    1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

    2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

    3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

    1.2. Структура и сущность рынка труда.

    Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

    На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

    На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

    Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

    На рынке труда реализуется возможность:

    - свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

    - найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

    - независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

    - свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

    Важными характеристиками рынка труда являются его гибкость и сегментированность. Они позволяют проанализировать причины и факторы, влияющие как положительно, так и отрицательно на мобильность рабочей силы на рынке труда.

    Сегментация рынка труда - это разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Изучение сегментированности рынка труда привело к созданию теории двойственности рынка труда, в которой предполагается разделение рынка труда на две части: первичный и вторичный рынки.

    Первичный рынок труда - это рынок, на котором присутствуют "хорошие" работы. Работа на первичном рынке труда - это виды работ, в большей степени характерные для внутреннего (внутрифирменного) рынка труда.

    Вторичный рынок труда - это рынок, где присутствуют "плохие" работы, которые характеризуются чертами, прямо противоположными первичным рынкам труда. На вторичном рынке труда, во-первых, велика текучесть кадров и нестабильна занятость; во-вторых, низки уровни заработной платы; в-третьих, практически не существует продвижения по служебной лестнице, за исключением отдельных ограниченных случаев; в-четвертых, технология производства примитивна и трудоемка; в-пятых, отсутствуют профсоюзы.

    Если процессы, вызывающие сегментированность рынка труда, препятствуют мобильности рабочей силы, то процессы, повышающие гибкость рынка труда, наоборот, увеличивают мобильность на нем.

    Простая и наиболее очевидная форма гибкости - это количественная гибкость, выражающаяся в изменении количества занятых или уровня заработной платы в ответ на изменение экономической конъюнктуры. Этот вид гибкости был всегда присущ рынку труда.

    Реорганизация рабочего времени заключается, с одной стороны, во внедрении гибких режимов труда в соответствии с необходимостью более полного использования производственных мощностей или приспосабливания к сезонным колебаниям спроса. С другой стороны, для решения проблем занятости в ряде стран практиковалось сокращение рабочего времени и ограничение сверхурочных работ. Повышение гибкости рабочего времени может быть также связано с гибкими пенсионными планами, созданием стимулов и законодательных возможностей для более раннего выхода на пенсию.

    Повышение гибкости в вопросах найма и увольнения в основном связано с ограничением срока действия трудового контракта, применением краткосрочных трудовых договоров и ослаблением институциональных барьеров при увольнении (согласование с профсоюзами, с органами трудовой инспекции, занятости и т.д.) или избавлением от них.

    Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда. В этом случае формируется своего рода "рыночный" государственный патернализм как форма проявления вышеназванного патернализма в социально-трудовых отношениях.

    Государство предоставляет всем участникам рынка труда определенные гарантии: работникам - сохранение рабочего места, выплату заработной платы и пособий, социальное страхование, пенсии и т.д.; работодателям - спрос на запланированный объем выпущенной продукции, предоставление сырья и материалов, устойчивые цены и целевое финансирование. Эти гарантии позволяют контрагентам чувствовать себя социально защищенными при любых рыночных катаклизмах, но жесткость накладываемых государством финансовых рамок функционирования работника и работодателя ограничивает стимулы к личной инициативе, поиску наиболее эффективных сфер применения труда, повышению производительности, выявлению внутренних резервов самообеспечения, то есть формирует пассивность в социально-трудовых отношениях.

    В пассивную политику регулирования рынка труда принято включать следующие меры: регистрация ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

    Активная политика на рынке труда, как показано выше, нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности и исходит из того, что здоровый человек должен самостоятельно заработать средства для обеспечения своей семьи, это его долг, ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом, а государство - лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости.

    На разработку и осуществление активной политики на рынке труда решающее влияние оказывают три важнейшие группы факторов:

    1) международные трудовые нормы, устанавливающие такие основные права, как свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр.;

    2) сложившийся тип социально-трудовых отношений (в российской действительности это трипартизм), поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп, представляющих, например, безработных:

    3) разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри стран.

    Активная политика на рынке труда по форме - это комплекс мер, нацеленных на содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду и включающих:

    - помощь при трудоустройстве,

    - содействие в профессиональной переподготовке,

    - развитие самозанятости,

    - профессиональное консультирование и др.

    Подводя итог сказанному, организация труда на предприятии - это, с одной стороны, система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и друг с другом, образующая определенный порядок трудового процесса, который складывается из разделения труда и его кооперации между работниками, организации рабочих мест и организации их обслуживания, рациональных приемов и методов труда, обоснованных норм труда, его оплаты и материального стимулирования, планирования и учета труда и который обеспечивается подбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, созданием безопасных и здоровых условий труда, а также воспитанием дисциплины труда.


    Глава 2. Анализ российского рынка труда и занятости населения

    2.1 Характеристика российского рынка труда

    Состояние современного рынка труда в России в 2015 2016 годах крайне подвержено влиянию политических событий и экономических явлений как внутри страны, так и за ее пределами. Несомненное влияние на общую ситуацию оказала новая реальность, обусловленная:

    - событиями в Украине;

    - санкциями Запада;

    - присоединением Крыма;

    - ростом цен;

    - сохраняющейся инфляцией;

    - низким уровнем жизни большинства населения;

    - стагнацией экономики;

    - остающимися стабильно высокими уровнями безработицы населения и коррупции и взяточничества властей.

    Рассмотрим последниеофициальные данные о современном состоянии рынка трудаи занятости,размещеные на официальном сайте Росстата.

    По состоянию на август 2015 г. Росстат приводит следующие данные:

    Процент занятого населения составляет 66,1 % (сократившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на доли процентов).

    Уровень безработицы составляет 4,8 (также незначительно изменился по сравнению с 2014 г.).

    Количество безработных уменьшилось на 7,5%.

    По данным того же источника, уровень доходов населения в стране увеличился на 9,1% и составил в среднем порядка 31500 руб.

    Динамика изменения основных показателей, характеризующих состояние рынка труда в России за 2015 год представлена в таблице 1.

    Таблица 1. Уровень безработицы в стране на ноябрь 2015 года

    Численность экономически активного населения (млн. чел.)Численность безработных (млн. чел.)Уровень общей безработицы (%)75,53,95,2Однако не смотря на число официально зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных на 31 декабря 2015 года равнялось 885,6 тыс. человек. Рост в декабре 10%, а с ноябрем почти 14%. Потребность в работниках (данные федерального банка вакансий) на 2014 год и коэффициент напряженности на рынке труда указаны в таблице 2.

    Таблица 2. Потребности в работниках и коэффициент напряженности на рынке труда на 2015 год

    Потребность в работниках (млн. ед.)Коэффициент напряженности на рынке труда

    (соотношение безработных к количеству рабочих мест в банке вакансий)1,40,7На основании мониторинга ситуации наблюдается снижение количества вакансий, подаваемых работодателями в центры занятости, с 2 миллионов в сентябре до 1,4 на конец 2015 года.

    По данным федеральной службы потруду изанятости, вначале 2015 года, посравнению с2015 и 2014 годом ситуация нарынке труда была более стабильная иуровень общей безработицы начал снижаться. Динамика изменения уровня безработицы в период с 2014 по 2016 года представлена в таблице 3.

    Таблица 3. Динамика изменения уровня безработицы в период с 2014 по 2016 года

    ГодУровень безработицы (%)20145,520155,220165,2Однако уровень общей безработицы увеличился вI квартале 2016 году резко начал возрастать. Динамика изменения данных показателей представлена в таблице 4.

    Таблица 4. Динамика изменения основных показателй, характеризующих рынок труда в России за 2015 и 2016 года

    Уровень безработицы (%)Численность безработных, зарегистрированных вслужбе занятости (тыс.чел.)Коэффициент напряженности нарынке рабочей силы2015 год2016 год (I квартал)2015 год (апрель)2016 год (I квартал)2015 год (апрель)2016 год (I квартал)5,25,8942,21000,71С начала года всвязи сликвидацией либо сокращением численности илиштата работников организаций уволены 144 тыс. человек. По последним данным мониторинга высвобождения работников, 26,7 тыс. организаций сообщили опредстоящих увольнениях более 231 тыс. работников всвязи сликвидацией организаций, либо сокращением численности илиштата.

    Согласно официальным статистическим данным, в России наиболее распространена фрикционная безработица, затем структурная, но по большей части какрегиональная проблемы.

    В целом, статистика по состоянию рынка труда в России в 2015 2016 годах отражает в целом неплохую ситуацию, которую по большому счету портит только несвоевременность выплаты заработной платы более чем на 10% ухудшилась ситуация по сравнению с прошлым годом. В Москве и Московской области изменения почти не ощущаются. Также показатели совершенно не отражают ситуацию по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу и Северному Кавказу очень многие там или заняты без оформления, или работают на себя.

    Цифры статистики отражают все же средние показатели: ситуация на рынке труда значительно различается по отраслям ирегионам.

    Региональная безработица это остро стоящая проблема в современной России, поскольку она не просто ухудшает экономические показатели, а приводит к социальной напряженности и появлению тенденций обособления отдельных регионов, развитию преступности и региональным конфликтам. По территориальному признаку это, прежде всего, Северный Кавказ. Помимо этого, кризис переживают регионы, в которых развиты неактуальные сейчас отрасли.

    Скрытая, или латентная безработица, которая является проблемой современного состояния рынка труда в России, с одной стороны, представляет собой нормальный этап перехода от плановой к рыночной экономике, с другой стороны в нашей стране этот период чрезмерно затянулся. Это способствует привыканию трудящихся к работе с изменившимися условиями труда, и является препятствием для развития массовой, официально зарегистрированной безработицы. Латентная безработица: усложняет формирование эффективной занятости; препятствует мобильности трудовых ресурсов по отраслям; невысокая оплата труда снижает уровень жизни основного населения и усиливает тенденции по его расслоению.

    Опасения вызывает тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории нашей страны. Сравним данные Росстата по безработице за 2015-2016 г. по Федеральным округам с акцентом на регионы с наибольшим и наименьшим уровнем безработицы (по методологии МОТ).

    Самый низкий показатель за рассматриваемый период 3,2 % отмечается в Центральном Федеральном округе, в том числе для Москвы характерен самый низкий уровень безработицы в округе, в Ивановской области в 2015 г. наиболее высокий уровень 5,8% (рис.1.).

    Рисунок 1. Субъекты ЦФО с наибольшим и наименьшим уровнем безработицы

    В сравнении с уровнем безработицы в России в 2015 г. в 5,5%, можно сделать вывод о благоприятной ситуации на рынке труда округа по количеству безработных к экономически активной части населения.

    Самый высокий 12,5 % уровень безработицы был зафиксирован в Северо-Кавказском Федеральном округе (в Ставропольском крае за рассматриваемый период самый низкий уровень безработицы, самый высокий в Республике Ингушетия) (рис.2).

    Рисунок 2. Субъекты СКФО с наибольшим и наименьшим уровнем безработицы

    По Северо-Западному Федеральному округу уровень безработицы в 2014 г. 4,9%: Санкт-Петербург, несмотря на рост уровня безработицы, остается субъектом округа с наименьшим значением этого показателя, самый высокий в настоящее время у Ненецкого автономного округа (рис.3.)

    Рисунок 3. Субъекты СЗФО с наибольшим и наименьшим уровнем безработицы

    Южный Федеральный округ средняя безработица 6,8%: самый высокий уровень безработицы характерен для Калмыкии, в Краснодарском рае наиболее низкий показатель по округу (рис.4.).

    Рисунок 4. Субъекты ЮФО с наибольшим и наименьшим уровнем безработицы

    Уровень безработицы в среднем в Приволжском Федеральном округе составил в 2014 г. 5,2%, при этом Самарская область и Кировская область лидируют по числу безработных в регионе, соответственно, в меньшей и большей степени (рис.5.).

    Рисунок 5. Субъекты ПФО с наибольшим и наименьшим уровнем безработицы

    Анализ позволяет сделать вывод, что по регионам уровень безработицы сильно различается: дифференциация достигает 26 раз, по округам почти 3,5 раз. Так, самый низкий уровень безработицы на 2014 г. был зафиксирован в Центральном федеральном округе 3,2%, самый высокий в Северо-Кавказском федеральном округе (12,5%). Среди российских регионов самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в Ингушетии (39,5%), самый низкий в г.Москва (1,6%).

    Комплексная оценка современного состояния рынка труда позволила выделитьключевые проблемы формирования инновационного типа занятости, обусловленные факторами спроса и предложения, решение которых позволит существенно улучшить его качественные характеристики.

    Поэтому, важной задачей государственного управления процессом занятости населения на региональном и муниципальном уровнях на сегодняшний день должно стать применение современного комплексного системного подхода к занятости, что обусловит положительные изменения структуры занятости, приведет к структурным сдвигам, которые могли бы обеспечить выход страны из структурного кризиса и переход к новому качеству экономического роста.

    2.2 Перспективы развития российского рынка труда с целью обеспечения занятости населения

    Одним из сдерживающих факторов экономического развития в среднесрочной перспективе может стать продолжение сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2011-2015 годы более чем на 3,8%), что, в свою очередь, должно быть нивелировано адекватным ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, а также повышением трудовой мобильности населения и привлечением иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

    Достижение поставленной цели модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет осуществляться посредством создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, что, в свою очередь, предполагает:

    1)совершенствование социально-трудовых отношений, включающее продолжение процесса легализации занятости,введение системы добровольного социального страхования на случай потери работы,развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в трудовых отношениях, приведение положений трудового законодательства в части социального партнерства в соответствие с нормами международного права;

    2) развитие инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие места, обеспечивающие интенсификацию и повышение производительности труда, снижение скрытой безработицы; развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы;

    3)создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;

    4)совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

    5)развитие трудовой мобильности;

    6)создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

    7)развитие институтов рынка труда;

    8)развитие частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения.

    Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.

    Исходя из задач развития рынка труда в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

    - совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции;

    - легализация занятости;

    - снижение скрытой безработицы;

    - мониторинг ситуации на рынке труда;

    - формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;

    - повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы;

    - развитие институтов рынка труда,

    - повышение эффективности использования трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения;

    - развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

    - содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу;

    - создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

    - реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа.

    Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости должно быть направлено на реализацию прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также на обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.

    Вносимые изменения в трудовое законодательство и законодательство о занятости населения должны соответствовать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с изменениями содержания труда и форм его организации в различных отраслях и секторах экономики, обусловленных модернизацией производства, проведением структурных реформ, расширением трудовой мобильности и гибких форм организации труда, способствующих повышению спроса на рабочую силу и сокращению нелегальной и теневой занятости.

    В рамках мероприятий по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о занятости населения представляется целесообразным в среднесрочной перспективе осуществить разработку нормативных правовых актов по следующим вопросам:

    - внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты, предусматривающие нормы, устанавливающие особенности труда в организациях малого бизнеса;

    - внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие систему квалификационных требований к работникам различных категорий в целях стимулирования развития инновационной деятельности;

    - внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы занятости населения, в части:

    - совершенствования механизмов защиты от безработицы на основе принципов добровольного страхования на случай потери работы;

    - организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также организации в приоритетном порядке профессионального обучения безработных родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

    - совершенствования механизма определения размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице;

    - совершенствования механизма содействия переезду и переселению безработных граждан и членов их семей для работы в другую местность;

    - разработки нормативного правового обеспечения предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;

    - внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части совершенствования порядка привлечения иностранной рабочей силы, разработка двусторонних и многосторонних соглашений между Российской Федерацией и зарубежными государствами по вопросам трудовой миграции;

    - подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации о реализации дополнительных мероприятий направленных на снижение напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации.

    Существующий в России неформальный рынок труда, характеризующийся неформальной занятостью, оказывает отрицательное воздействие на развитие современного цивилизованного рынка труда. Неформальная деятельность составляет предмет как основной, так и вторичной занятости человека. По самым общим расчетам, в России неформально занято около 20% граждан трудоспособного возраста (по методике Росстата, масштабы теневого рынка труда в России определяются на основе баланса совокупных доходов и расходов населения. Предполагается, что недостающие суммы получаются в виде скрытой заработной платы).

    Наличие нелегального рынка труда в России обусловлено в основном нелегальной занятостью иностранных граждан, которая, по оценке ФМС России, в настоящее время превышает 4,0 млн. человек. Проблема ее ликвидации сохранит актуальность и в среднесрочном периоде.

    В целях легализации занятости необходимо:

    - совершенствовать нормативную правовую базу в сфере трудовой миграции и трудовых отношений, включая развитие системы добровольного страхования от безработицы;

    - совершенствовать условия выплаты пособия по безработице, предполагающие установление зависимости размера пособия по безработице от величины получаемой в прошлом заработной платы (дохода), стажа работы, активности поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости;

    - ликвидировать излишние административные барьеры для организаций малого и среднего бизнеса;

    - стимулировать развитие различных форм гибкой занятости, включая дистанционную занятость, обеспечивающую оптимальную организации рабочего процесса и рабочего времени и максимально учитывающую интересы сторон, использование различных видов трудовых договоров;

    - обеспечить баланс между сохранением конкурентоспособности производимой продукции, с одной стороны, и ростом стоимости труда (заработной платы) и мерами социальной защиты работников, с одной стороны;

    - повысить эффективность контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений.


    Заключение

    Рынок труда это тип или вид рынка, где объектом купли-продажи (в данном случае найма) является товартруд

    Главная цель («желаемое» состояние результатов функционирования системы) российского рынка труда, заключающаяся в обеспечении эффективного обмена и распределении основного производственного ресурса труда, т.е. удовлетворение в наибольшей степени интересов всех субъектов данного рынка и минимизация потерь в имеющемся человеческом потенциале общества.

    Формирование рынка труда, способного оперативно и гибко реагировать на экономическую динамику актуальная задача. Его предназначение сегодня состоит в преодолении сложившейся в стране неэффективной системы занятости населения, отсталости и застойности ее отраслевой, территориальной и профессиональной структур, а также в адаптации всей совокупности трудовых отношений к условиям постиндустриальной системы экономики.

    Произведенный анализ реального состояния российского рынка труда, сопоставление его основных характеристик и тенденций с изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного механизма распределения и пререраспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.

    Анализ современного состояния рынка труда дает основание для ряда выводов. Для него характерно то, что скрытая безработица увеличивается значительно быстрыми темпами, чем явная. Отсутствует развитая инфраструктура рынка труда. Из-за низкой мобильности рабочей силы большую роль играет региональная сегментация рынка труда. Поскольку, стратегия трансформации российской экономики осуществляется в настоящее время в направлении создания в РФ социально ориентированной рыночной экономики (сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, решение проблем безработицы, формирование законодательной и институциональной базы и т.д.), то для этого необходимо усилить роль государства, как посредника между субъектами рынка труда - работодателями и наемными работниками

    Таким образом, в настоящий период происходит существенная трансформация рынка труда. Основными чертами сформировавшейся модели рынка труда являются: деформация в структуре субъектов рынка труда; маргинализация рабочей силы; заниженная ставка заработной платы; спрос на дешевую рабочую силу; «утечка мозгов»; приток низкоквалифицированной рабочей силы; замещение капитала трудом; развитие вторичной занятости и увеличение продолжительности рабочего времени; увеличение масштабов «теневого» сектора; «возрождение» дискриминации, принудительного труда, торговли людьми; трансформация из трудоизбыточного в трудодефицитный.



    Список используемых источников и литературы


    1. Авдашева С.Н., Розанова О.Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономики России //Вопросы экономики. 2014 - С. 38-54.
    2. Баранов, А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики. 2015. - №.7. С.111-120.
    3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Издательство БЕК. - 206. 514с.
    4. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2015, №4, с.21-35.
    5. Дадищев А.З. Проблемы регулирования занятости и регулирования рынка труда России. М. - 2016. 245с.
    6. Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. М. 2013. 564с.
    7. Еремин Б.А. Рынок труда и занятость в современной России. - М. - 2015. 543с.
    8. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2015. №7-8 с. 32-36.
    9. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2016, №2, с.76-91.
    10. Заславский И.В. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики // Вопросы экономики. - №2. 2015. С. 76-91.
    11. Курс рыночной экономики. / Под ред. проф. Г. И. Рузавина, - М.: Банки и биржи. - 2014. - 318с.
    12. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М.: Издательство “Республика”. - 2013. 659с.
    13. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2015, №2, с.90-106
    14. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2014, №3, с.47-52.
    15. Микульский, К. Формирование новой модели занятости // Экономист. 2016. - №3. - С. 47-52.
    16. Моисеев Р.К. Рынок труда и занятость населения. - // Экономист. 2013. - №3. - С. 47-52.
    17. Негиши Т. История экономической теории. - М. - 2015. 752с.
    18. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2014г;
    19. Рыночная экономика. т.1. / Под ред. Максимовой. - М. - 2014. 259с.
    20. Смирнов Р.С. Рынки труда регионов в условиях финансово экономического кризиса // Человек и труд. 2016. - №.8. С.25-38.
    21. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2015, №11-12, с.50-59.
    22. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2014, №2, с.102-113.
    23. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2015, №3 с. 122-126.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Рынок труда(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.