Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Свободные экономические зоны

  • Вид работы:
    Другое по теме: Свободные экономические зоны
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    25.06.2018 23:53:56
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:







    История СЭЗ («порто-франко») в России







    Содержание


    Введение3

    1 Теоретические аспекты исследования свободных экономических зон5

    1.1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года5

    1.2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях7

    2 Эволюция специальных экономических зон13

    2.1 История СЭЗ в Древнем мире и средние века: Ганзейский союз и порто-франко13

    2.2 История порто-франко в России в ХIХ в начале ХХ века15

    3 Современный этап и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) в России22

    3.1 История становления СЭЗ (ОЭЗ) в России в конце ХХ начале ХХI веков22

    3.2 Проблемы и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в Российской Федерации25

    Заключение30

    Список использованных источников32





    Введение

    Существующая модель экономического роста в России, неспособная отвечать на новые вызовы, обусловленные как внешними, так и внутренними факторами, требует пересмотра подходов к стимулированию экономического роста. Политика развития, проводимая с 2008 г., не оправдалась, экономический рост стабильно ослабевал, а в 2015 г. осложнился чрезвычайно неблагоприятными внешними условиями. За I кв. 2015 г. ВВП в рыночных ценах сократился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а промышленное производство сократилось за период январь-май по сравнению с предыдущим годом на 2,3% [1]. Среди инструментов, активно воздействующих на развитие экономики в долгосрочном периоде, следует выделить такие, которые не только стимулируют текущие инвестиции, но и создают условия для развития инфраструктур, человеческого капитала, новых бизнес-моделей.

    Одним из механизмов стимулирования экономического роста в регионах является создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ). Началом существования ОЭЗ можно считать 2005 г., когда был принят Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» [2]. Однако по истечении практически десятилетнего периода данный механизм не оправдал ожиданий относительно его эффективности. Счетной палатой при анализе деятельности ОЭЗ были сделаны выводы, что условно-эффективной можно признать деятельность лишь нескольких из них.

    Свободные экономические зоны (СЭЗ) современное название для достаточно древнего экономического образования. Самая первая свободная экономическая зона возникла ещё в 1547 году в порту города Ливорно, именно он впервые в мировой истории носил официальное название «свободный порт». В 19 веке Российская империя использовала СЭЗ для освоения Северного Причерноморья, а одним из наиболее известных «свободных портов» был город Одесса.

    На сегодняшний день ни в российской, ни в зарубежной литературе не утвердилась общепринятая трактовка понятия “свободная экономическая зона”. В 1973 году Международная конвенция по упрощению и гармонизации процедур установило следующее определение свободной зоны: “это часть территории на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению”. То есть, территория, на которой соблюдается принцип “таможенной экстерриторильности”.

    Цель исследования проанализировать историю СЭЗ («порто-франко») в России.

    Задачи исследования:

    1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года.

    2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях.

    3 История СЭЗ в Древнем мире и средние века: Ганзейский союз и порто-франко.

    4 История порто-франко в России в ХIХ в начале ХХ века.

    5 История становления СЭЗ (ОЭЗ) в России в конце ХХ начале ХХI веков.

    6 Проблемы и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в Российской Федерации.

    Объект исследования СЭЗ («порто-франко») в России.

    Предмет исследования история развития СЭЗ («порто-франко») в России.




    1 Теоретические аспекты исследования свободных экономических зон

    1.1 Понятие и виды свободных экономических зон (СЭЗ): Киотская международная конвенция 1973 года

    Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ).

    Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

    Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные СЭ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

    Свободные экономические зоны это часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона это в той или иной степени обособленная географическая территория.

    В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны».

    Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

    Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».

    Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире? Задачи создания СЭЗ зависят от уровня социальноэкономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и задачи создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы ;не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

    Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих осударствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

    Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

    стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

    ростом занятости;

    превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

    Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

    В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговой революции». Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

    1.2 Роль и значение СЭЗ (ОЭЗ) в мировых экономических отношениях

    В зависимости от уровня экономического развития Организация Объединенных Наций выделяет две большие группы стран:

    1) экономически развитые страны (все страны Европы, Россия, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль);

    2) развивающиеся страны (все остальные страны мира), среди которых выделяются 50 наименее развитых стран [3].

    В развивающихся странах с их резервами дешевой рабочей силы изначально предполагается развитие СЭЗ, основанных на торговле импортными товарами и производстве собственных товаров на неизменной технологической основе, с созданием экспортноориентированных зон, свободных таможенных зон, свободных портов, ориентированных на внешний рынок.

    Основные цели государственной политики зонирования сводятся к решению следующих задач:

    стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;

    насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами;

    развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;

    подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;

    создание предпосылок для развития наукоемких, высокотехнологичных производств и т. д. Наращивая экспортное производство, развивая туризм, эти страны могут получить свободно конвертируемую валюту, необходимую им для осуществления международных расчетов, а также решить внутренние социальноэкономические, технические, технологические и иные задачи.

    Изначально, начиная с 1950х годов, в большинстве развивающихся стран преобладал подход импортозамещающей индустриализации, были установлены высокие барьеры против импорта промышленных товаров. Однако не получив должного экономического эффекта, с 1960х годов большинство развивающихся стран вернулось к политике поощрения экспорта. Это произошло на о. Тайвань, перешедшем к политике поощрения экспорта, что привело к ускорению ежегодных темпов развития страны на 10%. Южная Корея сменила политику импортозамещающей индустриализации и понизила импортные барьеры, после чего темпы роста в стране составили 10% в год. Гонконг и Сингапур всегда придерживались политики поощрения экспорта и добились высоких темпов роста [4, с. 296299].

    Среди различных типов СЭЗ в наибольшей степени на привлечение иностранных инвестиций путем использования конкурентных преимуществ, основанных на дешевых местных трудовых ресурсах, ориентированы экспортнопроизводственные СЭЗ. Активное развитие они получили в Южной Корее, Малайзии, Индии, Сингапуре, на Филиппинах. Если в 1966 г. в развивающихся странах насчитывалось всего три экспортнопроизводственных СЭЗ (зона «Кандла» в Индии, зона «Мэйагуэс» на ПуэртоРико, зона «Гаосюн» на Тайване), то за 1966 1978 гг. были созданы 52 новые зоны, а к 1988 году число зон, основанных в 30 развивающихся странах, превысило 260 [5, с. 89].

    Большая роль механизму свободных экспортнопроизводственных зон, получивших название «макиладорас», отводится в Мексике. В 1998 г. приток инвестиций в этот сектор составил 3,5 млрд дол., что составило почти 40% от общего объема инвестиций в Мексику. На продукцию «макиладорас» приходится около 45% всего экспорта страны и более половины промышленного экспорта. По данным за 1998 г., в «макиладорас» работало более 1 млн чел. [7, с. 3435].

    Китайская практика создания СЭЗ насчитывает более 25 лет. В 1978 г. в Китае с целью развития внешней торговли были созданы СЭЗ в 14 прибрежных городах во всех крупных портах страны: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньгань, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай. Основной инструмент налоговые и таможенные льготы. Четырнадцати открытым приморским городам была отведена роль «окон» и посредников на внешнем рынке. Созданные в них условия притягивают иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов.

    С 1980 г. в Китае также было создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэньчжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией. В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в ГуансиЧжуанском автономном районе. ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50% производимой там продукции.

    Только одна из этих пяти зон Шэньчжэньская в 1994 г. имела общий объем валовой продукции промышленности зоны 60 млрд юаней (около 7 млрд дол.). Общий объем капиталовложений за 14 лет существования зоны превысил 120 млрд юаней, 20 % этих вложений осуществляют иностранные инвесторы представители более 80 стран мира; создано около 10 тысяч совместных с иностранным капиталом предприятий, выросло число производств, полностью подчиненных иностранным компаниям из Гонконга, Тайваня, Японии, Сингапура, Таиланда, США. Источником такого роста СЭЗ является стабильная юридическая база, компетентные органы управления СЭЗ, развитая система сбыта продукции, производимой на территории СЭЗ.

    Разновидность зон свободной торговли специальные магазины беспошлинной торговли «дьюти фри» в международных аэропортах и морских портах. Такие магазины обладают экстерриториальностью и наделяются правом беспошлинного ввоза товаров. Крупнейший по продажам центр «дьюти фри» Дубаи. В комплексе «Дубаи дьюти фри» (создан в 1983 г. в международном аэропорту Дубаи) к 90м гг. ХХ века число занятых увеличилось со 120 до 560 человек, а доходы выросли в 7 раз (в 1994 г. товарооборот достиг рекордного уровня 144 млн дол.). Центр отмечен 47 наградами, в том числе тремя престижными: «Лучший магазин дьюти фри в мире» от организации «Араб трэвел эвордз», «Лучший в мире шопинг в аэропорту» от «Книги лучших» Курвуазье и «Второй лучший магазин дьюти фри» от британского издания «Бизнес трэвеллер». Цены в Дубаи в 1995 г. были на 2030% ниже, чем в магазинах аэропортов Амстердама и Сингапура. В 1997 г. пассажиропоток в аэропорту Дубаи возрос до 8 млн чел., а объем продаж до 200300 млн дол.

    На сегодняшний день в мире возник новый тип зон экспортноимпортные зоны, который довольно быстро распространился в развивающихся странах. Сегодня примерно 145 таких зон действуют более чем в 40 странах. Эти зоны сочетают в себе организацию производств, работающих как на внутренний рынок (импортозамещение), так и производящих продукцию для внешних потребителей (экспортная ориентация).

    Страны с переходной экономикой занимают отдельное место в мировой экономической системе. К ним в настоящее время относятся бывшие республики Советского Союза, а также бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы и другие страны участницы Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). До начала переходного периода (19891991 гг.) в этих странах царило централизованное планирование, импортноэкспортные потоки контролировались государством. Страныучастницы СЭВ активно торговали между собой и препятствовали торговле с другими странами. В момент начала перехода к рыночной экономике этим странам пришлось столкнуться с новой системой распределения ресурсов, сокращением субсидий, приватизацией государственных предприятий и созданием института частной собственности, демонополизацией внешней торговли, открытием экономики для международного обмена.

    Процесс международной торговли стал развиваться в сторону быстрого роста импорта, особенно потребительских товаров, основанном на отлаженном потребительском спросе. Но для оплаты своего импорта страны с переходной экономикой должны были экспортировать товары на наиболее значимые для них рынки Западной Европы и других промышленноразвитых стран, что привело к созданию на их территории экспортнопроизводственных зон.

    Здесь налицо было стремление привлечь зарубежные инвестиции в экспортные отрасли. Отличительная черта этих зон в том, что, используя льготный валютнофинансовый и правовой режимы, государство на территории зоны обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья и полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации. Такие зоны обеспечивают поступление не только иностранного капитала, но и технологий, ноухау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной направленности ограждают местных производителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами.

    Экспортнопроизводственные зоны в Европе особо развиты в Румынии, Венгрии, Болгарии, Польше. Специфичность их состоит в том, что это своеобразные предприятия, главное назначение которых экспорт товаров и услуг и обеспечение производственной деятельности национальных и иностранных хозяйственных субъектов. В Венгрии в 2000 г. число территорий, получивших статус промышленных зон, достигло 112, число занятых в них приближается к 100 тыс., годовой объем производства зарегистрированных на их территории около 1 тыс. предприятий составляет около 6 млрд. дол., причем 80% продукции этих предприятий поставляется на экспорт. Общий объем капиталовложений, направленных на развитие промышленных зон, превысил 1,5 млрд. дол. Производительность труда на этих территориях в два раза выше, чем в среднем по стране [8, с. 26]. В настоящее время в польских СЭЗ хозяйственную деятельность осуществляют около 300 инвесторов, объем инвестиций превысил 1 млрд. дол., количество новых рабочих мест составило 15 тыс. [9, с. 53].

    В связи с тем, что данные страны не являются научнотехническими лидерами, но обладают избытком капитала, они помимо ранее существующих в них экспортнопроизводственных зон сосредоточиваются на создании СЭЗ в области выпуска продукции массового производства импортозамещающих зон. Это стало возможным в связи с присутствием в экономике данных стран квалифицированных трудовых ресурсов с высоким уровнем образования и инженерной подготовки.

    Наиболее экономически развитые государства (государства Западной Европы, США и Япония) не имеют таких явных экономических проблем, связанных с поддержанием прожиточного минимума их населения, как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Поэтому цели государственной политики зонирования в промышленно развитых странах сводятся к следующему:

    преодоление экономического отставания отдельных районов;

    решение проблемы занятости населения;

    стимулирование инноваций на основе научнопроизводственных территориальных образований высокотехнологичных и наукоемких производств и использования кадрового потенциала.

    Нынешние промышленно развитые страны, когда их рост только начинался, защищали свою промышленность от импортной конкуренции. В Великобритании было создано 30 свободных зон в регионах, где до 1990х годов наблюдался спад экономической активности. В них было вложено 2 млрд. фунтов стерлингов, создано 60 тыс. рабочих мест. Здесь применялось освобождение от корпоративного и подоходного налогов, налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих предприятий. Во Франции была создана 41 свободная городская зона с целью помощи неблагополучным в социальном плане районам. В этих зонах предприятия с численностью работающих до 50 человек освобождались от профессионального налога, налога на прибыль и социальных выплат [6, с. 1314].

    В США существуют три основных типа свободных зон:

    1) зоны внешней торговли (ЗВТ);

    2)предпринимательские зоны;

    3)технологические парки.

    Несмотря на консолидацию капитала и научнотехнического потенциала, в США наиболее распространены ЗВТ, которые стали создаваться в период правления президента Ф. Рузвельта, предложившего в начале 1930х гг. «новый курс», направленный на поощрение торговли, повышение ее эффективности и сокращение торговых издержек (закон 1934 г. «О внешнеторговых зонах»). В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Первые ЗВТ преследовали цели глубже вовлечь США в мировую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добиться снижения уровня безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «Великой депрессии». В 1950 и в 1991 гг. в указанный закон были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение деятельности ЗВТ и ее диверсификацию. В настоящий момент ЗВТ в США уже нельзя причислить исключительно к СЭЗ торгового типа, так как они «доросли» уже до СЭЗ третьего уровня в них ведутся научные исследования и производится высокотехнологичная продукция.

    Свободные банковские зоны получили наибольшее распространение и достигли наивысшего совершенства в экономически развитых странах, имеющих давние традиции функционирования различных форм капитала и предпринимательской деятельности, а также в тех новых индустриальных странах, где ныне высоки уровень деловой коммерческой активности и степень концентрации международного капитала. Примерами этого могут служить банковские компании в Швейцарии и Люксембурге, Гонконге, Сингапуре, Бахрейне и на Каймановых островах, система осуществления банковских и страховых операций в США, Франции, Германии, Великобритании, а также страховые компании на Тайване, Филиппинах, Бермудских островах. Отличительной чертой всех этих зон является высокая степень развития инфраструктуры территории этих зон.

    Современные мировые финансовые центры в большей своей массе сформировались в офшорных зонах, где кредитные учреждения осуществляют операции в основном с нерезидентами в иностранной для этой страны валюте, и предоставляются значительные льготы для размещения иностранного капитала и регистрации иностранных компаний.



    2 Эволюция специальных экономических зон

    2.1 История СЭЗ в Древнем мире и средние века: Ганзейский союз и порто-франко

    В Древней Греции, как и в наши дни, власти взимали с купцов налоги. Афиняне брали 2 процента от стоимости всех товаров, поступавших в город или проходящих транзитом: портовые сборы с судов, подушные подати с иностранцев, рабов и женщин легкого поведения. Желающие торговать на местных рынках также раскошеливались на кругленькую сумму.

    Итоговые траты были столь велики, что торговля с Афинами, крупным мегаполисом, для иностранцев стала невыгодна. Чтобы не платить податей, греческие и финикийские купцы избегали 30километровую зону вокруг города. Они основывали собственные бесплатные склады для хранения товаров на крохотных островках, а затем перевозили их контрабандой.

    Остров Родос стал первым крупным офшором в истории. Через время, желая обогатиться, власти и там ввели двухпроцентный налог на экспорт и импорт. Результат был прямо противоположный: город потерял большую часть товарооборота. Предприимчивые купцы переместились в другое место на остров Делос.

    Началом первого этапа в развитии свободных экономических зон (далее СЭЗ) следует считать середину ХVI века (в 1547 году городом свободной торговли был объявлен г. Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами). В это же время в портовых городах возникают первые районы «порто-франко».

    История «порто-франко» (в переводе с итальянского «свободные порты»), т. е. портов, пользующихся правом беспошлинного ввоза и вывоза, начинается с середины XVI столетия. В разные периоды подобный режим действовал в таких городах, как Генуя, Венеция, Марсель, Гамбург, Бремен. Причинами, вызвавшими его появление, стали высокие пошлины и злоупотребления таможенных чиновников, которые тормозили развитие приморских городов.

    Кроме того, режим свободной торговли часто учреждался при сооружении нового порта для привлечения грузов и оживления торгового движения.

    Экономика средневековой Европы тесно связана с торговцами Венеции, Генуи, Ливорно, Триеста, Ганзейского союза. Портовые города на побережье Средиземного моря и Адриатики, Балтийского и Северного морей стремительно развивались, благодаря либеральной торговой политике местных властей.

    Один из самых значимых примеров Ганза. Это объединение гильдий купцов в XIIXVII вв., которые сообща вели дела и добивались преференций у европейских монархов. Почти триста городов создали льготные условия для «своих» негоциантов и от этого богатели. Конторы Ганзейского союза были также в Новгороде, Кёнигсберге (Калининград), Ревеле (Таллинне), Риге.

    Еще один способ удачной торговли участие в ярмарках. Это было знаковым событием для средневекового общества, потому что тогда даже иностранные купцы не платили пошлин.

    Территория «порто-франко» отделялась от остальной территории города специальной таможенной границей. Движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами было свободным, т. е. без таможенных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении же товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим.

    Таким образом, «порто-франко» как организационноправовая форма характеризуется обособленностью от остальной территории страны. При этом его режим вводился уже не только для развития внешней торговли, но и для подъема экономики того или иного района. В таких районах интенсивнее развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране, создавались новые рабочие места.

    Великие морские державы в XVIXVIII веках поощряли морское пиратство, называя его каперством. Флибустьеров использовали для подрыва торговли и экономики соперников. Но в один прекрасный момент ситуация вышла из под контроля. Пираты распоясались и, одержимые наживой, стали «работать» на себя. Базы пиратов и контрабандистов в Панаме, на Каймане и Виргинских островах использовались для хранения награбленного. Здесь, в отсутствие контроля, проводились многочисленные теневые сделки.

    В эпоху Нового времени получили развитие порто-франко. Это морские порты, где действовали законы беспошлинной торговли, ввоза и вывоза товаров.

    Подобный торговый режим впервые опробовали в эпоху географических открытий. Однако некоторые историки утверждают, что Порто-франко существовал еще в античные времена, о чем свидетельствует историк Страбон. Он утверждает, что подобные виды налогообложения существовали на острове Делос примерно в 3 веке до н.э. Именно тогда остров Делос являлся основой союза островов в Эгейском море, а именно нейтральной территорией вокруг которой было царство Александра Великого.

    В средневековье около 16го века были разработаны первые правила из за усиления международной торговли. Самым первым городом в котором появился Порто-франко оказался Ливорно, имевший впоследствии огромное значение в торговле с арабскими странами Средиземноморья.

    На смену «порто-франко» приходят «свободные гавани», или «свободные порты». В отличие от своих предшественников на территории «свободного порта» не разрешалось проживать лицам, не имевшим отношение к эксплуатации и охране товаров, а также потреблять ими товары, не оплаченные пошлиной. При вывозе товаров из «свободных портов» во внутрь страны таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус «свободных портов» получают Гамбург, старые ганзейские города (Любек, Данциг), такие известные порты, как Генуя и Марсель, а также российские Одесса, Владивосток, Батуми.

    В XIX столетии на большей части Европы система «порто-франко» и «свободных портов» прекратила свое существование, что было связано с развитием торговли, снижением доходов государств, резким ростом издержек на борьбу с контрабандой.

    2.2 История порто-франко в России в ХIХ в начале ХХ века

    В Российской империи городами порто-франко были Одесса, Батуми, Владивосток, Феодосия, устье Оби и Енисея. При введении беспошлинной торговли Одесса за пять лет почти догнала Петербург по товарообороту. Такие города быстро богатели, но затем проявлялись недостатки системы. Дешевый импорт уничтожал местную промышленность, усиливалась коррупция, контрабанда, теневая экономика.

    Задумка сделать в Одессе Порто-франко возникла у первого заместителя генералгубернатора Дюка Ришелье. Уже в 1814 году он отправил докладную записку самому императору Александру 1. Продолжил добиваться создания Свободной Гавани в Одессе и граф Ланжерон, пока наконец 10 мая 1817 года этому городу были дадены права и свобода торговли, присвоенные Порто-франко.

    Позже та канава, которую вырыли заключенные стала улицей названная Порто-франковская. От обычных улиц Одессы она отличалась тем, что на четной ее стороне не разрешалось строить частные дома, поскольку контрабандисты рыли подземные хода, а в общественных зданиях их было проще обнаружить.

    На всех выездах из Одессы было дано указание возвести таможенные посты. Если сравнить доходы городской казны до введения Порто-франко и после выяснится, что это нововведение сделали не зря,482 000 рублей это был максимальный доход до появления Свободной Гавани, а в 50х годах 19го века доход равнялся 3 325 000 рублей. Одесса неожиданно превратилась в один из четырех самых богатых городов России.

    Приамурское (дальневосточное) порто-франко уникальная страница региональной и общероссийской истории. Ее изучение позволяет выделить общее и особенное в правительственной политике, дает поучительный материал о способах и методах разрешения неизбежно возникавших противоречий государства и общества, центра и региона, бизнеса и населения. Несмотря на то, что в изучении истории порто-франко в последние годы сделано немало: опубликованы сборники документов из фондов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока [8, 10, 17], издан ряд научных статей и монографий [3, 12, 15, 16, 21, 22], она все еще относится к малоизученным проблемам историографии. Соглашаясь с теми исследователями, которые подчеркивают невозможность изучения порто-франко вне временного, социальноэкономического и политического контекста [19], попытаемся взглянуть на дальневосточное (или приамурское) порто-франко сквозь призму таможенной политики России, которая во второй половине XIX в. неуклонно эволюционировала в сторону протекционизма.

    Исследователи относят начало приамурского порто-франко к августу 1828 г. моменту «дозволения» беспошлинного ввоза на Камчатку. Именно это событие послужило прецедентом при решении вопроса о регулировании иностранной торговли в Приамурье вскоре после завершения Крымской войны. Толчком к выработке условий, благоприятствующих ввозу иностранных товаров в устье Амура, послужили многочисленные ходатайства иностранных купцов, желавших вести торговлю на российском Дальнем Востоке с максимальной для себя выгодой. Летом 1856 г. к генерал-губернатору Восточной Сибири обратились американские купцы с предложением о создании в устье Амура торгового дома и разрешении свободного плавания с торговой целью по Амуру на собственных неглубоко сидящих пароходах. Н.Н. Муравьев усмотрел в их ходатайстве открывающиеся перспективы сближения с Америкой, которые представлялись ему столь важными «для будущности России», что он счел необходимым «всеми средствами содействовать этому великому делу и устранить всякие препятствия к его развитию»2. Однако разрешение торговой деятельности американских предпринимателей на Амуре выходило за пределы компетенции генералгубернатора, а потому проект отправился в Санкт-Петербург, где его обсуждение приобрело совершенно иное направление.

    Обращаясь в Министерство финансов, Азиатский департамент МИД писал по этому поводу: «…хотя за неразрешением еще политических вопросов, с которыми сопряжено занятие нами края, омываемого Амуром, распространение нашего таможенного Устава на тамошнее морское прибрежье и даже обнародование какихлибо правил относительно торговли сего края были бы преждевременными, но, может быть, наше правительство признает нужным снабдить местное Главное начальство секретными наставлениями (курсив мой. Н. Б.) касательно ввоза и вывоза товаров сим путем».

    16 августа 1856 г. внесенные министрами финансов и иностранных дел предложения «касательно до иностранной торговли в Приамурском крае» получили высочайшее одобрение. Беспошлинная торговля разрешалась в портах Приамурского края и ова Сахалин. Русской миссии в Вашингтоне поручалось как можно более осторожно, не предавая особой огласке, известить об этом «торгующее сословие» Североамериканских Соединенных штатов. Обнародование подобной меры в условиях полной неопределенности в вопросе о границе с Китаем признавалось пока преждевременным.

    Следует заметить, что разрешение иностранной беспошлинной торговли на Амуре не означало предоставления иностранным предпринимателям какихлибо иных привилегий и льгот, кроме права торговли, как не означало свободы иностранного судоходства по Амуру. Несмотря на то что в портах Приамурского края, в устье Амура и вверх по реке могла вестись совершенно свободная торговля «без всякой пошлины и без соблюдения таможенных правил», плавать вверх от Николаевского поста разрешалось только судам под русским флагом.

    Однако «общая сумма» правительственных мероприятий, несмотря на их либеральный характер, с самого начала имела протекционистскую направленность, ограничивая пределы распространения иностранной коммерческой деятельности в интересах русской буржуазии. На этот факт впервые обратила внимание Н.А. Троицкая, отметившая, что в условиях стойкого стремления иностранного капитала к проникновению в экономику Приамурского края русское правительство «мероприятиями в таможенной политике пыталось регулировать этот вопрос в соответствии с собственными нуждами и интересами крупной буржуазии центра» [23, с. 12]. Подтверждением служит блокирование всех предложений, направленных на развитие инфраструктуры, обеспечивающей иностранные коммерческие интересы на Амуре. Так, несмотря на авторитетную поддержку самого Н.Н. Муравьева, было отклонено ходатайство иностранных купцов о «дозволении» открывать склады своих товаров по всем городам от устья Амура до Иркутска включительно, а также о разрешении плавания иностранных судов к верховьям Амура до г. Софийск. Сибирский комитет однозначно высказался «по видам политическим и финансовым» в пользу развития преимущественно русской торговли. 8 декабря 1858 г. было принято решение оставить торговлю иностранными товарами в Приамурском крае и вообще в Восточной Сибири «на правилах, ныне существующих» [8, с. 6465]. Компромисс был достигнут лишь в вопросе о плавании по Амуру иностранным судам разрешалось плавать до Софийска (ранее до Мариинска), но под русским флагом, дабы не нарушать положений русскокитайского договора, провозглашавшего Амур открытым только для российского и китайского судоходства [8, с. 65].

    Эти установления заметная веха в истории приамурского порто-франко. Мнение Сибирского комитета явно свидетельствовало о том, что при любых условиях государство будет поощрять и поддерживать русскую торговлю, что привилегии иностранным купцам даны в силу невозможности собственными силами обеспечить все потребности вновь обретенных территорий, что Восточная Сибирь не может быть исключением из принятого в империи общего порядка регулирования иностранной торговли.

    16 августа 1860 г. в связи с истечением очередного срока предоставления права беспошлинной торговли на Камчатке генерал-губернатор Восточной Сибири вынес на рассмотрение Сибирского комитета вопрос о распространении дарованных Приамурскому краю прав свободной торговли на все порты Приморской области. «Настоятельная нужда» в подобном шаге, говорилось в представлении, вызвана «постепенным занятием южного берега Японского моря до Кореи и распространением поселений наших по Уссури» [8, с. 193]. Не возражали против этого шага министры иностранных дел и финансов, высказавшиеся, однако, за постепенное его введение в портах, где уже имеется русское население, «испрашивая для каждого порта особого разрешения» [8, с. 194]. Предполагалось, что осторожность в распространении порто-франко на основные российские порты, многие из которых, в том числе и будущий главный тихоокеанский российский порт Владивосток, только начинали обустраиваться, позволит «избегнуть затруднений как в торговом, так и в политическом отношениях».

    К сожалению, отсутствие систематического учета объемов внешней торговли не позволяет воссоздать полную картину внешнеторгового оборота в первые после установления порто-франко годы даже для таких портов, как Николаевск и Владивосток. Изучавший историю торгового судоходства на Дальнем Востоке В.П. Бянкин отмечал, что среди разнообразных материалов по истории Владивостокского торгового порта ему так и не удалось обнаружить статистические данные о размерах ввоза и вывоза грузов через Владивосток морем [5, с. 23]. Еще труднее представить номенклатуру ввозимых и вывозимых товаров. Можно лишь попытаться воссоздать общую картину, опираясь при этом на архивные документы, свидетельства дореволюционных авторов и факты, введенные в оборот современными исследователями.

    Одними из самых первых источников, содержащих сведения о ввозимых в приамурские гавани товарах, являются донесения и отчеты начальников округов Приморской области, сохранившиеся в фонде Приморского областного правления Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ). Из донесения начальника Новгородского поста узнаем, что в навигацию 1868 г. эту гавань посетили 9 судов, из них 7 под иностранными флагами. Ведомости и манифесты позволяют судить о доставленных грузах в основном это продовольственные товары, ткани, скобяные изделия, предназначенные для Посьета, Владивостока, НиколаевсканаАмуре. Среди привезенных товаров разнообразные спиртные напитки коньяк, джин, спирт, пиво, портер. Общая стоимость доставленных грузов составила 100 тыс. 957 руб., из них 46 тыс. 157 руб. приходилось на казенные грузы.

    Попытки наладить вывоз товаров из дальневосточных российских владений в первые годы после установления беспошлинной торговли были эпизодическими. Зафиксирован факт отправки в 18601861 гг. «Амурской компанией» в Шанхай груза льда, белужьего жира и соленой рыбы с Амура [18, с. 132]. Естественно, что русская вывозная торговля на Дальнем Востоке могла иметь преимущественно сырьевой характер. Уже в 1860е годы близ Владивостока активно велся промысел морской капусты (ламинарии японской). В.В. Жариков, опираясь на различные источники, в том числе и на записку известного предпринимателя В.Я. Семенова, показывает, что с 1865 по 1872 г. добыча морской капусты в Приморской области увеличилась с 7,4 тыс. до 63,9 тыс. пудов [11, с. 128]. Примерно такие же цифры приводил Бянкин. По его данным, в 1871 г. из Владивостока и его ближайших окрестностей в Китай было отправлено около 7,5 т морской капусты на сумму 90 тыс. руб. [5, с. 23]. Вся добытая в русских владениях капуста вывозилась в Чифу и Тяньцзинь, где конкурировала с продукцией японских промыслов.

    К началу 70-х годов XIX в., когда в стране заметно усиливался протекционизм, сложилась одна из главных особенностей дальневосточного порто-франко, а именно распространение режима беспошлинной торговли на огромную территорию Восточной Сибири. На эту особенность развития региона обращали внимание государственные деятели, от которых зависела выработка таможенной политики России, и в первую очередь министр финансов России С.Ю. Витте. В своем всеподданнейшем докладе по итогам поездки на Дальний Восток осенью 1902 г. он отмечал: «До проведения Великого Сибирского пути и последнего звена его, Китайской Восточной железной дороги, и Забайкалье, и Амурская и Приморская области жили своей, совершенно обособленной от торговопромышленных интересов России жизнью, жили вне общей установленной для империи таможенной черты» [17, с. 118119].

    Превращению Приамурья в настоящее «царство свободной торговли» в немалой степени способствовали особенности регулирования ввоза китайских товаров по сухопутной границе. В апреле 1862 г., почти одновременно с распространением порто-франко на гавани Приморской области, был введен беспошлинный ввоз китайских товаров через сухопутную границу империи. Тогда же вдоль российскокитайской границы была впервые установлена 50верстная полоса беспошлинной торговли подданных обоих государств.

    Нежелание повредить иностранной торговле на Амуре, развитие которой отвечало государственным интересам России, объясняет ту осторожность и постепенность, с которой вводилось обложение подакцизных товаров. Учитывая, что спиртные напитки были основной статьей иностранного ввоза в устье Амура, Совет ГУВС признал необходимым ввести пошлину временно, на три года. Как видим, любые изменения в условиях обложения подакцизных товаров вводились на основании предложений военных губернаторов областей и генералгубернатора Восточной Сибири. Немаловажную роль в обложении иностранных спиртных напитков в тихоокеанских портах сыграли и фискальные соображения. Следует заметить, что ограничения не повлияли на масштабы ввоза алкоголя. Они оставались впечатляющими. В 1871 г., например, в Николаевск было ввезено более 13 тыс. ведер водки14, однако теперь этот ввоз давал государству существенный фискальный доход с января по октябрь 1871 г. в кассу специального сборщика с иностранных крепких спиртных напитков поступило почти 31 тыс. руб.

    С 1876 по 1880 г. акциз, уплаченный с ввезенного во Владивосток и Николаевск-на-Амуре алкоголя в объеме 90,6 тыс. ведер, составил более 652 тыс. руб. По данным К.А. Скальковского, только в 1879 г. во Владивостоке сумма взысканных таможенных и акцизных сборов превысила 70 тыс. руб. [18, с. 29].

    В 1882 г. правилам, регулирующим ввоз иностранных спиртных напитков в российские тихоокеанские порты, был придан более высокий юридический статус. 4 мая 1882 г. высочайше утвержденным мнением Государственного совета устанавливался единый порядок ввоза и величина пошлин, взимаемых с иностранных спиртных напитков в Николаевском и Владивостокском портах. Введение пошлин на алкогольные напитки иностранного производства при ввозе их в порты Приморской области в совокупности с мерами поддержки отечественного производства способствовали постепенному вытеснению иностранного алкоголя русским. К.А. Скальковский, в частности, пишет о том, что большая часть спирта, ввозимого в Приамурский край, доставляется сюда из Одессы. И способствует этому «маленькая разница в пользу нашего продукта», существующая между акцизом и таможенной пошлиной на спирт [18, с. 33].

    В 80-е годы XIX в. перечень товаров, облагаемых пошлиной при ввозе в тихоокеанские порты, еще более расширился. Логическим завершением этих ограничений стало высочайше утвержденное 4 мая 1889 г. мнение Государственного совета, согласно которому пошлины с привозимых иностранных подакцизных товаров разрешалось взимать только в двух портах Владивостоке и Николаевске. И хотя министру финансов, по согласованию с Приамурским генералгубернатором, предоставлялось право распространять этот порядок и на другие порты Приморской области, «где по местным условиям это будет признано нужным», фактически это означало запрещение ввоза облагавшихся пошлинами иностранных товаров во все другие тихоокеанские порты, официально сохранявшие статус порто-франко. В. Витчевский назвал этот законодательный акт «первым шагом на пути к полной отмене свободы торговли» [6, с. 179].

    Колебание между мерами, направленными к поощрению внешней торговли, и ее стеснением постепенно уступали место мерам таможенного протекционизма. В 1891 г. в России был принят новый общий тариф по европейской торговле, а в 1892 г. таможенный Устав, нормы которого зафиксировали процесс превращения приамурского порто-франко в ограниченное, «неполное».

    Протекционистские начала таможенной политики в условиях порто-франко проявлялись не только в ограничении иностранного ввоза, но и в принятии мер для поощрения ввоза отечественных товаров, а значит, их конкуренции с иностранными «провенансами». Сокращение сроков и уменьшение стоимости доставки товаров из Европейской России в порты Дальнего Востока стало существенным стимулом для нарастания отечественного ввоза в условиях сохранявшегося порто-франко. Причем «русский ввоз» постепенно вытеснял иностранный в нижнем течении Амура и в Благовещенске, уступая ему на морском побережье края. В Благовещенске среднегодовой показатель ввоза отечественных товаров достигал 66,5%, а во Владивостоке и Николаевске был около 28% (подсчитано по: [9, с. 43, 44]).

    Появление нового способа доставки товаров морем из Одессы во Владивосток существенно изменяло условия приамурской торговли, давало дополнительные аргументы в равной степени сторонникам введения в крае таможенного обложения (протекционистам) и сторонникам сохранения порто-франко (фритредерам). «Протекционисты» объясняли успех конкуренции отечественных товаров ограничением иностранного ввоза таможеннотарифными мерами. «Фритредеры» считали его результатом преимуществ дешевой морской доставки по сравнению с дорогой сухопутной.




    3 Современный этап и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) в России

    3.1 История становления СЭЗ (ОЭЗ) в России в конце ХХ начале ХХI веков

    Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х гг. Тогда прокатилась настоящая волна создания всевозможных Свободных экономических зон. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990 г. по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. км2(7% территории), население - 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых. [4, стр.179]

    Принятие в 1991 г. Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором была глава о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования. В соответствии с Законом СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранного капитала и предприятий с иностранными инвестициями.

    В 1992 г. отношение к созданию СЭЗ в России значительно изменилось в связи с либерализацией хозяйственной жизни. Принятые в России законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, не предусматривали особый режим хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах льготы и привилегии формально никто не отменял, финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу.

    Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расценивших складывавшуюся ситуацию как отход российского Правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ", в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизации обстановки.

    Тем не менее, в Правительстве РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати зон путем урезания и лишения их многих привилегий. Взамен предлагалась концепция создания микрозон, главным образом свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического положения и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

    В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосфера неопределенности, а точнее, перспектива сократиться до небольших экспортных территорий. Да и эта перспектива была туманной, так как решение создавать свободные таможенные зоны и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.

    Для поддержания государственной линии на формирование преимущественно двух видов локальных зон российское Правительство в 1994 - 1995 гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий, действующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортированное технологическое оборудование; отмена с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и др.

    Принятые меры способствовали тому, что с середины 90-х гг. создание в России свободных экономических зон несколько активизировалось. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов создания локальных функциональных зон. Первой по такому пути пошла Администрация СЭЗ "Находка". Опираясь на правительственные документы о возможностях создания на своей территории таможенных зон, а также предоставленный на эти цели бюджетный кредит, оно образовало первую подобную зону уже к лету 1995 г. В этом же направлении, но без государственной федеральной поддержки действовали Правительство Московской области, Мэрия Санкт-Петербурга, Администрация Ульяновска, создавшие свободные таможенные зоны.

    В Санкт-Петербурге в феврале 1999 г. принято решение о формировании 20 зон экономического развития с особым режимом, на территории которых предприятия получили льготы с целью активизации инвестиционных проектов и повышения экономической эффективности и конкурентоспособности международного транспортно-грузового комплекса города.

    Другие территории активизировали свои усилия, направленные либо на воссоздание прежних, либо на получение новых индивидуальных преференций. Так, Администрация Калининградской области добилась принятия в ноябре 1995 г. Государственной Думой Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. В 1994 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии, в 1997 г. - СЭЗ "Алтай" на территории Алтайского края, в которой участники зоны освобождались на пять лет от налоговых платежей и сборов, а также получали ряд других льгот.

    В настоящее время Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами выделяет следующие города: Москва ("Технополис Зеленоград", "Шереметьево", "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал"), Дубна, Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона "Нойдорф"), Томск, Елабуга ("Алабуга"), Липецк ("Липецк"); в Республиках Алтай ("Алтайская долина") и Бурятии ("Байкальская Гавань"); а также Алтайском ("Бирюзовая Катунь"), Краснодарском ("Новая Анапа") и Ставропольском ("Гранд Спа Юца") краях; Иркутской ("Ворота Байкала") и Калининградской областях ("Куршская коса"). Также существуют три действующих проекта создания портовых СЭЗ: в Красноярском, Хабаровском краях и в Ульяновской области. [15]

    Необходимо было и принятие федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005г., который бы четко определил полномочия федеральных властей и властей субъектов РФ в отношении контроля над деятельностью свободных экономических зон (в целях укрепления вертикали власти). Так как до этого российские СЭЗ создавались и действовали не на основе федерального закона, а на основе указов и постановлений исполнительной власти, применяемых к отдельным СЭЗ. Отсутствие базового федерального закона о СЭЗ приводило к тому, что реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы или даже парламентские акты) неизбежно упирается в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства РФ (налоговым, таможенным, валютным, банковским и т.д.).

    В Российской Федерации функционирование особых экономических зон нормативно закреплено в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ [3].

    В соответствии с указанным нормативно-правовым актом в понятие «благоприятных условий» входит ряд преференций.

    1Налоговые льготы. Представляют собой основную базу льгот для компаний-резидентов. В соответствии с действующим законодательством, к налоговым льготам можно отнести:

    - снижение ставок налога на прибыль до 15,5%;

    - освобождение от земельного налога на срок до пяти лет;

    - освобождение от транспортного налога на срок до пяти лет.

    Иные налоговые льготы могут предусматриваться руководством территорий самостоятельно.

    2 Снижение административных барьеров. Указанная преференция подразумевает облегчение процедуры регистрации и отчетности фирмы.

    3 Механизм соинвестирования при создании необходимой инфраструктуры. Подразумевает, что государство участвует в создании всей необходимой для функционирования ОЭЗ инфраструктуры. Причем, если в Федеральном законе доля государственного участия варьируется от 20 до 50%, то в действительности к 2016 году она превысила 70-75%.

    4 Особый таможенный режим. Ввозимые на территорию особых экономических зон иностранные товары размещаются и используются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования [4].

    Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключается в том, что на протяжении 90-х гг. она не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. Сейчас же создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

    3.2 Проблемы и перспективы развития СЭЗ (ОЭЗ) и ТОР в Российской Федерации

    Для России основной целью создания особых экономических зон можно назвать развитие депрессивных территорий страны за счет формирования определенных «точек» или «полюсов» роста, основанных на имеющемся на данной территории потенциале: геополитическом положении, природно-ресурсном богатстве, существующих научных или промышленных комплексах. Помимо этого, в качестве цели создания является потребность и необходимость в формировании производственной и логистической инфраструктуры.

    К началу 2016 года в Российской Федерации было зарегистрировано 33 особые экономические зоны, в том числе: 9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые и 15 туристско-рекреационного типа.

    Несмотря на высокие показатели отдельных ОЭЗ, в целом данный инструмент на сегодняшний день, в существующем варианте нормативно-правового регулирования, признан в России неэффективным, о чем свидетельствуют последние законодательные нововведения.

    Так, Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2016 года № 978 прекращена деятельность восьми неэффективно функционирующих особых экономических зон, в том числе шести зон туристско-рекреационного типа на территориях: Майминского района и Чемальского района Республики Алтай; городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, города Лермонтова, Минераловодского муниципального района и Предгорного муниципального района Ставропольского края; острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района Республики Адыгея; Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания. Помимо того, в данный перечень входят две ОЭЗ портового типа: на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и на территории муниципальных образований Кольского района и города Мурманска Мурманской области [6].

    В связи с выше изложенным целесообразно провести анализ проблем нормативно-правового и управленческого регулирования, оказывающих ключевое влияние на сложившуюся ситуацию.

    Во-первых, основным механизмом стимулирования стали налоговые льготы и преференции. Это наиболее распространенный в России механизм косвенного регулирования экономики. Однако, данные льготы недостаточно стимулируют предпринимателей вследствие незначительных процентных ставок, и, как следствие, несущественного выигрыша в получении прибыли.

    Для субъектов Федерации обостряется проблема в виде недополучения доходов в региональный бюджет. С учетом того, что регионы инвестируют в создание инфраструктуры ОЭЗ, добавлять налоговые льготы для резидентов, по мнению авторов, является вдвойне невыгодным.

    При этом необходимо понимать, что снижение или отмена налогов на определенной территории по сравнению с остальной страной создает потенциальный конфликт - создание особых условий для отдельных представителей бизнеса, что в перспективе может противоречить нормам международных торговых соглашений России и антимонопольного законодательства. Кроме того, налоговые послабления зачастую приводят к созданию спекулятивного спроса среди представителей бизнеса, что приводит к фиктивному увеличению числа резидентов ОЭЗ, но не влияет на её качественное развитие.

    Во-вторых, необходимо отметить, что в большинстве случаев ОЭЗ создавались в депрессивных районах путем отделения в пользование управляющей компании определенной площади земли на 49 лет. При этом государством, в виде гарантий резидентам, было заявлено обязательство по созданию всей необходимой инфраструктуры. Иными словами, в каждой ОЭЗ подразумевалось создание готового инновационно-промышленного комплекса, в который резидент вступает посредством аренды необходимых площадей и элементов.

    Это можно отнести к тактическому просчету, в результате которого инфраструктура ОЭЗ не была согласована с потребностями резидентов. Это привело к тому, что в ОЭЗ были созданы комплексы, в которых отсутствовала необходимость, и, наравне с этим, не было построено нужных для развития резидентов элементов инфраструктуры.

    При этом, среди проблем туристско-рекреационных зон необходимо отметить слишком большой объем необходимой инфраструктуры, в частности, логистической, что превратило их в заведомо невыгодные проекты с продолжительным сроком окупаемости.

    В-третьих, среди ключевых проблем необходимо отметить низкий уровень менеджмента ОЭЗ. Функционирование данных проектов напрямую зависит от регионального управления, а также от непосредственного регулирования зоны: проекта бизнес-плана, расчета прибыльности инвестиционных проектов, привлечения, оценки и отбора резидентов, а также иных вопросов, относящихся в большей степени к сфере предпринимательства, нежели государственного управления. Все они остались нерешенными в большинстве ОЭЗ.

    Комплекс этих и иных проблем привел к тому, что значительные государственные инвестиции привели лишь к точечному эффекту с созданием эффективных зон в регионах, которые и без них являются флагманами российской экономики. При этом для наиболее отдаленных, проблемных и депрессивных регионов данный инструмент оказался неэффективным.

    Таким образом, необходимо осознавать, что в существующем формате дальнейшее функционирование ОЭЗ в России невозможно. Отчасти их уже заменяют территории опережающего развития (ТОР, ТОСЭР), формирующиеся в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ [9]. Данные территории ориентированы непосредственно на развитие территорий Дальнего Востока и взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокенского региона, в них представлен более широкий спектр возможностей для инвесторов и резидентов, которые делают данный механизм одним из наиболее перспективных.

    На сегодняшний день считаем целесообразным позволить развиваться эффективно работающим российским ОЭЗ, при существенной доработке указанного механизма в целом.

    Основываясь на рассмотренном зарубежном опыте, в частности, Китайской Народной Республики [10,11,12], можно предложить ряд рекомендаций, которые могли бы позитивно повлиять на развитие данного института в Российской Федерации.

    Во-первых, до того, как особая экономическая зона начнет функционировать самостоятельно, над ней должен осуществляться полный и постоянный государственный контроль, причем не в виде неких контрольных мероприятий, а в виде постоянного присутствия заинтересованных представителей власти и налаженного механизма "обратной связи" с Федеральным центром. На наш взгляд, для ОЭЗ в отдаленных территориях (на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке) именно слабые механизмы государственного регулирования были основной причиной низкой эффективности.

    Во-вторых, необходимо понимать, что ОЭЗ для государства - риск, как невозврата вложенных инвестиций, так и недополучения бюджетных ресурсов. В данном случае, крайне важно составить адекватные бизнес-планы и планы развития для каждой особой экономической зоны. При этом, как показывает анализ китайской практики, в случае недостаточного финансирования и льготного обеспечения, ОЭЗ не будет развиваться, что свидетельствует о необходимости взвешенной политики финансирования ОЭЗ.

    В-третьих, важна четкая система разделения рисков между федеральными органами, органами субъектов федерации, управляющими компаниями и резидентами. Важно сформировать также технико-экономические требования к резидентам и перечень целевых индикаторов эффективности.

    В-четвертых, одним из залогов успеха ОЭЗ в Китае стало выгодное географическое положение зон, непосредственно ориентированное на внешнюю торговлю с близлежащими странами. При выборе определенных территорий в Российской Федерации для формирования особой экономической зоны, необходимо учитывать её близость к потребителям, ресурсным центрам, партнерам (в частности, зарубежным).

    В-пятых, несмотря на сложную экономическую ситуацию, необходимо понимать, что развитие ОЭЗ возможно, главным образом, при формировании системы значительных льгот и преференций.

    Необходимо понимать, что на сегодняшний день в мире количество особых экономических зон существенно возросло, что обуславливает снижение их стимулирующего значения для инвесторов (в большей части, зарубежных). В данном случае, важна переориентация целевых установок на развитие внутреннего рынка и внутреннего потребления.

    Таким образом, в данном контексте особые экономические зоны могут стать территориями интенсивного инновационного и научного развития, а также новыми промышленными центрами, способными обеспечить необходимость внутреннего рынка России в современных эффективных механизмах и технологиях.




    Заключение

    В мировой практике используется термин «свободные экономические зоны». По определению, это некоторая ограниченная часть территории страны с особым режимом регулирования, что сопоставимо с особыми экономическими зонами в России. Анализ мировой практики в [6] показал эффективность использования данного механизма для стимулирования предпринимательства, создания новых рабочих мест и развития регионов в целом. Однако по условиям создания и функционирования, моделям управления и основным видам деятельности резидентов зоны значительно различаются.

    В России ОЭЗ предоставляют резидентам особый режим предпринимательской деятельности, который включает следующие преференции: налоговые льготы; система «одного окна»; инфраструктура, которая создается за счет бюджетных средств; свободная таможенная зона (за исключением туристско-рекреационных зон).

    Налоговые льготы включают снижение ставки налога на прибыль до 15,5% для портовых и промышленно-производственных зон и до 13,5% для технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, освобождение от налогов на землю и имущество, от транспортного налога на пять и более лет, возможность применения повышающего коэффициента 2 к основной норме амортизации и некоторые льготы при привлечении иностранных специалистов.

    На момент начала 2016 г. в России действуют 33 ОЭЗ, созданных на основе Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», а также существуют ОЭЗ в Калининградской области и в Магадане на основе отдельных законов. Из 32 отмеченных ОЭЗ 9 - промышленно-производственные, 6 - технико-внедренческие, 15 - туристско-рекреационные и 3 - портовые. Кроме того, к ОЭЗ по своему статусу близки территории опережающего социально-экономического развития], где установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Можно сказать, что в России действуют различные виды территорий с особым режимом экономической деятельности (ТОРЭД).

    Оценка эффективности работы ОЭЗ ведется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 491 «Об утверждении правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон». Согласно Правилам оценка эффективности деятельности ОЭЗ осуществляется в баллах (от 1 до 5) по следующим показателям]: число резидентов, количество рабочих мест, объем инвестиций резидентов, объем выручки резидентов, налоговые и таможенные платежи резидентов и др.

    Промышленно-производственные зоны показывают лучшую оценку эффективности по сравнению с другими. Однако согласно отчету Счетной Палаты, это не относится к Самарской и Свердловской промышленно-производственным зонам.

    В отношении деятельности технико-внедренческого типа рекомендуется ее совершенствование по некоторым направлениям: ревизия деятельности резидентов в части выполнения условий заключенных соглашений о ведении деятельности; корректировка оценки бизнес-планов потенциальных резидентов по финансовой устойчивости; исполнение обязательств по соглашению о ведении деятельности, оценка причин замедления темпов строительства инфраструктуры.

    Исходя из общей оценки деятельности ОЭЗ, можно сделать вывод о слабой эффективности существующей модели управления и финансирования ОЭЗ в целом. Так, управление ОЭЗ в России осуществляется на федеральном уровне. Решение о создании ОЭЗ, согласно законодательству, принимает правительство РФ. Разработка стратегии развития ОЭЗ отнесена к полномочиям соответствующего федерального органа. Однако в мировой практике существенной особенностью функционирования аналогичных механизмов является активное вовлечение местных властей в решение вопросов развития зон. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность привлечения к вопросам развития модели управления и финансирования ОЭЗ органы местной власти субъектов РФ. При этом дальнейшие направления развития ОЭЗ должны быть индивидуальны в зависимости от достигнутых показателей эффективности каждой из них.



    Список использованных источников

    1. Цао Чжундэ. О Тяньцзинской зоне технико-экономического развития в Китае // Проблемы прогнозирования. 2009. № 1. С. 143-147.
    2. Фролов А.С. Проблемы планирования научно-технологического развития на государственном уровне // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С 79-91.
    3. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны // Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, Канадское агентство по международному развитию [и др.]. М.: ИЭПП, 2007. 268 с. Режим доступа: #"justify">Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006№ 16-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
    4. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999 № 104-ФЗ (ред. от 22.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015).
    5. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ.
    6. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон» // Бюллетень Счетной палаты, № 3 (март) 2014г. Режим доступа: #"justify">Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон» от 10 июня 2013 г. № 491.
    7. Отчет о результатах функционирования ОЭЗ за 2014 год и за период с начала функционирования ОЭЗ // Минэкономразвития России.
    8. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны» от 20.10.2010№ 502 (ред. от 12.03.2012).
    9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009№ 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
    10. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики //Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.
    11. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
    12. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики) М. Магистр: ИНФРА-М, 2013 - 560 с.
    13. Данько Г.П., Округ З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие - М: ИНФРА-М, 2006. - 260 с.
    14. Джерелейко И.С. Особые экономические зоны в России как финансовый инструмент социально-экономического развития / Балтийский экономический журнал, №2 (4), 2010. с. 29-36.
    15. Игнатов В., Бутов В.. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 1997. -192 с.
    16. Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в мире и России -М.: МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД России, 2008 - 139 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Свободные экономические зоны ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.