Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Семья (экономика,потребительское поведение)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Семья (экономика,потребительское поведение)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    07.02.2018 6:20:43
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

    1.СЕМЬЯ И ЕЁ РОЛЬ В ДОМОХОЗЯЙСТВЕ…………………………..5

    1.1. Домохозяйство и семья как субъекты рыночной экономики……..5

    1.2. Хозяйственные функции семьи и семейная политика……………15

    2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ.19

    2.1 Поведение покупателей и личный бюджет………………………..19

    2.2 Потребление, сбережения и инвестиции. Бюджетные ограничения и покупательная способность……………………………………………..….….21

    3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ………………..……………………………………………….…....28

    3.1 Экономика и экология……………………………………….……….28

    3.2 Домохозяйства и домашний труд………………………………..…..31

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….38

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….41
















    ВВЕДЕНИЕ

    Семья - осознанно организованная на основе родственных связей и бытового уклада социальная общность людей, в жизнедеятельности которых реализуются природные, экономические и духовные потребности ее членов и общества в целом. Через семью осуществляется вся система общественных отношений. В процессе эволюции общества изменялась и семья: ее место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, ее социально-экономический статус.

    Роль семьи в рыночной экономике двойственная, поскольку она может одновременно выступать как домохозяйство и предприятие, производитель и потребитель, сберегатель и инвестор.

    Разрешение проблем семьи в условиях рыночной экономики следует искать в формировании новых потребностей и возможностей семьи; создании условий развития и реализации экономических функций семьи; повышении социально-экономического статуса семьи и обеспечении социальной поддержки и нормальных бытовых условий семьи.

    Неотъемлемой чертой современного рыночного хозяйства стала тенденция усиления его социальной функции по отношению к семье в трех аспектах: повышения эффективности, расширения свободы и социальной базы предпринимательства; укрепления систем социального обеспечения и государственных гарантий помощи объективно (временно или постоянно) экономически неактивным членам общества; возрастания целевой социальной поддержки, направленной на расширенное воспроизводство человеческого капитала, трудового и предпринимательского потенциала, развитие инициативы, мобильности и активности субъектов хозяйствования.

    Актуальность темы подчеркивается тем, что институт семьи сегодня переживает кризис. Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений. Последствия перехода к рыночной экономике и устранения государства от комплексной поддержки семьи не замедлили сказаться.

    Цель данной работы - рассмотреть экономику домашнего хозяйства. Семейный бюджет.

    Задачи:

    - рассмотреть домохозяйство и семью как субъекты рыночной экономики;

    - изучить хозяйственные функции семьи и семейную политику;

    - рассмотреть поведение покупателей и личный бюджет;

    - исследовать потребление, сбережения и инвестиции. Бюджетные ограничения и покупательная способность;

    - проанализировать современные проблемы семьи и домашних хозяйств.

    Предметом исследования являются экономика домашнего хозяйства и семейный бюджет.

    Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе деятельности домашних хозяйств и семьи.

    Степень разработанности проблемы. В современной западной экономической науке экономика домохозяйства и семейный бюджет является важнейшей и успешно развивающейся областью теории. Значительный вклад в новую экономическую теорию домохозяйства внесли Г.Беккер, Т.Шульц, С.Кузнец, К.Дж.Ланкастер.

    В отечественной политэкономии качественно новым этапом развития теории домохозяйства и семейного бюджета явились исследования А.Чаянова, направленные на изучение крестьянского хозяйства как целостной системы, его внутренней структуры, условий его воспроизводства, степени обеспеченности собственной рабочей силой, его экономических связей с обществом.

    Исследования различных аспектов экономики домохозяйств и семейного бюджета нашли отражение в работах отечественных экономистов: Бартова В.Ф., Седова В.В. ,Гребнева Л.С., Нуреева Р.М, Генкина Б.М, Добрынина А.И., Салова А.И. и др.

    Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики и социологии семьи, психологии.


    1.СЕМЬЯ И ЕЁ РОЛЬ В ДОМОХОЗЯЙСТВЕ

    1.1. Домохозяйство и семья как субъекты рыночной экономики

    Термин “домохозяйство” тесно пересекается с термином “семья”. Однако эти терминологические различия объясняются тем, что “домохозяйство” это хозяйственная единица, а “семья” социальная единица.

    Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья. [3, с.205]

    Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.[6, с.43]

    Виды домохозяйств:

    Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

    Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями, а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

    Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6%всего населения страны. .[6, с.43]

    Современные исследователи считают, что все домохозяйства можно разделить на семейные, несемейные и общественные.

    К общественному домохозяйству относят лиц, проживающих в учреждениях постоянно или в течение длительного времени. Примеры таких домохозяйство: общежитие, школа-интернат, интернаты для престарелых и другие институциональных заведения. Сюда же могут быть отнесены военнослужащие, проживающие в гарнизонах; долгосрочные пациенты в больницах; заключенные, отбывающие длительные сроки заключения и т. п.

    Несемейное домохозяйство - домохозяйство, состоящее из одного члена или не имеющее в своем составе членов, связанных отношениями супружества, родительства или родства .[9, с.14]

    Семейное домохозяйство - домохозяйство, хотя бы некоторые члены которого связаны отношениями супружества - родительства-родства.

    Классификация домашнего хозяйства

    Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

    Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

    Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики). .[9, с.16]

    Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

    Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

    Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

    Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

    Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

    Семья, или более обобщенно домашнее хозяйство, в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы), обеспечивает производство воспроизводство «человеческого капитала». [10, с.780]

    Семья это, как правило, осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизненная деятельность которых направлена на реализацию социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

    В любом известном обществе семья всегда оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг.

    Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений. Традиционно семья начинается с брака. Браки, можно сказать, совершаются на «рынке», который «предназначает» мужчин и женщин друг другу или оставляет их одинокими до появления лучших возможностей. [10, с.782]

    Экономическая роль семьи в рыночных отношениях чрезвычайно сложна. Семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие.

    Социально-экономический статус семьи это интегральный показатель, который отражает в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, уровень развития экономики, культуры и общественного самосознания.

    Рис. 1 - Социально-экономический статус семьи

    Поведение людей, касающееся брака, рационально. Это, конечно, означает, что, выбирая супруга, оба пола максимизируют свои полезности.

    Это также означает, что в процессе вступления в брак каждый индивид должен задать себе два фундаментальных вопроса: [10, с.784]

    Каковы в целом издержки и выгоды брака по сравнению с холостой жизнью;

    Как долго и упорно должен он или она искать подходящего партнера с учетом этих издержек и выгод?

    Взвешивая все за и против, индивид должен считаться с несколькими важными соображениями относительно издержек брака. Самое главное для многих потеря (цена) независимости. Люди никогда не бывают полностью свободны, делать то, что они хотят: они должны учитывать влияние своих действий на других.

    Члены семьи в основном готовы к будущим издержкам, включая сложность и длительность выработки решения. Это происходит потому, что согласия труднее достичь при большем числе участников.

    Семья вовлечена в производство товаров и услуг, разделяемых между всеми ее членами. Эти вещи доступны в одинаковом количестве и качестве всем. Общие товары могут не соответствовать полностью вкусам ни одного из индивидов, но это товары, которые все согласны купить. В таких случаях, а их множество, индивиду приходится нести издержки неполучения товара в количестве и качестве, наиболее полно удовлетворяющем его предпочтения.

    Поскольку решения в семье принимаются демократически, ее члены должны иметь право голоса в распределении бремени производства благ, когда определяется, кто вкладывает денежный доход, время или усилия в общую копилку. Семья может облагать налогом своих членов, как любой коллективный правящий орган. Любой член семьи может быть принужден платить за коллективные блага и проекты, с которыми не согласен. Это можно считать потенциальными издержками члена семьи, о чем свидетельствуют порой возражения не желающих выполнять ту или иную работу. [12, с.36]

    Другие издержки, связанные с браком, включают риск роста сильных эмоциональных связей с группой индивидов и отказ от возможности встреч и общения с другими людьми. Издержки женитьбы на одном лице можно рассматривать, как утрату возможности жениться на ком-либо другом, кто мог быть желаемой парой, но не встретился вовремя. Список издержек можно продолжить.

    Выгоды брака и семьи вытекают главным образом из ее способности производить желаемые товары и услуги: [13, с.204]

    Первое супруги имеют возможность производить вещи, невозможные во внебрачной ситуации. Этот перечень может включать детей (по крайней мере, законнорожденных), престиж и статус, которые могут влиять на занятость и круг друзей, солидность компании, всегда доступный семейный секс и семейную жизнь в целом. Без сомнения, многие из этих благ можно иметь в определенном качестве и количестве и вне семьи, но внутри семьи они приобретают определенные свойства и поэтому ценны для людей.

    Второе семья, функционирующая как отдельное домашнее хозяйство с участием более одного индивида, может производить товары и услуги гораздо эффективнее, чем несколько домохозяйств с одним индивидом в каждом. Это происходит благодаря экономии за счет масштабов. [13, с.206]

    В реальной (рыночной) экономике вся масса ресурсов составляет совокупный ресурсный рынок, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретных ресурсов. Собственниками этих ресурсов считаются в основном домохозяйства. В тех же случаях, когда владельцами ресурсов являются фирмы или государство, последние выступают как независимые собственники ресурсов, т.е. как домохозяйства. Все виды оплаты факторных ресурсов в обыденной экономической ситуации выступают в виде обобщающих терминов дохода или прибыли. [14, с.486]

    Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель - получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

    В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги. [16, с.166]

    Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей - это государственные денежные выплаты на социальные нужды - пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей - это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

    Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства. [16, с.168]

    Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы - получить максимальную прибыль, государство - достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам - носителям рыночных отношений.


    1.2 Хозяйственные функции семьи и семейная политика

    Расширение воспроизводственной функции семьи на современном этапе развития нашего общества - это общественно-необходимый процесс, обусловленный как объективными факторами, связанными с материальным дефицитом, со значительным неудовлетворением социально-экономических потребностей населения, с недостаточной развитостью рынка и производства, так и субъективными факторами, теми новыми требованиями, которые люди предъявляют сегодня к качеству своей жизни, к условиям и содержанию труда, занятости, предпринимательству, быту, социуму, среде обитания и т.д. [17, с.203]

    Наиболее важной хозяйственной функцией семьи является формирование и использование семейного бюджета. Из каких статей складываются доходы и расходы семей?

    Доходы:

    - заработная плата;

    - предпринимательский доход;

    - доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденд);

    - государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги в области здравоохранения, образования);

    - доходы из прочих источников.

    Расходы:

    - соцстрахование;

    - налоги;

    - питание и вкусовые товары;

    - одежда и обувь;

    - квартплата и жилье;

    - коммунальные услуги;

    - мебель, бытовые приборы;

    - транспорт;

    - образование, развлечения;

    - досуг, путешествия;

    - добровольные пожертвования и взносы в общественные организации;

    - прочие расходы; сбережения.

    Бюджет семьи отражает ее социально-экономический статус, предпринимательскую активность, уровень жизни, образования, инвестиционный потенциал и др. [17, с.204]

    Потребительская корзина - полный набор потребительских услуг, необходимых для удовлетворения потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающий ее нормальную жизнедеятельность, исчисляемый в стоимостном и натуральном выражениях.

    Во всех странах мира в расходной части бюджета семей после уплаты налогов и взносов на социальное страхование наибольшую долю составляют затраты на питание. В зависимости от экономического уровня развития страны эта доля может существенно различаться (например, в Германии - около 20%, в России - до 80%).[15]

    По мере развития рыночного хозяйства, отражая изменение предпочтений и функций семей, различается и ассортимент потребляемых товаров. В этом аспекте интересны данные структуры прироста розничной торговли в Германии, свидетельствующие о спросе на престижные товары высокого качества в начале 90-х годов.

    Функция реализации человеческого капитала во многом зависит от других воспроизводственных функций семьи и проявляется в факторах успеха семейного предпринимательства. [18, с.244]

    Семья реализует функцию социализации, т.е. включения человека в общественную систему посредством получения образования, услуг в области здравоохранения, воспитания детей, культуры и т.д., при помощи государства. Это проявляется в многообразии социальных услуг, которые оказываются населению в рыночном хозяйстве: трудоустройство; социальное страхование; пенсионное обеспечение; пособие на детей; содействие получению образования; социальная помощь; социальное жилищное строительство; охрана труда женщин и несовершеннолетних; дотация и кредиты на аренду и покупку жилья; страхование от несчастных случаев; льготные цены и тарифы на услуги.

    На современном этапе развития высоких технологий и информатизации общества повышается значение рекреационной функции семьи, поскольку человек, интенсивно работающий, должен иметь больше возможностей для восстановления работоспособности в здоровой среде обитания. [17, с.207]

    Социально-экономический анализ динамики расходов семей на досуг, путешествия, проведение свободного времени свидетельствует об устойчивой тенденции их роста в системе рыночного хозяйства во второй половине XX века, что подтверждают содержание и структура рейтинга семейных ожиданий от рекреаций (%):

    - Убежать от будней - 76

    - Расслабиться - 74

    - Набраться сил - 64

    - Побыть на лоне природы - 59

    - Иметь время друг для друга - 58

    - Переменить обстановку - 50

    - Повеселиться - 49

    - Получить удовольствие - 47

    - Получить новые впечатления - 47

    - Испытать много нового - 46

    Семью как исходную микроячейку и субъективную основу общественной системы следует рассматривать в качестве интегрального объекта социальной защиты, поскольку она в логической цепи отношений «человек - семья - общество» является связующим центральным звеном. Через семью решаются все частные вопросы социальной защиты индивида и общества в условиях рыночного хозяйства. Семья может и должна служить целью, конечным критерием, ориентиром вариации форм, методов и размеров социальной защиты. Такой подход означает, что на смену индивидуалистской (в «чистом» рыночном хозяйстве) и коллективистской (в командно-административной экономике) концепциям социальной защиты должна прийти семейная политика как основная часть и приоритетное направление социальной политики государства. [18, с.244]

    Основными принципами семейной политики являются:

    1. Реалистичность и эффективность социальной политики.

    2. Дифференцированный подход к различным группам и категориям семей.

    3. Переориентация с пассивной социальной помощи и гуманитарных акций на активизацию жизненного потенциала семьи.

    Роль демократического государства в процессах развития семьи должна состоять в проведении адекватно провозглашенным целям законодательного регулирования, распределения ресурсов, находящихся в его распоряжении, проведения политики экономического поощрения действий, направленных на цели социально-экономической поддержки семьи и женщины, принимаемых иными участниками процесса - предпринимателями, общественностью, частными лицами. [19, с.26]

    Государственная программа укрепления семьи в условиях социально-рыночной трансформации в России должна быть направлена на обеспечение совместной деятельности органов государственного управления, предприятий, общественных организаций, церкви и самой семьи. Она включает в себя в качестве обязательных следующие атрибуты: [20, с.18]

    1. Субъекты - государственные органы управления; общественно-политические организации и движения; профсоюзы; религиозные организации; трудовые коллективы; сами семьи, граждане самостоятельно или через неформальные ассоциации.

    2. Объекты - отдельные семьи, их группы и категории.

    3. Цель - оптимизация условий функционирования.

    4. Основной ориентир - постепенный переход от тактики дотаций и привилегий к практике устойчивых доходов и льготных кредитов.

    5. Направления - развитие гибкой социально-экономической структуры; возрождение семейного бизнеса; повышение престижности домашнего хозяйства; помощь молодым семьям и возвращение долгов старшему поколению.

    6. Правовая основа - система законов, законодательных и нормативных актов, направленная на обеспечение расширенного воспроизводства семьи, укрепление ее социально-экономического статуса, места и роли в переходе к устойчивому развитию общества

    7. Механизм реализации на различных уровнях в соответствии с общестрановыми, региональными и местными условиями.

    2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ


    2.1 Поведение покупателей и личный бюджет


    Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены -- на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.

    Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.

    Предпочтения людей достаточно трудно учитывать также по причинам так называемых эффектов покупательских взаимовлияний. Например, в поведении покупателей иногда имеет место «эффект подражания», когда покупки делаются только потому, что их приобрели другие (например, соседи Ивановы, друзья Петровы и т.д.) Известен также «эффект сноба», когда покупки делаются «наоборот, вопреки тому, что предпочитают другие». Исследованиями выявлен также «эффект демонстрации исключительности», т.е. когда покупателем подчеркнуто и демонстративно делаются престижные покупки дорогих товаров, которые служат не столько для потребления, сколько для того, чтобы «произвести впечатление» исключительностью своих возможностей.

    Большинство предпочтений не относятся к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей. Например, покупатель всегда предпочитает большее количество товаров меньшему их количеству при той же цене; качественные товары более предпочтительны, чем некачественные или устаревшие; экологически чистые товары также более предпочтительны при одинаковой цене и прочих равных условиях. Покупательские предпочтения можно сфокусировать по конкретным группам потребителей (молодежная, детская, мужская, женская, пенсионерская группы в товарных закупках); по товарным ассортиментам (зимнем и летнем, промышленным и продовольственным, услугам материальным и нематериальным и т.д.). Однако и в этих случаях требуются некие конкретные основания для того, чтобы установить реальные основания для движения цен по товарным и покупательским группам.

    Можно сгруппировать потребительские предпочтения в виде ассортиментных товарных наборов, покупаемых практически всеми группами населения в сравнительно короткие периоды времени (как например, неделя, месяц, квартал, год), куда входят наиболее употребляемые товары, хотя и в различной их комбинации.

    Однако и в этом случае варианты и наборы товаров должны быть приведены к некоему «общему знаменателю», делающему их реально покупаемыми по текущим ценам. Очевидно, что таким «знаменателем» выступает доход потребителей в рассматриваемый текущий период. Доход выступает как фактор спроса вообще и гипотетического распределения потребительских предпочтений, в частности, по таким группам товаров, как одежда и продукты.

    С точки зрения процесса формирования спроса и определения цен предлагаемых к продаже товаров, уровень дохода потребителей выступает одним из наиболее реальных, поддающихся более или менее точному учету факторов. Однако это еще не означает, что покупатель распределит собственный доход именно так, как показано в таблице или как хотел бы предприниматель, устанавливая рыночные цены товаров.

    Равнозначную сумму денежного дохода одни покупатели могут распределить между питанием и одеждой, предавая меньшее или большее значение каждому виду товаров. Другие - покупают одежду и услуги так, чтобы какую-то часть дохода сэкономить, сократив до минимума расходы. Третья группа покупателей «не укладывается» в рамки своего дохода и, видимо, будет обращаться к займу денег для оплаты своих покупок.


    2.2 Потребление, сбережения и инвестиции. Бюджетные ограничения и покупательная способность.

    Весь продукт, созданный в обществе, предназначен для потребления. Потребление - индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Потребление населения - ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы - важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.

    С потреблением тесно связаны сбережения. Сбережения - это временно отложенное потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой. Причиной, побуждающей фирмы не использовать полностью полученный доход, а сберегать и накапливать его, является их инвестиционная активность с целью расширения бизнеса.

    Мотивы сбережения у домохозяйств более разнообразны и связаны с психологическими особенностями людей.

    Размеры, как потребления, так и сбережения зависят от получаемого дохода и лимитируются им.

    Зависимость потребляемой и сберегаемой частей дохода от его общей величины принято называть функциями потребления и сбережения.

    Психология людей оказывает существенное влияние на использование дохода, поэтому в экономической теории применяются показатели средней склонности к потреблению и сбережению:

    Средняя склонность = потребление (С) / доход (у) Ч100%

    к потреблению (АРС)

    Средняя склонность = сбережения (S) / доход (у) Ч100%

    к сбережению (APS)

    За средней склонностью населения к потреблению и сбережению стоят колебания, как дохода, так и настроений людей, поэтому важно знать, как человек реагирует на изменение его дохода-- в сторону увеличения потребления или сбережения? Для этой цели применяются, соответственно, показатели предельной склонности к потреблению и сбережению. Предельная склонность к потреблению - изменение в потреблении вследствие изменения дохода:

    МРС = С / у,

    где С - прирост потребления;

    у - прирост дохода;

    МРС - предельная склонность к сбережению.

    Предельная склонность к сбережению - изменение в сбережении вследствие изменения дохода:

    МРS = S / у,

    где S - прирост потребления;

    у - прирост дохода;

    МРS - предельная склонность к сбережению.

    Величины МРС и МРS всегда колеблются в пределах прироста дохода -- в этом проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость. [24, с.178]

    а) МРС + МРS = 1;

    6)1 -- МРС = МРS;

    в) 1 -- МРS = МРС.

    Корректирующее воздействие на МРС и МРS, помимо дохода, оказывают:

    - уровень цен;

    - налогообложение;

    - накопленное имущество и т.д.

    Мотивами сбережения домашних хозяйств являются:

    - покупки дорогостоящих товаров и туризм;

    - обеспечение в старости;

    - страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);

    - обеспечение детей в будущем и т.п.

    Источником инвестиций являются сбережения. Проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами (субъектами), а инвестиции могут осуществлять совсем другие хозяйствующие субъекты. Сбережения широких слоев населения (рабочих, учителей, врачей и т.д.) являются источником инвестиций, но сами эти лица не осуществляют капиталовложения или инвестирование. Другим источником инвестиций являются накопления функционирующих в обществе фирм (промышленных, сельскохозяйственных и др.). Здесь понятия «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Однако роль сбережений домашних хозяйств весьма значительна и несовпадение процессов сбережения и инвестирования вследствие указанных различий может приводить экономику в состояние, отклоняющееся от равновесия.

    К факторам, определяющим динамику инвестиций, относятся:

    1. ожидаемая норма прибыли;

    2. реальная ставка банковского процента;

    3. уровень налогообложения;

    4. изменения в технологии производства;

    5. наличный основной капитал;

    6. экономические ожидания;

    7. динамика совокупного дохода.

    Охарактеризуем наиболее важные из перечисленных факторов. Во-первых, процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены. Во-вторых (и это тесно связано с первым обстоятельством), инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень банковской процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода или фабрики, а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма банковского процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма банковского процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели и домашние хозяйства будут осуществлять проекты капиталовложений.

    Теория потребительского поведения логично и закономерно рассматривает, прежде всего, категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

    В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т.д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах.

    Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах, цену. Потребительские цены, как и денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом покупателя.

    Рост или снижение бюджетных ограничений потребителя представляют собой изменения, которые обычно называют номинальным и реальным уровнем дохода, определяющего благосостояние людей. Так, номинальный доход - это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей. [26, с.75]

    Реальный доход - это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. Покупатели их ощущают в виде реальных возможностей и ограничений личного бюджета. Чаще всего это происходит в виде частичного изменения цен на отдельные товары или товарные группы. Так, рост даже отдельных цен усиливает бюджетные ограничения, снижает возможности покупок и уровень благосостояния. И наоборот, любое даже частичное снижение цен отдельных товаров снимает ограничения личного бюджета потребителя, увеличивает возможности благосостояния.

    Ограниченность личного бюджета и стремление более рационально его распределить при различных и подвижных ценах вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета. Полезность товара - это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.

    Если покупатель убежден, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение. Поскольку будет возрастать и суммарный объем этой полезности, то покупатель, возможно, продолжит закупки этого товара.

    3. ПУТИ ЭКОНОМИИ И ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА

    2.1 Экспериментальное исследование (на примере среднестатистической семьи г. Твери)

    Цель: определить основные статьи расходов нашего семейного бюджета.

    Ход:

    1. Рассмотрели основные статьи расходов нашей семьи.

    2. Сравнили их с прошлым годом.

    Статьи расходов семейного бюджета.


    годДоход

    в месяцСтатьи расхода/суммаПитаниеКоммунальный

    платежКредитДомашний

    телефонИнтернетБензинОплата

    англ. языкаОбщая сумма расходов2010-2011790002000063005000500130020001800369002011-2012820002300065002400050010003000200060000

    Вывод: общий доход вырос, по сравнению с прошлым годом, на 4%, а общий расход увеличился на 23%, в связи с повышением оплат ЖКХ, повышение цен на продукты питания и родители взяли кредит на покупку автомашины.

    Цель: экономия семейного бюджета на покупки продуктов питания и бытовой химии.

    Ход опыта:

    1. изучили цены на продукты и бытовую химию в соседнем с домом магазине.

    2. Изучили цены при оптовой закупке.

    3. Сравнили результаты и сделали вывод.

    Продуктовая корзина



    Розничная закупкаЦенаОптовая закупкаЦенаПачка молока55 руб.Пачка молока37 руб.Масло подсолнечное75 руб.Масло подсолнечное65 руб.Килограмм сливочного масла180 руб.Килограмм сливочного масла150 руб.Килограмм картофеля25 руб.Килограмм картофеля18 руб.Килограмм моркови20 руб.Килограмм моркови15 руб.Килограмм лука22 руб.Килограмм лука17 руб.Килограмм муки45 руб.Килограмм муки36 руб.Килограмм макарон25 руб.Килограмм макарон15 руб.Килограмм риса45 руб.Килограмм риса36 руб.Килограмм сахара32 руб.Килограмм сахара25 руб.Килограмм яблок80 руб.Килограмм яблок65 рубКилограмм мяса говядины250 руб.Килограмм мяса говядины220 руб.Килограмм мяса свинины220 руб.Килограмм мяса свинины200 руб.Пачка сока/ литр50 руб.Пачка сока/ литр40 руб.Итог:1.124 руб.939 руб.Экономия единицы товара185 рублей (16%)Средства гигиены


    Розничная закупкаЦенаОптовая закупкаЦенаПачка стирального порошка140 руб.Пачка стирального порошка125 руб.Туалетное мыло25 руб.Туалетное мыло15 руб.Зубная паста/ тюбик55 руб.Зубная паста/ тюбик45 руб.Чистящее средство для посуды60 руб.Чистящее средство для посуды50 руб.Итог:280 руб.235 руб.Экономия единицы товара45 рублей(16%)Вывод: организовывайте совместныеоптовые закупки продуктов питанияибытовой химиив крупных гипермаркетах. Экономия может составить до 20%.

    Цель: экономия семейного бюджета при оплате услуг ЖКХ.

    Ход опыта:

    Мы проанализировали финансовые затраты при использовании различных осветительных приборов.


    Расход электроэнергииОсветительные приборыЛампы накаливанияЭнергосберегающие лампыСветодиодные лампыПотребление электроэнергии в час100 Ват20 Ват10 ВатСветовой поток100 Lm100 Lm100 LmРасход электроэнергии в месяц500 КВат100 КВат50 КВатРасчет500×

    1руб.10 коп
    100×

    1руб.10 коп
    50×

    1руб.10 коп
    Финансовые затраты

    550 руб.

    110 руб.

    55 руб.Вывод:использование светодиодных ламп экономит семейный бюджет в 10 раз.
    Исследование № 4
    Цель:выяснить помогает ли посудомоечная машина экономить семейный бюджет.
    А сколько раз в неделю у нас возникают трения с домашними из-за того, что приходится в который раз решать один и тот же вопрос: «Чья очередь сегодня мыть посуду?..» В итоге, среднестатистическая хозяйка тратит на мытье посуды 45 минут в день, более пяти часов в неделю, и почти 250 часов (более 10 дней) в год!

    В прошлом году мы купили посудомоечную машину, и вот какая арифметика у нас получилась:

    Посудомоечная машина расходует на мытье накопившейся за день посуды всего 12-14 литров воды. А чтобы вымыть такое количество посуды вручную, уходит минимум 60 литров. И так каждый день!

    Экономим деньги:

    Посудомоечная машина позволяет нам сэкономить около 17000 л воды в год. Переведите это в деньги и вы поймете, что этот предмет бытовой техники окупился довольно быстро.

    Экономим время:

    Специалисты подсчитали, что в среднестатистической семье (двое взрослых, двое детей) посудомоечная машина позволяет сэкономить свыше 200 часов в год, которые тратятся нами на ручную мойку посуды.
    Экономим годы здоровья:
    Столь высокий уровень гигиены, какой обеспечивает машина, невозможно достичь при ручной мойке. Ни один человек не сможет помыть посуду при 70 градусах С (или хотя бы при экономичной температуре 55 градусов) он просто обварит себе руки.

    К тому же, моющие средства раздражают кожу рук, которые, кстати, страдают и просто от частого контакта с водопроводной водой ведь ни хлор, ни содержащиеся в ней фенолы здоровья рукам не прибавляют. А посудомоечная машина не только позволяет нам избежать контакта с моющими средствами, но и дает возможность использовать наиболее эффективные из них.

    Исследование № 5.

    Цель:выяснить помогают ли экономить семейный бюджет счетчики воды.

    Потребление воды без прибора учетаПотребление воды с установленным прибором учетаФинансовые затраты

    в месяц

    1. 800 рублей

    1.000 рублей

    Вывод:экономия семейного бюджета при потреблении воды с прибором учета составляет 55%. Сэкономленные на коммунальных платежах средства быстро окупят их стоимость и позволят снизить расходы в дальнейшем.


    3.2 Реальные пути экономии

    Сокращение расходов

    Следить за расходами и доходами нужно будет теперь постоянно. Правильное планирование бюджета заключается в распределении расходов на первоочередные и будущие. Записывая покупки, можно взвешенно просчитать потребительскую корзину и отказаться от ненужных вещей. Обязательные платежи сократить не получится. Но некоторые статьи можно уменьшить. Большинство продуктов питания покупается для удовольствия, а не поддержания жизнедеятельности организма. Экономить в первую очередь стоит на тех покупках, без которых можно обойтись.

    Отказ от перекусов шоколадкой на работе пойдет только на пользу здоровью. От переработок стоит отказаться, если добираться домой вечером приходится на такси. А если не можете жить без любимого журнала, то вместо бумажного варианта приобретите электронный.

    Как экономить на продуктах? Для семьи со скромным бюджетом спонтанный ужин в общественном заведении может болезненно ударить по карману. Конечно, разовые посещения заведений общепита допускаются. Но если приходится ежедневно менять домашний ужин себестоимостью в 150 рублей на порцию пиццы, то такие походы нужно заранее планировать.

    Желательно составлять план питания на неделю. Специальные онлайн-сервисы позволяют подготовить недельное меню в зависимости от занятости, условий работы, образа жизни. Как экономить на электричестве? Одна из самых затратных статей из перечня коммунальных услуг расходы на электричество.

    Современные бытовые приборы облегчают жизнь человека. Но если они работают все одновременно, то потребляют массу энергии. Снизить расходы помогут следующие простые советы.

    Используйте энергосберегающие лампы Стоят такие лампы раза в два больше обычных, но и служат дольше. Они практически не нагреваются, вся энергия уходит на освещение. Средний срок службы - три года, годовая экономия составляет 600 рублей. Пыль может «съедать» до 20% света. Поэтому стоит периодически протирать плафоны и лампочки. Уходя, гасите свет. Чтобы не забывать об этом простом правиле, можно написать напоминалку и повесить ее на входной двери. Покупайте бытовую технику класса А+ и используйте ее строго по инструкции Современная техника класса А+ или А++ потребляет гораздо меньше электроэнергии, но только при условии, что ее правильно будут эксплуатировать. Если на кухне холодильник поставить рядом с плитой, то работать он будет в усиленном режиме, чтобы поддержать необходимую температуру. Аналогичная ситуация возникнет, если попытаться охладить горячую пищу.

    Своевременная разморозка предотвратит образование наледи на стенках камеры и сократит потребление электроэнергии в среднем на 15%. Компьютеры и телевизоры активно используются лишь несколько часов в сутки. Остальное время они находятся в режиме ожидания, активно поглощая электроэнергию. Недостаточно просто выключить аппарат кнопкой на блоке питания. Нужно отключить его от источника энергопотребления. Периодически проводите косметический ремонт Светлые обои и белый потолок могут возмещать до 80% солнечный лучей. Для сравнения, светоотдача от черного цвета составляет всего лишь 9%. Но перед поклейкой обоев стоит проверить качество проводки. Иногда повышенное энергопотребление возникает из-за износа проводов.
















    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Семья - основное звено формирования и накопления человеческого капитала. Функции семьи на всех стадиях формирования и реализации человеческого капитала взаимосвязаны между собой. Они имеют целевую направленность на накопление и возмещение затрат, связанных с созданием человеческого капитала и развитием предпринимательского потенциала. Поэтому для изучения экономического роста на длительные периоды в самых различных странах понятие капитала и накопления капитала следует расширить, чтобы включить капиталовложения в здравоохранение, образование и обучение самих людей, т.е. капиталовложения в человека.

    На современном этапе развития высоких технологий и информатизации общества повышается значение рекреационной функции семьи, поскольку человек, интенсивно работающий, должен иметь больше возможностей для восстановления работоспособности в здоровой среде обитания.

    Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.

    Потребление населения - ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы - важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.

    С потреблением тесно связаны сбережения. Сбережения - это временно отложенное потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой. Мотивы сбережения у домохозяйств более разнообразны и связаны с психологическими особенностями людей.

    Рост или снижение бюджетных ограничений потребителя представляют собой изменения, которые обычно называют номинальным и реальным уровнем дохода, определяющего благосостояние людей. Так, номинальный доход - это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей.

    Человеческие потребности и возможности практически всегда не совпадают. Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому необходимо научиться соразмерять свои потребности и свои возможности. Надо уметь расходовать деньги так, чтобы не попадать в финансовые катастрофы, и вместе с тем не бояться тратить на то, что действительно необходимо.

    Таким образом, очень важно научиться планировать семейный бюджет.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бартов В.Ф., Седов В.В. Концепции взаимодействия экономики и природы. - М.: Мысль, 2012.
    2. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. - 2012. - № 16.
    3. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. М.: Высш. школа, 2013. 447 с.
    4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., Норма, 2013. 416 с.
    5. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал, 2012.
    6. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. М.: Вита-Пресс, 2012. 397 с.
    7. Гальперин В.М. и др. Учебник: Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2014. 349 с.
    8. Гальперин В.М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/Общая редакция Л.С. Тарасевича, Издательство 5-е изд., испр. И доп. М.: Юрайт- Издат, 2014. 655 с.
    9. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика. - М.: Юрайт, 2014.
    10. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Пер. с англ. Изд-во МГУ: ИНФА-М, 2012. 784 с.
    11. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Семейно-хозяйственная подструктура. // Социология экономической жизни.-- Новосибирск, 2013
    12. Жеребин В.М., Романов А.Н. Экономика домашних хозяйств. - М.: Финансы, 2012.
    13. Жеребин. В.М., Романов А.Н. Экономика домашних хозяйств. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. 231 с.
    14. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и макроэкономический анализ. Учебник.- М.: ИНФА - М, 2014. - 512 с.
    15. Интернет-ресурсы: Сергеев Д.В. Институциональные особенности домохозяйств в постперестроечной России. М., 2013
    16. Курс экономической теории /Под редакцией М.Н. Чепурина Киров: АСА, 2014. 832 с.
    17. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику: Курс лекций. М., 2012. 248 с.
    18. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник: Рек. Мин. Обр. РФ/Р.М. Нуреев. 3-е изд., изм.. М.: НОРМА, М., 2014. 561 с.
    19. Левин Б.М., Петрович М.В. Экономическая функция семьи. - М.: Финансы и статистика, 2012.
    20. Прокофьева Л.М. Демографический тип домохозяйства и оценки бедности//Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению.- М.: Московский Центр Карнеги, 2014.- с.
    21. Поведение потребителей. Д. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард. С-П., Питер, 2012. 317 с.
    22. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары. М.: Академия, 2012.
    23. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Норма, М., 2013. 440 с.
    24. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. / Избр. труды. - М.: Экономика, 2012. - с.-241.
    25. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2013.
    26. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: ВЛАДОС, 2012.
    27. Экономическая теория: Учебник /Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой М.: ИНФРА-М, 2014.-560с.
    28. Экономическая теория: учеб./ А.И.Амосов, А.И.Архипов, А.К.Большаков (и др.); под ред. А.И.Архипов, С.С. Ильин.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. 608 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Семья (экономика,потребительское поведение) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.