Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Социально-экономическое развитие (Пермский край)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Социально-экономическое развитие (Пермский край)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    06.05.2017 2:22:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    Глава 1. Теоретико-правовые основы социально-экономического развития, как элемента системы государственного и муниципального управления5

    1.1. Основное положение по системе государственного и муниципального управления5

    1.2. Место социально-экономического развития в государственном и муниципальном управлении9

    1.3. Анализ нормативно-правовых актов в сфере экономического развития12

    Глава 2. Практические аспекты социально-экономического развития (на примере Пермского края21

    2.1. Анализ показателей социально-экономического развития Пермского края21

    2.2. Проблема с социально-экономическим развитиемПермского края26

    2.3. Рекомендации органам государственной власти и местному самоуправлению по совершенствованию социально-экономического развития Пермского края29

    Заключение32

    Библиографический список33

    Приложение37







    Введение


    С началом трансформационных процессов в большинстве регионов страны произошло обострение социальных и экономических проблем, обусловленное спадом производства, снижением инвестиционной активности, ухудшением качества жизни населения. Основными причинами сложившейся ситуации являются недостаток финансирования, несовершенство законодательства, недостаточное взаимодействие органов власти.

    Не менее важным фактором, определяющим социально-экономическое положение субъекта РФ, выступает наличие эффективной региональной политики, которая должна своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям. В России, как и в большинстве федеративных государств, существует три уровня управления, на самый нижний из которых (муниципальный) переданы функции и полномочия по обеспечению условий жизни населения, вовлечению местных ресурсов в экономический оборот. Вместе с тем решение большинства вопросов и проблем социально-экономического развития возможно лишь при согласованном и эффективном взаимодействии разных уровней власти. В этом заключается актуальность темы работы.

    Объектом исследования является Пермский край.

    Предмет исследования социально-экономическое развитие Пермского края.

    Цель курсовой работы провести анализ теоретических и практических аспектов социально-экономического развития, предложить рекомендации по его совершенствованию.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть основное положение по системе государственного и муниципального управления.

    .

    2. Охарактеризовать место социально-экономического развития в государственном и муниципальном управление.

    3. Провести анализ нормативно-правовых актов в сфере экономического развития.

    4. Провести анализ показателей социально-экономического развития Пермского края

    5. Проанализировать проблемы с социально-экономическим развитиемПермского края.

    6. Внести предложения органам государственной власти и местному самоуправлению по совершенствованию социально-экономического развития Пермского края.

    Эмпирическая база исследования: нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пермского края; работы ученых, в которых раскрываются, как теоретические, так и практические аспекты социально-экономического развития.

    При написании работы использовались труды таких авторов, как: С.Д. Валентей, Н.В. Ворошилов, Е.С. Губанова, И.В. Петров, О.С. Пчелинцев, В.Р. Шаяхметова, и других.

    В исследовании предмета и решении поставленных задач использовались методология системного анализа, методы логического и экономико-статистического анализа.

    Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций для совершенствования социально-экономического развития Пермского края.






    Глава 1. Теоретико-правовые основы социально-экономического развития, как элемента системы государственного и муниципального управления


    1.1. Основное положение по системе государственного и муниципального управления


    Система власти и управления в России, как и в большинстве стран мира, имеет несколько уровней: федеральный, региональный (как правило, крупные территориальные части страны) и местный (города, села, деревни).

    За каждым из них закреплены свои функции и полномочия. Вместе с тем решение ряда социально-экономических проблем возможно лишь при объединении усилий различных уровней публичной власти, в частности, в таких сферах как экономическое развитие, обеспечение условий жизнедеятельности населения (ЖКХ и благоустройство территории, транспорт и дорожное хозяйство), образование, здравоохранение и социальная защита населения. Наиболее эффективно решать многие вопросы можно именно на самом нижнем уровне публичной власти муниципальном, поскольку он позволяет учитывать специфику территорий, их ресурсы и условия, конкретные потребности и интересы населения.

    В числе основных задач региональной политики следует выделить:

    - поддержку необходимых территориальных пропорций в развитии экономики региона, недопущение чрезмерной дифференциации территориальных образований по уровню экономического развития;

    - опережающее развитие наиболее перспективных, но развивающихся недостаточными темпами муниципальных образований;

    - повышение за счет этого сбалансированности пространственного регионального развития;

    - поддержку в максимально возможной мере экономики депрессивных муниципальных образований, в том числе за счет использования форм прямой поддержки;

    - формирование эффективных (с позиций выравнивания уровня развития экономики различных муниципальных образований) межмуниципальных связей, пространственная интеграция сильных и слабых в экономическом отношении муниципальных образований.

    Федеральные, региональные и муниципальные органы управления при своей деятельности должны опираться на следующие принципы:

    - Принцип единства действий и разделения полномочий между властными структурами. Региональная политика, проводимая на всех уровнях и подчиняющаяся общей социальной цели, должна быть согласована по времени, ресурсам, приоритетам. В то же время необходимо разделение функций и сфер деятельности региональной политики, проводимой конкретными органами управления. Отношения между властными структурами должны строиться на основе партнерства и сотрудничества.

    - Принцип непротиворечивости. Региональная политика, являясь преломлением общегосударственной и региональной стратегии, не должна ей противоречить. Реализация данного принципа предполагает необходимость соблюдения главенства Конституции РФ и федеральных законов над местными указами, постановлениями, законами, политическими решениями.

    - Принцип приоритетности. Разработка и реализация региональной политики должна осуществляться на основе ранжирования решаемых вопросов, выделения мероприятий, имеющих для региона приоритетное значение. При ограниченности средств и ресурсов «распыление» их по территории регионов представляется крайне неэффективным и расточительным. В этих условиях желательна концентрация инвестиций в наиболее прогрессивных сферах и центрах, которые могут стать «полюсами» (фокусами) роста. Интенсивное их развитие позволит не только быстро окупить вложения, но и оживить прилегающую территорию.

    - Принцип компромиссов. Региональная политика призвана решить совокупность территориальных проблем, возникших в результате обострения противоречий между функциональными блоками в структуре регионов, центром и периферией, а также интересами территорий и органов управления и т.д. Решение большинства проблем возможно лишь путем согласования интересов на компромиссной основе.

    - Принцип эффективности. Разработка и реализация региональной политики, принятие управленческих решений осуществляются лишь в том случае, если приносят социальный, экономический и экологический эффект. Эффективность становится тем критерием, которым руководствуются при выборе вариантов социально-экономического развития регионов.

    В условиях неопределенности и динамичности социально- экономических процессов весьма актуальной является разработка сценариев, прогноза развития региона и муниципальных образований. Не менее важную роль в реализации региональной политики играет маркетинг, способствующий реализации конкурентного потенциала территорий. Он включает в себя формирование имиджа и брендов муниципалитетов, их представление на выставках, ярмарках, форумах с целью привлечения инвесторов, туристов и потенциальных мигрантов.

    Мониторинг реализации региональной политики, проводимый на регулярной основе, позволяет оценить тенденции социально-экономического развития территорий, определить ключевые проблемы, решение которых требует приоритетного финансирования из регионального бюджета, скорректировать механизм взаимодействия с муниципалитетами.

    Функционально-типологический блок региональной политики отражает содержание ее основных функций, воздействующих на территориальное развитие:

    1. Стимулирующая региональная политика направлена на ускорение регионального развития путем поощрения новых видов деятельности, общественных отношений, инфраструктурной и информационной под- готовки территории.

    2. Компенсирующая региональная политика осуществляется с целью смягчения негативных явлений и процессов путем перераспределения доходов, предоставления дополнительных дотаций, льгот отсталым и депрессивным территориям.

    3. Адаптирующая региональная политика содействует приспособлению жизнедеятельности людей к природным и хозяйственным условиям территории.

    4. Противодействующая региональная политика носит негативный характер и проявляется по причине некомпетентности работников управления. Она может сдерживать объективный процесс регионального развития и одновременно стимулировать тупиковые процессы.

    Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации государственной региональной политики показывает, что существует два основных подхода к развитию территорий: политика выравнивания и политика поляризованного развития.

    Первый предусматривает обеспечение относительно равных условий жизни населения и хозяйствования, обеспечение одинаковых подходов ко всем территориям. Второй выделение и поддержку территорий (полюсов, центров, точек, локомотивов развития, опорных регионов, коридоров развития), имеющих существенные конкурентные преимущества, которые окажут инновационное воздействие на соседние территории.


    1.2. Место социально-экономического развития в государственном и муниципальном управлении


    Для модернизации общественно-экономических отношений, поиска и использования незадействованных ресурсов развития России и ее регионов необходима перестройка механизмов функционирования экономики на всех уровнях территориальной системы.

    Поэтому одной из главных предпосылок экономического развития региона является развитие входящих в его состав территорий. Обусловлено это тем, что именно на местах формируются те социально-экономические параметры, которые в конечном счете определяют состояние региональной экономики в целом.

    По мнению ряда исследователей, минимальными объектами развития в современных российских условиях выступают минимальные по площади территории, обладающие признаком политической управляемости, находящиеся в рамках границ административно-территориального деления страны. Такими ячейками являются муниципальные образования.

    Большое внимание к территориальному уровню связано с формированием органов местного самоуправления, главную цель деятельности которых представляет обеспечение комплексного социально-экономического развития территории. Для осуществления этого муниципальные органы власти наделены соответствующим юридическим статусом, они обладают определенными правомочиями и возможностями саморазвития, самоорганизации, самофинансирования, самоуправления.

    В частности, на муниципальный уровень передана ответственность за создание и поддержание условий воспроизводства и совершенствования «человеческого фактора». Здесь происходит формирование таких важнейших сфер, обеспечивающих жизнедеятельность населения, как дошкольное, среднее, профессиональное образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, охрана окружающей среды. На местах на три четверти удовлетворяются социальные потребности населения в местных бюджетах сосредоточено около 60% бюджетных расходов на социальную сферу.

    Помимо того что местное самоуправление играет значимую роль в обеспечении благосостояния населения и оказании общественных услуг, на него возлагается задача создания институтов, способствующих повышению темпов и устойчивости экономического роста.

    Кроме того, органы местного самоуправления выступают как структурный элемент в системе публичного управления. Для эффективного разграничения полномочий между разными уровнями власти используется принцип субсидиарности, то есть «введение разных уровней включены те вопросы, которые на данном уровне могут решаться наиболее эффективно, с оптимальным результатом».

    Для достижения целей и приоритетов регионального развития необходимо согласованное взаимодействие субъекта РФ и муниципальных образований. В то же время устойчивость социально-экономического развития территорий в значительной мере зависит от политики региона по отношению к муниципальным образованиям. Под региональной политикой по развитию муниципальных образований, на наш взгляд, следует понимать деятельность региональных органов власти по определению и реализации целей и приоритетов территориального развития, механизма стимулирования, поддержки и содействия развитию муниципальных образований в целях обеспечения комплексного и устойчивого развития региона.

    Вместе с тем особенности российского федерализма, налогово-бюджетной системы и результаты всех реформ местного самоуправления в России (начала середины 1990 и середины 2000-х годов) не позволяют говорить о самостоятельности и независимости муниципальных образований. Большинство из них по-прежнему остаются дотационными, а львиную долю в их бюджетах составляют субвенции из вышестоящих бюджетов на реализацию переданных полномочий, государственные субсидии на софинансирование отдельных расходов.

    Вместе с тем ряд исследователей рассматривают этот процесс как «стремление центра передать на региональный и муниципальный уровень ответственность за поддержание социально-экономического развития страны».

    В этой ситуации главной целью региональной политики должно стать повышение эффективности использования и увеличение потенциала входящих в субъект РФ муниципальных образований, обеспечение их стабильного развития и решения всех вопросов местного значения, рост уровня жизни и комфортности проживания населения.

    Экономическое развитие территории во многом зависит от результата функционирования хозяйствующих субъектов. Муниципальные образования являются естественной окружающей средой предприятий и организаций, а органы местного самоуправления формируют для этих экономических агентов комплекс необходимых условий, главное среди которых воспроизводство ресурсов. Поэтому именно в локальных территориях формируется значительная доля добавленной стоимости всех стран, а создаваемые условия в основном определяют конкурентоспособность производимых товаров.

    Большая роль отводится органам местного самоуправления (далее МСУ) и в процессе перехода экономики на инновационный путь развития, что предполагает создание на территории высокоорганизованной среды.

    Кроме того, типичными направлениями деятельности государства по проведению региональной политики являются: выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить особую региональную политику; «реанимация» депрессивных районов; «стимулирующая» политика; «компенсирующая» политика.

    Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой экономический объект, хозяйственный комплекс размещаются на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь «физически» протекают процессы развития экономики и социальной сферы.


    1.3. Анализ нормативно-правовых актов в сфере экономического развития


    В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель в соответствии с принципом федерализма, не наделяется Конституцией правом регулирования всех вопросов, которые составляют содержание предметов совместного ведения.

    Законодательное регулирование деятельности местного самоуправления в сфере экономического развития осуществляется государством посредством формирования правовой базы, включая определение границ муниципальных образований, предметов ведения и полномочий. Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с нормами как национального, так и международного законодательства.

    Европейской хартией местного самоуправления закреплена необходимость признания принципов местного самоуправления внутренним законодательством, а где это осуществимо, и конституцией (ст. 2 Хартии).

    На современном этапе основным законодательным актом, регулирующим рассматриваемую сферу общественных отношений, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрена возможность законодательного регулирования вопросов местного самоуправления субъектами Федерации. Региональные правовые акты по вопросам правового регулирования полномочий органов местного самоуправления опираются на положения федерального законодательства.

    Также хотелось бы обратить внимание на федеральные законы, которые регулируют отдельные полномочия государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Так, полномочия по организации теплоснабжения предусмотрены Федеральным законом «О теплоснабжении»; в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Также в правовом регулировании государственных органов субъектов РФ и полномочий органов местного самоуправления учитываются нормы гражданского, жилищного, земельного, налогового законодательства, и других отраслей права.

    Нормативную правовую основу местного самоуправления на местном уровне составляют муниципальные правовые акты. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. № 131-ФЗ (ст. 2) муниципальный правовой акт это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

    Экономическое регулирование деятельности местного самоуправления выполняется путем наделения его имуществом и финансовыми средствами и использования механизмов налогового и бюджетного регулирования. Органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления, содействовать населению в реализации права на местное самоуправление.

    Необходимым условием достижения комплексного и устойчивого развития территорий является согласование планов, стратегий и программ развития региона и муниципальных образований. Для реализации приоритетов, стратегий регионального развития большое значение имеют целевые программы, в том числе в экономической и социальной сфере, которые также должны включать территориальный аспект, и программы поддержки, активизации развития отдельных территорий, например моногородов.

    Особое внимание следует уделить экспертизе принимаемой региональной политики и концепций, стратегий, планов, программ, других нормативно-правовых актов (в том числе схем территориального планирования районов и генпланов поселений и городских округов). Экспертиза служит необходимым условием формирования единого регионального правового пространства и системы территориального планирования в регионе, обеспечивает учет интересов всех заинтересованных сторон.

    Принятые в начале середине 2000-х годов правовые акты по реформированию местного самоуправления и расширению полномочий субъектов Российской Федерации были призваны создать необходимые условия для реализации этими органами власти новых требований, способствующих полноценному решению текущих и перспективных задач социально-экономического развития страны и подъема уровня жизни населения.

    Принципиально важным направлением региональной политики в отношении муниципальных образований является разработка различных механизмов стимулирования их развития, повышения эффективности местного самоуправления. В большинстве субъектов РФ в рамках реализации Указа Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» разрабатываются положения о выделении грантов муниципальным образованиям для финансового стимулирования достижения наилучших показателей, а также в целях стимулирования органов местного самоуправления к развитию социального и экономического потенциала муниципалитетов.

    Со стороны государства применяются современные механизмы и инструменты поддержки приоритетных для развития экономики регионов производств и секторов. Так, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» предусмотрена возможность предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию промышленных проектов на региональном уровне, модернизацию объектов промышленной инфраструктуры путем формирования различного рода кластеров. На практике это уже привело к значительному росту количества индустриальных парков в регионах, развитию соответствующей инфраструктуры и начало приносить экономический эффект.

    В 2000-х годах у органов власти всех уровней сформировалось понимание объективной необходимости разработки стратегических и программных документов развития регионов России, определения теоретико-методологических основ разработки и реализации стратегий и более качественного подхода к этому процессу. Активно начали разрабатываться и приниматься стратегии (концепции) социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Постепенно сложилась определенная система стратегического планирования, подходы к которой примерно одинаковы в различных регионах.

    Концепция развития региона документ, содержащий миссию региона, общие идеи, цель и задачи его социально-экономического развития, желаемое представление, видение территории через определенный временной период. Для конкретной детализации целей и задач перспективного развития территорий служат полновесные документы в виде стратегий, представляющие собой уже глубокий анализ тенденций, возможностей, ресурсов, средств и перспектив развития региона, обоснование и выбор стратегических целей, механизмы и мероприятия реализации стратегии.

    Вместе с тем опыт ряда субъектов РФ и муниципальных образований показывает, что иногда происходит подмена понятий стратегии и концепции развития: в ряде случаев стратегия является по содержанию лишь концепцией развития на долгосрочную перспективу, и наоборот. Стратегия (концепция) развития региона должна учитывать направления и основные ориентиры, цели федеральной стратегии (в настоящее время Концепции развития страны до 2020 года), на основе которых формируются стратегии (концепции) развития отдельных сфер на долгосрочную перспективу.

    На основе обозначенных в стратегии любого уровня направлений развития и механизмов достижения целей разрабатывается программа социально-экономического развития соответствующей территории, представляющая собой увязку ресурсов (в том числе финансовых), механизмов и исполнителей по срокам достижения целей. Отдельно разрабатываются более детальные целевые и ведомственные, а также государственные программы (например, программы развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения, ЖКХ, поддержки предпринимательства и т.д.).

    В программных документах должны быть четко обозначены показатели и критерии эффективности их реализации, исполнители программы, обоснованы затраты на реализацию, определены источники финансирования. Показатели финансового обеспечения реализации программ развития каждой сферы регионального хозяйства (образование, здравоохранение, ЖКХ, социальная политика, производственная и инвестиционная сфера и т.д.) составляют статьи расходов регионального бюджета. Постепенно это приведет к тому, что расходная часть бюджета будет состоять из государственных программ с конкретными показателями достижения результатов на каждый год, с исполнителями программ.

    На основе бюджета и целевых программ развития субъекта РФ составляются годовой, квартальный и месячный планы работы органов государственной власти по достижению обозначенных в них результатов.

    Стратегические документы муниципальных образований должны соответствовать основным стратегическим приоритетам, целям и задачам соответствующего субъекта РФ. Но и стратегия развития региона должна содержать территориальный блок, то есть параметры развития, ключевые приоритеты, направления поддержки со стороны органов государственной власти субъекта РФ, ключевые проекты для муниципальных районов и городских округов, формирующих территорию соответствующего субъекта РФ. И только тогда формируется единая система стратегического планирования в регионе, позволяющая согласовывать приоритеты, средства, возможности, механизмы реализации целей для достижения устойчивого и комплексного развития различных территорий

    После многолетних и активных обсуждений был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», установивший единую систему стратегического планирования. Законом установлены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере стратегического планирования, принципы, задачи планирования, система документов стратегического планирования на федеральном, региональном и местном уровне.

    В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации для части их территорий могут тоже разрабатываться стратегии социально-экономического развития (например, для управленческих округов, состоящих из нескольких муниципальных районов области), если социально-экономические условия требуют выделения при разработке документов стратегического планирования субъекта РФ отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития.

    Стоит отметить, что муниципальная практика гораздо обширнее, чем региональная, тогда как на федеральном уровне, до указанного момента, вообще не было принято Стратегии социально-экономического развития. Так называемая «Стратегия 2020» это всего лишь концепция развития России до 2020 года, причём в перечень документов стратегического планирования, согласно ст. 11 ФЗ № 172, концепции не входят. Другими словами, не ориентироваться на нижестоящие структуры при формировании стратегии региона или Федерации неправильно.

    В частности, это не позволяет извлечь максимальную пользу из планируемых мероприятий, более того может спровоцировать вредные эффекты. При этом учет интересов нижестоящих структур не подразумевает безоговорочного принятия их к исполнению. Следовательно, согласование вышестоящих стратегий с нижестоящими будет иметь целый ряд позитивных эффектов. Во-первых, повысится эффективность реализуемых мероприятий за счет согласования эффектов на разных уровнях (ст. 7, п. 5 ФЗ № 172 принцип сбалансированности). Во-вторых, рассмотрение нижестоящих стратегических документов при разработке или корректировке вышестоящих документов обеспечивает контроль за единством методологии, позволяя избежать дублирования (ст. 7, п. 2 принцип единства и целостности). В-третьих, при формировании стратегических документов «снизу вверх» идет фактическое накопление идей, а также сбор аналитических материалов. В связи с этим использование материалов нижестоящих стратегий будет способствовать снижению трудоемкости процесса разработки вышестоящего документа с одновременным повышением его качества.

    При разработке любой стратегии необходимо соблюсти принцип сбалансированности (п. 5, ст. 7 ФЗ № 172), подразумевающий согласование целей и задач. Поскольку цели строятся от общего к частному, то есть дедуктивно, то они должны определяться на федеральном уровне, но могут дополняться и уточняться на нижестоящих. Это не противоречит ФЗ № 172. При разработке стратегии на нижестоящем уровне авторы должны обеспечить согласованность с целями вышестоящего документа в части, относящейся к их зоне ответственности. То есть цели, связанные, например, с развитием Дальнего Востока, не будут копироваться в стратегиях западных регионов. При этом ничто не мешает дополнять «внешние» цели, навязанные «сверху», «внутренними», вытекающими из локальных интересов и вообще не отраженными в документе вышестоящего уровня. Таким образом, цели и задачи стратегических документов имеют два входа: из вышестоящей стратегии и из собственных интересов.

    Таким образом, несмотря на имеющиеся в ФЗ № 172 недостатки и противоречия, органы всех уровней власти обязаны выстраивать свою работу в сфере стратегического планирования и управления в соответствии с нормами этого закона. Вместе с тем требуется принятие обширной нормативно-правовой базы в субъектах РФ, устанавливающей в них систему стратегического управления.







    Глава 2. Практические аспекты социально-экономического развития (на примере Пермского края


    2.1. Анализ показателей социально-экономического развития Пермского края


    По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее Пермьстат) в январе-декабре 2016 года социально-экономическое развитие Пермского края характеризовалось следующими тенденциями (см. приложение):

    1) Рост среднемесячной начисленной заработной платы в экономике. В январе-ноябре 2016 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 29870,7 руб. (рост на 6,8%).

    2) Снижение количества безработных. К концу декабря 2016 года 17,9 тыс. человек имели статус безработного, что ниже значения данного показателя в аналогичном периоде 2015 года на 29,4%.

    3) Восстановление кредитования реального сектора и потребительского кредитования. На 1 декабря 2016 года общая сумма кредитов и займов корпоративному сектору экономики составила 227,2 млрд. руб., что выше соответствующего периода прошлого года на 11,9%, населению 115,1 млрд. руб. (рост на 33,4%).

    4) Замедление инфляционных темпов ИПЦ в декабре 2016 к декабрю 2015 года составил 105,4% (в аналогичном периоде прошлого года 112,6%). В основном за счет стабилизации цен на продовольственные товары.

    Темп роста объема производства товаров и услуг в Пермском крае, измеряемый величиной индекса реального роста региональной экономики, составил в январе-декабре 2016 года 97,5% (за аналогичный период прошлого года 96,2%).

    Основную долю в экономике Пермского края составляют сектора промышленного производства. В январе-июне 2017 года на развитие экономики и социальной сферы края использовано 88014,0 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 93,9% к уровню аналогичного периода предыдущего года (в сопоставимых ценах).

    Основную долю в экономике Пермского края составляют сектора промышленного производства. Рост объема валового регионального продукта прогнозируется в 2017 году на 2,4% в сопоставимой с уровнем 2016 года оценке. Данная динамика может быть обусловлена ростом промышленного производства основных экспортоориентированных компаний региона и увеличением спроса на инвестиционные товары.

    Приоритетными направлениями в области жилищной политики на среднесрочный период являются сохранение объемов жилищного строительства, государственная поддержка спроса на рынке жилья и повышение доступности жилья. Но при этом возникают проблемы, 28 связанные с принятием федеральных законов об обязательном страховании рисков при долевом участии в строительстве.

    В январе-июле 2017 года объем денежных доходов населения сложился в размере 492704,2 млн. руб. Среднедушевые денежные доходы за январь-июль 2017 года составили 26741,5 руб. в месяц и снизились на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. 20 Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в январе-июле 2017 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 5,1%. Денежные расходы населения Пермского края за январь-июль 2017 года сложились в размере 460829,6 млн. руб. Среднедушевые денежные расходы составили 25011,5 руб. в месяц и по сравнению с предыдущим годом снизились на 5,8%. В январе-июне 2017 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 31651,9 руб. (рост на 5,2%), что составляет 82,0% от среднероссийского значения (по России 38610,0 руб.).

    Реальная начисленная заработная плата работающих в экономике за январь-июнь 2017 г. составила 101,5% (по России 102,7%). В системе оплаты труда наблюдалась существенная дифференциация между различными сферами деятельности. От 11856,6 руб. (в 2,7 р. ниже среднего уровня заработной платы по экономике) в производстве одежды, а также 11696,5 руб. в производство кожи и изделий из кожи, до 51647,8 руб. - в добыче полезных ископаемых, в сфере производства кокса и нефтепродуктов 58591,9 руб. (в 1,9 р. больше среднего уровня заработной платы).

    По данным, полученным от организаций (без субъектов малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 августа 2017 года составила 7,6 млн. рублей и по сравнению с 1 июля 2017 года снизилась в 2,1 раза. Наибольший объем просроченной задолженности по заработной плате приходится на обрабатывающие производства (84,5%). Заработная плата в бюджетной сфере индексируется в рамках исполнения майских указов Президента РФ.

    Текущее положение на рынке труда не демонстрирует признаков кризисной ситуации. Меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, позволили сохранять контроль над ситуацией и удержать регистрируемую безработицу (как отношение численности безработных к численности экономически активного населения) на уровне 1,4% в 2016 году. К концу июля 2017 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 21134 не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 17305 человек имели статус безработного, в том числе 15582 человек получали пособие по безработице.

    Уровень официально зарегистрированной безработицы к экономически активному населению края на 1 августа 2017 года составил 1,32% (на 1 августа 2016 года 1,46%). В июле 2017 года статус безработного получили 3112 человек. Размеры трудоустройства безработных были на 144 человека, или на 7,4%, больше, чем в июле 2016 года, и составили 2084 человека. К концу июля 2017 года нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 97,3 человека.

    Общая потребность в работниках, заявленная в Агентство по занятости населения работодателями за июль 2017 года, снизилась на 789 единиц. На г. Пермь приходится 36,4% вакансий. 22 1.9. Демографические тенденции Оценочно среднегодовая численность населения Пермского края на 01.08.2017 составила 2621,8 тыс. чел. (на 01.01.2017 2632,1 тыс. чел.). Демографическая ситуация за январь-июль 2017 г. характеризовалась естественной убылью (2212 чел.), в аналогичном периоде прошлого года прирост (591 чел.). Миграционный отток за январь-июль 2017 г. Составил (-2209) чел., за аналогичный период прошлого года отток (-1697) чел. Лидирующее количество прибывших выходцы из Украины. Наибольшее число выбывших отдают предпочтение Краснодарскому краю, Московской области и г. Москва, г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, а также Свердловской области.

    По предварительным итогам ситуация на рынке труда останется стабильной: численность занятых в бюджетных секторах незначительно увеличится, в реальном секторе массовых высвобождений не планируется. Меры по поддержке и развитию малого бизнеса и предпринимательства, предусмотренные в антикризисном плане, позволят сохранить занятость в этой сфере.

    В2012 г. был принят закон Пермского края «О программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 гг.», одной из целей которого являлся перевод краевой экономики на инновационный путь развития. Задачи, связанные с инновациями, сформулированы в блоках программы по социальной и экономической политике:

    - создание условий для подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики края (реализация инновационных программ развития вузов);

    -реализация проекта «Поддержка одаренных детей»;

    - открытие и организацияработы многофункциональных центров прикладных специальностей оценки качества профессионального образованияи сертификации квалификаций выпускников;

    - развитие инновационной экономики;

    - поддержка инновационных и наукоемких разработок и технологий;

    -создание инновационных территориальных кластеров.

    Важной мерой, направленной на регулирование инновационной деятельности в Пермском крае, было принятие в2008 г. закона «Об инновационной деятельности в Пермском крае». В качестве основных форм стимулирования инновационной деятельности в Пермском крае законом закреплены:

    - финансирование;

    -налоговое регулирование и стимулирование;

    -информационное обеспечение;

    -создание условий по стимулированию внедрения инноваций в социальную сферу и реальный сектор экономики;

    -содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере.

    2.2. Проблема с социально-экономическим развитиемПермского края

    Качество социально-экономической среды в регионе, как и в целом в стране, можно оценить по комплексу критериев. Среда считается благоприятной, если экономическая система удовлетворяет запросы большинства членов общества при минимизации количества социально уязвимых групп, а социальные мероприятия власти не носят квазиактивного характера. При этом совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и иными общественно-политическими структурами решений, направленных на рост уровня жизни, не является ситуативной, например, в условиях ближайшей предвыборной кампании.

    В Российской Федерации федеральная социально-экономическая среда фактически определяет состояние региональной среды. Общие положения проведения социальной политики в условиях федеративного государства нуждаются в знании и учете региональных различий. В последнее время российская экономика продолжает утрачивать свои позиции при крайне неблагоприятных внешнеполитических факторах. Падение цены за баррель нефти и западные санкции «обваливают» курс рубля, увеличивают темпы сокращения золотовалютных резервов и роста инфляции, снижают инвестиционную активность и т.д..

    Пермский край как новый субъект Российской Федерации был создан в 2005 г. в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого округа региона- «донора» и дотационного региона с фактически депрессивной экономикой. Социальный облик Коми-Пермяцкого округа на момент объединения определялся низким уровнем душевых денежных доходов, высокими объемами безработицы и широким распространением социальных патологий, высокой смертностью детей и мужчин трудоспособного возраста. Экономически активное население округа выживало за счет самозанятости и получения социальных выплат.

    Пермский край в настоящее время относится к категории менее проблемных регионов России на основании количественных значений социальных показателей. Край показывает благоприятное соотношение остроты социальных проблем и реальных возможностей финансового обеспечения их решения. В регионе сформировалась относительно комплексная модель социальной политики, которая позволила достичь положительных позиций по таким критериям как среднесписочная численность работающих (сокращение уровня безработицы), объем платных услуг населению, номинальная начисленная среднемесячная и реальная заработная плата одного работника (сокращение задолженности по заработной плате). По мнению ряда специалистов и обывателей, нельзя с уверенностью утверждать, что в Пермском крае достигнут «относительно стабильный уровень благосостояния», имеющий тенденцию к росту.

    Настоятельно требуется анализ причин замедления темпов социально-экономического развития, за исключением заметных причин общероссийского и мирового экономического кризиса. В крае продолжает усугубляться значительная дифференциация в оплате труда отдельных категорий работников: на одном полюсе работники бюджетной сферы, а на другом рабочие нефте- и газодобывающих, энергетической отраслей.

    Сохраняется дифференциация в социально-экономическом развитии территорий: город Пермь торгово-промышленный центр с многочисленными учреждениями здравоохранения, образования, социальной сферы и ряд малых городов без развитой социальной инфраструктуры.

    Особенно проблематична ситуация в Коми-Пермяцком округе, где средний уровень оплаты труда значительно ниже средних показателей по краю, и уровень доходов населения округа находится на уровне прожиточного минимума. Число граждан, испытывавших материальную нужду, за время реализации социальных программ в регионе не снизилось; бедность отдельных категорий населения приобрела затяжной характер.

    В структуре доходов Пермского края преобладают денежные потоки от деятельности добывающих и обрабатывающих отраслей, производства и распределения электроэнергии и газа. Но действующая модель экономического развития Пермского края, как и в целом России, основанная на росте экспорта природных ресурсов, импорта потребительских товаров и кредитов, фактически себя исчерпала. В условиях неизбежного падения спроса на нефть и другие невоспроизводимые ресурсы требуется окончательный отказ от экономики с экспортно-сырьевой доминантой с последующим стимулированием экономической активности вне сырьевой сферы.

    В крае есть все возможности для расширения рынка производственных услуг и для государственно-частного партнерства на поприще создания высокотехнологичной экономики. Главным итогом высокотехнологичной экономики может стать благоприятный социально-экономический климат, способствующий росту заинтересованности жителей в получении знаний и профессиональной компетентности. Качественные характеристики человеческого потенциала края могут быть решены благодаря вопросам кадрового обеспечения, миграционной политики и реформирования образовательной системы.

    Таким образом, в Пермском крае накоплен опыт формирования и внедрения механизмов организации и предоставления ситуационной адресной помощи социально уязвимым слоям населения, подготовки квалифицированных кадров для работы в социальной сфере.

    На сегодняшний день в крае существует острая необходимость в кардинальной переориентации на высокотехнологичную экономику с внедрением инновационных технологий социального управления, ориентированных на стимулирование развития человеческих ресурсов.

    2.3. Рекомендации органам государственной власти и местному самоуправлению по совершенствованию социально-экономического развития Пермского края


    В Пермском крае гранты на развитие муниципальных образований выделяются по результатам оценки деятельности глав по специальным показателям. Учитывается динамика изменения удельного показателя самообеспеченности муниципального образования; уровень преступности на 10 тыс. человек населения; темп прироста численности населения; прирост численности занятых во внебюджетной сфере; замедление темпов роста стоимости проживания 1 человека на территории муниципального образования.

    Результаты оценки объявляются на Совете глав муниципальных районов и городских округов и заносятся в послужные карты глав муниципальных образований. В целях повышения эффективности деятельности глав муниципальных образований по реализации приоритетов социально-экономического развития региона Правительством края планируется проведение конкурса среди глав муниципалитетов. Победители будут поощряться стимулирующими финансовыми выплатами.

    Не менее важной задачей региональной политики является определение территориальных приоритетов. Территориальный раздел должен быть составной частью любой стратегии и программы развития региона. В настоящее время разделы по развитию муниципальных образований в большинстве программных документов регионов отсутствуют, в стратегиях доминирует отраслевой подход. Вместе с тем здесь есть свои положительные примеры. Так, в разделе «Развитие территорий» проекта программы социально-экономического развития Пермского края отмечается, что целью развития его территорий является создание самодостаточных конкурентоспособных муниципальных образований.

    В качестве административного механизма территориальной политики предполагается формирование социально-экономических округов, в каждом из которых выделяются центр (ядро) и прилегающие периферийные районы, в число последних, как правило, входят депрессивные территории.

    В пределах округов могут быть обеспечены наиболее благоприятные условия для устранения территориальных диспропорций и для сбалансированного регионального развития. В округах предлагается сформировать территориальные органы управления как связующие звенья между региональным (государственным) управлением и местным самоуправлением.

    Главой округа становится управляющий (полномочный представитель губернатора), назначаемый губернатором. Координационные функции выполняют советы, в состав которых входят главы муниципальных образований и главы земских (думских) собраний. Постоянная деятельность управляющих и посессионная работа советов позволит создать в округах партнерские межмуниципальные отношения, способствующие росту конкурентоспособности муниципальных образований.

    Каждый округ будет включать несколько контактных муниципальных районов с тесными хозяйственными и социальными связями, способствующими формированию локальных производственных кластеров, которые станут материальным базисом создания локальных общественных систем. Объединение слаборазвитых и депрессивных территорий с самодостаточными районами будет способствовать повышению уровня и качества жизни проживающего там населения.

    Для дальнейшего социально-экономического развития Пермского края в рамках реализации закона «О стратегическом планировании в РФ» необходимо разработать и принять на уровне данного субъекта РФ следующие нормативно-правовые акты:

    1. Порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Пермского края (закон, иной нормативно-правовой акт).

    2. Перечень государственных программ Пермского края и порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности (правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти).

    3. Порядок разработки и корректировки бюджетного прогноза Пермского края на долгосрочный период (правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти).

    4. Порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Пермского края на долгосрочный и среднесрочный период (правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти).

    5. План мероприятий по реализации стратегии (правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти).

    В соответствии с законом «О стратегическом планировании в РФ» необходима также увязка стратегического планирования с бюджетным. Это даст возможность практически полностью перейти к программному бюджету, в котором большую часть расходов будут составлять расходы на реализацию соответствующих государственных и муниципальных программ, увязанных по срокам, исполнителям, мероприятиям, показателям достижения стратегических целей, показателям, позволяющим оценить эффективность деятельности органов власти.











    Заключение


    Для обеспечения комплексного развития региона, наиболее полного и качественного использования потенциала входящих в него муниципалитетов необходимо обоснованное определение территориальных приоритетов, то есть выделение групп территорий со специфическими ресурсами, возможностями и особенностями развития таких, которые играют различную роль в воспроизводственном процессе региона и в отношении которых политика региональных властей будет носить дифференцированный характер.

    Необходимо совершенствование стратегического планирования на региональном и муниципальном уровне Для повышения эффективности региональной политики по развитию муниципальных образований необходимо четкое понимание всеми уровнями власти (федеральным, региональным и местным) и согласование ими стратегических приоритетов, целей, задач развития территорий, механизмов их достижения, а также разделение полномочий, функций и задач между участниками процесса стратегического планирования. Соответственно должны быть согласованы и стратегические документы (стратегии, программы, прогнозы), разрабатываемые на этих уровнях власти.

    Таким образом, важнейшим инструментом перспективного развития и наиболее эффективной реализации и использования потенциала территорий является стратегическое планирование их социально-экономического развития, под которым понимается процесс самостоятельного определения и согласования населением, бизнесом и властью региона и муниципальных образований стратегических приоритетов, основных направлений и целей развития, а также механизмов и мероприятий по их достижению.




    Библиографический список


    1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11.
    2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
    3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
    4. О теплоснабжении: федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4159.
    5. О водоснабжении и водоотведении: федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7358.
    6. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС КонсультантПлюс.
    7. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 // СПС КонсультантПлюс.
    8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
    9. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // СПС КонсультантПлюс.
    10. О программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 гг. [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 20.12.2012 № 140-ПК (ред. от 09.07.2015) // СПС КонсультантПлюс.
    11. Об инновационной деятельности в Пермском крае [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 11.06.2008 № 238-ПК (ред. от 14.03.2016) // СПС КонсультантПлюс.
    12. Валентей, С.Д. Корректировка муниципальной реформы на основе общеэкономического принципа / С.Д. Валентей // Экономика региона. 2013. № 2. C. 36-41.
    13. Ворошилов, Н.В. Стратегическое планирование в регионе: опыт Вологодской области 2000-х годов / Н.В. Ворошилов, Е.С. Губанова // Материалы VI ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых по отраслям наук. Вологда : ВоГТУ, 2012. Т. 2. С. 98-104.
    14. Гершанок, Г.А. Формирование стратегии устойчивого развития локальных территорий на основе оценки социально-экономической и экологической емкости / Г.А. Гершанок. М. : Экономика, 2016. 418 с.
    15. Некипелов, А.Д. Кризис в России: логика развития и варианты экономической политики / А.Д. Некипелов // Общество и экономика. 2015. № 8-9. C. 521.
    16. Пермскийкрай, I полугодие2017год [Электронный ресурс]. Режим доступа: permstat.gks.ru›wps…экономические… Пермскому…2017…
    17. Петров, И.В. Закон о стратегическом планировании: согласованность государственного и муниципального стратегического планирования [Электронный ресурс] / И.В. Петров // Стратегическое планирование в регионах и городах России: материалы XIII Общероссийского форума. Режим доступа: #"justify">Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев. М. : Наука, 2014. 258 c.
    18. Социально-экономическое положение Пермского края в январе-декабре 2016 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:. perm.ru›files/Strateg/Itogi_short/итоги-2016-12…
    19. Троцковский, А.Я. Концептуальные основы регулирования территориального развития на мезоуровне / А.Я. Троцковский, М.П. Щетинин // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 2 (66). Т. 2. С. 298-308.
    20. Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г.Ю. Ветрова. М. : Фонд «Институт экономики города», 2015. 258 с.
    21. Ускова, Т.В. Региональная политика территориального развития: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов. Вологда : ИСЭРТ РАН, 2015. 156 с.
    22. Хабриева, Т.Я. Муниципальная реформа в Российской Федерации / Т.Я. Хабриева // Экономика региона. 2014. № 2. С. 26-36.
    23. Шарыгин, М.Д. Электронный образовательный ресурс «e-RegionalPolicy» по курсу «Региональная политика» [Электронный ресурс] / М.Д. Шарыгин, О.Н. Миндорова. Режим доступа: #"justify">Швецов, А.Н. Экономические основания выбора размеров муниципальных образований / А.Н. Швецов // Пространственная экономика. 2017. № 3. C. 4361.





























    Приложение

    Показатели социально-экономического развития Пермского края

    за январь-декабрь 2016 года


    ПоказательЕдиница
    измеренияЯнварь- декабрь
    2016 г.Январь-декабрь

    2015 г.Основные показатели деятельности предприятий и организацийИндекс промышленного производства, в т.ч. %98,799,4 - добыча полезных ископаемых %102,6103,5 - обрабатывающие производства %97,898,6 - производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды%90,995,0Темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности (по сопоставимым ценам):- добыча полезных ископаемых%101,8119,1- обрабатывающие производства%94,8109,0- производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды%102,196,4Инвестиции в основной капитал*млн. руб.152073,8216991,5Темп роста инвестиций в сопоставимых ценах*%95,893,1Фонд заработной платы по полному кругу предприятий**млн. руб.262790,3280683,8 темп роста %105,1101,9Среднесписочная численность работающих по полному кругу предприятий**тыс. чел.799,8828,8 темп роста %98,598,3Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» *млн. руб.90358,382138,4темп роста в сопоставимых ценах*%86,284,8Ввод в действие жилых домовтыс.кв.м.1042,81152,2 темп роста%90,4103,5Продукция сельского хозяйствамлн. руб.45944,645763,7темп роста в сопоставимых ценах%99,698,8Потребительский рынокОборот розничной торговли млн. руб.472693,6487427,5темп роста в сопоставимых ценах %92,586,7Объем платных услуг населению млн. руб.131467,2127737,8темп роста в сопоставимых ценах%95,496,0Уровень жизни населенияРеальные располагаемые денежные доходы населения к соответствующему периоду предыдущего года%78,6100,5Реальная начисленная средняя заработная плата одного работника в целом по краю, к соответствующему периоду предыдущего года%99,190,6Сводный индекс потребительских цен

    на товары и услуги, к декабрю предыдущего года%105,4112,6Численность зарегистрированных безработных (на конец периода)тыс. чел.17,925,4* данные рассчитываются по сопоставимому кругу предприятий и организаций Пермского края, не коррелируют с абсолютными значениями по показателю.

    **данные предоставляются с опозданием на месяц после отчетного периода.

    Примечание: серым цветом выделены показатели, значения которых в отчетном периоде ниже (выше для негативных показателей) прошлого периода.




























Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Социально-экономическое развитие (Пермский край) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.