Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Учет, анализ и распределение расходов

  • Вид работы:
    Другое по теме: Учет, анализ и распределение расходов
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    09.01.2018 16:47:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    1. Основы учета затрат на предприятии5

    1.1. Организация финансового и управленческого учета затрат на предприятии5

    1.2. Традиционные и новейшие системы калькулирования затрат7

    1.3. Особенности распределения затрат по объектам калькулирования12

    2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования
    на примере ООО «Восход»15
    2.1. Экономико-организационная характеристика ООО «Восход»15

    2.2. Анализ распределения прямых и косвенных затрат по объектам калькулирования18

    2.3. Анализ себестоимости продукции24

    3. Направления совершенствования системы учета и анализа затрат на предприятии29

    3.1. Организация современных систем учета затрат и калькулирования себестоимости продукции29

    3.2. Пути снижения затрат на производство продукции34

    Заключение38

    Список использованных источников и интернет-ресурсов40



    Введение


    В современных условиях рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии предприятия усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета.

    Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

    Поэтому одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета является учет затрат на производство и реализацию и калькулирование себестоимости. Классификация затрат и методика их сбора и обобщения в бухгалтерском управленческом учете постепенно становится необходимым инструментом выполнения функций управления: планирования; нормирования; контроля; координации; оценки работы подчиненных; компенсации за труд; совершенствования работы подчиненных; обмена информацией между менеджерами разных уровней управления, между подразделениями в условиях как формальных, так и неформальных отношений; организационной деятельности, направленной на поднятие престижа фирмы; мотивации персонала, позволяющей ставить четкие цели перед каждым менеджером и компенсировать его труд на основе личных успехов.

    Затраты организации на производство продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Затраты - это стоимость ресурсов используемых на конкретные цели. Затраты на производство продукции являются основным изучаемым объектом бухгалтерского и управленческого учета.

    При калькулировании фактической себестоимости продукции особое место по-прежнему продолжает занимать вопрос отнесения на себестоимость тех или иных косвенных затрат. Известно, что всякое косвенное распределение затрат приводит к неточности в определении себестоимости, поэтому при организации учета необходимо так организовать их распределение и аналитику, чтобы минимизировать удельный вес данных затрат. Кроме того, при грамотном подходе к решению этого вопроса организация может извлечь значительную выгоду с точки зрения как налогообложения, так и оперативного учета. И наоборот, пренебрежение вопросами внедрения эффективных систем распределения косвенных затрат нередко приводит к тому, что возникают существенные диспропорции в производственной программе, структуре продаж и ценовой политике организации, а это, в свою очередь, влечет за собой ухудшение финансовых результатов ее деятельности.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение учета косвенных расходов на предприятии.

    Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

    рассмотреть теоретические основы учета затрат на производство;

    раскрыть методы распределения затрат по объектам калькуляции;

    изучить организации учета затрат на конкретном предприятии;

    проанализировать пути совершенствования управленческого учета затрат в коммерческой организации.

    Предметом исследования курсовой работы является организация учета, анализа и распределения затрат организации, объектом ООО «Восход».

    Методологической основой написания курсовой работы послужили законодательно-нормативные акты, регулирующие организацию учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, а также работы российских авторов по исследуемой проблематике.


    1. Основы учета затрат на предприятии


    1.1. Организация финансового и управленческого учета затрат на предприятии


    В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.

    Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции.

    Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции.

    Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции - четкое определение состава производственных затрат.

    Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и

    аналитических счетов производства и объектов калькуляции.

    В крупных и средних предприятиях для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», собирательно-распорядительные счета: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Потери от брака», 97 «Расходы будущих периодов», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», 40 «Выпуск продукции». По дебету указанных счетов учитывают расходы, а по кредиту их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распорядительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списывают на счета основного и вспомогательного производств.

    С кредита 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.

    В малых организациях для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов» или только счет 20.

    В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации организации и ее подразделений.

    В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости (в зависимости от того, какая управленческая задача решается). Например, при расчете себестоимости продукта в системе управленческого учета порой приходится принимать во внимание упущенную выгоду (вмененные затраты).

    Для проведения калькуляционных расчетов важно правильно выявить место возникновения затрат и установить объект калькулирования.

    Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).

    Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке 9, с. 68.

    Носители затрат виды продукции (работ, услуг) данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Эта группировка необходима для определения себестоимости продукции.

    Центром затрат является то структурное подразделение предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

    Калькулирование может осуществляться различными методами. Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции.

    Таким образом, учет и анализ затрат является важным сегментом управленческого бухгалтерского учета, формирующим конкурентоспособную ценовую политику организации.



    1.2. Традиционные и новейшие системы калькулирования затрат


    Традиционным для отечественного учета является калькулирование полной себестоимости, включающей все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

    Как отмечалось ранее, эти затраты условно делятся на две большие группы - прямые и косвенные [14, с. 102].

    К прямым затратам относят:

    1) прямые материальные затраты;

    2) прямые затраты на оплату труда.

    Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы.

    Затраты основных материалов являются первым элементом прямыхиздержек (вспомогательные материалы учитываются в составе косвенных расходов).

    Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, предоставленным поставщиком ресурсов, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

    На предприятиях текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себес-оимости и др. Отклонения фактической стоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

    Наиболее распространенным является отпуск материалов в производство на основе лимитных или лимитно-заборных карт. Отпуск в производство материалов, потребляемых эпизодически, оформляется требованиями.

    Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее.

    Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной оплате труда, используются данные табелей учета отработанного времени. Обычно в табелях фиксируют лишь неявки на работу и все отклонения от нормальной продолжительности рабочего дня. Неявки на работу (кроме выходных дней по графику и праздничных дней) должны быть подтверждены документально (приказом или распоряжением на предоставление отпуска, приказом на командировку, листками нетрудоспособности и т.п.). Преждевременный уход с работы и опоздание на работу отмечаются в табеле на основании служебных записок руководителей структурных подразделений. В таком же порядке оформляются и прогулы. При этом лица, нарушившие дисциплину, обязаны в письменной форме представить администрации объяснение.

    К косвенным относятся общепроизводственные расходы, которые не удается быстро и экономично отнести на конкретный носитель затрат.

    Однако и общехозяйственные расходы также следует признать косвенными, так как они участвуют в калькулировании полной себестоимости продукции и также не могут быть отнесены на изделие прямым путем. Поэтому ниже речь пойдет об учете и участии в калькулировании себестоимости продукции общепроизводственных и общехозяйственных расходов. В литературе их часто называют накладными расходами.

    Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях - участках, цехах, производствах, переделах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством.

    Общепроизводственные расходы можно отнести к условно-переменным, так как они объединяют расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств; расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами (стоимость смазочных и обтирочных материалов, оплата труда наладчиков, ремонтных и других вспомогательных рабочих). Размеры этих расходов во многом зависят от объема производства, чего нельзя сказать о второй группе накладных расходов общехозяйственных.

    Общепроизводственные расходы состоят из [16, с. 174]:

    1) расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

    2) общецеховых расходов на управление.

    Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др.

    Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.

    При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общепроизводственных и общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда или заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности последние напрямую не связаны с объемом производства- его падением или ростом, их размер скорее зависит от продолжительности отчетного периода. Поэтому распределение общехозяйственных расходов при калькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер.

    В соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности в себестоимость продукции должны быть включены лишь производственные затраты. Управленческие и коммерческие расходы в калькулировании производственной себестоимости участвовать не могут. Приказ Минфина РФ от 27.03.1996 г. № 31 «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 г.» предоставил всем организациям право отражать в бухгалтерском учете производственную себестоимость.

    Этим документом всем организациям, независимо от вида их деятельности, разрешено с 1 января 1995 г. списание общехозяйственных расходов непосредственно на себестоимость реализованной продукции. Такой порядок учета позволяет организациям сформировать не полную, а производственную себестоимость продукции и знаменует собой очередной шаг российской методологии бухгалтерского учета в направлении к международным бухгалтерским нормам.

    На сегодняшний день п. 20 Указаний Минфина РФ № 31 для организаций

    любых видов деятельности в учетной политике разрешено принятие порядка списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 «Продажи». Этот шаг сделан в направлении дальнейшей гармонизации отечественного учета с международными бухгалтерскими стандартами. Независимо от выбранных предприятием методов калькулирования в соответствии с международными стандартами бухучета общехозяйственные расходы никогда не участвуют в калькулировании и в оценке запасов, а общей суммой относятся на финансовые результаты предприятия.

    В случае использования этого приема предприятия обязаны записать о нем в своей учетной политике.

    Списание общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной продукции, минуя процесс калькулирования, имеет ряд преимуществ:

    1. Снижение трудоемкости учета, его упрощение. Точное определение себестоимости продукции в рыночных условиях не является самоцелью, тем более что не существует систем, позволяющих составить точную калькуляцию. Поэтому принципом исчисления себестоимости изделия должна быть не полнота включения затрат, а способ их отнесения на то или иное изделие.

    Необходимо подчеркнуть и то обстоятельство, что общехозяйственные затраты не связаны с производством данного конкретного изделия, а являются следствием содержания и обслуживания всего предприятия. Поэтому тезис о том, что эти расходы в обязательном порядке должны включаться в расчет себестоимости изделия, можно подвергнуть критике.

    2. Совокупная прибыль будет одной и той же при использовании разных систем калькулирования, следовательно, размер налога на прибыль при любом подходе к калькулированию должен совпадать. Различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период.

    3. Данный способ списания расходов позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов в товарных запасах на складе, в неликвидных запасах в период, когда спрос на продукцию уменьшается. Калькулирование полной себестоимости на предприятиях, имеющих запасы готовой продукции на складе, приводит к капитализации части общехозяйственных расходов. Увеличение товарных запасов ведет к увеличению налога на имущество предприятия. Следовательно, калькулирование производственной себестоимости приведет к уменьшению налога на имущество. По крайней мере доля общехозяйственных расходов, приходящаяся на нереализованную.

    Таким образом, себестоимость является важной экономической категорией, влияющей на эффективность хозяйственной деятельности организации и на ее финансовый результат.



    1.3. Особенности распределения затрат по объектам калькулирования


    Косвенные расходы организации в завершающем этапе калькулирования себестоимости распределяют между объектами калькулирования.

    Процесс распределения косвенных затрат состоит из трех
    элементов [20, с. 191]:
    1) выбор объекта, на который относятся затраты, т.е. носителя косвенных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех);

    2) выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты;

    3) выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат).

    Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. Выбор базы распределения чрезвычайно важный вопрос, так как, меняя ее, бухгалтер-аналитик меняет и значение себестоимости продукции (работы, услуги). База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики предприятия. Однако, когда ее несоответствие становится очевидным, она подлежит пересмотру.

    На практике для распределения косвенных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:

    1. Время работы производственных рабочих (человеко-часы) широко применяется по двум причинам: отражает затраты прямого труда; информация о затраченных человеко-часах на производство конкретной продукции обычно содержится в нарядах и в рабочих картах.

    Коэффициент распределения определяется путем деления общей суммы производственных накладных расходов на общее число затраченных человеко-часов.

    2. Заработная плата производственных рабочих. Использование этого показателя желательно в тех случаях, когда заработная плата занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы на содержание оборудования.

    3. Машино-часы. В прошлом этот показатель применялся редко в связи с отсутствием информации о времени работы какого-либо оборудования, затраченного на выпуск конкретной продукции. Компьютеризация бухгалтерского учета позволяет решить эту трудоемкую задачу.

    4. Прямые затраты. Косвенные производственные расходы распределяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих.

    5. Стоимость основных материалов. В этом случае применяются ставки распределения накладных расходов в процентах от стоимости использованных основных материалов.

    6. Объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Этот метод применим лишь при условии, что подразделением производится один вид продукции. При использовании этого показателя в качестве базы распределения на продукцию с разной трудоемкостью будут приходиться равные накладные расходы.

    7. Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам. Ставка рассчитывается либо по предприятию в целом, либо для каждого подразделения отдельно. Единую ставку распределения накладных расходов целесообразно использовать лишь тогда, когда на все работы во всех подразделениях затрачивается примерно одинаковое время. Если на эти работы затрачивается разное время, то необходимо установить ставки распределения накладных расходов отдельно по каждому подразделению, чтобы на все виды продукции распределялись фактически соответствующие им накладные расходы.

    Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции. Это влияет на достоверность определения себестоимости продукции и в конечном счетена прибыль организации. Вместе с тем выбранный способ должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, более обоснованным принципам учета и калькулирования и быть нетрудоемким и простым для понимания. При выборе базы распределения следует руководствоваться содержанием отраслевых методических рекомендаций по учету, планированию и калькулированию себестоимости, если таковые имеются, а там, где таких рекомендаций нет, экономическим смыслом и особенностями производственной и коммерческой деятельности предприятия.

    При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма косвенных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда или заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности последние напрямую не связаны с объемом производства его падением или ростом, их размер скорее зависит от продолжительности отчетного периода. Поэтому распределение общехозяйственных расходов при калькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер.



    2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования на примере ООО «Восход»


    2.1. Экономико-организационная характеристика ООО «Восход»


    ООО «Восход» - общество с ограниченной ответственностью, вид деятельности производство и реализация мягкой и корпусной мебели, зарегистрировано администрацией г. Липецка (Свидетельство регистрационного отдела от 17.06.1998 г. №1718/55).

    Юридический адрес: Россия, г. Липецк, ул. Гагарина, 35А.

    Основными видами деятельности ООО «Восход» являются:

    1. Производство мягкой мебели из натуральных материалов;
    2. Производство корпусной мебели и сопутствующих предметов (стулья, полки, зеркала);
    3. Реализация через розничную и оптовую сеть производимой продукции;
    4. Осуществление иных видов производственной и коммерческой деятельности.

    Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором.

    В компетенцию генерального директора входят все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров.

    Генеральный директор осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

    В непосредственном подчинении имеет руководителей дивизиональных служб предприятия, главного бухгалтера, заместителей директора по коммерческой деятельности, по общим вопросами и по экономике и финансам,

    а также осуществляет оперативное управление службой контроля качества.


    Генеральный директорГлавный бухгалтерЗам. директора по общим вопросамЗам. директора по коммерческой деятельностиЗам. директора по экономике и финансамСклад↓↓↓Отдел управления персоналомПодразделение оптовой торговлиОтдел материально-технического снабженияОтдел информационных технологийПодразделение розничной торговлиМаркетинговый отделАвтотранспортная службаЭкономический отделРис1 Структура аппарата управления ООО «Восход»



    Бухгалтерия ООО «Восход» является самостоятельным структурным подразделением на правах отдела и возглавляет его главный бухгалтер. Общие положения, задачи, структура, функции, права и ответственность бухгалтерии определены Положением об отделах.

    В своей деятельности бухгалтерия руководствуется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которые устанавливают единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

    В таблице 1 представлены показатели финансово-экономического состояния ООО «Восход».

    Таблица 1

    Основные экономические показатели работы ООО «Восход»
    в 2014 2016 гг.
    Показатели2014г.2015г.2016г.Изменения2015г./ 2014г.2016г./ 2015г.1234561.Объем реализации продукции, тыс. руб.42688155205155431+112517+226

    Продолжение таблицы 1

    1234562. Себестоимость продукции, тыс. руб.39618148613148992+108995+3793. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.307065926439+3522-1534. Фонд оплаты труда, тыс. руб.78001275016800+4950+40505. Среднесписочная численность, чел.125125125006. Выработка на одного рабочего, тыс. руб./чел.341,501241,641243,45+900,14+1,817. Среднегодовая средняя зарплата, тыс. руб.62,4102,00134,40+39,632,48. Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.144351534813287+913-20619. Фондоотдача, руб.3,136,960,23+3,83-6,7310. Рентабельность продаж, %7,194,254,14-2,94-0,1111. Рентабельность продукции, %7,754,444,32-3,31-0,12

    По данным таблицы 1 видно, что за 2015 год в ООО «Восход» размер основных фондов вырос на 913 тыс. руб., выручка от реализации увеличилась на 112517 тыс. руб., прибыль от реализации на 3522 тыс. руб. Рентабельность основной деятельности снизилась на 3,31%, рентабельность продаж на 2,94%.

    Численность персонала за 2015 год не изменилась, а фонд заработной платы вырос на 4950 тыс. руб.

    За 2016 год в ООО «Восход» размер основных фондов снизился на 2061 тыс. руб., выручка от реализации выросла на 226 тыс. руб., прибыль от реализации на 153 тыс. руб.. Рентабельность основной деятельности снизилась на 0,12%, рентабельность продаж - на 0,11%.

    Численность персонала за 2016 год не изменилась, а фонд заработной платы вырос на 4050 тыс. руб.

    Таким образом, ООО «Восход» является доходным, рентабельным и эффективно работающим предприятием. Однако финансовое положение предприятия можно оценить как неустойчивое.

    Сегодня в ООО «Восход» интенсивно ведутся работы по компьютеризации процесса управления, которые включают как разработку и совершенствование традиционных автоматизированных систем управления на базе больших ЭВМ, так и реализацию новых информационных технологий, основанных на использовании вычислительной техники, распределенной обработки информации.



    2.2. Анализ распределения прямых и косвенных затрат по объектам калькулирования


    Расходы по основной деятельности ООО «Восход» скапливаются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «расходы будущих периодов», 44 «Расходы на продажу». По дебету данных счетов показываются фактические расходы по основной деятельности организации за отчетный период, по кредиту списание фактических расходов по основной деятельности за отчетный период. Сальдо по счету 20 отражает сумму расходов по основной деятельности, относящуюся к остатку незавершенного производства на начало и конец периода.

    ООО «Восход», занимающаяся изготовлением мебели, осуществляет выпуск широкой номенклатуры изделий. В этом случае косвенные расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств учитываются обособленно на счете 25 «Общепроизводственные расходы».

    К общепроизводственным расходам относятся следующие виды расходов:

    - по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

    - амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

    - расходы по страхованию указанного имущества;

    - расходы на отопление, освещение и содержание помещений, используемых для основных и вспомогательных производств;

    - арендная плата за помещения, машины, оборудование и другие основные средства, используемые в производстве;

    - оплата труда работников, занятых обслуживанием производства (мастеров, начальников цехов, технологов, рабочих, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, в том случае если такое обслуживание не осуществляется специальными структурными подразделениями, отнесенными к вспомогательному производству, и другие);

    - другие аналогичные по назначению расходы.

    Данные расходы собираются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов.

    В таблице 2отражено списание стоимости материалов запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта оборудования.

    Таблица 2

    Корреспонденция счетов по списанию стоимости материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта оборудования

    Содержание факта хозяйственной жизниДебет Кредит Сумма, руб.1. Списаны материалы для обслуживания оборудования2510101264,502. Списаны запасные части для ремонта оборудования251070544,50

    В таблице 3 представлена корреспонденция счетов по начислению амортизации ООО «Восход».

    Таблица 3

    Корреспонденция счетов по начислению амортизации в ООО «Восход»

    Содержание факта хозяйственной жизниДебет Кредит Сумма, руб.1. Начислена амортизация по основным средствам, используемым в основном производстве250256788,90

    В ООО «Восход» на счете 25 «Общепроизводственные расходы» отражают расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги.


    Таблица 4

    Корреспонденция счетов по отражению коммунальных расходов

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1. Отражены расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию основного производства2560320002. Отражен НДС по расходам на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию19605760

    В ООО «Восход» применяется сдельная оплата труда, т.е. рабочие-сдельщики получают зарплату согласно количеству выполненных работ, и повременная оплата труда, т.е. работники-повременщики получают зарплату согласно отработанному времени, его учет ведут в табеле учета рабочего времени. Работникам начисляют премии за выполнение различных показателей. Из начисленной зарплаты производят удержания. Каждый работник имеет право на стандартные вычеты при исчислении НДФЛ. Сведения о зарплате можно получить из расчетно-платежной ведомости.

    На предприятии начисляют единый социальный налог в размере 26% от начисленной зарплаты.

    Приведем в таблице 5 операции, которые отражают формирование расходов на оплату труда работников, занятых в обслуживании производства.

    Таблица 5

    Корреспонденция счетов по отражению расходов на оплату труда работников, занятых в обслуживании производства

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1. Начислена и распределена заработная плата рабочих по направлениям расхода:

    управление и обслуживание машин и механизмов:



    25



    70



    267002. Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение в размере 26% от начисленной заработной платы (распределены по зарплате):

    на счет 25




    25




    69




    6942

    Общепроизводственные расходы по окончании месяца списывают на основное производство пропорционально заработной плате производственных рабочих (таблица 6).

    Таблица 6

    Распределение общепроизводственных расходов

    ПоказательМягкая мебельКорпусная мебельИтогоЗаработная плата основного производственного персонала, руб.250 000370 000620 000Доля в общей сумме40,32%59,68%100%Распределение общепроизводственных расходов, руб.120 960179 040300 000

    В таблице 7 представлена корреспонденция счетов по списанию общепроизводственных расходов.

    Таблица 7

    Корреспонденция счетов по списанию общепроизводственных расходов

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, тыс. руб.1. Списаны общепроизводственные расходы:

    мягкая мебель

    корпусная мебель20


    20/1

    20/225


    25

    25300000


    120960

    179040

    Для учета расходов для нужд управления организацией, не связанных непосредственно с производственным процессом, планом счетов предусмотрен счет 26 «Общехозяйственные расходы». На этом счете отражаются:

    - административно-управленческие расходы;

    - расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

    - амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

    - арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

    - расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных и других подобных услуг;

    - другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

    Данные расходы собираются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов.

    В таблице 8 отражено списание стоимости материалов запасных частей на общехозяйственные нужды.

    Таблица 8

    Корреспонденция счетов по списанию стоимости материалов, запасных частей на общехозяйственные нужды

    Содержание факта хозяйственной жизниДебет Кредит Сумма, руб.1. Списаны материалы для обслуживания оборудования261010235,00

    В таблице 9 представлена корреспонденция счетов по начислению амортизации по основным средствам управленческого и общехозяйственного

    назначения ООО «Восход».

    Таблица 9

    Корреспонденция счетов по начислению амортизации по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения

    Содержание факта хозяйственной жизниДебет Кредит Сумма, руб.1. Начислена амортизация по основным средствам по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения260226500,00

    В ООО «Восход» на счете 26 «Общехозяйственные расходы» отражают расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги общехозяйственного назначения.

    Таблица 10

    Корреспонденция счетов по отражению коммунальных расходов

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1. Отражены расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию общехозяйственного назначения2660720002. Отражен НДС по расходам на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию196012960В ООО «Восход» для управленческого персонала применяется повременная оплата труда, т.е. работники-повременщики получают зарплату согласно отработанному времени, его учет ведут в табеле учета рабочего времени. Работникам начисляют премии за выполнение различных показателей.

    Приведем в таблице 11 операции, которые отражают формирование расходов на оплату труда работников, занятых в управлении предприятием.

    Таблица 11

    Корреспонденция счетов по отражению расходов на оплату труда работников, занятых в управлении

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1. Начислена и распределена заработная плата рабочих по направлениям расхода:

    управление предприятием


    26


    70


    1056002. Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение (распределены по зарплате):

    на счет 26



    26



    69



    27456

    Общехозяйственные расходы списываются на счета учета затрат на производство и учитываются при формировании производственной или полной производственной себестоимости продукции.

    Общехозяйственные расходы по окончании месяца списывают на основное производство пропорционально заработной плате производственных рабочих (таблица 12).

    Таблица 12

    Распределение общехозяйственных расходов ООО «Восход»

    ПоказательМягкая мебельКорпусная мебельИтогоЗаработная плата основного производственного персонала, руб.250 000370 000620 000Доля в общей сумме40,32%59,68%100%Распределение общепроизводственных расходов, руб.97 490144 301241 791

    При списании общехозяйственных расходов на счет 20 «Основное производство» они распределяются по видам выпускаемой продукции пропорционально выбранному показателю. Механизм списания и распределения аналогичен рассмотренному выше.

    Таблица 13

    Корреспонденция счетов по списанию общехозяйственных расходов

    Содержание факта хозяйственной жизниДебетКредитСумма, руб.1. Списаны общепроизводственные расходы:

    мягкая мебель

    корпусная мебель20

    20/1

    20/226

    26

    26241791

    97490

    144301

    Учет косвенных расходов отражаются в распечатках по соответствующим счетам, журналах-ордерах, оборотно-сальдовой ведомости за каждый месяц работы предприятия.



    2.3. Анализ себестоимости продукции


    Себестоимость производства продукции, работ, услуг важнейший показатель экономической эффективности деятельности, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширения воспроизводства, финансовое состояние предприятия.

    Анализ себестоимости производства продукции, работ, услуг начнем с изучения общей суммы затрат.

    В таблице 14 представлен анализ динамики и структуры себестоимости продукции ООО «Восход» в 2014-2015гг.




    Таблица 14

    Анализ текущих затрат ООО «Восход» в 2014-2015 гг.

    ЗатратыСумма, тыс. руб.Структура затрат, %2014г.2015г.+,-2014г.2015г.+,-Оплата труда780012750+495019,78,6-11,1Отчисления на социальные нужды20283315+12875,12,2-2,9Материальные затраты2716384529+5736668,656,9-11,7Амортизация17123851+21394,32,6-1,7Прочие затраты91544168+432532,329,7+27,4Полная себестоимость39618148613+108995100100-В том числе:

    переменные расходы26861101651+7479067,868,4+0,6 постоянные расходы1275746962+3420532,231,6-0,6

    Анализируя данные таблицы 14, можно сделать вывод, что в 2015 году произошло увеличение себестоимости продукции ООО «Восход» на 108995 тыс. руб. Это изменение произошло за счет роста стоимости материальных запасов на 57366 тыс. руб. и прочих затрат на 43253 тыс. руб., а также расходов на оплату труда на 4950 млн. руб., отчислений на социальные нужды на 1287 млн. руб., амортизационных отчислений на 2139 млн. руб.

    В структуре затрат произошли следующие изменения доля расходов на оплату труда также снизилась на 11,1%, доля отчислений на социальные нужду на 2,9%, доля амортизационных отчислений на 1,7%, доля материальных затрат на 11,7%. В тоже время увеличилась доля прочих расходов на 27,4%.

    Что касается деления расходов на переменные и постоянные, то в 2015 году переменные расходы возросли на 74790 тыс. руб., а постоянные - на 34205 тыс. руб. В структуре затрат переменные расходы увеличились на 0,6%, а постоянные снизились на ту же величину.

    В таблице 15 представлен анализ динамики и структуры себестоимости продукции ООО «Восход» в 2015-2016гг.


    Таблица 15

    Анализ текущих затрат ООО «Восход» в 2015-2016 гг.

    ЗатратыСумма, тыс. руб.Структура затрат, проц.2015г.2016г.+,-2015г.2016г.+,-Оплата труда1275016800+40508,611,3+2,7Отчисления на социальные нужды33154368+10532,22,9+0,7Материальные затраты8452986706+217756,958,2+1,3Амортизация38513715-1362,62,5-0,1Прочие затраты4416837403-676529,725,1-4,6Полная себестоимость148613148992+379100100-В том числе:

    переменные расходы101651103996+234568,469,8+1,4 постоянные расходы4696244996-196631,630,2-1,4

    Анализируя данные таблицы 15, можно сделать вывод, что в 2016 году. произошло увеличение себестоимости продукции ООО «Восход» на 379 тыс. руб. Это изменение произошло за счет роста стоимости материальных запасов на 2177 тыс. руб., расходов на оплату труда на 4050 тыс. руб. и отчислений на социальные нужды на 1053 тыс. руб., а также снижения амортизации на 136 тыс. руб., прочих расходов на 6765 тыс. руб.

    Для анализа отклонений в себестоимости единицы продукции и выявления факторов, повлиявших на увеличение (или уменьшение) планируемой себестоимости, рассмотрим:

    1) отклонения за счет прямых затрат:

    стоимости материалов (контролируемые);

    стоимости различных услуг (частично контролируемые);

    заработной платы (контролируемые).

    2) отклонения за счет косвенных затрат:

    различных затрат (контролируемые);

    коммерческих расходов (контролируемые);

    общепроизводственных расходов (неконтролируемые);

    увеличения периода работы над куклой(контролируемые).

    Подобный анализ необходим как по видам продукции, так и по всей их совокупности для получения общей картины отклонений. Результаты такого

    анализа представлены в табл. 16.

    Таблица 16

    Анализ отклонений фактической себестоимости от плановой в 2016г.

    тыс.руб.

    ПоказателиПланФактОтклонениеМатериальные затраты8660086706106Заработная плата 16800168000Отчисления на социальные нужды436843680Общепроизводственные расходы226002261515Общехозяйственные расходы1800018503503Итого себестоимость148368148992624

    Как видно из таблицы, фактическая себестоимость продукции оказалась больше плановой на 624 тыс. руб. Это произошло в основном за счет роста материальных и общехозяйственных расходов.

    Составим отчет расходов ООО «Восход», в основе составления которого лежит принцип контролируемости: отчет должен содержать данные о возникших отклонениях фактических показателей от плановых и давать объективную оценку степени контролируемости этих отклонений непосредственно руководителем подразделения.

    Таблица 17

    Отчет о расходах ООО «Восход» в 2016г.

    Себестоимость, тыс. руб.Мягкая мебельКорпусная мебельИтогоПлан6409584273148368Факт6436584627148992Отклонение+270+354+624Процент выполнения100,4100,4100,4БлагоприятныеНеблагоприятные отклонения+++Причины отклоненийУвеличение арендной платы за счет роста курса евроКонтролируемыеНеконтролируемые+++Из таблицы 17 видно, что фактическая себестоимость продукции оказалась выше плановой на 624 тыс. руб. Изменение произошло в основном за счет неконтролируемых отклонений. Стоимость арендной платы оказалась выше запланированной в связи с изменением курса евро (неблагоприятное отклонение). Организация может спланировать рост или падение курса евро, но точно определить изменение курса достаточно тяжело. Отклонения, связанные с изменением курса, относятся к неконтролируемым.

    Результаты анализа позволяют заключить, что работа предприятием была проведена в соответствии с намеченном планом.

    Однако в системе управленческого контроля нельзя ограничиваться анализом лишь финансовых показателей. Необходимо также оценить эффективность работы автотранспортного предприятия по нефинансовым критериям, для чего проанализировать качество услуг, динамику спроса. Лишь после этого можно дать окончательную оценку работы предприятия, а результаты управленческого контроля признать достоверными и объективными.

    Таким образом, расходы по основной деятельности ООО «Восход» скапливаются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 97

    «Расходы будущих периодов», 44 «Расходы на продажу».

    Фактическая себестоимость продукции ООО «Восход» оказалась выше плановой на 624 тыс. руб. Изменение произошло в основном за счет неконтролируемых отклонений. Стоимость арендной платы оказалась выше запланированной в связи с изменением курса евро (неблагоприятное отклонение). Организация может спланировать рост или падение курса евро, но точно определить изменение курса достаточно тяжело. Отклонения, связанные с изменением курса, относятся к неконтролируемым.

    Результаты анализа позволяют заключить, что работа предприятием была проведена в соответствии с намеченном планом.


    3. Направления совершенствования системы учета и анализа затрат на предприятии


    3.1. Организация современных систем учета затрат и калькулирования себестоимости продукции


    Для распределения накладных расходов на практике применяются следующие базы: прямые затраты на материалы; затраты на заработную плату производственных рабочих; прямые затраты (стоимость основных материалов и основная заработная плата производственных рабочих); время работы производственных рабочих (человеко-часы); время работы оборудования (машино-часы); выручка от реализации продукции (работ, услуг). Основным принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение полученных результатов распределения к фактическим расходам на производство данного вида продукции, работ, услуг.

    С отнесением на статью «Накладные расходы» раздельно учитываются общепроизводственные расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производства, управленческие и общехозяйственные расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, а также расходы вспомогательных хозяйств, не состоящих на самостоятельном балансе, услуги которых прямо отнести на конкретный заказ (договор) не представляется возможным.

    Рассмотрим порядок распределения накладных расходов. За месяц накладные расходы в ООО «Восход составили 6256378 руб., за указанный период было выполнено три заказа.

    Таблица 18

    ПоказателиЗаказы1231 Прямые затраты (руб.)

    в том числе материальные (руб.)2300042

    18400341642887

    13143102628621

    19714652 Выручка от реализации (руб.)500000040000005120000Результаты распределения накладных расходов с использованием различных баз распределения представлены в таблицах 19, 20, 21.

    Таблица 19

    Распределение накладных расходов пропорционально материальным затратам (модель 1)

    Номер заказаЗатраты материалов, руб.Сумма накладных расходов, руб.Себестоимость продукции, руб. 118400342246040454608221314310160163332445203197146524087055037326Итого5125809625637812827928

    Таблица 20

    Распределение накладных расходов пропорционально прямым затратам (модель 2)

    Номер заказаПрямые затраты, руб.Сумма накладных расходов, руб.Себестоимость продукции, руб.123000422189732448977521642887156409532069843262862125025515131175Итого6571550625637812827928

    Таблица 21

    Распределение накладных расходов пропорционально выручки от реализации (модель 3)

    Номер заказаВыручка от реализации, руб.Сумма накладных расходов, руб.Себестоимость продукции, руб.150000002214758451480024000000177055534134423512000522710654899686Итого14120005625637812827928

    В таблице 22 проведено сравнение вариантов распределения накладных расходов.

    Таблица 22

    Сравнение вариантов распределения накладных расходов

    тыс.руб.

    Номер заказаСебестоимость продукцииМодель 1Модель 2Модель 3122460402189732221475821601633156409517705553240870525025512271065

    На основании таблицы 22 можно сделать следующие выводы.

    Во-первых, наименьшая себестоимость заказа обеспечивается при распределении накладных расходов пропорционально материальным затратам.

    Во-вторых, изменение критерия распределения накладных расходов приводит к изменению себестоимости заказов.

    В-третьих, некорректное распределение накладных расходов может привести к неверной оценке деятельности подразделения, необоснованному снижению объемов выпуска некоторых видов продукции, к снижению прибыли.

    Для совершенствования учета затрат в ООО «Восход» можно применять систему учета затрат «директ-костинг», при котором постоянные расходы полностью относят на реализацию, что будет способствовать снижению себестоимости и повышению суммы прибыли. Метод учета «директ-костинг» также полезен для принятия внутренних управленческих решений.

    Применение различных методов учета затрат влияет на величину себестоимости продукции и тем самым на сумму полученной прибыли.

    При методе учета полных затрат себестоимость реализованной продукции будет больше, чем при методе учета переменных затрат, потому что в первом случае все производственные затраты, как переменные, так и постоянные, включают в производственную себестоимость и они участвуют в расчете себестоимости единицы продукции. Согласно первому методу все производственные затраты: прямые материальные и трудовые затраты и общепроизводственные расходы распределяются между остатками незавершенного производства, готовой продукцией и себестоимостью реализованной продукции.

    При методе учета переменных затрат при расчете себестоимости единицы продукции учитывают только переменную часть производственных расходов, а все постоянные расходы относят на период и они не распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции себестоимость реализованной продукции, а полностью списываются на уменьшение операционной прибыли.

    Использование различных методов учета затрат влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках. В соответствии с подходом на основе маржинальной прибыли и методом учета переменных затрат можно разработать новую форму отчета о прибылях и убытках, которая хорошо показывает изменяемость затрат и вклад продукта в прибыль. При маржинальном подходе затраты не подразделяются на производственные и непроизводственные; внимание фокусируется на разделении переменных и постоянных затрат.

    При использовании метода «директ-костинг» рассчитывают маржинальную прибыль как разницу между выручкой от реализации и всеми переменными затратами, а затем из нее вычитают постоянные затраты и определяют операционную прибыль.

    Данные о маржинальной прибыли лежат в основе принятия управленческих решений, связанных с сокращением или развитием производства продукции. Если величина дохода, приносимого продуктом больше, чем переменные расходы, это сразу сказывается на величине маржинальной прибыли.

    Выделим два преимущества «директ-костинга»: снижение трудоемкости, упрощение учета и посредством иного подхода к калькулированию дополнительные аналитические возможности.

    Первое преимущество реализуется в организации учета на малых предприятиях.

    Вторая особенность, которая, по сути дела, при практической реализации «директ-костинга» как бы исключает первую, это создание самостоятельной системы управленческого учета, необходимой в условиях рынка, на средних и крупных, со сложной внутренней структурой, крупносерийным и массовым типом производства предприятиях, т.е. созданий внутренней системы управления себестоимостью, что само по себе достаточно дорого и под силу только мощным и с финансовой точки зрений устойчивым предприятиям.

    Выбор варианта организации учета затрат и результатов должен уже сегодня входить в компетенцию администрации и определяться целями и задачами предприятия на данный момент. В настоящее время pрешающее влияние на выбор варианта и обоснование учетной политики, на наш взгляд, должны оказывать такие факторы, как внешние условий функционирования предприятия, форма собственности и организационно-правовая форма; размеры предприятия, объемы и виды деятельности; налоги и налоговые льготы; стратегические цели и задачи фирмы; степень компьютеризации финансово-хозяйственной работы; уровень компетентности и образованности кадров.

    Важным направлением совершенствования учета затрат в ООО «Восход» является создание интегрированной системы бухгалтерского учета. Главная цель функционирования предлагаемой нами системы учета и контроля расходов сводится к следующему: предоставление необходимой информации о расходах для формирования финансовой и налоговой отчетности и обеспечения лиц, принимающих решения, своевременной, достоверной и полезной информацией. В связи с тем, что предлагаемая система является комплексной, затрагивающей как бухгалтерский, так налоговый и управленческий учет, она должна вписываться в рамки действующего законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения. Учитывая длительные традиции централизованного регулирования российской экономики, вся учетная система в России в настоящее время продолжает ориентироваться на законодательные основы. Организация системы управленческого учета расходов должна регламентироваться внутренними документами организациями, составляющими четвертый уровень нормативного

    регулирования бухгалтерского учета.

    Обязательным условием построения системы учета расходов является контроль за расходами со стороны руководства хозяйствующего субъекта, т.е. внутренний (внутрихозяйственный) контроль расходов. Максимальную эффективность внутреннего контроля должен обеспечивать его комплексный характер, что связано с необходимостью построения в организации системы комплексного контроля расходов.



    3.2. Пути снижения затрат на производство продукции


    Раскрытие финансово-экономических рычагов снижения себестоимости является важным моментом при управлении затратами предприятия.

    Основным рычагами снижения себестоимости являются следующие направления (рис.2).

    Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

    Снижение себестоимости на предприятии можно произвести при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования материалов, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование работ и услуг, снижение материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.


    Факторы снижения себестоимостиПовышение технического уровня производстваСовершенствование организации производства и трудаСовершенствование обслуживания основного производстваУлучшение использования основных фондовСовершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсовИзменение объема и структуры продукцииОтраслевые и прочие факторыРис.2. Факторы снижения себестоимости


    Улучшение использования трудовых ресурсов. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; сокращения потерь рабочего времени; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

    Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

    Улучшение использования основных фондов. При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате приобретения дополнительных машин и оборудования; повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов; повышение интенсивности использования машин и оборудования.

    Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов. Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления; уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.

    Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.

    Совершенствование обслуживания основного производства. Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и услуг). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

    Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

    Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.

    Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.


    Заключение


    Предприятия в процессе своей деятельности несут различные по экономическому содержанию и целевому назначению затраты: на производство и реализацию продукции, расширение и совершенствование производства; удовлетворение разнообразных социально-культурных потребностей членов трудового коллектива. Затраты на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости.

    Затраты на производство продукции подразделяются на прямые и косвенные.

    Учет, анализ и распределение расходов были рассмотрены на примере ООО «Восход».

    Прямые расходы ООО «Восход» учитывает на счете 20 «Основное производство». По дебету данного счета показываются фактические расходы по основной деятельности организации за отчетный период, по кредиту списание фактических расходов по основной деятельности за отчетный период.

    ООО «Восход», занимающаяся изготовлением мебели, осуществляет выпуск широкой номенклатуры изделий. В этом случае косвенные расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств учитываются обособленно на счете 25 «Общепроизводственные расходы», а общехозяйственные расходы на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

    Общепроизводственные и общехозяйственные расходы по окончании месяца списывают на основное производство пропорционально заработной плате производственных рабочих.

    По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по балансовому счету 20, полностью или частично списывается в дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

    Проведя анализ себестоимости продукции ООО «Восход» было выявлено, что в 2015 году произошло увеличение себестоимости продукции ООО «Восход» на 108995 тыс. руб., а в 2016 году. - на 379 тыс. руб.

    Фактическая себестоимость продукции ООО «Восход» в 2016 году оказалась выше плановой на 624 тыс. руб. Изменение произошло в основном за счет неконтролируемых отклонений. Стоимость арендной платы оказалась выше запланированной в связи с изменением курса евро (неблагоприятное отклонение). Организация может спланировать рост или падение курса евро, но точно определить изменение курса достаточно тяжело. Отклонения, связанные с изменением курса, относятся к неконтролируемым.

    Результаты анализа позволяют заключить, что работа предприятием была проведена в соответствии с намеченном планом.

    Для совершенствования учета затрат в ООО «Восход» необходимо порекомендовать:

    - использовать наиболее эффективные базы распределения накладных расходов;

    - применять систему учета затрат «директ-костинг», при котором постоянные расходы полностью относят на реализацию, что будет способствовать снижению себестоимости и повышению суммы прибыли;

    - организовать интегрированную систему учета, которая позволит во-первых, получать системную информацию о расходах для бухгалтерского, налогового учета и управленческого учета; во-вторых, будут способствовать увеличению конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов посредством сохранения коммерческой тайны об уровне расходов в управленческом учете; в-третьих, позволят повысить качественный уровень управления организацией;

    - находить пути снижения суммы затрат для увеличения размера прибыли организации.


    Список использованных источников и интернет-ресурсов


    1. Гражданский кодекс РФ: части первая, вторая, третья, четвертая М.: Проспект, 2016. 520 с.
    2. Налоговый кодекс РФ: части первая, вторая. М.: Проспект, 2016. 586 с.
    3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями // СПС «Гарант»
    4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №34н в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 №186н с последующими изменениями и дополнениями // СПС «Гарант»
    5. Аврора И.А. Управленческий учет. / И.А, Аврора М.: Бератор, 2013. 398 с.
    6. Безруких П.С. Бухгалтерский (финансовый) учет Теория и практика: учеб. пособие / П.С. Безруких - М.: Книжный мир, 2014. 647 с.
    7. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. / М.А. Вахрушина - М.: Омега: Высш. шк., 2010. 642 с.
    8. Вахрушина М.А. Управленческий учет: от теории к современной практике. / М.А. Вахрушина М., 2010. 402 с.
    9. Волкова Г.В. Управленческий учет. / Г.В. Волкова М.: Дело, 2011. 408 с.
    10. Головизнина А.Т. Бухгалтерский управленческий учет. / А.Т. Головизнина, О.И. Архипова М.: Проспект, 2010. 466 с.
    11. Гудович Г.К. Моделирование в системе управленческого учета / Г.К. Гудович, И.С. Монакова Липецк: ЛЭГИ, 2004. 88 с.
    12. Гудович, Г.К. Организация учета и контроля расходов хозяйствующих субъектов / Г.К.Гудович, Е.А. Кореняко. Липецк: ЛЭГИ, 2005. 152 с.
    13. Гудович Г.К. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие / Г.К.Гудович Липецк: Издательство ЛГТУ, 2011. 104 с.
    14. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. / О.Д. Каверина М.: Финансы и статистика, 2010. 368 с.
    15. Керимов, В.Э. Управленческий учет. / В.Э Керимов М.: ИТК «Диашков и К», 2014. 414с.
    16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. / Н.П.Кондраков. М.: «Проспект», 2017. 640 с.
    17. Кукукина И. Г. Управленческий учет. Управление затратами. Управленческий анализ: учебник / И. Г. Кукукина. М.: Высшее образование, 2008. 418 с.
    18. Николаева О. Управленческий учет: учеб.пособие. / О. Николаева, Т. Шишкова - М.: УРСС, 2014. 498 с.
    19. Распределение накладных расходов в организации // www.audit-it.ru
    20. Экономический анализ / Под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 615 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Учет, анализ и распределение расходов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.