Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Файоль

  • Вид работы:
    Другое по теме: Файоль
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    31.10.2017 16:10:06
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Дальневосточный федеральный университет»

    (ДВФУ)



    ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




    эссе по дисциплине


    МЕНЕДЖМЕНТ



    Форма подготовки заочная


    На тему «1.Административные функции управления по А. Файолю»



    Выполнил:

    Важенин Михаил Геннадиевич

    Ф.И.О. студента, номер группы















    Владивосток 2017


    Разработка проблем научного управления предприятиями, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией. Анри Файоль (1841-1925) по образованию горный инженер. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода А. Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

    Анри Файоль по праву считается основателем классической школы управления. Неслучайно американцы называют А. Файоля отцом менеджмента.

    Анри Файлоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления.

    Цель данного эссе описать особенности теории управления Анри Файоля.

    Анри Файоль (18411925), считается «отцом научного менеджмента».

    Помнению американских историков менеджмента, Анри Файоль является наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления впервой половине XXвека. Поокончании лицея игорной школы онпоступил наслужбу вкрупную горную иметаллургическую компанию «Комментри-Фуршамболь-Деказвилъ» («Комамболь») ипроработал там с1860по1918год. Вначале Файоль интересовался исключительно проблемами геологии игорного дела. Однако назначение егов1872году главным управляющим группы рудников способствовало обращению Файоля кпроблемам экономики иуправления [5, с. 112 - 113].

    В1888году онпринял руководство компанией, находившейся награни банкротства, иза тридцать лет сделал ееодним изсамых процветающих предприятий Франции. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Егопервая статья наэту тему вышла в1900году, акнига «Общее ипромышленное управление» в1916году.

    Задержка спубликацией книги, происшедшая из-засобытий Первой мировой войны, привела ктому, что французы вмассе своей увлеклись распространившейся вту пору теорией ,Фредерика Уинслоу Тейлора ипоначалу проигнорировали идеи своего соотечественника. Впрочем, вскоре онивоздали им должное: образцовая организация ипроцветание «Комамболя», вклад компании вобщенациональные усилия вгоды мировой войны все это неминуемо привлекло внимание ктрудам Файоля. Сам Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между еготеорией итеорией Тейлора нет, просто онирассматривают разные уровни организации производства: Тейлор цеховое управление, онже высшееадминистративное.

    Выйдя в1918году вотставку, Файоль возглавил созданный им Центр административных исследований (впоследствии объединившийся сегосогласия сфранцузской организацией последователей Тейлора). Ондоказывал, что открытые им принципы управления применимы нетолько вэкономике, ноивправительственных службах иучреждениях, вармии ина флоте, тоесть носят универсальный характер. Одним изкрупнейших заказов, выполненных Центром стало исследование организации работы почтово-телеграфного ведомства. Этой идругим проблемам реформы государственного управления, общественных учреждений исистемы образования посвящен ряд работ Файоля. Кстати, онпервым поставил проблему организованного обученияменеджменту.

    Слава, признание ибогатство все это было уФайоля. Онбыл удостоен звания офицера ордена Почетного легиона, других государственных наград инаучных званий. Однако меньше всего внем наблюдалось желание воздвигнуть прижизненный памятник самому себе. Онпрожил долгую жизнь иумел ей радоваться: был общительным, подвижным человеком, много занимался свнуками иправнуками, неустанно пропагандировал свою теорию идаже впоследний год жизни непрекращал исследований насей раз организации работы французской табачнойпромышленности.

    Объектом интересов А. Файоля стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, и кроме того, он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. В отличие, например, от Тейлора Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне, и в известной мере их выполняют даже рабочие.

    Для обоснования классического (административного) направления у Анри Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысления огромного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией «Коломбо», которую возглавил, когда та была близкой к финансовому краху, а покинул процветающей, занимающей ведущие позиции в мире.

    Свои взгляды на проблемы управления Файоль изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916 г.) а, выйдя в отставку, возглавил Центр административных исследований.

    Функционирование любой организации он сводил к следующим основным видам деятельности: технической, то есть осуществлению производственного процесса; коммерческой, заключающейся в закупке всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыте готовой продукции; финансовой, связанной с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств; бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т.п.; административной, призванной оказывать воздействие на работников; функции защиты жизни, личности и собственности людей.

    Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля, мотивации.

    Согласно А. Файолю, деятельность промышленных предприятий может быть разделена на шесть групп:

    1. Техническая деятельность (производство, выделка и обработка).

    2. Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).

    3. Финансовая активность (поиск и оптимальное использование капитала).

    4. Деятельность, направленная на обеспечение безопасности (защита собственности и персонала).

    5. Бухгалтерский учет (проверка фондов, балансовые отчеты, издержки, статистика).

    6. Управленческая деятельность (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль).

    Он утверждал, что «вне зависимости от того, просто или сложно, велико или мало предприятие, в его деятельности всегда присутствуют все шесть названных типов активности или основных функций» [8, с. 21 - 22]. Очевидно, для непромышленных, некоммерческих организаций значение пунктов 1-5 может быть не столь велико. Тем не менее эти пять элементов деятельности и в дополнение к ним управленческая деятельность, будут иметь свое значение для организации любого типа. Файоль отличал управление от так называемого «руководства» [4, с. 112].

    Он писал: «Управление - деятельность, в осуществлении которой принимают участие руководители и работники корпорации. Управленческая функция отлична от других пяти главных функций. Ее не следует путать с руководством. Руководить - значит вести предприятие к намеченной цели, пытаясь оптимальным образом использовать все имеющиеся резервы и обеспечивать стабильность шести основных функций. Управление же - одна из шести функций, стабильность которых должна обеспечиваться руководством.

    Таким образом, А. Файоль пытается разграничить то, что сегодня принято называть «оперативным» менеджментом и «стратегическим» менеджментом, которое у него носит название «руководства».

    В этой части книги А. Файоль ограничивается перечислением пяти элементов управления и вместо того, чтобы рассмотреть их детально (это он делает несколько позже), переходит к изложению основных принципов управления. Он не утверждает ни того, что принципы эти или их воплощение непреложны, ни того, что он приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что «количество принципов управления беспредельно, ...изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени, оказываются порождением данной ситуации» [4, с. 108].

    А. Файоль выделял пять основных элементов управления: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Согласно Файолю, планирование (попытка предвидения будущего организации и определение мер, потребных для перехода в это повое состояние) является существеннейшим элементом управления. Основой этого процесса является разработка формального плана действий, описываемого им так: «Это своеобразный образ будущего, где ближайшие события рисуются определеннее, чем отдаленные, позволяющий предопределять действия, совершаемые в течение определенного периода времени» [5, с. 98].

    Такой план должен основываться на ресурсах организации, типе и значении совершаемой работы и возможных будущих тенденциях. А. Файоль считает разработку плана работ одной из труднейших и важнейших задач, стоящих перед руководством, в решении которой должна принимать активное участие вся организация. Идеальный план работ должен сочетать в себе цельность (т. е. общий план должен поддерживаться частными планами отдельных организационных структур), непрерывность (планируемые действия должны рассматриваться как элементы непрерывного плана развития), гибкость (возможность учета непредвиденных обстоятельств) и, наконец, точность (он должен быть, по возможности, максимально точным).

    Принципам планирования Файоля соответствовала и его теория прогнозирования, требовавшая подготовки однодневных, недельных, месячных, годичных, пяти- и десятилетних прогнозов, которые должны были корректироваться с учетом реально существующих обстоятельств. Акцент А. Файоля на планировании и прогнозировании был уникальным для своего времени. Он сохраняет свою актуальность и поныне.

    Вторым элементом управления, по А. Файолю, является организация, посредством которой предприятие получает «все необходимое для своего функционировання: сырье, инструмент, капитал и персонал». Он обращает особое внимание на так называемый «состав корпорации» (т. е. на ее организационную структуру) и полагает, что форма, принимаемая организацией, зависит, главным образом, от количества ее сотрудников. Далее, он утверждает, что по мере роста и усложнения организации, растет и количество присущих ей функций. Аналогичным образом, возрастание количества работников вызывает потребность в увеличении числа контрольных уровней. Все это приводит его к хорошо известной (и отчасти дискредитировавшей себя) модели организационной пирамиды или, как называет ее сам А. Файоль, скалярной цепи.

    Он пишет: «Каждая новая группа, состоящая из десяти, двадцати, тридцати работников нуждается в мастере; если этих мастеров двое, трое или четверо, то возникает потребность в особом управляющем; для двух или трех управляющих нужен свой заведующий отделом. Скалярная цепь выстраивается таким образом до высшей инстанции, при этом, каждый новый начальник имеет, как правило, не более четырех-пяти подчиненных... Персонал любого предприятия также подпадает под действие закономерностей, характерных для производства, вследствие чего все организации, находящиеся на одной ступени развития, подобны друг другу» [6, с. 12 - 14].

    Третий элемент Файоля - распорядительство, имеющее целью «добиться от работников оптимальной отдачи... в интересах всего концерна».

    Успех управления зависит от сочетания личных качеств и знания общих принципов управления.

    По мнению А. Файоля, руководителю необходимо помнить о следующих правилах:

    1. Старайтесь лучше узнать своих подчиненных.
    2. Боритесь с некомпетентностью.
    3. Входите во все детали соглашений, заключаемых компанией с сотрудниками.
    4. Подавайте хороший пример.
    5. Проводите периодические проверки организации и используйте итоговые диаграммы для их продолжения.
    6. Проводите вместе с ведущими сотрудниками совещания, призванные задавать направление развития и основные приоритеты компании.
    7. Не увлекайтесь деталями.
    8. Стремитесь к установлению в коллективе такой атмосферы, которая стимулировала бы единение, энергию, инициативу и лояльность работников [4, с. 121].

    Совершенно очевидно то, что эти советы отчасти повторяют известные нрннннпы Файоля, такие как потребность в единении персонала и упор па централизацию и единство распорядительства, обеспечиваемые хорошей системой связи с подчиненными. Помимо прочего, делается особый акцепт на концепции, впоследствии получившей название «мотивации», и на контролируемом делегировании полномочий подчиненным. А. Файоль считает, что руководитель способен развить инициативу подчиненных, предоставив им возможность полиостью реализовать свое положение и способности, ценой отдельных ошибок, серьезность которых может быть существенно уменьшена при надлежащем контроле. Он может быстро превратить человека с неявными способностями в первоклассного специалиста, не выполняя за него всю работу, а действуя методом подсказки. Правда, для этого руководителю порой придется смирять свою гордыню.

    Координация - четвертый элемент А. Файоля, призванный обеспечить оптимальную гармонизацию различных видов деятельности организации. Координация используется для того, чтобы «облегчить работу организации и сделать ее функционирование более успешным». Этот элемент призван сбалансировать различные аспекты деятельности организации так, чтобы соблюдалась, скажем, пропорциональность расходов и доходов, сбыта и производства, закупок оборудования и производственных нужд, запасов товаров и потребления. Файоль предлагал проводить для этого еженедельные совещаний руководителей отделов.

    Оно [это совещание] должно информировать руководство о работе концерна, обсуждать проблемы кооперации различных отделов и решать различные проблемы, представляющие общий интерес. Участники таких совещаний занимаются не составлением планов, но вопросами их выполнения в существующих условиях. На каждом из подобных совещаний речь может идти только о достаточно кратком, обычно не превышающем недели, периоде гармонизации активности и определения текущих приоритетов.

    Последний элемент А. Файоля - контроль, призванный обеспечить соответствие всего происходящего в организации принятому плану, принципам и действующим инструкциям. В таком контексте целью контроля становится нахождение слабых сторон и ошибок, позволяющее исправлять и предотвращать их. Как пишет А. Файоль, контроль "затрагивает все - продукты, людей и рабочие операции". Контроль стимулирует процесс обратной связи, благодаря наличию которого организация адаптируется к изменяющимся обстоятельствам и постоянно обновляется. Согласно Файолю, осуществлять контроль должно не только руководство; он считает, что этим должны заниматься беспристрастные контролеры, не связанные отношениями подчинения с контролируемыми работниками. Контроль такого рода является «драгоценным дополнением к управлению, способным обеспечить получение таких данных, которые остаются недоступными при обычном контроле» [4, с. 98].

    Изложим принципы управления по А. Файолю в табличной форме.

    Таблица 1 - Принципы управления по А. Файолю

    1. Разделение трудаПовышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом является специализация функций и разделений власти.2. Полномочия и ответственностьДелегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.3. ДисциплинаДисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.4. Единство распорядительства, или единоначалиеПолучение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником5. Единство руководства и направления действийОбъединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану6. Подчинение частных, личных интересов общимИнтересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.7. ВознаграждениеПолучение работниками справедливого вознаграждения на работу.8. ЦентрализацияПравильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов9. Иерархия или скалярная цепьИерархия, или скалярная цепь, это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников")10. ПорядокРабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.11. СправедливостьСправедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи12. Стабильность персонала (постоянство состава)Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.13. ИнициативаИнициатива это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.14. Корпоративный дух (единение персонала)Гармония, единение персонала большая сила в организации.


    Таблица 2 - Группировка принципов А. Файоля

    Структурные принципыПринципы процессаПринципы конечного результатаразделение труда;

    единство цели и руководства;

    соотношение централизации и децентрализации;

    власть и ответственность;

    цель.справедливость;

    дисциплина;

    вознаграждение персонала;

    единство команд;

    подчинение главному интересу.порядок;

    стабильность;

    инициатива;

    корпоративный дух.

    Опишем данные принципы подробнее.

    1. Принцип разделения труда

    Согласно Файолю, разделение и специализация труда естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Как отмечал Файоль, специализация рассматривается как лучшее средство использования индивидов и групп людей. В то же время разделение труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены. Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и исследование в действии и во времени, акцентировали внимание на технических сторонах работы, а не на поведенческих. Позднее, в начале 1930-х годов, появился подход, описывающий человеческие отношения и позволяющий более углубленно рассматривать разделение труда в организациях с учетом влияния человеческого фактора [4, с. 112 113].

    2. Принцип единства цели и руководства

    Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к единой цели. Процесс группировки задач по определенным признакам называется департаментализацией. Файоль не выделил базис для департаментализации, но он действительно выработал основное направление, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип объясняет необходимость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности.

    3. Принцип соотношения централизации и децентрализации

    Этот принцип связан с увеличением или снижением объема власти руководителя, что позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией и что этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который координирует деятельность департаментов (отделов).

    4. Принцип власти и ответственности

    Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен. Желательная связь состоит в равенстве этих двух факторов. Оценить эту связь, особенно при исследовании задач руководителей высшего уровня, весьма сложно. Суть дела в том, что поскольку ответственность передана руководителю, то ему должны быть даны и права отдавать приказы, и власть требовать послушания.

    5. Принцип цепи

    Естественный результат применения предыдущих четырех принципов создание соподчиненной цепи руководителей от высших звеньев управления до низших уровней. Цепь это путь для вертикальных связей в организации. Соответственно, все связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд. А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчиненную единицу, прежде чем они достигнут должного уровня.

    6. Принципы процесса

    Принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда руководители общаются с подчиненными.

    7. Принцип справедливости

    Справедливость руководителей рассматривается как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливости отражен и в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда и оклад должны соответствовать объему и качеству выполненной работы.

    8. Принцип дисциплины

    Принцип дисциплины относится к практике заключения стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками. При этом должно предусматриваться применение санкций в случае невыполнения соглашений. Применение санкций должно осуществляться в соответствии с принципом справедливости и подчинения личных интересов общим. Это означает, что в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над интересами индивидуума.

    9. Принцип единства команд

    Согласно принципу единства команд руководитель никогда не должен демонстрировать превосходство при общении с подчиненными или нарушать цепь команд. Считается, что любой исполнитель должен подчиняться только одному начальнику. Такая связь и взаимодействие учитываются при формировании организационных структур [8, с. 112].

    10. Принципы конечного результата

    Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная деятельность организации должна характеризоваться порядком и стабильностью, а рабочие инициативным выполнением своих задач. Эти атрибуты деятельности организации, по Файолю, могут проистекать из ощутимого использования принципов структуры и процесса.

    Итак, теория А. Файоля состоит из двух частей функций управления и принципов управления. Функции отвечают на вопрос, что делает руководитель, а принципы как он это делает. Функций всего пять: планирование (прогнозирование), организация, координация, командование и контроль. Файоль положил начало структурно-функциональному подходу, названному так потому, что все функции были расписаны по уровням управления каждому свои и в разном объеме? Существовавшую до него линейную Структуру управления предприятием Файоль дополнил функциональными службами. Тем самым он стал родоначальником самой распространенной системы линейно-штабной структуры.

    А. Файоль выделил 14 принципов управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единстворуководства, подчинение индивидуальных интересов общей цели, вознаграждение, централизация, иерархия (скалярный принцип), порядок, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Если функции обязательные элементы, выпадение хотя бы одного из которых способно было разрушить всю технологию управления, то принципы это постоянно пополняющийся перечень положений, обобщающих живую практику руководителя. Они конкретны и зависят от ситуации. Функции составляют «науку администрирования», а принципы «искусство администрирования».

    Не все принципы одинаково важны. К главным А. Файоль причислял единство командования и единство руководства. Согласно первому принципу, работники не должны получать потенциально противоречащие друг другу распоряжения из двух разных источников. Раскрывая содержание второго, Файоль часто прибегал к биологическим аналогиям, рассматривая организацию в качестве организма, который не может иметь две головы. Многие принципы, предложенные французским ученым, звучали афористично. Например, принцип порядка гласил: «место для каждого и каждому свое место». Иными словами, речь шла о том, что каждый работник и каждая вещь должны занимать в организации свое место. К двум главным принципам Файоль присоединял принцип власти и принцип разделения труда, задававшие характер структуры управления. Разделение труда предполагало дифференциацию и специализацию трудовой (исполнительской и управленческой) деятельности, вычленение в рамках сложной деятельности' более частных видов деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

    Применительно к руководству принцип разделения труда требовал специализации руководителя на узком круге задач. Без этого, считал Файоль, нет четкой координации, порядка и распределения обязанностей, вне которых организацию разъедает дублирование функций. Вместе с тем, он верил в эффективность разделения труда лишь в определенных границах, за пределами которых, по его мнению, производительность падает. Сфера деятельности любого должностного лица определялась Файолем в терминах диапазона контроля (предела непосредственного эффективного внешнего контроля со стороны руководителя за поведением и деятельностью подчиненных), числа подчиненных и функциональных обязанностей исполнителей. Власть Файоль рассматривал, как право командовать и возможность заставлять других подчиняться. Чем выше уровень власти, тем шире объем знаний (компетенция) и больше ответственности. И наоборот. Файоль различал два типа власти: институционализированную (формальную) и персональную (неформальную). Первая проистекает от должности, вторая от индивидуальных качеств. Сегодня подобный принцип принят на вооружение в социологии организаций.


























    Список литературы


    1. Басовский Л.Е. Менеджмент /учеб. пособие. М.: Центр, 2012. 455 с.
    2. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. -3-е изд. - М.: Гардарики, 2011. 528 с.
    3. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. - М.: Дело, 2012. 876 с.
    4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2012. - 352с.
    5. Классики менеджмента /энциклопедия под редакцией М. Уонера. СПб.: Питер, 2013. 654 с.
    6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2012. - 704 с.
    7. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 222 с.
    8. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2011. 433 с.























Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Файоль ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.