Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовая система РФ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Финансовая система РФ
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    01.08.2018 22:20:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    CОДЕРЖАНИЕ


    Введение………………………………………………………………………… 3


    1 . Сущность и структура финансовой системы……………………… 4

    1.1 Основные составляющие финансовой системы……………………… 4

    1.2 Сущность и необходимость финансов………………………………… 10

    2. Функции финансов…………………………………………………….. 13

    2.1 Распределительная функция………………………………………….. 13

    2.2 Контрольная функции………………………………………………... 15

    3. Состояние финансов Российской Федерации ……………………… 19

    3.1 Современная финансовая система Российской Федерации…………… 19

    3.2 Перспективы развития финансового рынка Российской Федерации.. 22


    Заключение……………………………………………………………………. 25


    Список использованной литературы……………………………………... 26


    Приложения……………………………………………………………………

    Приложение 1…………………………………………………………………

    Приложение 2………………………………………………………………….
























    ВВЕДЕНИЕ


    Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

    Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.

    Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов.

    Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.

    Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

    Цель курсовой работы - изучение особенностей функционирования и развития финансов в системе рыночной экономики. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. определить понятие и функции финансов в рыночной экономике

    выявить элементы финансового механизма

    1. раскрыть роль финансов в регулировании развития экономики России.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

    Объектом исследования курсовой работы являются финансы в системе рыночной экономики, предметом - экономические отношения, по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.

    Информационной базой курсовой работы является: учебно-методическая литература, материалы из интернета.


































    1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ


    1.1. Основные составляющие финансовой системы


    Финансовая система это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.[1с.222] Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

    Финансы выражаютэкономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.

    Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
    1. централизованные финансы

    1. государственный бюджет;
    2. внебюджетные фонды;
    3. государственный кредит;
    4. фонды имущественного и личногострахования;
    5. фондовый рынок;
    2. децентрализованные финансы

    1. финансы коммерческих предприятий и организаций;
    2. финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
    3. некоммерческих организаций;
    4. финансы домашних хозяйств.

    3. финансы домашних хозяйств.

    Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства в следующем виде (рисунок. 1).


    Рисунок 1 Финансовая система Российской Федерации

    Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондовденежных средств.

    Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

    Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег финансовая система.

    Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль.

    Стало быть, механизм разделения труда, который применяется в государстве зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство.[4 с.215]

    Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок.

    Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.

    В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.

    В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.

    Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное финансами предприятий, внутриотраслевое финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

    Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

    Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

    В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

    На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

    Составными частями местных финансов являются местные бюджеты. Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

    Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

    Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

    Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

    Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция это государственная дотация местному бюджету.

    Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.[14 с.155]

    Специальные правительственные фонды важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

    Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

    Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

    Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.


















    1.2. Сущность инеобходимостьфинансов


    Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

    Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развитияфинансов. Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

    Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.[5 с.150]

    Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

    1. Существуюттоварно-денежные отношенияи действует закон стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. В воспроизводственном процессе действуют различныеэкономические субъекты:

    1. домашние хозяйства;
    2. хозяйствующие субъекты (корпорации);
    3. государство.

    Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Доходами домашних хозяйств являются оплата труда в форме заработной платы и ряд других (процентный доход, доход от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и частично на лечение. Хозяйствующие субъекты (предприятия, корпорации) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим предприятиям. Одновременно они несут определенные расходы. Разница между всеми доходами и расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление.

    Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд: содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.

    Процесс распределения сопровождается процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подходного и социального налогов. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает доход в форме прибыли. Определенная ее часть в форме налоговых платежей поступает в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (отчетного года), представляющая собой сумму нетто-прибыли (чистой прибыли). В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей, а также для материального поощрения (оба фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов.

    Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.[16 с.301]

    В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяются выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Перераспределение финансовых ресурсов способствуют изменению структуры и динамики производства, перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказывать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

    В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых предприятий, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций, и завершается распределение финансовых результатов деятельности.

    В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, развитие непроизводственной сферы, реализацию социальных гарантий, решение социальных задач.

    Финансы, оказывая регулирующее воздействие на все составляющие воспроизводственного процесса, способствуют:

    1. созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
    2. обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
    3. созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.




























    2 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ


    2.1 Распределительная функция


    Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании конечного продукта, образуются денежные доходы и накопления.[2 с.188]

    Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов. Основным объектом распределения является стоимость общественного продукта и часть стоимости национальногобогатства.

    Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности, как в сфере материального производства, так и в не материальной сфере. Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства. По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:

    1.межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета,внебюджетных фондов, финансового рынка истрахования.

    2.межотраслевое, осуществляется черезфинансовый рынок, бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхования.

    3.внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий.

    4.внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях.

    5. между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхования.

    6. между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхования.

    7. межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместную деятельность создание международных организаций и фондов, и иностранное страхование.

    Объектамидействия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляются:

    1. первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов (прибыли, начислений на социальное страхование);
    2. распределение части фонда возмещения (в виде амортизационного фонда);
    3. oраспределение части национального богатства (при распределении ранее созданной стоимости, восполнении ущерба от стихийных бедствий).

    Субъектамираспределительной функции финансов являются юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса (государство, предприятия, организации, учреждения, граждане), в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.[12 с.141]

    Через распределительную функцию финансов реализуется их общественное назначение - обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами. Функционируя в сфере материального производства и услуг, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов, участвуют в создании новой стоимости. Через финансы распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления. С их помощью образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей. Финансовое распределение, начавшееся в сфере материального производства и услуг, продолжается в сфере обращения. В качестве инструмента распределения финансы функционируют и в сфере потребления.

    Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства) в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

    Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, протекает от первичного распределения стоимости общественного продукта до перераспределения. Распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни (в материальном производстве, сферах обращения и потребления) и па всех уровнях управления экономикой: федеральном, территориальном (на уровне субъектов РФ), местном. Кроме того, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.



    2.2. Контрольная функция


    Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

    С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

    Контрольная функция финансов это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

    Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

    Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

    Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.

    Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.[8 с.155]

    Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

    Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контрольосуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Федеральное Собрание, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.

    Ведомственный финансовый контрольосуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

    Внутрихозяйственный финансовый контрольпроводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.

    Независимый финансовый контрольосуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независимого финансового контроля аудита привело развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности.Аудитпредставляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в нашей стране.

    Цель аудита установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, а его мнение и заключение непредвзятыми и беспристрастными.

    Следует различать собственно аудит как контроль и деятельность аудиторских фирм, которая обычно состоит не толькоизпроверок, но и консультационных услуг в области финансов для всех предприятий и организаций по договорам на платной основе. В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.

    Внешний аудитосуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией и компетенцией, по договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок и подготовки квалифицированных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т.п.

    Основные цели внешних аудиторских проверок таковы: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

    Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, проводят консультации и дают рекомендации по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства.

    По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой благополучное (или нет) положение дел.

    Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранять в тайне все сведения, полученные ими в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб.

    Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами. В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе это способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

    Внутренний аудитосуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

    По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

    Предварительный финансовый контрольпроводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.[13 с.201]

    Текущий финансовый контрольосуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

    Последующий финансовый контрольпроводится в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи состоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении нанесенного ущерба, привлечении к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

    Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.




    3. СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    3.1 Современная финансоваясистемаРоссийской Федерации


    Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.2

    При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.

    Легального определения финансовой системы законодательство не содержит. Однако многие нормативно-правовые акты оперируют данным понятием.

    Сущность финансовой системы понимают по разному. Существует несколько подходов к пониманию данного вопроса: материальный, экономический, институциональный, правовой.

    Согласно материальному пониманию финансовой системы, она является совокупностью элементов (звеньев) финансовой системы, имеющих форму фондов и сходных с ними по организации звеньев финансов. В обществе, где действуют товарно-денежные отношения на любом уровне своего развития, государство использует и не может не использовать различные экономические рычаги для управления общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных интересов. Такими экономическими рычагами являются различные элементы финансовой системы.[6 с.334]

    Экономическое понимание финансовой системы как совокупности элементов в форме финансовых (денежных и иных) отношений, развивающихся в связи с функционированием элементов финансовой системы.

    Институциональное понимание финансовой системы как совокупности элементов в виде учрежденных органов государственной власти и местного самоуправления, задействованных в финансовой деятельности, а также иных органов, организаций, предприятий и учреждений, в том числе наделенных финансами частного порядка.

    Крохина Ю.А.: финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства. Звенья финансовой системы РФ:

    1. бюджетная система, которую образуют Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
    2. внебюджетные государственные фонды;
    3. кредит (государственный и муниципальный);
    4. обязательное государственное страхование;
    5. финансы предприятий различных форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.5

    Савин А.Ю.: категории государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и финансы государственных предприятий представляют собой финансовые институты, характерные для стран с рыночной экономикой, при помощи которых государство аккумулирует и расходует необходимые ему денежные средства.

    Бельский К.С.: под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предметное) содержание. Каждый такой институт характеризуется правовыми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (например, бюджетная система) и политическими свойствами.[3 с.401]

    Представляется, что каждый из институтов финансовой системы выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо метода, способствующего нормальной работе финансовой системы государства, в частности, мобилизации денежных средств в соответствующие фонды государства или, напротив, законному и рациональному расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

    Финансовая система РФ это совокупность основных финансово правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны, законному иррациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства.

    По мнению автора, элементами финансовой системы являются: налоговая система, денежная, бюджетная и банковская системы, система государственного и муниципального кредита (долга), имущественное и личное страхование, финансы хозяйствующих субъектов и финансы населения.

    Ашмарина Е.М.: категорию «финансы» следует рассматривать с двух позиций: по форме как совокупный фонд денежных средств, а по содержанию как общественные отношения по его образованию, распределению и использованию. Таким образом, в свою очередь, финансовая система:

    - с одной стороны (по форме), совокупность фондов денежных средств (финансовая система в материальном смысле);

    - с другой стороны (по содержанию), совокупность общественных отношений, связанных с их образованием, распределением и использованием.

    Химичева Н.И., Покачалова Е.В.: финансовая система в экономическом аспекте это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды.

    Карасева М.В.: с институциональной точки зрения финансовая система представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них финансовые органы, налоговые органы, представительные органы власти и т.д.[10 с.111]

    С учетом всего вышеуказанного, можно сказать, что финансовая система это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

    1. Государственную бюджетную систему;
    2. Внебюджетные специальные фонды;
    3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
    4. Фонды страхования (имущественного и личного);
    5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Правовое понимание финансовой системы совокупность установленных нормативными правовыми актами характеристик финансовой системы, имеющих форму нормативных требований к режиму ее функционирования.



    3.2. Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации


    Финансовый рынок России давно интегрировал в мировой финансовый рынок, поэтому его дальнейшее развитие, прежде всего, зависит от темпов восстановления как экономики России так и экономики США и стран еврозоны. Существует несколько сценариев будущего развития мировой экономики. Первый V-образная форма выхода из рецессии. Согласно первому сценарию дно кризиса было пройдено в конце 2008 начале 2009годов; быстрый выход глобальной экономики из рецессии, смена дефляционных тенденций в развитых странах инфляционными, курс доллара под угрозой. В этом случае перспективами российского финансового рынка являются следующие:

    Финансовый рынок станет ёмкими и будет являться важнейшим источником капитала для бизнеса, предлагать способы хеджирования риска, в т.ч. для крупных игроков, для больших объемов риска на ликвидном рынке.

    Российский финансовый рынок полностью восстановит потери 2008 начала 2009, станет одним самых привлекательных, сточки зрения инвестиций, развивающихся экономик. Это будет обеспечиваться как высокими ценами на сырьё, так внутренне и внешне политическим курсом России.[9 с.304]

    Понятие финансовый рынок является обобщённым. В действительности финансовый рынок состоит из нескольких отдельных самостоятельных сегментов, которые составляют его структуру. Структура финансового рынка это совокупность его взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой. В наиболее общем виде структуру финансового рынка можно представить в следующем виде (рисунок. 2).



    Рисунок 2 Структура финансового рынка

    Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) представляет собой рынок, на котором обращаются различные виды фондовых инструментов, подавляющая часть которых ценные бумаги. По своему экономическому содержанию рынок ценных бумаг представляет собой институциональное и функциональное устройство для обмена финансовыми инструментами, которые возникают как продукт системы отношений совладения и займа между экономическими субъектами, оформленных в виде ценных бумаг. Ценные бумаги выпускают в обращение акционерные общества, предприятия, банки, государственные учреждения, различные финансовые организации.

    Ценные бумаги отличаются многообразием видов. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он представляет собой наиболее широко распространённую часть финансовых рынков. В экономически развитых странах его инструменты разнообразны, инфраструктура способствует привлечению больших объёмов временно свободных денежных средств и их высокоэффективному использованию.

    Второй сценарий W-образная модель выхода из кризиса, самый пессимистичный сценарий. Согласно нему мировая экономика будет отыгрывать потери от кризиса очень быстро, уровень роста мирового ВВП составит 3%. Но при этом будет «надут» очередной пузырь, взрыв которого приведёт к новой волне кризиса. В этом случая для финансового рынка России будет характерно следующие: «ложный» возврат к докризисным уровням оборота на рынках, а затем быстрый спад характерный для первой волны кризиса; глубокая рецессия российской экономики вследствие очередного понижения цен на энергоносители и спад на российском финансовом рынке, отток иностранных и частных инвестиций. Перспективы создания в России мирового финансового центра становятся туманными.

    Третий сценарий U-образный выход экономик из рецессии, самый реальный сценарий. Согласно нему мировая и российская экономики будут выходить из кризиса медленными темпами. Прирост мирового ВВП порядка 0,5% в год. В настоящее время основные направления развития российского финансового рынка определены в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». В ней определено, что в ближайшее десятилетие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.[15 с.241]

    Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому финансовому рынку требуют не только скорейшего завершения выполнения положений Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года, но прежде всего формулирования дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию регулирования финансового рынка в Российской Федерации.

    Сейчас российский финансовый рынок характеризуется следующими тенденциями:

    1. повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
    2. обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
    3. формирование благоприятного налогового климата для его участников;
    4. совершенствование правового регулирования на финансовом рынке;
    5. повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке;
    6. создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
    7. унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;
    8. повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

    Общественный финансовый контрольосуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

    В свою очередь усиление внимания к реформе внутреннего финансового рынка также будет способствовать повышению значимости России в регулировании международных процессов и получению Россией международного инвестиционного рейтинга.














    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.[11 с.45]

    Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

    В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

    Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: необходимость и сущность финансов, дать определение государственным финансам и методам их управления, перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


    Нормативная литература:


    1. Бюджетный Кодекс РФ.

    2. Налоговый Кодекс РФ: части первая и вторая.

    3. Гражданский Кодекс РФ: части первая и вторая.

    4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности в РФ» № 307ФЗ от 30.12.2008г. (с изм. и доп.)


    Литература:

    5.Барулин, С. В. Финансы: учебник / С. В. Барулин. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2011. - 640 с.

    6.Бурмистрова Л. М. Финансы организаций (предприятий). М.: ИНФРА-М, 2010 г. 240 с.

    7.Врублевская О.В. - Отв. ред., Романовский М.В. - Отв. ред. Финансы 3-е изд. Учебник для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011 г. 590 с.

    8.Гринкевич. Л. С. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / - М.: КноРус, 2007. - 551 с.

    9.Ермасова Н.Б. Финансы Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2010 г. 621 с.

    10.Жиляков, Д. И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания) : учеб. пособие / Д. И. Жиляков, В. Г. Зарецкая. М. : КНОРУС, 2012. 368 с.

    11.Илышев, А.М. Финансы и кредит (СПО) / А.М. Илышев, О.М. Шубат. - М.: КноРус, 2012. - 320 c.

    12.Ковалева А.М. Финансы / ред.5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, Нешитой, А.С. Финансы и кредит: Учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2015. - 576 - 416 с.

    13.Кузнецова, Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие / Е.И. Кузнецова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 687 c.

    14.Лаврушина О. И. Финансы и кредит : учеб. пособие / под ред. 3-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2012. 315 с.

    15.Лиференко, Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие / Г.Н. Лиференко. М.: Экзамен, 2014. 156 с.

    16.Перекрестова, Л.В. Финансы и кредит: Практикум: Учебное пособие для студентов 2013. - 224 c.

    17.Подъяблонская Л.М. Финансы.Учебник для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 407 с.

    18. Поляк Г.Б. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента / Москва / ЮНИТИ-ДАНА / 2012 -639 с.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовая система РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.