Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансово-хозяйственная деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Финансово-хозяйственная деятельность предприятия
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    03.11.2018 8:51:14
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение


    В настоящее время в условиях рыночной экономики конкурентоспособность предприятий и целесообразность их деятельности в будущем основывается, прежде всего, на эффективности их функционирования. Эффективность деятельности служит залогом финансовой привлекательности для внешних инвесторов, контрагентов по финансово-хозяйственной деятельности, а также собственников организации. В связи с этим приобретает огромное значение оценка результатов деятельности организации в настоящем, прошлом и будущем. В сложившейся экономической ситуации эффективность характеризует выживаемость предприятия. Предприятию необходимо не только выжить, но и по возможности повысить свой конечный результат, а именно прибыль. Конечный результат характеризует степень достижения цели или целей, ради которых приводится в движение весь механизм хозяйственной деятельности. Экономические отношения лежат в основе различных отношений между людьми - политических, культурных и т.д. Поэтому, конечные финансовые результаты - это, по сути, то, ради чего мы живем и работаем. Эффективность - сложная экономическая категория и для измерения ее уровня обычно используют обширный перечень разнообразных индикаторов.

    В настоящее время практика требует разработки целого комплекса вопросов, связанных с особенностями изучения отдельных научно-теоретических и практических проблем повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Заслуживает внимания точка зрения тех специалистов, которые считают необходимым сосредоточить исследования в области экономики предприятий на региональных аспектах.

    Повышение эффективности деятельности является ведущей задачей каждого хозяйствующего субъекта, компании, комплекса, отрасли, региона. В условиях нестабильности современной мировой экономики и, как следствие, растущих угроз для бизнеса растет потребность в наличии адекватной системы управления ресурсами предприятия. Недостаточное внимание к проблемам повышения эффективности управления деятельностью и ресурсами организации может привести к тому, что предприятие, даже при высокой рентабельности бизнеса, может стать неплатежеспособным.

    Объектом данной работы является рассмотрение путей повышения эффективности деятельности предприятия взяв за основу бизнес процесс по обработке заявок клиентов на примере Казанского филиала ООО «ФАУБЕХА».

    Целью данной работы является изучение действующего бизнес процесса обработки заявок клиентов, нахождение оптимального пути повышения эффективности деятельности предприятия.

    Задачами данной работы являются:

    1. Изучить хозяйственную деятельность предприятия ООО «ФАУБЕХА». Познакомиться с организационной структурой всей компании. Изучить структуру Казанского филиала.
    2. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО «ФАУБЕХА».
    3. Провести стратегический анализ ООО «ФАУБЕХА».
    4. Разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности Казанского филиала ООО «ФАУБЕХА» на основе совершенствования бизнес-процессов работы с клиентами.
    5. Произвести оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

    Объектом исследования является бизнес процесс обработки заявок розничных клиентов, структура коммерческого отдела и схема взаимодействия коммерческого отдела Казанского филиала со смежными отделами ООО «ФАУБЕХА».

    В работе применялись методы учета полных затрат и калькулирования себестоимости.

    Основные расчеты по повышению эффективности деятельности предприятия в данной работе были направлены на изучение двух вариантов:

    А) Стандартный вариант прием на работу нового сотрудника;

    Б) Альтернативный вариант - совершенствование бизнес-процессов работы с клиентами.

    Основу эмпирической базы составили данные, предоставленные ООО «ФАУБЕХА», такие как форма 1 и форма 2 финансовой отчетности за 2016 год, результат финансовой деятельности казанского филиала за 2017 год, данные по валовой прибыли Казанского филиала, штатное расписание Казанского филиала.





    1. Теоретические основы повышения эффективности деятельности предприятиям

    1. Понятие и принципы определения экономической эффективности деятельности предприятия

    Хозяйственная деятельность, на каком бы уровне она ни велась, всегда должна сопровождаться соизмерением результатов с затратами. Одна из основных задач экономики определить тот вариант действий, который будет наиболее рациональным, а, следовательно, и самым эффективным в каждом конкретном случае.

    Любую хозяйственную систему можно назвать самоорганизующейся, поскольку она подчиняется общим законам не только экономическим, но и физическим. В своем развитии такая система стремится занять некое равновесное положение, когда наилучший результат будет достигнут с минимальными затратами ресурсов. В этом и заключается основной принцип эффективности.

    Эффективность любой коммерческой деятельности характеризуется результативностью коммерческих операций иопределяется как сумма доходов или прибыли, которые соотносятся собъемом привлеченных ресурсов либо затрат. Но вработе компании зачастую сложно выделить эффективность коммерческих операций, именно поэтому целесообразно оценивать их по ряду определенных, специфических показателей, которые наиболее полно отражают успехи вкоммерческой деятельности, чем общие показатели [1].

    Экономическая эффективность, всвою очередь, это получение максимально возможных благ от существующих иимеющихся враспоряжении ресурсов.

    Проблема экономической эффективности это чаще всего проблема выбора, касающегося того, что, как икаким образом производить, как распределять ресурсы, капитал иприбыль. От уровня экономической эффективности во многом зависит решение ряда социально-экономических задач, таких как повышение уровня жизни населения, быстрый рост экономики, совершенствование условий труда иотдыха, снижение уровня инфляции.

    Понятие эффективность (от латинского «effectus» действие, исполнение) изначально относилось ктехнике итехнологиям, при этом чаще всего под ним подразумевали меру исполненной работы всравнении сзатраченной энергией, то есть это соотношение фактических ипотенциальных результатов любого процесса, не обязательно связанных сэкономикой.

    Только позднее понятие эффективности стали применять по отношению кэкономической деятельности, аименно эффективность производственного цикла, как отношение выпущенной продукции кзатратам на ресурсы.

    Экономическая эффективность это получение максимально возможных благ от имеющихся враспоряжении предприятия ресурсов. Для этого компании необходимо постоянно соотносить выгоды ииздержки, то есть вести рациональную деятельность максимизировать выгоды и, соответственно, минимизировать затраты [2].

    Главная цель оценки эффективности деятельности компании выявление возможностей развития предприятия, которое определяется по результатам полного анализа финансово-хозяйственной деятельности, который проводится сиспользованием системы разного рода показателей икоэффициентов, способных наиболее полно отразить состояние иперспективы развития коммерческой организации.

    Каждый элемент деятельности торгового предприятия соответствует окружающей действительности, следовательно, действия по анализу должны быть согласованными, взаимодополняемыми, должно существовать единство исовместимость принципов.

    Для того, чтобы получить оценку экономической эффективности коммерческой деятельности компании, предполагается использование комплексного подхода коценке деятельности сточки зрения ипозиций различных заинтересованных лиц. Заинтересованными лицами воценке эффективности коммерческой деятельности выступают: владельцы компании, руководство компании, коммерческие партнеры, поставщики икредиторы, органы государственного контроля инадзора, потребители.

    Эффективность характеризуется соотношением между достигнутым результатом (или эффектом) изатратами (или ресурсами). Чем больше результаты, достигнутые за счет одинаковых затрат, или чем меньше затраты, произведенные для достижения одних итех же результатов, тем выше эффективность [3].

    Главная цель оценки эффективности деятельности компании выявление возможностей развития предприятия, которое определяется по результатам полного анализа финансово-хозяйственной деятельности, который проводится сиспользованием показателей, способных отразить состояние иперспективы развития коммерческой организации.

    Основные факторы экономической эффективности:

    1. Постановкой максимально достижимых экономических целей. Постановкой их не «от достигнутого», а с ориентацией на весь потенциал предприятия.
    2. Выявлением изменений, необходимых для полного раскрытия потенциала предприятия.
    3. Проведением необходимых изменений и достижением поставленных целей.

    Отметим, что эти два фактора взаимосвязаны. Цели должны быть достижимы, должны ставиться именно достижимые цели. Но достижимость целей определяется не собственником, не руководителем предприятия, а всем коллективом. Если просто поставить перед коллективом нашего предприятия цель повышения производительности в 3-4 раза, то, естественно, коллектив дружно скажет, что это невозможно, и приведет 33 причины этого. Коллектив поднимется на достижение высоких целей предприятия только тогда, когда при этом и каждый член коллектива будет достигать и свои более высокие цели. Необходима соответствующая мотивация, с которой, судя по нашей консалтинговой практике, у российских предприятий большие проблемы [4].

    Принципы определения экономической эффективности

    Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности, т.е. главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т.п.

    При всем многообразии этих целей доминирующим становится достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей массы прибыли с учетом долговременной перспективы развития. Отсюда в качестве исходного количественного критерия эффективности производства должна выступать годовая норма прибыли на вложенный капитал:

    где Е норма прибыли на вложенный капитал, %; П чистая прибыль (годовая) за вычетом налогов, руб.; К вложения в капитал, обеспечивающие получение прибыли, руб.; Цгодовой объем производства продукции в продажных ценах, руб.; С полная себестоимость годового выпуска продукции, руб.

    Расчетные значения нормы прибыли могут изменяться в зависимости от структуры капитала, уровня прогнозируемых цен на продукцию, объема спроса и других факторов. Выбранный критерий эффективности производства в виде нормы прибыли на капитал применяется как для сравнения различных вариантов развития предприятия, так и для оценки единственного варианта рынком. В соответствии с принятым критерием определяются конкретные показатели эффективности производства, отражающие основные характеристики затрат и результатов.

    В международной практике обоснования эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие показатели эффективности производства: чистая текущая стоимость, рентабельность капитала, внутренний коэффициент эффективности, период возврата капитальных вложений, максимальный денежный отток, точка безубыточности.

    Показатель чистой текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как норма инвестирования капитала (норма минимального дохода), подтверждающая целесообразность осуществления капитальных вложений.

    Рентабельность капитала это отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка рентабельность капитала характеризует минимальную норму прибыльности капитальных вложений и является более стабильным показателем, чем рентабельность продукции.

    Внутренний коэффициент эффективности представляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков-оттоков наличных средств, а сама текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект развития предприятия считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений. На практике для более точного расчета внутреннего коэффициента эффективности используется метод итерационного подбора его численных значений во времени.

    Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости) это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения:

    где Т срок окупаемости капитальных вложений, лет; П чистая годовая прибыль за вычетом налогов, но с учетом амортизации, руб.

    Максимальный денежный отток это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат.

    Точка (норма) безубыточности это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами. Графически точка безубыточности находится на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:

    где Н0 точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах; ИПОСТ суммарные издержки производства; Цед удельная цена продукции, руб.; Цпер удельные переменные издержки производства, руб.

    Развитие любого производства всегда требует определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов со временем и опирается на приведение (дисконтирование) стоимости будущих затрат (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени начальному или конечному, т.е. к началу осуществления или к моменту завершения проекта. На практике учет фактора времени связан с использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого по формуле сложных процентов:

    где Ввр коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения; Ед норма дисконта для соизмерения разновременных затрат и результатов, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %; t год приведения.

    Другим не менее известным методом оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия. К экономическим методам регулирования рентабельности предприятия относится рентабельность капитала, рентабельность продукции, рентабельность активов (фондоотдача).

    На основе прибыли рассчитываются относительные показатели:

    рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов:

    где; Пб балансовая прибыль; с и б среднегодовая стоимость основных и нормированных оборотных производственных фондов;

    фондоотдача и фондоемкость

    где Q выпуск продукции. Фондоотдача это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов; фондоемкость это среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции;

    рентабельность продаж (оборота):

    Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;

    рентабельность основного капитала:

    рентабельность собственного капитала:

    Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.

    Важным показателем является, и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Коа) и оборачиваемости основного капитала (Кок).

    Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятия.


    1. Методы оценки и повышения эффективности деятельности предприятия

    Определение уровня эффективности функционирования предприятия является важной задачей для собственников предприятий (в том числе и государства), клиентов и поставщиков предприятия, финансовых институтов и других субъектов рыночной экономики. Результаты оценочной деятельности позволяют менеджерам оценить перспективы дальнейшего движения, выявить проблематичные зоны, проанализировать эффективность избранной стратегии развития фирмы.

    Уже на ранних стадиях развития индустриального общества проблеме повышения экономической эффективности уделялось значительное внимание. Эпоха постиндустриализма актуализировала потребность в разработке инструментария оценки эффективности. В современных условиях хозяйствования необходимо, чтобы показатели экономической эффективности учитывали все релевантные параметры внешней среды, включая рыночную конъюнктуру, экологическую безопасность, ориентацию на прогрессивные технологии и др.

    Для оценки вклада в экономическую эффективность отдельных элементов предприятия, а также для оценки эффективности проводимых в организации мероприятий необходимо обладать соответствующим набором экономических инструментов. По мнению западных ученых наиболее значимые результаты в области анализа эффективности работы компании приносит использование многочисленных моделей оценки.

    Методы оценки эффективности деятельности предприятия.

    В процессе изучения литературы по рассматриваемому вопросу было выявлено, что не существует единой системы методов оценивания эффективности деятельности компании. Эта тема вызывает множество вопросов и разногласий, у каждого специалиста на этот счет свое уникальное мнение. По результатам изучения предлагаемых концепций оценки сформирован перечень подходов, наиболее полно охватывающий ключевые критерии экономической эффективности промышленных предприятий [12, 13]. Несмотря на очевидные различия ниже описанных подходов, они не исключают друг друга, а лишь характеризуют функционирование фирмы с разных сторон. Каждый из этих методов уникален тем, что выделяет свои (на взгляд основателей) более важные, ключевые моменты в анализе динамики работы компании.

    1. Структурный подход Куросавы, основанный на структуре предприятия, который состоит из трех компонентов: оценки показателей экономической деятельности компаний, качественной оценки и оценки экономических показателей отрасли.

    2. Семейство показателей для оценки результатов деятельности предприятия помогает проанализировать его работу как целостной динамичной системы, характеризует компанию как с точки зрения текущих результатов, так и ее будущих достижений и проводит комплексный анализ организации с различных позиций (потребителя, инвестора, работника и т.д.).

    3. Способ экспресс оценки эффективности. Экспресс-анализ дает обзор деятельности организации и позволяет достаточно быстро оценить экономическое положение компании. Он включает в себя следующие виды анализа:

    Оценка экономического потенциала, которая предполагает оценку размера компании (малая, средняя, крупная), учитывая финансовые, экономические критерии, а также критерии взаимозависимости, закрепленные в законе («Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016);Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016); Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ (ред. от 19.09.2014) «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»). Данный вид анализа включает в себя показатели, характеризующие состояние основных средств, и показатели оценивания степени свободы использования основных фондов.

    Оценка финансовой стабильности. При проведении экспресс-оценки финансовой устойчивости используются следующие числовые показатели: уставный капитал, собственный капитал, стоимость чистых активов, долгосрочные обязательства, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, собственные оборотные средства; нетто-монетарная позиция.

    Оценка «больных» статей отчетности, сигнализирующих о проблемах компании: дефицит бюджета, отрицательная величина показателя стоимости чистых активов; просроченная кредиторская или дебиторская задолженности, непогашенные в срок ссуды, просроченные выданные и полученные векселя и другое.

    Оценка эффективности компании строится по следующим относительным показателям: рентабельность собственного капитала, в процентах; рентабельность активов, в процентах; производительность труда; среднегодовая заработная плата.

    Оценка динамики основных показателей организации: стоимости основных фондов, количества сотрудников, выручки от продаж, чистой прибыли. Этот метод характеризуется использованием «золотого правила экономики», формализующего в анализе следующие взаимосвязи, являющиеся критерием успешного функционирования предприятия, более быстрые темпы роста финансовых показателей по сравнению с темпом роста цен и более быстрые темпы роста результатов деятельности по сравнению с темпами роста объема используемых ресурсов.

    Анализ «оценённости» организации, которая предполагает рассмотрение соотношения величины собственного капитала организации к полученным финансовым результатам (если показатели компании меньше средних, то она недооценена, если же больше, то переоценена).

    4. Бенчмаркинг. Это процесс сравнения деятельности предприятия (в том числе характеристик ассортимента, услуг, методов работы и др.) с лучшими компаниями на рынке и в отрасли, с дальнейшим осуществлением изменений для достижения и поддержания определенного уровня конкурентоспособности, а также гарантии долгосрочного функционирования на рынке. Бенчмаркинг является эффективной системой заблаговременного предупреждения о назревающих проблемах организаций.

    Все концепции и подходы к определению понятия «эффективность» подразумевают под собой показатели, при помощи которых проводится анализ, сравнение и оценка деятельности компании. По мнению А.М. Фридмана [14], эффективность функционирования предприятия определяется через совокупность относительных показателей, где главным является рентабельность. Существуют разные точки зрения по проблеме оценивания работы компаний, но наиболее распространенной и удобной на сегодняшний день является система показателей, предложенная Г.В. Савицкой [9]:

    1. Показатели, характеризующие темпы развития предприятия, такие как:

    темпы прироста совокупных активов,

    объема продаж,

    прибыли,

    собственного капитала.

    2. Показатели, характеризующие уровень доходности бизнеса:

    Рентабельность собственного капитала;

    Рентабельность продаж;

    Коэффициент окупаемости затрат.

    Данная система не является идеальной и не учитывает всех характеристик торговых предприятий, влияющих на эффективность их деятельности. Поэтому И.В. Кальницкая и М.В. Максимочкина в своей статье предлагают расширить данный список показателей, добавив туда следующие [10]:

    показатель общей оценки экономической рентабельности торгового предприятия = сумма валовой или чистой прибыли/объем товарооборота; показывает величину валовой или чистой прибыли в расчете на единицу оборота;

    показатель эффективности использования торговых площадей = прибыль от продаж/объем товарооборота; показывает величину прибыли от продаж, приходящуюся на единицу оборота.

    В.В. Авдеев в своей статье отметил, что в дополнение к прямым показателям рентабельности, в торговой деятельности для анализа часто используются косвенные показатели, это балансовая (суммарная прибыль организации) и чистая прибыль (часть балансовой, которая остается в распоряжении фирмы после уплаты обязательных платежей) в расчете на единицу оборота, капиталоотдача (вложенный капитал/величина полученных доходов; показывает эффективность использования капитальных вложений) [11]. Оценку показателей рентабельности необходимо производить в совокупности с анализом платежеспособности, ликвидности, оборачиваемости товарных запасов (оборачиваемость в днях = средний запас товаров*количество дней/товарооборот за этот период; показывает количество дней, необходимых для продажи среднего запаса; оборачиваемость в разах = товарооборот за период/средний товарный запас; показывает, сколько раз за период продался товар), дебиторской и кредиторской задолженностей. Таким образом, анализ показателей рентабельности будет более наглядным и показывать реальное финансовое положение предприятия.

    Понятие эффективности деятельности предприятия подразумевает под собой гораздо большее, чем просто финансовые показатели. Для выдвижения определенных тезисов и решений относительно стратегий развития предприятия необходимо проведение комплексного, всестороннего и глубокого анализа функционирования организации, для определения сильных сторон и устранения недостатков, ведь ситуация в каждой компании уникальна. В процессе функционирования любого предприятия анализ работы его подразделений является неотъемлемой частью повышения качества работы организации. Проблема повышения экономической эффективности занимает центральное место в хозяйственной деятельности всех компаний. От качества принимаемых управленческих решений зависит финансовая стабильность каждого предприятия, его конкурентоспособность и способность стабильно функционировать в любых рыночных условиях. Руководству предприятий необходимо искать пути интенсификации использования основных фондов, увеличения показателей фондоотдачи, снижения себестоимости, повышения рентабельности предоставляемых услуг и другие методы повышения.

    Современные методы оценки эффективности деятельности организации.

    В современных экономических условиях перед предприятием встают новые, более глобальные задачи. Для их решения необходим поиск новых методов анализа и оценки деятельности предприятия. Решение этой проблемы приобретает особую актуальность, поскольку от умения самостоятельно оценить, проанализировать, спрогнозировать перспективы предприятия, оценить все воздействующие факторы зависит его жизнеспособность [15].

    При рассмотрении предприятия как системы, состоящей из большого количества взаимосвязанных бизнес-процессов, оценка эффективности деятельности должна быть комплексной и охватывать все ее стороны.

    В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой накоплен достаточно большой опыт в решении данной проблемы и разработано значительное количество методик комплексной оценки эффективности деятельности предприятия. Одной из распространенных с начала 90х годов является предложенная американскими учеными Д. Нортоном и Р. Капланом концепция Balanced Scorecard (BSC), или в переводе на русский язык сбалансированная система показателей эффективности [16].

    Она базируется на четырех основных составляющих: финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост. Отсюда и ее название «сбалансированная», то есть основанная на комплексном подходе в анализе материальных и нематериальных активов предприятия, прямо или косвенно влияющих на его деятельность.

    Среди западноевропейских экономических школ достаточно распространен французский подход, получивший название «диагностика предприятия». Методика проведения диагностики предприятия, предложенная французским экономистом Ж. Ришаром, основывается на том, что комплексная оценка эффективности деятельности предприятия должна заключаться в изучении взаимосвязанных аспектов: коммерческого, производственного, инвестиционного, финансового. Для того чтобы принимать обоснованные экономические решения, необходимо выделить такие направления комплекса, как анализ доходности предприятия, анализ сфер деятельности, продукции и клиентуры, анализ рынка, анализ рабочей силы, анализ основного и оборотного капитала, анализ инвестиций, анализ добавленной стоимости, анализ платежеспособности, финансового равновесия и др. [17].

    Наиболее широкое применение в оценке эффективности деятельности предприятия получила концепция тотального управления качеством. В начале 50х годов ХХ века американские ученые Д. Джуран, А. Фидженбаум, Э. Деминг, Ф. Кросби и другие рассматривали проблему повышения эффективности деятельности американских производственных, а позже и непроизводственных предприятий через повышение управления качеством. Впоследствии и была сформирована концепция тотального управления качеством. Следует отметить, что в те годы она не получила широкого практического применения в Америке и дальнейшее свое развитие и совершенствование нашла в Японии. Японские ученые профессор К. Ишикава, Г. Тагучи, Ш. Шинго и другие разработали различные методы предотвращения возникновения различных производственных проблем в области качества [18].

    В настоящее время концепция управления качеством динамично развивается и совершенствуется. На современном этапе развития она подразумевает отход от традиционного противопоставления качества продукции и ее количества, качества и эффективности как двух взаимоисключающих понятий.

    Такой подход основан на методологии системы тотального управления качеством. Она представляет собой комплекс из следующих видов анализа: технология развертывания функций качества, функционально-стоимостный анализ, анализ возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя, функционально-физический анализ. Результаты проведенного комплексного анализа покажут, насколько эффективно были использованы ресурсы предприятия, но этого недостаточно, чтобы оценить в целом эффективность деятельности предприятия. Необходимо выявить все внешние и внутренние факторы, влияющие на этот показатель.

    В современной системе тотального управления качеством нашел применение еще один вид анализа так называемый SWOT-анализ (силы слабости возможности угрозы). Следует отметить, что он является одним из распространенных видов анализа в маркетинге. Такое широкое применение он получил благодаря своей доступности, простоте проведения, простейшей форме предоставления результатов.

    Сущность данного вида анализа состоит в том, что он позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия по отношению к конкурентам, а также факторы внутренней и внешней среды, воздействующие на эффективность деятельности. Внутренняя среда (сильные и слабые стороны) включает в себя такие области, как: маркетинг, инжиниринг и разработка новых продуктов, оперативная деятельность, персонал, менеджмент и ресурсы компании. Внешняя среда (возможности и угрозы) включает в себя: общественные силы, регулирующие или законодательные силы, технологические силы, экономическую ситуацию, конкуренцию. Грамотное проведение SWOT-анализа не только дает краткое, содержательное и достоверное описание состояния компании и влияющих на нее внешних факторов и тенденций, но и помогает сформировать направления деятельности в будущем. Однако SWOT-анализ несет в себе большую долю субъективности, которая прежде всего вызвана присутствием человеческого фактора. Вопервых, простота его проведения требует высокого профессионализма и уровня знаний в этой области. В противном случае основанием для его проведения послужат не объективные факты и результаты маркетинговых исследований, а лишь субъективное мнение менеджера. При непрофессиональном подходе в проведении можно получить пространные, неконкретные результаты, которые могут даже не относиться к изначально поставленной цели проведения. Вовторых, нет четких критериев или требований в составлении отчетов по результатам проведенного SWOT анализа, что может привести к различной интерпретации одних и тех же результатов, соответственно различным выводам, что может повлечь за собой негативные последствия в дальнейшем развитии предприятия [18].


    1.3. Обзор зарубежных методов учета полных затрат.


    В настоящее время, руководству предприятия необходимо постоянно приспосабливаться к изменениям на рынке, своевременно реагировать и принимать управленческие решение, и только грамотно поставленный управленческий учет может этому поспособствовать. Чтобы принимать оптимальные управленческие и финансовые решения, руководству предприятия необходимо знать свои затраты. Регулярно проводить анализ издержек, который позволит выявить их эффективность и поспособствует контролю над расходами, что позволит грамотно установить цены и спланировать ожидаемый размер прибыли и рентабельность производства. Одним из решающих условием, в рамках управления предприятием, послужит правильно выбранный метод учета затрат.

    Разнообразие методов управления затратами, которые представлены в отечественной и зарубежной практике учета, существует большое количество. В российской практике учета применяются такие методы, как: попроцессный, попередельный и позаказный методы. Их возможности не могут в полной мере удовлетворить требованиям управления хозяйствующих субъектов, поэтому назрела необходимость в принятии опыта у зарубежных стран, в части внедрения современных методов учета затрат и себестоимости продукции, чтобы повысить эффективность управления на предприятии.

    Происходит сближение российского бухгалтерского учета с международными стандартами, поэтому становится возможной адаптация зарубежных методов учета затрат. В настоящее время, в практике отечественного учета, применяются такие зарубежные методы, как: absorption-costing, директ-костинг, Just In Time, system ABC и другие.

    Суть системы «absorption-costing» или системы учета полных затрат, заключается в том, что все прямые производственные и косвенные затраты включаются в себестоимость продукции. Данная система предполагает их распределение между реализованной продукцией и ее остатками. Система учета полных затрат подразумевает, что в расчете себестоимости участвуют прямые материальные затраты, прямой труд и общепроизводственные затраты, а к затратам периода относятся общехозяйственные расходы [20].

    Система «директ-костинг» - это система, которая калькулирует себестоимость продукции и основывается только на прямых (переменных) производственных затратах. Себестоимость продукции, которая ограничивается переменными затратами, позволяет упростить учет, планирование, нормирование и контроль оставшихся статей затрат. Данный метод позволяет руководству предприятия оперативно получать данные, которые характеризуют небольшой период хозяйственной деятельности предприятия.

    Система «Activity Вased Сosting» («Операционно-ориентированная система учёта затрат и исчисления себестоимости») - суть системы заключается в том, что предприятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе осуществления которых необходимо затрачивать ресурсы. Кроме того, система АВС изучает зависимость между затратами, понесёнными в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и различными производственными процессами.

    В настоящее время, в отечественном учете не существует оптимальной системы калькулирования себестоимости продукции. Многие российские ученные занимаются данной проблемой, такие как: М.И. Баканова, М.А. Вахрушина, В.Б. Ивашкевич, А.Д. Шеремет и другие. Несмотря на большое количество научных работ, проблемы адаптации и вопросы организации системы управленческого учета применительно к российским организациям остаются недостаточно изученными и методически необоснованными.

    Метод «Activity Based Costing» (ABC).

    Метод «Activity Based Costing» широко распространен на европейских и американских предприятиях различного профиля. Аналогом данного метода является отечественный пооперационный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

    В буквальном смысле ABC-метод означает учет затрат по работам (функциональный учет затрат). Он возник в результате изменений, происходящих в экономической структуре, в частности взглядов на методику учета затрат и расчета себестоимости продукции. Ранее расчет себестоимости проводился с учетом постоянных (absorption costing) и переменных (direct costing) расходов. Переменные расходы распределяются на себестоимость продукции, которая таким образом отражает полные производственные издержки. Постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а списываются как затраты на период. Себестоимость продукции в этом случае равна маржинальным издержкам. Однако на практике для деятельности предприятия неизбежно требуется долгосрочное привлечение ресурсов в производство, маркетинг, сбыт, обслуживание. Поэтому, несмотря на то что, согласно расчетам, равенство маржинальных издержек и доходов приносит максимальный доход, применение «директ-костинга» эффективно только при определенных условиях. Во-первых, прямые затраты на предприятии должны составлять большую часть расходов. Во-вторых, оно должно выпускать узкий перечень продукции (один-два вида, для каждого из которых требуются практически равные фиксированные расходы). Если предприятие не отвечает подобным требованиям, показатели себестоимости будут неизбежно искажены: заниженная наценка на мелкосерийную продукцию и завышенная на крупносерийную, более низкие показатели доходов в финансовом учете по сравнению с управленческим, кажущаяся высокая прибыльность технологически сложных и инновационных продуктов по сравнению с простыми. Следовательно, для решения основных задач управленческого учета применять постоянные и переменные показатели неэффективно.

    Поиск новых методов получения объективной информации о затратах привел к появлению метода ABC, согласно которому предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. В процессе работы потребляются ресурсы (материалы, информация, оборудование), возникает какой-либо результат. Соответственно в начальной стадии применения ABC определяется перечень и последовательность работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов. В рамках ABC выделяют три типа работ по способу их участия в выпуске продукции: Unit Level (штучная работа), Batch Level (пакетная работа) и Product Level (продуктовая работа). Такая классификация основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами: выпуск единицы продукции, выпуск заказа (пакета), производство продукта как такового. При этом не учитывается еще одна важная категория затрат, которая не зависит от производственных событий: затраты, обеспечивающие функционирование предприятия в целом.

    Для учета таких издержек вводится четвертый тип работ Facility Level (общехозяйственные работы). Первые три категории работ, а точнее, затраты по ним, могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Результаты общехозяйственных работ нельзя точно присвоить тому или иному продукту, поэтому для их распределения приходится предлагать различные алгоритмы.

    Для достижения оптимального анализа классифицируются и ресурсы: на поставляемые в момент потребления и заранее. К первым можно отнести сдельную оплату труда: работникам платят за то количество рабочих операций, которые они уже совершили; ко вторым фиксированную заработную плату, которая оговаривается заранее и не привязана к конкретному количеству заданий. Такое разделение ресурсов дает возможность организовать простую систему для периодических отчетов о затратах и доходах.

    Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми для их выполнения ресурсами. В некоторых случаях статья затрат соответствует какой-либо работе. Например, статья «Заработная плата отдела снабжения» входит в стоимость рабочей операции «Снабжение». Вместе с тем статья «Аренда офисных помещений» должна быть распределена пропорционально потреблению ресурсов по статьям затрат «Снабжение», «Производство», «Маркетинг» и др. Очень часто бывает, что какой-либо ресурс не может быть соотнесен с рабочей операцией и, следовательно, тратится впустую.

    Однако простоты подсчета стоимости тех или иных работ недостаточно, чтобы определить себестоимость конечной продукции. Согласно ABC рабочая операция должна иметь индекс-измеритель выходного результата кост-драйвер. Так, кост-драйвером для статьи затрат «Снабжение» будет являться «Количество закупок»; для статьи «Настройка» «Количество наладок».

    Второй этап применения ABC заключается в расчете кост-драйверов и показателей потребления ими каждого ресурса. Этот показатель умножается на себестоимость единицы выхода работы. В итоге получаем сумму трудовых затрат на изготовление конкретного продукта. Сумма работ, которая затрачена на производство продукта, является его себестоимостью. Эти расчеты составляют третий этап практического применения методики ABC.

    Представление предприятия как набора рабочих операций открывает широкие возможности для совершенствования его функционирования, позволяет проводить качественную оценку деятельности в таких сферах, как инвестирование, персональный учет, управление кадрами и т. д.

    Корпоративная стратегия подразумевает набор целей, к которым стремится организация. Цели организации достигаются в результате выполнения ее работ. Построение модели работ, определение их связей и условий выполнения обеспечивают реконфигурацию бизнес-процесса предприятия для реализации корпоративной стратегии. В конечном счете применение ABC позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, поскольку при этом обеспечивается доступ к оперативной информации на всех уровнях [20].

    Процесс учёта затрат и исчисления себестоимости товаров (работ, услуг) с помощью системы Activity Вased Сosting представлен на рисунке 1.

    Рис.1. Процесс учёта затрат и исчисления себестоимости с помощью системы АВС

    Анализируя схему, представленную на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что процесс учёта затрат и исчисления себестоимости проходит в 3 этапа:

    1. Распределение затрат на ресурсы. На этом этапе определяется структура ресурсов, необходимых для обеспечения производственного процесса (под ресурсом в системе АВС подразумевается носитель определённых функций, т. е. «то, что выполняет операции» и «те, кто выполняют операции». В качестве ресурсов могут выступать: персонал, помещения, транспорт и т. п. После того, как определена структура ресурсов, необходимо разработать перечень затрат, необходимых для осуществления деятельности представленных ресурсов и рассчитать индекс-распределитель фактор, пропорционально которому затраты будут распределены на ресурсы. Например, стоимость ресурса «Персонал» складывается из следующих затрат: заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, арендная плата офисных помещений и т. п. В данном случае заработная плата и отчисления во внебюджетные фонды могут быть напрямую отнесены на стоимость ресурса «Персонал» по каждому сотруднику. Для того же, чтобы списать арендную плату офисных помещений необходимо определиться с индексом-распределителем: это могут быть кв. метры площади. Затем определяем стоимость одной единицы индекса-распределителя (1 кв. метра) и рассчитываем количество единицы, потребляемых каждым сотрудником.
    2. Перенос стоимости ресурсов на операции. Операция ‒ это действие, выполняемое для создания или обслуживания объекта затрат [21]. В системе Activity Вased Сosting выделяют четыре типа операций: штучная работа (unit level) выпуск единицы продукции; пакетная работа (batch level) выпуск заказа, комплекта; продуктовая работа (product level) продукция как таковая; общехозяйственная работа (facility level). Операции 1 3 соотносятся с затратами, которые могут быть прямо отнесены на конкретный товар (работу, услугу). Общехозяйственные же затраты нельзя точно отнести на какой-либо конкретный товар (работу, услугу), поэтому они распределяются согласно разработанным алгоритмам. Перенос стоимости ресурсов на операции также осуществляется с помощью индексов-распределителей. В качестве данного индекса чаще всего выступает отработанное время (персонала, оборудования). Например, для того, чтобы распределить стоимость ресурса «Сотрудник» на операции, им выполняемые, необходимо подсчитать, сколько отработанных часов данный сотрудник потратил на каждую операцию. Для этого используются различные методы: хронометраж, опрос, фотография рабочего времени и т. п. На этом этапе может возникнуть такое явление, как «Циклическая зависимость», т. е. ситуация, когда стоимость некоторых операций переносится на ресурс (например, операция «Информационные технологии» может быть перенесена на ресурс «Персонал», поскольку специалисты по обслуживанию и управлению, скорее всего, пользуются компьютером, интернетом и т. п.) или операции переносятся друг на друга (например, та же операция «Информационные технологии» может быть перенесена на операцию «Управление оборудованием», поскольку современные производственные процессы чаще всего выполняются автоматизировано с помощью компьютеров).
    3. Перенос стоимости операций на объекты затрат. На данном завершающем этапе происходит перенос стоимости операций на объекты затрат (любой объект, затраты на который требуется определять отдельно). В качестве объекта затрат могут выступать виды выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), отдельные структурные подразделения и центры ответственности предприятия, покупатели и заказчики и т. п. Перенос стоимости операций на объекты затрат (также как и распределение затрат на ресурсы, перенос ресурсов на операции) осуществляется с помощью индексов-распределителей, которыми являются количественные характеристики самих объектов затрат: количество выпущенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в натуральном выражении по предприятию в целом или же в разрезе его структурных подразделений и центров ответственности, объёмы продаж тем или иным покупателям и заказчикам и т. п. Например, операция «Управление оборудованием» может быть перенесена на объект затрат «Товар» пропорционально индексу-распределителю «Количество выпущенных товаров».

    Таким образом, при учёте затрат и исчислении себестоимости по системе Аctivity Вased Сosting предприятие получает данные о реальной себестоимости выпущенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), что позволяет его руководству принимать обоснованные решения по снижению издержек, ценовой и товарно-ассортиментной политике, оценке стоимости операций и т. п. Кроме того, использование системы АВС позволяет добиться снижения общих затрат предприятия (это, в свою очередь приводит к увеличению прибыли), что немаловажно в современной конкурентной среде. Также, стоит отметить, что, как и у любой другой системы учёта затрат и исчисления себестоимости, у АВС существуют свои преимущества и недостатки (таблица 1).


    Таблица 1

    Преимущества и недостатки системы Аctivity Вased Сosting


    ПреимуществаНедостатки1.Более точное определение себестоимости товаров (работ, услуг).1.Методическая сложность2.Создание учета по центрам ответственности2.Наличие многих условностей в расчетах3.Помогает в создании бюджетирования, управленческого учета.Трудоемкость создания модели и определения cost-driver.

    Но, всё-таки, анализируя всё вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что применение системы Аctivity Вased Сosting в современных условиях позволяет организации быть более конкурентоспособной и прибыльной в сравнении с аналогичными предприятиями, не применяющими данную систему [22].


    2.2. Стратегический анализ ООО «ФАУБЕХА».

    SWOT анализ ООО «ФАУБЕХА»..

    Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

    SWOT-анализ это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

    Сильные стороны (Strengths) преимущества организации;

    Слабости (Weaknesses) недостатки организации;

    Возможности (Opportunities) факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

    Угрозы (Threats) факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

    Для проведения анализ необходимо:

    Определить основное направление развития предприятия (его миссию)

    Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать;

    Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

    По результатам проведенного SWOT анализа ООО «ФАУБЕХА» мы можем определить следующие пути повышения эффективности деятельности предприятия:

    1. Увеличить долю товаров эконом сегмента отечественного производства, но с жесткой системой контроля потребностей рынка, так как вектор спроса может измениться.
    2. Размещать заказы на производствах, расположенных на территории России, с целью снижения зависимости от курса валют.

    ТАБЛИЦА.


    1. Отделу маркетинга работать над расширением ассортимента по каждому филиалу в зависимости от местного спроса, а не от желания местного руководителя.
    2. Составить бизнес план по созданию собственной сервисной компании.
    3. Рассмотреть поставку оборудования для производства пластиковых и алюминиевых конструкций.
    4. Вступить в диалог с основными конкурентами, с целью достижения договоренности по единой политике продаж. Это даст возможность обмениваться информацией о состоянии на рынке и контролировать поведение поставщиков.

    PEST-АНАЛИЗ

    PEST Анализ это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

    Основные положения PEST Анализа:

    “Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”

    Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

    PEST Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

    ТАБЛИЦА.


    Анализ внешней среды это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

    В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.


    Заключение


    Экономическая эффективность - это получение максимально возможных благ от имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Для этого компании необходимо постоянно соотносить выгоды и издержки, то есть вести рациональную деятельность - максимизировать выгоды и, соответственно, минимизировать затраты.

    Главная цель оценки эффективности деятельности компании - выявление возможностей развития предприятия, которое определяется по результатам полного анализа финансово-хозяйственной деятельности, который проводится с использованием показателей, способных отразить состояние и перспективы развития коммерческой организации.

    Данная работа была направлена на поиск путей повышения эффективности деятельности организации ООО «ФАУБЕХА» с помощью оптимизации и автоматизации бизнес процессов действующих сотрудников. Направлена на то, что всегда нужно рассматривать, рассчитывать и анализировать альтернативные варианты повышения эффективности деятельности организации. Необходимо внедрять новые технологии, к тому же в данной работе повышение эффективности достигнуто путем доработки действующих ресурсов, путем оптимизации рабочего времени и перераспределения обязанностей между сотрудниками, что значительно упрощает и удешевляет внедрение новых процессов.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансово-хозяйственная деятельность предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.