Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовое планирование (бюджетные учреждения)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Финансовое планирование (бюджетные учреждения)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    21.07.2016 5:46:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:




























    Содержание

    Введение

    Глава 1. Теоретические основы финансового планирования в бюджетных учреждениях

    1. Понятие и сущность финансового планирования
    2. Виды финансового планирования
    3. Проблемы финансового планирования в бюджетных учреждениях

    Глава 2. Анализ системы бюджетирования в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    2.1 Организационно-экономическая форма Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ»

    2.2 Анализ финансового состояния Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» как информационная база для формирования бюджетов учреждения

    2.3 Формирование бюджетов в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    Глава 3. Совершенствование финансового планирования на основе организации бюджетирования в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    3.1 Рекомендации по бюджетированию в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    3.2 Мировой опыт внедрения системы бюджетирования в бюджетных учреждениях и возможности его использования в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    Заключение

    Список литературы

    Приложения





    Введение

    В последние 10 лет в экономике Росси произошли немалые изменения: управление хозяйственной деятельностью в коммерческих и бюджетных учреждениях стали иными. Система же бухгалтерского учета, установленная законодательством Российской Федерации, не всегда успевает за развитием экономической ситуации. Много ошибок возникает при отражении не только таких не характерных для бюджетных организации операций, как предпринимательская деятельность, получение внереализационных доходов, но и таких, как учет основных средств, материальных запасов, расчетов с дебиторами и кредиторами, исполнение сметы доходов и расходов.

    Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, управленческих, научно-технических и иных функции некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

    Актуальность выбранной темы дает возможность проанализировать всю деятельность бюджетной организации: осуществления контроля за исполнением доходов и расходов. Одной из главных задач в бюджетных организациях является точный учет и контроль доходов и расходов, осуществляющих учреждениями и организациями.

    Особенности анализа бюджетных организаций вызывают необходимость дополнить общие задачи бюджетных организаций более конкретными, как, например, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины.

    Бюджет это план в денежном выражении, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить понесенные затраты и полученные результаты в целом и пооотдельным периодам. Бюджет является основным источником информации для оценки будущего (прогнозируемого) финансового состояния организации, корректирующих управленческих решений.

    Бюджетное планирование это процесс составления и исполнения бюджета, который представляет собой финансовое, количественно определенное выражение планов, необходимых для целей, поставленных организацией.

    Из этого следует, что бюджетирование становится связующим звеном между оперативным управлением, реализуемым на нижнем уровне и стратегическим управлением, осуществляемым высшим руководством.

    Целью работы является изучение сущности бюджетирования деятельности учреждения и направления совершенствования бюджетного процесса.

    Данная цель состоит из следующих задач:

    - рассмотреть сущность и содержание бюджетирования, как системы финансового управления учреждением;

    - провести анализ действующей системы бюджетирования на примере Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ»;

    - сделать выводы;

    - предложить основные рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса.

    В работе были использованы научные труды ведущих российских и зарубежных ученых по вопросам управления финансами, в частности финансового планирования и бюджетирования. В ходе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, разработки ведущих специалистов в области организации управления и решения практических задач.

    Для экономических расчетов в работе использовались данные бухгалтерского и управленческого учета Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» за 2013-2015 гг.

    Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.





















    Глава 1. Теоретические основы финансового планирования в бюджетных организациях


    1.1 Понятие и сущность финансового планирования


    Финансовое планирование это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения деятельности организации.

    На практике распространяется деление планирования (и планов) в зависимости от задач и по временному признаку на перспективное (долгосрочное - на период свыше 1 года), текущее (краткосрочное на год с разбивкой по кварталам) и оперативное (в пределах квартала вплоть до одного дня). Оперативное финансовое планирование включает составление платежного календаря (план безналичного денежного оборота), кассового плана (план налично-денежного оборота) и расчет потребности в краткосрочном кредите. Планы являются основным инструментом наглядного представления целевых показателей и возможностей их достижения, авотчеты инструментом наглядного представления фактического уровня достижения целей.

    Западная литература характеризует термин planning используется как обобщающее понятие, но чаще относится к долгосрочным прогнозам. А такое понятие, как business planning (бизнес-планирование) обычно относится к разработке новых проектов. Понятие budgeting (бюджетирование) является неотъемлемой частью краткосрочного (год или менее) и долгосрочного планирования. Количественное выражение планов, составленныхъпосле проведения стратегического анализа, называется бюджетом (budget). Таким образом, бюджетирование (budgeting) является детализированным уровнем планирования, а бюджеты его инструментом.

    В российской же литературе содержание понятий «бюджетирование» и «бюджет» раскрываются неоднозначно.

    Профессор В.В. Ковалев указывает на отсутствие строгого разграничения между планированием (planning) и бюджетированием (budgeting), определяя бюджет как смету предстоящих в определенном периоде доходов и расходов, а бюджетирование как процедуру составления бюджетов.

    Некоторые авторы различают бюджет и смету: бюджет финансовый план в стоимостном выражении, документ, обеспечивающий взаимосвязь между расходами организации с имеющимися или возможными доходами; смета документированный план денежных средств, предназначенных для финансовых расходов организации.

    В основном, ряд авторов считают понятие плана и бюджета близкими, что предполагает свободный выбор терминов в практике финансовых служб. Другие выделяют их отличительные особенности применения на практике: план состоит из натуральных и денежных показателей, которые используются по любому периоду планирования, а бюджет составляется на год.

    В связи с ростом количества российских предприятий, которые применяют метод бюджетирования на базе компьютерных систем часто применяют системный, процессный и технологический подходы. Бюджетирование определяется как:

    а) система внутрипроизводственного управления, использующая определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами;

    б) процесс непрерывного составления финансовых планов (бюджетов) и смет;

    в) технология составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации;

    г) вводится понятие «бюджетное управление», обозначающее управление предприятием посредством составления краткосрочных бюджетов;

    д) выделяют особые (отличные от принципов планирования) принципы бюджетирования: создание корпоративной базы данных; конфиденциальность сохраняемых данных и результатов.

    Общая цель использования системы бюджетирования, состоит в том, чтобы обеспечить предсказуемость и управляемость работы организации. Практическая цель бюджетирования - разработка итоговых форм бюджета, данные которых позволят получить руководству ясную картину текущей и будущей финансовой ситуации в организации с точки зрения оценки трех важнейших финансовых показателей: прибыли, остатков денежных средств и результатов финансовых потоков.

    Основные задачи бюджетирования заключаются в следующем:

    - планирование важнейших аспектов деятельности организации (текущее финансовое планирование);

    - обеспечение сбалансированности показателей (обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия);

    - текущий мониторинг деятельности предприятия по системе «план-факт» (создание базы для оценки и контроля планов предприятия);

    - делегирование полномочий и распределение ответственности (исполнение требований законов и контрактов).

    В итоге, главной задачей бюджетирования является обоснованное планирование деятельности организации с целью обеспечения текущего контроля деятельности.

    Связь между финансовым планированием и бюджетирования состоит в том, что бюджетирование является инструментом (методом) совершенствования финансового планирования в организации, то есть, бюджетирование включает в себя планирование и контроль.

    Метод бюджетирования осуществляет принцип финансового планирования - управление отклонений фактических показателей от плановых с осуществлением анализа причин и характера отклонений.

    Бюджетирование и финансовое планирование имеют различие. Оно заключается в том, что все бюджетные показатели, планируемые в различных бюджетах, должны быть взаимосвязаны. В частности, по всем функциональным направлениям деятельности организации увязываются планы по доходам и расходам, поступлениям и выплатам денежных средств, поступлению и расходу материальных ресурсов; по всем уровням управления организацией координируются материальные и финансовые потоки.

    Для того чтобы управление было эффективным Министерство Экономического развития рекомендует создать систему управления финансами, которая основана на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. В данном случае система финансового планирования состоит из: систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.


    1.2 Виды финансового планирования


    Финансовое планирование в организации состоит из трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается.

    Финансовое планирование можно разделить наклассификацию:

    - перспективное (стратегическое)

    -текущее

    -оперативное

    Все виды финансового планирования в организации связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности.

    Таблица 1

    Виды финансового планированияПерспективное (стратегическое) финансовое планированиеТекущее финансовое планированиеОперативное финансовое планированиеФормы разрабатываемых финансовых плановПрогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского балансаПлан доходов и расходов по операционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; балансовый планПлатежный календарь, кассовый планПериод планирования1-3 лет, и выше1 годДекада, квартал, месяц

    Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

    Перспективное (стратегическое) финансовое планирование

    В текущих условиях перспективное (стратегическое) финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет (и выше). Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии организации и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия организации представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

    Работа над формированием финансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов:

    - определение периода реализации стратегии;

    - анализ факторов влияния внешней среды организации;

    - формирование стратегических целей финансовой деятельности;

    - разработка финансовой политики организации;

    - разработка системы мероприятий по обеспечению финансовой стратегии организации;

    - оценка разработанной финансовой стратегии.

    Следующий этап составления финансовой стратегии организации это формирование стратегических целей финансовой деятельности. Цели отражаются в конкретных показателях-нормативах.

    На основе финансовой стратегии организации формируется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности организации.

    В заключительном этапе разработки финансовой стратегии организации это оценка эффективности данной стратегии.

    В основу перспективного планирования ложится прогноз и воплощение стратегии организации.

    Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.

    Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

    - прогноза о финансовых результатах;

    - прогноза движения денежных средств;

    - прогноза бухгалтерского баланса.

    Основной целью создания этих документов является оценка финансового положения организации на конец планируемого периода.

    После завершения этого прогноза определяют стратегию финансирования организации.

    Текущее финансовое планирование

    Текущее планирование финансовой деятельностиорганизации является основной частью перспективного плана и его основа заключается вразработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельностии представляет собой его конкретные показатели.

    Текущее финансовое планирование состоит из трех основных документов:

    - плана движения денежных средств;

    - плана отчета о прибылях и убытках;

    - плана бухгалтерского баланса.

    Основная задача этих документов оценка финансового положения организации на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год.

    Годовой финансовый план разбивается поквартально или помесячно, в зависимости от потребности в финансовых средствах. Более конкретный план позволяет более точно скоординировать движение денежных средств, сопоставить доходы и расходы, ликвидировать кассовые разрывы.

    Текущие финансовые планы организации разрабатываются на основе следующих данных:

    - финансовой стратегии организации;

    - результатах финансового анализа за прошедший период;

    - планируемых объемах производства и реализации продукции;

    - других экономических показателях операционной деятельности фирмы.

    План движения денежный средств составляется на год с разбивкой по кварталам и состоит из двух частей: поступления и расходы.

    Итоговым документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов на конец планируемого периода.

    Оперативное финансовое планирование

    Оперативное финансовое планирование является продолжением текущего финансового планирования. Финансовое планирование осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Оперативный план включает в себя составление и исполнение платежного календаря и кассового плана.

    В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

    1. организация расчета временного совпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

    2. формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

    3. ежедневный учет всех изменений в информационной базе;

    4. анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;

    Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды.

    Во многих организациях совместно с платежным календарем составляется налоговый календарь, а также платежные календари по каждому виду движения денежных средств.

    Помимо платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Кассовый план разрабатывается на квартал.

    Последним этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В этой записке даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом и др.

    Подводя итоги аналитической записки, делаются выводы о плановой обеспеченности организации финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.


    1.3 Проблемы финансового планирования в бюджетных учреждениях


    Составление бюджетов является необходимым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

    Бюджет это финансовый план, который составляется, как правило, в рамках до одного года, и отражает расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

    Бюджетирование это разработка бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

    Бюджетирование капитала процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.

    Бюджетный контроль это контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

    Смета это форма планового расчета, которая определяет потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. Понятие «смета» аналогично понятию «бюджет».

    Для того чтобы составить бюджетный план необходимы следующие источники:

    • данные бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
    • договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками товаров, работ, услуг;
    • экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т. д.);
    • утвержденная учетная политика.

    Составленные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

    Чтобы составить правильный бюджетный план деятельности организации, необходимо составить сквозную систему бюджетов:

    • оплата труда работников;
    • прочие выплаты;
    • начисления на оплату труда;
    • оплата услуг связи;
    • оплата коммунальных услуг;
    • оплата услуг по содержанию имущества;
    • оплата прочих услуг;
    • оплата прочих расходов;
    • увеличение стоимости основных средств;
    • увеличение стоимости материальных запасов.

    Самым оптимальным считается такой бюджет, где доходный раздел равен расходному разделу. Если в сводном бюджете возникает дефицит средств, то его корректируют путем увеличения доходов или уменьшения расходов.

    Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.

    Таким образом, в финансовой системе организации финансовые планы выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия. Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любой организации. Эта отчетность может использоваться для различных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т. п. При этом успешное выполнение оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение организации, которое является залогом его эффективного функционирования.



















    Глава 2. Анализ системы бюджетирования в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    2.1 Организационно-экономическая характеристика Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ»

    Московский филиал муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования города Нижнего Новгорода», сокращенное наименование Учреждения: Московский филиал МБУ «ЦБ МУОГ». Место нахождение Учреждения: 603044, Нижегородская область, город Нижний Новгород, проспект Героев, 39.

    Учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей прибыли в качестве основной цели своей деятельности, финансируется полностью за счет средств бюджета.

    Учреждение является юридическим лицом, учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

    Учреждение имеет самостоятельный баланс и смету, обособленное имущество, лицевой счет получателя средств, гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием.

    Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Финансовые операции по получению и расходованию бюджетных средств осуществляется руководителем образовательного учреждения при наличии первой подписи распорядителя кредитов - начальника отдела образования.


    Целью Учреждения является:

    • организация учета поступления и расходования бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
    • обеспечения систематического контроля за исполнением утвержденных в установлением порядке лимитов бюджетных обязательств, смет доходов и расходов, соблюдением бюджетной дисциплины, обеспечением экономии материальных ценностей и денежных средств;
    • организация учета наличия и движения имущества, обязательств, хозяйственных операций;
    • формирование полной и достоверной, своевременной и качественной бухгалтерской отчетности об исполнении смет доходов и расходов на содержание муниципальных образовательных учреждений, выполнение целевых программ.



      Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

    • заключает договора с муниципальными образовательными учреждениями на ведение бухгалтерского учета;
    • организует и ведет бухгалтерский учет средств, выделяемых из городского бюджета, а также средств, полученных за счет внебюджетных источников, в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
    • составляет сметы доходов и расходов по обслуживаемым образовательным учреждениям, обеспечивает их утверждение в установленном порядке;
    • осуществляет предварительный и текущий контроль за соответствием осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, заключением договоров в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств, сметами доходов и расходов, своевременно и правильно оформляет первичные документы;
    • производит расчеты с работниками обслуживающих образовательных учреждений по оплате труда согласно штатному расписанию и тарификационным спискам, выдает заработную плату в установленных порядке и сроках, расчет отчислений по социальному налогу в установленном порядке;
    • обеспечивает достоверный учет основных средств, материальных ценностей, денежных средств. Участвует в проведении инвентаризации имущества и обязательств, находящихся в образовательных учреждениях в соответствии с действующим законодательством. Своевременно и правильно определяет результаты инвентаризации и отражает их в учете;
    • принимает участие в комплексных проверках муниципальных образовательных учреждений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
    • своевременно проводит расчеты с поставщиками и подрядчиками, составляет акты сверки расчетов с организациями в установленные сроки;
    • ведет расчеты с подотчетными лицами, осуществляет контроль за денежными авансами, выдаваемыми работниками образовательных учреждений на хозяйственные нужды, расходы на командировки. Принимает авансовые отчеты с обязательной проверкой правильности оформления, наличия всех документов, подтверждающих расходование средств по назначению;
    • осуществляет учет, хранение и расходование наличных денежных средств, находящихся в кассе Учреждения, в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденных в установленном порядке;
    • составляет месячную, квартальную годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников обслуживаемых образовательных учреждений и Учреждения;
    • ведет бухгалтерский учет и отчетность по исполнению смет доходов и расходов целевых программ;
    • составляет сводный бухгалтерский отчет и другую установленную законодательством отчетность для представления в установленные сроки в органы статистики и другие органы;
    • проводит работу по внедрению современных технологий автоматизации процесса ведение бухгалтерского учета и отчетность;
    • обеспечивает сохранность бухгалтерских документов согласно утвержденной номенклатуре дел и в соответствии с правилами организации архивного дела;
    • применяет унифицированные формы первичной документации, соблюдает порядок документооборота.



      Финансирование деятельности отдела осуществляется:

    • за счет бюджетных средств, направленных на реализацию государственной политики в области образования;
    • за счет других поступлений в соответствии с действующим законодательством.
    Бюджетные организации производят свои расходы за счет средств государственного бюджета в соответствии с утвержденной сметой расходов по каждому параграфу, а также за счет внебюджетных источников в соответствии с утвержденными сметами расходов и доходов по каждому виду внебюджетных средств. Расходы бюджетных организаций на выполнение установленных планов работ являются одним из основных объектов бухгалтерского учета. Расходы организаций не всегда совпадают с расходами бюджета. В частности, величина денежных средств, перечисленных поставщикам за материалы, характеризует сумму расходов бюджета, но для организации - это изменение состава хозяйственных средств (денежные средства на счете в банке - материалы на складе) без реального расхода средств. Исходя из двойственного характера расходов бюджетных организаций, они подразделяются на кассовые расходы по бюджетному финансированию и фактические расходы.

    Кассовый расход - это операция по списанию средств со счета в банке или со счета органа казначейства в оплату обязательств организации, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета.

    В организациях финансируемых через казначейскую систему, кассовыми расходами считаются расходы, оплаченные с текущего счета территориального органа казначейства и с текущих счетов организаций в банке. Возврат денежных средств на счет территориального органа казначейства восстанавливает (уменьшает) кассовые расходы. Перечисление денежных средств со счета казначейства и зачисление их на текущий счет организации в банке кассовым расходом не является. Указанные средства учитываются в составе кассовых расходов при списании их со счета в банке (например, при получении наличных денежных средств на выплату заработной платы, стипендии, авансов на командировки). Возврату (перечислению) на счет территориального органа казначейства подлежат денежные средства, поступившие на текущий счет организации в банке на восстановление бюджетного финансирования текущего года.

    Организации, финансируемые из бюджета, помимо бюджетных ассигнований могут иметь в своем распоряжении внебюджетные средства, т.е. средства, поступающие не из бюджета, а из других источников.

    Распорядителями внебюджетных средств являются руководители организаций, которым дано право распоряжаться бюджетными ассигнованиями.

    В составе внебюджетных средств выделяют:

    1. средства, принадлежащие организации;
    2. средства, не принадлежащие организации.

    Средства, принадлежащие организации, могут быть получены в результате осуществления предпринимательской деятельности (от реализации продукции, работ, услуг), а также за счет средств, выделяемых шефствующими предприятиями, спонсорами, благотворителями, меценатами, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

    К средствам, не принадлежащих организации, относятся суммы по поручениям, депозитные суммы.

    Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Доходы от оказания бюджетными учреждениями платных услуг и от использования закрепленного за ними федерального (муниципального) имущества считаются неналоговыми доходами бюджета только после уплаты начисленных на них в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ налогов и сборов.

    Оплата труда работников отдела производится в соответствии со штатным расписанием администрации муниципального образования, работников структурных подразделений отдела в соответствии со штатным расписанием соответствующих структур.

    Организационная структура Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ»

    Главный бухгалтер подчиняется руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников или отдельным работником закрепляется определенный участок.

    В централизованной бухгалтерии сформировано отделы, взаимосвязанные друг с другом:


    Финансовый отдел: ведет учет расходов по коммунальным услугам, сдача отчетов по кредиторской задолженности, составление реестров, учет расчетов по содержанию помещений и ремонту оборудования, учет расчетов с подотчетными лицами. Ведет учет и корректировку доходов и расходов по сметам, сдает отчет в налоговую инспекцию и вышестоящие организации, организует обработку банковских выписок, учет платных услуг, расход по внебюджетным средствам, подшивку документов.


    Экономический отдел: осуществляет расчет ФЗП к прогнозу и распределению бюджета, планирование проекта бюджета следующего года, учет изменения ассигнований нарастающим итогом, составляет сметы расходов, расшифровку, осуществляет тарификацию. Ведет сверку количества часов по учебному плану педагогических работников, проверку деления учащихся на группы по предметам, вводит данные по тарификации для расчетной группы для начисления оплаты труда.


    Отдел учета материальных ценностей: составляет и осуществляет отчет и контроль над капитальным текущим ремонтом, производит сверку, списание, инвентаризацию, ведет общий контроль над поступлением ТМЦ, ведет прием и обработку первичных документов, производит учет запчастей и т.д.


    Отдел учета продуктов питания: свод по счетам, ведет учет питания детей и сотрудников, производит анализ по школьному и дошкольному питанию, заключает муниципальные контракты с поставщиками.


    Группа родительской оплаты: обработкой и сдачей документов по родительской плате, осуществляет расчеты компенсации части родительской платы.


    Расчетная отдел: осуществляет деятельность по начислению оплаты труда, по работе с банком, по сдаче отчетов, составлению реестров, работе с пластиковыми картами, по алиментам.


    2.2 Анализ финансового состояния Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» как информационная база для формирования бюджетов учреждения

    Для изучения динамики и структуры активов и пассивов Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» проведем вертикальный и горизонтальный анализ на основе финансовой отчетности учреждения приведенной в приложениях №1 и №2.

    Для того чтобы спрогнозировать бюджеты учреждения рассчитаем абсолютное изменение по формуле:

    Абсолютное изменение=сумма текущего периода-сумма базисного периода (2.1)

    Для того чтобы провести бюджетирование рассчитает темп роста и темп прироста.

    Темп роста рассчитаем по формуле:

    Тt=*100% , где (2.2)

    Тt- темп роста; Yt текущий период; Yt-1- предыдущий период

    Темп прироста рассчитаем по формуле:

    Кt=Tt -100%, где (2.3)

    Горизонтальный анализ активов приведен в таблице 2.








    Таблица 2.

    Горизонтальный анализ активов

    Наименование показателяНа 31 декабря 2013 г.На 31 декабря 2014 г.На 31 декабря 2015 г.Абсолютное изменение, +/-Темп роста в 2015 году, %Темп прироста, %I. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫОсновные средства191443,91106147,1925421,67166022,2423,95-76,05Материальные запасы107477,41128802,54116439,458962,0490,4-9,56Итого по разделу I298921,32234949,73141861,12157060,2060,37-39,63

    II. Финансовые АКТИВЫДенежные средства учреждения258300,57-258300,57-100Расчеты с подотчетными лицами1176-1176-100

    -100Прочие расчеты с дебиторами-191443,91-106147,19-25421,67166022,2423,95-76,05Итого по разделу II65680,66-106147,19-25421,6791102,0123,95-76,05БАЛАНС364601,98128802,54116439,45248162,5390,4-9,56

    Динамика активов компании свидетельствует о сокращении их объемов на конец изучаемого периода. Их сокращение составило 248162,53 руб. или 9,56%.

    Снизились финансовые активы. Их составление составило 91102,01 руб.

    Нефинансовые активы компании также снизились. Их сокращение составило 39,63%. В наибольшей мере сократились основные средства на 76,05%.

    Наглядно изменения в активах учреждения можно выразить на рисунке 1.

    Рисунок 1. Горизонтальный анализ активов


    Горизонтальный анализ пассивов приведен в таблице 3.

    Таблица 3

    Горизонтальный анализ пассивов

    Наименование показателяНа 31 декабря 2013 г.На 31 декабря 2014 г.На 31 декабря 2015 г.Абсолютное изменение, +/-Темп роста в 2015 году, %Темп прироста, %III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВАРасчеты по принятым обязательствам38158,42134473,03159205,73121047,31118,3918,39Итого по разделу III38158,42134473,03159205,73121047,31118,3918,39IV. ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТФинансовый результат хозяйствующего субъекта326443,56-5670,49-42766,28-369209,847,54-92,46Итого по разделу V326443,56-5670,49-42766,28-369209,847,54-92,76БАЛАНС364604,98128802,54116439,45-248165,5390,4-9,6

    Горизонтальный анализ пассивов свидетельствует об увеличении обязательств Учреждения на 121047,31 руб., а так же о снижении финансового результата на 369209,84 руб.


    В рамках дальнейшего анализа проведем анализ структуры активов и пассивов.

    Рассчитать структуру активов и пассивов в процентном соотношении по формуле:

    % к итогу=*100% (2.4)

    Изменения в структуре рассчитаем по формуле:


    Изменения= Последний год(%)-базисный год(%) (2.5)


    Вертикальный анализ активов приведен в таблице 4.

    Таблица 4


    Наименование показателяНа 31 декабря 2013 г.

    На 31 декабря 2014 г.

    На 31 декабря 2015 г.

    Изменения в структуре, +/- %

    сумма, руб.в % к итогусумма, руб.в % к итогу

    сумма, руб.в % к итогуI. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫОсновные средства191443,9152,51106147,1982,4125421,6721,83-30,68Материальные запасы107477,4129,48128802,54100116439,4510070,52Итого по разделу I298921,3281,99234949,73182,41141861,12121,8339,84II. ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫДенежные средства учреждения258300,5770,84-70,84Расчеты с подотчетными лицами-1176-0,320,32Прочие расчеты с дебиторами-191443,91-52,51-106147,19-82,41-25421,67-21,8330,68Итого по разделу II65680,6618,01-106147,19-82,41-25421,67-21,83-39,84БАЛАНС364601,98100128802,54100116439,45100

    Вертикальный анализ активов свидетельствует, что структура активов учреждения в течение всего изучаемого периода представлена преимущественно нефинансовыми активами, доля которых на начало изучаемого периода составляла 81,99%, а на конец 121,83%.

    Вертикальный анализ пассивов приведен в таблице 5.

    Таблица 5

    Вертикальный анализ пассивов


    Наименование показателяНа 31 декабря 2013 г.На 31 декабря 2014 г.На 31 декабря 2015 г.Изменения в структуре, +/- %

    сумма, руб.в % к итогусумма, руб.в % к итогусумма, руб.в % к итогуIII. ОБЯЗАТЕЛЬСТВАРасчеты по принятым обязательствам38158,4210,47134473,03104,4159205,73136,73126,26Итого по разделу III38158,4210,47134473,03104,4159205,73136,73126,26IV. ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТФинансовый результат хозяйствующего субъекта326443,5689,53-5670,49-4,4-42766,28-36,73-126,26Итого по разделу IV326443,5689,5-5670,49-4,4-42766,28-36,73-126,26

    БАЛАНС364601,98100128802,54100116439,45100

    По данным таблицы видно, что в структуре пассивов компании в течение всего изучаемого периода преобладают обязательства. Доля обязательств на начало изучаемого периода составила 10,47%, а на конец увеличилась до 136,73%.

    Проведённый анализ дает возможность сделать вывод о негативных тенденциях в деятельности учреждения обусловленный сокращением его активов и пассивов, и негативных тенденциях в изменениях их структуры.

    Ликвидность - одна из важнейших характеристик финансового состояния организации, определяющая возможность организации своевременно оплачивать счета и фактически является одним из показателей банкротства.


    Для анализа ликвидности необходимо произвести расчет показателей ликвидности:

    • коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается по формуле:

    (2.6)

    Где, Обс-оборотные активы

    КО-краткосрочные обязательства

    Этот коэффициент представляет собой характеристики обеспеченности

    учреждения оборотными средствами для покрытия краткосрочных обязательств. Рекомендуемое значение К1>2;






    Таблица 6

    КоэффициентНа 31 декабря 2013 г.На 31 декабря 2014 г.На 31 декабря 2014 г.Изменение12345(4+2)1,720,790,161,88

    Таким образом, из аналитической таблицы видим, что коэффициент текущей ликвидности уменьшился и составил на конец года 0,16. По нормативом он должен быть больше 2, показатель текущей ликвидности не удовлетворяет нормативу.

    Коэффициент ликвидности не имеет динамику роста на конец изучаемого периода.

    Коэффициент ликвидности ниже нормативов, что свидетельствует о неспособности организации отвечать по своим обязательствам.

    Таким образом, после проведенного анализа можно сделать вывод, что Московский филиал МБУ «ЦБ МУОГ» является благоприятной базой для формирования бюджетов учреждения.


    2.3 Формирование бюджетов в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    Бюджеты это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ним постоянно, на работе и в частной жизни. Все предприятия, организации и физические лица имеют свои бюджеты. Они разные по объемам и степени разработки. Следует понимать, что бюджетирование - это планирование текущей операционной деятельности организации. Это важно понимать не только лицам, ответственным за подготовку и выполнение бюджета, но и всем остальным, чья деятельность и ее результаты зависят от эффективной системы бюджетирования, сотрудникам, контрагентам и, в конечном итоге, государству и обществу.

    Бюджетирование это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов(смет) и экономических показателей.

    В этом определении используются два термина для обозначения одного и того же документа «бюджет» и «смета». Первый из них означает «план» в смысле финансового документа. Второе слово русское и означает постатейный список доходов и расходов. Таким образом, имея в виду финансовое планирование, «бюджет» и «смета» одно и то же.

    Бюджет это количественно детализированный план деятельности организации в целом и отдельных ее сегментов, направленный на достижение целей организации.

    Таким образом бюджетирование состоит из разработки планов финансово-хозяйственной деятельности организации, контроле за выполнением этих планов и их исполнением. В информационном отношении это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.

    Одной из частей общей системы экономической работы в организации является планирование доходов и расходов. И неотъемлемой частью является контроль за исполнением планов. И поэтому бюджетирование является интегрированной системой, которая обобщает данные планирования, учета и контроля не только доходов и расходов, но и всех формирующих их процессов.

    Сущность сметно-бюджетного финансирования Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

    Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

    Особенности бюджета в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»:

    Бюджет относится к определенному периоду времени, а бюджетный период имеет определенные временные границы. Бюджетный период- годичный бюджет с разбивкой по месяцам.

    В основе бюджета лежит прогноз значений будущих доходов и затрат, а точность результатов проверяется только по прошествии прогнозного периода.

    В конце каждого финансового года составляется смета доходов и расходов на следующий финансовый год. Она утверждается и принимается к исполнению. Чтобы проследить контроль по исполнению сметы ежемесячно сдаются отчеты. Корректируется смета в течении ода путем передвижек с одной статьи на другую. Если возникает необходимость, то из бюджета могут выделяться дополнительные средства.

    Так же бюджет может выделять средства на обеспечение деятельности учреждений и организаций, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии. Смета - это финансово-плановый акт, который определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений. Смета является планом финансирования учреждения и расходования бюджетных средств.

    Основное назначение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. Сметы делятся на индивидуальные, на централизованные мероприятия и сводные. Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, например проведение конференций.

    Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия. Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

    Индивидуальная смета - это смета, которая отражает особенность отдельного учреждения. В отношении бюджетных организаций одного типа устанавливаются типовые формы смет расходов. Эта смета состоит из трех разделов:

    -общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;

    -оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число групп, количество детей и т.д.);

    -расчеты по отдельным статьям сметы. Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер. Приведем некоторые в качестве примера.

    Статья 1. Заработная плата. В эту статью включаются все расходы на выплату заработной платы в соответствии с должностями, установленными окладами и ставками, профессиональными категориями, выплаты совместителям, доплаты и установленные надбавки.

    Статья 2. Начисления на заработную плату. По этой статье планируются и учитываются отчисления Единого социального налога, исходя из объема фонда заработной платы в размере, установленном законодательством.

    Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы. В этой статье сгруппированы расходы, связанные с управлением и хозяйственным обслуживанием помещений и работ. Это - оплата за печатание бланков, абонементная плата за телефон, оплата телефонных переговоров, аренды помещений, вневедомственной охраны, водоснабжения, газа и т.д.

    Статья 4. Командировки и служебные разъезды. По этой статье оплачиваются проезд, суточные, квартирные при служебных командировках административно-управленческого персонала; расходы на приобретение билетов на внутригородской транспорт для работников, деятельность которых связана с разъездами по городу. По этой же статье выплачиваются подъемные, если специалисты приглашаются из других регионов.

    Статья 16. Капитальный ремонт строений и сооружений. При наличии технической документации, определяющей объем и стоимость ремонтов и подтверждающей фактическое исполнение, поступают средства на эту статью. Эти средства могут так же использоваться на улучшение благоустройства и реконструкцию объектов.

    Статья 18. Другие расходы. Ассигнования по этой статье предусматриваются на культурно-просветительную работу среди учащихся, детей, на физическое воспитание, работу по массовой информации и т.д.

    Как раз такая смета используется в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ».

    В Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ» система управления финансами включает в себя: составление сметы учреждения, утверждение главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределахдлимитов бюджетных обязательств, ежеквартально доводимых до учреждения.

    Сметы составляются на основе набора ведомственных норм и нормативов оплаты труда, продовольственного, медицинского и материального обеспечения, продолжительности учебных курсов, расходов на текущий и капитальный ремонт. Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут вводить изменения в нормативах, а также имеют право увеличивать минимальный размер норм за счет собственных средств.

    Большинство норм и нормативов рассчитываются самостоятельно бюджетными учреждениями в денежном виде с учетом местных цен и тарифов.

    Потребление коммунальных услуг определятся на основе технологических норм и нормативов для данного типа помещений, конечно существуют нормы обеспечения потребительских услуг бюджетного учреждения, но для расчета коммунальных платежей они практически не применимы из-за невозможности их соблюдения с достаточной точностью и оперативного изменения характеристик помещения. Этот вид расходов наименее зависит от централизованного нормирования и в основном определяется сложившейся спецификой.

    При существующих нормативах на капитальные вложения и капитальный ремонт, реальные расходы рассчитываются в индивидуальном порядке, заявки бюджетных учреждений выполняются выборочно и даже с помощью целевых программ.

    Для статей, не имеющих определенных норм (транспортные, командировочные, канцелярские расходы и др.), возможен способ планирования «от достигнутого», в зависимости от роста цен и (или) общих увеличений финансирования отрасли.

    Еще не до конца разработан механизм санкций за нарушение федеральных и региональных норм и нормативов нижестоящими уровнями бюджетной системы. Имеются множество случаев, когда нарушение нормативов продовольственного и материального обеспечения оставалось без последствий. Контроль существует лишь в пределах конкретного уровня бюджетной системы над непосредственно подведомственными бюджетными учреждениями.

    Статьи бюджетной классификации жестко привязывают выделенные учреждению денежные средства к определенной цели расходов. Поэтому ведется контроль целевого характера расходов (органы казначейства, счетные палаты и др.). Осуществление перемещения денежных средств между статьями зависит от решения главного распорядителя бюджетных средств для данной категории бюджетных учреждений. Подробная экономическая классификация расходов бюджетов и неоперативный механизм перераспределения средств практически лишают бюджетные учреждения самостоятельности в текущем управлении финансами. Денежные средства должны использоваться по каждой статье классификации рационально.

    В основном сложившаяся система управления финансами в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ» сохранила многие черты советской централизованной системы планирования и нормирования, которая работала в стабильных условиях с неизменными ценами и оплатой труда. На данном этапе приходится учитывать новые условия: самостоятельность уровней бюджетной системы, свободное рыночное ценообразование и углубившуюся региональную дифференциацию. Изменчивость и нестабильность экономических условий сделали неизбежным увеличение роли органов муниципальных образований и непосредственно бюджетных учреждений в бюджетном процессе.

























    Глава 3. Совершенствование финансового планирования на основе бюджетирования в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    3.1 Рекомендации по бюджетированию в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    В действующей системе бюджетирования существует ряд недостатков:

    1. Непрозрачность финансового планирования.

    2. Затратный принцип финансирования. Отсутствие стимулов к снижению затрат.

    3. Негибкость системы исполнения сметы расходов.

    4. Система норм и нормативов не учитывает территориальную дифференциацию.

    Нередко учреждение не укладывается в смету расходов. Как правило это происходит по статье коммунальных расходов. Связано это с тем, что кредиторская задолженность предыдущего года оплачивается из бюджетных ассигнований текущего, тем самым уменьшая остаток ассигнований на текущий период. Таким образом получается, что плановые показатели меньше фактических. При составлении сметы в следующем году учесть эту разницу не представляется возможным, т.к. на учреждение выделяется определенное количество плановых назначений и учреждению остается лишь грамотно распределить их по статьям.

    В основном система управления финансами бюджетных учреждений направлен на повышение самостоятельности и ответственности учреждений, создание конкурентной основы между ними, внесение механизмов софинансирования и саморегулирования на местах.

    Все государственные расходы покрываются бюджетными средствами и делятся на две группы: повторяющиеся ежегодно (например, на содержание функционирующих учреждений) и новые, вводимые в предстоящий бюджетный период (на предстоящее строительство новых корпусов больниц, окончание строительства, начатого ранее, и т.п.).

    На момент структурной перестройки народного хозяйства в практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах безвозвратности и безвозмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.

    Финансирование Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» состоит в предоставлении ему средств бюджета на текущее содержание. Расходы на содержание ежегодно рассматривают в местном бюджете.

    Все средства должны расходоваться строго в соответствии с показателями, которые утверждены по смете учреждения.

    Сметное финансирование статей сметы осуществляется за счет городского бюджета.

    В Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ» ведется годовая смета, в то время как финансирование производится ежемесячно. Следовательно становится сложно прогнозировать расходы на следующий месяц.

    Так же в смете Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» находятся вместе доходы и расходы. Мне представляется это не очень удобным.

    Наиболее удобный вариант, на мой взгляд, это составить отдельные сметы на доходы и расходы, а так же разбить их по месяцам и кварталам.

    На статьи в которых заложены ежемесячные расходы, такие как коммунальные платежи, заработная плата и начисления на неё и другое, должна составляться отдельная смета каждый месяц.

    Остальные статьи можно отнести к ежеквартальным расходами составлять на них смету один раз в квартал.

    Таким образом, все расходы будут поделены на 2 группы: первоочередные и второстепенные.

    После финансирования в текущем месяце и сравнения запланированных расходов можно будет увидеть остаются ли свободные деньги или же нет. Если деньги остаются, то их вполне можно потратить на второстепенные расходы.

    Таким образом будет удобнее отслеживать исполнение сметы, выявлять какие-либо недочеты и делать корректировку к ним.

    В конце года, чтобы наглядно оценить свою работу можно составить отчет об исполнении годовой сметы, так же отдельно по доходам и расходам.

    В настоящее время большинство бюджетных учреждений финансируется по нормативному принципу, то есть им выделяются средства, исходя из затрат и количественных показателей. Будет правильным если эта система финансирования будет называться бюджет, ориентированный на результат.

    Бюджет ориентированный на результат - это, прежде всего, повышение ответственности министерств и ведомств за достижение поставленных целей и эффективное использование бюджетных средств; внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; переход на контрактную систему финансирования бюджетных услуг.

    Правительство Российской Федерации наметило ряд первоочередных мер в реформе системы финансирования бюджетных учреждений. Выделяется четыре основных направления:

    1. Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;
    2. Уточнение правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений;
    3. Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;
    4. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.

    Под оптимизацией действующей сети получателей бюджетных средств подразумевается проведение инвентаризации всех бюджетных учреждений и реестров получателей бюджетных средств по главным распорядителям. Это делается с целью административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств соответствующим профильным министерствам и ведомствам; ликвидации «лишних» бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется; устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.

    Второе направление реформирования направлено на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных наиболее эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. На данном этапе возможно проведение сравнительной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и их фактического предоставления. При этом может возникнуть ситуация, при которой окажется, что часть бюджетных услуг вообще не востребована, а другой не хватает. Вот и получается, что бюджетные средства уходят не туда куда, хотелось бы.

    Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг подразумевает постепенный отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений; широкое использование механизма государственного (муниципального) социального заказа; применение конкурентных способов распределения бюджетных средств (проектный метод); финансовую привлекательность выполнения государственных заданий. Учреждения не просто должны получать бюджетные средства в виде финансирования, но и прикладывать усилия, бороться, для того чтобы получить дополнительные средства на развитие деятельности.


    3.2 Мировой опыт внедрения системы бюджетирования в бюджетных учреждениях и возможности его использования в Московском филиале МБУ «ЦБ МУОГ»

    Не высокая эффективность расходования бюджетных средств, нецелевое использование денежных средств учреждениями бюджетного сектора, отсутствие взаимосвязи между результатами деятельности данных учреждений и их финансированием, нерентабельность оказания социальных услуг ставит под сомнение эффективность существования бюджетного сектора экономики. Сегодня российский бюджетный сектор нуждается в оптимизации деятельности бюджетных учреждений с целью повышения результатов в отношении оказания услуг населению страны, увеличения ответственности за удовлетворенность потребителями качеством и количеством услуг.

    Для решения этих проблем в свое время было принято решение ужесточить порядок планирования и расходования финансовых средств бюджетными учреждениями, перевод их на кассовое обслуживание в федеральное казначейство и введение процедуры государственных закупок. Все эти действия поспособствовали сокращению нецелевого расходование бюджетных средств, но они не решили основной проблемы - эффективной деятельности бюджетных учреждений и оказания ими государственных услуг населению. Надо было внедрить новые методы бюджетирования и содержания учреждений бюджетной сферы, даже основываясь на зарубежный опыт, направленный на разрешение данных проблем.

    Новые механизмы управления предусматривают:

    · переход к новым формам финансового обеспечения предоставления образовательных услуг;

    · реорганизацию сети бюджетных учреждений;

    · освоение нового метода бюджетного планирования, ориентированного на результат.

    Одним из этапов бюджетной реформы России было внедрение бюджетирования ориентированного на результат, как нового механизма финансирования деятельности бюджетных учреждений, который меняет не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму систему управления государственными расходами.

    Бюджетирование, ориентированное на результат, или программно-целевое бюджетирование является неотъемлемым элементом реформирования системы управления общественным сектором, направленного на распространение управленческих бизнес технологий на деятельность государственного аппарата. Наиболее активно преобразования системы государственного управления в соответствии с данной идеологией осуществлялись в англосаксонских экономических системах Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США. Наибольшее распространение данный механизм получил на общенациональном уровне, однако в ряде стран, таких как США, Великобритания, Канада, были затронуты также системы управления в регионах и муниципальных образованиях. А вот в Федеративной республике Германия инициаторами внедрения новых управленческих технологий выступили земли и муниципальные образования.

    Российская Федерация не стала исключением в процессе совершенствования бюджетного сектора, и благодаря бюджетным реформам в российской практике управления государственными и муниципальными финансами стал появляться опыт применения бюджетирования по результатам, механизма, заимствованного из-за рубежа. Однако до сих пор это метод в России не смог стать полноценным механизмом содержания учреждений бюджетного сектора, направленным на повышение результативности самих учреждений и оказываемых ими населению страны услуг.

    Несмотря на относительно длительную историю бюджетирования, нацеленного на результат, общепринятого понятия как самого бюджетирования, ориентированного на результат, так и отдельных его элементов ни в России, ни в мире не сформировалось. Это можно объяснить комплексностью данного понятия, его сложностью и «открытостью», способностью эволюционировать. Наиболее емко применительно к сфере оказания услуг населению учреждениями бюджетной сферы БОР (бюджет ориентированный на результат) можно определить как систему формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающую взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами, призванную повысить уровень предоставления услуг органами власти и управления.

    Бюджетирование по результатам во главу угла ставит стратегические цели и тактические задачи, ожидаемые социально-экономические результаты деятельности государственных организаций (а также органов власти и управления). Это осуществляется посредством мобилизации ресурсов через соответствующие программы. Кроме того, отправной точкой бюджетирования, ориентированного на результат, является определение прямых и конечных результатов расходования бюджетных средств и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей.

    Переход к БОРу подразумевает поэтапное изменение механизмов контроля исполнения бюджета, состоящее из трех основных стадий.

    Внешний контроль затрат, осуществляемый центральными контролирующими органами, такими, как Министерство финансов, Счетная палата и др.

    Внутренний контроль затрат, осуществляемый самими отраслевыми министерствами.

    Управленческая самостоятельность подразделений отраслевых министерств, их ответственность за достижение результатов.

    Суть системы БОР состоит в распределение бюджетных ресурсов между реализуемыми администраторами бюджетных средств бюджетными программами и самими администраторами бюджетных средств с учетом зависимости достижения конкретных результатов и самими администраторами бюджетных средств (предоставления услуг) соответственно со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

    Внедрение БОР предполагает организацию работы государственных и частных учреждений с четкой и ясной формулировкой целей, задач и миссии организации , работу по оптимизации бюджетного процесса, принятие комплекса институциональных и бюджетных мероприятий, направленных на их реализацию.

    Необходимо отметить, что методы программно-целевого бюджетирования можно применять как для планирования расходов органов власти, так и для планирования расходов отдельных распорядителей кредитов и бюджетополучателей - министерств, ведомств, учреждений бюджетной сферы, государственных предприятий и другие. Этим определяется сложность и многосторонность бюджетирования по результатам.

    БОР как новый метод исполнения, контроля и планирования за исполнением бюджета, обеспечивает распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной социально-экономической политики и общественной значимости ожидаемых благ.

    Смета по своей затратности является ограничением в управлении финансами бюджетных учреждений. Государство или крупный муниципалитет как собственники большого числа учреждений не имеют возможностей для эффективного управления всеми аспектами их деятельности. Вероятно, стоит обратить внимание на зарубежный опыт, где сметный принцип финансирования применяется в общине, имеющей считанные единицы учреждений (как правило, по одной Лицее, больнице и т.п.) и совершенно самостоятельно определяющей объемы и статьи расходов. Учреждения, которые имеют значение не только для муниципалитетов, не находятся в собственности муниципалитета или государства и используют принцип самофинансирования (с возможной помощью государства на тех же условиях).

    В целом такой опыт зарубежных стран может быть успешным в нашей стране, но только при условии оказания учреждениями платных дополнительных услуг. Услуги безусловно должны пользоваться спросом. Только в этом случае опыт зарубежных стран будет нам полезен.

    Однако, принцип самофинансирования для Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» не является возможным, так как учреждение не оказывает платных дополнительных услуг и у него нет возможности ввести их. Из чего можно сделать вывод, что опыт зарубежных стран для Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ» является неприемлемым.














    Заключение


    Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.

    Таким образом, вопросы финансирования как отдельного образовательного учреждения, так и в целом системы отечественного образования сегодня являются самыми острыми и, следует признать, определяют во многом ситуацию в этой отрасли. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Последствия такой государственной политики по отношению к образованию очевидны.

    Неудовлетворительное финансирование является одним из главных факторов и источником кризисных ситуаций в системе образования. И решить данную проблему возможно только на государственном уровне.

    Целью работы являлось изучение сущности бюджетирования деятельности учреждения и направления совершенствования бюджетного процесса.

    В рамках данной выпускной квалификационной работы была рассмотрена сущность и содержание бюджетирования как система финансового управления учреждением.

    Так же проведен анализ действующей системы бюджетирования на примере Московского филиала МБУ «ЦБ МУОГ». Таким образом, после проведенного анализа можно сделать вывод, что Московский филиал МБУ «ЦБ МУОГ» является благоприятной базой для формирования бюджетов учреждения.

    В ходе работы были выявлены рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса, в частности было предложено разделить на смету доходов и смету расходов.

    По итогам анализа можно сделать вывод, что финансовый результат деятельности учреждения удовлетворительный.



















    Список литературы

    1.Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА, 2013.

    3.Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ.

    4. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.

    5. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ

    6. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" от 01.12.2014 N 384-ФЗ

    7. Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008г. №148н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету”
    8. Письмо Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. N 02-06-07/1505 «О Методических указаниях по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету
    9. Бычков М. Ф. Учет в бюджетных организациях. Бухгалтерский учет, 2012 - №
    10. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в РФ.: Учебное пособие./ И.А. Коноплева, С.Л. Головач. М.: Финансы и статистика, 2013.
    11. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2014.А.С.

    12. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие/ М.: КНОРУС, 2012.

    13. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2014.

    14. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

    15. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций. Учебник/М.: Вузовский учебник., - 2013.

    16. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.: Юрайт, 2013.

    17. Ананских М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг.// Финансы и кредит. 2012.- № 1.

    18. Аньшин В.М., Царьков И.Н., Яковлева А.Ю. Бюджетирование в компании: Современные технологии постановки и развития: Учеб. пособие. М.: Дело, 2013.

    19. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2014 г.

    20. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014

    21. Карпов А.Е. 100 % практического бюджетирования. Книга 1. «Бюджетирование как инструмент управления». М.: Результат и качество, 2011.

    22. Кураков Л.П. и [др. ] Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами: Учебное пособие/ Чебоксары: Изд-во Чуваш. Университета, 2014.

    23. Кураков Л.П. Рябинина Э.Н. Агатеева Г.Л. Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами: Учебное пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та. 2014.

    24. Бариленко В.И., Кузнецов С.И., Плотникова Л.К. Анализ финансовой отчетности. М.: КноРус, 2010.

    25. Попченко Е.Л., Ермасова Н.Б. Управленческий учет, бюджетирование. М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2013.

    26. Просветов Г.И. Бюджетирование: задачи и решения. Учебно-практическое пособие. М.: Альфа-Пресс, 2012.

    27. Шаховская Л.С. и др. Бюджетирование: теория и практика: учеб. пособие. М.: КноРус, 2011.

    28. Министерство финансов РФ - http://www.minfin.ru

    29. Бурцев В. Бюджетирование как технология менеджмента // www. rebennikov.ru














Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовое планирование (бюджетные учреждения) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.