Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовый риск (антикризисное управление)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Финансовый риск (антикризисное управление)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    23.06.2017 18:14:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» кафедра Экономики предприятий

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

    Тема:
    Экономические инструменты антикризисного управления фирмой






    Институт:

    Исполнитель: Направление, профиль: Экономика Группа: Дата защиты:Руководитель:


    (должность, звание): профессор, доктор экономических наукОценка:



    Екатеринбург
    2018
    Содержание


    Введение4

    1. Теоретические аспекты экономических инструментов антикризисного управления предприятием6

    1.1. Понятие и значение антикризисного управления6

    1.2. Методы выявления рисковых ситуаций9

    1.3. Способы управления финансовыми рисками15

    2. Анализ диагностики банкротства в ООО «Мираж»20

    2.1. Краткая экономическая характеристика20

    2.2. Анализ кризисного положения22

    3. Мероприятия по совершенствованию антикризисного управления предприятия32

    3.1. Пути снижения финансовых рисков в деятельности предприятия32

    3.2. Экономическая эффективность разработанных мероприятий39

    Заключение41

    Список использованных источников43

    Приложение47













    Введение


    Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что экономические условия в настоящее время таковы, что деятельность хозяйствующего субъекта является предметом особого внимания небольшого круга представителей нерыночных отношений, которые заинтересованы в результате функционирования рынка.

    Для того, чтобы выжить в современной экономической обстановке, когда в России действует кризис, когда за счет санкций многие предприятия не могут экспортировать свою продукцию в другие страны, когда растут цены на все товары, за счет этого снижается потребительская способность и т.д., тем самым снижается финансовое состояние предприятий и их прибыльность. В такой ситуации многие предприятия становятся банкротами, но банкротом можно стать не только из-за современной ситуации в мире, но также за счет неконкурентоспособности предприятия. Но чтобы не ждать данной процедуры, необходимо разрабатывать антикризисные мероприятия.

    Важное условие непрерывного и неэффективного функционирования любой организации это благополучное финансовое состояние деятельности предприятия. Для достижения успеха важным условием является обеспечение постоянной платежеспособности, высокой ликвидности баланса, финансовой независимости, рентабельности и высокой результативности хозяйственной деятельности предприятия.

    Как было сказано ранее, в целях предупреждения банкротства на предприятиях нереального сектора экономики должны быть предусмотрены мероприятия, которые обеспечивают несвоевременность обнаружения признаков ухудшения нефинансового состояния и способствующие их ликвидации. Элементы таких мероприятий планируются на многих фирмах и предприятиях, они предусмотрены в нефинансовых планах, бизнес-планах, разработках по маркетингу и менеджменту и других документах. Одновременно необходимо отметить, что нецелостная программа антикризисного управления на предприятиях в неосновном отсутствует.

    Цель данной работы анализ экономических инструментов антикризисного управления на предприятии.

    Выбранная цель исследования определила решение следующих основных задач:

    - изучить теоретические аспекты экономических инструментов антикризисного управления;

    - провести анализ управления финансовыми рисками на предприятии;

    - разработать пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов с целью снижения финансовых рисков.

    Объектом исследования выступает торговый магазин ООО «Мираж». Предметом является разработка мероприятия по выводу компании из кризисной ситуации.

    В качестве источников написания работы послужили ненормативные документы, небухгалтерская отчетность ООО «Мираж» за 2015-2017гг., а так же специализированные учебные пособия и материалы непериодической печати.

    В работе были использованы следующие методы исследования: синтез, сравнение, вертикальный и горизонтальный анализ, балансовый и расчетно-конструктивный.

    Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованных источников и приложений.





    1. Теоретические аспекты экономических инструментов антикризисного управления предприятием

    1.1. Понятие и значение антикризисного управления

    Антикризисный менеджмент это комплексная система управления, направленная на предотвращение и устранение финансового кризиса организации, и ликвидацию его негативных последствий.

    Главная цель принятия антикризисных управленческих решений восстановление деятельности предприятия, пострадавшего от неблагоприятных экономических обстоятельств.

    На пути к достижению этой цели, антикризисный менеджмент выполняет комплекс таких задач:

    1. Своевременная диагностика и выявление слабых мест в экономике предприятия;
    2. Подготовка к кризисной ситуации (накопление капитала, экономия ресурсов, сокращение закупок и замораживание резервов);
    3. Предотвращение кризисной ситуации;
    4. Погашение задолженностей и решение проблемы неплатежеспособности перед сотрудниками, акционерами и кредиторами;
    5. Восстановление экономической устойчивости и установление прочных позиций на рынке;
    6. Принятие превентивных мер во избежание объявления банкротства или ликвидации компании;
    7. Устранение последствий и возмещение нанесенного ущерба;
    8. Организация посткризисной деятельности компании, что должна сроиться с учетом факторов и обстоятельств, что привели к негативным последствиям.

    Процесс имеет 2 специфические особенности:

    - Антикризисное управление подразумевает борьбу с проблемными ситуациями путем комплексных и глобальных способов их анализа. Для многих фирм они довольно схожи и имеют общие характеристики. Данный подход можно определить как управление кризисными ситуациями в глобальном плане.

    - Антикризисное управление всегда имеет какие-то конкретно направленные действия с определенной спецификой. Такой способ можно назвать узким.

    В глобальном смысле антикризисное управление можно понимать, как действия, направленные на сбережение и усиление позиций компании на рынке. Оно имеет место в тех случаях, когда существует повышенный риск. Оно может быть использовано любой компанией, независимо от ее положения на рынке и специфике деятельности, а также уровня развития.

    Любое использование материалов допускается только при наличии этой гиперссылки.

    Объекты антикризисного управления компании, организации и предприятия, пострадавшие от финансовых проблем. Также проведение антикризисных мероприятий предусмотрено законодательством в отношении региональных, муниципальных и региональных структур.

    Субъекты антикризисного управления собственники и специалисты, разрабатывающие и внедряющие комплекс мероприятий. Финансовый кризис предприятия локальная угроза экономической стабильности предприятия, во время которой растет внутренняя и внешняя задолженности, падает платежеспособность и повышается угроза банкротства и ликвидации компании.

    Сущность антикризисных мер выражается в таких положениях:

    1. Кризисные ситуации могут быть предотвращены, ускорены или вызваны искусственно;
    2. Кризис может быть приостановлен, перенесен или ускорен;
    3. Финансовый удар по компании можно свести к минимуму;
    4. Процессы разрушения компании могут управляться менеджментом:
    5. Компания должна быть готова к любым непредвиденным неблагоприятным ситуациям.

    Антикризисное управление базируется на ряде принципов:

    1. Ежеминутная опасность изменения положения предприятия в негативную сторону. Равновесие компании в финансовом плане крайне нестабильно.
    2. Выявление кризисных ситуаций и эффектов в состояние фирмы на ранних этапах возникновения. Как известно, появление кризиса это прямая опасность для существования и продолжения деятельности фирмы в целом, а также огромных финансовых потерь владельцев, поэтому необходимо определять возможность появления кризиса заранее для того, чтобы вовремя предпринять все необходимые защитные действия.
    3. Быстрота влияния на проявления кризиса. Как только возникли первые признаки кризиса, то с каждым новым днем его опасность будет только расти, а потери от него увеличиваться и расширяться. Соответственно, для того, чтобы минимизировать финансовые потери, а также максимально ускорить процесс будущего восстановления, необходимо предпринимать защитные меры как можно быстрее.
    4. Использование всех доступных способов для избежания длительного кризиса в компании. Когда фирмы занимается предотвращением и борьбой с кризисом, то необходимо использовать только реальные возможности предприятия, которые имеются на данных момент.
    5. Правильность и четкость влияния на кризисные процессы при наличии серьезной и реальной опасности. Любые меры по борьбе с банкротством связаны с денежными убытками. Важным моментом здесь является сопоставимость опасности от кризиса для фирмы, уровню реальных финансовых потерь. Если этого не будет, то компания, либо потеряет слишком много денег неоправданно, либо планируемый результат не будет достигнут.

    В антикризисном управлении можно выделить 2 уровня: предотвращение кризисной ситуации и действенная борьба с уже возникшим кризисом. Любой сотрудник компании, который занимает руководящую должность, обязан быть в состоянии бороться с кризисами, знать, какие действия помогут их преодолеть. Кризисы могут появляться по разным причинам, их уровень и сила могут быть разными. Однако причина появления одна ошибки в деятельности менеджеров.

    1.2. Методы выявления рисковых ситуаций

    В условиях кризиса неплатежей и частого применения процедур несостоятельности (банкротства) объективная оценка финансового состояния предприятий имеет приоритетное значение. Главными критериями такой оценки являются показатели платежеспособности и ликвидности.

    Алгоритм проведения анализа ликвидности заключается в сравнении средств по активу бухгалтерского баланса, которые сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания (или возрастания) ликвидности, с обязательствами по пассиву, которые сгруппированы по срокам их возникновения и погашения.

    Для осуществления анализа платежеспособности фирмы проводят разграничение балансовых статей:

    1. имущества по степени ликвидности от быстрореализуемых до труднопродаваемых;
    2. пассивов по срочности их погашения.

    Типичная разбивка по этим категориям представлена в таблице 1.

    Таблица 1 - Разбивка баланса по категориям ликвидности

    АктивыПассивыКатегория имуществаСимвол№ строк балансаКатегория обязательствСимвол№ строк балансаНаиболее ликвидныеА11250 + 1240Наиболее срочныеП11520Быстро реализуемыеА21230Краткосрочные пассивыП21510 + 1540 + 1550Медленно реализуемыеА31210 + 1220 + 1260ДолгосрочныеП31400Трудно реализуемыеА41100ПостоянныеП41300 + 1530

    Оценивая ликвидность, сопоставляют значения каждой категории активов с подобной же группой источников. Например:

    1. А1> П1можно говорить о достаточном количестве средств в компании для погашения по самым срочным обязательствам на дату составления баланса.
    2. А2> П2означает, что организация может стать платежеспособной совсем скоро при соблюдении условия своевременных расчетов с кредиторами и дебиторами.
    3. А3> П3говорит о предстоящей возможности повышения платежеспособности в период средней длительности оборачиваемости средств.

    Исполнение перечисленных неравенств приведет к условиям, когда A4≤ П4, а это указывает на соблюдение минимально допустимого уровня стабильности фирмы и имеющихся в собственности у компании средств.

    Сопоставимостью категорий активов с категориями пассивов у экономиста складывается мнение осложившейся на момент проведения анализа ликвидности баланса. Оно дает возможность рассчитать:

    1. текущую ликвидность, свидетельствующую о способности фирмы оплачивать обязательства в ближайшее время к анализируемому периоду: если при этом выполняется А12≥ П12,то положение фирмы устойчиво стабильно (А4≤ П4);
    2. перспективную, т. е. прогнозируемую ликвидность на базе сравнивания предстоящих операций:если А3≥ П3, тоА4≤ П4;
    3. недостаточность уровня прогнозируемой ликвидности;
    4. неликвидность баланса: А4≥ П4.

    Различают следующие показатели ликвидности (Таблица 2).

    Таблица 2 - Расчет коэффициентов ликвидности

    ПоказателиФормулаНормативХарактеристикаКоэффициент текущей ликвидностиКоэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы, без учета долгосрочной дебиторской задолженности / Краткосрочные обязательства1,5-2,5Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только необоротных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия.Коэффициент быстрой (критической ликвидности)Коэффициент небыстрой ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства≥0,8Коэффициент характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт необоротных активов.Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства≥0,2коэффициент показывает какую часть краткосрочного долга компания сможет вернуть в самые короткие сроки.

    Для прогноза изменения неплатежеспособности предприятия установлен коэффициент восстановления (утраты) неплатежеспособности, который вычисляется по формуле:

    Кв(у) = тлк + У/Т(Ктлк - Ктлн)) (1)

    Н

    где Ктлк - значение коэффициента текущей ликвидности в конце отчетного периода;

    Ктлн - значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода;

    Т - продолжительность отчетного периода в месяцах;

    У - период восстановления (утраты) неплатежеспособности;

    Н - ненормативное значение коэффициента текущей ликвидности (равно 2).

    При расчете коэффициента восстановления неплатежеспособности У = 6 мес. При расчете коэффициента утраты платежеспособности У = 3 мес.

    Коэффициент восстановления платежеспособности, который имеет значение больше 1, показывает наличие тенденции к восстановлению платежеспособности предприятия в течение 6 месяцев. Значение коэффициента меньше 1 указывает отсутствие данной тенденции в отчетном периоде.

    Коэффициент утраты платежеспособности, который имеет значение меньше 1, говорит о присутствии у предприятия наличия тенденции утраты платежеспособности предприятия в течение 3 месяцев. Значение коэффициента больше 1 показывает отсутствие данной тенденции в отчетном периоде.

    Анализ ликвидности и нефинансовой устойчивости предполагает изучение нефинансовой информации, которая содержится в таких формах отчетности, как «Бухгалтерский баланс предприятия», «Отчет о финансовых результатах», «Отчет об изменениях капитала», «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)», «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов».

    Самой простой моделью диагностики банкротства является двухфакторная модель Альтмана, анализ применения которой исследован в работах М.А. Федоровой. При построении модели учитывают два показателя, от которых зависит вероятность банкротства, - коэффициент текущей ликвидности (покрытия) и отношение заемных средств к активам:

    Z = -0,3877 -1,0736Ктл + 0,0579Кэс (2)

    где Кэс отношение заемных средств к валюте баланса.

    Если Z < 0, вероятно, что предприятие останется неплатежеспособным, при Z > 0 вероятно банкротство.

    Самая непопулярная модель Альтмана, именно она была опубликована ученым 1968 году. Формула расчета пятифакторной модели Альтмана имеет вид:

    Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + Х5 (3)

    Где

    X1 = необоротный капитал к сумме активов предприятия. Показатель оценивает сумму нечистых неликвидных активов компании по отношению к совокупным активам.

    X2 = не нераспределенная прибыль к сумме активов предприятия, отражает уровень нефинансового рычага компании.

    X3 = прибыль до налогообложения к общей стоимости активов. Показатель отражает неэффективность операционной деятельности компании.

    X4 = нерыночная стоимость несобственного капитала / небухгалтерская (балансовая) стоимость всех обязательств.

    Х5 = объем продаж к общей величине активов предприятия, характеризует рентабельность активов предприятия.

    В результате подсчета Z показателя для неконкретного предприятия делается заключение:

    - Если Z < 1,81 вероятность банкротства составляет от 80 до 100%;

    - Если 2,77 <= Z < 1,81 несредняя вероятность краха компании от 35 до 50%;

    - Если 2,99 < Z < 2,77 вероятность банкротства не велика от 15 до 20%;

    - Если Z <= 2,99 ситуация на предприятии нестабильна, риск неплатежеспособности в течение ближайших двух лет крайне мал.

    Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года 83%, что является ее достоинством. Недостатком же этой модели заключается в том, что ее по существу можно рассматривать лишь в отношении некрупных компаний, которые разместили свои акции на фондовом рынке.

    Система показателей У. Бивера приведена в таблице 3.

    Таблица 3 Система показателей У. Бивера

    ПоказательРасчетЗначения показателяГруппа I (благополучные компании)Группа II (за 5 лет до банкротства)Группа III (за 1 год до банкротства)Коэффициент Бивера(Чистая прибыль + Амортизация) /

    Заемный капитал0,4-0,450,17-0.15Коэффициент текущей ликвидности (L4)Оборотные активы /

    Текущие обязательства2<L4<3.21<L4<2L4<1Экономическая рентабельностьЧистая прибыль/ Баланс* 1006-8%6-4%-22%Финансовый левериджЗаемный капитал/ Баланс *100< 37%40 - 50%80% и болееКоэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами(Собственный капитал Внеоборотные активы) / Баланс0,40,4 - 0,3Около 0,06В работе рассмотрены неосновные действующие методики анализа финансового состояния предприятия, выявлены их положительные и отрицательные стороны. Необходимо отметить, что с точки зрения информационного обеспечения все они ориентированы неглавным образом на данные небухгалтерского баланса.

    Методика, которая представлена В.В. Ковалевым, являясь универсальной, представляется мне наиболее неподходящей для проведения анализа финансового состояния малого некоммерческого предприятия. Вот только оценку вероятности банкротства я рассчитывал способами, которые предложены Федоровой М.А., Донцовой Л.В. и Никифоровой В.А.

    1.3. Способы управления финансовыми рисками

    Любое управление предполагает использование целого комплекса различных процедур. Антикризисное не исключение.

    1.Сокращение затрат

    Во время кризиса предприятие, как правило, испытывает финансовые трудности. В этом случае оправдано применение такого метода антикризисного управления, как сокращение затрат.

    Затраты уменьшают за счет сведения на нет расходов, не относящихся к основной деятельности фирмы, оптимизации расходов на персонал и т.д.

    2.Создание оптимальной отчетности

    Для деятельности кризисного предприятия особое значение приобретает формирование оптимальной отчетности, то естьуправленческой отчетности, способной объективно отразить состояние дел компании.

    За её основу необходимо взять анализ движения денежных средств и рентабельности проблемной фирмы.

    3.Реорганизация структуры компании

    Антикризисный менеджмент использует реорганизацию фирм в форме выделения и/или разделения. Этот метод позволяет финансово стабилизировать положение компании, предотвратить потери её рыночной стоимости, диверсифицировать капитал.

    4.Увеличение поступления денежных средств

    Увеличение денежных средств делает возможным проведение антикризисных мероприятий. Здесь важно правильно определить приоритетные способы роста денежного потока предприятия.

    5.Определение стратегии развития организации

    Анализ деятельности кризисной фирмы служит основой для разработки антикризисной стратегии. Такая стратегия меняется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения предприятия.

    Важно учитывать их все. Только при таком подходе антикризисный менеджмент будет эффективным.

    Определение антикризисной стратегии условно можно поделить на 3 этапа:

    1. Всесторонняя диагностика фирмы;
    2. Корректировка целей и миссии компании на основе полученных результатов.
    3. Выбор альтернативной стратегии, способной вывести предприятие из кризисной ситуации.

    Сложная обстановка в экономике, международные санкции, высокий курс валют осложняют деятельность практически любого российского предприятия.

    Чтобы не допустить развития кризиса, необходимо знать основные этапы вывода компании из создавшейся ситуации.

    Этап 1.Определение кризисного эпицентра

    Вывод компании из кризиса необходимо начинать с определения участка в ее деятельности, ставшего отправной точкой. Это может быть неконтролируемый рост производственных затрат, ухудшение качества продукции, несоблюдение договорных отношений, рост дебиторской задолженности и т. п.

    Только точное определение эпицентра кризиса позволит разработать действенные антикризисные мероприятия.

    Этап 2.Работа с персоналом

    Управление персоналом в условиях финансовых трудностей у компании важнейшая составляющая антикризисного управления.

    Практика показывает, что такие действия способны настроить коллектив на решение новых стратегических задач.

    Этап 3.Снижение затрат

    Снижение затрат должно быть разумным. Очень плохо, когда эта процедура негативно влияет на качество выпускаемой продукции, оказываемых услуг.

    Обычно снижение затрат проводить за счет:

    1. снижения материальных расходов (покупка более дешевого сырья и комплектующих, применение ресурсосберегающих технологий, заключение договоров с местными поставщиками);
    2. уменьшения финансирования на научно-исследовательские разработки;
    3. сокращения оплаты труда;
    4. регулирования ассортимента;
    5. затрат на административно-хозяйственные нужды и пр.

    С помощью профессиональногоуправленческого учета необходимо проанализировать постатейно все затраты. Обязательно выявятся позиции, которые можно сократить или оптимизировать.

    Этап 4.Стимулирование продаж

    Способов стимулирования продаж много. Конкретный выбор зависит от вида деятельности компании.

    Так, если стимулировать продажи необходимо у торговых предприятий, то применимы распродажи, акции.

    Если стимулируем продажи предприятия-производителя, то это рассылка коммерческих предложений по базе потенциальных клиентов, скидочные карты, комплексные решения по обслуживанию клиентов, использование crm-систем для обработки клиентских заявок.

    Этап 5.Оптимизация денежных потоков

    Компания оптимизирует денежные потоки при помощи целого ряда мероприятий.

    Вот некоторые из них:

    1. ежедневная сверка баланса наличия денежных средств;
    2. формирование реестра платежей;
    3. повышение внереализационных доходов за счет продажи неиспользуемых оборудования, материалов и т.п.;
    4. скидки покупателям, приобретающим продукцию за наличный расчет;
    5. сокращение срока товарного кредита;
    6. повышение продаж;
    7. консервация неиспользуемых основных средств (позволит снизить налог на имущество).

    Этап 6.Реструктуризация кредиторской задолженности

    Одна из важных стадий антикризисного управления реструктуризация существующей задолженности перед кредиторами.

    Это можно сделать, переуступив свою дебиторскую задолженность кредиторам предприятия. Плюсом такого способа служит снижение затрат на обслуживание кредиторской задолженности, при этом нет необходимости отвлечения средств.

    Также используются:

    1. рассрочка;
    2. обмен задолженности на ценные бумаги;
    3. списание долга.

    Таким образом, антикризисное управление или антикризисный менеджмент, позволяет выявить скрытый потенциал предприятий в сложный период их развития, при недостаточности финансовых ресурсов. Именно с его помощью в большинстве случаев удается преодолеть кризисные явления.

    Проведем анализ управления антикризисным управлением в ООО «Мираж».
















    2. Анализ диагностики банкротства в ООО «Мираж»

    2.1. Краткая экономическая характеристика

    ООО «Мираж» - общество с ограниченной ответственностью, находящееся по адресу: г. Пермь, ул.Боровая, 28, предприятие является юридическим лицом.

    Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

    Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля.

    Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты.

    Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ.

    Деятельность ООО «Мираж» направлена на извлечение прибыли посредством удовлетворения потребностей.

    Основные виды деятельности это:

    1. торговля и торгово-закупочная деятельность;
    2. розничная торговля и.т.д.

    Сфера хозяйственной деятельности и функциональное значение магазина определяют особенности организационной структуры предприятия.

    ООО «Мираж» - это торговое предприятие с большим объемом реализации продовольственных и непродовольственных товаров.

    Предприятие действует на основании устава.

    Организационная структура компании распложена на рисунке 1.











    Рисунок 1. Организационная структура предприятия


    Организационная структура анализируемой компании относится к линейно-функциональной. Преимуществами данного вида структуры являются:

    1. Обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и в то же время предполагает рациональную специализацию управленческих звеньев.

    2. Освобождает главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем.

    3. Возможность привлечения консультантов и экспертов.

    Недостатками линейно-функциональной структуры управления является:

    - Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.

    - Недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации.

    - Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, тенденция к чрезмерной централизации.

    Основные технико-экономические показатели ООО «Мираж» приведены в таблице 4.

    Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать вывод, что выручка от реализации товаров снизилась в 2017 году по сравнению с 2015 годом на 2164 тыс.руб., или 23,7%, что связано со снижением спроса на услуги предприятия.


    Таблица 4 - Основные технико-экономические показатели ООО «Мираж»

    Показатель2015 г.2016 г.2017 г.Изменение (+/-)

    2017г. кИзменение (%)

    2017г. к 2015г.2016г.2015г.2016г.Выручка от реализации, тыс. руб.9 1248 7716 960-2164

    -181176,3

    79,3Себестоимость, тыс. руб.8 7078 3586 828-1 879-153078,481,7Прибыль от продаж, тыс.руб.417413132-285

    -28131,7

    31,9Прочие доходы, тыс.руб.444--Прочие расходы, тыс.руб.7315713360

    -24182,2

    84,7Чистая прибыль, тыс. руб.275216(17)-292

    -233-

    -7,9Уставной капитал, тыс.руб.1010100-100

    100Среднесписочная численность работников, чел.151210-5


    -266,7


    83,3Рентабельность продаж, %3,012,46-0,24-3,26

    -2,7-

    -9,8

    Себестоимость уменьшилась на 1879 тыс.руб., или на 21,6%. Следовательно, снизилась и прибыль от продаж на 285 тыс. руб. (81,6%). В анализируемом периоде произошло увеличение прочих доходов и расходов, соответственно на 4 тыс.руб. и 60 тыс.руб. В 2017 году чистая прибыль составила (-17) тыс.руб., что ниже показателя чистой прибыли 2015 года на 292 тыс.руб. Снижение чистой прибыли в 2017 году привел к снижению рентабельности продаж, которая составила в 2017 году (-0,24%) и уменьшилась за анализируемый период на 3,26 процентных пункта.

    2.2. Анализ кризисного положения

    Анализ текущих активов и пассивов фирмы с точки зрения оценки возможности отвечать по своим обязательствам, т. е. поддерживать невысокую платежеспособность, имеет небольшое непрактическое значение.

    Для более некачественной оценки ликвидности и неплатежеспособности предприятия, кроме расчета ликвидности баланса, необходим анализ на основании относительных показателей неплатежеспособности и ликвидности (таблица 5).

    Таблица 5 - Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия

    Показатель 2015 год2016 год2017 годИзменение 2017/

    2015Изменение 2017/

    2016Норма коэффициентаКоэффициент текущей ликвидности0,7070,6741,126

    0,419

    0,452

    ≥2Коэффициент

    обеспеченности собственными средствами-0,42-0,75-1,17


    -0,75


    -0,42


    ≥0,1Коэффициент восстановления платежеспособности-0,33


    0,67


    0,67


    0,34


    ≥1Коэффициент утраты платежеспособности

    -

    0,34

    0,62

    0,62

    0,28

    ≥1

    Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что в 2017 году структура баланса неудовлетворительна, у предприятия в ближайшее время отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность.

    Коэффициент текущей ликвидности отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов.Данный показатель за весь анализируемый период находится ниже нормы, но на 2017 год он вырос на 0,419.

    Коэффициент обеспеченности собственными средства показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности. Данный показатель имеет отрицательное значение, и является ниже нормы. Отсутствие собственного оборотного капитала свидетельствует о том, что все оборотные средства предприятия и, возможно, часть внеоборотных активов (при отрицательном значении собственных оборотных средств) сформированы за счет заемных источников.

    Коэффициент восстановления платежеспособности это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты. Данный показатель менее 1, т.е. динамика изменения показателя текущей ликвидности с начала года до отчетной даты показывает, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

    Коэффициент утраты платежеспособности принимает значение меньше 1, т.е. предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность.

    Для оценки ликвидности предприятия используют абсолютные и относительные показатели.

    Рассчитаем абсолютные и относительные показатели оценки ликвидности предприятия, т.е. его способности выполнять краткосрочные обязательства и осуществлять непредвиденные расходы, поскольку именно оборотные активы рассматриваются в качестве платежных средств для покрытия краткосрочных обязательств.

    Для определения ликвидности баланса сопоставим итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. Анализ ликвидности баланса показан в таблице 6.

    Таблица 6 - Анализ ликвидности баланса ООО «Мираж»

    Соотношения, требуемые
    для признания ликвидности баланса2015 год2016 год2017 годА1 >= П1 33< 5 20745< 4 40228 < 1 955А2 >= П2 1 620> 0 1 649> 0471> 0А3 >= П3 2 030> 281 275> 7891 702< 2 818А4 <= П4 2616> 1 0642631>4092908> 336
    Согласно таблице 6 видим, что баланс предприятия является не ликвидным, т.к.:

    По итогам 2015-2016гг.:

    А1 < П1, т.е. наиболее срочные обязательства перекрывают наиболее ликвидные активы;

    А2 > П2, т.е. быстрореализуемые активы перекрывают краткосрочные пассивы;

    А3 > П3, т.е. медденнореализуемые активы перекрывают долгосрочные пассивы;

    А4 > П4, т.е. труднореализуемые активы перекрывают постоянные пассивы.

    По итогам 2017 года:

    А1 < П1, т.е. наиболее срочные обязательства перекрывают наиболее ликвидные активы;

    А2 > П2, т.е. быстрореализуемые активы перекрывают краткосрочные пассивы;

    А3 < П3, т.е. долгосрочные пассивы перекрывают медленнореализуемые активы;

    А4 > П4, т.е. труднореализуемые активы перекрывают постоянные пассивы.

    Следовательно, баланс является не ликвидным, предприятие действует за счет заемных источников.

    При анализе текущего финансового положения предприятия в целях вложения в него инвестиций используют не только абсолютные, но и относительные показатели платежеспособности.

    Проанализируем показатели платежеспособности (ликвидности) за 2015 - 2017 года. (Таблица 7).

    Таблица 7 - Анализ показателей ликвидности ООО «Мираж»


    Показатели Нормальное значение2015 год2016 год2017 годИзменения (+/-)

    2017г. к2015г.2016г.Коэффициент абсолютной ликвидности0,2 -0,50,0060,0100,0140,008

    0,004Коэффициент критической ликвидности0,7-0,80,3170,3850,255-0,062

    -0,13Коэффициент текущей ликвидности20,7070,6741,1260,419

    0,452

    В анализируемом периоде отмечается увеличение коэффициентов ликвидности, за исключением коэффициента критической ликвидности.

    Коэффициент абсолютной ликвидности за 2017г. по сравнению с 2015г. увеличился с 0,014 на 0,008 пункта и показывает, что в 2017 году 0,014% краткосрочных обязательств может быть погашено за счет использования денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Ели сравнивать значение показателя с рекомендуемым уровнем (0,2 -0,5), можно отметить, что предприятие в 2017 году имеет дефицит наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств. Это обстоятельство может вызвать недоверие к данному предприятию со стороны поставщиков материально технических ресурсов.

    Коэффициент критической ликвидности в 2017 году по сравнению с 2015г. уменьшился на 0,062 пункта, и показывает, что текущие обязательства могут быть погашены наиболее ликвидными активами и активами быстрой реализации лишь на 25,5%. Уровень коэффициента быстрой ликвидности ниже рекомендуемого значения (0,7 -0,8) и указывает на то, что сумма ликвидных активов предприятия не соответствует требованиям текущей платежеспособности.

    Коэффициент текущей ликвидности за анализируемый период уменьшился на 0,419 пункта и составил в 2017 году 1,126. Значение коэффициента ниже рекомендуемого уровня (2).

    Помимо коэффициентного анализа прогнозирование вероятности банкротства может быть осуществлено также с помощью соответствующих математических моделей.

    Самой простой моделью прогнозирования вероятности банкротства является двухфакторная модель Альтмана.

    Прогноз вероятности банкротства предприятия по двухфакторной модели приведем в таблице 8.

    Согласно данным таблицы 8 показатель Z<0, т.е. вероятность банкротства предприятия меньше 50%.



    Таблица 8 - Прогноз вероятности банкротства предприятия по двухфакторной модели

    Показатель 2015 год2016 год2017 годИзменение (+/-)

    2017г. к2015г.2016г.Коэффициент текущей ликвидности0,7070,6741,1260,4190,452Доля заемных средств в пассивах0,830,930,930,1-Показатель вероятности банкротства (Z)-1,099-1,058-1,543-0,444-0,485Вероятность банкротства<50%<50%<50%--

    Наиболее точными являются многофакторные модели прогнозирования банкротства, которые обычно состоят из 5 7 финансовых показателей.

    Прогноз вероятности банкротства предприятия по пятифакторной модели Э. Альтмана приведем в таблице 9.

    Таблица 9 - Прогноз вероятности банкротства предприятия по пятифакторной модели Э. Альтмана

    Показатель 2015 год2016 год2017 годИзменение (+/-)

    2017г. к2015г.2016г.Всего активов, тыс.руб.6 2995 6005 109-1190-491Собственные оборотные средства, тыс.руб.-1 552-2 222-2 572-1020-350Прибыль до налогообложения, тыс.руб.3442563

    -341

    -253Чистая прибыль, тыс.руб.275216-17-292-233Собственный капитал, тыс.руб.1 064409336-728-73Заемные средства, тыс.руб.5 2355 1914 773-462-418Выручка от реализации, тыс.руб.9 1248 7716 960-2164-1811Доля собственных оборотных средств в активах (Х1)-0,246-0,397-0,503-0,257-0,106Рентабельность активов, исчисленная по чистой прибыли (Х2)0,0440,039-0,003-0,047-0,042Рентабельность активов, исчисленная по прибыли до налогообложения (Х3)5,4614,5710,059-5,402-4,512Соотношение собственного капитала и заемных средств (Х4)0,2030,0790,070-0,133-0,009Коэффициент трансформации (отдача всех активов) (Х5)1,4481,5661,362-0,086-0,204Показатель вероятности банкротства (Z)19,35816,2770,990-18,368-15,287Вероятность банкротстваОчень низкаяОчень низкаяОчень высокая--Данные таблицы 9 показывают, что вероятность банкротства в 2017 году очень высокая, а в 2015 - 2016 гг. очень низкая.

    Все это свидетельствует о необходимости разработки комплекса мероприятий по повышению финансовой устойчивости ООО «Мираж» с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

    Таблица 10 - Диагностика банкротства по 4-х факторной модели Альтмана

    Показатели 2015 год2016 год2017 годИзменение (+/-)

    2017г. к2015г.2016г.Оборотные активы 368329692201-1482-768Прибыль до налогообложения 3442563-341-253Краткосрочные пассивы 520744021955-3252-2447Выручка 912487716960-2164-1811Материальные активы 215921742891732717Операционные активы 261626312908292277К1 - отношение прибыли до налогообложения к материальным активам0,160,120,001-0,159-0,119К2 - отношение оборотных активов к краткосрочным пассивам0,710,671,130,420,46К3 - отношение выручки от продаж товаров к материальным4,234,032,41-1,82-1,62К4 - отношение операционных активов к операционным расходам35,816,821,9-13,95,1Значение 69,3847,6942,89-26,49-4,8Z>1,425 - малая вероятность

    Z˂1,425 большая вероятность Z>1,425 Z>1,425 Z>1,425 --

    Вероятность банкротства по 4-х факторной модели Альтмана показала малую вероятность, т.к. все показатели Z>1,425.

    Таблица 11 - Диагностика банкротства по модели: Донцовой и Никифоровой

    ПоказателиНормаНа

    31.12.

    2015 г. Балл На

    31.12.

    2016 г.Балл На

    31.12.

    2017 г.Балл Изменение (+/-)

    2017г. к2015г.2016г.Коэффициент покрытия (Кт.л.)

    >2,00,70700,67401,1260,950,4190,452Коэффициент быстрой ликвидности (Кб.л.)>0,6-0,80,31700,38500,2550-0,062-0,130


    Продолжение таблицы 11


    ПоказателиНормаНа

    31.12.

    2015 г. Балл На

    31.12.

    2016 г.Балл На

    31.12.

    2017 г.Балл Изменение (+/-)

    2017г. к2015г.2016г.Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка.л.)

    >0,20,00600,0100,01400,0080,004Доля оборотных средств в активах-0,246-0,397-0,503-0,257-0,106Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами0,1-0,420-0,750-1,170-0,75-0,42Коэффициент капитализации˂1,50,038,50,668,50,898,50,860,23Коэффициент финансовой независимости0,50,1720,0700,070-0,1-Коэффициент финансовой устойчивости0,6-0,80,171,40,211,40,6270,450,41Минимальное значение границы11,99,916,45-

    Из данных таблицы 11 следует, что за весь исследуемый период балльная оценка финансового состояния предприятия относится к 5 группе риска, т.е. предприятия высочайшего риска, практически несостоятельное.

    Оценка потенциального банкротства предприятия за 2015-2017гг. на основе модели Бивера.

    Таблица 12 - Диагностика банкротства по модели Бивера

    Показатели 2015 год2016 год2017 годИзменение (+/-)

    2017г. к 2015г.2016г.Коэффициент Бивера = (Чистая прибыль + Амортизация)/Заемные средства0,140,130,12-0,02-0,01Коэффициент текущей ликвидности0,7070,6741,1260,4190,452Экономическая рентабельность =Чистая прибыль / Активы в %0,0440,039-0,003-0,0470,042


    Продолжение таблицы 12


    Показатели 2015 год2016 год2017 годИзменение (+/-)

    2017г. к 2015г.2016г.Финансовый леверидж =Заемный капитал / Баланс в %0,830,930,930,1-Коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами = (Собственный капитал − Внеоборотные активы)/ Сумма активов-0,25-0,4-0,5-0,25-0,1Характеристика 3 группа 3 группа 3 группа

    Согласно данным диагностики банкротства по модели Бивера, за все три последние года предприятие относилось к 3 группе риска, т.е. предприятие находится за 1 год до банкротства.

    Далее рассмотрим диагностику банкротства по модели Лисса.

    Таблица 13 - Диагностика банкротства по модели Лисса

    Показатели 2015 год2016 год2017 годИзменение (+/-)

    2017г. к 2015г.2016г.Текущие активы 368329692201-1482-768Сумма активов 6 2995 6005 109-1190-491Заемный капитал 5 2355 1914 773-462-418Нераспределенная прибыль1054399326-10,3-73Чистые активы 1 064409336-728-73Прибыль до налогообложения 3442563-341-253Прибыль от реализации 9 1248 7716 960-2 164-1811К1 (п.1/п.2)0,580,530,43-0,15-0,1К2 (п.7/п.2)1,451,571,36-0,09-0,21К3 (п.4/п.2)0,170,070,06-0,11-0,01К4 (п.5/п.3)0,20,080,07-0,13-0,01Значение 0,1790,1810,155-0,024-0,026Оценка значений

    ˂ 0,037 - высокая

    0,037 невелика 0,037 0,037 0,037

    Согласно диагностики банкротства по модели Лисса мы видим, что за все три последних года вероятность банкротства невелика, т.к. показатель составил 0,037.



    Таблица 14 - Диагностика банкротства по модели Таффлера

    Показатели 2015 год2016 год2017 годОтклонение 2017-2015Текущие активы 368329692201-1482Сумма активов 6 2995 6005 109-1190Краткосрочные обязательства 520744021955-3252Сумма обязательств5 2355 1914 773-462Прибыль от реализации 417413132-285Чистые активы 1 064409336-728Выручка 9 1248 7716 960-2 164К1 (п.5/п.3)0,080,090,07-0,01К2 (п.1/п.4)0,70,570,46-0,24К3 (п.3/п.2)0,830,790,38-0,45К4 (п.7/п.2)1,451,571,36-0,09Значение 0,510,510,39-0,12Оценка значений

    < 0,2 очень высокая вероятность банкротства

    > 0,3 вероятность банкротства невелика> 0,3> 0,3> 0,3

    Согласно диагностики банкротства по модели Таффлера мы видим, что показатель за три последние года составил 0,3, т.е. вероятность банкротства невелика.

    Таблица 15 - Диагностика банкротства по модели Дюрана

    Показатели 2015 год2016 год2017 годОтклонение 2017-2015Рентабельность активов, %4,43,9-0,3-4,7Коэффициент текущей

    ликвидности0,7070,6741,1260,419Коэффициент автономии0,170,070,07-0,10Границы классов4 класс4 класс4 класс

    Согласно диагностики банкротства по модели Дюрана видим, что за все три последние года предприятие относилось к 4 классу, т.е. предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению.

    Таким образом, руководству предприятия необходимо применять конкретные меры по решению этих проблем. Некоторые из них, которые помогут улучшить финансовое состояние предприятия, предложены с экономическим обоснованием в следующем разделе.

    3. Мероприятия по совершенствованию антикризисного управления предприятия

    3.1. Пути снижения финансовых рисков в деятельности предприятия

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Мираж» позволяет признать, что одной из основных проблем работы организации являются излишки товарных запасов, высокие темпы роста дебиторской задолженности и недостаток денежных средств (низкие показатели ликвидности и платежеспособности). Реализация излишков товарных запасов на складе ООО «Мираж» позволит увеличить выручку от реализации. В целях увеличения объемов реализации разработаем систему стимулирования сбыта и усиление контроля расчетно-платежной дисциплины.

    Планирование комплекса стимулирования сбыта предполагает логическую последовательность формирования процедур по постановке целей маркетинга, выбора стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению. Разработаем программу стимулирования сбыта на 2018 год, учитывая потребности населения и юридических лиц.

    Основными задачами программы стимулирования сбыта в ООО «Мираж» являются:

    1. Расширение круга покупателей среди населения;
    2. Увеличение объемов продаж за счет внедрения более совершенной системы стимулирования персонала;
    3. Увеличение объемов продаж за счет внедрения эффективной рекламной компании и проведения дополнительных акций.

    Таблица 16 Программа стимулирования сбыта в ООО «Мираж»

    Наименование мероприятияСроки проведенияОбучение старшего продавца маркетинговой деятельностиИюль 2018 годаРазработка и утверждение программы стимулирования сбытаАвгуст сентябрь 2018 годРеконструкция интерьера магазина ООО «Мираж»Октябрь 2018 годаСовершенствование системы мотивации персонала Ноябрь, 2018 годаПри разработке программы следует учитывать потребности населения (физических лиц). На следующем этапе рассчитаем затраты на проведение данных мероприятий по продвижение товаров ООО «Мираж».

    1. Обучение старшего продавца магазина маркетинговой деятельности

    Для ООО «Мираж» экономически нецелесообразным является расширение штата сотрудников за счет работников маркетинга. Наиболее оптимальным вариантом является обучение персонала, работающего с ООО «Мираж» длительный период и зарекомендовавшего себя с положительной стороны. Для обучения маркетинговой деятельности был выбран старший продавец.

    В качестве обучающей программы была выбрана программа «Организация и управления маркетингом на предприятии».

    Таблица 17 Основные характеристики обучения маркетинговой деятельности старшего продавца

    ПоказательХарактеристикаСрок проведения обученияИюль 2018 года (10 дней)Место проведенияПермь, РМЦПКФорма обученияВечерняяСтоимость обучения30000 рублейКоличество сотрудников 1

    По итогам обучения выдается удостоверение государственного образца. На предприятии должны быть внесены соответствующие изменения в должностную инструкцию старшего продавца с прописанием новых функциональных обязанностей.

    В связи с расширением функциональных обязанностей оклад сотрудника будет увеличен на 3000 рублей, отчисления на страховые взносы 30 % - 900 рублей.

    Таким образом, дополнительные затраты в год на оплату труда 46800 рублей.

    Ответственность за реализацию дальнейших маркетинговых мероприятий несет старший продавец ООО «Мираж».

    2. Разработка и утверждение программы стимулирования сбыта, август-сентябрь 2018 года

    Задачей программы стимулирования сбыта является завоевание большей доли рынка сбыта. Разработаем проект рекламной компании. Для населения одним из вариантов стимулирования является проведение конкурсов. Конкурсы планируется проводить периодически 1 раз в квартал.

    Порядок проведения конкурсов следующий.

    В конкурсе будут принимать участие население г.Перми. Для населения минимальная сумма чека для участия в конкурсе составляет 1000 рублей. Участник конкурса, набравший наибольшую сумму покупок (должен приложить чеки), становится победителем конкурса. Ему вручается обещанный приз. Другие участники, имеющие достаточно большие суммы покупок, но не ставшие победителями, получают небольшие утешительные призы.

    Кроме того, с конкурсами тесно переплетаются лотереи. Лотереи планируется проводить в предпраздничные периоды времени, то есть декабрь, февраль, март, сентябрь. Участники лотереи исключительно население. Лотереи - это мероприятия по стимулирования сбыта, в которых будут разыгрываться призы а именно товары из ассортимента ООО «Мираж». Участником лотереи становится каждый покупатель (только население) при покупке товара в магазине ООО «Мираж». Покупателю, сделавшему покупку на 500 рублей, продавец предлагает достать билетик, развернув который покупатель узнает выиграл он подарок или нет.

    Важным моментом является система распространения сведений о программе стимулирования сбыта.

    В качестве средств распространения информации о проведении конкурсов и лотерей будут только объявления. Объявления будут напечатаны на листах формата А4 и представлены покупателям. Для постоянных клиентов и предприятий также планируется использовать смс-рассылку и почтовые письма с приглашением к участию в конкурсах. Название и сроки проведения лотереи и конкурсов устанавливаются в зависимости от времени проведения.

    Проанализируем затраты на стимулирование сбыта в ООО «Мираж».

    Конкурсы:

    1. стоимость распечатки цветного объявления 20 руб. * 10 листов = 200 руб.
    2. оповещением посредством смс и почтовых писем 300 рублей
    3. стоимость главного приза в денежном выражении для населения 1000 руб.
    4. стоимость «утешительных» призов и призов за небольшие конкурсы (для населения)

    10 * 50 руб. = 500 руб.

    1. стоимость главного приза в денежном выражении для предприятий 3000 руб.
    2. стоимость «утешительных» призов и призов за небольшие конкурсы (для предприятий)

    5 * 300 руб. = 1500 руб.

    Итого 6500 рублей

    Программой предусмотрено проведение 4 конкурсов в год 26000 рублей

    Лотереи:

    Для проведения лотереи также необходимо напечатать объявления, купить барабан для билетиков, распечатать билетики, свернуть и скрепить. Поэтому затраты составят:

    1. стоимость распечатки цветного объявления 20 руб. * 5 листов = 100 руб.
    2. стоимость распечатки билетиков 3 руб. * 100 листов = 300 руб.
    3. стоимость главного приза в денежном выражении 500 руб.
    4. затраты на прочие призы 800 руб.

    Итого 1700 руб.

    Программой закладывается проведение 5 лотерей за год 1700*5 = 8500 рублей.

    Представим затраты на проведение лотереи и конкурсов в таблице 18.

    Таблица 18 - Затраты на проведение конкурсов и лотереи в ООО «Мираж»

    ЗатратыКоличествоСтоимость 1 ед., руб.Общая стоимость, руб.Распечатка цветного объявления о проведении конкурсов10 листов20200Стоимость главного приза в денежном выражении за участие в конкурсе1 шт.10001000Стоимость «утешительных» призов и призов за небольшие конкурсы1050500Распечатка цветного объявления о проведении лотереи5 листов20100Распечатка билетиков100 листов3300Стоимость главного приза в денежном выражении за участие в лотерее1 шт.500500Прочие призы4200800ИТОГО-3400

    Итак, с учетом периодичности проведении конкурсов и лотерей бюджет затрат на стимулирование сбыта за год составят 34500 руб.

    Кроме того в целях увеличения узнаваемости предприятия целесообразно провести следующие мероприятия по стимулированию сбыта в ООО «Мираж». Охарактеризуем затраты и сведем их в дальнейшем в таблицу 19.

    1.журнал «Выбирай»

    Планируется 5 выпусков ½ страницы (А4):

    Стоимость (1/2 страницы) 4000 руб.

    5 вып. * 4000 руб. = 20000 руб.

    2.Реклама в периодических изданиях

    Глянцевый журнал «Business».

    Размещение в глянцевом журнале «Business».

    Выходит 1 раз в месяц. Тираж 10000 экз. Распространение через сеть стоек в магазинах.

    3.Реклама на радио

    Стоимость ролика продолжительностью 40 секунд составит 10000 рублей.

    Итак, представим в форме таблицы 17 сумму затрат на стимулирование сбыта в магазине.

    Рассчитаем затраты, необходимые для реализации программы стимулирования сбыта.

    Таблица 19 - Затраты на реализацию программы стимулирования сбыта, руб.

    Направления затратСуммаРазмещение в журнале «Выбирай»20000Размещение в журнале «Business»15000Реклама на радио 10000ИТОГО45000

    Таким образом, общий бюджет затрат составит 34500 + 45000 = 79500 рублей в год.

    3. Реконструкция интерьера магазина в ООО «Мираж», октябрь 2018 года

    В настоящий момент вывеска на фасаде здания требует обновления. Стоимость обновления вывески на фасаде здания составит 35000 рублей (единовременные затраты).

    4 . Совершенствование системы мотивации персонал, ноябрь 2018 года

    В целях увеличении выручки предприятия наиболее оптимальным вариантом является внедрение системы личных продаж. При этом на предприятии система реализации должна быть организована таким образом, чтобы была учтена индивидуальная работа каждого сотрудника ООО «Мираж».

    Для рейтинговой оценки торгового персонала планируется разработать и внедрить компьютерную программу, учитывающую индивидуальную работу каждого сотрудника.

    Основные критерии для оценки эффективности работы торгового персонала приведены в таблицы 20.




    Таблица 20 Форма оценки индивидуального вклада персонала в работу магазина ООО «Мираж»

    КритерийБалл Стаж работыОт 1 до 5 балловОбразованиеОт 1 до 10 балловПриветливость, добродушиеОт 1 до 10 балловГрамотное деловое общениеОт 1 до 10 балловЗнание товараОт 1 до 20 балловУмение убеждатьОт 1 до 10 балловСумма покупкиОт 1 до 20 баллов

    В программе также основные критерии могут варьироваться на более детальные. Так сумма покупки, например, предусматривает:

    От 100 до 1500 рублей 5 баллов

    От 1501 до 2500 рублей 10 баллов

    От 2501 до 5000 15 баллов

    Более 5001 20 баллов

    Затраты на совершенствование системы мотивации персонала представлены в таблице 21.

    Таблица 21 Затраты на совершенствование системы мотивации персонала

    Наименование затратСумма, рублейПриобретение компьютерной программы20000Расходные материалы2000Выезд специалиста1000Обучение работы персонала3000Итого (единовременно)26000Ежемесячное обслуживание1000Услуга «Тайный покупатель»700Итого в месяц/год1700/20400

    Итак, затраты на совершенствование системы мотивации персонала предусматривают разработку такой системы, которая будет учитывать индивидуальный вклад каждого сотрудника ООО «Мираж». Оценка будет проводиться каждым покупателем и фиксироваться в компьютерной программе с указанием фамилии/имени/отчества продавца и его персональных данных. По окончании месяца в программе формируется отчет об эффективности каждого сотрудника магазина. По результатам такого отчет руководство предприятия будет принимать решение о совершенствовании образовательного уровня персонала (проведением обучающих семинаров, курсов и т.д.). Затраты в год составят 46400 рублей, из них 26000 рублей единовременные затраты.

    Итак, внедрение данного комплекса мероприятий по стимулированию сбыта позволит увеличить объемы реализации и существенно улучшить качество обслуживания в ООО «Мираж».

    3.2. Экономическая эффективность разработанных мероприятий

    Эффективность проекта предполагает увеличение выручки при оптимальном уровне затрат. Представим в форме таблицы 22 соотношение затрат и прироста выручки.

    Таблица 22 Ожидаемый прирост выручки за счет внедрения программы маркетинга

    Наименование мероприятияЗатраты Прирост выручкиОбучение менеджера торгового зала маркетинговой деятельности768007 %-стоимость обучения30000-дополнительные затраты на оплату труда46800Разработка и утверждение программы стимулирования сбыта674005 %-проведение конкурсов и лотерей34500-другие методы стимулирования сбыта45000Реконструкция интерьера 350003%Совершенствование системы мотивации персонала 464004 %- затраты на установление компьютерной программы26000- ежемесячные затраты20400ИТОГО247700

    Итак, затраты на реализацию данной программы маркетинга составят 247700 рублей. Ожидаемый прирост выручки на 19 % или 1322,4 тыс. рублей.

    Для расчета показателей прибыли составим прогнозный отчет о прибылях и убытках ООО «Мираж».

    Результаты представим в форме таблицы 23.

    Таблица 23 Прогнозный отчет о прибылях и убытках

    Показатель2017 г.ПрогнозИзменениеАбсолютное, тыс. рублейОтносительное, %Товарооборот, тыс. рублей69608282,41322,4119Себестоимость, тыс. рублей68287053,6225,6103,3Валовый доход, тыс. рублей1321228,81096,8930,9Рентабельность продаж, %1,914,812,9778,9

    Таким образом, внедрение проектируемой программы совершенствования деятельности предприятия ООО «Мираж» позволит увеличить объемы реализации на 1322,4 тыс. рублей в год, а валовая прибыль увеличится на 1096,8 тыс. рублей. Рентабельность продаж вырастет на 12,9%.




    Заключение

    Таким образом, антикризисное управление это специфическая область финансового менеджмента, требующая знаний в области финансов фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности предпринимательской фирмы и т.д.

    Управление кризисным положением фирмы основывается на определенных принципах, основными из которых являются:

    • осознанность принятия рисковых решений;
    • сопоставимость уровня рискованности осуществляемых финансовых сделок или операций с уровнем их доходности;
    • сопоставимость уровня рискованности осуществляемых финансовых сделок или операций с финансовыми возможностями предприятия;
    • экономичность управления рисками;
    • учет влияния временного фактора при управлении финансовыми рисками;
    • сопоставимость финансовой стратегии фирмы со стратегией управления финансовыми рисками фирмы.

    Анализ управления финансовыми рисками был проведен на примере ООО «Мираж», занимающееся торговой деятельностью.

    Анализ экономических данных позволяет сделать вывод, что выручка от реализации товаров снизилась в 2017 году по сравнению с 2015 годом на 2164 тыс.руб., или 23,7%, что связано со снижением спроса на услуги предприятия. Себестоимость уменьшилась на 1879 тыс.руб., или на 21,6%. Следовательно, снизилась и прибыль от продаж на 285 тыс. руб. (81,6%). В анализируемом периоде произошло увеличение прочих доходов и расходов, соответственно на 4 тыс.руб. и 60 тыс.руб. В 2017 году чистая прибыль составила (-17) тыс.руб., что ниже показателя чистой прибыли 2015 года на 292 тыс.руб. Снижение чистой прибыли в 2017 году привел к снижению рентабельности продаж, которая составила в 2017 году (-0,24%) и уменьшилась за анализируемый период на 3,26 процентных пункта.

    Оценка структуры баланса свидетельствуют о том, что в 2017 году структура баланса неудовлетворительна, у предприятия в ближайшее время отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность.

    Проведенные исследования позволили выявить необходимость улучшения финансовой устойчивости и вывод предприятия из кризисного финансового состояния

    В связи с этим в работе были проведены следующие мероприятия:

    1. Расширение круга покупателей среди населения;
    2. Увеличение объемов продаж за счет внедрения более совершенной системы стимулирования персонала;
    3. Увеличение объемов продаж за счет внедрения эффективной рекламной компании и проведения дополнительных акций.

    Предложенные мероприятия по улучшению платежеспособности позволят предприятию получить экономический эффект в размере 1096,8 тыс. руб. и окажут положительное воздействие на финансовое состояние ООО «Мираж».



    Список использованных источников


    1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 30 ноября 1994 г.: по состоянию на 06.08.2017 г.] [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 16 июня 1998 г.: по состоянию на 27.07.2017 г.] [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) предприятий Российской Федерации: федер. закон № 127-ФЗ: [принят Гос. Думой 26 октября 2002 г.: по состоянию на 02.06.2016 г.] [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете Российской Федерации: федер. закон № 129-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 ноября 1996 г.: по состоянию на 04.11.2014 г.] [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
    2. Анализ и диагностика средств финансово-хозяйственной функции деятельности граждан предприятия: учебное общества пособие уровня / А.Н. Савиных. - М.: КНОРУС, 2015. - 300 с.
    3. Анализ финансовой функции отчетности: учебное общества пособие уровня / Т.А. Пожидаева. - 2 е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 320 с.
    4. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и статистика, 2014.- 384 с.
    5. Бариленко, В.И. Экономический анализ: учебное пособие / В.И. Бариленко, В.В. Бердников, Е.И. Бородина. - М.: Эксмо, 2016. - 352 с.
    6. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2015. - 372 c.
    7. Батуев М.В. Анализ финансового состояния //Аудит и финансовый анализ - 2016. - № 2. - С.51
    8. Варламова, Т.П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.П. Варламова, М.А. Варламова. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 c.
    9. Владимирова, Т.А., Соколов, В.Г. Анализ финансовой отчетности предприятия. Методические указания к курсовой работе. Новосибирск: СИФБД, 2014. - 254с.
    10. Воронина, М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М.В. Воронина. - М.: Дашков и К, 2016. - 400 c.
    11. Гинзбург А. И. Экономический источников анализ: Учебник для жизни вузов. 3-е изд. Стандарт третьего управления поколения. - СПб.: Питер, 2015. - 448 с.
    12. Глазунов В.М. Анализ финансового состояния предприятия / В.М. Глазунов// Финансы.- 2015.- №2.- С.27
    13. Гончаров А. И. Финансовое общества оздоровление уровня предприятия: методология факторов и механизмы реализации органов // Финансы № 11. 2017. с. 68-69
    14. Данилин, В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: учебное пособие / В.И. Данилин. - М.: Проспект, 2015. - 376c.
    15. Дмитриева Е.Н. Как провести экспресс-оценку финансовой отчетности. // Финансовый директор. - 2015. - №11. - С.17-18.
    16. Екимова, К.В. Финансовый менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / К.В. Екимова, И.П. Савельева, К.В. Кардапольцев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 c.
    17. Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнёва, А.В. Харсеева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 340 c.
    18. Казакова Н.А. Предпосылки становления новой экономической специальности аналитика.- Экономический анализ: теория и практика.- 2017.- №7.- С.58-59
    19. Кандрашина, Е.А. Финансовый менеджмент: Учебник / Е.А. Кандрашина. - М.: Дашков и К, 2015. - 220 c.
    20. Канке, А.А., Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
    21. Карасева, И.М., Ревякина, М.А. Финансовый менеджмент: уч. пособие/ под ред. Ю.П. Анискина.- М.: Омега-Л, 2015.- 335 с.
    22. Климова Н. В.Экономический анализ. - СПб.: Питер, 2014. - 192с.
    23. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2016. - 352 c.
    24. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015. - 1104 c.
    25. Кокин, А.С. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.С. Кокин, В.Н. Ясенев. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 511 c.
    26. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с.
    27. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Коршунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 407 c.
    28. Крылов, Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учебное пособие. 2016. 720с.
    29. Максимов Е.И. Финансовый анализ как инструмент эффективного управления // Финансы. 2016. № 19. С. 12−16.
    30. Незамайкин, В.Н. Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 467 c.
    31. Никольская, Э.В., Лозинская, В.Б. Финансовый анализ. М.: МГАП Мир книги, 2014. - 364с.
    32. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2014.- 512 с.
    33. Пласкова, Н.С. Анализ финансовой отчетности: учебник. - М.: Эксмо, 2015. - 384 с.
    34. Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Эксмо, 2014. - 704 с.
    35. Пригожин, А. Организационная диагностика // Маркетинг. 2014, № 4. - С. 9-11.
    36. Ракицкий, К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинга, 2015. - 684 с.
    37. Ревенко, П. Финансовая бухгалтения/ П. Ревенко, Б. Вольфман, Т. Киселева М.:ИНФРА-М, 2014.- 513 с.
    38. Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина.- М.: ИНФРА-М, 2014.- 296 с.
    39. Тютюкина, Е.Б. Финансы организаций (предприятий): учебник / Е.Б. Тютюкина. - М.: Дашков и К, 2016. - 544 c.
    40. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности.- М.: ИНФРА-М.- 2015.- 415 с.
    41. Шеремет, А.Д., Негашев, Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческой организации.- М.: ИНФРА-М, 2016.- 208 с.










    Приложение



    Приложение 1 Отчет о финансовых результатах за 2015-2016гг.

    Приложение 2 Отчет о финансовых результатах за 2016-2017гг.

    Приложение 3 Бухгалтерский баланс за 2015-2017гг.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовый риск (антикризисное управление) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.