Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансы торговли

  • Вид работы:
    Другое по теме: Финансы торговли
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    24.05.2018 0:15:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



    Факультет _____________________________________________


    Кафедра Экономики и финансов




    КУРСОВАЯ РАБОТА


    По дисциплине "Финансы организаций (предприятий)"



    Студента ________________________________



    На тему: "Особенности организации финансов торговли"




    Автор работы:

    ______________


    Научный руководитель:

    _______________




    Дата сдачи:

    "____" __________201__г.


    Дата защиты:

    "_____" ___________201__г.

    Оценка ________________


    Москва 2017


    Оглавление


    Введение3

    1. Особенности финансов торговли5

    1.1 Состав и структура финансовых ресурсов предприятий торговли5

    1.2 Особенности формирования финансовых результатов торговых организаций11

    2. Анализ управления финансами ООО «АМЕЛИЯ» за 2014-2016 годы16

    2.1 Общая оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности16

    2.2 Анализ финансового состояния ООО «АМЕЛИЯ»19

    3. Основные направления совершенствования управления финансами ООО «АМЕЛИЯ»23

    Заключение27

    Список использованных источников28

    Приложения30



    Введение


    Актуальность темы исследования. Изначально формирование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования происходит в процессе его создания посредством формирования уставного капитала, который вкладывается в основные и оборотные средства. Источниками формирования уставного капитала могут выступать: акционерный капитал; паевые взносы членов кооператива; собственный капитал предпринимателя; долгосрочные кредиты и займы; средства бюджета и т.п.

    Субъекты хозяйствования осуществляют свою деятельность по принципу полного хозяйственного (коммерческого) расчета и самофинансирования. Очевидно, что в условиях рыночной экономики субъекты хозяйствования осуществляют собственную деятельность на началах коммерческого расчета, который нацелен в отличие от хозяйственного расчета не на выполнение плана, а на обязательное получение необходимого размера прибыли. В связи с этим эффективность организации финансов хозяйствующих субъектов играет определяющую роль в их развитии.

    Специфика финансов сферы торговли (сферы товарного обращения) заключается в таких моментах:

    - субъекты хозяйствования торговой сферы выступают как связующее звено между производством продукции и ее потреблением, являются способствующими завершению кругооборота продукта общественного производства;

    - в деятельности торговых субъектов экономики сочетаются операции производственного характера (по закупке, хранению, фасовке и т.п.) с непроизводственными, которые связаны со сменой собственников, то есть непосредственным образом продажей продукции;

    - субъекты хозяйствования торговой сферы в зависимости от характера их деятельности и назначения делят на организации оптовой торговли и организации розничной торговли;

    - торговлей не создается дополнительная потребительная стоимость и т.д.

    Объект исследования ООО «АМЕЛИЯ» Московской области, которое занимается оптовой и розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами.

    Предмет исследования формирование финансов торговой организации.

    Цель работы оценить результативность формирования финансовых ресурсов.

    Задачи работы:

    - рассмотреть состав и структуру финансовых ресурсов предприятий торговли;

    - раскрыть особенности формирования финансовых результатов торговых организаций;

    - охарактеризовать деятельность ООО «АМЕЛИЯ»;

    - проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;

    - провести анализ финансового состояния предприятия;

    - определить основные направления совершенствования управления финансами.

    Методы исследования: метод сравнения, методы индукции и дедукции, табличный метод, индексный метод, коэффициентный метод.

    Теоретической базой курсовой работы выступили труды таких авторов, как: Амбрасенок М.В., Жилкина А.Н., Кабанцева Н.Г., Николаева Т.П. и др.

    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, заключения, трех глав, списка использованных источников и литературы и приложений.


    1. Особенности финансов торговли


    1.1 Состав и структура финансовых ресурсов предприятий торговли


    Финансы торговой компании представляют собой систему денежных отношений в сфере обращения, посредством которых происходят образование и использование целевых фондов денежных средств [10, с.846].

    Финансами выполняются три важнейшие функции [9, с.24]:

    1. оперативная, т.е. обеспечивают они денежными ресурсами всю хозяйственную деятельность торговых компаний. С этой целью они в соответствии с финансовым планом определяют потребность в средствах, источники их поступления и регулируют использование средств;
    2. распределительная, т.е. распределяют денежные доходы торговых компаний и формируют различного рода фонды денежных средств,
    3. контрольная, т.е. осуществляют контроль за кругооборотом средств, их распределением и использованием. Эта функция охватывает все стороны хозяйственной деятельности торговой компании движение и использование основных и оборотных средств, оплату труда работников, погашение кредитов банковских учреждений и ссуд, оплату счетов поставщиков и т.д.

    Существует разница между понятиями «финансы» и «финансовые ресурсы». Последние являются результатом функционирования финансов торговли. Помимо всего этого, финансы не охватывают всех денежных отношений. Денежные отношения, которые связаны с проведением процесса купли-продажи, ценообразования, в понятие «финансы» не включают.

    Финансовые ресурсы представляют собой совокупность всех денежных средств, накоплений, которые находятся в распоряжении торговых компаний. Иначе говоря, только та часть выручки, которая непосредственным образом остается у торговых фирм в виде дохода, включается в состав финансовых ресурсов [14, с.33].

    По собственному экономическому содержанию выделяют финансовые ресурсы, которые обеспечивают основную хозяйственную деятельность торговой компании, воспроизводство основных фондов торговли, оплату труда торговых работников и переподготовку кадров, удовлетворение нужд социально-бытового и другого характера.

    В ходе осуществления собственной хозяйственной деятельности торговыми фирмами образуются фонды материальных и денежных средств, которые по их экономическому содержанию подразделяются на основные фонды, оборотные фонды и фонды обращения. Такого рода деление является обусловленным ролью их в кругообороте и порядком перенесения стоимости на продаваемый товар.

    К основным фондам относят средства труда. Стоимость, которая переносится основными фондами на товар, образует амортизационный фонд, суммы которого расходуются торговыми компаниями на возмещение изношенных основных фондов торговли.

    Оборотные фонды - предметы труда в них включают некоторые виды тары, материалы для нужд хозяйственного характера, топливо, спецодежду, а вместе с тем сырье, которое используется торговыми организациями внедомашнего питания.

    К фондам обращения относят: товарные запасы текущего хранения; запасы товаров сезонного характера; товары досрочного завоза в торговую сеть на базах, складах и в пути; готовую продукцию в организациях общепита, а вместе с тем денежные средства в кассе торговой компании, в пути, на расчетном и иного рода счетах в банковском учреждении; средства, которые вложены в расчеты, и задолженность дебиторов.

    Оборотные фонды и фонды обращения в отличие от основных фондов торговли постоянно обновляются и полностью переносят собственную стоимость на продаваемый товар за один оборот.

    Денежные средства торговых организаций можно классифицировать таким образом:

    1. согласно их экономическому содержанию;
    2. согласно отраслям деятельности;
    3. согласно назначению и направлениям их использования;
    4. согласно источникам образования финансовых ресурсов [2, с.22].

    Согласно экономическому содержанию денежные средства торговых компаний делят на основные и оборотные средства. В отличие от фондов материальных средств основные и оборотные средства торговых компаний не расходуются и не потребляются, а происходит их авансирование. Основные и оборотные средства выступают в качестве денежной формы основных и оборотных фондов. Происходит авансирование основных средств в основные фонды, оборотных - в оборотные фонды и фонды обращения.

    Оборотные средства (оборотный капитал) представляют собой денежные средства, которые вложены в оборотные фонды и фонды обращения и служат в качестве обеспечения финансового характера всей предпринимательской деятельности.

    Оборотные средства выступают в качестве одной из составных частей имущества торговой компании. Состояние и уровень эффективности их использования выступает в качестве одного из важнейших условий успешности функционирования торговой компании.

    Оборотные средства являются, прежде всего, стоимостной категорией.

    Являясь стоимостью в денежной форме, оборотные средства не расходуются, не потребляются, а авансируются в оборотные фонды и фонды обращения и совершают непрерывный кругооборот, в процессе которого меняют форму стоимости (денежная - товарная - денежная) и обслуживают процесс товарного обращения.

    Авансирование является одной из отличительных черт оборотных средств. В качестве временного критерия для авансирования оборотных средств выступает не квартальный или годовой объем фондов: а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий.

    Основная масса оборотных средств торговых фирм является авансированной в товарно-материальные ценности - товары, производственные запасы и иного рода товарно-материальные ценности. Порядка 80% оборотных средств в запасах товарно-материальных ценностей являются товарами [3, с.173].

    К оборотным средствам относят вместе с тем денежные средства в кассе, на расчетном счете и в пути, расходы будущих периодов, а также дебиторскую задолженность.

    Отечественная практика предполагает нормирование, т.е. установление плановых норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, за исключением денежных средств на расчетных счетах и средств в расчетах. Размер ненормируемых оборотных средств определяется в оперативном порядке.

    Оборотные средства торговой фирмы формируются за счет собственных, заемных и привлеченных источников финансового обеспечения.

    Первые играют главную роль в организации кругооборота фондов, так как компании, которые работают на основе коммерческого расчета, должны обладать определенного рода имущественной и оперативной самостоятельностью.

    Образование оборотных средств компании происходит в момент ее учреждения (создания уставного капитала). В качестве источника в данном случае выступают средства учредителей торговой фирмы. В процессе функционирования торговой фирмы источником пополнения оборотных средств является сумма чистой прибыли, а вместе с тем привлеченные в оборот компании средства (так называемые устойчивые пассивы). К ним относят такие: минимально переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда работникам торговой компании; переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами; задолженность кредиторам и пр. [11, с.848]

    Покрытие дополнительной потребности в оборотных средствах происходит за счет заемных средств - в основе своей, краткосрочных кредитов банковского учреждения. Размер заемных средств в обороте торговых фирм, особенно в инфляционных условиях, может в несколько раз превышать величину собственного оборотного капитала.

    Согласно отраслям деятельности денежные средства торговых организаций подразделяют на денежные средства розничных, оптовых компаний, организаций общественного питания и неторговой деятельности. Согласно профилю конкретной торговой компании структура денежных средств является различной, этим и обусловлено такого рода деление.

    Согласно назначению и направлениям использования финансовые ресурсы торговых компаний делят на централизованные, децентрализованные фонды денежных средств и резервы [13, с.41].

    Централизованные фонды денежных средств формируют в торговых фирмах, которые имеют достаточно широкую сбытовую сеть. Средства из централизованных фондов используют на оказание помощи финансового характера вновь открывающимся торговым компаниям, на капитальные вложения (инвестиции) на новое строительство основных средств торговли.

    Децентрализованные фонды денежных средств выступают в качестве формы проявления собственных средств торговых компаний. Согласно порядку образования и использования децентрализованные фонды делят на фонды общего (общехозяйственного) назначения и целевые (специальные).

    Фонды денежных средств общехозяйственного назначения предназначены для финансового обеспечения основной деятельности торговых компаний.

    Целевые (специальные) фонды денежных средств представляют собой собственные средства, которые предназначены для финансового обеспечения строго определенного рода целевых мероприятий.

    К целевым (специальным) относят фонды [9, с.24]:

    - оплаты труда, которые предназначены для стимулирования работников;

    - развития (производственного и социального развития), который предназначен для технического перевооружения, реконструкции,
    строительства, прироста суммы собственного оборотного капитала, содержания объектов социального и культурно-бытового назначения и пр.;
    - возмещения потерь от уценки товаров, который предназначен для
    вовлечения в оборот неходовых товаров и возмещения торговым
    компаниям расходов, которые связаны с проведением распродажи товаров по сниженным ценам.
    Децентрализованные фонды денежных средств торговых компаний имеют одну важную особенность - они полностью находятся в зависимости от результатов ведения хозяйственной деятельности компании.
    Согласно источникам и методам образования финансовых ресурсов выделяют собственные, привлеченные и заемные средства торговых компаний.

    Собственные средства формируются в торговой компании при ее учреждении, зачисляются в уставный капитал и далее увеличиваются за счет прибыли, которая также включается в состав собственных средств [11, с.848].

    Привлеченными средствами является кредиторская задолженность, в основном это задолженность поставщикам (разрыв между временем поступления и оплатой товаров).

    Заемные средства - это краткосрочные и долгосрочные кредиты банков. Необходимость заемных средств обусловлена несовпадением по времени затрат на покупку товаров и поступления выручки от их реализации. Привлекаются такие средства временно и на определенные цели.

    Кредит - один из важных источников формирования оборотных средств торговых фирм, при помощи которого размер оборотных средств приводится в соответствие с потребностью в них.

    Целевой характер предполагает, что кредит предоставляется под определенную, конкретную программу. Срочность кредита означает, что ссуды выдаются на срок, предусмотренный соответствующей программой. Принцип возвратности требует направления части выручки от реализации на погашение кредита. Обеспеченность товарно-материальными ценностями предполагает, что фирма должна иметь в наличии материальные ценности, под которые получены кредиты и реализация которых позволит погасить имеющуюся задолженность. Кредитование может быть краткосрочным, которое, как правило, применяется для текущей хозяйственной деятельности компаний, и долгосрочным - для кредитования инвестиций (капитальных вложений). В процессе кредитования банк должен контролировать соблюдение принципов и условий кредитования. Контроль осуществляется при оформлении и выдаче ссуд, а также при проверке обеспеченности кредитов.

    Финансы торговых организаций характеризуются такими отраслевыми особенностями:

    - структура активов, в которой основная часть представлена оборотными средствами в части товарных запасов;

    - структура источников финансирования, в которых основную долю занимает краткосрочный заемный капитал;

    - активное использование товарного кредита (временного лага оплаты товарных запасов);

    - специфические подходы к финансовому анализу и оценке финансового положения [9, с.25].

    Перечисленные отраслевые особенности напрямую влияют на управление финансами любой торговой организации. Важной чертой функционирования организаций торговли является высокий динамизм деятельности, поэтому функция контроля в финансах проявляется иначе6 нежели в других видах хозяйствующих субъектов.


    1.2 Особенности формирования финансовых результатов торговых организаций


    В соответствии с законодательством России конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества торговой организации и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

    Торговые организации, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают транспортные тарифы. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением) [13, с.39].

    Выручка от реализации для целей налогового учета определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются по методу начисления или кассовому методу. Иначе говоря, финансовый результат это итоговый результат деятельности торговой организации, организации за определенный период. Для организации это прибыль или убыток. Он отражает все стороны деятельности торговой организации и включает прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг, от финансовых вложений и кредитных операций (разность процентов полученных и уплаченных, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы), а также сальдо прочих доходов и расходов. Прибыль от продаж разница между продажной ценой на реализуемые товары или услуги, и затратами на их производство (приобретение).

    Торговая наценка это надбавка к цене товара при его реализации, необходимая для покрытия их затрат и получения определенной средней прибыли [8, с.102].

    Для торговой организации торговля - это обычный вид деятельности. Доходом от торговой деятельности является товарооборот (без вычитаемых налогов, то есть НДС, акцизов, экспортных пошлин). Товарооборот это обращение товаров, процесс продвижения их от производителя к потребителю.

    Товарооборот может быть [11, с.846]:

    1) оптовым, при котором продвижение товаров осуществляется крупными партиями от производства в розничную торговую сеть;

    2) розничным, основным критерием которого является доведение товаров непосредственно до потребителей.

    Расходом от торговой деятельности являются затраты на приобретение товаров (себестоимость товаров) и затраты, связанные с продажей товаров (расходы на продажу). Бухгалтерский учет реализации товаров в оптовой торговле ведется на сопоставляющем операционно-результатном счете 90 «Продажи».

    Согласно статье 39 Налогового кодекса РФ, реализацией товара признается передача права собственности на него покупателю. Торговые организации отгружают товар в соответствии с заключенными договорами.

    В бухгалтерском учете продаж (реализации) товаров в оптовой торговле руководствуются следующими понятиями, установленными Гражданским кодексом РФ [1]:

    - момент исполнения обязанности продавца передать товар (ст.458, 224 ГК РФ);

    - момент перехода риска случайной гибели товара (ст.459 ГК РФ);

    - момент возникновения (перехода) права собственности (ст.223 ГК РФ).

    Статьей 458 Гражданского кодекса РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент [1]:

    - вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

    - предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

    Моментом перехода риска случайной гибели и случайного повреждения товара к покупателю является момент, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи ему товара, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Хозяйственно-финансовая деятельность торговой организации, как правило, не ограничивается процессами снабжения, производства и сбыта (реализации) продукции. Может так сложиться, что определенная часть доходов будет получена от сдачи в аренду какого-либо амортизируемого имущества, тогда сдача в аренду имущества будет отнесена к прочим видам деятельности и являться прочим доходом.

    В составе прочих доходов в течение отчетного периода учитывают: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам; прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества; поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов; поступления от операций с тарой; проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению и др.

    В составе прочих расходов в течение отчетного периода учитывают [4, с.217]: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; остаточную стоимость активов, по которым начисляется амортизация, и фактическую себестоимость других активов, списываемых организацией; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов и др.

    В целом, финансовый результат формируется как сумма доходов от обычной деятельности за минусом расходов от обычной деятельности и разницы между прочими доходами и расходами.

    В общем, представленная информация предоставляет возможность сделать такие выводы:

    - финансы субъекта экономики выражают денежные отношения распределительного характера, без которых не может быть совершен кругооборот общественных фондов производства;

    - финансовые ресурсы торговой компании представляют собой совокупность всех денежных средств, накоплений, которые находятся в ее распоряжении.

    2. Анализ управления финансами ООО «АМЕЛИЯ»
    за 2014-2016 годы

    2.1 Общая оценка результатов
    финансово-хозяйственной деятельности

    ООО «АМЕЛИЯ» находится по адресу: 142450, Московская обл., Ногинский район, Старая Купавна, ул. Октябрьская, д. 4. Организация занимается оптовой и розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами.

    Численность работников Общества составляет 22 человек на сегодняшний день, из них 7 человек - административно-управленческий персонал (генеральный и коммерческий директоры, 4 начальника отделов, 2 руководителя групп продаж, 2 бухгалтера, менеджеры), остальные продавцы, кладовщики, товароведы, торговые агенты, заведующий складом.

    Рабочие места оснащены компьютерной техникой, оргтехникой, что значительно облегчает работу торговому персоналу при поиске нужных товаров и проверки их наличия на складе.

    Характеристику деятельности торговой организации продолжим при помощи финансовых результатов по данным Приложений А-В (табл. 1).

    Таблица 1 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «АМЕЛИЯ» за 2015-2016 годы (тыс.руб.)

    № п/пПоказатель2015 г.2016 г.Отклонение, (+,-)Темп роста, %1234561.Выручка от продажи 157286,0100417,0-56869,063,82.Себестоимость продаж99073,068333,0-30740,069,03.Коммерческие и управленческие расходы20524,016083,0-4441,078,44.Прибыль от продаж37689,016001,0-21688,042,55.Среднегодовая стоимость основных средств24592,020874,0-3718,084,9

    Продолжение таблицы 1

    1234566.Среднегодовая стоимость денежных средств1069,0429,0-640,040,17.Численность работающих, чел.87903103,48.Среднегодовая стоимость запасов78276,083802,05526,0107,19. Фондоотдача, руб. (1/5)6,394,81-1,5875,310.Уровень коммерческих и управленческих расходов, % ((3+4)/2*100)13,0616,022,96122,711.Рентабельность продаж, % (4/1*100)23,9615,93-8,0366,512.Оборачиваемость денежных средств, раз (1/6)147,13234,0786,94159,113.Средняя выработка работников (1/7)1807,881115,74-692,1461,714.Оборачиваемость запасов, раз (1/8)2,011,20-0,8159,7

    Уровень эффективности использования основных фондов торговой организации характеризует показатель фондоотдачи. В 2016 году она сбыла равной 4,81 руб., а это меньше показателя предыдущего года на 1,58 руб., или на 24,7%. В связи с этим, с каждого рубля, который вложен в основные фонды торговой компании, стала меньше отдача средств в виде выручки. Это свидетельствует снижение уровня эффективности использования торговых основных фондов.

    Издержки обращения (коммерческие и управленческие расходы) равны в 2016 году 16083 тыс.руб., а это меньше показателя предыдущего года на 4441 тыс.руб., или на 21,6%. Заметно уменьшение суммы коммерческих и управленческих расходов. В % к товарообороту уровень расходов стал выше на 2,96% и равен16,02%. Можно говорить о неэффективности расходовании средств торговой компании.

    Сумма прибыли от продаж была равной в 2016 году 16001 тыс.руб., а это ниже показателя 2015 года на 21688 тыс.руб. Уменьшение суммы прибыли ведет к уменьшению уровня рентабельности продаж на 8,03%, она равна в 2016 году 15,93%. Можно сказать, что каждые 100 руб. выручки от продажи стали приносить меньше прибыли, это отражает снижение уровня эффективности и конкурентоспособности деятельности ООО «АМЕЛИЯ».

    Среднегодовая величина денежных средств торговой компании равна в 2016 году 427 тыс.руб., а это ниже показателя предыдущего года на 640 тыс.руб., или на 59,9%.

    Но при этом положительным образом можно оценить повышение скорости оборота денежных активов на 86,94 раза, или на 59,1%, она составила 234,07 раза. В связи с этим, быстрее стали обновляться денежные средства торговой компании, а это приносит ей дополнительную сумму выручки от продажи и прибыли.

    Численность работников торговой компании стала выше на 3 чел., или на 3,4%, и равна 90 чел. При всем этом уровень средней их выработки в связи со снижением суммы выручки от продажи снизился на 692,14 тыс.руб., или на 38,3%, и стал равным 1115,74 тыс.руб. Можно говорить об уменьшении эффективности использования трудовых ресурсов.

    Вместе с тем можно отметить, что медленнее стали обновляться запасы, что не приносит дополнительную сумму выручки от продажи и прибыли ООО «АМЕЛИЯ».

    Следовательно, можно отметить:

    - деятельность ООО «АМЕЛИЯ» является недостаточно эффективной, это подтверждается замедлением уровня оборачиваемости запасов, снижением уровня эффективности использования трудовых ресурсов и основных фондов, падении уровня рентабельности продаж в качестве признака снижения конкурентоспособности торговой компании;

    - но при этом есть моменты положительного характера, как то: рост уровня оборачиваемости денежных средств. Однако это связано с тем, что сумма денежных средств уменьшилась быстрее, чем снизилась выручка, что тоже является фактом отрицательным.

    Насколько эффективной является организация финансов в торговой компании, характеризуют показатели ее финансового положения, определяемые на основе отчетности.


    2.2 Анализ финансового состояния ООО «АМЕЛИЯ»


    Необходимо проанализировать показатели финансового состояния организации как основной характеристики условий формирования финансовых ресурсов.

    В таблице 2 представлена структура имущества и источников его формирования ООО «АМЕЛИЯ».

    Таблица 2 - Структура имущества и источники его формирования ООО «АМЕЛИЯ»

    ПоказателиЗначение показателя, тыс.руб.Структура, % к итогу баланса31.12.

    201431.12.201531.12.201631.12.201431.12.201531.12.20161234567Актив1.Внеоборотные активы262702298018822

    17,35

    16,13

    14,22в том числе:основные средства262352295018799

    17,33

    16,10

    14,20Нематериальные активы1--

    0,00

    -

    -2. Оборотные, всего12510111952311356582,6583,8785,78в том числе:запасы74971815828602149,5357,2564,98дебиторская задолженность45226364482729729,8825,5820,62денежные средства и краткосрочные финансовые вложения128984910


    0,85


    0,60


    0,01Пассив

    Продолжение таблицы 2

    12345671.Собственный капитал

    19939

    21784

    1897013,1715,2914,332. Долгосрочные обязательства, всего, в т.ч.:


    790


    1144


    12400,520,800,94заемные средства------3.Краткосрочные обязательства, всего


    130642


    119575


    11217786,3183,9184,73в том числе:заемные средства

    45575

    48671

    4022930,1134,1530,39Валюта баланса151371142503132387100,00100,00100,00

    Активы организации за период за рассматриваемый период снизились на -7448 тыс.руб. (39,57%). Учитывая снижение активов, необходимо отметить, что собственный капитал уменьшился в большей степени - на 5%. Такое огромное уменьшение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор.

    Снижение величины активов организации связан, в первую очередь, с уменьшением следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей) это дебиторская задолженность (-17929) тыс. руб. (65%)

    Одновременно, в пассиве баланса наибольшее снижение наблюдается по строкам:

    - собственный капитал (-969) тыс. руб. (5%)

    - краткосрочные заемные средства 5346 тыс. руб. (13%).

    Среди оборотных активов возросли только запасы с 74971 тыс.руб. до 86021 тыс.руб., однако при факте снижения выручки данное изменение оценивается отрицательно, так как это медленно реализуемые активы.

    В пассиве наибольший прирост наблюдается у долгосрочных обязательств с 790 тыс.руб. до 1240 тыс.руб. Следовательно, организация зависима от кредиторов. Это подтверждает и большая сумма краткосрочных обязательств на конец года 112177 тыс.руб.

    Необходимо оценить коэффициенты финансовой устойчивости как показатели структуры финансовых ресурсов (табл. 3).

    Таблица 3 Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «АМЕЛИЯ»

    Показатели31.12.201431.12.201531.12.2016НормативыКоэффициент автономии0,13170,15290,1433>0,5Коэффициент финансирования 0,15170,18050,1673>1Коэффициент маневренности активов-2,7600-2,7450-3,53460,2-0,5Коэффициент долгосрочной финансовой независимости0,13170,15290,1433Коэффициент общей платежеспособности1,15171,18051,1673>=2Коэффициент финансовой независимости0,13170,15290,1433>0,5

    Из данных таблицы можно сделать вывод, что организация зависит от кредиторов. Чем меньше значение коэффициента, тем в большей степени организация зависима от заемных источников финансирование, тем менее устойчивое у нее финансовое положение; существует опасность неплатежеспособности и затруднение в возможности получения кредита; в сравнении с 2014-2015 годами, коэффициент маневренности активов не значительно вырос и в 2016 году был равен (0,0078).

    В общем можно сказать, что торговая организация финансово не устойчива.

    Ликвидность баланса представляет собой степень покрытия обязательств организации активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность торговой компании. Основной признак ликвидности формальное превышение стоимости оборотных активов над краткосрочными пассивами. И чем больше это превышение, тем более благоприятное финансовое состояние имеет организация с позиции эффективности использования финансовых ресурсов. Коэффициенты ликвидности представлены в таблице 4.

    Таблица 4 Коэффициенты ликвидности ООО «АМЕЛИЯ»

    Показатели31.12.201431.12.201531.12.2016НормативыКоэффициент общей ликвидности0,56480,54870,5163>=1Коэффициент абсолютной ликвидности0,98670,65210,00890,25Коэффициент текущей ликвидности1,30381,28741,25571,5-2,5Коэффициент быстрой ликвидности0,35600,32610,24340,7-0,8

    Исходя из представленных данных в таблице 4, можно сделать вывод, что в ООО «АМЕЛИЯ» существует высокий финансовый риск, который связан с тем, что организация не может стабильно оплачивать текущие счета; у организации низкая платежеспособность.

    Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что использование финансовых ресурсов, а также в целом финансовое состояние торговой организации неэффективно.


    3. Основные направления совершенствования управления
    финансами ООО «АМЕЛИЯ»

    Было выявлено, что у организации недостаточный уровень платежеспособности, высокий уровень финансовой зависимости. Первое, на что ООО «АМЕЛИЯ» является необходимым обратить внимание при ликвидации выявленного дефицита денежных средств по его текущей деятельности в качестве основы образования его финансовых ресурсов включает в себя процедуру улучшения управления задолженностью дебиторов и кредиторам.

    По ООО «АМЕЛИЯ» величина дебиторской задолженности является достаточно высокой на конец 2016 год - 27297 тыс.руб., хоть данная величина и уменьшается в сравнении с прошлым годом. В связи с этим с целью ее оптимизации в дальнейшем в качестве одного их важнейших направлений финансового управления ООО «АМЕЛИЯ» выступает эффективность управления задолженностью дебиторов. Оно направлено на оптимизацию совокупной величины задолженности дебиторов и обеспечение своевременности инкассации сумм долга.

    В современной практике ведения хозяйственной деятельности задолженность дебиторов может быть классифицирована по всем возможным ее видам. Согласно разного рода видам можно рекомендовать составление таблицы, глее будет видно преобладание того или иного вида задолженности дебиторов.

    По факту в ООО «АМЕЛИЯ» идет реализация жесткого типа кредитования потребителей, который в итоге ведет к последствиям негативного характера. Вместе с тем кредиторы ООО «АМЕЛИЯ» делают несколько жестче режим кредитования самой торговой организации требуют получения предоплаты. При этом идет нарушение равновесия финансового характера между величиной оборота задолженности дебиторов и кредиторам. По данной причине является необходимым пересмотр политик кредитования.

    Для торговой организации ООО «АМЕЛИЯ» в качестве самого приемлемого выступает предоставление отсрочки платежа крупным клиентам, основным из которых является государство как заказчик услуг. Данного рода кредит в обязательной основе при невозможности уплаты клиентом должен быть предоставлен сроком до 2-х месяцев, потому что специфичность деятельности ООО «АМЕЛИЯ» требует на постоянной основе «присутствия» денежных средств в ликвидной форме. Данного рода вариант будет предусматривать предоставление клиентам скидки в 4% при условии ими оплаты в 10-дневный срок при сроке оплаты согласно договору в 45 дней. Этим может быть обеспечен средний уровень кредитного риска торговой организации. Такого рода кредитную политику называют «умеренной». Она в общем отвечает интересам субъекта экономики, потому что не сдерживает объемы продажи и предоставляет возможность контролировать уровень риска инфляционных потерь.

    При вводе в действие данного рода принципа анализируемого субъекта экономики рекомендуется формирование процедуры инкассации задолженности дебиторов: сроков и форм напоминаний по дате платежей покупателям (приемлемой является периодичность 1 раз в неделю); возможность пролонгирования долговых обязательств с начислением процентов по ставке рефинансирования Банка России; в качестве обязательного метода выступает выработка условий возбуждения дела о банкротстве дебиторов, которые могут быть признаны несостоятельными.

    Далее является необходимым построение эффективной системы контроля за движением и своевременностью инкассации задолженности дебиторов и поручение его проведения бухгалтеру ООО «АМЕЛИЯ» раз в месяц, а за это назначить ему поощрение материального характера в виде доплаты в процентах от оклада. Один раз в месяц необходимым является давать поручение заместителю директора по поводу проверки всех сроков возникновения и оплаты задолженности дебиторов по информационным сведениям бухгалтера, который данного рода операции выполняет.

    Управление кредиторской задолженностью субъектов экономики вместе с тем является одним из особо важных направлений финансовой политики. Кредиторская задолженность является наиболее краткосрочным видом используемых торговой организацией заемных средств, который формирует им как посредством внутренних, так и посредством внешних источников.

    С целью эффективного управления кредиторской задолженности торговой компании ООО «АМЕЛИЯ» необходимым является проведение на постоянной основе контроля кредиторской задолженности, потому что при умелом управлении кредиторская задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемного капитала. Необходимым является проведение такого рода мероприятий:

    - контроля за правильностью оформления и составления договоров с контрагентами согласно действующему законодательству;

    - наблюдения за соблюдения сроков оплаты согласно договорам;

    - контроля за своевременностью осуществлением платежей.

    Вместе с тем может быть рекомендовано ранжирование контрагентов в реестре платежей.

    Создание уровней контрагентов предоставит возможность ООО «АМЕЛИЯ» существенным образом сэкономить средства (рис. 1):

    Также может быть рекомендовано планирование объема привлеченных средств. ООО «АМЕЛИЯ» является необходимым обезопасить себя от риска неплатежеспособности, сохранив уровень финансовой устойчивости посредством:

    - составления планов объема долговых обязательств, при этом удовлетворяя собственные потребности;

    - правильности установления предельного размера заимствований, расчет которого исходит из показателей кредитоспособности субъекта хозяйствования (лимит по сумме ликвидных активов, лимит уровня собственного капитала). Лимиты должны подвергаться пересмотру с учетом особенности деятельности субъекта экономики.


    Рисунок 1 Очередность платежей ООО «АМЕЛИЯ» в режиме экономии


    Также может проводиться осуществление постоянного мониторинга и анализа кредиторских счетов по диапазонам времени - по месяцам и за более короткие временные периоды, сравнение которых предоставит возможность оперативным образом принимать решения по улучшению позиций с кредиторскими долгами внутри года, квартала или даже месяца.

    Начальный и основной этап формирования политики управления кредиторской задолженностью ее анализ. По результатам проведенного анализа было выявлено, что необходимо постоянно осуществлять жесткий контроль за состоянием кредиторской задолженности с тем, чтобы не было уплачено в будущем штрафов и пеней, а также для достаточного увеличения финансовой устойчивости ООО «АМЕЛИЯ». Эту работу предлагается осуществить заместителю генерального директора, который сможет контролировать еженедельно финансовые потоки.

    Все выше изложенное будет способствовать улучшению финансов торговой организации ООО «АМЕЛИЯ».

    Заключение


    В данной курсовой работе представлены основы организации финансов торговли. Финансы торговых организаций характеризуются такими отраслевыми особенностями: структура активов, в которой основная часть представлена оборотными средствами в части товарных запасов; структура источников финансирования, в которых основную долю занимает краткосрочный заемный капитал; активное использование товарного кредита (временного лага оплаты товарных запасов) и др. Объектом исследования в работе выступила торговая организация ООО «АМЕЛИЯ», занимающееся оптовой и розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами. Для исследования финансов организации было проанализировано финансовое состояние объекта исследования. В качестве отрицательных моментов в управлении финансами были отмечены следующие:

    - повышение кредиторской задолженности на 1044 тыс.руб., низкий уровень финансовой устойчивости и платежеспособности;

    - ООО «АМЕЛИЯ» также уменьшило сумму нераспределенной прибыли на 2814 тыс.руб., что также явилось фактором снижения его суммы денежных средств, то есть снижения платежеспособности.

    Были предложены следующие направления совершенствования управления денежными средствами:

    - для улучшения управления денежными средствами было предложено улучшения управления дебиторской задолженности в виде предоставления скидки 1/70 net 90;

    - для улучшения управления кредиторской задолженностью было предложено составление рейтинга контрагентов, а также планов объемов долговых обязательств;

    - было предложено применение контроля за кредиторской и дебиторской задолженностями.

    Список использованных источников


    1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 01.06.2017 г. [Текст]: офиц. текст. - М.: Омега-Л, 2017. - 478с.
    2. Амбрасенок, М.В. Повышение эффективности системы управления финансами торговой организации [Текст] / М.В. Амбрасенок // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. - №118-1. С.20-23.
    3. Ахметшина, А.М. Особенности финансовых ресурсов торговых организаций [Текст] / А.М. Ахметшина // Экономика и социум. 2017. - №6-1. С.171-182.
    4. Барулин, С.В. Финансы [Текст]: учебник / С.В. Барулин. М.: КноРус, 2015. 640с.
    5. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. М.: Инфра-М, 2014. 224с.
    6. Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами [Текст] / И.А. Бланк. М.: Омега-Л, 2015. 768с.
    7. Ендовицкий, Д.А. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Д.А. Ендовицкий, Н.Ф. Щербакова, А.Н. Исаенко. М.: Рид Групп, 2016. 800с.
    8. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия [Текст]: учебник / А.Н. Жилкина. М.: Инфра-М, 2015. 332с.
    9. Ионова, Н.В. Финансы торговых организаций в современных экономических условиях [Текст] / Н.В. Ионова // NEW APPROACHES IN ECONOMY AND MANAGEMENT: Materials of the VII international scientific conference. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2017. С.23-26.
    10. Кабанцева, Н.Г. Финансы [Текст] / Н.Г. Кабанцева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 349с.
    11. Маркарян, Е.С. Особенности финансов торговой организации [Текст] / Е.С. Маркарян // Теория и практика современной науки. 2016. - №6-1. С.846-851.
    12. Маховикова, Г.А. Финансовый менеджмент [Текст]: курс лекций / Г.А. Маховикова, В.Е. Кантор. М.: Юрайт, 2016. 260с.
    13. Николаева, Т.П. Финансы предприятия [Текст]: конспект лекций / Т.П. Николаева. М.: Юрайт-Издат, 2016. 215с.
    14. Румянцева, Е.Е. Финансы организации: финансовые технологии управления предприятием [Текст]: учеб. пособие / Е.Е. Румянцева. М.: ИНФРА-М, 2016. 459с.
    15. Финансы [Текст]: учебник / под ред. Романовского М.В. М.: Юрайт-Издат, 2016. 590с.
    16. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / под ред. Е.И. Шохина. 3-е изд. М.: КноРус, 2015. 480с.



    Приложения



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансы торговли ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.