Тема " рынок государственных и муниципальных ценных бумаг в России: Структура, механизм выпуска и обращения ценных бумаг , риски."
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РынКА государственных И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ценных бумаг в России5
1.1 Государственные ценные бумаги России5
1.2. Муниципальные ценные бумаги11
2. Анализ рынка государственных и муниципальных бумаг в России21
2.1. Анализ рынка государственных ценных бумаг21
2.2. Анализ рынка муниципальных ценных бумаг24
3. АКТИВИЗАЦИЯ рынка государственных и муниципальных ценных бумаг28
Заключение30
Список литературы32
Введение
Особенности развития современных финансовых рынков, характеризующиеся продолжительными кризисными явлениями и их существенными негативными последствиями для экономики в целом, выдвигают на первый план вопросы системного регулирования. Превалирование на протяжении конца ХХначала ХХI вв. идей современной неоклассики, стремящихся доказать неэффективность и нежелательность активной государственной политики в сфере экономики и выдвигающих на первый план процессы саморегулирования финансового рынка, в немалой степени способствовали дестабилизации его функционирования. Этот вывод предопределили усиление регулятивных процессов, исходящих, в первую очередь, от государства.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что полноценная финансовая система на может функционировать без рынка ценных бумаг. Важное значение такого финансового инструмента как государственные и муниципальные ценные обусловлено присутствием ряда проблем в сфере бюджетной политики государства. Ситуация, сложившаяся в стране, ставит в ряд первоочередных задач решение вопросов финансирования долга бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. В связи с этим формируется необходимость более углубленного изучения и последовательного развития данного сектора ценных бумаг.
Цель данного исследования заключается в изучении современных тенденций, присущих отечественному рынку государственных и муниципальных заимствований, выявлении проблем, характерных для данного этапа его развития, также в исследовании причин появления этих проблем и пути их решения
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты государственных ценных бумаг России;
- раскрыть теоретические аспекты муниципальных ценных бумаг России
- провести анализ рынка государственных ценных бумаг;
- провести анализ рынка муниципальных ценных бумаг;
- изучить пути актививзации развития рынка государственных и муниципальных бумаг.
Объект курсовой работы государственные и муниципальные ценные бумаги, предмет рынок обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Для написания курсовой работы использована нормативно-правовая, учебная, периодическая и статистическая литература.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РынКА государственных И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ценных бумаг в России
1.1 Государственные ценные бумаги России
В Российской Федерации к государственным облигациям относят: государственные облигации Российской Федерации и государственные облигации субъекта Российской Федерации. Эмитентами государственных ценных бумаг на федеральном уровне выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти (Министерство финансов РФ или Банком России). Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации [16].
В соответствии с настоящим федеральным законодательством, в России выпускаются именные ценные бумаги в бездокументарной форме, данные о владельцах таких бумаг находятся на специальных счетах у регистратора или депозитария. Ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые в документарной форме с постоянным централизованным хранением или без него, с залоговым обеспечением или без него, с выплатой только номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов (фиксированных, постоянных или переменных), с возможностью амортизации долга, с возможностью погашения долга в денежной форме или в форме материальных благ, например: недвижимостью, с возможностью досрочного погашения [3].
Процесс выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации начинается с принятия решения о выпуске (генеральных условий эмиссии ценных бумаг), которое утверждаются в виде нормативного правового акта. В данном документе содержатся основные характеристики выпуска: наименование эмитента, вид ценных бумаг, права владельца, условия размещения, количество ценных бумаг в выпуске и другие важные данные. После чего данное решение проходит государственную регистрацию в Банке России и ему присваивается регистрационный номер, и составляется в 3 экземплярах. Один хранится в Банке России, 2 других находятся у эмитента, и в случаях хранения данных о ценных бумагах на счетах депо в депозитарии или регистраторе, один экземпляр передается данному депозитарию.
Следует отметить, что условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы не позднее чем за 2 рабочих дня до начала размещения. На основе этой информации инвесторы подают заявки дилерам на покупку облигаций. Инвесторами могут быть как юридические, так и физические лица. В день проведения аукциона дилеры подают 2 заявки на покупку ценных бумаг: первая заявка дилера, в которой дилер приобретает активы за свой счет, и вторая заявка инвесторов, в которой аккумулированы все предложения инвесторов на покупку. В свою очередь инвесторы могут подать заявки нескольким дилерам, с которыми у них заключены договоры на оказание услуг. В каждой поданной заявке может содержаться одно конкурентное предложение, содержащее конкретную последнюю цену, по которой инвестор готов купить соответствующее количество облигаций, выраженную в процентах к номинальной стоимости облигации; и неограниченное число неконкурентных предложений, в которых указывается количество акций приобретаемых инвестором по средневзвешенной цене аукциона. Как правило, Банк России устанавливает лимит облигаций в каждом неконкурентном предложении [12].
Первичное размещение государственных облигаций осуществляется посредством аукциона. Аукцион проводится в режиме торгов «Т + 0», что обуславливает проведение расчетов по облигациям в день покупки. Ввод заявок дилерами производится в следующих условиях: до начала торгов ди-леры переводят денежные средства, необходимые для покупки со своих счетов на «торговые» субсчета, которые блокируются на время проведения аукциона. Хотя намного целесообразней было бы проводить расчеты по облигациям в режиме «Т + 2» или «Т + 3», позволяющие проводить расчеты по заключенным сделкам в период 2 или 3 рабочих дней со дня проведения аукциона. Данная мера позволит инвесторам более гибко планировать свои денежные потоки, что будет способствовать привлечению к тогам большего количества инвесторов, особенно из числа нерезидентов. Такой подход закреплен в «Концепции государственной долговой политики РФ на период 2013-2015 гг.» как одно из приоритетных направлений, однако на сегодняшний день данная мера не нашла своего законодательного закрепления [16].
По окончании аукциона вся информация передается в Министерство финансов РФ, которое обрабатывает все полученные заявки и определяет цену отсечения (минимальную цену аукциона). Среди конкурентных предложений удовлетворяются лишь те, которые находятся выше цены отсечения. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене аукциона, которая равна сумме произведений числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее число размещенных конкурентных облигаций. Аукцион считается состоявшимся, если на торгах было продано не менее 20 % размещенных облигаций [11].
Вторичное размещение государственных облигаций осуществляется на торговых площадках Московской биржи и на внебиржевом рынке. За последние несколько лет, начиная с 2012 г. данный сектор торгов активно реформировался и изменялся, что способствовало его развитию в этот период.
Так с созданием центрального депозитария был открыт доступ нерезидентов на российский долговой рынок через систему депозитарно-клиринговых систем, а так же ведению централизованного учета прав собственности на ценные бумаги; перенесение вторичного обращения ОФЗ из отдельной секции государственных ценных бумаг биржи на секцию фондового рынка, что способствовало расширению числа участников вторичных торгов, снижению их транзакционных издержек, росту оборотов биржевых торгов государственными ценными бумагами; обеспеченна возможность внебиржевого обращения облигаций, миную посредников в лице торговой системы и брокера, что упростило доступ на рынок и существенно снизило издержки от инвестирования в государственные ценные бумаги. Следует отметить, что данные мероприятия позволили увеличить дюрацию портфеля облигаций до 3.8 года, с обозначением ориентира в 5 лет, разместить первый выпуск российский долговых обязательств со сроком до погашения 15 лет [10].
Подводя итоги всему выше изложенному, следует отметить, что с учетом нынешней нестабильной ситуации на российском рынке, связанной с падением цен на нефть и ослаблением курса рубля, в России существуют предпосылки для развития и увеличения сектора государственных заимствований.
Существуют недоработки в национальном законодательстве, которые обозначены финансовым руководством страны, которые следует выполнить в краткосрочной перспективе. А так же существует, что немаловажно, спрос на первичном и вторичном рынках на российские ценные бумаги.
К ценным бумагам РФ обращающимся на рынке относятся:
казначейские облигации;
облигации ВВЗ (внутреннего валютного займа);
государственные краткосрочные облигации;
государственные долгосрочные облигации;
облигации ФЗ (федерального займа);
муниципальные ценные бумаги;
облигации банка РФ.
Последнее время рынок долговых облигаций приобретает значение ключевого сегмента на финансовом национальном рынке. На данный момент государственный долг значительно вырос на муниципальном и региональном рынке долга, а также на рынке корпоративных обязательств. Учитывая все сказанное, половина облигаций принадлежало ОФЗ, что привело к увеличению оборотов торгов ОФЗ и повышению обращения государственных ценных бумаг, потому что начался рост объема облигаций в обращении и крупных выпусков с индикативными сроками до погашения.
Исходя из сроков погашения следует, что на рынке ОФЗ очень мало участников вкладывающих свои средства на длительный срок. Результатом была кривая дохода, которая стала полноценным ориентиром для ценообразования и увеличение активности участников внутреннего рынка, в связи с ориентацией на либерализацию рынка государственных ценных бумаг.
На рынке ОФЗ появилась структура инвесторов, которые усугубляют ситуацию на рынке государственных ценных бумаг, а именно, появляется недостаток емкости и ликвидности рынка ГЦБ. Вскоре эмитент начал размещать выпуски ОФЗ с премией, так как этого требовали потребности бюджета, но их отменили, так как они имели неблагоприятное влияние на конъюнктуру рынка.
Благодаря выпуску государственных ценных бумаг рынки реализуют такие программы как:
развитие высокой технологии за счет финансовой поддержки;
вложения в инновационные отрасли;
развитие финансового рынка, его инфраструктуры;
решение общественных задач;
строительство автомобилей и железных дорог.
У большинства стран имеется значительный опыт в организации и развитии национальных ГЦБ, в то время как в РФ рынки организованы хуже. Существует ряд препятствий в развитии ГЦБ:
потеря доверия населения к государству и частному сектору;
низкое число частных инвесторов;
низкая доходность ГЦБ;
нехватка финансовых инструментов для частных инвесторов;
короткий срок погашения ГЦБ;
унификация, которая происходит при дифференциации налогообложения ГЦБ;
отсутствие структуры региональных рынков ГЦБ;
отсутствие вторичных торгов и единой технологии первичного размещения ГЦБ.
В российской экономике на данное время одним из главных эмитентов ценных бумаг выступает государство. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это ценные бумаги, которые выпущены государством и являются долговыми ценными бумагами. В большинстве случаев это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение и размещаются на рынке.
Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется с целью решения важных задач, например таких как:
1. Покрытие дефицита государственного бюджета;
2. Привлечение денежных ресурсов для осуществления определенных крупных проектов. Например таких как, программа "Социально - экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"; программа «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»; программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)» и др.
3. Привлечение средств для погашения задолженности по другим ценным бумагам.
Таким образом, мы видим, что рынок государственных ценных бумаг играет одну из главных ролей в финансировании государственного бюджета и стабилизации ликвидности финансовой системы.
1.2. Муниципальные ценные бумаги
Вопрос реформирования системы межбюджетных отношений в России обусловлен рядом факторов. В том числе, ростом потребности бюджетов муниципальных образований в заемных средствах для осуществления их непосредственных задач и функций, а именно реализации инвестиционных проектов и долговой политики на уровне муниципалитетов.
Основная часть доходов государства перераспределяется в пользу федерального бюджета, в то время как местные власти испытывают недостаток финансовых ресурсов. Проблема поиска средств решается посредствам заимствований, как краткосрочных, так и на длительной основе. Долгосрочные заимствования представляются в виде такого инструмента финансово-кредитной политики как муниципальные ценные бумаги. Их выпуск, регистрация и обращение регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом № 136-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [4].
С момента вступления в силу данного закона было произведено много поправок, что фактически улучшило правовую базу, обеспечивающую функционирование рынка муниципальных займов. Привлекательность данного рода инвестиций обусловлена их целевой направленностью. Полученные денежные средства, как правило, идут на развитие социальной инфраструктуры региона, что позволяет вкладчикам видеть результаты использования заемных средств бюджета. Инвесторы в лице населения и местных организаций заинтересованы в развитости своего региона, что является мощным мотивом при выборе объекта капиталовложений. Также, по результатам дистанционной оценки рисков выпусков облигаций, предоставляемой Национальным рейтинговым агентством, муниципальные облигации обладают средним уровнем риска, что говорит о надежности вложений в них.
Согласно мнению М.Г. Янукяна, развитие рынка муниципальных заимствований окажет положительное воздействие на экономику. Процентные ставки по заемным ресурсам при выпуске муниципальных облигаций ниже, чем по кредитам коммерческих банков. Эмиссия муниципальных ценных бумаг также способствует мобилизации временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Данные обстоятельства выгодны как для бюджета, так и для населения регионов. Льготное налогообложение муниципальных ценных бумаг (МЦБ) как инструмента инвестирования и гарантированность обязательств должны способствовать привлечению средств институциональных инвесторов в экономику муниципалитетов.
Ситуация такова, что на сегодняшний день участники отечественного рынка муниципальных заимствований большой активности не проявляют.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» под эмиссионными ценными бумагами понимают любую ценную бумагу, в том числе бездокументарную, которая характеризуется одновременно следующими признаками [5]:
- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы порядка;
- размещается выпусками;
- имеет равный объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
В соответствии с вышеуказанным законом, выпуск эмиссионных ценных бумаг есть совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Основные требования к эмиссии МЦБ могут распространяться на все их формы, они также регулируют процедуру выпуска. МЦБ могут быть выпущены в виде облигаций.
Облигация- это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента .
Таким образом, МЦБ должны удостоверять право их владельца на получение от эмитента ценной бумаги денежных средств, установленного дохода в виде процентной ставки от номинальной стоимости либо имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.
Именные эмиссионные ценные бумаги - это ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требует обязательной идентификации владельца .
В случае выпуска именных МЦБ документарной формы с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в нем указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита «депозитарий». Особенность именных МЦБ состоит в том, что реестр владельцев не ведется.
Эмиссия МЦБ может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпуска могут устанавливаться сери, размеры и номера. Решением о выпуске МЦБ обусловлено деление выпуска на несколько траншей.
Транш - это часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода их обращения, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании регламентирующих документов.
Отдельный выпуск МЦБ, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска, признается частью существующего выпуска. Данному выпуску присваивается государственный номер существующего выпуска, и он объявляется как дополнительный выпуск [18].
Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков МЦБ, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
В соответствии с действующим законодательством, обязательства муниципального образования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
Обязательства муниципального образования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение дохода в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.
МЦБ, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких- либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быт выражены также в валюте Российской Федерации.
Таким образом, процедура и особенности выпуска МЦБ регламентируется действующим законодательством. Выпуск осуществляется как отдельными, так и дополнительными партиями в валюте Российской Федерации.
1.3. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ на современном этапе
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве инвестора, эмитента, профессионального участника, регулятора и верховного арбитра в спорах между участниками рынка [8].
Под государственным регулированием рыночной экономики, в том числе и рынка ценных бумаг, принято понимать систему мер экономического, правового и организационного воздействия, устанавливающую ограничения и правила, а также ответственность за их неисполнение.
Многообразие подходов к определению целей государственного регулирования рынка ценных бумаг, присутствующее в учебной и научной литературе, а также в нормативных актах в сфере рынка ценных бумаг, можно заменить единой общей и главной целью обеспечение реализации государственной экономической политики. Это объясняется тем, что наличие развитого, устойчивого и эффективного рынка ценных бумаг является важным условием нормального функционирования финансовой системы и привлечения инвестиций в экономику [16].
Например, в Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 [7].
На конкретном этапе развития такая цель конкретизируется в систему задач, представленных в Стратегиях развития финансового рынка Российской Федерации на 20062008 гг. и на период до 2020 г. [7].
Выделяют следующие формы государственного регулирования: прямое и косвенное управление. Прямое (административное) управление предполагает: установление обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрацию участников рынка и эмитируемых ценных бумаг; лицензирование профессиональной деятельности на рынке; обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержание правопорядка на рынке. Косвенное (экономическое) управление осуществляется через имеющиеся у государства экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (налоговые ставки, льготное налогообложение); денежную политику (процентные ставки и др.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды и др.); государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) [8].
Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг определены законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ: установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии [5].
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.
Национальная модель регулирования рынка ценных бумаг трансформируется государством в поиске оптимальной. С 2013 года функции надзора и регулирования рынка ценных бумаг переданы Центральному Банку РФ. Таким образом, на базе ЦБ создан мегарегулятор, контролирующий не только банки, но и весь финансовый сектор, включая фондовые рынки и страховой бизнес.
Центральный банк РФ не входит в систему органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании специального закона, обладает рядом полномочий, в той или иной степени влияющих на многие параметры рынка ценных бумаг или затрагивающих его участников:
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
в целях реализации денежно-кредитной политики выступает эмитентом собственных облигаций и осуществляет операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и собственными облигациями, являясь крупным игроком на этом рынке;
как регулятор банковской системы определяет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг, осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, в том числе за их деятельностью в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг;
посредством участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ОАО «Московская биржа») осуществляет «косвенное регулирование» рынка ценных бумаг [2].
Сегодня в структуре аппарата Банка России функционирует Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, полномочиями которого являются:
регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности по проведению организованных торгов, клиринговой деятельности;
контроль и надзор за соблюдением законодательства;
рассмотрение обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
участие в процедурах лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, центрального депозитария, организаторов торгов, клиринговых организаций, включая центральных контрагентов, операторов товарных поставок, а также осуществление мероприятий по контролю за прекращением деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
подготовка решений Банка России о приостановлении действия или об аннулировании лицензий (отзыве аккредитации), об аннулировании квалификационных аттестатов и т. п.;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в рамках установленной компетенции Департамента.
Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России осуществляет контроль и надзор за следующими организациями: организаторы торговли; клиринговые организации, в том числе осуществляющие функции центрального контрагента; центральные депозитарии; расчетные депозитарии; профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на ведение реестра владельцев ценных бумаг; другие профессиональные участники рынка ценных бумаг (список из 37 организаций, включающий известные крупные банки и инвестиционные компании). Контроль и надзор за о