Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ценные бумаги (госмуниципальные)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Ценные бумаги (госмуниципальные)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    14.06.2017 22:37:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема " рынок государственных и муниципальных ценных бумаг в России: Структура, механизм выпуска и обращения ценных бумаг , риски."

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение3

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РынКА государственных И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ценных бумаг в России5

    1.1 Государственные ценные бумаги России5

    1.2. Муниципальные ценные бумаги11

    2. Анализ рынка государственных и муниципальных бумаг в России21

    2.1. Анализ рынка государственных ценных бумаг21

    2.2. Анализ рынка муниципальных ценных бумаг24

    3. АКТИВИЗАЦИЯ рынка государственных и муниципальных ценных бумаг28

    Заключение30

    Список литературы32


    Введение


    Особенности развития современных финансовых рынков, характеризующиеся продолжительными кризисными явлениями и их существенными негативными последствиями для экономики в целом, выдвигают на первый план вопросы системного регулирования. Превалирование на протяжении конца ХХначала ХХI вв. идей современной неоклассики, стремящихся доказать неэффективность и нежелательность активной государственной политики в сфере экономики и выдвигающих на первый план процессы саморегулирования финансового рынка, в немалой степени способствовали дестабилизации его функционирования. Этот вывод предопределили усиление регулятивных процессов, исходящих, в первую очередь, от государства.

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что полноценная финансовая система на может функционировать без рынка ценных бумаг. Важное значение такого финансового инструмента как государственные и муниципальные ценные обусловлено присутствием ряда проблем в сфере бюджетной политики государства. Ситуация, сложившаяся в стране, ставит в ряд первоочередных задач решение вопросов финансирования долга бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. В связи с этим формируется необходимость более углубленного изучения и последовательного развития данного сектора ценных бумаг.

    Цель данного исследования заключается в изучении современных тенденций, присущих отечественному рынку государственных и муниципальных заимствований, выявлении проблем, характерных для данного этапа его развития, также в исследовании причин появления этих проблем и пути их решения

    В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

    - рассмотреть теоретические аспекты государственных ценных бумаг России;

    - раскрыть теоретические аспекты муниципальных ценных бумаг России

    - провести анализ рынка государственных ценных бумаг;

    - провести анализ рынка муниципальных ценных бумаг;

    - изучить пути актививзации развития рынка государственных и муниципальных бумаг.

    Объект курсовой работы государственные и муниципальные ценные бумаги, предмет рынок обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

    Для написания курсовой работы использована нормативно-правовая, учебная, периодическая и статистическая литература.


    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РынКА государственных И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ценных бумаг в России

    1.1 Государственные ценные бумаги России


    В Российской Федерации к государственным облигациям относят: государственные облигации Российской Федерации и государственные облигации субъекта Российской Федерации. Эмитентами государственных ценных бумаг на федеральном уровне выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти (Министерство финансов РФ или Банком России). Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации [16].

    В соответствии с настоящим федеральным законодательством, в России выпускаются именные ценные бумаги в бездокументарной форме, данные о владельцах таких бумаг находятся на специальных счетах у регистратора или депозитария. Ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые в документарной форме с постоянным централизованным хранением или без него, с залоговым обеспечением или без него, с выплатой только номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов (фиксированных, постоянных или переменных), с возможностью амортизации долга, с возможностью погашения долга в денежной форме или в форме материальных благ, например: недвижимостью, с возможностью досрочного погашения [3].

    Процесс выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации начинается с принятия решения о выпуске (генеральных условий эмиссии ценных бумаг), которое утверждаются в виде нормативного правового акта. В данном документе содержатся основные характеристики выпуска: наименование эмитента, вид ценных бумаг, права владельца, условия размещения, количество ценных бумаг в выпуске и другие важные данные. После чего данное решение проходит государственную регистрацию в Банке России и ему присваивается регистрационный номер, и составляется в 3 экземплярах. Один хранится в Банке России, 2 других находятся у эмитента, и в случаях хранения данных о ценных бумагах на счетах депо в депозитарии или регистраторе, один экземпляр передается данному депозитарию.

    Следует отметить, что условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы не позднее чем за 2 рабочих дня до начала размещения. На основе этой информации инвесторы подают заявки дилерам на покупку облигаций. Инвесторами могут быть как юридические, так и физические лица. В день проведения аукциона дилеры подают 2 заявки на покупку ценных бумаг: первая заявка дилера, в которой дилер приобретает активы за свой счет, и вторая заявка инвесторов, в которой аккумулированы все предложения инвесторов на покупку. В свою очередь инвесторы могут подать заявки нескольким дилерам, с которыми у них заключены договоры на оказание услуг. В каждой поданной заявке может содержаться одно конкурентное предложение, содержащее конкретную последнюю цену, по которой инвестор готов купить соответствующее количество облигаций, выраженную в процентах к номинальной стоимости облигации; и неограниченное число неконкурентных предложений, в которых указывается количество акций приобретаемых инвестором по средневзвешенной цене аукциона. Как правило, Банк России устанавливает лимит облигаций в каждом неконкурентном предложении [12].

    Первичное размещение государственных облигаций осуществляется посредством аукциона. Аукцион проводится в режиме торгов «Т + 0», что обуславливает проведение расчетов по облигациям в день покупки. Ввод заявок дилерами производится в следующих условиях: до начала торгов ди-леры переводят денежные средства, необходимые для покупки со своих счетов на «торговые» субсчета, которые блокируются на время проведения аукциона. Хотя намного целесообразней было бы проводить расчеты по облигациям в режиме «Т + 2» или «Т + 3», позволяющие проводить расчеты по заключенным сделкам в период 2 или 3 рабочих дней со дня проведения аукциона. Данная мера позволит инвесторам более гибко планировать свои денежные потоки, что будет способствовать привлечению к тогам большего количества инвесторов, особенно из числа нерезидентов. Такой подход закреплен в «Концепции государственной долговой политики РФ на период 2013-2015 гг.» как одно из приоритетных направлений, однако на сегодняшний день данная мера не нашла своего законодательного закрепления [16].

    По окончании аукциона вся информация передается в Министерство финансов РФ, которое обрабатывает все полученные заявки и определяет цену отсечения (минимальную цену аукциона). Среди конкурентных предложений удовлетворяются лишь те, которые находятся выше цены отсечения. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене аукциона, которая равна сумме произведений числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее число размещенных конкурентных облигаций. Аукцион считается состоявшимся, если на торгах было продано не менее 20 % размещенных облигаций [11].

    Вторичное размещение государственных облигаций осуществляется на торговых площадках Московской биржи и на внебиржевом рынке. За последние несколько лет, начиная с 2012 г. данный сектор торгов активно реформировался и изменялся, что способствовало его развитию в этот период.

    Так с созданием центрального депозитария был открыт доступ нерезидентов на российский долговой рынок через систему депозитарно-клиринговых систем, а так же ведению централизованного учета прав собственности на ценные бумаги; перенесение вторичного обращения ОФЗ из отдельной секции государственных ценных бумаг биржи на секцию фондового рынка, что способствовало расширению числа участников вторичных торгов, снижению их транзакционных издержек, росту оборотов биржевых торгов государственными ценными бумагами; обеспеченна возможность внебиржевого обращения облигаций, миную посредников в лице торговой системы и брокера, что упростило доступ на рынок и существенно снизило издержки от инвестирования в государственные ценные бумаги. Следует отметить, что данные мероприятия позволили увеличить дюрацию портфеля облигаций до 3.8 года, с обозначением ориентира в 5 лет, разместить первый выпуск российский долговых обязательств со сроком до погашения 15 лет [10].

    Подводя итоги всему выше изложенному, следует отметить, что с учетом нынешней нестабильной ситуации на российском рынке, связанной с падением цен на нефть и ослаблением курса рубля, в России существуют предпосылки для развития и увеличения сектора государственных заимствований.

    Существуют недоработки в национальном законодательстве, которые обозначены финансовым руководством страны, которые следует выполнить в краткосрочной перспективе. А так же существует, что немаловажно, спрос на первичном и вторичном рынках на российские ценные бумаги.

    К ценным бумагам РФ обращающимся на рынке относятся:

    казначейские облигации;

    облигации ВВЗ (внутреннего валютного займа);

    государственные краткосрочные облигации;

    государственные долгосрочные облигации;

    облигации ФЗ (федерального займа);

    муниципальные ценные бумаги;

    облигации банка РФ.

    Последнее время рынок долговых облигаций приобретает значение ключевого сегмента на финансовом национальном рынке. На данный момент государственный долг значительно вырос на муниципальном и региональном рынке долга, а также на рынке корпоративных обязательств. Учитывая все сказанное, половина облигаций принадлежало ОФЗ, что привело к увеличению оборотов торгов ОФЗ и повышению обращения государственных ценных бумаг, потому что начался рост объема облигаций в обращении и крупных выпусков с индикативными сроками до погашения.

    Исходя из сроков погашения следует, что на рынке ОФЗ очень мало участников вкладывающих свои средства на длительный срок. Результатом была кривая дохода, которая стала полноценным ориентиром для ценообразования и увеличение активности участников внутреннего рынка, в связи с ориентацией на либерализацию рынка государственных ценных бумаг.

    На рынке ОФЗ появилась структура инвесторов, которые усугубляют ситуацию на рынке государственных ценных бумаг, а именно, появляется недостаток емкости и ликвидности рынка ГЦБ. Вскоре эмитент начал размещать выпуски ОФЗ с премией, так как этого требовали потребности бюджета, но их отменили, так как они имели неблагоприятное влияние на конъюнктуру рынка.

    Благодаря выпуску государственных ценных бумаг рынки реализуют такие программы как:

    развитие высокой технологии за счет финансовой поддержки;

    вложения в инновационные отрасли;

    развитие финансового рынка, его инфраструктуры;

    решение общественных задач;

    строительство автомобилей и железных дорог.

    У большинства стран имеется значительный опыт в организации и развитии национальных ГЦБ, в то время как в РФ рынки организованы хуже. Существует ряд препятствий в развитии ГЦБ:

    потеря доверия населения к государству и частному сектору;

    низкое число частных инвесторов;

    низкая доходность ГЦБ;

    нехватка финансовых инструментов для частных инвесторов;

    короткий срок погашения ГЦБ;

    унификация, которая происходит при дифференциации налогообложения ГЦБ;

    отсутствие структуры региональных рынков ГЦБ;

    отсутствие вторичных торгов и единой технологии первичного размещения ГЦБ.

    В российской экономике на данное время одним из главных эмитентов ценных бумаг выступает государство. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это ценные бумаги, которые выпущены государством и являются долговыми ценными бумагами. В большинстве случаев это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение и размещаются на рынке.

    Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется с целью решения важных задач, например таких как:

    1. Покрытие дефицита государственного бюджета;

    2. Привлечение денежных ресурсов для осуществления определенных крупных проектов. Например таких как, программа "Социально - экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"; программа «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»; программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)» и др.

    3. Привлечение средств для погашения задолженности по другим ценным бумагам.

    Таким образом, мы видим, что рынок государственных ценных бумаг играет одну из главных ролей в финансировании государственного бюджета и стабилизации ликвидности финансовой системы.

    1.2. Муниципальные ценные бумаги


    Вопрос реформирования системы межбюджетных отношений в России обусловлен рядом факторов. В том числе, ростом потребности бюджетов муниципальных образований в заемных средствах для осуществления их непосредственных задач и функций, а именно реализации инвестиционных проектов и долговой политики на уровне муниципалитетов.

    Основная часть доходов государства перераспределяется в пользу федерального бюджета, в то время как местные власти испытывают недостаток финансовых ресурсов. Проблема поиска средств решается посредствам заимствований, как краткосрочных, так и на длительной основе. Долгосрочные заимствования представляются в виде такого инструмента финансово-кредитной политики как муниципальные ценные бумаги. Их выпуск, регистрация и обращение регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом № 136-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [4].

    С момента вступления в силу данного закона было произведено много поправок, что фактически улучшило правовую базу, обеспечивающую функционирование рынка муниципальных займов. Привлекательность данного рода инвестиций обусловлена их целевой направленностью. Полученные денежные средства, как правило, идут на развитие социальной инфраструктуры региона, что позволяет вкладчикам видеть результаты использования заемных средств бюджета. Инвесторы в лице населения и местных организаций заинтересованы в развитости своего региона, что является мощным мотивом при выборе объекта капиталовложений. Также, по результатам дистанционной оценки рисков выпусков облигаций, предоставляемой Национальным рейтинговым агентством, муниципальные облигации обладают средним уровнем риска, что говорит о надежности вложений в них.

    Согласно мнению М.Г. Янукяна, развитие рынка муниципальных заимствований окажет положительное воздействие на экономику. Процентные ставки по заемным ресурсам при выпуске муниципальных облигаций ниже, чем по кредитам коммерческих банков. Эмиссия муниципальных ценных бумаг также способствует мобилизации временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Данные обстоятельства выгодны как для бюджета, так и для населения регионов. Льготное налогообложение муниципальных ценных бумаг (МЦБ) как инструмента инвестирования и гарантированность обязательств должны способствовать привлечению средств институциональных инвесторов в экономику муниципалитетов.

    Ситуация такова, что на сегодняшний день участники отечественного рынка муниципальных заимствований большой активности не проявляют.

    В соответствии со ст.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» под эмиссионными ценными бумагами понимают любую ценную бумагу, в том числе бездокументарную, которая характеризуется одновременно следующими признаками [5]:

    - закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы порядка;

    - размещается выпусками;

    - имеет равный объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

    В соответствии с вышеуказанным законом, выпуск эмиссионных ценных бумаг есть совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

    Основные требования к эмиссии МЦБ могут распространяться на все их формы, они также регулируют процедуру выпуска. МЦБ могут быть выпущены в виде облигаций.

    Облигация- это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента .

    Таким образом, МЦБ должны удостоверять право их владельца на получение от эмитента ценной бумаги денежных средств, установленного дохода в виде процентной ставки от номинальной стоимости либо имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.

    Именные эмиссионные ценные бумаги - это ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требует обязательной идентификации владельца .

    В случае выпуска именных МЦБ документарной формы с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в нем указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита «депозитарий». Особенность именных МЦБ состоит в том, что реестр владельцев не ведется.

    Эмиссия МЦБ может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпуска могут устанавливаться сери, размеры и номера. Решением о выпуске МЦБ обусловлено деление выпуска на несколько траншей.

    Транш - это часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода их обращения, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании регламентирующих документов.

    Отдельный выпуск МЦБ, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска, признается частью существующего выпуска. Данному выпуску присваивается государственный номер существующего выпуска, и он объявляется как дополнительный выпуск [18].

    Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков МЦБ, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.

    В соответствии с действующим законодательством, обязательства муниципального образования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

    Обязательства муниципального образования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение дохода в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.

    МЦБ, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких- либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быт выражены также в валюте Российской Федерации.

    Таким образом, процедура и особенности выпуска МЦБ регламентируется действующим законодательством. Выпуск осуществляется как отдельными, так и дополнительными партиями в валюте Российской Федерации.

    1.3. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ на современном этапе


    Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве инвестора, эмитента, профессионального участника, регулятора и верховного арбитра в спорах между участниками рынка [8].

    Под государственным регулированием рыночной экономики, в том числе и рынка ценных бумаг, принято понимать систему мер экономического, правового и организационного воздействия, устанавливающую ограничения и правила, а также ответственность за их неисполнение.

    Многообразие подходов к определению целей государственного регулирования рынка ценных бумаг, присутствующее в учебной и научной литературе, а также в нормативных актах в сфере рынка ценных бумаг, можно заменить единой общей и главной целью обеспечение реализации государственной экономической политики. Это объясняется тем, что наличие развитого, устойчивого и эффективного рынка ценных бумаг является важным условием нормального функционирования финансовой системы и привлечения инвестиций в экономику [16].

    Например, в Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 [7].

    На конкретном этапе развития такая цель конкретизируется в систему задач, представленных в Стратегиях развития финансового рынка Российской Федерации на 20062008 гг. и на период до 2020 г. [7].

    Выделяют следующие формы государственного регулирования: прямое и косвенное управление. Прямое (административное) управление предполагает: установление обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрацию участников рынка и эмитируемых ценных бумаг; лицензирование профессиональной деятельности на рынке; обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержание правопорядка на рынке. Косвенное (экономическое) управление осуществляется через имеющиеся у государства экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (налоговые ставки, льготное налогообложение); денежную политику (процентные ставки и др.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды и др.); государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) [8].

    Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг определены законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ: установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии [5].

    Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

    Национальная модель регулирования рынка ценных бумаг трансформируется государством в поиске оптимальной. С 2013 года функции надзора и регулирования рынка ценных бумаг переданы Центральному Банку РФ. Таким образом, на базе ЦБ создан мегарегулятор, контролирующий не только банки, но и весь финансовый сектор, включая фондовые рынки и страховой бизнес.

    Центральный банк РФ не входит в систему органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании специального закона, обладает рядом полномочий, в той или иной степени влияющих на многие параметры рынка ценных бумаг или затрагивающих его участников:

    во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

    в целях реализации денежно-кредитной политики выступает эмитентом собственных облигаций и осуществляет операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и собственными облигациями, являясь крупным игроком на этом рынке;

    как регулятор банковской системы определяет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг, осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, в том числе за их деятельностью в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг;

    посредством участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ОАО «Московская биржа») осуществляет «косвенное регулирование» рынка ценных бумаг [2].

    Сегодня в структуре аппарата Банка России функционирует Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, полномочиями которого являются:

    регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности по проведению организованных торгов, клиринговой деятельности;

    контроль и надзор за соблюдением законодательства;

    рассмотрение обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

    участие в процедурах лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, центрального депозитария, организаторов торгов, клиринговых организаций, включая центральных контрагентов, операторов товарных поставок, а также осуществление мероприятий по контролю за прекращением деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

    подготовка решений Банка России о приостановлении действия или об аннулировании лицензий (отзыве аккредитации), об аннулировании квалификационных аттестатов и т. п.;

    возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в рамках установленной компетенции Департамента.

    Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России осуществляет контроль и надзор за следующими организациями: организаторы торговли; клиринговые организации, в том числе осуществляющие функции центрального контрагента; центральные депозитарии; расчетные депозитарии; профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на ведение реестра владельцев ценных бумаг; другие профессиональные участники рынка ценных бумаг (список из 37 организаций, включающий известные крупные банки и инвестиционные компании). Контроль и надзор за остальными профессиональными участниками рынка ценных бумаг осуществляют территориальные учреждения Банка России на подведомственных им территориях.

    Министерство финансов РФ во взаимодействии с Банком России разрабатывает основные направления развития финансового рынка, утверждает условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии их отдельных выпусков, при этом сам выполняет функции эмитента. Минфин выступает регулирующим органом в отношении государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг осуществляет государственную регистрацию условий их эмиссии и обращения, утверждает стандарты раскрытия информации об этих бумагах.

    Система правоприменения на рынке ценных бумаг включает также налоговые органы, органы финансового контроля и мониторинга, антимонопольный орган, судебную систему, правоохранительные органы.

    Контроль и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, находящимися на территории Псковской области, осуществляет Главное управление ЦБ РФ по Санктетербургу.

    Нормативно-правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время включает:

    Гражданский кодекс РФ;

    Налоговый кодекс РФ;

    Федеральные законы:

    №39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг»;

    № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерациианке России)»;

    №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»;

    №46-ФЗ от 05.03.1999 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

    №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализациитмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

    № 156-ФЗ от 29.11.2001 «Об инвестиционных фондах»:

    № 152-ФЗ от 11.11.2003 «Об ипотечных ценных бумагах»;

    № 224-ФЗ от 27.07.2010 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ...»;

    № 7-ФЗ от 07.02.2011 «О клиринге и клиринговой деятельности»;

    № 325-ФЗ от 12.11.2011 «Об организованных торгах»;

    № 414-ФЗ от 07.12.2011 «О центральном депозитарии».

    приказы Банка России;

    постановления Правительства России;

    постановления ФЦКБ России и Минфина России (действующие);

    приказы ФСФР России (действующие);

    указания, положения, инструкции, распоряжения Банка России.

    Функционирование отдельных институтов регламентируется специальными законами: «Об инвестиционных фондах»; «О негосударственных пенсионных фондах»; «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии»; «О накопительнопотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», которые также сопровождаются значительным по объему подзаконным регулированием.

    Обязательным документом, сопровождающим эмиссию МЦБ, является нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии, который подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти. Другим документом является отчет эмитента МЦБ, который представляет собой нормативный правовой акт, содержащий информацию об итогах эмиссии. Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпуска МЦБ, также является обязательным условием их выпуска.

    2. Анализ рынка государственных и муниципальных бумаг в России

    2.1. Анализ рынка государственных ценных бумаг


    В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

    Заемные отношения России за последние 6 лет сложились так, что, практически, весь внутренний долг, в настоящее время, сформирован в виде ценных бумаг. (Рис.1) [17]

    Рис. 1 - Государственный внутренний долг РФ выраженный в государственных ценных бумагах)

    На основании рисунка 1, мы видим, что объём государственного долга Российской Федерации на 1 января 2016 года составил 5573,09 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом на 1 января 2015 года на 97,38млрд. рублей. Однако если рассматривать с 1 января 2010 года, то увеличение составляет 3735,92млрд. рублей.

    Основной причиной столь быстрого роста внутреннего долга является покрытие дефицита федерального бюджета. [15]

    Представим так же структуру государственного долга Российской Федерации в виде ценных бумаг.

    Рисунок 2 - Структура государственного внутреннего долга

    Анализируя рис. 2, мы видим, что на период 01.03.2016. наибольшую задолженность в структуре государственного внутреннего долга выраженного в ценных бумагах занимают, ОФЗ - ПД 48,01; (Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом); ОФЗ - ПК 25,48 %блигации федерального займаспеременным купонным доходом);ОФЗ - АД 14,21 % (Облигации федерального займа с амортизацией долга).С начала 2007 года по 2010 год основную часть в структуре составляли ОФЗ - АД. Это является результатом улучшения внешне - экономической конъюнктуры и макроэкономических показателей. Но с переходом в острую фазу кризиса в структуре государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, начинают преобладать ОФЗ - ПД, на долю которых уже на начало 2016 года приходилось 2 710,34 млрд. рублей.

    Тенденция роста выпуска ОФЗ - ПД, в современных условиях является наиболее целесообразной с точки зрения привлечения и размещения ресурсов. [17]

    По данным Минфина РФ так же можно проследить объёмы рынка государственных ценных бумаг. Сравним данные за первое полугодие 2014 и 2015 гг. В первой половине 2014 года российскому фондовому рынку было характерно пессимистическое настроения, что было вызвано определенными негативными внешними и внутренними факторами. Силовая смена власти, крупный вооруженный конфликт, санкции, введенные против России со стороны США и ЕС, снижение цен на нефть, плохие экономические показатели все эти факторы оказали негативное воздействие на финансовые рынки.

    В течение первого полугодия 2014 г. объем рынка государственных облигаций вырос по отношению к прошлому году на 10,5 % и составил 3670 млрд руб. по номиналу, в то время как в 2013 г. объём государственных облигаций составил 3360 млрд руб. Объем рынка государственных облигаций в течение первого полугодия 2015 года вырос на 29,7 % по отношению к 2014г.и достиг 4798 млрд. руб. по номиналу. [4]

    Рассмотрев государственный внутренний долг и его структуру, мы можем сказать о том, что на данный момент величина внутреннего долга находится на допустимом уровне, однако в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что неблагоприятно сказывается на экономическом росте страны. Положительным моментом является то, что основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг. Наибольшую долю задолженности занимают государственные ценные бумаги, то есть государство погашает задолженность за счет выпуска различных долговых ценных бумаг.

    Помимо этого ещё одним положительным моментом является, то что государство имеет низкую долю внутреннего долга по отношению к ВВП. Однако, данная ситуация требует постоянного контроля. В настоящий момент, за последние 6 лет, мы достигли пика в государственной задолженности, и если данная тенденция будет прогрессировать, то в скором времени это может привести к тяжелым экономическим последствиям.

    Социальнокономическое развитие РФ будет проводиться в умеренном темпе роста со стабильным уровнем инфляции, учитывая основные условия. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будет государственные заимствования. Такая долговая политика обеспечит РФ необходимыми объемами ценных бумаг для решения социальнокономических задач. Постоянное присутствие России на рынках капитала, должно способствовать решению этих задач. Эффективному информационному взаимодействию с инвестиционными сообществами, заинтересованных в размещении средств в государственных ценных бумагах страны.

    2.2. Анализ рынка муниципальных ценных бумаг

    По итогам на 1 января 2016 г. на рынке региональных облигаций обращаются долговые бумаги 36 субъектов РФ и только 5 муниципальных образований. Почти треть рынка составляют облигации Москвы, еще треть приходится на 6 крупнейших регионоваемщиков. Второй по величине облигационного долга регион России Красноярский край уступает Москве по объему заемных средств больше, чем в четыре раза.

    По данным Министерства Финансов РФ, за 2014-2015 годы эмитентом МЦБ являлся один город Новосибирск. Будучи признанным одним из крупнейших заемщиков среди муниципальных образований, город занимает среди регионов и муниципалитетов 21-е место с долей рынка в 1,4 %. В 2014 году постановлением мэрии города было решено выпустить облигации сроком обращения 1-5 и 1-7 лет, в 2015 году 5-10 лет номиналом 1000 рублей. Доход является фиксированным купонным, а также в доход относится разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки облигаций.

    Стандартно при выпуске субфедеральных и муниципальных займов направлением использования указывается финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств.

    Проблема роста задолженности бюджетов регионов актуальна, чему свидетельствует статистика. По итогам исследований компании Standard & Poor's, в 2014 году обеспечивать бюджетный профицит смогут только 20 из 85 субъектов федерации. Другим 65 субъектам, чтобы избежать дефолта, будет необходима помощь федерального центра. Суммарный долг российских субъектов и регионов на 1 апреля 2014 года составляет 2,03 трлн. рублей.

    В своем исследовании Д. Андреева и А. Табах выделяют следующие причины долгового роста региональных и муниципальных бюджетов: политика Минфина, направленная не на борьбу с долгом, но ориентирующая регионы на его финансирование через рыночные инструменты, а также сложная бюджетная ситуация в регионах в целом. Отмечается, что в 2012 году с исполнением бюджетов в регионах сложностей не возникало, а в 2013 году были определенные трудности. Происходила концентрация средств в отдельных регионах. Как правило, это регионы, получавшие повышенные трансферты федерального бюджета на реализацию проектов федерального значения, либо субъекты, чья экономика ориентирована на добычу сырья.

    Темпы роста доходов бюджетного сектора в 2014 году ниже, чем в предыдущем, причиной чему служит менее активная индексация пенсий и заработных плат, низкий уровень налоговых поступлений. Ориентация федеральной политики по вопросу финансирования долгов регионов такова, что для субъектов сейчас становится приоритетным именно рыночный долг. Минфин не имеет возможности оставаться источником льготных кредитов, так как происходит сокращение дополнительных средств в федеральном бюджете. Данное обстоятельство открывает регионам больше возможностей при выпуске муниципальных облигационных займов, которые на данный момент во многом предпочтительнее коммерческих кредитов.

    В соответствии с данными Министерства финансов РФ, по состоянию на 1 января 2015 г. государственный долг субъектов Федерации составлял 1738 млрд. руб., что на 30 % превышает прошлогодний уровень. Долг муниципальных образований оценивался в 284 млрд. руб., доля муниципальных облигаций в нем составляла всего 4 %. Больше половины задолженности приходится на банковские кредиты, а именно 53 %, бюджетные кредиты составляют 32 % и 11 % составляют гарантии.

    Таким образом, в стране встает проблема повышения активности муниципальных образований в сфере использования долговых финансовых инструментов. Положительным моментом при инвестировании в МЦБ является их достаточно высокий для российского рынка уровень в кредитных рейтингах, оцениваемых международными агентствами. Присутствие в международных рейтингах позволяет попасть в Ломбардный список, что увеличивает рост интереса со стороны кредитных организаций и институциональных инвесторов. МЦБ в январе 2014 года были включены в систему международных расчетов «Euroclear», что открыло к ним доступ инвесторамерезидентам.

    В целях активизации участников рынка муниципальных ценных бумаг, необходимо создание на нем благоприятных условий. В этой связи могут быть предложены следующие шаги на пути решения поставленных задач:

    ‒ организация поэтапного выхода эмитентов на рынок, что позволит отработать финансовоехнологические инструменты эмиссии, сформировать круг партнеров;

    ‒ обеспечение регулярности выпуска облигаций эмитентами, что снизит издержки по привлечению и обслуживанию займов;

    ‒ создание экспертных групп, занимающихся отбором и менеджментом инвестиционных проектов;

    ‒ развитие инфраструктуры внебиржевой торговли долговыми ценными бумагами;

    ‒ проведение маркетинговых исследований сферы интересов потенциальных инвесторов;

    ‒ проведение эффективной рекламной кампании.

    Подводя итог, стоит отметить, что эмиссия муниципальных ценных бумаг может производиться не только с целью сокращения кассовых разрывов бюджетов, но и для мобилизации финансовых ресурсов региона, направленных на реализацию социальнонфраструктурных проектов региона.

    Принятие мер, стимулирующих развитие данного сегмента рынка ценных бумаг, окажет благотворное влияние как на бюджетные показатели, так и на уровень экономики страны в целом.

    3. АКТИВИЗАЦИЯ рынка государственных и муниципальных ценных бумаг

    Современное видение перспектив развития национальной экономики характеризуется направленностью на решение проблемы активизации инвестиционной деятельности для обеспечения устойчивого экономического роста.

    В настоящее время осуществлен переход от доминировавшего ранее дискретного подхода, когда стратегии развития секторов финансового рынка (банковского, страхового, инвестиционного) рассматривались независимо друг от друга, к новой методологии, учитывающей синергетический эффект от совместного развития всех сегментов финансового рынка.

    Стратегия развития рынка ценных бумаг является неотъемлемой частью Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации, определяющей приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере его регулирования. При этом основное внимание в Стратегии уделено именно вопросам развития фондового рынка.

    Стратегический подход к регулированию финансового рынка реализуется государственными органами с 2006 года. Стратегия 20062008 предполагала реализацию среднесрочных задач модернизации институтов и инструментов финансового рынка.

    Стратегия 20082020 ориентирована на приоритеты долгосрочной экономической политики обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра. Наличие такого центра представляется одним из важнейших признаков конкурентоспособности национальной экономики, роста влияния в мире, обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета.

    Достижение такой амбициозной цели в Стратегии 20082020 увязывается с необходимостью решением следующих задач: повышение емкости и прозрачности финансового рынка; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для его участников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке. Каждая из перечисленных задач конкретизирована в ряд подзадач, раскрыты средства и способы их решения.

    Помимо Стратегии, которая по существу является декларацией о намерениях государства в сфере развития финансового рынка, разработан механизм её реализации дорожная карта «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», содержащая контрольные показатели, а также план конкретных мероприятий с ожидаемыми результатами, установленными сроками реализации и ответственными исполнителями.

    Таким образом, государством определены приоритеты и представлен план, сочетающий меры законодательного воздействия и организационнодминистративные мероприятия по достижению поставленной цели. То, как будет реализовываться данный план, какие удачные решения и неудачи будут этому сопутствовать, покажет время.

    Сегодня же следует признать то, что, с одной стороны, государство придает большое значение развитию национального фондового рынка, а с другой стороны, регулирование рынка ценных бумаг до настоящего момента не отличалось высокой результативностью. Через фондовый рынок так и не поступают долгосрочные инвестиции ни в реальный сектор экономики, ни в научноехнические инновации, в то время как именно их объемом можно измерить эффективность системы государственного регулирования.

    Заключение


    Государственные ценные бумаги один из инструментов фондового рынка, представляющий собой долговые обязательства эмитента по отношению к бенефициарию ценной бумаги.

    Фактически данный вид ценных бумаг представляет собой заем, предоставляемый кредитором эмитенту ценной бумаги. В сложившейся мировой практике в настоящее время государственные ценные бумаги представлены рынком государственных облигаций. Однако облигации являются не единственными государственными ценными бумагами, к ним так же относятся: ваучеры или приватизационные чеки, золотые сертификаты и казначейские обязательства Российской Федерации.

    Муниципальные ценные бумаги - в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.

    В курсовой работе предложены меры по созданию привлекательной инвестиционной среды на рынке муниципальных ценных бумаг. В основу разработки данных решений легли научные работы и исследования таких авторов как А. Пышнограй, А. Пенюгаловой, Д. Андреевой, А. Табаха, а также данные Министерства Финансов РФ и результаты работы международных рейтинговых и аналитических агентств.

    Результатами исследований была выявлена связь между ростом бюджетного долга регионов и необходимостью активизации рынка муниципальных заимствований. Долг муниципальных образований на 1 января 2015 составлял 284 млрд. руб., доля муниципальных облигаций в котором составляет всего 4 %. Больше половины задолженности приходится на банковские кредиты 53 %, бюджетные кредиты 32 % и 11 % гарантии. В работе представлены динамика темпов роста налоговых поступлений в региональные бюджеты и доходов и расходов региональных бюджетов за период 2012-2015 годов.

    Список литературы


    1. Конституция Российской Федерации. М: Эксмо, 2016. 64 с.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации [по состоянию на 01.09.2016] // КонсультантПлюс. Режим доступа: #"justify">Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изм. от 01.09.2016)] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
    3. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012)] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
    4. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 04.10.2015) «О рынке ценных бумаг».
    5. Габов А. В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011. 104 с.
    6. Звягинцева Н. А. Пути повышения инвестиционной активности в Российской Федерации с использованием рынка ценных бумаг: вопросы регулирования. Иркутск: Изд-во БГУ-ЭП, 2013. 202 с.
    7. Манукян М.Г. Пути активизации рынка муниципальных ценных бумаг в РФ // «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки». 2004. С. 75-81.
    8. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. М.: Финансы и статистика, 2006. 448 с.
    9. Российский фондовый рынок. События и факты. Обзор за первое полугодие 2015 г. // Национальная ассоциация участников фондового рынка «НАУФОР» [Электронный ресурс]: URL: http://www.naufor.ru/tree.asp?n=4333 (дата обращения: 25.11.2016).
    10. Гафурова Г. Т. Государственное регулирование рынка ценных бумаг России в современных условиях. Автореф. дисс. к. э. н. Казань, 2010. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennykh-bumag-rossii-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 25.11.2016).
    11. Жмуркова Л. Ю. Государственное регулирование рынка ценных бумаг // Наука и современность. 2010. №3-3. [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennyh-bumag (дата обращения: 25.11.2016).
    12. Кондратьев Д. Ю. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации. Автореф. дисс. к. э. н. Москва, 2011. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennoe-regulirovanie-rossiiskogo-rynka-tsennykh-bumag-vusloviyakh-fnansovoi-globa (дата обращения: 25.11.2016).
    13. Старшинин С. А. Совершенствование регулирования российского рынка ценных бумаг как фактор обеспечения его экономической безопасности. Автореф. дисс. к. э. н. Москва, 2010. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-regulirovaniya-rossiiskogo-rynkatsennykh-bumag-kak-faktor-obespecheniya (дата обращения25.11.2016).
    14. Информационное агентство Cbonds [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbonds-congress.com/.
    15. Информационное агентство ИноСМИ.Ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inosmi.ru/.
    16. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/.
    17. Московская биржа Северо-Западный филиал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.micex-nw.com/.
    18. Национальное рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ra-national.ru/.
    19. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/.
    20. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ценные бумаги (госмуниципальные) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.