Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ценовая политика предприятия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Ценовая политика предприятия
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    28.09.2017 11:03:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Негосударственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования


    ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ




    Курсовая работа




    По дисциплине: «Экономика организаций (предприятий)»


    Ценовые факторы экономического развития предприятия



    Выполнил:

    студент IV курса

    Заочного отделения

    Факультет

    «Государственное и

    муниципальное управление»

    специальности

    менеджмент (бакалавриат)

    гр.Мб-44-13

    Ф.И.О. НЕВЕЖИН А.В.




    Проверил:

    Преподаватель

    Моисеева Ирина Викторовна






    Москва 2017



    Оглавление



    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….4
    1.1. Влияние ценовой политики на внешнеэкономическую деятельность предприятия …………………………………………………...………………………6
    1.2. Ценовая политика и ценовая конкурентоспособность
    продукции ………………………………………………………………………........13

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ …………………………………………………………………......20

    2.1. Понятие «ценовая стратегия». Классификация ценовых стратегий ……….....20

    2.2. Факторы развития промышленных предприятий………….……..23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..31
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….……32
    ПРИЛОЖЕНИЕ





















    ВВЕДЕНИЕ


    На эффективность развития промышленных предприятий существенное влияние оказывают разнообразные факторы внешней и внутренней среды.

    В целом под факторами производства понимаются «элементы, необходимые для выпуска продукции товаров и услуг. Согласно распространенной классификации факторы производства делятся на: средства производства (машины, инструмент, здания, земля), материалы (сырье, вспомогательные и производственные материалы) и труд в смысле целенаправленной деятельности».

    При этом следует исходить из сущности организации производства и труда на предприятии как процесса потребления рабочей силы и средств производства. Результаты организации производства и труда будут тем выше, чем эффективнее, экономнее используются средства производства, чем совершеннее орудия труда, чем лучше организован процесс производства, чем выше степень искусства работников и чем лучше используется рабочее время, чем лучше удовлетворен рыночный спрос.

    Эффективность развития промышленных предприятий следует рассматривать с двух позиций:

    как эффективность поддержания необходимых показателей функционирования (эффективность текущая);

    как эффективность обновления, поддержания высокой конкурентоспособности (эффективность перспективная), когда вы- являются и используются факторы, влияющие на работу предприятия и способность к обновлению, т. е. определяется способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком в последующие периоды. Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.

    Фирма не просто назначает ту или иную цену. Она создает целую систему ценообразования, охватывающую разные товары и изделия в рамках товарного ассортимента и учитывающую различия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и прочие факторы.

    Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких - цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.

    В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения рентабельности производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга.

    Ценовая политика предприятия это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

    Таким образом, эти и другие проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Ценовые факторы экономического развития предприятия».

    Предмет исследования: ценовые факторы экономического развития предприятия.

    Цель исследования: Изучить ценовые факторы экономического развития предприятия.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть влияние ценовой политики на внешнеэкономическую деятельность предприятия;
    2. Изучить ценовую политику и ценовую конкурентоспособность продукции;
    3. Дать характеристику понятия «ценовая стратегия» и классификации ценовых стратегий;
    4. Охарактеризовать факторы развития промышленных предприятий.

    Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.



























    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1.1. Влияние ценовой политики на внешнеэкономическую деятельность предприятия


    В настоящее время происходят значительные изменения в сфере экономического положения России, которые характеризуются усилением процессов глобализации, устранением барьеров, сдерживающих развитие экономических связей с другими субъектами мировой экономики.

    Это открывает новые возможности для использования отечественными предприятиями внешних факторов развития, привлечения из-за рубежа финансовых и технологических ресурсов, применения производственного и управленческого опыта, расширения рынков сбыта.

    В то же время современная экономика России характеризуется высокой зависимостью от мировых рынков сырья и проблемами конкурирования на рынках готовой продукции.

    В реальной экономической деятельности все хозяйственные процессы протекают с существенной долей неопределенности и связаны с риском Во внешне экономической деятельности компании категории «риск» и «неопределенность» играют чрезвычайно важную роль.

    Именно в сфере внешнеэкономической деятельности риски компании очень разнообразны и трудно прогнозируемы. Высокая степень рискованности международных сделок по сравнению со сделками на национальном рынке обусловлена сложностью внешней среды международного бизнеса.

    Ситуация риска, по сути, разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено. В этом случае посредством инструментов теории вероятностей и математической статистики можно объективно оценить вероятность событий, которые предположительно возникнут в результате определенной деятельности. Соответственно, вероятность того, что событие произойдет, равна 1,а невозможность события равна 0.

    Особое место в общей системе рисков занимают предпринимательские риски. Предпринимательские риски это вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечающегося события, предусмотренного планом или прогнозом.

    Впервые классификация предпринимательских рисков была представлена в трудах Дж.Кейнса, считавшего, что стоимость товара должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, с изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф.

    Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида предпринимательских рисков: риск предпринимателя или заемщика, риск кредитора, риск инфляции.

    В настоящее время существует не мало классификаций предпринимательских рисков, основанных на различных их характеристиках (В.М.Гранатуров, О.И. Дегтяреваидр.).Практически все эти классификации сходятся в одном они выделяют риск экономический, основой которого является возможное негативное влияние на деятельность фирмы событий в сфере экономики.

    Ряд авторов (О.И. Дегтярева и др.) разбивают экономические риски на три группы: рыночные риски; кредитные риски; операционные риски. Рыночные риски, связанные с неопределенностью колебаний рыночной конъюнктуры, наиболее разнообразны. Они включают в себя: процентные риски; валютные риски; ценовые риски рынка акций; ценовые риски товарных рынков; риски рынка производных финансовых инструментов.

    Ценовые риски связаны с неопределенностью относительно будущего уровня цены. Ценовой риск большинством исследователей (К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, О.И. Дегтярева, В.М.Чибинеев и др.)определяется как вероятность (возможность) отклонения будущей цены от ее ожидаемого значения. Любое отклонение цены от ожидаемой величины считается проявлением ценового риска (это касается как динамики цен на продукцию, так и на услуги). Если применение данного определения риска ограничивается только ситуациями с неблагоприятным исходом, то целесообразно говорить о риске фирмы понести убытки; при рассмотрении ситуаций с благоприятными отклонениями целесообразно говорить о риске недополучения фирмой прибыли.

    Выше приведенное определение ценового риска указывает на способ его измерения: так как ценовой риск принимает форму отклонения от ожидаемой величины, то чем больше изменчивость цен, тем большему риску подвергается субъект рынка.

    Изменчивость (волатильность) цен характеризуется тремя показателями: величиной изменения цены, скоростью изменения цены и частотой изменения цены.

    В последнее время проблемы ценовых рисков довольно широко рассматриваются в научной и специальной литературе. Однако подавляющее большинство этих работ посвящено рискам, возникающим в биржевой торговле, на фондовых и страховых рынках.

    Ценовые риски фирмы (в т.ч. и внешнеторговой) рассматриваются поверхностно и очень обобщенно. Как правило, выделяются только инфляционный, валютный и процентный риски.

    Это обстоятельство, по нашему мнению, объясняется следующим. Рынки готовых товаров очень разнообразны. Производство широкого ассортимента готовой продукции полуфабрикатов может осуществляться большим количеством конкурирующих фирм практически везде. Выпускаемая продукция очень сильно варьируется как по своим техническим и потребительским параметрам, так и по качеству. Условия эксплуатации промышленной продукции и требования к ее параметрам отличаются у конкретных потребителей. Решающая роль в формировании мировых цен на готовую продукцию принадлежит ведущим фирмам-производителям и экспортерам, но постоянно увеличивается число средних и более мелких фирм, часто проводящих агрессивную ценовую политику. В связи с этим конкуренция на рынках готовой продукции в последние годы все более обостряется. В отличие от сырьевых рынков, рынки готовой продукции не имеют четких географических границ (как месторождения полезных ископаемых), поставщики и потребители значительно реже привязаны друг к другу долгосрочными контрактами. Рынки готовой продукции менее прогнозируемы и управляемы, чем рынки сырьевых товаров. Соответственно, различных рисковых ситуаций и их комбинаций на этих рынках значительно больше.

    Так, неточный учет курса валюты контрактной цены может спровоцировать непредвиденные потери, которые отрицательно повлияют на финансовое положение конкретной фирмы- участника ВЭД. Если же экспортер при формировании контрактной цены недостаточно обосновал ее, то со стороны страны-контрагента возможны антидемпинговые расследования, что, в свою очередь, может отрицательно повлиять на экономику конкретной отрасли.

    При выборе рискового варианта цены во внешнеторговой сфере, как правило, ориентируются на получение положительного результата. Однако в первую очередь необходимо четко просчитывать негативные последствия от возможного проявления риска. Это связано с тем, что при благоприятном исходе (т.е. ненаступлении рискового события) можно прогнозировать положительные результаты только непосредственно для участника ВЭД. Возможное же наступление негативных последствий необходимо рассчитывать не только для самого участника внешнеторговых операций, но и для смежных с ним областей. То есть, следует учитывать мультиплицирующий эффект, проявляющийся в потерях организаций, связанных с участником ВЭД технологическими, организационными и экономическими отношениями, а также в потерях на уровне государства. Именно в этом заключается системность прогнозирования неблагоприятных последствий таких рисков.

    Ценовые риски, с которыми приходится сталкиваться фирме-участнику ВЭД, очень разнообразны и могут быть связаны не только с вероятностью изменения цен на выпускаемую продукцию в будущем (т.е. с инфляционными или валютными рисками).

    По времени ценовые риски фирм-участников ВЭД могут возникать:

    на этапе формирования цены в процессе подготовки внешне торгового контракта в связи с неверной оценкой рыночной ситуации, непродуманным выбором базового рынка для обоснования контрактной цены, ошибками в формировании маркетинговой политики или ценовой стратегии, выбором контрагента. Эти риски являются внутренними, так как обусловлены деятельностью самой фирмы;

    в процессе исполнения внешнеторгового контракта в связи с изменением государственного регулирования конкретных рынков или сфер деятельности, с изменением политической или экономической ситуации, с форс-мажорными обстоятельствами и т.д. Эти риски являются внешними, непосредственно не связанными с деятельностью данной фирмы;

    после исполнения внешнеторгового контракта в связи с проявлением мультиплицирующего эффекта и влияния на интересы участников рынка различных уровней. Например, для самого участника ВЭД это может проявиться в виде необходимости уплатить до начисленные суммы налогов, для отрасли в антидемпинговых расследованиях, введении квот и ограничений, для государства в ослаблении позиций на внешних рынках, необходимости корректировки законодательства или мер по регулированию отдельных сфер экономики.

    Внешнеэкономическая деятельность предприятий как одна из ключевых составляющих их производственно-хозяйственной деятельности существенно увеличила свою значимость за время экономических реформ. Но уровень конкуренции на международных рынках таков, что новым участникам приходится конкурировать не только продукцией, но и мобильностью, адаптивностью систем управления. На первый план выходит способность систем управления активно реагировать на условия внешней среды, положительно использовать изменения в технологических, финансовых и иных областях.

    Продукция на мировом рынке сама по себе является лишь необходимым, но часто не главным условием победы в борьбе за потребителя. От системы управления ВЭД в первую очередь зависит характер и формы работы предприятия на международном рынке. Например, «Молочный комбинат «Ставропольский» является одним из ведущих производственных предприятий города Ставрополя пищевой отрасли. ОАО «Комбинат молочный» Ставропольский» выпускает продукцию в широком ассортименте. В основном это молочные продукты: молоко, кисломолочные напитки, творог, сметана, мороженое, сыры, сгущенные молочные продукты. С использованием молочной сыворотки комбинат вырабатывает хлебобулочные изделия. Всего ассортимент комбината насчитывает около 250 наименований. ОАО «МКС» на протяжении ряда лет ведет активную внешнеторговую деятельность, как в отношении экспорта, так и импорта. По импорту предприятие осуществляет закупки производственного оборудования для своих нужд и соки, по экспорту поставки готовой продукции широкой ассортиментной группы.

    Экспорт продукции представлен только одной страной Израиль. Удельный вес экспортной продукции составляет всего доли процента. В связи с этим целесообразно продолжить курс предприятия в увеличении выпуска, в частности мороженого, для чего целесообразно закупать импортное оборудование, с целью диверсификации на рынках сбыта за рубежом.

    Импортная составляющая внешнеэкономической деятельности связана с потребностью обновления производственных мощностей новым технологическим оборудованием, а также необходимостью закупок сырья для производства продукции.

    Анализ деятельности ОАО «Молочный комбинат»Ставропольский» показал, что предприятие находится в достаточно устойчивом экономическом положении и у него существуют потенциальные возможности для экономического роста. Однако для этого ценовая политика комбината в области внешнеэкономической деятельности должна подвергнуться ряду изменений, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

    В современных условиях, понимание значения ценовой политики еще более расширилось: это важнейший элемент управления деятельностью предприятия, эффективное средство для достижения его целей, охватывающих не только поддержание стабильности деятельности и получение запланированной прибыли, но и удовлетворение потребностей потребителей, поддержание и развитие бренда, возможность результативно конкурировать на рынке и успешно представлять на рынок новые товары.

    Процесс формирования оптимальной цены на предприятии является комплексным, затратным и трудоемким. Он предполагает анализ большого объема информации не заканчивается с единовременным установлением цены для выбранного рынка, а предполагает последующую возможную корректировку цен и временные программы по манипулированию ценами для решения поставленных задач.

    Вопрос совершенствования ценовой политики предприятия на рынке стоит очень остро и включает в себя своевременное получение информации о действующих на рынке ценах и стратегиях конкурентов, применение малоизвестных стратегий и совершенствование уже используемых, создание программы продвижения цены и системы оценки позиции товара и фактических затрат.

    Также, помимо всего прочего, необходимо внедрять ценовой контроллинг как способ создания эффективной системы управления ценами на предприятии. Одним из мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия на внешнем рынке можно рекомендовать каждые три года проводить анализ конкурентоспособности отдельных товарных групп, включающий анализ химических и потребительских свойств продукции, цен на товары, делая акцент на соотношении «цена-качество».


    1.2. Ценовая политика и ценовая конкурентоспособность продукции


    В условиях рыночной экономики предприятия сталкиваются с необходимостью самостоятельного регулирования политики в отношении цен, товаров, распределения продукции, организации рекламных мероприятий, персонала и так далее. В последние годы произошло возрастание роли цены на продукцию и изменение отношения к ней. Процесс разработки ценовой политики относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления, основанных на изучении конъюнктуры рынка (уровней и динамики цен на продукцию, формы ценовой и неценовой конкуренции, применяемые на данном рынке) и анализе финансовых показателей деятельности предприятия.

    Эффективная ценовая политика на предприятиях должна соответствовать тенденциям рынка и обеспечивать достижение наилучших результатов работы с учетом имеющихся ресурсов.

    Вместе с тем, ценовая политика многих предприятий, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены на продукцию слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены на продукцию недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие.

    Ценообразование относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления. Так, некорректные решения по установлению цен на продукцию способны не просто ухудшить показатели финансово - хозяйственной деятельности предприятия, но и вывести их за пределы допустимых значений, что может привести предприятие к банкротству.

    Правильная цена на продукцию дает предприятию целый ряд преимуществ: во-первых, в отличие от большинства методов, применяемых по стимулированию спроса, использование цены на продукцию не требует дополнительных денежных расходов, как это имеет место при проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д.; во-вторых, потребители находят для себя привлекательность товаров, выраженную в цене, легче, чем на основе рекламы, и т.п.; в-третьих, даже когда такие методы стимулирования, как организация персональных продаж и рекламы, являются основными, цена на продукцию может использоваться как мощное средство их поддержания.

    Предприятие должно реализовывать свои товары по той цене, которую приемлет потребитель, а не по той, которая кажется более привлекательной. Поэтому цена на продукцию является наиболее сложным элементом рынка - она связывает спрос и предложение. Это подвижный, постоянно меняющийся механизм, гибко приспосабливающийся к конъюнктурным колебаниям рынка. От уровня цен на продукцию зависит конкурентоспособность и положение товаров на рынке.

    Ценовая политика предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены на продукцию и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать задачи в соответствии с целями ценовой политики [2, 6]. Выделяют следующие цели ценовой политики (рис. 1.1): - обеспечение существования предприятия на рынках. Для обеспечения работы предприятий и сбыт своих товаров, предприятия вынуждены устанавливать низкие цены на продукцию в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей и пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться; - иаксимизация прибыли, расширение оборота или максимизация объема продаж; - стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции, - оптимальное увеличение сбыта; - «снятие сливок» или лидерство в качестве.


    Рис. 1.1. - Формулирование целей ценовой политики

    Указанные цели ценовой политики соотносятся между собой, хотя не всегда совпадают.

    На разных этапах предприятие может иметь разные приоритеты по различным целям. Ценовая политика предприятия формируется в рамках общей экономической стратегии и выражается в ценовой стратегии ценообразования (рис.1.2).

    Рис.1.2 - Место ценовой стратегии в общей экономической стратегии предприятия

    Ценовая политика предприятия является основой для разработки ценовой стратегии, т. е. определения возможного уровня, направления, скорости и периодичности изменения цен на продукцию в соответствии с рыночными целями предприятия на конкретном этапе его деятельности.

    Cложность формирования ценовой политики, в первую очередь заключается в том, что цена - категория конъюнктурная, размер которой определяет целый ряд факторов, действующих с разной силой, в различных направлениях и в различные периоды времени. Таких факторов достаточно много, и в большой степени они не контролируются предприятием. Их множество можно разделить на внешние и внутренние (табл. 1.1.).





    Таблица 1.1.

    Факторы, влияющие на формирование ценовой политики

    Внутренние

    Внешние

    1. Спрос на продукцию.

    2. Издержки по производству и реализации продукции.

    3. Фактор распределения

    4. Прочие факторы:

    - стимулирования сбыта

    - обслуживания

    - времени

    - состояние финансовой системы 1. Тип рынка товара.

    2. Государственное регулирование цен.

    3. Ценовая конкуренция.

    4. Участники каналов товаропродвижения.

    5. Потребители

    6. Прочие факторы:

    - инфляция

    - налоги

    - общественное мнение

    - реклама

    К внутренним факторам относятся: спрос на продукцию, издержки, распределение товара и прочие.

    К внешним факторам относятся: тип рынка, на котором работает предприятие, государственное регулирование цен, ценовая конкуренция, участники каналов товаропродвижения, потребители и прочие факторы (инфляция, налоги). Так, например, ценовая конкуренция определяет максимальную цену, которая определяется спросом, и минимальную - издержками, на установление предприятием среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Если товар аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента.

    Ценовая конкуренция воздействует на цену товара через такие факторы, как отраслевые особенности производства; жизненный цикл товара; тип продукции; канал товародвижения, имидж предприятия; объем поставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем; условия платежа.

    При этом, участники каналов товаропродвижения стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший контроль за ценами. Для этого необходимо достигнуть согласия всех участников канала сбыта в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.

    Сами потребители - важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам объясняются двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и не- одинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:

    - покупатели, проявляющие большой интерес, при выборе покупки к ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров. Большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства этого товара. Это группа экономных покупателей;

    - покупатели, создавшие себе «образ» товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или удаляющие их от «образа», - это персонифицированные покупатели; они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания;

    - покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие предприятия и делают их по уже давно сложившейся традиции, эта группа покупателей называется «этичные покупатели»; они готовы заплатить более высокую цену за товар, продаваемый в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов;

    - покупатели, мало интересующиеся ценами, - «апатичные покупатели».





















    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    2.1. Понятие «ценовая стратегия». Классификация ценовых стратегий


    Ценовая стратегия - это основа ценовой политики и база стратегического развития предприятия, представляет собой специальную методологию и набор практических правил для формирования рыночных цен. Ценовые стратегии обычно классифицируются по нескольким признакам (рис.2.1).

    Рис. 2.1 - Классификация ценовых стратегий

    Воздействие цены на потребителя находит свое выражение в установлении соответствующего ее уровня, при этом цену рассматривают как одно из неотъемлемых свойств продукта наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством и т.д. На практике, наиболее часто используется следующие ценовые стратегии:

    1. Стратегия премиального ценообразования («снятия сливок») - установление цен на более высоком уровне, чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить товар, и получение выгоды от более высокой прибыльности продаж в узком сегменте рынка. Предприятия, выбирающие эту стратегию, больше ориентируются на краткосрочные (быстрый финансовый успех), чем на долгосрочные цели (обеспечение такого успеха в будущем). Такая стратегия наиболее эффективна в случаях, когда существует достаточно высокий спрос на предлагаемый товар, спрос на этот товар неэластичен. Высокая цена поддерживает имидж высокого качества товара.

    2. Стратегия ценового прорыва (понижения цен) - это установление цен на более низком уровне, чем, по мнению покупателей, заслуживает товар с данной экономической ценностью, и получение прибыли за счет увеличения объема продаж и захвата большей доли рынка. Такая стратегия обеспечивает расширение круга потенциальных покупателей за счет снижения возможностей реализовать товар с высокой величиной удельного выигрыша.

    Базовыми условиями применения являются наличие широкого круга покупателей, готовых сразу переключиться на приобретение товара у нового продавца, едва он предложит более низкую цену и невозможностью у конкурентов ответить аналогичным снижением цен при эластичном спросе.

    3. Нейтральная стратегия подразумевает установление цен исходя из соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других реализуемых на рынке аналогичных товаров. При такой стратегии предприятие устанавливает цены на уровне, который воспринимается большинством покупателей как соответствующий экономической ценности товара.

    Выбор предприятием ценовой стратегии предопределяется структурой затрат, мотивами, которыми руководствуются покупатели на рынке, а также ранее завоеванной позицией на рынке и репутацией у клиентов. Решения по ценам должны приниматься в тесной увязке с решениями по объемам производства, управлению затратами, дизайну и конструированию продукции, ее рекламе и методам сбыта. Разработка ценовой политики и стратегии предприятия осуществляется в три этапа (рис. 2.2.).

    Важным этапом является определение перечня потенциальных существующих и потенциальных конкурентов, деятельность которых может в наибольшей степени повлиять на прибыльность продаж продукции предприятия и установить уровень договорных цен на продукцию, производимую существующими конкурентами, и оценить, насколько эти цены отличаются от цен реальных сделок, в том числе проанализировать преимущества и недостатки, имеющиеся в производстве и сбыте продукции конкурентов, например, с точки зрения репутации у покупателей, качества продукции, ассортимента и так далее.

    Рис.2.2.- Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии

    Сегментный анализ рынка, дает возможность дифференцировать цены на продукцию, выпускаемую предприятием, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности покупателей к уровню цен продукции и по уровню затрат предприятия для наиболее адекватного удовлетворения требований покупателей из различных сегментов.

    Анализ конкуренции дает оценку (прогноз) возможного отношения конкурентов к намечаемым изменениям цен на продукцию и тех конкретных мер, которые они могут предпринять в ответ.

    Следовательно, при учете и изучении всех факторов, влияющих на политику цен компании, каждое предприятие, в соответствии со своими целями и спецификой деятельности, сможет разработать оптимальную для себя ценовую политику.


    2.2. Факторы развития промышленных предприятий


    В целом эффективность факторов развития промышленного предприятия может быть определена по формуле:

    ,где: РФ i внш; РФ i внт соответственно, результат, полученный от использования i-го фактора внешней или внутренней среды;

    ЗФ i внш ; ЗФ i внт затраты, понесенные предприятием на использование i-го фактора внешней или внутренней среды.

    Если фактор является по своему характеру негативным для предприятия (приносящим убытки, потери), то эффективность мероприятия определяется затратами на снижение потерь, вызываемых этим фактором:

    где: Рсп результат (как снижение потерь предприятия, которые могли возникнуть в результате воздействия фактора); Зп затраты, понесенные предприятием на достижение результата.

    Величина экономии при этом равна:

    где: Пв возможные потери предприятия, которые могли возникнуть в результате воздействия фактора;

    Пф фактические потери в результате воздействия фактора.

    Большое многообразие факторов затрудняет их классификацию и требует их сведения в группы. Основные группы факторов, влияющие на развитие промышленных предприятий, представлены на рисунке 2.3.

    Основные группы факторов, влияющие на развитие промышленных предприятий, разделены на общие признаки (присущие всем) и специализированные признаки.

    Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на промышленное предприятие (например, поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, образование и квалификация управленческих кадров).

    Факторы косвенного (опосредованного) характера не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильных решений (например, наличие программного обеспечения).

    Деление факторов на традиционные и новые (обновленные, инновационные) весьма условно. Традиционные факторы существуют объективно и требуют относительно незначительных государственных и частных инвестиций. Сила их влияния постепенно снижается и зависит от характера начинающегося этапа спада, на котором создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка (в связи с началом устаревания). Гораздо большее значение для развития промышленных предприятий имеют новые факторы, как более высокого порядка. Для их реализации необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания новых факторов - это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.

    Контролируемый фактор - это фактор, который может управляться предприятием и его службами. Неконтролируемый фактор не может управляться предприятием и его службами.

    Внешние факторы обусловливают среду предприятия - совокупность не поддающихся контролю предприятия сил, с учетом которых оно должно обеспечивать свою деятельность. Внешние факторы среды, как правило, создают угрозы, вводят ограничения, или создают условия для развития, глубоко затрагивая все стороны предприятия.

    В состав внешних факторов развития промышленного предприятия могут быть включены: политические, государственные, экономические, социальные, научно-технические и т.д.

    В состав внутренних факторов, влияющих на развитие промышленного предприятия можно включить следующие группы: факторы управления и оргструктуры; производственные; кадровые; маркетинговые; финансовые и т.д.

    Особая роль на предприятии принадлежит персоналу, что позволяет выделить совокупность социально-психологических факторов. Так, например, к факторам, сдерживающим эффективность мероприятий по повышению эффективности предприятия, относятся:

    низкая мотивация (заинтересованность) работников предприятия в результатах деятельности;

    отсутствие контроля качества работ;

    низкая доля квалифицированных кадров и т.д.

    Рисунок 2.3. - Основные группы факторов, влияющие на развитие промышленных предприятий

    Направленность развития промышленного предприятия во многом определяется миссией это генеральная цель, четко выражающая причину существования предприятия. Миссия определяет стратегии

    центральное звено в выработке направлений действий предприятия с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов деятельности.

    Эффективность развития промышленных предприятий может также зависеть от таких факторов, как:

    коммерческие условия предприятий (возможности предоставлять покупателям кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного товара, использовавшего свой экономический ресурс) организация сбытовой сети (расположение сети фирменных магазинов и выставочных центров, доступность их широкому кругу покупателей, проведение демонстрации изделий в действии);

    организация технического обслуживания продукции (объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и т.д.);

    представление потребителей о фирме, ее авторитете и репутации, ассортименте ее продукции, сервисе, воздействие товарного знака и т.д.

    В современных условиях нестабильной среды повышается изменчивость факторов, влияющих на развитие промышленных предприятий. При этом возрождение предприятий отечественной промышленности связывается с использованием интенсивных факторов, т.е. на основе разработки и использования высоких технологий, с помощью которых осуществляется производство наукоемкой и конкурентоспособной продукции.

    Для того, чтобы эти факторы в условиях глобализации экономики действительно стали движущей силой экономического развития, необходимо определить приоритеты предприятий. Это означает, что требуется сформулировать долгосрочную структурную, инвестиционную, научно-техническую политику страны, разработать экономически целесообразный механизм реструктуризации отечественных наукоемких отраслей промышленности.

    При этом структурная перестройка предприятий должна базироваться на направлениях, обладающих высоким потенциалом и восприимчивых к различным нововведениям.

    В этой связи следует выделить факторы, способствующие расширению способов участия работников в управлении производством, к которым относятся:

    повышение эффективности и укрепление конкурентоспособности предприятий на рынке;

    развитие человеческого потенциала, стимулирование социальной активности работников;

    создание действенной мотивации труда в условиях перехода к инновационному типу производства;

    формирование нового типа работника высокообразованного, ответственного, инициативного, реализующего в сфере производства свои материальные и духовные потребности.

    Формализация состояния промышленного предприятия может быть обеспечена путем выполнения следующей последовательности действий:

    анализ эффективности предприятия за предыдущий период или сопоставление с аналогичными предприятиями;

    выделение внешних и внутренних факторов, оказывающих наиболее значимое воздействие на эффективность предприятия в анализируемом периоде;

    определение количественного воздействия факторов на эффективность предприятия;

    нахождение обобщающего показателя эффективности;

    подведение итогов с выработкой рекомендаций и предложений по повышению эффективности предприятия.

    При этом обеспечение эффективности развития промышленного предприятия состоит в том, чтобы минимизировать отрицательное влияние факторов внешней среды, определить, какие именно преимущества следует создавать и поддерживать для стратегического развития, поскольку именно они определяют рыночные позиции предприятия в конкурентной среде.

    Теоретический и практический интерес представляет проблема формирования «подражающего» рыночному лидеру с целью повышения эффективности и снижения влияния негативных факторов. При этом, конечно, следует учитывать ряд обстоятельств. Так, научно-технические факторы (например, расходы на НИОКР) у предприятий, которые в своей деятельности подражают рыночным лидерам, всегда значительно меньше, чем у предприятий-лидеров.

    Вследствие этого другие факторы (например, производственные издержки) также значительно ниже, чем у предприятий- лидеров. Поэтому предприятия, подражающие лидерам, имеют вроде бы большие финансовые и экономические возможности в области развития других факторов предприятия (повышения качества производимой продукции). Однако, при этом, как правило, наблюдается отставание ряда факторов (интеллектуальных, экономических, конкурентоспособности и др.) от предприятий - лидеров в связи с запаздыванием выхода на рынок высокотехнологичной продукции.

    Следствием этого является снижение возможности маневра предприятий в области сбытовой и ценовой политики. Кроме того, предприятия наукоемких отраслей объективно обязаны производить конкурентоспособную продукцию, сбыт которой в условиях глобализации экономики должен быть ориентирован на национальный и мировой рынок. Следовательно, чужие направления изменений не могут выступать в качестве долгосрочной перспективы развития предприятия и должны рассматриваться только как переходная стратегия. Подтверждением этому служит, например, создание технологических инноваций российскими предприятиями путем адаптации зарубежных технологических новшеств к отечественным условиям (использование гибких производственных систем и робототехники), которое не привело к значительному повышению эффективности промышленных отраслей экономики России. Это было связано с тем, что за рубежом эти технологические новшества создавались в другой экономической среде, отличающейся другой совокупностью факторов (состав и уровень издержек, состав и стоимость основных фондов). Естественно, что факторы, эффективные для устойчивой рыночной экономики, оказались неэффективными для условий российской экономики. Кроме того, научно-технический прогресс как фактор роста производства и производительной силы труда не действует автоматически: он только создает такую возможность. Чтобы превратить эту возможность в действительность, нужна большая работа по совершенствованию организации производства и труда и «подтягиванию» ее до уровня современной техники и технологии. Без этого научно-технический прогресс не может быть полным и эффективным.

    Таким образом, в действительности все факторы находятся в теснейшем взаимодействии, но для цели анализа и изучения их влияния на промышленное предприятие необходимо рассматривать каждый фактор отдельно. Для этого применяются разные методы и приемы индексный метод, метод подстановки, корреляционный и регрессионный анализ и др. Исследование характера и степени влияния каждого фактора на уровень и динамику развития предприятия позволяет вскрыть большие резервы производства, увеличения его результативности и конкурентоспособности. В целом организационно-экономический механизм повышения эффективности факторов развития промышленного предприятия представлен на рисунке 2.4. (Приложение 1).

    Эффективность факторов, влияющих на предприятие, обеспечивается за счет комплексности, создания и использования совокупности возможностей, в первую очередь, высокотехнологических, повышения инновационного потенциала предприятия вследствие возрастания доли интеллектуальной собственности в общей сумме активов предприятия, концентрации ресурсов предприятия на перспективных технологических направлениях и т.д.



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На основании проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:

    - в самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов;

    - ценность комплексной классификации факторов состоит в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства. Математическое моделирование факторной системы хозяйственной деятельности осуществляется следующим образом: выделяются факторы как элементы системы, изучаются специфика каждого из них, возможности учета и количественного измерения;

    - экстенсивное развитие предприятия представляет собой увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства, т.е. увеличения числа работников без повышения квалификации, расширения потребления материальных ресурсов без улучшения эффективности их использования, за счет роста капиталовложений без улучшения технологий. При этом эффективность факторов производства не меняется;

    - интенсивный путь развития представляет собой рост производства за счет более эффективного использования факторов производства, т.е. за счет внедрения новых, более эффективных технологий посредством обновления основных фондов, за счет улучшения организации производства, за счет совершенствования использования основных, оборотных фондов, ускорения их оборачиваемости, амортизации, за счет повышения квалификации рабочей силы и совершенствования научной организации труда. Производительность увеличивается, снижается материалоемкость и трудоемкость основного производства, что влияет на повышение прибыли и рентабельности.



    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Абрамова, М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2014. 387 с.
    2. Большой экономический словарь / Под ред. И.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2016. 1248 с.
    3. Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика: Энцикл. словарь. - СПб., 2016. - 351с.
    4. Высокотехнологический комплекс: определение экономического роста страны // Экономическое возрождение России. 2013. - № 3. С. 3-7.
    5. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации / И.В. Иванов, В.В. Баранов, Г.И. Лысак, О.В. Кирсанов. М.: Альпина Паблишер, 2013. 416 с.
    6. Герасименко, В. В. Ценообразование [Текст] : учеб. пособие для вузов по напр. «Экономика» - М. : Инфра-М, 2016. - 419 с.
    7. Годин, А. М. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов - М. : Дашков и К, 2007. - 756 с.
    8. Желтякова, И.А. Цены и ценообразование. Краткий курс [Текст] : учебное пособие -СПб. : Питер, 2016. - 176 с.
    9. Лихачева, О. Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец."Финансы и кредит" - М. : Вузов. учеб., 2015. -287 с.
    10. Лихачева, О. Н. Финансовое планирование на предприятии [Текст]: учеб пособие - М.: ЗАО «ТК Велби», 2017. - 264 с.
    11. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов по экон. спец / А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов, О. В. Карамова и др. ; Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова; Фин. акад. при Правительстве РФ 2е изд.. М.: ИТД «КноРус», 2015. 541 с.
    12. Минаева, ЕВ. Принципы ценовой политики в рыночной экономике // Хранение и переработка зерна. 2016. № 9 С. 13-14
    13. Минаев, Н. Формирование цен в условиях рынка // Консультант директор 2013.
    14. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов по экон. спец 2е изд.,изменен.. М.: НОРМА, 2016. 560 с
    15. Основы микроэкономики: Учеб. пособие / Под ред. Николаевой И.П. - М., 2015. - 224с.
    16. Петров, А.М. Микроэкономика: Учебник. - Челябинск, 2016. - 205с.
    17. Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия [Текст] : учеб. для вузов - СПб. : Питер, 2016. - 272 с.
    18. Тюшев, В.А. Микроэкономика: Теорет. курс / Тюшев В.А, Мурадян Л.В. - М., 2015. 167 с.
    19. Хасанов, Ш. М. Хоменко А. Л. Маржинальный подход к ценообразованию и управленческим решениям // Маркетинг в России и за рубежом. -2016. № 5(37), С. 44-57 .
    20. Цены и ценообразование [Текст] : учеб. для экон. спец. вузов / под ред. Е. К. Васильевой - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2016. - 560 с.
    21. Ценовая политика и экономический рост. Райчская С., Сергиенко Я. , Френкель А. // Экономист. -2016. -№ 5, С. 29-37
    22. Экономика: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. М.: Юрист, 2016. - №6.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ценовая политика предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.