Содержание
Введение3
1. Центральный банк Российской Федерации, как проводник денежно-кредитной политики5
2. Внешнеэкономическая деятельность Центрального банка9
3. Международное сотрудничество Центрального банка Российской Федерации12
Заключение22
Список литературы23
Введение
Сегодня ключевым элементом банковской системы любого развитого государства является центральный банк. Центральный банк Российской Федерации системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Цель работы рассмотреть роль Центрального Банка РФ в сфере внешнеэкономической деятельности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть Центральный банк Российской Федерации, как проводник денежно-кредитной политики
2. Изучить внешнеэкономическую деятельность Центрального банка
1. Центральный банк Российской Федерации, как проводник денежно-кредитной политики
Центральные банки в современном мире имеют огромное значение для финансовой системы страны как часть банковской системы, как регуляторы денежных и кредитных отношений, как эмиссионные центры. Они регулируют экономику стран, являются источником их благополучия или неблагополучия. Центральный банк как национальный институт финансовой системы страны располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность, как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Центральный банк наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.
В разных странах его называют национальным, эмиссионным или резервным банком. В специфических случаях проводником денежно-кредитной политики может выступать министерство финансов от лица правительства, валютное правление и валютный институт, а также частный банк, обладающий монополией на денежную эмиссию. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР.
В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса. Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами. В 2003 г.
Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО). Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации. С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов, в том числе Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и Инструкцию «Об обязательных нормативах банков» и пр.
Сегодня целями деятельности Банка России являются:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банк России.
В законодательстве РФ не выделены задачи деятельности Банк России, но исходя из целей и направлений деятельности, а также из функций можно сформулировать основные задачи следующим образом:
1) участие в разработке и проведении государственной денежнокредитной и финансово-бюджетной политики;
2) таргетирование инфляции в стране;
3) сокращение бюджетного дефицита;
4) обслуживание государственного долга;
5) организация функционирования и поддержание стабильности денежного обращения;
6) обеспечение эффективности и бесперебойности функционирования национальной платежной системы;
7) обеспечение ликвидности банковской системы;
8) обеспечение соблюдения и защиты интересов кредиторов и вкладчиков;
9) обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;
10) обеспечение государственного фонда валютных резервов;
11) расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;
12) расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;
13) поддержание стабильности и надежности банковской системы;
14) максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой и др.
Основополагающей для Банка России является закрепленная в Конституции Российской Федерации функция Банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля.
Базовые методологические положения, всесторонне выражающие особенности создания, организации и функционирования всей системы Банка России, закреплённые в законе формируют его принципы.
1) ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
2) национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения совета директоров;
3) задачи и функции территориальных учреждений ЦБ определяются Положением о территориальных учреждениях ЦБ, утверждаемым советом директоров;
4) создание и работа территориальных учреждений, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ;
5) ЦБ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который определит порядок использования его имущества. Операции, предусмотренные законодательством, выполняют учреждения Банка России.
Основная работа по банковскому обслуживанию клиентов сосредоточена в его главных управлениях, национальных банках, полевых учреждениях, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), операционных управлениях при Банке России.
2. Внешнеэкономическая деятельность Центрального банка
Одним из направлений деятельности центрального банка как государственного органа является взаимодействие и сотрудничество с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами. Банк России выступает как представитель интересов Российской Федерации, участвуя в решении вопросов, относящихся к его компетенции.
Правовой основой международной деятельности Центрального банка как представителя интересов России является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (cт. 51-55). В соответствии с этим Законом Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях центральных банков иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. В рамках международной и внешнеэкономической деятельности Центрального банка Законом предусмотрено, что Банк России:
- вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, и учитывать требования законодательства иностранных государств;
- выдает разрешение на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами;
- для осуществления своих функций может открывать представительства на территориях иностранных государств.
Активная международная деятельность Банка России отражает современные общепризнанные подходы к направлениям деятельности центрального банка любой страны и является в условиях глобализирующегося мирового хозяйства объективной необходимостью. Это связано с тем, что взаимоотношения Центрального банка с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами в значительной степени предопределяют взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством, поскольку сферы деятельности международных валютно-кредитных и финансовых институтов самые различные, но имеющие исключительно важное значение для функционирования современной национальной экономики независимо от уровня ее развития.
К сферам их деятельности относятся:
- предоставление международных кредитов и займов;
- совместные межправительственные обсуждения в рамках семинаров, форумов, встреч управляющих центральными банками в целях выработки эффективных рекомендаций в области денежно-кредитной, финансовой, валютной политики;
- сбор и распространение информации, относящейся прежде всего к денежно-кредитной и финансовой сферам;
- подготовка и издание статистических работ, проведение научных исследований по актуальным экономическим проблемам, в первую очередь валютно-кредитным и финансовым.
В настоящее время Банк России взаимодействует и сотрудничает в основном с такими международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, как:
- Международный валютный фонд;
- Всемирный банк;
- Банк международных расчетов;
- Европейский банк реконструкции и развития;
- Международная финансовая корпорация;
- региональные банки развития, в том числе Черноморский банк торговли и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.
Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группадвадцати», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и другие, а также непосредственно взаимодействует с центральными (национальными) банками иностранных государств.
3. Международное сотрудничество Центрального банка Российской Федерации
Международное сотрудничество и взаимодействие Центрального банка Российской Федерации и международных валютно-кредитных и финансовых институтов становится тем более интенсивным и плодотворным, чем интенсивнее Россия интегрирует в мировую экономику. В то же время современный характер этих взаимоотношений обладает определенной рефлективностью, стимулируя данный процесс.
Взаимоотношения между Банком России как центральным (национальным) банком страны и международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, с одной стороны, имеют свою историю, а с другой - отличаются от существовавших ранее в СССР взаимоотношений между Госбанком СССР и данными организациями.
Функционирующая на данный момент система международных валютно-кредитных и финансовых организаций начала формироваться в первой половине XX в. как следствие мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда мировое сообщество осознало необходимость координации действий различных стран в сфере валютно-кредитных и финансовых отношений.
В 1930 г. в Базеле был создан Банк международных расчетов (БМР). Однако СССР не участвовал в учреждении данной организации.
В 1944 г. СССР принял участие в Бреттон-Вудской валютной конференции, результатом которой, в числе других решений, было создание МВФ и МБРР. Уставные документы этих организаций предполагали подписание их и от имени Советского Союза. Но наша страна по идеологическим соображениям, а также в связи с проводившейся экономической политикой изоляции национальной экономики от мировой не приняла участия в учреждении этих влиятельных международных финансовых институтов. В результате СССР и, соответственно, Госбанк СССР остались в стороне от развития мировой системы международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
В 60-70-х годах XX в. с развитием процесса экономической интеграции социалистических стран Советский Союз принял участие в учреждении Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ). Оба банка функционируют до сих пор, обременены значительной и частично безнадежной дебиторской и большой кредиторской задолженностью и не оказывают активного влияния на состояние мировой системы международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
Вместе с тем во второй половине XX в. была образована группа Всемирного банка, включающая сегодня такие подразделения, как Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию споров. Кроме того, мировая система международных валютно-кредитных и финансовых организаций пополнилась такими международными банками развития, как Межамериканский банк развития (МАБР), Африканский банк развития (АфБР), Азиатский банк развития (АзБР).
Однако Россия и, соответственно, ее Центральный банк до определенного времени были лишь наблюдателями за работой международных валютно-кредитных и финансовых организаций, но не активными участниками (за исключением МБЭС и МИБ).
Ситуация изменилась в середине 1980-х годов с началом перестройки в СССР, когда крупнейшие акционеры МВФ и МБРР убедились в готовности нашей страны кардинально изменить внутреннюю экономическую политику и политику в отношении мирового хозяйства. В период с 1985 по 1990 г. МВФ и МБРР проявили заинтересованность в расширении контактов с СССР, а наша страна - во внешних заимствованиях.
В 1990 г. СССР и, соответственно, его Центральный банк (Госбанк СССР, а после выхода Закона - первоначально - Центральный банк РСФСР) приняли участие в работе ряда международных валютно-кредитных и финансовых организаций и в учреждений ЕБРР. В 1991 г. на саммите «Группы семи» и СССР в Лондоне было поддержано вступление нашей страны в МВФ и группу Всемирного банка. Были поданы официальные заявления о приеме в эти организации, но вступление не состоялось из-за распада СССР. В 1992 г. Россия официально подписала учредительные документы МВФ и МБРР, став их членом. Во всех этих переговорных процессах активно участвовал Банк России как представитель интересов Российской Федерации.
В 1993 г. Россия инициировала создание новой международной финансовой организации - Межгосударственного банка (МТБ) в Москве, в 1994 г. поддержала создание Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) в Салониках, а в 1996 г. присоединилась к Банку международных расчетов (БМР).
Влияние России на политику ведущих международных валютно-кредитных и финансовых организаций можно охарактеризовать пока как весьма умеренное. Это обусловлено тем, что Россия стала членом системы международных валютно-кредитных и финансовых организаций, когда та уже сложилась. Кроме того, доли России в уставных капиталах ведущих международных валютно-кредитных и финансовых организаций невелики (в ЕБРР - 4%, в МБРР - 2,99%, в МВФ - 2,79%).
Однако в настоящее время Россия является уже не пассивным сторонним наблюдателем за процессом развития системы международных валютно-кредитных и финансовых организаций, а ее активным членом. Соответственно, изменяется и характер взаимоотношений между Банком России и международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.
Банк России взаимодействует и сотрудничает с данными организациями по следующим направлениям:
- клиентские отношения: внешние заимствования от лица Российской Федерации; получение гарантий, поручительств, инвестиций, техническое содействие;
- консультационные услуги - с учетом национальных интересов и обеспечения активного участия России в выработке политики международных валютно-кредитных, финансовых и экономических организаций на перспективу;
- партнерские отношения: с одной стороны, в рамках данных отношений международные финансовые организации выступают партнерами своих акционеров-поставщиков при реализации финансируемых этими организациями проектов; с другой стороны, в целях стимулирования экспорта необходимой является поддержка участия российских организаций в реализации инвестиционных проектов за рубежом.
Эти отношения осуществляются при координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России, что позволяет последнему выступать полноправным представителем внешнеэкономических интересов Российской Федерации в мировой системе международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
В рамках клиентских отношений Банк России обслуживает стабилизационные, инвестиционные и структурные кредиты (на осуществление программ структурной перестройки экономики), кредиты в рамках проектного финансирования, предоставленные в разные годы такими организациями, как МВФ, МБРР, ЕБРР. Это направление деятельности Банка России имело приоритетное значение в период интенсивного заимствования России на внешнем рынке в конце 1990-х годов. Центральный банк Российской Федерации принимал активное участие в выработке и практической реализации политики России в международных валютно-кредитных и финансовых организациях, направленной на обеспечение благоприятных для нашей страны условий привлечения внешних финансовых и инвестиционных ресурсов.
В кризисном 1998 г. МВФ увеличил кредитную линию России с одновременным предоставлением ей 3,6 млрд СДР по таким программам кредитования, как компенсационное и чрезвычайное финансирование, расширенное кредитование, дополнительное пополнение резервов. Эти средства были зачислены в состав валютных резервов Банка России и затем переданы Министерству финансов Российской Федерации с использованием механизма расширенного кредитования в размере 768,4 млн СДР. Банк России полностью исполнил обязательства пообслуживанию полученных средств. Платежи процентов осуществлялись в соответствии с условиями предоставления кредитов.
Несмотря на негативную реакцию на объявление дефолта и развитие финансово-банковского кризиса в России, было принято решение рекомендовать Лондонскому и некоторым другим долговым клубам (за исключением Парижского) провести реструктуризацию коммерческих долгов России со списанием долга в размере около 36% и преобразованием оставшейся задолженности в государственную.
В настоящее время клиентские отношения Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями ориентированы на обслуживание внешнего долга России в части его погашения. Так, в 2005 г. осуществлено досрочное погашение задолженности перед МВФ в сумме 3,3 млрд дол. США, а также частичное досрочное погашение обязательств перед Парижским клубом кредиторов в сумме 14,9 млрд дол. США.
Значительное место во взаимоотношениях между Центральным банком Российской Федерации и международными валютно-кредитными и финансовыми организациями на современном этапе занимают консультации и переговоры по актуальным для всех стран вопросам развития денежно-кредитной и финансовой сфер экономики.
В конце 90-х годов по линии сотрудничества с Международным валютным фондом Банк России принимал участие в обсуждении вопросов глобализации финансовых рынков, движения капиталов, проблем укрепления национальных финансовых систем в странах, пострадавших от финансово-банковского кризиса 1998 г., в разработке унифицированных механизмов регулирования национальных финансовых рынков, в том числе механизма управления рисками.
В последнее время активно обсуждаются вопросы разрешения и предотвращения финансовых кризисов, реализации инициативы по сокращению задолженности беднейших стран, а также меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Поддерживаются регулярные контакты Банка России с миссиями Международного валютного фонда и Всемирного банка. В конце 1990-х годов постоянно рассматривались вопросы хода реализации программы мер в области денежно-кредитной и валютной политики России, развития финансовых рынков, реформирования банковского сектора, включая совершенствование системы банковского надзора и платежной системы. Проводилась работа по приближению российской системы показателей денежно-кредитной статистики к международным стандартам, адаптации статистической отчетности к новому плану счетов бухгалтерского учета, совершенствованию механизма сбора и формирования статистической отчетности в банковской системе. В рамках программы технического содействия Банком России проводились консультации с МВФ по проблемам резервных требований, управления ликвидностью, банковского надзора, информатизации и т.д. После кризиса 1998 г. актуальными стали вопросы реструктуризации российской банковской системы, реструктуризации ГКО, управления золотовалютными резервами, политика валютного курса, количественные аспекты моратория на выплату внешнего долга и динамики внешнего долга России.
В настоящее время продолжается работа Банка России с миссиями МВФ и ВБ по вопросам повышения эффективности операций Банка России в денежно-кредитной сфере, в том числе на открытом рынке, применения инструментов денежно-кредитной политики, содействия развитию финансовых рынков, совершенствования валютного регулирования и платежной системы, а также по совместной Программе МВФ и ВБ по оценке состояния финансового сектора. Данная Программа предполагает проведение анализа и оценки:
- состава публикуемой информации по финансовому сектору;
- соответствия российской системы банковского надзора Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора, Кодексу надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики;
- стресс-тестирования российских банков;
- создания системы гарантирования вкладов;
- соблюдения Ключевых принципов для системно значимых платежных систем в платежных системах страны.
В рамках технического содействия МВФ Банку России были оказаны консультационные услуги по вопросам создания кредитных бюро, обеспечения внутреннего контроля, формирования системы раннего реагирования для своевременного выявления проблем в кредитных организациях.
Исходя из приоритетов проводимой Банком России денежно-кредитной политики и с учетом рекомендаций МВФ были приняты решения о трансформации и развитии системы используемых инструментов денежно-кредитной политики, ориентированных на комплексное применение рыночных инструментов. Это позволит более оперативно управлять текущей ликвидностью кредитных организаций. Накопленный МВФ международный опыт был учтен Банком России в работе по созданию автоматизированной системы для ежедневного регулирования денежного предложения и прогнозирования уровня ликвидности банковского сектора.
Осуществляется обмен информацией с МВФ в целях создания электронной базы данных законодательства в области банковского регулирования и для публикаций в издании МВФ «Международная финансовая статистика». На основе взаимодействия с МВФ, с учетом экономической ситуации в стране и достигнутого уровня экономической статистики Центральный банк Российской Федерации предложил Минфину России и Госкомстату России вновь вернуться к рассмотрению вопроса об официальном присоединении России к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) МВФ и предпринять шаги, обеспечивающие полное соответствие распространяемой Россией экономической информации требованиям ССРД МВФ. В этих целях Банк России в соответствии с требованиями ССРД МВФ дополнил публикуемые им показатели по внешнему долгу информацией об объеме внешнего долга по видам валют и срокам погашения.
По предложению МВФ Банк России принимает участие в рассмотрении и обсуждении разработанных Фондом проектов отчетных статистических форм стран - участниц МВФ, которые предполагается внедрить в практику в соответствии с новым Руководством по денежно-кредитной и финансовой статистике.
В рамках сотрудничества Банка России с Всемирным банком рассматриваются вопросы использования средств и продления сроков займа на финансирование проекта развития финансовых учреждений и перспективы реализации программы развития малых и средних банков в рамках соответствующего проекта ВБ.
Всемирный банк оказывал техническое содействие Банку России по вопросам надзора на основе оценки рисков в соответствии с международными стандартами и зарубежным опытом, функций кураторов кредитных организаций, совершенствования расчета капитала в целях предотвращения схем его «раздувания», финансового анализа банков - участников системы гарантирования вкладов.
Динамично развивается сотрудничество Банка России с Банком международных расчетов. На встречах управляющих центральными банками в БМР обсуждаются перспективы мировой экономики и финансовых рынков, роль бухгалтерского учета и отчетности в повышении эффективности финансовой системы, проблемы суверенной задолженности, роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста и предотвращении финансовых кризисов.
Банк России участвует в работе Комитета по платежным и расчетным системам и Базельского комитета по банковскому надзору при БМР. При участии специалистов Банка России было разработано новое Соглашение о достаточности капитала (Базель-II), содержащее современные концептуальные подходы к оценке и управлению финансовыми рисками.
В сотрудничестве с БМР велась подготовка Красной книги «Платежные системы в России». Проведена подготовительная работа по обеспечению доступа к электронной системе обмена информацией между центральными банками и БМР. Ее завершение позволит широко использовать статистические и аналитические данные информационного фонда БМР. В тесном сотрудничестве с БМР проводилась работа по формированию динамических рядов показателей по Российской Федерации для представления БМР.
Банк международных расчетов оказывал содействие в подготовке кадров Центрального банка Российской Федерации, реализована программа специальных стажировок для работников Банка России.
В рамках взаимодействия с Международным банком реконструкции и развития в конце 90-х годов Банк России принимал участие в рассмотрении и реализации инвестиционных проектов МБРР, направленных, в частности, на содействие частным инвестициям и повышение эффективности функционирования банковского сектора. Например, по линии Проекта развития финансовых учреждений и Проекта поддержки предприятии1 надзорные подразделения Банка России активно взаимодействовали с представителями МБРР и ЕБРР, что позволило осуществить более квалифицированный отбор российских банков для участия в этих проектах и мониторинг их текущих финансовых показателей. Проводится регулярная оценка реализации инвестиционных проектов в России.
Центральный банк Российской Федерации и МБРР продолжают также сотрудничать в области развития банковского сектора. В 1999 г. был создан под эгидой Банка России Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России с участием представителей российских министерств и международных организаций - МВФ, МБРР и др. Этот Комитет рассматривает вопросы совершенствования законодательных основ реструктуризации и функционирования банковской системы в России, банковского надзора и отчетности, развития банковской инфраструктуры и операций банков.
Заключение
Согласно законодательству, Банк России в международной сфере имеет право:
- представлять интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;
- открывать представительства на территориях иностранных государств;
- запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций. В отношении полученных информации и документов ЦБ РФ обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств;
- предоставить органу банковского надзора иностранного государства информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к ЦБ РФ.
Список литературы
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018)
- Банковское право Российской Федерации: Учебное пособие / отв. ред. Е.Ю. Грачева. 2-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. 400 с.
- Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. 12-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2014. 448 с.
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров в вопросах и ответах / Б.И. Соколов, В.В. Иванов. М.: НИЦ ИНФРАМ, 2016. 288 с.
- Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения, 2015.
- Ильина Т.Г., Беспалова О.В. Организация деятельности Центрального банка: Учебное пособие / под ред. А.А. Земцова. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 320 с.
- Корнеев Ю.В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе // Молодой ученый. 2014. №1. С. 233-236.
- Кудряшов В.В. Международные финансовые стандарты как концепция регулирования международных финансовых отношений // Право и экономика. 2014. №1. С.64-71.
- Организация деятельности центрального банка: Учебник / Е.А. Звонова, В.С. Акопов и др.; под ред. Е.А. Звоновой М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 400 с.
- Основы банковского дела: Учебник / Е.Б. Стародубцева. 2-e изд., перераб. и доп. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 288 с. 30.
- Пастухов Н.А. Центральный банк Российской Федерации как юридическое лицо // Финансовое право. 2015. № 5. С. 38 43
- Погосян Г.Г. Направления институционального развития финансовой системы России: концептуальный аспект // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12. С. 46.
- Пономаренко В.Е. О ходе интеграции национальной банковской системы в мировую финансовую систему // Правовая инициатива. 2015. № 2. С. 78 84