Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экономика РФ (структура,регулирование, совершенствование)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Экономика РФ (структура,регулирование, совершенствование)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    29.06.2017 10:47:17
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

    ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Институт «Государственного управления и права»

    Кафедра «Государственного управления и политиках технологий




    Курсовая работа


    по дисциплине «_______________________________________________»

    вариант (тема): Совершенствование структуры экономики России




    Выполнил(а) студент(ка)

    заочной формы обучения

    специальности _______________________________

    специализации ______________________________

    ____ курса ________ группы ___________________

    № студенческого билета

    (зачетной книжки) ___________ ______________ __________________

    (подпись) (инициалы, фамилия)



    Проверил преподаватель

    _____________________ ______________ ____________________

    (ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)



    Москва 2016


    содержание


    вступление3


    1. Структура экономики государства5

    1.1 Сущность государственной структуры экономики5

    1.2 Методы регулирования экономики8


    2. Структура экономики россии14

    2.1 Отраслевая структура Российской экономики14

    2.2 Территориальная структура Российской экономики22

    2.3 Структурные изменения экономики24


    3. роль внешнеэкономической деятельности29


    заключение43


    Список использованной литературы44


    вступление


    Актуальность темы исследования. Вряд ли вызывает сомнение то, что государство призвано играть активную роль в регулировании экономических процессов и принимать меры по социальной защите населения. Речь идет не о том, должно ли государство вмешиваться в экономическую жизнь общества, а лишь о том, каким образом и в каких масштабах это нужно делать.

    Для выполнения этих основополагающих целей государство в сфере экономики действует в нескольких направлениях. Во-первых, создает саму инфраструктуру и среду экономической деятельности. Во-вторых, формирует институциональную структуру, обеспечивающую основные нормы и правила экономической деятельности. В-третьих, создает благоприятную социальную среду. В-четвертых, разрабатывает и осуществляет определенную экономическую политику, призванную, например, определять приоритетные направления экономического развития. В-пятых, осуществляет собственную экономическую деятельность в качестве активного субъекта экономической политики. В-шестых, устанавливает государственный заказ и осуществляет государственные закупки.

    Исходя из обозначенных позиций, актуальность научных изысканий данного направления является очевидной и своевременно.

    Состояние изученности проблемы. Известные экономисты К. Макконнелл и С. Брю к одной из важнейших экономических функций государства относят функцию экономической стабилизации. Как отмечают ученые, эта «...последняя, в некоторых случаях наиболее важная функция правительства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать экономике обеспечивать полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен» [1, с. 84].

    Цель работы проанализировать пути совершенствования структуры экономики Российской федерации.

    Задачи работы:

    выявить сущность государственной структуры экономики;

    дать понятие методов регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;

    изучить особенности структуры экономики в РФ на современном этапе;

    выявить роль внешнеэкономической деятельности в структуре экономики РФ.


    1. Структура экономики государства


    1.1 Сущность государственной структуры экономики


    Нобелевский лауреат, американский экономист Дж. Бьюкэнэн выделяет две главные функции государства защитную (protective) и производительной (productive) или производственную. То есть, государство как институт политической организации общества может способствовать совместной деятельности всех субъектов общественных отношений и повышать уровень экономического благосостояния страны двумя путями:

    а) обеспечивать защиту жизни людей, их свободы и собственности, если их собственность, приобретенная законным путем, без применения силы, мошенничества или кражи;

    б) обеспечивать определенные общественные блага, которые имеют специфические свойства, которые не дают возможности получить их с помощью рыночных механизмов [2, с. 34].

    Защитная функция государства заключается в обеспечении внутренней и внешней безопасности и правопорядка, включая контроль за соблюдением законодательных норм. Государство имеет монопольное право применять силу с целью защиты граждан друг от друга, а также для защиты от внешних угроз. Другими словами, государство предотвратит убытки, которых субъекты общественных отношений потенциально могут нанести друг другу, и следит за соблюдением законодательства, в рамках которого граждане получают возможность мирно сосуществовать и эффективно взаимодействовать.

    Экономическое значение защитной функции чрезвычайно важное. Если государство не выполняет функцию экономической защиты, это приводит к серьезных и глубоких общественных сдвигов. Так, в условиях, когда четко не определены, не защищены и не соблюдаются права частной собственности, в обществе распространяется тенденция деформации социальных ценностей и норм, подавляются стимулы к инициативности и честного труда. В условиях, когда одни могут заставлять платить за себя других, рынок не может нормально функционировать, поскольку механизм определения реальных издержек производства товаров, на котором он основан, не действует. Кроме того, ресурсы, права собственности, на которые нечетко определены или не достаточно защищены, подвергаются чрезмерной эксплуатации. Классическим примером такой ситуации является загрязнение окружающей среды.

    Вторая важнейшая функция государства производительная заключается в обеспечении граждан так называемыми общественными благами, которые имеют две характерные черты:

    Общественные блага невозможно предоставить какому-то одному субъекту общественных отношений, не сделав их в то же время доступными для остальных;

    Очень трудно, а иногда и невозможно, ограничить круг потребителей общественных благ лишь теми, кто за них заплатил [2, с. 36].

    Поэтому частным предприятиям очень сложно производить и продавать общественные блага, которые невозможно справедливо распределить с помощью рыночных механизмов. В силу самой природы общественных благ, установить непосредственные связи между платой за них и их предоставлением практически невозможно. Поэтому у потребителя нет стимула их покупать и платы за них деньги. Через эти две характерные черты общественных благ потребитель старается избегать оплаты за такие блага, поскольку за него могут заплатить другие, а он, имея открытый доступ к таким благам, сможет пользоваться ими бесплатно.

    Классическая экономическая теория и механизмы рыночного саморегулирования базируются на принципе, что изменение стимулов воздействует на человеческое поведение таким образом, что ее можно предсказать, поскольку человек выбирает тот образ действий, который обеспечивает ей больше выгоды и меньше затрат. Но в случае создания общественных благ, этот принцип приводит к противоречия между индивидуальными и общественными интересами, которые невозможно согласовать рыночными механизмами. Поэтому возникает потребность в применении внешнего регулятора государства, которая должна в таких случаях применять регуляторное вмешательство и таким образом находить «точку равновесия» индивидуальных и общественных интересов. Общество выигрывает, когда процесс планирования и производства общественных благ является объектом государственного регулирования. И именно такую функцию государства определял А. Смит в своем тезисе о «три функции короны». Государство имеет законное право делать то, что люди в одиночку, без ее вмешательства, или вообще не могут сделать, или сделают это не очень хорошо [3, с. 357].

    Содержание основных функций экономической политики государства определяется согласно ее приоритетов, которые служат реализации основной цели обеспечение экономической безопасности, к ним относятся:

    а) обеспечение реализации экономических прав и свобод хозяйствующих субъектов;

    б) государственный контроль за соблюдением «правил игры» между субъектами рыночных отношений, обеспечение свободной конкуренции, недопущения противоправных действий в данной сфере;

    в) обеспечение конкурентной среды посредством государственной антимонопольной политики.

    1.2 Методы регулирования экономики


    Рядом с рыночным регулированием в механизме регулирования любой национальной экономики является такая составляющая как государственное (административное) регулирование, которое, во-первых, осуществляется государством

    ее специальными органами, а, во-вторых, оно реализуется сугубо административными, или административно-экономическими, административно-правовыми методами.

    Государственное регулирование экономики это комплекс мер государства, направленных на направление поведения субъектов хозяйствования в направлении, необходимом для достижения поставленных органами государственной власти целей.

    Государственное регулирование экономики это создание примерно одинаковых стартовых условий для формирования, становления и развития индивидуума независимо от его социального происхождения и имущественного положения (доступ к среднего, высшего образования, медицинского обеспечения, юридической защиты), а также обеспечить функционирование непривлекательных для частного капитала отраслей, которые, однако, нужны обществу.

    В ХХІ веке роль государства как производителя общественных благ, а также как социальной технологии и как мощного инвестора в ключевые для постиндустриального развития отрасли чрезвычайно важна, а сегодня к тому же неизбежна.

    Стратегией государственного регулирования экономики является создание благоприятных условий развития экономики и роста благосостояния жителей каждого региона, а также всестороннее развитие человека как личности, повышение качества жизни, устойчивое эколого-ориентированное экономическое развитие и охрана культурного наследия.

    Цель государственного регулирования экономики создание хозяйственной системы, ориентированной на выбор оптимальных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности.

    Ориентирами, которых придерживается государство в процессе регулирования экономики, являются показатели экономического развития и уровень жизни: валовой внутренний продукт на душу населения, продолжительность жизни человека, уровень занятости, состояние окружающей среды.

    Классическими целями государственного регулирования экономики являются:

    экономическое развитие;

    полная занятость;

    экономическая эффективность;

    стабильный уровень цен;

    справедливое распределение доходов;

    сбалансированность торгового баланса;

    обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

    Важным является определение субъекта государственного регулирования, объекта регулирования, принципов, средств, методов регулирования и регулятивного эффекта.

    Объекты государственного регулирования экономики сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической жизни страны, где возникли и могут возникать проблемы, которые не решаются автоматически или безотлагательно, как того требуют условия нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Это экономический цикл, структура экономики, инвестиционная деятельность, научно-технический прогресс, денежное обращение и инфляция, цены, платежный баланс, занятость и доходы населения, социальная защита, условия конкуренции, окружающая среда.

    Субъектом государственного регулирования экономики является государство в лице государственных органов управления (президента, парламента, правительства, местных администраций), которое для решения сложных социально-экономических проблем, всестороннего учета интересов привлекает научные учреждения, политические партии, общественные организации.

    Принципы государственного регулирования экономики:

    Принцип эффективности. Государственное регулирование должно предусматривать конечный экономический эффект. Меры государственного регулирования экономики должны исправлять негативные элементы рынка, осуществлять рациональную политику.

    Принцип справедливости. Государство с помощью соответствующих регуляторов должно корректировать рынок перераспределением с целью установления определенных принципов справедливости.

    Принцип стабильности. С помощью мер государственной финансовой, налоговой, внешнеэкономической и таможенной политики государство влияет на уровень производства, занятость и инфляцию.

    Принцип системности государственного влияния. Предусматривает комплексный, системный подход к решению экономических, социальных, экологических, внешнеэкономических и других проблем.

    Принцип адекватности. Требует, чтобы система государственных регуляторов экономики и средства их применения отражали реалии современного этапа социально-экономического развития страны. Достижения разумной достаточности государственного вмешательства обеспечивается тем, что государству передаются только те экономические функции, которые не могут эффективно выполнять сами производители и другие субъекты рыночных отношений.

    Принцип оптимального сочетания административно-правовых и экономических рычагов. Административные методы государственного регулирования должны гарантировать формирование оптимальной воспроизводственной структуры. Экономические рычаги применяются с целью стимулирования эффективного использования ресурсов, производственной и инвестиционной деятельности, решения социальных проблем.

    Принцип постепенности и этапности. Особое значение для государственного регулирования имеет учет фактора времени. Целесообразность и масштабы государственного регулирования при решении национальных, региональных и отраслевых проблем определяют необходимость учета экономии времени как условие скорейшего решения насущных задач.

    Методы государственного регулирования экономики это способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политики.

    Государство может пытаться контролировать непосредственно, а может это сделать косвенным путем, используя регулятивные меры и/или налоговую политику или субсидирования, чтобы побудить фирмы действовать в интересах общества.

    Методы государственного регулирования делятся на:

    правовые;

    административные;

    экономические.

    Правовые методы это система законов и законодательных актов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования (определяют правовое пространство). Это законы, постановления, решения, указы Президента, нормативные акты органов местного самоуправления.

    Административные методы это методы прямого воздействия, которые непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся:

    определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;

    государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

    государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

    нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

    правовые и административные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

    правовые и административные ограничения по производству определенных видов продукции. Лицензирование, квотирование.

    Экономические методы государственного регулирования экономики причастны к созданию государством финансовых или материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы субъектов хозяйствования и обусловливать их поведение. Их еще называют методами косвенного или опосредованного влияния.

    К основным экономическим методам регулирования экономики относятся:

    бюджетно-налоговая политика;

    денежно-кредитная политика;

    финансовая политика;

    таможенная политика;

    экономическое прогнозирование, планирование.

    Относительно способов государственного регулирования экономического развития выделяют три основные направления:

    автоматические регуляторы;

    антициклическое регулирование;

    государственное программирование.

    Автоматические регуляторы это совокупность рычагов, связанных экономической деятельностью государства и действуют автономно независимо от актов государственной политики.

    К самым распространенным автоматическим регуляторам относятся различные формы налогообложения и помощи безработным. Автоматическое действие налогов заключается в том, что в случае уменьшения доходов сумма сборов автоматически сокращается, если цены при этом не повышаются.

    Автоматические регуляторы могут смягчить кризис, но не способны ее предотвратить.

    Антициклические регуляторы это совокупность рычагов фискальной и кредитной политики.

    Антициклические меры фискальной политики сводится к применению таких бюджетных рычагов, как государственные закупки, государственные капиталовложения, регулирования налоговых ставок, правил и норм амортизации основного капитала, используемого при расчетах налогообложения.

    Антициклические меры кредитной политики:

    изменение учетной ставки;

    изменение норм обязательных резервов коммерческих банков;

    выпуск (выкуп) ценных бумаг;

    изменение условий потребительского, ипотечного кредита.

    Государственное программирование действует в таких направлениях:

    координация деятельности государственных предприятий и учреждений;

    долгосрочное планирование государственных капиталовложений;

    субсидирование и поддержка определенных отраслей;

    координация производственных планов монополий в соответствии с общеэкономическим долгосрочным прогнозом.


    2. Структура экономики россии


    2.1 Отраслевая структура Российской экономики


    Отраслевая структура экономики это совокупность ее отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

    Отраслевая структура экономики представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

    Производственная сфера включает:

    1. Отрасли, создающие материальные блага промышленность, сельское хозяйство, строительство.

    2. Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, транспорт и связь.

    3. Отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

    Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей:

    1. Отрасли услуг, к которым относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения.

    2. Отрасли социального обслуживания здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение.

    3. Образование, культура, искусство.

    4. Наука и научное обслуживание.

    5. Кредитование, финансы и страхование.

    6. Аппарат органов управления.

    7. Прочие отрасли.

    Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов.

    Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли народного хозяйства.

    В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура это совокупность материальных средств, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

    Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо и нефтепроводы, ирригационные системы и т.п.

    Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.

    Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

    Становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи; возрастает количество коммерческих банков в различных регионах России.

    Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. Особенно ярко дифференциация выражена в промышленности, где выделяются 11 укрупненных отраслей, 150 простых производств и свыше 300 подотраслей.

    Народнохозяйственный комплекс страны возник как результат экономического и социального развития, углубления разделения труда, интеграционных процессов. Он охватывает все звенья общественного производства, распределения, обмена и потребления на всей территории РФ и ее регионов. В региональном аспекте его особенностью является осуществление специализации, кооперации и пропорционального развития хозяйства экономических районов.

    В современных условиях этот хозяйственный комплекс характеризует следующие тенденции:

    курс на экономическую стабильность, рост производительности труда и внедрение достижений НТО;

    усиливающаяся значимость социальных и экологических аспектов, человеческого фактора, социальная переориентация экономики; опора на собственные природные, материальные и трудовые ресурсы;

    участие в международном разделении труда и мирохозяйственных связях, интеграция в мировую экономику.

    В начале 90-х годов экономика страны оказалась в глубоком кризисе. Произошли разбалансирование и падение производства, нарушились хозяйственные связи. В 1993 г. объем производства снизился по сравнению с докризисным 1989 г. более чем на 40%. Одновременно наблюдалась высокая инфляция: в 1992 г. 1353%, 1993 г. 800 %, 1994 г. 264%.

    Необходимое условие развития рыночного хозяйства и в то же время предпосылка его успешного функционирования сдвиги в структуре экономики. В ходе структуризации экономики важная толь должна принадлежать государственным целевым, прежде всего инвестиционным, программам централизованным (например, оборонным, космическим) и децентрализованным (продовольственной, жилищной, экологической и т. д.).

    Народнохозяйственный комплекс отличается сложной структурой, основа народного хозяйства материальное производство, которое включает:

    отрасли, непосредственно создающие материальные блага, промышленность, сельское хозяйство, строительство;

    отрасли, доставляющие созданные материальные блага потребителям, транспорт и связь по обслуживанию материального производства;

    отрасли, также связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения, торговля, МТС, заготовки, общественное питание.

    Непроизводственную сферу образуют отрасли услуг жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения; отрасли социального обслуживания просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание; отрасли управления и обороны (кроме оборонной промышленности). По большому счету, в функционально-отраслевой структуре народного хозяйства можно выделить две большие сферы это промышленность (производственный комплекс) и инфраструктура (обслуживающий и дополняющий комплекс).

    В нашей стране сложилась нерациональная отраслевая структура: на отрасли материального производства приходится 72,2%. а на непроизводственные отрасли 27,8% населения, занятого в народном хозяйстве. Данная тенденция несколько изменилась за последние годы: 67,8% материальное производство и 33,2% непроизводственная сфера. Это объясняется распространением в последние годы многообразия форм собственности, производственными, техническими и финансовыми проблемами ряда предприятий материального сектора.

    Промышленность РФ отличается весьма сложной дифференцированной структурой. Для нее характерны следующие особенности:

    преобладание тяжелой индустрии; расширение и углубление внутриотраслевых и межотраслевых производственных связей; развитие отраслей и производств, обеспечивающих НТО Производственные функции промышленности: добыча минерального сырья и топлива; использование гидроэнергетических ресурсов;

    эксплуатация природных ресурсов растительного и животного происхождения (заготовка древесины, промышленное рыболовство и т. д.);

    обработка и переработка промышленного и сельскохозяйственного сырья.

    Промышленность, как отрасль народного хозяйства, характеризуется определенной экономической, материально-технической спецификой Существует большое количество групп отраслей (промышленности, выделяемых по разным признакам назначению выпускаемой продукции, используемому сырью, технологии производства и т.д., основные из которых добывающая промышленность и обрабатывающая промышленность; тяжелая промышленность и легкая промышленность. К добывающей промышленности принадлежат: добыча минерального топлива; производство электроэнергии на гидростанциях; добыча руд черных и цветных металлов, горно-химического сырья; лесозаготовки: добыча рыбы и морепродуктов. Добывающая промышленность дает около 9% всей продукции, в ее составе примерно 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Добывающая промышленность обладает повышенной фондоемкостью. На ее долю приходится почти 1/5 всех производственных основных фондов, то есть столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность Различия в уровнях фондоемкости приводят к различиям и между отраслями по фондоотдаче. Добывающая промышленность отличается меньшей фондоотдачей по сравнению с обрабатывающими отраслями.

    Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. На их долю приходится 90% общего объема продукции промышленности.

    По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы:

    A. Производство средств производства;

    B. Производство предметов потребления.

    Деление промышленности на две группы основано на фактическом использовании продукции с точки зрения ее экономического назначения, поэтому можно выделить следующие группы продуктов: используемые только как средства производства (кокс, прокат, химические удобрения, технологическое оборудование и т. п.); используемые только как предметы потребления (обувь, кондитерские изделия и т. п.); смешанного назначения (уголь, электроэнергия, сахар-песок и т. п.). В свою очередь, группа А может быть расчленена на А(1) производство средств труда и на А(2) производство предметов труда, соотношение между которыми составляет примерно 1:4. Группа В делится производство предметов личного потребления и В(2) производство предметов коллективного потребления. В отраслевом отношении она включает продукцию легкой, 25,8%), пищевой (40,8%) и тяжелой (33,4%) промышленности.

    Пропорции и производственные связи между отраслями образуют отраслевую структуру промышленности, которая свидетельствует о степени развития общественного разделения труда и вместе с тем о его кооперации. Специализированные отрасли на основании признака однородности, то есть сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли (тяжелая промышленность: топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительных материалов и т.д.; легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная: перерабатывающие отрасли АПК: пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная).

    Отраслевую структуру промышленности можно представить в более генерализованном виде, в этом случае следует различать ТЭК (топливная промышленность + электроэнергетика), химико-лесной комплекс (химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность).

    По основным факторам производства отрасли промышленности подразделяются на материалоемкие, энергоемкие и трудоемкие.

    Для многих отраслей обрабатывающей промышленности важно учитывать влияние преобладающих факторов при всей их совокупности. Так, энергоемкость выступает как главный фактор при функционировании и размещении производства синтетического каучука, химических волокон, пластмасс, смол, а также отраслей цветной металлургии, особенно алюминиевой, магниевой, никелевой. Материалоемкие отрасли обрабатывающей промышленности черная металлургия, тяжелое металлоемкое машиностроение, производство минеральных удобрений, цементная, стекольная, сахарная, ЦБП. В их производстве расход сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции. Трудоемкость, как главный фактор, учитывается при комплексной характеристике станкостроения, приборостроения, электротехнической, радиотехнической промышленности, а также текстильной, швейной, обувной, трикотажной.

    Структура промышленности дифференцируется по районам под влиянием территориального разделения труда и тех различий, которые существуют в экономических и природных условиях ее формирования. Совершенствование структуры измышленное требует большей взаимоувязки и сбалансированности развития добывающих и обрабатывающих отраслей, а также отраслей, производящих и потребляющих орудия труда, производственном потенциале региона можно судить по таким показателям, как:

    1. число предприятий и их динамика, в том числе по формам собственности;

    2. численность работников, их профессиональный состав, выделяя профилирующие отрасли;

    3. показатели, характеризующие состояние МТБ (динамика роста стоимости основных производственных фондов, видовой состав основных фондов и их состав но срокам службы, коэффициенты обновления, выбытия и износа основных фондов, фондовооруженность и энерговооруженность труда.

    2.2 Территориальная структура Российской экономики


    Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.

    С точки зрения географии хозяйство любой страны состоит из экономических районов, зон и центров. У территориальной структуры экономики России есть несколько ярких особенностей.

    Первая особенность широтная зональность, характерная и для природы страны. Главная экономическая полоса России соответствует главной полосе расселения. Она занимает всего 1/3 территории, но производится здесь около 80% всей продукции, в том числе почти 100% аграрной. Территории, расположенные севернее, дают много сырья; здесь находятся важнейшие службы, которые следят за погодой, контролируют морские пути. Но многие отрасли, например сельское хозяйство, на Севере не представлены. В этом Россия похожа на Канаду вторую в мире по площади и тоже холодную страну. Там главная хозяйственная зона ещё плотнее прижата к южной границе.

    Вторая особенность европейско-азиатская асимметрия. На Европейскую Россию, занимающую 1/4 территории страны, приходится более 70% экономического потенциала, а на Сибирь и Дальний Восток (3/4 площади) менее 30%. Асимметрия не редкость для многих государств (например, Китая). В России асимметрия сложилась из-за того, что русские осваивали Сибирь и Дальний Восток, двигаясь из европейской части страны. Однако за несколько веков мощный хозяйственный полюс у Тихого океана (как в США) не сформировался. Волны колонизации сюда часто не докатывались они как бы гасли в Сибири.

    Третья особенность глубинность, т.е. удалённость главных экономических центров от морей и границ. Срединные районы Средняя Волга, Урал, запад Сибири дают больше 40% ВВП. В 30-х гг. XX в. в этих местах строили индустриальные базы-дублёры, чтобы в случае войны они могли заменить заводы, расположенные близко к границе. Кроме того, срединные районы сами богаты природными ресурсами и находятся между источниками сырья на востоке и заводами-потребителями на западе. Поэтому они занимают ключевое место в хозяйственном конвейере страны.

    Четвёртая особенность контраст между центрами и периферией. Например, на единице площади в Московском регионе выпускается продукции в 50 раз больше, чем в Новгородском, и в 2240 раз больше, чем на Чукотке. Велики различия внутри областей, краёв и республик, где центром обычно является местная столица. Концентрация экономики в столице свойственна не только России, но в нашей стране неравномерность в развитии территорий слишком велика. Яркий пример Москва. Здесь проживают менее 6% населения России, а производится 10% всей продукции и собирается 25% налогов.

    Такую излишнюю централизацию объясняют по-разному. Одни считают, что административные центры быстро развиваются, так как в этом заинтересованы живущие здесь руководители. Другие убеждены, что "сжать кулаки" страну заставило соревнование с Западом, а жертвой гонки стала периферия.

    Территориальные особенности российской экономики не уникальны. Они характерны для стран примерно с таким же уровнем и типом развития (в Восточной Европе, Латинской Америке, Восточной Азии).



    2.3 Структурные изменения экономики


    Важное значение для формирования будущей модели экономики России имеет активная и целенаправленная структурная политика. Глубокие диспропорции народнохозяйственной структуры, которые сложились в СССР в течение длительного периода, оказали значительное влияние на экономику. По мере укрепления координирующих функций рыночных механизмов, существующие ныне диспропорции отраслевой и территориальной структуры ликвидируются. Некоторое время их разрушительный характер может даже усиливаться. Эта тенденция вызывается такими факторами:

    существующей ныне неравномерностью технологических уровней производства:

    недостаточной готовностью экономики к открытости, что требует от каждого отдельного предприятия полнее учитывать тенденции мирового хозяйства как в отношении уровня цен, так и относительно структуры расходов;

    Эти проблемы, которые порождаются диспропорциями в экономике, выдвигают на передний план проведения государством активной структурной политики.

    Основная задача структурной перестройки экономики России заключается в формировании современной, эффективной, рациональной, экологически безопасной структуры экономики и создании конкурентоспособного отечественного производства на основе реализации абсолютных и относительных преимуществ страны. Для этого необходимыми являются:

    1. модернизация производства, его техническое и технологическое обновление;
    2. снижение ресурсоемкости (фондо-, материало-, энергоемкости производства;
    3. изменение соотношения между производством средств производства и предметов потребления в пользу последнего;
    4. создание условий для инвестирования;
    5. усиление технологической целостности предприятий и отраслей, обеспечения замкнутого цикла производства.

    Оптимальное развитие структуры экономики России требует системного подхода, включающего определенные направления совершенствования структурной перестройки.

    Формирование эффективной отраслевой структуры экономики предусматривает:

    1. устранения гипертрофированных диспропорций между реальным и финансовым секторами экономики, а также внутри каждого из них;
    2. преимущественное развитие отраслей, удовлетворяющих потребности людей;
    3. широкое развитие сферы услуг;
    4. создание и развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей и производств;
    5. развитие перерабатывающих отраслей экономики на новой технической и технологической базе;
    6. конверсия военного производства;
    7. развитие экспортных и импортозамещающих производств;
    8. развитие приоритетных (ключевых) отраслей национальной экономики.

    Оптимизация территориальной структуры экономики предусматривает:

    1. обеспечения комплексного и пропорционального развития всех районов и регионов страны на основе рационального использования конкретных условий, имеющихся ресурсов (трудовых, земельных, водных, энергетических и тому подобное);
    2. устранения диспропорций в развитии отдельных территорий, обеспечения выравнивания уровней социально-экономического развития;
    3. гармонизация общегосударственных и региональных интересов.

    Внешнеэкономическая структура экономики требует:

    1. увеличение экспортного потенциала страны;
    2. уменьшение в экспорте доли сырья и материалов и увеличение доли продукции перерабатывающих отраслей;
    3. увеличение в импорте доли прогрессивного оборудования и машин и уменьшение продуктов питания и продукции, которая может производиться на отечественных предприятиях.

    Социальная структура экономики требует:

    1. дальнейших изменений в системе собственности (разгосударствление, приватизация, совершенствование функционирования государственного сектора, развитие малого и среднего бизнеса) и формирование эффективного собственника;
    2. регулирования доходов населения, создание эффективного мотивационного механизма высокопроизводительного труда, устранение большой дифференциации доходов и социальная защита уязвимых слоев населения.

    Выделяют две основные модели структурной перестройки экономики.

    Меры государства по структурному реформированию экономики предусматривают:

    1. совершенствование нормативно-правового обеспечения структурной перестройки;
    2. создание благоприятных условий для реализации" конкурентных преимуществ, формирование реального национального капитала;
    3. выделение приоритетных отраслей и производств, их государственная поддержка;
    4. макроэкономическая стабилизация, стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике;
    5. эффективная государственная инвестиционная и инновационная политика;
    6. разработка макроэкономических прогнозов относительно формирования современной структуры экономики;
    7. разработка общенациональных и отраслевых программ структурных преобразований;
    8. рациональное привлечение иностранного капитала, способного обеспечить реформирование структуры экономики;
    9. информатизация общества, овладение современными информационными технологиями.

    Конкурентные преимущества наличие специфических ресурсов, использование которых при соответствующих условиях обеспечивает дополнительный эффект благодаря более низким издержкам на единицу продукции.

    Конкурентные преимущества России :

    1. квалифицированные трудовые ресурсы;
    2. значительные запасы чернозема, выгодно расположены сельскохозяйственные угодья и благоприятные природно-климатические условия;
    3. значительные свободные производственные площади, использование которых дает возможность наращивать производство с относительно небольшими затратами;
    4. выгодное географическое положение и транспортная инфраструктура;
    5. значительный научно-технологический потенциал (научные школы, уникальные современные технологии производства).

    Метод ключевых отраслей определение отраслей с сильными обратными связями, способных вызвать соответствующую цепную реакцию экономического развития, обусловить позитивные сдвиги в экономике и обеспечить реализацию целей экономической политики государства.

    Приоритетная отрасль отрасль, развитию которой государство оказывает предпочтение, учитывая ее роль и важность для экономики страны. Выделяют определенные критерии приоритетности отрасли.

    Используя конкурентные преимущества России, можно выделить определенные группы приоритетов структурной политики.

    И группа наукоемкие и технологические отрасли (ракетно-космическая техника, самолето и моторостроения, электросварка, порошковая металлургия, биотехнология, микроэлектроника, робототехника, машиностроение, отдельные производства ВПК);

    II группа отрасли и подотрасли агропромышленного комплекса (в частности перерабатывающие), имеющих уникальные природные основы, традиции производства и экспорта различных продуктов питания (пищевая, мукомольно-крупяная, кондитерская, овощеконсервная, комбикормовая, отрасли легкой промышленности, специализирующихся на первичной переработке сельскохозяйственного сырья и тому подобное);

    III группа транзитные перевозки грузов, добыча и транспортировка нефти, газа, электроэнергии, предоставление международных услуг в области транспорта, связи, телекоммуникаций;

    IV группа рекреационно-туристический и оздоровительно-лечебный комплексы регионов страны;

    V группа виды деятельности, связанные с обеспечением здоровья человека, охраной окружающей среды и тому подобное.

    Главная цель структурной политики это формирование сбалансированного социально-ориентированного отечественного хозяйственного комплекса на базе рациональной многовекторной его структурной перестройки: отраслевых, региональных и институциональных сдвигов. Изменения же, которые вносились в это время в указанный процесс, были частичными, некомплектными и не коренными. Поэтому важно серьезно переосмыслить уровень и тенденции структурных сдвигов в экономике через призму усиления конструктивности структурной политики в России.


    3. роль внешнеэкономической деятельности



    Внешняя торговля России в своем современном состоянии не позволяет полноценно использовать имеющиеся страновые преимущества и заложенный в ней потенциал влияния на рост эффективности национальной экономики в целом.

    Главным препятствием на пути реализации эффективной модели внешнеторгового взаимодействия России в условиях глобализирующейся мировой экономики является отсталость технологической базы и отраслевой структуры экономики, которые делают страну заложницей внешнеэкономической конъюнктуры, поставщиком материально-энергетических ресурсов, действующим в рамках устаревшей торгово-посреднической концепции внешнеэкономической деятельности. Доминирование несоответствующих современным стандартам методов организации производства и технологий, слишком высокая ресурсоемкость и затратность производства, в то числе в технологически развитых секторах; большой износ основных фондов и имеющие предел возможности внутреннего накопления; низкая мотивация и интенсивность труда, значительная социально-политическая нестабильность, инерция бюрократизации экономики, влияние на стандарты жизни и производственной модернизации импорта и привлечения зарубежных кредитов и, наконец, отсутствие опыта ведения бизнеса и маркетинга в новых условиях и адекватной инфраструктуры порождают неконкурентоспособность российской экономики не только на глобальных, но и на внутреннем рынке. Следствием этого становятся структурная деформация производства и экспорта и перераспределение значительной части произведенной внутри страны добавленной стоимости в пользу внешнеторговых партнеров.

    В решении названных проблем российской экономике невозможно обойтись без модернизации ее структуры и технико-технологической базы, совершенствования продуктового ряда и бизнес-процессов, повышения уровня инфраструктурной обеспеченности. Необходимость реализации крупномасштабной программы модернизации российской экономики вполне осознана как в научных кругах, так и в органах государственного управления. Однако реализуемые в этом направлении мероприятия носят точечный, несистемный характер и не отличаются высокой результативностью.

    Проблема здесь видится в том, что хотя модернизация российской экономики и заявлена как программа, выраженных признаков программного подхода мы не наблюдаем. Не достаточно конкретными представляются цели и задачи программы, не определены приоритеты и точки роста и, наконец, отсутствует вписанная в имеющийся бюджет и меру ответственности исполнителей система действий. Это особенно актуально в условиях ограниченности средств, которые может направить национальная экономика на эти цели.

    Осуществляя выбор направлений модернизации экономики России, как нам представляется, необходимо отталкиваться от имеющегося потенциала, целей социально-экономического развития, международных тенденций и опыта передовых стран мирового пространства, чьи достижения убедительно свидетельствуют о высокой эффективности принимаемых в анализируемой области решений.

    Вместе с тем такой выбор не возможен без четкого определения национальной специализации и формирования на этой основе прогрессивной отраслевой структуры экономики и экспорта, которая, по сути, и предопределит сбалансированности выбора приоритетов и направлений модернизации.

    Один из важнейших ориентиров совершенствования структуры национальной экономики дает нам опыт развитых в экономическом отношении стран. Для экономик этих стран характерными признаками отраслевой структуры экономики является сохранение одной из ведущих ролей за промышленностью, преобладание в последней высокорентабельных обрабатывающих отраслей (свыше 80%) и лидерство в их числе основных инвестиционных отраслей машинoстрoения (более 40%) и химии (около 13%). Особое внимание к машиностроению и химии уделяется в связи с тем, что от развития данных сфер промышленности зависит научно-технический прогресс всех отраслей экономики. Так как именно они должны обновить экономику современными средствами производства, новейшими материалами и химикатами, которые будут способствовать перспективному росту национальной конкурентоспособности.

    Вместе с тем, на первый план выходят новейшие наукоемкие виды химической промышленности и машиностроения: производство электронной и лазерной техники, оборудования для атомной энергетики, средств автоматизации, производство микробиологических препаратов и материалов с определенными характеристиками. В США на долю данных перспективных отраслей относится более половины всех товаров, производимых обрабатывающей промышленностью. В Германии, Франции, Великобритании, Италии от 35 до 40%.

    Одновременно с формированием эффективных мaкpo и мезoпpoпopций модернизация структуры российской экономики предусматривает оптимизацию совокупности видов экономической деятельности или ее микроструктуры. Данная задача решается на разных уровнях на уровне страны, организации, цепочки формирования законченной стоимости (бизнес-процесса), команды или определенного исполнителя.

    При выборе рациональных направлений экономической деятельности, составляющих основу национальной специализации, мы считаем необходимым ориентироваться на максимизацию величины производимой в экономике добавленной стоимости и адаптацию внешнеэкономического взаимодействия России к состоянию и тенденциям развития мировой экономики.

    На самом деле, определение видов экономической деятельности, создающих максимизацию уровня добавленной стоимости в экономике, является сложной теоретической и практической задачей. Реализацию данной задачи, как нам представляется, не стоит сводить только к предлагаемому Робином Мэтьюзом разграничению экономической деятельности на экономически полезные, которые создают высокую добавленную стоимость, и экономически нецелесообразные, которые производят отрицательную или невысокую добавленную стоимость [5].

    Следует согласиться с тем, что в борьбе за максимально высокий уровень добавленной стоимости необходимо ориентироваться в первую очередь на виды деятельности, обеспечивающие наибольшую добавленную стоимость. Однако это не обязательно приведет к положительному результату, т.к. именно в таких областях экономической деятельности ведется самое активное конкурентное противостояние, результат которого будет зависеть от конкурентных возможностей экономики страны. Если исходит из перспектив российской экономики, то, по мнению специалистов, только 6% товаров обрабатывающей отрасли России способны конкурировать на международных рынках.

    Из этого следует, что сравнительно свободный выбор возможен только для стран, обладающих прогрессивными экономическими системами и международной конкурентоспособностью по разнообразным видам экономической деятельности. Страны, не отличающиеся высокой конкурентоспособностью, должны взвесить свои реальные или доступные в будущем возможности достижения приемлемого уровня конкурентоспособности в избираемых видах деятельности.

    Предлагаемый Р. Мэтьюзом подход недостаточно учитывает также динамический аспект возможность перехода когда-то нецелесообразных видов деятельности в группу экономически полезных, например, в результате более высокого уровня освоения новой технологии, реструктуризации отрасли (предприятия) и начала выпуска товаров более высокого уровня передела.

    Иными словами, при определении экономически целесообразных видов деятельности необходимо обращать внимание на более широкий круг факторов, чем простое деление видов деятельности по уровню их текущей доходности, т.е. основываться на целой системе объективных критериев.

    В частности, нельзя игнорировать положения классических и неоклассических теорий, определяющих рациональную форму международного разделения труда. Согласно этим теориям, при выборе национальной специализации следует учитывать сравнительные преимущества стран, определяемые природно-климатическими условиями, существующим уровнем развития, наличием базовых и развитых факторов производства и пр. Применение сравнительных преимуществ помогает странам свести к минимуму общие издержки внутристрановой и внешнеэкономической деятельности, способствуя тем самым повышению ее эффективности.

    Однако необходимо помнить, что в условиях глобализации открывается широкий доступ к преимуществам и рынкам отдельных стран по всему миру. Тем самым, возникает возможность обращать внимание не только на свои факторы производства, но и на те, которые будут привлечены отдельными предпринимательскими структурами или национальной экономикой в пределах всего мирового пространства.

    Эти дополнительные возможности российская экономика использует не в полной мере, о чем свидетельствует довольно низкий уровень ее транснационализации. Между тем именно транснационализация обеспечивает возможность увеличения масштабов и эффективности производства, расширения географических рамок кооперационных связей, совершенствования механизмов аккумуляции капитала и ресурсов развития, унификации экономического пространства в виде сближения стандартов ведения внешнеэкономической деятельности и единство в потребительских предпочтениях посредством господствования мировых брендов и стандартов [2]. Активное участие отечественного бизнеса в процессе транснационализации позволило бы привлечь дополнительные источники ресурсов развития, получить выход на новые рынки, напрямую участвовать в производстве и распределении мирового дохода и перейти, наконец на современную производственно-инвестиционную доктрину ведения внешнеторговой деятельности.

    В принципе российская экономика имеет все необходимые предпосылки для действенного вхождения в процесс транснационализации: существенный научно-технический, ресурсный и кадровый потенциал; опыт управления в условиях поликультурной среды и больших, рассредоточенных территориально образований; высокую степень адаптации вследствие возникающих кризисных явлений. Тем не менее, на темпы и уровень транснационализации российских организаций отрицательно воздействует позднее вхождение российской экономики в данный процесс, ненадежность экономических и организационно-правовых механизмов формирования и продвижения российских транснациональных корпораций.

    На уровне предприятий это отсутствие или невысокое качество стратегий международного инвестирования, механизмов управления глобальной сетью и продвижения фирмы в мировом пространстве, на уровне страны неэффективная государственная поддержка международной экспансии российских организаций, а также проблемы формирования положительного имиджа (образа) страны.

    Конечно, возможность осуществлять экономическую деятельность с достаточно низкими факторными издержками еще не определяет реальную эффективность этой деятельности в понятиях рынка (доля рынка, конкурентоспособность товара или услуги, объем продаж). Кроме того, минимизация производственных издержек зачастую достигается путем реализации эффекта масштаба. Но использование данного эффекта возможно только при наличии ненаполненного или растущего рынка и соответствующего уровня конкурентоспособности производителя.

    Воздействие рынка на выбор видов экономической деятельности проявляется и в том, что возрастание многообразия и напряженности конкурентной борьбы увеличивает риски экономической деятельности и делает все более неопределенным ее результат. Эффективным средством преодоления рыночной неопределенности является диверсификация экономической деятельности, которую можно определить как меру внутреннего разнообразия экономической деятельности. Формами реализации диверсификации являются расширение: направлений экономической деятельности (внутри и межотраслевая форма), выпускаемых товаров (продуктовая форма) и рынков, на которых эти товары представлены (региональная форма). Ее ключевая цель формирование устойчивости экономического развития и сокращение рыночных рисков в результате не совпадающих в пространстве и времени изменений рыночной конъюнктуры.

    Диверсификация производства и экспорта находится в диалектической связи с национальной специализацией. Эти явления характеризуются разнонаправленностью, в силу чего требуется установление и поддержание баланса в их использовании. Методическую основу поддержания такого баланса может составить оптимум Парето для трех показателей уровень диверсификации, доходы и народнохозяйственная эффективность.

    По оценкам специалистов, объем коэффициента диверсификации, определяющий достаточную резистентность производств в условиях современного рынка, должен составлять от 130 до 150 [8].Для сравнения, у лидеров по уровню диверсификации производства и экспорта США и Китая этот показатель больше и находится на уровне, соответственно, 530 и 391. В Российской Федерации, несмотря на все предпринимаемые усилия, этот коэффициент в производстве не выше 40, а в экспорте меньше единицы [8]. Такая ситуация определяет российскую экономику как незащищенную в отношении колебаний рыночной конъюнктуры.

    Достижение эффективного уровня диверсификации является важнейшей задачей модернизации отраслевой структуры российской экономики, поскольку позволяет не только сформировать долгосрочную основу устойчивости и экономического роста, но и создать условия, обеспечивающие активную внешнеторговую экспансию российских компаний, пусть изначально и на довольно узких сегментах мирового рынка.

    В числе критериев модернизации отраслевой структуры экономики необходимо выделить также критерий экономической безопасности страны, учитывающий ее возможности в плане производства товаров первой необходимости и развития отраслей, формирующих базовые условия для функционирования и развития национальной экономики. К числу таких отраслей относится, например, машиностроение, которое призвано обеспечить структурную перестройку и техническое перевооружение всего народного хозяйства.

    Машиностроение в наибольшей мере отвечает и еще одному важному критерию выбора видов экономической деятельности максимизации эффекта мультипликации, а именно, когда одновременно с ключевой отраслью деятельности создаются условия для совершенствования сопряженных отраслей и сфер. Не случайно, в развитых странах машиностроение формирует до 40% промышленного продукта. На втором месте по значимости (1720 %) находится еще одна отрасль, определяющая научно-технический прогресс, химия [3].

    Экономическая система разного уровня, даже уровня метасистемы, является совокупностью связанных видов деятельности, границы которых передвигаются по мере их увеличения, реструктуризации или упадка [4]. Исходя из этого, достижение сбалансированности и согласованности в развитии основных и сопряженных отраслей народнохозяйственного комплекса служит важнейшим условием обеспечения эффективности и конкурентоспособности экономической системы в целом.

    Важность соответствия отраслевой структуры экономики данному критерию в полной мере ощутила Россия, где в ходе трансформационного кризиса были разрушены научно-производственные и хозяйственные комплексы. Не случайно, М. Портер, в число факторов международной конкурентоспособности национальной экономики, создающих так называемый «национальный ромб» включает уровень и наличие конкурентоспособности сопряженных (родственных и поддерживающих) отраслей [6].

    Очевидно, что добавленная стоимость в экономике формируется не только индивидуально (отдельными предпринимательскими структурами), но и взаимозависимо предпринимательскими объединениями. Эту взаимную зависимость можно упростить, если изучать связанные виды деятельности как создающие общую продукцию, обладающую оригинальной ценностью для потребителя, и ту, которая обоюдным образом формирует добавочную стоимость других видов продукции. Последнее обстоятельство является основой синергии экономической деятельности, когда ценность взаимной зависимости выражается разницей между суммой стоимости отдельно взятых активов и общей стоимостью активов как части организованной сети.

    Международный опыт показывает, чтобы определить потенциальные преимущества, появляющиеся вследствие достижения сбалансированности и согласованности сопряженных видов экономической деятельности, их разумно осуществлять в пределах разного вида сетевых структур. Данные сетевые структуры могут создаваться как на основе предпринимательских объединений, формирующих цепочки создания конечной стоимости для потребителя или стадии жизненного цикла товара, так и на уровне отечественных экономик, объединенных в пределах международного разделения труда или взаимного осуществления экономических интересов в контроле над определенной территорией экономического пространства.

    Как организационные формы сетевых объединений на уровне предпринимательских структур можно рассматривать предпринимательские сети, корпорации и их объединения, альянсы, формируемые как в пределах отечественных экономик, так и на наднациональном уровне, когда цепь отношений, связанных с образованием потребительской стоимости, переходит за границы определенных стран. Данные объединения имеют ряд преимуществ перед неаффилированными структурами, имеющим более высокий уровень концентрации потенциала, обоюдным использованием компетенций партнеров, перераспределением между ними затрат и рисков в контроле над рынком. Как правило, наибольшей эффективностью обладают международные сети, которые могут максимально полно применять эффекты глобализации, формировать и распределять между своими членами, в сущности, мировой доход.

    На уровне национальных экономик сетевые взаимоотношения осуществляются в пределах экономических союзов или блоков стран, обладающих различным уровнем интегрированности. Самым высоким уровнем интеграции характеризуется ЕС, включающий неполный отказ от национальных суверенитетов стран-членов и сформировавший наднациональные органы регулирования социально-экономического развития. Кроме Северной Америки, Западной Европы, Юго-Восточной Азии и некоторых других регионов, независимые государства тянутся к объединению в более интегрированные экономические сообщества. Например, США инициировали создания «Панамериканского общего рынка» в результате заключения соглашений о свободной торговле с Мексикой и Канадой, а затем и со многими латиноамериканскими государствами. Япония активно формирует взаимосвязи со странами Юго-Восточной Азии, предполагает установить более близкие экономические отношения с Китаем и Австралией.

    Высокий интерес к созданию интеграционного объединения на основе стран СНГ проявляет и Россия, хотя темпы экономической интеграции данных государств являются очень низкими вследствие слабых взаимодополняемостей их экономик. Так как эти страны ориентированы в большинстве своем на экспорт сырьевых ресурсов в страны дальнего зарубежья, они не могут найти точек соприкосновения в экономическом развитии и даже часто конкурируют на международных рынках. Одновременно, такая общая проблема как недостаток инвестиций также не способствует развитию активного сотрудничества в инвестиционно-инновационной сфере.

    Обратим внимание, что совершенствование сетевого подхода к организации экономической деятельности приняло свое теоретическое и практическое воплощение в разработке и внедрении модели кластерного управления, базирующейся на структурировании экономической деятельности в пределах производственных и научно-производственных объединений по территориально-отраслевому принципу.

    Ввиду того, что для каждого вида экономической деятельности имеет значение ее результат, то главным критерием выбора приоритетных видов экономической деятельности является уровень создаваемой ими добавленной стоимости. Показатель добавленной стоимости выражает не только конечный финансовый результат экономической деятельности, но и служит основным критерием уровня и качества жизни, экономической безопасности страны, заботы об окружающей среде. Воздействие показателя добавленной стоимости на доходы предпринимательских структур, уровень и качество жизни населения приводит к закономерному формированию стратегических притязаний в этой области.

    Таким образом, выход на уровень нормального воспроизводства рабочей силы предполагает удвоение величины добавленной стоимости, генерируемой российской экономикой. Решение этой сложной задачи требует интенсивной государственной поддержки развития средне и высокотехнологичных производств, которые, как известно, формируют наиболее высокий уровень добавленной стоимости. Тем не менее, выбирая данные виды экономической деятельности, необходимо помнить о том, что как раз высокий уровень добавленной стоимости провоцирует крайне напряженную конкурентную борьбу в соответствующих областях рыночного пространства. В этой связи, следует опираться в своем решении на те виды экономической деятельности, в которых российская экономика сформировала наибольший конкурентный потенциал.

    Важнейшим векторов развития современной международной торговли являются стремительные темпы научно-технического прогресса, без которых нельзя представить положительный сценарий экономического совершенствования страны в будущем. Отсюда необходимость включения в число критериев выбора перспективных видов экономической деятельности критерия инновационности. Так при выборе вида экономической деятельности целесообразно принимать во внимание уровень соответствия выбираемого вида деятельности ключевым тенденциям инновационного развития страны и формирования инновационно-проводящих структур.

    Необходимо учитывать и то обстоятельство, что поддержание конкурентоспособности в большинстве высокотехнологических видов деятельности взаимосвязано с достижением первенства в технологическом развитии. Сохранение технологического первенства требует высокого уровня концентрации ресурсов развития, и, конечно же, выбор направлений инновационной деятельности должен соответствовать имеющимся возможностям.

    К сожалению, последнее требование не отражено в процессе создания стратегии инновационного развития РФ и не позволяет поддерживать необходимую концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях. Сформировалась парадоксальная ситуация, когда в условиях особой ограниченности инвестиционных возможностей в базовых науках определено 182 приоритета, более 200 приоритетов в прикладных науках и 180 в сфере серийного производства. Однако, в США в фундаментальной науке определено всего четыре приоритета, а в объединенной Европе три [1].

    Хотелось бы также отметить, что формирование инновационных структур вовсе не гарантия высокой инновационной активности. Так, несмотря на создание в России инновационно-технологических центров, государственных инновационных фондов, венчурных инновационных фондов, технопарков, объем продукции, выпущенной отечественными предприятиями с использованием принципиально новых технологий, по данным официальной статистики, составляет около 70 млрд. руб., а ее доля в совокупном объеме продукции промышленности соответственно 0,6% [7]. Даже в высокотехнологичных секторах эта доля составляет 2,4%, что, существенно меньше, чем в развитых странах: в Финляндии 17%, в Швеции 15, в Германии, Франции, Великобритании 10-11% [9].

    Если же обратить внимание на менее наукоемкие отрасли отечественной промышленности, то их вклад в создание новейшей продукции минимален: предприятия средне-технологичных секторов высокого уровня 1,2%, низкого уровня 0,4, низко-технологичных отраслей 0,5% [9]. Невысокая результативность инновационной деятельности ведет к ослаблению конкурентных позиции российских компаний на международных рынках. Как результат, подавляющая часть российского экспорта приходится на продукцию, не подвергавшуюся технологическим модификациям, а доля инновационных товаров, работ и услуг представляет всего 7,7%.

    Для практического решения задач модернизации отраслевой структуры российской экономики сформулированные критерии должны быть дополнены эффективными механизмами структурных преобразований.

    Причем на первый план выдвигается проблема мобилизации необходимых ресурсов, в том числе за счет свертывания структурно-депрессивных производств. В процессе их частичного свертывания или ликвидации освобождаются площади, ресурсы, рабочая сила, которые потом будут перераспределены в приоритетные отрасли. Осуществление данного процесса должен предвосхищать подготовительный этап, продолжительность которого зависит от имеющегося в стране экономического потенциала, текущего состояния экономики и глубины структурного кризиса. В течение этого периода необходимо определить отрасли и производства, которые подлежат ликвидации, а также состав мероприятий и сроки их реализации. Первым шагом в формировании программ структурных реорганизаций является распределение отраслевой структуры экономики на группы отраслей:

    основные отрасли промышленности, являющиеся базовыми конструкциями национальной экономики, которые определяют ее независимость;

    перспективные отрасли, которые формируют основу экономического роста;

    структурно-депрессивные отрасли, предприятия и производства, к которым относятся экологически вредные, ресурсо и трудоемкие, полагающиеся на устаревшие технологии и бесперспективные направления экономической деятельности.

    По нашему мнению, огромные масштабы структурной реорганизации экономики Российской Федерации и ее нынешнее состояние создают препятствие в решение данной проблемы в короткие сроки. Для реализации таких программ разумно создать специальные законы. Целесообразно выполнить ряд поэтапных программ правительства, обладающих преемственностью во времени.


    заключение



    Список использованной литературы


    1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность // Международная жизнь. 2010. №8-9. С. 118-133.
    2. Андрианов В.Д. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. М.: Экономика, 2013.
    3. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2014.
    4. Дынкин А.А., Куренков Ю.В., Адно Ю.Л. и др. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: Международные отношения, 2013.
    5. Захарченко В.И. Конкурентоспособность национальной экономики // Машиностроитель. 2014. №4.
    6. Иванов Ю. О международных сопоставлениях ВВП // Вопросы экономики. 2013. №3.
    7. Кизим А.А., Склярова Л.В. Инструменты международной торговли на мировом рынке // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 5 (20).
    8. Кудров В.М. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика // Бизнес Академия. 2013. №1 (23). С. 49-63.
    9. Кузык Б. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. 2011. №1.
    10. Куренков И., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2014. №6. С. 36-49.
    11. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1,2. М., 2012.
    12. Мищенко Л.Я., Кизим А.А., Пономаренко Л.В. Влияние основополагающих тенденций развития мирового хозяйства на мировую торговлю // Экономика устойчивого развития. 2012. №9.
    13. Мэтьюз Р. Информационная стратегия и семиотика //Экономические стратегии. 2011. Июль август.
    14. Портер М. Конкуренция: Обновленное и расширенное издание. М., 2010.
    15. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. СПб.: Питер, 2013.
    16. Россия в цифрах. Официальный статистический сборник. М., 2011.
    17. Сальников В. Диверсификация и экспортная экспансия промышленных компаний как фактор экономического роста в долгосрочной перспективе. М., 2013.
    18. Фатхутдинов Р. Проблемы оценки и повышения конкурентоспособности России // Стандарты и качество. 2012. №7. С. 3-9.
    19. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность цель реформирования экономики России // Наука и промышленность России. 2011. №3 (47). С. 39-46.
    20. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ, 2014.
    21. Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: Юрист, 2012.
    22. Ясин Е. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. М., 2013.
    23. Strategic Priorities in Developing Science, Technology and Innovation Policy. OECD Meeting of Senior Executives. 2011.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экономика РФ (структура,регулирование, совершенствование) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.