МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА
Допустить к защите
Директор Высшей школы бизнеса
_________________А.Р. Ахметшина
«______»________________20____г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Ключевые показатели эффективности в системе управления предприятием (на примере ООО «НКТ-Сервис»)
Автор работы __________ Файзуллина Л.Д.
Направление 38.03.01 Экономика
Профиль Экономика предприятий и
организаций
Группа ЭП 21-402
Научный руководитель__________ Забирова Л. М., к.э.н., доцент
Казань 2018 г.
Оглавление
Введение3
1.Теоретические и методические основы использования ключевых показателей в системе управления предприятием6
1.1. Ключевые показатели эффективности и их роль в стратегическом управлении бизнесом6
1.2. Управление мотивацией на основе ключевых показателей эффективности12
1.3. Основы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для предприятий и практика их применения в системе управления предприятием17
1.4. Регламентирующие документы системы ключевых показателей эффективности23
2. Анализ использования ключевых показателей эффективности в практике управления ООО «НКТ-Сервис»26
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия26
2.2. Анализ показателей эффективности деятельности предприятия за 2012- 2016 гг.32
2.3. Создание института ключевых процессов и введение ключевых показателей эффективности в систему премирования и внутрифирменного планирования в ООО «НКТ-Сервис»37
3. Экономическая эффективность внедрения ключевых показателей эффективности в ООО «НКТ-Сервис» и их влияние на совершенствование системы управления предприятием44
3.1. Проектные предложения по внедрению ключевых показателей эффективности на предприятии44
3.2. Оценка влияния предложенных мероприятий на технико-экономические показатели и систему управления предприятием49
Заключение55
Список использованной литературы58
Приложения 62
Введение
Стратегия предприятия, определение его целей и задач являются привилегией и обязанностью высшего руководства компании. Условием реализации генеральной стратегии является ее декомпозиция, каскадирование целей до уровней подразделений и их сотрудников. При этом значительную опасность для развития компании представляет недостаточный обмен информацией между ее руководством и сотрудниками. Риск связан с информационной перегрузкой, которая затрудняет адекватную оценку информации и, как следствие, делает невозможным контроль выполнения стратегических задач персоналом.
С другой стороны, отсутствие конкретных стратегических целей у персонала и отсутствие системы мотивации приводят к тому, что исполнители не координируют свои действия с глобальными целями организации и не имеют возможности ориентироваться в стратегических установках. Эта "путаница" зачастую приводит к расходованию ресурсов организации на выполнение второстепенных задач. Эта проблема характерна для многих крупных промышленных предприятий со сложной структурой производства как в России, так и за рубежом.
В процессе управления руководству компании необходимы инструменты, которые позволили бы наполнить процесс принятия решений адекватной и достаточной стратегической информацией. Важнейшими из них являются ключевые показатели эффективности (КПЭ или KPI) и система сбалансированных показателей (ССП или BSC), получившие широкое распространение в практике управления западных компаний.
Система KPI представляет собой систему финансовых и нефинансовых показателей, влияющих на количественное или качественное изменение результатов по отношению к стратегической цели (или ожидаемые результаты). Система сбалансированных показателей включает КPI, необходимые для каждого объекта контроля (производственное или структурное подразделение), и методику их оценки. Данные системы или методики составляют основу при принятии решений, базируются на оценке эффективности деятельности предприятия и направлены на достижение стратегических целей организации.
Система KPI является инструментом, который позволяет определить, насколько управление организацией соответствует уровню достижения стратегических целей, в частности укреплению и росту рыночной стоимости компании. Следует отметить, что эта методика является лишь инструментом для облегчения процесса принятия управленческих решений посредством обеспечения руководства полной информацией, но это не панацея от системных проблем компании. Данная методика позволяет идентифицировать факт и масштабы проблемы, но не дает готовых решений.
Задача системы КPI и сбалансированных показателей состоит в переводе стратегии компании в комплексный набор показателей, определяющих основные параметры системы измерения и управления. Набор показателей задает основу для формирования стратегии компании и включает количественные характеристики для информирования сотрудников об основных факторах успеха в настоящем и в будущем. Формулируя ожидаемые результаты, компания ставит цель и создает условия для ее реализации, а высшее руководство направляет энергию, способности и знания сотрудников на решение задач долгосрочной перспективы.
Это определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы. Для конкретного предприятия она заключается в необходимости обоснования выбора ключевых показателей эффективности, определении стоимости разработки и внедрения системы KPI.
Объектом исследования является система управления ООО «НКТ-Сервис» (г.Альметьевск).
Предметом исследования является система KPI как инструмент оценки деятельности персонала и процесс ее внедрения на предприятии.
Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ системы управления по целям и разработка системы ключевых показателей эффективности (KPI) для совершенствования системы управления деятельностью ООО «НКТ-Сервис». Цель исследования определяет необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты применения ключевых показателей эффективности в системе управления деятельностью компании.
2. Исследовать методические основы управления на основе системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности.
3. Дать краткую характеристику компании и проанализировать основные показатели эффективности управления хозяйственной деятельностью предприятия.
4. Разработать систему KPI для совершенствования оценки деятельности персонала ООО «НКТ-Сервис».
5. Предложить рекомендации по внедрению системы ключевых показателей эффективности в одном из подразделений компании.
6. Определить экономическую эффективность внедрения ключевых показателей эффективности в ООО «НКТ-Сервис» и их влияние на совершенствование системы управления предприятием.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения системного подхода, процессного, структурно-функционального подхода, общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, математической статистики. Наряду с общенаучными методами автором также использовался традиционный анализ документов.
Информационно-эмпирической основой исследования, обеспечивающей достоверность выводов, явились материалы российского законодательства - нормативно-правовые акты Российской Федерации, результаты исследований академических и отраслевых институтов, материалы Федеральной службы государственной статистики, сведения государственных и региональных органов управления, публикации в деловой прессе и Интернете, а также монографическая литература российских и зарубежных авторов и результаты исследований, выполненных лично автором.
1.Теоретические и методические основы использования ключевых показателей в системе управления предприятием
1.1. Ключевые показатели эффективности и их роль в стратегическом управлении бизнесом
Стратегическое управление - это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее.
Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Так как войны являлись наиболее важными событиями в жизни людей тех времен, то понятие "стратегический" стало со временем употребляться в значении "важнейший", "определяющий". Сегодня мы употребляем это слово как самостоятельный термин, не относящийся к ведению войны. Однако все также, говоря о стратегических решениях, подразумеваются решения, которые имеют кардинальное значение для бизнеса. Стратегическое решение влечет за собой долговременные и необратимые последствия.
Стратегия - это не технология и не процесс. Стратегия - это цели, достижение которых позволяют производить новую ценность - для клиентов, собственников, сотрудников, да, просто общества. Наверное, вряд ли найдутся хотя бы две компании, которые имеют одинаковый подход к созданию стратегии. И неважно, что становится ее краеугольным камнем - финансовая составляющая, клиентская, внутренние бизнес-процессы или обучение и развитие собственных сотрудников - это лишь чрезвычайно важные направления, которые далеки от целостного подхода к созданию и реализации стратегии.
Разработка системы сбалансированных показателей является важным этапом в стратегическом управлении и реализации стратегии. Сегодня все чаще можно услышать термин Performanсe Management, равно, как и система управления по целям (Management by Objeсtives или МВО). Управление по целям один из методов управленческой деятельности, который получил распространение в Европе и США в 60-х годах. Концепция управление по целям впервые упомянута ее автором Питером Друкером в 1954 году в его книге "The Praсtiсe of Management". Если формулировать принципы, которые объединяют эти две системы, то это, прежде всего, возможность систематизировать процесс управления, проведения оценки эффективности деятельности сотрудников, ориентировать на результат, и. как следствие, приводить к повышению эффективности бизнеса в целом.
Одним из важнейших инструментов управления в модели управления по целям является система ключевых показателей эффективности (KPI). Система KPI необходима в компаниях для понимания того, насколько ключевые показатели деятельности в настоящем соотносятся с целями и стратегическими инициативами в долгосрочном периоде.
Ключевые показатели эффективности (англ. KeyPerfоrmаnсeIndiсаtоrs, KPI) показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
KPI позволяют производить контроль деловой активности сотрудников, подразделений и компании в целом. Для термина «key perfоrmаnсe indiсаtоrs (KPI)» зачастую используется русский перевод «ключевые показатели эффективности» (КПЭ), однако это не совсем верно.
С переводом по смыслу слов key (ключевой, характеризующий степень достижения какой-либо цели, существенный для работы одной из областей деятельности компании) и indiсаtоr (индикатор, показатель) проблем не возникает, но слово perfоrmаnсe невозможно однозначно трактовать, хотя технически, это «производительность, КПД». Правильную формулировку можно найти в стандарте ISО 9000: 008. Он разделяет слово perfоrmаnсe на два термина: результативность и эффективность. По стандарту, результативность это степень достижения запланированных результатов (способность компании ориентироваться на результат), а эффективность соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами (способность компании к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определёнными требованиями временем, затратами, степенью достижения цели). Слово perfоrmаnсe объединяет в себе и результативность, и эффективность. Таким образом, правильным переводом термина KPI будет «ключевой показатель результата деятельности», так как результат деятельности содержит в себе и степень достижения, и затраты на получение результата.
КПЭ это инструмент измерения поставленных целей. Если показатель не связан с целью, то есть не образуется исходя из её содержания, тогда нельзя использовать данный KPI. Технологии постановки, пересмотра и контроля целей и задач легли в основу концепции, которая стала основой современного управления и называется «Управление по целям».
Управление по целям метод управленческой деятельности, предусматривающий:
- предвидение возможных результатов деятельности;
- планирование путей их достижения.
Согласно Питеру Друкеру, начальники должны избегать «ловушек времени», когда они вовлечены в процесс решения текущих ежедневных задач, поскольку это приводит к тому, что они начинают забывать выполнять задачи, направленные на достижение результатов (целей). Современным воплощением управления по целям, является «Система КПЭ», которая включает в себя множество управленческих концепций, которые появились за последние 030 лет и дополняют классическое «Управление по целям».
По мнению Питера Друкера, лишь немногие области менеджмента имеют такое большое влияние на организацию, как оценка деятельности подразделений и компании в целом. Однако оценка, подчёркивает Друкер, сегодня одна из самых слабо проработанных областей управления. Так в результате опроса, проведённого в США, стало ясно, что 60 % руководителей высшего уровня недовольны своими системами оценки результатов деятельности. По отечественным оценкам количество российских менеджеров, ещё больше, более 80 %. [37, с. 86] Это недовольство выражается в отсутствии связи между планами, исполнением, результатом и мотивацией.
Современный рынок ставит компании перед достаточно жестким выбором идти «в ногу со временем», осознавая реалии рыночных отношений или идти к банкротству. Меняется темпоритм компании вынуждены работать быстрее, определяя свои конкурентные преимущества, быстрее совершенствовать свои продукты и услуги. Сегодня разрабатывать стратегию стало модно даже в очень небольших компаниях, стремящихся к эффективному управлению и развитию, на начальных этапах их жизненного цикла [1, с. 9].
Новый этап развития стратегического управления начался в начале 90-х годов в связи с формированием концепции сбалансированной системы показателей (BSC) Р.Каплана и Д.Нортона. Концепция стратегических карт (BSC) предназначена для согласования краткосрочных целей деятельности компании с ее миссией и стратегией на долгосрочную перспективу с помощью определения четырех основных аспектов деятельности. Классическая сбалансированная система показателей (BSC) Р.Каплана и Д.Нортона включается в 4 стратегические карты, характеризующие основные аспекты деятельности компании [10, с.18-19]:
- финансовую деятельность
- отношения с потребителями
- организацию внутренних бизнес-процессов
- обучение и развитие.
В рамках этих стратегических карт устанавливаются стратегические цели, показатели, цели и задачи, а также стимулы. Все компоненты стратегических карт увязаны с миссией и стратегией компании и используются для реализации и пропаганды согласованной концепции стратегического развития компании. Система обладает достаточной гибкостью и предполагает выбор не только сбалансированных показателей, но и стратегических карт с ключевыми аспектами или проекциями.
Авторы концепции Р.Каплан и Д.Нортон выделили четыре основных стратегически важных аспекта деятельности компании, в рамках которых были поставлены вопросы:
- Как должна выглядеть преуспевающая компания в глазах своих акционеров?
- Какой имидж должна иметь компания в глазах потребителей, чтобы преуспеть в реализации своей миссии?
- В организации каких внутренних бизнес-процессов компания должна преуспеть, чтобы оправдать ожидания акционеров и потребителей?
- Каким образом компания должна действовать, чтобы реализовать свою миссию?
И здесь, конечно, необходимо выработать некий алгоритм, который позволит, оттолкнувшись от миссии, корпоративных ценностей компании, видения (некого образа компании в будущем), определить стратегию компании, стратегические цели и декомпозировать их до уровня задач и действий, направленных на их достижение. Это становится возможным с помощью Системы сбалансированных показателей (ССП). С помощью этого инструмента стратегия переводится на операционный уровень, она привносится в повседневную работу каждого сотрудника компании.
Наверное, самое трудное - это описать то, чем вы собираетесь управлять. Довольно трудно бывает ответить на вопросы: в чем наши корпоративные ценности? Чем наша компания отличается от других? Зачастую миссия и корпоративные ценности декларируются, но не исповедуются. Страшно далеки они от реалий. Итак, опираясь на фундамент миссии и видения компании, анализ внешней и внутренней среды (выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера), с учетом прописанных корпоративных ценностей, имеющегося конкурентного преимущества, нужно определить стратегические ценности компании.
Основным принципом системы Performanсe Management является постановка целей и задач, которые "каскадируются" сверху вниз - цели компании, цели подразделения, цели отдела, цели сотрудника. Причем цели сотрудника должны формулироваться в полном соответствии с целями и стратегией компании.
Все цели должны соответствовать формату SMART.
Аббревиатура SMART - это Speсifiс, Measurable, Aсhivable, Relevant, Time-bounded. Другими словами, цели должны удовлетворять следующим условиям:
- Точные, конкретные (Speсifiс).
- Измеримые (Measurable). .
- Достижимые (Aсhivable).
- Релевантными (важными) (Relevant).
- Ограниченные во времени (Time-bounded).
Только подобный формат постановки целей повышает мотивацию сотрудников к их достижению. Немаловажным условием является грамотная декомпозиция целей - с верхнего уровня на нижний. Когда сотрудник четко ознакомлен с целями компании и осознает причинно-следственную связь своих целей и задач со стратегией компании, это мотивирует персонал к реализации своих собственных возможностей.
Задача системы KPI и сбалансированных показателей состоит в переводе стратегии компании в комплексный набор показателей ее деятельности, определяющий основные параметры системы измерения и управления. Что будем измерять? Уровень достижения целей. Набор показателей включает количественные характеристики для информирования сотрудников об основных факторах успеха в настоящем и будущем. Ключевые показатели деятельности позволяют не просто охарактеризовать результат, к которому должен стремиться сотрудник, какую работу он для этого должен выполнить, в каком количестве, и за какое время, но и оценить полезность каждого сотрудника для компании.
Ошибкой некоторых компаний является то, что они ставят перед персоналом только те задачи, и оценивают их только по тем показателям, которые можно измерить. С одной стороны, это верно, так как каждую задачу нужно стремиться сформулировать четко, описать, в чем будет измеряться результат. Но с другой стороны, базовая установка концепции сбалансированных показателей состоит в том, что традиционные финансово-экономические показатели являются недостаточными для определения стратегического успеха компании и обеспечения обратной связи. Для решения этих задач необходимо иметь более "сбалансированный" набор показателей деятельности компании в различных плоскостях, позволяющий контролировать факторы, влияющие на эти показатели, а не просто отслеживать результаты.
Для успешного мониторинга прогресса на пути к достижению компании стратегических целей не следует все внимание заострять на оценках прошлой деятельности. Необходимо рассматривать те показатели, которые будут влиять на результаты компании в будущем.
1.2. Управление мотивацией на основе ключевых показателей эффективности
Каждая компания заинтересована в достижении цели, в положительном финансовом результате деятельности организации. Основным ресурсом компании являются сотрудники. Именно поэтому каждый руководитель организации задается вопросом, как сделать так, чтобы каждый работник выкладывался на 100 %, чтобы каждый человек понимал общую цель компании и свой вклад в ее достижение, чтобы каждый сотрудник был замотивирован на эффективную и продуктивную работу. Для этого в компаниях разрабатываются системы мотивации, где применяются материальные и нематериальные методы стимулирования.
Среди факторов, которые положительно влияют на мотивацию сотрудников, исследователи выделяют следующие [40, с. 35]:
- Понимание результата, целостность.
- Осознавать полезность компании обществу.
- Понимать важность собственной работы.
- Самостоятельность в принятии решений, автономия.
- Обратная связь между руководством и работниками.
- Справедливость вознаграждения.
- Разнообразие умений и навыков.
- Общественное признание деятельности работника.
Система KPI удовлетворяет практически всем условиям мотивации персонала. Данная система основывается на управлении по целям, то есть обеспечивает понимание каждым сотрудником цели компании и места каждого человека в общей системе. Сотрудники видят, как их работа связана с деятельностью других подразделений, и осознают важность качественного выполнения своих обязанностей. Каждый человек получает мотивационную карту, самостоятельно управляет процессом решения задач, самостоятельно контролирует, на каком этапе достижения цели он находится, самостоятельно определяет размер своего вознаграждения в зависимости от результатов своей работы.
KPI и мотивация персонала стали неразрывными понятиями, так как с помощью данных показателей (KPI) можно создать совершенную и эффективную систему мотивации и стимулирования сотрудников компании.
В зависимости от стратегии компании различают разные KPI. В основном их применяют для определения результативности работы административно-управленческого персонала.
Ключевые показатели эффективности можно разделить на:
- запаздывающие отражают результаты деятельности по истечении периода
- опережающие дают возможность управлять ситуацией в пределах отчётного периода с целью достижения заданных результатов по его истечении.
К запаздывающим относятся финансовые показатели. Финансовые показатели демонстрируют связь с желаниями собственника и возможностями компании генерировать денежные потоки, однако в силу своего запаздывающего характера не могут описывать текущую эффективность подразделений и компании в целом.
Оперативные (опережающие) показатели рассказывают о текущей деятельности подразделений и компании в целом, параллельно и косвенно отвечая на вопросы о том, какие денежные потоки могут быть в будущем, а также каково качество процессов и продукции, степень удовлетворённости заказчиков.
Наиболее актуально использование понятия KPI в управлении бизнес-процессами KPI являются измерителями результативности, эффективности, производительности бизнес-процессов.
Выделяются следующие виды ключевых показателей:
- KPI результата сколько и какой результат произвели;
- KPI затрат сколько ресурсов было затрачено;
- KPI функционирования показатели выполнения бизнес-процессов (позволяет оценить соответствие процесса требуемому алгоритму его выполнения);
- KPI производительности производные показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение;
- KPI эффективности (показатели эффективности) - это производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.
Работники мгновенно получают обратную формализованную связь о результатах своей работы. Система KPI предусматривает измерение результатов, расчеты, и итоговый рейтинг, что позволяет каждому человеку видеть, как согласно этой системе оценивает руководитель результаты работы.
Удовлетворяется и условие справедливости вознаграждения, так как работник в мотивационной карте видит, какой вес в его деятельности занимает та или иная задача, как должны распределяться его усилия и каким образом происходит расчет заработной платы.
Система KPI хороша тем, что она не только мотивирует персонал, но и осуществляет систематическую оценку деятельности сотрудников. Оценка персонала систематизирована, стандартизирована и не требует дополнительных затрат при осуществлении. С помощью системы ключевых показателей деятельности оценка персонала получается объективной и актуальной.
Однако для эффективного внедрения системы KPI как мотивационной системы нужно выполнить несколько условий:
- Все расчеты должны производиться автоматически;
- Информация должна быть актуальной и из достоверных источников;
- Ключевые показатели должны быть определены в соответствии с обязанностями сотрудника и быть в его компетенции;
- Цель должна быть достижимой, планы реальными.
При внедрении системы мотивации по системе KPI необходимо, чтобы руководители компании понимали, что они должны быть честными перед своими сотрудниками, выполнять обещания и не завышать планы, так как обман и изначально нереальные цели демотивируют сотрудников значительно сильнее, чем отсутствие вознаграждения за достижение цели.
Разработка системы мотивации на основе системы KPI начинается с декомпозиции работ, формируются ключевые показатели деятельности для структурных подразделений, составляются мотивационные карты для каждого сотрудника. Персонально составляются и SMАRT задачи, выполнение которых обеспечивает работнику достижение цели.
В разработке ключевых показателей деятельности и постановке SMАRT задач участвуют все сотрудники. Каждый разрабатывает пункты для себя, после чего отдают на корректировку непосредственному руководителю. Таким образом, каждый сотрудник еще на этапе разработки системы подготавливается к внедрению новой системе, чувствует собственную значимость в организации и самостоятельность в принятии решений.
Далее необходимо определить, что является для сотрудника мотивирующим фактором. Для этого применяются психологические тесты, составляется мотивационная характеристика персонала. Если сотрудника мотивируют материальные составляющие, то необходимо поставить в зависимость уровень заработной платы от результатов деятельности. То есть нужно определить соотношение постоянной и переменной части заработной платы. Уровень заработной платы должен вырастать пропорционально эффективности работы сотрудника.
План выставляется по нескольким уровням: недопустимый уровень, при достижении которого работник не получает денежного вознаграждения низкий получает установленный процент от бонусной части (например, 10 %) средний получает определенный процент плановый - получает 100% бонусной части высокий, выше планового получает дополнительную премию. Уровни показателей, проценты и размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от специфики бизнеса, способностей конкретного работника, усмотрения руководителей.
Важно использовать дополнительные методы стимулирования, тем более, не для всех людей основным мотивирующим фактором является денежное вознаграждение.
Кроме материального стимулирования, применяется:
- Карьерный рост;
- Признание в коллективе и личное признание руководителя;
- Престиж, имидж компании;
- Возможности самореализации, личностного роста;
- Получение социальных гарантий, льгот.
Дополнительные методы стимулирования: подарки, награды, благодарности.
Для мотивации персонала важно применять комплекс мотивационных мер, выбирая более эффективные для каждого сотрудника.
Следующим этапом является распределение веса каждой задачи и определение инструментов для измерения каждого параметра. На этом же этапе определяется, каким образом будет собираться информация для оценки результатов, через какие источники и какие лица будут нести ответственность за предоставление этих данных.
Кроме того, устанавливаются единицы измерения, периодичность.
Система мотивации вводится во всей компании одновременно, и в течение первых месяцев корректируется, ведется постоянный мониторинг, отслеживаются результаты, анализируется информация, выявляются ошибки.
1.3. Основы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для предприятий и практика их применения в системе управления предприятием
По исследованиям социологов, специалистов по менеджменту и управлению персоналом, известно, что на каждом предприятии эффективными в любых условиях являются не более 10 % сотрудников, в то же время около 10% работников не приносят пользы организации ни при каких условиях. Эффективностью остальных 80% работников необходимо управлять: ставить перед ними четкие задачи и контролировать процесс выполнения и итоги их работы, мотивировать каждого сотрудника, используя монетарные и нематериальные способы мотивации. [42, с. 412].
Система ключевых показателей деятельности является комплексным подходом к управлению организацией, и обеспечивает претворение в жизнь стратегии компании. Система KPI необходима в компаниях для понимания того, насколько ключевые показатели деятельности в настоящем соотносятся с целями и стратегическими инициативами в долгосрочном периоде. Таким образом, KPI неразрывно связаны со стратегией компании.
Задача системы KPI и сбалансированных показателей состоит в переводе стратегии компании в комплексный набор показателей ее деятельности, определяющий основные параметры системы измерения и управления. Что будем измерять? Уровень достижения целей. Набор показателей включает количественные характеристики для информирования сотрудников об основных факторах успеха в настоящем и будущем. Ключевые показатели деятельности позволяют не просто охарактеризовать результат, к которому должен стремиться сотрудник, какую работу он для этого должен выполнить, в каком количестве, и за какое время, но и оценить полезность каждого сотрудника для компании.
Ошибкой некоторых компаний является то, что они ставят перед персоналом только те задачи, и оценивают их только по тем показателям, которые можно измерить. С одной стороны, это верно, так как каждую задачу нужно стремиться сформулировать четко, описать, в чем будет измеряться результат. Но с другой стороны, базовая установка концепции сбалансированных показателей состоит в том, что традиционные финансово-экономические показатели являются недостаточными для определения стратегического успеха компании и обеспечения обратной связи. Для решения этих задач необходимо иметь более "сбалансированный" набор показателей деятельности компании в различных плоскостях, позволяющий контролировать факторы, влияющие на эти показатели, а не просто отслеживать результаты. Для успешного мониторинга прогресса на пути к достижению компании стратегических целей не следует все внимание заострять на оценках прошлой деятельности. Необходимо рассматривать те показатели, которые будут влиять на