Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Сотрудники органов внутренних дел. Правовые основы.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Сотрудники органов внутренних дел. Правовые основы.
  • Предмет:
    Административное право
  • Когда добавили:
    27.07.2018 12:46:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    Глава 1. Правовые основы сотрудников органов внутренних дел5

    1.1. Понятие органов внутренних дел5

    1.2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел8

    Глава 2. Социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел13

    2.1.Особенности социальной защиты сотрудников органов внутренних дел13

    2.2. Изменения в законодательстве о социальных гарантиях сотрудникам ОВД16

    Глава 3. Проблемы реализации социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел20

    3.1. Роль конституционного судопроизводства в обеспечении социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел20

    3.2. Проблемы обеспечения социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел25

    Заключение31

    Библиографический список33









    Введение


    Актуальность темы работы обусловлена тем, что основную деятельность по охране правопорядка в стране, защите прав и свобод человека, общества от противоправных посягательств, противодействию преступности осуществляют сотрудники органов внутренних дел. В статье 10 Федерального Закона «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано, что сотрудник органов внутренних дел гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

    В настоящее время, общество сомневается в профессиональных и нравственных качествах сотрудников. Можно объяснить это тем, что служба в органах внутренних дел с каждым днем становится менее престижной. Наиболее опытные и лучшие сотрудники увольняются и оставляют службу в органах. Связано это с тем, что увеличивается число преступлений, тем самым появляются ощутимые нагрузки, ненормированный график работы, возникают конфликтные ситуации в коллективе, совершаются преступления в отношении сотрудников органов внутренних дел. Осуществляя свою основную деятельность в стране, при этом рискуя своей жизнью и жизнью своих родных, сотрудники должны быть уверены в том, что государство сможет обеспечить их защиту.

    Вопросы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел имеют непосредственное отношение к конституционному положению, про- возглашающему в ст. 7 Конституции Российской Федерации Россию социальным государством. Его политика направлена на создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Принцип социальной защиты сотрудников органов внутренних дел является одним из важных и значимых принципов службы.

    Цель работы анализ особенностей предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел

    Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие органов внутренних дел.

    2. Проанализировать правовое регулирование деятельности органов внутренних дел.

    3. Рассмотреть социальную защиту сотрудников органов внутренних дел.

    4. Проанализировать изменения в законодательстве о социальных гарантиях сотрудникам ОВД.

    5. Определить роль конституционного судопроизводства в обеспечении социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел.

    6. Повести анализ проблем обеспечения социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел.

    Объект исследования общественные отношения, возникающие в ходе социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

    Предмет исследования нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность органов внутренних дел, мнения ученых, материалы судебной практики.

    Правовая база работы: федеральные законы, приказы МВД России, решения Конституционного Суда РФ.

    При написании работы использовались работы таких авторов, как: Быковская Ю.В., Жеребцова Е.Е., Заболонкова О., Ольшевская А.В., Яковенко Я.В., и других.

    В ходе исследования использовались такие методы, как анализ нормативно-правовых и научных материалов, формально-юридический, сравнительный анализ, и др.


    Глава 1. Правовые основы сотрудников органов внутренних дел


    1.1. Понятие органов внутренних дел


    Для того чтобы понять, что подразумевается под понятием «органы внутренних дел» в современном российском государстве, необходимо, прежде всего, разобраться с тем, что представляют собой внутренние дела в законодательстве Российской Федерации и научной литературе. В федеральном законодательстве словосочетание «внутренние дела» в основном используется в виде обозначения соответствующего органа исполнительной власти: «орган внутренних дел». В документах, изданных главой государства, термин «внутренние дела» рассматривается, как правило, в контексте принципа внешней политики, т.е. принципа невмешательства или недопустимости вмешательства во внутренние дела государств [20, с. 14].

    С точки зрения ученых-конституционалистов, внутренние дела рассматриваются как «обобщенное наименование: 1) всех вопросов внутренней жизни страны, решаемых государством; 2) специальной группы вопросов, связанных с охраной общественного порядка, защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности, работой полиции, организацией отбытия уголовных наказаний и др. [24, с. 50].

    Указанное разъяснение термина «внутренние дела», предложенное профессором С.А. Авакьяном, на наш взгляд, более полно отвечает правовому пониманию его сути. Исходя из части первой предложенного определения внутренними делами занимаются все государственные органы страны: от Президента Российской Федерации до территориального органа федерального органа исполнительной власти и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В данном случае понятие «внутренние дела» рассматривается в общегосударственном смысле как работа по всем направлениям деятельности, существующим в государстве. Часть вторая указанного определения рассматривает понятие «внутренние дела» в контексте вопросов, которые решают соответствующие органы государственной власти, относящиеся к органам исполнительной власти, или иначе органы внутренних дел.

    Попробуем разобраться, какие органы современного Российского государства уполномочены на решение вопросов, относящихся к внутренним делам, т. е. формально-юридически относятся к органам внутренних дел. В федеральном законодательстве нет определения понятия «органы внутренних дел», а также не установлен единый перечень органов и организаций, которые относятся к органам внутренних дел Российской Федерации.

    В учебниках, где идет речь о правоохранительных органах, органы внутренних дел определяются как «федеральные органы исполнительной власти, реализующие в рамках предоставленных полномочий на территории Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», которые возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее МВД) [26, с. 68].

    Согласно данному определению к числу органов внутренних дел (далее ОВД) относятся: МВД России, стоящее во главе этих органов, а также иные федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены, в том числе, функции по охране общественного порядка. В федеральных законах довольно часто синонимом органов внутренних дел выступает полиция. Например, в ст. 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) под правоохранительными органами понимается полиция [5]. В то же время исследователи различных вопросов, связанных с деятельностью полиции, справедливо утверждают, что «такие понятия, как «органы внутренних дел» и «полиция», не тождественны и соотносятся между собой как целое и часть» [21, с. 48].

    Чтобы выяснить, какие еще государственные органы, кроме полиции и других подразделений МВД России, относятся к органам внутренних дел Российской Федерации, обратимся к федеральному законодательству. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 342-ФЗ) также не дает четкого перечня органов внутренних дел, но поясняет, что служба в органах внутренних дел это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях, как в органах внутренних дел России, так и на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, но лишь в случаях и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами [6].

    В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, в состав органов внутренних дел, кроме полиции, входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел [13].

    К должностям в органах внутренних дел в соответствии с названным Федеральным законом относятся должности сотрудников органов внутренних дел, учреждаемые в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в настоящее время это Министерство внутренних дел Российской Федерации), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

    К числу органов внутренних дел в той или иной мере относятся следующие федеральные органы исполнительной власти (включая подчиненные им органы, организации и другие структурные подразделения): Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и частично Федеральная служба безопасности Российской Федерации [20, с. 16].

    Безусловно, основным федеральным органом исполнительной власти, занимающимся внутренними делами, является Министерство внутренних дел Российской Федерации, что подтверждается и наименованием этого органа исполнительной власти.


    1.2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел


    К первой группе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, следует отнести общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В их число, в частности, входят: Всеобщая Декларация прав человека, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 217 А (111) от 10 декабря 1948 года [1]; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) принятая 4 ноября 1950 года [2]; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169 от 17 декабря 1979 года [3]; и другие документы.

    Вторую группу в данном случае составят основные законодательные акты государства, касающиеся общих вопросов правовой организации деятельности ОВД: Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г) [4]; федеральные законы Российской Федерации «О полиции» от 3 февраля 2011 г. [9], «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. [11], «О безопасности» от 28 декабря 2010 года [10]. Это основополагающие и целеуказующие фундаментальные источники правового регулирования органов внутренних дел.

    Известно, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Законы и иные правовые акты, применяемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15) [4]. Многие из содержащихся в ней общих норм, прямо или опосредованно регламентирующих деятельность дежурных частей ОВД, имеют прямую административную направленность. Конституционное положение о прямом действии Основного закона имеет непосредственное отношение к деятельности органов внутренних дел. Так, в главе 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в России. Причем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46) [4]. Данные положения в полной мере распространяются и на деятельность органов внутренних дел.

    Другие федеральные законы, обозначенные выше, также имеют прямую административно-правовую направленность и в совокупности регулируют практически все направления деятельности ОВД. Центральное место среди них поправу принадлежит Закону Российской Федерации «О полиции», который уточняет место полиции в системе органов исполнительной власти Российской Федерации и раскрывает содержание так называемого целеуказания последних, т.е. определяет общие задачи полиции, ее права и обязанности [9]. Кроме того, Закон «О полиции» нормативно закрепляет условия и пределы применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, устанавливает порядок прохождения службы, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции, финансирование и материально-техническое обеспечение, гарантии законности и обеспечения прав в деятельности полиции. Закон «О безопасности» регулирует общественные отношения, возникающие в результате деятельности ОВД по обеспечению общественной безопасности [10]. Помимо вышеперечисленных, к этой группе законов относится такой кодифицированный законодательный акт, как Кодекс РФ об административных правонарушениях со всеми последующими изменениями и дополнениями. Содержащиеся в нем как материальные, так и процессуальные административно-правовые нормы регулируют группу охранительных правоотношений, как правило, возникающих при разбирательстве ОВД с правонарушителями [5].

    В третью группу актов, составляющих основу регулирования деятельности ОВД, входят иные, кроме законов, нормативно-правовые акты: акты (указы и распоряжения) Президента РФ; акты палат Федерального Собрания; постановления и распоряжения Правительства РФ, акты государственных органов судебной власти.

    Четвертую группу источников правового регулирования деятельности ОВД представляют Конституции республик в составе Российской Федерации, их законодательство, правительственные нормативные акты, а также законодательные акты краев, областей, городов федерального значения, Уставы субъектов федерации и нормативно-правовые акты, издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администрации). Кроме того, в отдельных случаях деятельность ОВД может опосредованно регулироваться и нормативными актами представительных и исполнительных органов местного самоуправления (в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации). Особенностью перечисленных нормативно-правовых актов является то, что они регулируют отдельные направления деятельности ОВД не всей системы МВД России, а носят локальный характер.

    Пятая группа правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, состоит из межотраслевых и отраслевых нормативных актов федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб, российских агентств, федеральных надзоров и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

    В настоящее время «ядро» правовой основы деятельности органов внутренних дел, безусловно, составляют нормы приказов: Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации [14]; Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [15]; Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [16]; и множество других приказов.

    И наконец, шестую группу источников правового регулирования деятельности ОВД, составляют внутриорганизационные административно-правовые акты руководителей МВД республик в составе России, ГУ МВД, УМВД, ОВД и их коллегиальных органов. К ним относятся: приказы руководителей названных органов внутренних дел; должностные инструкции конкретных сотрудников дежурной части, утвержденные руководством ОВД; решения коллегий органов внутренних дел субъектов Российской Федерации. Действие этих административно-правовых актов имеет силу лишь в рамках данных формирований.

    Таким образом, правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел складывается из международного и конституционного регулирования отдельных направлений их деятельности, различных федеральных законов, указов Президента и нормативных постановлении Правительства России, законодательных и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, межотраслевых и ведомственных нормативных актов, нормативных документов представительных и исполнительных органов местного самоуправления и внутриорганизационных административно-правовых актов.



















    Глава 2. Социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел


    2.1.Особенности социальной защиты сотрудников органов внутренних дел


    Государственная защита сотрудников органов внутренних дел это совокупность правовых, социальных, экономических, организационных и других мер, устанавливаемых государством и реализуемых его органами в целях обеспечения нравственного, материального и физического благополучия сотрудников, а также членов их семей.

    В статье 3 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» перечислены виды государственной защиты:

    1) применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

    2) применение мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе, повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

    3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью [7].

    Таким образом, государство применяет меры, направленные на обеспечение безопасности, осуществляет правовую и социальную защиту сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрим один из видов государственной защиты социальную защиту сотрудников органов внутренних дел. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел это одна из основных функций государства, направленная на осуществление прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, гарантий и компенсаций, а также иные меры, направленные на создание условий их жизни и деятельности [27, с. 295].

    Для эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел должны быть созданы соответствующие условия. Меры социальной защиты должны стимулировать сотрудников к выполнению своей служебной деятельности, возмещать нагрузки, поощрять для того, чтобы у данной категории лиц не возникало мыслей о нарушении закона. Законодательство Российской Федерации устанавливает систему гарантий, льгот, компенсаций и мер социальной поддержи в отношении сотрудников органов внутренних дел.

    Так, глава 9 Федерального Закона «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» посвящена гарантиям социальной защиты сотрудникам органов внутренних дел. К ним относятся:

    1) оплата труда;

    2) жилищное, медицинское и санитарно-курортное обеспечение;

    3) страховые гарантии и выплаты, в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы;

    4) вещевое и продовольственное обеспечение;

    5) пенсионное обеспечение [6].

    Федеральный «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 247-ФЗ) регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий [8].

    В данном законе указываются следующие гарантии для сотрудников ОВД:

    - денежное довольствие сотрудников, которое является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей;

    - пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел;

    - гарантии, направленные на поддержку сотрудников ОВД в жилищной сфере: единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения; предоставление жилого помещения в собственность; предоставление жилого помещения жилищного фонда по договору социального найма; предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений; предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции; денежные компенсации расходов на оплату коммунальных и иных услуг

    - медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение;

    - меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей.

    Указанные меры направлены на поддержку сотрудников ОВД и их семей в наиболее важных сферах жизни: поддержка материального благополучия; помощь в решении жилищных проблем (причем в различных вариантах); поддержка состояния здоровья сотрудников ОВД; помощь их близким в случае их гибели или исчезновения. Все данные меры играют важную роль в деятельности сотрудников ОВД, поскольку помогают преодолеть им определенные бытовые трудности, стимулируют на дальнейшую службу в ОВД.

    Таким образом, социальная защита сотрудников органов внутренних дел это система гарантий, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников. от того, насколько и как осуществляются меры социальной защиты в стране, зависит эффективность деятельности сотрудников.


    2.2. Изменения в законодательстве о социальных гарантиях сотрудникам ОВД


    Статья 2 Закона № 247-ФЗ определяет состав денежного довольствия сотрудников ОВД. В частности, в п. 6 этой статьи приведен перечень дополнительных выплат сотрудникам, входящим в денежное довольствие. В него входят в том числе коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) (пп. 8 п. 6 ст. 2 Закона № 247-ФЗ). Законом № 342-ФЗ [6] уточнено, что процентные надбавки, предусмотренные законодательством РФ, это процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

    Изменилось название надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, на надбавку к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время [23].

    В п. 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ приведены случаи, когда сотрудникам оплачивается стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом: 1) к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации МВД);
    2) к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией медицинской организации МВД).
    Законом № 342-ФЗ введено дополнение, согласно которому теперь будет оплачиваться сотрудникам проезд к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно в соответствии с п. 11 ст. 11 Закона № 247-ФЗ (новый пп. 3 п. 5 ст. 3 Закона N 247-ФЗ).
    Пунктом 7 ст. 3 Закона № 247-ФЗ установлено, что сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. В данную норму Законом № 342-ФЗ внесено уточнение, что при исчислении этого пособия оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
    Статьей 4 Закона № 247-ФЗ установлено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную однократную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Законом № 342-ФЗ расширен период службы, за который осуществляется данная выплата: если раньше брался в расчет период службы только в ОВД, то теперь весь период государственной службы, в том числе службы в ОВД.

    Пунктом 1 ст. 6 Закона № 247-ФЗ установлено, что сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в ОВД, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом МВД, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Законом № 342-ФЗ уточнено, что в данном случае состав членов семьи сотрудника, гражданина РФ определяется в соответствии с ЖК РФ.

    Статья 11 Закона № 247-ФЗ регулирует особенности медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников и членов их семей. Законом № 342-ФЗ в эту статью также внесены поправки, которые сводятся к следующему. Ранее права на названные виды социального обеспечения имели совместно проживающие с сотрудником члены его семьи, теперь нет привязки к совместному проживанию и в список данных лиц добавлены иждивенцы сотрудника (п. п. 3, 4, 5, 6, 10 ст. 11 Закона № 247-ФЗ в новой редакции). Кроме того, в обозначенную статью введен новый п. 12, которым установлено следующее. Особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях МВД, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в ОВД, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, устанавливаются руководителем МВД, если иное не предусмотрено законодательством РФ [23].

    Важным изменением в Закон № 247-ФЗ является введение новой ст. 12.1, которая регулирует формирование фонда денежного довольствия сотрудников ОВД. Пунктом 1 ст. 12.1 Закона № 247-ФЗ установлено, что фонд денежного довольствия сотрудников состоит из фонда денежного довольствия сотрудников центрального аппарата МВД, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и фонда денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в территориальных органах и учреждениях (организациях) соответствующего федерального органа исполнительной власти.
    При формировании фонда денежного довольствия сотрудников сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год) (п. 2 ст. 12.1 Закона № 247-ФЗ): 1) ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительных выплат за особые достижения в службе; 7) надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время; 8) ежегодной материальной помощи.












    Глава 3. Проблемы реализации социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел


    3.1. Роль конституционного судопроизводства в обеспечении социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел


    Среди субъектов социальной защиты сотрудники органов внутренних дел небезосновательно занимают особое место, что обусловлено целым рядом обстоятельств. Прежде всего тем, что сотрудники органов внутренних дел, выступая представителями публичной власти в государстве, наделены особым правовым статусом. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (далее КС РФ), специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел обусловлен характером осуществляемой ими деятельности в публичных интересах, выполнением конституционно значимых функций. Именно это, по мнению КС РФ, определяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к сотрудникам органов внутренних дел [28].

    КС РФ также обращал внимание, что зачастую деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена со значительным риском для их жизни и здоровья. Поэтому государство обязано гарантировать материальное обеспечение им и предоставлять компенсации, если при прохождении службы причинен вред их жизни либо здоровью [29]. Объем предоставляемых в подобных случаях гарантий должен позволять в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса сотрудников.

    С момента принятия основополагающих нормативных правовых актов, которые сегодня регламентируют деятельность органов внутренних дел и определяют в том числе режим социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, проблемы его реализации, которые ранее были характерны для системы органов внутренних дел, значительно снижены. Нормативные правовые акты, регламентирующие режим прохождения службы в органах внутренних дел, охватывают все направления социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. По верному замечанию КС РФ, государство правомочно устанавливать и применять различные юридические формы, призванные эффективно и своевременно воплотить в жизнь обязанности государства по социальному обеспечению сотрудников органов внутренних дел. Среди них КС РФ выделяет и обязательное государственное страхование жизни и здоровья, и гражданско-правовое возмещение вреда, причиненного здоровью, и выплату единовременного пособия, а также денежной компенсации в возмещение причиненного здоровью вреда и др. [30].

    Кроме того, действующее законодательство гарантирует социальную защищенность членам семьи сотрудника и лицам, находящимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти) при исполнении служебных обязанностей. Как подчеркнул КС РФ, установление подобных гарантий также производно от особого правового статуса сотрудника и обусловлено спецификой его профессиональной деятельности. Члены семьи сотрудника и лица, находившиеся на его иждивении, в случае его гибели (смерти) при исполнении служебных обязанностей, имеют право на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, поскольку они лишаются постоянного и основного источника средств к их существованию [31].

    Реализация мер социальной защиты сотрудников органов внутренних дел должна также стимулировать и компенсировать особые условия службы в данных органах государственной исполнительной власти. Характеризуются эти условия важностью решаемых задач по обеспечению правопорядка, повышенными нервно-психологическими нагрузками, а также опасностью для жизни и здоровья, наличием установленных законодательством ограничений.

    Вместе с тем, говоря о важности, необходимости и значимости прав в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, заметим, что их реализация не лишена недостатков [22, с. 56]. Об этом наглядно свидетельствует имеющаяся судебная практика, в том числе в форме конституционного судопроизводства, когда сотрудники органов внутренних дел, исчерпав все иные правовые механизмы защиты своих социальных прав, желаемого результата достигали только посредством обращения в КС РФ.

    Возникает весьма закономерный вопрос: какие же узловые проблемы правотворческого и правоприменительного характера мы наблюдаем, об- ратившись к анализу норм, оспаривание которых стало причиной обращения в КС РФ? Нередко в своих обращениях заявители оспаривали конституционность регламентации порядка начисления и выплаты ежемесячной денежной компенсации лицам, имеющим статус инвалида вследствие получения военной травмы и уволенным в связи с этим со службы.

    Достаточно иллюстративным в этом отношении является ситуация, ставшая основой для принятия Постановления КС РФ, в котором КС РФ признал неконституционность отдельных положений Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 5 ст. 12). Фабула дела выглядела следующим образом: заявитель в 1981 г. во время прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы МВД СССР при исполнении своих служебных обязанностей получил травму. В 1999 г. заявитель был уволен по основанию ограниченного состояния здоровья с назначением пенсии за выслугу лет. В дальнейшем была установлена инвалидность II группы в связи с военной травмой, а в 2002 г. назначена пенсия по инвалидности. Однако вид получаемой пенсии неоднократно менялся. В 2014 г. в судебном порядке в отношении заявителя прекращены выплаты ежемесячных пожизненных выплат в возмещение вреда здоровью. Аргументируя данное решение, районный суд указал, что заявитель не является получателем пенсии по инвалидности. В Постановлении от 26 мая 2015 г. № 11-П КС РФ констатировал неконституционность положений названного выше федерального закона, в части установления оснований отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, инвалидам вследствие военной травмы, которые получают пенсию за выслугу лет [35].

    Нужно констатировать и обширную практику КС РФ по обращениям заявителей, оспаривающих конституционность положений Закона № 247-ФЗ, в частности, регламентации в нем: выплаты денежного довольствия и единовременного пособия при увольнении со службы в органах внутренних дел. Однако, как показывает мониторинг практики конституционного судопроизводства, в преобладающем большинстве по делам данной категории КС РФ выносил определения, но имеющие различное содержание. Так, в Определении от 23 июня 2015 г. № 1303-?О КС РФ отметил, что ФЗ № 247, вступивший в силу с 1 января 2012 г., закрепил новую систему денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, изменив размеры выплат, которые производятся сотрудникам в связи с прохождением ими службы в органах внутренних дел и увольнением со службы, в том числе единовременного пособия при увольнении [36].

    КС РФ не единожды обращал внимание на тот факт, что изменение способов определения размера денежной выплаты в подобных случаях является «прерогативой законодателя». Однако внесение таких изменений возможно только в случаях соблюдения конституционных принципов, таких как справедливость, равенство, соразмерность, гарантированность прав граждан [33]. КС РФ не нашел нарушений прав заявителя, отметив, что установленное в ФЗ № 247 регулирование порядка исчисления единовременного пособия при увольнении со службы направлено на увеличение размера указанного пособия; права на предоставление жилых помещений по договору социального найма.

    В Определении от 17 июля 2014 г. № 1701-О КС РФ указал, что новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, установленный ст. 6 ФЗ № 247, сохранил льготы и на тех лиц, которые были уволены со службы в органах внутренних дел и которые до 1 марта 2005 г. (до момента вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации) были в установленном порядке поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях [37].

    Российская Конституция фиксирует само право на жилище и его неприкосновенность. Она не предусматривает, как верно заметил КС РФ в указанном Определении, права на предоставление жилищных льгот для отдельных категорий лиц. Именно поэтому федеральный законодатель вправе вводить и отменять жилищные льготы, устанавливать и изменять порядок и условия их предоставления.

    Неоднократно КС РФ подчеркивал и то, что законодательное регулирование данного вопроса находится в прямой зависимости от различных обстоятельств и факторов, в том числе социально-экономического характера [38]; порядка постановки на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения либо его строительства. Например, по мнению заявителей, содержащаяся в ч. 4 ст. 12 ФЗ № 247 норма лишает членов семьи уволенного со службы в органах внутренних дел и умершего вследствие заболевания, которое было получено в период прохождения службы, права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случаях, если его смерть наступила по истечении одного года после увольнения со службы и он не обращался с заявлением о предоставлении данного вида жилищной гарантии [39]. Схожая ситуация исследовалась КС РФ и в иных его решениях [40].


    3.2. Проблемы обеспечения социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел


    Сотрудники органов внутренних дел слабо чувствуют свою социальную защищенность. Наиболее значительной проблемой, они считают денежное содержание. Да, можно сказать, что особое место среди гарантий социальной защиты занимает оплата труда. Оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. С учетом экономического положения в стране, существующий размер заработной платы вряд ли удовлетворит все жизненные потребности. Поэтому, многие сотрудники недовольны своей заработной платой, считая ее маленькой. Низкое денежное довольствие является основной причиной того, что сотрудники органов внутренних дел не желают работать в данной структуре, подвергаются негативному влиянию и склонности к взяточничеству, коррупции. Вопрос о том, будет ли в 2018 году индексация денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, является актуальным на сегодняшний день. Но на этот вопрос, к сожалению, нет однозначного ответа [27, с. 297].

    Особую остроту имеют вопросы повышения качества медицинского и санаторно-курортного обеспечения, а также применение новых подходов в отношении медицинского обслуживания сотрудников ОВД и членов их семей. В этом контексте на первый план выдвигаются вопросы необходимости применения дополнительных мер, касающихся медицинского обеспечения сотрудников, например добровольного медицинского страхования (ДМС), прежде всего коллективного [18, с. 11].

    Отметим, что роль коллективного добровольного медицинского страхования в совершенствовании системы социальных защиты сотрудников ОВД не следует недооценивать. Во-первых, его применение дает возможность получения действительно качественных медицинских услуг, поскольку уровень предоставляемого бесплатного медицинского обслуживания в силу ряда объективных причин зачастую бывает невысок. Во-вторых, ДМС представляет сотрудникам возможнсть получения дополнительных высокотехнологичных медицинских и иных услуг сверх установленных в рамках ведомственной системы здравоохранения. Идея добровольного медицинского страхования сотрудников ОВД, дополняющая ведомственную систему здравоохранения, имеет много преимуществ, однако у нее существуют и минусы. Основная проблема для развития этого механизма медицинского обеспечения в системе МВД России заключается в недостаточном бюджетном финансировании программ добровольного медицинского страхования. Кроме того, существуют опасения, что данный механизм будет реализован путем компенсации недостатка бюджетных ассигнований за счет предоставления медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования, часть которых будет оплачивать сотрудник. Эти опасения связаны с тем, что добровольное медицинское страхование в отдельных случаях может стать альтернативой ведомственному медицинскому обеспечению. Более того, в нашей стране рынок страховых медицинских услуг до сих пор находится в стадии становления. Все это снижает положительные перспективы развития в государственных органах института добровольного медицинского страхования [18, с. 12].

    Тем не менее полностью отказываться от этого дополнительного способа медицинского обеспечения сотрудников ОВД не стоит. Применение данной формы (на основании централизованного заключения трехсторонних договоров ДМС) может быть осуществлено в рамках «пилотного» проекта в отдельных подразделениях органов внутренних дел. По результатам реализации этого проекта можно будет судить об эффективности или неэффективности его применения и возможности использования в дальнейшем.

    Известно, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД сопряжена с повышенными физическими и психологическими нагрузками, а зачастую с риском для их жизни и здоровья. Подтверждением этого являются задачи, возложенные государством на полицию, их усложнение в последние годы. Действующая система социальных гарантий для этой профессиональной категории включает в себя механизм обязательного государственного страхования, направленный на то, чтобы нивелировать последствия страховых случаев, вероятность наступления которых возможна в период прохождения службы. Вместе с этим, с одной стороны, любой размер выплачиваемой сотруднику ОВД или членам семей погибших сотрудников страховой суммы не позволяет в полном объеме компенсировать последствия страховых случаев, особенно связанных со смертью сотрудника. С другой стороны, с вступлением в силу нового законодательства о социальных гарантиях сотрудникам ОВД размеры страховых выплат по обязательному государственному страхованию были существенно увеличены.

    Учитывая, что возможности бюджета ограничены, государство определило и зафиксировало в законодательном порядке те размеры выплат, обязательства по которым либо перед членами семьи погибшего сотрудника, либо перед сотрудником в случае наступления страхового случая будут финансово обеспечены и выполнены. Поэтому очевидно, что в ближайшей перспективе пересмотра размеров страховых выплат по обязательному государственному страхованию в сторону увеличения не произойдет. Более того, в соответствии с действующим законодательством размеры выплачиваемых единовременных пособий по обязательному государственному страхованию должны ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого на соответствующий финансовый год и плановый период. Это обстоятельство также свидетельствует о том, что увеличение размеров страховых выплат может быть обеспечено государством только в пределах уровня инфляции. В данном контексте особую актуальность приобретают вопросы о дополнительных мерах социальной поддержки сотрудников ОВД при наступлении страховых случаев с использованием современных принципов и механизмов страхования [19, с. 5].

    Особое значение при проведении государственной социальной политики МВД России имеет профессиональное образование сотрудников. В 2012 г. в связи с модернизацией ОВД наблюдалось резкое увеличение бюджетных ассигнований, выделенных МВД России на образование. Установлено, что в 20142015 гг. и (предположительно) плановом периоде 20162017 гг. рассматриваемые тенденции ежегодного увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых на образование в системе МВД России, сохраняются. При этом с учетом кризисных процессов, происходящих в экономике и социальной сфере, темпы роста выделяемого бюджетного финансирования на образование несколько сократились. Не секрет, что федеральный бюджет имеет ограниченные возможности. В этих условиях важным становится проведение эффективной государственной социальной политики в МВД России, которую необходимо осуществлять прежде всего путем оптимизации бюджетных средств, выделяемых на образовательные цели. В частности, это может быть реализовано за счет разработки механизма расчета оптимального (необходимого и достаточного) объема финансовых ресурсов на выполнение государственного заказа в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников вне системы ОВД [18, с. 18].

    Положение о возможности повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников в образовательных организациях, не входящих в систему МВД России, закреплено в действующем законодательстве. Очевидно, что необходимый объем теоретических и практических знаний, специальных профессиональных навыков сотрудники смогут получить в ведомственной системе образования. В соответствии со сказанным важное значение приобретает разработка методик и методических рекомендаций по расчету потребнсти в бюджетном финансировании государственного заказа на дополнительное профессиональное образование сотрудников ОВД в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Это будет способствовать более четкому планированию и обоснованию потребности в бюджетных ресурсах, позволит описывать поддающиеся количественной оценке ожидаемые результаты реализации государственного заказа на подготовку кадров для органов внутренних дел, поможет более эффективному использованию бюджетных средств и оценке достигнутых результатов. Методические рекомендации должны включать расчет экономического норматива стоимости образовательной услуги на одного обучающегося, на основании которого определяется объем бюджетного финансирования, необходимого для реализации образовательной услуги по соответствующей программе дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел [17, с. 178].

    Анализ расходов средств федерального бюджета, выделяемых ОВД на жилищно-коммунальное хозяйство, позволяет утверждать, что за последнее десятилетие наблюдается ежегодное увеличение выделенных бюджетных ассигнований на эти цели.

    Если говорить о наиболее существенных проблемах, которые возникают в настоящее время при обеспечении сотрудников МВД России жильем, то они сводятся к невысокому уровню доходов сотрудников, нехватке ведомственного жилищного фонда и ограниченности бюджетных ресурсов. Конечно, предоставление единовременной социальной выплаты поможет решить жилищные вопросы для ряда сотрудников, тем не менее ограниченность бюджетного финансирования не позволяет в ближайшей перспективе полностью обеспечить жильем всех нуждающихся. Количество сотрудников, вставших в очередь на предоставление единовременной социальной выплаты, во много раз превышает возможности государства. В этой связи важными становятся вопросы финансового контроля за использованием бюджетных средств, направляемых государством на социальные нужды. Принимая во внимание политику государства, направленную на расширение возможностей системы ипотечного жилищного кредитования, а также учитывая ограниченный уровень доходов сотрудников ОВД, представляется, что необходимой и обоснованной мерой может стать усиление помощи государства сотрудникам органов внутренних дел, которым самостоятельно реализовать свое право на жилище с помощью системы ипотечного кредитования достаточно сложно. Дополнительным и эффективным инструментом решения жилищной проблемы в системе МВД могло бы стать распространение на сотрудников ОВД льготных условий ипотечного кредитования, например аналогичных тем, что уже разработаны для военнослужащих.

















    Заключение


    По материалам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

    1. Государственная защита сотрудников органов внутренних дел это совокупность правовых, социальных, экономических, организационных и других мер, которые устанавливаются государством и реализуются его органами в целях обеспечения нравственного, материального и физического благополучия сотрудников, а также членов их семей.

    2. Внесенные изменения в Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменения» уточняют действующие нормы о социальных гарантиях сотрудникам ОВД, а также регламентируют порядок формирования и использования фонда денежного довольствия сотрудников ОВД.

    3. Деятельность Конституционного Суда РФ представляет собой своеобразный индикатор системы правового регулирования социальной защиты сотрудников ОВД, ее качества и эффективности в любой области. Более того, КС РФ не ограничивается констатацией выявленных проблем. КС РФ, признает необходимость федерального законодателя с учетом своих решений и сформулированных в них правовых позиций внести соответствующие изменения и дополнения в имеющееся правовое регулирование отдельных социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

    4. Для наиболее эффективной работы органов внутренних дел, направленной прежде всего на обеспечение экономической безопасности страны, необходимо дальнейшее совершенствование системы социальных гарантий сотрудникам ОВД. Очевидно, что решение этих вопросов должно быть научно обоснованным.

    5. Любое теоретическое исследование, любая научная разработка имеют реальную ценность, если они направлены на решение практических задач. В соответствии с этим вполне обоснованными становятся разработка и принятие на долгосрочную перспективу концепции развития государственной социальной политики в МВД Российской Федерации. В основе данной концепции должен лежать методологический подход, позволяющий определить комплекс методов дальнейшего проведения государственной социальной политики в МВД России, механизмы, институты и инструменты, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Главные положения концепции должны включать ключевые цели и задачи проведения государственной социальной политики в МВД России, основные направления и приоритеты ее развития на перспективу. Концепция должна базироваться на принципах «социального государства» и социальной рыночной экономики. Важнейшими элементами концепции должны стать положения, касающиеся развития и совершенствования системы оплаты труда, стимулирования профессиональной деятельности, медицинского и жилищного обеспечения, социального страхования, профессиональной подготовки кадров и пенсионного обеспечения.












    Библиографический список


    Нормативно-правовые акты

    1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
    2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СПС КонсультантПлюс.
    3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 319-325.
    4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
    5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
    6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017; с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
    7. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20 .04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Система ГАРАНТ. Режим доступа: #"justify">О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
    8. О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства Р. 2011. № 1. Ст. 2.
    9. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
    10. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // СПС КонсультантПлюс.
    11. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) : указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 (в ред. от 05.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
    12. Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 // Система ГАРАНТ. Режим доступа:#"center">Специальная литература

      1. Быковская Ю.В. Модернизация системы пенсионного обеспечения в рамках реформы органов внутренних дел // Вестник Института экономики РАН. 2014. № 4. C. 178-192.
      2. Быковская Ю.В. Роль социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности и необходимость их совершенствования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015.№42(327). С. 10-29.
      3. Быковская Ю.В. Социальное страхование в системе социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел: цели, сущность, особенности, направления совершенствования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2. С. 5-10.
      4. Винокуров В.А. Органы внутренних дел современного российского государства: толкование понятия // Академический юридический журнал. 2017. Т. 3.№3(69). С. 14-20.
      5. Дознание в органах внутренних дел: учеб. пособие / под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2014. 431 с.
      6. Жеребцова Е.Е. Вопросы социальной политики российского государства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России. Белгород, 2014. № 1. С. 55-61.
      7. Заболонкова О. Изменения в законодательстве о социальных гарантиях сотрудникам ОВД. Режим доступа: отрасли-права.рф›article/277.
      8. Конституционное право: энцикл. словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. М. : Норма-ИНФРА-М, 2015. 688 с.
      9. Ольшевская А.В. О правовых аспектах деятельности подразделений подготовки кадров органов внутренних дел России // Вестник экономической безопасности. 2017.№2. С. 77-82.
      10. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М. : Рос. гос. ун-т правосудия, 2015. 434 с.
      11. Яковенко Я.В. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей VI междунар. науч-практ. конф. / отв. ред. Г.Ю. Гуляев Пенза, 2017. С. 295-297.

      Материалы судебной практики

      1. Постановление КС РФ от 11 ноября 2014 г. № 29-П // СПС КонсультантПлюс.
      2. Постановление КС РФ от 26 декабря 2002 г. № 17-П // СПС КонсультантПлюс.
      3. Постановление КС РФ от 15 июля 2009 г. № 13-П// СПС КонсультантПлюс.
      4. Постановление КС РФ от 27 марта 2012 г. № 7-П // СПС КонсультантПлюс.
      5. Постановление КС РФ от 20 октября 2010 г. № 18-П // СПС КонсультантПлюс.
      6. Постановление КС РФ от 26 мая 2015 г. № 11-П // СПС КонсультантПлюс.
      7. Постановление КС РФ от 27 ноября 2008 г. № 1-П // СПС КонсультантПлюс.
      8. Постановление КС РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П // СПС КонсультантПлюс.
      9. Определение КС РФ от 23 июня 2015 г. № 1303-?О // СПС КонсультантПлюс.
      10. Определение КС РФ от 17 июля 2014 г. № 1701-О КС РФ // СПС КонсультантПлюс.
      11. Определение КС РФ от 5 марта 2014 г. № 505-О // СПС КонсультантПлюс.
      12. Определение КС РФ от 29 сентября 2015 г. № 2145-О // СПС КонсультантПлюс.
      13. Определение КС РФ от 3 марта 2015 г. № 416-О // СПС КонсультантПлюс.
      14. Определение КС РФ от 9 июня 2015 г. № 1230-О // СПС КонсультантПлюс.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Сотрудники органов внутренних дел. Правовые основы. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.