ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1 Характеристика организованной преступности5
1.1 Истоки современной организованной преступности5
1.2 Понятие и определение организованной преступности в зарубежных странах и в России10
Глава 2 Совершенствование правовых и16
криминологических мер борьбы с организованной преступностью16
2.1 Правовые основы борьбы с организованной преступностью16
2.2 Основные направления, меры и формы предупреждения преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ30
ВВЕДЕНИЕ
Доминирующей криминологической тенденцией последнего десятилетия стал продолжающийся рост преступности в мире как в целом, так и отдельных странах с одновременным отставанием социально-правового контроля от растущей криминализации общественных отношений.
В России преступность за период реформ выросла не только количественно, но обрела новое качество. Ее ядро составляют организованные преступные сообщества. Организованный характер значительной части современной преступности - закономерная ступень ее эволюции, ее важная существенная черта, значительно усиливающая общественную опасность.
Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, вымогательство и др.
Наряду с этим все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики.
Продолжается консолидация и саморазвитие организованной преступности. Устойчивые преступные группы консолидируются как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и транснациональном уровнях.
Наличию такого положения способствует недостаточное знание механизма, структуры, закономерностей проявления такого социального явления, как организованная преступность, без чего любые попытки борьбы с ним будут обречены на провал. Только всестороннее и глубокое познание феномена организованной преступной деятельности позволит определить реальные пути и средства противодействия ей, что невозможно без разработки правовых и криминологических вопросов предупреждения организованной преступной деятельности. Ее оптимальное разрешение явится важным звеном в системе государственных усилий по преодолению кризиса законности, стабилизации и сокращению преступности в стране.
Объектом исследования является понятие преступность.
Предметом исследования выступает организованная преступность, как один из факторов, влияющий на преступность в целом.
Целью работы является рассмотрение проблем борьбы с организованной преступностью.
Реализация обозначенной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть истоки современной организованной преступности;
- исследовать понятие и определение организованной преступности в зарубежных странах и в России;
- рассмотреть правовые основы борьбы с организованной преступностью;
- проанализировать основные направления, меры и формы предупреждения преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями.
Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: исторический, системного анализа, структурно-функциональный, формально-логический и др.
Нормативную базу исследования составили положения Конституции РФ и Уголовного кодекса РФ.
Теоретическую основу работы составили труды П.В. Агапова, Н.А. Лопашенко, И.И. Басецкого, О.В. Белокурова, В.А. Брсояна, А.А. Крюкова и др.
Глава 1 Характеристика организованной преступности
1.1 Истоки современной организованной преступности
Возникновение организованной преступности в России является предметом широкого научного обсуждения, анализ которого показал, что многие исследователи к определению истоков организованной преступности подходят с различных позиций. Одни считают, что организованные формы преступности своими корнями уходят в глубокую древность, и приводят в качестве примера первые проявления профессиональной преступности в процессе массовой экспроприации земли и закрепощения общинного крестьянства в период завершения объединения земель вокруг Москвы - так называемые «лихие» дела, упоминание о которых можно найти в Судебниках 1497 г., 1550 г., а также иных правовых источниках (губных грамотах, уставных книгах приказов и др.) XVI века [20, c. 12].
Другие авторы вполне логично увязывают факт признания существования организованных форм преступности с формированием норм уголовной ответственности за групповые криминальные деяния и указывают на Соборное уложение 1749 г., где было закреплено: «кто придет к кому-нибудь на двор насильством, скопом и заговором, умысел воровски, и учинит над тем, к кому он придет, или над его женою, или над детьми, или над людьми смертное убийство учинит, самого казните смертию же, а товарищей его всех бити кунутом и сослати куды государь укажет» [3, c. 78].
Такое понимание указанных терминов, по нашему мнению, верно, поскольку наши предки исконно жили сообща, а дела делали артелью, где многочисленные участники договаривались о совместной деятельности на началах равноправия, а управление артелью осуществлял выборный лидер, на котором лежала ответственность за ведение дел сообщества. Криминальную (воровскую) артель, сформировавшуюся в дореволюционный период истории России, И.И. Басецкий называет «колыбелью современной организованной преступности». По его мнению, именно под влиянием этой устойчивой субкультуры сформировалась и успешно функционирует каста «воров в законе» [4, c. 17].
Достаточно интересной и аргументированной в определении истоков возникновения организованной преступности представляется позиция О.В. Белокурова, который связывает этот процесс с революционным периодом (1917 г.) развития общества. В этот период российское общество впервые за многовековую свою историю пережило подлинную катастрофу, когда в условиях политического раскола, голода и безработицы, на фоне общей экономической разрухи происходило объединение в организованные преступные группы рецидивистов и профессиональных преступников с дореволюционным стажем, сращивание их с политическими оппонентами большевиков, а также иными лицами, «не нашедшими себе места» в условиях формирования новой общественно-экономической формации [5, c. 52].
В свою очередь, история свидетельствует, что этот период характеризуется и другим значимым для нашей страны событием - началом обширного развития исправительных учреждений, где содержалось значительное количество людей разных сословий, рас, вероисповедания, объединяющихся в различные группы (касты). В указанных группах возникали лидеры, носители «неформальной» власти, существовало распределение функциональных обязанностей через свод правил, своего рода «кодекс поведения», следуя ему, каждый член группы имел свои обязанности, которые часто пересекались как внутри группы, так и за ее пределами. Естественным образом, сказанное способствовало резкому росту уровня преступности, в т.ч. профессиональных и рецидивных ее форм. Именно в этот период преступный мир сформировал свое профессиональное ядро, укрепил его, придав ему стройную организацию. В свою очередь, тюрьмы стали своего рода «университетами преступности».
Оценивая организованные формы групповой преступности, можно говорить лишь о наличии в них ряда элементов, свойственных организованной преступности как социальному явлению. Причем в различные исторические периоды развития СССР эта организованность проявлялась по-разному. Так, в период новой экономической политики (НЭП) и послевоенный период (40 - 50-е гг.) преступная деятельность отдельных криминальных групп более всего соответствовала признакам организованной преступности (преступные группы, осуществлявшие ложные банкротства, мошенничества в кредитно-банковской сфере, крупные хищения государственной и иной собственности, преступления, совершаемые крупными устойчивыми формированиями, и т.п.).
Стремление к организованности и профессионализации криминальной деятельности в преступной среде существовало постоянно, в течение всей истории существования преступности в СССР. При этом как социально-правовое явление организованная преступность в любой стране является результатом достаточно длительного развития объективных процессов, и прежде всего в экономике, социальной сфере и идеологии. Таким образом, ее возникновение следует, скорее всего, связывать с развитием групповой преступности, ее определенной трансформации. Это вполне закономерно, ибо групповая преступность тогда приобретает характер организованности, когда появляются признаки экономической деятельности, т.е. планомерного извлечения прибыли на основе присвоения прибавочной стоимости.
В современном ее понимании организованная преступность в нашей стране начала формироваться только в 60-е гг. на базе легальных хозяйственных структур (в торговле, сбытовых и заготовительных организациях, кооперации и др.). Она неразрывно была связана с результатами хозяйственной деятельности командно-административной системы и особенно с порожденной ею теневой экономикой, зародившейся в указанных легальных структурах. Как указывает В.В. Лунеев, экономическая форма организованной преступности была в СССР основной, она существовала внутри государственных образований или параллельно с ними, была обусловлена практикой распределительных отношений и неповоротливостью государственной «ничейной» собственности, что позволяло безнаказанно перекачивать государственные ресурсы в теневую экономику [17, c. 661].
Отечественная организованная преступность - результат социально-экономической политики, приведшей к дестабилизации и «перекосам» в экономике страны, росту преступлений, связанных с хозяйственной деятельностью, крупным хищениям и взяточничеству.
По названной причине в рассмотрении истоков организованной преступности необходимо, на наш взгляд, сконцентрировать внимание на двух неординарных для криминальной среды событиях:
- в 1979 г. в г. Кисловодске был оформлен договор «о сотрудничестве» между лидерами уголовной среды и лицами, занимающимися частнопредпринимательской деятельностью, которая, как мы знаем, в нашей стране была под запретом, преследуемым уголовным законом;
- в 1982 г. в г. Тбилиси лидеры преступной среды, так называемые «воры в законе», с учетом определенных предпосылок в общественной жизни, в первую очередь, связанных со стремительным развитием коррупции, приняли решение об изменении тренда криминальной политики, а именно о внедрении во властные структуры [10, c. 53].
Характеристика состояния экономики того периода определялась тем, что теневая экономика так или иначе была связана с коррупцией, хищениями государственного имущества, получением нетрудовых доходов, нарушением законов или использованием пробелов в нормативно-правовых документах. При этом размах ее развития был стремителен: «разрастание теневой экономики представляло собой магистральную тенденцию становления коррумпированной организованной преступности в нашей стране».
В целом конец 80-х гг. прошлого столетия характеризуется тем, что именно в этот период происходит внедрение преступных структур в экономическую сферу путем раздела сфер влияния, происходящего преимущественно насильственными способами. Именно этот этап характеризуется всплеском числа заказных убийств. Во многих регионах преступные группировки, продолжавшие придерживаться традиционной (общеуголовной) направленности, по различным причинам (убийство лидера, конфликты в группе и т.п.) прекратили свое существование или перестали оказывать существенное влияние на криминогенную обстановку и были поглощены более крупными криминальными структурами.
Беспрецедентный рост организованной преступности можно было наблюдать в 1990-е годы, когда после «перестройки» в условиях взятого политического и экономического курса реформируемое состояние экономики России стало благодатной почвой для «врастания» в нее организованной преступности. Так, если в 1989 г. было выявлено 485 организованных преступных групп, в 1991 г. - 952 ОПГ, то в 1993 г. и 1995 г. эти цифры составили соответственно 5691 и 8222 ОПГ [11, c. 76].
Достижение организованной преступностью определенного этапа в своем развитии, в т.ч. в вопросах проникновения во власть и создания систем криминальных связей, обусловливает ее стремление как участника экономических отношений к извлечению максимального объема и материальной прибыли, и политических дивидендов.
При этом в своей деятельности она не отделяет легальный бизнес от криминального, а в качестве направлений экономической деятельности выбирает только наиболее высокодоходные сферы хозяйствования с быстрой оборачиваемостью вложенных средств.
В заключение следует констатировать, что современная организованная преступность, действуя под прикрытием коррупционных связей в органах власти и управления, в правоохранительных структурах, представляет сегодня серьезную угрозу не только экономике государства, но и в целом национальной безопасности.
1.2 Понятие и определение организованной преступности в зарубежных странах и в России
Общеизвестно, что любой вид человеческой деятельности, предполагающий достижение конкретного результата, должен обладать четким определением объекта, на который направлена эта деятельность. В полной мере это относится и к понятию «организованная преступность», которое вместе с тем по-разному трактуется в специальной юридической литературе.
Связано это с тем, что разработка понятия, сущности и определения организованной преступности является сложной и многогранной проблемой. Не случайно поэтому в документе Секретариата ООН, подготовленном в период проведения VIII Конгресса ООН, по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) отмечено, что одной формулировкой невозможно определить многочисленные виды организованной преступности, обусловленные различными факторами, в том числе этническими, экономическими и другими [19, c. 82].
Следует отметить, что во взглядах на организованную преступность отсутствует единство не только у российских, но и у зарубежных юристов. Правоохранительным органам сложно отличить проявления организованной преступности от других преступлений и собрать точные количественные и качественные характеристики субъектов организованной преступной деятельности. Большинство зарубежных и российских ученых-правоведов, определяя организованную преступность, указывают на отличительные признаки (критерии), касающиеся организованных преступных групп. Основным их предназначением является идентификация преступных групп, которые могут быть квалифицированы как организованные.
В названном выше документе Комитета экспертов по уголовному праву и криминологическим аспектам организованной преступности Совета Европы названы два вида критериев для идентификации организованных преступных групп: обязательные и дополнительные.
К обязательным отнесены следующие критерии:
а) сотрудничество трех и более лиц;
б) в течение длительного или неограниченного периода времени;
в) подозреваемых в совершении тяжких уголовных преступлений или имеющих судимости за совершение тяжких преступлений;
г) в целях получения прибыли и/или обладания властью.
К дополнительным критериям относятся:
1) наличие конкретной задачи или обязанностей у каждого члена группы;
2) поддержание внутренней дисциплины и осуществление внутреннего контроля в той или иной форме;
3) применение насилия или иных средств запугивания;
4) оказание влияния на политическую жизнь, средства массовой информации, органы государственного управления, правоохранительные органы, отправление правосудия или экономические процессы с помощью коррупции или других средств;
5) использование коммерческих или иных предпринимательских структур;
6) отмывание денег;
7) деятельность на международном уровне.
Зачастую при этом называются и основные виды организованной преступной деятельности.
Таким образом, согласно названного документа, организованные преступные группы могут быть идентифицированы по следующим обязательным критериям: количественный состав, длительность преступной деятельности и категория преступлений, цель преступной деятельности (получение прибыли и/или обладание властью).
В законе США о контроле за организованной преступностью на основе введенного ряда терминов формулируется понятие запрещенной деятельности, которая представляет описание основных форм организованной преступной деятельности, признаваемых наиболее опасными для США. Закон направлен против запрещенной деятельности.
В Швейцарии организованной преступной группой считается объединение или группа лиц, которые объединились на длительное или неопределенное время, чтобы полностью или частично с помощью незаконных средств получить доходы, другие эквиваленты денег или экономическую выгоду для себя или других, скрывающие свою противоправную деятельность от уголовного преследования и которые для достижения своих целей:
а) совершают или планируют совершить акты насилия или другие уголовные деяния, сопровождающиеся запугиванием;
б) оказывают влияние на политику, экономику, в частности на политические органы или организации, общественные административные органы, юстицию, фирмы, союзы предпринимателей, профсоюзы или другие союзы рабочих и служащих;
в) формально или неформально примыкают к одному или нескольким подобным объединениям.
Министерством юстиции совместно с полицией ФРГ разработано определение организованной преступности, позволяющее дифференцировать общую и организованную преступность, которое не утверждено законодательно, но принято для руководства всеми органами полиции при решении вопроса об идентификации организованной преступности.
В соответствии с этим определением, организованная преступность - планомерное совершение преступлений, представляющих значительную опасность для общества, более чем двумя лицами, сотрудничество которых основано на разделении труда и рассчитано на длительный или неопределенный период времени, с использованием профессиональных и сходных по роду своей деятельности структур, с применением актов насилия или других средств запугивания или с воздействием на политику, средства массовой информации, общественное управление, юстицию и экономику, целью которых является получение прибыли и захват власти <5>.
Таким образом, в соответствии с немецкой трактовкой, критериями организованной преступности являются планомерность, количественный состав, опасность для общества (значительная), внутриструктурная деятельность, цель (получение прибыли и захват власти), средства достижения цели (применение актов насилия или других средств запугивания или с воздействием на политику, средства массовой информации, общественное управление, юстицию и экономику) [9, c. 6].
Итальянское определение организованной преступности включает понятие преступной организации, которой является не только банда или группа лиц, сообща совершающих преступления. Сущность организации определяется наличием в данной группе следующих признаков: сбор и передача информации; нейтрализация действий правоохранительных институтов; использование основных социально-экономических служб; существование внутренней структуры; определение внешней «законности» действий.
Таким образом, в число традиционных объектов преступной среды (банды, группы лиц, сообща совершающих преступления) включается класс новых объектов - преступных организаций, имеющих собственные отличительные признаки. Причем, давая определение преступной организации, итальянский законодатель стремится по возможности подробно описать и дифференцировать их различные виды. В то же время эти критерии в основном относятся к внутриструктурной деятельности преступной организации.
Значительное количество критериев для идентификации организованных преступных групп дано В.С. Устиновым. К ним он относит: предумышленное, заранее планируемое преступное поведение, сговор о преступной деятельности постоянного характера, осуществление преступления на основе сплочения лиц, разделения между ними преступных ролей, иерархическую систему взаимоотношений, устойчивый характер преступной группы, целенаправленную разработку мер защиты от разоблачения и привлечения виновных в совершении преступлений к установленной законом ответственности, а в ряде случаев и тесное смыкание с коррупцией [22, c. 37].
Как видно из изложенного, эти критерии также в основном относятся к внутриструктурной деятельности преступной организации.
Помимо организационно-структурного построения субъекта преступной среды, основных видов организованной преступной деятельности, характера организованной преступной деятельности, функционального характера субъекта преступной деятельности при определении сущности организованной преступности используются и другие критерии.
Так, часть авторов определение организованной преступности формулирует через призму отношения любого субъекта к обороту криминальных средств и занимаемого им место в системе этого оборота. Функционально организованная преступная среда, по их мнению, проявляется в следующих видах организованной преступной деятельности:
- создание и наращивание преступного капитала;
- легализация преступных средств и внедрение в легальный бизнес;
- обеспечение безопасности и эффективности оборота преступных средств;
- получение дохода с легализованных капиталов и его использование с целью дальнейшего закрепления и развития его позиций в различных сферах жизнедеятельности Российской Федерации [12, c. 52].
Таким образом, указанные авторы рассматривают организованную преступность как явление, сопровождающее обращение криминального капитала в легальной и нелегальной сферах экономики. Как представляется, отмеченные позиции в большей степени относятся не к признакам, раскрывающим сущность организованной преступности, а в большей степени к этапам организованной преступной деятельности.
В российском законодательстве основой для понимания организованной преступности служат понятия организованной группы и преступного сообщества (преступной организации), определения которым даны в статье 35 Уголовного кодекса России.
Организованной группой согласно части 3 названной статьи признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Другим фундаментальным понятием российского законодательства, относящимся к организованной преступности, является преступное сообщество (преступная организация). Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено: 1) сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений; 2) объединением организованных групп, созданным в тех же целях [2].
Таким образом, в российском законодательстве в основе понятия организованной преступности лежит в основном организационно-структурный подход.
Подводя итог сказанному, можно дать определение организованной преступности как преступной деятельности, осуществляемой планомерно, систематически, в широких масштабах преступными организациями, сообществами и иными преступными группами в целях извлечения материальной и иной выгоды, представляющей значительную опасность для общества в связи с оказанием существенного влияния на различные сферы общественной жизни (политику, экономику и др.), сопряженную с подкупом, физическим и (или) психологическим насилием либо угрозой применения такового.
Глава 2 Совершенствование правовых и
криминологических мер борьбы с организованной преступностью
2.1 Правовые основы борьбы с организованной преступностью
Значительный рост коррупционной и организованной преступности, масштабы ее распространенности, усилившаяся преступная экспансия в экономику относятся к числу наиболее острых проблем в жизни государства и общества. Важнейшей чертой развития организованной преступности в последние десятилетия является ускоренное формирование международного преступного сообщества. Думаем, однако, что эту характеристику пока нельзя вводить в число обязательных признаков организованной преступности.
Для возрождения России, ликвидации коррупции и организованной преступности нужна новая народно-государственная система, состоящая из лучших одаренных патриотичных людей. Государство вовлекает в свои структуры и процессы широкие слои граждан на самых демократических началах, так как оно социально рационально только при условии участия населения в ведении его дел, а смыслом существования государства является благо населения, развитие его материальной и духовной культуры.
Только такое государство способно эффективно противостоять коррупции во всех ее проявлениях, нейтрализовать всякого рода демагогов и проходимцев в их разрушительном влиянии на народ, вести к объединению людей и побуждать их к интеллектуальному и моральному совершенствованию, совместными усилиями обеспечивать торжество идей справедливости, в своих социально-этических ориентациях согласовывать индивидуальные цели с интересами общего блага [21, c. 4].
К сфере организованной преступности следует отнести три разные по численности группы преступлений. Первую группу, наибольшую по численности, составляют виды преступлений, в нормах об ответственности за которые в качестве квалифицирующего или особо квалифицирующих преступлений.
Во вторую группу входят два вида преступлений - бандитизм и организация преступного сообщества (преступной организации), ответственность за которые соответственно содержат ст. ст. 209 и 210, включенные в главу 24 УК РФ. Квалифицирующим признаком является совершение этих преступлений организованной группой.
К третьей группе следует отнести преступления, в состав которых не включено в качестве квалифицирующего или особо квалифицирующего признака их совершение организованной группой и которые не являются, согласно уголовному закону, преступным сообществом (преступной организацией) либо в составы которых включен указанный квалифицирующий или особо квалифицирующий признак, но вне зависимости от этого признака они по своей правовой природе не могут не быть. Лишь в комплексе, решая экономические, социальные, идеологические проблемы в сочетании с эффективными правоохранительными профилактическими и репрессивными мерами, можно добиться значительных успехов в сдерживании и сокращении проявлений организованной преступности. Данное положение вызывает необходимость широкого участия в борьбе с организованной преступностью не только правоохранительных, но и иных государственных органов и общественных организаций [8, c. 15].
Так, значительными возможностями в сдерживании и установлении надежных заслонов на пути расширения деятельности устойчивых преступных формирований располагают, прежде всего, законодательные и исполнительные органы власти, как в центре, так и на региональном уровне. Для решения этой задачи им необходимо максимально использовать предоставленные в соответствии с компетенцией права по изданию законов и подзаконных нормативных актов, направленных на создание, прежде всего, экономических условий, затрудняющих противоправную деятельность, а также на установление строгого контроля над исполнением действующих нормативных актов. При этом властные и исполнительные структуры на всех уровнях управления должны ясно осознать непреложную истину: организованная преступность - это в основе своей и в конечном итоге противоправная деятельность в сфере экономики. Даже если устойчивые преступные формирования совершают правонарушения общеуголовной направленности (рэкет, заказные убийства, кражи автотранспорта, антиквариата, сбыт оружия, наркотиков и т.д.), добытые в результате криминальной деятельности материальные средства используются не только для удовлетворения личных нужд преступников, но и направляются как в теневую сферу экономики, так и в легальный бизнес. Таким образом, все виды источников незаконных доходов составляют экономическую основу существования организованной преступности. К сожалению, в начале 1990-х гг. властные структуры и в первую очередь правоохранительные органы обращали основное внимание обратить на такие внешне наиболее заметные и получающие широкий общественный резонанс проявления организованной преступности, как заказные убийства, рэкет, мошенничество, опасные бандитские нападения. Это привело к ряду ошибочных действий, поскольку основное внимание уделялось пресечению и раскрытию частных проявлений организованной преступности и не проводилось целенаправленной работы по подрыву ее организационных основ и в первую очередь экономических основ. Это выразилось в том, что при создании специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью их штат комплектовался в основном сотрудниками уголовного розыска, не имеющими опыта борьбы с преступлениями в области экономики. Лишь в середине и конце 1990-х гг. была осознана опасность угрозы существования организованной преступности для экономических и политических основ государства.
В этой связи были предприняты меры по созданию надежной правовой основы для борьбы с организованными формами преступности. Это позволило более детально определить организационную основу и систему тактических мер по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых устойчивыми преступными формированиями [16, c. 40].
Присоединившись к международным договорам и заключив двухсторонние соглашения, Россия взяла на себя обязанности по активному участию в борьбе с транснациональными организованными преступными группами и оказанию помощи в выявлении, изобличении, розыске и экстрадиции уголовных элементов из других стран, совершающих опасные преступления на их территории. Следует особо отметить, что заключение международных соглашений потребовало от России приведения внутреннего законодательства в соответствие с общими требованиями правовых актов, которыми должны руководствоваться стороны, договорившиеся о сотрудничестве. В то же время до настоящего времени ряд проблем еще не отрегулирован должным образом.
К правовой основе борьбы с организованной преступностью следует также отнести ведомственные нормативные акты, издаваемые министерствами и ведомствами правоохранительных органов по созданию организационных основ и проведению комплекса мероприятий по предупреждению и раскрытию опасных проявлений со стороны устойчивых криминальных формирований.
Таким образом, правовую основу борьбы с организованной преступностью составляет совокупность законов и подзаконных нормативно-правовых актов, определяющих задачи и регулирующих основания и порядок осуществления комплекса мероприятий, направленных на сдерживание и сокращение масштабов данного криминального явления. Сразу следует отметить, что множество действующих нормативных актов в целом не обеспечивает в полной мере эффективность деятельности правоохранительных органов и нуждается в совершенствовании. На протяжении последних лет не прекращается дискуссия среди законодателей, сотрудников правоохранительных органов и ученых по вопросу о том, достаточно ли для успешной борьбы с организованной преступностью действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства или необходимо установление новых нетрадиционных мер, без которых успешная борьба с этим опасным явлением невозможна. Противники введения не предусмотренных действующим законодательством чрезвычайных мер высказывают опасения, что под предлогом борьбы с организованной преступностью начнутся необоснованные репрессии и к тому же будут допущены нарушения прав личности, поскольку нельзя применять к отдельным категориям лиц особые законы, тем более до вступления в силу судебных решений и приговоров, бесспорно установивших их участие в организованных преступных сообществах.
Сразу следует оговориться, что в недавнем прошлом правоохранительные органы имели опыт использования подобного нормативного акта, предоставившего им особые права в борьбе с проявлением организованной преступности [6, c. 48].
Среди таких организационных мер особое значение имеет планирование. И прежде всего речь идет о разработке мероприятий, призванных обеспечить коренной перелом в решении задач борьбы с организованной преступностью в масштабе отдельных регионов и всей страны в целом. Начиная с 1996 г. в соответствии с Государственной стратегией обеспечения экономической безопасности России разрабатываются региональные программы борьбы с организованной преступностью. Согласно этим программам законодательные, исполнительные органы на местах должны с учетом особенностей местных условий принимать нормативные акты и управленческие решения, направленные на укрепление законности и противодействие проявлениям организованной преступности.
Основные положения региональных программ по обеспечению экономической безопасности и борьбе с организованной преступностью должны находить отражение в ежегодно разрабатываемых в каждом из субъектов Российской Федерации планах работы правоохранительных органов, призванных вести борьбу с преступностью: МВД, (УВД), ФСБ, прокуратуры.
В настоящее время накоплен значительный опыт по комплексному использованию возможностей различных ведомств в борьбе с отдельными негативными явлениями. Так, например, в борьбе с наркоманией наряду с правоохранительными органами принимают активное участие органы здравоохранения, а также организации, занимающиеся воспитанием и досугом молодежи [18, c. 39].
В борьбе с преступлениями в экономике широкими возможностями располагают контрольно-ревизионные органы, счетная палата, различные подразделения внутриведомственного контроля, которые обязаны тесно взаимодействовать с органами МВД и ФСБ по вопросам пресечения каналов хищений. Основной формой взаимодействия правоохранительных органов с другими ведомствами по вопросам борьбы с организованными формами преступности является составление единых планов работы по решению отдельных проблем, обмену информацией и проведению совместных мероприятий.
Говоря об основных направлениях повышения эффективности борьбы с организованной преступностью, следует особо остановиться на создании и использовании новейших технических средств. При этом особое внимание должно уделяться технологиям, призванным отслеживать информацию, содержащуюся в Интернете, поскольку в последние годы резко возросло количество проявлений организованной преступности, в том числе и террористической направленности, совершенных с использованием компьютерной техники. Так, применение возможностей Интернета позволяет представителям организованной преступности выбрать объекты нападений, подыскивать соучастников, изготовлять орудия преступления. С учетом того что преступные формирования максимально используют в своей противоправной деятельности достижения науки и техники, необходимо разрабатывать и широко внедрять в практику правоохранительных органов самые современные технологии, способные эффективно противостоять организованной преступности. Говоря о создании стройной и целостной системы мер по борьбе с организованной преступностью, следует особо подчеркнуть, что вся эта работа должна проводиться в двух основных решающих направлениях: выявление, предупреждение и раскрытие конкретных фактов противоправных проявлений, совершаемых организованными преступными группами; подрыв основ организованной преступности, ее вытеснение из экономической сферы деятельности [13, c. 37].
Таким образом, борьба с организованной преступностью должна осуществляться на четкой организационной основе, обеспечивающей на плановой основе комплексное участие в решении этой задачи всех имеющихся сил и средств органов законодательной и исполнительной власти, различных министерств и ведомств и в первую очередь правоохранительных органов. Их деятельность должна быть направлена главным образом на устранение причин и условий, способствующих существованию организованной преступности, подрыв ее экономических основ.
В то же время ни в коем случае нельзя ослаблять традиционной работы оперативных и следственных подразделений по выявлению, предупреждению и раскрытию конкретных фактов противоправных проявлений со стороны действующих преступных формирований. Говоря о создании стройной и целостной системы мер по борьбе с организованной преступностью, следует особо подчеркнуть, что вся эта работа должна проводиться в двух основных решающих направлениях: выявление, предупреждение и раскрытие конкретных фактов противоправных проявлений, совершаемых организованными преступными группами; подрыв основ организованной преступности, ее вытеснение из экономической сферы деятельности.
2.2 Основные направления, меры и формы предупреждения преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями
Одним из основных направлений борьбы с преступностью является ее предупреждение, под которым понимается деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Аналогичной позиции придерживается Г.М. Миньковский, который под предупреждением преступности понимает «многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность» [14, c. 177].
Сходное определение дает и С.И. Курганов, который рассматривает предупреждение преступлений как особый вид социальной деятельности, которая осуществляется путем нейтрализации или устранения криминогенных факторов, то есть причин и условий совершения преступлений или формирования (стимулирования) антикриминогенных обстоятельств [15, c. 70].
Таким образом, в криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер. Под системой в юридической науке принято понимать целостное единство структурно расчлененных, но взаимосвязанных элементов, реализующее определенные функции в условиях конкретной внешней среды.
В криминологической литературе встречаются различные классификации мер предупреждения (профилактики) преступлений. Наиболее часто основаниями классификации являются следующие: социальный уровень предупредительной деятельности, объем (массовость охвата), территориальный масштаб, этап воздействия на объект профилактики, направленность, вид (содержание) воздействия, субъект разработки и применения и другие [19, c. 112].
Применительно к предупреждению преступлений, совершаемых организованной преступностью, на специально-криминологическом уровне в соответствии с выделенными нами направлениями деятельности организованной преступности можно выделить следующие основные направления:
- предупреждение общеуголовных преступлений насильственной направленности (разбои, бандитизм, похищения людей, вымогательство);
- предупреждение других общеуголовных преступлений, в которых насилие может быть, но не является обязательным элементом состава преступления (торговля оружием, торговля людьми, вымогательство денег под обеспечение защиты, завуалированное под выполнение различных работ и услуг, угон автомобилей и др.);
- предупреждение преступлений, связанных с пороками общества (незаконный оборот наркотиков, сутенерство, проституция, незаконные азартные игры);
- предупреждение преступлений в экономической (хозяйственной) деятельности;
- предупреждение преступлений, основанных на симбиозе общеуголовной и экономической преступности.
Важным направлением специально-криминологической профилактики является создание препятствий к легализации криминалитета в сфере экономики. Такая легализация осуществляется в основном через деятельность предприятий, руководителям которых криминалитет помогает в осуществлении их незаконных планов либо шантажирует их информацией о незаконных действиях. В ряде случаев преступникам удается найти подход и к законопослушным предпринимателям в силу общего страха перед криминалитетом или в силу ложного представления о том, что каждое предприятие должно иметь солидную «крышу» (поддержку и прикрытие в криминальных структурах).
Работникам подразделений по борьбе с организованной преступностью целесообразно совместно со службами УР, ПВС, управления по делам миграции, ФСБ проводить комплексные профилактические и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц - уроженцев Кавказа, прибывающих на территорию краев и областей с целью выявления их криминального прошлого; юридических и физических лиц, оказывающих незаконные услуги по оформлению регистрации, предоставлению российского гражданства, трудоустройству иностранцев [7, c. 10].
Немаловажное значение для предупреждения организованной преступной деятельности имеет выявление и пресечение коррупционных связей организованной преступности в государственных органах власти и управления. Своевременный сбор информации и ее анализ позволяет выявлять чиновников, работающих в интересах организованных группировок, и своевременно проводить комплекс мероприятий по их нейтрализации и недопущению вредных последствий такой деятельности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Классификация мер предупреждения преступлений, совершаемых организованной преступностью, возможна по трем основным уровням ее предупреждения: общесоциальный (общая профилактика), специально - криминологический (криминологическая профилактика), индивидуальный (индивидуальная профилактика).
Важнейшим направлением борьбы с организованной преступностью является предупреждение организованной преступной деятельности в экономической (хозяйственной) сфере. Для этого могут быть применены следующие основные меры: выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики; усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций; повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений; ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями легальных предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.); ужесточение ответственности руководителей за правонарушения; осуществляемые сотрудниками подразделений по борьбе с организованной преступностью во взаимодействии с правоохранительными органами меры по предупреждению и пресечению преступности в сфере экономики, в первую очередь с работниками подразделений по борьбе с экономической преступностью.
Индивидуальная профилактика потенциальных субъектов совершения преступлений, то есть криминальной среды, воспроизводящей и поставляющей криминально настроенных лиц для организованной преступности, возможна в различных формах: применение различных мер к рядовым участникам профессиональной криминальной среды; проведение контрворовской идеологии работниками Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в исправительных учреждениях; разрушение криминогенной среды путем локализации, нейтрализации и устранения общественной опасности преступной группировки в результате ее разобщения, для чего создаются или используются назревающие или реально существующие внутри преступных группировок конфликтные ситуации; использования серьезных противоречий, возникающих между преступными группировками в борьбе за сферы влияния; компрометации лидеров и активных участников группировок и формирований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование современного состояния борьбы с организованной преступностью в соответствии с его целью и задачами позволяет сделать ряд выводов и научно-практических рекомендаций, направленных на совершенствование криминологических и уголовно-правовых мер борьбы с этими видами преступлений.
В зарубежном и российском законодательстве, научной литературе отличительные признаки (критерии), позволяющие идентифицировать преступные группы (организации, сообщества), которые могут быть квалифицированы как организованные, довольно разнообразны.
Автор определяет организованную преступность как преступную деятельность, осуществляемую в широких масштабах преступными организациями (сообществами) и другими преступными группами, в целях получения прибыли и/или обладания властью, представляющую значительную опасность для общества в связи с оказанием существенного влияния на политику, экономику, политические или другие органы, юстицию, фирмы, союзы предпринимателей, профсоюзы, средства массовой информации и т.п. и применяющими для достижения своих целей насилие или иные средства запугивания либо угрозу применения таких средств.
Борьба с организованной преступностью должна осуществляться на четкой организационной основе, обеспечивающей на плановой основе комплексное участие в решении этой задачи всех имеющихся сил и средств органов законодательной и исполнительной власти, различных министерств и ведомств и в первую очередь правоохранительных органов. Их деятельность должна быть направлена главным образом на устранение причин и условий, способствующих существованию организованной преступности, подрыв ее экономических основ.
В то же время ни в коем случае нельзя ослаблять традиционной работы оперативных и следственных подразделений по выявлению, предупреждению и раскрытию конкретных фактов противоправных проявлений со стороны действующих преступных формирований. Говоря о создании стройной и целостной системы мер по борьбе с организованной преступностью, следует особо подчеркнуть, что вся эта работа должна проводиться в двух основных решающих направлениях: выявление, предупреждение и раскрытие конкретных фактов противоправных проявлений, совершаемых организованными преступными группами; подрыв основ организованной преступности, ее вытеснение из экономической сферы деятельности.
Классификация мер предупреждения преступлений, совершаемых организованной преступностью, возможна по трем основным уровням ее предупреждения: общесоциальный (общая профилактика), специально-криминологический (криминологическая профилактика), индивидуальный (индивидуальная профилактика).
Применительно к предупреждению преступлений, совершаемых организованной преступностью, на специально-криминологическом уровне можно выделить следующие основные направления:
- предупреждение общеуголовных преступлений насильственной направленности (разбои, бандитизм, похищения людей, вымогательство);
- предупреждение других общеуголовных преступлений, в которых насилие может быть, но не является обязательным элементом состава преступления;
- предупреждение преступлений, связанных с пороками общества;
- предупреждение преступлений в экономической (хозяйственной) деятельности;
- предупреждение преступлений, основанных на симбиозе общеуголовной и экономической преступности.
Важнейшим направлением борьбы с организованной преступностью является предупреждение организованной преступной деятельности в экономической (хозяйственной) сфере.
Для этого могут быть применены следующие основные меры:
- выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;
- усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций;
- повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений;
- ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями легальных предприятий и организаций;
- ужесточение ответственности руководителей за правонарушения;
- осуществляемые сотрудниками подразделений по борьбе с организованной преступностью во взаимодействии с правоохранительными органами меры по предупреждению и пресечению преступности в сфере экономики, в первую очередь с работниками подразделений по борьбе с экономической преступностью.
Индивидуальная профилактика потенциальных субъектов совершения преступлений, то есть криминальной среды, воспроизводящей и поставляющей криминально настроенных лиц для организованной преступности, возможна в различных формах:
- применение различных мер к рядовым участникам профессиональной криминальной среды;
- проведение контрворовской идеологии работниками Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в исправительных учреждениях;
- разрушение криминогенной среды путем локализации, нейтрализации и устранения общественной опасности преступной группировки в результате ее разобщения, для чего создаются или используются назревающие или реально существующие внутри преступных группировок конфликтные ситуации; использования серьезных противоречий, возникающих между преступными группировками в борьбе за сферы влияния; компрометации лидеров и активных участников группировок и формирований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации: принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. - 1993. - 25 дек.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30 марта 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
- Агапов П.В. Основы теории регламентации ответственности и противодействия организованной преступной деятельности: монография / П.В. Агапов; под Н.А. Лопашенко. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета МВД России, 2011. - 642 с.
- Басецкий И.И. Организованная преступность: монография / И.И. Басецкий. - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2012. - 288 с.
- Белокуров О.В. Организованная преступность: история развития и формы проявления / О.В. Белокуров // Вестник Московского университета. - 2014. - № 4. - С. 52 - 54.
- Брсоян В.А. Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью / В.А. Брсоян, А.А. Крюков // Сибирский юридический вестник. - 2015. - № 3. - С. 48 - 50.
- Белоцерковский С.Д. Организованная преступность и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней / С.Д. Белоцерковский // Законность. - 2016. - № 12. - С. 9 - 11.
- Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие / Н.П. Водько. - М.: Юриспруденция, 2014. - 126 с.
- Воробьев И.А. Организованная преступность и борьба с ней в Германии: монография / И.А. Воробьев. - М.: ВНИИ МВД России, 2014. - 86 с.
- Глонти Г. Профессиональная преступность в Грузии (воры в законе): монография / Г. Глонти, Г. Лобжанидзе. - Тбилиси, 2014. - 112 с.
- Годунов И.В. Организованная преступность от расцвета до заката: учебное пособие для вузов / И.В. Годунов. - М.: Академический проект, 2013. - 108 с.
- Гриб В.Г. Организованная преступность: различные подходы к ее пониманию / В.Г. Гриб, В.Д. Ларичев, А.И. Федотов // Государство и право. - 2015. - № 1. - С. 52 - 54.
- Жерновой М.В. Проблемы борьбы с организованной преступностью в СНГ / М.В. Жерновой // Российская юстиция. - 2015. - № 6. - С. 37 - 40.
- Криминология: учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. - М.: Изд-во БЕК, 2014. - 684 с.
- Курганов С.И. Основы криминологии: учеб. пособие / С.И. Курганов. - М.: Изд. дом NOTA BENE, 2013. - 230 с.
- Ларичев В.Д. Сущность организованной преступности и проблемы борьбы с ней / В.Д. Ларичев // Адвокат. - 2015. - № 10. - С. 40 - 43.
- Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник. В 2 т. Т. II. Особенная часть / В.В. Лунеев. - М.: Издательство «Юрайт», 2011. - 866 с.
- Мондохонов А.Н. Противодействие организованной преступности / А.Н. Мондохонов // Законность. - 2015. - № 6. - С. 38 - 40.
- Основы борьбы с организованной преступностью: монография / под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 268 с.
- Попов В.И. Противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму в России и за рубежом / В.И. Попов. - М.: Издательство СГУ, 2013. - 94 с.
- Скобликов П.А. Борьба с организованной преступностью в контексте парламентского контроля / П.А. Скобликов // Уголовное судопроизводство. - 2015. - № 2. - С. 4 - 8.
- Устинов В.С. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности / В.С. Устинов. - Н. Новгород, 2014. - 164 с.