Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие и особенности подследственности как института уголовного процесса6
1.1 Понятие подследственности6
1.2 Сущность и значение подследственности8
Глава 2. Виды подследственности, порядок передачи дел по подследственности13
2.1. Виды подследственности13
2.2. Порядок передачи уголовных дел по подследственности17
Заключение24
Список используемых источников и литературы26
Введение
Подследственность в досудебном производстве играет немалую роль в регламентации защиты прав участников уголовного процесса, являющуюся, по сути, назначением уголовного судопроизводства. На институт подследственности в досудебном производстве возложен ряд функций: с одной стороны, это обеспечение процессуальных гарантий прав и законных интересов личности в уголовном процессе, а с другой стороны, наиболее эффективная организация государством предварительного расследования преступлений.
Учеными, разрабатывавшими данную проблему, неоднократно отмечалось, что обоснованное разграничение законодателем подследственности способствует сокращению сроков расследования, повышению его качества, позволяет избежать дублирования в работе органов, осуществляющих предварительное расследование. Нарушение норм о подследственности неизбежно ведет к затягиванию сроков расследования, признанию доказательств, полученных с нарушением правил подследственности, недопустимыми и нивелированию тем самым затраченных на данное расследование сил и средств. Проблемы правоприменения, правовые пробелы и коллизии в реализации следователем, руководителем следственного органа (далее РСО), дознавателем, прокурором процессуальных норм о подследственности на стадии предварительного расследования приводят к тому, что сама цель уголовного преследования установление истины оказывается под угрозой.
Предварительное расследование это одно из наиболее важных действ уголовного процесса. Предварительное расследование самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается работы сотрудников органов дознания, то именно на этой стадии последними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процесса осуществляется деятельность органов предварительного следствия и дознания, так как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.
Основанная на законе, принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания) способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшим нарушением законности, приносящей большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Пока еще нередки случаи нарушения сроков предварительного расследования, осуществление такового некомпетентными органами, игнорирования процессуальной самостоятельности следователя, необходимости взаимодействия и т.п. К предварительному расследованию приступают без наличия к тому законных оснований, а иногда и без возбуждения уголовного дела.
Необоснованное производство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговою полицию, иные правоохранительные органы, отрываются от общественно полезного труда.
Необоснованный отказ в применении средств стадии предварительного расследования часто подрывает принцип неотвратимости ответственности, создает возможность не изобличенным преступникам совершать новые преступления, вовлекать в них других лиц. Подобные нарушения закона подрывают авторитет государственных органов.
Таким образом, для того, чтобы наиболее полно и объективно рассмотреть институт подследственности, в данной работе будут рассмотрены вопросы, посвящённые понятию и признакам подследственности в уголовном процессе, а также таким важным, с практической точки зрения, вопросам как подследственность уголовных дел органов предварительного следствия и органов дознания.
Целью курсовой работы является изучение подследственности и ее видов.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и особенности подследственности как института уголовного процесса;
- дать определение сущности и значения подследственности;
- перечислить виды подследственности;
- рассмотреть порядок передачи уголовных дел по подследственности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и особенности подследственности как института уголовного процесса
1.1 Понятие подследственности
Подследственность это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования,конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военного следственного управления Следственного комитета РФ).
Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности - совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК).
Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность: предметный (родовой); территориальный (местный); персональный (личный); альтернативный (смешанный); по связи уголовных дел.
Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст. 151 УПК).
Разделение по территориальному (местному) признаку позволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от той территории, на которую распространяется их юрисдикция,т.е. подследственность определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 152 УПК).
Персональный (личный) признак определяет подследственность уголовного дела на основе определенных особенностей субъекта преступления. Например, следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляется предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных депутатами, судьями.
Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено. Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.
Разновидностью альтернативной подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следователями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК). В подобных случаях подследственность уголовного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.
По признаку связи с преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и иных подобных преступлениях. Предварительное следствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).
Однако если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими (так называемая подследственность по связи дел).
1.2 Сущность и значение подследственности
Под подследственность понимается признак уголовного дела, позволяющий определить, какой конкретный орган правомочен, произвести предварительное расследование данного уголовного дела.
Подследственность можно определить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой орган должен производить предварительное расследование по этому делу.
В УПК РФ законодатель приводит три признака подследственности: предметный (он же - родовой); территориальный (он же - местный); персональный.
Каждый ученый, автор по своему трактует понятие подследственности к примеру профессор Рыжаков А.П. дает следующее понятие и признаки подследственности. Подследственность - это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства.
Ягодинский В.Н. сформулировал понятие подследственности следующим образом: «Подследственность - это установленные уголовно-процессуальным законом правила, определяющие полномочия органов дознания и следствия по ведению определенных дел о конкретных преступлениях, в зависимости от их юридических признаков, в целях обеспечения слаженной и планомерной работы по производству предварительного расследования и успешного решения задач уголовного судопроизводства в данной стадии уголовного процесса».
Находя данное определение более конструктивным, следует заметить, что оно, тем не менее, не является оптимальным и нуждается в совершенствовании. Автор определяет подследственность как «правила .», но тогда, говоря о правилах определения подследственности, мы вынуждены будем говорить о «правилах определения правил», что ведет к тавтологии. Кроме признаков преступления, необходимо учитывать и обстоятельства совершения преступления, которые также могут влиять на определение подследственности.
Мы считаем, что под подследственностью - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.
Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящимся к признакам органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК РФ применительно к суду и к государству.
Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. - специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон.
Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381 УПК РФ) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7 УПК РФ). Так, на практике получило распространение нарушение подследственности по уголовным делам, возбуждаемым по ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере). Уголовно-процессуальное законодательство относит эти дела к компетенции органов госнаркоконтроля (п. 8 ч. 3 ст. 151), а расследуют их ОВД.
Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.
Компетенция органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности, под которой понимаетсясовокупность установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного органа расследования.
Различаются следующие виды подследственности:
Предметный (родовой)признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями прокуратуры и органов внутренних дел (ст. 151 УПК РФ). Следователи прокуратуры расследуют дела об особо опасных государственных и иных государственных преступлениях, о наиболее тяжких преступлениях против личности, дела о должностных преступлениях, преступлениях против правосудия, уголовные дела в отношении прокурорских работников.
Следователи органов внутренних дел расследуют некоторые дела об иных государственных преступлениях, незаконном обороте наркотиков, вымогательстве, грабеже, разбое, умышленных тяжких телесных повреждениях и др.
Следователи ФСБ расследуют дела о наиболее опасных преступлениях (шпионаж, убийства, контрабанда).
Территориальный (местный)признак подследственности определяется местом (районом) совершения преступления. Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может проводиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения обвиняемого, подозреваемого или большинства свидетелей.
Персональныйпризнак подследственности обусловлен особенностями субъекта преступления.
В силу этого признака следователи военной прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными, лицами, призванными на сборы, военными строителями, рабочими и служащими воинских частей и учреждений.
Альтернативныйпризнак подследственности определяется тем, что дела о некоторых преступлениях расследуются тем органом, которым возбуждено уголовное дело. По делам о мошенничестве, об уклонении от подачи деклараций о доходах, следствие производит орган, возбудивший дело.
Если при расследовании этих дел будут установлены должностные преступления, связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, они расследуются этим же органом.
При необходимости расследования двух или нескольких связанных между собой преступлений действует признакподследственности по связи дел. Так, дела об укрывательстве и недонесении о преступлениях, заведомо ложном показании, разглашении данных предварительного следствия и некоторых иных преступлениях расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.
Следователь, установив, что дело ему не подследственно, обязан произвести все неотложные следственные действия и передать дело прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности по признаку места совершения преступления решается прокурором района, где было начато следствие.
При необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.
Глава 2. Виды подследственности, порядок передачи дел по подследственности
2.1. Виды подследственности
Из содержания ст.151 УПК РФ можно выделить следующие виды подследственности уголовных дел:
- подследственность предметная (родовая);
- подследственность альтернативная ( смешанная);
- подследственность персональная ;
- подследственность территориальная.
Подследственность предметная (родовая).
Эта подследственность заключается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, то есть в зависимости от статьи УК РФ по которой квалифицируются действия виновного.
По этому признаку к подследственности следователей Следственного комитета РФ отнесены уголовные дела относящиеся к категории тяжких и особо тяжких против личности, в частности уголовные дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности, доведения до самоубийства, изнасиловании, преступления против конституционных прав граждан, против государственной власти, интересов государственной службы, основ конституционного строя, против правосудия, против порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества.
К подследственности следователей органов ФСБ отнесены уголовные дела о контрабанде, преступления против общественной безопасности.
Предметным признаком определяется и подследственность следователей ФСКН РФ( органов по контролю за оборотом наркотических средств). Это уголовные дела в сфере незаконного оборота наркотических средств.
В зависимости о предметной подследственности, то есть состава преступления предварительное расследование проводится следователями или дознавателями. Преступления небольшой тяжести отнесены к подследственности дознавателей органов внутренних дел. Уголовные дела средней тяжести и тяжкие расследуют следователи органов внутренних дел. Например, уголовные дела о неквалифицированной краже ( по ч.1 ст.158 УК РФ ) предварительное расследование проводится дознавателями органов внутренних дел, дела о квалифицированной краже ( по ч.2 и ч.3 ст.158 УК РФ) расследуются следователями органов внутренних дел.
Подследственность альтернативная (смешанная)
- это когда расследование уголовных дел той или иной категории, в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования принадлежащим различным ведомствам. Так уголовные дела о незаконном обороте наркотических средств расследуют как следователи органов внутренних дел так и следователи ФСКН РФ в зависимости от того, чьи оперативные подразделения раскрыли это преступление.
Подследственность персональная
-это подследственнасть которая зависит от субъекта совершившего преступление. Так уголовные дела о преступлениях совершенных сотрудниками МВД, ФСБ расследуют следователи следственного комитета. Следователи следственного комитета расследуются уголовные дела в отношении военнослужащих, судей, должностных лиц таможенных органов.
Подследственность территориальная.
По общему правилу уголовные дела расследуются следственными органами по месту совершения преступления. (ст.152 УПК РФ). Это правило распространяется на следствие так и дознание. В связи с наличием этого правила имеется немало случаев, когда оперативные сотрудники переносили обнаруженные криминальные трупы с места его обнаружения на другое место, относящее к территории соседнего отдела МВД.
Если преступление является длящимся или продолжаемым, то есть началось в одном месте, а закончилось в другом, то расследование должно производится по месту окончания преступления.
Из названного общего правила предусмотрено исключение. В ч.4 ст.152 УПК РФ предусмотрена возможность в случаях расследования уголовного дела не по месту его совершения, а по месту нахождения обвиняемого, большинства свидетелей и потерпевших. Такое возможно в случаях, когда преступление совершено вне пределов России или потерпевший проживает за пределами России.
Решение о передачи уголовного дела в таких случаях принимается руководителем следственного органа, а по уголовным делам расследуемым дознавателем- прокурор.
По делам особой важности руководитель следственного органа своим мотивированным постановлением может передать уголовное дело для производства предварительного расследования, в вышестоящий следственный орган уведомив об этом прокурора в письменной форме.
Последствия нарушения правил о подследственности уголовных дел.
Доказательства собранные ненадлежащим должностным лицом являются недопустимыми. Отсюда доказательства полученные следователем (дознавателем) с нарушением правил о подследственности не могут быть положены в основу приговора суда. Если нарушение правил подследственности уголовных дел было выявлено на поздних стадиях уголовного процесса, это обстоятельство может повлечь прекращение уголовного дела, например в связи с уничтожением вещественных доказательств по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков.
Подследственность при проведении неотложных следственных действий
Анализ УПК РФ говорит о возможности проведения неотложных следственных действий (ПНСД) как при изменении формы предварительного расследования (смешанная форма расследования), так и при производстве расследования в одной форме (дознании или предварительном следствии).
ПНСД в смешанных формах предварительного расследования можно условно разделить на группы в зависимости от того, каким органом или должностным лицом они будут проводиться.
1. При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие возможны следующие варианты:
а) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия проводятся органом дознания после возбуждения уголовного дела. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет дело руководителю следственного органа для решения вопроса о подсудности (части 1, 3 ст. 157 УПК РФ);
б) дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности следователю.
ПНСД при сохранении формы предварительного расследование можно проиллюстрировать на следующем примере. Предварительное расследование начал проводить следователь органов внутренних дел РФ, и в результате выяснилось, что лицо, в отношении которого осуществляется следствие, относится к особой категории лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ. В этом случае следователь органов внутренних дел проводит неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа. По установленным ст. 151 УПК РФ правилам подследственности руководитель следственного органа передает такое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ для производства дальнейшего следствия.
При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит НСД, после чего передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности дознавателю.
2.2. Порядок передачи уголовных дел по подследственности
Вопрос об органах расследования и их компетенции относится к Общей части курса уголовного процесса (см. § 58 гл. 5 учебника). В качестве же общих условий расследования здесь выступают: а) правила выбора надлежащего органа в зависимости от признаков уголовного дела, или подследственность уголовных дел; б) принятие органом расследования дела к своему производству; в) взаимодействие органов расследования между собой.
Подследственность это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2
ст 40[192]). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157). Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 3132) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности1.
Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) ст. 151 и территориальную (местную) ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или личная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголовного преследования (универсальная подследственность)[193].
Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).
Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следователей следственного комитета при прокуратуре, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убийство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. см. подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи Федеральной службы безопасности производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151). С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подследственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151).
Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется территорией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных последствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в пострадавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке «Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на территории которого находится участок «А». Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления.
В то же время в начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.
Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиняемый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключения из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).
Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия:
1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследования предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от квалификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1 ст. 434).
2. Из предметной подследственности любых других органов расследования в пользу следователей следственного комитета при прокуратуре по делам о преступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447), должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи следственного комитета при прокуратуре (военной) проводят дознание «вместо» командиров воинских частей соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в законе (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность следственного комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не применяется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное следствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного органа, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151).
Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия (ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.
При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими общими правилами:
при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление;
поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимущество перед дознавателем;
при конкуренции предметной и персональной подследственности приоритетом пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК;
при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональной последняя имеет большую силу.
Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3 ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, установив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивированное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения «дознавательской» подследственности); он также может передать дело от любого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю следственного комитета при прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями относится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, прокурор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и персональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры (универсальная подследственность).
Заключение
Подследственность в уголовном судопроизводстве РФ - установленная законом совокупность признаков преступления, позволяющая определить, в какой форме должно вестись досудебное производство по уголовному делу и какой конкретно орган предварительного расследования должен вести следствие или дознание по уголовному делу.
Признаки подследственности уголовных дел:
· предметный (родовой),
· персональный (личный),
· территориальный (местный),
· альтернативный (по связи дел).
Анализ правил ч. 1-3 ст. 151 УПК показывает, что:
1) они посвящены должностным лицам, которые осуществляют предварительное расследование, а именно:
а) следователям (они производят предварительное следствие). Это следователи СКП, Следственного комитета при МВД, а также следователи органов ФСБ и ФСКН России;
б) дознавателям (они осуществляют дознание). В настоящее время круг органов дознания и дознавателей следует определять в соответствии со ст. 40-41 УПК РФ и п. 1-8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
В ч. 2 ст. 151 УПК указаны уголовные дела, по которым предварительное следствие осуществляют соответственно следователи СКП, ФСКН, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, а в п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК - уголовные дела, по которым следователи СКП осуществляют также дознание. В ч. 3 ст. 151 УПК исчерпывающим образом указаны уголовные дела, по которым производится дознание, а также дознаватели (и органы, должностными лицами которых они являются) которые производят дознание по соответствующим уголовным делам. Перечень этих уголовных дел, а также круг дознавателей и органов дознания указанный в ч. 3 ст. 151 УПК - весьма часто изменяются, дополняются и уточняются поэтому эти изменения следует постоянно отслеживать.
Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, расследование которого отнесено к компетенции другого правоохранительного органа, должно принять меры по пресечению преступления, обеспечению сохранности следов и направлению сообщения по подследственности. Если же об обстоятельствах, свидетельствующих о подследственности другому государственному органу, станет известно уже в ходе проведения предварительной проверки, должностное лицо, производившее проверку, направляет материалы проверки по подследственности.
Список используемых источников и литературы
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 года) // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. - № 52 (часть I) - Ст. 4921.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2009 г.) // ВВС РФ. 1992. - №8. Ст. 366.
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007г. №136
«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. 2007. - № 11.
- Александров А. Подследственность уголовных дел // Российская юстиция. 2013. - № 10. С. 23.
- Александров А., Марчук А. Подследственность уголовных дел // Российская юстиция. 2013. - № 10. С. 14.
- Жидких А.А. Обеспечение безопасности потерпевших несовершеннолетних на предварительном следствии // Вестник МВД России. 2016. №6. С. 67.
- Зайковский В.Н. Обеспечение прав и свобод личности в процессе оперативно-розыскной деятельности // Государственно-правовые проблемы обеспечения и защиты прав граждан. Тверь.2017. С. 82.
- Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 2014. С. 244.
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. «Издательство Юрайт», 2015. С. 245.
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. «Издательство Юрайт», 2015. С. 245.
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. «Издательство Юрайт», 2015. С. 245.
- Назаренко В. Формы расследования преступлений // Законность. 2014. №12. С. 4.
- Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (6-е изд., перераб.). - Система ГАРАНТ, 2015. С. 76.
- Савицкий В.М. Закон надо совершенствовать, но не ухудшать // Соц. законность. 2016. № 1. С 29-32.
- Соловьев Н. Реформа следственного аппарата от перераспределения подследственности до модернизации УК РФ // Российская юстиция. 2017. №12. С, 31.
- Соловьев Н. Реформа следственного аппарата от перераспределения подследственности до модернизации УК РФ // Российская юстиция. 206. №12. С. 31.
- Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - «Юридический Дом «Юстицинформ», 2016. С. 372.
- Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред. В.М. Лебедева. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. С. 427.
- Черкасов Д.А. Изменение правового регулирования соединения уголовных дел на предварительном расследовании по УПК РФ 2001 г. / Черкасов Д.А. //Науч. исслед. высш. шк. - Тюмень, 2014. С. 17.
- Шимановский В. Разграничение подследственности уголовных дел // Российская юстиция. 2017. - №7. С. 23.
- Ягодинский В.Н. Предварительное расследование: предварительное следствие и дознание: Учебное пособие. М., 2014. С. 25.
- Якимович Ю.К., Пан Т.Д. Предварительное следствие по УПК РФ. Томск, 2016. С. 42.