Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Подходы к политологии

  • Вид работы:
    Другое по теме: Подходы к политологии
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    30.11.2016 9:53:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»




    _________________________________________________________________

    Кафедра

    _____ ______________________________________________________________

    код и наименование направления






    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине ______________________________________________ _


    Философский, социологический и культурологические подходы и их применение в политическом анализе






    Научный руководитель _____________________

    Студент Код (номер) группы ______________________





    Уфа 2016

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение31Общая характеристика философского, социологического и культурологических подходов

    51.1Социологический и философский подходы к исследованию развития политологии51.2Культурологический подход к политологии122Философский, социологический и культурологические подходы и их применение в политическом анализе182.1Применение социологического подхода к анализу политических процессов182.2Культурологический подход в политическом анализе212.3Философский подход в политическом анализе29Заключение34Список использованных источников36









    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность темы исследования. Политический анализ одинизсложнейшихвидовпрофессиональной деятельности политиков, государственныхдеятелейислужащих,требующийинформации,специальных знаний,богатогоопыта,интуициии умения видеть явленияв их реальной динамике,причинно-следственных связях.Это путь кполитическому предвидениюипрогнозированию,к созданию достаточно полного целостного, конкретногопредставленияоб изучаемомобъекте.

    Конечнаяцельтакого анализа- подготовкаипринятие оптимальных политическихрешений,анаэтойосновеосуществления успешных действий, воплощениявжизнь,проведенияполитическойлинии, стратегии итактики.

    Использование политического анализа необходимо для всех субъектов политического процесса, но особенно важным является его применение властными структурами, поскольку их решения оказывают наибольшее влияние на политический процесс. Между тем в настоящее время в большинстве случаев применяются далеко не научные методики анализ политической ситуации, составление политических прогнозов и принятие политических решений в лучшем случае строятся на сугубо интуитивном подходе, а зачастую применяются астрологические и другие мистические или около мистические процедуры.

    На современном этапе развития научного знания подобный стиль политического анализа представляется рудиментарным. Со всей очевидностью встает задача формирования вполне альтернативных возможностей для анализа политической ситуации, составления политических прогнозов и принятия политических решений. Отечественная политическая наука в настоящий момент должна предпринять попытку вытеснения около научных способов политического анализа, для чего, в свою очередь, необходимо сломать уже существующие стереотипы относительно прикладных исследований.

    Философский подход предполагает рассмотрение культуры как основного способа деятельности человека.

    Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

    Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры.

    Цель работы - рассмотреть философский, социологический и культурологические подходы и их применение в политическом анализе

    Задачи работы:

    - дать общую характеристику философского, социологического и культурологических подходов;

    - рассмотреть применение философского, социологического и культурологического подходов в политическом анализе.















    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО, СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

    1.1. Социологический и философский подходы к исследованию развития политологии


    К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т.д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признаются многими учеными-обществоведами, в том числе и политологами. Разногласия между ними начинаются при решении вопроса оместе политологиисреди других наук о политике.

    При решении этого вопроса в отечественной литературе отчетливо выделяется две позиции.Перваяпозиция исходит из представления, что Политология представляет собой лишь одну из наук о политике. В этом качестве она имеет предметом своего изучения институциональные стороны политической жизни, прежде всего механизмы власти в государстве.

    Сторонникивторойпозиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики использовать специфические метода»! различных наук, вместе с тем указывают на ряд его существенных недостатков. Главный из них состоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований. Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей политической науки, по мнению сторонников второй позиции, не позволяют в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

    По мнению А.А. Федосеева, в качестве комплексной и относительно самостоятельной области современного научного знания об обществе «политология имеет целью проникнуть в сущность самой политики как целостного общественного явления, выявить на микро- и макроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в различных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики».

    В соответствии с данным подходом политология рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, исследующего различные стороны политики на разных уровнях познания и под различными углами зрения: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию.

    Политическая философия является наследницей философского этапа в развитии политологии. Философия, как известно, это теоретическая основа мировоззрения человека. Поэтому политическая философия, во-первых, придает политическому исследованию мировоззренческий характер. Политической философии свойствен нормативно-ценностный подход. Этот подход предполагает выяснение значения политических явлений для жизни личности и общества в целом, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства. Этот подход ориентирован на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он в большей степени исходит не из реального, а из должного или желаемого и требует опираться в политических решениях на этические ценности и нормы. Иными словами, в этом аспекте исследований, во-первых, политическая философия вырабатывает ценностно-нормативные критерии политики. Во-вторых, политическая философия анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл понятий и категорий политической науки, формулирует обобщенные теории и выявляет закономерности развития политического процесса.

    Эти две стороны политико-философского подхода позволяют сделать вывод о том, чтополитическая философия служит мировоззренческо-методологической базойполитологических исследований, обеспечивая целостность в изучении политики, выявление ее сущностных характеристик, дает оценку смысла и значения различных политических концепций, выявляет принципы и законы во взаимоотношениях индивида, общества и власти, соотношение рационального и иррационального начал, мотивационную основу и нравственные критерии политического поведения.

    Политическая философия это наиболее высокий и, следовательно, абстрактный уровень анализа политики. В этом заключаются как сильная, так и слабая его стороны, Сильная сторона состоит в том, что политическая философия создает для политического исследования мировоззренческо-методологическую базу, слабая в умозрительности и эмпирической реальности суждений.

    Более конкретно политическая сфера жизнедеятельности индивида и общества исследуется втеории политики.Теория политики вычленяется из государствоведения и правоведения и находится на стыке с целым рядом юридических дисциплин: теориями государства и права, конституционного права, международного публичного права и т.д. В рамках данной проблематики теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания и т.д. В решении этих вопросов пересекаются предметы исследования юридических наук и политологии.

    Однако политология подходит к проблеме государственно-правовых отношений гораздо шире юридических дисциплин. Она рассматривает их прежде всего как социальные явления, как политические институты, формы политической организации общества, имеющие своей главной целью реализацию социальных интересов. Одна из центральных проблем теории политики это проблема политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов, оснований, легитимизации и т.д. Наряду с этим теория политики рассматривает политическую систему, институты государства, политические режимы, субъекты политики и т.д.

    Теория политики развивается на базе обобщения эмпирического материала, конкретно-исторической практики. Значительную роль в создании теории политики играет сравнительная политология. В рамках сравнительной политологии проводятся исследования политической культуры различных стран и регионов, политических систем, организаций, политической антропологии и психологии.

    Для формирования общей теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций. Поэтому к общей теории политики тесно примыкает политическая история. Политическая история изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности.

    Значительное место в системе политологических дисциплин занимаетполитическая социология.Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она выявляет зависимость политики от различных сфер жизнедеятельности общества, влияние на политическую систему, политические институты и политическое поведение экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Наиболее ярко социологический подход к политике представлен в работах К.Маркса, В.И. Ленина, М.Вебера. В марксизме политика трактуется как вторичное, надстроечное явление. Это коренное положение марксизма в отношении политики наиболее четко выражено в хрестоматийной формуле В.И. Ленина «политика есть концентрированное выражение экономики». Видный немецкий мыслитель М.Вебер, напротив, экономические и политические явления выводил из особенностей духовной жизни, культуры народов.

    Политическая социологияисследует политические явления на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.Задача первого уровня выработка методологии исследований, создание объясняющих моделей, что важно для понимания политики. Но не меньшее значение в политологии имеют конкретные эмпирические политико-социологические исследования, которые служат основой прикладной политологии. Прикладная политология имеет непосредственную практическую направленность. Поэтому прикладная политология концентрирует свое внимание на конкретных событиях и ситуациях в жизнедеятельности государств, партий, социальных групп индивидов. Прикладная политология вырабатывает практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, краткосрочные прогнозы, которые используются при принятии тех или иных политических решений.

    Субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок, убеждений, мотивации, ценностных ориентации изучаетполитическая психология.

    Из всего цикла философских наук наиболее близкой политологии по объекту исследования является социальная философия. Социальная философия рассматривает политику под своим углом зрения с общемировоззренческих и методологических позиций. В мировоззренческом плане социальную философию интересуют место и роль политической сферы общественной жизни среди других сфер общественной жизни:

    материальной, духовной, социальной. В социальной философии политика рассматривается в широком и многоплановом контексте как часть более сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы, каковой является человеческое общество. Таким образом, философское исследование политической сферы направлено не на раскрытие действия в нем конкретных механизмов (этим преимущественно занимается политология), а на формирование общей картины мира и уяснение места в нем человека: является ли человек свободным, самодеятельным субъектом политического действия или же он пассивный объект воздействия различных сил и т.д. Важной областью социально-философских изысканий служат также изучение характера взаимодействия в политическом сознании общественного и индивидуального, личностного начала, исследование природа политических убеждений, верований, норм, ценностей и идеалов.

    Тесная связь существует между политологией и социологией. Переплетение проблематики этих наук послужило поводом для дискуссии в научной литературе по вопросу о том, можно ли рассматривать политологию как самостоятельную науку или же в качестве политической социологии она является составной частью социологии.

    Ряд видных теоретиков политики (М.Гравитц, М.Дюверже, М.Хэттинг, О.Берг-Шлоссер и др.) отказывают политологии в праве на самостоятельное существование и рассматривают ее в качестве политической социологии. Нам представляется более правильной позиция тех авторов, которые считают, что при такой трактовке политологии утрачивается дифференцированный подход к политике, недостаточно учитывается множественность политических дисциплин и, в частности, специфика социологического анализа политики.

    К тому же при отождествлении политической социологии с политической наукой возникает вопрос об отношении к ней несоциологических политических дисциплин политической философии, политической психологии, политической географии и т.д..

    Понимая сложность разграничения областей исследования политологии и социологии, мы, как следует из вышеизложенного, считаем необходимым признать право на существование политологии как междисциплинарной целостной, но структурированной науки о политике и поэтому рассматриваем политическую социологию в качестве составной части политологии.

    Как отмечалось ранее, политической теорией и практикой занимается целый цикл юридических дисциплин: теория государства и права, конституционное право, международное публичное право. И следует признать, что проблемное поле этих дисциплин пересекается с политологией. Однако, как справедливо считает М.Н. Марченко, этот цикл дисциплин в отличие от политологии не является чисто политологическим. Эти науки более точно можно назвать политико-правовыми, поскольку они, занимаясь проблемами государства и права, в отличие от политологии не сосредоточивают внимание на политических явлениях, процессах и отношениях, а рассматривают их прежде всего в юридическом плане, например, касающимися норм права, правоотношений, правомерного поведения, юридической ответственности и др.

    Необходимость соблюдения последовательности действий в организации реального экономического процесса, сопряженного с участием в нем самых широких слоев общества, предопределяет необходимость проекционной и структурной фиксации предшествующих традиционных и современных подходов, оформляемых в соответствующих политических учениях, передающих степень фрагментарности и последовательной преемственности в различении взаимосвязи экономического и политического развития общества.


    1.2.Культурологический подход к политологии


    Появление политики связано с выделением собственности, что явилось принципиально важным моментом в развитии общественной жизни. Превращение отдельного человека в свободную личность, независимую от власти рода и племени, потребовало новой системы регулирования отношений в обществе. Политика при помощи государства и его аппарата стала тем механизмом, с помощью которого произошло регулирование взаимоотношений человека и государства.

    На ранних этапах своего развития политика была полностью включена в деятельность государства. В процессе формирования гражданского общества, помимо государственного управления, заметную роль в политике стали играть негосударственные структуры - средства массовой информации, влиятельные политические группы. Сегодня именно государство обеспечивает стабильное развитие общества. Однако влияние негосударственных структур - общественно-политических движений, партий, отдельных влиятельных групп - весьма ощутимо.

    Функции политики многообразны, однако наиболее существенными являются:

    - объединительная, направленная на сохранение целостности и устойчивости общественной системы;

    - мобилизующая, заключающаяся в определении и достижении сознательно поставленных целей общественного развития;

    - регулятивная, распределяющая политические роли между участниками политического процесса;

    - социализаторская, помогающая не только включать личность в мир социальных отношений, но и стимулировать личность стремиться к совершенствованию этого мира и его изменению.

    Политика строится вокруг феномена власть. Власть выступает сущностью политических отношений и любого политического действия. В широком смысле категория «власть» понимается как способность чем-либо или кем-либо управлять. Основными элементами власти являются:

    - субъект власти (активное начало, которым может обладать личность, группа, организация, имеющие волю к власти);

    - объект власти (основан на подчинении, который держится либо на страхе за неповиновение, либо на интересе и внутренней убежденности в необходимости подчинения, либо зависит от неравенства позиций субъекта и объекта);

    - ресурсы власти (т.е. всё те средства, использование которых позволяет субъекту власти влиять на объект).

    Власть опирается на волевые отношения и проявляется в различных областях жизни людей: экономической, религиозной, семейной и т. п. Политическая власть - это явление общественное. Она распространяется на большие общественные группы, слои, классы и в целом на общество. Политическая власть - это право воздействовать на большие социальные группы и общественные процессы при помощи государственного аппарата принуждения и ресурсов власти.

    Одним из важнейших оснований власти являются ее ресурсы:

    - экономические (это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, реализующиеся в деньгах, продовольствии, полезных ископаемых и пр.);

    - силовые (это государственный аппарат принуждения - армия, полиция, спецслужбы);

    - демографические (количество и качество населения, его воспроизводство);

    - социальные (место людей и отдельных групп в общественной иерархии: их статус, должность, образование, престиж);

    - информационные (знания и информация).

    В соответствии с ресурсами, на которые она опирается, политическую власть можно разделить на отдельные виды:

    - государственная политическая власть (располагающая правом формировать законодательство, обязательное для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств его исполнения);

    - партийная политическая власть (формирующая совокупный политический интерес граждан);

    - информационная политическая власть (управляющая сознанием людей с позиции определенных политических целей и интересов).

    Немецкий социолог Макс Вебер выделил три способа осуществления власти в обществе:

    - традиционный тип господства, основанный на вере в традиционно существующие власть и порядок (характерен для стран Востока);

    - легальный тип господства, сформированный на конституционном законодательстве (свойственен политической практике стран Запада);

    - харизматический (исключительный) тип господства, складывающийся на авторитете яркой личности (существует в странах, переживающих внутренние конфликты, социальные потрясения, революционные выступления).

    Любая власть нуждается в добровольном согласии людей ей подчиняться. Степень этого согласия определяется уровнем легитимности (латин. legitimus - законный) власти. Следует заметить, что по-своему содержанию данное понятие несколько объемнее, чем соответствующий юридический термин. Легитимность - это признание обществом законности власти и правомерности принимаемых ею решений. В свою очередь обеспечить легитимность политической власти должна ее эффективность, т. е. качество выполнения ею своих общественных функций.

    Как было отмечено выше, политическая сфера жизни общества строится вокруг феномена власти. Она выступает сущностью политических отношений и началом любого политического действия. В политическую сферу входит деятельность государственных организаций и политических партий.

    Политическая сфера общества включает в себя следующие элементы:

    - политический субъект - это политические силы (т. е. конкретная личность или общественная группа) участвующие в политической жизни, реализующие в ней свои интересы и вызывающие в ней политические изменения;

    - политическое сознание людей (массовое, групповое, индивидуальное) - отражает отношение граждан к политической действительности, показывает политическую культуру, идеологические установки, сформировавшиеся традиции данного общества;

    - политическая деятельность людей - это способ их включения в политическую жизнь и форма проявления в ней их активности;

    - политические отношения - это взаимосвязи между людьми, сложившиеся в ходе их борьбы за власть. Они могут выражаться как в форме компромисса, сотрудничества и солидарности, так и проявлять себя в отношениях соперничества и конфронтации;

    - политическая культура - представляет собой сущностную характеристику политического сознания и политического поведения основной массы населения, а так же уровень функционирования политических институтов.

    Взаимосвязь культуры и политики реализуется в таком своем проявлении, как политическая культура людей. Политическая культура - это исторически сформированная совокупность ценностей, норм, политических институтов, способов политического действия индивидов и социальных групп. Политическая культура проявляет себя прежде всего в политическом поведении людей. Исторические традиции и сформированная веками устойчивая система ценностей заметно отличают политическую культуру России. Ей свойственны:

    - авторитет центральной власти;

    - преобладание коллективных форм управления общественными процессами.

    Новая политическая культура России сегодня только формируется и мировой опыт предоставляет различные модели ее проявления. Среди них выделяются:

    - патриархальный тип (характеризующийся отсутствием интереса у населения к политической жизни. Например, подобная ситуация просматривается в ряде стран Африки, в Индии);

    - подданнический тип (сочетающий в себе сильную политическую систему и низкую индивидуальную активность граждан. Примером могут служить богатые страны Персидского залива, Куба);

    - активистский тип (отличающийся и заинтересованностью граждан в политических процессах и активным в них участием. Примером может служить политическая жизнь в развитых странах мира).

    Активистский тип политической культуры, направленный на реформирование общества, отстаивание личностью своих прав и интересов является наиболее желательным вариантом для политической культуры современной России.

    Во взаимоотношениях политики и морали существуют две тенденции:

    - проникновение политики во все сферы жизни общества (в том числе и в нравственную) и полное подчинение себе всех его составляющих;

    - слияние политики и морали и как следствие этого потеря ею (политикой) динамизма и эффективности.

    Сбалансировать политический и моральный критерий весьма не- я просто и лучше всего это удается людям, имеющим разносторонний политический опыт и крепкие нравственные устои.























    2 ФИЛОСОФСКИЙ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ


    2.1 Применение социологического подхода к анализу политических процессов


    Политический анализ это метод, предполагающий мысленное разложение политических явлений на отдельные составляющие, совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации.

    Анализ политических процессов включает в себя выявление его основных субъектов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также саму логическую последовательность этого взаимодействия. Кроме того, в качестве параметров политического процесса можно выделить факторы политического процесса, уровень равновесия, пространство и время его протекания.

    Важным моментом анализа политического процесса является выявление его статических и динамических характеристик, обобщенных в понятиях «политическая ситуация» и «политическое изменение».

    Если понятие анализ политического изменения характеризует специфику динамики политического процесса, то анализ политической ситуации дает «фотографию» политического процесса в конкретный момент времени. Для анализа ситуации характерно статическое представление о параметрах политического процесса. В ходе такого анализа выявляется система связей и отношений между основными элементами политического процесса, сложившаяся на данный конкретный момент.

    Таким образом, создается основа для сравнения нескольких политических ситуаций, различных во времени. Другими словами создается основа для выявления динамики политического процесса (особенностей политического изменения).

    Российский политолог А.Ю. Шутов предлагает следующий алгоритм анализа политической ситуации:

    1. определение степени информационного обеспечения, верификация принятых к изучению данных, определение их достоверности, степени полноты информации, ее качества;

    2. первичный отбор информации, исключение бесполезной информации о политических событиях, не имеющих принципиального значения для анализа данной политической ситуации;

    3. описание политической инфраструктуры с акцентом на те ее составляющие, которые непосредственно задействованы в политическом изменении;

    4. описание содержания действий доминирующего политического субъекта;

    5. описание состояния и политического поведения других субъектов;

    6. описание воздействия внешних факторов, влияющих на политическое изменение;

    7. интерпретация мотивов действий доминирующего политического субъекта, его целей, средств их реализации;

    8. анализ мотивации поведения других политических субъектов, степени принятия (непринятия) ими политического изменения, возможностей, характера, форм и методов противодействия;

    9. анализ возможностей внешних факторов корректировать результат действий доминирующего политического субъекта;

    10. анализ «идеологии политического изменения, ее адекватности достигнутым (достигаемым) целям и задачам».

    Для выявления динамических характеристик политического процесса очень важным является анализ его сюжета. Подобный анализ может осуществляться с помощью инструментария, выработанного в рамках такого научного подхода, как анализ политического дискурса. Кроме того, достаточно интересные результаты для представления динамики процесса дает применение методов формального моделирования, теории игр, а также теорий принятия политических решений.

    Сочетание статического и динамического принципов анализа можно сравнить с процессом производства и просмотра видеопленки. Каждый отдельный ее кадр характеризует ту или иную ситуацию. На основе просмотра каждого отдельного кадра мы можем в какой-то степени охарактеризовать основных акторов, характер и условия их взаимодействия и т.д. Однако данный анализ будет неполным: он будет похож на фотографию, лишен динамики и во многом контекста. Лишь просматривая череду быстро сменяющихся кадров, мы можем составить полное представление о сюжете фильма, о динамике, а также об основных параметрах происходящего процесса.

    Важным элементом изучения статических и динамических характеристик политического процесса является анализ его внешней среды, которая включает в себя социальные, экономические, культурные факторы, влияющие на политический процесс, а также политические изменения более высокого уровня.

    Одним из подходов к исследованию политических процессов, уделяющих значительное внимание анализу среды, является социологический подход. Он предполагает анализ воздействия социальных и социокультурных факторов.

    Влияние социальных и социокультурных факторов может проявляться не только в особенностях индивидуальных или групповых политических акторов в виде интересов, политических установок, мотивов, способов поведения и т.п. Это влияние может также проявляться в виде специфики «разделения» труда в политике, распределения властных ресурсов, а также особенностей отдельных политических институтов. Социальные и социокультурные факторы могут оказывать влияние и на структурные характеристики политической системы. Социальный и социокультурный контекст во многом определяют значения («смыслы») тех или иных действий, а также специфику сюжета политического процесса. Поэтому анализ этих факторов является неотъемлемой частью исследования политического процесса.

    Как правило, такой анализ проводится в рамках такой субдисциплины, как политическая социология. Эта субдисциплина моложе политологии и социологии, на стыке которых она и появилась: ее официальное признание произошло в 50-е годы. Нередко крупные политологи являются одновременно и социологами. Среди них можно назвать такие имена, как С. Липсет, Х. Линц, Дж. Сартори, М. Каазе, Р. Арон и многие другие. Специфика этой субдисциплины заключается в том, что, она представляет собой, по меткому выражению Дж. Сартори, «междисциплинарный гибрид», использующий социальные и политические независимые переменные для объяснения политических явлений.


    2.2 Культурологический подход в политическом анализе


    Наиболее полно и последовательно культурологический подход использовался в дореволюционный период. Его основная идея была разработана киевским митрополитом Иларионом (кон. X нач. XI в.) в «Слове о законе и благодати». Здесь едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина» и отрицаются претензии Византии, присвоившей себе монополию на «благодать» (т.е. христианство) и рассматривавшей «молодые народы» как лишенных собственной истории варваров. В «Слове» равно осуждаются как национальная замкнутость иудеев, так и стремление к национальному превосходству греков.

    В средние века старец псковского монастыря Филофей формулирует идею о Москве третьем Риме, о Руси как оплоте славянского православного мира.

    В новое время министр просвещение граф С.С. Уваров в теории «официальной народности» разработал идею о 3-х устоях России: «православии самодержавии народности». Трехчленная формула не позволяет ни одной составляющей иметь первенство. В противном случае нарушается традиция русской государственности и искажается национальное самосознание. Так, в политическом аспекте передача первенства православию требует создания теократического государства и его доктрины, что глубоко чуждо и православию и истории России.

    Абсолютизация самодержавия превращает ответственную перед Богом власть Помазанника Божия в диктатуру личности. Национальная самобытность, не соподчиненная с православной духовностью и не гармонизированная сакральной верховной властью, ведет к национальной ксенофобии и тому тупому, агрессивному национализму, который духовность измеряет чистотой крови, а межнациональные отношения выстраивает на уровне архетипа «свои чужие».

    Принцип «народности» означал ориентацию политики на православное большинство российского народа. В духовной жизни России сохранялась целостность культуры и личности.

    В советское время уваровская триада глубоко трансформировалась: православие в социалистическую идеологию, самодержавие - в руководящую роль партии, народность в защиту интересов советского народа.

    Таким образом, на протяжении всей своей истории Россия была идеократическим обществом, страной, которая руководствовалась стратегической идеей, поднимавшей народ выше животной сытости к духовной жизни, к идеалу.

    Впервые, в постсоветский период, Россия потеряла стратегическую идею, перестала быть идеократическим обществом. Не случайно, поставленная первым президентом Р.Ф. Б. Ельциным перед российскими учеными задача разработать национальную идею к успеху не привела, так как реализация такой задачи противоречила избранному либерально-демократическому курсу власти.

    Призыв власти создать в России потребительское общество по западному образцу, истребляющее свою духовность, в безудержной гонке за материальными благами уничтожающее свою мать-природу, объединить и воодушевить русский народ не сможет. Более того, она приведет к еще большему расколу общества.

    Лучшие страницы русской истории связаны с подъемом национального самосознания. В один из самых страшных периодов, грозящих самому существованию русского народа, лишь обращение к национальным ценностям спасло страну. К июню 1941 года немецкая армия была лучше вооружена, прошла отличную школу победоносных войн в Европе, начала свою войну, а русские были вынуждены защищаться, уступая немцам по всем указанным позициям, но выстояли исключительно благодаря силе духа, волевым качествам и особенностям национального характера.

    На начало войны русские продолжали быть православной нацией, живущей в условиях атеистического государства. Немцы были по преимуществу протестантской нацией, живущей при режиме, исповедующем оккультно-мистическую идеологию. Государственные идеологии оказали поверхностное влияние на национальную духовность, что подтверждается поразительной активностью православной церкви и маргинализацией национал-социализма после поражения Германии. Принятые и понятые нацией идеологии и духовные системы так безболезненно не умирают национальные идеологии живут долго, и нации борются за них как за собственное «Я», без которого вообще не может идти речь о нации и перспективах ее исторической жизни.

    Благодаря православию и развившимся на его основе принципам национального и государственного жизнеустроения мы вошли в войну как традиционное общество, сохраняющее значимость национального единства, иерархичность (сословную, духовную, нравственную) внутри национального целого, соподчиненность личности и общества и государственный патернализм, рождающий доверие к власти. Это, конечно, общие принципы, но они обретали жизненную важность в условиях войны.

    Перемещение и размещение эвакуированных было заслугой государства, но то, что эвакуированные от Поволжья до Сибири были приняты, нашли приют заслуга, прежде всего, традиционного уклада жизни, сохраненного русскими и другими народами России (СССР). Почти все, вспоминающие это страшное лихолетье, повторяют, что все жили как родные.

    И понятие «патернализм» наполнялось тогда вполне конкретным содержанием. Обеспеченность работой, пусть и при символической зарплате, но в условиях обеспеченной карточной системы, уверенность в государственной защите, низкий для войны уровень преступности, незначительная коррумпированность гос - и партаппарата рождали доверие к государству как защитнику и покровителю всех членов общества.

    Немцы начали войну объединенными национал-социалистической идеологией, под которой легко просматривалась та расщепленность национальной жизни и социальных связей, которая характерна для буржуазной нации. Протестантизм, прочно утвердившийся в немецком сознании (исключая католический юг), уже три века был господствующей идеологией и формой психологии и специфической духовностью немцев. Он разрушил национальное целое в угоду самоценности личности (что фиксируется в ницшеанском сверхчеловеке) и потому идеологизированное единство немцев было до тех пор прочным, пока идеология подтверждалась победными маршами вермахта по Европе. Как только было встречено реальное сопротивление, начался распад немецкой псевдоцелостности. Вот почему на поверхности обнаруживается в Великой Отечественной войне борьба двух идеологических систем, а содержательно война шла между русским традиционным обществом и немецкой буржуазной нацией.

    В битву, следовательно, вступили две нации с разными представлениями о себе и о своем месте в истории. Немцы начали войну вооруженные идеей национальной исключительности и расового превосходства. В философской и поэтической традиции Германии эта идея отслеживается уже с XVIII века.

    Что противопоставили русские немецкой доктрине национального превосходства? Конечно, не идею всечеловеческого единения, не всепрощение и братскую любовь в том смысле, в каком эти великие идеи были абстрактно осмыслены XIX веком. Мы тоже вспомнили архетип «они-мы», мы тоже были вынуждены воспользоваться этнической дихотомией «свои-чужие», но только вовлечение этого древнейшего этнического самоопределения в современность произошло на основе православной традиции, не важно, осознано или бессознательно была введена в национальную и личную психологию поколения, принявшего на себя удар.

    Идея национального превосходства теологически интерпретируется как гордыня страшный сатанинский грех, которому нет прощения, но обязательно последует наказание. В сакральном смысле на нашу страну напало сатанинское воинство (вспомним об исповедании верхушкой III рейха инфернальных культов), и борьба с ним на уничтожение была священной без всяких метафор и аллегорий. Святая Русь поднялась на борьбу с бесовством, и наша национальная правда, освященная праведниками, святителями, новомучениками, ответила на вызов темных сил. Оказывалось, что тогда, в грозах и бурях войны, сосредоточившись на национальных ценностях, приняв во спасение меч Христа, наш народ, наши отцы и деды противопоставили сатанизму чистоту православия, национальному превосходству национально-государственную независимость, сверхчеловеку соборность русской национальной жизни. И потому Россия победила.

    В 90-е гг. XX в. для политической элиты России было характерно стремление отказаться от традиционных российских ценностей, которые рассматривались как препятствия на пути демократического и рыночного развития по западному образцу. Более того, из основного документа, идентифицирующего личность, убрали графу «национальность», с чем молчаливо согласился русский народ; ряд других народов России (например, татары) отстояли свою национальную идентификацию. Граждане современной России испытывают проблемы с коллективной идентичностью по большому счету, их мало что объединяет: нет ни общей идеологии, ни общих целей и интересов. Страна «зависла» на промежуточной ступени между распадающейся советской идентичностью и так пока не сложившейся национально-государственной идентичностью (россияне). В неустойчивой ситуации «переходного общества» национальная принадлежность является способом вновь ощутить себя частью целого, найти поддержку и опору в традиции.

    Центральной системной проблемой главным тормозом развития современной России является несовпадение, принципиальное различие идентификаций политической элиты, сформировавшейся в провальные 90-е гг. XX в., отождествляющей себя с Западом, где их деньги, собственность, зачастую, дети и даже гражданство, и народом России, идентифицирующим себя с собственной страной. Именно поэтому Россия впервые за всю свою историю не имеет национальной идеи, перестала быть идеократической страной.

    Начало XXI века пришлось на два президентских срока В. Путина. Итоги президентства Путина противоречивы и получили самые разные оценки. «Кремлевская школа политологов» сформировала в массовом сознании глубоко позитивный образ второго российского президента. Однако острые критические суждения и обобщения о путинской эпохе высказывают не только аналитики коммунистической ориентации, но и их категорические оппоненты. Обычно на деле поддерживающий власть В. Жириновский, в ходе президентской компании 2008 г. дал негативное обобщение итогов путинского правления: «…Укрепление государства осуществлялось по «византийским» принципам системы управления страной пытаются править группы влияния, принимающие стратегические решения кулуарно. Бюрократия пытается создать в России систему, основанную на произволе высших чиновников, за которыми «строятся» бюрократы всех уровней. Беда России еще в том, что в ней никогда не жили в соответствии с законодательными актами…. В результате коррупция, казнокрадство стали в России почти образом жизни для отдельных слоев общества. Коррупционеры и бюрократы фактически блокировали или, в лучшем случае, резко «затормозили» все «благие начинания» начала XXI в. в России». Проанализируем три главных составляющих итогов президентства Путина экономическую, социальную и политическую.

    Наиболее впечатляющим, знаковым показателем позитивных достижений путинской эпохи является сокращение внешнего государственного долга: были погашены его две трети (со 150 млрд. долларов при Ельцине до 50 млрд. к 2008 г.). Шло накопление золотовалютных резервов, и по их объему Россия вышла на 3-е место в мире. Все эти годы бюджет сводился с профицитом, который постоянно нарастал.

    Однако главной причиной экономических успехов явился стремительный рост, начиная с 2000 г., мировых цен на нефть; львиную долю роста ВВП обеспечивали добывающие отрасли. Таким образом, успехи экономики в 2000-е гг. основывались на экстенсивных, а не интенсивных факторах роста. В российской экономике не произошло структурных изменений, подготавливающих ее переход в постиндустриальное состояние. По объему ВВП, что неизменно с гордостью подчеркивало политическое руководство, Россия вошла в мировую десятку, но в развитии современной экономики ее отставание от передовых стран даже углубилось. Российская экономика упрочила свои позиции в мире исключительно в качестве топливно-сырьевого сектора. Объем российского хайтека (новых технологий) уступает американскому в 80-120 раз, его доля в отечественном ВВП от 0,6 до 1%.

    Россия не смогла преодолеть застойных явлений в экономике, характерных еще для советского времени. Например, по производительности труда как отставала, так и отстает от США в 4 раза; по этому показателю она в несколько раз отстает от Бразилии, Индии, Турции, стран Центральной Европы, одновременно с ней перешедших от командно-административной экономики к рыночной. В рейтинге глобальной конкурентоспособности с 59 места в 1998 г. она переместилась на 58-е в 2007 г. Согласно рейтингу Европейского банка реконструкции и развития Россия к 2008 г. заняла последнее место среди 29 стран, осуществивших в конце XX века переход к рыночной экономике, по уровню ее поддержки государством. Зато в рамках частного сектора интенсивно происходил передел собственности в пользу новых лиц, вошедших в политическую власть при Путине (так называемое государственно-чиновничье рейдерство).

    Наконец, громадное количество свободных денег, полученных Россией в «тучные годы» от продажи природных богатств страны, не вкладывались в экономику, а отправлялись в западные банки, в основном США (стабилизационный фонд). До сих пор страна использует постоянный производственный капитал, созданный в дореволюционное и советское время. Он изрядно обветшал, производственные фонды не обновляются. Главная причина аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 г., которая будет стоить народу миллиарды долларов изношенность оборудования на 85%. Количество техногенных катастроф будет возрастать, если производство не будет радикально модернизировано.


    2.3 Философский подход в политическом анализе


    Философский подход к предмету политической философии нашел свое отражение в ряде учебных курсов по политической философии, которые читаются сегодня в вузах России. Он детально изложен в работах А.С. Панарина, И.А. Василенко, а также в публикациях.

    Суть подхода состоит в том, что проблемно-тематическое поле политической философии разделяется на несколько отраслевых компонентов, сходных с принятой в России структурализацией предмета философии и смежных с нею дициплин (например, со структурой философии истории).

    - В соответствии с данным подходом выделяются следующие подразделы политической философии: политическая онтология, политическая антропология, политическая аксиология, политическая эпистемология, политическая праксеология.

    - Рассмотрим в краткой форме структурные компоненты указанных подразделов политической философии.

    Политическая онтология это учение о политическом бытии, включающее следующие ключевые тематические разделы:

    • политическое пространство и политическое время,
    • политическая жизнь,
    • политический процесс («запускные механизмы». векторы, динамика, закономерности, случайности, конфигурации, паттерны, стадиальность, альтернативность, стохастичность),
    • взаимосвязь с другими сферами социальной онтологии (право, мораль, экономика, культура и др.).

    Политическая антропология - учение о «человеке политическом». Здесь рассматриваются следующие вопросы:

    • грани, виды, границы и возможности политической свободы и политического творчества политических субъектов,
    • человек перед лицом власти, экзистенциалы политической жизни человека (политический страх, политические надежды, политическое признание, политический эскапизм, политическое забвение и др.)
    • вопросы политической защищенности личности, условий ее политического, социокультурного и духовного комфорта при определенных политических режимах,
    • гуманистическая цена общественно-политических преобразований,
    • сущность и структура политической ментальности, ее роль в определении специфики тех или иных укладов политической жизни,
    • культурно-антропологическая типология представителей различных идейно-политических течений,
    • региональные и национальные политико-антропологические типы,
    • политическая эволюция и культурно-политические особенности массового человека («одномерного человека»),
    • трансформация политической жизни человека в информационном обществе,
    • антропологические основы политической мифологии и политического лидерства и др.

    Политическая аксиология - это учение об универсальных и идеологических политических ценностях, системах и типах ценностных ориентаций в политическом мире. В политической философии философско-теоретическому анализу традиционно подвергались такие ценностные антиномиии как:

    • порядок и хаос (анархия),
    • свобода и рабство,
    • гражданственность и подданичество,
    • легитимность и произвол,
    • справедливость и несправедливость,
    • равноправие и неравенство в правах,
    • политическая целостность и политический раскол,
    • сохранение (консервация) и изменение ( реформа, революция),
    • интернациональность и национальная самобытность,
    • ответственная политика и безответственная политика и т.п.

    Политические ценности имеют нравственную окраску и тесно связаны с такими этическими ценностями как общее благо, правда, честность, человеческое достоинство и др.

    Существуют также идеологически ориентированные ценностные системы координат. В сочетании с определенными идеями, принципами, практическими установками они образуют дискурсивно-идеологические комплексы различных идеологических направлений в политике. Таковыми являются дискурсивно- идеологические комплексы многообразных разновидностей консерватизма, либерализма, социализма, коммунизма, радикализма, национализма, расизма, космополитизма, тоталитаризма и др. Политическая философия не только рассматривает уже сложившиеся дискурсивно-идеологические комплексы, но и занимается конструированием новых идеологем, прогнозированием ожидаемых идеологических трендов, конструируя при этом модели будущих идейно-политических и культурно-политических ситуаций как регионального, так и общемирового масштабов. К примеру, в настоящее время весьма актуальным для политической аксиологии является вопрос о перспективах политической толерантности как либеральной ценности в ситуации мультикультурности.

    Политическая эпистемология рассматривает проблемы познания мира политического, логических структур концептуального освоения политического бытия, его философских, парадигмальных и идеологических основ. Одной из центральных проблем политической эпистемологии является вопрос о специфике языка политической идеологии и политического мифотворчества.

    В рамках политической эпистемологии осуществляется анализ фундаментальных понятий и категорий политической науки с позиций их логико-познавательных и эвристических функций, разрабатываются новые парадигмы и термины, выявляются новые смысловые аспекты уже знакомых понятий.

    Политическая эпистемология в настоящее время представлена множеством методологических течений, среди которых можно выделить следующие: политическая метафизика и теология; политическая историология; политический позитивизм; политический рационализм; политическая герменевтика; политическая феноменология; политический конструктивизм; политический постмодернизм; политическая синергетика; политическая семиотика.

    Политическая праксеология формулирует концепции политико-преобразвательной деятельности политических субъектов. Ее главным предметом анализа выступает политическое творчество масс, народов, классов, институтов, элит, лидеров и исторических личностей. Другими словами, политическая праксеология это философия политического искусства искусства политического управления, политического властвования и волеизъявления. Это искусство совместной жизни и сопротивления тому, что общественном сознании воспринимается как несправедливость, угнетение, произвол и т.п. В силу своей прагматической направленности политическая праксеология оказывается отчетливо ангажированной философско-политической субструктурой. Ярким тому примером является такой политико-праксеологический раздел теории марксизма-ленинизма как научный коммунизм.

    Помимо вышеназванных разделов политической философии можно также выделить политическую кратологию как развернутое учение о политической власти, а также политическую коммуникативистику как комплекс учений о политической коммуникации как определенном типе информационно-коммуникативных обменов.


















    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

    Философский подход рассматривает культуру наиболее обобщенно. Как известно, философ анализирует любое явление целостно. Философский анализ, в отличие от научного познания, позволяет широко осмыслить культуру, а также рассмотреть ее сквозь призму дихотомий (противоположностей) «идеальное / реальное», «естественное / искусственное», «субъективное / объективное», «структура / деятельность» и т.д.

    Социологический подход к науке раскрывает зависимость науки от потребностей развития техники, от существующих социально-политических структур, от складывающегося научного сообщества, его ценностей и норм, от религиозных ориентаций ведущих англ. учёных 17 в. Мертон связывает возникновение науки с пуританизмом (что касается только анг. науки), делая осн. акцент на формировании норм науки как социального института.

    Для структурно-функционального анализа важно понять любой соц. институт с точки зрения функционирования системы ценностей и норм поведения. Мертон формулирует основные характеристики этноса науки, или нормативных регулятивов научной деятельности универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм.

    В рамках культурологического подхода к науке все существующие на Земле цивилизации были разделены (Тойнби) на традиционные и технократические. Различия традиционной и техногенной цивилизации носят радикальный характер, который в значительной мере распространяется и на науку.

    Политический анализ это метод, предполагающий мысленное разложение политических явлений на отдельные составляющие, совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации.

    Одним из подходов к исследованию политических процессов, уделяющих значительное внимание анализу среды, является социологический подход. Он предполагает анализ воздействия социальных и социокультурных факторов.

    Влияние социальных и социокультурных факторов может проявляться не только в особенностях индивидуальных или групповых политических акторов в виде интересов, политических установок, мотивов, способов поведения и т.п. Это влияние может также проявляться в виде специфики «разделения» труда в политике, распределения властных ресурсов, а также особенностей отдельных политических институтов. Социальные и социокультурные факторы могут оказывать влияние и на структурные характеристики политической системы. Социальный и социокультурный контекст во многом определяют значения («смыслы») тех или иных действий, а также специфику сюжета политического процесса. Поэтому анализ этих факторов является неотъемлемой частью исследования политического процесса.

    Наиболее полно и последовательно культурологический подход использовался в дореволюционный период. На протяжении всей своей истории Россия была идеократическим обществом, страной, которая руководствовалась стратегической идеей, поднимавшей народ выше животной сытости к духовной жизни, к идеалу.

    Философский подход к предмету политической философии нашел свое отражение в ряде учебных курсов по политической философии, которые читаются сегодня в вузах России. Он детально изложен в работах А.С. Панарина, И.А. Василенко, а также в наших публикациях.

    Суть подхода состоит в том, что проблемно-тематическое поле политической философии разделяется на несколько отраслевых компонентов, сходных с принятой в России структурализацией предмета философии и смежных с нею дициплин (например, со структурой философии истории).

    Таким образом, были решены поставленные цели и достигнута цель работы.



























    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    Законодательные документы (нормативно-правовые акты)

    1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М. : Феникс, 2011. 63 с.


    Однотомные учебники и учебные пособия

    1. Бетанов, И. О. Политология: краткий курс лекций: учебнометодическое пособие / И. О. Бетанов. Гомель: ГомГМУ, 2012. 167 с.
    2. Бенетон Ф. Введение в политическую науку /пер. с фр. М.: Издательство «Весь мир», 2002. с.65.
    3. Василенко, И. А. Политология: учебник / И. А. Василенко. Москва: Юрайт, 2013. 423 с.
    4. Василенко И.А. Политическая философия: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004.
    5. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. Москва: КноРус, 2015. 514 с.
    6. Гаджиев, К. С. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. Москва: Юрайт, 2015. 467 с.
    7. Горелов, А. А. Политология: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. Москва: КноРус, 2013. 180 с.
    8. Демидов, Н. М. Основы социологии и политологии: учебник / Н. М. Демидов. Москва: Академия, 2012. 204 с.
    9. Козырев, Г. И. Основы социологии и политологии: учебник / Г. И. Козырев. Москва: Форум: ИнфраМ, 2012. 270 с.
    10. Короленок, Л. Г. Основы политологии: пособие / Л. Г. Короленок. Гродно: ГрГМУ, 2012. 235 с.
    11. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. Москва: Проспект, 2015. 444 с
    12. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. Минск: Вышэйшая школа, 2014. 366 с.
    13. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник / Р. Т. Мухаев. Москва: ЮНИТИДАНА, 2013. 663 с.
    14. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие / Р. Т. Мухаев. Москва: Проспект, 2015. 223 с.
    15. Миллер, Дэвид. Политические учения: краткое введение / Дэвид Миллер: пер. с англ. В. Куштаниной. М.: Астрель: АСТ, 2007. с.98.
    16. Основы политологии: учебное пособие / А. В. Понеделков и др. РостовнаДону: Феникс, 2012. 476 с.
    17. Политология в вопросах и ответах. (Консультации политологов). Учебное пособие под ред. Е.А. Ануфриева. М., 1994. С. 14-15
    18. Политология: учебник / И. Е. Тимерманис и др. Москва: Юрайт, 2015. 701 с.
    19. Политология: учебное пособие / О. В. Козлова, Т. К. Красных. Москва: Флинта: Наука, 2015. 187 с.
    20. Политология. Практикум: учебнометодическое пособие / И. А. Черкасов, Н. П. Черкасова. Минск: БГУФК, 2012. 260 с.
    21. Политология: учебник / В. Н. Лавриненко и др. Москва: Юрайт, 2012. 519 c.
    22. Политология: учебное пособие / С. В. Решетников и др. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2012. 255 с.
    23. Политология: учебник / С. В. Решетников и др. Минск: ТетраСистемс, 2013. 523 с.
    24. Политология: учебник / В. И. Буренко и др. Москва: КноРус, 2013. 387 с.
    25. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. М.: Новая школа, 1996.

    Статьи из журналов

    1. Основы политической науки. Учебное пособие для вузов под ред. проф. Пугачева В.П. М., 1994. С. 22-23
    2. Русакова О.Ф. Пролегомены к теории дискурса современной политической философии и роль масс-медиа в формировании новых идеологий // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 6. Екатеринбург: УрО РАН, 2006. С. 212 229.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Подходы к политологии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.