ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Официальное толкование права: сущность, виды, акты»
Выполнил:
Студент 571 учебной группы
юридического факультета
Калугин Максим Александрович
Проверил:
__________________________
(решение о допуске к защите)
Научный руководитель:
______________( Е.В.Кузнецова)
(подпись) (Ф.И.О.)
Оценка______________
Вологда 2018
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 толкования права4
1.1. Понятие и содержание 4
1.2 Способы толкования права………………………………………
ГЛАВА 2 Официальное толкование права в современном государстве
2.1 Понятие и основные признаки официального толкования права…………………………………………………………………………..
2.2 Виды официальных толкований права…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Со временем существующая система права все более усложняется и развивается. Прежде всего, это связано с появлением существенно новыми типами взаимоотношений, в том числе имущественным, для регуляции которого необходимо совершенствовать и расширять существующее законодательство. Возрастает необходимость применять в тексте законов обобщенные и теоретические понятия и категории, которые могут быть конкретизированы и индивидуализированы в условиях каждого появляющегося юридического казуса.
Необходимость четкого преставления о содержании действующих норм возникает в ходе правотворческой работы. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм судебными органами, прокуратурой и других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности политических партий, общественных объединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д.
Основнымпринципом любого правовогогосударстваявляется подчинение закону во всех сферах жизни государства. Его реализации способствует правильное понимание смысла и содержания закона всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Как известно, законы создаются длятого, чтобы они использовались и
реализовывались. Толкование права это процесс направленный на уяснение и разъяснение правовых норм. Таким образом, правильное толкование законов является залогом их верного и эффективного применения.
Официальное толкование права является одним из видов толкования права ( ссылка на страницу), оно занимает значимое место в устройстве правового регулирования, участвует в процессах правотворчества, реализации права, систематизации законодательства.
Официальное толкование способствует обеспечению единства понимания правовых актов и цельности их применения, укреплению законности в правовой деятельности, в общем.
Официальное толкование права представляет собой одну из самых сложных теоретических и практических проблем, существующих в общей теории права и государства, отраслевых юридических науках.
В связи с вышеизложенным актуальность приобретают традиционные общетеоретические вопросы толкования права, специфика официального толкования применительно к его субъектам, видам издаваемых ими актов официального толкования, их практическому значению, особенно в правоприменительной деятельности.
Аспекты темы исследования недостаточно изучены в юридической литературе. Официальное толкование права является одним из видов толкования права в целом. Такое подчиненное положение официального толкования права предопределило то, что этот аспект освещался практически во всех работах, посвященных толкованию в целом.
Однако, как правило, подробно проблема официального толкования права не разрабатывалась.
Основными задачами при написании данной работы являются:
1. определение наиболее полного и четкого определения понятия «официального толкования права», выявление причин и обоснование необходимости толкования норм права;
2. выявление основ методологии используемой при толковании, исследование основных приемов, используемых в процессе толкования;
3. исследование основных критериев классификации по видам;
4. изучения актов официального толкования как результатов право толкующего процесса, выявления основных характеристик, их места в системе и связей с другими правовыми нормами.
Объектом данного исследования является теория толкования права и ее результаты. Предметом исследования является деятельность отдельных субъектов права по осуществлению толкования права.
ГЛАВА 1 Сущность толкования права
1.1 Понятие и содержание
Термин «толкование» (interpretatio) многозначен. Под толкованием зачастую понимается любой познавательный процесс, направленный на разъяснение явлений природы или общественных явлений. В более узком смысле слова под толкованием понимаются объяснения выражений, формул, символов, т.е. знаков естественного или искусственного языка.
Термином «толкование» обозначается также совокупность значений (смыслов), которые придаются знакам естественного или искусственного языка. Таким образом, под толкованием понимается с одной стороны, определенный мыслительный (познавательный) процесс, направленный на объяснение знаковой системы, а с другой результат этого процесса, выраженный в совокупности высказываний естественного языка, придающий указанной системе определенное значение (смысл).
Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление, его можно рассматривать в двух аспектах:
1. уяснение смысла нормы и его объяснение, т.е. процесс мышления лица, изучающего правовую норму. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта - разъяснения нормы права и т.д.;
2. толкование предполагает разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера.
В своей разговорной речи люди часто употребляют выражения, в которые входит термин «толкование». В словарях даются разные определения данного понятия. Так, в Этимологическом словаре русского языка толкование определяется как мыслительная деятельность различных субъектов, процесс отражения объективной реальности и «перевода» ее на доступный язык отмечает, что толковать значит, давать чему-нибудь какое-нибудь объяснение, определять смысл чего-нибудь . Употребление понятия «толкование» возможно в любой отрасли человеческой деятельности. Естественно, в юридической сфере также существует понятие «толкование». И связано оно с определенной интеллектуально-волевой деятельностью, направленной, прежде всего, на определение точного смысла норм права, т.е. их уяснения. Субъект, познавший смысл нормы права, может ее разъяснять другим субъектам. Следует отметить, что толкование важно на всех стадиях правового регулирования: в ходе правотворчества; при систематизации права; при разных формах его реализации. Так, в процессе реализации права большое значение приобретает вопрос о том, чтобы текст нормы права воспринимался всеми участниками правоотношений одинаково, т.е. речь идет о правильном толковании этих норм или, иначе говоря, содержании выраженной в ней воли законодателя. При этом толкование норм права необходимо осуществлять при всех формах его реализации: использовании, соблюдении, исполнении, применении, а также в познавательных целях. Чтобы реализовать норму права либо познать ее, субъекту просто необходимо усвоить ее смысл, а это можно сделать не иначе как ознакомившись с ней и уяснив ее содержание с помощью различных приемов. А уже после этого можно ее и разъяснять другим субъектам права. Итак, толкование норм права (интерпретационная деятельность) это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на определение точного смысла текста правовой нормы и состоящая из двух этапов: уяснения и затем, при необходимости, разъяснения правовой нормы.
«Уяснение правовой нормы это процесс осознания, понимания нормы права субъектом правотворчества или субъектом правоприменения для самого себя. Толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет сам содержание правовой нормы. Например, законодатель, издавая закон, должен прежде всего понять для самого себя его смысл. Сотрудник полиции, применяя задержание, должен предварительно уяснить для себя содержание соответствующих правовых норм. Уяснение это необходимый подготовительный этап для правильного решения конкретного дела, издания акта разъяснения нормы права и т.д. Уяснение необходимо при всех формах реализации права.»
«Разъяснение правовой нормы это процесс распространения правильного понимания правовых норм субъектом правотворчества или субъектом правоприменения для других заинтересованных лиц. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Например, разъяснения дают пленумы Верховного Суда России, прокуроры, юрисконсульты. Цель разъяснения обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана» [5]
Некоторые ученые (например, А.С. Пиголкин, А.С. Шабуров) так же считают, что толкование права включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение. Они считают, что «разграничение уяснения содержания правовых норм и его разъяснения оправдано лишь в методических целях».
Уяснение-это мыслительная деятельность лица, направленная на объяснения заложенной в словесной формулировке воли законодателя. Смысл нормативного предписания уясняется «для себя». Используются при этом соответствующие приемы и способы грамматическое (текстовое) толкование, системное толкование, историко-политическое толкование и др.
Разъяснение это деятельность управомоченных органов и лиц, а также других субъектов, связанная с доведением до заинтересованных профессиональных групп и субъектов правореализации действительного смысла и единообразной реализации в практической работе, преодоления коллизий, нестыковок, неясностей в правоприменительной практике. Разъяснение нормативного предписания может быть официальным, зафиксированным в акте толкования управомоченного субъекта, соответственно, формально обязательным для правоприменяющих субъектов. Разъяснение нормативного предписания может быть предложено в форме рекомендаций и советов, не имеющих формального обязательного значения. Официальное разъяснение нормативного предписания обладает всеми признаками правовой формы государственной деятельности и может квалифицироваться как интерпретационный процесс.
Толкование правовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях их наиболее правильной реализации.
Толкование является необходимым и очень важным элементом юридической деятельности, хотя во многих случаях этот процесс внешне незаметен, поскольку происходит зачастую автоматически, как само собой разумеющийся, без ясно выраженной цели толковать словесное выражение правовой нормы. Это объясняется тем, что толкование нормативного акта обычно является не самоцелью, а лишь средством для того, чтобы правильно со знанием дела осуществлять правовые нормы в реальной жизни, а также издавать подзаконные нормативные акты. [1]
Необходимость толкования норм права обусловлено их признаками, особенностями форм выражения внешне и функционирование. Неясность правовой нормы может внешне проявиться в таких формах: недостаточная определенность; недостаточная точность тех или других слов и выражений в нормативном акте; неполнота нормы, когда законодатель не принял во внимание некоторые стороны общественных отношений, что он хотел урегулировать; внутреннее противоречие самой правовой нормы.[2]
«Толкование норм права это деятельность субъектов по осознанию и разъяснению действительного содержания правовых норм с целью обеспечения обоснованной и полной реализации их предписаний.» [3]
Предмет исследования при толковании правовая норма, за пределы которой при строгом соблюдении режима законности интерпретатор ни в коем случае не вправе выйти. Норма права в силу своей абстрактности может учитывать не только факты, возникновение которых предвидел законодатель, но под ее действие могут подпасть и непредвиденные законодателем, вновь появляющиеся факты и ситуации.
Правильное толкование норм права необходимое для всех форм реализации правовых норм при соблюдении, использовании, выполнении, и особенно при применении норм права.
Толкование активная, творческая и кропотливая деятельность, своего рода искусство, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Но эта деятельность не должна быть направлена не на то, чтобы обойти веление закона, расширить или сузить смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобы правовую норму правильно и всесторонне исследовать, выяснить тот смысл, который законодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя нормы права, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубоко разбираться в специфике каждого рода общественных отношений. Кроме того интерпретатору нужны определенные знания в области логики, грамматики, психологии, истории и т.д
«Необходимость толкования обусловлена такими причинами:
1. Неполный охват юридическими нормами фактических условий жизни (например, отсутствие статьи по такой разновидности хулиганства, как радиохулиганство, дает возможность- в результате толкования распространить на радиохулиганов действие статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации);
2. Неопределённый характер нормы права, наличие специальных, прежде всего оценочных, понятий и определений, в которых нелегко разобраться юридически неподготовленному человеку без специального толкования (например, следует разъяснить, что означают такие понятия, как «тяжкие последствия», «малозначимые деяния» и др.);
3. Нечеткость, схематизм, ошибочность нормативных положений как результат недосмотра, халатности правотворческих органов (например, в связи с недостаточным перечислением всех признаков вины их можно установить только толкованием);
4. Необходимость толкования норм права иногда вытекает из содержания самого нормативного акта, когда в нем встречаются выражения «и т.д.», «и т.п.», «другие» и т.п. Установить их истинное значение возможно только с помощью толкования.»
5. Нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней. [4]
1.2 Способы толкования права
Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.
В юридической науке и практике различаются следующие способы (некоторые авторы называют их « приемы») толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.
Грамматическое толкование (грамматический способ). Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Поэтому при толковании закона в первую очередь встает необходимость выяснения терминологического или грамматического содержания отдельных понятий, из которых складывается содержание текста. Для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т.д.), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложения (знаки препинания, соединительные и разъединительные союзы и др.). В этом смысле толкование правового акта сходно с уяснением смысла любых письменных источников (газетных или журнальных статей, художественных произведений).
Логическое толкование. Это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Именно посредством названного способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности. Если грамматическое толкование ставит своей задачей выяснение буквального содержания того, что закреплено непосредственно в тексте, то логическое имеет целью с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. При этом наряду с правилами формальной логики интерпретатор должен использовать и законы диалектической логики.
Систематическое толкование. Существование данного способа толкования предопределено системностью права. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с другими нормами или иными нормативными актами. Будучи объединенными в систему, нормы права не существуют независимо друг от друга. Поэтому для полного и правильного уяснения смысла конкретной нормы недостаточно ее текстуального анализа, а требуется исследования ее связей с другими предписаниями. Зачастую сам текст нормативного акта содержит основания для систематического толкования. К нему, в частности, следует прибегать при реализации бланкетных и отсылочных норм, при наличии в них выражений типа «и другие», «в аналогичных случаях».
Историко-политическое толкование предполагает учет исторической (экономической, социально-политической) обстановки в стране на момент издания норм и на момент их реализации. Такое толкование тем более необходимо в случаях , когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения.
Специально-юридическое толкование основано на специальных профессиональных знаниях правовой науки и юридической техники. При формулировании правовых предписаний законодатель использует разнообразные юридико-технические средства и приемы, различные методы, способы и типы правового регулирования, что и обуславливает потребность интерпретатора в специальных юридических (и прежде всего, научно-теоретических) знаниях. Прежде всего, это касается токования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя знание таких, например, категорий как «тип правового регулирования», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др.
Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Подобное толкование необходимо не всегда. Однако если в стране резко меняется общественно-политическая обстановка, специфика обстоятельств дела, без выяснения цели невозможно принять правильное решение. Так, Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» имел цель «обеспечение и защиту конституционных прав граждан на землю». С учетом названных целей субъекты права и должны толковать (и применять) положения Указа, исходя из приоритетной цели защиты интересов именно граждан ( а не организаций).
Функциональный способ предполагает, что интерпретатор толкует содержание нормы с учетом конкретных особенностей (места, времени, личности). Прежде всего, это касается толкования так называемых «оценочных» терминов («уважительные причины», «значительный ущерб», «крайняя необходимость», «неблагоприятные условия» и т.д.). С учетом конкретных условий одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными или неуважительными, вред существенным или несущественным. Нередко законодатель прямо обязывает правоприменителя учитывать конкретные условия, т.е. обращаться к функциональному толкованию. Так, согласно ст. 81, 83 Семейного кодекса РФ размеры алиментов на содержание детей суд определяет «с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств». В качестве критериев толкования оценочных терминов выступают политические, нравственные, общесоциальные критерии.
Конечно, для уяснения содержания нормы не всегда возникает необходимость во всех способах толкования. Иногда можно ограничиться лишь грамматическим и логическим толкованием. Однако это не дает оснований игнорировать какой-либо из указанных способов, ибо бывает, что именно он позволяет правильно понять, «поставить точку» в уяснении содержания нормы и правильно применить ее на практике.
ГЛАВА 2
Официальное толкование права в современном государстве
2.1 Понятие и основные признаки официального права
«Официальное толкование права - это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления.»
[6]
Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приема должностными лицами посетителей. Официальное толкование еще часто называется легальным, те официальные разъяснения, имеющие общественный характер и обязательные для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормам.
Официальное толкование может производиться органом, издавшим нормативно правовой акт, называется аутентичным. Обычно содержатся в дефинитивной части правовой нормы. Так же толкование может производиться органом, специально уполномоченным на это. Такое толкование называется легальным.
По сфере применения различают нормативное и казуальное толкование. Оба этих вида относятся к официальному толкованию, т.е. имеют общеобязательный характер. Нормативное толкование распространятся на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Казуальное (казус) - такое толкование, которое дается в связи с рассмотрением какого-то конкретного юридического дела. Такое толкование имеет юридическую силу только для данного конкретного случая. В казуальном толковании так же можно выделить несколько видов в зависимости от субъекта толкования. Наиболее распространены судебное, осуществляемое судебными органами, прежде всего Верховным Судом РФ, и административное, осуществляемое органами административного управления.
По объему толкование разделяют на три вида: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.
Буквальное толкование - это такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, иными словами, дух и буква адекватны. Таких норм большинство. Конечно, это надо еще установить с помощью внимательного анализа, дабы не допустить ошибки.
Однако законодателю не всегда удается полностью совместить дух и букву правовой нормы, и тогда правоприменителю приходится прибегать к расширительному или ограничительному толкованию. Вообще-то наличие таких норм, которые надо суживать либо расширять, нежелательно; это - ненормальность. Но они существуют, и с этим правоведы вынуждены считаться как с реальностью. Ограничительное толкование - это такое толкование, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, в ст.57 Конституции РФ говорится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но вполне очевидно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные (дети, душевнобольные лица) исключаются. Следовательно, толкуем данную норму ограничительно. Вообще, в Конституции многие статьи начинаются со слов: «каждый может», «каждый вправе», «каждому гарантировано», «все свободны», «все равны» и т.д. Но при внимательном изучении оказывается, что далеко не каждый и не все. Объясняется это тем, что законодатель не может без конца делать соответствующие оговорки, он надеется на то, что его правильно поймут и без этого.
Расширительное толкование - это такое толкование, когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения. Например, в ст.6 Конституции РФ фиксируется, что «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». А как быть с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на нашей территории? Распространяется ли данная норма на них, обязаны ли они, в частности, соблюдать законы Российской Федерации? Разумеется, да. Следовательно, толкуем данную норму расширительно. Это тем более ясно, если сопоставить ее с ч.3 ст.62 Конституции РФ, в которой записано, что «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации…».
Чаще всего неофициальное толкование классифицируют только по субъектам, т.е. тем лицам, которые проводят толкование. Выделяют обыденное, профессиональное и доктринальное толкование. Обыденное (повседневное) толкование - толкование права любым субъектом, производимое на основе его правопонимания и правосознания. Профессиональное толкование - это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности). Доктринальное толкование - это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие основные признаки официального толкования права:
- Это деятельность компетентных уполномоченных на то органов.
- Официальное толкование состоит в разъяснении содержания принципов и норм права, в результате которого определяется значение правовой нормы.
- Результатом официального толкования является специальный правовой акт (интерпретационный).
- Этот акт носит обязательный характер, т.е. при применении нормы права обязательно применяется и интерпретационный акт, поскольку без него не может быть уяснено содержание норм права
2.2 Виды официальных толкований права
Судебное толкование -осуществляется судебными органами, и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Оно может быть как нормативным, так и казуальным.
Кроме того, судебное толкование может быть оформлено, например, определениями судебных коллегий второй инстанции и постановлениями президиумов судов надзорной инстанции.
Акты судебного толкования имеют разовое значение, но решения высших судебных инстанций по конкретным делам в ряде случаев имеют значение судебного прецедента (прецедента применения закона) образца, стандарта понимания и применения правовой нормы, сформулированного при рассмотрении конкретного судебного дела и получившего признание в юридической практике. Такие судебные решения публикуются в специальных периодических изданиях (юридических журналах).
«Казуальное толкование это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения-нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.» [7]
Т.е., казуальное правокасается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного, уникального случая.
Судебноеказуальноетолкованиеразъяснениесмысланормы,котораядаетсясудебныморганомпоповодурассмотренияконкретногоделаиобязательналишьдляданногодела.
Административноеказуальноетолкованиеразъяснениесмысланормы,даваемоенетольковрешенииконкретныхдел,ноиввидеуказанийнижестоящиморганам(поихзапросамилизаявлениямзаинтересованныхлиц)отом,каконидолжнырешатьтоилииноедело.Последнеепредставляетсобойтолкование,осуществляемоеминистерствами,ведомствами.Казуальнымадминистративнымтолкованиемявляется,например,приказМинистраздравоохранениявсвязисрассмотрениемжалобы.
Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону).
Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовавали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Однако оно немаловажно для улучшения работы судов, для унификации судебной практики. Большое значение в связи с этим имеют судебные решения, которые публикуются в специальной периодической печати.
«Нормативное толкование праваразъяснениеобщегохарактера,распространяемоенавсеслучаидействиятолкуемогонормативногоакта.Нормативноетолкованиехарактеризуетсягосударственнойобязательностью,распространенностьюнаширокийкругобщественныхотношенийивозможностьюнеоднократногоиспользованиявюридическойпрактике.» [8]
Разновидностьюофициальногонормативноготолкованияявляетсятолкованиеаутентическоеилегальное, определяющеесобойразъяснениенормыправаорганом,ранееееустановившим.Распространяется на более и менее широкий круг субъектов.
«Аутентичное(авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт, т.е. это толкование органами государства своих собственных актов. » [9]
Результатыаутентичноготолкованияимеюттакуюжеюридическуюсилу,какисамаинтерпретируемаянорма;ониоформляютсявясновыраженномвиде(договор,декларация,коммюнике)либонаходятотображениевсогласованнойпрактике
Аутентичное толкование не очень широко распространено, но обладает особой значимостью и специфическими свойствами:
- ему присущобязательный характер,если правоприменитель обращается к акту аутентичного толкования. Проигнорировать акты аутентичного толкования нельзя. Их следует принимать как руководство к действию. Более того, если сравнить акты аутентичного толкования с актами судебного толкования, следует отметить, что первым свойственна повышенная степень обязательности;
- его целью является не просто последующее компилятивное изложение норм, а ихтворческий анализ в связи с выявленными недостаткамипо применению норм права и стремлением не допускать их в будущем;
- по содержанию оно оченьблизко к правотворчеству. Порой их трудно различить, поскольку в результате аутентичного толкования формулируются конкретизирующие положения, иногда содержащие элементы новизны (правоположения);
- оно имеетвспомогательный характерпо отношению к правотворчеству, поскольку акты аутентичного толкования не могут применяться отдельно от толкуемого нормативного акта;
- актам аутентичного толкования свойственнаиерархичность.Их соподчиненность определяется местом правотворческого органа в структуре государственного аппарата.
В целом же аутентичное толкование выполняет важную роль в правовом регулировании, поскольку способствует эффективной реализации права.
Легальное толкование -толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции.
«Для судебной деятельности имеют важное значение разъяснения Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают ошибки и неправильные решения.» [10]
Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех других лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.
К легальному виду толкования можно отнести и Инструкцию МВД России «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел», утвержденную Приказом министра внутренних дел № 300 от 16 июля 1993 г., где разъясняется смысл соответствующих правовых норм с целью их единообразного применения в системе МВД России.
2.3 Акты официального толкования права
Для начала необходимо понять, что же такое акт толкования в целом.
«Акт толкования это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с проблемой сущности толкования, т.е. является ли это правотворческой деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права. В литературе высказываются на этот счет различные мнения. Одни авторы склонны считать акты толкования одной из форм (источников) права; другие ученые утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. На мой взгляд, предпочтительнее вторая точка зрения, поскольку многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в смысле общеобязательными), исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества (Верховный Суд РФ)» [11]
«Акты официального толкования норм права- правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм права.» [12]
Акты официального толкования можно выделить в группы разъяснений, издаваемых различными компетентными органами. Из этого деления можно определить степень обязательности, форму и порядок доведения до сведения субъектов права. Поэтому акты толкования можно подразделить на :
- акты толкования органов государственной власти;
- акты толкования органов государственного управления;
- акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;
- акты толкования общественных организаций;
Многоуровневый характер системы актов официального толкования определяется иерархичностью и сложным составом органов, осуществляющих разъяснение смысла правовых норм. Существуют следующие уровни актов:
- уровень руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
- разъяснения судебных коллегий Верховного Суда РФ;
- разъяснения президиумов Верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов;
При этом приоритет толкования осуществляется по юридической силе.
Проанализировав различные официальные разъяснения, видно, что они представляют собой объективированное выражение уяснения и разъяснения структурных элементов правовых норм. Содержанием акта толкования выступают разъяснение, уточнение либо конкретизация обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.
Целостность системы актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:
Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов.
Акты официального толкования имеют форму аналогичную другим правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др.
Иерархичность актов официального толкования. Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты…, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов.
Властный характер актов официального толкования сообщает им государственную обязательность, что, в частности, выражается в их обеспеченности разнообразными средствами и способами юридической защиты, в том числе и мерами государственного принуждения. Так, например, игнорирование федеральными судьями разъяснений Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении и разрешении юридическим дел, влечет за собой отмену или изменение их правоприменительных актов вышестоящими судебными инстанциями. Статья 81 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде РФ» устанавливает ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений Конституционного Суда РФ.
Тот факт, что официальное толкование обладает свойством государственной обязательности, приравнивает его по юридической силе к разъясняемым им нормам права. Однако это «приравнивание» не означает тождества акта толкования с актом правотворчества, им разъясняемого. Официальное толкование не является самостоятельным источником права и его юридическая сила производна от компетенции субъекта и силы разъясняемых норм. В случае отмены или внесения изменений в разъясняемый нормативный акт, отменяется или изменяется в соответствии с новыми нормами и его официальное разъяснение. Следовательно, официальное толкование права и его акты - это такое разъяснение смысла имеющихся правовых норм, которое, будучи обязательным к исполнению, конкретизирует, уточняет, детализирует уже имеющийся смысл правовых требований, по каким-то причинам недостаточно ясно выраженный в тексте источника права.
«Все акты официального толкования представляют собой сложную, многоуровневую систему особых правовых актов вспомогательных по своему функциональному назначению, призванных обслуживать процессы издания и реализации правотворческих и правоприменительных актов. Отнесение их к системе вспомогательных актов ни в коем случае не принижает их роли в механизме правового регулирования, а позволяет объективно оценивать их в качестве одного из важных средств обеспечения законности и эффективности правового регулирования.» [13]
«Общая черта актов официального толкования заключается в том, что они не ставят задачу создания новых правовых норм. Их задача - логическое развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное разъяснение - это самостоятельная правовая норма или составная часть разъясняемых нормативных актов? Ответ: Это составная часть.» [16]
Из сказанного вытекает вывод о том, что акты официального толкования представляют собой проникнутую внутренним единством иерархическую систему вспомогательных правовых актов. Они служат важным средством правильной и эффективной реализации права путём установленных организационно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.
Заключение
Тема официального толкования права, как известно, в юридической литературе не нова. Ее изучению посвящены научные статьи, разделы книг и даже специальные монографические исследования. Тем не менее до конца она до сих пор не исчерпана. В данной области есть немало вопросов, на которые пока нет ясных и определенных ответов. Все это, конечно, отрицательно сказывается на состоянии в нашей стране юридической практики, ведет к затруднениям при выработке и принятии правотворческих и правоприменительных решений. Следует заметить, что в ходе становления в России нового правового мышления и формирования нового законодательства число таких вопросов еще более увеличилось. Разные суждения высказываются в юридической литературе, в частности, о субъектах официального нормативного толкования права и юридической природе издаваемых ими актов-разъяснений действующих норм права, о пределах такого толкования и практическом применении его результатов. При этом неодинаково понимается роль в таком толковании Конституционного и иных высших судов РФ, а также других органов государственной власти.
Фиксирование правовых разъяснений в форме официальных актов толкования права наиболее последовательно отвечает требованиям правового регулирования, облегчают надзор за исполнением норм права.
Все акты издаются для того, чтобы в течении какого-то периода времени на определенной территории регламентировать поведение определённого круга лиц или объяснять спорные аспекты в законодательстве.
Вообще, акты толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Акт толкования это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания норм права.
Официальное нормативное толкование права является, безусловно, важнейшим видом толкования права. Это связано с тем, что именно оно, прежде всего, вносит единообразие в понимание норм права. Поэтому-то вопрос о нем и обсуждается давно и довольно активно в литературе.
«Основное содержание профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел составляет правоприменение в правоохранительной сфере, а необходимым условием и компонентом процесса правоприменения является толкование норм права. Значит, практическим работникам нужно знать теорию этого вопроса и уметь применять её в своей работе. Официальное толкование права - одна из важнейших сторон профессиональной деятельности любого юриста. Умение правильно проанализировать закон, нормы права, владеть различными способами (приёмами) толкования - показатель профессионального уровня и культуры юриста» х
В ходе работы проведено описание официального толкования права. Выявлены характерные критерии, служащие основой для классификации приемов, используемых при толковании. Объяснены основы методологии толкования, опирающиеся на использовании совокупности способов, для более полного и правильного уяснения и разъяснения смысла и содержания нормы права.
Проблема толкования права в целом, еще мало изучена и требует последующего более широкого рассмотрения. Всеобъемлюще исследовать ее в рамках данной работы, к сожалению невозможно, однако важность ее изучения ,определённо очевидна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
- Инструкция МВД России «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел», утвержденная Приказом министра внутренних дел № 300 от 16 июля 1993 г
- Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Терра, 2015. 224 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16.
Научная и учебно-методическая литература
- Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962, С. 25
- Спасов Б.П. Закон и его толкование, М., 1986. - С. 169
- Пастернак Е.Н. Теория права, Севастополь, 2009 С. 202
- Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник, Харьков 2000, С. 438
- Рассказов, Л. П. Теория государства и права. Учебник. М.:РИОР, 2010. 464 с. (базовый учебник)
- Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ, 2009. 541 с.
- Бошно С. В. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2011. 400 с.
- Лазарев В. В. Теория государства и права. Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М. Юрайт. 2010. 634 с.
- Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011.484с.
- Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник. М. Юрайт. 2010. 379 с.
- Ефремов А.Ф. Единство законности важнейшее условие ее соблюдения// Юридический вестник. 2004. №4.
- Правоприменительное толкование в системе актов толкования права //Актуальные проблемы современной юридической науки (некоторые аспекты). - Волгоград, 2003 г
- Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. и др. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2006.
- Большой юридический словарь // под редакцией А. Я. Сухарева В. Е. Крутских М 2000г. стр. 626.
- Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом РФ// Государство и право №5, 2000.
- В. М. Сырых. Теория государства и права: учебник // М 2001 г.
- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: «Статус ЛТД+», 2006г.
- Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: «Былина»., 2005..