Содержание:
Введение3
Глава 1 Понятие и сущность права5
1.1. Понятие права5
1.2. Сущность права11
Глава 2. Религия как регулятор общественных отношений15
2.1. Религия как регулятор общественных отношений15
2.2. Взаимосвязь права и религии17
Глава 3. Взаимодействие современной правовой системы и религии24
Заключение29
Список используемых источников и литературы31
Введение
Актуальность темы исследования. Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие Потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта X выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма, других религий.
Качественно новым этапом в усилении общественно-политической роли религии стало возникновение церкви - религиозной организации, выступающей в качестве средств упорядочения отношений внутри религиозного объединения и его связей со светскими общностями и организациями. Заметим, что церковь как организация характеризуется всеми основными атрибутами, присущими социальному институту. Ее элементами являются: общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая и внекультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих). В церкви действует определенная система регулятивных норм и правил (религиозная мораль, кононическое право и др.).
По мере развития церкви усиливались и ее политические функции. Постепенно власть церкви частично приобрела политический характер, так как она стала претендовать на роль высшего авторитета в укреплении не только семьи, но и общественной морали, в соблюдении норм и правил, в которых заинтересовано все общество. Церковь стала играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной власти. В последнее время тема взаимоотношения государства и религии вновь становится актуальной. Сложившиеся отношения государства и религии, в том числе государства и Русской Православной Церкви, явно не соответствуют современному положению и запросам России. Приходится констатировать, что сегодняшнее публичное почтительное отношение представителей власти к религии является по преимуществу средством приобретения политических дивидендов, а не свидетельством признания религии в качестве фундаментальной области общественной жизни.
Целью данной курсовой работы является изучение права и религии.
Исходя из цели работы, поставим и решим ряд следующих задач:
- рассмотрим понятие и сущность права;
- исследуем взаимосвязь религии и права;
- изучим взаимодействие современной правовой системы и религии.
Структура работы представлена в виде трех глав, включающих в себя параграфы, введения, заключения и списка используемых источников и литературы.
Глава 1.Понятие и сущность права
1.1. Понятие права
Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и реализующая общественные отношения. Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической литературе выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий право как систему юридических норм (нормативное, или так называемое "узкое" понимание права), б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями; в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости. Социологический и философский подходы дали "широкое" понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д. Представители каждого из названных выше подходов считали его наиболее плодотворным, а полученное в результате определение права - единственно правильным. Но истина, как всегда, не на крайних полюсах непримиримых мнений, а между ними, что и происходит в последних публикациях о праве.
Уясняя суть права и его сущность, уместно вернуться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное (положительное). Естественное право - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности - не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятствовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Теория естественного права занимает достойное место в российском современном правоведение.
Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.
Деление права на естественное и позитивное снимает ряд проблем и споров. Во-первых, теряет смысл "широкое" и "узкое" понимание права, ибо идея естественного и позитивного права четче, полнее и убедительнее теоретически и целесообразнее, конструктивнее в практическом отношении. Во-вторых, возникновение права не связывается с государством, поскольку естественное право возникло задолго до государства и может существовать помимо него. Что касается позитивного права, то оно вне государства немыслимо и является результатом государственной правотворческой деятельности. Позитивное право, по словам Гегеля, есть вообще право, которое действует в государстве. И оно имеет силу потому, что оно есть, а не потому, что оно разумно. В-третьих, становится ясным соотношение между правом и законодательством, которое отражает лишь некоторую часть естественного права. Все остальное право существует в виде принципов, правосознания, иных правовых явлений. Законодательство может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. Организованность и порядок в обществе, сами условия существования человека поддерживаются на основе определенных социальных установок, которые могут существовать либо в сознании, либо выражаются вовне. Праву среди таких установок принадлежит важнейшая роль. Как своеобразному социальному феномену праву присущи следующие общие и особенные признаки.
1) Право состоит из нормативных установок.
Нормативность - явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присушу любому социальному организму. Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочивания и развития мысли и поведения людей. В ее основе - типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной мысли, когда они подчиняются определенным правилам. Фиксируя сгустки человечески знаний в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.
2) Право выражает идеи справедливости и свободы.
Справедливость и свобода - извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека - его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе. Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, а затем получают закрепление в законодательстве. В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризует состояние справедливости в обществе, природу власти и государства.
Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. Для России знаменательна в этом отношении принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. "Декларация прав и свобод человека и гражданина", установившая в ст.1, что "права и свободы человека принадлежат ему от рождения".
3) Право имеет свой предмет отражения.
Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность. Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.
4) Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства непосредственно или через правовые отношения.
Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Каждый человек, если он социально не деформирован, стремится к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиниться нормативным установкам. В этом для него - внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание и психику.
Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения, физического или психического, и касается оно только поведения(а не сознания - как при внутренней обязательности). Обладая внутренней и внешней обязательностью, право способно активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе.
5) Праву присуща специфическая форма выражения - законодательство.
Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права, существуют в разнообразной форме - в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений. Значительная их часть облекается в законодательную форму и становятся положительным правом (позитивным). Законодательство, таким образом, - форма выражения значительной части права. Иная его часть существует в других формах. Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма. Та часть права, которая вовне выражается в законодательстве, т.е. положительное право, приобретает специфические признаки, нередко приписываемые праву в целом. И обусловлены они связью положительного права с государством. Это следующие признаки.
а) Право - возведенная в закон воля. Воля - сознательно обусловленное психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех областях жизни, в том числе и в правовой сфере. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами внешнеобязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение. Создается иллюзия, что право исходит от государства, но на самом деле государство в лице своих законодательных органов "возводит в закон" существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы, т.е. идеи естественного права.
б) Формальная определенность права.
Закрепленные в законодательстве нормативные установки обретают особое свойство - формальную определенность. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил юридической техники.
в) Системность права. Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности и согласованности. Системность в право привносится именно законодательством. Существующие в сознании, в поведении нормативные правовые установки этим свойством не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими.
г) Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований, когда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые.
д) Право - это равный масштаб по отношению к равным людям.
е) Охрана права государством. Государство издает юридические нормы, т.е. "возводит в закон" интересы определенных субъектов, и государство их охраняет. Без такой охраны нет права. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, организационно-технические, воспитательные и превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм.
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушителей, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальными регулятором общественных отношений.
1.2. Сущность права
Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.
При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта: 1. то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная сторона), 2. то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности права:
- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса),
- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Сущность любого права заключается в тех его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития.
Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права, так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.
Таковыми служат свойства права, показывающие:
а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие, б) чью организованную волю они выражают, в) кем такая воля официально формируется, г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.
Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, - воля, которая при определенных условиях превращается в государственную и возводится в ранг правовых норм, права.
Соответственно под сущностью права следует понимать обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную в виде правовых норм.
Такова сущность права по общему правилу, на всех тех исторических этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных общественно - экономических формациях.
Содержание права представляет собой состав всех его элементов, единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны (моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные свойства, именуемые содержательными.
Как и многим другим социальным масштабам поведения, в содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.
Таким образом, содержание права состоит в системе формально - определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.
Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм выражения права, закон может не выражать сути права как целостной системы нормативных регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами справедливости, свободы и правды, с ценностями и приоритетами земной цивилизации.
Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), во - вторых, выделяют право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент связанный с государством. Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет свою специфическую форму. Если сущностью и содержанием права олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется его природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и функционирования.
Право (в этом сугубо юридическом смысле) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Глава 2. Религия как регулятор общественных отношений
2.1. Религия как регулятор общественных отношений
Устанавливаемые любой религией правила поведения представляют собой особый вид социальных норм - религиозные нормы, а не компонент нравственности, права или каких-либо иных социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения-это лишь одна из ее составных частей. Кроме того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и других “священных” книг характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у многих из них индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в котором излагается лишь правило поведения, со всей религиозной нормой.
Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, например, заповеди библейского декалога, которые в различных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важнейшая часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в единого бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и иных общественных отношений. Заповеди предписывают совершенно определенные действия или воздержание от осуждаемых религией поступков.
Религиозная норма, как и другие социальные нормы, имеет общий характер, который проявляется в следующем. Во-первых, религиозная норма выступает как масштаб, образец для поведения верующих людей в той или иной обстановке, как эталон определенных отношений. Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а к более или менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) или к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т. п.). Предусматривая конкретные варианты поведения в типичных жизненных ситуациях, религиозные нормы воздействуют на волю и сознание людей, формируют их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие общественные отношения, проявляющиеся прежде всего в действиях или бездействии их участников. Одна из специфических особенностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие отношения, которые находятся вне сферы воздействия других социальных норм - отношения, возникающие при отправлении культа.
Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые необходимо выполнять вопреки требованиям любых иных норм вплоть до прямого запрета следовать последним (например, ограничение норм а ми Ветхого завета и ислама действия обычая кровной мести). Каждая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, требует от своих последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения своих предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, несмотря на несоответствие их указаний взглядам, желаниям верующего.
Религиозные нормы отличаются от моральных, правовых и других социальных норм прежде всего тем, что имеют своей основой религиозные, а не какие-либо иные идеи и представления, неразрывно связаны с верой в сверхъестественное. Например, правила, определяющие порядок совершения магических действий, не могли возникнуть без веры в возможность достижения желаемых человеком результатов при помощи его воздействия на сверхъестественные свойства реально существующих объектов или на сверхъестественные связи между объектами. При отсутствии представлений о возможности воздействовать в том или ином направлении на сверхъестественные свойства, связи и существа утрачивают всякий смысл как любые культовые действия, так и связанные с ними нормы. То же самое можно сказать и о религиозных запретах. Запрещение женщине прикасаться к орудиям охотничьего или рыболовного промысла могло возникнуть только на почве религиозных представлений о “нечистоте” женщины. Различные пищевые запреты связаны с магическими представлениями или с верой в духов.
Религиозные нормы рассматриваются верующими людьми как повеления сверхъестественных сил или их представителей на земле - верховных служителей культа. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов считались тотемические предки, духи. Затем в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, наконец, в монотеистических религиях - бог. В “священных” книгах различных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, например, они именуются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”. Однако связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не всегда заметна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение.
2.2. Взаимосвязь права и религии
С победой революции навсегда прекращается многовековой союз между правом и религией, которая в социалистическом обществе существует как пережиточное явление. Устойчивость, длительность существования религиозного сознания после ликвидации социальных корней религии в значительной мере объясняются тем, что при социализме наряду с ним продолжают существовать и другие структурные элементы религиозного комплекса: религиозные учреждения, нормы и отношения. Естественно, что религиозные учреждения принимают все зависящие от них меры для приспособления религии к новым социальным условиям, сохранения влияния религиозной идеологии на массы, к тому, чтобы верующие неуклонно исполняли предписания религиозных норм, как сохранившихся от прошлого, так и вновь создаваемых.
Соотношение религии и права в этих условиях характеризуется принципиально новыми чертами.
Большинство культовых и организационно-функциональных норм, регламентирующих внутрицерковную деятельность, нейтральны по отношению к праву, так как регулируют общественные отношения, которые находятся вне сферы правового регулирования. Вместе с тем определенная часть религиозных норм имеет своим объектом те же общественные отношения, что и право, которые относятся не только к внутрицерковной сфере (например, отношения, возникающие при создании религиозных объединений, между верующими, исполнительными органами объединений и служителями культа), но и к самым различным областям общественной жизни, поскольку некоторые конфессиональные организации пытаются в своей деятельности выйти за рамки удовлетворения религиозных потребностей граждан.
В этих случаях действует общая закономерность, характерная для соотношения правовых норм с социальными нормами предшествующих формаций, которые продолжают действовать в нашем обществе (обычаи, моральные и религиозные нормы): если последние не противоречат правовым предписаниям, право не препятствует их функционированию. В противном случае, в силу верховенства закона над любыми иными социальными нормами, право запрещает гражданам следовать предписаниям конкурирующих норм, вплоть до установления уголовной ответственности за нарушение этого запрета. Терпимое отношение к социальным нормам, ориентирующим граждан на противоправное поведение, несовместимо с принципами законности.
В дореволюционной России отсутствовала не только свобода совести, но и вероисповедания. Вневероисповедное состояние законом вообще не допускалось. Религиозные акты и обряды (присяга, крещение, бракосочетание, развод, исповедь и др.) были обязательны для всех граждан независимо от их отношения к религии. Провозглашение “свободы веры” носило исключительно декларативный характер, поскольку сохранялись “законы против людей иной, не православной веры, против раскольников, сектантов, евреев”, законы “самые несправедливые, самые насильственные, самые позорные”, которые или прямо запрещали известную веру, либо ограничивали права “людей известной веры”
Правовые акты полностью подчиняли школу церкви, санкционировали теологическую направленность обучения в светских учебных заведениях, преподавание в них “закона божия”, церковно-славянского языка и церковной истории, ввели церковную цензуру литературы для учебных заведений и надзор за ними конфессиональных организаций, узаконили подготовку церковью преподавателей для “начальных училищ всех разрядов”.
В стране функционировала разветвленная система учебных заведений различных конфессий: церковно-приходские и воскресные школы, епархиальные и женские духовные училища, духовные семинарии и академии, мектебе, медресе, хедеры и др. Государство и право рассматривали религиозное воспитание детей как гражданскую обязанность родителей, всячески поощряли религиозно-пропагандистскую деятельность многочисленных “просветительских” церковных обществ, издание религиозной литературы, использование любых других средств духовного закабаления народа.
Конституция PФ гласит: “Гражданам PФ, гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Граждане PФ равны перед законом независимо от отношения к религии. Их равноправие “обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни”. “Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан”. “Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей”.
Отправление религиозных культов связано с деятельностью религиозных организаций (церквей, сект и т. п.), входящих в их состав религиозных объединений, а также с деятельностью служителей культа и верующих граждан. В процессе этой деятельности складываются разнообразные отношения как внутри религиозных организаций, так и между ними, а также отношения между государственными органами, с одной стороны, и религиозными организациями, объединениями, верующими - с другой. Предметом правового регулирования являются не любые из этих отношений, а лишь наиболее существенные для социалистического общества, государства и советских граждан. Правовое регулирование их вызывается объективной необходимостью.
Удовлетворение религиозных потребностей верующих невозможно без юридических норм, предоставляющих необходимые права религиозным организациям, служителям культа и верующим гражданам. Провозглашение отделения церкви от государства и школы от церкви осталось бы простой декларацией, если бы оно не подкреплялось совокупностью правовых норм, устанавливающих определенный порядок взаимоотношений между религиозными организациями, обществом и государством.
Обеспечивая осуществление подлинной свободы совести в нашей стране, советское право устанавливает такой порядок отправления религиозных культов, при котором:
а) создаются все необходимые условия для деятельности религиозных объединений и служителей культа, направленной на удовлетворение религиозных потребностей верующих граждан;
б) не допускается деятельность религиозных объединений и служителей культа, выходящая за рамки удовлетворения религиозных потребностей;
в) охраняются от посягательств, совершаемых под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения церемоний культа, общественный порядок, права и личность советских граждан.
B соответствии с законом каждый гражданин может быть членом только одного религиозно-культового объединения. Религиозные общества и группы верующих могут приступить к своей деятельности после их регистрации в соответствующем органе власти.
Верующие, образовавшие и зарегистрировавшие в установленном порядке свое религиозное объединение, имеют право: отправлять религиозные обряды, устраивать молитвенные и другие собрания, связанные с отправлением культа; нанимать или избирать служителей культа и других лиц, обслуживающих потребности культа; пользоваться молитвенным зданием и другим культовым имуществом; собирать добровольные пожертвования верующих в молитвенном помещении на цели, связанные с содержанием служителей культа, молитвенного здания и другого культового имущества, а также исполнительных органов религиозных объединений; избирать из своей среды на общем собрании исполнительный орган в количестве трех человек для управления делами религиозного общества, выполнения функций, связанных с пользованием культовым имуществом и денежными средствами, и внешнего представительства (в группе верующих избирается уполномоченный); избирать ревизионную комиссию для проверки культового имущества и денежных сумм, получаемых путем добровольных пожертвований верующих.
Исполнительный орган и ревизионная комиссия объединения подотчетны в своей деятельности общему собранию верующих. Функции священнослужителя в объединении ограничиваются культовой деятельностью. Религиозные объединения могут созывать в установленном порядке для решения внутрицерковных вопросов съезды и совещания и избирать на них религиозные центры и управления, осуществляющие функции руководства канонической деятельностью объединений.
Религиозные объединения, центры и управления содержатся исключительно за счет добровольных пожертвований верующих. Они открывают текущие счета в банках для хранения поступающих к ним денежных сумм, покупают и арендуют с разрешения государственных органов для своих нужд строения, приобретают транспортные средства. Религиозные центры и управлений также приобретают и продают верующим церковную утварь и предметы религиозного культа, содержат духовные учебные заведения и издают религиозную литературу.
Религиозные объединения получают в бесплатное пользование от местных органов власти молитвенные здания и иное имущество, необходимое для отправления культа, в том числе многие исторические памятники зодчества. Для обслуживания нужд религиозных объединений и верующих созданы специальные мастерские по изготовлению свечей, икон, церковной утвари и иных предметов культа. Материалы этим мастерским, для строительства и ремонта зданий конфессиональных организации, бумагу и типографии для издания религиозной литературы выделяют государственные органы.
Законодательством о культах установлен также определенный порядок снятия с регистрации религиозных объединений и закрытия молитвенных зданий. Религиозное общество или группа верующих могут быть сняты с регистрации в случае нарушения ими законодательства о культах.
Решение о снятии религиозного объединения с регистрации, доведенное до сведения исполнительного органа и членов объединения, обязывает их ликвидировать объединение. Продолжение ими религиозной деятельности после снятия объединения с регистрации является незаконным. Регистрация религиозного объединения представляет собой юридический факт, который порождает определенные правоотношения между объединением и регистрирующими органами, а снятие его с регистрации--факт, прекращающий эти отношения.
В связи с тем что религиозные объединения могут создаваться исключительно с целью отправления религиозных культов, им не разрешается выполнять иные функции и использовать находящееся в их распоряжении имущество для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей. Они не вправе создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения (кроме организации, с разрешения органов власти, предприятий по производству предметов культа), заниматься благотворительностью, организовывать специальные детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, общие библейские, литературные, рукодельнические, трудовые, по обучению религии и тому подобные собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь.
Глава 3. Взаимодействие современной правовой системы и религии
Общеизвестно возрастающее влияние церкви, и в частности Московской Патриархии на российское общество. Постоянно растет число верующих, преимущественно православных. Судя по всему, увеличивается также и число россиян, исповедующих ислам, иудаизм и другие религии. Повсеместно возводятся храмы, мечети, синагоги, другие молельные дома.
Все это представляется вполне естественным для нашего государства, на территории которого, особенно в ХХ веке, многие десятилетия преследовали и даже уничтожали священнослужителей и верующих. С определенной мерой уверенности можно утверждать, что с этим варварством в нынешней Российской Федерации покончено. Конституцией Российской Федерации "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (статья 28). Аналогичная норма содержится и в законе Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях".
При подготовке и принятии упомянутого закона представители различных конфессий и неверующие, защищающие право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, широко обсуждали вопросы, связанные с ограничениями, накладываемыми законом на ряд религиозных направлений.
Факты же указывают на все возрастающее влияние религии, преимущественно православной, на различные государственные дела и на ее стремление внедриться во властные и иные структуры, чему способствуют как представители самих властных структур разного уровня, так и лица, занимающие руководящие посты в различных организациях и предприятиях. Примеров тому множество и не стоит на них подробно останавливаться.
Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положении раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.
Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры н обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы се участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.
Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются и культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих, целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях н других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного' назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального pt1-липюзного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.
В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.
Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушении норм Конституции Poccийской Федерации, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Заключение
В заключении работы сделаем основные выводы по теме исследования.
Правовые и религиозные нормы имеют большое значение для общества и государства. Они имеют определенные сходства между собой и определенные различия. Религия обозначает положение человека во вселенной, которое определяет смысл его существования, а право рассматривает только отношения людей между собой. Можно привести много примеров, показывающих насколько меньше влияет правосознание на человека, чем религия.
Человек, обладающий должным уровнем правосознания, вполне может приступить какие-либо законы в своих интересах, будучи уверенным в том, что избежит наказания. Религиозный человек по-другому смотрит на это: нарушая законы, заповеди, моральные принципы он вредит своей душе, лишает себя благодати. То есть, религия даёт строго дифференцируемую систему ценностей, меняет мироощущение человека. Право не влияет на внутреннюю жизнь человека, а лишь регулирует его внешние сношения. Так же и религиозные и правовые нормы являются правилами поведения людей и имеют обязательное значение для них.
И так же можно отметить, что правовые нормы являются обязательными нормами в государстве. Религиозные обязательными не являются, но обеспечивают нравственность общества. Нравственность же влияет на поведение человека в обществе, что приводит к более лучшему исполнению правовых норм людьми.
В сегодняшней России мы с радостью видим религиозное, духовное возрождение. Эти процессы должны поддержать общественные и политические силы программами духовного обновления общества и борьбы с целенаправленным разрушением общества и государства. Государство в настоящее время обременено многочисленными социальными обязательствами, тем не менее, оно имеет возможность для действенной материальной поддержки традиционных религиозных конфессий. Восстановление исторической справедливости требует возвращения традиционным конфессиям имущества (храмов, недвижимости, земли, религиозной утвари и литературы, икон), насильственно отторгнутого режимом государственного атеизма и до сих пор не возвращенного властью, не осознающей подлинные национальные интересы. Религиозный выбор русского государствообразующего народа совершен тысячу лет назад, на протяжении всей исторической судьбы России он оставался неизменным. Русская Православная Церковь стала духовной родиной для большинства народов и абсолютного большинства граждан России. Строительство российской цивилизации и российской государственности вдохновлялось идеалами и ценностями Русского Православия, русская культура основана на Русском Православии. Поэтому необходимо добиваться официального признания Русского Православия цивилизационно образующей, культурно образующей и государственно образующей религией в России.
Все это требует разработки и принятия нового законодательства о взаимоотношениях государства и религии, поскольку действующее законодательство в России, в частности закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», не позволяет решать большинство поставленных задач в отношениях государства и религии, неконструктивный закон создает благоприятные условия для разбазаривания духовных ресурсов нации.
Таким образом, у православной общественности есть все основания в защите интересов Церкви перейти от невнятного оправдания перед либерал-радикальным напором к активным требованиям и действиям, от имени абсолютного большинства населения страны, с позиций тысячелетних отечественных традиций - русской православной цивилизации.
Список используемых источников и литературы
- Конституция Россиской Федерации от 12 декабря 1993 г.
- Азаров А.Я. Права человека. - М. - 2014. 541.
- Алексеев С.С. Теория Государства и права. - М. - 2015. 564с.
- Асочаков Ю.В. Современная социология. М. 2016. 564с.
- Бабурин В.В. Основы государства и права. - М. 2016. 765с.
- Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М. - ИНФРА. - 2014. 431с.
- Богарова С.Н. Роль общественных объединений в защите прав человека» // Вестник Московского университета. 2017. - №5. С.14-15
- Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М. - 2014. 790 с.
- Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юрист. - 2015. 436с.
- Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Московского университета. - Право. - 2014.- N 4. С.45-47.
- Малько А.В. Правовое государство. // Правоведение. - 2017. - №3. С.78.
- Полунина Г.В. Престиж политической власти в современных условиях. - М.:Акалис. - 2016.- 387с.
- Радько Т.Н. Функции права. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород. - 2015. 153с.
- Рыбаков В.А. Теория государства и права: терминологический словарь. - Омск. 2016. 395с.
- Скобелкин В.Н., Иванов Р.А., Костюков А.Н. Основы Российского государства и права. М. 2016. 685с.
- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник М.: Проспект. 2011. 540с.
- Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М.: Юридический Дом «Юстицинформ». - 2016. 592 с.
- Тасаков В.С. Нормы нравственности и морали как социальный фундамент уголовного права. // Российская юстиция. 2015. - №12. С.19
- Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. - М.: Юрид. лит-ра. - 2016. 587с.
- Чебрецов А.Н. Толкование права. - М. - 2016. 253с.
- Шахов М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и науке. // Вопросы философии. - 2014. - № 11.- С.65-80