Содержание
Введение3
Право наций на самоопределение в историческом аспекте4
Право народов на самоопределение и принцип территориальной целостности государства6
Соотношение между индивидуальными и групповыми правами при реализации права на самоопределение10
Заключение11
Список использованной литературы13
Введение
Курс на демократические преобразования Россия взяла в начале 90-х годов ХХ века. В качестве основных принципов этого курса были провозглашены: разделение властей, осуществление прав человека и гражданина в политической сфере, невмешательство государства в экономику, ее рыночная модель, постулаты общечеловеческих ценностей, отказ от классового подхода, вхождение в западную цивилизацию и, наконец, - концепция суверенности каждого этноса. Обратимся к его толкованию.
Право на самоопределение право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования. Оно предполагает свободное установление нацией различных форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное государство или создания автономии; это также правомочность отделения и образования независимого государства, определения его внутреннего устройства (право определять общественный строй, форму правления и т. д.).
Таким образом, право наций (народов) на самоопределение один из фундаментальных демократический принципов.
Право наций на самоопределение в историческом аспекте
Возникновение идеи национального самоопределения восходит к эпохе Просвещения и связано с именами таких мыслителей, как Локк, Гроций, де Ваттель, Руссо. Общественная мысль передовых европейских стран пришла к отрицанию абсолютизма, что заложило идейную основу Великой французской революции, и пыталась теоретически обосновать «суверенитет народа» через теорию «естественного права». К примеру, в первой французской Конституции, принятой 3 сентября 1791 года, закладывались основы для будущей идеи самоопределения народов исходя из естественного права человека, данного ему от рождения. При этом предполагалось, что права и свободы присущи только индивиду, принадлежащему к конкретной нации.
Такой же точки зрения придерживались основатели США, боровшиеся за независимость североамериканских колоний от Англии. Они несколько раньше, чем в Европе, закрепили идею самоопределения в своей Декларации независимости, провозгласив право народа изменять или уничтожать форму правления, если та стала гибельной для обеспечения «неотчуждаемых прав», «дарованных Создателем». К числу основных они причисляли право на жизнь, свободу и стремление к счастью.
В 90-х годах 18 века идея народного суверенитета стала истолковываться и как право населения определенных территорий решать, под властью какого государства они хотели бы жить. Подобный идеологический подход использовался правительством революционной Франции для обоснования аннексии Авиньона, Бельгии и Рейнской области.
Сам термин «самоопределение наций» впервые прозвучал на Берлинском конгрессе 1878 года, приблизительно тогда же в оборот вошло и понятие «право наций на самоопределение». Идея вскоре получила широкое признание и заняла прочное место в программных положениях многих либеральных и социалистических движений. В 1896 году «право наций на самоопределение» было признано Лондонским Конгрессом II Интернационала.
Двадцатое столетие воспринимается многими как эпоха самоопределения. В 20 веке произошел распад крупных многонациональных государств: Австро-Венгрии, Османской империи, СССР, Югославии. В 1900 году колониальные владения охватывали территорию, имеющую площадь 73 млн. км2, с населением 530 млн. человек; к концу века на политической карте мира практически не осталось колоний.
В период первой мировой войны воюющие страны считали своим долгом провозгласить лозунг самоопределения народов, проживавших на землях противника. Особенно часто поднимался польский вопрос: о необходимости его решения говорили еще в 1914 году официальные представители Австро-Венгрии, предлагая суверенитет польскому народу, но в границах собственной империи; об этом же высказывался и великий князь Николай Николаевич, главнокомандующий российской армии, предполагая польское самоопределение внутри России.
Право народов на самоопределение и принцип территориальной целостности государства
Рассмотрим противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государства, гласящего, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение. Но так ли это на самом деле?
Проведем сравнение этих двух норм:
- принцип территориальной целостности с одной стороны более молодой по происхождению, с другой исторически более ситуативный, а право народов на самоопределение есть не отражение ситуативного расклад, а фактического положения дел на протяжении всей истории;
- принцип территориальной целостности определяется именно как «принцип», другими словами, то, что необходимо принять во внимание (относительный и ситуативный), а самоопределение - как «право» (неотъемлемое и абсолютное);
- принцип территориальной целостности отражает то, на что имеет право государство, а право на самоопределение фиксирует то, на что имеет право народ.
Таким образом, становится понятно, что вопрос о признании того или иного из них приоритетным больше связан с политической идеологией и философией, чем с недостатками международного права.
Наиболее ярко данную проблему иллюстрирует Грузино-абхазский конфликт. Осетины во время монгольского владычества были вытеснены из своих исторических мест обитания к югу от реки Дон в современной России, а часть и дальше на Кавказ, в Грузию, где они сформировали три отдельных субэтноса. Дигоры на западе попали под влияние соседних кабардинцев, от которых они приняли ислам. Иронцы на севере стали тем, чем является сейчас Северная Осетия, которая вошла в состав Российской империи в 1767 году. Туалаги на юге это нынешняя Южная Осетия, как часть былых грузинских княжеств, где осетины нашли убежище от монгольских захватчиков. Таким образом, отчасти исторически естественная разделенность территории традиционного проживания осетин обусловила и историческое же разделение единого народа на северных и южных, на Осетию северокавказскую и закавказскую. Следующим этапом на пути к возникновению конфликта стало подписание И.В. Сталиным декрета о создании Югоосетинской автономной области в составе Грузии 20 апреля 1922г.
10 ноября 1989 Совет народных депутатов Югоосетинской автономной области Грузинской ССР принимает решение о её преобразовании в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР немедленно признает это решение неконституционным. В конце ноября при непосредственной помощи высших должностных лиц республики более 15 тыс. грузин пытаются прибыть в Цхинвали, дабы провести там митинг. В стычках между участниками акции, осетинами и милицией на пути в город погибло минимум шесть человек, 27 получили огнестрельные ранения и 140 госпитализированы.
20 сентября 1990 г. Совет народных депутатов Югоосетинской автономной области провозглашает Южноосетинскую Советскую Демократическую Республику, принимается Декларация о национальном суверенитете. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора. 9 декабря 1990 г. проходят выборы в Верховный Совет Южноосетинской Республики. Но уже 10 декабря Верховный Совет Республики Грузия принимает решение об упразднении осетинской автономии. 11 декабря 1990 г. в межэтническом столкновении погибает три человека. Грузия вводит в Цхинвали и Джавском районе чрезвычайное положение, а в ночь с 5 на 6 января 1991 в Цхинвали входят подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Начинаются открытые вооружённые столкновения. 21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявляет об отмене советской конституции и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года, по сути, отменяющей автономный статус Абхазии. В ответ, 23 июля 1992 года Верховный Совет республики восстанавливает действие Конституции ССР Абхазии, согласно которой Абхазия является суверенным государством. В Тбилиси принимается решение о вводе войск в автономию. Начинается вооруженный конфликт 1992-1993 гг., в котором военную победу одержали Вооружённые силы Абхазии. Республика становится де-факто независимым государством, но де-юре остается частью Грузии. В августе 2008 этот конфликт вспыхнул с новой силой.
Очевидно, что принцип территориальной целостности должен быть направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».
Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение. Другими словами, принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим их свободного самоопределения.
Особенно актуально подобное понимание после трагических событий августа 2008 г. в Южной Осетии. Территориальная целостность Грузии в границах бывшей Грузинской ССР вполне допустимое требование, но при условии соблюдения ею равноправия и обеспечения свободного развития своих негрузинских этносов-меньшинств. К сожалению, и исторический опыт этому свидетельствует, невозможно убедить нацию, испытавшую на себе войну на истребление, что она способна процветать в составе государства, организовавшего геноцид своего народа.
Не существует конкретных и четких критериев, на основании которых новое государство может быть признано или не признано международным сообществом, а имеющаяся система де-факто не может гарантировать ни национальной целостности государств, ни права наций на самоопределение.
Соотношение между индивидуальными и групповыми правами при реализации права на самоопределение
Еще одной проблемой является «конфликт» между самоопределением наций и личными правами человека, т.е. речь пойдет о соотношений индивидуальных и групповых прав. Как правило, индивидуальные права обычно используются для критики режима или правительства, в то время как групповые права для обоснования правительством своей правоты, для самозащиты. Когда приоритет отдается групповым правам, как ни странно, эти самые группы больше всего и страдают.
Население самоопределившихся государств, в большинстве своем, мультиэтнично. И для того, чтобы избавиться от «внутренних агентов», самоопределившиеся государства проводят «этнические чистки». В таком случае это самоопределившееся государство только потому и может успешно отделиться, что оно гораздо более последовательно осуществляет нарушения прав человека те самые, за которые оно вначале предъявляло претензии к государству - "мачехе". То есть режим, который приходит на смену угнетающему режиму, не менее одиозен и, как правило, тоталитарен не в меньшей степени. Классическим примером такого рода антидемократической реализации права на самоопределение является Ситуация в Косово и Нагорном Карабахе.
Но существует ли альтернатива праву народов на самоопределение? Приведем точку зрения А. Тарасова, который считает, что самоопределение наций единственное на сегодняшний момент и наиболее удачное решение национального вопроса. Среди других способов решения данной проблемы он называет ассимиляцию, сегрегацию и геноцид. Другими словами, право народов на самоопределение является единственной гарантией обеспечения прав человека и международной безопасности в данной сфере.
Заключение
Право на самоопределение один из важнейших общепризнанных принципов международного права. Его сутью, как известно, является право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства.
Представление о данном праве родилось в 1619 вв. в период национально-освободительных движений в Европе и американских колониях. Однако признание оно получило лишь в процессе распада колониальной системы, что, собственно, и отразилось в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой XV Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1960 г., в последующих международных пактах и декларациях ООН. Таким образом, самоопределение наций прошло долгий путь от «идеи» через «принцип» к непосредственно «праву».
Россия как правовое демократическое государствосодержит в своей Конституции рассматриваемое право. Присутствовало это право и в Конституциях СССР. Однако оно существовало в большей степени де-факто и использовалось лишь единожды, в первые годы правления советской власти.
С данной нормой связано множество противоречивых моментов. Она «конфликтует» с индивидуальными правами человека, а также с принципом государственной целостности. Но связано это не только и не столько с изъянами международного права, сколько с политической идеологией.
В заключении можно отметить, что право на самоопределение по-прежнему подвергается сомнению с точки зрения эффективности применения в международной практике, уточняются его сущность и содержание, изменяется представление о субъектах отношений, им регулируемых и т. д. Происходит это всякий раз, когда новые межнациональные и межгосударственные конфликты обнажают иные по характеру и напряженности противоречия, высвечивают новые аспекты процесса самоопределения наций.Межличностные отношения складываются в результате предметно-практической деятельности членов коллектива. Они обусловлены материально-техническими и организационно-управленческими факторами профессиональной деятельности, включая организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевые позиции и административно-психологические взаимодействия. Таким образом, взаимоотношения людей в коллективе представляют собой единство общественных и межличностных отношений, отражающих в том числе личностные качества членов коллектива, влияющ��е на особенности общения людей в коллективе. Глава 2. Содержание управленческой деятельности по формированию и развитию благоприятного социально-психологического климата в коллективе БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» 2.1. Организационная характеристика БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» Полное название: бюджетное образовательное учреждение дошкольного образования г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345». Юридический адрес: 644045; г. Омск, ул. Блюхера д. 24 кор. 1, т. 65-98-44. Учреждение функционирует с 1985 года, находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании. Учредитель детского сада: администрация г. Омска в лице Департамента образования. Управляющая система: - заведующий Токарева Оксана Владимировна (административное управление), - старший воспитатель Дмитриева Елена Васильевна, - старшая медсестра Трофимова Елена Николаевна, - завхоз Бакаева Елена Сергеевна (оперативное управление). Статус: Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345». Устав образовательного учреждения зарегистрирован администрацией г. Омска. Детский сад имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования. Структура дошкольного учреждения: Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В учреждении функционирует 18 групп: - 3 группы детей раннего возраста (от 2 до 3 лет), - 15 групп для детей дошкольного возраста (4 группы 2е младшие (3-4 года), - 4 средние группы (4-5 лет), - 4 старшие группы (5-6лет), - 3 подготовительные к школе группы (6-7 лет). Режим работы ДОУ: 16 групп работают в режиме 12 часового пребывания детей в детском саду, 2 группы в режиме 10 часового пребывания. В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. Количество помещений дошкольного учреждения: - групповые комнаты 18 - музыкальный зал 2 - спальни 18 - спортивный зал 1 - раздевалки 18 - бассейн 1 - буфетные 18 Методические помещения: - кабинет заведующего - методический кабинет - кабинет педагога-психолога. Медицинские помещения: - кабинет медицинского работника 2 - прививочный кабинет - изолятор. Участки при учреждении и хозяйственные постройки: - физкультурный участок 1 - групповые участки 11 - хозяйственный блок. Структура и органы управления образовательной организацией (подробнее см. приложение 1): Заведующий: Токарева Оксана Владимировна. Заведующий хозяйством: Бакаева Елена Сергеевна. Старший воспитатель: Дмитриева Елена Васильевна. Орган самоуправления: Совет учреждения. Председатель профкома: Васнева Татьяна Николаевна. Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Уставом дошкольного учреждения на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Заведующий БДОУ координирует работу педагогического коллектива по всем направлениям его деятельности и несёт ответственность за её состояние и результаты, обеспечивает развитие ДОУ на основе принятой программы развития. В БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» действуют следующие формы самоуправления: 1) Общее собрание Учреждения 2) Совет Учреждения 3) Педагогический Совет Положение о Совете БДОУ Для систематического и организованного контроля в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» выделены структурные подразделения, так же, как и в других организациях. Существует следующая система управления. В БДОУ выделены 4 структурных подразделения, каждое из которых отвечает за определенное направление деятельности: - Заведующий хозяйством контролирует вопросы, связанные с содержанием, ремонтом, обслуживанием здания и оборудования. - Главный бухгалтер отвечает за финансовую деятельность учреждения. - Старший воспитатель организует воспитательно-образовательный процесс ДОУ, осуществляет методическую поддержку педагогического коллектива. - Старшие медицинские сестры контролируют вопросы, связанные с медицинской деятельностью ДОУ, санитарно-гигиеническим состоянием помещений, организацией питания. Представим отчет по результатам самообследования бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» за 2015-2016 учебный год». На начало 2015-2016 учебного года в БДОУ функционировало 14 групп общеразвивающей направленности: - 12 групп с режимом работы с 7.00 19.00 ч., - 2 группы с режимом работы с 8.00 18.00 ч. Предельная наполняемость групп 35 детей. В декабре 2015 года в ДОУ открыты дополнительно 4 группы общеразвивающей направленности с режимом работы 7.00 19.00 ч. по адресу ул. Химиков, д.12/1. Особенности образовательного процесса: Образовательная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с основной образовательной программой бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345», которая разработана в соответствии с основной образовательной программой «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, и др. Дошкольное учреждение находится в едином образовательном пространстве с «Детской городской поликлиникой № 11», театром куклы и маски «Арлекин», театром-студией им. Л. Ермолаевой, центром патриотического воспитания детей и молодежи «Пересвет», СОШ № 61, БОУ СПО «Омский педагогический колледж № 1». В БДОУ осуществляются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультирование, анкетирование, дни открытых дверей, родительские конференции, беседы, дни здоровья, физкультурные праздники и досуги с участием детей и родителей, тематические выставки, психолого-педагогические тренинги, показ открытых занятий. Участие и достижения воспитанников в конкурсах различных уровней за 2015-2016 учебный год: - Международный детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» (приняли участие 95 воспитанников средних, старших и подготовительных групп), есть победители; - Всероссийский конкурс по основам безопасности жизнедеятельности «Простые правила» (приняли участие 165 воспитанников средних, старших и подготовительных групп), есть победитель; - Всероссийский открытый конкурс «Солнечный круг» для детей дошкольного возраста (участвовало 78 воспитанников средних и младших групп), есть победители; - Всероссийский открытый конкурс «Поделкин» для детей дошкольного возраста (24 участника), есть победитель; - Всероссийский конкурс «Семейная мастерская», есть победители; - Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики» (22 участника подготовительных групп); - Всероссийский дистанционный конкурс «Звездочка в ладошке» (11 участников подготовительных групп), есть победители; - Всероссийский творческий конкурс «Детский сад мой дом родной» (122 участника), есть победители; - Городской конкурс на лучшее новогоднее украшение; - Окружной смотр конкурс детского творчества «Безопасность глазами детей»; - Городской конкурс детского творчества «Омск город спорта» (18 участников), есть победитель; - Городской конкурс детских проектов «Быть здоровым я хочу» (2 участника); - Городской осенний кросс «Стрела» (6 участников), есть победитель; - Лично-командное первенство по ДАРТС (6 участников); -Лично-командное первенство по русским шашкам, посвященное дню космонавтики (5 участников), есть победитель. 3. Перспективы и планы развития. Считать работу ДОУ за 2015-2016 учебный год удовлетворительной. Результаты мониторинга воспитанников свидетельствуют об освоении детьми основной общеобразовательной программы ДОУ. Увеличилось количество детей и педагогов участников различных выставок и конкурсов. Родители также проявляют заинтересованность и личное участие в работе детского сада. Определить на 2016-2017 учебный год следующие задачи: - создание условий для функционирования БДОУ в режиме развития, инновационных преобразований и творческого поиска; - активизировать работу педагогов по эффективному взаимодействию детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования; - формирование у детей дошкольного возраста системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, развитие положительных нравственных качеств и патриотического сознания через разнообразные виды деятельности. Культурная политика становится одной из важнейших социально-политических функций государства, которая призвана регулировать внутреннюю жизнь общества. Культурные факторы имеют большое значение для создания гармоничной социальной среды, повышения ее интеллектуально-духовного потенциала, утверждение гуманитарного направления государственной политики. Приведение этих факторов в действие требует работы механизмов обратной связи, ведь культура и государство являются взаимосвязанными и взаимозависимыми системами. Для формирования и осуществления государственной культурной политики России приоритетными задачами становятся разработка предложений по стратегическим направлениям развития культуры, стимулирования культурного процесса, развития социальной и рыночной инфраструктуры области культуры, обеспечения эффективного управления отраслью, укрепление материально-технической базы культуры, расширение международного культурного сотрудничества, развитие культурных связей с русскоязычным миром. Поддержка культурной программы государства требует согласования парадигмы государственного управления культурным процессом с современными тенденциями развития российского общества. Культурная политика должна стать определяющей составляющей нашей государственной стратегии. Все перечисленное, а также отсутствие монографических работ, посвященных исследованию проблем государственного регулирования управления в сфере культуры, определению направлений совершенствования законодательства о культуре, организации деятельности органов государственного управления в сфере культуры, анализа форм и методов их работы, обоснованию предложений по модернизации управления этой сферы соответственно с международными стандартами, обусловило актуальность данного исследования. Степень научной разработанности проблемы. Проблемам социокультурного развития общества в разные исторические эпохи уделяли внимание зарубежные и отечественные исследователи, в частности: Х. Бхабхи, М. Кастельс, С. Краснодембский, Ч. Лэндри, С. Манди, Ф. Матарассо, А. Перотти, В. Библер, М. Каган, С. Крымский, М. Мамардашвили, А. Моль, М. Попович, А. Флиер, В. Шейко. Отдельные теоретические аспекты функционирования культуры рассматривают А. Арнольдов, Е. Баллер, Л. Демин, Дж. Лалли, Б. Малиновский, К. Манхейм, А. Пелипенко, П. Сорокин и другие. Теоретические и методологические разработки теории государственного управления и регулирования общественных процессов содержатся в работах отечественных и зарубежных ученых: В. Бакуменко, Т. Безверхнюк, Т. Бутырской, И. Воронова, Я. Клейнера, А. Лазор, Н. Михеева, М. Моисеева, Ю. Шарова и других, которые сыграли важную роль в формировании концепции данной работы. Третью большую группу научных разработок составляют исследования теоретико-методологических основ и определение отдельных аспектов государственного регулирования сферы культуры в современных условиях таких ученых, как В. Андрущенко, А. Батищева, Г. Уильямс, Л. Востряков, Э. Гидденс, А. Гриценко , И. Дзюба, С. Дрожжина, Жулинский, В. Карлова, С. Киндзерский, Т. Ковальчук, М. Кравченко, А. Кравченко, В. Лесной, Д. Лузли, Л. Мысов, В. Федь, Н . Фесенко, Р. Фишер, Г. Чмиль, С. Чукут, В. Шейко и других. Следует также подчеркнуть научную и практическую значимость исследований таких аналитиков культурной политики современных стран мира, как А. Аппадураи, А. Гриценко, М. Драгичевич-Шешич, Ф. Кольбер, Дж. Шустер и другие. В последние годы появились диссертационные исследования (В. Бакальчук, А. Батищева, С. Дрожжина, А. Задыхайло, И. Игнатченко, В. Карлова, С. Киндзерский, В. Михайлович, Н. Фесенко, С. Чукут и другие), в которых раскрываются различные аспекты культурной политики. Впрочем, следует констатировать, что комплексных исследований культурной политики государства как фактора трансформации социокультурной среды в контексте реформирования российского общества, что соответствует условиям децентрализации государственного управления и реализации актуальных задач государственной политики в современных условиях не проводилось. В научной литературе государственного управления преобладает структурно-аналитический подход к проблеме организации и деятельности органов управления культурой, однако не хватает специальных научных разработок содержательно-функционального аспекта деятельности этой управленческой системы, схематично, а то и непоследовательно используется мировой опыт управления секторами сферы культуры. В то же время системный анализ современной научной литературы по вопросам государственного управления показывает, что в научном плане проблема культурной политики государства как фактора общественных трансформаций на сегодня остается исследованной еще недостаточно, что подтверждает актуальность темы работы. Цель и задачи исследования. Целью исследования является научно-теоретическое обоснование системы и основных механизмов осуществления культурной политики государства и разработка практических рекомендаций по направлениям их совершенствования в Российской Федерации. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач: - Провести анализ отечественной и зарубежной научной литературы, состоянияе изученности проблемы в теории государственного управления, на основе которого обосновать содержание феномена культуры как фактора общественных трансформаций; - Определить сущность и основные составляющие культурной политики государства; - Исследовать зарубежный опыт государственного управления в сфере культуры и выяснить возможности его использования в отечественной практике; - Проанализировать состояние нормативно-правового обеспечения государственной культурной политики в РФ; - Раскрыть институциональные и финансово-экономические основы реализации государственной политики в сфере культуры в РФ; - Выявить основные недостатки и проблемы культурной политики в РФ; - Разработать практические рекомендации по направлениям оптимизации механизмов организационного, правового и финансового обеспечения государственного регулирования развития сферы культуры Свердловской области. Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности в сфере культуры. Предмет исследования - особенности и механизмы реализации культурной политики государства на примере Свердловской области. Гипотеза исследования основывается на предположении, что целостное исследование сущности и особенностей реализации культурной политики государства в современных условиях позволит определить основные направления ее оптимизации, средства и механизмы реализации, адекватные тем процессам и тенденциям, которые наблюдаются в культурной жизни общества. Методы исследования. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и специальных методов исследования, на основе использования которых получено научные и практические результаты. Для всестороннего исследования проблемы использованы следующие общенаучные методы, как анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, метод сравнения, единства исторического и логического, органического единства теории и практики и тому подобное. Для решения поставленных задач исследования в работе моделирование - для разработки рекомендаций по оптимизации существующих и внедрения новых эффективных механизмов и направлений государственного управления, которые бы обеспечили полноценное развитие культуры в новых условиях. Теоретической и информационной базой исследования послужили фундаментальные положения современной теории государственного управления, научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования и развития культуры, регулирования социокультурных процессов, нормативно-правовые акты, аналитические и статистические материалы, результаты социологических исследований ведущих научных учреждений в этой сфере. Выбранная методология позволила осуществить комплексный анализ поставленных задач, сделать теоретические обобщения и предложить практические рекомендации. Практическое значение полученных результатов. Теоретические положения, выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской работе, при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по актуальным вопросам государственного управления в сфере культуры, образования, социальной и гуманитарной политики. Предложенные рекомендации целесообразно использовать в практической деятельности центральных и местных органов государственного управления в сфере культуры и образования, в деятельности соответствующих неправительственных организаций, в разработке новых и дополнены имеющихся законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих внутренние и внешние культурные отношения, а также обмен культурными товарами и услугами. Структура работы была подчинена цели и задачам исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы исследования государственной политики развития культуры в Российской Федерации 1.1. Содержание государственной политики развития культуры в Российской Федерации Современная ситуация в сфере культуры напоминает ту, которая сложилась в Италии после ее объединения более ста лет назад. Именно тогда один из политических лидеров заявил: «Мы создали Италию, теперь нам нужно создать итальянцев». Поэтому определяющим аспектом развития современной России стала проблема поиска ее новой культурной идентичности. Важнейшим инструментом решения этой проблемы является культурная политика. Состояние культурного развития каждой страны является одним из наиболее объективных показателей не только духовного здоровья общества, но и полноты решения его социально-экономических проблем. Среди политических функций государства, регулирующих внутреннюю жизнь общества, важное место занимает государственная культурная политика. Главной целью в этой сфере должна стать такая культурная политика, которая вполне соответствовала идеям национально-культурного возрождения. Анализ и оценка деятельности Министерства культуры Свердловской области по реализации государственной политики развития культуры в 2014 2015 годах Для оценки деятельности Министерства культуры Свердловской области и общего состояния культурной сферы, нами было проведено экспертное исследование вопросов культурной политики среди жителей г. Екатеринбурга и области. Вопросы экспертного интервью изложены в приложении 1. Экспертный опрос осуществлялось методом анкетирования в период: 18 - 25 января 2016 года на территории Свердловской области. Во время исследования существенных региональных особенностей не было обнаружено. С ответами на вопросы у определенных профессиональных групп возникали трудности, например, у персонала домов так было с ответами, связанными с определением форм деятельности, нужных местным общинам. Всего было опрошено 27 экспертов, кроме этого 13 человек отказались участвовать в анкетировании. Анкета состояла преимущественно из открытых вопросов, в тех случаях, когда применялись закрытые вопросы, каждый эксперт имел возможность оставить кроме ответа собственный комментарий. Это прогнозируемо имело следствием большое количество разнообразных ответов на предложенные вопросы, в определенной степени усложнило интерпретацию полученной информации. В целом, состояние культуры в области эксперты оценили как позитивную динамику. По мнению эксперта Архипова: " С одной стороны, она улучшается. Одним из подтверждений данного тезиса является количество фондов и организаций, которые стали заниматься одарёнными детьми, количество образовательных и концертных программ (С-Пб Дом музыки, «Сириус», Образовательный центр Башмета и др.) С другой стороны, общая экономическая ситуация, безусловно, отрицательно сказывается на развитии культуры. Кроме того, вызывают опасение некоторые тенденции в системе образования, направленные на разрушение доказавших свою состоятельность традиций, без которых академическое искусство невозможно". Вот мнение эксперта Клещева: " Современное состояние культурного развития в регионе в целом можно оценить положительно, благодаря наличию в Свердловской области системы художественного образования всех ступеней от начальной до высшей, значительному количеству учреждений культуры, таких как театры, музеи, библиотеки. Свидетельством развития культуры в регионе является большое количество проводимых на территории культурных форумов, специальных событий и иных брендовых для области мероприятий." Как видим, мнения разделились, однако положительная динамика в развитии культурных процессов отмечается большинством экспертов. На поставленные вопросы были получены следующие ответы и комментарии: Диаграмма 1. Какие главные проблемы существуют у территориальных общин (Опрошенные могли определить до 5 ответов)? Низкий уровень жизни Проблемы со здоровьем граждан Низкий уровень сознания и самоорганизации граждан в решении проблем территориальной общины Проблемы предоставления культурных услуг населению Неэффективность местных органов власти Упадок духовности, культуры и морали в обществе Другое Ответы и комментарии, полученные от опрошенных, позволяют утверждать, что ситуация на локальном уровне достаточно критическая, местные общины сталкиваются с большим количеством острых проблем. Главным проявлением этой ситуации, по их мнению, является низкий уровень жизни граждан, особенно на селе, где большой уровень безработицы и отсутствие альтернатив в вопросах трудоустройства углубляют остроту ситуации. Распространение инфекционных, онкологических болезней и алкоголизма и наркомании уменьшает продолжительность жизни. Все это идет рядом с неэффективностью местных властей, пассивностью граждан и духовным кризисом. Диаграмма 2. Решение каких проблем может способствовать своей деятельностью дома культуры (опрошенные могли определить до 5 ответов)? В комментариях к ответам на этот вопрос эксперты указывали, что косвенно дом культуры может влиять на многие острые проблемы общества, но для этого ему нужно быть гибким в деятельности и своевременно адаптироваться к реальным потребностям граждан. Деятельность домов по удовлетворению потребностей территориальных общин в целом, количество ответов на этот вопрос был значительно меньше, чем на предыдущий, что может свидетельствовать о том, что дом культуры, потеряв прежнюю идеологическую функцию, которая была ему присуща в советскую эпоху, еще не нашел адекватное место в современном обществе. Диаграмма 3. Насколько эффективна деятельность местных властей по решению проблем территориальных общин? Участники опроса могли прокомментировать ответ к этому вопросу. Достаточно часто встречаются комментарии, вроде: « В большинстве территориальных общин культурные учреждения находятся в запущенном состоянии или не функционируют из-за отсутствия финансирования. Поэтому они не осуществляют деятельности по решению проблем территориальных общин» и тому подобное. Три эксперты высказали мнение о том, что директора культурных учреждений ориентируются при планировании своей деятельности на организацию показательных выступлений для руководства, а не на реальные потребности местных общин. Тогда как некоторые участники опроса испытывают потребность изменить ситуацию и настроены действовать: « Как по мне, в любой ситуации не стоит опускать руки и просто ждать, что будет дальше. Поэтому я считаю, что дома культуры могли бы не только выполнять функции центров досуга и развлечений, но быть просветительскими центрами распространения знаний о профилактике заболеваний и популяризации здорового образа жизни. Благодаря разнообразным формам работы можно было бы обмениваться опытом других людей (школ, групп, центров) в преодолении негативных явлений общества и т.д. Все зависит от инициативности, творческого подхода к решению проблем, за которые берутся работники домов культуры». По мнению эксперта Клещева: "муниципальная и региональная власть должны решать вопросы культурной политики руководствуясь общими целями, интересами и задачами". Диаграмма 4. Формы деятельности домов отвечают потребностям территориальных общин (можно было определить несколько форм)? Эксперты отметили, что культурные учреждения могут выполнять с пользой для общества культурно-образовательную функцию, организовывать досуг и быть интеграционными центрами. Также 15 опрошенных отметили, что перспективным для этого типа заведений является трансформация в центры (ячейки) общественной активности. Двое из экспертов ответили, что вообще таких форм нет. Также в комментариях четко прослеживается тенденция, что путь на «коммерциализацию» и соответствующее перепрофилирование, без значительной «социальной составляющей» не находит поддержки в обществе. Относительное большинство экспертов (27) считает, что оптимальной формой деятельности культурного учреждения будет сохранение за ним традиционной роли места культурного отдыха, но при условии постоянного мониторинга реальных потребностей своих клиентов и соответствующей корректировки деятельности. Перспективной часть опрошенных также считает активизацию сотрудничества с общественными организациями, в том числе, и в форме центра (центра) местной активности и интеграционного центра для общества. Вот отдельное мнение эксперта Архипова; " Делается много, но недостаточно. Прежде всего, развитие культуры требует иного уровня финансирования, которое позволит вовлечь большее количество участников из детской и молодежной среды. С одной стороны, профессиональное образование невозможно без хороших музыкальных инструментов, концертных залов, нормальных условий занятий в отремонтированных зданиях, наличие общежитий. С другой, важнейшее направление общеэстетические программы (театральные кружки, самодеятельные оркестры, хоры, танцевальные коллективы), которые могут функционировать только при наличии финансирования." Среди причин, мешающих культурным учреждениям стать эффективным инструментом на локальном уровне в решении актуальных социальных проблем, эксперты увидели, прежде всего, несоответствие современным потребностям квалификации работников и системы их подготовки (переподготовки). Отрасли не хватает ресурсов, а те, что есть в наличии, используются неэффективно. Формы работы не соответствуют потребностям общин, а органы местной и центральной власти не обращают внимания на проблемы культурных учреждений. Эксперты указали на различные формы социального партнерства: Совместное партнерское участие в решении проблем людей, территориальной общины или отдельных ее групп. Реализация совместных проектов, программ, привлечения инвестиций в развитие общин. Решение проблем общественных организаций методами культурно-просветительской деятельности. Обмен ресурсами, в том числе кадрами и персоналом. Совместные культурно-художественные акции, национально-патриотические мероприятия, проведение мастер-классов и показательных выступлений, праздничных мероприятий, конкурсов, фестивалей. Подавляющее большинство опрошенных видит значительную перспективу в сотрудничестве общественных организаций и культурных заведений, прежде всего, в направлении совместного решения социальных проблем на локальном уровне, причем формой такого взаимодействия может стать центр (центр) общественной активности. Глава 3. Совершенствование государственной политики развития культуры в Свердловской области 3.1. Проблемы реализации государственной политики развития культуры в Свердловской области Основным проблемным полем развития культурной сферы области является недостаточное финансирование. Сфера культуры и искусства финансировалась по принципу остаточного бюджетного обеспечения и не имела основания для положительной деятельности. Такая политика России была не в состоянии обеспечить прогрессивное развитие культуры и искусства в государстве, но все же помогла сохранить наследие Советского Союза. Для того, чтобы развитие культуры и искусства играли роль мощного средства сочетание граждан всей страны, вызвала чувство гордости за отечество нужно провести реформирование этой сферы. Анализ и обоснование государственной культурной политики требует усовершенствования механизма финансирования культурно-художественной деятельности в России. Механизм финансирования культурно-художественной деятельности сочетает в себе совокупность политико-правовых, экономических, организационных, информационных и исторических факторов, которые использует государство в сфере регулирования культурно-художественной деятельности с целью удовлетворения интересов всех субъектов культурной деятельности и решения социокультурных проблем. Совершенствование этого механизма решит проблему реформирования государственного управления в этой сфере и поможет достичь соответствия управленческой деятельности требованиям современной социокультурной ситуации. На современном этапе задача культурной политики области заключается в том, чтобы минимизировать пагубное влияние кризисных явлений на культурную сферу, обеспечить сохранение и дальнейшее развитие культурной инфраструктуры общества, его творческого потенциала, обеспечить в перспективе создание единой национально-культурной системы, целостного национального самосознания в народе - из-за сохранения лучших традиционных ценностей и сочетание их с глубинной модернизацией общества. Решение поставленных задач поможет достичь цели реформирования: привлечь денежные средства, которые бы дали возможность полноценно развиваться культурной и художественной области, сохранить самобытность нации с только ей присущими особенностями. Совершенствование механизма финансирования сферы культуры и искусства требует его формирования на отдельных принципах, среди которых базовыми являются комплексность, научность, обоснованность, адекватность, эффективность и обратная связь. Принцип комплексности предполагает что государственное управление различными сферами экономики должно создавать замкнутую систему с учетом каждого элемента, которые могут управляться разными методами, но работать в единой системе. Необходимо, чтобы увеличение финансирования одной сферы не приводило к запустению другой. Принцип научности требует научно - обоснованный подход к управленческим решениям и использования методов, рычагов и форм, которые уже были проверены на практике в других странах, но адаптированы к менталитету нашего государства. Поэтому отдельно выделяем принцип адекватности, который заключается в целесообразности использования зарубежного опыта и скорости реагирования на возникновение неблагоприятного события, различных обстоятельств. Принцип эффективности отражает достижения максимального результата в государственном управлении экономикой и ее сферами при минимальных затратах, и иметь положительный общественный эффект, который выражается в удовлетворении интересов всех субъектов государства. Принцип обратной связи означает, что текущий результат финансирования должен сравниваться с поставленной на начало целью. Методическое обеспечение реализации механизма состоит из совокупности методов, которые должны использоваться для достижения поставленной цели реформирования механизмов финансирования сферы культурно-художественной деятельности. К ним относятся: системно-исследовательский, программно-целевой метод, а также планирование, анализ и контроль. Системно-исследовательский метод ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и исследования тех механизмов, которые ее обеспечивают, на выявление многообразных типов связей в сфере культуры и искусства и всей экономикой государства и сведение их в единую теоретическую конструкцию. Программно-целевой метод предусматривает составления и исполнения бюджета в разрезе бюджетных программ. Метод планирования, обоснования и анализа прогнозов предполагает формирование стратегических программ и планов на государственном и местном уровнях, системы расчетов плановых показателей, их взаимного согласования. Планирование должно ориентироваться на данные прошлого, но стремиться определить и контролировать развитие в перспективе, что позволит возможность адекватно использовать рычаги регулирования государством сферы культуры и искусства в условиях рыночной экономики. Особое внимание следует уделить формированию нормативно-правового обеспечения функционирования культурно-художественной сферы. К информационному обеспечению следует отнести формирование разветвленной системе базы данных по использованию средств массовой информации, Интернета, которая позволит быстро и без искажения доводить информацию до пользователей, чем обеспечит оперативность действий как со стороны государства, так и с стороны граждан. Основными направлениями совершенствования механизма бюджетной политики финансирования сферы культуры и искусства являются: 1. Децентрализация управления, которая предусматривает четкое разграничение управленческих функций между центральными, региональными и местными органами центральной власти и управления при условии предоставления больших возможностей по формированию и осуществлению политики в сфере культуры субъектам искусства на региональном и местном уровнях, и признание этих уровней ведущими. Главным звеном должны быть творческие союзы, фонды, ассоциации деятелей искусства. Таким образом, формирование политики в сфере культуры принадлежать именно общественным структурам, а исполнительная роль - государству и органам местного самоуправления. Это поможет повысить заинтересованность общества в развитии культуры и решить проблемы, которые действительно существуют в этой сфере. 2. Совершенствование использования программно-целевого подхода к реализации государственной политики в сфере культуры как одного из средств его оптимизации. Это предполагает разработку и использование целевых программ культурного развития на долгосрочную и текущую перспективу и позволит эффективно использовать денежные фонды в условиях ограниченных ресурсов. 3. Использование многоканального государственного финансирования. Межбюджетные и партнерские формы субсидирования обеспечат поступление средств в сферу культуры, прежде всего в условиях дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер поддержки культуры зависит от эффективности использования спонсорства и меценатства. При этом государство должно предотвратить унифицируемые тенденции для защиты национальной культуры. 4. Приватизация заведений культуры и искусства должна происходить под четким контролем государства. Наиболее эффективным было бы разгосударствление учреждений культуры с «мягкой» налоговой политикой, которая позволила бы работать прибыльно, что повлекло бы дополнительные как отечественные, так и иностранные инвестиции в культуру и искусство с тенденцией на прогрессивное развитие и популяризацию. 5. Вмешательство государства в регулирование культурного развития с целью сдерживания негативного влияния глобализационных мировых процессов. Таким образом, механизм, который используется для реализации функций государства в сфере культуры и искусства, не отвечает потребностям общества и не реализует основные принципы государственной политики в этой области. В России финансирование культуры и искусства происходит по остаточному принципу, что сформировало проблему недостаточности денежных средств для развития и поддержки этой отрасли и привело к упадку культуры и искусства. Без развития культуры и искусства у государства нет будущего, невозможно развитие всех отраслей промышленности, Россия станет обреченной на старение в физическом и моральном аспекте. Поэтому, необходимо реформирование и пересмотр политики государственного финансирования сферы культуры и искусства, которое должно базироваться на четко очерченных направлениях совершенствования финансирования этой сферы и выходить из культурных потребностей общества. Использование предложенного усовершенствованного механизма позволит адаптироваться современной культуре и искусству к рыночной экономике, сохранить свою самобытность и выступать средством консолидации граждан. 3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики развития культуры в Свердловской области О необходимости большей скоординированности в региональной политике и мощного влияния Министерства на процессы в регионах свидетельствует и то, что в Минкультуры ежегодно поступает несколько сотен обращений от региональных органов культуры. Подавляющее большинство их касается текущих вопросов функционирования отрасли. Зато среди крупных проблемных вопросов - финансирование и оплата труда.
Список использованной литературы
- Грушкин Д.В. Право народов на самоопределение: история развития и воплощения идеи//Право народов на самоопределение: идея и воплощение/ Сост. А.Г. Осипов М, 2015. С. 6-32.
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. (Дата обращения: 04.05.16)
- Кочарян В. Право на самоопределение в современном международном праве (Дата обращения: 14.04.16)
- Мережко А. Равноправие и самоопределение народов в контексте проблемы «непризнанных государств» (Дата обращения: 02.03.16)
- Репников Д. В. Самоопределение наций: к сущности одной специфической модели // Государство и общество. История. Экономика. Политика. Право. 2015. № 1. С. 226-236.
- Старовойтова Г. Национально самоопределение: подходы и изучение случаев. М.: Вехи, 2016. (Дата обращения: 12.04.16)
- Тарасов А. Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип// Неприкосновенный запас. 2016. № 28. С. 56.
- Тимошев Р.М. Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты// Фонд «Наука-ХХI».Материалы и публикации о безопасности. 2015. (Дата обращения: 12.04.11)
- Ханнум Х. Автономия, Суверенитет и Самоопределение. Филадельфия, 2014.
- Черняховский С.Ф. Территориальная целостность и право на самоопределение// Новая политика. 2015. (Дата обращения: 12.04.16)
- Цушба И. О праве наций или народов на самоопределение и проблема независимости Абхазии (Дата обращения:0 5.04.16)