Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовая основа местного самоуправления

  • Вид работы:
    Другое по теме: Правовая основа местного самоуправления
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    28.11.2016 12:50:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    1. Понятие правовой основы местного самоуправления4

    2. Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении6

    2.1. Международные нормативно-правовые акты6

    2.2. Нормативно-правовые акты федерального значения7

    2.3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации11

    2.4. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления13

    Заключение17

    Список литературы19

















    Введение

    Муниципальное право отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

    Местным самоуправление называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.

    Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом создания правового государства.

    Цель работы исследовать правовые основы местного самоуправления.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. охарактеризовать понятие правовой основы местного самоуправления;
    2. проанализировать систему нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении.

    Структура работы включает в себя введение, два параграфа, заключение и список литературы.

    1. Понятие правовой основы местного самоуправления

    В теории муниципального права еще в 1990-е годы XX в. появилось понятие «основы местного самоуправления». Очевидно, появление этой научной категории, перекочевавшей и в законодательство, было вызвано необходимостью объяснять, на чем же основан этот во многом новый для России институт.

    Существуют разные подходы к количеству и названию основ местного самоуправления. Например, чаще всего выделяются правовая, территориальная, финансово-экономическая, организационная основы местного самоуправления.

    Также можно встретить выделение правовой, территориальной, организационной и экономической основ, или рассмотрение наряду с правовыми основами территориальных правовых основ местного самоуправления, правовых основ форм народовластия местного самоуправления, организационных правовых основ местного самоуправления, гуманистических, социальных и политических правовых основ местного самоуправления.

    Проблема основ местного самоуправления остается на сегодняшний день актуальной для научного исследования, и среди ученых нет единства по вопросу количества и названий основ местного самоуправления.

    Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

    1. общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
    2. Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные федеральные нормативные правовые акты;
    3. конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
    4. уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

    Правовая основа местного самоуправления имеет важнейшее значение, так как в современном обществе роль права как регулятора общественных отношений все более возрастает. Соответственно, территориальная организация местного самоуправления, его финансовые, экономические и организационные условия находят отражение в праве. Без закрепления и конкретизации в нормативных правовых актах невозможна их реализация.

    Законодатель выделяет четыре уровня нормативно-правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации:

    1. надгосударственный уровень (нормы международного права);
    2. федеральный уровень (федеральные нормативные правовые акты);
    3. уровень субъектов Федерации (нормативные правовые акты субъектов РФ);
    4. местный уровень (нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, а также решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан).

    Правовая основа местного самоуправления это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

    2. Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении

    2.1. Международные нормативно-правовые акты

    Правовым фундаментом для муниципального законодательства стран членов Совета Европы, к которым теперь относится и Российская Федерация, являетсяЕвропейская Хартия о местном самоуправлении.

    Подместным самоуправлениемпонимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления. Это определение полностью соответствует тексту Статьи 3: «Понятие местного самоуправления» Европейской Хартии Местного Самоуправления.

    Целью Совета Европы является построение Европы на принципах демократии и децентрализации власти, достижение прочного единства между его членами на этой основе. Поскольку местное самоуправление одна из основ любого демократического строя, в Европейской Хартии закреплены общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты.

    Хартия является документом, достаточно полно излагающим понятие и принципы местного самоуправления, и направлена на защиту прав местных органов самоуправления как наиболее приближенных к населению. Именно органы местного самоуправления предоставляют гражданам возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни.

    Этот документ обязывает все стороны (государства) подписавшие его применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

    В преамбуле хартии изложены главные принципы, на которых она базируется: органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя; граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами непосредственно на местном уровне; государство должно наделить органы местного самоуправления реальной властью и дать им широкую автономию в решении вопросов своей компетенции.

    Европейская Хартия отмечает также необходимость признания местного самоуправления в законодательстве и, по возможности, в конституции страны. В ней раскрывается понятие местного самоуправления, предусматриваются свободное, тайное, равное, прямое и всеобщее голосование, свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры.

    Хартия говорит о том, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, административный контроль должен быть только для обеспечения законности и конституционных принципов. Местные органы согласно Хартии могут сотрудничать и объединяться с другими органами местного самоуправления, имеют право сотрудничать с другими подобными органами других государств. Местному самоуправлению гарантируется судебная защита. Российская Федерация подписала Европейскую Хартию местного самоуправления 27 декабря 1996 года.

    2.2. Нормативно-правовые акты федерального значения

    К этой группе, как уже отмечалось выше, относятся: Конституция РФ (1993) и федеральные законы закрепляющие основные положения и общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, государственные гарантии прав местного самоуправления. Кроме того, в эту группу входят Указы Президента, Постановления Правительства, Конституционного Суда РФ и другие.

    Безусловно, что важнейшим документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления, является основной закон нашей страны Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. На основании ст.12 Конституции РФ местное самоуправления признается и гарантируется в Российской Федерации. Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий.

    Глава 8 Конституции Российской Федерации целиком посвящена местному самоуправлению. В ст. 130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

    По Конституции РФ органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством. Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных Конституцией и федеральными законами, и дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти.

    Местное самоуправление является одним из институтов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации.

    Часть вторая статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, часть вторая статьи 2 закрепляет наличие муниципальной собственности у муниципальных образований, часть вторая статьи 9 гласит, что земля и природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

    Статья 12 данной главы Конституции Российской Федерации, придавая особую важность местному самоуправлению, установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Далее статья 12 устанавливает принцип самостоятельности местного самоуправления в системе общества. Местное самоуправление имеет свои полномочия. Согласно статье 15 части 2 Конституции органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция тем самым определяет условия деятельности местного самоуправления.

    Таковы нормы о местном самоуправлении, содержащиеся в главе первой Конституции Российской Федерации об основах Конституционного строя в Российской Федерации.

    Не менее важными являются нормы, установленные в главе второй Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

    Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные пределы местного самоуправления и право граждан на установление структуры органов местного самоуправления. В части второй этой же статьи установлена норма, обеспечивающая стабильность границ муниципальных образований. Их изменение допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

    Важнейшее установление содержится в статье 132 Конституции Российской Федерации. В части первой названной статьи определен перечень главных полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления, от которых зависит состоятельность местного самоуправления в целом. Названная статья закрепляет за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

    Часть вторая статьи 131 Конституции Российской Федерации расширяет сферу деятельности органов местного самоуправления тем, что они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. Это означает, что местное самоуправление, наряду с вопросами местного значения может решать также вопросы государственного значения. Данная норма близка по своему содержанию к статье 3 ч. 1 Европейской Хартии о местном самоуправлении, согласно которой органы местного самоуправления призваны регламентировать значительную часть государственных дел и управлять в интересах местного населения.

    Статья 133 устанавливает правовые и экономические гарантии местного самоуправления. В соответствии с указанной статьей местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Конституция Российской Федерации содержит основные принципы о местном самоуправлении. Нормы, установленные в ней, носят открытый характер. Это означает, что в развитие конституционных норм могут быть приняты федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

    2.3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

    Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы и содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации, с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и это отражается в нормативно-правовых актах конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов Федерации.

    К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся:

    1. конституции республик, входящих в состав РФ;
    2. уставы;
    3. законы субъектов РФ.

    Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

    Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении.

    Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления.

    В целом же к предметам законодательства субъектов Федерации относятся:

    1. организация и деятельность местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;
    2. порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
    3. порядок регистрации уставов муниципальных образований;
    4. порядок проведения муниципальных выборов;
    5. проведение местных референдумов;
    6. осуществление права местного самоуправления на законодательную инициативу в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации;
    7. порядок передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность;
    8. межбюджетные отношения между бюджета субъекта Федерации и бюджетами муниципальных образований;
    9. установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
    10. установление минимальных государственных (субъекта Российской Федерации) социальных стандартов;
    11. обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов;
    12. наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
    13. муниципальная служба (в соответствии с федеральным законом);
    14. административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
    15. плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.

    2.4. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления

    Нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно - это, прежде всего, уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусмотрено уставом муниципального образования.

    Кроме того к ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления, решения собраний (сходов) граждан, решения представительных органов местного самоуправления, решения исполнительных органов местного самоуправления, постановления должностных лиц местного самоуправления.

    Правовые акты местного самоуправления делятся на нормативные и ненормативные.

    В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации и ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Представительные органы местного самоуправления принимают правовые акты, обычно называемые решениями, устанавливающие для всех обязательные правила по предметам ведения муниципального образования: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении, местные налоги и сборы, порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью и т.п. Все эти решения принимаются только коллегиально.

    Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, их наименование, виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

    Согласно ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения имеет и население в соответствии с уставом муниципального образования. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения официальному опубликованию (обнародованию).

    В том случае, если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт (ст.22).

    Статья 44 соответствующего закона гласит, что решения, принятые путем волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых норм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

    Устав муниципального образования является важным нормативным правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.

    Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении предъявляет определенные требования к содержанию и структуре устава муниципального образования.

    В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8) в уставе муниципального образования указываются:

    1) границы и состав территории муниципального образования;

    2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

    3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

    4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

    5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

    7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

    8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

    10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

    11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

    12) условия и порядок организации муниципальной службы;

    13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

    14) вопросы организаций местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп, общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.

    В самих уставах муниципального образования нередко предусматриваются задачи и цели устава, его место в системе нормативных правовых актов, численность и состав населения, принципы местного самоуправления, порядок формирования муниципальной собственности и другие вопросы. Устав муниципального образования можно назвать основным законом жизни городских и сельских поселений, своего рода местной (муниципальной) конституцией. Он определяет систему местного самоуправления, структуру его органов с учетом интересов, сложившихся традиций местного населения. Устав муниципального образования носит всеобъемлющий характер, так как закрепляет и регулирует отношения не в какой-то одной области, а во всех остальных сферах местного сообщества.

    Заключение

    Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международные правовые акты, Конституция, Закон о местном самоуправлении 2003 г., другие федеральные законы; конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

    Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

    1. общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
    2. Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
    3. конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;
    4. уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

    В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (к которым, в частности, относится Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ ставшая частью нашей правовой системы).


    Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации отражены в Конституции. Конституция 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Часть 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией способов реализации публичной власти в Российской Федерации.












    Список литературы

    1. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 7 сентября 1998 г., № 36, ст. 4466.
    2. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, с изменениями от 30.12.2008 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1994. - 21 января.
    3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета». - № 202. - 08.10.2003.
    4. Бабичев, И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. - 528 c.
    5. Балыхин, А. Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / А.Г. Балыхин // Гос. власть и местное самоупр. 2013. № 1. С. 1216.
    6. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь. - М.: НОРМА, 2013. - 592 c.
    7. Волох, О.В. Самоуправление в системе публичного управления в России: Местное самоуправление и муниципальное управление. 2-е изд. / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 553 c.
    8. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник / И. В. Выдрин. 4-е изд., перераб. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. 255 с.
    9. Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопр. местного самоупр. 2013. № 1. С. 46.
    10. Местное самоуправление и муниципальное управление. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 553 c.
    11. Слюняев, И.Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. 2013. № 2. С. 612.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовая основа местного самоуправления ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.