Оглавление
Введение3
1.История возникновения5
2. Характерные особенности правовой системы США как представителей.10
3. Особенности англосаксонской системы права17
Заключение23
Список литературы25
Введение
Правовая система общества представляет собой совокупность взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государством осуществляется регулирование общественных отношений. Центральным элементом правовой системы является право, как основной нормативный регулятор общественных отношений. Право как совокупность общеобязательных норм правил поведения также представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Система права выражается в группировке норм в зависимости от вида регулируемых отношений на отрасли и институты. Правовая система является более широким понятием, чем система права, так как включает в себя в качестве элементов и нормы права и механизм применения норм и правовую культуру, и другие правовые явления. Роль и значение правовой системы для общества состоит в том, что она объединяет в себе правовые средства воздействия на деятельность и поведение людей. Характеристика элементов правовой системы позволяет уяснить, каким образом осуществляется организация и упорядочивание общественных отношений. Особенности правовой системы государств определяются различными факторами. «Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус»
Каждое государство имеет собственную правовую систему, отражающую ее исторические и культурные особенности. На основании общности правовых систем нескольких государств выделяются различные типы правовых систем. В частности существенными характерными особенностями обладает англосаксонская правовая система, которая объединяет правовые системы нескольких государств в силу исторической общности. Наиболее существенными особенностями данной системы является ее прецедентный характер , а также меньшее распространение в качестве источников права письменных актов уполномоченных государственных органов. Решения судов имеют преобладающее значение в данной системе права. Исследование англосаксонской является актуальным, поскольку данная система обладает значительным своеобразием, она имеет длительную историю своего формирования и развития. Исследование особенностей англосаксонской правовой системы позволяет установить особенности источников права, отраслей права и другие особенности правового регулирования.
Объект исследования англосаксонская правовая семья.
Предметом исследования являются основные особенности англосаксонской правовой системы.
Цель исследования определить историю формирования и существенные особенности англосаксонской правовой системы.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: проанализировать историческое развитие англосаксонской правовой системы Великобритании, охарактеризовать правовую систему США, как одного из представителей англосаксонской правовой системы, определить основные черты англосаксонской правовой системы
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Пиголкин А.С., Абдулаев А.В., Марченко М.Н. и др.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1.История возникновения
Началом нового английского государства стало нормандское завоевание Британии во второй половине XI в. В 1066 г, нормандский герцог Вильгельм (Сев. Франция) во главе рыцарских дружин вторгся в Британию. в результате завоевания образовалась единая монархия. Укрепилась система феодальных отношений и образовалась ленная монархия, основанная на отношениях сюзеренитета-вассалитета, феодальной иерархии и пожалованиях короля. Вильгельм объявил все завоеванные земли своей собственностью и обязал всех землевладельцев принести ему присягу на верность. «Всякий, кто получил землю от Вильгельма, будь то "великий барон" или просто рыцарь, сделался вассалом короля, его непосредственным держателем». Таким образом, вассалами короля считались все землевладельцы, независимо от их положения в сословной иерархии. Важнейшим документом периода его правления явилась "Книга страшного суда" 1086г., главным содержанием которой явилась перепись населения и их земельных владений. В книге было указано, какие поместья в каждом графстве принадлежали королю, какие духовным и светским феодалам; сколько в каждом поместье вилланов (зависимых крестьян), сервов (дворовых рабов); сколько свободных.
Формирование системы права непосредственно было связано с порядком осуществления суда. Судебные дела рассматривались на местах. Доказательствами считались клятвы и испытания (ордалии). Формировался суд присяжных, в ранней форме он заключался в опросе местных жителей. Большая (Кларендонская) ассиза 1166 г. и затем Нортгемптонская ассиза 1176 г. устанавливали от имени короля процедуру судебного расследования при помощи посредников из местных жителей, обязанных давать показания под клятвой. Источниками права являлись установления короля. Для обеспечения расследовательской деятельности при Генрихе II назначаются разъездные королевские судьи, которые входили в состав Суда королевской скамьи. Этот суд занимался рассмотрением преступлений и наказаний. Со временем к нему добавилось еще два судебных учреждения королевства Суд общих тяжб, занятый разбором гражданских тяжб, не связанных с интересами и правами короны, и Суд казначейства, который вел дела о налогах и наследстве с участием короны в качестве одной из сторон. Решения этих судов становились обязательными для последующих рассмотрений подобных дел и формировали систему общего права. Суды в свою очередь при принятии решений основывались на нормах обычаев. «Источники права в этот период формировались на основе обычного права и таких судебных решений, которые становились обязательными для самого суда и нижестоящих судов». Таким образом, особенностью правовой системы Англии являлось, то что она формировалась на основе обычного (неписаного) права и системы судебных прецедентов решений обязательных для всех судов. Нормы общего права фиксировались в виде описаний судебных решений, заметок юристов-профессионалов или записей отчетов о судебных решениях за определенный период.
С течением времени пробелы в общем праве исправлялись так называемым правом справедливости, основанного на понятии добра и справедливости. Суд справедливости осуществляли канцлеры королевства.
Помимо обычаев, судебных прецедентов и права справедливости в систему права входили также и писаные законы, утверждаемые королем. Одним из наиболее известных письменных памятников английского права является Великая хартия вольностей. Этот документ был подписан в 1215 году Иоанном Безземельным и стал результатом борьбы феодалов за свои права против королевского произвола. Сословные привилегии объявлялись пожизненными, неприкосновенными для королевской власти и наследственными. Устанавливались границы военного верховенства короля, никто не может быть принужден к несению военной службы сверх размера его пожалованного землевладения. Налоги и сборы взимались только в строго определенных случаях. Провозглашались определенные права и свободы для всего населения: "вольности и свободные... обычаи" города Лондона, других городов и портов (ст. 13), единство по всему королевству мер и весов (ст. 36), свободу выезда и передвижения по стране для иностранных и местных купцов (ст. 41), свободу выезда подданных в другие страны при условии сохранения ими преданности своему королю. Никто не мог быть арестован и заключен в тюрьму без суда. Самая важная гарантия выполнения Великой хартии и одновременно гарантия от произвола короля была предусмотрена в виде учреждения Совета из 25 баронов, который по заявлению любых четырех лиц из его состава, поддержанному местной общиной, имел право по прошествии 40 дней выжидания начать "принуждать и теснить короля всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и др." (ст. 61).
Совет баронов, предусмотренный хартией, явился предшественником парламента. В начале формирования под парламентом понималось собрание знати для обсуждения некоторых государственных вопросов.
Парламент с течением времени приобрел такие функции как утверждение некоторых действий короля и соответственно издание законодательных актов. «Окончательно парламент стал важной частью государственного механизма Англии при короле Эдуарде I (1275 1309 гг.), созвавшим в 1295 г. общесословный парламент, который с тех пор собирался уже систематически с правом решения налоговых вопросов». В последующем парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин.
В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:
1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;
2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;
3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;
4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.
Таким образом, право Англии в феодальный период складывалось из норм обычного (неписаного) права, решений судов (прецедентов) и актов королевской власти. В дальнейшем с возникновением парламента, приобретают значение писаные законы издаваемые парламентом. Однако влияние общего права и права справедливости сложившегося в феодальный период привело к тому, что в Англии преобладающее значение имеют нормы неписаного права и судебные решения по конкретным делам.
В настоящее время парламент принимает писаные законы и они безусловно входят в систему права, но преобладающим источником права является судебный прецедент.
2. Характерные особенности правовой системы США как представителей.
Понятие правовой системы отражает совокупность всех элементов, относящихся к праву, которые реализуются в конкретном государстве. Сюда входит понятие источников права, форм реализации права, правовых отношений, правовой культуры и др. Правовая система существует в каждом конкретном государстве, однако они имеют некоторые общие признаки и по этим признакам объединяются в правовые семьи. В частности в теории права выделяются: романо-германская, англосаксонская, мусульманская, иудаистская, традиционная правовые семьи. Определяющим признаком в данных правовых семьях, позволяющих их разграничить является круг субъектов, которым предоставлено право нормотворчества и круг источников права, которые признаются и применяются в данном государстве.
Например, в романо-германской правовой семье и соответственно в государствах, которые к ней относятся правом нормотворчества наделены только уполномоченные законодательные органы, а главным источником права выступает нормативно-правовой акт. В англосаксонской правовой семье правом нормотворчества наделены не только уполномоченные органы, но и суды, а главным источником права признается судебный прецедент. В мусульманской правовой семье главным источником права выступают религиозные тексты и т д.
Правовая система США относится к англосаксонской правовой семье и связано это с тем, что территория США долгое время находилась в колониальной зависимости от Великобритании. Естественно, что правовое регулирование осуществлялось по нормам английского права. После обретения независимости США не стали отказываться от этого принципа, а именно принципа главенства судебного прецедента в системе источников права. Однако и нормативные акты здесь играют свою значительную роль. В частности в США есть писаная конституция, которая предусматривает в том числе законотворчество федерации и ее субъектов.
Конституция США возглавляет систему источников права. Здесь, несмотря на преимущество судебного прецедента перед НПА, Конституция все же занимает верховное положение по отношению ко всей системе источников права.
Принятие Конституции США стало результатом борьбы народа США за независимость от Британской империи. Важным документом, предшествующим Конституции стала декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года Континентальным конгрессом, в которой была провозглашена независимость соединенных штатов от владычества Британской империи. Со времени принятия этой декларации Соединенные штаты Америки стали существовать как самостоятельное государство. Для определения государственного устройства необходимо было принятие конституции независимого государства. «Принятие союзной Конституции в 1787 г. явилось крупным шагом в содержательном развитии конституционализма. Впервые были теоретически разработаны и законодательно оформлены такие важнейшие институты конституционного права, как президентство и президентская республика, федерализм, система сдержек и противовесов, получившие впоследствии признание и широкое распространение в мире». конституция была разработана Конвентом, специально созданным для этой цели. После выработки и утверждения текста он был разослан всем штатам для ратификации. В некоторых штатах Конституция не была ратифицирована, но благодаря ратификации большинством штатов Конституция вступила в действие. Таким образом, Конституция США 1787 г. юридически оформила победу бывших колоний над британской Короной и образование нового суверенного государства Соединенных Штатов Америки. «Конституция США является выдающимся политико-правовым актом. Выражая дух американской революции, "отцы-основатели" конституции выработали для своего времени прогрессивный документ, оказавший историческое влияние на конституционное развитие многих государств мира».
Структурно Конституция США включает сегодня преамбулу, 7 статей и 27 поправок и представляет собой весьма лаконичный документ. При этом преамбула ни судами, ни доктриной в качестве составной части Конституции не признается. В ней обозначены источник, от которого исходит Конституция ("Мы, народ..."), а также цели принятия последней (образование более совершенного Союза, утверждение правосудия, обеспечение внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию и обеспечение благ свободы). Главной целью Конституции была организация государственного устройства, поэтому в ее содержание входили первоначально только статьи, определяющие положение высших государственных органов. В дальнейшем были внесены дополнения, содержащие характеристику основных прав граждан.
В преамбуле говорится, что народ США принимает эту конституцию в целях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе. Статьи являются достаточно пространными и некоторые из них состоят из разделов. Первые три статьи определяют статус федеральных органов государственной власти: Конгресса (ст. I), Президента (ст. II) и Верховного суда (ст. III). Вопросы федерализма урегулированы в основном ст. IV. Наконец, три заключительные статьи характеризуют порядок внесения поправок в конституцию и ее соблюдения. Отсутствие положений о правах и свободах граждан вызвали возражения народа, поэтому был принят Билль о правах, включающий в себя первые 10 поправок к Конституции.
Система НПА включает в себя законодательство федерации и субъектов федерации. Основы законодательного процесса и разграничения полномочий устанавливаются Конституцией.
Форма территориального устройства США федерация. Штаты США образованы по территориальному принципу. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную систему. Штаты образуют систему государственных органов. Законодательные полномочия осуществляет выборный представительный орган. Главой штата является губернатор, избираемый на всеобщих выборах. Губернаторы руководят исполнительной властью в штатах. Таким образом система управления построена в целом по модели федерации. Государственно-территориальное устройство США обладает всеми признаками федерации: население распределено по государственным образованиям - штатам, являющимися субъектами федерации; полномочия федеральных органов власти определяет союзная конституция; субъекты федерации имеют свои конституции, на основе которых создаются законодательные и исполнительные органы штатов; легислатуры штатов принимают законы; союзный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы штатов; субъекты федерации обладают своей системой права и судебной системой; провозглашается двойное гражданство (союзное и штатов). Конституционно США гарантирует штатам республиканскую форму правления (разд, ст.IV).
Каждый штат также имеет свою конституцию, определяющую основы их государственно-территориального устройства. Ни одна из действующих ныне конституций штатов не имеет значительных черт сходства с федеральной Конституцией. В сравнении с последней высшие законы штатов имеют следующие особенности: упрощенный порядок изменения конституционных положений, а отсюда и большая подвижность; значительный объем большинства конституций, усложненность внутренней структуры, детализированность текста, прямое отражение в нем современных политико-правовых реальностей. Заметно отличаются конституции различных штатов и друг от друга. Так, 17 из них провозглашают равноправие мужчин и женщин, 21 содержит право народной инициативы, 37 институт референдума, 15 право отзыва населением депутатов и различных чиновников публичной службы.
Конституция США, разграничивая предметы ведения федерации и штатов, определяет законодательные полномочия федерации в виде исключительных законодательных полномочий конгресса. В соответствии с разделом 8 статьи первой Конституции Конгресс имеет право:
устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов; причем все пошлины, подати и акцизы должны быть единообразными на всей территории Соединенных Штатов;
заключать займы от имени Соединенных Штатов;
регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;
устанавливать единообразные правила о натурализации и единообразные законы о банкротстве на всей территории Соединенных Штатов;
чеканить монету, регулировать ее ценность и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы мер и весов;
устанавливать наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединенных Штатов;
учреждать почтовые службы и почтовые пути;
содействовать развитию наук и полезных ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительные права на их произведения и открытия;
учреждать подчиненные Верховному суду судебные органы;
определять и карать морской разбой, тяжкие преступления, совершенные в открытом море, и другие преступления, предусмотренные международным правом;
и др.
Также конституция устанавливает некоторые запреты для деятельности штатов. Штатам запрещено заключать договоры с иностранными государствами и с другими штатами, вести войну, создавать вооруженные силы, вступать в союзы, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, облагать импорт и экспорт таможенными сборами или иными пошлинами, принимать законы об опале и имеющие обратную силу, жаловать дворянские титулы. Все остальные предметы ведения согласно конституционной поправке X (1791г.) принадлежит штатам.
Акты Президента или исполнительной власти также входят в систему источников права. Административные акты органов исполнительной власти часто развивают и дополняют положения законов и применяются наравне с ними.
Наконец, судебный прецедент по праву основного источника права англосаксонской системы права широко используется в США. Судебный прецедент это решение суда, вынесенное по определенному делу, которого обязаны придерживаться суды, выносящие решения по аналогичным делам. В силу значительной территории США, а также разнообразной судебной практики в штатах, правовая система США, включающая все источники является достаточно громоздкой. Суды США не придают такого обязательного значения прецеденту, как в судах Великобритании и применяют прецедент только если не существует подходящего законодательного регулирования. При этом суды обладают широкими правами по толкованию законов и издаваемые ими акты толкования также подлежат применению.
В становлении и развитии правовой системы США большую роль сыграл обычай. Его влияние особенно заметно в сфере функционирования институтов государственной власти. Многие из них созданы и действуют не на основе норм общего и статутного права, а в силу сложившейся политической практики. Такие важные государственно-политические институты, как кабинет министров, постоянные комитеты палат Конгресса, политические партии, не предусмотрены Конституцией и созданы не законодательным путём.
3. Особенности англосаксонской системы права
Для данной системы характерно историческое формирование двух систем права: общее право и право справедливости. Зарождение общего права, то есть права формируемого судами путем вынесения решений. которые становятся обязательными для применения в будущем связывается с усилением власти английского короля и жесткой централизацией королевских судов в XII в. «Исторически именно концентрация власти в королевских судебных органах стала причиной и условием развития права судебной практики в Англии». Возникновение права справедливости стало следствием обращения непосредственно к королевской власти за восполнением недостатков в деятельности королевских судов из-за недовольства вынесенным решением. К концу XIX в. все английские суды были уравнены в правах и получили право применять нормы как общего права, так и права справедливости, объединив тем самым эти две системы судейского права. Таким образом, следуя данной исторической традиции, основным источником права в рамках данной правовой системы выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела). Суд является основным органом, формирующим право. Законам, писаным нормативным актам придается меньшее значение. Главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное. В системе права отсутствует деление на отрасли. Право представляет собой совокупность решений судов по конкретным делам. В настоящее время получает свое развитие также письменное законодательство (статутное право), однако судебные прецеденты играют главенствующую роль. «Для англосаксонской правовой системы не характерно классическое деление права на публичное и частное. Исторически здесь сложилось подразделение на "Общее право" и "Право справедливости". Такое деление произошло эволюционно, путем исторического генезиса, постепенного юридического оформления сложившихся отношений, что обусловливает специфику построения и развития английской правовой системы. Нормы общего права носят казуистический (индивидуальный) характер и имеют особое содержание».
Основные черты и особенности англосаксонской правовой системы можно охарактеризовать следующим образом.
1. Отсутствие единой системы и деления на отрасли права. Структура права в англосаксонской правовой семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в романо-германской правовой семье. В английском праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедурному праву, а не материальному. Формы исков, доказательства, процедурные правила, преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, кратность мотивации, строгий ритуал вынесения решений - такова специфика английского права.
Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, то есть могут разбирать разные категории дел: публичные и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д. Во-вторых, английское право развивалось постепенно путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она вообще предпочитает результат теоретическому обоснованию.
2. В системе источников права определяющую роль играют судебные прецеденты, то есть акты судов, принимаемые ими по конкретным ситуациям. Указанная особенность сформировалась исторически, как же было отмечено в предыдущей главе. Основной принцип, соблюдающийся при отправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом. Доктрина прецедента отличается сугубо принудительным характером. Нередко английские суды обязаны следовать более раннему решению. Прецедентное право состоит из норм и принципов, применяемых судьями в процессе вынесения ими решений. Тем не менее, нельзя сказать, что судьи сами творят право, не опираясь на закон. Акты законодательства, принимаемые парламентом, несомненно имеют свое значение. Они используются судьями при рассмотрении дел. Если судья не находит прецедента при рассмотрении дела, он обращается к статутному законодательству. Если и в нормах закона данная ситуация не регламентируется, то судья сам вправе создать норму права. Естественно, что при таком принципе формирования системы права огромное значение придается профессионализму судьи и его способности оценить должным образом, рассматриваемую им ситуацию. При этом среди судов существует определенная иерархия по принятию судебных прецедентов и следованию судебным прецедентам. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета, Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Прецедентное право Англии имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанными ею самой и вышестоящими судами. Судебная система Англии организована так, что, во-первых, решения высшей инстанции - Палаты лордов - обязательны для всех судов; во-вторых, Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-третьих, Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-четвертых, окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. «Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по характеру. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало случаев, когда принятые статуты оставались мертворожденными, игнорировались судами либо их смысл и значение интерпретировались иначе. Отсюда английский статут нельзя рассматривать как источник, разрушающий или нивелирующий систему прецедентов, как инородную форму права, скорее, наоборот, он сам стал придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее».
3. Помимо непосредственно судебных прецедентов определенную роль в системе источников английского права приобретает юридическая доктрина авторитетные мнения юристов по определенным вопросам. Некоторые литературные источники (правовой комментарий к обязательным прецедентам) в англосаксонском праве имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел. Например, наиболее авторитетный источник «Институция» Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов. Современные же научные руководства в качестве первичных источников англосаксонского права не выступают, они имеют лишь убеждающее значение при решении судебных дел.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что прецедентное право также образует определенную систему в зависимости от того суда , который принял соответствующий прецедент. Признание судебного прецедента источником права вовсе не означает бесконтрольное право судов изменять законы и создавать свои собственные. Для судов существуют собственные строгие правила относительно использования прецедентов. И первичным при рассмотрении судебных дел все же является поиск решения на основании существующего писаного закона. Правовая система обладает несомненным своеобразием, имеет структуру, отличную от структуры в других правовых системах, обладает большим числом разнообразных источников. Достоинства этой системы: высокий уровень адаптации, приспособляемости права к регулируемым общественным отношениям, возможность изменять и создавать нормы права в соответствии с конкретной ситуацией, а также высокий уровень профессионализма английских судей и ученых юристов. Недостатки данной системы: большое количество разнообразных источников, отсутствие структуры, сложность в использовании, возможность различных судебных злоупотреблений.
Таким образом, в заключение можно отметить, что англосаксонская правовая система обладает существенными особенностями и богатой историей. Ее формирование было связано с большой ролью судов и принимаемых ими решений в жизни государства и общества. Нельзя не отметить, что данная правовая система обладает большой сложностью в применении, поскольку каждое судебное решение по сути является новым источником права. Кроме того, здесь не существует единой системы права, разделенной на отрасли, что облегчило бы применение тех или иных норм. Но, при этом, англосаксонская система также развивается и воспринимает определенные элементы из других правовых систем, в частности в США существует больше количество письменных законов и кроме того, также и писаная Конституция. Поэтому, несмотря на определенные недостатки государство применяют данную правовую систему успешно на протяжении длительного периода времени. В современных условиях на основе международного права можно говорить о взаимосвязи и взаимопроникновении различных систем.
Заключение
Рассмотрев основные характерные особенности англосаксонской правовой системы, можно прийти к следующим выводам.
1. Особенности англосаксонской правовой системы объясняются исторически тем, что суды всегда имели возможность принимать решения, на которых основывались решения последующих судебных дел. Подобная система сформировалась еще в период формирования государственности Англии и развития феодального права. Акты, принимаемые королем и акты парламента исторически не имели такого же значения как судебные прецеденты. Суды и судьи были главенствующими создателями правовых норм. Подобная же ситуация сохранилась и до нашего времени. Но, тем не менее, необходимо отметить, что значение актов парламента в современной истории Англии усилилось, парламент обладает возможностью регламентировать различные сферы общественных отношений.
2. Правовая система США следует принципам англосаксонской правовой семьи, называя судебный прецедент источником права. Однако в силу исторических и политических традиций в правовой системе США смешались элементы различных других правовых семей. Так, нормативный акт играет в правовой системе достаточно значительную роль, правом нормотворчества наделены и штаты. Кроме того, государственные органы США действуют в ряде случаев на основе сложившихся правовых обычаев.
3. Англосаксонское право не имеет деления на отрасли права. В его составе выделяются две основные части это общее право и право справедливости. Исторически общее право это право, создаваемое судьями, а право справедливости это право применяемое чиновниками короля, которое возникло как дополнение к общему праву в связи с развитием общественных отношений. В настоящее время различие между этими частями фактически не проводится они объединены в общую систему прецедентного права. Право представляет собой общую единую совокупность всех источников, включая обычаи, прецеденты, законы, принимаемые парламентом. Главенствующая роль в правовом регулировании принадлежит прецедентам. Но и другие источники также используются. В целом отсутствие единой системы, структурированного деления можно отнести к недостаткам английского права, поскольку это затрудняет правоприменение. Но при этом правовая система обладает большой гибкостью и фактически исключает наличие пробелов в праве, которые по мере их образования могут быть заполнены судебными прецедентами.
Список литературы
- Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2008. 410 с.
- Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2003. 744 с.
- Иностранное конституционное право / Под редакцией проф. В.В.Маклакова. - М.: Юристъ, 2006. - 512 с.
- Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков - 2-е изд., ис-прав. и доп.- М.: Издательство БЕК, 2000. - 584 с.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М. 2001. - 516 с.
- Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. Спб. 2000.- 300 с.
- А.С. Пиголкин Теория государства и права: Учебник.- М.: Издательство Городец, 2007. (СПС Консультант плюс)
- Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.:Издательство Норма, 2008. 616 с.
- Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2008. 776 с.