Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Теоретические аспекты правового регулирования аграрного предпринимательства (1 и 2 глава)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Теоретические аспекты правового регулирования аграрного предпринимательства (1 и 2 глава)
  • Предмет:
    Предпринимательство
  • Когда добавили:
    02.04.2017 13:03:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1 Теоретические аспекты правового регулирования аграрного предпринимательства


    1. Становление и развитие аграрного предпринимательства

    Развитие предпринимательства в аграрной сфере требует от экономической науки изучения его экономической природы. Необходимость этого обусловлена еще и тем, что для современной экономики предпринимательство является сравнительно новым явлением, хотя оно и начинает прочно завоёвывать своё место в экономической системе. Вместе с тем, теоретическое осмысление предпринимательства в аграрной сфере как экономического феномена, подчас страдает односторонним подходом и далеко не отражает всех разнообразных проявлений данной категории в реальной действительности. Иногда наблюдается и прямое искажение глубинной сути самого процесса предпринимательства.

    Предпринимательство осуществляется в отдельных хозяйственных звеньях, отраслях и сферах экономики. Во всех них оно проявляется в своих особых формах. Вместе с тем сущность экономических отношений, имманентных предпринимательству, едина. И именно она выполняет определённую роль в конкретных формах существования предпринимательства. Поэтому в качестве отправного момента в политэкономическом исследовании тенденций и закономерностей развития предпринимательства в аграрной сфере следует взять изучение предпринимательства как экономической категории, и в первую очередь, выявление его сущности.

    Исследователи пытались установить качественную определённость, сформулировать сущностные черты предпринимательства ещё с давних пор. Причём, если проанализировать имеющиеся в экономической литературе формулировки сущности предпринимательства, то можно заметить, что наряду с указанием отдельных

    характерных черт его, они, как правило, являются отражением специфики того времени, когда жили их авторы. И в зависимости от его особенностей в определении предпринимательства в первую очередь обращалось внимание на те его признаки, которые наиболее ярко проявляются в конкретный исторический период.

    Считается, что сам термин «предпринимательство» и первое определение его, данное ещё в начале XVIII века - в 1725 г., принадлежит перу Ричарда Кантильона. В нём делается акцент на такой признак предпринимательства как высокая степень риска. Он заметил, что деятельность торговцев, ремесленников и других экономических агентов отличается высокой степенью непредсказуемости её финансовых результатов. Кантильон жил во время значительных структурных изменений в экономике, связанных с развитием капитализма и был очевидцем краха финансовой системы во Франции в 1720 г.

    Дальнейшая эволюция взглядов на предпринимательство, как экономический феномен, происходила на рубеже XVIII и XIX веков, во время промышленного переворота. В этот период функции предпринимателя связывались либо с умелой организацией выгодного дела (Бодо, 1797 г.), либо с умелым комбинированием факторов производства и получением за счёт этого предпринимательского дохода в отличие от дохода на капитал (Ж.Б. Сэй, 1803 г.)

    В середине XIX века исследователи делали акцент на основные функции, осуществляемые предпринимателями, особо выделяя среди них функции связанные с руководством, контролем и принятием на себя риска (Дж. С. Милль, 1848 г.).

    Принципиально новое видение предпринимательства предстаёт в работах Иозефа Шумпетера, который исследовал особую роль новаторства и предпринимательской деятельности. Инновационная функция предпринимательства изучалась Шумпетером во взаимосвязи с закономерностями статики и динамики, имеющими место в экономике.

    В начале и середине ХХ века теория предпринимательства нашла отражение в работах Ф. Найта и других учёных, исследовавших фактор неопределённости и риска.

    Как видно, даже небольшой экскурс в историю экономической мысли, касающейся постановки проблемы предпринимательства и определения его сущности, свидетельствует не только о весомом вкладе предшествующих поколений учёных, но и её актуальности в разные исторические периоды. Отталкиваясь от исходных позиций, рассмотрим более подробно подходы к определению сущности предпринимательства, разработанные в современной зарубежной и отечественной экономической литературе.

    Развитие предпринимательства в аграрной сфере в России требует изучения и теоретического осмысления, прежде всего его функциональной роли на современном этапе.

    В настоящее время необходимость развития предпринимательства во всех сферах российской экономики обуславливается переходом их к рыночным отношениям. Однако в аграрном секторе экономики наряду с общими целями развертывания предпринимательской деятельности имеются и свои специфические. Они требуют исследования не только в силу недостаточной изученности, но и потому, что без четкого представления целей развития аграрного предпринимательства в системе рыночной экономики практически невозможно будет в будущем оценить, насколько успешно это осуществляется в реальной действительности. В этой связи, считаем целесообразным остановиться прежде всего на рассмотрении роли аграрного предпринимательства в России на современном этапе.

    Практика показывает, что типичным стал низкий уровень эффективности сельскохозяйственного производства и отставание показателей его развития по сравнению со странами Запада. Причем, надо отметить, что эта тенденция носит долговременный и достаточно устойчивый характер. Это видно из сопоставлений уровней развития сельского хозяйства разных стран, как в целом, так и в разрезе отдельных его отраслей.

    Обратимся к источникам. Так, М.Я.Лемешев, сравнивая эффективность интенсификации сельского хозяйства в СССР и США, приводит данные о развитии животноводства в них за период с 1955 по 1985 годы. Из них видно, что несмотря на увеличение поголовья коров в СССР за этот период и четырехкратного превышения их числа по сравнению с США в 1985 году, валовое производство молока в нашей стране хотя и возросло почти в два раза, но было меньше, чем в США из-за крайне низкой продуктивности коров. Больших изменений в результативности отечественного сельского хозяйства не произошло и в последующем. Это подтверждают расчеты, произведенные учеными Института мировой экономики и международных отношений. Согласно им в 1991 Россия произвела в расчете на душу населения в сопоставимых ценах вдвое меньше сельхозпродукции, чем США, Франция и Италия; в полтора раза меньше Японии и Турции. Причем годовая выработка условно-чистой продукции в расчете на одного занятого в нашей стране была в 11 раз меньше американской и в 7 - 8 раз ниже, чем в Германии, Великобритании и во Франции.

    В настоящее время в условиях глубокого аграрного кризиса отставание отечественного сельского хозяйства еще более усилилось. В этой связи многие ученые пытаются сейчас найти и обосновать действенные средства для его подъема, часто акцентируя внимание в основном на необходимости его государственной поддержки. Не отрицая значимой роли государства в возрождении и регулировании аграрного сектора, мы в то же время полагаем, что решение этой проблемы невозможно сейчас и в будущем без развития предпринимательства.

    Как показывает практика, в большинстве сельхозпредприятий, даже при прежних, благоприятных экономических условиях, не было заинтересованности в высокоэффективном труде, медленно изменялась научно-техническая основа производства. Поэтому, государственные капитальные вложения в аграрный сектор в такой ситуации не давали достаточной экономической отдачи.

    Исследования этого вопроса показывают, что для рационального использования средств, вложенных в сельское хозяйство, как самими сельхозпредприятиями, так и государством, не хватало самого главного, -достаточного широкого слоя людей, сориентированных на рынок и выполняющих необходимые инновационные функции. К ним следует отнести руководителей и специалистов, способных обеспечить неразрывную связь науки и производства, а также лично заинтересованных в постоянном его обновлении, модернизации и эффективности.

    Думается, именно эта причина не позволила в течение длительного времени осуществить в полной мере процесс интенсификации сельскохозяйственного производства. Анализ экономической литературы показывает, что многие ученые главную причину видели, прежде всего, в уровне материально-технической базы, в несоответствии личного и вещественного факторов сельского хозяйства. В частности, В.А. Иванов отмечал: «Узловым моментом повышения эффективности интенсификации производства является достижение оптимальной пропорциональности рабочей силы и средств интенсификации производства, которые проявились, прежде всего, в сбалансированности техники и механизаторов, в соответствии квалификационного уровня работников характеру техники и технологии...».

    Хотя указанные моменты играют достаточно значимую роль в решении проблемы, однако, в условиях перехода к рыночной экономике пора уже отойти от абсолютизации только техногенных факторов интенсификации производства, что до сих пор нередко наблюдается в публикациях отдельных ученых.

    Без предпринимательского подхода, умелого управления и организации рационального использования финансовых, человеческих и других ресурсов, творческого комбинирования их в процессе производства и сбыта сельскохозяйственной продукции эффективная интенсификация, как и эффективность сельскохозяйственного производства вообще не возможны. Это подтверждается как опытом стран с высокоразвитым аграрным сектором, так и деятельность отдельных отечественных сельскохозяйственных предприятий, добивающихся и в нынешних сложных экономических условиях стабильных и относительно более высоких результатов по сравнению с другими. Поэтому развитие предпринимательства в аграрной сфере является не только необходимым условием, но и предпосылкой экономического прогресса в ней.

    Вместе с тем полагаем, что возрождение аграрного предпринимательства наряду с экономической призвано сыграть и не менее важную социальную роль.

    Известно, что сельское хозяйство как структурная часть экономики выполняет в ней особые социальные функции. Экскурс в историю показывает, что еще 400 лет до н.э. древнегреческий мыслитель Ксенофонт, писал: «Пока сельское хозяйство процветает, все прочие ремесла и промыслы жизнеспособны и крепки, но когда земля принуждена оставаться пустынной, этот родник, что питает остальные ремесла и промыслы немедленно иссякает».

    Аграрное предпринимательство на современном этапе формируется и осуществляется в условиях проводимой аграрной реформы. В этой связи наряду с воздействием на него генетических факторов необходимо рассмотреть влияние и самой аграрной реформы, которая выступает как воздействующий фактор среды.

    Содержание связанных с реформой преобразований на селе, их направленность и результаты оцениваются исследователями неоднозначно. На начальном этапе аграрная реформа рассматривалась как определяющий, если не единственный фактор подъема отечественного сельскохозяйственного производства. В настоящее время по прошествии почти десятилетнего периода с ее начала, большинство ученых-экономистов относятся к ней негативно.

    Многие из них констатируют, что реформа провалилась, подтверждая это данными о современном состоянии сельского хозяйства и других отраслей АПК.

    Несколько иная точка зрения высказывается И.Н. Буздаловым, который отмечает, что «...негативные тенденции в сельской экономике и социальной сфере ошибочно относить за счет самой реформы и рынка».

    По его мнению, «в переходный период, когда исправляются деформации прежней системы, эти тенденции в определенных пределах неизбежны и объективны...».

    Кроме того, И.Н. Буздалов считает, что судить о результатах аграрной реформы пока еще рано, так как это можно будет сделать только после ее завершения, лет через пятнадцать - двадцать. Анализируя приведенные высказывания весьма известных и авторитетных ученых-экономистов аграрников, можно заметить, что при всей противоположности они, тем не менее, по-своему соответствуют современной действительности.

    Вместе с тем, на наш взгляд, все-таки нельзя откладывать с анализом последствий аграрной реформы в России, ибо если это сделать позднее, то можно обнаружить, что реформа привела не совсем к тем результатам, которые ожидались, и исправить ситуацию будет уже намного сложнее. Поэтому настоятельной задачей экономической науки сейчас является всестороннее исследование результатов аграрной реформы, подготовка рекомендаций по ее дальнейшему развитию.

    На наш взгляд можно согласиться с мнением, что «как объект исследования, современная аграрная реформа России неисчерпаема». Однако, думается, что дело здесь не только в сложности и многоплановости современных аграрных преобразований, но и в недостаточной степени их изученности и обоснованности представителями различных наук: политэкономии, социологии, психологии, юриспруденции и других.

    С позиций реализаций наших научных интересов аграрную реформу необходимо изучать сейчас для выяснения ее влияния на процесс развития предпринимательства в аграрной сфере. В этом контексте, прежде всего, возникает вопрос: входило ли становление и развитие предпринимательства непосредственно в цели аграрной реформы? Изучение различных формулировок целей современных аграрных преобразований, имеющихся в законодательных актах и экономических преобразованиях, свидетельствует, что этого не наблюдается. Как правило, отмечается, что целью проводимой аграрной реформы в России является повышение эффективности сельского хозяйства и всего АПК.

    Вместе с тем нельзя не заметить, что реформаторские действия, безусловно, оказали влияние на многие экономические и социальные процессы в аграрной сфере, и в том числе на процесс формирования здесь предпринимательства. Причем, думается, что это влияние было весьма многоплановым и далеко не однозначным. Наряду с предпосылками возрождения предпринимательства в аграрной сфере в ходе ее реформирования возникали определенные сложности и противоречия, которые оказывали и значительное негативное воздействие.

    В доказательство данного тезиса рассмотрим сначала предпосылки возрождения предпринимательства в аграрной сфере, которые проявились в современный период ее реформирования. Они связаны, прежде всего, с созданием таких условии для развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, которых на предшествующем этапе не было.

    Одним из самых объективно необходимых условий предпринимательства является, как известно, экономическая свобода хозяйствующих субъектов. В течение более чем шестидесятилетнего периода со времени окончания НЭПа сельхозтоваропроизводители были во многом ее лишены. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия, наконец, обрели экономический суверенитет и право самостоятельно решать многие экономические вопросы. Это касается, в первую очередь, права самостоятельно планировать структуру производства, заниматься ценообразованием и сбытом сельскохозяйственной продукции, устанавливать экономические связи с поставщиками и так далее.

    Таким образом, с предоставлением значительной степени экономической свободы, сельхозтоваропроизводители получили и возможность развивать свободу предпринимательства, то есть самостоятельно организовывать производственную и иные виды деятельности, осуществлять новации и идти на определенный риск, проявляя при этом инициативу, заинтересованность и чувствуя ответственность.

    В условиях, когда монополия на распоряжение основными ресурсами в сельском хозяйстве и на решение стратегических вопросов была в руках государства, предпринимательская деятельность могла осуществляться в аграрной сфере лишь в ограниченных масштабах и часто в нелегальных или теневых формах.

    В современный период возможности для осуществления аграрного предпринимательства значительно расширены не только в связи с его легализацией, но и за счет легитимации, а также появлению новых предпосылок для его развития в связи с разгосударствлением экономики. К таким основным предпосылкам возрождения аграрного предпринимательства на современном этапе следует отнести, во-первых, получение сельхозтоваропроизводителями прав собственности на землю и другие средства производства; во-вторых, предоставления им имущественной и хозяйственной самостоятельности; и, в-третьих, появление у них возможности создавать различные типы предприятии. Безусловно, можно назвать и другие новые появившиеся возможности для развития предпринимательской деятельности в аграрном секторе. Однако более конструктивным подходом, на наш взгляд, является исследование конкретных результатов их реализации в период аграрной реформы.

    Одним из важных результатов их реализации является современная социально-экономическая и организационно-хозяйственная структура аграрного предпринимательства. В этой связи, прежде всего, остановимся на выяснении того, как и почему она сложилась. Не вдаваясь в подробное рассмотрение всего комплекса аграрной реформы в России, остановимся лишь на тех ее особенностях и аспектах, которые имеют принципиальное значение для появления характерных для настоящего времени форм и особенностей аграрного предпринимательства, проблем и противоречий его формирования. Думается, что осмысление причин их появления необходимо сейчас для выявления и обоснования тенденций и факторов его дальнейшего развития.

    Среди радикальных преобразований, предпринятых в ходе аграрной реформы, ведущая роль в плане воздействия на структуру аграрного предпринимательства принадлежит, на наш взгляд, приватизации земли и имущества сельскохозяйственных предприятий. Как широкомасштабная акция она стала осуществляться в 1992 году на втором этапе аграрной реформы, после принятия соответствующих законодательных актов. Начатая ранее земельная реформа, хотя и внесла значительные изменения в земельные отношения, но в то же время существенного влияния на социально-экономическую и организационно-хозяйственную структуру не оказала. Не привела она и к ожидаемому росту его эффективности.


    1.2 Правовое регулирование аграрного предпринимательства


    Государственное регулирование аграрных отношений осуществляется, прежде всего, путем издания законов и других нормативных актов, определяющих правовой статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, их права и обязанности в земельных, имущественных, налоговых, трудовых, финансово-кредитных и других отношениях. Принятие нового Земельного кодекса Российской Федерации «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) - важное событие в развитии земельных отношений, поскольку данный Кодекс призван быть главным регулятором земельно-правовых отношений.

    Ключевым нормативным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность в России, является Гражданский кодекс РФ, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г.

    Для координации аграрных отношений, Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1490-1 (ред. от 02.02.2006) «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», который устанавливал правовые и экономические основы приоритета агропромышленного комплекса в обеспечении материально-техническими ресурсами в условиях перехода к рыночным товарно-денежным отношениям. Но он утратил силу, вместо него был принят Федеральный Закон от 02-02-2006 19-ФЗ о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов российской федерации в связи с принятием Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд« от 21.07.2005 № 94-ФЗ, который также утратил силу 1 января 2014 г.

    Развитию предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, безусловно, будет способствовать записанное в ст. 34 Конституции положение о том, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Этой же цели будет служить и ст. 37 Конституции, провозглашающая свободу труда: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Осуществлению аграрной реформы служит и установленная ст. 58 Конституции обязанность каждого «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

    Для полного удовлетворения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства, был принят Закон РФ от 14.05.1993 № 4973-1 (ред. от 18.07.2011) «О зерне». На основании этого Закона государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.

    Для регулирования экономических отношений в поставках продукции и сырья, был принят Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.

    Признавая важную роль ГК РФ в регулировании предпринимательской деятельности на селе, следует иметь в виду, что он не может заменить собой единый правовой акт, который мог бы содержать четкий план правового обеспечения аграрной реформы в России. Однако такой нормативный акт разработан и принят не был, и время для этого уже упущено. Между тем неполнота, противоречивость и «белые пятна» сельскохозяйственного законодательства являются существенным тормозом осуществления аграрной реформы.

    Для координации правовых основ и условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства, был принят Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» №83-ФЗ от 09.07.02 г. (в ред. Федерального закона 21 июля 2014 года № 226-ФЗ). Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29.12.06 г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 467-ФЗ) устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.

    Юридическое понятие предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики рассматривается как разновидность общего понятия предпринимательской деятельности, сформулированного в ст. 2 ГК РФ. Предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    ГК РФ (ст. 23, 50) различает две разновидности аграрного предпринимательства: 1) индивидуальное предпринимательство главы крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица; 2) предпринимательство юридических лиц, которые создаются в форме сельскохозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций.

    Предпринимательство юридических лиц охватывает деятельность многообразных по субъектному критерию форм предпринимательства, которые можно обозначить одним традиционным для нас собирательным термином «коммерческая организация». В аграрном секторе экономики функционируют почти все разновидности предпринимательской деятельности.

    Предпринимательская деятельность сельскохозяйственных коммерческих организаций осуществляется на основе определенных принципов и условий.

    Во-первых, основным принципом предпринимательства является инициативная самостоятельная деятельность субъектов предпринимательства, то есть граждан, их объединений, юридических лиц. Без инициативной самостоятельности предпринимательство развиваться не может, оно потеряет такие естественные стимулы, как постоянный поиск наиболее оптимальных путей решения хозяйственных, экономических проблем, рискованное производственное творчество и т.д. Именно из-за лишения инициативы, самостоятельности потерпела неудачу приказная экономика советского образца. Поэтому предпринимательская самостоятельность должна быть безусловно юридически обеспечена.

    Во-вторых, для оптимального развития предпринимательства необходимо единое политическое, правовое и информационное пространство не только в рамках Российского государства, но и с четкими правовыми выходами на мировой рынок. Цивилизованное предпринимательство не может быть ограничено никакими административными и даже государственными границами. В противном случае неминуемо отставание, застой и т.д.

    В-третьих, государство должно правовыми мерами предупредить отрицательные последствия предпринимательства: ограничить монополизм отдельных предпринимателей; обуздать агрессивную конкуренцию; эффективно бороться с мафией и защищать предпринимателей от всевозможных рэкетиров.

    Что касается условий осуществления предпринимательства, то главным из них является государственная регистрация предпринимателей. Статья 51 ГК РФ запрещает предпринимательскую деятельность без регистрации. Коммерческая организация считается созданной с момента государственной регистрации. Причем любая сельскохозяйственная коммерческая организация должна быть зарегистрирована в качестве коммерческой организации одной из организационно-правовых форм» указанных в Гражданском кодексе. Аграрные коммерческие организации обязаны осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму, обеспечивать им условия трудовой деятельности в соответствии с законодательством, коллективным и индивидуальным трудовым договорами, исправно платить налоги, нести ответственность за нарушение требований законодательства.

    Содержанием предпринимательской деятельности является свободно осуществляемая, не запрещенная законом деятельность. При этом всем предпринимателям предоставляется равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам.

    Изначально равные условия обеспечения деятельности всех предпринимателей отправной принцип рыночной экономики. Гражданский кодекс Российской Федерации (п. 1 ст. 49) определяет виды хозяйственной деятельности коммерческих организаций, которые могут осуществляться только на основании специального разрешения. Это так называемая лицензионная (разрешенная) деятельность находится под особым контролем со стороны государства. Перечень названных видов деятельности устанавливается специальными нормативными актами различного уровня: федерального и субъектов Федерации. К лицензируемым как на федеральном, так и на региональном уровнях относятся, в частности, производство оружия, боеприпасов, наркотических и ядовитых веществ, посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества, производство табачных изделий и др.

    Особенности аграрной предпринимательской деятельности обусловлены тем, что сельскохозяйственное производство основано на использовании земли в качестве основного средства производства. В связи с этим в аграрном секторе экономики функционируют особые формы организации и ведения производства. Так, во всем мире только в аграрном секторе организованы фермерские хозяйства, производятся пища и волокно, необходимые для человеческого существования. Поэтому правовое регулирование предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики строится с учетом:

    а) преобладания биологического цикла в сельскохозяйственном производстве;

    б) особенностей контроля за собственностью на землю и другие природные объекты;

    в) преобладающего значения государственного регулирования условий, в которых функционирует аграрный сектор экономики;

    г) особенностей экономической конкурентоспособности сельского хозяйства;

    д) особой значимостью структурных изменений, связанных с коммерциализацией сельского хозяйства;

    е) огромной социально-политической и культурной значимостью развития крестьянства.

    Правовые проблемы, связанные с влиянием каждого из этих факторов, достаточно очевидны. Это и служит обоснованием особенностей правового регулирования отдельных сторон аграрного предпринимательства.


    1. Правовое обеспечение земельной реформы как основы развития и предпринимательской деятельности

    Земельная реформа - комплекс экономических, организационных, социальных мер, направленных на преобразование земельных отношений на основе создания многообразных форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений. Начало земельной реформы в 1990 г. с принятием «Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле».

    Углубление земельной реформы и коренное изменение земельных отношений в России произошло с принятием Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. и Земельного кодекса РСФСР 1991 г.», распространивших право собственности на землю на граждан и их коллективы. С принятием Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. открылся новый этап в земельном законодательстве.

    Цели и задачи земельной реформы в России: Земельная реформа представляет собой комплекс экономических, организационных, социальных мер, направленных на преобразование земельных отношений на основе создания многообразных форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений.

    Цель: передача и закрепление земли в собственность, пользование, в том числе в аренду гражданам, предприятиям, организациям, учреждениям. Земельная реформа важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

    Повышение эффективности использования земель городов и иных поселений, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, создание условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, обеспечивается разработкой и реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных как на преодоление проблем в развитии рынка земли, так и в развитии рынка недвижимости в целом. Основные задачи государственной политики по развитию рынка земли и мероприятия по их реализации: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю путем разграничения земель, находящихся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность; развитие правовых механизмов оборота прав аренды земельных участков, находящейся в государственной или муниципальной собственности ограниченной в обороте; обеспечение конкурсной продажи государственной недвижимости вместе с земельными участками, включая незастроенные участки; расширение видов земель, подлежащих приватизации, с одновременным определением федеральным законом видов земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота; осуществление приватизации земельных участков одновременно с находящимися ни них объектами недвижимости; введение режима рассрочки платежей при приватизации земельных участков; совершенствование земельного кадастра и создание государственного кадастра недвижимости; формирование и развитие системы ипотечного кредитования с государственным контролем за рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений путем законодательного установления принципа разрешенного использования земли взамен целевого и процедур территориального зонирования поселений, определяющего права и ограничения по способам использования земельных участков и другой недвижимости; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и иных поселений путем перехода к рыночным принципам при предоставлении земельных участков под застройку передача гражданам обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на открытой конкурсной или аукционной основе с включением затрат на инфраструктуру в цену земельных участков; совершенствование процедуры предоставления земли под застройку, которая должна быть четкой и открытой с максимальным упрощением процесса получения согласований, ограничения числа ведомств, участвующих в выделении участка; совершенствование процедуры закрепления прав на занимаемый строением участок; включение земельных участков в уставный капитал приватизируемых предприятий; установление минимальных цен выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями для реализации принципа «предприятие - имущественный комплекс»; переход, в основном, на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков; введение в экономический оборот земель сельскохозяйственного назначения путем создания мер государственного регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения и ограничением их оборота.

    Правовое обеспечение земельной реформы включает в себя: разработку и принятие комплекса федеральных законов, а также указов Президента России с целью регулирования отношений на рынке недвижимости на период до принятия соответствующих федеральных законов или в части, оставшейся за пределами регулирования федеральными законами; разработку и принятие комплекса правовых актов, включая постановления Правительства Российской Федерации и акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, во исполнение федеральных законов и указов Президента России. В части правового обеспечения земельной реформы ее законодательная база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений. Правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность их правового регулирования. В этих целях предусматривается: развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю; принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления недвижимостью (землей), создание рыночной инфраструктуры; развитие законодательства, регулирующего рынок земли и другой недвижимости; правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сфере. Вместе с тем, необходимо сохранить преемственность в правовом регулировании рынка недвижимости (и земли) в той части, которая не противоречит целям и задачам социально-экономических реформ.

    Земельное законодательство будет развиваться на базе конституционных положений, а в части правового регулирования рынка земли и другой недвижимости - на базе Гражданского кодекса РФ путем раскрытия его норм с учетом специфики земельных отношений.

    Правовое регулирование использования земли и иной недвижимости должно осуществляться на единых принципах: разграничение полномочий государственных органов исполнительной власти по осуществлению права собственности и осуществлению управления объектами недвижимости, в том числе землей, находящимися в государственной собственности; обеспечение взаимосвязи процессов формирования объектов недвижимости, их государственного учета и государственной регистрации; сочетание регулирования отношений по использованию и охране земли в качестве природного объекта и природного ресурса, недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю, основного средства производства в сельском и лесном хозяйствах, операционного базиса для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов; платность использования земли и другой недвижимости; государственное регулирование приватизации; единство судьбы земельного участка и связанных с ним иных объектов недвижимости посредством предоставления права выкупа земельного участка собственником строения, либо заключения договора долгосрочной аренды; доступность информации о правах на объект недвижимости и кадастровой информации об этих объектах; участие граждан в принятии решений, затрагивающих их права на землю и другую недвижимость.


























    2 Российский и зарубежный опыт правового регулирования

    аграрного предпринимательства


    2.1 Правовое регулирование аграрного предпринимательства в России

    В условиях формирования подлинного демократического государства в Российской Федерации большое значение приобретает научное осмысление роли законодательства в обеспечении прав и свобод гражданина как высшей ценности государства. Согласно ст.2 Конституции РФ, соблюдение, защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина, является главной обязанностью государственной власти. Интересы личности являются приоритетными по отношению к интересам государства.

    Особенности аграрной предпринимательской деятельности обусловлены тем, что сельскохозяйственное производство основано на использовании земли в качестве основного средства производства. В связи с этим в аграрном секторе экономики функционируют особые формы организации и ведения производства. Так, во всем мире только в аграрном секторе производится пища и другие продукты биологии, необходимые для человеческого существования. Поэтому правовое регулирование предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики должно осуществляться с учетом преобладания биологического цикла в сельскохозяйственном производстве, особенностей государственного контроля за собственностью на землю и другие природные объекты, преобладающего значения государственного регулирования условий, в которых функционирует аграрный сектор экономики, особенностей экономической конкурентоспособности сельского хозяйства, особой значимостью структурных изменений, связанных с коммерциализацией сельского хозяйства, огромной социально-политической и культурной значимостью развития современного крестьянства. Сегодня действующее законодательство не позволяет крестьянам реализовать право собственности на полученное в результате реорганизации колхозов и совхозов имущество, включая землю. Без полноценной реализации права собственности на землю и другие природные объекты, являющиеся основными средствами сельскохозяйственного производства, какое-либо развитие предпринимательства в сельском хозяйстве невозможно.

    Аграрное законодательство - это вполне самостоятельный нормативный массив, представляющий собой совокупность комплексных нормативных правовых актов, т. е. нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих сельскохозяйственную деятельность. Специализация аграрного законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, ее осуществлением и публичной организацией (государственным регулированием).

    Классификация источников аграрного предпринимательства - в зависимости от юридической силы актов государственного правотворчества: первая - Конституция РФ, затем законы Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ.

    Правовое обеспечение аграрного предпринимательства имеет свои особенности, так как они появляются и на уровне законодательного обособления предпринимательских отношений, объектом которых являются земельные участки. Именно по этому многие положения Земельного кодекса РФ посвящены закреплению особенностей правовой регламентации земельных отношений в предпринимательской сфере. Исходя из специфических черт ведения предпринимательства в сельском хозяйстве и определены организационно-правовые формы возможных субъектов в данной отрасли.

    Кризис и спад производства в агропромышленном комплексе сегодня является следствием некомпетентного вмешательства государства в аграрный сектор экономики в годы сплошной коллективизации и огосударствления колхозов. Существующая практика рыночных преобразований и государственного регулирования агропромышленным комплексом сегодня в большинстве своем не соответствует требованиям рыночной экономики. Указанные проблемы рыночных преобразований в агропромышленном комплексе вызвали необходимость целостного научного исследования правоотношений в сфере аграрного предпринимательства - основы аграрного производства в условиях рынка.

    В стране происходят глобальные изменения: реформирование аграрных формирований; переход от командно-административной плановой аграрной экономики к свободному рынку с подключением гражданско-правовых механизмов к отношениям в сфере использования природных ресурсов с целью извлечения прибыли, средств к существованию, достижения материального благополучия сельских жителей. Однако правовое обеспечение становления и развития аграрного предпринимательства заметно отстает от потребностей общества. С точки зрения научных изысканий, правовые проблемы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве являются новыми и актуальными на сегодняшний момент, что вызвало необходимость целостного научного исследования правоотношений в сфере аграрного предпринимательства, как основы аграрного производства в условиях рынка.

    Особенности аграрной предпринимательской деятельности обусловлены тем, что сельскохозяйственное производство основано на использовании земли в качестве основного средства производства. В связи с этим в аграрном секторе экономики необходимо иметь особые формы организации и ведения производства. Исходя из этого, правовое регулирование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве должно осуществляться с учетом некоторых фактов: зависимость предпринимательской деятельности от биологического цикла сельскохозяйственного производства; преобладающие значения, в отличии от других сфер предпринимательской деятельности (торговля, бытовое обслуживание и т.д.), государственного регулирования условий, в которых функционирует аграрный сектор экономики; особенности коммерциализации сельского хозяйства; учитывая численность населения региона, занятого сельскохозяйственным производством, огромный социально-экономической значимости аграрного предпринимательства.

    Значимость предпринимательской деятельности для общества неоценима. От уровня развития предпринимательства зависят финансовое положение коммерческих организаций, материальное благосостояние народа, уровень жизни людей.

    Правовое регулирование предпринимательской деятельности в аграрной сфере это деятельность государственных органов и субъектов аграрного предпринимательства по созданию и реализации правовых норм, регулирующих общественные аграрные правоотношения в целях обеспечения устойчивого развития эффективности аграрного производства.

    Возрождение естественных форм ведения сельскохозяйственного производства, зависимых от потребностей биологического процесса и обеспечивающих мобилизацию личной инициативы человека, является важным условием позитивного развития аграрного предпринимательства в РФ на современном этапе.

    Предпринимательская деятельность в аграрной сфере это прежде всего общеполезная деятельность. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в аграрной сфере это деятельность государственных органов и субъектов аграрного предпринимательства по созданию и реализации правовых норм, регулирующих общественные аграрные правоотношения в целях обеспечения устойчивого развития и эффективности аграрного производства.

    Цели, задачи и направления развития аграрной сферы определяет Государственная программаразвития сельского хозяйстваи регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

    Государственная программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

    За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы превышен его дореформенный уровень. Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются.

    В аграрном секторе РФ целью и принципами государственного регулирования предпринимательской деятельности является аграрная стратегия, характеризующая основы деятельности государства в сельскохозяйственной сфере, увеличение производства и потребления продуктов питания, повышение доходов сельских жителей и охрана окружающей среды. При условии формирования устойчивого и эффективного агропромышленного производства, удовлетворяющего некоторым параметрам мирового уровня, будет насыщение внутреннего рынка качественными продовольственными товарами, которые доступны всему населению и возможны достижение выравнивания доходов и размера социального развития населения отдельно взятых регионов.

    Со стороны государства в течении последних лет принимались меры по реструктуризации долгов в экономики, в том числе в агропромышленном комплексе. Тяжелое положение предпринимательских структур аграрной сферы не всегда учитывалось по сравнению с другими отраслями, это требует особого подхода к ним. Необходим учет ведения государственного регулирования при упадке процесса реформирования агропромышленного комплекса, 90 % убыточности всех товаропроизводителей, снижение плодородия почв и чрезвычайные ситуации в материально-технической базе.

    В условиях рынка в аграрной сфере необходимо использовать государственные принципы регулирования. Во-первых, программное регулирование макро и микро экономического характера. Программа повышения плодородия почв, на макро уровне, должна быть признанна одной из основных, которая поставлена на законодательную основу и финансируется из федерального бюджета. Программный подход на региональном уровне необходимо использовать при формировании объединений типа МТС, кооперативных объединений, лизинговых фондов и другие. Во-вторых, применение аграрного протекционизма, в связи с диспаритетом цен, монополизмом, не регулируемым импортом. В-третьих, на уровне отрасли предприятия региона, мобилизация внутренних резервов. Использование интеграционных и кооперационных возможностей для увеличения производства конкурентно способной продукции путем повышения качества и роста рентабельности, снижение затрат на её производство. В-четвертых, проведение санации предприятий, определяющих в аграрной сфере научно-технический прогресс, семеноводческих хозяйств, крупных животноводческих комплексов, а также введение бюджетного финансирования научных учреждений, опытно производственных хозяйств, четкой инженерии, семеноводство, племенной работы и селекции.

    В целях создания благоприятных условий для становления различных форм аграрного предпринимательства необходимо принять нормативные акты, устанавливающие:

    - гарантию широкого использования учредительных документов и договоров для юридического закрепления специфического правового положения субъектов аграрного предпринимательства, даже не предусмотренных нормами ГК РФ;

    - единое и понятное каждому толкование положений, детально регулирующих правовой режим имущества сельскохозяйственных товариществ, обществ и крестьянских (фермерских) хозяйств;

    - гарантию возврата внесенного в уставной капитал имущества, включая земельную долю, в случае выхода участника из сельскохозяйственного товарищества или общества, кооператива, фермерского хозяйства с выделением земельной доли в натуре;

    - четкие правила, определяющие порядок приобретения юридическими лицами земель сельскохозяйственного назначения.

    Необходимо принять нормативные акты, детально регламентирующие порядок акционирования государственных и муниципальных аграрных предприятий. В этих актах необходимо определить порядок акционирования; гарантию сохранения профиля и специализации аграрного предприятия; установить, что в качестве учредителей акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий временно могут выступать комитеты по управлению государственной собственностью с участием до 100 % в уставном капитале создаваемых обществ; определить права и льготы работников предприятий, порядок размещения акций среди работников предприятий, а также продажи их на конкурсах и аукционах.

    В целях обеспечения единства аграрного законодательства, необходимо разработать и принять Аграрный кодекс РФ и аграрные кодексы субъектов федерации. В ближайшее время необходимо разработать и принять федеральные законы о специфическом правовом положении сельскохозяйственных товариществ и обществ, государственных аграрных предприятий.

    Органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо разработать и принять подзаконные нормативные акты, детально регулирующие отношения в области оборота земель сельскохозяйственного назначения, призванные обеспечить создание оптимальных условий для перехода земельных участков к эффективно хозяйствующим субъектам, притока инвестиций в АПК России.

    Сегодня демонстрация государством своего стремления защитить права и интересы сельскохозяйственных предприятий и организаций различных форм собственности от любых правонарушений обеспечит позитивное развитие рыночных отношений на селе. Законодателям необходимо более полно учитывать особенности аграрных правоотношений в процессе развития российского законодательства о судебно-арбитражной защите.

    Необходимо обеспечить доступность судебно-арбитражной защиты для субъектов аграрного предпринимательства: это возможность отсрочки уплаты государственной пошлины и упрощенный порядок подачи искового заявления в арбитражный суд без выезда в столицу субъекта РФ.

    2.2 Правовое регулирование аграрного предпринимательства

    за рубежом


    Для любой страны с развитой рыночной системой характерно активное участие государства в воспроизводственном процессе всего продовольственного комплекса. В системе государственного регулирования экономики ведущую роль играет поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, заключающееся в установлении верхних и нижних пределов цен и индикативной (условной) цены.

    При этом инструментом регулирования служат скупка или продажа нескоропортящейся продукции. Подобная система была впервые широко применена в середине 30-х годов в США.

    После второй мировой войны такие системы стали стандартным методом поддержания цен. Правда, здесь необходимо планирование объемов производства с переходом государства на контрактную систему договоров с фермерами. Обычно используются два типа такой системы: подписание контрактов по ограничению посевов данной культуры и выводу земли из оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования объемов производства. Первый тип планирования начал использоваться после второй мировой войны в США, позднее - в Западной Европе, затем в Японии. Второй тип планирования практически повсеместно распространен в молочном животноводстве и частично - в птицеводстве.

    Существенным элементом государственного регулирования сельскохозяйственного производства является изменение его производственной структуры. Общепринятой является система, в соответствии с которой фермер пользуется государственной поддержкой в виде льгот при выполнении им плана властей по сокращению посевов или поддержанию структуры производства. Тем самым государство получает возможность регулировать посевные площади. В условиях увеличения производства сельского хозяйства широко практикуются целевые государственные субсидии на строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений и т.д.

    По мере насыщения рынка и перепроизводства сельскохозяйственной продукции государственные выплаты направляются не на стимулирование производства, а на поддержание уровня доходов фермера. Вместе с тем, накоплен положительный опыт функционирования полугосударственых объединений, сочетающих конечный государственный контроль и возможность оперативного ведения дел на коммерческой основе. К примеру, в США в мясной промышленности, находящейся главным образом в руках крупных корпораций, создан государственный ветеринарный контроль. При реализации продукции на местном рынке ее качество проверяет ветеринарный инспектор, являющийся служащим ветеринарного управления. При ориентации бойни на внешний рынок качество мясной продукции проверяется специалистом федерального министерства сельского хозяйства. В любом случае соблюдается главный принцип контроля - независимость ветеринарного инспектора от данной компании. Подобная система функционирует и в других отраслях пищевой промышленности.

    Недостаток свободных финансовых средств, высокая капиталоемкость, относительно низкая фондоотдача, несовпадение по срокам периода затрат и получения доходов требуют специфических форм помощи сельскому хозяйству со стороны банковской системы. Для поддержания уровня финансовых средств предприятий создаются сельскохозяйственные кооперативные банки. На базе некоторых кооперативов выросли огромные банки, к примеру, Раба-банк в Голландии, занимающий второе место в мире по обороту капитала.

    Широкое развитие сельская кредитная кооперация получила в США. Государственные бюджетные средства предоставляются не только кооперативным, но и специализированным сельскохозяйственным банкам по различным направлениям: снижение ссудного процента; выдача льготного кредита на укрупнение или перепланировку хозяйства; изменение структуры и типа производства. Существуют также льготные кредитные ссуды для начинающих фермеров, молодежи, целевые ссуды на обустройство, в том числе жилищное.

    Активное участие государства в регулировании сельскохозяйственного производства обусловлено размерами предприятий, в большинстве своем не способных создавать собственную инфраструктуру. Поэтому формированием инфраструктуры (дорожно-транспортная сеть, электрификация, телефонизация) занимаются в основном государство и частично специализированные кооперативы. На Западе осушение земель, их химическая мелиорация, обработка земель почвосберегающего характера осуществляются также за счет государственных средств.

    Сельскохозяйственное право США, являясь специальным правом, носит административный характер. Сельскохозяйственное право формируется правовыми актами административных агентств министерства сельского хозяйства США и других федеральных ведомств. С конца 30-х гг. в США периодически принимаются законы, регламентирующие объемы производства и сбыта продукции основных сельскохозяйственных культур, либо стимулирующего, либо сдерживающего характера. Начиная с 90-х гг. Правительство РФ при консультировании специалистов Всемирного банка отказывается от планирования производства, а в США, наоборот, планирование объемов производства сельскохозяйственной продукции существует с 30-х гг. Великой депрессии, и до сих пор применяются административные методы регулирования аграрного производства.

    В законах Германии о сельском хозяйстве прописано, что сельское хозяйство является экономическойосновой общества, поэтому задачей сельского хозяйства является производство безопасных продуктов питания в достаточном количестве. Аграрное право Германии отличается многообразием правовых средств регулирования аграрных отношений, только 6 % сельскохозяйственных предприятий существуют в форме юридических лиц. Законодательство Германии не содержит каких-либо ограничений возможности участия объединений, не обладающих статусом юридического лица, в ведении сельскохозяйственной деятельности. Кроме юридических лиц, определенных частным правом, сельскохозяйственной деятельностью могут заниматься юридические лица публичного права Федерация, земли, общины, церкви. Существует особая форма предпринимательской деятельности негласное товарищество, которая заключается в имущественном вкладе лица в деятельность другого предпринимателя.

    Сельское хозяйство Израиля построено на кооперативной основе. Оказалось, что, исходя из практических соображений материализма, даже в благополучном Израиле зародились уникальные формы сельскохозяйственных поселений, по своей сущности очень напоминающие советские колхозы и совхозы, кибуцы (сельские коммуны) с общественной собственностью на средства производства и мошавы, в которых каждая семья занимается земледелием, а сбыт продукции осуществляется на кооперативных началах.

    В законодательных актах о правовом положении субъектов аграрного предпринимательства следует широко использовать преимущества кооперативов как субъектов, объединяющих труд акционерных обществ, способных привлекать инвестиции. В этих целях, по опыту Германии, необходимо дать свободу объединения юридических лиц и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

    Очевидно, что использование зарубежного фермерского опыта предполагает не слепое копирование, а проведение анализа составляющих его факторов, учет особенностей и важнейших тенденций развития национальной экономики.

    В настоящее время как никогда возрастает значение гибкого сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Опыт последних лет подтвердил ошибочность утверждений о том, что рынок как саморегулирующаяся система сводит к минимуму государственное вмешательство в развитие любого предприятия, особенно аграрного. Большинство развитых стран проводят аграрную политику, опираясь на сельскохозяйственные законы, при формировании соответствующей инфраструктуры отрасли особое внимание уделяя вопросам селекции, гибридизации, строительству комбикормовых и мясоперерабатывающих предприятий, дорог и хранилищ, научно-прикладных центров.

    Таким образом, опыт зарубежных стран убедительно доказывает, что государственная политика в отношении малого предпринимательства вообще, и предпринимательства в аграрном секторе экономики в частности, является важным самостоятельным системным направлением. При этом действенность государственных мер в отношении развития и поддержки предпринимательства напрямую связана со стабильностью экономической политики государства, развитием рыночной инфраструктуры, идеологическим фоном стимулирования предпринимательской инициативы, эффективной системой мер по правовому, финансовому, материально-техническому и информационному обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства. Как показал опыт прошлых лет, становление и развитие малого аграрного предпринимательства все еще нуждается в поддержке со стороны государства.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Теоретические аспекты правового регулирования аграрного предпринимательства (1 и 2 глава) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.