Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Работа с предприятиями расположенными на территории муниципального образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Работа с предприятиями расположенными на территории муниципального образования
  • Предмет:
    Муниципальное право
  • Когда добавили:
    14.03.2017 16:16:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:







    Работа с предприятиями расположенными на территории муниципального образования

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ5

    1.1 Основные понятия муниципального управления5

    1.2 Принципы муниципального управления11

    ГЛАВА 2 РАБОТА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ20

    2.1 Полномочия местного самоуправления по управлению

    предприятиями20

    2.2 Принципы работы с предприятиями муниципального образования24

    2.3 Работа с муниципальными предприятиями на примере г. Липецка30

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ43

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ45


    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.

    В процессе работы были использованы работы Глинка В.И., Дахина А.В., Егорова А.Ю., Замотаева А., Чекалкина В., Михайлова Н.И. и других, а так же Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Постановка задачи. Муниципальная власть это система властных отношений, в рамках которой реализуются функции и полномочия местного самоуправления. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной (одновременно с государственной) власти, которая действует в границах местного сообщества (территориального коллектива), реализуется от его имени непосредственно или органами и должностными лицами местного самоуправления и основывается на нормах права. Муниципальная власть может быть определена и как форма общественных отношений, в которых, в соответствии с социальными и правовыми нормами, формируемыми местным сообществом, деятельность одних субъектов, влияя на деятельность других, изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общенациональной политики.

    Муниципальная власть направлена в основном на реализацию определенных интересов жителей, решение собственными силами определенных проблем местного сообщества, которые возникают на локально-определенных территориях. Именно ориентация на решение вопросов местного значения основных проблем жизнедеятельности местных жителей, их общностей, а через это на решение отдельных проблем общества в целом, свидетельствует о социальной направленности деятельности и функционального назначения муниципальной власти.

    Муниципальная власть многофункциональное явление. Будучи самостоятельным видом публичной власти, по своему субъектно-объектному составу, своей природе и сущности, диапазону осуществляемых ею функций она является наиболее социально ориентированной формой осуществления публичной власти. Это мощный катализатор формирования гражданского общества, поскольку сознательное участие жителей в процессе создания достойных условий жизни на определенной территории содействует формированию у них чувства ответственности за решение местных проблем, повышая их общую социальную и гражданскую активность.

    Целью работы является выявление принципов работы органов местного самоуправления с предприятиями, расположенными на территории муниципального образования.

    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    1) уточнить сущность понятия муниципального управления;

    2) определить принципы муниципального управления;

    3) изучить полномочия и принципы местного самоуправления по работе с предприятиями;

    4) изучить работу с муниципальными предприятиями г. Липецка.

    Объект исследования местное самоуправление.

    Предмет исследования работа с предприятиями муниципального образования.

    Методологической базой работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; сравнительный и статистический.

    ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


    1.1 Основные понятия муниципального управления


    Муниципальное управление, в широком смысле, форма управления территориальным хозяйством в городах, районах и т.д., включающая в себя производственную и социальную сферы экономики; а в более узком форма управления местной (муниципальной) собственностью.

    Муниципальное управление тождественно местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью.

    Муниципальное управление это самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом.

    Муниципальное управление это управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.

    Принцип самоуправления это правило, которым необходимо руководствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения.

    Муниципальное образование понятие, относящееся к городским, сельским поселениям, нескольким поселениям внутри региона, объединенным общей территорией, в пределах которой осуществляется муниципальное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (исходя из законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении). В международной практике приняты также термины «община», «коммуна», «местное сообщество».

    Границы муниципального образования устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом исторических границ компактного проживания населения.

    Муниципальное хозяйство является частью территориального хозяйства, и по определению Л.А. Велихова, это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения».

    Местное самоуправление признаваемая и гарантируемая конституцией страны самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Можно выделить две сферы общественных отношений, называемых местным самоуправлением, это:

    а) область гражданской самостоятельности и общественной активности населения;

    б) специфический уровень власти, организационные формы осуществления которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ.

    Основные сферы жизни муниципального образования производственно-экономическая, социально-психологическая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления:

    управление производством;

    экономическое управление;

    социально-политическое управление;

    управление духовной сферой жизни территории. Правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы, к которым относится РФ, является Европейская Хартия о местном самоуправлении.

    В соответствии с Европейской Хартией о местном самоуправлении выделяют следующие основные принципы местного самоуправления:

    а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

    б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе местного самоуправления и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

    в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

    г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

    д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

    е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

    з) гласность деятельности местного самоуправления;

    и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

    к) государственная гарантия местного самоуправления. Инфраструктура составные части общего устройства

    В экономической и политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической и политической системы в целом; например, в экономическую инфраструктуру входят транспорт, связь, образование и профессиональное обучение, жилье, коммунальное хозяйство, от состояния которых зависит жизнедеятельность города.

    Инфраструктура рынка совокупность экономических институтов, обеспечивающих функционирование рынка. Включает сеть предприятий торговли, посреднических организаций, бирж, кредитных учреждений, страховых фирм и другие обслуживающие отрасли.

    Инфраструктура инженерная система инженерных сооружений и коммуникаций (как наземных, так и подземных), обеспечивающая поступление в город и распределение воды, энергии (электрической, тепловой) и других ресурсов и утилизацию продуктов жизнедеятельности города.

    Муниципальная служба профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления.

    Понятие «муниципальная собственность» предполагает собственность муниципального образования. Муниципальной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления. Муниципальное образование имеет местный бюджет, который формируется, утверждается и исполняется органами местного самоуправления. Они же осуществляют и контроль за исполнением бюджета при участии в контрольных функциях государственных органов власти.

    Муниципальный заказ это договор органов местной власти с предприятиями хозяйственных систем на выполнение определенных видов работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов, а также из других собственных источников материальных средств муниципального образования.

    Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства связей и институтов, рамках которой реализуются частные интересы как индивидов, так и целых коллективов.

    Территориальное общественное самоуправление самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

    Предметом муниципального управления являются управленческие отношения, формы и методы, которые складываются в процессе муниципального управления. Совместная деятельность людей создает систему отношений, вызывающую необходимость сформировать определенный механизм для организации совместной деятельности, поскольку интересы отдельной личности постоянно пересекаются с групповыми интересами. Взаимодействие этих интересов требует установления механизма взаимоотношений между людьми.

    По мере расширения хозяйственной жизни муниципального образования усложняются отношения между людьми, изменяются соотношения между частными и общественными интересами. Все это требует разработки более эффективных форм и способов организации и рационализации усложненных связей. Для регулирования этих процессов создаются общественные институты, выполняющие функции координации и контроля в сферах:

    организации хозяйства и жизни населения;

    создания властных структур для регулирования процессов самоуправления.

    Муниципальная власть на основе нормативных правовых актов регулирует отношения элементов процесса самоуправления (людей, частных и общественных интересов). Усложнение общественных отношений в процессе социально-экономического развития муниципального образования носит циклический характер.

    Цикличность данного процесса связана с природой хозяйственной жизни, так как для достижения определенного благополучия необходимы ресурсы и инвестиции, которые у разных предприятий, отраслей и территорий неодинаковы. Поэтому система управления государством в целом и хозяйственными системами в частности зависит от вида и типа хозяйства.

    Цель муниципального управления повышение уровня жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

    создание социальной инфраструктуры; стабилизация экономики;

    регулирование социально-экономических процессов; развитие региональных и межрегиональных связей; поддержание экологической безопасности; сохранение единого экономического пространства.

    Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая:

    контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;

    охраняет природу;

    осуществляет санитарный надзор;

    организует жилищно-коммунальное обслуживание населения;

    создает социальную инфраструктуру; сохраняет памятники;

    обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения; обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

    Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных задач необходимо использовать систему методов управления. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по связям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.

    Важное место в этой системе принадлежит методам, цель которых воздействие на коллективы, отдельных работников и целостные социально-экономические системы для достижения целей и задач, поставленных перед данным звеном системы, в том числе: нормативных, административных, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических.

    Методы управления используются не изолированно, а комплексно. Поэтому управленческая деятельность проявляется как результирующая приложения различных методов и средств. Каждая группа методов имеет свои специфические особенности, собственные формы проявления и рамки применения.



    1.2 Принципы муниципального управления


    Принципы муниципального управления общие и частные вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (все формы муниципального образования).

    Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются теоретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления, определяя, насколько она отвечает соответствующим началам и идеям. Принципы муниципального управления предопределяют структуру и функции местной власти, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

    Эти принципы следующие:

    Законность. Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управления и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.

    Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялись на основе и в рамках закона. Тем самым государство признает и обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, то есть речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве решений, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуществляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

    Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц системы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на противоречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы местного управления, которые издали этот нормативный правовой акт или обращаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (Гражданско-процессуальным кодексом, Арбитражно-процессуальным кодексом). Прокурор и его заместители имеют право присутствовать на заседаниях органов системы муниципального управления любого муниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов.

    Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муниципального образования. Если устав муниципального образования противоречит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

    Единоначалие и коллегиальность. Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муниципальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех участников процесса системы муниципального управления воле одного лица руководителя конкретного процесса муниципального управления.

    Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей деятельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.

    В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельности в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочиями. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управления сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.

    При последовательном укреплении единоначалия не следует недооценивать коллегиальность в процессе управления муниципальными образованиями.

    Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных организационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных образований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, и единоличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и принятия важнейших управленческих решений по вопросам социально-экономического развития муниципального образования.

    На основе единоначалия строится деятельность органов в системе муниципального управления. Использование коллегиальных начал допускается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Практика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделений местной администрации или иные сотрудники.

    Принцип коллегиальности требует кворума, необходимого для принятия решения и работы представительного органа. Этим принципом необходимо руководствоваться и на стадии подготовки проектов решений (привлекать представителей заинтересованных предприятий, организаций, учреждений), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом. Для активного и конструктивного участия депутатов представительных органов в подготовке и принятии решений необходимо, чтобы депутаты имели возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказать свое мнение, предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.

    Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиальности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управления муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффективность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в органах системы муниципального управления, построенной на принципе единоначалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приобретают силу решения (закона) и становятся обязательными для исполнения в случае согласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.

    Гласность. Деятельность органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов. Принцип гласности способствует демократизации управленческой деятельности, подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправления.

    Последовательное осуществление принципа гласности в деятельности муниципальных органов дает возможность гражданам контролировать работу муниципальных органов при решении вопросов местного значения. Эффективность такого контроля зависит от организации и работы муниципальной информационной службы, а также от того, как созданы условия для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Поэтому наиболее важные проекты социально-экономического развития муниципальных образований должны публиковаться для обсуждения их населением.

    Государственная гарантия. Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных органов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция РФ обеспечивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанавливает запрет на их ограничение.

    Государство устанавливает ответственность за неисполнение или неудовлетворительное исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, и решений органов управления муниципальных образований.

    На основании принципа государственной гарантии органы управления муниципальных образований обеспечивают условия для удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Этот принцип обеспечивает:

    формирование правовой основы системы органов управления муниципальных образований;

    организационно-методическую поддержку системы органов управления муниципальных образований;

    формирование системы государственного контроля за деятельностью органов системы муниципального управления;

    формирование финансово-экономических основ муниципального управления;

    формирование и поддержку информационного обеспечения системы органов муниципального управления;

    создание системы работы с кадрами (процесс подбора, расстановки и переподготовки кадров для муниципального управления).

    Участие населения в процессе управления муниципальным образованием. Этот принцип позволяет совершенствовать систему органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу государственной и общественной жизни, расширять гласность.

    Население участвует в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании социально-экономического развития муниципальных образований, в обсуждении и решении вопросов управления и использовании средств, предназначенных для социально-экономического развития, а также социально-культурных мероприятий муниципальных образований.

    В практике муниципального управления существуют разнообразные формы участия населения в процессе управления муниципальным образованием: через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно и через советы, комиссии, конференции, референдумы и др., поэтому органы муниципального управления должны создать условия для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

    Устав муниципального образования регулирует процесс участия населения в управлении муниципальным образованием следующими методами:

    через порядок отзыва выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

    через выражение недоверия населением выборным органам и должностным лицам местного самоуправления;

    через досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Эффективность и активность участия населения в процессе решения проблем местного значения, а также контроль зависят от информированности граждан о работе органов местного самоуправления и состояния муниципального хозяйства, а также от реализации принципа гласности муниципальной деятельности.

    Комплексность. Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муниципального образования и разработки рекомендаций по управлению им. Он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Для этого используются исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти же явления.

    Комплексное изучение явлений и процессов развития муниципального образования позволяет повышать эффективность местного хозяйства, решать социально-экономические проблемы развития муниципального образования, рационально использовать трудовые, материальные, финансовые, природные и другие ресурсы.

    Удовлетворение потребностей населения. Сущность этого принципа заключается в обеспечении условий жизнедеятельности населения муниципального образования и осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Происходит это посредством организации, содержания и развития соответствующих муниципальных предприятий, учреждений, организаций и служб.

    Органы муниципального управления должны обеспечивать удовлетворение основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов. Выполнение этих стандартов гарантируется путем закрепления средств в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отчислением от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

    Принцип удовлетворения основных потребностей населения обязывает органы муниципального управления создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства, деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий; создавать условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; заботиться о санитарном обслуживании населения, осуществлять социальную поддержку и содействие занятости населения, соблюдать меры противопожарной безопасности в муниципальном образовании; развивать сеть дошкольного, внешкольного и основного общего и дополнительного образования; организовывать электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспортное обслуживание населения.

    Сочетание отраслевого и территориального управления определяет требования к организации управления хозяйственными системами на территории муниципального образования.

    На основе отраслевого принципа формируются отраслевые системы управления. Механизм управления формируется исходя из задач, особенностей и возможностей развития каждой конкретной отрасли. По территориальному принципу создаются системы управления, объединяющие производственные и непроизводственные хозяйственные системы, расположенные на данной территории, связанные общими интересами социально-экономического развития для удовлетворения потребностей населения данного муниципального образования. Он призван реализовать социально-экономические возможности, вытекающие из территориальной организации хозяйства применительно к задачам, особенностям и возможностям соответствующих территориальных хозяйственных систем.

    Сочетание отраслевого и территориального принципов управления является ведущим в формировании систем и структуры муниципального управления. Эффективность организации руководства территорией муниципального образования зависит от оптимального сочетания отраслевого и территориального управления в рамках единой муниципальной системы.

    ГЛАВА 2 РАБОТА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ


    2.1 Полномочия местного самоуправления по управлению

    предприятиями


    Полномочия местного самоуправления это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.

    В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории местного самоуправления органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; утверждают перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требуют согласия органа местного самоуправления; устанавливают в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций; определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества; устанавливают в соответствии с законодательством льготы и преимущества, в том числе в сфере налогов для стимулирования предпринимательской деятельности; создают в соответствии с законодательством условия размещения на подведомственной органам местного самоуправления территории предприятий, не находящихся в муниципальной собственности.

    В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают планы и правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду, выдают разрешения на строительство на подведомственной территории всех объектов производственного назначения, приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов планов и правил застройки; привлекают на договорной основе предприятия и организации к участию в развитии мощностей строительной индустрии и промышленности строительных материалов для производства работ на соответствующей территории.

    Органы местного самоуправления руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляют контроль за работой других транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население; утверждают маршруты и графики движения местного транспорта; привлекают на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на подведомственной им территории; обеспечивают учет автомобилей и других видов механических транспортных средств; организуют и контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и аэропортах; организуют работу предприятий связи, обеспечивают развитие радио и телевидения.

    Органы местного самоуправления организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности; распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности; выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.

    Органы местного самоуправления осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; обеспечивают устойчивую работу объектов водо-, газо-, энергоснабжения, принимают меры, обеспечивающие население топливом; организуют благоустройство территории, привлекают на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население, осуществляют озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создают места отдыха граждан, присваивают наименования улицам и другим частям населенных пунктов, устанавливают нумерацию домов; устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения; ведают кладбищами, обеспечивают содержание в надлежащем состоянии других мест захоронения.

    В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивают их материально-техническое снабжение; назначают на должность и освобождают от должности руководителей соответствующих учреждений, если не предусмотрен другой порядок, организуют работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения; осуществляют охрану и организуют использование расположенных на их территории памятников природы, культуры и истории; создают объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения; руководят кино- и видеообслуживанием населения.

    Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность на основе разграничения предметов ведения между ними. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Часть полномочий местного самоуправления находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. В их число входят: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.



    2.2 Принципы работы с предприятиями муниципального образования


    Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

    Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

    Законодательство субъектов Федерации содействует реализации федеральных норм по защите прав акционеров на уровне местного самоуправления. Руководителям акционерных обществ, созданных на базе муниципальной собственности в процессе приватизации, независимо от количества акционеров необходимо регулярно представлять в комитет по управлению имуществом субъекта Федерации информацию о собраниях акционеров и отчет о своей деятельности; ежегодно в срок не позднее 120 дней после окончания финансового года обеспечить проведение общего годового собрания акционеров и представить в комитет по управлению имуществом субъекта Федерации отчет о проведенном собрании.

    По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

    Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

    Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Как показывает российский и зарубежный опыт, участие частных предпринимателей ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях и к снижению тарифов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач.

    Сильные стороны частного сектора:

    1) возможность выполнения сложных задач;

    2) использование успешного опыта других фирм;

    3) возможность предоставления услуг, требующих быстрой реакции на изменения рынка;

    4) использование инновационных технологий;

    5) предоставление услуг различным слоям населения;

    6) предоставление услуг, которые быстро устаревают (информационные, консультационные);

    7) желание рисковать;

    8) профессиональный опыт; и пр.

    Наряду с этим существует ряд препятствий для успешного участия частного сектора в предоставлении муниципальных услуг:

    1) боязнь потери рабочих мест в муниципальном секторе;

    2) опасение нарушить привычный порядок работы с клиентами;

    3) потенциальная зависимость от подрядчиков;

    4) отсутствие интереса или инициативы со стороны частного сектора;

    5) недостаток у частных предприятий необходимых навыков и финансовых ресурсов;

    6) противостояние со стороны влиятельных лиц, включая руководителей и служащих муниципального сектора;

    7) недоброжелательность со стороны населения по отношению к частному сектору и предпринимательству.

    Условия, при которых более выгодно использовать частный сектор:

    1. когда задачи можно определить заблаговременно, а работу можно оценить после ее выполнения;
    2. когда есть конкуренция между подрядчиками;
    3. когда муниципальную власть больше интересуют результаты, а не средства их достижения.

    Однако при этом муниципальные органы власти должны продолжать отвечать за выполнение следующих условий:

    1. гарантированное предоставление важнейших услуг;
    2. доступ к услуге всех слоев населения по приемлемой цене;
    3. справедливость по отношению к различным классам потребителей;
    4. обеспечение минимальных стандартов качества.

    Основные формы использования потенциала частного

    сектора при оказании муниципальных услуг:

    1. полная или частичная передача прав владения из муниципального в частный сектор (продажа, лизинг, концессия);
    2. привлечение частного сектора для предоставления услуг на контрактной основе;
    3. предоставление частному предприятию исключительного права вести конкретную деятельность на определенной территории (строительство, реконструкция, эксплуатация, техническое обслуживание) и др.

    Таким образом, большинство своих хозяйственных функций муниципальное образование может и должно передавать исполнителям (муниципальным и частным предприятиям) через систему муниципального заказа.

    Бюджетный кодекс РФ трактует муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета. Под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета. Муниципальные контракты должны заключаться, как правило, на конкурсной основе. Оплата муниципального контракта учитывает имеющиеся финансовые возможности и может осуществляться различными способами:

    1. в денежной форме;
    2. путем зачета долгов в местный бюджет предприятий, исполняющих услуги;
    3. путем организации взаимозачетных операций между поставщиками и заказчиками;
    4. с использованием ценных бумаг.

    Предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории поселения, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, сетей тепло-, водоснабжения и канализации, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления в первую очередь для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.

    С помощью муниципального заказа решаются различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг муниципальных предприятий, предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг.

    Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач. Муниципальная власть при выдаче муниципального заказа должна учитывать следующее:

    1. необходимость жесткого контроля за размещением контрактов;
    2. экономное использование бюджетных средств;
    3. обеспечение честной конкуренции между предприятиями любых форм собственности.

    В мировой и отечественной практике способы размещения муниципальных контрактов различаются в зависимости от целей и задач решаемой проблемы и в основном подразделяются на:

    1. открытый конкурс (одно- и двухэтапный);
    2. закрытый конкурс (с ограниченным числом участников) (табл. 1).

    К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом).


    Таблица 1

    Способы размещения муниципальных контрактов

    Открытый конкурсЗакрытый конкурсОбъявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. Недостатки открытого конкурса следующие:

    - процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным;

    - необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок;

    - потребуются большие усилия по обеспечению объективности оценки заявок;

    - нет достаточного опыта ведения переговоров у сотрудников органов местного самоуправления.Проводится в следующих случаях:

    - сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер);

    - форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов;

    - из-за невыполнения требований конкурса все заявленные на конкурс предложения отклонены. Заказчик, как правило, приглашает заинтересованных предпринимателей к участию в конкурсе, публикуя в печати объявление

    Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и/или экономическая деятельность которой приостановлена.

    Особо следует рассмотреть вопрос о взаимодействии органов местного самоуправления с предприятиями малого бизнеса. Базовым документом, устанавливающим нормы и принципы стимулирования малых форм бизнеса, в том числе на уровне местного самоуправления, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Для поддержки малого предпринимательства органами местного самоуправления могут создаваться муниципальные фонды, в уставном капитале которых участие муниципальных образований составляет не менее 50%. Доходы от деятельности муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных законодательством о поддержке малого предпринимательства.



    2.3 Работа с муниципальными предприятиями на примере г. Липецка


    Муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются приоритетными для муниципального образования.

    Основными проблемами в сфере управления муниципальной собственностью являются:

    1. отсутствие системы воспроизводства муниципальной собственности;
    2. большой физический износ помещений и как следствие необходимость проведения в них капитального ремонта;
    3. низкий уровень спроса на предлагаемое к приватизации недвижимое имущество, пакеты акций, в которых доля муниципальной собственности в уставных капиталах составляет менее 25 %;
    4. несвоевременность поступления платежей в бюджет города за аренду муниципального имущества;
    5. наличие неэффективно работающих муниципальных унитарных предприятий.

    Основная цель в сфере управления муниципальной собственностью увеличение доходной части городского бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

    Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

    1. обеспечение максимально возможных поступлений неналоговых доходов в бюджет города Липецка от использования муниципального имущества;
    2. оптимизация состава муниципальной собственности;
    3. повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества.

    Для решения поставленных задач Департамент экономического развития администрации города Липецка осуществляет контроль за эффективностью использования муниципальной собственностью, деятельностью муниципальных предприятий.

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий осуществляется путем проведения балансовых комиссий по итогам работы за соответствующий отчетный период, анализ их деятельности и выработки мероприятий по совершенствованию деятельности.

    Анализ основных экономических показателей деятельности муниципальных унитарных предприятий города Липецка (далее предприятие) проводился на основании бухгалтерской отчетности за 2016 год.

    На отраслевых балансовых комиссиях рассмотрены результаты финансово-хозяйственной деятельности 13 предприятий, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства 8, в сфере транспорта 2, дорожного хозяйства и благоустройства 3.

    По итогам 2016 года общая сумма доходов предприятий составила 2465 476 тыс. рублей, что выше 2015 года на 4% или на 90 495 тыс. рублей.

    Рис. 1 Общий доход предприятий, тыс. руб. (источник #"justify">За счет расширения спектра оказываемых услуг и увеличения дополнительных объемов работ, рост доходов, превышающий уровень инфляции 5,4%, обеспечили такие предприятия как: МУП «АДС» (на 34%), МКП «Липецкгорсвет» (на 20%), МУП «Зеленхоз» (на 19%), МК «РСДП» (на 14%), МУП «ЛиСА» (на 13%), МУП «Горэлектросеть» (на 8%).

    В целом, доходы за 2016 год относительно 2015 года предприятий:

    1. транспорта снизились на 42264 тыс. рублей (на 4%);
    2. дорожного хозяйства и благоустройства увеличились на 59408 тыс. рублей (на 18%);
    3. жилищно-коммунального хозяйства увеличились на 73351 тыс. рублей (на 9%).

    Рис. 2 Доходы предприятий по отраслям, тыс. руб. (источник #"justify">Выручка предприятий от оказанных услуг и выполненных работ составила 1814 889 тыс. рублей (74% от общей суммы доходов), в том числе в сфере транспорта 673571 тыс. рублей, дорожного хозяйства и благоустройства 318 176 тыс. рублей, жилищно-коммунального хозяйства 823 142 тыс. рублей.

    Темп роста выручки предприятий относительно 2015 года составил 104%, что ниже уровня инфляции в экономике, сложившегося в 2016 году, на 1,4%.

    Прочие доходы в отчетном году увеличились относительно 2015 года на 4% и составили 650 361 тыс. рублей.


    Рис. 3 Структура доходов предприятий, тыс. руб. (источник #"justify">В отчетном году предприятиями выполнено муниципальных контрактов на сумму 323 440 тыс. рублей. Бюджетное финансирование муниципальных контрактов в 2016 году относительно 2015 года увеличилось на 46 912 тыс. рублей, в том числе по предприятиям на:

    1. 35 390 тыс. рублей в МУП «Зеленхоз» и составило 123 583 тыс. рублей;
    2. 6 134 тыс. рублей в МКП «Липецкгорсвет» и составило 117 929 тыс. рублей;
    3. 5 388 тыс. рублей в МК «РСДП» и составило 81 928 тыс. рублей.

    Расходы предприятий за 2016 год увеличились на 53 389 тыс. рублей или на 2% и составили 2533 110 тыс. рублей, в том числе по отраслям:

    1. транспорт 1192899 тыс. рублей;
    2. жилищно-коммунальное хозяйство 958 886 тыс. рублей;
    3. дорожное хозяйство и благоустройство 381 325 тыс. рублей.

    В структуре общих расходов на долю себестоимости продукции (работ, услуг) приходится 87% (2207 558 тыс. рублей), прочих расходов 13% (325 552 тыс. рублей). По сравнению с 2015 годом себестоимость увеличилась на 23 652 тыс. рублей (на 1%), прочие расходы выросли на 29 737 тыс. рублей (на 10%).


    Рис. 3 Структура расходов предприятий, тыс. руб. (источник #"justify">Значительный рост расходов, связан с увеличением общехозяйственных расходов по статьям: заработная плата, материалы, ГСМ, коммунальные услуги и отмечен в:

    1. МУП «ЛиСА» на 51 819 тыс. рублей (13%);
    2. МУП «АДС» на 40 927 тыс. рублей (34%);
    3. МКП «Липецкгорсвет» на 24222 тыс. рублей (20%);
    4. МК «РСДП» на 10 617 тыс. рублей (11%);
    5. МУП «Зеленхоз» на 6280 тыс. рублей (5%);
    6. МУП «Липецктеплосеть» на 3454 тыс. рублей (5%);
    7. МУП «Второе ГЖУ» на 2 542 тыс. рублей (6%);
    8. МУП «БПХ» на 1126 тыс. рублей (4%).

    В целом по предприятиям в 2016 году темп роста доходов опережал темп роста расходов на 2% (37 106 тыс. рублей).

    По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год сформировался сальдированный финансовый результат убыток в размере 67 634 тыс. рублей (прибыль 18 796 тыс. рублей, убыток 86 430 тыс. рублей), что ниже 2015 года на 37 106 тыс. рублей (прибыль 12 570 тыс. рублей, убыток 117 310 тыс. рублей).

    Опережение роста расходов над доходами повлияло на финансовый результат предприятий, где убыток составил в:

    1. МУП «Липецкпассажиртранс» 46 288 тыс. рублей;
    2. МУП «Липецкводоканал» 29 426 тыс. рублей;
    3. МУП «БПХ» 8 611 тыс. рублей;
    4. МК РСДП 2105 тыс. рублей

    При этом по итогам 2015 года МУП «БПХ» имело прибыль.

    Чистую прибыль в сумме 8 261 тыс. рублей по итогам финансово хозяйственной деятельности за 2016 год получили 7 предприятий из 13 (54%), в том числе:

    1. МУП «Зеленхоз» 6 280 тыс. рублей;
    2. МУП «ЛиСА» 1 176 тыс. рублей;
    3. МУП «Липецктеплосеть» 314 тыс. рублей;
    4. МКП «Липецкгорсвет» 280 тыс. рублей;
    5. МУП «Горэлектросеть» 173 тыс. рублей;
    6. МУП «Второе ГЖУ» 25 тыс. рублей;
    7. МУП «АДС» 13 тыс. рублей.

    Доля рентабельных предприятий по сравнению с 2015 годом увеличилась с 46% до 54%, а убыточных снизилась с 54% до 46%.

    В 2017 году предприятиями по результатам работы за 2016 год в бюджет города будет перечислено 2065,25 тыс. рублей тыс. рублей, что составляет 25% от чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

    По состоянию на 01.01.2017 численность работающих на предприятиях составила 2 164 человек, что ниже на 13% (335 человек), чем по состоянию на 01.01.2016.

    Таблица 1 Отчисления части прибыли в бюджет города в 2017 2016 гг., тыс. руб.

    № п/пНаименование муниципального унитарного предприятияСумма

    перечисленная

    в бюджет в 2017 году

    (по итогам 2016 года)Сумма

    перечисленная

    в бюджет в 2016 году

    (по итогам 2015 года)1.МКП «Липецкгорсвет»70,054,02.МУП «БПХ»-85,153.МУП «РВЦЛ»--4.МУП «АДС»3,252,55.МУП «Зеленхоз»1 570-6.МУП «Родничок»-0,257.МУП «Липецкая недвижимость»-77,258.МУП «ЛГТК»--9.МУП «Липецкая станция аэрации»294295,010.МУП «Второе ГЖУ»6,250,511.МК «РСДП»--12.МУП «Липецктеплосеть»78,5475,013.МУП «Липецкводоканал»--14.МУП «Горэлектросеть»43,25-15.МУП «Липецкпассажиртранс»--Итого:2065,25989,65

    За счет оптимизации штатной численности предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства количество занятых уменьшилось на 45 человек, в сфере транспорта на 239 человек, дорожного хозяйства и благоустройства на 51.

    Рис. 4 Численность и среднемесячная зарплата (источник #"justify">Среднемесячная заработная плата работников предприятий в целом выросла на 5% и составила 24 188 тыс. рублей.

    Рост среднемесячной заработной платы произошел за счет оптимизации численности работников, увеличения выплат разового характера и социальных выплат, предусмотренных коллективными договорами.

    Наиболее высокий уровень среднемесячной заработной платы в 2016 году по сравнению с прошлым годом наблюдался в:

    1. МУП «ЛиСА» 30 876 рублей (темп роста 117%);
    2. МУП «ЛГТК» 24 570 рублей (темп роста 112%);
    3. МКП «Липецкгорсвет» 23567 рублей (темп роста 109%);
    4. МК РСДП 20902 рубля (темп роста 114%);
    5. МУП «Зеленхоз» 19400 рублей (темп роста 113%).

    В целом общая стоимость чистых активов предприятий увеличилась к уровню 2015 года на 4% и составила 4409 691 тыс. рублей, в том числе по отраслям:

    1. жилищно-коммунальное хозяйство 3840 662 тыс. рублей (рост на 3%);
    2. дорожное хозяйство и благоустройство 270 634 тыс. рублей (рост на 42%);
    3. транспорт 298395 тыс. рублей (снижение на 12%).

    Рис. 5 Стоимость чистых активов, тыс. руб. (источник #"justify">За отчетный год относительно 2015 года, в связи со снижением стоимости основных средств, отсутствием свободных денежных средств и увеличением обязательств перед контрагентами, стоимость чистых активов снизилась на:

    1. 28% (3870 тыс. рублей) МУП ЛГТК»;
    2. 23% (3 022 тыс. рублей) МУП «БПХ»;
    3. 18% (23 423 тыс. рублей) МУП «Второе ГЖУ»;
    4. 14% (2 191 тыс. рублей) МУП «АДС»;
    5. 11% (36 939 тыс. рублей) МУП «Липецкпассажиртранс»;
    6. 7% (789 тыс. рублей) МУП «РВЦЛ»;
    7. 2% (46 тыс. рублей) МК РСДП.

    При этом, у предприятий сумма чистых активов выше величины уставного капитала.

    Общая сумма дебиторской задолженности в целом по состоянию на 01.01.2017 увеличилась относительно 01.01.2016 на 58 011 тыс. рублей или на 14% и составила 475 437 тыс. рублей, в том числе по отраслям:

    1. жилищно-коммунальное хозяйство 396 928 тыс. рублей (увеличение на 11%);
    2. транспорт 36109 тыс. рублей (снижение на 14%);
    3. дорожное хозяйство и благоустройство 42 400 тыс. рублей (увеличение в 2,7 раза).

    Сумма кредиторской задолженности предприятий по состоянию на 01.01.2017 составила 346 794 тыс. рублей, что на 38 313 тыс. рублей (12%) выше уровня прошлого года. Из общей суммы кредиторской задолженности на долю предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства приходится 58%, транспорта 20%, дорожного хозяйства и благоустройства 22%.

    Удельный вес просроченных обязательств предприятий, в общей сумме кредиторской задолженности, составляет 10% или 33 678 тыс. рублей, в том числе:

    1. МК РСДП 19 069 тыс. рублей;
    2. МУП «БПХ» г. Липецка 8 598 тыс. рублей;
    3. МУП «Второе ГЖУ» г. Липецка 6 011 тыс. рублей.

    Рис. 6 Дебиторская и кредиторская задолженность, тыс. руб.

    (источник #"justify">Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью наблюдалось в МУП: «ЛГТК», «АДС», «Второе ГЖУ», «Липецкводоканал», «Горэлектросеть», «Липецктеплосеть», что создает угрозу их финансовой устойчивости.

    Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью отмечено в МУП: «Зеленхоз», «БПХ», «РВЦЛ», «Липецкпассажиртранс», «ЛиСА», МК РСДП и МКП «Липецкгорсвет», что может привести к их неплатежеспособности.

    Комплексной оценкой эффективности управления предприятием с использованием финансовых коэффициентов, характеризующих платежеспособность, финансовую устойчивость и обеспеченность собственными оборотными средствами, установлено, что 7 из 13 предприятий (54%) имели по итогам 2016 года относительно стабильное и устойчивое финансовое положение.

    Фактические финансовые показатели не соответствовали нормативным:

    1. на 100% в МК «РСДП», МУП «БПХ»;
    2. на 80% в МУП «Зеленхоз»;
    3. на 60% в МУП «АДС»;
    4. на 40% в МУП: «Липецкпассажиртранс», «ЛиСА»;
    5. на 20% в МУП: «Липецкгорсвет», «РВЦЛ», «ЛГТК», «Липецкводоканал», «Второе ГЖУ», «Горэлектросеть», «Липецктеплосеть».

    В ходе анализа выявлены отклонения фактического коэффициента автономии от нормативного в МК «РСДП» (на 0,48 пункта), МУП «БПХ» (на 0,3 пункта), МУП «АДС» (на 0,3 пункта), МУП «Зеленхоз» (на 0,1 пункта), что свидетельствует о высокой степени зависимости данных предприятий от заемных источников финансирования и неустойчивом финансовом положении.

    Результаты анализа общей ликвидности, характеризующие выполнение предприятиями краткосрочных обязательств за счет текущих активов, показали, что предприятия, допустившие отклонения фактического коэффициента от нормативного: МУП «Липецкпассажиртранс» (на 0,4 пункта), МК «РСДП» (на 0,3 пункта), МУП «БПХ» (на 0,3 пункта), МУП «ЛиСА» (на 0,2 пункта) в течение отчетного года не имели возможность своевременно оплачивать счета контрагентов, а это является одним из показателей банкротства.

    В результате неэффективного управления активами и нерационального использования капитала фактическое значение коэффициента общей ликвидности значительно превышает нормативное в МУП: «Горэлектросеть» (на 26,9 пункта), «Липецктеплосеть» (на 23,3 пункта), «Липецкводоканал» (на 9 пунктов), МУП «ЛГТК» (на 3,8 пункта), «Второе ГЖУ» (на 3,7 пункта) и МКП «Липецкгорсвет» (на 0,7 пункта).

    Значительное снижение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами за отчетный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует об ухудшении платежеспособности и отсутствии возможности проведения независимой финансовой политики МУП «Липецкпассажиртранс».

    Расчетные коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами также не соответствуют нормативным в МУП: «БПХ», «ЛиСА», «Зеленхоз» и МК «РСДП».

    Положительная тенденция изменений коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами отмечена в МУП «Зеленхоз» и МК «РСДП».

    Отрицательное значение показателя коэффициента финансирования отмечено в МУП: «БПХ (на 0,8 пункта), «АДС» (на 0,8 пункта), «Зеленхоз» (на 0,2 пункта), «ЛиСА» (на 0,2 пункта) и МК «РСДП» (на 0,98 пункта).

    Фактическое значение коэффициента финансовой устойчивости ниже нормативного в МК «РСДП (на 0,73 пункта) и в МУП: «АДС» (на 0,55 пункта), «БПХ» (на 0,55 пункта), «РВЦЛ» (на 0,25 пункта), «Зеленхоз» (на 0,25 пункта), поэтому финансовое положение этих предприятий по данному признаку неустойчиво.

    Таким образом:

    1. По итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 2016 год в сравнении с 2015 годом:

    1. доходы от выполненных работ (оказанных услуг) увеличились на 90 495 тыс. рублей или на 4% и составили 2465 476 тыс. рублей;
    2. расходы на осуществление хозяйственной деятельности увеличились на 53 389 тыс. рублей (2%) и составили 2533 110 тыс. рублей;
    3. убытки снизились на 35%, со 104 740 тыс. рублей (2015 года) до 67 634 тыс. рублей;
    4. стоимость чистых активов увеличилась на 158 330 тыс. рублей (4%) и составила 4409 691 тыс. рублей;
    5. уровень дебиторской задолженности увеличился на 14%, кредиторской задолженности снизился на 12%;
    6. численность занятых на предприятиях уменьшилась на 335 человек (13%) и составила 2 164 человек;
    7. среднемесячная заработная плата выросла на 5% и составила 24 188 рублей;
    8. бюджетное финансирование на выполнение муниципальных контрактов увеличилось на 17% или на 46 912 тыс. рублей и составило 323 440 тыс. рублей.

    2. В 2017 году по итогам работы за 2016 год предприятиями будет перечислено прибыли в бюджет города 2065,25 тыс. рублей.

    3. Учитывая вышеизложенное:

    Департаментам администрации города Липецка, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальных унитарных предприятий:

    1. в связи с неустойчивым финансовым положением МК РСДП, МУП «РВЦЛ», МУП «БПХ» г. Липецка, МУП «Липецкпассажиртранс», МУП «ЛГТК», МУП «Липецкводоканал», и наличием у МУП «Второе ГЖУ», МУП «БПХ» г. Липецка, МК РСДП высокого уровня кредиторской задолженности, в том числе просроченных обязательств, разработать мероприятия по финансовому оздоровлению, рассмотреть вопрос о возможности их реформирования с целью недопущения банкротства и потери муниципального имущества;
    2. усилить контроль за состоянием дебиторской задолженности и принимаемыми мерами по ускорению ее оборачиваемости, недопущением наличия дебиторов по срокам долга свыше 90 дней, в целях обеспечения финансовой устойчивости и своевременного погашения текущих (краткосрочных) обязательств: МК «РСДП», МУП «АДС», МУП «Горэлектросеть», МУП «Липецкводоканал», МУП «Липецктеплосеть», МКП «Липецкгорсвет», МУП «Второе ГЖУ»;
    3. продолжить работу по урегулированию и снижению просроченной кредиторской задолженности МК «РСДП», МУП «БПХ» г. Липецка, МУП «Второе ГЖУ»;
    4. организовать постоянный контроль за состоянием претензионно-исковой работы по своевременному погашению дебиторской задолженности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно использовать находящуюся в его распоряжении собственность, финансовые ресурсы, землю. Однако, использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них.

    Некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.

    По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направления, поскольку методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми вынуждены контактировать в процессе своей деятельности органы местного самоуправления.

    Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на следующие основные группы:

    1. муниципальные предприятия и учреждения;
    2. предприятия и учреждения иных форм собственности. Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления будут различными.

    Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия. Права же на регулирование хозяйственной деятельности в отношении других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений не просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, с точки зрения организации их деятельности и пользования результатами этой деятельности, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны.

    Сложность управленческой деятельности органов местного самоуправления, заключается в том, что они выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории.

    Унитарные предприятия, независимо от формы образующей их собственности, по своей юридической природе являются инструментом, обеспечивающим равноправное участие муниципального образования в муниципальной экономике.

    Социальная специфика унитарных предприятий заключается в том, что основным полезным для общества продуктом их предпринимательской деятельности предстают не только товары и услуги, но и условия, обеспечивающие благополучие большинства российских граждан и прогресс российского общества.

    Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Европейская хартия местного самоуправления: совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.
    2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
    3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г. (в ред. от 3 апреля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
    4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 июня 2007 г. №209-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 06 июня 2007 г. (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
    5. Глинка В.И. К вопросу о муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2015. №17. С. 34-36.
    6. Дахин А.В. Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США: Сб. науч. тр. / Под ред. д-ра филос. наук. В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во КГУ, 2013. 241 с.
    7. Егоров А.Ю. Социально-экономическая специфика инновационного развития муниципального образования // Экономические науки. 2016. №5. С. 212-215.
    8. Замотаев А., Чекалкин В. О русской редакции Европейской Хартии местного самоуправления // Муниципальная власть. 2017. №1. С. 6-20.
    9. Михайлов Н.И. Современное гражданское законодательство о правовом статусе унитарных предприятий и их значении для развития рыночной экономики // Право и образование. 2016. №8. С. 139-145.
    10. Парахина В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. М.: Кнорус, 2016. 494 с.
    11. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие. М.: КноРус, 2014. 304 с.
    12. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2015. 560 с.
    13. Широков А. Еще раз к вопросу о муниципальном хозяйстве // Муниципальная власть. 2014. №3. С. 49-52.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Работа с предприятиями расположенными на территории муниципального образования ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.