Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Место и роль судебного прецедента в российской правовой системе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Место и роль судебного прецедента в российской правовой системе
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    10.07.2017 11:58:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:








    Тема; Место и роль судебного прецедента в российской правовой системе


    Содержание


    Введение...................................................................................................................3

    Глава 1 Судебный прецедент в Российской Федерации реальность и перспектива............................................................................................................4

    1.1 Вопрос судебного прецедента..................................................................4

    1.2 История прецедентного права..................................................................8

    Глава 2 Судебный прецедент в Российской Федерации реальность и перспектива............................................................................................................12

    2.1 Проблема судебного прецедента в России...................................................12

    2.2 Судебный прецедент в России, форма права и противоречивости............17

    Заключение.............................................................................................................32

    Список использованной литературы...................................................................33


    Введение


    В нашей стране проблемами судебной практики занимаются не одно десятилетие. Предметом споров иобсуждений является вопрос отом, можно ли решение суда рассматривать как прецедент, можно ли решение суда принимать за обязательный образец при решении аналогичных вопросов. Роль законодательства ванглосаксонских странах колоссальна ине уступает роли его вРоссийской. Обязанность судов следовать прецедентам не установлена вАнглии иСША никаким законом или конституцией это лишь обычай. Если суд однажды так решил, то понятно, что ив другом похожем деле он тоже должен так решить. Иное означало бы, что право применяется непредсказуемым образом инеодинаково по отношению кразным лицам. Точно так же обстоит дело вРоссии, но стем отличием, что слово «прецедент» суды стараются не употреблять [2]. Проблема судебного прецедента вРоссии связана стем, что Конституционной Суд РФ был наделен правом толкования Конституции РФ ипроверку соответствия ей законов, примененных или подлежащих применению вконкретном деле. Закрепление вКонституции РФ ее прямого действия иправа обжалования всуде актов органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений идолжностных лиц (ст.15 и 46) [5]. Юридическая наука нашей страны занимается проблемами судебной практики не одно десятилетие. Предметом дискуссий неоднократно являлся вопрос о том, может ли решение суда (и если да, то какого)рассматриваться как прецедент, то есть приниматься за обязательный образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов. Давайте рассмотрим в данной работе этот вопрос





    Глава 1 Судебный прецедент в Российской Федерации реальность и перспектива


    1.1 Вопрос судебного прецедента


    Вэтой связи правомерен вопрос оплюсах иминусах судебного прецедента и, главное, мере его оптимального применения. Судебная практика часть механизма правового регулирования. Он начинается справотворчества. Затем наступает этап правоприменения, материалы которого дают почву для нового витка правотворчества. Структурным частям механизма правового регулирования всоответствии со ст.10 Конституции РФ выступают законодательная, исполнительная исудебная власть.

    Основная функция судебной власти правоприменительная. Но правоприменение влечет за собой правотворчество. Иособую роль вэтом играет судебный прецедент. ВРоссии закон всегда первичен, авсе прецеденты являются «прецедентами толкования». Обязанность российских судов следовать прецеденту следует из статьи 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом исудом» [5]. Разнобой всудебной практике нарушает это требование. Полномочие Конституционного Суда РФ давать толкование Конституции РФ реализуется им при рассмотрении любых дел, входящих вего компетенцию, ивключает всебя обязанность дать разъяснение Конституции вслучае запроса со стороны компетентных лиц игосударственных органов. Такое конституционное толкование имеет высшую юридическую силу по отношению клюбым правоприменительным актам. Его нельзя игнорировать, втом числе законодателем, ив ходе любой другой, втом числе правотворческой, деятельности, оно само является актом правотворчества.

    Толкование Конституции Конституционным Судом РФ состоит впреодолении им неопределенности впонимании конституционных положений. Таким образом, толкование Конституции РФ есть ее конкретизация. При решении конкретных дел Конституционный Суд РФ рассматривает свои предыдущие решения по аналогичным делам вкачестве судебных прецедентов, отказывая втаких случаях врассмотрении жалобы по существу, ипрекращает производство по делу. Решения Конституционного Суда РФ окончательны иобжалованию не подлежат. Между тем они нередко вызывают резкую критику усамих конституционных судей, высказывающих особое мнение. При всех условиях Конституционный Суд РФ не должен подменять законодателя, атем более связывать его обязательными установками опутях решения той или иной проблемы впроцессе конституционного толкования. Вэтой связи необходимо скорейшее внесение соответствующих уточнений вконституционный закон оКонституционном Суде РФ. Прецеденты зародились ещё всудебно-административной практике Московской Руси иактивным образом применялись вдеятельности судов Российской империи. ВСССР не было законодательного запрета на их использование. Так что вводить прецеденты не нужно, их упорядочить [3].

    Проблема судебного прецедента связана сдеятельностью судов общей юрисдикции. Вотличие от решений Конституционного Суда РФ официально опубликованная практика других высших судов РФ судебным прецедентом не является. Вместе стем она учитывается нижестоящими судами вкачестве ориентира ввопросах применения итолкования права, устранения пробелов внем, применения аналогии закона ианалогии права. В СССР публиковалась малая часть судебных решений. Адвокаты постоянно на них ссылались, асудьи им следовали, даже если не упоминали их втексте своего решения.

    Иначе решение было бы отменено как неправильно толкующее закон. Но большая часть судебных актов была неизвестна. Доступ кним имели только официальные лица. Внаше время ситуация иная. Почти все судебные акты размещаются вИнтернете. Поэтому вопрос отом, могут ли суды игнорировать свои прежние решения, попросту уже не стоит [4]. Система, которая базируется исключительно на букве кодексов, имеет свои изъяны.

    Два суда, рассматривающие аналогичные дела, могут вынести по ним совершенно противоположные решения, причем за это ни кого нельзя привлечь кответственности. Когда судья на свое усмотрение может «крутить» дело как ему вздумается, это создает благодатную почву для коррупции всистеме правосудия. Важный шаг вразвитии судебного прецедента был предпринят Пленумом Верховного Суда РФ всвязи снеобходимостью судебной защиты военнослужащих от нарушений их прав со стороны воинских должностных лиц. Постановлением от 18 ноября 1992г. военные суды были наделены компетенцией рассматривать гражданские дела по жалобам военнослужащих на действия органов военного управления ивоинских должностных лиц, нарушающих их права, иопределил порядок рассмотрения дел по таким жалобам аналогично общему порядку, установленному законом для рассмотрения жалоб других граждан на неправильные действия органов государственного управления идолжностных лиц. Это постановление Пленума Верховного Суда РФ явилось источником права вформе судебного прецедента и, положило начало функционированию вВооруженных Силах РФ судебной власти..

    Совсем недавно взаконотворческой практике России стали появляться главы, содержащие разъяснение терминов, используемых вконкретном законе. Такая практика представляет собой заимствование практики стран «общего права». При наличии вРоссии идругих странах континентального права кодексов, разъясняющих применяемую втой или иной отрасли права или законодательства терминологию, снабжение каждого закона полным набором используемой внем лексики представляется излишним, аподчас даже затрудняющим правоприменение. Неоднократно отмечается такой дефект современного Российского законодательства, как его декларативность. Причин такого явления много. Одна из них доведение до абсурда сложившегося всоветские времена представления, что любой закон должен быть ясен ипонятен любому гражданину без помощи адвоката. Ныне содержание большинства законов выхолощено до такой степени, что даже специалист не всегда может разобраться, как его применить вконкретном случае. Это создает излишне широкое поле для судейского усмотрения, что далеко не всегда идет на пользу законности. Для сравнения следует помнить, что встранах общего права законодатель стремится кмаксимально более полному иразвернутому изложению не только санкции, но игипотезы, идиспозиции нормы, может быть, поэтому вАнглии при парламенте имеется небольшая группа юристов высшей квалификации специалистов по написанию текстов законопроектов, которые оплачиваются выше всех остальных юристов страны, находящихся на государственной службе.

    Взадачу этих специалистов входит, помимо прочего, учет при написании законов любых возможностей их истолкования. В ходе последующего толкования перед судьей соответственно должна стоять задача выяснить мотивы исоображения, почему норма написана именно так, ане иначе. Вопрос оналичии судебного прецедента вроссийской правовой системе остается открытым, широко используемая нижестоящими судами практика вышестоящих судебных инстанций, постановления Конституционного Суда РФ делают проблему актуальной не только для теории права, но идля юридической практики. Для того, чтобы правовой прецедент мог быть признан вкачестве источника российского права, необходимо осмысление прецедентного права как основы англосаксонской правовой системы, рассмотрение его сущности исодержания, выделение его характерных черт иособенностей.

    Кроме того, возможность использования судебного прецедента впроцессе рассмотрения иразрешения юридических споров идел позволит судьям успешно повышать свою квалификацию ивыносить справедливые иобоснованные решения, что, всвою очередь, положительно скажется ина развитии всей судебной практики страны.




    1.2 История прецедентного права


    Система прецедентного права имеет свою историю, свою логику исвои строгие правила, что иотличает ее от континентальных систем права, действующих иначе. ВСША, Англии, Канаде, Австралии значение итрадиции судебного прецедента очень важны, но закон занимает ведущее место всистеме источников права этих стран. Различие между США иАнглией состоит восновном вдвух моментах. ВАнглии судебный прецедент может быть установлен только высшими судами, имеющими неограниченную юрисдикцию. ВСША различают судебные прецеденты, установленные федеральными судами, ипрецеденты, установленные судами штатов. Последние обязательны лишь для судов соответствующего штата.

    ВАнглии нет писаной конституции ипоэтому ни один орган исполнительной власти или судебной власти не может признать недействительным акт парламента как неконституционный или по какой-либо иной причине. ВАнглии исключается возможность судебного контроля за законодательством, понимаемого как право судов выносить решения об отказе вприменении закона по мотивам его не конституционности.

    Как известно, значение и традиции судебного прецедента очень велики в странах общего права (США, Англия, Канада, Австралия и др.),хотя закон занимает тем не менее ведущее место в системе источников права этих стран. Различие между США и Англией состоит в основном в двух моментах. В Англии судебный прецедент может быть установлен только высшими судами, имеющими неограниченную юрисдикцию.

    В отличие от этого в США различают судебные прецеденты, установленные федеральными судами, и прецеденты, установленные судами штатов. Последние обязательны лишь для судов соответствующего штата. Кроме того, в Англии нет писаной конституции и поэтому ни один орган исполнительной власти или судебной власти не может признать недействительным акт парламента как неконституционный или по какой-либо иной причине. В Англии исключается возможность судебного контроля за законодательством, понимаемого как право судов выносить решения об отказе в применении закона по мотивам его неконституционности.

    Американские ученые подчеркивают правотворческий характер судейского толкования законов. Более того, суду вменяется в обязанность при отсутствии статута, на основе которого можно было бы решить дело, создать норму, необходимую для его разрешения. При этом имеется богатое разнообразие источников, которые суд может использовать в целях развития общего права: обычаи, традиции, моральные принципы, социальная политика, ранее имевшие место, но потом измененные прецеденты, не являющиеся ныне действующими законы и др.

    Что касается принципов толкования законов, то важнейшими из них являются следующие:

    Plain Meaning Rule- суды не должны изменять суть закона под видом его интерпретации.

    The Mischief Rule - смысл толкования состоит в том, чтобы убедиться в действительном намерении законодателя и усилить эффективность его реализации. Для этого необходимо, в частности, выяснить причину появления закона; обстоятельства, при которых норма была издана, вред, который хотели избежать и цель, которую хотели достичь.

    The Golden Rule - суд обязан применять закон так, чтобы избежать возможности абсурдного решения.

    Дополнительные условия толкования :слова должны применяться в их обычном значении и должна учитываться вся история предыдущего толкования этой нормы.

    Английский подход к проблеме толкования законов в своей основе близок к изложенному выше, но детализирован значительно более полно.

    Так требование уяснить действительное намерение законодателя раскрывается следующим образом:

    Надо уточнить принципы, которые можно вывести из правовой политики;

    Следует сформировать презумпции, которые можно рассматривать в качестве намерения законодателя;

    Надо выстроить лингвистические каноны конструкции таким образом, чтобы устранить двусмысленность слов.

    Кроме того, английские исследователи считают, что если намерение законодателя выражено недостаточно полно, перед толкователем стоит задача определить, какой подход целесообразнее при толковании жесткий или либеральный. Для этого необходимо прибегнуть к факторному анализу, то есть определить круг задействованных при создании нормы социальных факторов, установить, какие из них имеют позитивную и какие негативную направленность, произвести взвешивание (определение мощности) каждого фактора и определить результат их взаимодействия.

    Следует учитывать, что в Англии имеется специальный закон о создании и применении актов парламента от 30 июля 1978г, консолидирующий и тол Для сравнения следует помнить, что в странах общего права законодатель стремится к максимально более полному и развернутому изложению не только санкции, но и гипотезы, и диспозиции нормы, может быть, поэтому в Англии при парламенте имеется небольшая группа юристов высшей квалификации - специалистов по написанию текстов законопроектов (text writer,draftsman}, которые оплачиваются выше всех остальных юристов страны, находящихся на государственной службе. В задачу этих специалистов входит, помимо прочего, учет при написании законов любых возможностей их истолкования. В ходе последующего толкования перед судьей соответственно должна стоять задача выяснить мотивы и соображения, почему норма написана именно так, а не иначе.

    В качестве важнейшей задачи draftsmanа в доктрине указываются тщательный выбор круга регламентируемых нормой отношений и аранжировка нормы так, чтобы судье было ее легко найти, понять и использовать при решении конкретных дел с наименьшими усилиями. Кующий аналогичный акт 1889 г. (Interpretation Act 1978).


    Глава 2 Судебный прецедент в Российской Федерации реальность и перспектива


    2.1 Проблема судебного прецедента в России


    Проблема судебного прецедента приобрела в России особую остроту.

    Причины этого: наделение Конституционного Суда РФ правом толкования Конституции РФ и проверку соответствия ей законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле;
    закрепление в Конституции РФ ее прямого действия и права обжалования в суд актов органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст.15 и 46); наличие общемировой тенденции сближения правовых систем; ориентация руководства страны на политико-идеологические стандарты “цивилизованных” стран, в первую очередь США, без учета национальных особенностей.
    В этой связи правомерен вопрос о плюсах и минусах судебного прецедента и, главное, мере его оптимального применения.

    Судебная практика - часть механизма правового регулирования. Он цикличен, начинается с правотворчества (выявление, учет, взвешивание и отражение в законе социальных факторов). За ним наступает этап правореализации и правоприменения, материалы которых в свою очередь дают почву (основание) для нового витка правотворчества. Структурным частям механизма правового регулирования корреспондирует разделение в соответствии со ст.10 Конституции РФ законодательной, исполнительной и судебной власти. Основная функция в рамках МПР судебной власти правоприменительная. Однако правоприменение смыкается с новым витком правотворчества.В этом особую роль играет судебный прецедент. Ныне ряд авторов (Р.З.Лившиц, В.М.Жуйков, С.А.Иванов) относят судебную практику к числу источников права, тогда как другие (В.С.Нерсесянц) видят суть правосудия и всей судебной деятельности в применении права, то есть во властной (и общеобязательной) юридической квалификации определенного факта.

    Полномочие Конституционного Суда РФ давать толкование Конституции РФ реализуется им при рассмотрении любых дел, входящих в его компетенцию, и включает в себя обязанность дать разъяснение Конституции в случае запроса со стороны компетентных лиц и государственных органов. Такое конституционное толкование имеет высшую юридическую силу по отношению к любым правоприменительным актам. Не может оно быть проигнорировано, в том числе законодателем, и в ходе любой другой, в том числе правотворческой, деятельности, и само является актом правотворчества.Толкование Конституции Конституционным Судом РФ состоит в преодолении им неопределенности в понимании конституционных положений, выяснении объективного смысла и содержащихся в ней правовых принципов. По существу, толкование Конституции РФ есть ее конкретизация.

    При решении конкретных дел Конституционный Суд РФ рассматривает свои предыдущие решения по аналогичным делам в качестве судебных прецедентов, отказывая в таких случаях в рассмотрении жалобы по существу, и прекращает производство по делу (СЗ РФ, 1999, № 1, ст.230, № 8, ст.1092 и др.).

    Законодательство, регламентирующее деятельность Конституционного Суда РФ и практика его применения самим судом вызывает ряд критических соображений теоретического, практического и идеологического порядка.

    Решения Конституционного Суда РФ окончательны и обжалованию не подлежат. Между тем они нередко вызывают резкую критику не только в доктрине, но и у самих конституционных судей, высказывающих особое мнение. Наиболее одиозный пример этого - постановление Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся вооруженного конфликта в Чечне от 31 июля 1995 г. На наш взгляд, это решение противоречит не только ст.80 Конституции РФ, так как Президент и Правительство действовали вне установленного Конституцией порядка, о чем говорит ст.80, но и элементарной юридической логике, согласно которой ни один орган государственной власти не вправе сам устанавливать для себя процедуру реализации своих полномочий.

    При всех условиях Конституционный Суд РФ не должен подменять законодателя, а тем более связывать его обязательными установками о путях решения той или иной проблемы в процессе конституционного толкования. В этой связи необходимо скорейшее внесение соответствующих уточнений в конституционный закон о Конституционном Суде РФ.

    Параллельно с этим в целях выравнивания значимости и возможностей каждой из ветвей государственной власти необходимо расширение контрольных полномочий обеих палат парламента в отношении нормотворческой деятельности органов исполнительной власти и субъектов РФ.

    Особая острота проблемы судебного прецедента связана с деятельностью судов общей юрисдикции. Как известно, в отличие от решений Конституционного Суда РФ официально опубликованная практика других высших судов РФ судебным прецедентом не является. Вместе с тем, как и ранее, она фактически учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона и аналогии права. Основное новшество состоит в данном вопросе в конституционном закреплении возможности судебной проверки соответствия нормативных актов Конституции РФ, нормам и принципам международного права и международным договорам РФ (ст.15 и 46). Реализуя эти нормы, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” (Рос.газета, 28 дек. 1995) впервые предложил судам не применять нормы действующих законов, которые противоречат вступившим для РФ в силу международным договорам и конвенциям.

    Важный шаг в сторону развития института судебного прецедента был предпринят Пленумом Верховного Суда РФ еще до принятия Конституции РФ 1993 г. в связи с необходимостью судебной защиты военнослужащих от нарушений их прав со стороны воинских должностных лиц. В своем постановлении от 18 ноября 1992 г. Пленум наделил военные суды компетенцией рассматривать гражданские дела по жалобам военнослужащих на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права, и определил порядок рассмотрения дел по таким жалобам аналогично общему порядку, установленному законом для рассмотрения жалоб других граждан на неправильные действия органов государственного управления и должностных лиц. Это постановление Пленума Верховного Суда РФ явилось источником права в форме судебного прецедента и, как правильно отмечает В.М.Жуйков, положило начало функционированию в Вооруженных Силах РФ судебной власти.

    Характер прецедента имеют и судебные решения высших судов РФ, раскрывающие конкретное содержание оценочного понятия, употребленного при конструировании уголовно-правовой или гражданско-правовой нормы.

    В литературе вносятся предложения признать законодательно судебную практику по конкретным делам высших судов РФ источником права, придав им силу прецедента. Следует согласиться с В.С.Нерсесянцем, что такое судейское правотворчество - весьма опасный и по сути своей неправовой симбиоз законодателя и судьи в одном лице. Между тем система прецедентного права имеет свою историю, свою логику и свои строгие правила и процедуры становления и функционирования, что и отличает ее от континентальных систем права, формирующихся и действующих иначе.

    Вопрос о возможности и целесообразности использования судебных прецедентов тесным образом связан с применяемой законодателем законодательной техникой. Понятно, что применяемые в уголовном законодательстве словосочетания - “тяжкие последствия преступления”, “повторность преступления”, а в гражданском законодательстве слова типа “добросовестный контрагент” и др. предполагают использование судейского усмотрения, в том числе и в форме прецедентов.

    Требуют судебного толкования и указания в законах о возможности устанавливать нормы, более благоприятные (льготные) для граждан, чем имеющиеся согласно международным стандартам.

    В последние годы в законотворческой практике России стали появляться главы, содержащие разъяснение терминов, используемых в конкретном законе. Такая практика представляет собой заимствование практики стран “общего права”. При наличии в России и других странах континентального права кодексов, разъясняющих применяемую в той или иной отрасли права или законодательства терминологию, снабжение каждого закона полным набором используемой в нем лексики представляется излишним, а подчас даже затрудняющим правоприменение.

    В доктрине и практике неоднократно отмечается такой дефект современного российского законодательства, как его декларативность. Причин такого явления много. Одна из них - доведение до абсурда сложившегося в советские времена представления, что любой закон должен быть ясен и понятен любому гражданину без помощи адвоката. Ныне содержание большинства законов выхолощено до такой степени, что даже специалист не всегда может разобраться, как его применить в конкретном случае. Это создает излишне широкое поле для судейского усмотрения, что далеко не всегда идет на пользу законности.




    2.2 Судебный прецедент в России, форма права и противоречивости


    Судебное правотворчество постепенно признается источником российского права.

    Многие судьи Конституционного Суда РФ рассматривают Конституционный Суд как правотворческий орган. Решению Конституционного Суда действительно присуща материально-правовая сила закона, и, хотя оно не является в строгом смысле слова нормативным актом, это решение выступает в качестве источника права и формирует прецеденты, имеющие нормативно-регулирующее значение и обязывающее всех субъектов права. Оно не может быть отменено принимаемым парламентом законом или иным актом законодательной или исполнительной власти.

    Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин писал: "Правотворческая деятельность судов в правовой системе России формально (официально) не признается, в доктрине интерпретируется противоречиво, но реально существует и через высшие судебные инстанции влияет на развитие права, так же как это имеет место и в ряде других стран Европейского континента (Греция, Италия, Нидерланды, ФРГ и др.). Решения Конституционного Суда, в результате которых нормативные акты, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же общее значение (как и нормативные акты), не присущее по своей природе правоприменительным актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов (Постановление КС РФ от 16.06.1998 N 19-П). Таким образом, решения Конституционного Суда по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов высокого уровня имеют, по сути, нормативный характер (обладают нормативной силой) и как таковые приобретают прецедентное значение" <16>.

    В последние годы написано много специальных работ в пользу признания судебных актов формой (источником) права России. Следует сразу обратить внимание на отсутствие при этом единства мнений о том, что исходящее от суда считать формой (источником) права, прежде всего на различение понятий "судебная практика" и "судебный прецедент".
    Так, Н.А. Подольская пишет: "Понятие "судебная практика" трактуется континентальными юристами в широком и узком смысле. В первом случае она рассматривается как синоним судебной деятельности в целом, часть общественной практики, связанной с деятельностью судов по разбирательству судебных дел, по борьбе с преступностью и правонарушениями и т.д., то есть в качестве правоприменительной деятельности. В узком смысле слова под судебной практикой понимаются выработанные в ходе судебной деятельности "правовые положения", определения - дефиниции, правила, указания, которые обладают определенной степенью обобщенности, общепризнанности и (во всяком случае, некоторые из них) обязательности.
    В странах общего права в отличие от романо-германской правовой системы юристы оперируют иным понятием - "прецедентное право", под которым понимается право, состоящее из норм и принципов, созданных и применяемых судьями высших судов в процессе вынесения ими решения, то есть судебных прецедентов (в узком смысле слова).

    Уместно утверждать, что источником права в формально-юридическом смысле слова является не вся судебная практика, но лишь та ее часть, которая создается в результате деятельности высших судебных инстанций в ходе судебного разбирательства дел во второй инстанции и по особо сложным делам - в первой, а также в ходе толкования законов высшими судебными инстанциями. Это означает возможность всеобщего применения понятия "судебный прецедент".

    Судебный прецедент - это решение суда высшей инстанции по конкретному делу, вынесенное по первой, апелляционной или кассационной инстанции или в процессе нормативного или казуального толкования правовых норм, опубликованное в периодическом издании, не только являющееся актом применения права, но и содержащее норму(-ы) права, обязательную(-ые) для применения как этим же судом, так и судом равной юрисдикции и нижестоящим судом" <17>.

    Анализ правовой действительности заставляет признать, что не только в нормативно-правовых, но и в судебных актах устанавливаются правила поведения для неопределенного круга лиц для неоднократного применения, обеспеченные силой государства, то есть нормы права. Субъекты права вынуждены ориентироваться не только и даже не столько на то, что они сами читают в законах, а на то, как суды истолковывают закон, зачастую в противоположном собственному уяснению его значения смысле. При подготовке к делу практический юрист в электронной справочно-поисковой системе "КонсультантПлюс" или "Гарант", найдя в рубрике "законодательство" нормы права, применение которых намечается по делу, спешит войти в раздел "Судебная практика" по значку "i" к этим нормам, чтобы спрогнозировать решение по делу. Он знает, что судья будет читать в первую очередь не закон, а толкование закона вышестоящей инстанцией в апелляционных и кассационных постановлениях, куда попадет его решение. Исход дела - истина субъективная. А субъект этот - соответствующая судебная инстанция, та, где заканчивается рассмотрение дела, и над которой больше никого нет.

    "Здесь уместно вспомнить замечание американского судьи о том, что "Конституция - это то, что о ней говорят судьи. Таким образом, любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным Судом в его правовых позициях, имеет конституционную силу".

    Неизбежность судебного правотворчества объясняется в нашей науке факторами, которые можно отрицать только тем же ненаучным методом:

    1) наличие пробелов в праве, которые в силу быстрого изменения общественных отношений отразить адекватным оперативным законодательным регулированием чаще всего невозможно.

    2) существование закона в языковой форме всегда несет в себе потенциал прецедента, ибо ни одна языковая составляющая не способна идеально совместить реальность (общественное отношение) и право.

    3) часто законодатель употребляет общие (оценочные) понятия, объективно не имея возможности проявить свою волю во всей полноте. Фактически суд по велению законодателя (прямому или косвенному) вынужден конкретизировать норму в ходе ее применения.

    4) в праве имеются противоречия, и правоприменителю приходится их преодолевать. "Эта работа не является толкованием норм, поскольку воля законодателя выявлена и она противоречива. В то же время отсутствует пробел, скорее, наоборот - имеет место множественность регулирования. Пробел можно констатировать только при радикальной противоречивости норм, когда одна из них уничтожает другую. Так или иначе, но обоснование решения суда в части выбора применимой нормы будет иметь нормативный характер. В противном случае рушится единство законности.

    Отрицать то, что мы практически перешли к прецедентной системе, как сказано выше, значит закрывать глаза на действительность. Но признание прецедента - только первый, но не решающий шаг к единству судебной практики, должному обеспечить равенство всех перед законом и судом.
    "Укрепились позиции судебной власти" - это как понимать относительно чего. Сторонники признания судебного прецедента как источника (формы) современного российского права чаще всего говорят о создании судами нормы права, не противоречащей законодательству. "Норму нужно создавать. Разумеется, не contra legem, а, в соответствии с общими и отраслевыми принципами права, иногда решая вопрос аналогично тому, как он решен по сходным отношениям". "Прецедент всегда продолжает (реализует) задачи законодателя по внесению определенности в регулирование общественных отношений". Если забыть эти положения, то упоение укреплением судебной власти приводит к независимости судей от закона, к подмене судьями законодателя.
    Российская судебная практика сегодня далека от единства и непротиворечивости. Примеры, приводимые ниже, можно критиковать на предмет отнесения их к прецедентам, под которыми понимается исключительно ценность. Но в споре о ценности какого-либо явления надо вначале точно определить явление как предмет спора. Понятие прецедента сегодня - доктринальное, а не легальное.

    Сущностными признаками судебного прецедента в науке называются:

    1) источник права, то есть содержит нормы права - правила поведения.
    Судебный акт, который изменяет диспозицию, данную законодателем (объем права, обязанности, запрета - что можно, должно, нельзя иначе, чем сказал законодатель), и (или) гипотезу (расширение или сужение круга адресатов нормы, условия(-ий), при которых должны реализовываться право, обязанность, запрет), и (или) санкцию (яркий пример: фактическая отмена смертной казни в России решениями Конституционного Суда РФ, причем по делам, в которых конституционность ст. 59 УК РФ не обжаловалась, при неизменности ст. 59 УК РФ, предусматривающей такое наказание ), изменяет норму права, принятую законодателем, следовательно, устанавливает новую норму;
    2) является обязательным для судов при решении сходных дел.
    Обязательность для судьи что закона, что судебного акта, содержащего норму права, - категория на практике скорее социально-психологическая, чем обусловленная системой законодательства и иных форм права. Судья ориентирован на оценку своего судебного акта конкретной судебной инстанцией, а не законом, носителем которого для него является все та же судебная инстанция. Поэтому для судьи подвергать критике позицию последней, как не соответствующей закону, принимать решения вопреки ей - себе дороже. Далее мы покажем, что даже объективно подтвержденные как не соответствующие закону правовые позиции, нормы права, созданные судебными актами, не утрачивают своей обязательности для судов до тех пор, пока они не будут изменены инстанциями, их создавшими;
    3) создаются высшими судебными инстанциями.
    А как относиться к судебным актам, содержащим нормы права, не отмененным вышестоящими судебными инстанциями и вступившим в законную силу? Надеясь в очередной раз по аналогичному делу побороть "незаконную" судебную практику, порожденную "нечистокровным" прецедентом? Но людям нужен адвокат, приносящий результат, а не поборник чистоты права, ориентирующий их в правилах, охраняемых государством в лице именно судов, а не рекомендациях, замечательных по юридической аргументации, но не воспринимаемых судами.
    В.В. Лазарев выделяет в решениях Конституционного Суда три вида прецедентов:
    1) прецеденты толкования при отсутствии пробела в законодательстве, не создающие новые нормы права;
    2) прецеденты конкретизации, которые требуются при применении оценочных понятий, норм, сознательно предполагающих законодателем определенную свободу усмотрения правоприменителя;

    3) прецеденты права при пробелах в законодательстве и при преодолении противоречий в праве, когда суды практически создают норму права.

    Из этой классификации сделаны практические выводы:

    1) прецеденты толкования всегда действуют с обратной силой, прецеденты конкретизации только тогда, когда прямо указано в правоприменительном акте, а прецеденты права имеют обратную силу по общим правилам, по тем, которые приняты по отношению к появлению новых норм права;

    2) ответ на вопрос: "Является ли отказное определение Конституционного Суда РФ, вынесенное ранее по обжалуемой норме, основанием к отказу в принятии жалобы к рассмотрению?" в зависимости от того, какое правоположение выработано ранее: если правотворческое или правоконкретизирующее, - можно отказать; если интерпретационное, - нет, поскольку в связи с конкретной ситуацией может выявиться некий особенный аспект конституционно-правового смысла.

    Эта классификация применима ко всем судебным актам для определения в них наличия или отсутствия новых норм права. Она позволяет, во-первых, систематизировать судебные акты для определения их в качестве источников права или не являющихся таковыми. Именно в таком качестве мы воспользуемся этой классификацией, чтобы показать проблемы, порождаемые судебной практикой.

    Строго говоря, систематизировать судебные акты следовало бы, различая также:

    1) судебные акты по конкретным делам;

    2) разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

    3) судебные акты по абстрактному нормоконтролю, - всего показывая примеры по девяти группам. Но размеры статьи не позволяют этого. Поэтому наша задача в целях обозначения основных проблем, требующих решения для обеспечения единства закона и судебной практики: показать фактические прецеденты, то есть создание норм права судами разных инстанций, на которые вынуждены ориентироваться субъекты права в большей степени, чем на закон, не останавливаясь здесь на всех нюансах в зависимости от формы создания норм и категорий дел.

    Научная ценность приведенной классификации В.В. Лазарева видится нам в том, что она ориентирует прежде всего на анализ ситуации, в которой оказывается судья: наличие или отсутствие пробела, оценочных понятий в норме права, предполагаемой к применению. Верная оценка положения, в котором оказывается судья при рассмотрении дела, предопределяет правильное установление объема "полномочий" судьи на стадии правоприменения, которую принято называть "установление юридической основы дела", и, соответственно, требуемый от судьи объем и уровень юридической аргументации.

    Тезис "прецеденты толкования не создают новые нормы права" должен быть дополнен неоднократно ранее высказывавшимися В.В. Лазаревым положениями, опускающими на грешную землю: "...под видом толкования могут издаваться дополнительные нормы, восполняться пробелы в законодательстве, преобразовываться сфера действия принятых в законодательном порядке актов и т.д. Все это идет вразрез с принципом законности, и, следовательно, практика вуалирования правотворческой и правоконкретизирующей деятельности посредством актов толкования должна решительно отвергаться"

    Большая часть определений Конституционного Суда РФ является констатацией незаконного нормотворчества судов общей юрисдикции и арбитражных судов под видом толкования права вышеприведенной формулировкой о том, что оспариваемые положения закона сами по себе не нарушают прав обратившихся лиц. А правоприменительные решения, расходящиеся со смыслом и буквой оспариваемых норм, Конституционный Суд проверять не вправе. И ни один орган в российской правовой системе не может пересмотреть судебные акты, которыми, по сути, изменяются нормы права.

    В Определении от 17.01.2012 N 14-О-О Конституционный Суд РФ не счел нужным обратить внимание на то, что суды общей юрисдикции ввели в гипотезу специальной запрещающей нормы о взыскании пенсии в части, составляющей установленную величину прожиточного минимума должника и лиц, находящихся на его иждивении (абз. 8 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ), условие: данная норма действует лишь при единовременном обращении взыскания на принадлежащие должнику-гражданину наличные денежные средства и по своему смыслу не предполагает ее применения к случаям производства регулярных удержаний из периодических выплат, получаемых должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, на основании исполнительных документов. Тем самым система судов общей юрисдикции признала без этого условия запрещающую норму для приставов-исполнителей недействующей

    Решением Дзержинского райсуда г. Перми от 01.02.2012 частично удовлетворен иск членов ТСЖ "Челюскинцев, 7" к ТСЖ о признании незаконным решения общего собрания участников ТСЖ "Челюскинцев, 7" ввиду отсутствия кворума.

    Доводы ответчика о математически неверном подсчете голосов для определения простого большинства и, соответственно, наличии кворума суд апелляционной инстанции признал. Однако для оставления решения в силе им была изменена норма права, содержащаяся в п. 7 ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст. 146 ЖК РФ. В апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18.06.2012 было указано, что решение общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросу об избрании членов правления товарищества принимается квалифицированным (не менее чем две трети) большинством голосов от общего числа голосов членов товарищества.

    В кассационной жалобе ответчик для наглядности в виде таблицы из двух колонок привел вывод суда апелляционной инстанции о содержании указанных статей ЖК РФ и собственно текст этих статей. Ниже был сделан вывод, что чтение их по правилам русского языка не дает никаких возможностей для расширительного толкования этих норм таким образом, чтобы решение по вопросу об избрании членов правления товарищества отнести к вопросам, требующим квалифицированного (не менее чем две трети) большинства голосов, а наоборот, однозначно исключает такие возможности. Суд апелляционной инстанции просто грубо нарушил ч. 4 ст. 146 ЖК РФ.

    Нормы права, содержащиеся в указанных статьях ЖК РФ, не имеют оценочных понятий. Нет и пробелов. В законе четко установлен исчерпывающий перечень вопросов, требующий квалифицированного большинства, и сказано, что решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества. Поэтому под видом толкования судом изменена норма права, дополнен исчерпывающий перечень гипотезы обязывающей нормы права. Решение не отменено, и официально не признано неправильное применение закона.

    В определении судьи Пермского краевого суда от 19.09.2012 об отказе в удовлетворении кассационной жалобы о неправильном применении п. 7 ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст. 146 ЖК РФ указано: "Доводы жалобы об ошибочности вывода суда апелляционной инстанции о том, что для принятия решения по вопросу избрания членов правления требуется квалифицированное большинство голосов от общего числа голосов членов товарищества, заслуживают внимания, однако с учетом положений ст. 387 ГПК РФ, принципа правовой определенности, даты избрания председателем ТСЖ "Челюскинцев, 7" Б. 26.06.2009, периода полномочий правления сроком на два года и правильного вывода об отсутствии кворума не являются основанием для отмены апелляционного определения". Если отбросить то, что именно в связи с истечением срока полномочий правления избиралось новое, а суд апелляционной инстанции как раз из-за того, что признал наличие кворума для проведения собрания, изменил норму права, остается в этом выводе главное, что препятствует стать судебному прецеденту в России ясной формой права. Принцип правовой определенности российской судебной системой превращен в принцип: "И так сойдет".

    В надзорной жалобе было указано: "Полагаем, что возведение в форму права (судебный прецедент), изменяющую закон, ошибочного (как признано при рассмотрении кассационной жалобы) судебного постановления является фундаментальным нарушением норм материального права, подрывающим основы законности, что должно повлечь пересмотр судебных постановлений по настоящему делу в порядке надзора по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ". Однако в ответе заместителя Председателя Верховного Суда РФ В.И. Нечаева от 25.12.2012 N 44-КФ12-904 из трех абзацев сообщено, что оснований для пересмотра судебных постановлений не усматривается. Каким большинством решать вопрос об избрании членов правления товарищества собственников жилья, Верховному Суду РФ все равно.

    Вскоре уже проигравшие вышеуказанное дело члены того же ТСЖ обжаловали новое решение общего собрания ТСЖ, ссылаясь на ст. 13 "Обязательность судебных постановлений" и ч. 2 ст. 61 ГПК РФ ("Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

    Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица"), что новое правление избрано простым, а не квалифицированным большинством, как требуется в п. 7 ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст. 146 ЖК РФ в редакции апелляционного определения Пермского краевого суда от 18.06.2012. Однако решением Дзержинского райсуда г. Перми от 28.01.2013 в иске было отказано с указанием, что доводы истцов "не основаны на законе", а про "прецедентное" апелляционное определение суд промолчал.
    Апелляционная инстанция, перед которой был поставлен вопрос о несоответствии этого решения "прецедентному" апелляционному определению Пермского краевого суда от 18.06.2012, приняла "соломоново решение": решение суда отменила, но по другим основаниям, но о "прецеденте" своих коллег ни словом не обмолвилась. В Апелляционном определении от 10.06.2013 по делу N 33-5195 приведен ключевой довод удовлетворенной апелляционной жалобы, повторенный в судебном заседании, возражение ответчика об отсутствии прецедентов в России, но оценки им не дано.
    Сегодня так, а завтра эдак. А высший суд все оставляет в силе. Поэтому к судебным решениям российских судов сложно относиться как к прецедентам, то есть форме права. Однажды судья арбитражного суда Свердловской области, запутавшись в "прецедентах", отложил рассмотрение дела, указав в определении буквально следующее: "...арбитражным судом по аналогичным спорам ранее вынесены решения, которые противоречат друг другу, но оба оставлены кассационной инстанцией без изменения" . А как ориентироваться в таком судебном правотворчестве адресатам норм?

    Прецеденты конкретизации предопределены оценочным содержанием правовых норм. Как указывал Конституционный Суд РФ, "для решения споров на основе законоположений, в которых законодатель использует в рамках конституционных предписаний оценочные понятия, позволяющие правоприменителю эффективно обеспечивать баланс интересов, в наибольшей мере предназначена именно судебная власть, действующая на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия"

    Из всего многообразия проблем, возникающих при прецедентах конкретизации, остановимся на одной. Вышеприведенная позиция Конституционного Суда РФ ориентирует на поиск в конкретном деле самого точного решения с учетом конкретных обстоятельств. Но такое решение требует учета всех нюансов дела и аргументации их юридического значения. Практически это достигается далеко не всегда вследствие шаблонности мышления значительного числа (если не большинства) судей сложилась практика, типичный пример которой - дело N А60-33597/2010. Ответчиком размещены рекламные объявления с незаконным использованием товарного знака в 9 изданиях с общим тиражом 99600 экземпляров. Компенсация присуждена в размере 50 тыс. руб., но не по формулам товарный знак x 99600 экземпляров либо товарный знак x 9 объявлений <18>.

    Признавая его обязательность, арбитражный суд Пермского края по делу N А50-19637/2012, установив размещение двух товарных знаков на этикетках 55 бутылок водки, обнаруженных на складе ответчика, решением от 24.01.2012 присудил компенсацию 1 млн. 100 тыс. руб.
    Этот прецедент конкретизации был оспорен систематическим и логическим толкованием подп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ.
    Санкцию, предусмотренную подп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, законодатель именует компенсацией, подчеркивая ее правовосстановительный, а не штрафной характер. В совокупности с другими положениями ст. 1515 ГК РФ усматривается цель законодателя защитить обладателя исключительных прав на товарный знак от реальных или предполагаемых убытков, но не обогатить его за счет правонарушений. Размер вероятного дохода ответчика от реализации 55 бутылок водки с этикетками, имеющими товарные знаки истца, сопоставим с размером минимальной санкции, предусмотренной подп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, а чистого дохода - во много раз меньше. Именно поэтому истец, преследующий не правовосстановительные цели, а извлечения экономически необоснованного дохода, не требовал применения санкции, предусмотренной подп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ. Но компенсации, предусмотренные подп. 1 и 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, по смыслу отнесения их к одному виду (в п. 4 ст. 1515 ГК РФ) (логическое толкование), не должны разительно отличаться, как в данном случае, более чем в 100 раз. Расчет по формуле прецедента-компенсации (2 товарных знака x 55 этикеток x санкция, предусмотренная подп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, не ниже 10 тыс. руб.) не соответствует принципам разумности и справедливости, приносит истцу явно экономически необоснованный доход.

    Суд апелляционной инстанции Постановлением от 04.04.2013 N 17АП-2468/2013-ГК удовлетворил апелляционную жалобу ответчика и изменил решение, снизив сумму взыскания до 200 тыс. руб., указав, что нормы действующего законодательства не содержат указаний о необходимости умножения количества товарных знаков на количество материальных носителей для присуждения компенсации, и тем самым обосновал свою нормативно-правовую свободу в оценке конкретных обстоятельств дела.
    Суд кассационной инстанции Постановлением от 04.09.2013 N Ф09-7052/13 поставленную перед ним предшествующими судебными инстанциями дилемму: судебный прецедент или закон, - решил в пользу последнего, оставив без изменения решение апелляционной инстанции. Но что еще скажет Президиум ВАС РФ, куда, скорее всего, обратятся с надзорной жалобой истцы?
    В Определении от 16.12.2010 N 1671-О-О Конституционный Суд РФ указал: "Что же касается утверждения заявителя о необходимости усиления формализации признаков преступления, предусмотренного частью первой ст. 327 УК РФ, и дополнения этой нормы определением термина "официальный документ", то внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, а является прерогативой федерального законодателя", то есть отрицал для себя возможность создания прецедентов конкретизации. Хотя таковые можно обнаружить во множестве <19>.

    Судебное правотворчество при пробелах в праве неизбежно.
    Особое внимание следует обратить на две проблемы,
    - отграничение пробела от смежных явлений и определение пределов деятельности правоприменителя при пробелах в законодательстве, для чего в законе должны быть названы формальные признаки - полнокровный прецедент требует ряда формальных признаков, именно по этой причине право творить прецеденты признается за высшими судебными инстанциями
    Думается, что отсутствие пробела в коллизии норм не исключает пробела в правилах преодоления коллизий норм. Действительно, не для всех коллизий норм права законодательство содержит правила их преодоления. Но созданное прецедентом правило должно быть общеобязательным.
    Но судебное правотворчество должно быть урегулировано так же подробно, как создание нормативных правовых актов. Иначе оно изначально произвольно. Принципы создания, доведения до адресатов, обжалования норм права должны быть едины для всех форм права.

    Законодательство о судебном правотворчестве должно решать многие вопросы, часть из которых обозначены в виде комментариев к своему предложению. Этому должно предшествовать более углубленное исследование видов прецедентов.

    До решения этих вопросов, то есть в настоящем времени, в российской правовой системе судебный прецедент существует, но не столько как форма права, сколько как форма произвола, фактор неопределенности в праве.



    Заключение


    Необходим закон о порядке подготовки законодательных актов и их толковании. В принципе это могло бы быть частью законопроекта “ О нормативных правовых актах РФ”.

    Судебный прецедент связывает в механизме правового регулирования правоприменение и правотворчество. Соответственно целесообразно как законодательное закрепление возможности существования судебных прецедентов, так и ограничение (по предмету и органам) возможности их применения.

    В условиях излишней декларативности российского законодательства широкое использование судебных прецедентов способно привести к подмене законодателя судьей, что не соответствует принципу разделения властей и фактически подрывало бы законность в стране.

















    Список используемой литературы


    1.БогдановскаяИ.Ю.Прецедентное право. М., 2013.

    2.Иванов А. Прецедентное право: теперь ив России // Журнал Форбс #"justify">3.Иванов А. Гражданское право: Речь опрецеденте // Газета Ведомости #"justify">4.Власова, Т.В.Прецедентное право Англии: Теоретико-сравнительный анализ #"justify">5.Конституция Российской Федерации #"justify"> МарченкоМ.Н.Судебный прецедент: разнообразие понятий имногообразие форм проявления // Журнал российского права. 2016. №

    6. Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, №1, #"justify">7. Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, №8, #"justify">8.Судебная практика всоветской правовой системе-М., 2015.

    9.Судебная практика как источник права. М., ИГП РАН, 2013г.

    10. ХабриеваТ.Я.Толкование Конституции РФ: Теория ипрактика. М., 2014.

    11. Лапкович А. В. Судебный прецедент в российской правовой системе // Молодой ученый. 2014. №19. С. 422-424.

    13. Statsky W.P. Legislative Analysis & Drafting 2-d ed/,Pearson E.H., Jung P.M., Adams R.P. Introduction to the American Legal System, 2012.

    14. Bennion F. Statutory Interpretation/London, 2014.

    15. Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 3 - 4

    16. Подольская Н.А. К вопросу о понятии прецедента как источника права // Судебная практика как источник права. М.: Юрист, 2010. С. 150 - 152

    17. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2010; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 N 17АП-13509/2010-ГК // СПС "КонсультантПлюс".

    18. Лазарев В.В. Прецеденты Конституционного Суда. С. 327 - 329.










Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Место и роль судебного прецедента в российской правовой системе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.